Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Правописание корня зар зор. Корни с чередованием клон клан правило. §2. Непроверяемые безударные гласные

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).


кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).


пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).


рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").


твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество ), но и а (тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .


Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

Дата______________№__________

Тема: Правописание корней –гар- (-гор -), -зар-, (зор-), -твор-(-твар-), -клон-(-клон-) написание которых зависит от ударения.

Цель:

Образовательная : Научить учащихся владеть способом выбора гласных, о-а при правописании корней –гар- (-гор -), -зар-, (зор-), -твар-(-твор-) ; развивать орфографическую зоркость; закрепить навык написания корней с чередующимися гласными и согласными, безударными гласными; Развивающая : развивать наблюдательность и умение анализировать, речевые навыки, коммуникативные способности учащихся.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, уважение друг к другу.

Тип урока: объяснение нового материала Оборудование: плакат –таблица, сигнальные карточки, солнце – правила, тучки –слова исключения, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент Приветствие. Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладой осень в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит .

2. Актуализация опорных знаний

Какие корни с чередованием вы уже знаете?
– От чего зависит написание гласной в этих корнях?
– Обратимся к таблице на доске (3 столбик закрыт)

Написание а в корнях с чередованием о–а зависит от наличия

закорневого суффикса -а-

ЛАГ–ЛОЖ
КАС–КОС: О/А (а)

сочетания согласных ст/щ
в корне слова
РАСТ (РАЩ)–РОС:
О/А (…ст (щ)

ударения

ГОР–ГА"Р: О/А (а")
ЗАР–ЗОР: А/О (о")

Ребята, мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и то, что написание гласных может зависеть: а) от наличия суффикса А после корня;
б) от конечной согласной корня.

Искл: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, на вырост, отрасль

3) Работа с сигнальными карточками. Полагать, растение, подросток, прикасаться, ложиться, коснуться, отрасль, росток, Ростов, изложение, выращенный, касаться, излагать, вырос, прикоснуться, .

4. C ообщение новой темы, постановка проблемы. – Сегодня мы познакомимся с другими корнями, в которых также наблюдается чередование гласных а–о .
Наша цель: а) установить, от чего зависит написание гласной в корне
гор–гар ; зор- зар
б) сформулировать правило;

в) научиться узнавать эту орфограмму и правильно писать слова. Поэтому откроем наши тетради и запишем тему нашего урока.

Из названия темы мы видим, что помогать нам придется и другим корням, но начнем с пылающих корней ГОР-ГАР.

Индивидуальным заданием для 2 учащихся было составление рассказа по картинкам.. Послушаем эти рассказы и определим тему нашего урока

Дети зачитывают описания рисунков.

Какие однокоренные слова в рассказах ребят вы услышали? (предполагаемый ответ: загорать, пригореть, нагар, загар). Учитель записывает слова на доске.
Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, почему в одном случае мы пишем в корне -А, в другом – О?
Ответы учащихся.

Действительно, мы столкнулись проблемой, известные нам правила в этих словах не работают. Поэтому, откроем наши тетради и запишем тему нашего урока.
Из названия темы мы видим, что помогать нам придется и другим корням, но начнем с пылающих корней ГОР-ГАР. Возможно, это изображение натолкнет вас на правильное решение этой проблемы.

Конечно же, вы догадались, что правописание зависит в этих корнях от ударения

Солнышко, солнышко, ласковый лучик
Выгляни, солнышко, к нам из-за тучи!
Лучиком ласковым нас обогрей -
Правило новое запомни скорей!

В КОРНЯХ -ГОР-(-ГАР-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕМ А, БЕЗ УДАРЕНИЯ БУКВУ О.

Исключение из этого правила – выгарки, изгарь, пригарь . (слова записаны натучках) К счастью, эти слова достаточно редко употребляются в русском языке. Следует отличать от корня с чередованием -гор- – -гар- омонимичные ему корни -гор-, как в слове гора, и -гор-, как в слове – горе. Для этого обязательно смотрите на лексическое значение корня. Корень с чередованием о – а, -гор- – -гар- имеет значение, связанное с огнем, - гореть, загорать, загар. В слове гора корень имеет значение «возвышенность». А в слове горе корень имеет значение «печаль, несчастье». Пожалуйста, не путайтесь. А вот проверим, как мы это усвоили

4. Закрепление материала: Объяснительный диктант. Костёр разгорается, красивый загар, молоко пригорело, нагар на свечке, обгорелые ветки, угарный газ; загорелые дети; свеча догорела. Загорать на пляже; загорелые дети; свеча догорела; выгореть на солнце; горелый пень; пирог пригорел; лампочка перегорела. (в слове разгорается, в корне гор пишется о, так как стоит под ударением)

5. Объяснение материала (продолжение)

Вы уже догадались, от чего зависит выбор буквы в изучаемых нами сегодня корнях? Ответ: (Да! От ударения).

Но работает ли это правило к корням зор; зар, которые мы изучили сегодня: посмотрите на следующие словосочетания: разгорается з а ря, утренняя з о рька, з о ркий взгляд, алое з а рево, з а рница.

Нет. По-разному влияет ударение на данные корни, смотрим на правило солнышко:

А пиши без ударения, О под ударением .

6. Самостоятельная работа (взаимопроверка) 1. заг.рать на солнце

2. г.релые спички

3. к.снуться рукой

4. к.сание мяча 5. разг.релся спор 6. ог.рок свечи 7. разг.релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к.сается дна 10 сг.ревшая листва

В тетради учеников это должно выглядеть так:

Молодцы! Вы прекрасно усвоили правописание этих корней

7. Итог урока.

1). Какова тема сегодняшнего урока?
2). От чего зависит написание о–а в корнях гор–гар ? Расскажите правило.

8. Работа по сигнальным карточкам

1. В корне -гар- под ударением пишем букву А . (да)

2. Корни –гар-, -гор- имеют значение связанное с огнем. (да)

3. Корень слова «гора» является однокоренным корням -гор-,- гар-. (нет)

4. В слове «горе» корень имеет значение «печаль». (да)

5. Горелый, загар – это слова исключения. (нет)

6. В корне -зор- под ударением пишем О. (да)

7. Зоревой –это слово искючение. (да)

9. Дом. Зад индивидуально на карточках.

Правило – В корне -клан- – -клон -, как и в корне -твар- – -твор -, под ударением пишем ту букву, которую слышим. Например, кланяться , но поклон, творчество . А вот в безударном положении в этих корнях пишется буква о , например, поклониться, склониться, наклониться, творить, претворить в жизнь. Исключение – слово утварь, в котором в безударном положении в корне - твар - напишем гласную а.

Задание : Накл_нился к земле, передать покл_н герц о гине, покл_ниться старшему, скл_нение прил а гательных, пр е кл_няться перед г е роизмом, пр и кл_нить голову. Великое тв _ рение, тв_рить чудеса, пр е тв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший ра с тв_ритель, разная утв_рь, укл_няться от обяза нн остей, кухо нн ая утв_рь.

Приложение 1

1. заг. рать на солнце

2. г. релые спички

3. к. снуться рукой

4. к. сание мяча 5. разг. релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг. релся костер 8. паровозная изг. рь 9. к. сается дна 10 сг.ревшая листва

1. заг. рать на солнце

2. г. релые спички

3. к. снуться рукой

4. к.сание мяча 5. Разг.релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг.релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к. сается дна 10 сг.ревшая листва

1. заг..рать на солнце

2. г. релые спички

3. к. снуться рукой

4. к.с ание мяча 5. разг.релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг. релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к.сается дна 10 сг. ревшая листва

КЛЮЧ

1) о, 2) о, 3) о, 4) а, 5) о, 6) а, 7) о, 8) а, 9) а, 10) о.

ЧАСТЬ II.
(Материалы для повторения орфографии)

Чередующиеся гласные в корнях слов

В соответствии с традиционной классификацией орфограмм в этом разделе мы рассмотрим написание следующих корней :

В русском языке есть корни, в которых написание гласной нельзя проверить ударной позицией. Это связано с разными причинами. Назовем некоторые из них.

Попробуем определить, какая гласная фонема находится в корне слова заря . Подберем проверочное слово: кто-то назовет зОри , а кто-то вспомнит о зАреве . Под ударением в однокоренных словах оказываются то о , то а . Следовательно, проверить гласную в этом корне невозможно. То же явление мы наблюдаем в корн ях -клон-//-клан- (поклон, кланяться), -твор-//-твар- (тварь , творчество ), -скак-//-скок- //-скач- //-скоч- (вскочит, скачки, скок).

В ряде корней написание гласной зависит от суффикса -а -. Связано это с традицией, с историей языка. Присмотритесь к этому ряду слов: собирать – соберу, протирать – протереть, отмирать – отмереть, прикасаться – прикоснуться, располагать – расположить . Нельзя не заметить, что в современном русском языке суффикс -а - является показателем несовершенного вида глагола, а чередование сопровождает переход глагола в другой вид. Кстати, можно вспомнить и другие подобные чередования, о которых уже говорилось в предыдущем разделе: опоздать – опаздывать, вспорхнуть – вспархивать . Языковедами было установлено, что в древнерусском языке именно чередование в корне было показателем глагольного вида. Но глагольная система претерпела серьезные изменения, и, в частности, чередования гласного в корне глаголов потеряли свою формообразующую функцию. В современном русском языке эти чередования являются историческими.

В корне -гор-//-гар- под ударением оказывается только а, а безударный звук обозначается буквой о . Почему? Как сообщают этимологические словари, в древнерусском и в старославянском языках до падения редуцированных произносилось г[о]реть , но г[а]рь . Так как в ту эпоху гласные в безударной позиции не редуцировались, проблем с правописанием гласных не было. И, хотя в современном русском языке написание о в корне оказывается немотивированным, по традиции мы продолжаем его писать.

Задание 9 . Подумайте, могут ли корни в словах соберу, припереть, выжигать и подобных писаться по фонематическому принципу.

Корни с чередованиями гласных можно разделить на четыре группы в зависимости от условий выбора гласной буквы. Все они отражены в таблице.

Написание гласной зависит от
конечных согласных корня суффикса -а- ударения семантики
(значения) корня

-раст-//-ращ- // -рос-

-скак- // -скоч-

! Если в инфинитиве глагола – корень -скак-, то в форме 1-го л. ед. ч. наст. и буд. вр. и в пов. накл. пишется а : скакать – скачу, скачи

-бер-//-бир-а-

-пер-//-пир/a-

-дер-//-дир/a-

-тер-//-тир/a-

-мер-//-мир/a-

-жег-//-жиг/a-

-чет-//-чит/a-

-стел-//-стил/a-

-блест-//-блист/a-

-кос-//-кас/a-

Без ударения пишется:

-гор-

-твор-

-клон-

-плав-

-зар-

-мок-//-мак-

Мок- – ‘напитываться влагой’

-мак- – ‘опускать в жидкость’

-ровн - – ‘ровный, прямой, гладкий’

-равн - – ‘равный, одинаковый’

-лож-//-лаг/а-
Исключения

Ростов

Ростислав

росток

ростовщик

подростковый

(Вариативная постановка ударения. Проверочное слово – подросток )

отрасль

А также все однокоренные слова:

отраслевой, росточек, ростовой, выросточек, выростоковый и др.

скачок

скачкообразный

полог

чета

сочетать

А также все однокоренные слова:

сочетание

сочетаемость

сочетательный

сочетаться

изгарь

пригарь

выгарки

(Эти слова образованы от слова гарь)

утварь

пловец(-ы)

пловчиха(-и)

ровесник

поровну

уровень

равнина

Задание 10 . Слово чета входит в состав исключений во многих справочниках и учебниках по орфографии, хотя это неправильно. Подумайте почему.

Задание 11. С помощью лингвистических словарей объясните значение слов-исключений изгарь, пригарь, выгарки и охарактеризуйте их с точки зрения сферы употребления.

Задание 12. Прочитайте фрагмент стихотворения М.Ю. Лермонтова “Поле Бородина”:

Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.

Установите с помощью лингвистических словарей, содержит ли первая строчка орфографическую и ритмическую ошибку. (См. словарь Н.А. Еськовой Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы; Ударение; Около 12 тыс. слов совр. русск. яз. Изд 6-е, испр. М.: Астрель, Асг, 2008 г.)

Задание 14. -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- , а также слова-исключения. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Отметьте корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.

1. Рас пол_гать свободным временем, имя прил_гательное, теоре тические пол_жения, возл_гать надежды, предл_гать чаю, разобрать предл_жение, лите ратурное при л_жение, сл_гаемые успеха, лег кий пол_г.

2. По лезные р_стения, богатая р_стительность, дерево выр_сло, выр_щенный в теплице, подр_стать в неволе, замедленн ое ср_щение, дор_сти до глазка в двери, при р_сли к дереву, произр_стать в средней полосе, в городе Р_стове , подр_стковый возр_ст, молодая пор_сль, зеленый р_сток, важная отр_cль, р_стовщик, зар_сти травой, отр_слевой НИИ.

3. Ск_кать на лошади, выск_чить из-за угла, решительный ск_чок, вск_чить с места, заносчивый выск_чка, подск_чить от неожиданн ости, донской ск_кун, ск_ковая лошадь, ловко соск_чить с седла, проск_чить незамеченн ым, всех обск_кать, ск_чкообразный полет, ск_кунок, уск_кать, выск_чу из ва гона, мигом приск_чу, cк_чите га лопом, проск_чи на одной ножке по дорожке, не проск_чи поворот, подск_чу к вам вечерком, подск_чи еще выше, так и подск_чите на стуле, подск_чу по берегу реки, коня на ск_ку остановит.

Задание 15. Выучите правило написания корней -гор-//-гар-, -твор-//-твар, -клон-//-клан-, -зор-//-зар-, -плов-//-плав- , а также слова-исключения.

1. Шо коладный заг_р, заг_рать на солнце, заг_релый юноша, заг_релось з дание, дог_равший ко стер, при г_рь, г_рихвостка, г_рел, выг_рки страстей моих, г_релые спичк и, паровозная изг_рь.

2. Вечерняя з_ря, оз_риться лучами солнца, яркие з_рницы, з_ревать в лесу, на з_ре ци вилизации, оз_рение одинокого ума, играть з_рю.

3. Накл_нился к земле, передать покл_н герцо гине, покл_ниться старшему, скл_нение прила гательных, пре кл_няться перед ге роизмом, при кл_нить голову;

4. Великое тв_ рение, тв_рить чудеса, пре тв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший рас тв_ритель, разная утв_рь;

5. Опытный пл_вец, пл_вучий остров, выпл_вать на середину реки, легкий попл_вок, заго релые пл_вцы, жук-пл_вунец, пл_вник, пл_вучесть, отличная пл_вчиха;

6. Нераств_римые соеди нения, укл_няться от обязанн остей, кухонн ая утв_рь, двигатель внутреннего сг_рания, оз_рился улыбкой, запах изг_ри, скл_ниться над рекой, рас тв_риться в тумане, держаться на пл_ву, з_ревать, заг_рая у реки, откл_ниться от курса, оз_ренный счастьем, при тв_рить ка литку, уви дать пл_вцов.

Задание 16. Выучите 10 корней, написание которых зависит от суффикса -а- по образцу -бер-//-бир/а-, и слова-исключения. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.

Соб_раться на экзамен, бл_стеть на солнце, зам_реть от неожиданности, зам_рать от восторга, расс т_лающийся вокруг, ст_реть написанное, разж_гать страсти, раст_раться полотенцем, зап_реть сердце, выж_гать рисунок, заж_гательный снаряд, бл_стящий журналист, бл_стать в свете, зап_рать сарай, расст_лить скатерть, редкое соч_тание, уд_рать без оглядки, выч_тать из зарплаты, налоговый выч_т, приб_рать комнату, отп_реть замок, соб_ру уро жай, выб_рать тему диссертации, изб_рательная комисс ия, бл_снуть умом, изб_рком.

Задание 17. Запомните значение корней -мак - и -мок -. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.

Вым_кнувший с ног до головы, обм_кнуть перо в тушь , подм_чил репутаци ю, м_чить волосы, пром_кашка, са поги пром_кают, непром_каемое па льто, разм_кло от слез, акк уратно м_кать, пром_кательная бумага, обм_кнул кисточку в воду, вым_кнешь до нитки, отм_кал в горячей ванне, м_кнул и съ ел, пром_кнуть салфеткой.

Задание 18. Установите с помощью словообразовательного словаря, каким словом мотивировано слово пром_кашка, каково его словообразовательное значение?

В ряде слов с корнями -ровн - и -равн - значение корня установить достаточно легко, и написание таких слов не вызывает больших трудностей. Например: сравняться в весе, равнозначный, уравнять в правах, ровнять асфальт, разровнять песок . Орфографическая проблема возникает там, где значения слов невозможно свести к семам (элементам значений) ‘ровный’ или ‘равный’ или где закрепились противоречащие правилу написания. В школе предлагаются к запоминанию такие слова, как равнина, уровень, поровну . А как объяснить написание гласной в команде “Равняйсь!” или в словосочетании поравняться с лесом? Ведь носитель русского языка, вероятнее всего, будет объяснять значения этих слов через семы ‘встать ровно’, ‘по ровной линии’.

Орфографическая сложность выбора корней -ровн - и -равн - объясняется фактами истории русского языка. Эти корни являются родственными: они имеют общего “предка” – славянский корень, из которого в древнерусском языке развились слова с -ровн -, а в старославянском языке – слова с корнем -равн -. Изначально оба эти корня имели одно значение, в котором совмещались значения ‘равный, одинаковый’ и ‘ровный, прямой’. В учебном пособии А.И. Кайдаловой и И.К. Калининой “Современная русская орфография” авторы отмечают, что еще в XIX в. слово ровный могло употребляться в обоих значениях, и приводят такие примеры:

Она жила на счет Марфы Тимофеевны, но на ровной с ней ноге. (И.Тургенев “Дворянское гнездо”)

Имение было разбито на три ровные части. (А.Герцен)

В ходе развития языка происходит семантическая дифференциация: за каждым из корней закрепляется одно значение. Однако в некоторых словах написания закрепились традицией, несмотря на изменения в семантике, а у некоторых слов развились новые значения.

Усложняет ситуацию и уже знакомое нам чередование о//а в корнях глаголов. Например, формы глаголов несовершенного вида у глаголов сровнять и сравнять орфографически и фонетически совпадают в форме сравнивать .

Задание 19. Прочитайте выдержки из МАСа. Выпишите в тетрадь значения слов с корнями -ровн- и -равн-, которые, на ваш взгляд, не сводимы к семам ‘ровный’ или ‘равный’.

РАВНЯ"ТЬ, -я"ю, -я"ешь; несов., перех.

1. (сов. сравнять). Делать равным, одинаковым в каком-л. отношении; уравнивать. Не тронута ничем, не смущена, Смиренную иль ропщущую братью – Своей косой равняет всех она [смерть] . (Тютчев ). Две силы есть – две роковые силы. Климат равняет всех. Так что все вьетнамцы, можно сказать, одеты одинаково: штаны из простой ткани и белая легкая рубашка. (Солоухин . Открытки из Вьетнама).

2. с кем-чем. Считать равноценным, приравнивать к кому-, чему-л. [Донна Анна:] Я не хочу оправдывать Жуана; Он был преступен, но порочен не был. Его дела нельзя равнять с другими, И общей мерой мерить их нельзя. (А.Толстой , Дон Жуан). Новаторство, когда мы думаем о пушкинском раскрепощении поэтической речи, нельзя равнять с “технологическими” опытами в лаборатории стиха. (Решетов. В его подлунном мире).

РАВНЯ"ТЬСЯ, -я"юсь, -я"ешься; несов.

Быть равным, одинаковым в каком-л. отношении. Кедр поднимался выше лиственных пород, и только тополь мог еще с ним равняться. (Емельянова. В Уссурийской тайге) У нас семь классов, и последний <…> равняется седьмому классу гимназии. (Каверин. Перед зеркалом) || с кем.

Барышня наша такая беленькая, такая щеголиха! Куда мне с нею равняться! (Пушкин. Барышня-крестьянка) [Лариса:] С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… это идеал мужчины. (А.Островский. Бесприданница) || чему. Быть равнозначным, равносильным чему-л. Дочери давно посылали Арину Васильевну, но она не смела прийти, потому что слова Степана Михайлыча “никого не будить” равнялись запрещенью приходить. (С.Аксаков. Семейная хроника) [Паратов:] Ваша просьба для меня равняется приказу. (А.Островский. Бесприданница)

2. (сов. поравняться). Приблизившись, оказываться наравне, рядом с кем-л. – По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, равняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги. (Л.Толстой. Война и мир) [Самгин] шагал быстро <…> . – От кого бежишь? – спросил Дронов, равняясь с ним. (М.Горький. Жизнь Клима Самгина)

3. Становиться (в строю) на одну линию с фланговым. Грянул оркестр, и со двора, через распахнутые настежь ворота, рядами двинулись люди. <…> Шли друг за другом, стараясь на ходу равняться по фланговому. (Бахметьев. Преступление Мартына) || повел. равня"йся! (равня"йсь!). Употребляется как военная, спортивная и т.п. команда – выровнять ряд (ряды). – Рравняйсь! – скомандовал Слива. (Куприн Поединок)

4. перен.; по кому и на кого. Следовать чьему-л. примеру. – Ты общественная работница, ты сила. Ты должна пример крепости показывать: ведь по тебе все равняются. (Гладков. Маша из Заполья). В войска фронта широко вливалось пополнение молодежи, еще не участвовавшей в войне. Эта молодежь равнялась на старших товарищей. (Брагин . Ватутин)

5. чему. Быть равным какой-л. величине, представлять собой какую-л. величину. Дважды два равняется четырем. Длина острова 900 верст; наибольшая его ширина равняется 125, а наименьшая 25 верстам. (Чехов. Остров Сахалин). Мощность его [судна] механизмов равнялась мощности крупной электростанции. (В.Кожевников. Последний рейс)

6. Страд. к равнять.

РОВНЯ""ТЬ, -я"ю, -я"ешь; несов., перех. (несов. выровнять).

1. (несов. также разровнять). Делать ровным, гладким. Рабочие в фартуках на подмостках клали кирпичи, заливали из шаек кладку и ровняли"лами. (Л.Толстой. Анна Каренина). В отдалении <…> непрерывно стрекотали тракторы Силина и Ремнева; они ровняли катками большую, на два километра длиной, площадку, где предполагалось вести сварку труб. (Ажаев. Далеко от Москвы).

2. Располагать в ряд (ряды) по прямой линии. Ровнять шеренгу.

6. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под. ред. В.В. Лопатина. М., 2006.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1999.

8. Словарь русского языка: в 4-х т. М., 1981–1984. (МАС)

9. Словарь русского языка: в 4-х т. М.: Русск. яз.; Полиграфресурсы, 1999. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp

10. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М., 2002.

11. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. М., 1985.

12. Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). М., 2002.

13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. СПб., 1996.

14. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. М., 2006.

15. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2001.

Е.В. АРУТЮНОВА,
г. Москва

У загорелого повара Прошки

Подгорела сегодня картошка,

Потому что из печки сочился угар

И не вовремя сняли со свечки нагар.

В этом глупом на первый взгляд стихотворении есть скрытый смысл, который имеет отношение к правописанию гласных в корнях с чередованием. В стихотворении присутствуют слова с корнем -гор- и -гар-. Каково же правило написания этого корня?

Корень -гор-/-гар-. Правило правописания

Если из шуточного стишка взять слова с этим корнем, то можно разделить их на две группы:

  • с буквой "о": загорелый, подгорела;
  • с буквой "а": угар, нагар.

Теперь осталось сравнить слова из двух групп, при сравнении можно выявить следующую закономерность: «о» находится в положении без ударения, буква «а» - под ударением. Отсюда формулируется правило:

  • Гласные в корне с чередованием -гар-/-гор- зависят от ударения: ударный гласный - это буква «а», безударный - буква «о».

Слова с корнем -гор-/-гар-. Примеры, иллюстрирующие правило

На основе правила, сформулированного в предыдущей главе, можно создать таблицу и заполнить её примерами.

Не всё так просто

Казалось бы, всё очень просто, но это не так. Слова с корнем -гор- могут поставить в затруднительное положение. Именно об этом говорится в сказке о двух братьях.

Жили в стране Лингвинии два брата-близнеца. Во всём они были одинаковы: и в значении, и в произношении. Только одной буковкой различались их имена: одного братца звали Гор, а имя другого было Гар.

Были братья очень дружны между собой. Никогда не ссорились и свою нелёгкую работу выполняли честно. А служили они корнями в словах. Свои обязанности братья разделили между собой по справедливости. Гор становился безударным корнем в словах, служба была у него не столь трудна, но дел было много. Гар выходил на работу под ударением. Это было тяжёлое занятие, зато не так уж и часто требовалось выходить на службу. Каждый из братьев был доволен своей работой, и жили они хорошо, дружно.

Но вот однажды Гор встретил другой корень, очень похожий на него самого. Это было удивительное сходство. И вскоре два Гора были неразлучны. Их можно было встретить в предложениях, в которых есть слова с корнем -гор-:

Дом сгорел - семья горюет.

Подгорели блины - вот горе у жены.

Горько Егорке - сгорели опорки.

Только от этого соседства двух Горов стали портиться отношения между братьями. Друг всё нашёптывал на ушко Гору: «Твой брат - бездельник. Мы с тобой трудимся в поте лица, а он прибегает время от времени. Подумаешь, под ударением, да это не так уж и трудно, я вот один справляюсь. Давай мы с тобой его выгоним и будем братьями».

Гор совсем измучился от таких речей: и новый друг ему нравился, ведь он так похож на него самого, прямо не отличишь, и от брата никак не хотел избавиться. Как же во всём разобраться бедному Гору?

Поспешим на помощь Гору и поможем ему понять: может ли корень -гор- в словах «горюет», «горе», «горько» заменить ему родного брата.

Могут ли быть слова «горе» и «гореть» родственниками?

Какой корень в слове «горе», например? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

И мы узнаем, что синонимами слову «горе» будут слова «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций. То же самое значение в словах «горевать» и «горько».

Горевать - страдать, переживать печаль, скорбь.

Горько - неприятно, грустно, больно.

Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем -гор-/- гар-, примеры которых: «сгорел», «подгорел». В словаре Даля они толкуются так:

Гореть - быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры.

Существуют и переносные значения:

  • светить (снежинки горят на солнце);
  • сильно желать (горел жаждой перемен);
  • быстро, споро работать (всё горит в его руках).

Итак, получается, что столь разительно похожие корни -гор- (горе) и -гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном - в своём лексическом значении. Это значит, что родственными они быть никак не могут.

А вот корень -гар- всегда будет неотъемлемой частью корня -гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»:

  • загар - тёмный цвет кожи от долгого воздействия солнечных лучей;
  • нагар - нарост от горения;
  • угар - газ, остающийся после горения;
  • гарь - место, на котором что-то горело.

Слова с корнем -гор-, примеры которых были объектами исследования, могут послужить иллюстрацией лингвистического явления - омонимии, которая характеризуется тем, что идентично выраженные единицы языка различаются своей семантикой. Кроме морфемы -гор-, можно привести в пример корень -кос-, омонимом его является корень с чередованием -кас-/-кос: косить - прикасаться.

Правописание корней -гор- и -гор-/-гар-

Являясь омонимами, корни -гор- и -гор-/-гар- подчиняются разным правилам правописания. Если написание корня -гар-/-гор- находится в зависимости от ударения, то в корне -гор- орфограмма «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Правило для этой орфограммы формулируется следующим образом. Для того чтобы не допустить ошибки при выборе безударной гласной, надо подобрать такое проверочное слово, в котором эта гласная в той же морфеме стала бы ударной.

В соответствии с этим правилом слова с корнем -гор-: «г…ревать», «г…ремыка», приг…рюнился» проверяем словами «горе», «горестный», «горько».

Кроме корня со значением «печаль», «несчастье», есть ещё один омоним -гор-, он обозначает «возвышенная местность». Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.

Эти слова с корнем -гор- также проверяются ударением. Это значит, что «гора», «гористый» следует проверить словами «горы», «горный».

Корень с чередованием -зор-/зар-

Существует в русском языке ещё один корень с чередованием, правописание которого зависит от ударения. Это корень -зор-/-зар-. Он имеет лексическое значение «освещение горизонта в алый цвет, когда солнце всходит или заходит».

В нём, в отличие от корня -гор-/гар-, под ударением следует писать букву «о», а без ударения - «а». Используем таблицу для наглядной иллюстрации этого правила.

Таким образом, необходимо запомнить, что слова с корнем -гор-/-гар-,-зор-/-зар- имеют сходство, определяющееся зависимостью правописания от ударения.

Слова-исключения

Из каждого правила есть исключения. Имеются они и в орфограммах, связанных с корнями -зор-/-зар-, -гор-/-гар-.

Гор-/-гар-

Зор-/-зар-

изгарь, пригарь, выгарки

зоревать, зорянка

Все исключения относятся к орфограмме «Непроверяемые гласные и согласные». Правило написания таких слов следующее: написание непроверяемых слов следует запомнить.

1. Добрые умирают, да дела их живут. 2. Прежде смерти не умереть. 3. Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 4. Ешь горькое, доберешься и до сладкого. 5. Скупые – что пчелы: мед собирают, да сами умирают. 6. Кого слова не берут, с того шкуру дерут. 7. Чуть жив, чуть жив, а все не помер. 8. Шел бы воевать, да лень сабли вынимать. 9. Пот ключом льет, а жнец свое берет. 10. По росту одежку прибирай! 11. Не боги же и горшки обжигают. 12. Скупые умирают, а дети сундуки отпирают.

4. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ

С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ (О/А) :

-ЗАР- // -ЗОР-, -ГАР- // -ГОР-, -КАС- // -КОС(Н)-,

- ПЛАВ- // -ПЛОВ-, -РАСТ-, -РАЩ- // -РОС-, -КЛАН- // -КЛОН-,

-ТВАР- // -ТВОР-, -МАК- // -МОК- (-МОЧ-), -РАВН- // -РОВН-,

-ЛАГ- // -ЛОЖ-, -СКАК- // -СКОЧ-

В Н И М А Н И Е! Используя таблицы, вспомните правила написания чередующихся гласных О / А в корнях слов.

● Правописание корней -ЗАР- // -ЗОР- , -ГАР- // -ГОР-

Под ударением

Без ударения

-ЗАР- -ЗОР-

зарево
зорька

-ЗАР-

зарница
озарение

-ГАР-

И с к л ю ч е н и я:

загар
огарок

-ГОР-

загорел
горелый

при гар ь, из гар ь, вы гар ки

О/А в безударных корнях -КАС- // -КОС-

О - А в безударных корнях -ПЛАВ- // - ПЛОВ-

О/А в безударных корнях -РАСТ- (-РАЩ-) // -РОС-

А – перед СТ, Щ

-РАСТ- (-РАЩ-)

возраст
растить
приращение

О – перед остальными

-РОС-

заросли
вырос

И с к л ю ч е н и я:

от рас ль, рост ок, рост овщик, Рост ов, Рост ислав

О/А в безударных корнях -КЛАН- // -КЛОН- ,-ТВАР- // -ТВОР-

Под ударением

Без ударения

-КЛАН- -КЛОН-

кланяться
поклон

-КЛОН-

наклонять
склонение

-ТВАР- -ТВОР-

И с к л ю ч е н и е:

тварь
творчество

-ТВОР-

творить

у твар ь

О - А в безударных корнях -МАК- // -МОК- (-МОЧ-) ,

-РАВН- // -РОВН-

-МАК-

"погружать в жидкость"

макать сухарь в чай

-МОК-

(-МОЧ-)

в словах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде"

непромокаемый
вымокнуть

-РАВН-

"равный, наравне, одинаковый"

подравнять –

сделать равным
уравнение

-РОВН-

"прямой, гладкий, ровный"

заровнять

исключения

ров есник, по ровн у, у ров ень, равн ина, равн яйсь

О/А в безударных корнях -ЛАГ- // -ЛОЖ-

А – перед Г

-ЛАГ-

полагать
прилагательное

О – перед Ж

-ЛОЖ-

положить

предложить

изложить

И с к л ю ч е н и е:

по лог

О/А в безударных корнях -СКАК- // -СКОЧ-

Упражнение № 23. Ответьте на вопросы. Ответы подкрепите правилами.

А. В каких словах надо вставить А?

З_рница; благотв_рительный; обг_релый; к_сательная; оз_рить.

Б. О ?

В. В каких словах надо вставить А ?

Р_стительность; распол_жение; неприк_саемый; выск_чка; сл_гаемые; пром_кательная бумага; попл_вки удочек; р_внинный ландшафт; обм_кнуть перо в чернильницу; ср_внительный оборот.

Г. В каких словах надо вставить О?

Водор_сли; подр_стковый; изл_гались; ск_калка; выр_щенный; знаменитый пл_вец; непром_каемый плащ; квадратное ур_внение; пропл_вавшие корабли; место пор_внее.

Упражнение № 24. Продолжите сказку, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар- . Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.

Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть , то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок , то торопился корень -гар- .

Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.

– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор- . – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый . Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.

Засомневался корень -гор- : и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?

Помогите корню -гор- !

Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?

Упражнение № 25. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной О – А в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

Упражнение № 26. Перепишите пословицы и поговорки, объясните правописание корней.

1. Кто добро тв_рит, того Бог благословит. 2. Кому сг_реть, тот не утонет. 3. Некуда прикл_нить буйной головушки. 4. Доведется ж и коту с печи соск_чить. 5. Не выр_сла та яблонька, чтоб ее черви не точили. 6. Деньги – что каменья: тяжело на душу л_жатся. 7. Р_стовщики на том свете каленые пятаки голыми руками считают. 8. Дождь вым_чит, солнышко высушит, буйны ветры голову расчешут. 9. Овца руно р_стит, а скупой деньги копит – не про себя. 10. Подр_стешь – свое наживешь. 11. Исподволь и сырые дрова заг_раются. 12. З_ря деньгу родит. 13. Хозяйка лежит – и все лежит; хозяйка с постели – и все вск_чили. 14. Каково дерево, такова и отр_сль. 15. Не откормить коня сухопарого, не отр_стить дерева суховерхого. 16. Девичья краса до возр_сту, молодичья до веку. 17. Дрова г_рят с треском – к морозу. 18. Бог по силе крест нал_гает. 19. Чем лаптю кланяться, так уж покл_нюсь сапогу. 20. Выр_с лес, так выр_сло и топорище.

Упражнение № 27. Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

Упражнение № 28. А. З апишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм и в зависимости от значения. К проверяемым орфограммам устно подберите проверочные слова.

Горевать, гора, горелый, гористый, горемычный, горестный, горит, разгорелся, горянка, обгорел.

Б . Даны слова, каждое из которых начинается с ГОР- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горком, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, гороховый.

Упражнение № 29.

Найдите средства выразительности языка, использованные автором. Какова их роль в предложениях?

1. У берега распол_жилось селение а над обрывом об_ятая холодным солнеч_ным пламенем стояла знаменитая крепость. 2. По другую сторону севернее прост_ралась всх_лмлё_ная р_внина. 3. Т_ж_лые хлопья снега падали в серые волны гуси_ным пухом выст_лая дальние берега. 4. В черном небе ярко г_рели звезды р_внодушно вз_рая на грешную землю. 5. День уг_сал едва успев разг_реться. 6. А позади туч_ кл_нилось к западу большое красное солнце. Оно ра_ст_лало над морем косые полотнища последних лучей и там где лучи к_сались воды гребни вспых_вали недобрым б_грянцем. 7. Солнце кл_нилось к западу к_саясь лесных вершин. 8. На востоке уже разг_ралась вдоль г_ризонта узенькая полоска з_ри. 9. Быстрый ручей выкат_вался из ущелья раст_каясь по р_внине семью неглубокими струями. 10. Костер буш_вал. Жаркие языки взв_вались с веселым и ярос_ным ревом раздвигая ночной мрак. (М.Семенова)

Найдите слова (по одному примеру), строение которых соответствует схемам:

существительное: Ç Ù ; прилагательное: Ç Ù ;

глагол: Ø Ç Ù Ù ; причастие:Ø Ç Ù ;

деепричастие: Ø Ç Ù Ù Ù .

Выпишите из предложений одно слово с нулевым окончанием, одно – без окончания; укажите, к каким частям речи относятся эти слова.

Упражнение № 30. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Составьте схемы 3-, 5-, 8-, 9-го предложений.

Докажите, что слово г_реть многозначное.

1. Олени низко опустили головы почти к_саясь снега черными носами. 2. Дрова потрескивая медленно разг_рались. 3. Мороз проб_рал и мы вскоре вернулись в п_латку. 4. В неподвижном воздухе свеча могла г_реть как в комнате. 5. Волны к_тились ровные и слои обл_ков подн_мались все выше. 6. Большинство свободных оф_церов собрались здесь распол_жившись в удобных кожаных креслах. 7. Я уселся на ч_модане у ф_нарного столба и вдыхая ночную свежесть оглядывался кругом. 8. Когда мы добрались до холма обс_рватории с зап_дной стороны уже погасли последние отбл_ски. 9. Дорога пов_рачивала налево и у края зеленых садов соед_нялась с другой. (И.Ефремов)

Упражнение № 31. Прочитайте текст. Какой это вид речи – описание, повествование, рассуждение? Озаглавьте текст и разделите его на абзацы. Устно объясните расстановку знаков препинания.

Набрел я на п_ляну в т_йге. От л_сного п_жара она выг_рела, но на черной з_мле уже р_сли бл_стящие листики брусники. На краю были зар_сли м_лины. Соб_рал я м_лину, а вп_реди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Я р_шил узнать, что это за зверь. Сел на п_нёк и стал т_хонько посвист_вать. Зверь сначала ост_новился и зам_р, а потом стал ко мне подкрадыва(ть, т)ся. Он думал, что я его не увижу, а в_рхушки м_линовых кустов ш_веля(т, ть)ся и его выд_ют. Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрип_вать о п_нёк, чтобы привлеч_ его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел черный нос и два глаза. Тут я услышал, как в малиннике сучья тр_щат. «Шутки плохи, – подумал я. – Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захотел». (По Г.Я. Снегирёву)

5. ПРАВОПИСАНИЕ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

В РАЗЛИЧНЫХ МОРФЕМАХ.

О И Е ПОД УДАРЕНИЕМ.

О И Е В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ

В Н И М А Н И Е! Используя таблицы, вспомните правила написания:

О - Е (Ё) в к о р н я х после шипящих

● Следует изменить слово или подобрать родственное: жёлтый – желтеть, шёлк – шелка, пчёлы – пчела, щёки – щека и т.д.

З а п о м н и т ь слова, в которых всегда пишется О : шов, шоры, шорох, обжора, крыжовник, чопорный, трущоба, трещотка, чокаться, жокей, жонглёр, шоссе, шоколад, шофёр, капюшон.

Н е с м е ш и в а т ь:

в сущ. – О: ожог руки, подж о г дома.

в глаг. – Ё: ожёг руку, подж ё г дом.

О - Е после шипящих и Ц в с у ф ф и к с а х

и о к о н ч а н и я х существительных

О (под ударением)

Е (без ударения)

суффикс

речонк а
бережок
дурачок

реченьк а
овражек
кусочек

окончание

плечом
плащом
межой
кольцом

шалашом

плачем

зрелищем
лужей
сердцем
Наташей

О - Е после шипящих и Ц

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции