Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сибирский неолит - сибирский неолит - неолит азии - каталог статей - древний восток. Археологические культуры неолита восточной европы, средней азии, сибири и дальнего востока

Сибирский неолит - период истории Сибири IV-II тыс. до н.э. (на Крайнем Севере и Дальнем Востоке в некоторых проявлениях вплоть до XIX века)

Климатические изменения

Сибирский неолит совпадает с так называемым климатическим оптимумом голоцена. В неолитическое время природа Сибири полностью приобрела современный облик. Вдоль берегов Ледовитого океана расстилались тундры. Южнее лежала полоса лесотундры, которая языками лесов вторгалась вдоль речных долин на север. Сплошным широтным поясом протянулась теперь от Тихого океана и до Балтики лесная зона. Настоящий зеленый сибирский океан шумел на тысячи километров в глубине азиатского материка. На Дальнем Востоке мрачная темнохвойная тайга переходила в пышные леса Амура и Приморья, где сложился и свой собственный животный мир. Однако климат тогда был значительно теплее и мягче современного.

Характерные черты

Как и в случае лесного неолита основным занятием население остается охота, рыболовство и собирательство. Лишь в Приамурье ограниченное распространение получает земледелие. Повсеместное распространение получило эффективное охотничье оружие- лук и стрелы , рыболовы осваивают рыболовные сети, которые позволяют перейти к относительно оседлому образу жизни. Население самых отдаленных сибирских регионов осваивает новые приемы обработки камня: шлифовку и сверление (появляется шлифованный каменный топор). Появляется керамика (глиняная посуда). Осваивается водный транспорт (лодки). Расцветает наскальная живопись. Примером тому стала дошедшая до наших дней Томская писаница.

Социальная организация

У полуоседлых охотников тундры и восточносибирской тайги это были экономически самостоятельные семьи и объединения нескольких семей численностью до 21-25 человек. У рыболовов и земледельцев Дальнего Востока существовали крупные (до 50 и более человек), объединённые совместным добыванием пищи, коллективы. Именно в таких крупных трудовых коллективах сложилась четкая родовая организация. Связанные общим происхождением и экзогамными обычаями, семейно-хозяйственные и родовые коллективы объединялись в племена- высшую социально-территориальную организацию неолита.

Территориальные зоны

Неолит Западной Сибири

Неолит Западной Сибири обнаруживает свои связи с мезолитом Средней Азии и родство с неолитическими культурами Восточной Европы (Культура ямочно-гребенчатой керамики) и Средней Азии (Кельтеминарская культура).

Наличие в Западной Сибири долговременных поселений с полуземлянками свидетельствует об оседлости неолитического населения. Значительную роль начинает играть рыболовство. Таковы, например, поселения на мысе Чэстый-яг на р. Ляпине, Сортынья и Хулюм-Сунт на Северной Сосьве. Эти поселения расположены на мысах и ярках, в болотистых приозерных местах и потому не имеют следов укреплений. В них нет ни рвов, ни валов. Достаточной защитой им служила окружавшая их дикая природа. Обитатели таких поселений жили зимой в постоянных жилищах типа землянок. Землянки квадратные в плане, очень велики по размерам. Площадь наиболее крупных землянок достигает 600 кв.м. и более, глубина их равна 3-4 м. Они располагались при этом группами, иногда рядами. Подобные постройки должны были сооружаться соединенными усилиями целого коллектива и несомненно служили общинно-родовыми жилищами. Землянки, хотя и значительно меньших размеров, продолжали здесь существовать в качестве основного вида жилища спустя 3-4 тыс. лет.

Для западно-сибирской неолитической характерны преимущественно остродонные сосуды, сделанные способом ленточного налепа и украшенные по всей внешней поверхности линейно-накольчатым и гребенчатым орнаментом.

По предположениям лингвистов носители западно-сибирского неолита говорили на прауральском языке, который распался на самодийскую и финно-угорскую ветвь в VI тыс. до н.э.

Неолит Восточной Сибири

Восточная Сибирь начинается к востоку от Енисея. Она переходит в периферию Байкальского региона. Сыалахская культура принесла керамику народам Восточной Сибири. Наиболее полно исследованы неолитические памятники Прибайкалья. Региональная периодизация прибайкальского неолита, разработанная А. П. Окладниковым, стала опорной для всей Восточной Сибири. В ранненеолитической исаковской культуре (4 тыс. до н. э.) ещё ощущаются палеолитические традиции, но шлифованные тесла, двусторонне обработанные наконечники стрел и глиняная посуда придают исаковским комплексам вполне неолитический облик. В эпоху развитого неолита исаковская культура сменяется серовской. Сменившие серовцев носители китойской культуры (вторая половина III тысячелетия до н. э.) унаследовали от своих предшественников приемы изготовления и крашения керамики, но несколько переориентировали свое хозяйство, что отразилось и в производственном инвентаре. Постоянные поиски дичи заставляли прибайкальцев вести полукочевой образ жизни. У них не было долговременных поселений и жилищ типа западносибирских полуземлянок. На оставленных ими стоянках археологам удается отыскать лишь многочисленные кострища и следы легких переносных жилищ типа чума. Близкие к прибайкальцам по культуре и образу жизни племена обитали в Якутии. Байкальско-ленский этнокультурный ареал включал археологические культуры Прибайкалья, Якутии и крайнего северо-востока. Всему ареалу присущи бедно орнаментированные круглодонные сосуды с отпечатками сетки-плетенки или ложнотекстильными оттисками. Керамика изготовлялась с помощью твердой формы и сетки, а позднее способом выколачивания. Байкальско-Ленская общность связывается с отдаленными предками палеоазиатских народностей.

  • Приамурье и Приморье входят в зону влияния дальневосточных цивилизаций. Зачатки земледелия зафиксированы и в Приморье, и в Приамурье, но наиболее полно процесс развития хозяйства неолитических культур исследован в бассейне Среднего Амура. Древнейшая местная культура, названная новопетровской, относится к раннему неолиту и датируется V-IV тысячелетиями до н. э. Аналогичные изменения произошли и в хозяйстве населения Приморья. Для местных поздненеолитических поселений характерны не только тёрочники и зернотерки , но и плечиковые мотыжки для обработки земли, шиферные серпы полулунной формы. Неолитические рыболовы Приамурья имели не только сети и невода, но изобрели и древнейшую в мире блесну в виде вогнутой пластинки из нефрита. Неолитическим культурам Приморья и Приамурья при всем их разнообразии присущ ряд общих черт. Дальний Восток - это мир оседлых людей, живущих деревнями, в прочных постоянных жилищах типа полуземлянок. Экономической основой такого образа жизни было продуктивное рыболовство. Именно в неолите здесь формируется хозяйственно-культурный тип оседлых рыболовов, сохранившийся у многих амурских народностей до этнографической современности. Эффективное амурское рыболовство обеспечивало не только оседлость, но незначительный рост народонаселения. А эти факты (прочная оседлость, значительная плотность населения) при наличии в Приморье и Среднем Приамурье плодородных земель сыграли определенную, если не решающую роль в усвоении местным населением распространявшегося с юга ручного (мотыжного) земледелия. Своеобразное орнаментальное искусство амурского неолита, такие определяющие его элементы, как амурская плетенка, спираль и меандр, сохранились в этнографическом искусстве современного тунгусо-маньчжурского населения Амура. Это позволяет предполагать их генетическую связь с носителями неолитических культур Дальнего Востока.
  • Крайние северо-восточные районы Сибири (Чукотка и Камчатка) в эпоху неолита долго оставались областью распространения пережиточных мезолитических традиций. Лишь во II-I тысячелетиях дон.э. северо-восточные неолитические культуры (тарьинская на Камчатке и северочукотская на Чукотке) приобретают вполне развитой вид. Появляются первые глиняные сосуды, шлифованные топоры и разнообразные, тонко обработанные сплошной ретушью каменные ножи, и скребки, наконечники стрел и копий.

Стариков Валентин Константинович (1945-2007). Преподаватель истории(высшей квалификационной категории) Сибирского Кадетского Корпуса.

Неолит в Сибири

Вслед за мезолитом около 6-5 тысяч лет назад начинается неолит (новый каменный век). Предки неолитических людей живших в эпоху мезолита, присутствовали при складывании основных черт современной нам природы. В неолитическое время эта природа приобрела знакомый нам облик. Вдоль берегов Ледовитого океана расстилалась тундры. Южнее лежала полоса лесотундр. Сплошным широтным поясом от Балтики до Тихого океана протянулась лесная зона.

Новое неолитическое время отличается от предыдущего уже тем, что освоение большей части территории Сибири человеком, в основном, заканчивается. Разумеется, население ее было очень редким. Отдельные племена были разделены огромными пространствами, что в полной мере соответствовало хозяйству и образу жизни лесных охотников, для существования которых требуются большие пространства тайги и тундры, способные прокормить их рыбой и мясом. Следы древних поселений человека, умевшего владеть луком, изготовлять глиняную посуду и шлифовать топоры обнаруживаются по всей Сибири. В новых естественно-географических условиях постепенно наступает конец и былому единообразию хозяйственного уклада, образа жизни и всей культуры древнейшего населения Сибири. Если бы мы с вами пролететь 5 тысяч лет назад на машине времени Уэллса над территорией Сибири, то увидели, как внизу, начиная с Урала, одна за другой сменяются, по крайней мере, 6 больших культурно-хозяйственных областей неолитической Сибири. Восточнее Урала до Енисея жили тогда полуоседлые рыболовы и охотники Западной Сибири, причем в долине Оби и к западу от нее роль рыболовства, вероятно, поднималась до уровня ведущего занятия. На Енисее, у Красноярска, они соприкасались с лесными охотниками и рыболовами Прибайкалья, в жизни которых охота имела решающий перевес. В тундре и лесотундре Восточной Сибири, на Таймыре, за Полярным кругом бродили охотники на северного оленя и рыболовы Арктики.

Каждой из этих областей соответствовала и определенная группа племен, имевшая собственное этническое лицо. Так, уже в каменном веке прослеживаются глубокие корни культур некоторых современных народов Сибири.

Вдоль рек, в т.ч. и бассейне р. Оби и по берегам многочисленных озер Западной Сибири издавна обитали различные неолитические племена, имевшие много общего в своей культуре. В неолите жители Приобья жили не столько охотой сколько рыболовством. Оно определяло оседлость этих племен, а также другие черты быта. Так одежду себе эти племена шили из рыбных шкур вплоть до 19 века. Одежда их, - писал в начале 18 века Новицкий о жителях Приобья, хантах, из кожи рыб “ наипаче с налима”. Немногочисленные неолитические стоянки, обнаруженные на территории нашей области: с. Завьялово Искитимского района, на р. Иня в Тогучинском районе, у с. Ордынское, Крохалевка говорят о том, что основным занятием жителей здешних мест была охота. Об этом говорит обилие каменных наконечников стрел, дротиков, копий. Наличие костяных гарпунов, топоров и тесел, с помощью которых изготовлялись лодки, говорит и о занятиях рыболовством. Большим подспорьем являлось собирательство. Жители Барабы, где в изобилии были озера и реки, занимались, в основном рыболовством. Об этом говорит и наборы каменных орудий. Наконечники стрел встречаются редко, но больше найдено глиняных грузил, каменных стерженьков для составных рыболовных крючков. Широкое поле деятельности открывалось и в плане добычи водоплавающей птицы. Ее добывали с помощью сетей и загонов. А птицы еще в начале 20 века было так много, что барабинские татары заготовляли ее впрок на целый год. Из шкурок уток изготовлялась прекрасная водонепроницаемая одежда.

Прекрасный археологический материал для представления о быте, духовном мире неолитических людей дали раскопки могильников в районе г. Томска и с. Самусь Томской области. Судя по захоронениям, обязанности мужчины и женщины в хозяйственной деятельности резко разграничены. В могиле мужчины сохранялись наконечники стрел, копий, несколько тесел, ножи. То есть он занимался охотой, рыболовством. В могиле женщины нашли горшки, нож, топор, что говорит о том, что она занималась домашним хозяйством, изготовляла посуду, собирала съедобные растения.

Глубокие знания мира зверей, и мастерство обнаруживаются в скульптурках медведя, птицы, найденных в могилах, высеченных рисунках на скалах у д. Писаной и на р. Томь. Здесь имеются схематические изображения людей. Но большинство фигур принадлежит животным: выделяются великолепное изображение медведя, многочисленные фигурки лосей, водоплавающих птиц. Несомненно, что рисовались эти рисунки разными мастерами. Томская писаница с большей силой и наглядностью раскрывает мысли и чаянья, связанные с охотничьей жизнью. Нет сомнений, что в основе изображения лежит первобытная охотничья магия, стремления завладеть зверем.

Издавна занимал особое положение в верованиях финно-угорских племен медведь: он находился в ранге божества и пользовался в их религии самыми почетными правами. Видное место в мифологии принадлежало утке. Мир, как рассказывает эпос финских племен, возник из яйца, снесенного уткой в море. Не случайно сосудам придавали яйцевидную форму: что обозначало яйцо, из которого возник мир.

Прочитано 6960 раз

Вдоль рек, в том числе в бассейне р. Оби, и по берегам многочисленных озер Западной Сибири издавна обитали различные неолитические племена, имевшие много общего в своей культуре. 1

Наиболее ранние по типу находки обнаружены на стоянке у Андреевского озера вблизи Тюмени (первая Андреевская стоянка, или Андреевское озеро). Здесь на глубине около 2 м над толщей донного песка, несколько глубже современного уровня Андреевского озера было обнаружено большое количество ножевидных пластин. Из ножевидных пластин изготовлены были и каменные орудия - вкладные лезвия для вкладышевых орудий, ножи, скребки, а также наконечники. Изделия эти имеют в целом выдержанный архаический облик. Скребки концевого типа широко распространены в культурах эпипалеолитического времени. Среди вкладышей нет типично неолитических, сплошь ретушированных с обеих сторон, у них обработаны только края, оформленные мелкой зазубривающей ретушью. Особенно архаичны наконечники. Все они изготовлены из более или менее широких пластин, только отчасти обработанных ретушью и при этом характерным образом: вдоль краев и на кончиках. Несколько наконечников имеют вдоль одной длинной стороны специфическую боковую выемку, образующую черешок. Такие наконечники характерны для позднемезоли-тических и ранненеолитических культур соседних степных областей Средней Азии. Они известны там начиная с пещерных поселений Юго-Западной Туркмении (IV слой пещеры Джебел) и кончая несколько более поздними(IV-III тыс. до н. э.) поселениями кельтеминарского типа в низовьях Аму-Дарьи. Такие же наконечники известны и из самых ранних неолитических погребений Прибайкалья хиньской стадии.

В целом весь этот наиболее ранний здесь комплекс находок свидетельствует о наличии у древнего населения Восточного Приуралья весьма древних традиций, уходящих в микролитическую культуру степного мезолита Средней Азии и Восточной Европы.

Эпоха развитого неолита в собственном смысле этого слова представлена богатыми находками на том же Андреевском озере, на стоянках Козлова перейма и «VIII пункт». Для этих двух стоянок характерны глиняные сосуды с округлым и острым дном, полуяйцевидные и параболлоидные в вертикальном сечении. Сосуды украшались довольно богатым орнаментом, выполненным острием палочки-стека или гребенчатым штампом. Часто применялся полулунно-гребенчатый штамп, которым выполнялись узоры в виде криволинейных зигзагов. Важное место в орнаментации керамики принадлежало струйчато-волнистым линиям с характерными ритмическими нажимами. Композиция узора была в ряде случаев зональной, орнаментальные элементы располагались горизонтальными рядами параллельно венчику. Иногда же орнаментальное поле не только расчленялось вертикальными «лесенками» на широкие горизонтальные по-

1 В. Н. Ч е р н е ц о в. Древняя история Нижнего Приобья. «Материалы и исследования по археологии СССР» №35 М., 1953

лосы, но и дополнительно разбивалось на особые участки, преимущественно треугольные или трапециевидные. Острое дно сосудов в свою очередь украшалось радиальными, расположенными от центра в стороны узкими полосами узора. Вместе с обломками таких сосудов встречены различные мелкие изделия из камня - скребки, ножевидные пластины, вкладные лезвия, наконечники стрел, а также шлифованные орудия.

К этому времени относится могильник около дер. Усть-Куренга на р. Шаж, правом притоке Иртыша. При неолитическом костяке здесь оказались шлифованное тесло, трапециевидное в поперечном сечении, костяные острия, украшения из расщепленных клыков кабана, украшенные волнисто-зубчатыми выемками вдоль края, а также две подвески или штампы с зубчатыми краями, может быть, служившие для нанесения на сосуды гребенчатого узора. Кроме того, имеются две схематически трактованные головки животных, вырезанные из тонких пластинок мягкого сланца.

К несколько более позднему времени, примерно к половине III тыс. до н. э., как полагают исследователи, относятся неолитические поселения в низовьях р. Оби, в северной части его бассейна. Таковы, например, поселения на мысе Чэстый-яг на р. Ляпине, Сортынья и Хулюм-Сунт на Северной Сосьве. Эти поселения расположены на мысах и ярках, в болотистых приозерных местах и потому не имеют следов укреплений. В них нет ни рвов, ни валов. Достаточной защитой им служила окружавшая их дикая природа. Обитатели таких поселений жили зимой в постоянных жилищах типа землянок. Землянки квадратные в плане, очень велики по размерам. Площадь наиболее крупных землянок достигает 600 м 2 и более, глубина их равна 3-4 м. Они располагались при этом группами, иногда рядами. Подобные постройки должны были сооружаться соединенными усилиями целого коллектива и несомненно служили общинно-родовыми жилищами. Землянки, хотя и значительно меньших размеров, продолжали здесь существовать в качестве основного вида жилища спустя 3-4 тыс. лет. Они были на Оби еще вXVIII-XIX вв. под названием «мыс-хат», т. е. «земляной дом».

В неолите жители Приобья жили не столько охотой, сколько рыболовством. Огромная река с ее многочисленными старицами, протоками и озерами доставляла людям значительно более верный источник существования, чем охота. Рыболовство определило не только относительную оседлость, тип жилищ - землянок, но и другие черты быта, в том числе и одежду из рыбьих шкур, характерную для приобских племен как в глубоком прошлом, так и вплоть до самого недавнего времени, до XIX в. «Одежда их, - писал в началеXVIII в. Гр. Новицкий о жителях Приобья, хантах, - обще из кожей рыб, наипаче с налима, иже подобан сому, тот де осетра и стерлядей одерше кожу только трудами своими умягчает, яко могут все одеяния себе из них сошиты, обще же из налимей кожи - кожаны, с иных же чулки, сапоги утворяют». Такую одежду, должно быть, носили и обитатели неолитических землянок. Внутри землянок и вообще на поселениях оседлых рыболовов и охотников Нижнего Приобья сохранились многочисленные предметы их домашнего обихода, позволяющие восстановить не только общие черты быта, но и ценные детали, характеризующие место приобских племен среди их современников в Европе и Азии. На поселениях найдены шлифованные и оббитые орудия из камня, в том числе долота, ножи, скребки, дисковидные наконечники палиц, наконечники стрел, вместе с обломками тонкостенных горшков яйцевидной формы. Горшки обыкновенно украшены были гребенчатым, а реже ямочным по технике исполнения узором, расположенным горизонтальными зонами и покрывающим сосуд сплошь, от венчика до днища. Орнаментальные зоны состоят как правило, из чередующихся горизон-

тальных полос зигзага, то узких, то широких, и разделяющих их полос вертикальных вдавлений. Изредка встречаются волнистые прочерченные линии, опоясывающие сосуд. Со временем орнамент усложняется. Распространяется узор в виде широкоячеистой сетки, образованной гребенчатыми полосами, а также широких криволинейных полос и расположенных под углом друг к другу более или менее коротких линий. Усложняется и техника орнаментации. Гребенчатый штамп становится разнообразнее. Так, например, теперь появляются овальные гребенчатые оттиски («гусеничные»), «гребенчатая качалка». Наряду с круглыми распространяются и овальные ямки. Каменные тесла из наиболее ранних землянок - трапециевидные и овальные в поперечном сечении, иногда с желобчато-выпуклым лезвием. Позже появляются топоры с сечением, близким к прямоугольному, но с выпуклыми широкими поверхностями. Одним словом, это была уже вполне зрелая неолитическая культура, во многом близкая тем культурам лесных рыболовов и охотников, которые сложились на Урале и к западу от него.

На Верхней Оби, в районе Томска, наиболее значительным памятником неолита является могильник на Старом мусульманском кладбище у Лагерного сада в г. Томске. Он содержит 30 могил, в которых было найдено большое количество каменных тесел и топоров, наконечников стрел и копий, ножей, скребел, стерженьков для рыболовного крючка, выпрямителей древков стрел, скребков и замечательное изображение медведя. Во многих могилах оказались целые или разбитые горшки. 2

Другой памятник, Томский могильник, находится в Лагерном саду г. Томска. Восемь могил этого могильника датируются неолитическим временем. В них содержался обычный для неолитических памятников материал, такой же как на мусульманском кладбище. 3

Кроме могильников, известны поселения большей частью с разновременным материалом, в которых, однако, типологическим методом удается выделить и ранние чисто неолитические комплексы: поселения на месте могильника Самусь I, остатки поселения и могила у с. Могильники, примерно в 150 км к западу от Томска, и Новокусковская стоянка.

Люди, оставившие эти памятники, лепили глиняные сосуды в виде плоскодонных горшков с раздутыми боками и небольшим донцем, часто неровным или же сделанным не параллельно венчику. Делали они горшки двух разновидностей: часть из них усеченно яйцевидной формы, у таких устье сосуда несколько заужено; другие же - баночные, с открытым верхом. Горшки украшали незатейливым орнаментом, нанесенным закругленным концом относительно тонкой палочки, оттиски которой образуют горизонтальные линии, иногда сдвоенные или строенные. Между этими полосами расположены пустые пояса. Иногда линии орнамента короткие, образующие как бы шахматный узор на поверхности сосуда. Встречаются сосуды, целиком покрытые такими оттисками. Иногда орнамент из оттисков имеет вид взаимно проникающих треугольных зон. Во всех этих случаях оттиски стоят поперек или под углом к линии орнамента. Но часто они следуют один за другим и тогда образуют линии отступающей палочки. Некоторые сосуды дополнительно украшены одним или двумя рядами ямок, расположенных под венчиком.

Наиболее многочисленными и разнообразными изделиями, найденными в могилах этого времени, являются тесла. Их делали из подходящих галек, которым путем сколов придавали нужную форму. В зависимости

2 А. П. Д у л ь з о н. Томский неолитический могильник. «Ученые записки Томского государственного педагогического института», т.XVII, 1957.

3 М. Н. Комарова. Томский могильник - памятник истории древних племен лесной полосы Западной Сибири. «Материалы и исследования по археологии СССР» вып. 24, 1952, стр. 17-50.

от назначения тесла изготовляли с разным рабочим краем. Наиболее многочисленны тесла со скошенным со стороны брюшка рабочим краем. Они разнообразны как по величине, так и по поперечному сечению. Другие тесла имеют плоскую и сильно выпуклую спинку, в сечении они часто трехгранны. Довольно много также тесел с асимметричным рабочим краем, у них и спинка, и брюшко выпуклые, но все же брюшко несколько более плоское. Встречаются тесла с желобчатым рабочим краем. Нуждаясь в острых режущих орудиях, люди эпохи неолита в районе Томска изготовляли ножи двух видов. К первому относятся большие асимметричные ножи из ромбических в сечении пластин с сильно выпуклым рабочим краем. Второй вид ножей неправильно миндалевидной формы изготовляли из отщепов. Они значительно меньших размеров и сделаны более небрежно. Для охоты на зверей и птиц в это время использовали лук со стрелами и копья. Найдено много наконечников стрел трех видов; больших лавролистных с закругленным основанием, узких иволистных с прямым основанием и небольших миндалевидных с выпуклыми боками и прямым основанием. Вместе с ними находятся и наконечники копий, иногда лавролистной формы, из тонких хорошо отретушированных пластин. Ассортимент орудий, которыми пользовались люди эпохи неолита, был довольно широк. Для разных работ применяли неправильно миндалевидные скребла, скребки, которые обычно делали на концах пластин, простые отщепы и песчаниковые плитки. Встречаются в инвентаре могил и «выпрямители древков стрел», а также каменные стерженьки с насечками по концам, которые служили частью составных рыболовных крючков. В одной из могил на Старом мусульманском кладбище найдена каменная фигурка бегущего медведя с раскрытой пастью и высунутым языком.

В это время люди хоронили своих сородичей на кладбищих, расположенных в непосредственной близости от реки, в простых грунтовых ямах, обычно не очень глубоких. Первоначально ямы имели, видимо, деревянные перекрытия, которые сгнили и осели внутрь. После похорон иногда на месте погребения устраивалась тризна и зажигался огонь, а остатки костра потом сваливали в могилу или на нее. Огонь, таким образом, играл существенную роль в обряде погребения.

По составу инвентаря могилы Старого мусульманского кладбища резко делятся на две группы. Для одной из них характерны горшки, их бывает обычно по два в одной могиле. Иногда вместе с сосудами лежит топор и обязательно нож, встречаются отщепы. В другой группе могил посуды нет, но зато всегда присутствуют предметы вооружения: наконечники стрел и копий, несколько тесел, ножи. Наблюдается и различная ориентировка для каждой группы могил. Возможно, это мужские и женские могилы; судя по ним, обязанности мужчин и женщин в процессе производства были резко разграничены. На долю мужчины приходилась охота и рыбная ловля, продукты которых являлись основным источником питания людей эпохи неолита. Женщины же преимущественно занимались Домашним хозяйством, изготовляли посуду и, видимо, собирали различные съедобные растения.

Характерной особенностью керамики из Томского могильника в отличие от той, которая известна на Нижней Оби, является плоскодонность сосудов. Эта черта свойственна многим сосудам и из тех поселений, которые известны на Верхней Оби. Это стоянки Киприно, Верхние Чемы, Ирмень I, МеретьI иII.4

4 М. Н. Комарова. Неолит Верхнего Приобья. «Краткие сообщения Института истории материальной культуры», вып. 64, 1956, стр. 93.

Неолитическая культура, характерная для района Томска в конце III тыс., сменяется новой культурой. Видимо, это связано с приходом сюда новых людей, которые оставили могильник №I у с. Самусь. 5 Могильник СамусьI находится на высоком берегу в устье речки Самуськи. Всего здесь оказалось 16 могил, в которых были найдены каменные топоры, тесла, ножи, наконечники стрел и несколько сосудов. Эти люди в противоположность своим предшественникам не делали сосудов с плоским дном. У них были только круглодонные и остродонные горшки. Остродонные сосуды имели выпуклые посередине бока и несколько отогнутый венчик. Круглодонные горшки по своей форме приближались к параболоидным. Из семи найденных в могилах горшков не было ни одного плоскодонного. Изменяется и способ украшения посуды. Исчезают орнаменты, выполненные отступающей палочкой. Стенки некоторых сосудов покрыты сплошными рядами мелких оттисков отступающего гребенчатого штампа.

В могилы по-прежнему кладут вещи производственного назначения и чаще других тесла, значительно реже топоры. Тесла представлены двумя видами: с плоским брюшком и выпуклой спинкой, у которых поперечное сечение имеет вид трапеции, и тесла со скошенным рабочим краем. В отличие от памятников более раннего времени большинство рубящих орудий изготовлялось из толстых пластин.

Как и раньше, в могилах часто лежат целые и ломаные ножи, но теперь редко встречаются большие асимметричные ножи с выпуклым рабочим краем. Зато больше становится неправильно миндалевидных, сделанных из отшепов. Вместе с тем появляются и хорошо отшлифованные ножи с вогнутым лезвием.

Происходят и некоторые изменения в форме наконечников стрел: все они книзу сужаются и имеют либо прямое, либо острое основание. Всего несколько экземпляров найдено с расширенным закругленным основанием. Наряду со старыми наконечниками копий лавролистной формы появляются и новые узкие наконечники, ромбические в сечении. Кроме того, в могилах найдены абразивы и уникальная фигурка стоящего на задних лапах медведя.

Изменяется и обряд погребения: появляются необычные захоронения одних черепов, что ни разу в других местных могильниках не встречено. Из верхнеобских стоянок ближе всего к самусьскому могильнику по форме сосудов и использованию для их орнаментации зубчатых штампов стоянки Ирба, Кротово II и Ордынское. Время могильника СамусьI определяется тем, что более ранние памятники здесь сближаются со стоянкой на Андрееевском озере, а сам этот могильник близок к Екатерининской стоянке, датируемой В. Н. ЧернецовымIII тыс. до н. э. К этому же или даже несколько более раннему времени следует относить известный Кузнецкий могильник, 6 погребальный ритуал которого и инвентарь, однако, во многом отличны от того, что известно по могильникам в районе Томска. Характеристика неолита Верхней Оби была бы неполной, если не упомянуть первоклассные памятники искусства, найденные как в могилах, так и высеченные на знаменитой скале у дер. Писаной. Глубокое знание мира зверей и мастерство обнаруживается в таких вещах, как скульптура медведя из Самусьского могильника на Старом татарском кладбище у г. Томска. Столь же искусно изображена летящая птица, костяная скульптура которой найдена в Яйском могильнике. По художественной

5 В. И. Матющенко. Самусьский могильник. «Труды Томского государственного университета им. В. В. Куйбышева», т. 150, серия историческая, стр. 46.

6 Н. А. Чернышев. Кузнецкий неолитический могильник. «Материалы и исследования по археологии СССР», № 39, 1953, стр. 336.

силе и выразительности первое место занимает фигура медведя из неолитического могильника Самуськи. Медведь изображен в спокойной позе, с передними лапами, по-человечески подобранными и сложенными на груди. У зверя огромная лобастая голова с длинной, типично медвежьей мордой. На голове животного рельефно моделированы круглые плоские уши, ямками обозначены маленькие глазки, тщательно прорезан длинный рот. От всей фигуры веет умиротворенностью и спокойствием.

Скульптуры неолитического времени передавали изображаемое животное не только в состоянии покоя, но и в стремительном движении. Медведь бежит в панике, он полон движения, все его тело напряжено. В таком же стремительном движении изображена и летящая птица. Это скорее всего гагара или утка. Она летит, вытянув шею, вся устремленная вперед. Вместе с тем животные изображены без мелких деталей: у медведя ноги только намечены, у птицы нет крыльев. Выразительный материал для характеристики искусства населения этих районов дают также замечательные писаницы на р. Томи, у дер. Писаной. О рисунках на р. Томи знали еще авторы XVIII в., которых вместе. с коренным населением этих мест поразило множество звериных и человеческих фигур, с необыкновенным терпением и тщательностью выбитых на скале, о подножие которой бьются волны быстрой горной реки, а вершина увенчана густыми зарослями леса.

Томская писаница «двуслойная». Большинство изображений, наиболее ранних по возрасту, выбито на ней в камне характерной мелкой выбивкой, «точечной ретушью». Часть рисунков вырезана и вышлифована, а некоторые фигурки, первоначально выбитые, были затем «освежены» и усилены резными линиями. Но во всех этих рисунках нет никакого отображения скотоводства, являвшегося основным занятием и главным источником существования людей бронзового и раннего железного века. Среди древнейших, выбитых точечной выбивкой изображений выделяются фигуры людей с широко расставленными и согнутыми в коленях ногами. Эти человечки как бы приседают в позе танца. Руки их распростерты в стороны и тоже изогнуты. На писанице отчетливо видно, что Два человека схватились руками и крепко держат друг друга. Головы У них округлые, широкие.

В другом месте среди лосей видна фигура человека с туловищем, изображенным в фас в виде треугольника, и головой, как будто повернутой вбок, как на египетских фресках. На голове видны широко выгнутые Дугообразные рога. Одна рука человечка плавно изогнута и опущена вниз,

другая тоже согнута в локте, но поднята кверху. Ноги фигурки тоже слегка изогнуты. Человечек как будто обращается к кому-то с речью или с вопросом.

Наряду с рисунками людей видны рядом две схематически изображенные человеческие ступни. Есть также условные знаки в виде двух концентрических овалов, вписанных друг в друга. Они, возможно, представляют собой элементарные знаки женского плодородия.

Но больше всего на Томской писанице фигур животных: звери на ней решительно преобладают. Вся писаница представляет собою как бы окаменевший обломок древнего звериного эпоса, целую поэму о зверях. Под двумя отмеченными выше человечками видна фигура животного с выпуклой горбатой спиной и склоненной вниз ушастой головой, напоминающей медведя. Одна фигура животного изображена в движении, в скачке, в галопе. У него пара острых ушей и длинный кривой хвост. Это скорее всего лиса или волк. Одна из лучших по ее реалистической живописи фигур Томской писаницы изображает журавля или цаплю. Птица стоит на длинных кривых ногах; у нее змееобразно изогнутая шея и длинный острый клюв, опущенный книзу. Две фигуры изображают, по-видимому, филина или сову. Обе они трактованы различным образом и выполнены в различной технике. У одной фигуры, по-видимому более древней, видна широкая голова, напоминающая бубновый туз; посередине ее вырезан клюв, по бокам намечены глаза. Туловище птицы, широкое и округлое, сплошь усеяно точками, очевидно, изображающими оперение. Среди рисунков Томской писаницы видна и еще одна фигура птицы, выбитая наиболее глубоко и четко. Это явно водоплавающая птица - утка, изображенная в характерной для нее позе. Она как будто привстала на воде и, вытянув шею с длинной массивной головкой, отряхивает крылья.

Главное место среди рисунков Томской писаницы занимает образ лося. Лоси идут целыми рядами, одни лоси следуют друг за другом, другие шагают им навстречу. Лоси изображены в одной и той же специфической фанере. У них короткое массивное туловище с мощным горбом над лопатками и узкий сухой круп. На груди и шее многих фигур глубоко врезаны дугообразные полосы. Морды животных очерчены лаконично и вместе с тем очень живо, с пластической глубиной рельефа. На них нарочито выделено утолщение тяжело нависающей верхней губы, заботливо отмечена расщелина рта и миндалевидный узкий глаз. Ни на одной фигуре не видно характерных лосиных рогов в виде лопаты с зубцами. Но зато на всех вырезаны поднятые кверху уши. Это все, должно быть, не лоси-самцы, а самки-лосихи. Ноги зверей сухие и длинные, широко раскинутые в стороны, на них показаны раздвоенные оленьи копыта.

Стремление рассказать в рисунке о звере как можно больше, полнее, нашло неожиданное выражение и в одной любопытной детали. На одном изображении лося в области груди имеется стреловидная фигура: это несомненно сердце и аорта зверя. Такой по-детски наивный прием, повествовательный рассказ о внутренностях зверя, об источнике его жизненной силы, встречается у западносибирских народов и много позже. Он известен также и в искусстве других народов этого же уровня развития, например у североамериканских индейцев.

Многочисленные фигуры лосей на Томской писаной скале не представляют собой какой-то единой, однажды задуманной и затем сразу осуществленной композиции. Они несомненно рисовались различными мастерами и в разное время. Однако все они или по крайней мере большинство их объединены, во-первых, единством стиля и творческой манеры древних мастеров. Главная черта этого стиля и художественного мироощущения того времени - динамизм.

Вся эта масса лосей захвачена одним динамическим порывом. Лоси быстро шагают, бегут и скачут, вытянув головы вперед. Их фигуры напряжены до предела и наполнены неукротимой энергией. Среди них нет ни одной фигуры, недвижно застывшей на месте.

Стремясь подчеркнуть этот динамизм и экспрессию лосиных фигур, древний мастер использовал простой и эффективный прием. Он расположил их не горизонтально, а слегка наклонно, приподняв верхнюю половину тела лося и соответственно опустив нижнюю. Такое расположение лосиных фигур становится еще более выразительным на фоне косых глубоких трещин, рассекающих гладкую поверхность писаной скалы. Могучие сильные звери как бы неудержимо стремятся кверху, карабкаются и перепрыгивают через трещины, упрямо преодолевая все препятствия на пути к цели.

Томская писаница с большой силой и наглядностью раскрывает мысли и чаяния, связанные с охотничьей жизнью, с заботой о благополучии первобытных охотников. Нет сомнений в том, что в основе этих изображений первобытная охотничья магия, стремление завладеть зверем.

В свою очередь скульптурные изображения из неолитических погребений могут многое рассказать о вере в духов-хранителей и предков, а также о космогонических мифах древних племен Западной Сибири. В них представлены, как мы видели, два основных сюжета, два центральных образа: медведь и птица.

Рассматривая эти памятники искусства каменного века западносибирских племен эпохи неолита, следует иметь в виду, что по общему облику их культуры и искусства они были настолько близки к своим западным соседям, обитателям Урала, что трудно сомневаться в их этническом родстве, в принадлежности тех и других к одной большой этнографической группе каменного века, или иначе к уральской, угорской. Последняя в свою очередь была близка к жителям лесных пространств между Балтийским морем и Уралом, т. е. тех областей, где писаная история застает уже во времена Геродота и Плиния финно-угорские народы и племена.

Не удивительно поэтому, что именно в их фольклоре и мифологии обнаруживаются такие элементы, которые позволяют понять идейное содержание памятников древнего искусства, оставленных неолитическими людьми.

Медведь издавна занимал особое, видное положение в мировоззрении и верованиях финно-угорских племен; он находился в ранге божества и пользовался в их религии самыми почетными правами.

Неслучайно, что в искусстве неолита Западной Сибири такое видное место принадлежит водоплавающим птицам, в первую очередь уткам. Оно, вероятно, объясняется особой ролью этих птиц в мифологии и космогонических воззрениях финно-угров. Мир, как рассказывает эпос финских племен, возник из яйца, снесенного в море гигантской уткой. Не случайно, должно быть, на неолитических сосудах их яйцевидная форма сочетается с образом птиц и воды. Может, сосуд означает яйцо, из которого возник мир; волнистые линии - воду первичного океана - бездны, а утки, «плывущие» по его волнам, напоминали древним людям миф о той птице, которая создала Вселенную.

В целом неолитические и непосредственно следующие за ними памятки ранней бронзы Западной Сибири отражают сложную историю местного населения в IV-III тыс. до н. э. Племена, обитавшие на границе тайги и степи, издавна находились в связи с потомками мезолитических обитателей степей и пустынь Средней Азии, оставивших после себя поселения с микролитическими изделиями геометрических форм. В зрелой неолитической культуре этих племен по-прежнему много общего со Средней Азией, конкретно - с кельтеминарской культурой Приаралья. Вместе

с тем эти общие с кельтеминарской культурой черты являются столь же характерными для неолита Урала. Можно поэтому, что и делают некоторые исследователи, говорить о какой-то определенной культурно-этнической общности, о большой группе родственных племен, обитавших в III - IV тыс. до н. э. в Приаралье, на Урале и в южных районах Западной Сибири. Очень вероятно, что это были предки угорских племен, граничившие на западе с предками финских племен Восточной Европы, а на юге - с древними индоевропейскими (ираноязычными) племенами Средней Азии. Позднее, в эпоху бронзы, на основе этой древней культурно-этнической общности вырастает, по-видимому, афанасьевская культура ранней бронзы.

Вторая группа племен, заселявших северные и восточные лесные районы Приобья, по своей культуре во многом была ближе к лесным племенам европейской части РСФСР, к неолитическому населению Волго-Окского района и Карелии, оставившему поселения с ямочно-гребенчатой керамикой. Об этом особенно наглядно свидетельствуют характерные остродонные сосуды с зональной гребенчатой орнаментацией строго выдержанного зонального прямолинейно-геометрического стиля.

В то же время как северные, так отчасти и южные племена Западной Сибири находились в связи с населением других областей, расположенных далее на восток, по направлению к Енисею и Ангаре. Оттуда в Западную Сибирь, на Урал и даже в Карелию проникали специфические для таежного Приангарья «топоры с ушками», известные на Ангаре с китойского времени. Есть общие черты с инвентарем прибайкальских могильников того же китойского времени и в инвентаре Усть-Куренгского погребения (расщепленные клыки кабана, орнаментация краев этих клыков волнисто-зубчатыми выемками), а также могильника в Кузнецке. Неизвестно, были ли здесь этнические контакты и прямое родство древних племен Западной и Восточной Сибири или сказывалось только опосредствованное культурное влияние, проникавшее через неродственные друг другу племена. Но во всяком случае такое культурное взаимодействие существовало и накладывало определенный отпечаток на всю культуру этих племен.

Реферат на тему « Неолит Урала и Сибири»

Введение

Неолит - последний период каменного века. Твердые хронологические рамки неолита указать трудно, так как на разных территориях он начинался в разное время. Начало относится почти повсеместно к концу VII тысячелетия до н.э.

Расселившись в эпоху мезолита, люди попали в различные климатические условия, видимо, этим объясняется многообразие неолитических культур.

В неолите в северном полушарии природа приобретает следующий облик: вдоль берегов Ледовитого океана расстилалась тундра, южнее шла лесотундра, от Балтики и до Тихого океана протянулась полоса лесов, южнее которых лежали лесостепи и степи. В каждой растительной зоне развивался соответствующий животный мир.

С неолитом связаны изменения в способе производства, получившие название неолитической революции, которая заключалась в переходе от присваивающего типа хозяйства к производящему - земледелию и скотоводству. Движущими факторами перехода к производящему хозяйству можно считать:

1) кризис присваивающего хозяйства (старые способы добывания пищи уже не могли обеспечить ее в достаточном количестве);

2) демографические изменения (значительное увеличение населения); 3)накопление человеком рационального опыта, эмпирических представлений о питательной ценности растительной и мясной пищи, об определенных качествах тех или иных растений и животных.

Но неолитическая революция произошла не на всей территории.

В неолите сложились две большие зоны хозяйства: область культур производящего хозяйства и обширная зона присваивающего хозяйства, внутри которой возникли различные типы комплексного хозяйства, прочно связанные с конкретными природно-географическими условиями. Выделяют следующие обширные неолитические общности, которые в свою очередь подразделяются на области отдельных культур:

1) юг европейской части России (степные и лесостепные районы, Крым); 2)Кавказ и Закавказье;

3) юг Средней Азии; 4) север Средней Азии и Казахстан;

5) лесная полоса европейской части России;

6)Урал и Западная Сибирь;

7)прибайкальско-восточносибирская;

8) Якутия и Северо-Восточная Азия;

9) Дальний Восток (Приамурье и Приморье).

Внутри каждой из этих зон наметились присущие только ей черты развития техники, особенности керамики и орнамента. Рассмотрим особенности материальной культуры неолита Урала и Западной Сибири.

Неолит Урала

Неолит Урала представлен горбуновской культурой конца IV - середины III тысячелетия до н.э. Название ей дал Горбуновский торфяник у Нижнего Тагила. Многие стоянки залегают в торфе, сохраняющем кость и дерево. Неолитическая культура Урала возникла на мезолитической основе. На ранних этапах этой культуры сохранились микролиты, характерная дл мезолита, техника обработки камня: большинство орудий изготовлено с помощью вставных ножевидных пластин. Выделяются две основные области: неолит Южного Урала и неолит лесного Среднего и Северного Урала.

На неолит Южного Урала значительное влияние оказали южные кельтминарские поселения, неолитические культуры Приаралья и Закаспия, у которых было заимствовано умение делать глиняную посуду (и некоторые орнаментальные мотивы), а также изготавливать кремневые зубчатые наконечники стрел. Интересную зону представляет и Южный Урал. Еще в мезолите отмечалось проникновение в Южное Приуралье населения из Южного Прикаспия - носителей микролитической техники и производящего хозяйства.

Неолитическая общность лесного Среднего и Северного Урала разделяется на две исторически-культурные области: восточноуральскую (или обско-уральскую) и западноуральскую (или камско-волжскую). Между ними много общего. Поселения распространены на берегах озер и на уступах надпойменных террас. Люди жили в полуземлянках прямоугольной формы, занимались охотой и рыбной ловлей. Особенностью культуры неолита Урала являются круглодонные или округлоконические глиняные сосуды, украшенные зубчатым (гребенчатым) орнаментом. Широкое распространение получили костяные гарпуны и наконечники стрел. Для неолитической культуры Урала характерны культовые места и писаницы.

Западноуральский неолит своим происхождением связан с местным мезолитом и влиянием культур, расположенных к западу от Урала. В своем развитии местная неолитическая культура прошла три этапа. Ранний боровоозерский этап относится и к IV - III тысячелетиям до н.э. наиболее типичный памятник - стоянка Боровое озеро I близ Перми. Для нее характерны глиняная посуда, близкая к яйцевидной форме и украшенная гребенчато зубчатым орнаментом, листовидные наконечники стрел, изогнутые ретушированные ножи. Второй - хуторской этап изучен по поселениям Хуторское у Березняков в урочище Бор на р. Чусовой и др., относящимся к III тысячелетию до н.э. В это время появляются шлифовальные топоры-тесла, почти исчезают изделия из ножевидных пластин, более разнообразными становятся узоры на сосудах. Для этого этапа характерны длинные четырехугольные дома-полуземлянки с очагами в центре и нишами вдоль стен, в них проживало 25-30 человек. Третий этап - черкашинский датируется концом III - началом II тысячелетий до н.э. В этот период меняется форма посуды: характерными становятся выпуклодонные сосуды цилиндрической формы, украшенные узорами «шагающая гребенка» или в виде решетки. В конце периода появляются первые изделия из меди.

Восточный Урал прошел также три этапа. Первый - козловский - этап изучен по наиболее раннему поселению на Андреевском озере. Для этого этапа характерны крупные, немного суженные кверху сосуды с округло-коническим днищем. Орнамент покрывал всю поверхность, включая дно. Он наносился узкой палочкой, методом прочерчивания по сырой глине с периодическим напылением. Кремневый инвентарь сохранил мезолитический облик: большинство орудий делалось из ножевидных пластин, были распространены наконечники стрел кельтминарного типа с зубцом у острия.

Второй этап - полуденский - датируется концом IV - началом III тысячелетий до н.э. К нему относятся поселения Стрелка, Полуденка I в бассейне р. Чусовой, Шайтанка I близ Екатеринбурга. Посуда сохраняла полуяйцевидную форму. Широко применялся орнамент в виде волнистых почерченных линий и поясов заштрихованных треугольников. Появились шлифовальные топоры-тесла с боковыми выступами для крепления и роговые мотыги с уступом. К этому времени относятся уникальные изделия из дерева, полозья нарт, ковши с головками птиц на ручках, идолы. Люди жили в жилищах-полуземлянках, основу конструкции которых составлял бревенчатый сруб.

Третий этап назван сосновоостровским по поселению Сосновый Остров. Для этого этапа характерны гребенчатый орнамент с выпуклостями - так называемыми жемчужинами, образовавшимися от вдавлений с внутренней стороны сосуда, и скульптурные изображения из глины. Люди жили в больших, почти квадратных землянках площадью около 100 кв. м.

Урал с примыкающими к нему с востока и запада просторами в неолите был территорией формирования угро-финской этнической общности - древнейшей основы финно-угорских народов.

Неолит отличается от предшествующей эпохи более высокой ступенью
в развитии производительных сил: применяются все основные приемы
обработки камня, осваиваются новые способы строительства жилья, были
изобретены глиняная посуда, ткачество.
Население Урала максимально использовало богатые природные
ресурсы, особенно разнообразные породы камня. Наряду с кремнем и
яшмой употреблялись кварц, кварцит, гранит; слоистые породы - туфопор-
фирит, сланец, тальк, а также поделочные камни - халцедон, горный
хрусталь и др. Сырье добывали в основном на поверхности. Появляются
мастерские, носящие характер сезонных стоянок, основной задачей их
обитателей являлись добыча сырья и изготовление орудий. На Южном
Урале исследована Усть-Юрюзанская кремнеобрабатывающая
неолитическая мастерская, давшая обширный материал для всесторонней
характеристики каменной индустрии. Там же известны и
другие кремнеобрабатывающие мастерские: Учалинское, Карагайлы I, Син-
таштинские, расположенные у выходов сырья. Как правило, на них
изготовлялись полуфабрикаты, которые затем доставлялись в различные
районы Урала.
Наличие сырья у одних племен и отсутствие его у других являлись
реальной предпосылкой развития обмена, повлекшего за собой
расширение производства, разделение труда, его специализацию. Камнеобрабатывающие мастерские - свидетельство выделения специальной отрасли хозяйства - добычи и обработки камня.
В технике обработки камня преобладала пластинчатая индустрия,
в некоторых районах она сочеталась с изготовлением орудий из отщепов
(Северное и Среднее Зауралье). Наиболее характерным приемом
вторичной обработки являлась отжимная ретушь, достигшая к тому времени
большого совершенства. Широко распространяются новые приемы
обработки камня: шлифование, пиление, сверление.

Увеличивается ассортимент каменных орудий, особенно охотничьих. Появляются новые орудия для работы по дереву: топоры, тесла, долота, стамески. Неолитический топор во многом облегчил обработку стволов деревьев для строительства жилищ, различных средств передвижения: лодок, саней, лыж, нарт, остатки которых найдены на торфяниковых поселениях Среднего Зауралья.
Из дерева же изготовлялись многие предметы быта.
Совершенствуется строительство жилищ, имевшее особенное значение
в суровых климатических условиях Северного и Среднего Урала. Люди
создали себе искусственную среду не только для укрытия, но и как
место для определенных видов производственной деятельности. Основным
типом жилища неолитической эпохи на Урале становится полуземлянка.
Наряду с одиночными большими жилищами появляются поселения,
состоящие из нескольких жилищ. Все они располагались по берегам рек и
озер.
Одним из наиболее значительных нововведений того времени является
глиняная посуда, позволившая улучшить способы приготовления пищи и
расширить ассортимент пищевых продуктов.

На побережье Ледовитого океана основным занятием становится
морская охота. Население Северного Урала занималось охотой на лося и
оленя и вело подвижный образ жизни.
Хозяйство неолитических племен Среднего Урала как Приуралья, так
и Зауралья было комплексным. Этот тип экономики предполагал
полуоседлый образ жизни на ограниченной территории с сезонным ритмом
ведения хозяйства, когда долговременное обитание в оседлых поселениях
около мест рыбной ловли прерывалось периодическими откочевками для
охоты на лесного зверя. Состав находок свидетельствует о значительной
роли охоты. Основным промысловым животным был лось, костные
остатки которого найдены при раскопках неолитических поселений. На
стоянке Стрелка у Нижнего Тагила найден почти целый скелет лося, рога
которого, вероятно, были использованы как материал для орудий. Исключительное значение лося в жизни уральцев нашло свое
отражение в искусстве. Скульптурные изображения головы лося известны
со стоянок Евстюниха, Калмацкий Брод, Аннин Остров, из Шигирского
торфяника. Среди наскальных рисунков Урала, многие из которых
отнесены к неолиту, господствует изображение лося.
Около наскальных изображений жители тайги устраивали
ежегодные праздники с целью возрождения зверей и умножения добычи.
Другим важнейшим промысловым животным, по-видимому, был
медведь, схематические изображения которого известны в наскальных
рисунках, скульптурно выполненная медвежья голова часто украшала края
сосудов. Охотились также на оленя, дикую козу, бобра, белку, различных
птиц. Из оленьих костей сделаны многие неолитические орудия
Шигирского торфяника.

На Южном Урале наряду с рыболовством и охотой осваивается
животноводство. Кости домашних животных (лошади, крупного и мелкого
рогатого скота) обнаружены на ряде поселений. Известно,
что крупный и мелкий рогатый скот проник на Урал уже в
одомашненном виде, так как их предковые формы в диком состоянии
отсутствовали на этой территории. Одомашнивание лошади, по-видимому,
происходило в степной полосе Европы и, возможно, в Южном Приуралье.
Таким образом, в эпоху неолита на большой части территории Урала
охотничье-рыболовческий уклад остается ведущим, производящие формы
экономики только зарождаются.
Одинаковый в основном тип хозяйства не исключал разнообразия
форм материальной культуры. Различные исторические пути развития,
разнообразные географические условия, определенная замкнутость
неолитических племен привели к формированию нескольких неолитических
культур: южноуральской, восточноуральской, камской. Различия
особенно отчетливо проявляются в строительстве жилищ, технике
орнаментации посуды, орнаменте, наборе каменных орудий, некоторых
технологических особенностях их изготовления.
Южноуральские неолитические памятники, как
и в предшествующее время, расположены в пределах тех же районов:
в Приуралье - по притокам рек, в башкирском Зауралье - по берегам
проточных озер. Площадь стоянок и их число увеличились: так, на
оз. Карабалыкты известны 22 неолитических памятника. Остатки жилищ
обнаружены только на зауральских поселениях Мурат и
Карабалыкты IX. При их сооружении использовались каменные плиты.
Имеющиеся археологические и этнографические источники позволяют
считать основной формой трудовой деятельности неолитического
населения коллективный труд. Охота на копытных животных была сложным
трудоемким делом. Надо было выкопать многие сотни ям, укрепить их
стенки и в дальнейшем поддерживать от засыпания. Рыболовство
требовало коллективных усилий для расчистки проток, установления запоров
и т. д. Строительство больших домов также могло быть результатом
совместных усилий коллектива. Появившиеся в неолите значительные по размерам поселения, по-видимому, являлись местом обитания единой производственной группы или общины.

Неолит Сибири

Новое неолитическое время отличается от предыдущего уже тем, что освоение большей части территории Сибири человеком, в основном, заканчивается. Разумеется, население ее было очень редким. Отдельные племена были разделены огромными пространствами, что в полной мере соответствовало хозяйству и образу жизни лесных охотников, для существования которых требуются большие пространства тайги и тундры, способные прокормить их рыбой и мясом. Следы древних поселений человека, умевшего владеть луком, изготовлять глиняную посуду и шлифовать топоры обнаруживаются по всей Сибири. В новых естественно-географических условиях постепенно наступает конец и былому единообразию хозяйственного уклада, образа жизни и всей культуры древнейшего населения Сибири. Начиная с Урала, одна за другой сменяются, по крайней мере, 6 больших культурно-хозяйственных областей неолитической Сибири. Восточнее Урала до Енисея жили тогда полуоседлые рыболовы и охотники Западной Сибири, причем в долине Оби и к западу от нее роль рыболовства, вероятно, поднималась до уровня ведущего занятия. На Енисее, у Красноярска, они соприкасались с лесными охотниками и рыболовами Прибайкалья, в жизни которых охота имела решающий перевес. В тундре и лесотундре Восточной Сибири, на Таймыре, за Полярным кругом бродили охотники на северного оленя и рыболовы Арктики.

Каждой из этих областей соответствовала и определенная группа племен, имевшая собственное этническое лицо. Так, уже в каменном веке прослеживаются глубокие корни культур некоторых современных народов Сибири.

Вдоль рек, в т.ч. и бассейне р. Оби и по берегам многочисленных озер Западной Сибири издавна обитали различные неолитические племена, имевшие много общего в своей культуре. В неолите жители Приобья жили не столько охотой сколько рыболовством. Оно определяло оседлость этих племен, а также другие черты быта. Так одежду себе эти племена шили из рыбных шкур вплоть до 19 века. Немногочисленные неолитические стоянки, обнаруженные на территории с. Завьялово Искитимского района, на р. Иня в Тогучинском районе, у с. Ордынское, Крохалевка, говорят о том, что основным занятием жителей здешних мест была охота . Об этом говорит обилие каменных наконечников стрел, дротиков, копий. Наличие костяных гарпунов, топоров и тесел, с помощью которых изготовлялись лодки, говорит и о занятиях рыболовством. Большим подспорьем являлось собирательство . Жители Барабы, где в изобилии были озера и реки, занимались, в основном рыболовством. Об этом говорит и наборы каменных орудий. Наконечники стрел встречаются редко, но больше найдено глиняных грузил, каменных стерженьков для составных рыболовных крючков. Широкое поле деятельности открывалось и в плане добычи водоплавающей птицы. Ее добывали с помощью сетей и загонов. А птицы еще в начале 20 века было так много, что барабинские татары заготовляли ее впрок на целый год. Из шкурок уток изготовлялась прекрасная водонепроницаемая одежда.

Прекрасный археологический материал для представления о быте, духовном мире неолитических людей дали раскопки могильников в районе г. Томска и с. Самусь Томской области. Судя по захоронениям, обязанности мужчины и женщины в хозяйственной деятельности резко разграничены. В могиле мужчины сохранялись наконечники стрел, копий, несколько тесел, ножи. То есть он занимался охотой, рыболовством. В могиле женщины нашли горшки, нож, топор, что говорит о том, что она занималась домашним хозяйством, изготовляла посуду, собирала съедобные растения.

Глубокие знания мира зверей, и мастерство обнаруживаются в скульптурках медведя, птицы, найденных в могилах, высеченных рисунках на скалах у д. Писаной и на р. Томь. Здесь имеются схематические изображения людей. Но большинство фигур принадлежит животным: выделяются великолепное изображение медведя, многочисленные фигурки лосей, водоплавающих птиц. Несомненно, что рисовались эти рисунки разными мастерами. Томская писаница с большей силой и наглядностью раскрывает мысли и чаянья, связанные с охотничьей жизнью. Нет сомнений, что в основе изображения лежит первобытная охотничья магия, стремления завладеть зверем.

Издавна занимал особое положение в верованиях финно-угорских племен медведь: он находился в ранге божества и пользовался в их религии самыми почетными правами. Видное место в мифологии принадлежало утке. Мир, как рассказывает эпос финских племен, возник из яйца, снесенного уткой в море. Не случайно сосудам придавали яйцевидную форму: что обозначало яйцо, из которого возник мир.

На обширных просторах Западной Сибири, в Приобье в неолите сложилась верхнеобская неолитическая культура оседлых и полуоседлых рыболовов и охотников. Выделяются два варианта этой культуры: южный - новосибирско-баранульский и памятники низовьев реки Томь и Оби. Инвентарь верхнеобской культуры очень разнообразен. Для Верхнего Приобья характерна пластинчатая техника. Орудия труда также представлены каменными топорами и теслами, многочисленными скребками, ретушированными наконечниками стрел ланцетовидной или напоминающей ивовый лист формы, наконечниками копий. Из длинных костяных пластин делали вкладышевые кинжалы, гарпуны, проколки. Самую многочисленную группу материалов составляла керамика. Найдены плоскодонные сосуды открытого типа, плоскодонные и круглодонные закрытого типа и остродонные с выпуклыми боками. Среди узоров преобладают горизонтальные, волнообразные и зигзагообразные наносы.

В Восточной Сибири особенность неолитической зоны составлял неолит Прибайкалья, его делят на три эпохи. Наиболее ранняя из них представлена могильниками исааковского типа IV - начала III тысячелетия до н.э. кремневая индустрия находилась под влиянием палеолитических традиций - здесь обычны большие каменные скребла. Микролиты часто использовались как наконечники копий. Некоторые предметы сделаны из ископаемой мамонтовой кости. Украшения делали из костей и зубов диких животных. Сосуды - полуяйцевидные. В могилах обилен охотничий инвентарь - копья, луки, колчаны, ножи. Преобладала охота на таежного зверя, некоторое значение имело рыболовство.

Второй этап представлен могильниками серовского типа, его относят к III тысячелетию до н.э. Обработка камня, кости, изготовление посуды достигло здесь большого совершенства. Вслед за полированием камня, стало обычным и сверление. Широко распространились изделия из зеленого нефрита. Одежда шилась из шкур, найдены шилья и иглы в костяных футлярах. В могилах обычны копья, луки, стрелы, кинжалы. Замечателен серовский лук, упругость которого была увеличена роговыми накладками. В хозяйстве преобладала охота, подчиненное значение имело рыболовство. Рыбу ловили сетями и с помощью искусственной приманки - натуралистично сделанных каменных рыб. Использовались также гарпуны и рыболовные крючки. Имущественное равенство не поколеблено, женщины были равноправными членами коллектива. В женских погребениях, как и в мужских, находят луки, стрелы, копья, тесла.

Название третьей эпохи ангарского (или прибайкальского) неолита дал китойский могильник (середина III - начало II тысячелетия до н.э.). При погребенных найдены рыболовные крючки, рыболовство главенствует. Частично тесла и ножи сделаны из зеленого нефрита. В китойских могильниках впервые можно отметить неоднородность погребений по качеству и количеству инвентаря. Это свидетельствует о зарождение неравенства внутри рода. В женских погребениях по- прежнему находят оружие - род был еще материнским.

Заключение

Для неолита, как и для каждой другой эпохи в длительной истории человечества характерен свой тип материальной культуры, отражающий в основных чертах уровень развития общества и его насущные потребности. Основная функция материальной культуры заключается в адаптации человека к природным и социальным условиям своего существования, что обусловлено необходимостью удовлетворения жизненно важных потребностей в пище, жилище, простейших орудиях труда.

С неолитом связаны изменения в способе производства, получившие название неолитической революции, которая заключалась в переходе от присваивающего типа хозяйства к производящему - земледелию и скотоводству. В неолите, как известно, сложились две большие зоны хозяйства: область культур производящего хозяйства и обширная зона присваивающего хозяйства, внутри которой возникли различные типы комплексного хозяйства, прочно связанные с конкретными природно-географическими условиями.

Новое неолитическое время характерно тем, что освоение большей части территории Сибири человеком, в основном, заканчивается. Выделились обширные неолитические общности, которые в свою очередь подразделяются на области отдельных культур. Внутри каждой из этих зон наметились присущие только ей черты развития техники, особенности керамики и орнамента.

Таким образом, материальная культура неолита Урала и Сибири, развивалась последовательно и постепенно в рамках общего культурно-исторического процесса, отличалась чрезвычайным многообразием и отражает богатство конкретного исторического опыта.

Список литературы

1.Авдусин Д.А. Археология СССР. - М.: «Высшая школа», 1967.

2. Всемирная история: в 24 томах. Т.1 Каменный век / Авторы:

А.Н. Бадок, И.Г. Войнич и др. // Минск: «Литература», 1997.

3. Каменный век: путешествие сакральной идеи от Урала до Англии /

Г. Николаев // Наука и жизнь - 2000, №3.

5. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. - М.: «Мысль», 1989.

6. Першиц А.И. История первобытного общества - М.: «Высшая школа», 1982

7.http://human.cool4student.ru/archeologiya-sssr/neolit/

8.По книге "История Урала": http://www.volgota.com/yaroslavz/ural-3-neolit

Где сложился и свой собственный животный мир. Однако климат тогда был значительно теплее и мягче старого.

Характерные черты

Социальная организация

У полуоседлых охотников тундры и восточносибирской тайги это были экономически самостоятельные семьи и объединения нескольких семей численностью до 21-25 человек. У рыболовов и земледельцев Дальнего Востока существовали крупные (до 50 и более человек), объединённые совместным добыванием пищи, коллективы. Именно в таких крупных трудовых коллективах сложилась четкая родовая организация. Связанные общим происхождением и экзогамными обычаями, семейно-хозяйственные и родовые коллективы объединялись в племена - высшую социально-территориальную организацию неолита.

Территориальные зоны

Неолит Западной Сибири

Неолит Западной Сибири обнаруживает свои связи с мезолитом Средней Азии и родство с неолитическими культурами Восточной Европы (культура ямочно-гребенчатой керамики) и Средней Азии (кельтеминарская культура).

Наличие в Западной Сибири долговременных поселений с полуземлянками свидетельствует об оседлости неолитического населения. Значительную роль начинает играть рыболовство. Таковы, например, поселения на мысе Чэстый-яг на р. Ляпин , Сортынья и Хулюм-Сунт на Северной Сосьве . Эти поселения расположены на мысах и ярках, в болотистых приозерных местах и потому не имеют следов укреплений. В них нет ни рвов, ни валов. Достаточной защитой им служила окружавшая их дикая природа. Обитатели таких поселений жили зимой в постоянных жилищах типа землянок . Землянки квадратные в плане, очень велики по размерам. Площадь наиболее крупных землянок достигает 600 кв.м. и более, глубина их равна 3-4 м. Они располагались при этом группами, иногда рядами. Подобные постройки должны были сооружаться соединенными усилиями целого коллектива и несомненно служили общинно-родовыми жилищами. Землянки, хотя и значительно меньших размеров, продолжали здесь существовать в качестве основного вида жилища спустя 3-4 тыс. лет.

Для западно-сибирских неолитических культур характерны преимущественно остродонные сосуды, сделанные способом ленточного налепа и украшенные по всей внешней поверхности линейно-накольчатым и гребенчатым орнаментом. На юге Средней Сибири древнейшими являются ранненеолитическая керамика с оттисками плетеной сетки и керамика хайтинского типа - 7800-5500 л. н., керамика посольского типа - 6900-4100 л. н., керамика усть-бельского типа - 6600-4100 л. н., керамика исаковского типа - 5200-4500 л. н., серовская и позднесеровская керамика - 5200-4300 лет назад .

По предположениям лингвистов, носители западно-сибирского неолита говорили на прауральском языке , который распался на самодийскую и финно-угорскую ветвь в VI тыс. до н. э.

Неолит Восточной Сибири

Восточная Сибирь начинается к востоку от Енисея. Она переходит в периферию Байкальского региона. Керамическая посуда на археологических памятниках усть-каренгской культуры в Забайкалье датируется возрастом 12 тыс. лет назад . Сыалахская культура принесла керамику народам Восточной Сибири (V-IV тыс. до н. э.). Наиболее полно исследованы неолитические памятники Прибайкалья. Региональная периодизация прибайкальского неолита, разработанная А. П. Окладниковым , стала опорной для всей Восточной Сибири.

В настоящее время в неолите Прибайкалья выделяют китойский культурно-хронологический этап (ранний неолит, конец VI - середина V тыс. до н. э.) и серово-исаковский (развитой неолит, конец V - середина IV тыс. до н. э.), на смену которым приходит эпоха ранней бронзы. Фофановский могильник в Забайкалье датируется 6460-5220 гг. до н. э. В ранненеолитической китойской культуре ещё ощущаются палеолитические традиции, но шлифованные тесла, двусторонне-обработанные наконечники стрел и глиняная посуда придают китойским комплексам вполне неолитический облик. В эпоху развитого неолита китойская культура сменяется серовской культурой. Сменившие серовцев носители исаковской культуры унаследовали от своих предшественников приемы изготовления и крашения керамики, но несколько переориентировали своё хозяйство, что отразилось и в производственном инвентаре.

Изучение митохондриальной ДНК в палеопопуляциях ранненеолитической китойской культуры (могильник Локомотив в верхнем течении Ангары , в зоне города Иркутск) и сменяющей её исаковской культуры развитого неолита (могильник Усть-Ида I на средней Ангаре) позволило сделать вывод о генетической взаимосвязи населения этих культур . У представителей китойской культуры из могильника Локомотив, живших 8125-6885 лет назад, определены митохондриальные гаплогруппы , , , , G (субклада G2a) , U (субклада U5a) . У серовских образцов определены митохондриальные гаплогруппы C (Хужир-Ольхон), D (Хужир-Ольхон), G2a (Манзурок), (Хужир-Ольхон), F1b (Усть-Анга), у китойца определена митохондриальная гаплогруппа D (Борки-1), у глазковцев определены митохондриальные гаплогруппы D (Обхой, Эдуганка, Макарово), G2a (Обхой), C (Обхой) . У обитателей Глазковского некрополя эпохи неолита (8000-6800 л. н.) определены Y-хромосомные гаплогруппы R1a1-M17 (LOK_1980.006 и LOK_1981.024.01), , С3 и митохондриальные гаплогруппы , , , , U5a , G2a . На стоянке Шаманка II определены только Y-хромосомные гаплогруппы K .

В могильнике Шаманка II, расположенном неподалёку от Слюдянки на юго-западном побережье озера Байкал на западной экспозиции склона второго холма Шаманского мыса зафиксирован культурный слой, содержащий находки раннего неолита - бронзового века.

Постоянные поиски дичи заставляли прибайкальцев вести полукочевой образ жизни. У них не было долговременных поселений и жилищ типа западносибирских полуземлянок. На оставленных ими стоянках археологам удается отыскать лишь многочисленные кострища и следы легких переносных жилищ типа чума . Близкие к прибайкальцам по культуре и образу жизни племена обитали в Якутии . Байкальско-ленский этнокультурный ареал включал археологические культуры Прибайкалья, Якутии и крайнего северо-востока. Всему ареалу присущи бедно орнаментированные круглодонные сосуды с отпечатками сетки-плетёнки или ложнотекстильными оттисками. Керамика изготовлялась с помощью твёрдой формы и сетки, а позднее способом выколачивания. Байкальско-ленская общность связывается с отдалёнными предками палеоазиатских народностей .

Громатухинская культура существовала на реке Громатухе (приток Зеи) и верхнем Амуре 15,5-6,8 тыс. лет назад . Первые сосуды из обожжёной глины там появились в 12-м тысячелетии до н. э. Результаты датирования керамики громатухинской культуры показали, что её возраст - 13300-10400 лет назад .

В 1970-х годах на дальневосточном поселении на утёсе Гася в месте слияния реки Амур и протоки Малышевской неподалёку от Сикачи-Аляна академиком А. Окладниковым и доктором исторических наук В. Медведевым была выделена древнейшая на Нижнем Амуре осиповская культура бродячих охотников . Для поселения на озере Хумми получена радиоуглеродная дата 13260 ± 100 л. н. (АА-13392), для поселения Гася - 12960 ± 120 л. н. (Ле-1781) . Название осиповская культура получила от поселения Осиповка 1, находившегося некогда у железнодорожного моста через Амур у Хабаровска. Самая древняя керамика на территории России относится к осиповской культуре (XI–IX тыс. до н. э.). По результатам радиоуглеродного датирования её памятники существовали в промежуток времени с 13300 по 7700 л. н. В поселениях осиповской культуры XI тысячелетия до н. э. были обнаружены украшения из алевролита , кольцо и диск из нефрита . Непосредственно во времени за древнейшей керамической осиповской культурой следует ранненеолитическая мариинская культура, датируемая VIII–VII тыс. до н. э. (стоянки на острове Сучу (раскопы IX и XII), стоянка Петропавловка-Остров). Малышевская культура относится ко второй половине VII − рубежу IV−III тыс. до н. э. (Малышево-1, Амурский санаторий, Шереметьево) . Неолитические памятники с керамикой и ранними датами есть также на севере Японии (Керамика Дзёмона), в Корее и Китае.

Так называемая «новопетровская» культура, выделявшаяся в бассейне среднего Амура , имела явно композитный характер - в неё искусственно объединили артефакты, относящиеся к различным археологическим культурам возрастом 15,5-8,5 тыс. лет назад. Наиболее исследованы поселения Новопетровка I, Новопетровка II, Новопетровка III и Константиновка. В «новопетровской» культуре не было микролитических орудий, но были шлифованные, позволявшие изготавливать многие деревянные изделия. Керамика «новопетровской» культуры близка по технико-технологическим, морфологическим и орнаментальным признакам к керамике культуры Ананси Северо-Восточного Китая .

Для поздненеолитических поселений Приморья характерны не только тёрочники и зернотерки, но и плечиковые мотыжки для обработки земли, шиферные серпы полулунной формы. Неолитические рыболовы Приамурья имели не только сети и невода , но изобрели и древнейшую в мире блесну в виде вогнутой пластинки из нефрита . Неолитическим культурам Приморья и Приамурья при всем их разнообразии присущ ряд общих черт. Дальний Восток - это мир оседлых людей, живущих деревнями , в прочных постоянных жилищах типа полуземлянок. Экономической основой такого образа жизни было продуктивное рыболовство. Именно в неолите здесь формируется хозяйственно-культурный тип оседлых рыболовов, сохранившийся у многих амурских народностей до этнографической современности. Эффективное амурское рыболовство обеспечивало не только оседлость, но незначительный рост народонаселения. А эти факты (прочная оседлость, значительная плотность населения) при наличии в Приморье и Среднем Приамурье плодородных земель сыграли определенную, если не решающую роль в усвоении местным населением распространявшегося с юга ручного (мотыжного) земледелия. Своеобразное орнаментальное искусство амурского неолита, такие определяющие его элементы, как амурская плетёнка, спираль и меандр , сохранились в этнографическом искусстве современного тунгусо-маньчжурского населения Амура. Это позволяет предполагать их генетическую связь с носителями неолитических культур Дальнего Востока.

Крайние северо-восточные районы Сибири (Чукотка и Камчатка) в эпоху неолита долго оставались областью распространения пережиточных мезолитических традиций. Лишь во II-I тысячелетиях до н. э. северо-восточные неолитические культуры (тарьинская на Камчатке и северочукотская на Чукотке) приобретают вполне развитой вид. Появляются первые глиняные сосуды, шлифованные топоры и разнообразные, тонко обработанные сплошной ретушью каменные ножи, и скребки, наконечники стрел и копий.

Культурные связи

Некоторые виды керамики распространялись как на западе так и на востоке Сибири. Например керамическая традиция усть-бельского типа (6600-4100 л.н.) охватывала широкую территорию от бассейна Среднего Енисея до Ангары и Прибайкалья, хотя её центр формирования ещё точно не установлен. .

Ученые считают, что эта керамическая традиция распространилась и дальше на восток. Так усть-бельская культура отмечена и на Дальнем Востоке в более позднее время (4900-1900 л.н.). Её стоянки находят по Среднему Анадырю , на Колыме и Чукотке.

Стоянка-могильник у посёлка Усть-Белая находится на реке Анадырь в Чукотке. Она была открыта Н.Н. Диковым в 1956 г. Он выделил эту культуру как поздненеолитическую.

Согласно А. Зеленской, Усть-Бельский курган относится к началу I тыс. до н.э. Но археологические соответствия ему находятся и в эскимосских культурах Аляски более позднего времени. Там эти технологические традиции развивались даже до 19-го века.

См. также

Примечания

  1. Неолит в Северной Азии (недоступная ссылка)
  2. Бердников И. М. Ключевые аспекты историко-культурных процессов на юге Средней Сибири в эпоху неолита (по материалам керамических комплексов) // Известия Иркутского государственного университета, № 1 / 2013
  3. Ветров В. М. Древнейшая керамика на Витиме. Некоторые вопросы датирования и периодизации в каменном веке Восточной Азии // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Археология и современность: материалы 1-й Международной научной конференции. – Улан-Удэ, 2010.
© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции