Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Подземное кладбище в париже. Катакомбы парижа

В 2004 году парижские полицейские получили приказ провести учения в ранее неизведанной части катакомб Парижа под Дворцом Шайо. Войдя в подземные тоннели через дренажную систему, офицеры наткнулись на табличку с текстом «Строительная площадка, хода нет», а немного поодаль была установлена камера, которая записывала происходящее. Когда полицейские приблизились к камере, запустилась запись лая собак.

Полицейские спустились вглубь туннелей парижских катакомб и обнаружили огромную, площадью в 400 квадратных метров, пещеру с отлично оборудованным кинозалом. В комнате был установлен огромный киноэкран, проекционное оборудование, стулья и куча фильмов, от нуара (фильмы нуар, «чёрное кино» — жанр кино, который появился во время Второй мировой войны; криминальная драма, жёсткий психологический детектив, отражающие мрачные общественные настроения) до новейших триллеров. Помимо этого, в следующем «номере» подземелий, полиция обнаружила полностью укомплектованный бар и ресторан со столами и стульями. Более того, в пещеру вполне профессионально было подведено электричество и три телефонные линии. Кто превратил эти заброшенные подземные выработки под Парижем в секретный кинотеатр?

Именно этим вопросом задались и полицейские. Но, когда три дня спустя, они вернулись со специалистами — электриками, чтобы попытаться выяснить, откуда поставлялось электричество, кабели были перерезаны, а на полу лежала записка, гласившая: «Не пытайтесь нас найти».

Откуда катакомбы в Париже?

История подземных туннелей Парижа берет свое начало со времен Римской империи. В то время в них добывался известняк, который шел на постройку города. Со временем город разросся до современных размеров, и парижские каменоломни оказались непосредственно под оживленными улицами мегаполиса. Общая протяженность лабиринта туннелей, по общепринятым оценкам, составляет примерно 300 км, но лишь небольшая часть его открыта для всеобщего доступа. Эта малая часть, известная как склеп Данфер-Рошро или просто «катакомбы», стала одной из главных туристических достопримечательностей Парижа.

Чем знамениты подземелья Парижа?

Свою популярность парижские катакомбы получили благодаря хранящимся там останкам, по некоторым оценкам, от шести до семи миллионов горожан. Как же попали в подземелья все эти кости и черепа? Испокон веков кладбища в Париже располагались в черте города. Неудивительно, что со временем, когда город разросся, жителей в нем стало гораздо больше как рождаться, так и умирать, и кладбища постепенно переполнились. Некоторые из них, например, Les Innocents были настолько переполнены, что на них людей хоронили в несколько ярусов, а высота захоронений почти сравнялась с высотой кладбищенских стен. Мало того, что дождями все это добро вымывалось из захоронений и попадало в грунтовые воды и просто на улицы города, так еще и стены, не рассчитанные на такую нагрузку, иногда не выдерживали и просто обрушивались под тяжестью. Так было на уже упомянутом кладбище Невинных (Les Innocents).

Во избежание подобных злоключений, власти, наконец, приняли окончательное решение о перемещении останков людей в катакомбы. Около полутора лет кости переправлялись на специальную обработку и затем в подземелья под бдительным надзором властей.
Таким образом, катакомбы под Парижем стали последним пристанищем примерно для шести миллионов человек. Среди них, кстати, есть и очень знаменитые люди, такие как Жан-Поль Марат, Максимилиан де Робеспьер, Блез Паскаль, Франсуа Рабле, Шарль Перро и другие.

Легальные и не очень туристические маршруты по парижским подземельям

Туристам, как уже было упомянуто, доступна лишь очень небольшая часть лабиринта, всего около двух километров. Но это легальным. Нелегальные искатели приключений ищут другие входы в катакомбы, коих в столице Франции, к слову, до сих пор полным полно. Но здесь надо быть готовым к тому, что при встрече с полицией вас будут ждать однозначные неприятности.
Протяженность и уединенная атмосфера туннелей делает их крайне привлекательными для всякого рода тайных обществ, субкультур, жуликов, деятелей искусств и просто любопытствующих личностей. Отсюда и берут свое начало легенды катакомб Парижа.

В 1980-е годы было даже основано движение катафилов, посвященное исследованию туннелей. После обнаружения тайного кинозала, Патрик Алк, фотограф, близкий к движению человек, сказал, что «стыдно, конечно, но не конец света…». И подытожил: «Вы, ребята, даже понятия не имеете, что еще там внизу есть». Существуют десятки других подобных мест, оборудованных под разные цели.
В связи с участившимися актами вандализма и кражами черепов, парижские катакомбы были закрыты с октября 2009 года по декабрь того же года. После возобновления доступа были приняты дополнительные жесткие меры безопасности, в частности, при выходе проверяют ручную кладь.

Катакомбы Парижа - пожалуй самое мистическое и мрачное место в городе

Причина возникновения парижских катакомб довольно прозаична. Мрачные лабиринты представляют собой заброшенные каменоломни, которые в конце Х века являлись основными поставщиками известняка для церквей и королевских дворцов. Изначально шахты находились за пределами города, но уже к середине XVIII века Париж решительно перешагнул собственные границы, в результате чего улица Сен Жак, пригороды Св. Виктора и Сен-Жермен-де-Пре оказались в опасном положении: предместья в буквальном смысле висели над пропастью.

Уже в 1774 году часть домов на улице Дэнфер провалилась под землю вместе со своими обитателями. Причиной катастрофы послужил обвал в одном из штреков. Не желая в будущем повторить судьбу своих невезучих поданных, Людовик XVI спешно издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен. Что интересно: эта организация, работа которой заключается в укреплении особо опасных участков шахт, существует до сих пор.

От шахты до оссуария

Путеводители часто описывают катакомбы Парижа как «комнату страха», наполненную черепами и фрагментами скелетов. При посещении этого места тянет подумать о «бренности бытия», предаться скорби и задаться вечными философскими вопросами. Однако вместилищем человеческих останков подземные тоннели стали лишь в конце XVIII века, после казуса, произошедшего на кладбище Невинных.

По традиции покойников в Париже хоронили на принадлежащей церкви земле, то есть в пределах города. На кладбища свозилось бессчетное количество трупов, которые ждали своей очереди на погребение иногда по нескольку недель. Особую «радость» испытали жители домов, соседствовавших с кладбищем Невинных в 1780 году: стена, отделяющая некрополь от жилого квартала рухнула, заполнив подвалы жилищ разлагающимися телами. Подгоняемые гневом парижан, власти занялись очищением городских кладбищ, организовав перенос останков в катакомбы. Работы длились почти 15 месяцев.



Империя смерти

Парижские катакомбы – не просто сеть скучных коридоров. Это подземный музей со своими странноватыми, но, тем не менее, интересными экспонатами. Каменные колодцы, архитектурные барельефы и незатейливые рисунки, нацарапанные в толще известняка бывшими работниками каменоломен, хранят собственные, иногда довольно зловещие истории.


Финальным этапом прогулки по катакомбам Парижа является посещение оссуария. Костница представляет собой поистине инфернальное зрелище. Аккуратные штабеля из берцовых костей и черепов способны навеять первобытный ужас даже на поклонников хоррора. Изначально фрагменты скелетов, перенесенные сюда с парижских кладбищ, просто беспорядочно сбрасывались. И только в 1810 году члены Генеральной инспекции приняли решение навести порядок в склепе. Так появились стена из костей протяженностью 780 метров. Для усиления мрачного эффекта в подземелье развешаны таблички с философскими изречениями, напоминающие о мимолетности земной жизни. Именно в оссуарии покоятся останки Николя Фуке, Франсуа Рабле, Шарля Перро, Паскаля Блеза и Робеспьера.

В последнее время мрачная красота катакомб сильно страдает от разрушающего воздействия подземных вод. Начиная с 1980 года, их уровень постепенно поднимается. Вода затапливает штреки каменоломен, а также размывает систему креплений, способствуя обвалам тоннелей. Ученые не исключают, что со временем «подземный Париж» может полностью исчезнуть. Ну а пока возможность прогуляться по темным коридорам известняковых шахт и насладиться их мистической атмосферой есть у каждого туриста. Кто знает, может быть, через несколько лет неординарная достопримечательность останется только на любительских фотографиях и в памяти тех, кто успел заглянуть в «чрево Парижа» до его исчезновения…


Катакомбы Парижа открыты со вторника по воскресенье с 10 до 17 часов, последний прием посетителей осуществляется не позднее 16:00. Несмотря на мистическую и мрачную атмосферу, катакомбы посещает около 160 тысяч человек в год. Соответственно, придется смириться с тем фактом, что длинные очереди к достопримечательности – явление обычное и неизбежное. Впрочем, если приехать к павильону за пару часов до его открытия, то есть шанс познакомиться с тайнами парижского подземелья, не тратя времени на длительное ожидание.

Посещение подземных тоннелей – серьезное испытание для нервной системы, поэтому спуск в каменоломни в одиночку строго запрещен. Участие в данном мероприятии не рекомендуется людям, имеющим заболевания сердца и проблемы с дыханием, а также детям и излишне впечатлительным личностям. При этом официально туристы в возрасте до 14 лет имеют право на бесплатное посещение достопримечательности.

Спуск в шахты осуществляется по винтовой лестнице, уходящей на глубину около 20 метров. Сотрудники павильона тщательно следят за тем, чтобы количество посетителей, находящихся одновременно в катакомбах, не превышало 200 человек, что частично объясняет факт наличия очередей. Учитывая, что постоянно поддерживаемая температура в тоннелях не превышает 14 градусов, есть смысл одеться потеплее. А вот брать с собой лишние вещи не стоит: гардеробных, лифтов и туалетов в подземелье нет. Во время экскурсии разрешена любительская фотосъемка (без использования профессионального фотооборудования).

При спуске в лабиринт, редкий новичок не задается вопросом: «А можно ли здесь заблудиться?» Сегодня такая опасность исключена, так как большинство ответвлений и штреков перегорожены. Однако любой уважающий себя гид не упустит возможности поведать туристам душераздирающую историю церковного сторожа Филибера Аспера, отправившегося на прогулку в катакомбы Парижа и найденного своими земляками спустя 11 лет в виде отлично сохранившейся мумии. Ну и, конечно, ни одна экскурсия не обходится без традиционных городских легенд, связанных со спуском в каменоломни.

Любопытный факт: во времена Второй мировой в катакомбах располагался секретный бункер немецкой армии, а в период холодной войны там были созданы бомбоубежища, в которых парижане должны были укрыться в случае ядерной атаки.

Вход в катакомбы Парижа (темно-зеленая будка справа от здания)

Сегодня для посещения открыто около 2 километров подземных лабиринтов. Это лишь малая и относительно безопасная часть всей площади катакомб Парижа. Вход в тоннели находится на территории 14 округа, на площади Denfert-Rochereau. Чтобы влиться в ряды счастливчиков, у которых хватило духу спуститься в Город Тьмы, необходимо купить билет на метро (линии 4, 6) и прокатиться до станции Denfert-Rochereau. Те, кто предпочитает во время поездки любоваться видами европейской столицы, могут проделать тот же путь на автобусе (маршруты 38, 68).

Место спуска в парижские катакомбы находится недалеко от выхода станции метро. Отыскать скромный павильончик можно, ориентируясь по скульптурной фигуре льва, работы Ф. Бартольди. Точный адрес объекта: 1 avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy.

— это обширная сеть рукотворных тоннелей под Парижем, с останками миллионов парижан. Катакомбы образовались в результате добычи известняка, а кости сюда принесли с городских кладбищ, когда те стали переполняться. Здесь лежат останки Максимилиана Робеспьера — французского революционера. Парижские катакомбы, это одна из самых необычных мировых достопримечательностей.

Как попасть в самую противоречивую достопримечательность Парижа, читайте ниже.

При первой попытке посетить катакомбы Парижа оказалось, что вход в них открыт только до 16:00 и мы уже опоздали. Второй раз мы решили не стоять в очереди, которая почти замкнулась в кольцо вокруг сквера Клода-Николя Леду. На третий раз мы пришли пораньше, думали, что народу не будет, но фокус не удался. Очередь была на прежнем месте. Пришлось стоять. Место необычное и попасть туда очень хотелось. В итоге под землю мы спустились через два с половиной часа.

Статья отредактирована 10.12.2017

История парижских Катакомб

Как появились сами тоннели?

Первые подземные разработки начались в 12-13 веках , на территории современного Люксембургского сада. Париж рос, дворцы и новые соборы требовали большое количество известняка. Его как раз и добывали в этих подземельях. В частности, из этого камня построен Собор Парижской Богоматери. С увеличением Парижа росли и катакомбы. К 17 веку подземелья оказались в черте города, и некоторые дома буквально висели над тоннелями. Кое-где случались обвалы.

В 1777 году, по приказу Короля Франции Людовика XVI, была создана Генеральная инспекция каменоломен, которая, кстати, существует и по сей день . Она следит за состоянием подземелий уже более двухсот лет.

С появлением инспекции начались масштабные работы по укреплению каменоломен.

Для предотвращения обвалов опасные тоннели заполняют бетоном. Этот способ прост и надежен. Благодаря бетонированию городские улицы перестали проваливаться, но с другой стороны часть катакомб исчезла. В частности, полностью утрачены гипсовые разработки на севере Парижа.

Склеп

Откуда в катакомбах кости?

Одновременно с обширной сетью подземелий, в Париже назревала другая проблема — переполнение городских кладбищ. По христианской традиции умерших следовало хоронить на землях, принадлежавших церкви. Эту традицию всячески поддерживали представители духовенства, получая прибыль за ритуальные услуги.

Самое известное парижское кладбище «Невинных» принимало в свои земли усопших почти со всего города. Туда же хоронили жертв эпидемии бубонной чумы и Варфоломеевской ночи.

A la mort on laisse tout — Смерть забирает всё

Книга Экклезиаста

В результате, к 1763 году , когда вышел запрет на захоронения в черте города, на кладбище было захоронено около двух миллионов человек. И это на площади в 7000 кв. м. — всего лишь квадрат 84Х84 метра . Тела в могилы складывали в несколько уровней друг над другом. Так как площадь была ограничена, а расти кладбищу куда-то надо было, оно росло вверх. Уровень земли на кладбище поднялся на два метра над городскими улицами, а слой трупов в некоторых местах доходил до десяти метров. Понятно, что это способствовало ухудшению санитарной обстановки в городе. А каково было жителям ближайших домов.

Точки кипения ситуация достигла в 1780 году, когда гниющая масса тел из склепа в стене кладбища вывалилась. Жители этого не стерпели — по их требованию кладбище закрыли. В настоящее время от него ничего не осталось. В современном Париже, на месте кладбища «Невинных» устроен небольшой сквер с фонтаном.

В 1785 году начались работы по переносу останков с кладбища «Невинных» в бывшие каменоломни, которые продолжались 15 месяцев. Кости чистили, дезинфицировали и спускали под землю. Часто просто сбрасывая их в шахту. После очистки кладбища Невинных кости собирали и с других мест.

Сейчас в том месте, где лежат останки с кладбища Невинных установлена табличка с соответствующей надписью.

В результате, в настоящее время в парижских подземельях находятся останки шести миллионов человек. При этом в современном Париже проживает примерно 2,2 миллиона жителей. Некоторым костям в склепе уже более тысячи лет.

На старых фотографиях работы по обустройству парижских катакомб:

Самостоятельная экскурсия по катакомбам

Возвращаемся в наши дни. От кассы в сторону уходит коридор из которого винтовая лестница ведет на 20 метров под землю. Спускаясь вниз заметно холодает. Круглый год в подземельях сохраняется постоянная температура +14 градусов . Воздух очень влажный. Куртки пришлось надевать сразу как спустились, хорошо хоть взять их догадались. Дальше идем по длинному узкому коридору, который периодически куда-то поворачивает, соединяется с другими коридорами. На стенах написаны названия улиц под которыми проходит тоннель. Сейчас в катакомбах Парижа заблудиться не возможно, все лишние проходы перегорожены, но до того как из них сделали музей такие случаи бывали. Пройдя несколько небольших залов, коридор выводит ко входу в склеп, где начинаются длинные галереи заполненные останками жителей Парижа.

Вход в склеп обрамлен двумя колоннами черного цвета с белым орнаментом в виде ромба. Балка поддерживающая потолок между колоннами содержит надпись:

Arrête, c’est ici l’empire de la mort

Остановись! Здесь царство Смерти. В склепе установлено множество табличек с надписями, отражающими хрупкость человеческой жизни.

Ряд костей, который обращен к проходу, аккуратно уложен и образует стену общей протяженностью 780 метров и высотой почти до потолка подземелий. Поначалу, кости просто бросали в кучу. В 1810 году Генеральная инспекция Катакомб оформила останки в виде стены из аккуратно уложенных берцовых костей. Эта стена обращена к туристам. Местами её даже украсили узорами из черепов. Остальные кости по-прежнему свалены в кучу позади.

На поверхности земли, мы не замечаем того, насколько всему живому необходим свет. Но здесь, единственные источники света это небольшие прожекторы. В их лучах появляется жизнь. Мох на стенах тоннелей растёт точно в форме луча света от прожектора.

На выходе из катакомб досматривают сумки, что бы ни кто не прихватил с собой «сувенир» на память. Когда выходишь на свет, появляется мысль: «Где я?». Перед глазами стена какого-то здания, солнце слепит глаза и непонятно в какую сторону идти. Там рядом есть магазин с сувенирами, но он бестолковый, можно купить мультяшный пластмассовый череп.

Во время Второй Мировой Войны в катакомбах, в паре километров друг от друга, одновременно находились секретный бункер фашистов и штаб французского сопротивления.

Экскурсия с гидом (по-русски)

Приключения в парижских катакомбах

Побывать в царстве мёртвых можно в сопровождении гида. На экскурсии вы узнаете историю этих мест начиная с глубокой древности, когда нынешний Париж был дном моря. Доказательства этого вам покажет гид. Вы услышите интересные истории и легенды о катакомбах.

Стоимость экскурсии 144€.

  • Продолжительность 2 часа
  • Количество человек не ограничено
  • Можно с детьми

Как попасть в катакомбы

Вход в Парижские катакомбы находится в 14-м округе Парижа на площади Denfert-Rochereau со стороны проспекта Женераль Леклерк. Касса там же у входа. Если не ориентируетесь в парижских районах — читайте нашу статью . Узнаете, где там лучше поселиться, чтобы удобней было осматривать город.

На метро к катакомбам (линии 4 и 6) или RER (линия В) ехать до станции Denfert-Rochereau .

На автобусах по маршрутам 38 и 68.

Вход в катакомбы

Вход в катакомбы на карте

Часы работы

Катакомбы открыты ежедневно с 10:00 до 17:00 , кроме понедельника и праздничных дней.

Купить билеты можно до 16:00.

Цена билета 12€ (в 2016 году).

Сайт парижских подземелий: www.catacombes.paris.fr

Условия в Катакомбах

Персонал, обслуживающий Катакомбы следит за тем, чтобы в подземельях находилось не более 200 человек одновременно.

Протяженность тоннеля 2 км , прохождение которых занимает примерно 45 минут времени.

В тоннелях нет туалетов, гардеробов, лифтов и прочих удобств, включая сотовую связь.

Чтобы спуститься в Катакомбы нужно пройти по узкой винтовой лестнице 130 ступеней и еще 83 ступени, чтобы подняться обратно на поверхность.

В тоннелях постоянная температура 14°C и высокая влажность – не забудьте одеться потеплее.

Катакомбы не стоит посещать людям с проблемами с дыханием или сердцем, а также детям и впечатлительным личностям.

В катакомбы не допускаются люди с ограниченной подвижностью и дети младше 14 лет без сопровождения взрослых.

Фото и видеосъемка

В Катакомбах Парижа разрешается фотосъемка для личных целей, без использования вспышки и штатива.

Легенды парижских катакомб

Теперь поговорим о легендах. Специально сделал эту тему в самом низу, чтобы не отпугнуть впечатлительных читателей. Такое место как не может не обрастать легендами. Оно привлекает толпы поклонников черной магии, сатанизма и прочей нечисти. Кроме них есть диггеры и катафилы — любители парижских катакомб. Все они находят собственные пути под землю и изучают тоннели, не предназначенные для туристов. Для массового посещения открыта только малая часть целого подземного мира — тёмного, запутанного и опасного. Тоннели ветвятся, света нет, сыро, холодно, кругом человеческие кости — представили обстановочку? И входы в этот мир есть не только через кассы и обустроенную экспозицию, а через канализационные коллекторы и тоннели метро.

Истории пропавших

Рассказов о пропавших в катакомбах людях накопилось множество за годы их существования. Многие из них пересказаны уже столько раз, что понять, что правда а что нет уже не возможно, да и звучат они уже больше как сказки. Поэтому мы нашли легенду, в которой есть ядро здравомыслия.

Однажды в одном из тоннелей нашли видеокамеру. На записи было видно, как человек осматривает катакомбы. В какой-то момент он начинает идти быстрее, потом ещё быстрее. Слышно тяжелое дыхание. Потом он побежал и уронил камеру. В кадре видно его ноги — он убегает дальше по тоннелю. Что случилось — никто не знает. Его так и не нашли. Может он просто выбрался и пошел домой, а может и нет — потерялся в бесконечной сети тоннелей, как многие до него.

Видео с этой камеры попало в руки группы энтузиастов, которые попробовали пройти по следам того человека. Они сделали свой фильм. К сожалению, только на английском, но речь разборчивая — понять можно.

Кино конечно сделано так, что нагоняет жуть на человеческий разум. Ролик, снятый той камерой, показан в самом начале первой части. Что случилось с его автором? Я не знаю — скорее всего он просто запаниковал и не смог справиться с эмоциями. В таком месте паника может привести к печальным последствиям.

Парижские катакомбы в кино

Катакомбы Парижа не раз становились декорацией для разных фильмов: профессиональных и любительских, документальных и художественных. Фильмы о катакомбах снимают до сих пор, они часто появляются в сети. Много любительских фильмов на разных языках вы легко можете найти и посмотреть онлайн.

Наиболее известные художественные фильмы это Катакомбы (2006 года) и Париж: Город мёртвых (2014 года). Оба ужастики, из них вы вряд ли узнаете что-то полезное о катакомбах. Например, фильм Париж: Город мёртвых это некая смесь: сюжет от фильма Сокровища нации снятый от первого лица на манер Ведьмы из Блэр. Всё немного сумбурное. Герои фильма упоминают Николя Фламеля — французского алхимика, которому якобы удалось получить философский камень. Его-то они и отправляются искать в подземельях. Но это всё сказка, интересно другое. Дом, где жил и работал Николя Фламель дошёл до наших дней — построенный в 1407 году — это самый старый дом в Париже .

Дом Николя Фламеля расположен в 3-м округе Парижа, по адресу 51, rue Montmorency (улица Монмаранси 51). Ближайшая станция метро Rambuteau . Здание не представляет из себя ничего выдающюегося, и к катакомбам не имеет ни какого отношения, кроме упоминания в фильме.

Несмотря на необычность этой достопримечательности, — это неотъемлемая часть истории города и французского народа. Для расширения кругозора здесь стоит побывать и увидеть всё своими глазами. Тем более для туристов всё благоустроено. Удачных вам путешествий!

Sp-force-hide{display:none}.sp-form{display:block;background:#d9edf7;padding:15px;width:100%;max-width:100%;border-radius:0px;-moz-border-radius:0px;-webkit-border-radius:0px;font-family:Arial,"Helvetica Neue",sans-serif;background-repeat:no-repeat;background-position:center;background-size:auto}.sp-form input{display:inline-block;opacity:1;visibility:visible}.sp-form .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:470px}.sp-form .sp-form-control{background:#fff;border-color:rgba(255, 255, 255, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:19px;-moz-border-radius:19px;-webkit-border-radius:19px;height:35px;width:100%}.sp-form .sp-field label{color:#31708f;font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold}.sp-form .sp-button{border-radius:19px;-moz-border-radius:19px;-webkit-border-radius:19px;background-color:#31708f;color:#fff;width:auto;font-weight:700;font-style:normal;font-family:Arial,sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none}.sp-form .sp-button-container{text-align:left}

August 29th, 2013

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.

Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.

К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV - Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы - Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…

За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке — выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.

А помните «Призрака Оперы»:

«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

— СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.

Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду — от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны .)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади — театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).

В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet ), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели — к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

Коммуна. Сражение в катакомбах. Фото из совр. экспозиции катакомб.

Возможно, так выглядел проход коммунаров. Фото из катакомб, источник см.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное — шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов — чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера — он в шутку называл его Авернским, — и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Дайвер в резервуаре

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя - и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном — в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду — в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

Резервуар

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России — у нас о нём сообщил Первый телеканал.

В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него - штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.

Сегодня катакомбы - одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии - символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.
Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход - отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…

Призрак в Гранд Опера - отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» - с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis - кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев. В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.

А теперь давайте пройдемся по катакомбам вместе с блогером samnamos

Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.

2. Карстовая карта подземных выработок по всему Парижу. В 1777 г. из-за многочисленных провалов на юге города, указом короля Людовика XVI была учреждена Генеральная инспекция каменоломен, задачей которая было составление плана всех каменоломен и их укрепление. Это была первая подобного рода гос. структура в мире. На протяжении века десятки подземных рабочих и инженеров, даже во время Революций, укрепляли, засыпали и наносили на карты многочисленные галереи и камеры выработок бывших каменоломен.

3. По очень узкой винтовой лесенке спускаемся на отметку -10 м. Здесь расположена небольшая галерея и очередной заход до отметки ~ минус 25 метров.

4. Первое впечатление немного обыденное. Я ожидал увидеть что- то на подобии подмосковных систем. Все горазо цивильнее.

5. Некоторые подвалы стоящих сверху домов соединены с системой.

6. Подобные коридоры распластались на десятки метров до различных входов, постепенно вливаясь в одно русло (В форме елочки)

7. Один из штреков с выходом в подвал.

8. Часто кладка не отесана

9. Раньше на этом месте находилась камера выработок известняка, которую во время укрепительных работ полностью засыпали и заложили камнем снаружи.

10. С другого ракурса. На фоне видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где — то рядом поездов.

les Carriers de Paris образовались в результате добычи известняка для строительства знаменитых дворцов и соборов. Первая разработка известняка началась ещё при Людовике XI, когда он отдал земли замка Воверт под каменоломни. Со временем новые шахты начинают появляться всё дальше от центра Парижа, сейчас это улицы Сен-Жак, Гобелен и пригород . Общая протяжённость туннелей приблизительно от 187 до 300 км и площадь более 11000 кв. метров.

В эпоху Ренессанса жилые районы столицы Франции быстро разрастались и к XVII веку земли поверх Парижские катакомб попали уже в черту города. Поэтому возникла угроза обрушения многих мест Парижа. В 1777 году по приказу короля Людовика XVI была создана Генеральная инспекция каменоломен, существующая и сегодня. Работники этой инспекции более чем за 200 лет укрепили катакомбы, а в некоторых местах полностью предотвратили разрушения. Операция по укреплению была достаточно проста, подземелье попросту заливали бетоном, но эти меры оказались временными. Подземные воды всё равно размывают основания и укрепления пещер, вследствие этого опасность обрушения сохраняется.

Оссуарий.

В средние века католическая церковь поощряла и разрешала хоронить усопших на землях, прилегающих к церквям. А так как большинство церквей находилось в городах, то и тоже располагались в городах. С XI века началось массовое захоронение на одном из крупнейших кладбищ Парижа, кладбище Невинных. Там были преданы земле: прихожане из девятнадцати церквей, люди умершие от бубонной чумы (50000 человек в 1418 году), тысячи невинных жертв Варфоломеевской ночи (1572 году) и сотни неопознанных тел. Кладбище стало местом упокоения для двух миллионов человек, где в одной могиле могли находиться останки до полутора тысяч людей. Иногда глубина захоронения достигала десяти метров, а уровень земли во многих местах поднялся до трёх метров.

Некрополь стал рассадником микробов, заразы и инфекций, поэтому в 1763 году парижский парламент запретил захоронение внутри городских стен. Кладбище полностью закрыли, после того как в 1780 году обрушилась стена, которая отделяла жилую зону города от кладбища Невинных. И с этого момента в главном городе Франции хоронить было больше нельзя!

Неизвестные останки, на протяжении долгого времени, вывозились каждую ночь. Их кропотливо дезинфицировали, обрабатывали и складывали в уже заброшенные тогда каменоломни Томб-Исуар на глубину более 17 метров. Рабочие укладывали черепа и кости друг на друга, так постепенно из остатков скелетов выросла высокая стена. В 1786 году в катакомбах Парижа был основан Оссуарий, 780 метров галерей, расположенных по кругу, где хранятся останки умерших. В общей сложности, в катакомбах Парижа нашли упокоение почти шесть миллионов человек, как людей знаменитых, так и неизвестных .

Внутри подземелья можно увидеть памятники, алтарь, установленный в шахте, некогда подававшей свежий воздух, настенные рисунки XVIII века и много интересных исторических экспонатов.

Находясь в Оссуарии, трудно догадаться, что Вы на глубине двадцати метров. Если Вы пойдёте дальше и обратите свой взор к потолку, то увидите чёрную черту, «нить Ариадны». В те времена, когда не было электричества, она помогала ориентироваться в катакомбах. В катакомбах Парижа есть места почти не изменившиеся со временем. Отшлифованные столбы, служащие опорой для свода. Скульптуры и барельефы, украшавшие захоронения прошлых веков, колодец в одной из галерей, при помощи которого когда-то добывался известняк для Парижа.

Попасть в катакомбы Парижа можно через павильон, находящийся возле станции метро Данфер-Рошро(Denfert-Rochereau). В настоящее время для туристов оборудовано 2,5 километра подземных ходов. В пещерах есть зоны, где находиться категорически воспрещается! В 1980 году были созданы специальные бригады полиции, следящие за соблюдением закона от 2.11. 1955 года, запрещающего, незаконно находится на территории некоторых мест.

Однако есть любители острых ощущений, которые всё же находят разные способы незаконного проникновения в пещеры. Обычно через люки, станции метро и другие лазейки. Утешает одно, у них есть негласный закон: не оставлять после себя мусор, никогда не оставлять входы открытыми и не расписывать стены туннелей.
В лабиринтах парижских катакомб очень легко заблудиться. Система туннелей с крайне узкими коридорами и низкими потолками очень сложна и запутана. Так в 1793 году смотритель церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, пытаясь найти винные погреба, когда то находившиеся здесь, заблудился. Останки тела обнаружили лишь через 11 лет, узнав его ключи и то, что осталось от одежды.

Немного фактов.

В 1878 году во время всемирной выставки в Париже было открыто кафе под названием «Катакомбы», расположенное в подземных галереях Шайо.
— Гениальный Виктор Гюго, хорошо изучив систему туннелей, использовал свои знания при написании романа «Отверженные».
— Во времена второй мировой войны лидеры французского Сопротивления пользовались обширной сетью туннелей, а с августа 1944 года там располагался их штаб. Невероятно, но только 500 метров отделяло штаб участников Сопротивления от секретного бункера немецкой армии.
— Одним из традиционных продуктов изысканной французской кухни являются шампиньоны, которые выращиваются здесь, в сырых, подходящих по климату, подземельях.
— В эпоху холодной войны для защиты от ядерного нападения, некоторые галереи катакомб Парижа были оснащены как бомбоубежища.
Адрес : 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции