Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Распространенные и не нераспространенные предложения. Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: Распространенные и нераспространенные предложения

На этом уроке вы узнаете, что такое второстепенные члены предложения, научитесь их находить, узнаете функцию второстепенных членов в предложении. А также узнаете, какие предложения называются распространёнными, а какие - нераспространёнными, научитесь их различать.

Слово девочка - это подлежащее, оно подчёркивается одной чертой. Девочка (что делает?) читает - это сказуемое, оно подчёркивается двумя чертами. Девочка читает - главные члены предложения, именно они выражают основной смысл предложения.

Во втором предложении есть и другие слова:

Девочка (какая?) маленькая

Читает (что?) книгу

Эти слова помогли нам узнать, что девочка не большая, а маленькая, и что читает она книгу, а не журнал. Эти слова - второстепенные члены предложения.

Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов предложения.

Итак, вы узнали, что, помимо главных членов, в предложении есть второстепенные. Второстепенные члены имеют вторую степень важности. А как вы думаете, существуют ли предложения, состоящие только из второстепенных членов? Рассмотрим пример:

На столе лежит белая скатерть (рис. 2).

Рис. 2. Стол со скатертью ()

В этом предложении говорится о скатерти. Скатерть - подлежащее. Скатерть (что делает?) лежит - сказуемое. Лежит (где?) на столе - это второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Скатерть (какая?) белая - это второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Если убрать все второстепенные члены, то получится такое предложение:

Скатерть лежит .

Смысл этого предложения остается понятен.

Если убрать все главные члены предложения, вот что получится:

На столе белая .

Предложения нет и смысл не понятен.

Это задание помогло понять, что главные члены получили своё название не случайно - в них заключается основа всего предложения. А второстепенные члены лишь поясняют , уточняют и дополняют главные.

Иногда второстепенные члены предложения поясняют другие второстепенные члены. Рассмотрите пример:

В осеннем парке падают листья (рис. 3).

Рис. 3. Осенний парк ()

В предложении говорится о листьях. Листья - это подлежащее, его подчёркиваем одной чертой. Листья (что делают?) падают - это сказуемое, его подчёркиваем двумя чертами. Падают (где?) в парке - второстепенный член предложения, который уточняет сказуемое. В парке (каком?) осеннем - второстепенный член предложения, который уточняет второстепенный член в парке .

Второстепенные члены могут пояснять не только главные, но и второстепенные члены.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространённые и распространённые . Нераспространённые предложения состоят только из главных членов, например:

Белка прыгает .

Если в предложении помимо главных членов есть и второстепенные, такое предложение называется распространённым, например:

Рыжая белка прыгает с ветки на ветку (рис. 4).

Рис. 4. Белка на дереве ()

Прочитайте предложения. Найдите главные члены. Определите, какие предложения распространённые, а какие нераспространённые.

Ярко светит солнце (рис. 5).

Рис. 5. Яркое солнце ()

По небу плывут лёгкие облака (рис. 6).

Поют птицы (рис. 7).

Рис. 7. Поющая птица ()

Выглянул голубой подснежник (рис. 8).

Рис. 8. Голубой подснежник ()

Побежали ручьи (рис. 9).

Рис. 9. Бегут ручьи ()

Смолой запахли душистые почки (рис. 10).

Рис. 10. Распускающиеся почки ()

Наступила весна (рис. 11).

Проверим:

Ярко светит солнце

По небу плывут лёгкие облака - распространённое предложение.

Поют птицы

Выглянул голубой подснежник - распространённое предложение.

Побежали ручьи - нераспространённое предложение.

Смолой запахли душистые почки - распространённое предложение.

Наступила весна - нераспространённое предложение.

Прочитайте предложения. Используя слова для справок, дополните предложения, чтобы они стали распространёнными.

Свесились сосульки.

Побежали ручьи.

Малыши пускают.

Слова для справок: кораблики, звонкие, с крыш, длинные, по оврагам, бумажные .

Проверим, что получилось:

С крыш свесились длинные сосульки .

По оврагам побежали звонкие ручьи.

Малыши пускают бумажные кораблики.

Определите, какими членами предложения являются выделенные слова:

Марина гуляла в парке. Вдруг на небе появилась чёрная туча . Начался сильный дождь. Девочка вернулась домой .

Гуляла (что делала?) - сказуемое.

Туча (что?) - подлежащее.

Сильный (какой?) - второстепенный член предложения.

Домой (куда?) - второстепенный член предложения.

На этом уроке вы узнали, что в предложении выделяют второстепенные члены предложения. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространёнными и нераспространёнными.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013
  1. Infourok.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Дайте определение второстепенным членам предложения.
  • Выберите предложение, которое не распространено второстепенными членами:

Солнце ласково греет землю.

Листья падают бесшумно.

Вова любит рисовать красками.

Маша пришла с прогулки.

Идёт дождь.

  • Придумайте по два предложения на каждое слово, одно из них должно быть распространённым, а второе - нераспространённым. Слова: девочка, яблоко, снег .

Распространённое предложение -простое предложение (см.), в состав к-рого (в отличие от нераспространённого предложения; см.) входят второстепенные члены, поясняющие и уточняющие подлежащее, сказуемое или предложение в целом. Расширение состава предложения происходит за счёт слов и словосочетаний, выступающих в форме, предопределённой подлежащим или сказуемым, или в форме, закреплённой в языковой системе для выражения определённых компонентов смысла предложения, напр.: Не пришёл из-за болезни; *Снег забивался в ворот штормовок - ледяным обручем стискивал горло* (Семёнов-Спасский); *Об этом молчать! Морозна старался не вспоминать о поездке в госпиталь* (Фадеев). В образованном на основе различных видов подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) словосочетании имеют место определительные, объектные или субъектные отношения, напр.: не вспоминать о поездке - управление, отношения объектные; поездка в госпиталь - слабое управление, отношения определительные.
Синтаксическая позиция словоформ, распространяющих всё предложение в целом,- в начале или реже в конце предложения. В одном предложении может быть несколько таких распространителей (детерминантов, см.), характеризующих предложение с различных сторон, имеющих субъектное, объектное или обстоятельственное значение, напр.: «У неё глаза морского цвета, У неё неверная душа* (Бальмонт); *На лице твоём, ласково-зыбкий. Белый луч притворился улыбкой...* (Анненский); *С катком и родителям стало гораздо спокойнее* (Носов).
Внутренний состав предложения может распространяться именем, чаше местоимением, в форме дат. п., к-рое указывает на направленность действия, напр.: *Пуля прошла ему сквозь самое сердце* (Тургенев). В этой роли может выступать инфинитив, напр.: Дай бумагу написать письмо; деепричастие: Уходя, уходи.
Распространённым является предложение, если оно содержит открытые или закрытые ряды уточняющих определений, дополнений или обстоятельств, объединённых союзной или бессоюзной связью, напр.: <Лишь снег порхает - вечный, белый. Зимой - он площадь оснежит...* (Блок); *Вся моя жизнь озарилась любовью, именно вся, до самых мелочей, словно тёмная, заброшенная комната, в которую внесли свечку* (Тургенев).
Предложение распространяется также путём присоединения уточняющих групп словоформ, находящихся с предложением или отдельным словом в полупредикативной связи. Эти обособленные смысловые группы выделяются интонационно, на письме - запятыми или тире, напр.: ^Бросавший её [сеть], к полному удивлению всех, промахнулся и захватил ею только кувшин...* (Булгаков); *Так шептала Маргарита Николаевна, глядя на пунцовые шторы, наливающиеся солнцем, беспокойно одеваясь, расчёсывая перед тройным зеркалом короткие завитые волосы* (Булгаков).
Распространённым предложение делает введение синтаксически независимых словоформ - обращений, вставных конструкций, напр.: *Ты мне мила, пора заката* (Плещеев); *К ней заходил замечательный музыкант (я дружил с ним) И. Добровсйн* (Пастернак).
Термины «Р. п.» и «нераспространённое предложение» приняты прежде всего в школьной грамматике.

1. Прочитаем информацию .

Нераспространенное предложение - предложение, которое состоит только из главных членов (подлежащее и сказуемое).

Распространенное предложение - предложение, в котором, кроме главных (подлежащее и сказуемое), есть еще и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

2. Рассмотрим примеры нераспространенных и распространенных предложений.

Предложение

Пример

Нераспространенное

Птицы поют.

Ручей звенит.

Распространенное

Лось легко бегает по болотам.

Резкий аромат валерианы нравится кошкам.

Местоположение подлежащего и сказуемого в нераспространенных предложениях может выглядеть так.

  • Подлежащее + сказуемое. Березы пожелтели.
  • Сказуемое + подлежащее. Блеснула молния .
  • Подлежащее + сказуемое, сказуемое. Всё зазеленело, зацвело.
  • Подлежащее + сказуемое, сказуемое, сказуемое. Волчата играли, боролись, кувыркались.
  • Подлежащее + сказуемое И сказуемое.
  • Сказуемое + подлежащее И подлежащее. Встретились зима и весна.
  • Сказуемое + подлежащее, подлежащее, подлежащее И подлежащее. Зацвели яблони, груши, вишни и сливы.
  • Сказуемое И сказуемое + подлежащее, подлежащее И подлежащее. Пробуждаются и оживают кустики, деревья и травинки.

Простые распространённые предложения. Примеры на тему - КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ

Примеры простых распространённых предложений со словом - ОСЕНЬ

Примеры простых распространённых предложений со словом - ВЕТЕР

Как сделать нераспространённое предложение - ЗЕМЛЯ БОГАТА - распространённым

ПРИМЕРЫ НЕРАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ .

Предложения расположены в алфавитном порядке (по букве первого слова в предложении).

А

Аистята испугались и спрятались.

Б

Берёза ожила. Березы пожелтели. Блеснула змейка. Блеснула молния.

Бродят медведи. Был сентябрь.

В

Веет метель. Ветер шумит. Ветер воет. Ветка закачалась. Взлетел жаворонок. Взошло солнце. Вода потемнела. Волчата играли, боролись, кувыркались. Воробей успокоился. Воробей вылетел. Вот и метель разгулялась. Вот промчалась белка. Всё зазеленело, зацвело. Всё замёрзло.

Всё засверкает и заблестит. Всё пожелтело. Всё пробуждается. Встретились зима и весна. Выглянуло солнышко. Выступила вода.

Г

Грянул гром. Гудят пчёлы и шмели.

Д

Дерево закачалось. Деревья закачались. Деревья засохли, выродились.

Дождь моросит. Дождь перестал. Дом осветился. Дорога подмерзла. Дует ветер.

Е

Ежата играют, резвятся.

З

Загрустила природа. Замолкли птицы. Замяукал котёнок. Засияло солнце.

Засыпал и пруд. Затрещал мороз. Затрещали кусты. Зацвели яблони, груши, вишни и сливы. Зашумели ели. Заяц огляделся. Земля дрогнула.

Животные попрятались. Жили-были дед да баба. Журчат ручьи.

И

Идёт дождь. Идёт гроза.

К

Карета подъехала и остановилась. Квакали лягушки. Кончились каникулы. Кружила позёмка. Л Лед треснул. Лес зашумел. Лес оживает. Лес ожил, зашумел. Лес поредел.

Лес посветлел. Лес спит. Листва облетела. Листья задрожали, оторвались и полетели. Листья падали и падали. Ловля началась. Льет дождь. Льют дожди. Люди побежали. Люди слушали и улыбались. Лягушки заквакали.

М

Мальчик упал. Мелькнула тень. Молчат поля и леса . Молчат и лес, и ветер, и вода. Мороз крепчал. Мороз трещит.

Мохнатый шмель подлетал к ромашкам и громко жужжал. Муравьи засуетились. Муравьи хлопочут. Мы замолчали.

Н

Набежала тучка. Налетел ветер. Настала осень. Наступали сумерки. Наступил вечер. Наступил рассвет. Наступило утро. Наступили холода. Началась пурга. Начался снегопад. Небо почернело. Небо прояснилось.

Небо хмурится. Нора осыпалась.

О

Озеро замерло. Она задумалась. Опадают листья.

П

Падает снег. Падал снег. Палило солнце. Пасутся лоси. Песни смолкли.

Побежала позёмка. Побежали ручейки. Повалил снег. Повозка запрыгала.

Погода переменилась. Поднялась пыль. Подросли и осмелели зайчата.

Подули ветры. Подход ит осень. Показалось солнце. Поспевает земляника.

Поспели яблоки, груши и сливы. Посыпались снежинки. Посыпались сучья.

Потекли ручьи. Почки набухли. Поют птицы. Появилась ласточка.

Появляются лисички, рыжики, сыроежки, дождевики, маслята.

Появляются одуванчики. Придет зима. Прилетела трясогузка. Природа засыпала. Природа ожила. Притихли поля, леса. Приуныли человечки.

Пришло лето. Пробегают зверьки.Пробежали лоси.Пролетают птицы.

Пролился дождь. Прохлада освежает и бодрит. Прошла вьюга. Пробежала лисица. Пробежала мышь. Пробуждаются и оживают кустики, деревья и травинки. Прокричал филин. Проснулся кузнечик. Прошло лето. Прошла и осень. Прошмыгнула мышь. Проясняются дали. Птица поднялась и улетела.

Птицы спешат.

Р

Работа остановилась. Работы не прекращались. Раздались голоса.

Раздался звонок. Раздался треск. Распускаются колокольчики, незабудки.

Ребята ушли. Река замёрзла. Река стала. Рысь затаилась.

С

Саженцы прижились, окрепли, подросли. Сверкнула молния.

Свистит иволга. Слышатся голоса. Слышится звон. Слышатся звуки и голоса. Снег искрится, сверкает. Снег растаял. Снег сошёл. Собака остановилась. Солнце садилось. Сосны замерли. Стоит декабрь.

Стрекочут кузнечики. Стрелка двигалась.

Т

Тает снег. Тишина стоит.

У

Увядают, желтеют листья. Ударила молния.

Х

Хлынул ливень. Хрустнул сук.

Ц

Цвели ивы. Цветут ландыши, одуванчики и земляника. Цветы завяли, пожелтели.

Ш

Шёпот стихает. Шмель жужжит .Шумит, бушует непогода.

Щ

Щенок заскулил.

Я

Я стоял и слушал. Я успокоился. Ящерки скрылись.

3. Выполним онлайн-задания .

Тесты по теме «Предложения»

Встречаются гораздо чаще, чем нераспространенных. Это связано тем, что первые предлагают пишущему гораздо больший простор для детализации: разные способы распространить предложение открывают новые грани художественного богатства, позволяют вплетать в текст метафоры и интересные подробности. В этой статье будут рассмотрены примеры распространенных предложений, отличающихся по способу распространения, составу, осложненности и другим критериям.

Предложения, распространенные определениями

Определения - это инструменты исключительно описательные. С их помощью нельзя наполнить предложение какой бы то ни было определенностью или конкретикой, но можно сделать их более красочными. Вот несколько примеров распространенных предложений, в которых используются определения:

Нетрудно заметить, что предложения из второй колонки более яркие, красочные, интересные.

Предложения, распространенные обстоятельствами

Обстоятельства - это своего рода инструменты художника, способные охарактеризовать и украсить действия, добавить им конкретики и полностью изменить тон предложения. Сравните:

Как показывают примеры распространенных предложений, обстоятельства могут значительно изменить, исказить смысл и наполнить его яркими красками.

Предложения, распространенные дополнениями

Этот способ распространения эффективно работает лишь в сочетании с остальными, но в итоге можно получить весьма убедительный результат. Например:

Примеры распространенных предложений и нераспространенных отрывков, из которых они были образованны, доказывают, что дополнения, обстоятельства и определения являются ключевым средством художественной выразительности.

Осложненные предложения

Отдельная группа распространенных предложений - осложненные. Осложнить предложение можно однородными членами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами. Вот пример такого предложения:

  • Коллега, я видел заинтересовавшее Вас дело. (Обращение - "коллега", причастный оборот - "заинтересовавшее Вас").

Односоставные предложения

Односоставные предложения тоже могут быть распространенными. Например:

  • Сегодня утром светало медленно, размеренно, постепенно.
  • Шумный, веселый вечер в хорошей компании.

В первом случае в предложении нет подлежащего, во втором - сказуемого, но это все еще полноценные распространенные предложения.

Сложные предложения

Сами по себе сложные предложения не могут заведомо считаться распространенными, но их можно распространить так же, как и простые. Например:

  • Дождь лил с самого утра, прохожие не выпускали из рук зонты, а автомобилисты злились, потому что из-за луж на дорогах невозможно было понять, где именно ямы.

Глав­ные члены пред­ло­же­ния об­ра­зу­ют его грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву.

Пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва ко­то­рых со­сто­ит из двух глав­ных чле­нов, на­зы­ва­ют­ся дву­со­став­ны­ми (рис. 1).

Глав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния яв­ля­ют­ся под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое.

Рис. 1. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но со­ста­ва грам­ма­ти­че­ской ос­но­вы

При­ме­ры дву­со­став­ных пред­ло­же­ний:

Взо­рва­лась пе­тар­да.

Очень страш­ная ис­то­рия про­изо­шла со мной вчера ве­че­ром.

Если грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва со­сто­ит из од­но­го глав­но­го члена, такое пред­ло­же­ние на­зы­ва­ет­ся од­но­со­став­ным.

При­ме­ры од­но­со­став­ных пред­ло­же­ний:

Ка­ни­ку­лы.

Хочу на море.

Скоро от­дох­нём.

Глав­ный член од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния по своим свой­ствам и струк­ту­ре похож либо на ска­зу­е­мое дву­со­став­но­го, либо на под­ле­жа­щее.

Распространённые и нераспространённые предложения

В за­ви­си­мо­сти от того, есть ли в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные члены, пред­ло­же­ния бы­ва­ют рас­про­стра­нён­ные и нерас­про­стра­нён­ные (рис. 2).

Рис. 2. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но на­ли­чия/от­сут­ствия вто­ро­сте­пен­ных чле­нов

В нерас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ни­ях, кроме глав­ных чле­нов, нет ни­ка­ких дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния.

При­ме­ры нерас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ний:

Стем­не­ло.

Подул ветер.

По­ка­за­лось при­ви­де­ние.

Если в пред­ло­же­нии есть хотя бы один вто­ро­сте­пен­ный член, такое пред­ло­же­ние на­зы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным.

При­ме­ры рас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ний:

Вне­зап­но стем­не­ло.

Подул жут­кий про­ни­зы­ва­ю­щий ветер.

Из-за пор­тье­ры по­ка­за­лось при­ви­де­ние.

Таким об­ра­зом, опре­де­лить, рас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние или нерас­про­стра­нён­ное, можно по на­ли­чию в нём вто­ро­сте­пен­ных чле­нов.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слова, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния (об­ра­ще­ния, ввод­ные слова и кон­струк­ции), не де­ла­ют пред­ло­же­ние рас­про­стра­нён­ным.

Ка­жет­ся, стем­не­ло – про­стое нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

Лишь толь­ко стем­не­ло, есте­ствен­но, по­ка­за­лось при­ви­де­ние – слож­ное пред­ло­же­ние, со­сто­я­щее из двух про­стых и нерас­про­стра­нён­ных.

Полные и

Про­стые пред­ло­же­ния под­раз­де­ля­ют­ся на пол­ные и непол­ные (рис. 3).

Рис. 3. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но на­ли­чия/от­сут­ствия необ­хо­ди­мых чле­нов

Если в пред­ло­же­нии при­сут­ству­ют все необ­хо­ди­мые для его по­ни­ма­ния ком­по­нен­ты, если для того, чтобы по­нять смысл пред­ло­же­ния, нам не нужно об­ра­щать­ся к дру­гим пред­ло­же­ни­ям, такие пред­ло­же­ния на­зы­ва­ют­ся пол­ны­ми:

Я не боюсь при­ви­де­ний.

Если для по­ни­ма­ния пред­ло­же­ния нам не хва­та­ет ком­по­нен­тов, если, чтобы по­нять его смысл, нам нужно об­ра­тить­ся к со­сед­ним пред­ло­же­ни­ям, такое пред­ло­же­ние будет непол­ным:

Я не боюсь при­ви­де­ний.

Я тоже (смысл этого пред­ло­же­ния будет скрыт, пока не узна­ем кон­текст его упо­треб­ле­ния).

Рис. 4. Как от­ли­чить непол­ное пред­ло­же­ние от од­но­со­став­но­го

Как видим, смысл непол­но­го пред­ло­же­ния легко вос­ста­но­вить, если до­ба­вить в него необ­хо­ди­мые ком­по­нен­ты из кон­тек­ста (рис. 4). От­ме­тим, что в непол­ном пред­ло­же­нии могут от­сут­ство­вать все глав­ные члены пред­ло­же­ния:

– Вы ви­де­ли при­ви­де­ние?

– Какое оно было?

– Жут­кое! (это рас­про­стра­нён­ное непол­ное пред­ло­же­ние)

Кроме того, в непол­ном пред­ло­же­нии могут от­сут­ство­вать необ­хо­ди­мые для по­ни­ма­ния вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния:

Ты спра­вил­ся?

Выводы

При­зна­ки рас­про­стра­нён­но­сти и нерас­про­стра­нён­но­сти и пол­но­ты и непол­но­ты про­сто­го пред­ло­же­ния никак не свя­за­ны друг с дру­гом. Пред­ло­же­ние может быть пол­ным, но нерас­про­стра­нён­ным, на­при­мер пред­ло­же­ние «Оно при­бли­жа­ет­ся». Или на­о­бо­рот, пред­ло­же­ние может быть рас­про­стра­нён­ным, но непол­ным, как пред­ло­же­ние «Жут­кое».

Рис. 5. Типы про­сто­го пред­ло­же­ния

Таким об­ра­зом, рас­про­стра­нён­ность или нерас­про­стра­нён­ность пред­ло­же­ния опре­де­ля­ет­ся по фор­маль­но­му при­зна­ку: есть или нет в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ный член. А де­ле­ние пред­ло­же­ния на пол­ное или непол­ное про­из­во­дит­ся по се­ман­ти­че­ско­му, или смыс­ло­во­му, при­зна­ку. Т. е. если вто­ро­сте­пен­ный член в пред­ло­же­нии от­сут­ству­ет, но при этом необ­хо­дим для его по­ни­ма­ния, как в во­про­се «Ты спра­вил­ся?», такое пред­ло­же­ние будет непол­ным и нерас­про­стра­нён­ным.

Вопросы к конспектам

1. Про­чи­тай­те и пе­ре­пи­ши­те тек­сты. Най­ди­те в них од­но­со­став­ные, нерас­про­стра­нён­ные и непол­ные пред­ло­же­ния.

А. Ка­би­нет в ял­тин­ском доме у Ан­то­на Пав­ло­ви­ча был неболь­шой, шагов две­на­дцать в длину и шесть в ши­ри­ну. Прямо про­тив вход­ной двери – боль­шое квад­рат­ное окно в раме. С пра­вой сто­ро­ны, по­сре­дине стены, – ко­рич­не­вый ка­фель­ный камин. На ка­мине несколь­ко без­де­лу­шек и между ними пре­крас­но сде­лан­ная мо­дель па­рус­ной шхуны.

Б. В пер­вый раз она по­яви­лась ве­че­ром. Под­бе­жа­ла чуть ли не к са­мо­му ко­ст­ру, схва­ти­ла рыбий хво­стик, ко­то­рый ва­лял­ся на земле, и ута­щи­ла под гни­лое брев­но. Я сразу понял, что это не про­стая мышь. Куда мень­ше по­лев­ки. Тем­ней. И глав­ное – нос! Ло­па­точ­кой, как у крота. Скоро она вер­ну­лась, стала шмы­гать у меня под но­га­ми, со­би­рать рыбьи ко­сточ­ки и, толь­ко когда я сер­ди­то топ­нул, спря­та­лась. «Хоть и не про­стая, а все-та­ки мышь, – думал я. – Пусть знает свое место». А место ее было под гни­лым кед­ро­вым брев­ном. Туда та­щи­ла она до­бы­чу. От­ту­да вы­лез­ла и на дру­гой день.

В. Этой осе­нью я но­че­вал у деда Ла­ри­о­на. Со­звез­дия, хо­лод­ные, как кру­пин­ки льда, пла­ва­ли в воде. Шумел сухой трост­ник. Утки зябли в за­рос­лях и жа­лоб­но кря­ка­ли всю ночь. Деду не спа­лось. Он сидел у печки и чинил рва­ную ры­бо­лов­ную сеть. Потом по­ста­вил са­мо­вар – от него окна в избе сразу за­по­те­ли.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции