Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Субъективность чувственное отражение реальности, что это такое? Понятие восприятия. Объективность и субъективность восприятия Субъективность чувственное отражение

Сегодня выпускники Новокузнецка и всей страны сдают ЕГЭ по обществознанию. А мы предлагаем вам проверить свои знания.

Это один из вариантов пробных тестов 2016 года. Если хотите проверить свои знания, пожалуйста, ответьте на вопросы. Правильные ответы мы опубликуем завтра.

ЕГЭ по обществознанию. Вариант 1

Часть 1.

Задание 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика сфер (областей культуры)

Задание 2

В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Закон, указ, постановление, нормативно-правовой акт, Конституция.

Задание 3

Ниже приведен список терминов, обозначающих религии. Все они, за исключением двух, монотеистические. Найдите два термина, не соответствующих общему ряду слов.

Задание 4

Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 5

Установите соответствие между социальным фактом (обозначено буквами) и сферой общественной жизни, к которой этот факт относится (обозначено цифрами).


А Б В Г Д

Задание 6

В небольшом городке только одна компания обеспечивает поставки электроэнергии, отопления, воды в дома жителей. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 7

Выберите из приведённого ниже списка факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 8

Установите соответствие между примером (обозначено буквами) и видом налога (обозначено цифрами).


Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.
А Б В Г Д

Задание 9

В связи с катастрофическим падением мировых цен на нефть, нефтедобыча и всякая другая, связанная с нефтью деятельность, существенно сократилась. Тысячи нефтяников в американских «нефтяных» штатах пострадали и остались без работы.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики возникшей безработицы.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 10

На графике отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса D переместилась в новое положение D 1. (P - цена товара, Q - объем спроса товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такие изменения?

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 11

В обществе действуют различные социальные нормы. Какие из приведенных примеров иллюстрируют проявление корпоративных социальных норм?

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 12

В одном из регионов социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какая мера должна стать первостепенной со стороны государства в процессе перехода страны к рыночной экономике?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.


Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 13

Многие исследователи выделяют государство как центральный институт политической системы. Выберите правильные признаки, которые подтверждают это суждение.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 14

Установите соответствие между формой государства (обозначено буквами) и критерием классификации, по которым она выделена (обозначено цифрами).


Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.
А Б В Г Д

Задание 15

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации - парламента Российской Федерации. Выберите ответы, обозначающие полномочия этого органа согласно статье 102 Конституции Российской Федерации.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 16

Найдите в приведённом списке отличительные признаки правового государства.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 17

Установите соответствие между примером юридического факта (обозначено буквами) и его видом (обозначено цифрами).


Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.
А Б В Г Д

Задание 18

Выберите обстоятельства, при которых гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 19

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Человеческие знания отличает многообразие видов и форм. (Б) Одной из форм знаний выступают знания мифологические. (В) Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. (Г) Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. (Д) Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений

Установите соответствие между положением (обозначено буквами) и его характером (обозначено цифрами). Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.

А Б В Г Д

Задание 20

Заполните пропуски (обозначено буквами) необходимыми по смыслу терминами из списка (обозначено цифрами). Слова в списке даны в именительном падеже.

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место (А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные (Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и (В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения (Г) философии. В качестве (Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной (Е) , общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список слов и словосочетаний
1) предметы
2) субъект
3) социальная группа
4) жизненные позиции
5) человек
6) рассудок
7) способности
8) представления
9) основной вопрос

Запишите результаты в таблицу. Каждое слово может быть использовано только один раз.

А Б В Г Д Е

Часть 2.

Социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями... Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки - это установившаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), которые свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих...

В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи - неписаные правила поведения.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция - всё то, что унаследовано от предшественников... Традиционными могут стать встречи бывших одноклассников, однополчан, подъём национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие - в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом.

(В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин)

Задание 22

Какие два ограничения социализации рассмотрел автор? Какие факторы, по его мнению, обуславливают успешную социализацию?

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

(К. Смелзер)

Задание 23

Приведите три примера, иллюстрирующие влияние правосознания на законопослушное поведение граждан.

Правосознание - это отношение людей к праву...

Ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.Различаются правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют - но все они влияют! - на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.

Среди видов и форм правосознания выделяется как раз правовая идеология - активная часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны...

В связи с правосознанием и правовой идеологией - кратко о правовой культуре. Правовая культура - это общее состояние «юридических дел» в обществе, т.е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации. Правовая культура - явление более широкое и ёмкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре - высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всём «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т.д.).

(С. С. Алексеев)

Задание 24

Предположите, почему государство участвует в регулировании брачносемейных отношений граждан. Используя текст и знания курса, выскажите три предположения и поясните каждое из них.

Статья 27.

1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных (законом), а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

2. Признание брака недействительным производится судом.

3. Суд обязан в течение трёх дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

4. Брак признаётся недействительным со дня его заключения

Статья 29 .

1. Суд может признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению.

2. Суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключённого с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга, а также при отсутствии его согласия на признание брака недействительным.

3. Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью.

4. Брак не может быть признан недействительным после его расторжения, за исключением случаев наличия между супругами запрещённой законом степени родства либо состояния одного из супругов в момент регистрации брака в другом нерасторгнутом браке

Статья 30.

1. Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

2. К имуществу, приобретённому совместно лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о долевой собственности. Брачный договор, заключённый супругами... признается недействительным.

3. Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение трёхсот дней со дня признания брака недействительным.

4. При вынесении решения о признании брака недействительным суд вправе признать за супругом, права которого нарушены заключением такого брака (добросовестным супругом), право на получение от другого супруга содержания, а также признать действительным брачный договор полностью или частично.

Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причинённого ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.

5. Добросовестный супруг вправе при признании брака недействительным сохранить фамилию, избранную им при государственной регистрации заключения брака.

(Извлечение из Семейного кодекса РФ)

Задание 25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об институтах политической системы, и одно предложение, раскрывающее роль СМИ в политической системе общества.

Задание 26

С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.

Задание 27

В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.

Задание 28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Как организована власть в демократическом государстве?». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29

Напишите эссе на одну из предложенных тем.

29.1. Философия «Наука - это кладбище гипотез». (А. Пуанкаре)

29.2. Экономика «Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы». (Б.С. Ерасов)

29.3. Социология, социальная психология «Каждый человек отличается от другого и с каждым днём отличается от себя». (А. Поп)

29.4. Политология «Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень)

29.5. Правоведение «Цель наказания не мщение, а исправление». (А.Н. Радищев)

На выполнение экзаменационной работы выпускникам отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Исходным в познании выступает чувственное отражение, именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.

Органы чувств человека - продукты не только истории природы, но и всемирной истории. В становлении и развитии органов чувств человека важнейшую роль на протяжении всей истории человечества играла и продолжает играть до сих пор общественная практика. Так, ювелиры могут видеть тончайшие различия драгоценных камней, дегустаторы чая - улавливать незаметные для простых смертных особенности во вкусовых характеристиках разных сортов чая.

Чувственное отражение выступает в трех основных формах - в виде ощущений, восприятий и представлений. Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д.

Высшей формой чувственного отражения является представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти.

В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали.

При этом на уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, имеющая громадное значение в процессе творчества, какой является воображение- способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.

Представление стоит как бы на рубеже, на перепутье между чувственным отражением и абстрактным мышлением. Оно еще идет непосредственно от чувственного материала и строится на нем, но в представлении уже присутствует и абстрагирование от всего второстепенного, мало значимого и т.д.

Чувственное отражение - необходимая ступень познания, непосредственно связывающая сознание с внешним миром.

Завершая характеристику чувственного отражения действительности, укажем основные моменты, характеризующие его роль и место в познавательном процессе.

Прежде всего органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению.

Они дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта.

Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств.

Наконец, регулирование предметной деятельности обеспечивается прежде всего с помощью чувственных образов.

Эту характеристику можно дополнить и тем, что к числу достоинств чувственного отражения относится и его образность, а также непосредственная данность его образов и их яркость.

Но чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности.

Однако потребности практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным - общего, за внешним - внутреннего, за явлением - сущности и т.д.

Практика, таким образом, требует перехода, скачка от чувства к мысли, от чувственного отражения к абстрактному мышлению или рациональному познанию, которое преодолевает отмеченные выше ограниченности чувственного отражения.

Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны.

Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете.

В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.

Введение

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Рассмотрим играющего на лужайке щенка. Он имеет определенную форму, размеры и окраску; в каждый момент времени он занимает в пространстве определенное место, находящееся от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным; он выглядит как плотное тело, т. е. как объект, у которого можно потрогать только поверхность, в отличие, скажем, от воды или неба. Окраска щенка является свойством поверхности его тела, т. е. его поверхность имеет цвет. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что щенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его лай, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства, фактически из того места, в котором мы видим щенка. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами - щенок. Воспринимаемые качества, такие, как цвет, размер и т. п. остаются постоянными и не зависят от того что, например, изображение на сетчатке глаз постоянно меняется. Так, нам не кажется, что в тени щенок меняет свою окраску или что его размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, приближается или удаляется он от нас.

Это можно объяснить тем, что процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: щенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия). Все это ведет не совсем адекватному восприятию, к искажению воспринимаемого объекта, в том числе ведет и к искажению зрительного образа, к появлению так называемых иллюзий зрения.

Ощущение - отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.

1. Отличие восприятия от ощущений

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы “привязаны” к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия.

2. Виды восприятия

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют осязательное, зрительное и слуховое восприятие.

2. 1. Осязательное восприятие

Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются “луковички”, разбросанные в толще кожи. Аппаратом болевых ощущений являются свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые сигналы, периферическим аппаратом ощущений прикосновения и давления – своеобразные нервные образования, известные как тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини, также расположенные в толще кожи. Только что перечисленные рецепторные аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно: чем более тонкая чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе говоря, тем более высока их чувствительность. Тонкость чувствительности различных поверхностей тела обеспечена не только густотой распределения периферических рецепторов в соответствующих участках кожи, но и относительной площадью тех областей постцентральных отделов коры головного мозга, куда приходят волокна от соответствующих участков периферии. Чем более тонкую функцию выполняет тот или иной участок кожи, тем большую площадь занимает его проекция в коре головного мозга. Наиболее сложные формы осязательной чувствительности – ощущение локализации прикосновения, различительная чувствительность (ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким участкам кожи), ощущения направления натяжения кожи (если кожу предплечья ведут к кисти или от нее), ощущения формы, которая наносится прикосновением острия делающего на коже фигуру круга или изображение цифры. К сложным формам относится и глубокая чувствительность, позволяющая опознать, в каком положении находятся пассивно огибаемая рука или придать правой руке то положение, которое пассивно придается левой руке. В осуществлении этих видов чувствительности принимают участие сложные вторичные зоны постцентральных отделов коры. Для исследования различных видов чувствительности используют разные приемы, например: опыт Тэйбера, при котором исследующий одновременно прикасается к двум симметричным точкам груди или лица. Поражение одного из полушарий выявляется в том, что больной, хорошо улавливающий каждое отдельное прикосновение, игнорирует одно из прикосновений к симметричным точкам, если оба прикосновения даются одновременно.При этом обычно выпадает ощущение прикосновения к точке, противоположной пораженному полушарию.

Согласно мнению психологов, взаимодействие индивида со средой может осуществляться лишь в том случае, если он имеет свою, индивидуальную "картину происходящего". Субъект, беспристрастно формируя образ объекта, осуществляет процесс психического отражения. Причем под образом объекта в данном случае понимаются свойства, явления, события внешнего или внутреннего мира. Что же все-таки такое психическое отражение и в чем его смысл для субъекта и для человека в первую очередь?

Суть психического отражения.

В рамках советской психологической школы изучением отражения занимались представители культурно-исторической концепции. Психическое отражение там понимается как ориентировочно-регулирующий процесс формирования условий, в которых происходит деятельность. Результатом такого отражения психики является образ, т.е. субъективная совокупность данных о внешнем или внутреннем мире, позволяющая направить деятельность на удовлетворение потребности. Здесь следует внести важное замечание: психическое отражение - это всегда процесс, безраздельно связанный с самим субъектом. Образ он на то и индивидуальный, что без субъекта, его создавшего, смысла не имеет. Кроме того, образ не статичен, он существует лишь в момент непосредственно процесса отражения психическими процессами. Они же, в свою очередь, нераздельны и не изолированы между собой. Представления о процессах психики как о "мышлении", "восприятии" или "воображении" является лишь моделью психики, в реальности она целостна и едина.

Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности.

Б. Ф. Ломов выделял уровни психического отражения:

  1. Сенсорно-перцептивный - это базовый уровень построения психических образов, в процессе развития возникающий в первую очередь, однако не теряющий актуальности в последующей деятельности. Субъект, основываясь на информации, поступающей благодаря стимуляции реальными объектами, выстраивает собственную тактику поведения. Проще говоря, стимул вызывает реакцию: событие, происходящее в реальном времени, влияет на последующее действие субъекта, обуславливает его.
  2. Уровень представлений. Образ может возникнуть без непосредственного влияния объекта на органы чувств субъекта, т.е это воображение, память, За счет многократного появления объекта в зоне восприятия субъекта, некоторые наиболее важные особенности первого запоминаются, отсеиваются от второстепенных, отчего возникает образ, независимый от непосредственного наличия раздражителя. Человек учится оперировать уже образами объектов, условно говоря, виденных некогда ранее, не представленных в текущей ситуации. Основная функция этого уровня психического отражения: планирование, контроль и коррекция действий во внутреннем плане, составления эталонов.
  3. Вербально или речемыслительный уровень. Операции этого уровня еще менее связаны с событийным рядом актуального времени. Индивид оперирует логическими понятиями и приемами, сложившимися в ходе культурно-исторического развития человечества. Абстрагируясь от собственного непосредственного опыта, от воображения и памяти о событиях, имевших место в его жизни, он ориентируется и строит деятельность, опираясь на опыт человечества в целом. Тех и умозаключений, что были произведены не им. Это предоставляет возможность планировать и регулировать события различной направленности и временной удаленности, вплоть до планирования жизненного пути личности.

Несмотря на значительную разницу между третьим и первым, начальным уровнем: процессы чувственной и рациональной регуляции деятельности непрестанно перетекают из одного в другой, формируя психическое отражение в многообразии его уровней и образов.

Ощущения - перв и чные образы определенных свойств действительности - прямо или косвенно вк л ю­чаются в формирование всех (в том числе и обобщен ных) мы с ленных образов. Они связаны с непосредственным воздействием объекта на о рганы чувств и по своей сути репродуц и руют действитель н ость. Будучи результатом непосредственного взаимодействия объекта и субъекта, результатом более или менее прямого воздействия объекта на органы чувств человека, ощущение отражает свойства этого объекта. Оно не тождественно физичес к ом у вза и модействию, но несет в себе мощный заряд об ­ разности. Зависимость ощущений от “внесенсорных факторов” (мотивации, интересов и прочих) становится все более значимой в развитых формах чувственного отображения действительности, приобретая самостоятельную ценность в рамках воображения.

Воображение, создавая наглядные образы, вбир а ет в себя ощущения. Но п ри этом воображение оп и рается на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Кроме того, воо б ражение з ависит от ра з вития той или иной формы чув с твительности, и ощущения участвуют в формировании образов воображения бла г одаря тому, что они сп о собствуют накопл е ­нию и н формации об объекте, то е сть обеспечивают субъекта материалом, ком б инаторные преобразования ко­торого о б разуют содержание воображаемых образов.

Однако воображение не является продуктом дея­тельности органов чув с тв. Воображение - про д укт преобразования прежде всего функциональ н ых харак­теристик отображения. Такое преобразование - на уров н е ощущений - происход и т, например, когда деятельность одних органов чувств, включаясь в деятельность друг и х, перестра и вает характерную и для тех и для других систему организации опыта. Однако решающую и синтезирующую роль в такой перестройке играют не отдельные взаимо­влияния, а вся целостная организация жизнедеятель­ности челов е ка. Субъект как бы ставит под к о нтроль работу органов воспр и ятия, что позво­ляет актуали з ировать необходимые ему отношения , а также перестраивать их в соответствии с задачами и потребностями деятельности.

В отличие от ощущений восприятие воспроизводит ц елостность объекта: его пространственные и вре м енные границы, форму, величину, объем и т. д. Восприя­тие - образ предмета в целом, в нем уже весьма пол­но раскрываются смысловые характеристики предмет­ности и за счет этого возрастают константность обра за и его адекватность.

В ходе восприятия субъект способен конструировать целые комплексы непосредственно не данных параметров объекта. При этом не только усложняется образ объекта, но и развивается способность субъекта отображать объективные характеристики действительности путем “достраивания” представленного в ощущениях содержания. Для целостности восприятия недостаточно лишь чувственного впечатления, и в этом выражается преобладающее значение смысловой стороны в образах восприятия. Если в рамках ощуще н ий активность их смысловой стороны обн а ру ­ живает себя главным образом в констатации или от­сутствии констатации факта ощущения, то в воспр и я­тии эта акт и вность реализуется как способность “до­страивать” образ, видеть в части цело е, актуал изи ро­вать содержание образа без пр я мого стимульного в оздействия.

Так, например, способность к восприятию изображений на плоскости геометрических фигур как объемных формируется только на определенном историческом этапе развития. С выработкой жизнен­но необходимых механизмов отражения обычных предметов складывается и восприятие изображения геометрических фигур, рисунков. Человек начинает объемно отображать плоскостные и з ображения. Н о это еще не свидетельствует о наличии в процессах восприятия самостоятельного пласта воображения. В данном случае имеет место феномен активно с ти восприятия.

Элементы воображения как такового обнаруживают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда наряду со способностью функционально “до­страивать” образы непосредств е нно или опосре д ован­но данных объектов явственно обнаруживается спо­собность человека раскрывать для себя функцио­нальную значимость (практическую, эсте­тическую, нравств е нную и прочие) воспринимаемых объектов и делать саму эту значимость предметом осо б о­го рассмотрения и специальных процедур. Воображение предполагает, что участие функционально-деятельнос т ных смыслов в процессах формирования образо в ста н ов и тся достоян ие м сознания и особого рода деятельности человека. “ Отстраняясь” от конструируемого образа, субъект вооб­ р ажения сам сознательно “достраива е т” или “строит” из чувственной материи то, что требу е тся “по смыс­лу” с его точки зрения. Эта способность предполагает, что субъект способен представить с е бе основание данного фрагмента своей собст в ен н ой д е ятельно с ти и “стать выше” имеющихся оснований.

Тот факт, что в восприятии человек способен п о данным отдельным элементам “ достраивать” недо­стающие стороны объекта, “ в ид е ть” целое при р е альной доступности лишь его частей, с видетельствует о развитии предметно-деятельностных х арактеристик чувственных образов. Усложненность таких образов, включенность в н и х опыта индив и дуальной и коллективной деятельности есть про ­я вление во з никающего воображения, поскольку ос ­ мысленное обращение к опыту прошлой деятельност и и учет его вл и яния на восприятие, как правило, определяются сознательно сформулирован н ыми з адач а м и деятельности. Но сущность воображения, заро ж дающегося в первичных образах, заключается не в способности узнавать целое по части восприним а емого явле н ия или формировать образ отсутствую щего предмета, а в том, что обра з ы воображения сознат ел ьн о п родуцируются человек о м. Это значит, что воображени е разверты в ается в плане сознания. Это значит также, что воо б ражение есть деятельность, в которую в то й или иной форме созн а ­тельно “ в к л ю че н” сам воображающий человек, в кото­рой выражено его отношение к действительности, лежащее в основе деятельности воображения. С у бъ­ект в процессе воображения делает свои собст в ен н ые установки, мотивы, желания предметом своей активности.

Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих (социальных, культурных и прочих) осно­ваний этой деятельности.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции