Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Абазинский язык перевод. Значение слова абазинский в энциклопедическом словаре. Глава VII. Древние представители народности и их преемники

система частных значений падежных форм

Чиркина И. П. Современный русский язык

в таблицах и схемах. Ч. II. Система частей речи.

Имена. М., 1980. С. 47–52.

Именительный падеж

Значение: называние лица, предмета, явления; значение субъектное и определительное.

Функции:

    Главный член:

      1. подлежащее (основная функция): И песня и стих – это бомба и знамя (Маяковский) ;

        именная часть сказуемого.

    Второстепенный член:

      1. приложение: Художник- варвар кистью сонной картину гения чернит и свой рисунок беззаконный над ней бессмысленно чертит (Пушкин) .

    Обособленный член:

      1. приложение: В избушке, распевая, дева прядет, и, зимних друг ночей, трещит лучина перед ней (Пушкин) ;

        пояснение и присоединение: Мы, то есть седоки , обменялись взглядами, потом поклонами (Гончаров); На следующий день с раннего утра вид бульвара, вообще внешний вид Парижа, не занятого инсургентами, изменился, как по мановению волшебного жезла (Тургенев) .

    Формы вне связи с членами предложения:

      1. обращение: Унылая пора ! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (Пушкин) ;

        именительный темы высказывания: Ах, юность , юность удалая! Житьё в то время было нам, когда, погибель презирая, мы всё делили пополам (Пушкин) .

Родительный падеж

Родительный беспредложный.

    Родительный беспредложный приименной:

    1. Родительный определительный:

      1. принадлежности: стихи Лермонтова, комната брата ;

        отношения: гражданин СССР, член комитета ;

        целого: ветка берёзы, ствол пулемёта ;

        качественной оценки: человек дела, работа большой ценности ;

        возраста: мальчик трёх лет, женщина средних лет ;

        носителя признака: синева неба, аромат хвои ;

        субъекта действия и состояния: пение солиста, грызня волков .

    2. Родительный объекта при отглагольных существительных, образованных от переходных глаголов: выполнение плана, рубка леса .

      Родительный сравнения: чернее ночи, мрачнее тучи .

      Родительный количества, меры, даты: стакан воды, толпа народу, день Седьмого ноября.

    Родительный беспредложный приглагольный:

    1. Прямого объекта:

      1. при отрицании: не читали бестселлера, не любили осени ;

        при частичном распространении действия: налить чернил, выпить квасу .

    2. Косвенного объекта после глаголов желания, ожидания, требования, достижения, лишения, опасения: желать свободы, требовать ответа, достичь славы, лишиться уважения, пугаться темноты .

    Родительный предложный:

    Объекта лишения, достижения: оторваться от ветки, додуматься до решения .

    Материала: строить из камня, отливать из бронзы, сооружать из бетона, дом из кирпича, платье из шёлка .

    Образа действия: бежать без передышки, жить без забот .

    Меры: нравиться до безумия, смешной до слёз .

    Пространства: жить близ города, стоять у колодца, человек из толпы .

    Времени: уйти с утра, спать до рассвета, не болеть до старости .

    Причины: молчать из вежливости, коричневый от загара, шрам от удара, уйти с досады .

    Цели, назначения: остановиться для отдыха, работать для победы, учиться ради знаний, лекарство от гриппа, папка для бумаг .

    Возмещения: приехать вместо товарища, работать вместо секретаря .

    Сравнения: часы вроде кулона, брошь наподобие бабочки .

Дательный падеж

Дательный беспредложный.

    Дательный беспредложный приглагольный:

    1. Косвенного объекта (обозначает лицо или предмет, «адресат»): Служить Родине, помогать товарищу, подарить другу .

      Субъекта состояния (в безличных предложениях): И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему (Гоголь).

    Дательный беспредложный приименной:

    1. Косвенного объекта: памятник Гоголю, монумент героям, конец делу, слава героям, служба Родине, помощь товарищу.

    Дательный предложный.

    1. Косвенного объекта: охладеть к музыке, прислушаться к совету, готовый к бою, ненависть к врагу.

      Образа действия: работать по графику, осуществить по плану.

      Места: ходить по лесу, ехать по степи, спуск к реке.

      Причины: пропустить по болезни, отсутствие по уважительной причине.

      Цели: накрыть к обеду, готовиться к севу.

      Ограничения: небывалый по силе, оригинальный по цвету.

Винительный падеж

    Винительный беспредложный приглагольный:

    1. При переходных глаголах: винительный прямого объекта, на который непосредственно переходит действие: ловить рыбу, читать статью, вышивать блузку, рубить дрова.

      При непереходных глаголах:

      1. винительный со значением охвата пространства: проехали весь лес, прошли улицу, пробежали километр;

        меры времени: прожить год, прождать час, просидеть всю ночь;

        количества и меры: твердить тысячу раз, весить тонну, стоить рубль.

    Винительный предложный.

    1. Со значением предмета речи, мысли: написать про житьё-бытьё, забыть про неприятности.

      Структуры, в которую превращается предмет: раздробить на куски, превратиться в камень.

      Орудия действия: смотреть сквозь очки, видеть в бинокль – сближается со значением образа действия.

      Образа действия: сбиться в кучу, жить на стипендию.

      Места: погрузиться в воду, спуск под гору.

      Времени: гулять в дождь, отчёт за квартал.

      Меры: оценить в рубль, величиной с дом.

      Причины: сердиться за обман, красный от смущения, наградить за доблесть.

      Цели: сдать в монтаж, удобный для посева.

      Возмещения: работать за товарища, дежурить за вахтёра.

Творительный падеж

Творительный беспредложный.

    Творительный беспредложный приглагольный:

    1. Орудия действия: писать пером, ударить штыком, влиять своим авторитетом.

      Производителя действия в страдательных конструкциях: Никита въехал в отворённые Петрушкой ворота (Л. Толстой).

      Субъекта действия, состояния в безличных конструкциях: пахнет смолою, нанесло ветром.

      Образа и способа действия: петь басом, идти быстрым шагом.

      Места: плыть морем, идти лесом.

      Времени: заниматься вечерами, работать ночами.

      Предикативный – обозначает признак предмета, лица, стоящего в именительном падеже (характеризует подлежащее): смотрителем маяка был старый боцман.

    Творительный беспредложный приименной:

    1. Присубстантивный качественной характеристики: юбка колоколом, сапоги гармошкою.

      Приадъективный ограничения, внутреннего содержания: бледный лицом, горд успехами, известен трудами, сильный духом.

    Творительный предложный.

    1. Орудия действия: работать с лобзиком, читать с очками; сближается со значением образа действия.

      Образа действия: подниматься с трудом, идти с усилием, говорить с подъёмом.

      Места: плавать под водой, аллея между зарослями, прикрепить над столом.

      Времени: уехать с зарёй, объяснение перед разлукой, спор за ужином.

      Причины: забегаться с поручениями, неслышный за голосами.

      Цели: послать за материалами, поехать за покупками.

      Совместности: пировать с друзьями, учиться с братом, река с притоками.

Предложный падеж

    Приглагольный:

    1. Изъяснительный: сообщить о результатах, думать о матери, горевать о разлуке.

      Орудия действия (близко к значению образа действия): играть на гармошке, печатать на машинке, кататься на велосипеде.

      Образа действия: передать на словах, жить в достатке.

      Места: жить на юге, хранить в сбербанке, гостить в деревне.

      Времени: вставать на рассвете, встретиться в юности.

      Цели: наказать в воспитательных целях.

    Присубстантивный:

    1. Со значением признака, свойства, качества предмета по отношению к другому предмету: стол на трёх ножках, пальто на меху, дама в пенсне.

Категория падежа - это грамматическая категория имени существительного, выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, действиям, признакам. Вследствие исторического родства индоевропейских языков, падежная система немецкого языка имеет ряд общих черт с падежной системой других индоевропейских языков, в том числе, с падежной системой русского языка. Но на фоне этой общности ясно выступает их своеобразие. Это своеобразие проявляется и в количестве падежей, и в круге значений употребления каждого падежа.

Падеж есть форма имени, выражающая его отношение к другим словам в составе предложения или словосочетания. Например: отпереть дверь ключом, ключ от двери, связка ключей, обзавестись ключами -- четыре падежных формы от слова ключ выражают различные отношения его к словам отпереть, от двери, связка, обзавестись. Эти отношения могут быть весьма разнообразными, и потому форма каждого падежа может иметь несколько значений.

В современном русском языке шесть падежей, из которых именительный называется прямым, а все остальные косвенными: родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

По мнению Виноградова В. В. из шести падежей в современном русском языке, вследствие богатства значений (и отчасти по происхождению), родительный и предложный можно было бы рассматривать как объединение, по крайней мере, двух падежей в каждом из них.

В современном родительном падеже выделяется качественно-определительный (или собственно - родительный) и количественно-отделительный (или отложительно-достигательный).

Собственно-родительный объединяет значения качественного определения: девушка редкой красоты, человек большого ума, стол красного дерева; принадлежности: книга сестры, дом отца; субъекта: подарок матери, сочинения Пушкина; объекта: чтение Маяковского (когда читают стихи Маяковского, но чтение Маяковского, т. е. чтение самим Маяковским чего-либо есть родительный субъекта). Эти значения возможны и при наличии предлогов, например: у него была красивая дочь, у этой книги кожаный переплет, у чемодана двойное дно и т. п.

Количественно-отделительный представлен значениями количества (преимущественно после числительных и глаголов): пять лет, три кило гороху, начитаться книг, наговорить дерзостей, попить водицы; удаления, лишения: избегать опасности, лишиться места, остерегаться обмана; достижения цели: добиться успеха, просить помощи. Эти значения выражаются при помощи предлогов, чаще из, от, до, около: уехать из города, происходить из крестьян, сшить из лучшей материи, от края и до края, плащ от дождя, услышать от знакомых, добраться до постели, охотник до книг. Особенно следует подчеркнуть выражение причинно-целевых значений этим падежом с предлогами: с радости, со страху, от горя, (похудеть от горя). Формальное отличие родительного количественно-отделительного заключается в особом окончании -у у некоторых существительных мужского рода, чего обычно не бывает в употреблении собственно-родительного, за самыми редкими исключениями.

Современный предложный падеж также некоторыми учеными делится на два: изъяснительный -- о хлебе, о саде, о лесе (после глаголов говорить, думать, рассуждать и им подобных) и местный (с предлогами в, на) - в саду, в лесу, на полу, на корню. В значении местного падежа у существительных мужского рода очень употребительно окончание - у под ударением.

Самое название «предложный» введено М. В. Ломоносовым, вследствие исключительного употребления этого падежа только с предлогами, вместо принятого в XVII в. названия «сказательный». Для древнерусского и старославянского языков этот падеж называется «местным» (по одному из главных значений); он первоначально употреблялся без предлога, как все другие косвенные падежи: НовЪгород"Ь означало «в Новгороде».

Следует заметить, что мысль ряда исследователей о разделении родительного и предложного падежей на два имеет чисто научное значение.

Несколько подробнее можно остановиться на значениях творительного падежа.

Творительный приглагольный, т. е. зависящий от глагола, является в предложении дополнением или обстоятельством, реже сказуемым, и может обозначать:

  • 1) орудие или средство: пишу пером; сюда же приближается значение творительного падежа в безличных оборотах: ветром оторвало лодку;
  • 2) действующее лицо при глаголах страдательного залога: нашими учеными разрабатываются важные проблемы;
  • 3) объект или область распространения действия (творительный содержания): заниматься русским языком, интересоваться искусством, любоваться природой;
  • 4) время, место и способ действия (творительный с обстоятельственным значением): а) он работает целыми днями, б) ехать лесом, в) говорить шепотом.

Особый случай применения творительного падежа представляет так называемый творительный предикативный, т. е. образующий (со связкой или без нее) составное сказуемое, например: он стал опытным инженером; студенты будут учителями и научными работниками.

Близко к этому значению и значение творительного падежа, указывающего должность, положение, свойство лица или предмета, название которого стоит в винительном падеже при переходных глаголах называть, назначать, считать, признавать (кого? кем?). При замене действительного залога страдательным, такой творительный делается обычным творительным предикативным: его избрали председателем -- он избран председателем, его считают руководителем -- он считается руководителем и т. п.

Кроме творительного приглагольного, существует творительный приименный, т. е. зависящий от имен существительных (правда, близких по основам к глаголам: удар кулаком, ср. ударить кулаком, езда шагом, ср. ехать шагом) или от имен прилагательных: известный своими трудами, сильный духом, слабый глазами.

Основное значение винительного и дательного падежей -- это обозначение объекта; винительный падеж чаще всего употребляется после переходных глаголов и обозначает прямой объект, иначе говоря -- является прямым дополнением (студент составляет доклад); дательный падеж обозначает косвенный объект -- лицо или предмет, в пользу которого совершается или к которому направляется действие (студенту предоставили путевку в дом отдыха; помощь брату -- по образцу глагольного сочетания -- учитель помогал брату). Есть и другие значения этих двух падежей: например, винительный падеж может обозначать время и пространство (работал целую неделю, пробежал километр), а дательный -- лицо, испытывающее какое-либо состояние (ему было радостно).

Вследствие обилия значений косвенных падежей некоторые значения их выражаются не только падежными окончаниями, но и присоединением предлогов. Родительный падеж -- с предлогами, выражающими пространственные отношения (от дома, до школы, с гор, из городов) и целевые (для здоровья, для успеха). Дательный падеж -- с предлогами, выражающими направление (к отцу, по дорогам). Винительный падеж -- с предлогами, выражающими пространственные отношения (на улицу, в дом, по колено) и временные (в год, в час). Творительный падеж -- с предлогами, выражающими совместность (с другом) и пространственные отношения (под водой, за огородами, между деревьями). Предложный падеж употребляется в современном русском языке только с предлогами (разнообразного значения).

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции