Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Методология исторических исследований. Методы исторической науки

Они основаны на философских, общенаучных, являются основой методов конкретно-проблемных.

Историко-генетический и ретроспективый методы. Историко-генетический метод наиболее распространен. Направлен на последовательное раскрытие свойств, функций и изменений исторической реальности. По определению И. Ковальченко, по логической природе - это аналитический, индуктивный, по форме выражения информации - описательный. Он направлен на выявление причинно-следственных связей, на анализ возникновения (генезиса) тех или иных явлений и процессов. Исторические события показываются и в их индивидуальности, конкретности.

При применении этого метода возможны некоторые ошибки, если абсолютизировать его. Делая упор на изучение развития явлений и процессов, нельзя недооценивать устойчивости этих явлений и процессов. Далее, показывая индивидуальность и неповторимость событий, нельзя терять из виду общего. Следует избегать чистого эмпиризма.

Если генетический метод направлен из прошлого к настоящему, то ретроспективный - от настоящего к прошлому, от следствия к причине. По элементам сохранившегося прошлого можно реконструировать это прошлое. Идя в прошлое, можно уточнить этапы становления, формирования того явления, которые мы имеем в настоящем. То что при генетическом подходе может показаться случайным, при ретроспективном методе покажется предпосылкой более поздних событий. В настоящем мы имеем более развитый объект по сравнению с предыдущими его формами и можем лучше понять процесс становления того или иного процесса. Мы видим перспективу развития явлений и процессов в прошлом, зная результат. Изучая годы, предшествующие французской революции XVIII века, мы получим определенные данные о назревании революции. Но если мы вернемся к этому периоду, уже зная, что произошло в ходе революции, мы узнаем более глубокие причины и предпосылки революции, которые проявились особенно четко в ходе самой революции. Увидим не отдельные факты и события, а связную закономерную цепь явлений, приведших закономерно к революции.

Синхронный, хронологический и диахронный методы. Синхронный метод ориентирован на изучение различных событий, происходивших в одно и то же время. Все явления в обществе взаимосвязаны, и этот метод, особенно часто применяемый при системном подходе, помогает эту связь раскрыть. И это позволит уточнить объяснение исторических событий, происходящих в том или ином регионе, проследить влияние экономических, политических, международных связей разных стран.

В отечественной литературе Б. Ф. Поршнев издал книгу, где показал систему государств в период английской революции середины XVII в. Однако по сей день этот подход развит в отечественной историографии слабо: преобладают хронологические истории отдельных стран. Только недавно предпринята попытка написать историю Европы не как сумму отдельных государств, а определенной системы государств, показать взаимовлияние и взаимосвязь событий.

Хронологический метод. Его применяет каждый историк - изучение последовательности исторических событий во времени (хронологии). Нельзя пропускать существенные факты. Часто допускаются искажения истории, когда историки замалчивают факты, не укладывающиеся в схему.

Вариант этого метода -- проблемно-хронологический, когда широкая тема расчленяется на ряд проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности событий.

Диахронный метод (или метод периодизации). Выделяются качественные особенности процессов во времени, моменты образования новых этапов, периодов, сравнивается состояние в начале и в конце периода, определяется общее направление развития. Чтобы выявлять качественные особенности периодов, нужно четко определить критерии периодизации, учесть объективные условия и сам процесс. Подменять один критерий другим нельзя. Иногда нельзя точно назвать год или месяц начала нового этапа - все грани в обществе подвижны и условны. Нельзя все уложить в строгие рамки, имеет место асинхронность событий и процессов, и историк должен это учитывать. Когда существует несколько критериев и различных схем, глубже познается исторический процесс.

Историко-сравнительный метод. Начали применять сравнительный метод еще просветители. Ф. Вольтер написал одну из первых всемирных историй, но сравнение использовал скорее как прием, чем метод. В конце XIX века этот метод стал популярным, особенно в социально-экономической истории (М. Ковалевский, Г. Маурер писали труды об общине). После Второй мировой войны особенно широко применялся компаративный метод. Практически ни одно историческое исследование не обходится без сравнения.

Собирая фактический материал, осмысливая и систематизируя факты, историк видит, что многие явления могут иметь сходное содержание, но разные формы проявления во времени и пространстве и, наоборот, иметь разное содержание, но быть сходными по форме. Познавательное значение метода заключается в возможностях, открываемых им для понимания сущности явлений. Понять сущность можно по сходству и различию присущих явлениям характеристик. Логической основой метода является аналогия, когда на основе сходства одних признаков объекта делается вывод о сходстве других.

Метод позволяет раскрывать сущность явлений, когда она не очевидна, выявлять общее, повторяющееся, закономерное, делать обобщения, проводить исторические параллели. Следует соблюдать ряд требований. Сравнение должно осуществляться на конкретных фактах, которые отражают существенные признаки явлений, а не формальное сходство. Надо знать эпоху, типологию явлений. Можно сравнивать однотипные и разнотипные явления, на одной или разных стадиях развития. В одном случае сущность будет раскрываться на основе выявления сходства, в другом - различий. Не следует забывать принцип историзма.

Но применение сравнительного метода имеет и некоторые ограничения. Он помогает понять многообразие реальности, но не специфику ее в конкретной форме. Сложно применять метод при изучении динамики исторического процесса. Формальное применение приводит к ошибкам, и суть многих явлений может быть искажена. Нужно использовать этот метод в комплексе с другими. К сожалению, часто используют только аналогию и сравнение, а метод, много содержательней и шире упомянутых приемов, применяется редко в полном виде.

Историко-типологический метод. Типология - разделение объектов или явлений на различные типы на основе существенных признаков, выявление однородных совокупностей объектов. И. Ковальченко считает типологический метод методом сущностного анализа. Такого результата не дает формальная описательная классификация, предлагавшаяся позитивистами. Субъективный подход привел к идее конструирования типов только в мышлении историка. М. Вебер вывел теорию «идеальных типов», долгое время не применявшуюся отечественными социологами, трактовавшими ее упрощенно. По сути дела, речь шла о моделировании, которое принято сейчас всеми исследователями.

Типы по И. Ковальченко выделяются на основе дедуктивного подхода и теоретического анализа. Выделяются типы и признаки, характеризующие качественную определенность. Тогда мы можем отнести объект к тому или иному типу. Все это И. Ковальченко иллюстрирует на примере типов русского крестьянского хозяйства. Такая подробная разработка метода типологии понадобилась И. Ковальченко для обоснования применения математических методов и ЭВМ. Этому посвящена значительная часть его книги о методах исторического исследования. Отсылаем читателя к этой книге.

Историко-системный метод. Этот метод был также разработан И. Ковальченко в связи с применением математических методов, моделирования в исторической науке. Метод исходит из того, что существуют общественно-исторические системы разного уровня. Основные компоненты реальности: индивидуальные и неповторимые явления, события, исторические ситуации и процессы, рассматриваются как общественные системы. Все они функционально связаны. Нужно вычленить исследуемую систему из иерархии систем. После выделения системы следует структурный анализ, определение взаимосвязи компонентов системы и их свойств. При этом используются логические и математические методы. Второй этап - функциональный анализ взаимодействия изучаемой системы с системами более высокого уровня (крестьянское хозяйство рассматривается как часть системы общественно-экономических отношений и как подсистема капиталистического производства). Главную трудность создает многоуровневый характер общественных систем, переход от систем низшего уровня к более высоким системам (двор, селение, губерния). При анализе, например, крестьянского хозяйства агрегирование данных дает новые возможности уяснения сущности явлений. При этом используются все общенаучные и специально-исторические методы. Наибольший эффект метод дает при синхронном анализе, но остается нераскрытым процесс развития. Системно-структурный и функциональный анализ могут привести к чрезмерному абстрагированию и формализации, а иногда субъективному конструированию систем.

Мы назвали основные методы исторического исследования. Ни один из них не является универсальным и абсолютным. Нужно использовать их комплексно. Кроме того, оба исторических метода надо сочетать с общенаучными и философскими. Нужно использовать методы с учетом их возможностей и пределов -- это поможет избежать ошибок и ложных выводов.

История познаваема, но чтобы вскрыть процесс развития, осмыслить особенности каждого из периодов, преодолеть односторонность и субъективизм необходимо иметь совершенную научную методику, обладать точным инструментарием. В изучении исторической реальности в истории, как и в любой другой науке, ученые руководствуется как общими критериями научного исследования, так и собственными методами исторического исследования.

Под научным методом понимают совокупность различных приемов и процессов научного познания, с помощью которых приходят к познанию истин. Основа для выработки методов - научная теория. В свою очередь методы обеспечивают получение нового знания, развивают и обогащают теорию. Нередко установление каких-то фактов или внедрение новых методов исследования является причиной отказа от старой теории.

Наиболее часто в исторической науке используется две группы методов:

    общенаучные;

    специально- исторические.

Общенаучные методы

Общенаучные методы делятся на две подгруппы, это:

    методы эмпирического исследования : наблюдение, измерение, эксперимент;

    методы теоретического исследования : типологизации, идеализации, метод

мысленного эксперимента, формализации, моделирования, индукции, дедукции, системный подход, а также математические, аксиоматические, исторические, логические и другие методы. К методам теоретического исследования относится и ряд современных методов, таких как: системно-структурный и, функциональный анализ, информационно - энтропийный метод, алгоритмизация и др.

В познавательной деятельности методы находятся в диалектическом единстве, взаимосвязи, дополняют один другого, что позволяет обеспечивать объективность и истинность познавательного процесса.

Так, например, методы классификации и типологизации позволяют выделить классы и группы сходных исторических объектов, а также их различные типы. Это выделение, как правило, происходит на основе одного или нескольких признаков и поэтому не охватывает всего их многообразия. Исключение составляют классификации, проведенные методом многомерного статистического анализа , при котором исторические объекты включаются в определенную группу на основании использования целого набора их признаков.

В процессе научного исследования возникает необходимость применения идеализации, особой формы мыслительной деятельности, когда в процессе изучения проблемы мысленно формируются объекты с определенными идеальными свойствами. Эта абсолютность свойств идеального объекта переносится на действительность, и на этой основе определяются закономерности функционирования и развития исторических объектов, строятся их качественные и формально-количественные модели.

Индукция представляет собой логический прием выведения общих суждений на основе ряда частных наблюдений. Она служит средством получения предположительных суждений-гипотез, которые затем проверяются и обосновываются. В ходе индукции, когда в ряде частных случаев проявляется повторяемость свойств или отношений исторических объектов, строится цепь единичных суждений, которая подтверждается этой повторяемостью. Если при этом отсутствуют противоречащие схеме факты, то подобная цепь становится основанием для более общего заключения (индуктивной гипотезы).

Индукция тесно связана с дедуктивным методом . Обычно они применяются в комплексе. В основе дедукции лежит переход от общих положений к частным и выведение частного и единичного из общего. К ней постоянно прибегают в процессе познавательной деятельности. Посредством дедукции осуществляется применение любого общего положения (закона) к частному факту. Она активно используется при обосновании выдвигаемых гипотез. Единичные исторические факты можно считать объясненными, если они включены в определенную систему понятий, из которой их можно получить дедуктивным путем. Дедуктивный метод лежит в основе формирования научных теорий. С его помощью осуществляется схематизация и идеализация структуры практической деятельности.

Если индуктивный метод необходим при накоплении материала, то дедуктивный – в познавательном процессе теоретического характера. Применяя метод дедукции к накопленному материалу, можно получить новое знание, выходящее за границы установленных эмпирических фактов.

Важное значение в исторической науке имеет метод моделирования - исследование объектов познания на основе их моделей, воспроизводящих или отражающих эти объекты. Фундаментом метода является теория подобия. По характеру моделей различается предметное и знаковое (информационное) моделирование.

Предметным моделированием называется исследование по моделям, воспроизводящим геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала. Основанием для такой операции служит аналогия.

При знаковом моделировании в качестве моделей выступают схемы, формулы, таблицы и т.д. Важнейшим его видом считается математическое моделирование, воспроизводимое выразительными и дедуктивными средствами математики и логики.

Модель - это созданная или выбранная исследователем система, которая воспроизводит с определенной точностью восхождение от абстрактного к конкретному, а затем осуществляется переход от конкретного к абстрактному. При этом конкретизация может быть сколь угодно детальной. В итоге глубоко раскрывается то общее и особенное, что присуще изучаемым объектам, явлениям и процессам.

Такой подход возможен, когда теоретический уровень познания исторических объектов позволяет сконструировать их абстрактную сущностно­содержательную модель. Такая возможность имеется далеко не всегда. Но изучение многих исторических явлений вполне достигло такого уровня. И тогда наиболее эффективным может оказаться математическое моделирование.

Математические методы на уровне моделирования могут применяться и при формировании системы количественных показателей. Это важно как для проверки достоверности и точности количественных и описательных сведений исторических источников и оценки их репрезентативности, так и для решения других информационно-источниковедческих задач.

Широкое применение в историческом исследовании получил общенаучный метод системного подхода. В его основе лежит изучение объектов как систем, что позволяет раскрыть их сущностную природу и принципы функционирования и развития. Метод предполагает создание некоторого количества упрощенных моделей, имитирующих или заменяющих (в определенном отношении) исходную систему. Такие модели должны допускать адекватный обратный переход к исходному моделируемому объекту без потери информации, существенной для его понимания.

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет эвристические функции, оставаясь совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Поэтому такой подход требует применения различных общенаучных методов, в том числе таких, как восхождение от абстрактного к конкретному, логический, дедуктивный, а также количественных методов.

Специфическими методами системных исследований являются структурный и функциональный анализы, направленные на изучение структуры систем и выявление их функций. Всестороннее познание любой системы требует рассмотрения ее структуры и функций в органическом единстве, т.е. структурно-функционального анализа.

Общенаучные методы как таковые необходимы на теоретическом уровне исторической науки. Применительно же к конкретным историческим ситуациям их используют с целью разработки специально-исторических методов, для которых они служат логической основой.

Широко применяются в истории и методы других наук, таких как: психология, демография, социология, география, математика, статистика.

Специально-исторические методы .

Специально-исторические методы представляют собой различное сочетание общенаучных методов, адаптированных к особенностям исследуемых исторических объектов. К специально-историческим методам относят:

Идеографический - описание исторических событий и явлений;

Ретроспективный -последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события;

Историко-сравнительный - сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени;

Историко-типологический - классификация исторических явлений, событий и объектов;

Историко-системный - раскрытие внутренних механизмов развития и

функционирования исторических явлений, объектов;

Историко-генетический - анализ динамики исторических процессов.

Посредством историко-генетического метода изучаются исторические явления в процессе их развития - от зарождения до гибели или современного состояния. По своей логической природе этот метод является аналитически-индуктивным (восхождение от конкретных явлений и фактов к общим выводам), а по форме выражения информации - описательным. Он дает «биографию» исторического объекта (государства, нации и т.д.). Историко-генетический метод направлен на анализ динамики исторических процессов. Позволяет выявлять их причинно-следственные связи и закономерности исторического развития. Этот метод используют на первом этапе исторического исследования, когда происходит извлечение информации из источников, ее систематизация и обработка.

Слабые стороны историко-генетического метода: снижение роли теоретического анализа собранных исторических фактов, отсутствие четкой логической основы и разработанного категориального аппарата. Это означает, что исследования, выполненные с его помощью, невозможно свести воедино и создать на их основе целостную картину исторической реальности. Следовательно, метод фактически не подходит к изучению ряда исторических явлений и процессов, например массовых. Его необходимо применять в сочетании с другими специально-историческими методами.

Историко-сравнительный метод состоит в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени и в выявлении сходства и различия между ними. Метод ориентирован на рассмотрение исторических объектов в определенных временных срезах и предполагает использование различных приемов для сравнения сущности разнородных исторических явлений. Поэтому при его применении основное внимание концентрируется на статистическом положении объектов в пространстве и времени и в выявлении сходства и различия между ними. Посредством историко-сравнительного метода исследователь получает дополнительную информацию о малоизученных исторических объектах.

С помощью историко-типологического метода выявляют общие черты в пространственных группах исторических событий и явлений и выделяют однородные стадии в их непрерывно-временном развитии. Типологизация имеет целью систематизацию и упорядочение объектов по присущим им общим признакам, разделение их совокупностей на качественно определенные типы (стадии). Типологизация по форме - это разновидность классификации, а по сути - один из приемов качественного анализа.

В настоящее время все более широкое распространение в практике научно-исторического исследования получает историко-системный метод. Это связано с попытками раскрытия внутренних механизмов их функционирования и развития. Дело в том, что все исторические события имеют свою причину и функционально взаимосвязаны между собой, т.е. носят системный характер. Даже в простых исторических системах есть многообразные функции, определяемые как структурой системы, так и ее местом в иерархии систем. Для проведения системного анализа необходимо вычленение из иерархии исторических реальностей системы, интересующей нас. Этот сложный процесс называется декомпозицией (выделением) системы. При его осуществлении выявляются системообразующие (системные) признаки, обычно несколько из них. Эти признаки взаимосвязаны, определяют структуру системы, выражают ее целостность и устойчивость. Осуществив процедуру декомпозиции системы, исследователь производит ее структурный анализ, который заключается в определении связей элементов системы, а также их основных признаков. Его результатом является непосредственное знание о самой исторической системе.

Диахронический метод характерен для структурно­-диахронического исследования, когда решается задача обнаружения особенностей построения во времени разнообразных по природе процессов. Его специфика выявляется через сопоставление с синхронистическим подходом. Термины «диахрония» (разновременность) и «синхрония» (одновременность) характеризуют последовательность развития исторических явлений в некоторой области действительности (диахрония) и состояние этих явлений в определенный момент времени (синхрония). Диахронический (разновременный) анализ направлен на изучение сущностно-временных изменений исторической реальности.

Прием ретроспективного познания состоит в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события.

Значительную роль в историческом исследовании играют психологические мотивы, проявляющиеся в двух случаях: с одной стороны, субъект исследования (историк) неизбежно вступает в эмоциональные отношения со своим объектом, с другой - действующие лица истории со своими чувствами, эмоциями, страстями участвуют в экономических социальных политических, религиозных и других отношениях, подчиняясь определенными психологическим законам. Поэтому совершенно естественным оказалось возникновение целого направления в историографии, рассматривающего психологические аспекты исторического процесса и использующего психологические методы для исторического объяснения. Это направление, называемое психоисторией , традиционно связывают с выходом в свет в первой половине XX в. работ австрийского врача, невропатолога и психиатра З.Фрейда.

Позитивисты считали, что научные методы едины для естественных и гуманитарных наук. Неокантианцы противопоставляли метод истории методу естественных наук. На деле все сложнее: есть общенаучные методы, применяемые во всех науках, и есть специфические методы той или иной конкретной науки или комплекса наук. Наиболее основательно в отечественной исторической литературе о применении общенаучных методов рассказал И. Ковальченко в своей книге о методах исторического исследования. Мы не будем характеризовать эти методы подробно с философской точки зрения, а покажем только специфику их применения в исторической науке.

Логический и исторический метод. В истории применяется синхрония изучение объекта в пространстве как системы, их структуры и функций (логически метод) и изучение объектов во времени -- диахрония (исторический метод). Оба метода могут выступать в чистом виде и в единстве. В итоге изучаем предмет в пространстве и во времени. Логический метод обеспечивается системным подходом и структурно-функциональным анализом.

Исторический метод реализует принцип историзма, о котором речь шла выше. Процесс развития изучается через анализ состояния объекта в разных временных срезах. Сначала анализ структуры и функций, затем исторический анализ. Нельзя разрывать эти два метода.

И. Ковальченко приводит пример. Если пользоваться только историческим методом, можно получить вывод, что в сельском хозяйстве России начала XX века господствовали полукрепостнические отношения. Но если добавить логически анализ -- системно-структурный -- получится, что господствовали буржуазные отношения.

Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. И. Ковальченко считает этот метод важнейшим и определяющим. Конкретное - это объект познания во всем его богатстве и многообразии присущих ему черт. Абстрагирование - мысленное отвлечение от каких-то черт и свойств конкретного, при этом оно должно отражать существенные стороны реальности.

Восхождение от конкретного к абстрактному осуществляется тремя приемами. Посредством отвлечения (те или иные свойства рассматриваются в отрыве от других свойств объекта или выделяется совокупность признаков объекта и можно построить сущностно-содержательные и формально-количественные модели).

Второй прием - абстрагирование посредством отождествления нетождественного: объекту приписываются такие состояния и характеристики, которыми он не обладает. Применяется при различного рода классификациях и типологизации.

Третий прием - идеализация - формируется объект с определенными идеальными свойствами. Они присущи объекту, но не достаточно выражены. Это позволяет осуществить дедуктивно-интегральное моделирование. Абстрагирование помогает глубже понять сущность объекта.

Но чтобы понять сущность конкретных явлений, необходим второй этап - восхождение от абстрактного к конкретному. Конкретно-теоретическое знание выступает в форме научных понятий, законов, теорий. Заслуга разработки такого метода принадлежит К. Марксу («Капитал»). Этот метод сложен и, по признанию И. Ковальченко, не получил широкого распространения.

Системный подход и системный анализ. Система - как уже отмечалось, целостная совокупность элементов реальности, взаимодействие которых приводит к возникновению новых интегративных качеств, не присущих образующим ее элементам. Каждая система имеет строение, структуру и функции. Компоненты системы -- подсистемы и элементы. Общественные системы имеют сложное строение, которое и должен изучать историк. Системный подход помогает понять законы функционирования общественных систем. Ведущий метод - структурно-функциональный анализ.

Зарубежная наука накопила большой опыт применения системного анализа в истории. Отечественные исследователи отмечают следующие недостатки в применении новых методов. Часто игнорируется взаимодействие системы со средой. Основой всех общественных структур оказываются структуры подсознательно-ментальные, обладающие высокой устойчивостью, в итоге структура оказывается неизменной. Наконец, отрицается иерархичность структур, и общество оказывается неупорядоченной совокупностью замкнутых и неизменных структур. Тяготение к синхронному изучению в статике часто ведет к отказу от динамического диахронного анализа.

Индукция - дедукция. Индукция - исследование от единичного к общему. Дедукция - от общего к частному, единичному. Историк исследует факты и приходит к обобщенному понятию и, наоборот, применяет известные ему понятия для объяснения фактов. В каждом факте есть элементы общего. Вначале оно слито с единичным фактом, затем выделяется как таковое. Ф. Бэкон считал именно индукцию основным методом, так как дедуктивные умозаключения часто бывают ошибочными. Историки в XIX веке применяли, в основном, индуктивный метод. Некоторые до сих пор с подозрением относятся к дедуктивному методу. Д. Элтон считает, что применение теорий не из эмпирического материала источников может нанести ущерб науке. Однако, эта крайняя точка зрения не разделяется большинством историков. Чтобы проникнуть в суть явлений, нужно использовать понятия и теории, в том числе из смежных наук. Индукция и дедукция органически связаны, дополняют друг друга.

Анализ и синтез. Также широко используются историками. Анализ это вычленение отдельных сторон объекта, разложение целого на отдельные элементы. Историк не может охватить в целом изучаемый им период или объект исследования. Изучив отдельные аспекты, факторы, историк должен соединить элементы знания, полученного об отдельных аспектах исторической действительности, и понятия, полученные в ходе анализа, соединяются в единое целое. Причем, синтез в истории -- не простое механическое сложение отдельных элементов, он дает качественный скачок в понимании объекта исследования.

Идея «исторического синтеза» была разработана А. Берром. Он создал «Журнал исторического синтеза» в начале XX века и Международный центр синтеза, объединивший историков, социологов и представителей естественных и математических наук ряда стран. Он выступал за культурно-исторический синтез, за слияние истории и социологии, использование достижений психологии, антропологии. Примерно сотня монографий разных историков вышла в серии «Эволюция человечества. Коллективный синтез». В центре внимания - социальная и умственная жизнь. Но приоритет отдается психологии. А. Берр, по сути дела, готовил возникновение «Школы Анналов», но последняя после Второй мировой войны пошла дальше него в поисках синтеза.

Каждое философское направление предлагало свою основу для синтеза, но пока перетасовывали факторы в позитивистском духе. В последнее время возникла идея синтеза на основе культуры в постмодернистском понимании. Следует подождать конкретных исторических работ в этом направлении.

Ясно одно, анализ и синтез неразрывно связаны. Успехи в анализе не будут значимы, если их не будет в синтезе. Синтез даст новый толчок анализу, а тот, в свою очередь, приведет к новому синтезу. Успехи в достижении синтеза есть, но носят частный и кратковременный характер, выдвигаются то материальные, то идеальные факторы в качестве определяющих, но единства среди историков нет. Чем масштабнее предмет исследования, тем сложнее получить синтез.

Моделирование. Это наиболее распространенная форма научной деятельности. Все науки используют модели для получения информации о моделируемом явлении, проверки гипотез и разработки теории. Используют этот прием и историки. Моделирование исторического явления осуществляется средствами логического конструирования - создаются мысленные модели содержательно-функционального плана. Моделирование связано с некоторым упрощением, идеализацией и абстрагированием. Оно позволяет проверить репрезентативность сведений источников, достоверность фактов, проверить гипотезы и теории. Этот метод используется на всех этапах исследования. Можно привести пример изучения общины. При создании ее модели используются данные социологии, права, психологии, учитывается ментальность. Это уже означает применение междисциплинарного подхода. При этом надо помнить, что просто перенести модель из другой дисциплины нельзя, надо ее реконструировать с учетом концептуальных построений.

Существует математическое моделирование. Используются методы нелинейной динамики, математической теории хаоса, теории катастроф. Построение статистических моделей будет рассмотрено в разделе о математических методах в истории.

Интуиция. Хорошо известно, что ученые часто пользуются интуицией при решении научных проблем. Это неожиданно приходящее решение затем проверяется научными методами. В истории еще в конце XIX века В. Дильтей, отнеся историю к наукам о духе, в качестве главного метода понимания исторических событий считал интуицию историка. Но эта точка зрения не разделялась многими историками, так как уничтожала историю как науку, проповедуя крайний субъективизм. О какой истине можно было говорить, надеясь только на интуицию весьма различных по эрудированности и способностям историков. Нужны были объективные методы исследования.

Но это не означает, что интуиция не играет серьезной роли в научном исследовании. У историка она базируется на глубоком знании своего предмета, широкой эрудиции, умении вовремя применить тот или иной метод. Без знаний не «сработает» никакая интуиция. Но, безусловно, нужен талант, чтобы пришло «озарение». Это ускоряет работу историка, помогает создавать выдающиеся работы.

Методология - неотъемлемая часть научного познания

Любая дисциплина, чтобы иметь статус научной, просто неизбежно должна обрасти четкой системностью и методологией познания. В противном случае, при отсутствии методологического аппарата, наукой, строго говоря, она считаться не сможет. Ярким примером такому утверждению является существование ряда альтернативных воззрений (вроде гомеопатии). Историческая дисциплина, оформляясь в науку, разумеется, также со временем обросла собственным научным аппаратом и приобрела методы исторического исследования.

Особенности

Интересно, что методы исследования в истории далеко не всегда являются обособленно историческими, иногда они заимствованы из других наук. Так, многое было взято из социологии, географии, философии, этнографии и др. Впрочем, есть у истории одна важная, свойственная только ей черта. Это единственная научная дисциплина, объект и предмет исследования которой не существуют в реальном времени, что затрудняет их изучение, существенно урезает возможности ее методологического аппарата, а также добавляет неудобств исследователю, который неизбежно на логику и мотивацию прошедших эпох проецирует собственный опыт и убеждения.

Разнообразие исторических методов познания

Методы исторического исследования могут классифицироваться по-разному. Однако сформулированные историками эти методы разделяют главным образом на следующие: логическое познание, общенаучные методы, специальные, междисциплинарные.
Логические или же философские методы исторического исследования представляют собой самые элементарные элементы здравомыслия при изучении предмета: обобщение, анализ, сравнение, аналогия.

Общенаучные методы

Это те методы исторического исследования, которые не принадлежат одной лишь истории, а распространяются в целом на методы научного познания, таковыми могут быть следующие: научный эксперимент, измерение, построение гипотезы и так далее.

Специальные методы

Главными и свойственными конкретно истории являются именно они. Их также очень много, но в качестве основных выделяют следующие. Идеографический (нарративный), который заключается в максимально точном описании фактов (разумеется, описание реальности и фактов имеет месть быть в любом исследовании, однако в истории оно имеет совершенно особый характер). Ретроспективный метод, который заключается в отслеживании хроники, предшествующей интересующему событию, с целью выявления его причин. Тесно связан с ним историко-генетический метод, направленный на изучение раннего развития интересующего события. Историко-сравнительный метод основывается на поиске общего и отличного у явлений, состоящих в отдаленных временных и географических отрезках, то есть на выявлении закономерностей. Логическим последователем предыдущего метода является историко-типологический метод, который основывается на найденных закономерностях явлений, событий, культур, создает их классификацию для более простого последующего анализа. Хронологический метод предполагает строгое изложение фактического материала в правильной последовательности.

Междисциплинарные методы

Методы исторического исследования включают и междисциплинарные. Например, количественные, заимствованные из математики. Или социально-психологические. А география не просто подарила истории картографический метод исследования, основанный на тесной работе с картами. Целью последнего является выявление закономерностей и причин исторических событий. Была порождена специальная дисциплина - историческая география, изучающая влияние географических и климатических особенностей на ход истории.

Таким образом, методы исторического исследования являются важнейшей базой для истории как науки.

Ранке признает этот метод ключевым в историческом исследовании. Описание - это одна из многих процедур исследования. По сути с описания начинается исследование, оно отвечает на вопрос "что это?". Чем качественнее описание, тем качественнее исследование. Своеобразие объекта исторического познания требует соответствующих языковых средств выражения. Естественно-языковой способ изложения является наиболее адекватным для восприятия массового читателя. Язык исторического описания - это не язык формализованных структур (см. тему Язык историка).

Описание выражает следующие моменты:

Индивидуальное качественное своеобразие явлений;

Динамику развития явлений;

Развитие явлений в связи с другими;

Роль человеческого фактора в истории;

Образ субъекта исторической действительности (образ эпохи).

Т.о., описание - необходимое звено (УСЛОВИЕ ) в картине исторической действительности, начальная ступень исторического исследования, важное условие и предпосылка понимания сущности явления. Это квинтэссенция этого метода. Но само по себе описание не дает понимание сущности, поскольку оно и есть внутренняя сущность явления. Описание - это как бы внешний фактор. Описание дополняется более высокой степенью познания - анализом .

Описание - это не беспорядочное перечисление сведений об изображаемом. У научного описания есть своя логика, свой смысл, которые определены методологическими принципами (автора). Например, хроники. Цель их - возвеличивание монарха. Летописи - хронологический принцип + признание, показ богоизбранности династии, определенное морализаторство. В исследовании удельный вес описания, как правило, преобладает над выводами и обобщениями.

Описание и обобщение в рамках исторического исследования взаимосвязаны (описание без обобщения - это просто фактология. Обобщение без описания - это схематизация).

Описательно-повествовательный метод является одним из наиболее распространенных в историческом исследовании.

2. Биографический метод.

Является наиболее одним из старых методов исторического исследования. Начало биографического метода мы находим еще в античности, I-II вв. н.э. в труде Плутарха «Сравнительные жизнеописания». В этом труде Плутарх пытается воспринимать деятельность людей как историю. При этом главная идея, предложенная Плутархом, - это идея провиденциализма. При этом роль личности в истории ничтожна. Тем не менее, биографический метод ставит важный вопрос - о роли личности в истории. Он не просто ставит, он или косвенно или прямо определяет эту роль как значительную. В эпоху Просвещения происходит важное переосмысление роли личности в истории.


По сути Карлель - это самый известный приверженец биографического метода в истории. В XX в. мы также встречаемся в биографическим методом. Льюис Нэмер говорил, что суть истории - в личных связях, в центре исследования - простой человек. Но для него простой человек - это депутат. Он исследовал историю английского парламентаризма в виде биографий депутатов разных созывов. Суть истории существенные моменты в биографиях депутатов.

Важнейшими в истории являются даты их жизни, происхождение, положение, образование, всевозможные связи, владение богатствами. Подход Нэмера предполагает восприятие человека как социальной единицы. Через биографии личные интересы индивида трансформируют общественные. Деятельность парламента - это борьба за личное благосостояние, власть, карьеру. В XX в. происходит некоторые сужение возможности биографического метода.

Это связано с тем, что политическая история утрачивает свою прежнюю роль и появляются новые ветви исторического исследования: социальная, структурная, гендерная история и т.д. Всплеск интереса к биографическому методу наблюдался в 60-70-е гг., особенно это проявилось в работе Феста, работа «Адольф Гитлер». Фест попытался объединить судьбу маленького ефрейтора, ставшего фюрером, с судьбой Германии. Гитлер - это плоть от плоти немецкого народа со всеми страхами, успехами, решениями и т.д. Биография Гитлера - это зеркальное отражение судьбы немецкого народа.

Современные методологические основы применения биографического метода. В центре возможности применения этого метода стоит решение важной методологической проблемы - роли личности и масс в истории. Это одна из ключевых проблем, поэтому отказываться от биографического метода нельзя. В любом историческом факте есть черты личного и коллективного. необходимо определить сочетание этих факторов в конкретных условиях. Вопрос о появлении великих личностей.

Историческая наука пытается отвечать на этот вопрос в широком аспекте - насколько та или иная фигура может соответствовать понятию «великая личность» + оценка результатов деятельности этой личности. В результате, отвечая на этот вопрос, исследователь так или иначе сталкивается с проблемой необъяснимого случая в истории. Определенного ответа на этот вопрос нет. При этом нужно иметь в виду внешние условия для появления великой личности. Исходя из внешних факторов, происходит корректировка соотношения роли личности и условий.

3. Сравнительно-исторический метод .

Это один из самых широко используемых методов. В центре этого исследования - прием сравнения. В эпоху античности сравнивались различные циклы в истории. Сравнение используется как средство создания представления об исторических циклах. Здесь нет качественной определенности общественных явлений. В новое время сравнительный метод определялся поисков сходных черт в явлениях. Использование сравнения приводило к недостаточно акцентировке на индивидуальных чертах, следовательно нет критерия для оценки.

В эпоху просвещения появляется критерий для сравнения - это человеческая природа - разумная, добрая, носящая неизменный характер (сравнение с золотым веком, т.е. с прошлым). широкое использование сравнительного метода в эпоху просвещения. За ним закрепилась характеристика универсальности. Метод сравнения использовался так широко, что сравнивались даже несравниваемые величины. При сравнении акцент по-прежнему делался на поиске сходного. Но все равно существовала невозможность полностью решить эту задачу - поиска сходного, т.к. критерий находится в далеком прошлом, вне времени.

В результате оказалось сложно понять своеобразие явления. Сложно понять своеобразие явления, находящегося во временном потоке. XIX век: сравнительный метод подвергается серьезному анализу, происходит выявление проблем познавательных возможностей сравнительного метода, ученые пытаются найти рамки применения сравнительно-исторического метода. Было признано, что сравнивать можно однородные структуры и повторяющиеся типы. создается т.н. «типология явлений» (Моммзен). Выявляются возможности для выявления единичного и общего. Акцент на единичном делал Герхард.

Использование сравнительно-исторческого метода позволило сравнивать и проводить аналогии с разновременными явлениями.

Методологические основания сравнительно-исторического метода.

Методологической основной является необходимость признания неразрывной связи сходного, повторяющегося и индивидуального в исторических событиях. Это есть условие рационального применения сравнительно-исторического метода. Суть подхода заключается в том, что сравнение показывает и сходное, и повторяющееся. Мы можем ставить вопрос о сравнении однопорядковых явлений (насколько возможно сравнивать восстание Спартака и жакерии).

Условия продуктивного сравнения:

Максимально подробное описание изучаемых явлений

Степень изученности сравниваемых явлений должна быть примерно одинаковой.

Т.о., описательно-повествовательный метод предшествует сравнительно-историческому.

Ступени сравнительно-исторического метода:

1. Аналогия. Здесь нет определения сущности явлений. Аналогия используется как иллюстрация чего-либо. Это не анализ, а простой перенос представления объекта на объект. Ставит вопрос о качестве аналогий: насколько один объект похож на другой. Аналогии широко использовал Арнольд Тойнби .

2. Выявление сущностно-содержательных характеристик, сопоставление однопорядковых явлений. Главное здесь - определить, насколько явления однопорядковы. Это задача методологии. Критерий однопорядковости - это закономерная повторяемость и по «вертикали» (по времени), и «по горизонтали» (в пространстве). Пример - революции в Европе в середине XIX в.

3. Типология. В рамках типологии выделяются типы однопорядковых явлений. выбор признаков классификации. Например, прусский и американский пути развития капитализма. Главный принцип - дворянское землевладение. Развитие феодальных отношений в Европе: какие отношения преобладают - германские или романские? Что значит романские начала? Романские - это Пиренеи и Апеннины. Германский тип - это Англия и Скандинавия. Смешанный тип - франкское государство (подход Михаэля де Куланджа).

Т.о., использование сравнительно-исторического метода предполагает выявление совокупности однопорядковых явлений, одинаковую степень их изученности, выявление различия и сходство между ними для достижения обобщающих представлений.

4. Ретроспективный.

Само слово «ретроспект» - суть исторического познания (назад смотрю). В рамках ретроспективного метода ход поиска историка как бы обратный стандартному изучению. Суть ретроспективного метода - это опора на более высокую ступень развития. Цель - понять и оценить предыдущие явления.

Причины использования ретроспективного метода:

Нехватка фактических данных источника;

Необходимость проследить развитие события от начала и до конца;

Необходимость получить данные нового порядка.

Есть явления, которые проявляют себя со временем на новой сущностной основе, имеют последствия, которые изначально не предполагались. Например, походы Александра Македонского (планировалось отомстить за лишения во время греко-персидских войн, но в результате была начата эпоха эллинизма), ФБР (изначальная цель - освободить заключенных Бастилии), февральская революция в России и т.д.

Исследование Моргана, который изучает семейно-брачные отношения от групповых форм к индивидуальным. Он изучал современные ему индейские племена и сопоставлял с греческой семьей. Он пришел выводу, что семейно-брачные отношения развиваются одинаково, вне зависимости от эпохи. Ковальченко изучал аграрные отношения в России в XIX в. Он переносит представления о сельской общине XIX века на более ранние этапы. Ретроспективный метод связан с методом пережитков.

Это способ реконструкции ушедших в прошлое объектов по сохранившимся и дошедшим до современности остаткам. Этот метод использовал Тейлор. Он занимался исследованием обычаев, обрядов, воззрений на основе этнографического материала. Изучая верования современных первобытных племен, можно понять древние верования европейцев. Или исследование немецкой истории XIX в. Такое исследование позволяет рассматривать те или иные черты аграрной истории средних веков. Для того, чтобы понять средневековые процессы, исследуются неживые грамоты, планы, карты XIX в. (Мейцен).

Не всегда ретроспективный метод может применяться достаточно индивидуально (что подходит для изучения Германии, может не подходить для изучения Франции и т.п.). Исследованием французских межевых карт занимался Марк Блок. Он сразу же выделил разницу между межевыми картами Франции и Германии. Исследование варварских правд. Эти правды являются источником, где сохранено множество пережитков.

Необходимым условием применения ретроспективного метода является доказательство реликтного характера тех свидетельств, на основе которых будет осуществляться реконструкция. Т.е. нужно понимать, что современные реликты являются действительно таковыми. В рамках применения ретроспективного метода важнейшим помощником является принцип историзма.

5. Метод терминологического анализа .

Главным инструментом информации для историка является слово. Очень остро встает лингвистическая проблема. Смысл этой проблемы заключается в том, что есть сложности в определении смысла слова, т.е. насколько соотносится смысл слова с реальностью, которую он отображает.

Мы сталкиваемся с терминологическим анализом источника. В рамках этого анализа терминологический аппарат заимствует свое содержание из реальной жизни. Хотя смысл слова не совсем адекватен реальности . Слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Поэтому в ведении многих исследований ставится проблема понятий. Карл Линней говорил, что если ты не знаешь слов, то невозможно и исследование вещей.

Сейчас в современном историческом исследовании терминологический анализ приобретает все большую значимость, а в некоторых случаях оно совершенно необходимо. Причем со временем смысл слов меняется. Смысл слов в прошлом может не совпадать со смыслом этих же слов в настоящем. С XIX в. язык стал восприниматься как источник исторического познания. Историки Моммзен и Нибур обратили внимание на значимость языка, когда изучали античные сюжеты.

Особенности применения терминологического анализа:

Развитие содержания терминов исторических источников отстает от скрывающегося за ним реального содержания исторического события. термин всегда архаичен по отношению к событию. ученые историки могут учитывать это отставание + это позволяет изучать более раннюю историческую реальность (например, варварские правды, которые по своему словарному запасу могут отражать реальность IV-V вв., по ним можно изучать события VI-VII вв. Термин «вилла» = однодворное поселение или деревня или территория поселения);

Терминологический анализ продуктивен в случаях, когда источник записан на родном языке изучаемого народа. возможности терминологических параллелей (например, Русская правда и летописи; Салическая правда и хроники) - внутренних и внешних (Русская правда и скандинавские правды; летописи и европейские хроники);

Зависимость терминологического анализа от характера источника. взаимосвязь методологической позиции историка и анализа источника. соответствующие выводы;

Топонимический анализ как разновидность терминологического. Важным моментом является обусловленность географических названий от времени (например, Хлынов и Вятка). Топонимы дают возможность для исследования процесса заселения территории, занятий населения и т.п. Топонимы имеют особую значимость для бесписьменных культур;

Антропонимический анализ - исследование имен и фамилий;

Возможности для исследования социальный вопросов, предпочтений, качеств людей.

Т.о., слово можно рассматривать как ключ к пониманию явления только тогда, когда термины ясны. Решения различных аспектов в проблеме язык и история является необходимым условием поиска подлинного смысла исторических событий.

Условие успешного применения терминологического анализа:

Необходимо учитывать многозначность термина (в т.ч., совокупность терминов)

Подход к анализу термина исторически (учитывать время, место, рассматривать термин как изменяющуюся структуру)

Сопоставление новых терминов со старыми (выявление содержательной части).

6. Метод математической статистики.

Есть методы, которые выявляют качества, есть методы, выявляющие количество. Количество - это очень важный признак реальности.

Для историка очень важным моментом является соотнесения количественной и качественной сторон реальности. Это и есть мера, которая раскрывает единство количества и качества. Кроме того, количество как категория в разной мере отражает сущность явлений.

Восприятие и использование количественных методов исследования разнится, происходит их варьирование. Например, насколько количество солдат в армии Чингисхана повлияло на то, как быстро был захвачен Китай, насколько их можно соотнести с талантом этих солдат, самого Чингисхана, таланта врагов и т.п. Покорение Китая Чингисхана может рассматриваться в соотнесении категорий, которые нельзя посчитать (талант полководцев и солдат), количества войска.

Законы Хаммурапи - дается четкая градация за преступление: например, убийство быка - одно плата, быка - другая, свободного человека - третья, т.е. разные действия приведены к одному знаменателю - денежной единице. На основании этого можно делать выводы о качестве общества (значимость раба, быка, свободного человека).

С другой стороны, количественный анализ не может дать нового знания в отрыве от качественного анализа. Ковальченко: «Количественные математические методы позволяют исследователю получить те или иные характеристики изучаемых признаков, но сами по себе они ничего не объясняют». В результате количественный момент является как бы нейтральным.

Математические методы в большей степени носят прикладной характер. Нельзя объяснять события, используя только эти данные. Количественные методы зависимы от сущностно-содержательных методов. Но в истории есть моменты, в которых количественная характеристика является сущностным признаком. Это относится, как правило, к области экономики. Еще одна области - это массовые явления (войны, революционные движения). Здесь мы пересекаемся со статистическими методами.

Первоначальной формой количественного метода в истории является статистический метод. Главное в статистике, которая используется в исторической науке, - это статистика общественных явлений, связанных с экономикой, политикой, демографией, культурными аспектами и т.д. Статистика начала привлекаться к историческому явлению со второй половины XVII в.

Следующий этап в развитии статистического метода связан с XIX в. и именем Томаса Бокля . Помимо Бокля активно статистический метод используется для изучения аграрной истории как таковой (сколько вырастили, когда, какие культуры, каково их соотношение и т.п.). В ХХ в. активно использовали статистический метод Дружинин. Косминский, Барг, Ковальченко, Миронов.

Условия качественного применения статистического метода:

1) признание приоритета качественного анализа по отношению к количественному;

2) изучение качественных и количественных признаков - в единстве;

3) выявление качественной однородности событий для статистической обработки;

4) учет принципа использования однородных данных «немалых чисел» (корректно оперировать статистикой от тысячи однородных величин);

5) привлечение массовых источников (переписи, данные летописей и т.д.).

Виды статистического анализа:

1) самый простой вид статистики - описательная (например, данные переписи без анализа, данные ВЦИОМ). Описательные данные используются для иллюстрации

2) выборочная. Это способ вероятностного заключения о неизвестном на основании известного (например, положение крестьянского хозяйства в России в первой половине XIX в. анализируется с помощью подворных описей. Но до историков дошла только часть этих описей. На их основе делается заключение об общем состоянии хозяйства)

Такой подход не отражает точных характеристик, но тем не менее может показать в исследовании важную вещь - тенденцию.

7. Корреляционный метод.

Связан с количественным методом. Задача - определить зависимость размера повинностей и их динамики от состояния крестьянского хозяйства. Какой тип крестьянского хозяйства и как реагирует на разные повинности. Эта задача предполагает выведение коэффициента корреляции. Коэффициентом корреляции может являться соотношение между размером повинности и количеством скота. Еще один коэффициент - соотношение между количеством работников и уровнем повинностей.

В исследовании этой проблемы можно посмотреть соотношение коэффициентов.

8. Регрессионный метод.

В рамках регрессионного метода мы должны определить сравнительную роль различных причин в том или ином процессе. Например, упадок дворянского хозяйства. Для того чтобы оценить причины его упадка выводятся коэффициенты регрессии: соотношение количественного состава семей их богатства, соотношение хозяйства ниже определенного уровня дохода и выше его. Регрессионный метод - это разновидность корреляционного.

Т.о., количественный анализ помогает выявить и охарактеризовать важные черты и признаки явлений, делает понимание более точным (отход от формулировок «лучше-хуже»).

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции