Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Применение внешней вспышки. Основы работы со вспышкой на репортаже

Фотографы – увлечённые любители, практичные профессионалы, надоедливые и скандальные папарацци и прочие другие ассоциируются в сознании людей именно со вспышкой. Яркое сверкание фотовспышек – вечный спутник светских раутов, клубных вечеринок и строгих пресс-конференций. В чем причина такой популярности этого устройства и можно ли обойтись без вспышки вообще?

Без вспышки фотограф, в теории, обойтись может. На практике же ситуация намного сложнее – света для полноценного отображения действительности хватает далеко не всегда. В таких случаях на помощь приходит фотовспышка. И надо отметить, что "подчинить себе свет" фотографы пытались давно. Даже при царе Горохе (а точнее говоря, с середины 20-х годов) фотографы использовали в работе т.н. магниевые вспышки. Принцип работы такой фотовспышки был прост, как три копейки – в момент открытия затвора фотограф инициировал воспламенение порошка или опилок магния, что давало яркую вспышку света на радость самому фотографу, модели и зевакам. Магний горит довольно медленно, и для пущей эффективности в состав смеси вводились разнообразные окислители – от банальной марганцовки до экзотичного нитрата тория. Как и любая технология, перед своим закатом технология магниевых фотовспышек достигла заметных высот – возможности нормирования времени вспышки, стабильности цветовой температуры, надёжности срабатывания и даже некоторой автоматизации путём синхронизации момента поджига с затвором фотоаппарата. Промышленность, в т.ч. отечественная, активно производила магниевые вспышки – небольшие кубики и параллелепипеды, которые сегодня увидеть можно лишь в музеях. Но ничего, у нынешних фотографов есть вполне достойная замена.

Но сначала давайте разберёмся, зачем нужна вспышка. Ответ в первом приближении прост – чтобы хватало света для нормальной экспозиции. Но есть и уровень посложнее. Именно с помощью источников света фотограф моделирует нужное освещение, выстраивая световые схемы и дозируя свет в соответствии со своими творческими задачами.

В студии для этой цели можно применить постоянные источники света – лампы накаливания, люминесцентные светильники. Но свет, особенно для короткой выдержки при работе с людьми, должен быть довольно ярким. Не всякая модель согласиться провести полдня под ярчайшим прожектором, а температура в студии с галогеновыми софитами за полчаса легко достигнет показателей африканской пустыни. Импульсные источники света (в которых время вспышки составляет сотые доли секунды) лишены этих недостатков – сработала и сработала, даже моргнуть никто не успел.

Владелец любой "мыльницы" скажет, что в его камере тоже есть вспышка. Нужна ли она? Пожалуй, да. Годится ли такая камера для реализации серьёзных творческих задумок? Вряд ли. Давайте разберёмся с этим моментом более подробно. Для этого нам придётся рассмотреть основные параметры фотовспышек. Что из их характеристик важно при фотосъёмке , а на что не следует обращать излишнего внимания?

Самая рядовая фотография с одного из официальных мероприятий. Отметим, что без вспышки этот снимок был бы просто невозможен - зал очень тёмный; даже при чувствительности в 800 ISO выдержка составила бы 1/5 секунды. Использование фотовспышки позволяет фотографу сократить выдержку до приемлемых значений в 1/60 - 1/80 секунды, что уже делает доступным динамичные сцены с людьми.

Рассмотрим основные характеристики фотографических вспышек:

1. Мощность и ведущее число вспышки. Казалось бы, всё просто – чем больше, тем лучше. Но проблема в том, что выраженная в привычных физикам единицах мощность вспышки неудобна для фотографов. Для удобства представления придуман термин "ведущее число" – выраженное в метрах расстояние от вспышки до объекта, на котором при значении диафрагмы 1.0 и чувствительности 100ISO гарантируется нормальное экспонирование. Зная и сравнивая ведущие числа разных вспышек, фотограф может сделать выводы об их мощности и пригодности для решения той или иной творческой задачи. Таки образом становится понятно, что вспышка с ведущим числом 58 мощнее вспышки с ведущим числом 43 и насколько именно. У опытного фотографа теперь есть простая методика вычисления и для других частных случаев – например, иных значений чувствительности (скажем, при изменении значения ISO ведущее число будет меняться через корень квадратный из 2, и т.д).

2. Цветовая температура. Очень важная характеристика источника света. Если выражаться "по-научному", то это спектральная характеристика источника, выраженная в градусах шкалы Кельвина. Так светилось бы абсолютно черное тело, нагретое до данной температуры. На практике достаточно понять принцип – чем выше цветовая температура, тем "холоднее" цвет, и наоборот – чем ниже, тем "теплее" (желтее, краснее) получится всё на ваших фотографиях. Неплохо также запомнить базовые ориентиры, что несомненно пригодится фотографу на практике:

3. Угол излучения вспышки. Данный параметр фотографических вспышек важен в части согласования с углом обзора применяемых объективов – для телевика нужен узкий луч, иначе вспышка будет просто неэффективна. Для широкоугольника, соответственно, вспышка должна светить "широко". В идеале, угол излучения вспышки должен соответствовать углу объектива, установленного на данную камеру. Проблема в серьёзных вспышках известных производителей (Canon, Nikon, Pentax) решена давно, угол излучения регулируется через меню вспышки либо в полностью автоматическом режиме, в зависимости от установленного фокусного расстояния объектива-трансфокатора.

4. Многообразие режимов работы вспышки. Здесь все более-менее похоже. Почти любая вспышка имеет режим "M", он же "ручной". Фотограф сам выставляет мощность импульса фотовспышки. Значения мощности выражаются в долях от полной мощности (1:1, 1:2, 1:4, 1:8, 1:16, 1:32 и так далее). При нажатии спусковой кнопки лампа вспышки срабатывает с требуемой мощностью.

Рассмотрим более подробно те режимы, которые могут оказаться важны фотографу при выборе вспышки.

Стробоскоп, или мультирежим. В нужным момент вспышка выдает ряд импульсов с выбранной мощностью и частотой. Режим есть у многих топовых фотовспышек. Может быть полезным фотографу для создания стробоскопических эффектов (показать фазы движения предмета, наплодить призраков в ночном лесу, насладиться кошачьей пластикой танцующей в клубе подруги), а также для оценки светового рисунка (за время одной вспышки этот самый рисунок оценить ну никак не получится).

Режим TTL (от англ. слов "Through The Lens" – через объектив). Наиболее часто применяемый фотографами на практике режим. Наше устройство делает предварительную "замерную" вспышку невысокой мощности, а камера анализирует получившийся результат с точки зрения экспонирования будущего снимка. Сразу же за предварительной вспышкой (практически моментально) следует основная, параметры которой выставляются автоматически в зависимости от полученных результатов при "измерительной" вспышке. Надо отметить, что эти две вспышки человеческий глаз не различает – со стороны всё выглядит как одна-единственная вспышка.

Синхронизация по второй шторке. Не то, чтобы очень важная функция современной фотовспышки, но бывает нужна тоже. Важна для грамотной фиксации движения. Если обычно вспышка следует в самом начале открытия затвора, то в данном случае момент вспышки наступает позже, почти в самом конце экспонирования. Шлейф от движения перед объектом или за ним – вопрос вкуса и опять же, творческого замысла.

Беспроводное управление. Несомненно полезная функция. Позволяет "отвязать" вспышку от камеры, а также незаменима при работе с несколькими выносными вспышками. У каждого изготовителя своя логика и идеология работы с выносными вспышками, но принципы весьма схожи.

Возможность подключения синхрокабеля. Есть практически у всех, является простой альтернативой беспроводному управлению. Вспышка выносится в сторону при помощи специального провода.

Возможность введения коррекции. Полезная штука. Изменением в небольших пределах мощности фотовспышки фотограф добивается нужного соотношения естественного и искусственного освещения с соответствии с творческой задачей, а также оперативно корректирует экспозицию. Поправка выражается в привычных нам единицах "стопах EV", обычно с шагом в 1/3 EV.

Поворотная головка . Одна из основных "вкусностей" накамерных вспышек и крайне полезная возможность, отличающая внешние вспышки от встроенных в сам фотоаппарат. Возможность поворота головки дает фотографу широкий простор для творчества. В случае с поворотной головкой фотограф не "лупит светом в лоб", а направляет его в отражающую поверхность – потолок, стены. Фотографии становятся намного более аккуратными, естественными для восприятия. Объект освещает не сама вспышка, а отражённый от потолка и стен свет. При некотором навыке удаётся добиться эффекта незаметности вспышки – большая площадь освещённого накамерной вспышкой потолка мягко рассеивает свет, тени и блики незаметны, фотография смотрится приятно и гармонично. Следует отметить, что поворота только вверх недостаточно, нужна и возможность поворота вбок. Это пригодится при вертикальных кадрах – головка вспышки с излучателем всё равно останется направленной вверх.

Разница очевидна любому. В съёмке со вспышкой "в лоб" фотография получается "плоской" и неинтересной. Пересвеченные участки кожи блестят, тени на стене бросаются в глаза. Во втором же случае для освещения была использована вспышка, направленная с потолок.

С тёмными, слабоосвещёнными помещениями, когда использованию вспышки просто нет никаких альтернатив, нам всё относительно понятно. А когда ещё нам может понадобиться вспышка?

Как ни странно, полезна вспышка на улице в солнечный день – многие из вас замечали профессиональных фотографов , занятых съёмкой репортажа , вооружённых вспышками. Света там более чем достаточно, но солнечный свет в полдень очень жёсткий, и фотографии людей получаются слишком контрастными, с некрасивыми тенями под глазами, носом и подбородком. В таком случае бывает необходимо слегка подсветить тени прямым "выстрелом". Свет вспышки смягчает "проваленные" участки лица, портреты получаются более естественными.

Бывают ситуации, когда о вспышке фотографу настоятельно рекомендуется забыть. Кроме того, что в церкви вы просто будете мешать людям, яркий свет вспышки лишит фотографии всякого волшебства и очарования. У вас есть хороший инструмент, но умение использовать имеющийся свет – важнее.

Довольно неплохо описано в инструкции к ней. Общих же советов быть не может – всё зависит от задачи, творческого замысла, условий. Во многих случаях (фотосъёмка корпоративов , разнообразных праздников , репортаж и фотосъёмка официальных мероприятий) меня лично выручает режим "M", установленный на камере. В этом режиме я самостоятельно выставляю значения выдержки и диафрагмы, а внешняя вспышка всегда установлена в режим "TTL". Экспопара камеры ставится с тем расчётом, чтобы до нормальной экспозиции не хватало 1-1,5 EV. Таким образом у нас в достаточной степени прорисуется фон, а автоматика вспышки сама "добьет" освещённость главного объекта до стандартных значений. Порой через меню вспышки приходится вводить коррекцию, но тут всё зависит от конкретных условий – фотосъёмка выставки и офисная фотосъёмка очень разные задачи; в офисах фотографа ждут невысокие белые потолки, и работать на отражение – одно удовольствие. При выставочной фотосъёмке всё гораздо сложнее – высокие потолки павильонов не оставляют свету направленной вверх вспышки ни малейшего шанса возвратиться назад.

Как и во многих других случаях, фотограф должен чётко понимать границы возможностей своего рабочего инструмента. И что не менее важно, следует представлять, когда он бесполезен. Когда вы фотографируете репортаж , вспышка жизненно необходима. Если вы преимущественно занимаетесь предметной фотосъёмкой , то на вспышки особо не уповайте – источники постоянного света в вашем случае гораздо удобнее и практичнее импульсного освещения. Принимая во внимание базовые характеристики своего инструмента (то же "ведущее число"), есть смысл экспериментировать со вспышкой в разных условиях, анализируя результат и оперативно корректируя параметры. Тогда довольно скоро вы поймёте, как лучше использовать вашу вспышку в тех или иных случаях, и сложные условия освещения различных помещений перестанут быть проблемой для вас – ведь у вас есть прекрасное техническое решение, что позволит в очень многих случаях порадовать себя и друзей отличными фотографиями.

© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая активная ссылка на сайт www..

Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.

5490 Я - юный фотограф! 0

Приветствуем вас, наши юные друзья! Вы уже немного разобрались с устройством вашего фотоаппарата и "страшными" тремя китами фотографии в наших предыдущих уроках? Уверены? Тогда поехали дальше! И сегодня вы узнаете о таком простом и одновременно сложном устройстве, как фотовспышка.

Простое - потому что вы не знаете, как встроенной в вашу камеру вспышкой пользоваться - в автоматическом режиме она срабатывала без вашего участия, и на результаты такой съемки, скорее всего, вы не обращали детального внимания. Правда? Не страшно! Узнаем!

А о том, что есть внешние вспышки, которые устанавливаются на тот самый "горячий башмак" (помните о таком из нашего первого урока?) — видели их у профессиональных фотографов? — вы никогда не задумывались. Да? Тоже не страшно, именно за этими знаниями вы с вами сейчас и отправимся!

Встроенная и внешняя вспышка. О хорошем и плохом

Пришло время нам разобраться с этим устройством вашей фотокамеры. - вспышкой И начнем мы с простого - со встроенной вспышки.

Все представляют себе, как выглядит встроенная вспышка и даже большинство используют ее для съемки.

Выглядит она или так:

или даже так:

Давайте попробуем сказать, какие у нее есть преимущества:

— встроенная вспышка - это прежде всего источник освещения. Если вам ну очень нужно сделать кадр в темном помещении, а у вас нет светосильного объектива или увеличенное ISO дает ужасные шумы, то тут то и поможет встроенная вспышка! (не забыли, что такое ISO и светосила? Если нужно - просмотрите еще раз уроки 2 и 3);

— при съемке со встроенной вспышкой камера настраивается автоматически, хотя делает она это, если честно, плохо;

— компактность - это самый большой «плюс» встроенной вспышки.

Так почему крутые фотографы не пользуются встроенной вспышкой? (А по секрету скажем вам, что в некоторых профессиональных фотоаппаратах встроенной вспышки и вовсе нет!)

Да потому что у нее недостатков больше, чем пользы:

— из-за маленькой площади источника света на фотографии получаются сильные блики и глубокие тени. Посмотрите на свои фотографии со встроенной вспышкой: это лица с жирным блеском на лице, с резкими тенями возле носа и под подбородком, а некоторые участки кожи имеют пересвет. Нравится? не очень!

— вспышку не возможно повернуть, ее положение нельзя изменить. Это иногда называется «вспышка в лоб». Вместе с первым недостатком с близкого расстояния получается плоская картинка. Это ужасно!

— а эти красные глаза? Вы видели этих вампиров на ваших фотографиях? И в них виновата она, встроенная вспышка!

— маленькая мощность встроенной вспышки приводит к тому, что свет не добивает до далеко расположенных объектов и позволяет снимать только с близкого расстояния. А это, в свою очередь, приводит к темному фону и пересвеченым лицам;

— ой, батарея быстро разрядилась в камере, и в самый нужный момент.... И снова вина встроенной вспышки.

Что же делать? Ответ прост: нужно научиться снимать с использованием внешней вспышки и обязательно ее купить. С покупкой, конечно, могут возникнуть проблемы: родителям придется потратится на этот не дешевый аксессуар.

Попробуем их уговорить:

Уважаемые родители! Если ваш ребенок увлекается фотографией, и вы поддерживаете его в этом начинании: необходима ваша помощь! У вас уже есть фотоаппарат, это замечательно. Если на него можно устанавливать внешнюю вспышку - пожалуйста, подумайте над ее приобретением. Это очень полезный и интересный инструмент, который откроется вашему ребенку новый мир неизведанных возможностей в фотографии! Это будет чудесным подарком, например, на день рождения или Новый год.

Какую именно надо вспышку для вашего фотоаппарата - проконсультируйтесь в ближайшем фотомагазине или задайте нам этот вопрос на форуме сайта. :) Договорились?

Важное предостережение! Хотя на камеру со стандартным горячим башмаком можно поставить любую вспышку, даже старую от родительского «Зенита», не используйте их с современными аппаратами! В старых вспышках на горячий башмак подается слишком высокое напряжение, которое может повредить электронику фотоаппарата. Безопасно пользоваться лишь современными вспышками.

А теперь разберемся, зачем же так нужна она, эта встроенная вспышка.

Современная внешняя вспышка — это не просто лампа на батарейках, а сложное устройство, с которым нужно учиться работать. Как и со встроенной, разберем по полочкам все плюсы и минусы (а они тоже есть) внешней вспышки. Начнем с хорошего:

— внешняя же вспышка гораздо мощнее встроенной. С её помощью вы сможете снимать отдалённые объекты или заполнить светом большие площади. Мощность разных моделей внешних вспышек различается — об этом вы узнаете чуть позже в этом уроке;

— внешние вспышки перезаряжаются гораздо быстрее, а значит вы сможете быстрее сделать следующий кадр и даже использовать режим серийной съёмки (затвор клац-клац-клац!);

— внешнюю вспышку, если это позволяет ваша камера, не обязательно ставить на "горячий" башмак - она может стоять на подставке или быть в руке на расстоянии от камеры и подсвечивать объект съемки под нужным угол. Это очень увлекательное свойство!

— внешние вспышки позволяют контролировать практически все свои параметры (мощность, угол обзора), выбирать различные режимы работы автоматики (или вовсе отключать её). Пока вы оставим эти возможности для взрослых;

— большинство внешних вспышек позволяют направлять свою голову в нужную сторону. Это одно из главных ее преимуществ. Чуть позже мы разберемся, зачем это делают;

— внешняя вспышка — работает от собственных батареек, поэтому не будет сажать аккумулятор аппарата;

— и забудьте о красных глазах! Долой вампиров без осинового кола!

Ух, как много хорошего! А что же из недостатков? Ну во-первых, это дорогая покупка. Во-вторых - покупка эта требует места в вашей сумке и она тяжелая. Третье - нужно следить за зарядом не только батареи фотоаппарата, но и вспышки. А это значит, что еще одно зарядное устройство вам придется брать в путешествие. Но все эти минусы забываются, когда вы увидите, как здорово снимать с внешней вспышкой!

Учимся пользоваться внешней вспышкой

Главное отличие внешней вспышки от встроенной заключается, как мы уже узнали, в поворачивающейся головке. Благодаря ей можно реализовать приём, который значительно улучшит ваши фотографии: речь идет о приеме «вспышка в потолок».

Суть приёма проста: вспышка направляется не «в лоб», а в потолок. Когда она сработает, свет попадёт сначала на потолок, который выступит в качестве гигантского рассеивателя. И уже только после этого мягкий, рассеянный свет от потолка упадёт того, кого вы фотографирует.

Таким образом, мы убиваем сразу двух зайцев. Во-первых, свет становится рассеянным, без контрастных теней. Во-вторых, он падает на объект не фронтально, а сверху вниз: такое освещение и взгляду привычнее, и лучше подчёркивает объём предметов.

Автоматика современных вспышек не требует от вас никаких дополнительных настроек: просто поднимите головку вспышки вверх, и она сама соответственно настроит все параметры. Единственное ограничение данного приёма — он применим лишь там, где... есть потолок!

Обратите внимание, что если потолок у вас не белого цвета (они бывают чёрные, коричневые) или он очень высоко, приём может не сработать. Когда потолок находится выше, чем обычно, то импульса, который рассчитала автоматика вспышки, может не хватать, и кадры будут получаться тёмными. Чтобы избежать этого, можно немного повысить ISO на фотоаппарате.

Вместо потолка можно попробовать использовать для отражения вспышки другие поверхности. Например, стены. Тут важно, чтобы отражающая поверхность была белой: только так на фото вы получите цвет без искажений.

На многих моделях есть встроенная белая отражающая карта. Её можно использовать, когда вы снимаете со вспышкой, направленной в потолок, но при этом получите и подсветку впереди, а не только сверху. Зачем это нужно? При съемке портрета, например, это выровняет тени и дает блеск в газах.Попробуйте!

В наборе к вспышке идут и рассеиватели: или встроенные, или съемные. Их можно применять, снимая "в лоб", когда нужно снимать широкую панораму.

Характеристики вспышек

Часто, читая о вспышках, вы увидите такое название, как "Ведущее число". Что это такое такое? Это главная ее характеристика, это дистанция (в метрах), на которую может дать импульс вспышка, и вы при этом получите нормально кадр. Ведущее число встроенных вспышек обычно колеблется в районе до 10...12, а у внешних — от 20 до 60. И так вы можете сравнить мощность различных вспышек при покупке. После того как вы купите вспышку и начнете снимать, вы, скорее всего, забудете о всяких ведущих числах.

Также важен и диапазон зума. Продвинутые модели вспышек могут сами, автоматически, менять угол луча света, зависящий от фокусного расстояния вашего объектива. Чем шире диапазон фокусных расстояний, с которыми может работать вспышка, тем лучше. Разумеется, никто не мешает вам снимать и с объективами других фокусных расстояний, которые больше, чем может обеспечить вспышка. Просто угол света, даваемого вспышкой, будет чуть другой, чем угол обзора объектива.

Это все, что вам нужно знать и не пугать вас цифрами и расчетами. Узнаете позже, когда подрастете.

Покупка вспышки

Итак, нам с вами удалось уговорить родителей купить вам внешнюю вспышку. Это так здорово! Чтобы это сделать правильно, мы уже узнали много. Но в этой информации очень легко запутаться начинающему фотографу и уж тем более таким "чайникам", как вашим родителям. Поэтому мы посвятим заключительную часть нашего урока советам по выбору фотовспышки. На что обратить внимание в первую очередь?

Первое. Совместимость с вашей камерой. Разумеется, чтобы эффективно работать со вспышкой, она должна быть на 100% совместима с фотоаппаратом, т.е. если у вас камера Canon - должно быть написано "для Canon". В этом плане беспроигрышным вариантом станет покупка «родной» вспышки. Уважаемые родители! Да, фирменная вспышка стоит дороже, чем китайский аналог, но не бойтесь переплатить за неё — вы получите отличное качество, надежность и гарантийный сервис.

Второе. Поворачивающаяся головка. Она позволит использовать приём «вспышка в потолок», создавая на снимках качественное, мягкое освещение. Вспышки без поворотной головки советуем не покупать.

Третье. Наличие автоматических и ручных настроек. Если первым пунктом все понятно - это решит все сложности начинающего фотографа по работе со вспышкой, то ручные настройки - это запас для изучения в будущем, когда вы вырастите.

Четвертое - зум и ведущее число. Как вы уже узнали - чем эти значения шире и больше, тем лучше.

И последнее - возможности дистанционного управления. Если ваша камера поддерживает такую функцию (об этом можно узнать из инструкции), то лишней эта характеристика не будет.

Это все, что вам, наши юные фотографы, нужно знать о вспышках. И теперь, да - да, домашка! Она обещает быть интересной!

Домашнее задание:

1. Сделайте дома несколько снимком со встроенной вспышкой. Пусть это будет портрет мамы или бабушки: попросите их немного вам попозировать.

Если вы не знаете, как вспышка включается - читаем инструкцию к вашему фотоаппарату. Воспользуйтесь, если нужно, помощью родителей.

Теперь внимательно рассмотрите ваши фотографии и найдите на них все отрицательные моменты, о которых мы говорили с вами в этом уроке. Нашли? Покажите их своим родителям. Надо покупать внешнюю!

2. Для тех, у кого внешняя вспышка уже есть.

Прежде всего обратите внимание, как правильно вставлять аккумуляторы во вспышку, научитесь аккуратно закрывать хрупкую крышку отсека, где батарейки и правильно ставить вспышку на камеру. Научитесь поворачивать головку вспышки в разные стороны. Для этого внимательно сами, или с родителями, изучите инструкцию и попрактикуйтесь.

3. Теперь, когда вспышка стоит на камере, сделайте такие же снимки, как и со встроенной вспышкой, но повернув головку вспышки в потолок. Получилось? Замечательно! Найдите на снимках все те плюсы внешних вспышек, которые мы изучили с вами, и сравните со снимками, снятыми со встроенной вспышкой. Видите, насколько они разные? И снова покажите эти снимки родителям, чтобы они поняли, что не зря сделали вам этот подарок. :) Ураааа! Получилось!

4. А теперь достаньте из паза белую отражательную карту внешней вспышки и сделайте еще пару снимков. Посмотрите внимательно на фотографии и попробуйте найти разницу с картой и без нее.

5. Попробуйте использовать рассеиватель. Сделайте фотографии с ним и без него: панораму комнаты, портрет. Сравните снимки. Поймите, для чего он нужен.

До следующего урока в нашей фотошколе, друзья, где вы узнаете о тайнах композиции! Всего вам фотографического!

А ваши вопросы, не забывайте, мы ждем на сайта.

Несколько лет назад, когда я только начинала заниматься фотографией «серьезно» и уже в принципе неплохо умела снимать на зеркалку, мне казалось, что я постигла все секреты фотографии. Я умела выставлять правильные настройки экспозиции и получать нормальные, ничем не примечательные кадры, которые в то время казались прорывом в фотографии. Я много снимала на улице с естественным светом, но меня заботила только правильная экспозиция – лишь не пересвет и не слишком темный кадр.

В то же время меня забавляли чудаки-фотографы, которые среди белого дня на солнце снимали портреты со вспышкой . Мне казалось, что они просто ничего не понимают в фотографии (можно же просто подобрать настройки под яркость солнечного света) и снимают на автомате. Про себя я тихо посмеивалась над ними и недоумевала, – «Зачем включать вспышку на улице ? Тут же полно света!

А если не хватает света в тени – просто , все же так просто!». При этом у меня у самой получались фотографии с провалами в тенях на жестком солнце или пятнистым светом от листвы деревьев, и меня это нисколько не смущало.

Только спустя какое-то время «естественность» освещения стала приедаться, фотографии выходили похожими друг на друга примерно с одинаковыми настройками и одинаковым светом. Я стала замечать, что не всегда естественный свет красиво ложится на лицах моделей, хотелось чего-то нового и более «профессионального» что ли.

Внезапно я наткнулась на фотографии людей, которые называли себя «стробистами». Они вовсю использовали импульсные источники света (прежде всего недорогие ) не только, даже не столько логично и понятно), но – на улице! При этом получаемый результат даже до обработки заслужил моего восхищения. Это-то и было первым толчком, чтобы попробовать фотографировать со вспышкой даже тогда, когда естественного света достаточно для экспонирования кадра.

Для начала давайте разберемся, что вам пригодится для освоения техники съемки со вспышкой на улице . Самый простой набор техники (помимо фотоаппарата и объектива) включает:

(не обязательно топовой модели, недорогая мануальная вспышка будет работать не хуже самой продвинутой модели). Мощность вспышки (определяется ведущим числом) лучше выбирать максимальную, на которую хватает бюджета. Именно мощность является определяющей характеристикой вспышки, а при съемке с довольно ярким естественным светом вам понадобится максимальный ресурс мощности импульсного света, чтобы повлиять на освещение объекта съемки.

Синхронизатор , лучше беспроводной, а на улице – лучше радиосинхронизатор. Синхронизатор отвечает за срабатывание вспышки в момент нажатия на кнопку спуска, если вспышка находится не на камере (на горячем башмаке), а на выносе (в руке, на стойке). Почему это важно? Да потому что вспышка в положении на камере реально используется только в 5% случаев как единственный источник освещения, и в основном служит лишь в качестве вспомогательного заполняющего источника. Для лучшего результата именно моделирования света нужна свобода передвижения, поэтому вспышку либо держат в руке на выносе, либо дают в руки ассистенту, либо ставят на стойку. Синхронизатор при этом координирует момент открытия затвора фотоаппарата и момент срабатывания импульса вспышки.

Стойка студийная , чем выше, тем лучше, но не менее 2 м в разложенном состоянии. На крайний случай первое время можно использовать обычный штатив. Высота стойки определяет высоту положения источника света и возможность использования верхнего света в своей схеме освещения. Также обращайте внимание на длину стойки в сложенном состоянии (компактность и удобство в перемещении), максимальную нагрузку (возможность использования насадок типа софтбоксов) и вес самой стойки (влияет на устойчивость конструкции и легкость транспортировки).

Насадки на вспышку . Если планируете использовать вспышку на стойке, то проще всего и дешевле приобрести зонты. Наиболее применимые – белый зонт на просвет (номер один для смягчения света) и серебристый зонт на отражения (для расширения светового пятна без сильного смягчения). Зонты удобно складываются и раскладываются, мало весят и занимают мало места в сумке. Если позволяет бюджет, можно использовать софтбоксы (опять же при съемке со стойкой) среднего размера – 60*60 см, 60*90 см или 90*90 см. Софтбоксы большего размера требуют более мощного источника света, а также довольно громоздкие при использовании на выезде. Для смягчения вспышки в положении на камере, можно использовать мини-софтбоксы, которые бывают складные или надувные.

Так когда же и зачем использовать ?

1. В качестве заполняющего (вспомогательного света) при съемке на жестком солнце или против света. При этом вспышка располагается с противоположной стороны направления солнечного света и служит для подсвечивания теневой стороны, смягчения глубоких теней, прорисовывания деталей в тенях. Настройки мощности вспышки выставляются таким образом, чтобы естественный свет оставался мощнее, а вспышка только дополняла его, но не перебивала (мощность примерно в 1,5-2 раза меньше, чем интенсивность солнечного света). При съемке против солнца можно снимать из положения на горячем башмаке и направлять вспышку «в лоб» модели, но для лучшего результата используйте смягчающую насадку или меньшую мощность вспышки. Рисунок не должен получаться резким и плоским.


2. В качестве моделирующего (основного рисующего) источника света . В этом случае свет от вспышки – это основной свет, который определяет светотеневой рисунок на объекте съемки. Естественный свет при этом «отодвигается» на второстепенную позицию и используется в качестве вспомогательного – для общего освещения сцены и заднего плана. Такой подход используется прежде всего в случаях, когда естественный свет дает некрасивый светотеневой рисунок – недостаточно контрастный свет в тени, пятнистый свет под деревьями, слишком жесткий свет на ярком солнце и т.д. При этом мощность вспышки подбирается так, чтобы вспышка играла главную роль в формировании световой схемы – она должна перебивать по мощности естественный свет.

3. В качестве моделирующего источника в условиях недостаточной освещенности – съемки в сумерках, на закате, вечером. Для выравнивания освещенности и нормального экспонирования одновременно и заднего плана, и объекта съемки, главный объект подсвечивают вспышкой, а настройки фотоаппарата выставляют по естественному освещению. При этом получаются эффектные фотографии, которые невозможно получить с использованием только естественного света.

Если вам интересно узнать про моделирование света с несколькими вспышками и создание своей передвижной мини-студии из внешних вспышек , загляните в статью . Там вы также вы найдете схемы освещения, на которые можно опираться в своих экспериментах с импульсным светом.

В качестве бонуса предлагаю посмотреть небольшой видеоурок по использованию вспышки в яркий солнечный день .

Как усилить естественный свет при помощи импульсного :

Одна из самых больших ошибок, при использовании вспышки это её не использование! Чаще всего фотографы не используют вспышки просто потому, что не знают когда и как это делать. При этом, очень часто, использование дополнительного света может оказаться полезным, оно помогает заполнять тени и хорошо сбалансировать экспозицию. Съемка со вспышкой действительно может привнести жизнь в ваши портреты.

Съемка со вспышкой. Ошибка №2: Использование вспышки при съемке удаленных объектов

Использовать вспышку в тех случаях, когда фотографируются удаленные объекты, не имеет ни малейшего смысла. Вспышка часто включаются автоматически, когда фотоаппарат определяет, что света для съемки недостаточно.

На примере показано, что во время концерта на стадионе сработала вспышка. Удаленный объект она не осветила, а вот затылки впередистоящих людей стали ярче. Даже свет от очень мощной вспышки не спасет ваш кадр, если вы снимаете из толпы. Вместо этого, отключите вспышку, увеличьте чувствительность и снимайте при естественном свете.

Съемка со вспышкой. Ошибка №3: Эффект красных глаз

Самой распространенной ошибкой при съемке портретов со вспышкой, является возникновение эффекта красных глаз. Эффект вызван попадающим светом на глаза объекта, который отражается от сетчатки. Большинство камер предлагает уменьшение эффекта красных глаз с помощью специального режима, который работает при фотосъемке с предварительной вспышкой, которая заставляет глаза привыкнуть к свету, перед тем, как сработает основная вспышка.

Это может быть полезно, но не всегда является идеальным решением проблемы. Другое решение проблемы заключается в том, что бы позиционировать вспышку дальше от объектива так, чтобы свет не отражался прямо напротив глаз.

Естественно, это не может быть сделано с помощью вспышки на камере. Тут вам поможет внешняя вспышка, подключенная к фотокамере с помощью беспроводного подключения, или через шнур. Хотя, в некоторых случаях, использование внешней вспышки через горячий башмак может быть достаточно.

Съемка со вспышкой. Ошибка №4: Вспышка и воздух

Не смотря на то, что вспышка может осветить темные тени, она также может уничтожить атмосферность изображения. В некоторых случаях может быть полезнее выключить вспышку и увеличить выдержку, а при необходимости поставить камеру на штатив или увеличить чувствительность.

Съемка со вспышкой. Ошибка №5: Тень от бленды

Как правило, использование бленды может быть очень полезно во время съемки. Однако, если вы фотографируете какой-то предмет достаточно близко, то тень от бленды может испортить ваш кадр. Если изменить угол съемки таким образом, что бы тени не было, не получается, то лучше просто снять бленду.

Съемка со вспышкой. Ошибка №6: Слишком интенсивный свет

Прямая вспышка может привести к появлению очень ярких, или очень темных областей в кадре. Если вы снимаете портрет, то можете заметить блестящий лоб или нос. Решение заключается в рассеивании света от вспышки и есть несколько способов достижения этой цели.

Один из наиболее распространенных способов рассеивания света заключается в использовании диффузора для вспышек. Диффузоры бывают различных форм и размеров, а так же, вы можете сделать диффузор самостоятельно .

Диффузор может уменьшить яркость света вспышки, но если вы используете TTL-замер, то вспышка автоматически приспособиться к съемке. Вы так же можете рассеивать свет от выдвижной вспышки, для этого подойдет кусок папиросной бумаги, пергамент для выпечки или прямоугольник, вырезанные из пакета от молока.

Многие вспышки могут поворачиваться, или крутиться. Такая возможность вашей вспышки может помочь в создании рассеянного света, так как свет, отраженный от потолка или стены так же становится более мягким. Рассеянный свет, это так же хороший способ избежать эффекта красных глаз.

При использовании отраженного света, следует внимательно отнестись к цвету поверхности, от которой этот цвет отражается, так как фотография будет иметь такой же оттенок, как и эта поверхность. Стена или потолок должны быть белыми, или бежевыми, но ни как не красными, или синими.

Съемка со вспышкой Ошибка №7: Положение вспышки

В большинстве случаев, вспышка находится сверху камеры. При фотографировании предмета с горизонтальным положением камеры, не возникает никаких проблем, однако, если фотографировать в вертикальном положении фотоаппарата могут возникнуть некоторые проблемы. Одной из таких проблем будет, тень объектива, возникающая в результате работы вспышки.

Отличным решением может быть использование беспроводного соединения между вспышкой и фотоаппаратом, а так же соединение через шнур. Существуют кронштейны, которые позволяют поднять вспышку гораздо выше уровня объекта съемки.

Освещение – важный показатель для любого фотографа. Нередко света, который дает встроенная вспышка, недостаточно: он маломощен для больших и/или темных помещений. Кроме того, вспышка в лоб не красит модель, оставляет резкие тени и блики.

Внешняя вспышка (блиц) крепится на фотоаппарате через специальное гнездо (так называемый «горячий башмак») или же размещается в любой выбранной точке и соединяется с камерой при помощи синхрокабеля или радиосинхронизатора.

Когда нужна внешняя вспышка

  • В условиях слабой освещенности: например, в кафе или ресторане на праздновании, да и в любом другом полутемном помещении. Встроенная вспышка «подарит» модели или натюрморту резкие тени, красные глаза, ненужные блики. Кадр наверняка получится смазанным, шумным и зернистым. Печально, не так ли? Благодаря внешней вспышке можно получить фото хорошего качества.
  • В темноте: внешнюю вспышку можно использовать для ночной фотосъемки, портретного или жанрового фото в темноте, съемок натюрмортов. Только не надо направлять вспышку «в лоб», то есть прямо на объект съемки.
  • Солнечным ясным днем при съемке фотопортрета. Внешняя вспышка поможет избавиться от резких теней, подсветит все, что остается в тени, и Вы получите красивый портрет.

Режимы работы внешней вспышки

В зависимости от модели вспышки могут присутствовать все режимы или только некоторые.

  • M (Manual) – энергия вспышки устанавливается в долях полной мощности;
  • A (Automatic) – Вы устанавливаете диафрагму, вспышка работает автоматически в определенном диапазоне расстояний;
  • TTL (Through-The-Lens) – прекрасный режим для работы камера-вспышка: мощность света вспышки замеряется через объектив;
  • S (Stroboscope) – стробоскоп: вспышка отрабатывает определенное количество импульсов в секунду. Отличный режим для создания спецэффектов и для съемки движения.

Как снимать с внешней вспышкой

Есть несколько вариантов работы с внешней вспышкой:

  1. Ручной режим, камера на фотоаппарате: вспышка в режиме TTL, точечный режим замера экспозиции, экспозиция определяется по светам. Вспышка может быть прикреплена к фотоаппарату (если съемка происходит днем, то есть в условиях хорошей освещенности) или может находиться в стороне (с фотоаппаратом ее соединяет синхрокабель).
  2. Командный режим: ведущая вспышка (master) руководит ведомыми (slave или сателлиты). Далеко не все вспышки могут синхронизироваться между собой и работать в этом режиме.

Вспышка может быть направлена на объект, в потолок или в сторону.

Свет

Как правило, фотографу требуется достаточно мягкий, рассеянный свет. Как этого добиться?

  • Во-первых, не нужно светить в лицо модели или прямо на объект съемки: это залог неестественно яркого света и плоского изображения.
  • Во-вторых, помните, что внешняя вспышка тем и хороша, что можно изменять угол наклона вспышки. Свет можно отразить от стены, от потолка, от зеркала или окна, от специального отражателя.
  • В-третьих, несколько вспышек позволят Вам получать более качественные, глубокие изображения без лишних теней и бликов. Кстати, некоторые производители (Nikon, Canon) выпускают беспроводные системы вспышек: вспышки могут срабатывать как одновременно, так и группами.

Тонкости процесса

  1. Имейте в виду, что отражение света от окрашенной поверхности даст цветной свет, так что яркие обои или раскрашенный (и даже просто деревянный) потолок не годятся, если Вы хотите, чтобы кадр был естественным.
  2. При съемке на природе можно закреплять внешние вспышки на объектах среды: столбах, деревьях, скамьях и т.д. Это позволит найти необычный угол освещения – эффектно и интересно.

Технический вопрос

Знаете ли Вы, что вспышку стоит покупать вместе с несколькими полезными приспособлениями?

  1. Отражатель: нужен для того, чтобы обеспечивать ровный, мягкий свет. Если его нет, в принципе, ничего страшного: можно использовать вместо него белый лист или картон, пластиковую карточку (белого цвета). «домашний» отражатель нужно закрепить за поворотной части вспышки (при помощи резинки, например).
  2. Диффузор: также рассеивает жесткий свет. Это пластиковая коробочка (чем-то похожая на контейнер для продуктов), полупрозрачная, матовая. Она может быть белого, зеленого, золотого цвета. Некоторые модели вспышек оснащены диффузором в виде матовой пластинки, убирающейся в корпус вспышки.
  3. Софтбокс: специальная насадка, состоящая из отражателя и рассеивателя. Софтбокс для внешней вспышки также нужен для создания ровного, рассеянного света, но он малоэффективен при съемке на расстоянии более 3 м, при съемке общих планов.

Иногда все эти приспособления продаются в комплекте со вспышкой, но в ином случае их можно купить отдельно или заменить.

Подведем итоги

  1. Работая с внешней вспышкой, помните, что нельзя направлять свет прямо на объект съемки.
  2. Используйте светоформирующие насадки (или их заменители) для создания ровного, мягкого света.
  3. Несколько внешних вспышек, соединенных проводами или беспроводной системой, помогут создать прекрасные кадры с различными спецэффектами.
© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции