Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Чего добился князь олег. Вещий олег - биография, информация, личная жизнь

Годы правления: 879 – 912

Из биографии.

  • Князь Новгородский, с 882-Киевский князь.
  • Правил около 30 лет, родственник или дружинник Рюрика (нет единого мнения). Его называли Вещим, т.е.знающим будущее, за военную удачу, ум и проницательность. Был предприимчивым, воинственным, решительным, коварным (хитростью захватил Киев, убив Аскольда и Дира).
  • Неутомимый воин, он много времени проводил в походах. После образования единого государства изменился и характер военных походов. Олег стал решать и политические задачи: расширение и защита границ государства, упрочение внешнеполитического положения Руси.
  • Олег обманом заманил к своим ладьям правителей Киева Аскольда и Дира и сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика». После этого он убил Аскольда и Дира, а Киев сделал столицей Руси, назвав « матерью городов русских».
  • В 907 году Олег совершил первый поход на Византию. Он впервые применил психологическую атаку: поставил ладьи на колёса, когда подул ветер, они поехали к городу. Греки были испуганы этим и поспешили заключить мир. После успешного похода в 911 году был подписан с Византией выгодный торговый договор, по которому русские купцы могли полгода жить в столичном предместье, получать продовольствие и даже ремонтировать свои ладьи за счёт византийской стороны, а главное- беспошлинно торговать.
  • До Олега в течение двух веков славянские племена платили дань хазарам. Олег первым нанёс им удар Хазарскому каганату, освободив Киев и ряд других городов и племён от дани хазарам.

Существует легенда, что Олег узнал предсказание волхвов, что умрёт он от коня своего. Тогда он велел увести коня, но приказал продолжать кормить и холить его. Через несколько лет Олег вспомнил о коне, однако конь уже умер. Тогда Олег захотел проститься с ним, посмотреть на кости коня. Но из черепа коня выползла змея, от укуса которой Олег скончался. Этот эпизод описал А.С. Пушкин в знаменитом произведении, которое называется « Песнь о вещем Олеге».

Картины В.М. Васнецова:


В.М.Васнецов, 1899г.

Исторической портрет Олега Вещего: направления деятельности

1. Внутренняя политика Олега Вещего

Направления деятельности. Результаты.
1.Укрепление положения князя. Наложил дань на племена. Полюдье. Установил по всей территории общие налоги.Посадил своих посадников в города.Принял титул великого князя, все остальные — его данники.
2.Образование единого государства. 882-образование государства, Киев- столица(« матерь городов русских ». Объединение двух центров — Киева и Новгорода. Объединение восточных племён.Подчинил племена славян, кривичей (Смоленск), древлян в 883, радимичей в 885, северян в 883 (Любече), покорил вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, уличей.
3.Защита Киева- столицы Руси. Вокруг города построил новые укрепления.
4.Обеспечение безопасности государства. Строит окраинные города. «Нача города строити».

2. Внешняя политика Олега Вещего

Итоги деятельности Олега Вещего:

1.образование государства — в 882г. Первый правитель Руси, объединивший славянские племена вдоль пути « из варяг в греки».

3.принятие титула великого князя, все остальные князья — его данники, вассалы.

4.оздание благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, формирование социальной структуры, развитие древнерусской культуры.

5.упрочение внешнеполитического положение Руси.

Значение князя Олега в истории Руси огромно . Его помнят и чтят как основателя государства, который укрепил его, а также упрочил свою власть, поднял международный авторитет Руси. Однако, к сожалению, на постаменте памятника Микешина «Тысячелетие Руси» в 1862 году князю Олегу Вещему не нашлось места.

Хронология жизни и деятельности Олега Вещего

Олег Вещий в литературе:

А.С.Пушкин.« Песнь о Вещем Олеге» .1822г.

Б.Васильев. « Вещий Олег» 1996г.

Н.П. Павлищева.« Вещий Олег». 2008г.

Основоположник великой Киевской Руси князь Вещий Олег, вошел в историю, как один из самых значащих для русского народа персон. Многочисленные походы, торговый путь с Византией и внедрение письменности для людей русских, все это заслуги князя, который по легендам мог предвидеть свое будущие, что и послужило успехом в его правлении.

Один из самых известный и пой сей день князей древней Руси князь Вещий Олег. Который пришел на смену не менее великому Рюрику и принес не мало побед своему народу. Одной из самых известных заслуг героя Вещего Олега, это сотворения самой Киевской Руси и назначения центром ее великого города Киева. Олега стали называть Вещий, только потому, что он мог предсказывать будущее. Он очень умело рассказывал о событиях будущего и это было скорее всего не потому что у него были сверхъестественные силы, а потому что он мыслил логически и был хорошим психологом. Князь был не только государем своей державы, но и своего рода волхвом для народа и чародея, ведь люди верили, что ему власть править русским народом дана свыше. Ходит придание, что смерть Вещему Олегу принесла змея и умер он от ее укуса. Именно смерть великого царя стала причиной сочинения многих песен и легенд. Обязательными с истории стали не только песни о его подвигах, но и о его смерти, ведь очень обидно, что столь великий русский государь, стал жертвой змеи.

Легенда гласит, что правления князю перешло, когда Рюрик умирал. Именно на смертном одре, он сказал, что завещает ему правление, ведь сын его был еще мал, а Вещий Олег был его опекуном и доверенным лицом семьи. Только ему Рюрик мог доверить два своих самых дорогих сокровища. Это сына еще совсем маленького и государство, на которое у него были большие планы. И он не подвел своего товарища, он стал великим полководцем, он заслужил любовь своего народа и прослужил Руси почти 33 года. Если пройтись поверхностно по достижениям русского полководца, то самыми большими его победами в жизни было правление в Новгороде, Любиче и создание Киевской Руси. Но не менее важными событиями в его жизни, стали походы на Византию, обложение данью восточнославянские племена и торговые пути, которые отрыл поход на Византию. Это самых поход открыл много нового и интересного для русских, не только в плане торговли, но и искусстве.

Начало его подвигов положил поход на кривичей в 882 году, в ходе которого он захватил Смоленск. После вниз по Днепру был положен его путь. Который принес ему захват Любича. И в последствии он обманом лишил и жизни, и престола русского князей Аскольда и Дира, которые и правили Русью до него. После чего Вещий Олег стал не только князем Новгорода, но и князем Киева. Именно с этого момента по историческим фактам и считается, было положено началу создания великой Киевской Руси.

Далее значительной для князя новгородского и киевского Вещего Олега датой стал 907 год. Когда он повел в длительный поход войско Киева и варягов в Византию. Армия опустошила полностью город Константинополь, и после был составлен и принят договор, очень выгодный для Руси, по которому народ русский, который ехал в Византию с торговыми делами имели привилегии даже больше чем у граждан государства.

Не менее знаменитым стал договор Вещего Олега с греческими правителями, который был заключен в 912 году, после того, как был осажен Царьград, а византийцы с тот момент капитулировали. Но даже там еще не было ни слово о настоящем наследнике и фактическом правителе Руси, Игоре. Даже во времена правления Вещего князя весь народ понимал, что именно он основатель их государства. История тоже доподлинно понимает, что Олег сначала создал государство, потом расширил его границы, показал всем, что Рюрики, это вполне легитимная власть русского народа. И самое главное, он осмелился бросить вызов Хазарам. До того, как опекун Игоря стал править, хазары собирали огромную дань у всего славянского народа. Мало того, что они крали у людей, они еще и хотели, что русские исповедовали их религию- иудаизм.

«Повесть временных лет» это самый достоверный источник информации про Вещего государя русских людей, но только там описаны лишь самые основные деяния богатыря. Огромный пробел в целый 21 год, существует в летописи и по какой причине писари обошли это года правления князя не известно и по сей день. Но и с то время происходило немало значащих для истории вещей, ведь каждое решение князя, меняло ход всей истории и всего народа. Очень важным фактором, который вскрылся через много лет, стало то что с 885 г до 907 года в этом периоде был не только поход на хазар, но и одоление радимичей.

Видео: Документальный фильм о Вещем Олеге

Но летопись писали сугубо русские люди и поэтому они считали нужным фиксировать те события, которые только на все 100% касались русского народа и Олега. Очень важной деталью стал проход в 898 году рядом с Киевом эмигрирующего народа венгров (увгро). Не менее важным был приезд будущей жены Игоря княгини Ольги в 903 году. По рождению невесту звали Прекраса, но по воли князя Новгородского ее стали называть сначала Вольгой, а потом Ольгой. Мало кому было известно, что на самом девушка была дочерью Вещего Олега, и чтобы никто не узнал правду, ее стал и называть другим именем. Девушка была не только дочерью Вещего Олега еще и внучкой Гостомысла, именно он пригласил Рюрика много лет назад стать во главе правления Руси.

Рюрик передал на смертном одре своего сына и правление державой, и таким образом Олег продолжить династию Гостомысла по линии своей супруги, и занял место Рюрика. Получилось, что ни линия правления династии Рюрика, ни Гостомысла так и не прервалась.

В следствии этого, всегда вставал важный вопрос о том, у кого же больше прав править государством русским, у Олега или у Гостомысла. Никто не знал достоверно, правда или молва о том, что Ольга дочь Олега и внучка Гостомысла, ведь если это правда, то выходит, что супруг той самой дочки, Олег. А он может сравниться с любым из династии Рюриков. И получается, что у него вполне законные права на наследование престола, а не просто словесная дарственная земли русской Рюриком. Но этот факт старались всегда обходить стороной в летописях, чтобы свита Новгорода не стала претендовать на значительные государственные чины в Киеве.

И самым неожиданным и приятным событием, которые принесло правление царя вещего, это то, что с его подачи народ русский узнал, что такое письменность. Кирилл и Мефодий, также в Повести временных лет, зафиксированы, как создатели письменности у славян. Такое деяние князя поистине великое, лишь спустя 90 лет по важности смог превзойти князя, Владимир, который принял христианство для русского народа. Олег принимал письменные реформы, азбуки и алфавит, который и по сей день присутствует в жизни людей.

В период, когда Рюрик появился в Новгороде, на Ладоге появились братья Кирилл и Мефодий. Разницы во времени нет, лишь существовала разница в территориальном пространстве. Кирилл положил начало своей миссии на юге, в 860-801 году он дошел до Хазарского каганата. Там он пытался внедрить письменность, но не совсем успешно и тогда он на время удалился в монастырь, где стал заниматься созданием азбуки и вершил эти деяния один из братьев в 862. Этот год даже никогда не подвергался сомнению, ведь тогда состоялся поход обоих братьев уже на руках с азбукой в Моравию.

Эти события в дельнейшие года приведут к тому, что и в Болгарии, и в Сербии стали применять славянскую письменность, но это произошло через 250 лет. Но только создание письменности, не могло принести к тому, что люди станут более грамотным, нужно было решение государя о том, что это необходимость и непосредственно нужен был его авторитет.

Герой олхв был очень непреклонным, и он хоть и принял азбуку у миссионеров, но их учения категорически отвергал. Тогда была только одна вера, языческая и язычники очень плохо относились к христианам, народ еще тогда просто был не готов к такой вере. Католические миссионеры натерпелись от Балтийских славян. Ведь те без разбору чинили над ними расправы. Тогда шло большое противостояние, и опекун малолетнего Игоря сыграл в этой борьбе не последнюю роль.

Даже когда великий князь умер, он стал именно тем, кто запустил процесс создания великого государства и этот процесс стал уже не обратимым, так как почва для него была уже настолько твердой, что ее было не сокрушить. Даже Карамзин однажды сказал, что России имела в своей истории много достойных правителей и государей, но таких заслуг перед государством как сотворил Князь Олег для Руси, не добился ни один из них.

Великий правитель Вещий Олег, заслуживает того, чтобы и по сей день перед его персоной и деяниями во имя Киевской Руси, люди склоняли голову с благодарностью. Он стала тем, кто создал государство Русь с нуля. Он проложил торговые пути самые выгодные с в истории русского народа, он был князем одновременно двух государств и женил свою дочь на законном наследнике Киевской Руси. Не говоря о внедрении письменности, которая стала началом обучения грамотности простых людей.

Князь Олег (879-912 гг.), по преданию, был правитель очень предприимчивый и воинственный. Лишь только власть попала в его руки, как он задумал большое дело – овладеть всем течением Днепра, забрать в свои руки весь водный путь в богатую Грецию, а для этого приходилось покорить всех славян , живших по Днепру. Тут одной княжеской дружины было мало. Князь Олег набрал из ильменских славян, из кривичей, подчиненных ему, финских племен большое войско и двинулся с ними и дружиной на юг.

Овладел князь Олег прежде всего Смоленском, городом тех кривичей , которые не были еще подвластны никому, затем взял Любеч, город северян , оставил в этих городах отряды своей дружины под начальством надежных, опытных воевод, а сам пошел дальше. Наконец показался и Киев. Знал Олег, что силою нелегко будет взять этот город: княжили там Аскольд и Дир , опытные вожди, да и дружина у них храбрая, бывалая. Пришлось пуститься на хитрость: войско было оставлено позади, а Олег с несколькими лодками подплыл к Киеву, остановился неподалеку от города и послал сказать Аскольду и Диру, что их земляки, купцы варяжские, едут в Грецию, хотят повидаться с ними и просят их прийти к лодкам.

Флот князя Олега идёт к Царьграду по реке Днепру. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839

Вещий Олег (т. е. знающий будущее) (умер в 912 г.), — великий древнерусский князь, что пришёл к власти сразу после легендарного Рюрика — первого правителя Руси. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега — «вещий» — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий.

В древнерусских летописях говориться, что, умирая, первый правитель Руси Рюрик передал власть родственнику своему Олегу Вещему, так как сын Рюрика, Игорь, бал мал годами. Сей опекун Игорев скоро прославился своей отважностью, победами, благоразумием и любовью подданных. Он успешно правил 33 года. За это время он покняжил в Новгороде, занял Любеч и Смоленск, сделал Киев столицей своего государства, покорил и обложил данью ряд восточнославянских племен, совершил удачный поход на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры.

Подвиги Вещего Олега начались с того, что в 882 г. он совершил поход в землю кривичей и захватил их центр Смоленск. Затем, спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, обманув и убив правивших в Киеве варяжских князей Аскольда и Дира. Олег захватил город, где и утвердился, став новгородским и киевским князем. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства – Киевской Руси, с центром в Киеве.

В 907г. киевский князь Олег Вещий привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого, кроме киевской дружины, вошли отряды воинов из зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники — варяги. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 г. заключен выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение.

В знаменитом договоре Олега Вещего с греками 912 года, заключенном после блистательной осады Царьграда и капитуляции византийцев, нет ни слова о князе Игоре (877-945) — номинальном властителе Киевской Руси, опекуном которого был Олег. То, что Олег Вещий — первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил ее пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, отстоял легитимность Рюрикова престолонаследника, нанес первый смертельный удар по всевластию Хазарского каганата. До появления на берегах Днепра Олега Вещего и его дружины «неразумные хазары» безнаказанно собирали дань с соседних славянских племен. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец попытались даже навязать и совершенно чуждую русскому народу идеологию-исповедуемый хазарами иудаизм.

Один из самых больших пробелов «Повести временных лет» падает на годы княжения Олега Вещего. Из 33 лет его княжения поздние редакторы полностью вычеркнули из летописей записи, касающиеся 21 (!) года. Как будто в эти годы ничего не происходило. Происходило — да еще как! Только вот Олеговым престолонаследникам что-то не понравилось в его деяниях или родословной. С 885 года (покорение радимичей и начало похода против хазар, о чем первоначального текста не сохранилось) и по 907 год (первый поход на Царьград) в летописи зафиксированы всего лишь три события, относящиеся собственно к истории Руси.

Какие же чисто русские реалии остались в летописи? Первая — прохождение в 898 году мимо Киева мигрирующих угров (венгров). Вторая — знакомство Игоря со своей будущей женой — Ольгой. Согласно Нестору, сие случилось в 903 году. Звали будущую русскую святую Прекраса. Но Олег Вещий по какой-то неясной до конца причине переименовал ее и назвал в соответствии со своим собственным именем — Ольгой (в «Повести временных лет» она поименована еще и Вольгой). Такая смена имени скорее всего была обусловлена тем, что будущая княгиня Ольга была родной дочерью Олега Вещего и он не хотел, чтобы данный факт был предан широкой огласке. Так же известно, что Ольга — внучка Гостомысла (того самого, кто пригласил Рюрика править Русью) и родилась от его старшей дочери где-то под Изборском.

Олег Вещий, которому Рюрик перед смертью передал на руки и поручил воспитание малолетнего наследника Игоря, был родственником («от рода ему суща») основоположника династии. Родственником можно быть и по линии жены. Таким образом, и линия новгородского старейшины Гостомысла — главного инициатора приглашения в правители Рюрика — не прерывалась.

В таком случае вновь встает вопрос о степени родства и правах наследования власти между Гостомыслом и Олегом Вещим — одним из самых выдающихся деятелей начальной русской истории. Если Ольга — Гостомыслова внучка от его старшей дочери, то неизбежно выходит: муж этой дочери и есть Вещий Олег, чья фигура сравнима с любым из князей Рюриковичей. Отсюда и его законные права на княжение. Именно данный факт старательно изымался из летописей последующими цензорами, дабы у новгородцев не возник соблазн заявить о своих правах на приоритет в верховной власти.

Наконец, третье событие, воистину эпохальное, появление письменности на Руси. Имена солунских братьев — Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности, появляются в «Повести временных лет» также под 898 годом. Князю Олегу Вещему мы обязаны не только утверждением авторитета державы, но и величайшим деянием, значение которого сравнимо разве что со свершившимся спустя 90 лет принятием христианства. Это деяние — утверждение грамотности на Руси, реформа письменности, принятие азбуки на основе кириллического алфавита, коим мы пользуемся и по сей день.

Само создание славянской письменности совпало с появлением на Ладоге и в Новгороде Рюрика с братьями. Разница же — не во времени, а в пространстве: русские варяги объявились на северо-западе, а византийски грек Кирилл (в миру Константин) начал свою миссионерскую деятельность на юге. Ориентировочно в 860-861 годах он отправился проповедовать в Хазарский каганат, под властью которого в то время находилось большинство русских племен, а по окончании миссии удалился в малоазийский монастырь, где и разработал славянскую азбуку. Произошло это, скорее всего, в том же самом 862 году, когда в русской летописи зафиксировано пресловутое призвание князей. 862 год не может подвергаться сомнению, ибо именно тогда Кирилл и Мефодий отправились в Моравию, уже имея на руках разработанную азбуку.

В дальнейшем славянская письменность распространилась на Болгарию, Сербию и Русь. На это ушло почти четверть века. Какими путями и темпами это происходило на Руси — остается только догадываться. Но для повсеместного утверждения новой письменности одного «самотека», разумеется, было недостаточно. Требовалось государственное решение и воля авторитетного правителя. По счастью, такой правитель на Руси к тому времени уже был, и воли ему было не занимать. А потому отдадим должное князю Олегу Вещему за его воистину вещее решение.

Суровый и непреклонный волхв, облеченный властью, он, надо полагать, весьма нетерпимо относился к христианским миссионерам. Олег Вещий взял у них азбуку, но не принял учения. Как вообще относились в те времена к христианским проповедникам славяне-язычники, хорошо известно из западноевропейских хроник. Балтийские славяне до обращения их в христианство расправлялись с католическими миссионерами жесточайшим способом. Не приходится сомневаться, что борьба не на жизнь, а на смерть происходила и на территории Руси. Возможно, не последнюю роль играл в этом и князь-жрец Олег.

После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Думается, лучше всего о них сказал Карамзин: «Мудростью Правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с Олегом Вещим в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное».

Так склоним же голову в знак неоплатной признательности перед великим сыном земли Русской — Вещим Олегом: одиннадцать веков назад князь-язычник и воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозно-идеологической ограниченностью во имя культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных священных сокровищ — славянской письменности и русской азбуки.

Князь Олег Киевский, Олег Вещий, князь Новгородский и так далее. У Олега – одного из первых известных русских князей было много прозвищ. И каждое из них давали ему обоснованно.

Самое интересное в изучении биографии людей, живших так давно, это то, что нам так и не дано узнать, как все было на самом деле. И это касается абсолютно любых фактов, даже имен и прозвищ.

Тем не менее, в истории нашей страны есть определенное количество документов, летописей и других бумаг, написанному на которых многие историки, почему-то, верят.

Предлагаю долго не раздумывать на тему того, так ли было все на самом деле, а просто окунуться с головой в самые далекие уголки истории России. Начнем мы с самого начала. С происхождения князя Олега.

Происхождение Олега

Самое интересное, что на просторах интернета я нашел несколько версий происхождения князя Олега Вещего. Основные – две. Первая опирается на всем известную летопись «Повесть временных лет», а вторая– на Новгородскую Первую летопись. Новгородская летопись описывает более ранние события Древней Руси, потому сохранила фрагменты более раннего периода жизни Олега. Тем не менее, она содержит неточности в хронологии по событиям X века. Впрочем, обо всем по порядку.

Итак, согласно «Повести Временных Лет», Олег был соплеменником Рюрика. Некоторые историки считают его братом жены Рюрика. Более точное происхождение Олега в «Повести Временных Лет» не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег имеет скандинавские корни и носит имя героя нескольких норвежско-исландских саг.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика (по некоторым источникам — истинного создателя Древнерусского государства) в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Походы князя Олега

Объединение Киева и Новгорода

Опять же, если следить за историей и далее по «Повести Временных Лет», то в 882 году князь Олег, взяв с собой большое войско, состоящее из варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей и представителей других племен взял города Смоленск и Любеч, где посадил наместниками своих людей. Далее по Днепру он спустился к Киеву, где правили два боярина не племени Рюрика, но были варягами: Аскольд и Дир. Олег не хотел с ними воевать, потому отправил к ним посла со словами:

Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.

Аскольд и Дир пришли… Олег спрятал некоторых воинов в ладьях, а других оставил за собой. Сам же пошёл вперёд, держа на руках юного княжича Игоря. Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А он - сын Рюрика». И убил Аскольда и Дира.

Другая же летопись, состоящая из информации различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате.

Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег убил Аскольда и Дира.

Князь Олег оценил удобное расположение Киева и перебрался туда с дружиной, объявив Киев «матерью городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Следующие 25 лет князь Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву племена древлян (в 883 году), северян (в 884 году), радимичей (в 885 году). А древляне и северяне платили дать хазарам. «Повесть Временных Лет» оставила текст обращения Олега к северянам:

«Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань.» К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «Козарам». И говорит Олег: «Не давайте Козаром, но мне давайте». «И владел Олег древлянами, полянами, радимичами, уличами и тиверцами».

Поход князя Олега на Царьград

В 907 году, снарядив 2000 ладей (это такие лодки) по 40 воинов в каждой (согласно «Повести Временных Лет»), Олег выступил в поход на Царьград (ныне – Константинополь). Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом врагам возможность грабить и разорять только пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл другим путем.

Князь приказал своим воинам сделать большие колеса, на которые они поставили свои ладьи. И как только подул попутный ветер, паруса поднялись и наполнились воздухом, который погнал лодки к городу.

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен на каждого воина и приказал Византии платить дань «на русские города». В довесок к этому, князь Олег распорядился принимать в Царьграде русских купцов и торговцев так славно, как никто и никогда не принимал. Оказывать им все почести и обеспечивать им лучшие условия, словно ему самому. Ну а если эти купцы и торговцы начнут нагло себя вести, то Олег приказал выгнать их из города.

В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход вымыслом. О нём нет ни единого упоминания в византийских летописях тех времен, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941 годах. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословное повторение договоров 911 и 944 годов.

Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. «Повесть Временных Лет» в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году князь Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Смерть князя Олега

В 912 году, как сообщает все та же «Повесть временных лет», князь Олег погиб от укуса змеи, которая выползла из черепа его мертвого коня. О смерти Олега уже много написано, поэтому долго останавливаться на этом мы не будем. Что уж там говорить… Каждый из нас изучал произведение великого классика А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и, хотя бы раз в своей жизни видел эту картину.

Смерть князя Олега

В Новгородской первой летописи, о которой мы говорили ранее, Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре (том самом малолетнем сыне Рюрика, с которым он входил в Киев согласно «Повести Временных Лет»). Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что перед смертью Олега было небесное знамение. По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила князя находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю Олегу, что он умрёт именно от своего любимого коня. После этого Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Князь Олег: годы правления

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историки отметили, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI - антагониста князя Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение - 945 - и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году, дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Если же дату смерти принять по Новгородской летописи, то годы его правления – 879-922. Что уже составляет не 33, а 43 года.

Как я уже говорил в самом начале статьи, нам пока что не дано узнать точные даты настолько далеких событий. Конечно, двух правильных дат быть не может, особенно когда мы говорим о разнице в 10 лет. Но пока что можно условно принять обе даты за истину.

P.S. Я прекрасно помню историю России в 6-м классе, когда мы проходили эту тему. Должен сказать, что изучая все нюансы жизни князя Олега я открыл для себя много новых «фактов» (надеюсь, что Вы понимаете, почему я взял это слово в кавычки).

Уверен, что этот материал станет полезен для тех, кто готовится выступить перед классом/группой с докладом на тему правления князя Олега Вещего. Если же у Вас есть, чем его дополнить, жду Ваших комментариев ниже.

А если Вы просто интересуетесь историей нашей страны, то советую посетить рубрику «Великие полководцы России» и ознакомиться со статьями в этом разделе сайта.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции