Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Катакомбы франции. Тайны парижских подземелий

Парижские катакомбы - это сеть туннелей и пещер, которые тянутся больше чем на 300км под городом. Эти места славятся паранормальными явлениями и недоброй аурой. Всё началось давным-давно...

Для возведения города требовался строительный материал. Римляне были первыми людьми, которые добывали известняк в этом районе в 6 веке до нашей эры. В карьерах открытого типа римляне раскапывали незащищённую породу.

Поскольку город увеличивался и занимал всё больше места, в карьерах возникли первые туннели. Они увеличивались в размере и сложности и обеспечивали строительными ресурсами в течение многих столетий. Разработки карьеров продолжались с опрометчивой стремительностью, пока не начали возникать проблемы.

К XVIII веку Париж внушительно вырос, а под землёй образовалось большое количество пустот, из-за которых некоторые здания начали разрушаться и проваливаться под землю. Для решения этой проблемы в Париже была сформирована генеральная инспекция по карьерам, чтобы отремонтировать, заполнить или закрыть часть туннелей, считавшихся опасными.

С началом XVIII столетия у парижан появилась вторая проблема: сильная переполненность кладбищ. Только на одном Кладбище Невинных было похоронено более 30 поколений человеческих останков. Священники решили построить для мертвецов своеобразную общую могилу под названием «charnier». Именно туда долгое время свозили тела умерших.

Поскольку растущий город окружил даже кладбища, в нём уже не оставалось свободного места. Где-то под конец закрытия Кладбища Невинных, так же как нескольких других кладбищ, земля поднялась на более чем 10 футов выше дороги. Запах изводил тех, кто жил непосредственно вблизи от кладбища.

Некоторые стены кладбища фактически разрушались, откуда на улицы и в подвалы некоторых прилегающих зданий вываливались гниющие тела. Вскоре живущие поблизости люди начали болеть и умирать от ядов, испаряющихся из трупов. Было принято решение начать освобождать кладбище и помещать кости в сеть туннелей под городом. В 1785 году, когда все кости были помещены в подземелье, карьеры стали музеем «Катакомбы».

Винтовая цементная лестница уводит посетителей вниз на 130 шагов, на 20 метров в глубину. На нижней площадке лестницы есть две комнаты со множеством фотографий древних надписей на стенах внутри музея «Катакомбы», так же как и некоторых подземных структур. Пройдя через две маленькие комнаты, человек попадет в настоящие катакомбы.

В среднем самая низкая высота потолка составляет 1,8м, а самая высокая более 3м, хотя в некоторых секциях есть потолки соборного типа, высоко возвышающиеся над головой. Тусклое освещение постепенно угнетает. Известняковые стены желтовато-коричневого цвета и прохладны на ощупь. Крупный гравий хрустит под ногами с каждым шагом, и единственным другим звуком является случающееся время от времени капанье где-нибудь в туннелях.

В следующем зале гостя приветствует надпись, которая переводится как «Остановитесь! Здесь - Империя мёртвых». В этих секциях кости и черепа образуют орнаменты, изображающие кресты, сердца, дуги и другие символы.

Если задуматься о том, что во всём жутком склепе находятся кости более 6 миллионов тел, то становится как-то не по себе. Ведь в этих глазницах когда-то была жизнь и они созерцали и ощущали этот мир также как и мы.

Туристический маршрут показывает зрителю лишь 1,7 км от всего огромного некрополиса. Вход в дальнейшие туннели закрыт. Говорят, что там оформлением костей никто не занимался и они хаотично разбросаны по полу.

Негативная энергетика непохороненных должным образом тел и редкое присутствие людей могли породить на свет, а правильнее сказать в тьму, страшные мистические тайны. Мы можем лишь гадать что скрывают от постороннего глаза несколько сотен километров малоисследованных мрачных тоннелей.

les Carriers de Paris образовались в результате добычи известняка для строительства знаменитых дворцов и соборов. Первая разработка известняка началась ещё при Людовике XI, когда он отдал земли замка Воверт под каменоломни. Со временем новые шахты начинают появляться всё дальше от центра Парижа, сейчас это улицы Сен-Жак, Гобелен и пригород . Общая протяжённость туннелей приблизительно от 187 до 300 км и площадь более 11000 кв. метров.

В эпоху Ренессанса жилые районы столицы Франции быстро разрастались и к XVII веку земли поверх Парижские катакомб попали уже в черту города. Поэтому возникла угроза обрушения многих мест Парижа. В 1777 году по приказу короля Людовика XVI была создана Генеральная инспекция каменоломен, существующая и сегодня. Работники этой инспекции более чем за 200 лет укрепили катакомбы, а в некоторых местах полностью предотвратили разрушения. Операция по укреплению была достаточно проста, подземелье попросту заливали бетоном, но эти меры оказались временными. Подземные воды всё равно размывают основания и укрепления пещер, вследствие этого опасность обрушения сохраняется.

Оссуарий.

В средние века католическая церковь поощряла и разрешала хоронить усопших на землях, прилегающих к церквям. А так как большинство церквей находилось в городах, то и тоже располагались в городах. С XI века началось массовое захоронение на одном из крупнейших кладбищ Парижа, кладбище Невинных. Там были преданы земле: прихожане из девятнадцати церквей, люди умершие от бубонной чумы (50000 человек в 1418 году), тысячи невинных жертв Варфоломеевской ночи (1572 году) и сотни неопознанных тел. Кладбище стало местом упокоения для двух миллионов человек, где в одной могиле могли находиться останки до полутора тысяч людей. Иногда глубина захоронения достигала десяти метров, а уровень земли во многих местах поднялся до трёх метров.

Некрополь стал рассадником микробов, заразы и инфекций, поэтому в 1763 году парижский парламент запретил захоронение внутри городских стен. Кладбище полностью закрыли, после того как в 1780 году обрушилась стена, которая отделяла жилую зону города от кладбища Невинных. И с этого момента в главном городе Франции хоронить было больше нельзя!

Неизвестные останки, на протяжении долгого времени, вывозились каждую ночь. Их кропотливо дезинфицировали, обрабатывали и складывали в уже заброшенные тогда каменоломни Томб-Исуар на глубину более 17 метров. Рабочие укладывали черепа и кости друг на друга, так постепенно из остатков скелетов выросла высокая стена. В 1786 году в катакомбах Парижа был основан Оссуарий, 780 метров галерей, расположенных по кругу, где хранятся останки умерших. В общей сложности, в катакомбах Парижа нашли упокоение почти шесть миллионов человек, как людей знаменитых, так и неизвестных .

Внутри подземелья можно увидеть памятники, алтарь, установленный в шахте, некогда подававшей свежий воздух, настенные рисунки XVIII века и много интересных исторических экспонатов.

Находясь в Оссуарии, трудно догадаться, что Вы на глубине двадцати метров. Если Вы пойдёте дальше и обратите свой взор к потолку, то увидите чёрную черту, «нить Ариадны». В те времена, когда не было электричества, она помогала ориентироваться в катакомбах. В катакомбах Парижа есть места почти не изменившиеся со временем. Отшлифованные столбы, служащие опорой для свода. Скульптуры и барельефы, украшавшие захоронения прошлых веков, колодец в одной из галерей, при помощи которого когда-то добывался известняк для Парижа.

Попасть в катакомбы Парижа можно через павильон, находящийся возле станции метро Данфер-Рошро(Denfert-Rochereau). В настоящее время для туристов оборудовано 2,5 километра подземных ходов. В пещерах есть зоны, где находиться категорически воспрещается! В 1980 году были созданы специальные бригады полиции, следящие за соблюдением закона от 2.11. 1955 года, запрещающего, незаконно находится на территории некоторых мест.

Однако есть любители острых ощущений, которые всё же находят разные способы незаконного проникновения в пещеры. Обычно через люки, станции метро и другие лазейки. Утешает одно, у них есть негласный закон: не оставлять после себя мусор, никогда не оставлять входы открытыми и не расписывать стены туннелей.
В лабиринтах парижских катакомб очень легко заблудиться. Система туннелей с крайне узкими коридорами и низкими потолками очень сложна и запутана. Так в 1793 году смотритель церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, пытаясь найти винные погреба, когда то находившиеся здесь, заблудился. Останки тела обнаружили лишь через 11 лет, узнав его ключи и то, что осталось от одежды.

Немного фактов.

В 1878 году во время всемирной выставки в Париже было открыто кафе под названием «Катакомбы», расположенное в подземных галереях Шайо.
— Гениальный Виктор Гюго, хорошо изучив систему туннелей, использовал свои знания при написании романа «Отверженные».
— Во времена второй мировой войны лидеры французского Сопротивления пользовались обширной сетью туннелей, а с августа 1944 года там располагался их штаб. Невероятно, но только 500 метров отделяло штаб участников Сопротивления от секретного бункера немецкой армии.
— Одним из традиционных продуктов изысканной французской кухни являются шампиньоны, которые выращиваются здесь, в сырых, подходящих по климату, подземельях.
— В эпоху холодной войны для защиты от ядерного нападения, некоторые галереи катакомб Парижа были оснащены как бомбоубежища.
Адрес : 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy

сеть искуственных подземных тоннелей под Парижем, в которых захоронены останки около 6 миллионов человек. Небольшая их часть открыта для посещения и там организован музей, но в основном они закрыты от туристов и регулярно патрулируются полицией, так как желающих туда попасть достаточно много.

Парижские катакомбы являются далеко не самой известной его достопримечательностью и не так много туристов знают, что прям под ними лежит огромное количество человеческих останков. Говорят, что из них можно попасть в любую точку Парижа, что не удивительно - длинна катакомб достигает 300 км.

Эти катакомбы - бывшие каменоломни, которые из за расширения Парижа в эпоху Возрождения оказались в черте города. Еще тогда появилась проблема - часть города фактически висела над ямой, которая в любой момент могла провалиться. Указом короля была основана специальная служба, которая занималась укреплением катакомб. Эта служба существует и поныне.


Но откуда в каменоломнях взялось такое количество останков? Одна из традиций християнства - захоронение умерших возле церкви. А потому многие кладбища располагались практически в центре города. Эпидемия чумы, Варфоломеева ночь обеспечили кладбища Парижа огромным количеством останков, которые и так были переполнены - в одной могиле могли лежать останки 1500 человек.

В результате кладбища превращались в зловонные пустыри, которые являлись рассадниками болезней. Это заставило в 1763 году принять указ о запрете захоронений в черте города. А чуть позже - в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище от жилого района Парижа и подвалы домов заполнились останками и нечистотами. Это стало последней каплей - было решено все останки с кладбищ перенести в подземные парижские катакомбы.

В катакомбах хранятся останки многих известных личностей: Шарля Перо, Паскаля, Лавуазье, Франсуа Рабле, Николя Фуке и других.

Для туристов оборудована небольшая часть - около 2.5 км катакомб. Можно лишь посетить музей и не спускаться в сами парижские катакомбы. Остальная часть закрыта от посетителей и постоянно патрулируется отрядами полиции - за незаконное проникновение положен штраф 60 евро. Профессиональный частный гид сможет в полной мере организовать незабываемые экскурсии по Парижу. Лицензия Министерства по Туризму дает множество преимуществ, в том числе позволяет входить без очереди в национальные музеи. С его помощью вы узнаете множество интригующих тайн французской столицы.

Информация для туристов:

Режим работы: Парижские катакомбы работают со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00 (касса закрывается в 16:00).

Стоимость билета: 7 евро.

August 29th, 2013

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.

Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.

К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV - Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы - Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…

За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке — выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.

А помните «Призрака Оперы»:

«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

— СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.

Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду — от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны .)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади — театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).

В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet ), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели — к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

Коммуна. Сражение в катакомбах. Фото из совр. экспозиции катакомб.

Возможно, так выглядел проход коммунаров. Фото из катакомб, источник см.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное — шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов — чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера — он в шутку называл его Авернским, — и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Дайвер в резервуаре

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя - и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном — в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду — в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

Резервуар

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России — у нас о нём сообщил Первый телеканал.

В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него - штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.

Сегодня катакомбы - одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии - символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.
Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход - отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…

Призрак в Гранд Опера - отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» - с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis - кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев. В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.

А теперь давайте пройдемся по катакомбам вместе с блогером samnamos

Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.

2. Карстовая карта подземных выработок по всему Парижу. В 1777 г. из-за многочисленных провалов на юге города, указом короля Людовика XVI была учреждена Генеральная инспекция каменоломен, задачей которая было составление плана всех каменоломен и их укрепление. Это была первая подобного рода гос. структура в мире. На протяжении века десятки подземных рабочих и инженеров, даже во время Революций, укрепляли, засыпали и наносили на карты многочисленные галереи и камеры выработок бывших каменоломен.

3. По очень узкой винтовой лесенке спускаемся на отметку -10 м. Здесь расположена небольшая галерея и очередной заход до отметки ~ минус 25 метров.

4. Первое впечатление немного обыденное. Я ожидал увидеть что- то на подобии подмосковных систем. Все горазо цивильнее.

5. Некоторые подвалы стоящих сверху домов соединены с системой.

6. Подобные коридоры распластались на десятки метров до различных входов, постепенно вливаясь в одно русло (В форме елочки)

7. Один из штреков с выходом в подвал.

8. Часто кладка не отесана

9. Раньше на этом месте находилась камера выработок известняка, которую во время укрепительных работ полностью засыпали и заложили камнем снаружи.

10. С другого ракурса. На фоне видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где — то рядом поездов.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции