Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Загадочное племя тубу – чемпионы по выносливости. Тубу — мужественные кочевники пустыни Африканское племя тубу

Этот народ выживает почти без пищи и воды и славится долголетием

Народ тубу живет в жестоких условиях пустыни Сахара. У них почти нет воды, их лица обжигает горячий пустынный воздух, а пища скудна и лишена разнообразия. При этом люди племени могут целый день находиться на солнце без вреда для себя, а их здоровью и продолжительности жизни могут позавидовать граждане самых высокоразвитых стран мира.

Всем известно, что Сахара - это не самое комфортное для проживания место на планете. Но та ее часть, где поселились тубу, отличается особо суровыми условиями. Этот народ обитает на территории трех стран: Чада, Ливии и Нигера. Большинство представителей этого народа, численность которого составляет 300–350 тыс. человек, проживает на территории северо-западного Чада. В центре региона находится пустынное каменистое нагорье Тибести с высотами от 1000 до 3000 м над уровнем моря. Дожди в этом месте - большая редкость, а среднее количество выпадающих за год осадков составляет не более 50 мм. За границами нагорья осадков выпадает несколько больше, и здесь в течение нескольких недель даже текут реки, которые, впрочем, быстро превращаются в сухие ложбины. В таких засушливых условиях и на бедной песчаной почве хорошо растут только финиковые пальмы, плоды которой являются важной частью пищевого рациона людей тубу.
Народ тубу подразделяется на две этнические группы: теда, которые обитают на юге Ливии, и даза, живущие в основном на севере Чада и Нигера. Эти ветви говорят на разных, но близких языках. Образ жизни этого народа мало чем отличается от того, который вели их предки сотни лет назад. Там, где позволяют природные условия, тубу выращивают вдоль русел временных водотоков зерновые культуры, такие как просо, ячмень и пшеницу. В оазисах, там, где есть источники воды, тубу сажают инжир и финики.
Но большинство представителей народа тубу занято кочевым скотоводством и караванной торговлей, что является более почетным занятием, чем земледелие. В условиях скудной растительности и отсутствия полноценных пастбищ тубу умудряются разводить верблюдов и коз, молоко которых дополняет их скудный рацион. Верблюды вообще являются важнейшей частью жизни тубу. На этих животных перевозят соль и другие товары, как это делали тысячи лет назад, ведь в этой части Сахары нет автомобильных дорог. Кроме того, верблюды дают тубу кожу для изготовления различных бытовых вещей, шерсть и мясо, поэтому без них народу Сахары просто не выжить в таких тяжелых условиях.
Несмотря на то, что тубу исповедуют ислам, часть из них следует традиционным верованиям, а многие их обычаи не так строги, как в некоторых исламских странах. Особенно это касается женщин, которые играют в семье не менее важную роль, чем мужчины. Женщины тубу не обязаны покрывать голову платком, а при решении важных семейных вопросов их голос часто имеет решающее значение.
Интересно, что мужчины тубу способны за день преодолевать по 80-90 км, следуя вместе с караванами верблюдов под нещадно палящим солнцем. Питаясь финиками и запивая все это «изобилие пищи» крепким травяным чаем, тубу способны совершать многодневные переходы через пустыню и чувствовать себя при этом прекрасно. Бельгийские ученые, сопровождавшие кочевников в одном из их походов, вели наблюдения за состоянием здоровья этих выносливых людей. Научная экспедиция чуть было не сорвалась по причине того, что европейцы, ехавшие в удобных джипах, оснащенных всем необходимым для комфортного путешествия, уже к вечеру первого дня чувствовали себя очень плохо. Но тубу, проделавшие пешком 80-километровый путь, выглядели так же, как в начале дня, а их давление, пульс и другие показатели работы сердечно-сосудистой системы были в абсолютном порядке. Кроме того, согласно проведенным исследованиям, тубу сохраняют отменное здоровье до глубокой старости, а показатели младенческой смертности среди этого народа самые низкие в Африке.

Ольга Фролова,
Travelask.ru

Возможности человека безграничны. В это заставляют поверить невероятные люди народа тубу, живущие в жестоких условиях пустыни Сахара. Они лишены достаточного количества воды, их лица обжигает горячий пустынный воздух, а пища скудна и лишена разнообразия. Но они могут целый день находиться на солнце, а их здоровью и продолжительности жизни могут позавидовать граждане самых высокоразвитых стран мира.

Всем известно, что Сахара - это не самое комфортное для проживания место на нашей планете. Но та ее часть, где поселились тубу, отличается особо суровыми условиями. Этот народ обитает на территории трех стран: Чада, Ливии и Нигера. Но большинство представителей этого народа, численность которого составляет 300–350 тысяч человек, проживает на территории северо-западного Чада. В центре региона находится пустынное каменистое нагорье Тибести с высотами от 1000 до 3000 метров над уровнем моря. Дожди в этом месте - большая редкость, а среднее количество выпадающих за год осадков составляет не более 50 мм. Для сравнения: в солнечной Астрахани этот показатель составляет около 220 миллиметров в год. За границами нагорья осадков выпадает несколько больше, и здесь в течение нескольких недель даже текут реки, которые, впрочем, быстро превращаются в сухие ложбины. В таких засушливых условиях и на бедной песчаной почве хорошо растут только финиковые пальмы, плоды которой являются важной частью пищевого рациона людей тубу.


Народ тубу подразделяется на две этнические группы: теда, которые обитают на юге Ливии, и даза, живущие в основном на севере Чада и Нигера. Эти ветви народа тубу говорят на разных, но близких языках, относящихся к одной сахарской языковой семье. Образ жизни этого народа мало чем отличается от того, который вели их предки сотни лет назад. Там, где позволяют природные условия, тубу выращивают вдоль русел временных водотоков зерновые культуры, такие как просо, ячмень и пшеницу. В оазисах, там, где есть источники воды, тубу сажают инжир и финики, которые являются чуть ли не их национальным блюдом. На эту тему существует даже народная пословица: «Тубу довольствуется фиником в день: утром он съедает кожуру, днем - мякоть, а вечером - косточку».


Но большинство представителей народа тубу занято кочевым скотоводством и караванной торговлей, что является более почетным занятием, чем земледелие. В условиях скудной растительности и отсутствия полноценных пастбищ тубу умудряются разводить верблюдов и коз, молоко которых дополняет их скудный рацион. Верблюды вообще являются важнейшей частью жизни тубу. На них перевозят соль и другие товары, как это делали тысячи лет назад, ведь в этой части Сахары нет полноценных автомобильных дорог. Кроме того, верблюды дают тубу кожу для изготовления различных бытовых вещей, шерсть и мясо, поэтому без них народу Сахары просто не выжить в таких тяжелых условиях.


Несмотря на то, что тубу исповедуют ислам, часть из них следует традиционным верованиям, а многие их обычаи не так строги, как в некоторых исламских странах. Особенно это касается женщин, которые играют в семье не менее важную роль, чем мужчины. Женщины тубу не обязаны покрывать голову платком, а при решении важных семейных вопросов их голос часто имеет решающее значение.


Интересно, что мужчины тубу способны за день преодолевать по 80-90 километров, следуя вместе с караванами верблюдов под нещадно палящим солнцем. Питаясь финиками и запивая все это «изобилие пищи» крепким травяным чаем, тубу способны совершать многодневные переходы через пустыню и чувствовать себя при этом прекрасно. Бельгийские ученые, сопровождавшие кочевников в одном из их походов, вели наблюдения за состоянием здоровья этих выносливых людей. Вся научная экспедиция чуть было не сорвалась по причине того, что европейцы, ехавшие в удобных джипах, оснащенных всем необходимым для комфортного путешествия, уже к вечеру первого дня чувствовали себя очень плохо. Но тубу, проделавшие пешком 80-километровый путь, выглядели так же, как в начале дня, а их давление, пульс и другие показатели работы сердечно-сосудистой системы были в абсолютном порядке. Кроме того, согласно проведенным исследованиям, тубу сохраняют отменное здоровье до глубокой старости, а показатели младенческой смертности среди этого народа самые низкие в Африке.

В позднее средневековье и новое время территории, входившие некогда в государство гарамантов, были населены народами, отличающимися по языку и антропологическому типу, но в общем сходными по культуре. На основании этого последнего признака их можно назвать центральносахарскими. Возможно, центральносахарская культурно-историческая общность формировалась еще в гарамантскую эпоху и цивилизация Гарамы занимала в ней центральное место. Кроме того, в оазисах жили большими группами потомки поздних северных (арабы, берберы) и южных (канембу, хауса) пришельцев. На западной периферии этой территории, в оазисе Туат, часть населения составляют бербероязычные иудаисты, в прошлом обитавшие и в других оазисах.

Центральносахарские этносы группируются в две общности: туарегов и тубу, из которых первая связана в основном с берберами, а вторая с загава Центрального Судана.

Туареги (араб. мн. ч. тавариг , туарег от ед. ч. тарги ) - народ, сложившийся в средние века в Центральной Сахаре, хотя в настоящее время свыше 90% примерно из 300-320 тыс. туарегов проживает в городах, селениях и лагерях беженцев Центрального Судана (Нигер, Северная Нигерия, Восточное Мали, Буркина-Фасо), а также Алжира и Ливии. Язык туарегов - томашек - относится к берберским. Он разделяется на пять крупнейших диалектов по числу основных областных групп (в прошлом - конфедераций туарегских племен). Из них четыре населяют горные области Сахары: ихаггар, или ахаггар,- нагорье Ахаггар, аджер - плато Тассили-н-Аджер, ифорас - плато Адрар-Ифора, аир, или асба - плато Аир. Пятая и крупнейшая группа племен (игеллад, юлемидден, тадмекет и др.) живет в сахельской зоне по обе стороны от р. Нигер (Восточное Мали, Западный Нигер, Буркина-Фасо). К этой группе принадлежит примерно 150 тыс. туарегоязычного населения, тогда как к аир - около 100 тыс., к аджер - около 30-40 тыс., а к ифорас и ахаггар - только по 10-15 тыс. человек.

Туарегов обычно характеризуют как воинственных кочевников пустыни. Действительно, хозяйственно-культурный тип номадов наложил специфический отпечаток на всю туарегскую культуру. Однако более тщательный анализ показывает, что туарегское общество могло сформироваться и существовать лишь как система различных хозяйственно-культурных типов: скотоводов-номадов в двух вариантах - всадников-верблюдоводов и пастухов-козоводов (у юлемидден развился еще один подтип - пастухов крупного рогатого скота), земледельцев оазисов (с подтипами земледельцев сахельской зоны и нагорий), а также групп потомственных ремесленников и соледобытчиков. Туарегское общество развивалось на ближней периферии городской цивилизации, и туарегская знать-владела городами (Тадмекка, города Аира, в XV в. Томбукту, Шингит и др.), контролировала транссахарские караванные пути.

Экономическую основу туарегского общества составляли как скотоводство, так и земледелие, ремесла и промыслы. Эти отрасли хозяйства объединялись посредством комбинирования труда преимущественна на общинно-кастовой и рентальной основе. В результате развилась сложная система общин и каст.

Общественный строй туарегских конфедераций (собственно говоря, примитивных раннефеодальных государств) был в принципе один и тот же, с неизбежными местными особенностями. Все население делилось на племена и кланы. Господствующее племя принадлежало к социальной категории воинов - имхар, и его название (например, кель-аджер, кель-ахаггар и т. д.) было в то же время названием всей конфедерации. Кроме того, имелись вассальные племена и различные группы (общины, кланы, семьи и пр.) несвободного населения, низшие касты ремесленников и пр. Во главе каждой конфедерации стоял аменокал - глава аристократического имхарского племени и привилегированного клана этого племени.

Например, аменокал конфедерации Ахаггар принадлежал к клану кель-рела племени кель-ахаггар. Однако его сан внутри клана не передавался по твердым правилам престолонаследия, но аменокала пожизненно избирало собрание имхаров. При выборе учитывались как личные качества кандидата, так и его происхождение (точнее - происхождение его матери, которая должна была быть старшей из сестер внутри аристократической семьи). Мать аменокала вообще пользовалась особым авторитетом и властью; она имела право вето на любое решение своего сына. Вновь избранный аменокал сам избирал себе помощника. Кроме него представителями публичной власти были в основном клиенты и слуги правителя, игравшие роль его посланцев и свиты, тогда как его сородичи и соплеменники пользовались властью в первую очередь как члены аристократической касты, а не как представители аменокала. Социальная структура туарегских конфедераций крепилась в основном родо-племенными узами и отношениями личной зависимости (сюзерен - вассал, патрон - клиент, господин - невольник).

Тем не менее на южной периферии Центральной Сахары отдельные аменокалы (или султаны, как они назывались по-арабски) достигали могущества: например, многие правители Аира XIV-середины XIX в., правители Томбукту XV в. и некоторые другие.

Аменокалы жили за счет феодальной и рабовладельческой эксплуатации пастухов, земледельцев, ремесленников и добытчиков соли, принадлежавших к лично-зависимым кастовым группам вассалов, крепостных, невольников и клиентов. Они присваивали также труд караванщиков, облагая их данью как платой за беспрепятственный проход торговых караванов и их защиту от грабителей. Важную роль в системе доходов каждой из конфедераций играл военный грабеж - набеги с целью захвата скота, зерна, различных ремесленных изделий, а также людей для продажи их в рабство.

Военную силу для набегов и внеэкономического принуждения пастухов, земледельцев, добытчиков соли давала каста имхаров.

Однако имхары не только обогащали аменокалов, деля с ними военную добычу, но и вместе с ними участвовали в эксплуатации непосредственных производителей.

По своему антропологическому типу имхары являются наиболее европеоидной из всех кастовых групп туарегского народа. Они - высокие, светлокожие люди с мягковолнистыми волосами. Это указывает на сравнительно северное, средиземноморское происхождение имхаров. Считается, что на Ахаггар, на крайний север страны туарегов, предки имхаров - ахаггаров пришли более полутора тысячелетий назад из еще более северных районов (Нумидия или Гарама?).

Благодаря принесенной из Средиземноморья или Гарамы военной технике, военной организации, разведению верблюдов, которых не было у местных племен, а также другим достижениям культуры (в том числе письму) воинственные и сравнительно цивилизованные имхары достигли привилегированного положения среди этих племен.

Важную роль в процессе накопления и хранения культурной информации у имхаров играли женщины. Они знали письмо, сочиняли и пели песни под собственный аккомпанемент на однострунном инструменте амзад. Эти песни, а также эротические пляски исполняются на ахалах - собраниях незамужних женщин вместе с молодыми людьми (такой ахал в XIX в. был, в частности, описан русским путешественником А. В. Елисеевым). Женщины имхаров, как и все туарегские женщины, не закрывают лиц, хотя и считаются мусульманками. Зато все взрослые мужчины - имхары и их вассалы - носят на лицах покрывала (тагельмуст), которые не снимают на людях. В средние века такой же обычай существовал и у санхаджа - берберов-номадов Западной Сахары, являвшейся до ее арабизации во всех отношениях продолжением страны туарегов.

С течением времени имхары стали высшей кастой, избегавшей физического труда. Аристократизм, галантность, воинственность, максимальная подвижность, когда почти постоянно приходилось совершать длительные переходы через пустыню, любовь к верблюдам и презрение к труду, даже труду пастуха, вместе с тем утонченное восприятие поэзии, музыки, танца - вот отличительные черты образа жизни, системы ценностей и субкультуры имхаров.

Они почти постоянно передвигались на своих верблюдах, совершая набеги, встречая торговые караваны и собирая с них дань товарами, обходя полюдьем кочевья вассальных племен (и отбирая у них свою долю коз и овец) и земледельческие вассальные общины, где имхары поселялись на время сбора урожая фиников и проса, чтобы отдохнуть, попировать и получить свою долю урожая.

Во время этих полюдий аменокалы главным образом осуществляли свои судебные функции, улаживая частые споры о размерах дани между своими соплеменниками-имхарами и подданными, или вассалами, имрадами.

Имрады (или имгады, амгиды) - название второй в сословно-кастовой иерархии и наиболее многочисленной группы туарегского общества. В различных конфедерациях имрадов было в пять-восемь раз больше, чем имхаров. Антропологический тип имрадов напоминает эфиопеоидный: они более темнокожи, волнистоволосы и низкорослы, чем имхары, но отличаются и от негроидов. Главное их занятие - разведение мелкого рогатого скота. Само название имрад (имгад) происходит от слова эрейд (или эгейд) - козочка. И не случайно некоторые имрадские племена носят название кель-улли - козьи люди. Согласно легендам, в прошлом имрады совсем не имели верблюдов, а разводили только коз, овец и ослов. Подобно имхарам, имрады группируются в племена и кланы, причем каждому имхарскому клану было подчинено несколько имрадских. Последние платили имхарам ежегодную дань козами (в новое время также верблюдами), безвозмездно предоставляли им животных во временное пользование.

Сходный антропологический (но не хозяйственно-культурный!) тип у харатинов (ед. ч. хартани) - оазисных мотыжных земледельцев Центральной Сахары, издавна культивирующих финиковую пальму, просо, бахчевые культуры, применяющих искусственное орошение. Харатины находились на положении крепостных. Возможно, до прихода имхаров они были в подчинении у имрадов. Своим господам-имхарам харатины платили дань в виде доли урожая фиников, проса и пр.

Одно из низших мест в кастовой иерархии туарегов занимали икланы - негроиды, потомки чернокожих рабов, жившие отдельными семьями в кочевых общинах - имхаров и имрадов. Икланы в основном пасли верблюдов и мелкий рогатый скот, принадлежавший их господам. В конце XIX-XX в. часть икланов была превращена в горных, оазисных или чаще сахельских земледельцев; возможно, так бывало и в прошлом, и в некоторых местах икланы смешивались с харатинами.

Особняком от других каст стояли лично-свободные, но всеми презираемые ремесленники - инадены (или энадены). Их место в системе туарегской культуры определяется тем, что оружие и другие железные и деревянные изделия традиционного быта туарегов изготовлялись инаденами по вековым, даже тысячелетним канонам.

Описание традиционной структуры туарегского общества было бы неполным без упоминания о промежуточных по своему статусу, смешанных по происхождению группах (исеккамерен, ирегуэнатен и др.), а также о марабутах (инислемен), - частью происходящих от пришлых мусульман, частью же - коренных туарегов.

В конце средневековья среди улемов Томбукту, Шингита, Агадеса встречались туареги. В XVIII - XIX вв. широкую известность получили улемы-марабуты туарегского племени антессар (или игеллад), известного, впрочем, еще в XIV в. Распространяя арабскую грамотность и исламские знания, инислемены успешно соперничали со старой военной аристократией за культурную гегемонию в туарегском обществе.

Все туареги уже давно считаются мусульманами. Однако в их народной религии обнаруживается обширный доисламский субстрат: анимистические верования, культ духов мест, культ предков (по материнской линии), культ священного барабана табол, закрывание лиц у мужчин, высокое положение женщин в обществе. У туарегов оазиса Гат сохранились пережитки женских союзов и еще недавно устраивались ритуальные девичьи бои, напоминающие те, которые были описаны Геродотом у древних ливийцев. Исследователи отмечают отдельные следы влияния христианства и иудаизма, при полном отсутствии каких бы то ни было пережитков политеизма.

Во многом сходную социальную и культурную систему мы находим в традиционном обществе тубу (тибу, или теда), живущих к востоку от туарегов на территориях Нигера, Чада и Ливии. Всего на языке тубу в настоящее время говорит около 200 тыс. человек.

Тубу во многих отношениях похожи на имрадов. Их антропологический тип - эфиопеоидный, хозяйственно-культурный тип - кочевой скотоводческий (верблюды и мелкий рогатый скот). Они населяют нагорья Тибести, Эннеди, горы близ группы оазисов Кавар и ряд других районов Ливийской и Чадской Сахары. Сходный хозяйственно-культурный тип у бэле нагорья Эннеди. К номадам - тубу и бэле - по языку и культуре близки этносоциальные группы полукочевников, оседлых земледельцев и добытчиков каменной соли, а также бродячих ремесленников. Крупнейшие из них следующие: даза (в Борку, на севере Чада), камаджа (в Борку), аканаза (на юге Тибести), уния (в оазисе Униянга), а также загава Чада и Судана, живущие в суданском поясе. В Феццане обитает несколько тысяч тубу и шавашна (ед. ч. шушан) - земледельцев смешанного происхождения, находившихся в прошлом на положении крепостных. Особый интерес для историка представляют тубуязычные оседлые жители оазисов Кавар (на северо-востоке Нигера) и загава, создавшие вскоре после падения Гарамы обширное государство на территориях нынешних Чада, Нигера, Судана.

Оседлые и полукочевые этнические группы Северного Чада носят собирательное название горан. Как и загава, горан были известны арабским географам еще в IX в.

Тубуязычные земледельцы (в том числе полуоседлые земледельцы, занимающиеся отгонно-пастбищным скотоводством) культивируют в оазисах финиковую пальму, а также сеют ячмень, пшеницу и особенно просо (не только в оазисах, но и в горах, где зимой бывают холодные ночи, заморозки, выпадают дожди). У полукочевников земледелием занимаются в основном женщины (в прошлом также рабы), а мужчины пасут коз, овец и других домашних животных на горных пастбищах или ходят с караванами через пустыню. В июне они присоединяются к своим семьям для сбора урожая зерновых, а затем и фиников. У этих земледельческо-скотоводческих этносов сохранилась архаичная форма постоянных жилищ - круглых в плане, сложенных из плитняка, с куполообразной тростниковой или травяной крышей. Хижины кочевников также архаичны - они овальной формы, из циновок и жердей.

Основу традиционной социальной организации тубуязычных этносов составляют структуры, в основании которых лежат семейные общины и патрилинейные линиджи и кланы, местами (как у бэле) группирующиеся в племена. Как и повсюду в Сахаре, кланы и племена кастово неоднородны: скотоводы-номады считают себя более благородными, чем полуоседлые земледельцы-скотоводы, тем более оседлые земледельцы, занимающиеся такими арабскими сферами производства, как мотыжение почвы или добыча соли с помощью тех же мотыг из солончаков. Полукочевники также считают скотоводство более благородным занятием, чем ковыряние в земле. Наименее престижные виды труда - это охота и ремесленное производство, тогда как караванная торговля - вполне почетное дело, достойное благородных верблюдоводов. Низшие касты ремесленников (азза, или анза) наряду с потомками земледельцев-невольников составляли наиболее презираемые и угнетенные кастовые группы у тубу и родственных им этносов. На вершине кастово-клановой пирамиды находится клан Томагера, к которому принадлежит традиционный правитель Тибести, носящий титул дерде. Исторически этот князь с XVII в. был вассалом императора Борну, владения которого временами включали и Феццан. Канембу и канури - жители Борну - живут вперемешку с тубуязычными земледельцами и земледельцами-скотоводами в оазисах Кавар и в районе озера Чад. Вообще социально-политическая структура тубуязычных этносов испытала многовековое влияние центральносуданских феодальных государств, более сильное, чем конфедерации северных туарегов (Ахаггар, Аджер, Ифорас).

Как и туареги, все тубу и родственные им этносы считаются мусульманами. Однако доисламский субстрат в их религиях (особенно у бэле, формально исламизированных только в конце XIX в., когда в горы Эннеди проникли сенуситы) еще значительнее, чем у туарегов. Они приносят жертвы (обычно овцу, козу, реже корову или верблюда) предку - основателю своего клана. Считается, что дух предка пребывает в пещере, скале или одиноко растущей акации. Сбор урожая сопровождается праздником культа плодородия. В недавнем прошлом тубу, бэле, анаказа и некоторые родственные им этносы приносили жертвы солнцу, а мертвых хоронили связанными под кучей камней.

Несмотря на патрилинейный порядок наследования и счет родства и на некоторое распространение многоженства вместе с обычаем уплаты брачного выкупа за жену (покупка жены), женщины тубу занимают такое же почетное положение в местном обществе, как и женщины у туарегов. Они вооружены кинжалами, которые легко пускают в ход при столкновениях и ссорах. Как мужчины-тубу, они славятся своей поразительной выносливостью при перекочевках и крайней умеренностью в питании.

Южными соседями центральносахарских народов являются народы Центрального Судана, в этногенезе которых приняли участие и отдельные центральносахарские элементы. Таковы уже упомянутые выше канембу (букв, люди Канема), а также джерма, или зарма, области Зармаганда в долине р. Нигер (западная часть Нигера, отчасти соседние территории Буркина-Фасо и Нигерии). Джерма говорят на диалекте языка сонгаи и по своей культуре близки к сонгаям Восточного Мали. Они занимаются мотыжным земледелием в долине р. Нигер, ведут вполне оседлый образ жизни, исповедуют ислам, который начал среди них распространяться еще с XI в. Их название имеет некоторое сходство с названием гарамантов и, возможно, имеет ту же самую этимологию - жители постоянных поселений, земледельцы. Тем не менее, их никак нельзя отождествлять с древними гарамантами.

На стыке трех государств – Ливии, Нигера и Чада, в самом сердце пустыни Сахара обитает тубу (тиббу) – загадочное племя, одно из древнейших в Африке. Больше всего удивляет то, что эти люди, живущие в суровых климатических условиях и питающиеся весьма и весьма скудно, умудряются быть настоящими долгожителями и чемпионами по выносливости.

О племени тубу всегда ходили легенды. Народ живет на практически безводных плато Тибести и Тенере, где нет даже песка — его сдувают обжигающие ветры. Окрестные пейзажи напоминают кадры фантастического фильма: потухшие вулканы, камни, голая земля, а кое-где – высокие песчаные дюны. Оазисы – большая редкость в этом царстве песка и камней.

Жизнь в таком месте сложная, но люди племени тубу давно приспособились к экстремальным условиям и даже совершают гигантские — до 90 километров в день пешие переходы. Как им это удается? Объяснить этот феномен решили европейские исследователи.

Больше десятка ученых разных специальностей отправились в Сахару, оснащенные по последнему слову техники: джипы с кондиционерами, переносные холодильники с автономным питанием, специально оборудованные палатки.

У многих врачей, этнографов и экологов имелся немалый опыт работы в подобных экспедициях в самых отдаленных уголках мира, к примеру, в Амазонии и Новой Гвинее. Но то, что они увидели в Сахаре, превзошло их ожидания.

Утром ученые плотно позавтракали, расселись по джипам, включили кондиционеры, так как за бортом машин было 45 градусов в тени со знаком плюс, и отправились вслед за тубу. Кочевники на завтрак выпили только травяной отвар, сложили мешки с солью на верблюдов и тронулись в путь.

Соль самый ходовой товар, ее охотно покупают в странах, лежащих южней Сахары, и тубу издревле продают соседям соль, а на вырученные деньги покупают все необходимое. Солнце палило немилосердно, а тубу все шли и шли по пустыне без остановки.

К полудню они преодолели больше 40 километров. В обед устроили привал прямо под открытым небом. Тень отбрасывали только джипы и верблюды. Ученые подкрепились консервами и чаем. Кочевники съели по несколько фиников, выпили воды и были готовы к новому переходу.

К вечеру европейцы валились с ног от жары и усталости, тубу же держались как стойкие оловянные солдатики. А ведь они отмахали по пустыне около 90 километров. Но сердечный ритм и давление были в норме. На ужин аборигены сварили на огне просо, сдобрили его пальмовым маслом и подливкой из тертых кореньев. Этим и довольствовались.

Как же им удается доживать до глубокой старости? За счет чего организм сопротивляется обезвоживанию? Наконец, что позволяет им преодолевать пешком такие огромные расстояния — многолетняя тренировка, доставшийся от предков ген выносливости или, может, особый жизненный уклад?

Кочевники – привилегированная часть племени тубу. Когда они отправляются с караванами торговать солью, их, эту «высшую касту», снабжают всем необходимым – финиками, просом, целебными травами, чтобы в пути они ни в чем не нуждались. Остальные члены племени не каждый день видят такое разнообразие.

Поэтому поговорка: «Тубу довольствуется одним фиником в день. На завтрак он съедает кожуру, на обед – мякоть, а на ужин – косточку», — недалека от истины. Сказать, что ежедневный рацион тубу очень скромный, это значит ничего не сказать.

По меркам европейских стандартов, он не выдерживает никакой критики — сплошные финики изо дня в день. И только по большим праздникам – вареный ячмень, просо, пшеница, молочные продукты (тубу доят коз и верблюдов). При этом никто не валится с ног от недостатка сил, напротив, все чувствуют себя бодро.

Младенческая смертность среди тубу одна из самых низких в Африке. Зубы у всех представителей племени – просто загляденье. Даже у стариков почти все на месте, крепкие и здоровые. У тубу не бывает сердечнососудистых и онкологических заболеваний.

А ведь племя круглый год находится на солнцепеке. В чем же секрет такого богатырского здоровья? Может, все дело в особом укладе жизни? Но он не сильно отличается от того образа жизни, который ведут другие африканские племена. Хотя кое-какие различия все же есть.

Нравы в племени довольно суровые. Женщины тубу – настоящие амазонки. Все незамужние красотки носят при себе похожий на меч специальный нож — заточенный рог антилопы или палку. Любая девушка тубу мастерски орудует холодным оружием, потому что в любой момент ее могут похитить мужчины из соседнего племени.

Молодая женщина считается ценной добычей, что придает мужчине в глазах соплеменников вес. Правда, есть одно «но» — женщину можно похищать в том случае, если его семья не знакома с ее семьей. Каждый уважающий себя мужчина должен жениться на похищенной прелестнице.

Однако прежде чем они сочетаются узами брака, он обязан задобрить ее родственников немалыми подарками, а иногда и погнуть спину на будущую родню. Порой процесс «выкупа» жены длится пару лет. Если учесть, что в 15 лет девушка уже на выданье, то годам к 17-18 лет как раз замуж и выходит.

Если украсть девушку не удается, то достаточно выкрасть одно из ее украшений. Тем самым парень дает понять, что она ему нравится. Свадьба длится неделю, и затраты на нее велики. Так что парню и девушке, а заодно их родителям надо десять раз подумать, прежде чем устраивать сватовство.

После свадьбы молодые примерно год живут под крышей у родителей невесты, и родственники присматривают за тем, чтобы зять не обижал их кровиночку и молодые справлялись с семейными обязанностями. После испытательного срока пара отправляется в «свободное плавание».

Семейная жизнь предполагает равноправие. Решение принимает мужчина, но женщина имеет право голоса. Поднимать на нее руку супругу нет смысла. Молодая жена может убежать к родственникам, и выманить ее обратно удается только ценой серьезных примирительных подарков.

Любопытна манера общения в семьях – муж и жена разговаривают, стоя спиной друг к другу, а закончив беседу, расходятся в разные стороны, так и не взглянув один на другого. Мужчины по мусульманскому обычаю могут иметь несколько жен, но это весьма накладно, поэтому обходятся, как правило, одной.

Мужчины племени занимаются выпасом скота на высокогорных пастбищах, а женщины — домашним хозяйством. В их обязанности входит поставить хижину или палатку, присматривать за детьми, собирать урожай. Основная еда тубу – финики. Они едят эти плоды, как минимум, трижды в день, даже не догадываясь о том, что этот фрукт – настоящий кладезь витаминов и микроэлементов.

Ученые установили, что человек может полноценно жить в течение нескольких лет, питаясь только финиками и водой. В этих плодах содержится значительное количество белка, они легко усваиваются, укрепляют иммунитет, повышают устойчивость к различным заболеваниям и повышают общую выносливость организма. Неспроста этот плод еще в древности называли хлебом пустыни.

Вот и выходит, что, питаясь этим универсальным плодом три раза в день, тубу, сами того не ведая, превращаются в суперменов пустыни. На сегодняшний день в Центральной Сахаре насчитывается более 350 тысяч тубу. Большая часть их проживает в Чаде, меньшая – в Ливии и Нигере.

Использованы материалы статьи Любови Дьяковой, журнал «Ступени», №22, 2013

21.11.2013

В Сахаре, в самом ее центре, на стыке границ Ливии, Чада и Нигера, обитает одно из древнейших и загадочнейших племен Африки - тубу. Живут они практически на безводных плато Тинери и Тибести, с которых даже песок сдувается обжигающим ветром. Вокруг - фантастический мир: потухшие вулканы, совершенно голая земля и камни. Кое- где можно заметить песчаные дюны. Оазисы - большущая редкость в этих местах, в этом царстве камней и песка. В таких условиях жить очень и очень сложно, но племя тубу не желают ничего менять.

Эти люди давно приспособились к такой жизни, и даже совершают пешие (!) переходы длиной в 100 км за один день и не считают это каким-то особым достоинством. Сказать, что питаются тубу скромно - значит, не сказать ничего. Если примерить к их рациону наши стандарты, то никакой критики он не выдержит. Ежедневно они питаются только финиками. Каждый день, круглый год. И только по самым большим праздникам добавляют в свой рацион просо вареное, ячмень, немного пшеницы и молоко коз и верблюдов. Только по большим праздникам!

Тубу вегетарианцы, и никакой животной пищи, кроме молока, они никогда не употребляют. При этом никто не сваливается от усталости, у всех здоровые (просто загляденье) зубы, даже у стариков. И детская смертность самая низкая в Африке. Сердечными заболеваниями тубу не болеют, несмотря на круглогодичное нахождение на солнцепеке. И вот вопрос. Как же они доживают до самой глубокой старости, живя только на растительной пище? Кроме того, так они питаются и во время пеших переходов, когда ходят на юг пустыни продавать соль.

С утра они выпивают только травяной отвар, и вслед за верблюдами при жаре в 45 выше нуля отправляются в путь. К полудню преодолевают до 50 километров, двигаясь без отдыха. Привал под палящим солнцем, обед из нескольких фиников и кружки воды - и снова в путь. Отмахав за день 90 километров (группа европейцев-исследователей ехала за ними по пустыне на джипах), остановились на ночлег. На ужин было сварено на костре просо с пальмовым маслом и подливкой из корней каких-то растений. И больше ничего. На следующее утро они опять готовы были идти в путь.

Так в чем же все-таки секрет их жизни и исключительной выносливости? А в финиках. Не будет фиников для еды - не будет и племени тубу. Они употребляют их в пищу три раза в день. Ученые уже давно установили, что питаясь только финиками и водой, человек может прожить без ущерба для здоровья несколько лет. Ведь этот фрукт является чемпионом по содержанию микроэлементов и витаминов. Белок фиников легко усваивается, повышая иммунитет и общую выносливость организма.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции