Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Слова с неслышимой согласной. Дидактические материалы по русскому языку для начальной школы. Буква непроизносимого согласного в корне слова

Насколько многообразен русский язык, настолько он и сложен. В нем содержится огромное количество правил, падежей и склонений, словарных слов. И помимо всего этого, нам нужно обратить внимание и на слова, в которых может присутствовать непроизносимая согласная буква.

Понятие "непроизносимой согласной"

Под непроизносимой согласной мы понимаем звук, который не произносится в совокупности нескольких согласных букв в слове. В нашей русской речи встречаются довольно сложные для произношения скопления этих звуков:

  • "вств" (чувствовать, здравствуйте);
  • "нтск" (гигантский);
  • "стск" (расистский, националистский);
  • "ндск" (голландский, шотландский) и другие.

Для верного написания этих и других слов с непроизносимой согласной необходимо подобрать такое проверочное слово (изменить его форму или найти родственное), в котором после "непроизносимого" согласного, который мы уже четко услышим, или следующего согласного звука стоял гласный. Тогда у данного согласного звука становится сильная позиция и мы легко его сможем определить.

Примеры слов с непроизносимым согласным в корне

"Яркое солнце на время совсем ослепило мои глаза". В данном предложении в слове "солнце" есть непроизносимый согласный "л" в корне, который мы не слышим при произношении. Подбираем проверочное слово: солнечный (например, свет). Здесь согласный звук "л" уже отчетливо слышно.

"После школьного праздника я, счастливый и радостный, бежал домой". В предложении сразу три слова с непроизносимым гласным в корне: праз(д)ник - празден (от прилагательного "праздный"), счас(т)ливый - счастье, радостный - радость.

Однако не ко всем словам можно подобрать проверочные, есть словарные слова, которые просто нужно запомнить. Кним относятся: чу(в)ствовать, лес(т)ница, сверс(т)ник.

Существуют также слова, в которых отсутствует непроизносимый согласный, но чтобы убедиться, необходимо также подобрать однокоренное слово. Например: "Мой брат затеял опасную игру". В слове "опасную" в сочетании согласных "сн" отсутствует непроизносимый согласный, так как проверочное слово "опасен", между согласными встает гласный звук.

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница - ряд ступенек или перекладин;
  • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники - люди одного возраста;
  • ровесники - синоним слова "сверстники".

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:


Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать слова. Подчеркнуть непроизносимые согласные. Выделенные слова перевести на украинский язык.

Солнце , сердце , лестница, праздник, честный , радостный , звёздный, грустный, счастливый , здравствуй.

2. Записать пары слов. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

Сердечный - сердце, прелестный - прелесть, капуста - капустный, здравие - здравствуй, радостный - радость, известный - известие, свистать - свистнул, хрустеть - хрустнул, уста - устный, богатый - богатство.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать предложения. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

1. Здравствуй, праздник! 2. На сердце радостно. 3. В областном центре концерт. 4. Пастух громко свистнул. 5. В этом фильме снимается известный актёр. 6. Я сделал все устные задания. 7. В поле яростно дует ветер. 8. Я дал отцу честное слово. 9. Счастливая мать кормит ребёнка. 10. В воздухе чувствуется запах полыни.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными. Рядом записать проверочные слова.

1. У моряка храброе сердце. 2. Пёс радостно встречает меня у порога. 3. Под сосной хрустнула ветка. 4. Всем знакомо чувство обиды. 5. Здравствуйте, дети! 6. Я люблю фильмы о звёздных войнах. 7. На лестнице послышались шаги. 8. Выглянуло солнце. 9, Грустный котёнок сидит на крыльце. 10. Скоро праздник.

ТВОРЧЕСКИЙ И ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТЫ

1. Записать слова. Рядом записать проверочные слова.

Доблестный, ненастный, счастливый, хрустнуть, звёздный, поздний, вестники, местность, областной, пастбище, сердце, грустный, честный.

2. Прослушать словосочетания. Выбрать и записать словосочетания с непроизносимыми согласными.

Вкусный пирог, прелестная мелодия, поздняя осень, интересный фильм, чудесный вечер, ненастная погода, радостная встреча, опасные приключения, ужасный конец, известный спортсмен, прекрасные люди.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА

Грустная осень. Поздний вечер. На небе грозные тучи. Но я не замечаю ненастной погоды. Я открываю интересную книгу. Доблестные рыцари, прелестные феи, прекрасные принцессы. Ужасные драконы, опасные приключения. Честные поединки. Открытые чувства волнуют сердце. Известный конец. Конечно, он счастливый!

У бабушки заболело сердце. Она плохо себя чувствует. Мама принесла сильное лекарство. Бабушка почувствовала себя лучше, но у неё грустное лицо. Она должна лежать в постели несколько дней. Я принесла её любимую книжку и почитала ей. Бабушка счастливо улыбнулась и заснула. В доме стало радостней.

ЛЕС ПРОСЫПАЕТСЯ

Утренняя заря осветила местность. С восходом солнца лучики света пробились через густую зелень деревьев. Свистнула птица. Хрустнула ветка. Лес радостно просыпается. Он поёт свою счастливую песню. Здравствуй, солнце! Здравствуй, новый день!

Поздний час. Ярко светит луна. На небе совсем нет облаков. Сегодня звёздная ночь. Мы с папой стоим и смотрим на звёзды. Он знает карту неба и много легенд о звёздах. Скоро и я буду знать все созвездия.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Найти и обозначить корни в ряду данных однокоренных слов. Родина, родник, родители, родить, родственники. Учить, учёба, у...

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать слова. Выделенные слова перевести на украинский язык. Мышь, вещь, ночь, помощь, печь, тишь, глу...

Способ проверки

Примеры

1. Изменить число

Зуб– зубы , локти -локо ть

2. Изменить падеж

Книжка – книже к

3. Заменить существительное неопределённой формой глагола

Ошибка – ошиба ться, молотьба – молоти ть

4. Использовать уменьшительные суффиксы

Прут– прути ки, справка – справо чка

5. Заменить краткие формы прилагательных полными, а полные – краткими

Свеж– свежи й, узкий - узо к

6. У глаголов прошедшего времени изменить род

Лез– лез ла, нёс- нес ла

7. Глаголы в неопределённой форме или в повелительном наклонении поставить в настоящем или будущем времени

Грызть – грызу , готовь – приготовя т

8. Заменить существительное прилагательным, а прилагательное - существительным

песчаный – песо к, рожь - ржа ной

Непроизносимые согласные в корне слова

Способ проверки

Примеры

Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным: агентство (агенты), здравствовать (здравие), окрестности (перекресток), пастбище (пасти), свистнуть (свистеть), яростный (в ярости), явственный (явный, явиться)

1. Подобрать в качестве проверочного слова глагол

Поздний – опозда ть

2. Подобрать в качестве проверочного слова существительное

Тростник – трости

3. Подобрать в качестве проверочного слова существительное с предлогом

Безжалостный – без жалости

Запомните! Ровесник Сверстник

Примеры для орфографической разминки:

Кровь (крови ), мороз(мороза ), хлеб(хлеба ), молотьба (молоти ть), просьба (проси ть), сказка (сказы вать), свадьба (сваде бный), ложка (ложе к), крошка (кроши ть), водопроводчик (водопроводо м), разметчик (размети ть), загадка (гада ть), шутка (шути ть). Честный (чест ь), доблестный (доблесть ), вестник (вести ), гигантский (гигант ), здравствуй (здраво ), известный (извести е), костный (кость ), корыстный (корысть ), лестный (лесть ), местный (место ), несчастный (счасть е), постлать (пости лать), сердце (серде чный), солнце (солне чный).

Диагностический набор №1 Правописание согласных в корне слова

Рабочая часть

Контрольная часть

Колонка № 1

Колонка №2

10 попла_ки

Колонка №3

Колонка №4

7 бережли_

8 трудолюби_

10 се_ (возраст)

Колонка №5

Колонка №6

1 ужас_ный

2 корыс_ный

3 вкус_ный

4 гиган_ский

5 опас_ный

6 извес_ный

7 чудес_ный

8 окрес_ный

10 поверхнос_ный

1 запас_ный

2 грус_ный

3 редкос_ный

4 целос_ный

5 безмолс_вующий

6 неснос_ный

7 чес_вовать

8 учас_вовать

9 громоз_кий

10 крепос_ной

Упражнение № 1. Вставьте нужную букву, изменив число существительных

Упражнение № 2. Измените род глаголов прошедшего времени

Упражнение № 3. Замените краткие формы прилагательных полными.

Упражнение № 4. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа

Упражнение № 5. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа множественного числа.

Упражнение № 8. Проверьте глаголом

Упражнение № 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

31. В каком словосочетании есть слово с пропущенной непроизносимой согласной

A) Чудес...ный вид
B) Незнакомая мес...ность
C) Небес...ный свод
D) Праздничное ше...ствие
E) Че...ствовать юбиляра

32. Вариант, в котором есть слово с непроизносимой согласной
A) Искус…ный мастер
B) Чудес…ный вид
C) Неснос…ный характер
D) Кос…ный мозг
E) Запас…ной футболист

33. Укажите слово с непроизносимой согласной
A) Вкус...ный
B) Опас...ный
C) Грус...ный
D) Чудес...ный
E) Прекрас...ный

34. Укажите, в каком словосочетании правильно употреблены прописные буквы
A) Государственная Третьяковская Галерея
B) государственная третьяковская Галерея
C) Государственная Третьяковская галерея
D) государственная третьяковская галерея
E) государственная Третьяковская Галерея

35. Какие существительные пишутся с большой буквы?
A) Собственные
B) Нарицательные
C) Одушевленные
D) Неодушевленные
E) Существительные женского рода

36. Найдите имя собственное
A) Балхаш
B) Класс
C) Кабинет
D) Курорт
E) Каток

37. Заключаются в кавычки
A) Клички животных
B) Фамилия, имя, отчество
C) Названия стран, городов, сел
D) Названия рек, озер, гор
E) Названия литературных произведений

38. Определите нарицательное существительное среди собственных
A) Сергеев
B) Петров
C) Иванов
D) Учитель
E) Никитин

39. Укажите имя собственное: В пятом классе среди нас
Всех забавней Атанас
A) В пятом
B) Всех
C) Забавней
D) Атанас
E) В классе

40. Укажите слово с правильным переносом
A) Каранд-аш
B) Сто-л
C) Взя-ть
D) Кн-ига
E) Шко-ла

41. Определите слово, с правильны переносом слов
A) К-аникулы
B) Каникул-ы
C) Кан-икулы
D) Ка-никулы
E) Слово не переносится

42. В каком варианте возможен перенос слова
A) Луч
B) Мать
C) Дочь
D) Мышь
E) Моих

43. В каком варианте невозможен перенос слова
A) Тетрадь
B) Трамвай
C) Вещь
D) Маршрут
E) Твоих

44. Определите слово, двумя слогами
A) Карандаши
B) Трамвайчик
C) Вещь
D) Ковёр
E) Автобус

45. В каком слове неверно употреблён мягкий знак?
A) семья
B) пьеса
C) серьезный
D) подьезд
E) вьюга

46. Вставьте ъ и ь, где необходимо:
ад…ютант, интерв…ю, лос…он, с…экономить, необ…яснимый.
A) ъ, ь, ь, *, ъ
B) ъ, ъ, *, ъ, ь
C) ъ, ь, ь, ъ, ь
D) ь, ь, ь, *, ъ
E) *, *, ъ, ь, ъ

46. В каком слове пишется ь?
A) пожарищ… зарево
B) радость встреч…
C) зелень пастбищ…
D) гореч… разлуки
E) вышла замуж…

47. Укажите слово с мягким знаком на конце
A) жгуч…
B) хорош…
C) замуж…
D) уж…
E) дрож…

48. Укажите вариант, в котором есть слово без ь (мягкого знака) после щипящего:
A) Мощ...
B) Роскош...
C) Луч...
D) Береч...
E) Вскач...

49. Укажите вариант, в котором есть слово без ь (мягкого знака) после щипящего:
A) Разреж...
B) Смеёш...ся
C) Палач...
D) Вскач...
E) Ты плач...

весть,известность,известный;поздний,поздно,опоздать;тростник,тростинка;праздник,праздничный,празден,праздновать;уста(губы),устно,устный;честно,честь,честный.
спиши слова в таком порядке:сначала славо, в котором все согласные звуки произноситься (проверочное слово) ,потом однокореные слова с непроизносимыми согласноми. выдели корень.

Запиши в три столбика: 1)слова с апарными по звонкости -глухости согласными в корне; 2)слова с непроизносимыми согласными в корне;
© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции