Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Византийские походы русских князей. Поход руси против Византии (830-е годы)

- военные походы русских князей в 9-11 вв. на владения Византийской империи .

Первым из византийских городов подверглась нападению крымская Сутдея (Сурож). Сведения об этом походе русов во многом легендарны. В Житии Стефана Сурожского рассказывается, что в кон. 8 или в самом нач. 9 в. на Сугдею напало войско новгородского князя Бравлина. Русы 10 дней осаждали город, а затем штурмом взяли его, "изломав железные врата".

В 860 г. 200 русских кораблей подошли к Константинополю (Царьграду). После переговоров русские князья согласились взять богатые дары и отступили от стен города.

В 866 г. поход на Византию, согласно летописям, возглавили киевские князья Аскольд и Дир. Впрочем, ученые установили, что имена Аскольда и Дира в летописный рассказ были вставлены позднее. Близ Константинополя русские ладьи попали в бурю, получили сильные повреждения и повернули обратно.

В 907 г. в поход против греков выступил князь Олег. Он собрал огромное войско, состоявшее из воинов всех подвластных ему племен и народов. К далекому Константинополю войско двигалось конными полками по суше и на больших ладьях по морю. Общее число ладей, если верить летописцу, достигало 2000. Под стенами Царьграда Олег повелел поставить ладьи на колеса и приблизился к городу. Напуганные видом "переплывающих сушу" кораблей, греки поспешили заключить мир с Олегом. Согласно легенде, Олег повесил на вратах Царьграда свой щит.

В 941 г. в поход на Византию отправился князь Игорь. Собранный им ладейный флот достиг Босфора. Но византийцы с помощью "греческого огня" уничтожили многие ладьи Игоря, вынудив его отступить. В 944 г. князь Игорь собрал еще более многочисленное войско, призвал варяжские дружины, нанял печенежское конное войско. Византийский император Роман I Лакапин поспешил направить навстречу Игорю посольство для переговоров о мире. Послы встретили русское войско уже на Дунае. После совета со своей дружиной князь, взяв с греков богатые дары, согласился прекратить поход и возвратился в Киев.

В 968 г. князь Святослав Игоревич, разгромив болгарское войско, стал готовить поход против Византии. Весной 970 г. он перешел через Балканские горы, штурмом взял Филиппополь (Пловдив) и дошел до Аркадиополя. Дружинам его оставалось всего 4 дня пути до Царьграда. В битве с наспех собранной армией византийцев Святослав одержал победу, но, потеряв много воинов, не пошел дальше, а, взяв с греков "дары многие", вернулся назад в Болгарию.

Византийский император Иоанн Цимисхий собрал огромное войско и новый флот. С помощью флота весной 971 г. он занял устье Дуная и отрезал Святослава от далекой Руси. Сухопутная армия византийцев двинулась в Болгарию. С тяжелыми боями дружины Святослава отошли к крепости Доростол. 23 апреля 971 г. под стенами крепости они дали бой грекам, отбив за день 12 атак. 22 июля 971 г. начался последний бой. Собрав воинов, Святослав произнес знаменитые слова: "Мертвые сраму не имут". Когда воины Святослава начали одолевать в упорной и долгой сече, поднявшийся сильный ветер ударил им в лицо, запорошив глаза песком и пылью. Князь вынужден был отступить и начать переговоры о мире. Заключив мир, Святослав пошел к Киеву и был убит на обратном пути печенегами.

В 988 г. в поход на византийскую колонию в Крыму Херсонес (на Руси называвшийся Корсунем) выступил киевский князь Владимир Святославич. Подойдя к городу на ладьях, его войско встало лагерем на расстоянии полета стрелы от крепостных стен. Город был хорошо укреплен и взять его удалось лишь после предательства Анастаса Корсунянина.

Последний крупный поход против Византии совершил внук Владимира Святославича - Владимир Ярославич. В 1043 г. он был послан против греков Ярославом Мудрым в ответ на вероломное убийство в Царьграде знатного русича. Однако на этот раз поход закончился поражением. У маяка Искресть при входе в Босфор русские ладьи были атакованы византийскими кораблями, метавшими в них "греческий огонь". Многие поврежденные ладьи были выброшены на берег. Находившиеся на них воины, во главе с воеводой Вышатой, начали отступление по берегу. Владимиру удалось спасти часть судов, уничтожив высланные вдогонку за ним 24 корабля византийцев. Но отступавший по берегу Черного моря отряд Вышаты (ок 6 тыс. воинов) у г. Варны был окружен византийской армией и сложил оружие. По обычаю греки ослепили всех попавших к ним в плен русичей. Лишь через несколько лет после примирения киевского князя с византийским императором пленные были отпущены на родину.

Русско-византийская война 1043 года

Византия: Пропонтида и Фракия

Победа Византии

Противники

Византийская империя

Древнерусское государство

Командующие

Константин IX Мономах

Владимир Ярославич

Военачальники:

Катакалон Кекавмен

Василий Феодорокан

Иоанн Творимирович

Силы сторон

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Русско-византийская война 1043 года - неудачный морской поход в 1043 году русских войск под началом сына киевского князя Ярослава, Владимира Ярославича, на Константинополь.

Русский флот был разгромлен, до 6 тысяч воинов были уничтожены или попали в плен. Однако к 1046 был заключён мир, скреплённый браком князя Всеволода Ярославича, сына киевского великого князя, и дочери византийского императора Константина Мономаха.

Предыстория

После взятия князем Владимиром Херсонеса в 989 году, его брака с византийской царевной Анной иКрещения Руси Русь стала союзником Византии. На службе императоров постоянно находился русский корпус, самый многочисленный среди других воинских контингентов из чужеземцев. Не позже 1016 года возник русский монастырь на Афоне. В том же году византийцы совместно с братом Владимира Сфенгом подавляют восстание стратига Херсонеса Георгия Цула в Крыму.

Напряжённость в отношении между двумя государствами начинает проявляться после воцарения в июне1042 императора Константина Мономаха. Начало правления Константина отмечено мятежом войск под началом Георгия Маниака в Италии, известно, что под его началом сражались и русско-варяжские отряды. По версии академика Г.Г. Литаврина Константин распускает военные отряды, пользовавшиеся особым расположением прежнего императора Михаила V, возможно пытается расформировать варяжско-русский корпус. Проявлением этого стало желание известного викинга Харальда Сурового, представителя норвежской правящей династии, вернуться на родину. Однако Константин не только отказывает, но согласно сагам бросает Харальда в тюрьму. Тому удаётся бежать на родину через Русь, где княжил дружественный ему Ярослав.

Возможно с этими же событиями связано разорение пристани и складов русского монастыря на Афоне.

Поводом к войне, по сообщению Скилицы, стало убийство на рынке Константинополя знатного русского купца («знатного скифа »). Император Константин послал послов с извинениями, но их не приняли.

Михаил Пселл утверждает, что русы готовились к войне с Византией ещё при прежних императорах, но решили пойти в поход при воцарении Михаила V из-за извечной «злобы и ненависти к Ромейской державе ». Однако Михаил правил всего 4 месяца, его сменил Константин:

Ход военных действий

Ярослав I Мудрый послал в поход на ладьях войско под началом своего старшего сына Владимира, княжившего в Новгороде. Воеводами к нему приставил Вышату и Ивана Творимирича.

Скилица оценивает русское войско в 100 тыс. воинов, однако другой византийский историк XI века,Михаил Атталиат, указал численность русского флота в 400 кораблей.

Константин узнал о предстоящем походе уже весной 1043 и принял меры: выслал из Константинополя русских наёмников и купцов, а стратигу фемы Паристрион Катакалону Кекавмену поручил охранять западные берега Чёрного моря. В июне 1043 года флот князя Владимира прошёл Босфор и стал в одной из бухт Пропонтиды, недалеко от Константинополя. По свидетельству Пселла русские вступили в переговоры, запросив по 1000 монет на корабль. По словам Скилицы император Константин Мономах первым начал переговоры, которые ни к чему не привели, так как русские запросили по 3 литры (почти 1 кг) золота на воина.

Сражение у маяка Искресту

Император собрал в одной гавани все военные корабли, оставшиеся после пожара 1040 года, и грузовые суда, посадив на них воинов и вооружив камнемётами и «греческим огнём». Русский флот выстроился в линию напротив греческого, большую часть дня стороны бездействовали. Император наблюдал за ходом действий с высокого холма с берега. По его команде бой начал Василий Феодорокан с 3 триерами (с 2 по словам Пселла, лично наблюдавшего ход сражения). Русские ладьи окружили большие корабли византийцев: воины пытались продырявить корпуса триер копьями, греки метали в них копья и камни.

Радзивиловская летопись лист 187. Русско-византийская война 1043 года: «Вышату же схватили вместе с выброшенными на берег, и привели в Царьград, и ослепили много русских. Спустя три года, когда установился мир, отпущен был Вышата на Русь к Ярославу. В те времена выдал Ярослав сестру свою за Казимира, и отдал Казимир, вместо свадебного дара, восемьсот русских пленных, захваченных еще Болеславом, когда тот победил Ярослава. В год 6552 (1044). Выкопали из могил двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, и окрестили кости их, и положили их в церкви святой Богородицы, В тот же год умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его»,

Когда византийцы применили «греческий огонь», русские стали спасаться бегством. По словам Скилицы Василий Феодорокан сжег семь русских судов и три потопил вместе с командой. Из гавани выступил основной флот византийцев. Ладьи отступили, не принимая боя. В этот момент разразилась буря, последствия которой описал Михаил Пселл:

С бури начинает рассказ о неудачном походе «Повесть временных лет», умалчивая о произошедшем морском сражении. Восточный ветер выкинул на берег до 6 тысяч воинов, потерпел крушение и княжеский корабль. Князя Владимира принял к себе воевода Иван Творимирич, они с дружиной решили пробиваться домой морским путём. Воевода Вышата наоборот, высадился на берег к воинам со словами: «Если буду жив, то с ними, если погибну, то с дружиной »

Император послал в погоню за русскими 24 триеры. В одной из бухт Владимир атаковал преследователей и разбил их, возможно во время береговой стоянки, после чего благополучно вернулся в Киев. Другая часть русов, возвращавшихся на Русь пешком вдоль побережья Чёрного моря, была перехвачена около Варны войсками стратига Катакалона Кекавмена. Воевода Вышата вместе с 800 воинами попал в плен. Почти все пленники были ослеплены.

Заключение мира

Мир был заключён через три года, согласно ПВЛ, то есть в 1046 году. Воевода Вышата был отпущен и вернулся в Киев, ущерб монастырю в Афоне возмещён. Заинтересованность Византии в мире была вызвана новой угрозой её северным границам. С конца 1045 года печенеги стали совершать набеги на болгарские владения империи.

Русь снова становилась союзником Византии, уже в 1047 году русские отряды сражались в составе её армии против мятежника Льва Торника. Более того, вскоре союз был скреплён браком князяВсеволода Ярославича с византийской царевной, которую русские летописи называют дочерью императора Константина Мономаха (см. Мономахиня). Брак значительно повысил престиж державы Рюриковичей: после этого уже не великий князь Ярослав безуспешно пытается сосватать своих дочерей за европейских монархов, а сам принимает брачные посольства.

Версия о продолжении войны в Крыму

Известный историк древнерусского искусства В. Г. Брюсова предположила, что было продолжение кампании в 1044 году, в ходе которой русскими был взят греческий Херсонес (Корсунь), и что именно это и заставило империю пойти на уступки. В пользу своей гипотезы Брюсова приводит следующие аргументы:

  • По сообщению епископа Шалонского Роже, побывавшего в Киеве в 1049, Ярослав рассказал ему, что он лично перенёс мощи св. Климента и Фива из Херсонеса в свою столицу. Мощи могли быть взяты только в качестве военного трофея.

Данное свидетельство противоречит сообщению ПВЛ о захвате этих мощей в Херсонесе князем Владимиром Крестителем в 988. Нахождение мощей Климента в Киеве подтвердил хронист Титмар Мерзебургский, умерший в 1018.

  • В Киеве при Ярославе появляется множество предметов круга памятников искусства Причерноморья. В Новгороде до наших дней сохранилось большое количество «Корсунских древностей»: врата, украшающие вход в Рождественский придел Софийского собора и орнаментованные мотивом процветшего креста (характерен для Херсонесского искусства), иконы Корсунской Богоматери, «Пётр и Павел», «Спас-Мануила». Все они византийского происхождения и относятся в XI веку. В XVI-XVII вв. в Новгороде существовала легенда, что Корсунские древности привезены новгородцами в качестве трофеев из Херсонеса. Софийский собор был заложен в 1045, что связывается с победой в 1044 и для размещения добытых церковных ценностей.

Так называемые «Корсунские врата» изготовлены в Магдебурге в 1153 и предназначались для собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке. В.В. Мавродин считает, что ворота были взяты новгородцами в походе 1187 года на шведскую Сигтуну. А. Поппе предположил, что «Предания о корсунских древностях» должны были укрепить позицию новгородских владык в русской церковной иерархии.

  • В Софийской летописи, Новгородской IV и близких к ним рассказ о походе 1043 начинается словами «паки» («снова») или присутствует две одинаковых записи о нём. Брюсова допускает, что «снова» относилось к повторному походу 1044 года, упоминание о котором было убрано переписчиком.
  • По мнению Брюсовой невозможно было заключить в 1046 году мирный договор с Византией и затем династический брак с дочерью Константина Мономаха без решительной военной победы. Отсутствие каких-либо упоминаний в источниках о 2-м походе Брюсова объясняет конфликтом княжеских интересов, будто бы другие князья были не заинтересованы в упоминании победы Владимира Ярославича над греками. Также Брюсова предполагает смешивание в сознании летописцев личности Владимира Ярославича с более известными князьями Владимиром Крестителем, совершившим поход в 989 на Корсунь, и Владимиром Мономахом

Русско-византийские войны - это серия военных конфликтов между Древнерусским государством и Византией в период со второй половины IX века до первой половины XI века. По своей сути, эти войны не были войнами в полном понимании этого термина, а скорее - походами и набегами.

Первым походом Руси против Византийской Империи (с доказанным участием русских войск) стал набег в начале 830х годов. Точная дата нигде не указана, но именно на 830-ые годы указывает большинство историков. Единственное упоминание о походе есть в «Житии святого Георгия Амастридского». Славяне напали на Амастриду и разграбили ее - это все, что можно извлечь из творчества предположительно патриарха Игнатия. Остальные сведения (как, например, русы попытались вскрыть гроб Святого Георгия, но у них отнялись руки и ноги) не выдерживают никакой критики.

Следующим было нападение на Царьград (Константинополь , современный Стамбул, Турция), которое произошло в 866 году (согласно Повести временных лет ) или 860 году (согласно европейским хроникам).

Предводитель этого похода нигде не указан (как и в походе 830х годов), но мы почти наверняка можем утверждать, что это были Аскольд и Дир. Набег был совершен на Константинополь со стороны Черного моря, чего византийцы не ожидали. Надо отметить, что в то время Византийская империя была сильно ослаблена продолжительными и не слишком успешными войнами с арабами . Когда византийцы увидели по разным данным от 200 до 360 кораблей с русскими воинами, они заперлись в городе и не предприняли попыток отбить атаку. Аскольд и Дир спокойно разграбили все побережье, получив добычи более чем достаточно, и взяли Царьград в осаду. Византийцы были в панике, поначалу они даже не знали, кто на них напал. После полуторамесячной осады, когда город фактически пал, и его могли взять несколько десятков латников, русы неожиданно покинули побережье Босфора. Точная причина отступления неизвестна, но Константинополь чудом уцелел. Автор хроник и очевидец событий патриарх Фотий описывает это с бессильным отчаянием: «Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия … город не взят по их милости … и бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство…»

Существует три версии причины отхода:

  • опасение прибытия подкрепления;
  • нежелание втягиваться в осаду;
  • заранее продуманные планы в отношении Царьграда.

Последнюю версию «хитрого плана» подтверждает то, что в 867 году русы прислали посольство в Константинополь, и с Византией был заключен торговый договор, более того - Аскольд и Дир совершили первое крещение Руси (неофициальное, не такое глобальное как крещение Владимира).

Поход 907 года указан только в нескольких древнерусских летописях, в византийских и европейских его нет (либо они утрачены). Тем не менее, заключение нового русско-византийского договора в результате похода доказано и сомнений не вызывает. Это был тот самый легендарный поход Вещего Олега , когда он прибил свой щит к вратам Константинополя.

Князь Олег напал на Константинополь 2000-ми ладей с моря и всадниками с суши. Византийцы сдались и результатом похода стал договор 907 года, а затем и договор 911 года.

Неподтвержденные легенды о походе:

  • Олег поставил свои корабли на колеса и по суше с попутным ветром двинулся на Царьград;
  • греки запросили мира и вынесли Олегу отравленную пищу и вино, но тот отказался;
  • каждому воину греки заплатили по 12 золотых гривен, плюс отдельные выплаты всем князьям - Киева, Переяславля, Чернигова, Ростова, Полоцка и других городов (правдоподобно).

В любом случае, тексты договоров 907 и 911 года, включенные в «Повесть временных лет », подтверждают факт похода и его успешный результат. После их подписания торговля Древней Руси вышла на новый уровень, а русские купцы появились в Константинополе. Таким образом, его значение велико, даже если бы он задумывался как обыкновенный грабеж.

Причины двух походов (941 и 943 гг.) князя Игоря на Константинополь точно не известны, вся информация мутная и частично достоверная.

Существует версия, что русские войска помогали византийцам в конфликте с Хазарским каганатом (иудеями), который репрессировал греков на своей территории. Поначалу боевые действия развивались успешно, но что-то произошло после поражения русских в районе Керченского пролива у Тмутаракани (какие-то переговоры с элементом шантажа), и древнерусское войско вынуждено было пойти походом против Византии. Кембриджский документ гласит: «И пошел тот против воли и воевал против Кустантины на море четыре месяца…». Кустантина - это, конечно же, Константинополь. Как бы то ни было, русские оставили евреев в покое и двинулись на греков. В сражении у Константинополя византийцы познакомили князя Игоря с «греческим огнем» (зажигательная смесь из нефти, серы и масла, которую с помощью мехов - пневматическим способом - выстреливали через медную трубу). Русские корабли отступили, и их поражение окончательно оформил начавшийся шторм. Второй поход византийский император Роман предупредил сам, послав к Игорю посольство с целью вернуть мир. Мирный договор был подписан в 944 году, результатом конфликта стала ничья - ни одна из сторон ничего не приобрела, кроме возврата мирных отношений.

Приблизительно с таким же итогом закончился и русско-византийский конфликт 970-971 годов во время княжения Святослава . Причиной стали разногласия и взаимные претензии на территории Болгарии. В 971 году князь Святослав подписал мирный договор, а по возвращении домой был убит печенегами. После этого большая часть была присоединена к Византии.

В 988 году князь Владимир Великий осадил Корсунь (Херсонес - современный Севастополь), который был под властью Византии. Причина конфликта неизвестна, но результатом стала женитьба Владимира на византийской принцессе Анне, а в итоге - полным крещением Руси (Корсунь, конечно же, пал).

После этого на долгие годы в отношениях Руси и Византии воцарился мир (если не считать нападения 800 ренегатов в 1024 году на византийский остров Лемнос; все участники похода были убиты).

Поводом для конфликта 1043 года стало нападения на русский монастырь в Афоне и убийство знатного русского купца в Константинополе. События морского похода были идентичны походу Игоря, включая шторм и греческий огонь. Руководил походом князь Ярослав Мудрый (Мудрым его назвали не за это сражение, а за введение «Русской правды» - первого свода законов). Мир был заключен в 1046 году и скреплен браком сына Ярослава (Всеволода) с дочерью византийского императора.

Отношения Руси всегда были тесно связаны с Византией. Обилие конфликтов объясняется становлением государственности Руси в тот период (так было и у древних германцев и франков с Римской Империей , и у многих других стран на этапе становления). Агрессивная внешняя политика приводила к признанию государства, развитию экономики и торговли (плюс доход от грабежей не будем забывать), а также развитию международных отношений, как бы странно это ни звучало.

Сотрудничество Руси и Византии было выгодно и Руси (торговля, культура, выход на другие государства с помощью греков), и Византийской империи (военная помощь в борьбе с арабами , сарацинами, хазарами и т.д.).

Наиболее вероятные даты: либо 830-е годы , либо -й год.

Набег на Амастриду

В Пафлагонии русь напала на византийский город Амастриду , расположенный на южном побережье Чёрного моря:

То, что следует далее, и еще более удивительно. Было нашествие варваров, руси [βαρβάρων τῶν ῾Ρῶς], народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они - этот губительный на деле и по имени народ, - начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигли, наконец, и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их нечестивые алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого готового противостоять. Лугам, источникам, деревьям воздается поклонение. Верховный промысл допускает это, может быть, для того, чтобы умножилось беззаконие, что, как мы знаем из Писания, много раз испытал Израиль. Пастырь добрый не был налицо телом, а духом был с Богом и, в непостижимых судах его читая, как посвященный, лицом к лицу, медлил заступлением и откладывал помощь. Но наконец он не возмог презреть, и вот он и здесь чудодействует не меньше, чем в других случаях. Когда варвары вошли в храм и увидели гробницу, они вообразили, что тут сокровище, как и действительно это было сокровище. Устремившись, чтобы раскопать оное, они вдруг почувствовали себя расслабленными в руках, расслабленными в ногах и, связанные невидимыми узами, оставаясь совершенно неподвижными, жалкими, будучи полны удивления и страха и ничего другого не имея силы сделать, как только издавать звуки голоса. (Васильевский. Т. 3. С. 64).

Таким образом, в церкви Амастриды русь попыталась вскрыть гроб Св. Георгия в поисках сокровищ, но этого сделать не удалось, у воинов якобы отнялись руки и ноги. По той же легенде, узнав у одного из пленных горожан, что воинов поразил гнев христианского Бога, предводитель приказал отпустить всех христиан и вернуть в храмы церковные ценности, и это спасло воинов.

Вопросы датировки набега

Житие Георгия сохранилось в единственной рукописи Х в. , которая представляет собой часть греческой Минеи на февраль. Житие помещено под 8 февраля. Рукопись поступила в Королевскую библиотеку Парижа в составе собрания кардинала Н. Ридольфи , племянника папы Льва X (1475-1521). В греческих служебных минеях и синаксарях память Георгия находится под 21 февраля, там же помещена краткая редакция Жития .

На начальном этапе исследования текста в середине XIX века выдвигалось предположение, что в житиях Георгия и Св. Стефана, архиеп. Сурожского , идёт речь об одном и том же событии , однако современные исследователи отвергают эту гипотезу.

Первый издатель русского перевода текста (1893) академик В. Г. Васильевский , опираясь на стиль изложения, считал что автором памятника был известный агиограф Игнатий Диакон (770/780 - после 845 г.). Исходя из этого, он датировал набег между и 842 годами , то есть 2-м иконоборческим периодом . Учёные, придерживающиеся этой точки зрения, отмечают стилистическую близость жития к другим произведениям Игнатия и органичность пассажа о росах в тексте. Текст жития рассматривается не в виде отдельных фраз, находящих аналогии в других памятниках, а исследуется в сопоставлении с традицией византийской агиографии того времени. Кроме стилистической близости Жития с сочинениями Игнатия историки усматривают ещё один характерный признак эпохи - молчание об иконах. Иконоборческий период продолжался до смерти императора Феофила в 842 году, что определяет верхнюю границу написания Жития.

Другие исследователи предполагают историю о нашествии русов в «Житие Св. Георгия Амастридского» позднейшей вставкой, призванной описать чудо от гроба Св. Георгия. В описании набега указывается, что варвары начали разорение от Пропонтиды , то есть из мест около Константинополя , а эти события относятся к набегу руси 860 года . Исследователи отмечают, что фрагмент о росах содержит фразеологическое и идейное сходство с проповедями патриарха Фотия в 860-м году.

Точку зрения Васильевского разделяли отечественные учёные .

В 1979 году А. Макропулос изложил аргументы в пользу того, что росский эпизод Жития является поздней вставкой «в стиле Фотия» .

К. Цукерман относит нападение к началу 830-х годов . Посольство же русов в Константинополь в 838-м году , известное из Бертинских анналов , интерпретирует как последующий мирный договор. Воспроизведённая в этом источнике дипломатическая переписка императоров Литература

  • Сергий (Спасский ). Месяцеслов. Т. 3. С. 79-80.
  • Janin . Grands centres. P. 438.
  • там же . Giorgio, vescovo di Amastri in Paflagonia // BiblSS. T. 6. P. 533.
  • Ševčenko I. Hagiography of the Iconoclast Period // Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 121-125.
  • Νόβακ Γ. Γεώργιος ὁ ᾿Αμάστριδος // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 461-462.
  • Aubert R. Georges d’Amastris // DHGE. T. 20. P. 584.
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 92.
  • Pritsak O. At the Dawn of Christianity in Rus" // Proc. of the Intern. Congr. Commemorating the Millenium of Christianity in Rus"-Ukraine. Camb. (Mass.), 1990. P. 94-95. (HUS; Vol. 12/13).
  • Бибиков М. В. «Племя неведомое, племя бесчисленное, племя от края земли»: Имя Руси в византийской традиции IX - сер. X вв. // Он же. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004. Т. 1. Гл. 2. С. 41-44.
  • Vasiliev A. A. The Russian Attack on Constantinople in 860. Camb. (Mass.), 1946. P. 70-89.
  • Grégoire H. L’histoire et la légend d’Oleg prince de Kiev // La Nouvelle Clio. Brux., 1952. Vol. 4. N 5-8. P. 280-287.
  • Da Costa-Louillet G. Y eut-il des invasions Russes dans l’Empire Byzantin avant 860? // Byz. 1941. Vol. 15. P. 231-248.
  • там же. Saints de Constantinople aux VIII-e, IX-e, X-e siecles // Byzantion. 1954. Т. 24. P. 479-492.
  • Никитин П. О некоторых греческих текстах житий святых // ЗИАН. Сер. 8. 1895. Т. 1, № 1. С. 27-51.
  • Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956. С. 46-55.
  • Sevcenko I. Hagiography of the Iconoclast Period // Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 121-127 .Sevcenko I. Ideology, Letters and Culture in the Byzantine World. - London, 1982. - # 5.
· 22.05.07

Ю.Лазарев. Где твоя голова ляжет, там и нам пасть

Первое упоминание о вторжении славян в византийские владения относится к 493 (или 495) году. Тогда они перешли Истр (Дунай) и опустошили Фракию. В 517 году славяне в своем походе на юг зашли намного дальше и проникли в Македонию, Эпир и Фессалию. Известно, что их войско появлялось в Фермопильском проходе.

В 527 году на Византийскую империю обрушились антские племена. Тогда византийским войскам с трудом удалось отразить их нашествие. При императоре Юстиниане для защиты северных границ государства на Истре было построено 80 укреплений. Однако эти меры оказались бесплодными, что подтвердили последующие походы славян на Византию.

А.Клименко. Предводитель Антов

Впервые славянское войско подступило к Константинополю в 540 году. Город нападавшие взять не смогли, но выжгли все его предместья и опустошили окрестности. В 548 году в империю вторглось войско склавинов, которое успешно переправилось через Истр и прошло весь Иллирик до Диррахия.

Византийские хронисты того времени оставили довольно подробные описания славянских воинов и тактику ведения ими боевых действий. Говорилось, что они были вооружены преимущественно копьями, луками и стрелами, а из защитного вооружения имели только щиты. Они стремились нападать на врага внезапно, искусно устраивая засады в лесах и горной местности.

Большой поход славян на Византийскую империю состоялся в 550-551 годах. Тогда отряды славянских воинов взяли ряд городов в Македонии, действовали во Фракии и штурмом заняли приморский город-крепость Топер.

Особенно участилось вторжения славянских племен в балканскую часть Византийской империи в конце VI столетия. В 577 году огромное славянское войско, оцениваемое современниками до 100 тысяч человек, перешло Истр и разорило Фракию, Македонию и Фессалию.

Из византийских источников известно, что славяне большими силами вторгались в пределы империи в 581, 585 и 586-587 годах. Они неоднократно, например, осаждали такой большой приморский город как Фессалоника (Солунь). В 589 году славяне в ходе своего вторжения на Балканы достигли Пелопоннеса.

Однако Византийская империя не только защищалась от соседей-славян, но и сама нападала на их земли. В 590-х годах императорская армия под командованием полководца Маврикия При-ска форсировала Истр возле города Дристра (Доростола) и опустошила владения славянских князей Ардагаста и Мусокия. Византийцы воевали на левобережье долго и только с наступлением зимы перебрались обратно через Истр.

В 597 году византийская армия повторила свое вторжение в славянские земли на противоположном берегу Истра. На сей раз поход внезапностью не отличался, а славяне защищались мужественно и умело. Передовой отряд византийцев в тысячу воинов, первым оказавшийся на левом берегу Истра, оказался истребленным. Однако генеральное сражение славяне проиграли, а их вождь Пирагаст погиб на поле брани. Однако продвижение в глубь славянских земель оказалось связанным с большими потерями, и византийцы сочли за благо прекратить поход.

В том же году, когда армия императора воевала в славянских землях за Истром, их противник неожиданно появился перед Фессалоникой и осадил город. Известно, что в ходе шестидневной осады славяне применили тараны и камнеметные машины. Город взять они не смогли и были вынуждены отступить от него.

В 600 году союзное войско авар и славян подступило к Константинополю. Но начавшаяся эпидемия чумы вынудила их подписать мир с Византией. На том совместный поход и закончился. Особенно опасными стали восточные славяне для Византийской империи, когда у них стало развиваться мореходство. На своих легких ладьях-однодеревках они успешно совершали плавания на Понте Эвксинском (Черном море), в Пропинтиде (Мраморном море), Эгейском, Ионическом и Внутреннем (Средиземном) морях. Там славянские лодейные флотилии нападали на приморские города и захватывали торговые суда византийцев, да и не только их.

Фессалонику славяне вновь осадили в 610 году. Пешая рать подступила с суши, а лодейный флот блокировал залив Келларию. После безуспешной трехдневной осады славяне ушли от города.

Славянские лодейные флотилии не раз действовали на просторах Средиземноморья. Так, в 623 году славяне совершили морской поход на остров Кипр и взяли там богатую добычу, а в 642 году напали на побережье Южной Италии и, вероятнее всего, на ряд островов греческого Архипелага.

Но первый крупный поход собственно славяно-руссов на Византию начался в 907 году. Возглавил его князь Олег.

И.Глазунов. Князь Олег и Игорь

К тому времени у наших предков уже сложилась четкая военная организация, просуществовавшая потом несколько столетий. Основой древнерусского войска являлись княжеские дружины – «старшая», состоявшая из наиболее опытных воинов, и «молодшая», состоявшая из «Отроков». На войну ходили также боярское ополчение и ополчение «воев», то есть – крестьянское войско, составлявшее пешую рать.

Для морских походов строились большие «набойные» лодьи, которые ходили на веслах и под парусами. На таких лодьях могло разместиться 40-60 человек с оружием и боеприпасами.

В начавшийся в 907 году поход на Царьград войско двинулось на 2 тысячах лодей, то есть, рать князя Олега насчитывала 80-120 тысяч человек. Флотилия спустилась вниз по Днепру и двинулась к Константинополю вдоль берега Черного моря. Конница шла на виду у флотилии берегом. Когда русы подошли к Царьграду. Пешая рать вытащила лодьи на сушу. Под стенами столицы Византии произошло первое столкновение, после которого византийцы укрылись за стенами города. Русы же начали опустошать окрестности города. Осада города грозила затянуться, и князь Олег решил устрашить греков – он поставил ладьи на катки, поднял паруса и при попутном ветре двинулся к стенам города. Вышедшая навстречу византийская рать была разгромлена, греки вынуждены были начать переговоры.

Князь Олег в ходе переговоров потребовал от Византии выплатить ему по 12 гривен на каждого человека. Византийцы согласились; кроме того, они согласились также и на предоставления ряда льгот русским купцам: беспошлинной торговли в течение 6 месяцев пребывания в Царьграде, бесплатное получение продовольствие и мытье в греческих банях. Лишь после заключения этого договора русская рать отошла от города.

А.Клименко. Триумф князя Олега

Второй крупный поход на Византию руссы предприняли летом 941 года, когда огромное русское войско, ведомое князем Игорем морем и сушей двинулось на Константинополь. Руссы учинили разгром пригородов и двинулись к столице, но на подступах к ней были встречены флотом противника, вооружённым «греческим огнём». Под стенами Константинополя весь день и вечер шёл бой. Греки направляли через специальные медные трубки на русские корабли горящую смесь. Это «страшное чудо», как сообщает летопись, поразило русских воинов. Пламя металось по воде, в непроглядной темени горели русские ладьи. Поражение было полным. Но значительная часть войска уцелела. Руссы продолжали поход, двинулись вдоль побережья Малой Азии. Было захвачено много городов, монастырей, взято в плен изрядное количество греков.

К.Васильев. Князь Игорь

Но Византия успела и здесь мобилизовать силы. Произошли ожесточённые сражения на суше и на море. В сухопутной битве греки сумели окружить руссов и, несмотря на яростное сопротивление, одолели их. Потерпел поражение уже потрёпанный русский флот. Несколько месяцев продолжалась эта война, и лишь осенью русское войско возвратилось на родину.

В 944 г. Игорь собрал новую рать и вновь выступил в поход. В это же время союзники Руси венгры совершили рейд по византийской территории, и подошли к стенам Константинополя. Греки не стали искушать судьбу и выслали на встречу Игорю посольство с просьбой о мире. Новый мирный договор был заключён в 944 г. Между странами восстанавливались мирные отношения. Византия по-прежнему обязалась выплачивать Руси ежегодную денежную дань и предоставить военную контрибуцию. Были подтверждены многие статьи договора 911 г. Но появились и новые, соответствовавшие отношениям Руси и Византии, уже в середине X в., одинаково выгодные обеим странам. Право беспошлинной русской торговли в Византии было отменено.

Византийцы признали владение Русью рядом новых территорий в устье Днепра, на Таманском полуострове. Был усовершенствован и русско-византийский военный союз: на этот раз он был направлен против Хазарии, что было выгодно Руси, стремящейся освободить от хазарской блокады свои пути на Восток. Русские военные отряды, как и прежде, должны были приходить на помощь Византии.

Ю.Лазарев. Послы Русов

Утверждение договора происходило сначала в Константинополе. Там русское посольство привело к присяге на тексте договора императора Романа I Лакапина, здесь же русские язычники, обращаясь к Перуну, клялись на оружии быть верными договору. Христианская часть руссов дала такую же клятву в храме святой Софии. Затем византийское посольство явилось в Киев.

Ранним утром к холму, на котором возвышалась статуя Перуна, двинулась процессия. Её возглавлял сам киевский князь. Следом шли его бояре, дружинники. Сюда же явились и члены византийского посольства. Игорь и его люди сложили к стопам Перуна своё оружие, щиты, золото и в присутствии греческих послов торжественно поклялись в верности договору.

После церемонии на холме Перуна часть собравшихся двинулась в церковь святого Ильи, и там византийское посольство приняло клятву русских христиан из ближайших сподвижников Игоря на верность договору.

Воевал против Византии и сын князя Игоря – Святослав. Первый его поход на Балканы, предпринятый в 967 г., окончился успешным выполнением военно-политического плана Святослава - Болгария прекратила сопротивление.

Святослав продолжал политику Своих предшественников, стремясь увеличить территорию древнерусского государства, защитить его границы, обезопасить волжский торговый путь и взять в свои руки весь великий торговый путь “из варяг в греки”. Вследствие этого Святослав устремился на Балканы, желая завоевать Царьград и перенести политический центр древнерусского государства на Дунай. Он сказал своей матери и боярам: “Не любо мне в Киеве, хочу жить на Дунае, в Переяславце. Тот городок - середина моей земли. Туда сходится все добро: от греков золото, вина, овощи; от чехов и венгров - серебро и кони; из Руси - меха, воск, мед, челядь”. В 967 году в царствование греческого императора Никифора II Фоки из Царьграда в Киев явился посол и просил Святослава от имени своего государя пойти войной на болгар. Греки никак не могли осилить болгар из-за того, что те жили в гористых местах. Греки привезли с собой богатые дары и сулили еще больше за захват Болгарии. Князь согласился и стал собирать войско. На его клич отозвались славный воевода Свенельд, богатыри Сфенкел, Икмор и другие. Святослав предпринял два похода в Болгарию - в 968 и в 969 годах. Овладев столицей Болгарии Преславой и пленив царя Бориса, Святослав послал сказать грекам: “Хочу на вас идти, взять ваш город”. Вслед за этим русы стали готовиться к походу на Царьград. Они усилили свое войско болгарами, которые были недовольны господством Византии, наняли отряды печенегов и венгров. В это время на царский престол в Византии вступил Иоанн I Цимисхий, искусный военачальник и отважный воин. В 970 году под Адрианополем произошло сражение, в результате которого греки потерпели поражение, принесли дары Святославу и пообещали мир. В это время к Святославу прибыло из Киева небольшое подкрепление. Не имея достаточных сил и полагаясь на договор с Цимисхием, Святослав не занял горные проходы чрез Балканы и оставил открытым устье Дуная. Это была его крупная стратегическая ошибка. Кроме того, рать русов оказалась разделенной на две части: главные силы находились в Доростоле, отряд под командованием Сфенкела был расположен в Преславе.

Этим воспользовался Цимисхий. Он собрал 300 судов, вооруженных “греческим огнем”, и в 971 году двинул флот к устью Дуная, чтобы запереть русам обратный путь на родину. Сам император выступил в поход с сильным передовым 2-тысячным отрядом “бессмертных” (отлично вооруженной личной гвардией), 13-тысячной конницей и 15-тысячной пехотой и. без труда преодолел Балканы. За ним следовали остальные силы и большой обоз с осадными и огнеметными машинами и продовольствием. В Болгарии византийские лазутчики распространили слух, что Цимисхий идет не покорять болгарский народ, а освобождать его от русов, и русы вскоре лишились поддержки со стороны болгар.

13 апреля 971 года Цимисхий начал бой на подступах Преславы. В результате этого боя византийцы захватили Преслав, и только немногим русам во главе со Сфенкелом удалось прорваться и уйти в Доростол.

17 апреля Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов. 23 апреля византийское войско, значительно превосходившее рать русов, подошло к Доростолу. Передовой отряд византийской пехоты осматривал окрестные леса и овраги в поисках засады.

Первый бой под Доростолом произошел уже 23 апреля 971 года. Русы напали из засады на передовой отряд византийцев. Они уничтожили этот отряд, но и сами погибли. Когда Цимисхий подошел к городу, русы ожидали врага на ближних подступах к Доростолу, “сомкнув щиты и копья, наподобие стены”. Греки перестроились в боевой порядок: посередине стала пехота, на флангах - конница в железных латах; спереди, прикрывая фронт, - легкая пехота: стрелки из лука и пращники - они непрерывно пускали стрелы, метали камни. Бой был упорный, русы отразили 12 атак. Победа колебалась: ни та ни другая сторона не брала верх. К вечеру Цимисхий сам повел всю свою конницу против утомленного противника. Под ударами многочисленной конницы византийцев пехота русов отступила и укрылась за городскими стенами Доростола.

24 апреля византийское войско строило укрепленный лагерь под Доростолом. Цимисхий выбрал небольшую возвышенность, на которой были установлены шатры, вокруг выкопан глубокий ров и насыпан земляной вал. Цимисхий приказал воткнуть в землю копья и на них повесить щиты. 25 апреля византийский флот подошел к Доростолу и блокировал город со стороны Дуная. Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг. Русы оказались в окружении. В тот же день Цимисхий подступил к городу, но русы не вышли в поле, а только бросали камни и метали стрелы в противника со стен города и из башен. Византийцам пришлось возвратиться в свой лагерь.

А.Клименко. Сеча

Второй бой под Доростолом произошел 26 апреля. Войско русов вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, шиты и выставив копья. После атаки византийцев завязался упорный бой, который шел долгое время без перевеса. В этом бою пал храбрый воевода Сфенкел. Утром 27 апреля бой возобновился. К полудню Цимисхий направил отряд в тыл дружины Святослава. Опасаясь оказаться отрезанными от города, русы отступили за крепостные стены. После того, как прибыли суда и загородили выход в море, Святослав принял решение сесть в крепкую осаду. В ночь на 29 апреля вокруг Доростола был вырыт глубокий ров, чтобы осаждающие не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины. У русов не было съестных припасов, и в темную ночь на 29 апреля они на ладьях провели первую большую вылазку за продовольствием. Русы успели обшарить все окрестные места и с большими запасами продовольствия возвращались домой. В это время они заметили на берегу греческий обозный стан: люди поили лошадей и рубили дрова. В одну минуту русы причалили, обошли их лесом, разгромили и с богатой добычей вернулись в город. Цимисхий, пораженный дерзостью русов, приказал усилить бдительность и не выпускать русов из города. С суши он приказал перекопать все дороги и тропинки и выставить на них стражу.

Осада продолжалась. В это время стенобитными и метательными машинами греки разрушали городские стены и убивали их защитников. В один из дней после обеда, когда бдительность врага была ослаблена, Святослав совершил вторую вылазку. В этот раз русы подожгли осадные сооружения и убили начальника осадных машин. Этот успех воодушевил их.

Третий бой состоялся 20 июля. Воины Святослава вышли из города и построились для боя. Первые атаки византийцев были отражены, но после потери русами одного из крупных военачальников они “закинули щиты за спины” и начали отступать. Византийцы нашли между убитыми русами женщин, которые в мужском снаряжении сражались так же храбро, как и мужчины.

На другой день Святослав собрал военный совет и стал думать с дружиной, как им быть и что делать дальше? Одни предлагали спасаться бегством втемную ночь, другие советовали начать мирные переговоры. Тогда Святослав, тяжко вздохнув, отвечал так: “Деды и отцы завещали нам храбрые дела! Станем крепко. Нет у нас обычая спасать себя постыдным бегством. Или останемся живы и победим, или умрем со славой! Мертвые сраму не имут, а убежав от битвы, как покажемся людям на глаза?!” Выслушав своего князя, дружина решила сражаться.

Четвертый, последний бой был дан 22 июля. Рать русов вышла в поле, и Святослав приказал запереть городские ворота, чтобы никто не мог думать о спасении за крепостными стенами. Войско Цимисхия также вышло из лагеря и построилось для боя.

На первом этапе боя русы атаковали византийские войска. Около полудня греки начали отступать. Цимисхий со свежим отрядом всадников задержал наступление русов и приказал уставшим бойцам освежиться водою и вином. Однако контратака византийцев не имела успеха: русы сражались стойко.

Византийцы не могли использовать свое численное превосходство, так как руссы не удалялись далеко от города. Вследствие этого Цимисхий решил применить хитрость. Он разделил свое войско на два отряда. Одному отряду под командованием патрикия Романа и столоначальника Петра было приказано вступить в бой, а затем отступить, чтобы заманить противника на открытую равнину. В это время другой отряд под командованием Варды Склира должен был зайти с тыла и преградить врагу путь отступления в Доростол. Этот план Цимисхия был удачно осуществлен: византийцы стали отступать, а русы, увлеченные успехом, начали их преследовать и удалились от города. Однако бой носил упорный характер, и победа долго склонялась то в одну то в другую сторону. Отряд Варды атаковал с тыла обессилевших русов, и начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза войску Святослава и помогла византийцам. Расстроенные натиском спереди, теснимые сзади, среди вихря и ливня, русы храбро сражались и с трудом пробились к стенам Доростола. Так закончился последний бой под Доростолом.

На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать мирные переговоры. Несмотря на то, что византийцы имели численное и техническое превосходство, они не смогли разбить своего противника в полевом бою и штурмом взять Доростол. Войско русов стойко выдержало трехмесячную осаду. Враг вынужден был согласиться на условия, предложенные Святославом. После заключения мира Святослав обязался не воевать с Византией, а Цимисхий должен был беспрепятственно пропустить ладьи русов и выдать им по две меры хлеба на дорогу. Обе стороны скрепили свои обязательства клятвами.

После заключения мира состоялось свидание Святослава с Цимисхием. Они встретились на берегу Дуная, после чего рать русов двинулась к Понту. Коварные византийцы предупредили печенегов о том, что русы идут малой дружиной и с богатой добычей. Печенеги ждали войско Святослава у днепровских порогов, самого опасного места на всем пути. “Не ходи, князь, - говорил старый воевода Свенельд, - не ходи к порогам: там стоят печенеги…” Князь не послушался. Он пошел к порогам и, увидев печенегов, опять спустился назад. После тяжелой зимовки на Белобережье дружина пошла вновь. В жестоком бою с печенегами пал Святослав и почти вся его дружина. В Киев вернулся только один воевода Свенельд с небольшим войском. Печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава чашу-братину и пил из нее в память победы над русским князем.

Святослав предпринял поход на Византию с целью утвердиться на Дунае, что имело в то время для государства русов важное политическое, экономическое и военное значение. Внешняя политика Святослава была направлена на расширение Древнерусского государства, на усиление его могущества и обеспечение безопасности. Русский князь настойчиво стремился овладеть бассейном Дуная, чтобы надежно обеспечить путь “из варяг в греки”. Занимая Балканы, русы создавали плацдарм для удара по Византии с суши. Кроме того, попытка Святослава удержаться в Переяславце на Дунае показывает стремление перенести политический центр Древнерусского государства ближе к богатым странам юга и объединить все славянские племена.

Обращение императора Василия II в критический момент восстания Варды Фоки за военной помощью к киевскому князю Владимиру Святославичу, взятие Херсонеса и женитьба Владимира на Анне, сестре императоров Василия и Константина, крещение Руси - все эти факты политической истории Византии и Киевской Руси имели для них важные последствия. Прочный мир, продолжавшийся более полувека, дал возможность империи с помощью русских войск осуществить успешные военные кампании в Малой Азии, Сицилии и Болгарии. Русь избавилась от печенежских нашествий и расширила свои владения на северо-востоке. Объединенными русско-византийскими силами в 1016 г. были ликвидированы остатки хазарских владений в Таврике. Северное Причерноморье становится областью пограничных владений Руси и Византии. Установление родственных связей между правящими домами Киева и Константинополя значительно повысило международный авторитет киевских князей, а христианизация способствовала упрочению феодального строя на Руси.

Мирные отношения между двумя державами были нарушены в 1043 г., когда жители Константинополя снова были потрясены уже изгладившимся из памяти зрелищем подступавших к стенам города неисчислимых кораблей и лодей “тавроскифов”, как бы готовых, по словам Пселла, “сейчас же взять город со всеми его жителями”. Однако поход на Царьград под водительством сына Ярослава Владимира окончился неудачей. Если отвлечься от деталей, приводимых в отдельных источниках 1), дело представляется следующим образом: русские суда были разбиты сильнейшей бурей, а отчасти и “греческим огнем”; выброшенные на берег 6 тыс. русских воинов вместе с воеводой Вышатой пытались пробиться на родину, но большая часть их погибла в неравном бою с византийскими отрядами, а 800 чел. были взяты в плен и ослеплены. Оставшаяся часть русского войска во главе с Владимиром Ярославичем успешно отбила атаку посланных вдогонку византийских кораблей - все 24 триеры были потоплены, а находившиеся на них ратники уничтожены или взяты в плен. Через три года мир был восстановлен, и Вышата вернулся на Русь. Это была последняя война Руси с Византией.

Источники:
В. Г. Брюсова «Русско-Византийские отношения середины XI века»
А.В.Шишов «Все войны мира», «Сто великих битв»

Комментарии

СБОРНИКЪ ОТДѢЛЕНIЯ РУССКАГО ЯЗЫКА И СЛОВЕСНОСТИ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМIИ НАУКЪ

Томъ ХХХII, № 4.

«РАЗЫСКАНIЯ ВЪ ОБЛАСТИ РУССКАГО ДУХОВНАГО СТИХА».

Академика А. Н. Веселовскаго.

САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ.

Типографiя Императорской Академiи Наукъ.

«Я посmараюсь указать, что исторiя саги, прослѣженная единственно въ ея латинскихъ отраженiяхъ, по необходимости не полна и что иные изъ ея пробѣловъ восполняются лишь при помощи славянскихъ, т. е. византiйскихъ данныхъ. Слѣдующая далѣе замѣтка преслѣдуетъ исключительно указанную цѣль.»

Где-то читал перевод якобы летописи византийских историков, о сражениях в Болгарии, примерно тоже самое, только более эмоционально окрашенная история у них получилась. Только русские войска там выглядят кучкой воинов, без какой-либо военной тактики, которые сражаются лишь воодушевившись отвагой их воевод, зато византийская армия с железной дисциплиной, эффективными боевыми порядками и мудрыми полководцами.

Те сказки написаны в кажой книге по истории России в период с VIII по XI века.

Здесь мало описываются вооружения славянских воинов и тактические схемы в боях славян с их ворогами (хотя, схем здесь и вовсе нет).

И причём бой славянского всадника с кочевником(-ми), если описано сражение с ромеями (византийцами), а не с аварами?

Тут, в історії Росії, є помилка: слово "Русь" - це Україна, Руська земля. Однак я знаю, чому ця країна називається Росією, цю територію назвав московський цар (точніше не знаю, який, але знаю, чому). А саме, Русь походить тільки від слов"ян, які переселись на території сучасної України, Південно-західної частини Росії, але не досягало міста Москви, Білорусії, Литви, Польщі, Румунії, Болгарії та інші.

Хорошая статья. жаль.что таких мало. А насчет национализма и украинской "мовы" - так это все бредни современных политиков, прикорм-ленных Западом (уж больно там славян ненавидят за их победы и огромные земельные просторы). А понятие -Украина появилось лишь в 16-17-м веке(т.е- Окраина центральной Руси, или "Червона Русь"в старые времена). Огромное количество людей в России имеет украинские корни и родню - и никакого национализма.

Мужики, если капнете поглубже, то узнаете, что история славян и ариев составляет более 40000 лет (наша древняя вера тому подтверждение...).Наша территория начиналась от английских островов до северной Африки, а от туда, прямой линией, до великой китайской стены (найдите инфо про эту стену и китайские пирамиды, обратите внимание на плотность населения этой страны). С детства нам говорили, что Кирилл и Мефодий подарили нам письмо, но между тем забыли сообщить, что у нас велось свое летосчисление, которое мы отмечали рунами... Благодаря польским жидам, которые называли себя панами, на протяжении последних двух тысяч лет мы воевали друг с другом и были насильно обращены в христианство (придуманную ими веру для порабощения славянских народов, в ведах сказано - предали мученической смерти и по смерти Его назвали Богом). Кстати на гербе изображен не падающий сокол, а руны - один символ из которых обозначает "МИР", а ниже его описание: Форма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания. Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов.

Вадим, при чём тут польские паны, две тысячи лет назад и Польши не было. В Христианство Русы обрашались сами, это тогда был не тот народ, что мог не добровольно, что-то принять, славяне всегда принимали то, что им по душе, или востовали и всё ломали. Нам насадили политику, а она порабощает. И это не сокол изображён, а символ обозначающий стрибога.

Добровольное христианство - ну сколько можно уже херню эту впихивать, к нам в сибирь приезжайте мы вам расскажем, как староверов на кол сажали, а старообрядцев в церквях сжигали на беловодье сибирское бежали от христианских расправ.

Уважаемый, Иван Александрович воистину незнаком с Историей! К тому ж с грамотностью у него - нИкак, судя по написанию им слов: "нарЕсован", неправЕльно", "нЕкак" и "помоЙму" - помоему!!! Историки и философы античного мира (Городот, Страбон и многие другие) делили народы, населяющие известную им в тех границах землю, на "Молодые народы" и "Древние народы". К "Древним народам" они относили цивилизации (народы), известные ещё до создания античного мира, к ним они относили и наших предков, история которых насчитывает более 60000 лет. Хочется обратить внимание на разные названия одного и того же народа, с точки зрения самого народа и других народов, во все времена и эпохи, что имеет место и сегодня. Так например сегодня, мы знаем немцев и называем их немцами, хотя сами немцы называют себя - германцами. Этот факт относится также к названию морей, рек, городов. Если Дунай раньше назывался Истра это не означает, что это был не Дунай а другая река, а Чёрное море называлось Понт - это не значит, что в том месте было совсем другое море. Так вот, разные древние народы называли наших предков тоже поразному: скифы, сарматы, готы и ещё много названий можно найти в разных источниках (у разных народов) древности, античности, азии. Древняя Скифия была очень грозная и уважаемая в древнем мире цивилизация, со своей культурой, искуством, законами, традициями, письменностью. Кстати письменностью скифов мы пользуемся и по сей день - это наш русский алфавит, который Кирилл и Мифодий не придумали, а лишь переписали. А вот так называемая "цивилизованная Европа" и Америка получается пользуются заимствованной латинницей. Да Евроейцы даже пищу принимали как варвары, пока не научились у русских князей порядку подачи блюд и приёма пищи, и до настоящего времени этим порядком пользуются. Древняя Скифия не раз завоёвывала и облагала "данью" (налогами) Египет, Грецию, Персию, Рим, Византию. Скифия никогда и никем не была побеждена, ни греками, ни византийцами, ни персами, даже Александр Македонский направив в Скифию свою вторую армию более 30 тысяч воинов был вынужден забыть о её существовании. А когда сам решил отомстить Скифам за полное уничтожение второй армии, его военначальники и окружение смогли уговорить чистолюбивого Александра от похода на Скифов. Так отруда тогда взялась Русь, если это была Скифия? Для этого нужно посмотреть древние письмена самих скифов, в которых чуть ли не в каждом упоминаются слова: "руси яровая", "в яра руси края яра", "радость руси яровой мира яра", "сила руси яра", "мужа скифии яра руси" - Прочитали? И почти всё поняли? Во как! А ведь я привёл не перевод со скифского, а подлинник на скифском языке. А в заключение, чтобы стало всё понятно, советую прочитать работы Михайло Ломоносова по Истории Руси, хотя известно что М. Ю. Ломоносов почитал точные науки, а не гуманитарные. Заодно поймёте, почему великий русский учёный был вынужден заняться Историей Руси.

Все говорят,что русский народ-многострадальный,что постоянно был под гнетом других народов. А,оказывается,князь Олег первым и начал завоевательские войны,порабощал другие нации: греков,поляков,болгар. Вот отсюда и идет ненависть других народов к русскому,поэтому до сих пор называют русский народ оккупантами!

В этой путанице виноваты виноваты имперские амбиции Москвы. А ведь все можно росставить на свои места. Русини, русичи – основа теперь украинской нации, а русские – переферия, причем как народ оформился позднее белорусов. В истории полнейший киш-миш. Почему русский – отвечает на вопрос чей? ТЫ какой национальности? Англичанин, ты? – русский! В етом подлог уже, ибо были составной частью Киевской Руси, но друзья мои сложились как народ после развала Киева, а как государство так вообще будучи улусом татаров.

В этом вся трагедия наших народов. И оно аукнется еще. Вырезали Новгород и возможно будущие Новгородской феодальной республики и сказали – мое, ассимилировали, косолапых мишок, пельмени, матрешки, срубы, бабы-йожки у ассимилированной чуди взяли, сделали органически своим, культурные ценности перетянули с Киева. Колядки у вас есть? Есть конечно, а какие? Слово о полку Игоревим древнерусская литература? Да? Так какого хрена в тот час когда она писалась Боголюбский создал союз из половцами и громил Киев. Выреал, как позже Калита вырезал Новогород.

Где оригиналы летописей? Сгорели? Все? Что за бред? Где находки с Куликового поля? Чем подтверждается эта битва? Художественной литературой в 16 веке? Вы хотите и яблочко сьесть и на … сесть. Игорь Святославович ишел на половцев, 1185 когда Суздальщина была в союзе с ними. Так что ж получается писали оду против своих намерений. Идиотизм вообще. А опйми, что москаль – это совсем другая нация и все будет чики. Да перейняли много от Киева, но Киев старшый, народ русынов-украинцев сформировался уже, а вы еще были сирыми. Труецкой понимал азиатскую направленность Московии, но его никто не слушал. Вы дальше говорите о колыбели трех народов, но здоровый человек трех младенцев в одну колыбель не поставит. Есть группы которые по своей похожести могут создать союз и стать народом, другие по любому отпадут и поглотятся или поглотят других и сформируют свое. Московитяне взяли только культурные побрякушки, много названий которыми даже не пользовались. как колядой, потому, что им своственно немного другое. Всмотритесь в свое староверчество. Разберитесь с ятычами и ильменскими словенами. Задумайтесь, нет ли травмы психической в новогородцев которых пожрала Ростово-Суздальская земля и насильно ассимилировала их. И уже перестаньте будоражить голову свом – русский, книги у вас древнерусские, язык древнерусский – он таким может быть только тогда, когда под етим понимать ПЕРВИННУ

Эт ты уреж то язычёк свой – ё…й.
Ведь даж на обрезанной мове ты пишешь по-русски, т.е. по тем законам которые появились до древнего Санскрыита (некот. гутарят что вместе с с..) А пиши к ты на уродливом латинском…
Что ж косательно этимиологии слова “Русин”, то да же к киевской Руси оно не имеет ровным счётом никакого отношения. Это очччень сдорово прописал в 19 веке Геровский в работе об “Слове Русин”, в которой говорится чт о территория проживания Русин – Черниговская, Курская и Воронежские губернии.
Кста…совсем недавно Прикарпатские Русины заявляли об желании выйти из Украини и вступлении в РФ. Как тебе это? Если б наши правители не еврействовали, то они б за эту идею ухватились…
Да и “Крым” никогда не был Украинским – это всем известно!!! Да и тебе тож…

Но что ж статья… Оччень не полная, впрочем для 4-х класного образования нормально!
На самом деле Русей было гораздо больше… и об этом говорит документ А.И. Мусина-Пушкина – “Об границах Русей..” А вот об современнной мове- ты знаком с древнейшей “ВЕЛЕС КНИГЕ ”?

Не сокол в виде трезубца изображен, а чайка. Пикирующая чайка, которая есть на всех изображениях крещения Иоанном Крестителем Исуса над его головой. Погуглите “фреска арианского баптистерия” (крестильни) из Равенны. Равенна-город этрусков, основан одним из народов, наших предков. Это восточные готы. В Крыму, с которым соседка – Киевская Русь никогда не воевала на истребление, очень долго существовала Христианская Готия – остаток древних готов, когда-то населявших северное Причерноморье. Еще в IV веке н.э. в Корсуни Таврической, была организована Христианская готская епархия, которая после захвата Катериной Крыма и переселения христиан этой епархии из Крыма в Приазовье (будущий Мариуполь), была переделана в греческую ортодоксальную церковь. Ольга и Владимир крестились именно в Корсуни, где других христианских церквей в 10 веке не было. Значит они были крещены именно здесь. Еще в первом веке, сподвижник Христа – Андрей Первозванный, проповедовал слово божие на холмах киевских, где водрузил дубовый крест (доказанный факт). О войне с Юстинианом русов. Юстиниан прошел по побережью Адриатики, Равенне (вестготии), лангобардам, остготии (в Испании) и северной Вандалии, то же готскому государству и уничтожил их, как символ Арианской веры той самой, которой была и готская христанская епархия в Крым. Как видим, тогда же, в пятом веке, Юстиниан пытался пойти на Русь. Теологические споры монофизитов – христиан Никейского обряда и христиан Арианской веры, пока Юстиниан, не вырезал всех ариан-готов(не воспринимайте готов примтивно, как германцев), длились почти три века, а их отголоски можно наблюдать даже в 17 веке в Польше и Украине. Недаром, реформы, которые должны были уничтожить остатки старой веры, Никон начал на следующий год после т.н. Переяславского соглашения.
Теперь о войнах с греками-ромеями. Все войны в то время не могли быть между единоверцами. Церковь, собранная мечом Юстиниана, раскололась только в 11 веке. Значит русы и ромеи (греки) воевали, как представители разной веры. Именно потому, что Юстиниан уничтожал христиан-готов, русы ходили войной на греков. В 12 веке, Андрей Боголюбский привел во Владимиро-Суздальскую Русь новую, греческую церковь, никейского символа веры – троицы, где уже Иисус был принят богом, равным богу-Отцу и Святому Духу. На самом деле на всех старых иконах не существует крестного знамения осуществляемого щепотью. На Руси крестились одним или двумя пальцами, как на старых иконах. Бог-един или Бог и Святой Дух. Бога сына признавали, но не считали равным первым двум в вечности, ибо начало имеет по воле Всевышнего. Открываем одну из немногоих сохранившихся летописей – ПВЛ и читаем у Нестора слова Владимира:“Господь наш подобосущен”. НЕ единосущен, как в троице, а лишь подобен богу, хотя и преисполнен божьей благодати. Тут чел писал о колядках. Так москали не имеют кроме переводов с греческого никаких церковных праздничных песен. Ни колядок, ни водохрещення, ни посивалок, ни щедриков. Ничего нет, ибо истории своей религии у них нет. Византийская церковь не смогла на поле брани, так уничтожила путем подкупа и интриг. До Никона мы ходили крестным ходом ПОСОЛОНЬ , а греки заставили нас ходить ПРОТИВ солнца-батюшки. Против элинской веры московии боролся и казак Кондрат Булавин, друг и сподвижник Ивана Мазепы. Я совсем не за арианскую веру. Я за правду и сраведливость, которые у нас украдены.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции