Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Англо голландские морские войны даты. Англо-голландские войны. Специализированные боевые корабли

Итоги англо-голландских войн

Состав флота и классификация кораблей

На основе опыта англо-голландских войн выработалась новая классификация кораблей флота. Корабли первых трех рангов получили название линейных кораблей, так как они ставились в боевую линию. Корабли четвертого и пятого рангов назывались фрегатами и использовались для целей разведки, действий на морских сообщениях и для прикрытия поврежденных в бою линейных кораблей. Корабли шестого ранга имели различные названия и использовались в качестве посыльных судов.

Брандеры - парусные суда малого водоизмещения с хорошими маневренными качествами, наполнявшиеся взрывчатыми или горючими веществами, - предназначались для взрыва или поджога кораблей противника путем сцепления с ними вплотную с помощью специальных крючьев.

Организация флота эволюционизировала следующим образом: флоты стали делиться на эскадры. Обычно их было три и каждая состояла из трех дивизий авангарда, центра и арьергарда. Во главе дивизии стоял флагман. Старшим был командующий центром (адмирал), следующим по старшинству являлся командующий авангардом (вице-адмирал), и младшим - командующий арьергардом (контр-адмирал).

Произошли изменения в способах ведения войны на море.

Для первой англо-голландской войны характерна борьба на морских сообщениях как главный способ ведения войны. В первой войне главной задачей английского флота являлось уничтожение морской торговли Голландии. Главной задачей голландского флота была защита своей торговли и борьба с торговлей противника.

В первую англо-голландскую войну англичане захватили такое множество вооруженных зафрахтованных приватиров (составлявших прежде основную силу флота Нидерландов), что властям пришлось срочно строить специальные военные корабли (с 1653–1654 годов). До 1666 года в линию баталии включались также большие корабли Ост-Индской компании, но они имели слабое строение и вооружение, в Лоустофском сражении 1665 году процент их потерь от общих был непропорционально велик, и на следующий год от них избавились.

Во второй и в особенности в третьей англо-голландской войне оба противника отказываются от метода непосредственного обеспечения торговых судов силами флота. Главной задачей флота становится ведение боевых действий против боевых сил противника с целью уничтожения их в бою, чем одновременно достигалось обеспечение своей морокой торговли.

Для первой англо-голландской войны характерно отсутствие установившихся боевых порядков. Бой, начинавшийся артиллерийской перестрелкой, скоро переходил в общую свалку, где исход решался абордажной схваткой отдельных кораблей.

Во второй и особенно в третьей англо-голландской войне бой теряет характер свалки. Основным боевым порядком становится кильватерная колонна (линия баталии), которую сражающиеся флоты стараются удержать в течение всего боя. Появление кильватерного строя было обусловлено бортовым расположением артиллерии, ставшей главным оружием парусного корабля, возможностью без перестроения, простым увеличением интервалов между кораблями, пропускать под ветер атакующие брандеры и простотой управления кораблями в бою.

В боевую линию входили наиболее сильные артиллерийские корабли, примерно с одинаковыми тактико-техническими данными, способные уничтожить главные силы противника. Походным строем был строй одной, двух и трех кильватерных колонн, в зависимости от численного состава участвующих в походе кораблей.

Перед боем флоты стремились занять наветренное положение, которое позволяло диктовать противнику время, место и дистанцию атаки, а при благоприятной обстановке использовать брандеры. После занятия наветренного положения флот в боевом порядке кильватерной колонны начинал опускаться на линию противника до дистанции артиллерийского огня. Придя на эту дистанцию, флот приводился к ветру, ложился на курс, параллельный противнику, и открывал артиллерийский огонь. Хотя артиллерия стала главным оружием парусного корабля, она ввиду еще недостаточно высоких боевых качеств не всегда могла решить исход боя. Поэтому еще продолжают применяться абордаж и атаки брандеров.

В условиях эскадренного боя выросло значение управления флотом. Командующий флотом для сохранения управления эскадрами находился на сильнейшем корабле в центре или в голове боевого порядка. Управление в бою осуществлялось сигналами или приказаниями, передаваемыми посыльными судами. Неспособность английского флота действовать в бурные зимние месяцы чаще всего использовалась голландцами для нанесения врагу большого ущерба.

Оценка изменений во флотах после англо-голландских войн

Новые задачи, поставленные перед флотами, потребовали не только изменения тактики, но и самих кораблей. Стремление флотоводцев занять наветренное положение в начале боя потребовало от кораблей способности ходить круто к ветру, что повлекло за собой исчезновение надстроек и башенок в носу и корме.

Бой в линии наложил на суда требования к унификации скорости, вооружения и т. д., что имело следствием разработку серий кораблей и применением методов черчения и математического анализа при постройке Развитие артиллерии привело к унификации прорезания орудийных портов и вообще - оснащения деков.

Из обихода флотов за время англо-голландских войн вышли такие названия, как нефы, галеоны, каравеллы.

Особое значение теперь придавалось снабжению флота. Ведь в отличие от армии флот не мог кормить сам себя на чужой территории, а долгосрочные крейсирования эскадр вдалеке от родных берегов теперь становились насущной необходимостью. Во время англо-голландских войн были организованы отряды вспомогательных транспортов, которые помогали военным кораблям держаться в море месяцами, а то и годами. Часть этих транспортов посылалась в заранее обговоренные точки (рандеву).

В голландском и английском флотах были выработаны своды флажных и пушечных сигналов, облегчавшие управление эскадрами. В 1672 году увидела свет первая книга «Инструкций для похода и боя» под редакцией герцога Йоркского, в которой впервые различные типы и виды сигналов были собраны воедино.

В 1678 году вице-адмирал Джон Нарборо издал «Боевые инструкции» для своей эскадры, находившейся в районе Занте в Ионическом море. Там впервые была высказана мысль об использовании кораблей вне линии в качестве репитичных судов, но дальше слов англичане не пошли. Первыми такие суда внедрили французы.

В голландском же флоте до самой войны Аугсбургской лиги каждое адмиралтейство само составляло для себя инструкции. Следствием этого была медленная деградация голландского военно-морского искусства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ни одна серия войн в истории человечества не сделала для развития флота столько, сколько противостояние Англии и Нидерландов во второй половине XVII в. Именно в ходе трех тяжелых вооруженных столкновений между двумя государствами — претендентами на морское господство в мире — флот разделился на военный и гражданский, а парусный окончательно занял свое законное место в структурах морских государств. И пусть гребной флот полностью вытеснен не был и еще полтора столетия сохранялся в балтийских и средиземноморских государствах, на океанских просторах отныне единственным хозяином стал парусный корабль.

Экономика — причина войн

Не успев победить в анти испанской войне за неза-висимость, сочетавшейся с буржуазной революцией (1555-1609 гг.), Нидерланды приступили к активной коло-низации. Жемчужиной в гол-ландском ожерелье колоний стала голландская Ост-Индия (современная Индонезия), захват которой начался с 1596 г. Этому во многом способствовал нарождав-шийся довольно мощный военно-морской флот страны, созданный из многочислен-ных отрядов морских гезов.

Но куда более многочислен-ным оказался нидерландский рыболовный и торговый флот. Если первый практически не выходил за пределы Северно-го моря и состоял в основном из , то второй к середине XVII в. оказал-ся практически монопольным мировым морским перевоз-чиком. Огромное количество голландских коггов, каракк, галеонов и других менее известных разновидностей нидерландских транспортных парусных судов ходили чуть ли не по всем мировым морям и океанам, осуществляя разнообразные торговые и тран-зитные операции.

Несколько позднее, в 1640 г., буржуазная революция нача-лась и в Англии. Через четыре десятилетия она привела к власти весьма амбициозных политиков, которые не захо-тели мириться с монополией Нидерландов на мировую мор-скую торговлю. Тем более что, несмотря на революционные потрясения, Англия сохраняла довольно мощный военный флот, состоявший уже из пол-ноценных военных парусных кораблей. Да и многочислен-ные торговые парусники также несли на борту артиллерийские системы, и при необходимости, даже не довооружая, их мож-но было поставить в боевые порядки. А раз так, то вызов нидерландской морской торго-вой монополии был брошен 15 ноября 1651 г.

Запрещенная монополия

В тот день английский Парла-мент принял так называемый навигационный акт. Суть его состояла в том, что в Туман-ный Альбион и во все бри-танские колонии могут до-ставляться товары либо на английских судах (хотя при-годных для таких перевоз-ок кораблей было не так уж и много), либо на судах стран товаропроизводителей. Но вот парадокс: практически у всех этих стран своего торгового флота для столь массовых перевозок в общем-то и не было.

Гордые правители и жители страны, которую они сами же и создали (вспомните знаме-нитую пословицу «Бог создал Землю, а голландцы — Гол-ландию!»), научившиеся к тому времени с успехом бить флот Испании, не раз-думывая, приняли английский вызов.


Однако теперь им предстояло сражаться в крайне невыгодных условиях, ведь любое судно или корабль, идущие в Ни-дерланды из колоний, должны были проходить мимо англий-ских берегов либо с вос-тока (через Ла-Манш), либо с запада, через Ирландское море. Первый путь был коро-че, но пролегал мимо главных английских военно-морских баз, а вот второе направле-ние увеличивало путь домой голландским кораблям.

В итоге уставшие за много-месячный переход по бурным водам Тихого, Индийского и Атлантического океанов голландские моряки просто не могли не столкнуться со свежи-ми силами английского военно-го флота, лишь несколько часов или дней назад вышедших из собственных портов. Игнори-ровать же английскую угрозу было нельзя — такой пассивной позицией можно было потерять, и очень быстро, колониальную империю, а значит, и статус ве-ликой державы. И Нидерланды решили воевать.

Флоты дилетантов и корабли для разнообразных задач

Весь парадокс ситуации к на-чалу Англо-голландских войн состоял как раз в том, что Англия, Парламент которой принял оскорбительный для Нидерландов навигационный акт и тем самым спровоци-ровал войну, сама к ней готова не была. Прежде всего потому, что с 1640 г. в стране буше-вала революция и прогремели одна за одной две граждан-ские войны. Флот в этих собы-тиях особого участия не при-нимал, им в то бурное время просто никто не занимался. Теоретически у Англии были хорошие военные корабли (один знаменитый «Владыка морей» чего стоил), но их экипажи были плохо подготов-лены, а о командном составе и говорить не приходится.

Все английские адмиралы под-держали королевскую власть и либо были казнены, либо по-гибли на фронтах гражданских войн. Те же, кто эмигрировал (преимущественно во Фран-цию), возвращаться домой, естественно, не хотел.

Противостояние с Нидерландами

При этом именно в ходе борьбы с королем Карлом I в Англии была создана самая мощная на тот мо-мент армия, которую возглавляли смелые и талантливые генералы. А потому за неимением иных кадров именно этим генералам Парламент и поручил ответствен-ную миссию — противостояние с Нидерландами на морях, при-своив экзотические воинские звания генералов моря.


Не лучше дела обстояли и в Ни-дерландах. И хотя страна уже столетие фактически не выходи-ла из разнообразных войн, будь то с быв-шей метрополией Испанией или с какими-то экзотическими туземными племенами, того, что принято называть военно-мор-ским флотом со всеми прису-щими ему атрибутами, у нее не было. Зато было огромное коли-чество моряков и огромный тор-говый и рыболовный флот. Толь-ко последний насчитывал свыше 15 000 различных парусников, но, к несчастью, большинство из них представляли собой небольшие разновидности хольков — бусы водоизмещением в 80-100 т с экипажами в 20 человек.

Но зато Нидерланды имели раз-витую судостроительную про-мышленность, целую когорту талантливых кораблестроителей и, как показали дальнейшие со-бытия, выдающихся адмиралов.


В целом оба флота к войне гото-вы не были, хотя к ее началу уже имели четкую организацион-ную структуру. Правда, это не заслуга конкретного флото-водца, а результат стечения обстоятельств. Дело в том, что весь английский военный флот невозможно было разместить в одной базе, и потому его разделили на три части: белую, красную и синюю эскадры. Аналогичное положение было с флотом в Нидерландах. Только здесь порты располагались очень близко друг от друга, и их причалы военные корабли вынуждены были делить с многочисленными «купцами» и «рыбаками». Поэтому голланд-ский флот был разделен на еще меньшие, чем эскадры, соеди-нения — дивизии. Вскоре эту практику переняли и англичане.

Звания и флаги

Именно в ходе Англо-голланд-ских войн формируется стройная система военно-морских воин-ских званий и флагов. Так, коман-дующим флотом являлся адми-рал флота. Первоначально это звание принадлежало главе госу-дарства, поэтому английскими эскадрами командовал адмирал, а голландскими — лейтенант- адмирал, то есть заместитель командующего. Эскадра адми-рала или его дивизия в эскадре шла всегда под красным флагом и находилась в центре.


Пере-довой дивизией — авангардом, идущей под белым флагом, командовал вице-адмирал, а концевой дивизией или эска-дрой, идущей подсиним флагом, командовал контр-адмирал. Ко-раблями командовали капитаны. Правда, вскоре выяснилось, что часто и капитану необходимо возглавить небольшой отряд кораблей для выполнения по-явившейся только что задачи. Этот отряд численно был мень-ше дивизии, и потому даже самому младшему, контр-адмиралу, было не престижно возглавлять столь незначительную боевую группу. Зато каждым кораблем в группе командовал капитан, и потому с назначенным начальником он был в равном положе-нии. Чтобы выделить капитана, который уже перерос свое звание, но еще не дослужился до адмирала, было введено проме-жуточное звание. В Британии оно получило название командор, а в Нидерландах — шаубенахт, что в переводе означало «смо-трящий в ночи».

Возможно вам будет инетерсно:

Впоследствии в Нидерландах количество шаубенахтов, так и не дослужившихся до контр-адмиралов, стало многократно превышать численность послед-них. А их все назначали и назна-чали, ведь задачи флота постоянно усложнялись. Не мудрствуя лукаво, голландцы просто пере-именовали контр-адмиральское звание в шаубенахтское и ввели взятое из английской традиции звание «командор». При этом каждому должностному лицу соответствовал особый военно-морской флаг.

Каждый боевой корабль в по-ходе поднимал вымпел. Это оз-начало, что корабль находится в кампании. В базе на передний флагшток поднимался особый флаг — гюйс. Он до сих пор оз-начает то, что военный корабль есть неприступная крепость.

Силы противников

Итак, к сражениям первой англо-голландской войны (1652-1654 гг.) оба флота были не совсем готовы. Впрочем, и англичане, и голландцы высоко оценивали свои шан-сы на успех. Преимуществом англичан считалась их лучшая боевая выучка и превосходство в артиллерии, а также близость собственных баз. Голландцы рассчитывали на многочислен-ность своего торгового флота, который можно было быстро вооружить, и на профессионализм своих моряков и адмиралов. Но было у голландцев и особое оружие — брандеры и фре-гаты. Первыми становились любые суда, каких не жалко. Их заполняли горючими и взрыв-чатыми веществами и стре-мились направить на корабль противника с целью поджога.

А вот фрегат, боевой корабль, которому через 100 лет пред-стоит долгая и замечательная жизнь, в военном флоте Нидер-ландов появился совершенно случайно.

В многочисленных экспедици-ях голландские командующие заметили, что часть кораблей их эскадр гораздо быстрее всех остальных. Этим преиму-ществом решили воспользо-ваться, возложив на них функции связи, разведки и захвата призов — так тогда называли попавшие в руки военных моряков купеческие парусники противника. У англичан последние из перечисленных функций по традиции выполняли многочисленные каперы, на которых английское руководство возлагало большие надежды.

Могучие ветра

Ветер для парусного корабля — это все, поэтому умение его использовать для парусных адмиралов, командиров и про-стых моряков (всех их принято называть мореходами) — жизненная необходи-мость. Конечно, ветры бывают разными (об этом мы уже неоднократно говори-ли), но главное — откуда и как дует ветер. Именно исходя из этого и выстраивается курс парусника относительно ветра.

Еще со времен Средних веков мореходы разделили угловое пространство вокруг судна на курсовые углы — румбы. Всего их 32. Однако корабль — конструкция гео-метрически правильная, и потому ветер может дуть с правого или левого борта. Соответственно движение корабля в ту или иную сторону называется галсом.

Идти против ветра корабль не может. Про-тивный ветер-ливентик не только буквально останавливает парусник, но и может приве-сти к разрушению его мачтового хозяйства. Поэтому, чтобы двигаться, корабль вынужден поворачивать то вправо, то влево, то есть двигаться попеременно правым и левым галсами. Конечно, скорость в таком случае мала, парусный корабль все же идет вперед. Попутный ветер, дующий в паруса сзади, — форвинд позволяет теоретически развивать самую полную скорость. Однако на практике нос корабля из-за сильного ветра глубже, чем надо, опускается в воду и происходит некоторое торможение. Потому куда более благоприятным является бакштаг, то есть положение, когда ветер дует сзади сбоку. В этом случае паруса развивают максимальную тягу, корпус нормально сидит в воде и корабль идет с мак-симально возможной скоростью.

Ну и наконец курс в полветра — галфвинд и ветер, дующий спереди и сбоку, — брейдвинд также благоприятны, но одновременно и за-труднительны для движения парусного корабля.

Ход войны

Первое сражение Англо-голланд-ских войн состоялось 19 мая 1652 г. у Дувра. Здесь голланд-ская эскадра в составе 42 бое-вых кораблей ждала свой ост-индский караван и встретилась с двумя английскими эскадрами в 9 и 8 кораблей соответственно. Английский генерал моря Роберт Блейк вел себя вызывающе.

Зная, что британский флот чис-ленностью 60 боевых кораблей готов в любую минуту прийти на выручку из устья Темзы, он по-требовал от голландского лейте-нант-адмирала Мартина Тромпа салютовать английскому флагу — как-никак встреча произошла у британских берегов. Тромп не отреагировал.

Когда флагман англичан сделал три предупреди-тельных выстрела, корабли Тромпа ответили бортовыми залпами. Началась схватка, ничем не отли-чающаяся оттого, что мир видел раньше: бессистемное маневрирование отдельных кораб-лей и бесполезная пальба в про-тивника. Голландцы пытались использовать брандеры, но по разным причинам утратили два из них, не нанеся никакого ущер-ба англичанам. С наступлением темноты флоты разошлись без особого сожаления, так как бой, собственно говоря, велся за честь флага.

Охота на адмирала

Сделав выводы, Блейк стал целыми эска-драми нападать на голландских рыбаков, промышлявших в Северном море. Тромп, добавив к своим 32 кораблям и 6 бранде-рам еще 54 мобили-зованных «купца», принялся охотиться за англичанином, однако жесто-кий шторм, разразившийся 5 августа 1652 г., уничтожил 53 из 92 его кораблей. Талантливого адмирала сняли с должности, и флот Нидерлан-дов возглавили Витте де Витт и Михаэль де Рейтер. И уже 16 августа они попытались взять реванш у Па-де-Кале.

С 30 боевыми кораблями они вышли встречать караван из 60 торговых судов, путь которым преградила английская эскадра Джорджа Эскью в составе 52 бое-вых кораблей. Дж. Эскью попы-тался атаковать голландцев с наветренной стороны, прорвав их строй, но в результате этого теоретически правильного, но практически неудачного манев-ра позволил своему противнику оказаться на ветре и тем самым выиграть битву.

Это сражение можно считать первым морским боем клас-сической парусной эпохи, где главнейшим игроком стал ве-тер. Именно владение ветром, то есть такой маневр, который позволял бы эскадре оставаться с наветренной стороны, стал самой главной задачей адмира-лов, водивших в бой парусные корабли.


Сражение при Схевенингене — финальное сражение первой англо-голландской войны, произошедшее 10 августа 1653 г.

Указанное правило было под-тверждено уже 10 декабря 1652 г., когда Тромп неожиданно заставил эскадру Блейка, сто-ящую у входа в Темзу, принять бой. Ветер со стороны берега не позволял англичанам укрыть-ся в своих базах, а выгодное положение кораблей Тромпа с наветренной стороны обеспе-чило им преимущество в манев-ре и скорости.

К этому времени голландцы поняли, что эскадры следует комплектовать исклю-чительно боевыми кораблями специальной постройки, мощь которых примерно равноценна. Англичане же за не-имением многочис-ленного военного флота продолжали вооружать торговые парусники, которые резко разнились как по количеству сто-ящих на них пушек, так и по ходовым и маневренным ка-чествам.

Умение использовать силы стихии

Впрочем, это не помешало англи-чанам в итоге выиграть эту первую войну, причем жирную точку в ней поставило сраже-ние при Схевенингене 10 авгу-ста 1653 г. Здесь уже англичане активно использовали ветер в своих интересах, научившись, в отличие от голландцев, активно маневрировать при любом его направлении. И хотя данное сражение со стороны англи-чан, как и ранее, отличалось на первый взгляд отсутствием какой-либо системы, оно раз и навсегда сделало ветер со-юзником адмиралов. Примечательно также то, что три голландские эскадры в этом сражении все время двигались, используя попут-ный ветер — то есть развивали максимально воз-можную скорость.


Сражение у острова Тексель 21 августа 1673 г.

Англичане не только отважились сцепиться в бою со своим грозным про-тивником, но и, нарушив еди-ное построение и активно маневрируя, несколько раз прорезали строй неприятеля, ставя его корабли в два огня. Эти маневры показали резко возросшую морскую выучку английских моряков и принес-ли им убедительную победу. Потеряв всего 2 корабля из 120, они потопили 14 голланд-ских из сотни находившихся в их флоте. Более того, артил-лерийским огнем англичане отразили 4 атаки голландских брандеров и убили их выдаю-щегося командующего — Мар-тина Тромпа. Правда, Роберт Блейк ненадолго пережил своего противника: через три недели он умер на берегу.

Рождение линейной тактики

Сражения первой англо-голланд-ской войны выявили все прису-щие молодым военным парусным флотам недостатки. Из нее гол-ландцы сделали главный вывод: все торговые караваны должны отныне сопровождаться сильны-ми боевыми эскадрами. При этом другие наиболее подготовленные к бою эскадры, состоящие ис-ключительно из боевых кораблей специальной постройки, должны не просто встречать прибываю-щие из колоний в метрополию караваны, а активно нападать на эскадры противника, его базы и верфи.

Англичане сделали аналогич-ные выводы и, как и голландцы, приступили к строительству многочисленного военного фло-та. Инициатором его создания стал генерал моря Джон Монк, которому часто приписывают победу в сраже-нии при Схевенингене.

Именно Монк добился решения Парламента о целенаправлен-ном и постоянном государ-ственном финансировании строительства военно-морского флота (это решение отмени-ло пресловутую корабельную пошлину, которая не могла финансировать строительство массового военного флота). Он же перенес на британский, но ставший вскоре всемирно из-вестным как Королевский флот (Royal Navy) те принципы, по которым строилась новая ре-волюционная армия Парламен-та.

Главный из них был таков: корабль как боевой организм постоянно должен поддержи-ваться в чистоте и порядке, равно как и матросы, личная гигиена которых отныне явля-лась предметом особой заботы командиров.

Специализированные боевые корабли

Такое же решение приняли и голландские адмиралы. Стало ясно, что мощь артиллерии боевых кораблей, двигающихся в едином строю и четко испол-няющих маневры флагмана, помноженная на их количе-ство, — залог побед в грядущих сражениях. Это стало основой линейной тактики, которая господствовала на морях на протяжении последующих двух веков. Именно под линейную тактику начали строить бое-вые корабли со значительным количеством пушек в нескольких бортовых батареях.

Именно такие корабли стали основой мощи военных флотов всех морских держав и получили на-звание линейные. Эпоха, когда наспех вооруженные торговые корабли действовали в едином строю с военными кораблями специальной постройки, раз и навсегда ушла в прошлое.

Все эти выводы подтвердились в ходе сражений Второй англо- голландской войны 1665-1667 гг. И уже окончательно закрепились в решающих боях Третьей англо- голландской войны 1671-1673 гг. Так, в знаменитом Четырехднев-ном сражении 1-4 июня 1666 г. оба флота (голландский — 101 боевой корабль под коман-дованием Михаэля де Рейтера и английский — 109 боевых кора-блей под командованием принца Руперта и генерала Джона Мон-ка) сражались с исключительным ожесточением и, несмотря ни на что, сохраняли четкий боевой порядок и вели активный артил-лерийский огонь по противнику с различных дистанций.

Классика военно-морского искусства

Командующие обоих флотов постоянно стремились стать с подветренной стороны, из-за чего бои велись на постоянных контркурсах. Именно в этом сра-жении выдающийся голландский адмирал М. де Рейтер впервые применил маневр, ставший классикой военно-морского ис-кусства, — охват головы, то есть флагмана противника. Одновре-менно это сражение доказало, что сила и разумность приме-нения брандеров в сочетании с мощью артиллерии в бою куда важнее абордажа, а также то, что боеприпасами следует распоря-жаться разумно.

Не велик разум на этот раз оказался именно у ан-гличан, которые, используя свое превосходство в скорострельно-сти, в самый решающий момент боя остались без снарядов и не смогли отразить атаку голланд-ских брандеров.

Кроме того, была подтверждена относительно высокая живучесть деревянных военных парусных кораблей, которые тогдашней ар-тиллерией потопить было практи-чески невозможно. В то же время поврежденные и практически лишенные хода боевые единицы создают большую проблему как для их экипажей, так и для коман-дования флота в целом.

Однако, несмотря на то что данное сражение закончилось в пользу Нидерландов, флот которых потерял 6 кораблей, но сжег и захватил 20 английских, за-ставив эскадры Монка и Руперта укрыться в базах, точку во Второй англо-голландской войне поста-вила не эта битва. Летом 1667 г. де Рейтер предпринял смелый рейд к английским берегам, где за два месяца разорил и сжег практически все ан-глийские базы на юго-вос-точном побережье острова Британия, заблокировал Темзу и заставил англичан подписать выгодный для Нидерландов мир.

Правда, Третью англо-гол-ландскую войну англичане хоть и с большим трудом, но все же выиграли. Однако в анналы истории вошла не их страте-гическая победа, а последний успех де Рейтера — знаменитое 14-е сражение Англо-голланд-ских войн, произошедшее в конце июля 1673 г. у острова Тексель в Северном море.

Трудная победа

Тогда голландский флот из 75 кораблей во главе с адмира-лом де Рейтером встретился с объединенным англо-фран-цузским флотом под командо-ванием адмирала принца Ру-перта из 95 кораблей (30 французских и 65 английских).

На первый взгляд соотношение сил было не в пользу Нидерлан-дов, однако М. де Рейтер считал иначе. Основываясь на опыте предыдущего сражения при Солбее (7 июня 1672 г.), он знал весьма низкие боевые каче-ства французских моряков (их звездный час еще впереди), их пассивность во время боев и потому решил сразу же вывес-ти из боя французский авангард, используя свою артиллерию.


Так оно и получилось: голланд-ский авангард вице-адмирала Банкерста в составе 10 кораб-лей решительной артиллерий-ской атакой вывел французскую эскадру из боя. И хотя фран-цузы получили относительно легкие повреждения и вполне способны были продолжать бой, их экипажи предпочли заняться ремонтом.

Дальней-шее, как говорится, было делом техники: удачное маневриро-вание голландского авангарда помогло де Рейтеру поставить уже английский авангард в два огня, а французский арьергард заставить уйти, так как голланд-ские корабли вошли в разрывы меж французскими (голландцы стреляли из бортовых орудий по носу и корме французских су-дов). При этом голландцы ни на шаг не отступили от ставшей уже классической линейной тактики, которая и принесла им победу.

Но дополнительным фактором, помимо прочих, определившим победу де Рейтера, стало актив-ное использование впервые в истории войн оперативной связи между кораблями гол-ландских эскадр. Обеспечи-вали ее совсем уж маленькие парусные корабли — авизо (в переводе с французского — «уведомляю»). Именно эти юркие одно- и двухмачтовые кораблики быстро перемеща-лись по всей акватории боя, передавая приказы знаменито-го голландского адмирала его подчиненным.

А что же французы?

Решительная победа Нидер-ландов в Тексельском сражении расколола англо-французскую коалицию, что помогло де Рейте-ру не допустить высадку на гол-ландском побережье английско-го десанта. Но в то же время она наглядно продемонстрировала и все недостатки военного флота Французского королевства, ко-торый по приказу знаменитого французского короля Людовика XIV с неимоверной быстротой создавался под не-посредственным руководством выдающегося политического и экономического деятеля коро-левства Жана Батиста Кольбера (1619-1683 гг.).

Когда в 1661 г. этот человек стал морским министром, флот Франции насчитывал всего 9 ко-раблей, 3 фрегата и 8 галер, причем их техническое состоя-ние было весьма плачевным. Ис-пользуя указания своего короля, энергичный министр, несмотря на скромные возможности тог-дашней французской экономики, развернул крупнейшую в Европе того времени кораблестроитель-ную программу. В итоге фран-цузский флот стал стремительно расти: к 1666 г. он насчитывал 71 корабль, а к 1671 г. — уже 196. К 1683 г. — году смерти Кольбера — французский воен-ный флот насчитывал 112 ли-нейных кораблей, 25 фрегатов и 80 галер.

Совокупно с различ-ными военными кораблями иных классов флот Франции насчиты-вал 276 единиц — на 72 больше, чем у Англии. При этом две эскадры — Средиземноморская (ФлоМед) и Атлантическая (ФлоАнт), на-звания которых сохраняются до наших дней, комплектовались различными по идеологии кораблями.

Если на Средиземном море французы массово исполь-зовали галеры и легкие парусники типа , то в Атлантике (в ос-новном на Северном море) — исключительно парусные много-пушечные корабли. Их конструкция воплощала множество передовых решений, особенно в области прочности корпусов, что стало не только визитной карточкой французской кора-блестроительной школы, но и ее главнейшим секретом на долгих полтора столетия.

Вот только поднять подготовку французских моряков на долж-ный уровень тогда не удалось, что и подтвердила Третья анг-ло-голландская война. Однако начало было положено: Франция постепенно выходила на второе место в мире по темпам строи-тельства и повышения мощи во-енно-морского парусного флота.

Áнгло-голлáндские вóйны

— войны между Англией (с 1707 Великобританией) и Республикой Соединенных провинций Нидерландов (Голландией) в 1652-1654, 1665–1667, 1672–1674, 1780–1784. В основе конфликтов лежали стремление держав к господству на морских торговых путях и конкуренция в колониальной экспансии. В первой половине XVII в. Соединенные провинции превратились в одну из ведущих морских держав Старого Света. Владея многочисленными факториями на о-вах Пряностей (Индонезия) и вытеснив оттуда португальцев и англичан, голландцы стали монопольным поставщиком специй в Европу. Английские торговцы постоянно сталкивались с голландской конкуренцией также в Средиземном и Карибском морях, у берегов Африки и Америки. Особое раздражение англичан вызывала голландская торговая гегемония на Балтике и Северном море, где голландцы контролировали торговлю зерном и корабельным лесом.

Несмотря на экономические противоречия, протестантская Голландия в годы Английской революции XVIII в. воспринималась сторонниками английского парламента как естественный союзник в борьбе против монархической тирании и папской Контрреформации. В апреле 1649 Английская республика предложила Соединенным провинциям заключить союз. Нидерландские республиканцы, представлявшие в Генеральных штатах наиболее богатые провинции, встретили это предложение благосклонно, но оранжисты - сторонники статхаудера Вильгельма II Оранского, родственника казненного Карла I , выступили против. Вильгельм II оказывал покровительство английским роялистам даже после того, как они убили в его собственных покоях английского посланника И. Дорислауса. Отношения между двумя республиками испортились. 09.10.1651 английский парламент принял Навигационный акт, разрешавший ввозить в Англию и ее колонии товары только на отечественных кораблях и на кораблях стран-производителей. Это серьезно задело интересы Голландии, получавшей значительные доходы от посреднической торговли и фрахта своих торговых судов, и теперь уже она инициировала новые перегово ры о заключении военного союза, в ходе которых стороны согласовали почти все пункты будущего договора. В то же время голландские корсары, действуя из французских портов, продолжали нападать от имени Карла II на английские суда.

09.07.1652 Англия объявила войну Соединенным провинциям, обвинив их в осуществлении «оранжистского плана» по свержению Английской республики и реставрации[. В июне 1652 Блейк атаковал у Оркнейских о-вов флотилию голландских рыбаков и сопровождающий их военный конвой. 02.07.1652 в Ла-Манше английская эскадра Эскью напала на большой торговый караван: 6 судов были захвачены, 3 сожжены, 26 сели на мель и только 7 достигли голландских берегов. В середине августа 1652 эскадра Эскью напала на голландский торговый караван из Вест-Индии и охранявшие его военные корабли адмирала М. А. Рюйтера, однако атака была отбита с немалым ущербом для англичан. 28.10.1652 Блейк недалеко от Кента нанес поражение голландскому флоту под командованием К. де Витта и Рюйтера. После того как часть эскадры Блейка была отправлена в Средиземное море, М. Тромп разбил Блейка 10.12.1652. В марте 1653 голландцы нанесли англичанам поражение и у берегов Италии. Однако, собрав в Ла-Манше флот из 80 кораблей под началом Блейка и Дж. Монка, англичане перехватили инициативу. 18.02–02.03.1653 они у Портленда существенно потрепали Тромпа и Рюйтера, захватив более 10 торговых судов из охраняемого ими каравана. В июне 1653 Блейк разбил Тромпа и К. де Витта недалеко от побережья Суффолка. Летом 1653 Монк блокировал с моря голландские порты. В августе 1653 голландский флот попытался прорвать блокаду у Схевенингена, но был разбит. В бою погиб Тромп. Это поражение усилило позиции республиканцев во главе с Я. де Виттом, которому удалось согласовать с О. Кромвелем приемлемые условия мира. По Вестминстерскому миру 1654 Соединенные провинции признавали статьи Навигационного акта 1651 и обязались ограничить власть Оранского дома.

А.-г. в. 1665–1667 началась с захвата англичанами факторий и колоний Голландии в Зап. Африке и Сев. Америке. После того как голландцы силой вернули себе утраченное, Англия объявила войну (март 1665). В сражении у Лаустофта (июнь 1665) англичане уничтожили 17 вражеских кораблей, но голландцы сумели спасти основную часть флота. В августе 1665 англичане попытались захватить в датском порту Берген караван голландской Ост-Индской компании с пряностями, но их атака была отражена огнем береговых батарей. В 1666 на стороне Соединенных провинций в войну вступили Франция (январь) и Дания (февраль). В конце мая - начале июня 1666 голландская эскадра под командованием Рюйтера и К. Тромпа выиграла четырехдневное сражение в Ла-Манше, уничтожив 20 английских кораблей. Однако в августе 1666 английский адмирал Р. Холмс совершил успешный набег на о-в Тершеллинг, где сжег около 130 голландских судов с товарами. В 1667 английский флот из-за финансовых трудностей не смог выйти в море, чем и воспользовался Рюйтер: в феврале он провел свою эскадру вверх по Темзе до Чатемской судоверфи, где сжег много вражеских судов. После этого англичане запросили мира, который был подписан в Бреде 31.07.1667. Соединенные провинции получили право ввозить в Англию германские товары, вернули себе утраченный ранее Суринам, но вынуждены были отказаться от своей североамериканской колонии Новый Амстердам.

А.-г. в. 1672–1674 Англия вела в коалиции с Францией. В 1668 Англия, Соединенные провинции и Швеция заключили антифранцузский Тройственный союз, однако за спиной союзников Карл II подписал с Францией секретный договор, обязавшись поддержать ее на море против Голландии. В 1672 Англия (28.03) и Франция (06.04) объявили войну Республике Соединенных провинций. На суше успех сопутствовал французам, но на море голландцам. Эскадра адмирала Рюйтера нанесла поражения англо-французскому флоту при Солебее (июнь 1672), Шоневельде (июнь 1673) и Текселе (июль 1673). Неудачный ход военных действий и рост оппозиционных настроений внутри страны заставили Карла II заключить 19 февраля 1674 сепаратный Вестминстерский мир, повторявший условия Бредского мира 1667.

Причиной А.-г. в. 1780–1784 стала позиция Голландии во время Войны за независимость североамериканских колоний Англии. Голландские судовладельцы и купцы, пользуясь нейтральным положением своей страны, поставляли оружие и амуницию восставшим американцам. После того как английский флот получил приказ задерживать все направляющиеся в Америку голландские суда, конфисковывать их грузы и задерживать экипажи, Соединенные провинции присоединились к Лиге нейтральных держав. 31.12.1780 Великобритания объявила Голландии войну - 05.08.1781 голландская эскадра в Северном море нанесла поражение английскому флоту, но некоторое время спустя тот сумел полностью блокировать с моря голландские порты. В феврале 1781 англичане захватили о-в Сент-Эвстатиус, через который шли основные голландские поставки в Сев. Америку, а затем и почти все голландские фактории в Африке. Война закончилась подписанием Парижского мира 1784, по которому Великобритания получила Негапатам в Индии и право свободно торговать в Индонезии.

Шатохина-Мордвинцева Г. А. Внешняя политика Нидерландов. 1713-1763. М., 1998; Hainsworth R. and Churches Ch. The Anglo-Dutch Naval Wars 1652–1674. Stroud, 1998; Pincus S. C. A. Protestantism and Patriotism; Ideologies and the Making of the English Foreign Policy, 1650–1658. Cambridge, 1994; Wilson C. Profit and Power: A Study of England and Dutch Wars. L., 1957. С. В. Кондратьев.

Международное положение Голландии в XVII в. бывало временами очень сложным: у нее нередко возникали конфликты с правительствами тех государств, которые она пыталась в той или иной мере подчинять своей торговой монополии.

Правда, Голландия имела более или менее спокойный тыл - Германию. «Голландия,- писали Маркс и Энгельс,- единственная часть Ганзы, достигшая коммерческого значения,- отделилась, отрезав Германию, за исключением только двух портов (Гамбург и Бремен), от мировой торговли, и стала с тех пор господствовать над всей немецкой торговлей. Немецкие бюргеры были слишком бессильны, чтобы ограничить эксплуатацию со стороны голландцев. Буржуазия маленькой Голландии, с ее развитыми классовыми интересами, была могущественнее, чем гораздо более многочисленные немецкие бюргеры с характерным для них отсутствием общих интересов и с их раздробленными мелочными интересами».

Голландские претензии на внешнеторговую монополию встречали отпор в России, Швеции, Дании, но все же и тут, как правило, дело не доходило до открытых столкновений. По-иному складывались ее отношения с двумя крупнейшими западноевропейскими государствами - Францией и Англией.

С момента выхода страны на международную арену резко выявились противоречия между голландской и английской буржуазией. Конкуренция между голландскими и английскими купцами на европейских рынках и соперничество их в колониях в течение первой половины XVII в. порой обострялись настолько, что обе страны оказывались на пороге войны. Б России и на рынках балтийских стран, в североамериканских колониях и в странах Восточной Азии, на Средиземном море и на побережье Западной Африки - повсюду более богатые голландские купцы теснили английских.

Временами дело доходило до вооруженных столкновений между торговыми компаниями на море, как это было в 1617-1618 гг. в районе Зондских и Молуккских островов. В годы гражданской войны в Англии голландская буржуазия, соблюдая дружественный нейтралитет по отношению к английскому парламенту, одновременно пользуясь слабостью Англии, усилила наступление на позиции Англии в торговле. Наиболее чувствительные потери английская буржуазия понесла на русском и балтийском рынках, а также на рынках средиземноморских стран и в колониях Испании.

После победы буржуазной революции в Англии наступил кратковременный период наибольшего англо-голландского сближения. В Гааге и Лондоне шли переговоры о заключении тесного военно-политического союза и разделе сфер влияния. Однако противоречия между Голландией и Англией оказались в конечном счете сильнее тех факторов, которые их сближали. Существенную роль при этом сыграли происки оранжистов и бежавших во время революции в Голландию английских роялистов, а также усилия французской и испанской дипломатии, стремившейся разжечь войну между обеими буржуазными республиками.

Принятие английским парламентом «Навигационного акта» (1651 г.), направленного против голландского посредничества в торговле Англии с другими странами, знаменовало изменение курса английской политики в отношении Голландии. Отказ англичан отменить акт послужил одной из причин первой англо-голландской войны (1652-1654).

Эта война явилась серией гигантских по масштабам того времени морских сражений, в каждом из которых нередко участвовало с обеих сторон свыше 200 кораблей с общим количеством матросов в 20-30 тыс. человек, с 6-8 тыс. орудий. Несмотря на высокие боевые качества голландских моряков и флотоводческое искусство голландских адмиралов во главе с Мартином Тромпом, голландский флот все же потерпел ряд поражений в решающих битвах в июне - июле 1653 г.

Неудачи голландцев объясняются в первую очередь превосходством английской военной организации и военной техники, созданной в ходе гражданской войны. Первая англо-голландская война явилась суровым испытанием для голландской экономики. Торговые суда голландцев, рассеянные по всему миру, нередко становились добычей англичан, большие потери были нанесены также голландскому рыболовному флоту. Блокада голландского побережья английским флотом летом 1653 г. обнажила самую слабую сторону голландской экономики - ее чрезмерную зависимость от внешней торговли: блокада едва не привела Голландию к катастрофе.

По мирному договору, подписанному в Вестминстере 15 апреля 1654 г., Голландия признала «Навигационный акт» и обязалась возместить ущерб, нанесенный английской Ост-Индской компании, начиная с 1611 г. Этот мир знаменовал начало отступления Голландии перед Англией.

Первая англо-голландская война не разрешила экономических противоречий между обеими странами. Еще в годы протектората отношения не раз обострялись. Голландская дипломатия в течение ряда лет безуспешно добивалась заключения договора с Англией, который должен был, по ее планам, свести на нет действие «Навигационного акта».

Реставрация Стюартов в Англии не смягчила англо-голландского соперничества. Двор Карла II был материально и политически заинтересован в военных авантюрах против Голландии и вел агрессивную политику. Новый «Навигационный акт», изданный Карлом II в 1660 г., был еще менее приемлемым для голландцев, чем акт 1651 г. Столкновения, особенно часто происходившие в колониях, в конце концов повели к разрыву и второй англо-голландской войне.

Формально война была объявлена в начале 1665 г., но фактически она началась уже в 1664 г. с нападения англичан на голландские крепости на западном побережье Африки и с захвата ими Нового Амстердама в Северной Америке. Голландцы значительно усилили свой флот со времени первой войны и улучшили его организацию. Голландский флот под командованием де Рюйтера нанес англичанам поражение и даже, ворвавшись в Темзу, угрожал Лондону.

В этой обстановке англичане были вынуждены подписать 31 июля 1667 г. Бредский договор, по которому Англия удержала за собой Новый Амстердам, а Голландия получила Суринам в Южной Америке и сохранила отнятый у англичан остров Пуло-Ран (Молуккские острова). Условия «Навигационного акта» были несколько смягчены.

Вторая англо-голландская война явилась поворотным пунктом в истории отношений между обоими государствами. Уход англичан из Индонезии, а голландцев из Северной Америки фактически означал раздел сфер влияния между голландской и английской буржуазией. Третья англо-голландская война (1672-1674) не носила поэтому столь ожесточенного характера, как предыдущие войны.

Главным противником Голландии на этот раз выступила уже Франция, для которой завоевание Голландии было одним из условий установления гегемонии в Европе. Англию втянул в войну Карл И, связанный тайными обязательствами с . Английскую буржуазию удалось также прельстить обещанием присоединения к Англии голландского острова Валхерен и городов Бриля и Кадзанда; Шельда оказалась бы, таким образом, открытой для английской торговли, а голландское побережье-под контролем английского флота. Планам расчленения Голландии было суждено, однако, осуществиться.

Для того чтобы отразить нападение бромной французской армии на суше, голландцы открыли плотины, и море, затопив часть страны, создало непреодолимое препятствие на пути наступавших французов. На море де Рюйтер, оставив небольшую эскадру для отвлечения французов, направил главные удары против более сильного английского флота и сумел полностью обеспечить безопасность голландского побережья.

В Англии победы голландского флота, с одной стороны, и разоблачение тайных намерений английского двора - с другой, вызвали недовольство буржуазии. По настоянию парламента король подписал в феврале 1674 г. сепаратный мир с Голландией. Мирный говор не внес существенных изменений в положение сторон. Война же с Францией продолжалась до 1678 г., когда был заключен Нимвегенский мир.

Общим результатом англо-голландских войн 50-70-х годов XVII в. было ослабление военной и государственной мощи Голландии, ограничение ее торговли я колониальной экспансии. Эти войны, таким образом, ускорили падение торгового могущества Голландии. Обострение классовой борьбы и народные восстания, которые также в известной мере явились следствием войн, пошатнули господство голландской буржуазии и вынудили ее искать внешней поддержки. Наиболее приемлемым для вее союзником была английская буржуазия, с которой Голландию связывала в дальнейшем также и совместная борьба против Франции.

Войны с Францией Голландия вела в 1672-1678, 1688-1697, 1702-1713 гг. Овя оказались для Голландии еще более разорительными, чем войны с Англией. Военные действия, происходившие на территории республики, причинили ей серьезный ущерб: большой падеж скота, разрушение сложной ирригационной системы и т. д. В то же время Голландия оказывалась все в большем подчинении у своей союзницы Англии: голландская территория служила форпостом Англии на континенте, голландский морской флот играл роль вспомогательной силы для английского флота.

Единственное, чего достигла Голландия в результате этих войн, было признание за нею по Утрехтскому миру 1713 г. права содержать свои гарнизоны в некоторых крепостях на территории Испанских Нидерландов (так называемые барьерные крепости), что должно было гарантировать ее от французской агрессии. Насколько призрачными были эти гарантии, обнаружилось в 1747-1748 гг., когда во время войны за Австрийское наследство французские войска без труда овладели этими крепостями, и только вмешательство Англии спасло Голландию от полного разгрома. Это поражение было концом голландского великодержавия.

Во время войны североамериканских колоний за независимость Голландия выступила совместно с Францией и Испанией против Англии. Но ее военно-морские силы в это время находились уже в полном упадке. Англичане фактически блокировали республику: в 1781 г. через Зунд прошло всего 11 голландских кораблей. Эта четвертая по счету англо-голландская война (1780-1784 гг.) нанесла новый удар Голландии как колониальной державе.

К Англии перешел Негапатам, важный опорный пункт голландцев в Индии. Утверждение англичан в Негапатаме создало угрозу голландскому господству на Цейлоне, который несколько позже (1795 г.) также попал в руки англичан. Англия, сверх того, добилась для своих кораблей свободы плавания в водах Индонезийского архипелага, что подрывало голландскую монополию в торговле пряностями.

В результате войны долг голландской Ост-Индской компании значительно увеличился и достиг в конце 70-х годов XVIII в. 85 млн. гульденов; компания оказалась на грани банкротства. Не в лучшем состоянии была и Вест-Индская компания.

Вскоре государство было вынуждена взять на себя уплату долгов обеих этих компаний.

Англо-голландские войны 1652 - 1674 гг.

Англо-голландские войны 1652-1674 гг. велись за господство в море. Их причиной стало издание английским парламентом в 1651 году "Навигационного акта", согласно которому в Англию можно было ввозить иностранные товары только на английских судах. Таким образом подрывалась голландская посредническая морская торговля.

Англо-голландская война началась в 1665 году. 11-14 июня 1666 года англичане потерпели поражение в морском сражении в проливе Па-де-Кале. После этого 19 июля флот голландского адмирала де Рюйтера прорвался к устью Темзы и блокировал его, уничтожив при этом несколько неприятельских кораблей и складов.

Голландцы располагали 85 кораблями и 18 брандерами (брандер - судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое поджигали и пускали по ветру или по течению на неприятельские корабли). 1 августа английский флот, который имел на один брандер больше, вышел из устья Темзы. Де Рюйтер решил встретить его у острова Нордфореленд. Утром 4 августа английский авангард атаковал авангард противника. Из-за слабого ветра главные силы голландского флота не смогли вступить в бой. Все три голландских адмирала, командовавших авангардом были убиты. Голландский авангард обратился в бегство. Но де Рюйтер с главными силами выдержал удар неприятельского флота, несмотря на то, что к основной части английского флота присоединились и освободившиеся после преследования корабли авангарда.

Тем временем английский арьергард сковал своими действиями голландский арьергард, которым командовал адмирал Корнелий Тромп. Когда Тромп смог двинуться на помощь своим главным силам, те уже отступали к голландскому побережью и к вечеру 5 августа достигли порта Вилинген. Туда же на следующий день прибыла и эскадра Тромпа. Голландский флот лишился 10 кораблей. Погибло 2 тысячи голландцев, а еще тысяча была захвачена в плен. Англичане потеряли 4 корабля и 1,5 тысячи убитыми и пленными.

В 1667 году был подписан мир. Голландцы лишились своих колоний в Северной Америке, но добились отмены некоторых статей "Навигационного акта".

В новой англо-голландской войне союзниками Англии были Франция, Швеция и некоторые германские княжества. Союзниками Голландии являлись Испания, Германская империя, Дания, Бранденбург и ряд других немецких княжеств. В марте 1672 года английский флот атаковал голландские торговые суда. В апреле французская армия вторглась в Голландию и подошла к Амстердаму. Однако голландцы открыли шлюзы и, затопив часть территории, остановили продвижение противника.

Голландскому флоту не удалось помешать соединению эскадр Англии и Франции. 21 августа 1673 года произошло сражение у острова Тексель. Английский флот насчитывал 65 кораблей, французский - 30, а голландский - 70. Голландскому авангарду удалось прорваться сквозь строй французской эскадры, которая на время оказалась выведена из боя. Голландский арьергард адмирала Тромпа завязал бой с английским арьергардом адмирала Спрагге. В результате главные силы британского адмирала Руперта, насчитывавшие 30 кораблей, вынуждены были вести бой против главных сил и авангарда неприятеля, в которых насчитывалось 40 кораблей.

Рюйтеру удалось окружить 20 кораблей англичан, но Руперт вырвался из окружения и пошел на помощь своему арьергарду. Теперь 65 английских судов противостояли 70 голландским. Бой закончился с наступлением темноты. 2 английских судна потонули и 7 сгорели. Голландский флот потерь в кораблях не имел. На исход сражения повлияла плохая стрельба англичан. Голландский арьергард в результате вообще не имел потерь в личном составе, даже ранеными. Да и среди главных сил жертв было немного. Вскоре после сражения де Рюйтер беспрепятственно провел в голландские порты караван судов из Ост-Индии.

После поражения в сражении у Текселя Англия расторгла союз с Францией и в 1674 году заключила мир с Голландией. В результате англо-голландских войн Голландии удалось отстоять свой статус ведущей морской державы и сохранить надежную связь со своими заморскими колониями. Однако дальнейшее укрепление военно-морского флота Англии и ее ускоренное промышленное развитие вынудили голландцев отказаться к началу XVIII века от соперничества с ней.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции