Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Двенадцать, Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать”. Как изменяется образ двенадцати красноармейцев в поэме А. Блока «Двенадцать»

Поэма «Двенадцать» – поэма-отклик на свершившуюся революцию – по своему стилю отличается от других произведений поэта: в ней отчетливо прослеживается фольклорная основа, частушечный ритм, использование пословиц и элементов городского романса.

Основным принципом построения «Двенадцати» становится контраст. Черный ветер, белый снег, красный флаг – цветовая гамма варьируется в пределах трех цветов. Поэма отличается полифоничностью: она вмещает в себя множество интонация и точек зрения. Особую символичность приобретают образы поэмы: 12 красногвардейцев противопоставляются старому миру в образе «пса безродного »:

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
А старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Старый мир представлен в поэме сатирически , хотя сатира в целом не свойственна поэту. Образы «прошлого» приобретают обобщающее значение; они обрисованы лишь одним-двумя штрихами – вития, барынька в каракуле, поп, у которого раньше «крестом сияло пузо на народ».

Противостоит миру старому мир новый, мир революции. Революция, по Блоку, – стихия, ветер «на всем белом свете », это, главным образом, разрушительная сила, представители которой идут «без имени святого ».

Многоплановым является образ, вынесенный в заглавие поэмы, – 12. Это и реальная деталь: в 1918 г. патруль состоял из 12 человек; и символ – 12 учеников Иисуса Христа, апостолов, в которых по ходу революционного действа превращаются красногвардейцы. Преображение это детально: например, походка героев из порывистого движения вразвалку превращается в державную поступь.

Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежно поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.

Еще один не менее интересный образ «Двенадцати» – это образ Христа. Сам А. Блок не давал точного ответа, почему в поэме возникает этот далекий от революции образ, что и породило множественные интерпретации. Так, Христа рассматривают как воплощение справедливости; как символ величия и святости эпохального события ; как символ новой эпохи и др.

Многогранен образ метели в поэме. Во-первых, метель – это разбушевавшаяся, неконтролируемая, «первобытная» стихия, коей и представлял себе поэт революцию: «Ветер! Ветер! На ногах не стоит человек ». Во-вторых, образ метели возникает и в некоторых стихотворениях автора, где метель становится символом смерти, уходом в «никуда» и «никогда». Вспомним стихотворение «Покойник спать ложится»: «Покойник спать ложится // На белую постель. // В окне легко кружится // Спокойная метель ». В-третьих, метель как символ промысла божьего, рока традиционен для русской классической литературы (пушкинские «Метель» и «Капитанская дочка») .

Интересна поэма и в плане системы своих эстетических принципов. «Двенадцать» – это не чистый символизм; рамки эстетики в поэме расширены: символические образы сочетаются с сатирическим обличением, пафос презрения к «былому» – к старому миру соединен с мечтой о России новой, очищенной и возрожденной.

Поэма «Двенадцать», написанная в 1918 г., по-прежнему остается загадочной и таинственной из-за множественности интерпретаций и многоплановости образов, что дает большие возможности для исследования произведения.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Революционные волнения начала ХХ века в России вызвали отклики многих литераторов. События 1917 года и Гражданской войны побуждали к созданию произведений как современников, так и писателей поздних периодов, вплоть до сегодняшнего дня. Среди поэтов, вдохновившихся этим периодом отечественной истории, был и А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» отобразила неоднозначное авторское восприятие переворота, о смысле которого гадают до сих пор. Богатая символика произведения имеет большое количество интерпретаций.

Символы: роль и их значение

Что значит символ для поэта? Это всё равно, что термин для ученого, то есть при помощи него можно более ёмко, без лишних слов, выразить мысль. И Блок в своём творчестве активно пользовался такой возможностью.

  • Цвета. Первое, чем встречает поэма читателя, – антитеза цветов – чёрного и белого. В мировой культуре у этих оттенков существуют десятки значений, но именно для этой поэмы белый – обновление, стремление к будущему, чёрный – мрак старого мира, страдание души, вызванное грехом. Кроме того, в тексте присутствует красный, выражающий сопротивление, желание перемен.
  • Ветер – знак бури и революции. Он пытается взвихрить снег, чтобы занести всё старое, пережитое.
  • 12 – число, наделённое особым значением. Количество красноармейцев в поэме соотносимо с множеством апостолов на Тайной вечере. Существует масса гипотез, какая авторская позиция скрывается за евангельской символикой. Возможно, для Блока события 17-го года сопоставимы по значимости в истории человечества со Страстной неделей.

Образы

  1. Важно подчеркнуть роль и образ автора в «Двенадцати». Блок осознавал, что присутствует при эпохальном событии, он интуитивно ощущал грядущие в стране перемены, потому в этом произведении «Писатель – вития», а сама поэма ассоциируется скорее с летописью. Здесь поэт выступает в роли Пимена или Нестора, цель которого – запечатлеть происходящее.
  2. Обратимся к образу двенадцати красногвардейцев. По именам названы не все, но названные в поэме герои не случайно совпадают с апостолами. Такое упоминание позволяет закрепить за героями наибольшее число ассоциаций, вызываемых у читателя. Иван, Андрей, Петр – эти имена и сакральны, и социальны одновременно.
  3. Например, Петруха раскаивается в убийстве из ревности, но этот герой не был бы столь значимым для поэмы, не вызывай его имя аллюзию на Петра, что отрёкся от Христа. Преступление в обоих случаях не является поводом сойти с пути, но стимулирует с ещё большим рвением двигаться дальше. И для Петра блоковского, и для евангельского не было времени сожалеть о содеянном: нужно двигаться вперед, для воплощения общей идеи.
  4. Самым обсуждаемым образом в поэме является Христос (сочинение о его роли в произведении доступно ). Интересно проследить, как он возникает в поэме. В начале поэмы присутствует ветер, в 12-й главе у этой стихии появляется красный флаг, этот же атрибут и в руках Христа. Можно предположить, что Спаситель присутствует в поэме с первых строк, но в виде духа, дуновения, а находит своё воплощение лишь в конце произведения. Что значит этот образ для поэмы? Несправедливо считать, что это знак авторского одобрения событиям 1917 года. Блок осознавал неизбежность революции, невозможность вернуться к старому порядку. Мир стал другим, старый свет остался в прошлом, страна на пороге новой эры. Предыдущая – началась с Христа и апостолов. И они никуда не исчезли: сменились декорации, но главные герои остались.

Сразу после революционных событий Александр Александрович Блок пишет свою знаменитую поэму «Двенадцать». Как так произошло, что писатель выбрал столь кровавую тему? А ведь выбрал он ее неспроста. Блок по-настоящему верил, что революция способна в корне изменить жизнь людей к лучшему. Он так сильно в нее верил, верил в то, что революция способна выжечь всю окружающую людей дрянь, которая мешает им жить в прекрасном новом мире. Вот и появляется поэма Двенадцать, где мы можем наблюдать образы старого и нового мира, где старый мир — это старушка, писатель-вития, проститутки, буржуй, бродяга и пес безродный.

Образ красноармейцев в поэме

Далее в поэме появляются образы красноармейцев. Это коллективный образ из двенадцати человек, что ассоциируется у нас с двенадцатью апостолами. Они появляются в поэме не просто так. Этим Блок показывает, что к изменению старого мира стремятся многие. Показывает коллективную волю народа, а не чье-то индивидуальное мнение. Именно с образом красногвардейцев в поэме 12 и связано представление о новом мире, который мы видим в созданном образе героев. Это ремни винтовок, во рту цигарка, картуз на голове, а вокруг призрак свободы без креста.

Двенадцать апостолов нового мира готовы биться с врагами, выполняя свой революционный долг, они представители народной стихии, на которых возложена миссия защищать революцию, несмотря ни на что. Даже на то, что их путь пролегает через смерть и жестокость. В этой свободе они видят анархическую вольницу, воплощение их мечты, против старых устоев, против установленных правил. Мы видим, как красноармейцы пробираются сквозь вьюгу, поддаваясь инстинктам, при этом толком не представляя, что же ждет их там впереди. Создавая образ красноармейцев, автор раскрывает вседозволенность и показывает насилие без которого невозможны перемены. При этом сам Блок считает, что без хаоса нельзя достичь гармонии в будущем.

За красноармейцами увязался старый пес, от которого они отмахиваются, ведь этот пес наследие старого мира. Зато их волнует то, что прячется там впереди. А там появляется образ Христа, как символ духовно-нравственного идеала людей. Мы видим, как красноармейцы по-дружески зовут незнакомца товарищем, но при этом, сами стреляют в него.

Поэму Блока ” Двенадцать ” нельзя считать произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не предавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Александр Александрович использовал символы для того, чтобы с их помощью предать глубокий смысл самым обычным, казалось бы, ничего не значащим сцену. Блок употреблял в своей поэме множество символов: это и имена, и числа, и цвета.

Лейтмотив поэмы возникает с первых тактов: в разрыве и противопоставлении “белого” и “черного”. Два противоположных цвета, я думаю, могут означать только раскол, разделение. Черный цвет – цвет смутного, тёмного начала. Белый цвет символизирует чистоту, духовность, это цвет будущего. В поэме встречаются словосочетания: чёрное небо, чёрная злоба, белые роза. Я думаю, что “черное небо”, нависшее над городом, сродни “черной злобе”, скопившейся в сердцах “двенадцати”. Здесь угадывается давняя обида, боль, ненависть, по отношению к “старому” миру.

Злоба, грустная злоба.

Кипит в груди

Чёрная злоба, святая злоба…

В поэме также фигурирует красный цвет. Он символизирует кровь, огонь. Блок размышляет о возможности перерождения человека в очистительном огне революции. Революция для автора – рождение гармонии из хаоса. Символично также число двенадцать. Двенадцать – число апостолов Христа, число присяжных заседателей в суде, число человек в отрядах, которые патрулировали Петроград. Главные герои поэмы немыслимы в не данной эпохи, эпохи революции. Двенадцать идущих, зачатки нового сознания, противопоставлены воплощению ” старого” мира – “буржую на перекрёстке” , “барыня в каракуле”, “писателю – витие”. “Двенадцать” символизируют, я думаю, саму революцию стремящуюся избавиться от прошлого, идущую стремительно вперёд, уничтожая всех своих врагов.

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции