Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Время намаза (фаджр, зухр, аср)

Время утреннего намаза («солятуль субх» или, как его иначе называют, «солятуль фаджр»), по общему согласию шейхов всех мазхабов, начинается со времени появления истинной зари (фаджр содик). Истинная заря отличается тем, что её свет распространяется по всей длине горизонта. Следует отметить, что существует ещё и ложная заря (фаджр казиб). Свет от ложной зари напоминает по форме волчий хвост, такой свет появляется на небосклоне на короткое время, а затем исчезает. Учёные исламской уммы единогласны (иджма) в том, когда наступает время солятуль субх. Основанием для данного мнения служит хадис, в котором говорится, что ангел Джибриль, мир ему, руководил молитвой Посланника Аллаха сразу же после наступления времени истинного фаджра. Если на горизонте становится видна часть солнечного диска, это означает, что время утреннего намаза закончилось.

Время обеденного намаза (солятуль зухр) начинается после того, как солнце отклонилось от своего зенита, и продолжается до наступления времени намаза аср. Среди учёных ханафитского мазхаба существует разногласие относительно определения времени намаза аср:

1. Согласно одной из передач от имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, время намаза зухр заканчивается тогда, когда тень предмета становится в два раза больше этого предмета. Кроме того, при измерении тени предмета при расчёте асра следует учитывать «фаю ззаваль» (тень отклонения) – минимальную тень предмета, которую он отбрасывает во время нахождения солнца в зените. Таким образом, согласно этому мнению, время асра наступает тогда, когда тень предмета равна высоте предмета, помноженной на два, плюс длина тени отклонения.

Данная передача от имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, является самым сильным мнением в мазхабе. Истинность данной передачи подтверждает абсолютное большинство ханафитских шейхов.

2. От имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, передаётся ещё одно мнение, согласно которому время асра наступает тогда, когда длина тени предмета становится равной длине самого предмета (плюс длина тени отклонения). Истинность данного мнения подтвердил имам Абу Джафар ат-Тахави, а также два величайших соратника имама Абу Ханифы - имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах. Данное мнение основано на другой версии хадиса по этой теме. Согласно этой версии ангел Джибриль, мир ему, стал руководить молитвой Пророка Мухаммада после того, как тень предмета стало равной самому предмету (плюс длина тени отклонения).

Желательно брать за основу первое мнение, так как следование ему гарантирует исполнение солятуль аср вовремя.

3. Кроме того, в ханафитском мазхабе существует также третье мнение, которое передаётся от имама Асада, одного из величайших соратников имама Абу Ханифы, да будет доволен ими Аллах, которое передаёт имам ас-Сарахси в книге «Аль-Мабсут». Согласно этому мнению, время зухра заканчивается, когда тень предмета становится равной самому предмету, при этом время асра наступает не сразу после зухра, а только тогда, когда тень предмета станет в два раза больше самого предмета. Оставшийся между временем зухра и асра промежуток времени при этом считается «вакту мугмаль» (заброшенным временем). В этот период фард-солят не совершается. Согласно данному мнению, если совершить молитву в это время, она будет считаться «када», то есть восстановленной, а не совершённой в своё время. Таким образом, намаз зухр следует совершить до наступления заброшенного времени, а намаз аср - после, что позволяет совместить две противоречащие друг другу передачи, описанные выше.

Время солятуль аср заканчивается после захода солнца.

В ханафитском мазхабе выделяют время, в которое совершать солятуль аср – «макрух тахрим» (строго порицаемо). Это время, когда солнце приобретает жёлтый цвет, а при взгляде на него глазам не больно. Откладывая солятуль аср до этого времени, человек берёт на себя грех. Тем не менее, если он не успел совершить намаз аср до этого времени, является обязательным совершить молитву и в этот период.

Время намаза (магриб, иша, витр).

Время солятуль магриб наступает сразу же после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари (красного зарева).

Существует две передачи от имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, относительно того, что следует понимать под термином «вечерняя заря». Согласно первой передаче, это красное зарево (шафакуль ахмар), согласно другой передаче, это белый свет зари, который появляется примерно через 12 минут после красного зарева. Самым верным мнением в ханафитском мазхабе является первое мнение (под вечерней зарёй следует понимать красное зарево). Это мнение передаётся от большинства сподвижников Посланника Аллаха а также от имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Кроме того, передаётся, что имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, впоследствии отказался от второго мнения (от того, что вечерняя заря есть белый свет).

Время солятуль иша и солятуль витр начинается, когда на горизонте исчезает красный свет, а небеса обволакивает тьма, и продолжается до появления истинной утренней зари (фаджр содик).

Следует особо отметить, что, согласно доводу из Сунны, совершение солятуль иша обязательно должно предшествовать совершению солятуль витр.

Если человек проживает в местности, где в летний период полностью отсутствует ночное время (после захода солнца сразу рассветает), с него спадает обязательство исполнения ночного намаза и намаза витр. Это происходит потому, что в таком случае полностью отсутствует причина для совершения солята (в предыдущих уроках упоминалось о том, что причиной (ас-сабаб) для совершения солята является наступление соответствующего времени). В качестве примера в книге «Маракиль Фалях» приведена Булгария1, где летом практически не бывает ночей.

Известно, что после появления Даджаля (Антихриста) сутки будут равняться одному году. В это время на мусульманах будет лежать обязанность приложить усилия, чтобы рассчитать время для совершения намазов, сроков аренды, хаджа, поста и идды.

1.Территория современного Татарстана.

Объединение намазов

В ханафитском мазхабе запрещено объединять обязательные намазы в пути или в случае дождя. Это является отличительной особенностью ханафитского мазхаба от других школ исламского права. Например, запрещено совершать солятуль зухр вместе с солятуль аср в отрезок времени, отведённый для солятуль зухр, и наоборот. Такой вид объединения в Шариате называют соответственно «джаму ттакдим» и «джаму ттахир». При этом существуют хадисы, которые указывают на законность объединения между фард-намазами. Однако шейхи ханафитского мазхаба говорят, что объединение молитв является дозволенным лишь с точки зрения внешней формы, но не с точки зрения реальности, то есть, если подразумевать под объединением совершение одной из молитв вне отведённого для неё промежутка времени, такое объединение дозволенным не будет.

Приведём пример. Согласно мнению учёных-ханафитов, каждый из обязательных намазов должен исполняться в своё время, но совершение солятуль зухр при этом следует оттянуть настолько, чтобы успеть завершить его почти вплотную к началу времени солятуль аср. Таким образом, внешне всё будет выглядеть так, будто намазы объединены, так как совершаются подряд один за другим, но фактически каждый из них будет совершён в своё время.

Ханафиты не дозволяют буквальное объединение намазов в пути или в случае дождя, но существует два случая, когда такое объединение дозволено:

1. Во время совершения хаджа (но не умры) дозволено объединить зухр и аср во время нахождения на горе Арафат. Обе молитвы в этом случае совершаются в начале времени солятуль зухр в мечети под названием «Намиро». Перед намазами возвещается один азан, а затем перед каждым намазом отдельно исполняется икамат, при этом между зухром и асром нет больше никаких дополнительных молитв.

Имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, ставит следующие условия для законности такого объединения: 1) человек должен пребывать в состоянии «ихрам» (наличие нията на совершение хаджа, произнесение тальбии, облачение в одежды без швов); 2) эти намазы должны совершаться в джамаате за Величайшим имамом (халифой) или за его заместителем (наибом); 3) солятуль зухр не должен быть нарушен (если после совершения солятуль зухр выяснится, что он по каким-то причинам оказался недействительным, следует совершить его повторно полностью, а солятуль аср исполнить уже в своё время). Имамы Абу Юсуф и Мухаммад не ставят условием для законности такого объединения наличие халифы и джамаата.

2. Во время совершения Хаджа дозволено объединить магриб и иша в период пребывания в местечке Муздалифа. В этом случае солятуль магриб совершается во время солятуль иша (такое объединение учёные называют «джаму ттахир»). Перед намазом возвещается один азан, а затем исполняется один икамат. Между магрибом и иша тоже не должно быть никаких дополнительных молитв. Наличие джамаата и халифы не ставится условием для законности такого объединения, но обязательными в данном случае являются пребывание в ихраме и исполнение намазов непосредственно в Муздалифа.

Предпочтительное (мустахабб) время для совершения намазов.

Солятуль фаджр.

Согласно ханафитскому фикху предпочтительным временем для совершения солятуль фаджр является время «аль-исфаару биль фаджр». Это период когда после фаджра становится настолько светло, что можно различать вещи. При этом не следует оттягивать совершение молитвы чрезмерно. Необходимо рассчитать время так, чтобы его хватило на совершение двух ракатов обязательного намаза с учётом того, что в утреннем намазе следует (сунна) читать длинные суры из Корана. Кроме того, следует прибавить к этому отрезку время, которого было бы достаточно, чтобы обновить малое или большое омовение (вуду или гусль) в случае нарушения омовения во время исполнения молитвы и совершить два раката фарда с чтением длинных сур.

Утренний намаз откладывают на более светлое время для того, чтобы собрать больше людей в мечети для исполнения утренней молитвы джамаатом. В более светлое время люди охотнее выбираются из дома для отправления солятуль фаджр в мечети. И в этом состоит мудрость откладывания утренней молитвы.

Предписание откладывать солятуль фаджр на более светлое время относится только к мужчинам. Женщинам предпочтительнее всего исполнять утренний намаз в темноте, потому что лучшее состояние для женщины согласно Исламу - это сокрытие себя.

Посланник Аллаха по поводу совершения утренней молитвы в более светлое время говорил следующее:

«Переносите исполнение солятуль фаджр на время «исфаар», ибо в этом более великая награда»

(Имам Ибн Хиббан привёл в сборнике достоверных хадисов).

«Переносите исполнение солятуль фаджр на время появления света, будет вам это благословением»

(Имам ат-Табарани привёл в книге «Аль-Кебир»).

Кроме того, мудрость совершения солятуль фаджр в более позднее время состоит в том, что это облегчает для человека получение награды за совершение зикра и двух ракатов намаза после восхода солнца, что является сунной.

Сказал Посланник Аллаха:

«Тому, кто исполнил фаджр в джамаате, затем сел поминать Всевышнего Аллаха вплоть до восхода солнца, а затем исполнил два раката, полагается за всё это награда, равная награде за исполнение хаджа и умры»

(Имам ат-Тирмизи, да будет доволен им Всевышний Аллах, приводит этот хадис «хасан» (хороший)).

Следует отметить, что откладывание совершения солятуль фаджр не является мустахабб для прибывшего в Муздалифа во время исполнения хаджа.

Солятуль зухр

Время мустахабб для солятуль зухр зависит от времени года. В летний период является предпочтительным совершать солятуль зухр в конце отведённого для него времени. Источником данного хукма в ханафитском мазхабе является хадис, который приводят имам Малик, имам Ахмад, имам ад-Дарами, имам Бухари. В этом хадисе Посланник Аллаха говорит, что следует переносить исполнение солятуль зухр на время, когда спадёт жара (в хадисе использовано слово «ибрад», что буквально означает «охлаждение»). Следует отметить, что данный хукм не зависит от того, где проживает мусульманин (т. е. хукм действителен не только для жарких стран). Следует откладывать исполнение солятуль зухр в летний период, даже если мусульманин проживает в стране с умеренным или суровым климатом.

В книге «Маракиль Фалях» сказано, что следует также оттягивать исполнение солятуль джума в летний период, однако, согласно самому верному мнению в мазхабе ханафи, следует совершать солятуль джума в начале времени зухр (даже в летний период).

Зимой, весной и осенью следует (мустахабб) совершать солятуль зухр в начале отведённого для него времени. Исключение составляют дни, когда небо затянуто тучами, солнца не видно, и, следовательно, трудно определить время солятуль зухр.

В такие дни следует оттягивать исполнение солятуль зухр на конец отведённого времени. Это делается для того, чтобы не совершить солятуль зухр раньше времени.

Солятуль аср

Согласно ханафитскому фикху, следует откладывать совершение солятуль аср и зимой, и летом. Однако нельзя переносить исполнение солята на время, когда солнце становится красноватого или рыжего цвета и человек может безболезненно смотреть на него. Совершать молитву в это время строго порицаемо (макрух тахрим). Посланник Аллаха в хадисе назвал людей, которые откладывают солятуль аср на время «макрух», мунафиками. В хадисе описан человек, который (без уважительной причины) оттягивает исполнение солятуль аср, дожидаясь, пока солнце изменит цвет, а затем «клюёт носом», подобно петуху (совершая земные поклоны), и почти не поминает Аллаха. Откладывать солятуль аср на время «макрух» запрещено даже путешественнику и больному человеку.

В дни, когда небо затянуто тучами, следует исполнять солятуль аср в начале отведённого для него времени, чтобы избежать совершения молитвы во время «макрух» (так как в такую погоду плохо видно солнце и легко ошибиться, оттягивая молитву).

Солятуль магриб

И зимой, и летом следует совершать солятуль магриб в начале отведённого для него времени. При этом желательно исполнить молитву сразу после возвещения азана. Как известно, в ханафитском мазхабе нет двух дополнительных ракатов молитвы между азаном и икаматом. Тем не менее, дозволено сделать небольшую паузу между азаном и икаматом (равную периоду, которого хватило бы на чтение 3-х аятов Корана).

Посланник Аллаха сказал: «Моя умма будет благополучна до тех пор, пока не станет оттягивать совершение солятуль магриб на время, когда на небе появляются звёзды, уподобляясь евреям».

Оттягивать исполнение солятуль магриб на время перед исчезновением красной полосы на горизонте – «макрух танзих», на время её исчезновения – «макрух тахрим», на время появления звёзд на ночном небе – «харам».

Дозволено оттягивать совершение солятуль магриб до времени «макрух танзих» в облачную погоду (чтобы не исполнить солят преждевременно), в путешествии, при болезни или чтобы совершить ифтар после дня поста, если уже накрыт стол, не откладывая при этом молитву до времени «макрух тахрим». Следует отметить, что в перечисленных выше случаях совершение солята в указанный период времени уже не будет считаться порицаемым (макрух танзих), но, более того, является желательным (мустахабб).

Солятуль иша

Предпочтительно совершать солятуль иша в конце первой трети ночи. Совершать солятуль иша во второй трети ночи – «мубах» (дозволено), в третьей части ночи – «макрух тахрим» (строго порицаемо).

В облачную погоду и во время дождя желательно совершать солятуль иша в начале отведённого для него времени, что позволит увеличить количество людей в джамаате в мечети.

Солятуль витр

Лучшее время для солятуль витр – последняя треть ночи. Следует отложить совершение солятуль витр, если мусульманин уверен, что сможет проснуться в конце ночи для исполнения солята. В противном случае, следует совершить солятуль витр после солятуль иша.

1. При упоминании сообщений под термином «Захиру-р-Риваййа», следует понимать, что эти сообщения исходят от трех главных Имамов мазхаба: Имама Абу Ханифы, Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада аш-Шайбани .

2. Термины, которые используются без упоминания имени, подразумевают:

«Имам» - Имам Абу Ханифа.

«Шейхайн» - Абу Ханифа и Абу Йусуф.

«Тарафейн» - Абу Ханифа и Мухаммад.

«Имамейн»; «Сахабейн» - Абу Йусуф и Мухаммад.

«Ас-Сани» - Абу Йусуф.

«Ас-Салис» - Мухаммад.

«Асхабуна» - Имамы Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шайбани.

«Машайых» - Имамы мазхаба, жившие после Имама Абу Ханифы.

«Мутакаддимун» - Имамы-ученые по Религиозному Праву (Фикху), жившие до имама Шамс-уль-Аимма аль-Халвани (ум. в 465/1063).

«Мутааххырун» - Имамы-Правоведы, жившие после имама Шамс-уль-Аимма аль-Хальвани (ум. в 465/1063) и до имама Хафиз-уд-Дина аль-Бухари (ум. в 693/1038). К ним относятся: Абу Зайд ад-Дабуси (430/1038); Аль-Паздави (482/1089); Ас-Сарахаси (490/1097); Аль-Касани (587/1191); Аль-Баджи (474/1081) и Ибн-и Рушд аль-Хафид (520/1081). (IAk:131).

3. В мазхабе принято положение, при котором муфтии могут давать фетвы лишь на основе согласованного мнения упомянутых трех Имамов по сообщениям «Захиру-р-Риваййа». При наличии разного подхода Имамов к данному вопросу, фетва дается лишь по Иджтихаду (мнению) Имама Абу Ханифы.

При расхождении слов Имама А"зама с согласованным мнением имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шайбани, можно пользоваться утверждениями любой из сторон, но только в случае затруднений.

Муфтий не может давать фетвы, не согласующиеся с трудами ни одного из этих муджтахидов! Такие разъяснения не могут считаться фетвами школы Имама А"зама Абу Ханифы, да будет милостив к нему Аллах.

4. Фетвы мазхаба дают с соблюдением уровня муджтахидов:

В начале ищут ответ в соответствии с мнением Имама А’зама Абу Ханифы. Если этот вопрос Имамом не рассматривался, то смотрят на иджтихад Имама Абу Йусуфа. Затем уже обращаются к иджтихаду Имама Мухаммада аш-Шайбани, затем - Имама Зуфара, затем - Имама Хасана б. Зийада, да будет милостив к ним Аллах!

При стесненных обстоятельствах, муфтий может давать фетву по иджтихаду любого из пяти упомянутых имамов, входящих в высший ряд муджтахидов мазхаба, не соблюдая субординацию.

Хвала Аллаху Господу миров!

Из книг: «Tamİlmihal»- M. Sıddık G. 1996, İstanbul; «Ibn-I Abidin (Fihrist, TerimlerSozluguveKaynaklari)» - (IAk) - Istanbul, 1980.

(Абу Асад аль-Ханафи, «Ахлю-с-Сунна вальДжама"а»)

[В книге «Улема-уль-муслимин…», изданной в Стамбуле, Абдулваххаб Шаьрани (ум. в 973/1565) пишет:

"При работе над своей книгой «Адиллат-иль-мазахиб» я внимательно изучил иджтихад Имама Абу Ханифы и его учеников. В результате этих исследований я пришёл к выводу, что все труды этих великих учёных опираются на айаты Корана, на Хадисы, или на согласованное мнение сподвижников Пророка Аллаха. Такие муджтахиды как Имам Малик, Имам Шафии, Имам Ханбали и другие давали восторженную оценку трудам Имама Абу Ханифы. Следовательно, не стоят и ломаного гроша рассуждения некоторых, с позволения сказать "учёных", которые не смогли по достоинству оценить огромное значение трудов великого Имама… Сравнивать труды этих критиков с работами Имама, всё равно, что сравнивать сочинения школьника с трудами профессора. Если они "звёзды", то Имама можно сравнить с "солнцем" на научном небосклоне. И при свете Абу Ханифы, да будет на него милость Аллаха Тааля, эти "звёзды" становятся просто невидимыми".

Один из современников Имама Абу Ханифы Абу Мути свидетельствует:

"Как-то раз, когда мы вместе с Имамом были в мечети в городе Куфе, к нам подошли учёные Суфьян Саури, Имам Мукатил, Хаммад бин Салама, Имам Джафар Садык и другие (да будет милостив к ним Аллах) и обратились к Имаму со словами: "Мы слышали, что ты пользуешься знаниями, полученными путём сопоставления аналогий. Не слишком ли это опасно. Ведь первым, кто начал делать сопоставления, был Иблис". Это было сразу после утренней молитвы. Так вот, Абу Ханифа вплоть до полуденной молитвы отвечал на их вопросы. Разъяснял способы получения им скрытых знаний. Рассказал об основных методах, применяемых в его школе. Он говорил:

"Ответ на поставленный вопрос в начале я ищу в Благородном Коране. Не найдя там, ищу в Хадисах, мною собранных. Не найдя и там, смотрю, каково было согласованное мнение сподвижников по этому вопросу. Если этот вопрос ими обсуждался, и они не пришли к согласованному мнению, то опираюсь на мнение большинства из них. Если и этого нет, то только в этом случае решаюсь на использование аналогий - аль-Кыяс".

В подтверждение сказанному он привёл множество примеров. После этого они все встали и начали пожимать ему руки, признали его главой учёных и просили прощения за то, что,возможно, огорчили по незнанию. На что он им ответил: "Да простит Аллаху Тааля и меня и вас".

["Mizan-ül-kübra"-Абдулваххаб Ша"рани.]

Время намаза (фаджр, зухр, аср).

Время утреннего намаза («солятуль субх» или, как его иначе называют, «солятуль фаджр»), по общему согласию шейхов всех мазхабов, начинается со времени появления истинной зари (фаджр содик). Истинная заря отличается тем, что её свет распространяется по всей длине горизонта. Следует отметить, что существует ещё и ложная заря (фаджр казиб). Свет от ложной зари напоминает по форме волчий хвост, такой свет появляется на небосклоне на короткое время, а затем исчезает. Учёные исламской уммы единогласны (иджма) в том, когда наступает время солятуль субх. Основанием для данного мнения служит хадис, в котором говорится, что ангел Джибриль, мир ему, руководил молитвой Посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сразу же после наступления времени истинного фаджра. Если на горизонте становится видна часть солнечного диска, это означает, что время утреннего намаза закончилось.

Время обеденного намаза (солятуль зухр) начинается после того, как солнце отклонилось от своего зенита, и продолжается до наступления времени намаза аср. Среди учёных ханафитского мазхаба существует разногласие относительно определения времени намаза аср:

1. Согласно одной из передач от имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, время намаза зухр заканчивается тогда, когда тень предмета становится в два раза больше этого предмета. Кроме того, при измерении тени предмета при расчёте асра следует учитывать «фаю ззаваль» (тень отклонения) – минимальную тень предмета, которую он отбрасывает во время нахождения солнца в зените. Таким образом, согласно этому мнению, время асра наступает тогда, когда тень предмета равна высоте предмета, помноженной на два, плюс длина тени отклонения.

Данная передача от имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, является самым сильным мнением в мазхабе. Истинность данной передачи подтверждает абсолютное большинство ханафитских шейхов.

2. От имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, передаётся ещё одно мнение, согласно которому время асра наступает тогда, когда длина тени предмета становится равной длине самого предмета (плюс длина тени отклонения). Истинность данного мнения подтвердил имам Абу Джафар ат-Тахави, а также два величайших соратника имама Абу Ханифы — имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах. Данное мнение основано на другой версии хадиса по этой теме. Согласно этой версии ангел Джибриль, мир ему, стал руководить молитвой Пророка Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует после того, как тень предмета стало равной самому предмету (плюс длина тени отклонения).

Желательно брать за основу первое мнение, так как следование ему гарантирует исполнение солятуль аср вовремя.

3. Кроме того, в ханафитском мазхабе существует также третье мнение, которое передаётся от имама Асада, одного из величайших соратников имама Абу Ханифы, да будет доволен ими Аллах, которое передаёт имам ас-Сарахси в книге «Аль-Мабсут». Согласно этому мнению, время зухра заканчивается, когда тень предмета становится равной самому предмету, при этом время асра наступает не сразу после зухра, а только тогда, когда тень предмета станет в два раза больше самого предмета. Оставшийся между временем зухра и асра промежуток времени при этом считается «вакту мугмаль» (заброшенным временем). В этот период фард-солят не совершается. Согласно данному мнению, если совершить молитву в это время, она будет считаться «када», то есть восстановленной, а не совершённой в своё время. Таким образом, намаз зухр следует совершить до наступления заброшенного времени, а намаз аср — после, что позволяет совместить две противоречащие друг другу передачи, описанные выше.

Время солятуль аср заканчивается после захода солнца.

В ханафитском мазхабе выделяют время, в которое совершать солятуль аср – «макрух тахрим» (строго порицаемо). Это время, когда солнце приобретает жёлтый цвет, а при взгляде на него глазам не больно. Откладывая солятуль аср до этого времени, человек берёт на себя грех. Тем не менее, если он не успел совершить намаз аср до этого времени, является обязательным совершить молитву и в этот период.

Урок 4

Время намаза (магриб, иша, витр).

Время солятуль магриб наступает сразу же после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари (красного зарева).

Существует две передачи от имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, относительно того, что следует понимать под термином «вечерняя заря». Согласно первой передаче, это красное зарево (шафакуль ахмар), согласно другой передаче, это белый свет зари, который появляется примерно через 12 минут после красного зарева. Самым верным мнением в ханафитском мазхабе является первое мнение (под вечерней зарёй следует понимать красное зарево). Это мнение передаётся от большинства сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а также от имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Кроме того, передаётся, что имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, впоследствии отказался от второго мнения (от того, что вечерняя заря есть белый свет).

Время солятуль иша и солятуль витр начинается, когда на горизонте исчезает красный свет, а небеса обволакивает тьма, и продолжается до появления истинной утренней зари (фаджр содик).

Следует особо отметить, что, согласно доводу из Сунны, совершение солятуль иша обязательно должно предшествовать совершению солятуль витр. Если человек проживает в местности, где в летний период полностью отсутствует ночное время (после захода солнца сразу рассветает), с него спадает обязательство исполнения ночного намаза и намаза витр. Это происходит потому, что в таком случае полностью отсутствует причина для совершения солята (в предыдущих уроках упоминалось о том, что причиной (ас-сабаб) для совершения солята является наступление соответствующего времени). В качестве примера в книге «Маракиль Фалях» приведена Булгария (Татарстан), где летом практически не бывает ночей.

Известно, что после появления Даджаля (Антихриста) сутки будут равняться одному году. В это время на мусульманах будет лежать обязанность приложить усилия, чтобы рассчитать время для совершения намазов, сроков аренды, хаджа, поста и идды.

В мусульманской традиции большое значение придается ежедневной молитве, которая должна совершаться в определенное время с неукоснительным следованием правилам. Об этом много сказано в писаниях, которые были оставлены верующим пророками древности. В конечном итоге составилось довольно четкое правило, которое рекомендуется выполнять всем истинно верующим мусульманам. А в этой статье мы поговорим об одной дневной молитве - аср намаз.

аср?

В переводе с арабского аср - это послеполуденная обязательная молитва. Также еще называют и время, которое приходится на нее. Аср намаз является третьей подобной молитвой по счету, которая совершается в обязательном порядке в течение дня. А всего их пять. Все они относятся ко второму столпу ислама.

Существует определенное правило для выполнения этой молитвы, которое записано в сто третьей Также упоминания о ней можно прочесть в девятом аяте суры "Аль-Манафикун". О важности именно этого времени в Коране говорится в одноименной суре “Аль-Аср”.

Время совершения намаза

Следует более конкретно поговорить о времени. Совершать аср намаз следует в точно отведенные для него часы. Время его начала несколько отличается для разных течений мусульманства, но не кардинально.

В целом большинство придерживается мнения, что третий намаз можно начать совершать уже тогда, когда тени на улице становятся в два раза длиннее самого объекта. Другие школы считают, что можно начинать немного раньше - когда тени становятся равны объекту.

Время, когда послеполуденный намаз уже нельзя начинать выполнять, начинается сразу после захода солнца, так как приходит время другого намаза - магриб (закатного). Многие верующие совершают аср до того, как солнце начнет окрашиваться в красноватый цвет, заходя за горизонт, таким образом, соблюдая заветы посланника Аллаха.

Именно поэтому все сходятся во мнении, что наилучшее время исполнения молитвы - сразу в начале временного промежутка, отведенного для намаза. Это говорит о том, что верующий действительно оторвался от своих мирских дел и обратился к Аллаху. В самом конце отведенного времени дозволяется прочесть молитву только в том случае, если имелась уважительная причина не осуществить ее раньше.

Ракаты, из которых состоит намаз

Теперь рассмотрим более подробно намаз аср, сколько ракатов совершается во время его выполнения. Ракат - это полный цикл всех чтений молитвы и совершаемых при этом движений. Он может повторяться от одного и более раз (в зависимости от вида молитвы).

В него входит произнесение такбира, затем чтение "Аль-Фатиха", поясной поклон и выпрямление, земной поклон и выпрямление (поза остается коленопреклоненной), вновь земной поклон и возвращение в исходное положение. Конечно, это лишь общее руководство, так как в зависимости от того, какой это ракат по счету, процесс может отличаться, также он имеет отличия (правда, незначительные) в зависимости от самой молитвы.

В послеполуденном намазе аср четыре раката. Они читаются шепотом, но так, чтобы в тишине вы могли его слышать. Т.е. нельзя просто шевелить губами, нужно проговаривать все слова таким звуком, как будто вы шепчете кому-то на ухо. Столько же ракатов в намазе зухр и иша, а вот в намазе магриб три раката, в фаджр - всего лишь два. Читаются они по-разному.

Как совершается намаз: действия

Рассмотрим более подробно, аср, и какие действия при этом совершают. Как было сказано выше, слова в послеполуденной молитве нужно произносить тихим шепотом, проговаривая все слова не только сердцем, но и голосом.

Действия же в принципе очень схожи с традиционным выполнением ракатов. В начале следует совершить ният (намерение), четко фиксируя вслух, что вы собираетесь делать. Далее нужно поднять руки ладонями в и поднять их до уровня ушей. Произнести такбир.

Затем сцепите руки и опустите их до пупка, прочтите ду’а Сана, суру "Аль-Фатиха" и еще любую на ваш выбор. Опустите руки и совершите поясной поклон. Затем, произнося определенные слова, нужно совершить земной поклон, низко коснуться места саджа.

В конце произнесите “Аллаху Акбар”, вернитесь в сидячее положение, после двух-трех секунд вновь повторите поклон. Первый ракат закончен. Начните второй, встав на ноги. Выполните все ракаты, читая соответствующие слова и совершая нужные действия. После четвертого можно считать оконченным.

Отличия в действиях для мужчин и женщин

Аср несколько отличается лишь в выполнении действий. Например, во время обращения ладонями в сторону Киблы женщинам следует руки поднимать до уровня груди, не выше. Тогда как мужчины поднимают их до самых ушей, прикасаясь большими пальцами к мочкам.

Также женщины не опускают руки до пупка во время чтения ду’а Сана, а держат их на уровне груди. Во время поясного поклона им нельзя полностью выпрямлять ноги и спину, пальцы рук нужно собирать вместе.

Во время земного поклона мужчины и женщины сидят одинаково (стопы ног параллельны друг другу, а пальцы направлены в сторону Киблы), но вот локти при этом прижаты у женщин к бокам. Во время вставания с земного поклона женщины садятся на левое бедро, подбирая свои ноги и пальцы ног направляя к Кибле.

Следует также отметить, что женщины не совершают намаз в том случае, если у них в этот момент начинается менструация. По всем правилам, к нему нужно приступать только тогда, когда произошло очищение.

Что говорят священные тексты о важности этого намаза

Намаз аль аср по всем священным текстам считается самым важным в совершении. Это исходит из того, что на время его осуществления многим мусульманам следует оторваться от совершаемых мирских дел, чтобы выполнить намаз. Именно в этом и его плюс - противостояние мирских наслаждений, которых вокруг так много, и обращения к Аллаху.

Так мусульманин может противостоять греху, влиянию шайтана и следовать заповедям Аллаха, соблюдая свои духовные обязанности. Ни к одному намазу нет такого отношения, как к послеполуденному, поэтому и рекомендуется так распланировать свой день, чтобы он гармонично в него вписывался.

Другие намазы

Следует отметить и другие ежедневные намазы в мусульманстве. Их всего лишь пять, и они обязательны для выполнения.

  1. Фардж. Это утренний намаз, который совершается до восхода солнца. Если мусульманин успел выполнить хоть один ракат молитвы, то значит он успел воврмя. Если же нет, то она идет в долговые молитвы.
  2. Зухр. Это вторая по счету молитва, которая называется полуденной. Она совершается после прохождения солнца через зенит, но до того, как тени предметов станут больше их самих. Следовательно, молитву можно начать выполнять после преодоления солнцем самой высокой точки неба.
  3. Аср. Послеполуденный намаз, о выполнении которого и была эта статья.
  4. Магриб. Этот намаз после асра выполняется сразу, как дневное светило зайдет за горизонт. А закончить выполнять его нужно до того, как исчезнет вечерняя заря. У этого намаза самое короткое время совершения, поэтому нужно быть очень внимательным, чтобы его не пропустить. Предпочтение по выполнению отдано первым минутам, как наступает разрешение.
  5. Иша. Эту молитву можно выполнять сразу после того, как исчезло вечернее зарево. Временной промежуток, когда ее можно сделать, самый большой, так как окончание срока намаза - это первые признаки утреннего рассвета. Однако все же рекомендуется выполнить ее, пока не истечет первая половина или даже треть ночи.

Заключение

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, аср намаз - это одна из пяти важнейших ежедневных молитв, когда мусульманин может непосредственно обратиться к Аллаху, вспомнить, что он - всего лишь смертный человек. А также о невозможности забрать мирские блага по ту сторону земной жизни, как бы этого ни хотелось. Поэтому о другой нашей жизни следует начать заботиться уже сейчас, отбрасывая хотя бы на некоторое время все мирские привычки, заботы, наслаждения и т.д.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции