Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Социология массовых коммуникаций как научная дисциплина. Социология массовых коммуникаций

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра политологии и социологии

СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

Выполнила: студентка первого курса

М.А. Морковкина

Преподаватель

А.Н. Ширикова

Москва 2010

1.Введение .........................................................................................................стр.1

2. ................................................................................стр.3

3. ............................................................................................................стр.7

4. ................................................................................... ... стр.9

5. Заключение ................................................................................................стр.15

4. Список исрльзуемой литературы ........................................................стр. 16

Введение

Социология коммуникаций - отрасль социологии, занимающаяся исследованием роли и места коммуникации в обществе, а также воздействием, которое она оказывает на сознание и поведение индивидов. Социология коммуникаций в основном имеет дело с изучением процессов передачи информации между социальными группами, а не межличностным общением, которым преимущественно занимается психология, поэтому вместо термина «социология коммуникаций» часто используется термин «социология массовых коммуникаций».Это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

Интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних- в единую и целую систему общества;

Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

Отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.

Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Это связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства(печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.)на количественно большие рассредоточенные аудитории.

Массовая коммуникация- одно важнейших явлений совpеменного общества. , котоpое оказывает непосредственое влияние на экономику, политику и культуpу, охватывает междунаpодные, межгpупповые и межличностные отношения. СМК оказывают возpастающее воздействие как на матеpиально - пpоизводственную, так и на социально - политическую, культуpно-идеологическую области жизни всего человечества и каждого отдельного человека.

Цель данной работы состоит в исследовании понятия социологии коммуникации на примере анализа явления массовой коммуникации, рассмотрения ее основных особенностей.

Понятие массовой коммуникации. Основные положения и цели. Методика исследований.

Массовая коммуникация - процесс распространения информации, сведений, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п. с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, пространственно рассредоточенные аудитории. Этот феномен прежде всего характеризуется:

Наличием технических средств, обеспечивающих регулярный выход и тиражированностью;

Социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

Массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

Многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных

средств, обеспечивающих вариативность массовой коммуникации.

Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели комму­никативного акта, разработанной в 1948г. американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает - что - по какому каналу - кому - с каким эффектом .

Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее спе­цифику подвиды - экономическая, политическая, художественная, религиозная, и др.

Социальный характер циркулирующей в обществе массовой ин­формации обусловлен следующими факторами, определяющими ее сущность и специфику: содержание (как данная информация отражает общественные процессы); субъект использования и назначения (как данная массовая информация используется людьми в чьих-либо интересах); специфика обращения (как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается).

Цели массовой информации определяются через субъекта, использующего данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель - управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.

Развитие средств массовой информации создало условия для манипулирования общественным сознанием, что особенно опасно в условиях диктаторских режимов. В связи с этим социологи стали изучать проблемы эффективности пропаганды и контрпропаганды. В этих исследованиях эффективность коммуникации рассматривалась как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия, выявлялись факторы, усиливающие или ослабляющие его.

Позже понятие эффективности было дополнено понятиями функции и дисфункции, а объектом исследования все больше становилась система социальных связей, в которых протекает и на которые влияет процесс массовой коммуникации. Массовая коммуникация влияет на распространение стандартов восприятия реальности, культурных норм, эталонов поведения. В последние годы большое внимание уделяется рекламе, массовой культуре, влиянию технических средств коммуникации на общество; обостряется интерес к глобальным проблемам распространения информации, новым информационным реалиям.

Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: информирование о происходящих событиях; помощь обществу в решении его проблем; передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение.

Ранее предполагалось, что воздействие сообщений средств массовой информации (СМИ) выражено непосредственно и осязаемо. Однако в дальнейшем такие взгляды изменились на совершенно противоположные: эффективность влияния массовой коммуникации была признана минимальной. Наибольшее распространение эти взгляды имели в 50-х гг., когда считалось, что межличностные контакты более значимы для распространения фактов и мнений в обществе, чем массовая коммуникация. Информация от СМИ вначале поступает к так называемым лидерам мнения («opinion leaders») в обществе, которые затем передают ее другим людям в процессе межличностной коммуникации.

В частности, было обнаружено, что на решение избирателей о поддержке того или иного кандидата мнение друзей влияет в большей степени, чем позиция СМИ. «Лидеров мнения» трудно отличить от других людей: в разные периоды времени и по разным проблемам лидерами бывают разные люди (экспериментально установлено разнообразие лидеров в таких областях, как экономика, мода, общественная жизнь). Интерес к какой-то проблеме - важная детерминанта лидера, однако для того, чтобы человек стал выполнять данную роль, необходим некоторый уровень интереса к этой проблеме и у других членов группы. В качестве критики указанных взглядов можно высказать следующее замечание: в них постулируется однонаправленность влияния массовой коммуникации на человека, а также людей друг на друга.

В 60-х гг. считалось, что хотя массовые коммуникации и оказывают влияние на установки и мнения людей, однако это влияние опосредовано характеристиками аудитории. Воздействие сообщений СМИ на аудиторию имеет не непосредственный, а опосредованный некоторыми промежуточными переменными характер. К наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой принадлежит реципиент, или позиция ее отдельных членов, а также селективность, т.е. склонность человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями и мнениями. В результате степень влияния оценивалась как не очень высокая.

Начиная с 70-х гг., все больше сторонников приобретает тезис о возрастающем влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. В частности, именно она задает спектр обсуждаемых людьми тем (agenda-setting). Массовая коммуникация в большей степени воздействует на то, о чем говорит человек (тема), нежели на его конкретную позицию по данной теме. Экспериментальные исследования, проведенные с целью подтверждения данного по­стулата, показали: действительно, чем больше говорят о некоторой теме по радио и на телевидении, тем чаще она обсуждается на уровне межличностных контактов.

Воздействует массовая коммуникация и на мнения людей по конкретным вопросам социальной жизни. Такого рода воздействие осуществляется следующим образом: некоторые индивиды, сознавая, что их мнение совпадает с мнением большинства, высказывают его, в то время как другие лица, имеющие отличную от общепринятой позицию, оставляют ее при себе. Этот процесс движется по спирали, в результате чего некоторые темы или позиции попадают в центр внимания населения, а другие отбрасываются на периферию общественного интереса. Такого рода «спираль умолчания», по-видимому, вызывается страхом изоляции. Согласие с общепринятым - не только способ быть на стороне «победившей стороны», но и попытка избежать изоляции от группы. Угроза критики - значимый фактор для «умалчивающих» людей (запускающих спираль умолчания). Массовая коммуникация играет важную роль в «спирали умолчания». С ее помощью люди узнают, какие мнения популярны в обществе, а какие - нет.

В настоящее время для объяснения механизмов влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание предложены многочисленные теории. Наиболее популярны из них теория использования и удовлетворения и теория зависимости. В первой подчеркивается, что человек выступает в качестве активного фильтра информации, а не ее пассивного получателя. Он осуществляет отбор сообщений СМИ для того, чтобы удовлетворять некоторые свои потребности. Таким образом, аудитория СМИ активна и целеустремленна, а человек - инициатор выбора сообщения - хорошо осведомлен о своих желаниях и потребностях. Он, зная собственные потребности, ищет различные способы их удовлетворения, одним из которых и являются СМИ: они как бы вступают в спор с другими источниками удовлетворения потребностей. Например, потребность в развлечениях можно удовлетворить не только сидя у телевизора, но и встретившись с друзьями, посетив футбольный матч или пивную.

Данная теория внесла свежую струю в исследования массовой коммуникации, обратив внимание на активность личности при восприятии сообщений. Это контрастировало с распространенным ранее взглядом на реципиента как на пассивного, бездумного при­емника информации. Однако у теории использования и удовлетворения были и некоторые слабости: она игнорировала негативные результаты влияния массовой коммуникации в обществе, а также постулировала чрезмерную рациональность человека, его способность сознательно выбирать то, что ему необходимо. Подобному тезису противоречат данные многочисленных исследований, согласно которым люди, как правило, не до конца осознают причины своего поведения.

Под несколько иным углом зрения рассмотрена роль массовой коммуникации в обществе в теории зависимости. Центральное положение данной теории таково: реципиент зависит от массовой коммуникации в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои потребности и достигать различных целей. Степень влиятельности СМИ на аудиторию варьируется и зависит от состояния самого общества (если в обществе возникает ситуация социальных изменений и конфликтов, то она заставляет людей переоценивать сложившиеся в них системы ценностей и норм, что порождает потребность в дополнительной информации, в том числе из СМИ, повышая тем самым зависимость людей от них) и самих СМИ (потенциал их вли­яния зависит от их количества и близости к нормам и ценностям группы объекта воздействия).

По мнению Болл-Рокич и Дефлюер, можно говорить о когнитивных, эмоциональных и поведенческих результатах воздействия массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание. К когнитивным результатам воздействия они относят: разрешение неопределенности (посредством массовой коммуникации постав­ляется дополнительная информация, позволяющая составить пред­ставление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формирование установок, т.е. системы когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций в отношении объектов внешней среды (физических, социальных, политических и др.); задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений (идеологических, религиозных, экономических и др.); уточнение ценностных ориентации населения (СМИ сообщают о конфликте некоторых систем ценностей, например, в области гражданских прав, что заставляет читателей занять по данному вопросу определенную позицию, а значит, уточнить собственные взгляды). Воздействие СМИ на эмоциональную сферу приводит к появлению у людей страха, тревоги, отчуждения. Влияние на поведение людей осуществляется и по линии активации (провоцирования тех или иных действий), и по линии деактивации (прекращения некоторых действий).

Синтезируя рассмотренные подходы, можно описать процесс влияния массовой коммуникации на индивидуальное и групповое сознание следующим образом: социальные институты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек мо­жет в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них. Например, пожилые люди в силу снижения возможностей передвижения, мало общаются, что повышает их зависимость от такого вида СМИ, как телевидение. Подростки могут становиться зависимыми от видеоиндустрии, поскольку увлечения такого рода соответствуют нормам данной социальной группы.

Средства массовой коммуникации и современное общество

При рассмотрении СМК рассматривать в качестве фактора социализации, необходимо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет однозначного ответа.

Телепросмотр, чтение газет и радиослушание становятся сферами все более тщательного выбора. Основную массу населения интересуют обстоятельства повседневной жизни, потому выбор совершается в пользу региональных СМК, по которым идет соответствующая информация.

Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Она реализуется по отношению ко всем людям так, как отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

Большую роль играют СМК в развитии человека. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывает споры о благе или вреде для человека. Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания "по посторонним знакам", в результате чего люди будут "казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами" и "станут мнимомудрыми вместо мудрых".

С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телепросмотр влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.

Особую роль в социализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к "синдрому зависимости" от компьютерной сети, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам (Ю. О. Бабаева, А. Е. Войскунский).

СМК, будучи одним из социальных институтов, в той или иной мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп на определенное влияние на население в целом и на отдельные социальные слои. Это и позволяет считать, что СМК оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния. Во-первых, СМК существенно влияют на усвоение людьми широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентации в сфере политики, экономики, идеологии, права и пр. Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения по самым разнообразным вопросам общественной и политической жизни.

Результаты воздействия массовых коммуникаций на индивидуальное и массовое сознание

Выделяют следующие результаты воздействия на индивидуальное и массовое сознание: поведенческий эффект, активация, деактивация, эмоциональный эффект - влияние на страсти человека, появление страха и отчуждения, познавательный эффект, включающий разрешение неопределенности (посредством массовой коммуникации поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формирование установок, т.е. системы эмоциональных и поведенческих реакций в отношении объектов внешней среды (физических, социальных, политических и др.); задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений (идеологических, религиозных, экономических); уточнение ценностных ориентаций населения.

Социальные институты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них.

Массовая коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы (схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе). Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т. п. Восприятие чужой группы через стереотип имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности). Существование стереотипов также может влиять на формирование общественного мнения.

Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующих друг за другом фаз, в основе каждой из них лежит состояние информации и характер реализации отношений.

1 фаза, на которой происходит контакт с базовым фактом, появляющимся в процессе человеческой деятельности - необходимое условие для начала информационной коммуникации. 2 фаза (производящая), в которой производитель информации придает сведениям, выступающим в роли содержания, ту или иную знаковую форму, тем самым, создавая сообщение. В ней же осуществляются все процедуры, связанные с упорядочением информации и формированием массивов информации, предназначенных для передачи. 3 фаза (передача), здесь происходит передача информации при помощи соответствующей системы технических средств. 4 фаза (потребление) представляет весьма сложный процесс, характеризующийся активным включением психологических механизмов. Лишь на фазе потребления начинаются изменения в системе установок и ценностных ориентаций. 5 фаза (постфаза), где воздействие информации на сознание объекта может происходить не только однократно, сиюминутно, но и обладать временной протяженностью без осознания данного процесс.

Характерно, что включение механизмов реализующих манипулятивное воздействие приходится на фазы передачи и потребления. На постфазе происходит накопление непроизвольно усвоенной информации, способной влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.

Пользуясь градацией, предложенной А. Моулз можно выделить такое понятие как эстетическая информация, которая в отличие от семантической информации не подчиняется общим законам логики. Семантическая информация настраивает людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами. Семантическая информация в открытую побуждает человека к определенным действиям. Она обращена к логике и здравому смыслу человека.. Эстетическая информация, исходящая от средств массовой информации, не столько отражает реальное положение вещей, сколько вызывает у аудитории определенные душевные состояния, реакции и эмоции.

Информация, переданная таким образом, становиться более устойчивой для аудитории. Объектом эстетической информации являются те ценности людей, на которых базируются их убеждения. Эстетическая информация в данном случае служит как бы "клеем" между однажды выработанным коллективным опытом и эмоциональным настроем аудитории, способным направить массы в нужном направлении. Эстетическая информация при этом должна быть созвучна эмоционально-психологическим переживаниям рецепиента.

В практическом смысле эстетическая информация выглядит предпочтительней семантической, так как она способна подготавливать действия, противоречащие логике и реальному положению дел, но выгодные для властвующей элиты. В передаче, по преимуществу, эстетической информации и заключен смысл политизации средств массовой коммуникации, так как эстетическая информация нацелена не на понимание, а на внушение устойчивых символов посредством различных технических эффектов.

Массовую коммуникацию стоит рассматривать в качестве социального явления, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через смысловую и оценочную информацию, которая передается по каналам СМК, но также и механизм актуализации информации при помощи различных коммуникативных средств. Существуют общие условия необходимые для функционирования средств массовой коммуникации. К ним можно отнести условия:

а) Аудитория является необходимым условием для функционирования средств массовой коммуникации, без нее само существование СМК теряет всякий смысл. Под аудиторией понимается совокупность индивидов, характеризующаяся неоднородностью, анонимностью, рассредоточенностью. Аудитория - это индивиды, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. При помощи средств массовой коммуникации аудитория поддерживает отношения не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.

б) Социальная значимость передаваемой информации, т.е. с одержание информации, передаваемой по средствам массовой коммуникации, оказывает большое влияние на массовую аудиторию в самых разнообразных формах. " Надо отметить, что теперь средства массовой информации сами способны формировать и культивировать социальные запросы аудитории". Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно ожидает оценочную информацию, которая во многом способствует формированию общественного мнения.

в) Наличие технических средств, которые должны обеспечивать регулярность и тиражированность массовой коммуникации. У аудитории есть возможность заполнить окружающий мир информацией, поступающей из средств массовой коммуникации, в этом, прежде всего заслуга технических возможностей средств массовой коммуникации.

Телевидение - наиболее популярный источник информации для аудитории. Именно телевидение является основным инструментом политического влияния на аудиторию в силу объективных технических качеств.

Эстетика телевидения воплощает в себя два принципа: мозаичность и резонанс. "Человек может контролировать, "фильтровать" сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово и через зрительные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает – «фильтры» рвутся. Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная истина, если дается на фоне видеоряда – образов, снятых "на месте событий". Критическое осмысление резко затрудняется, даже если видеоряд не имеет никакой связи с текстом".

Свой манипулятивный потенциал телевидение развивает именно за счет того, что оно искусно скрывает различие между фикцией и реальностью. И именно поэтому информация преподнесенная из телевизора оказывается куда более убедительной для публики, чем аргументы теоретического или идеологического свойства.

Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. В то время как Е. Доценко исследует такие конкретные приемы как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, С. Кара-Мурза выделяет: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику (изменение смысла слов и понятий), упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи: утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).

Давно было сформулированно такое правило: «Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение». Под ним лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям.

Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в в форме утверждения, что означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие.

Повторение придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных весиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими. Оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс, как у знаменитых собак Павлова…

Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Это – фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.

Одним из условий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности. Г. Шиллер пишет: «Ложное чувство срочности, возникающее в силу упора на немедленность, создает ощущение необычайной важности предмета информации, которое также быстро рассеивается».

Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это – сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить – но так, чтобы о нем не вспомнили.

Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым людям в какой – то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество.

Насилие в средствах массовой информации встречается крайне часто. Просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Влияние насилия в СМИ на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся: особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя; контекст, в котором предстает акт насилия (манера подачи, жанр передачи); особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения).

Массовая коммуникация оказывает не только негативное влияние на массовое и индивидуальное сознание. Она может противодействовать этническим и половым стереотипам. К ее позитивным результатам относятся и повышение осведомленности, любознательности, улучшение речевых навыков. Массовая коммуникация способствует возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению социальных норм, а также уменьшению тревоги и страхов. После просмотра гуманистически ориентированных фильмов у детей улучшаются навыки общения со сверстниками, взаимопонимание с ними, активизируется стремление помогать другим людям.

Заключение

Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. communicatio - способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

Функционирование СМК немыслимо без соответствующего технического обеспечения. Сейчас Интернет является самым популярным средством передачи информации и в ближайшем будущем эта популярность не спадет, а вырастет. Но новые технологии не будут автоматически заменять старые. Ничто из сказанного выше не лишает газеты и телевидение будущего. Обе эти сферы вещания, скорее всего, приспособятся к новым экономическим условиям. Однако им предстоит столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны новой глобальной системы, и чтобы выжить в этой борьбе, всем традиционным средствам массовой информации придется значительно перестроиться.

Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата к предварительно намеченной цели. Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному результату, то можно говорить об их эффективности. Следует отметить, что данное влияние отнюдь не всегда носит положительный характер.

Список используемой литературы:

1. Фролов С. С. Социология, Гардарики, 2000

2.Социология. Основы общей теории, под редакцией Г. В. Осипова, «НОРМА»,М., 2003

3.Генон Р. Кризис современного мира. – М.: Арктогея, 1992г.

4. Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997.

5. Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации, Питер, 2004

6. Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966

7. Коренной А. А. Информация и коммуникация, Киев, 1986

8. Александров В.Г. Интернет сегодня М,2003.

9. Петрович А. Поговорим о информации.М, 2003.

10. Почепцов Г. Г Коммуникативные технологии двадцатого века, М, 2002


Фролов С. С. Социология, Гардарики, 2000

Социология. Основы общей теории, под редакцией Г. В. Осипова, «НОРМА»,М., 2003

Генон Р. Кризис современного мира. – М.: Арктогея, 1992г.

Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997.

14. Генон Р. Кризис современного мира. – М.: Арктогея, 1992г

Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации, Питер, 2004

Коренной А. А. Информация и коммуникация, Киев, 1986

Социология. Основы общей теории, под ред. Г.В.Осипова, «НОРМА», М., 2003

Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966

Система массовой коммуникации является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Массовая коммуникация выступает специфическим макромеханизмом в общественной среде. Именно она в значительной мере обеспечивает целостность человеческого сообщества. Ее функция - поддержание всеобщего и универсального связи между людьми, государствами и культурами настолько важна, что ее трудно переоценить. В социологии массовая коммуникация интерпретируется как элемент социального общения, социального обмена или социального взаимодействия. Общим в этих описаниях является то, что речь идет о символических формы взаимосвязи в обществе, представляют в первую очередь знания, ценности, нормы, значение.

Массовую коммуникацию социологи определяют как целостную систему социокультурной взаимодействия, проявляется в символических формах, образах, образцах, которые распространяются, обмениваются, воспринимаются и понимаются обществом во всех своих уровнях (индивид, группа, сообщество) через призму индивидуальной, массовой и корпоративной сознания. Это систематическое распространение информации через соответствующие средства.

Коммуникация (от лат. Communicatio) означает, передача, возникшее из потребностей людей в общественной жизни. Это общение между индивидами, группами, элементами социального института, в процессе которого они обмениваются сообщениями, собственными и чужими мыслями с помощью символических знаков, символов и, прежде всего, языка, благодаря средствам массовой коммуникации.

Макрокомуникативни процессы осуществляются с помощью средств или каналов массовой коммуникации - прессы, радио, телевидения, кино, видеосистемы, спутниковых и компьютерно-сетевых систем. Это также компоненты массовой коммуникации.

Под средствами массовой коммуникации понимается система имеющихся современных каналов связи: пресса, телевидение, радиовещание, электронные системы связи, с помощью которых приходится разнообразная информация к широкой общественности, общества. Это - относительно самостоятельная система, которая характеризуется многообразием компонентов как материального содержания (средства, материалы, установки), так и социального (профессиональные кадры), и организационного (содержание, методы, формы реализации деятельности) содержания. Это средства распространения информации, которая характеризуется обращенность к массовой аудитории.

На всех этапах развития общества для реализации и удержания власти, политики, идеологии, правящие круги любого государства или структуры старались как можно быстрее и эффективнее довести максимум "нужной" информации к максимальной части общества. Средства массовой информации и сегодня обеспечивают субъектам политики большие возможности для реализации цели политики, служат соответствующим социальным силам, выступают мощным фактором реализации политических и правовых норм, правил, принципов и т. Д. Поэтому массовую коммуникацию определяют и как фундаментальное состояние современного общества, в котором сложная структура социального и культурного пространства воплощена в символических формах, образах, значениях, доступных для восприятия и понимания людьми.

Массовая коммуникация - как состояние общества - проявляется и функционирует благодаря своим средствам, с которыми имеет признаки социального института. Только вместе они формируют сложные и разветвленные системы, в которых циркулируют современные знания о мире и ценностные картины его.

Массовая коммуникация никогда не оставалась без внимания социологии. Проблема изучения ее заключается в выявлении отношения ее к существующим политическим и государственных сил, к миру бизнеса, элиты, других групп, сообществ и интересов, которые влияют на общественность и одновременно претерпевают обратное влияние них.

Социология массовой информации - отраслевая социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовых коммуникаций, а также их социальную обусловленность и последствия действия.

Социология массовой коммуникации ставит целью всесторонне и основательно раскрыть методы и средства самого разнообразного влияния средств масс-медиа на общественное сознание, с тем, чтобы определить закономерности, возможности и границы влияния их на общественное сознание.

В социологии сложилось несколько направлений изучения массовой коммуникации. Один из них признает силу и тотальность воздействия средств массовой информации (СМИ) на инертную и пассивную аудиторию, прививая ей желаемые (для правящих кругов) взгляды и установки. По другой версии, признается частичный, ограниченное влияние СМИ на сознание и поведение публики.

Объектом социологии "масс-медиа", является, прежде всего, читатели, зрители, слушатели, с их интересами, потребностями - аудиторная система, которая, кстати, имеет достаточно текучий характер.

Важным элементом изучения социологии СМИ есть и текстовый материал - содержание и форма самой информации. В эмпирических исследованиях массовой коммуникации используются почти все методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент, анализ документов, однако главным методом исследования, который используют в данной области, - является анализ документов - как традиционный качественный, так и количественный (контент-анализ). Контент-анализ текстов массовой информации проводится по всем правилам социологического исследования.

Объектом исследования, как правило, выступает текстовая информация, массив сообщений, которые транслируются прессой, радио, телевидением и т. Д.

Предметом контент-анализа той или иной степени выступают: состояние, тенденции развития социально значимого содержания СМИ (политические ценности, историко-культурные факты и т.д. - все, что может интересовать аналитика. Объектом социологических исследований СМИ также и кадровый состав средств массовой информации (журналистские кадры, популярность издательств, телерадиоканалов).

Коммуникация возникла из потребностей индивидов в общественной жизни. Это общение между людьми, в процессе которого они обмениваются сообщениями, мыслями - с помощью языка или других знаков.

Первые средства массовой информации (от лат. - Information - разъяснение, в общем смысле - сведения о чем-то) в историческом аспекте связываются с деятельностью людей, с необходимостью передать в письменной форме (приказы, сообщения) информацию о соответствующих событиях, фактах, через специально предназначенных людей (гонцов).

Первым официальным и принципиальным средством СМИ была газета (сначала рукописная, затем - печатная). Свои черты и признаки социального института она приобретает постепенно. (Название «газета» идет от названия мелкой монеты - gazzetta, - какой в Венеции в XVI в. Платили за рукописный отчет о текущих событиях).

Впоследствии, в Европе появляются первые периодические печатные издания: французская "Ла Газетт", английские "Ньюсбукс", голландские "Ко-рант" ("Современные события").

В России первая печатная газета датируется 1702, когда появляются "Петровские Ведомости", "Ведомости" Петра I (название она не была постоянной). Пресса отражала политические события, была источником информации об общественной жизни и др.

В первой половине XIX в. большинство населения Европы и Америки получила доступ к печатным новостей. Приобретала распространение дешевая, "копеечная", пресса. Американская "Сан", английский "Дейли телеграф", французская "Ле пресс" начали выходить массовыми тиражами.

Производство новостей и газет все больше становится индустриальным по характеру, однако газета пока нейтрально освещает различные сообщения, без какого-либо претендовать на идеологический средство. В дальнейшем выяснилось, что небольшие яркие газетные сообщения имеют способность не только освещать состояние или новости общественной жизни, но и создавать социально значимые образы действительности с помощью особых литературных жанров, новых правил составления текстов и т. П.

Создавался новый стиль вербальной культуры и общения. Газета могла сделать все: "убить без выстрела", "зажечь вражду", "создать конфликт" и т. П., Могла выступать тонким и мощным средством воздействия на массовое сознание.

В начале XX в. "семью" средств масс-медиа пополнило радио, которое быстро продемонстрировало уникальную способность подачи информации в любые отдаленные районы. В Украине первая радиопередача вышла в эфир в 1924

Во всем мире начали внедряться различные технические новшества. С 50-х годов получила массовое распространение система "FM-paдio", которая значительно расширила возможности радиовещания.

Однако наибольший эффект имело изобретение телевидения, эпоха которого началась с конца 30-х годов. Уже более полувека телевидение воспринимается как мощное средство воздействия на сознание и образ жизни. Аудиовизуальные образы, которые до этого отдавали прерогативу кино, превратились в первоочередном по значению, легкостью усвоения и привлекательностью носителя социальной информации. Миллионы людей в разных регионах мира одновременно становятся свидетелями важнейших событий, которые происходят в любом месте.

Появление и широкое распространение компьютерной техники также оказало своеобразную революцию в системе средств массовой информации. Сегодня "Интернет" и другие формы электронной информации активно вливаются в "рынок" воздействия на массовое сознание.

Дальнейшее распространение электронных средств связи, развитие спутникового и кабельного телевидения, видеотехники узалежнюе современного человека от коммуникативной сети. Аудиовизуальная и электронная коммуникация является постоянным фактом жизни человека, а абстрактный мир, который "создается" ею, достаточно легко "усваивается" индивидом, воздействуя на его сознание.

Массовая коммуникация всегда выступает и как влиятельная сила, и как влиятельный элемент в сложной социокультурной системе. Прежде всего СМИ попадают под контроль со стороны института власти (государства, правящих элит, политических партий), который осуществляется механизмом цензуры, другой контроль со стороны объектов управления. Она также испытывает влияние со стороны капитала, экономических и коммерческих структур, которые "совершенствуют" и "развивают" технологии макрокомуникаций.

Культура, которая, прежде всего, "генерирует" и "селекционирует" элементы СМИ (образцы, ценности, нормы, стили и др.) Является едва ли не самым главным фактором развития масс-медиа. Двусторонними являются взаимоотношения между массовой коммуникацией и "потребителями" ее - целевой аудиторией, - той частью общества, которая воспринимает соответствующую информационную систему.

С одной стороны, СМИ выступает как "обьективатор" общественного мнения, как элемент власти, социального контроля. С другой стороны, массовая коммуникация учитывает информационные, коммуникативные, ценностные потребности и интересы аудитории.

Массовая коммуникация, таким образом, укореняется в повседневность, привлекая общество к информации, и выполняет особые функции в общественном развитии. Прежде всего она "свидетельствует" образы социальной структуры, ценности социального расслоения, культивирует имидж социальных страт и статусов, осуществляет социокультурную структуризацию аудитории, является неотъемлемым элементом социальной мобильности.

Разнообразные коммуникативные явления привлекали и привлекают к себе все большее внимание представителей различных гуманитарных наук (философия, культурология, социология и психология, лингвистика и семиотика).

Научный интерес к данной проблематике возник еще в первой половине XX в., Нашел отражение в западных теориях социологии и психологии пропаганды (М. Вебер, в частности исследовал проблемы изучения прессы), в исследованиях по массовой культуры (Г. Лассел, А. Мальте), в трудах соотечественников (Б. Грушин, Б. Фирсов, М. Лауристин).

Контрольный вопрос:

1. Место и роль средств массовой информации в жизнедеятельности общества.

Богомолова И. Н. Социология печати, радио и телевидения. - М., 1991.

Костенко Н. В. Массовая коммуникация // Социология: теория, методы, маркетинг. - В 1998, №6.

Костенко Н. В. Ценности и символы в массовой коммуникации. - М., 1993.

Социология управления / Под ред. Пилипенко В. Е. - М.: Высшее образование, 2003.

Трескова С. И. социолингвистические проблемы массовой коммуникации. - М., 1989.

В отечественной науке проблемы массовой коммуникации стали объектом самостоятельного теоретического анализа сравнительно недавно. Сам термин «массовая коммуникация» в Советском Союзе находился под запретом как буржуазный, периодически его предлагалось заменить термином «массовое общение», а та дисциплина, которая на Западе получила название «теория массовой коммуникации», У нас именовалась «социологией журналистики», причем специально оговаривалось, что советская социология журналистики не имеет ничего общего с западными исследованиями такого рода.

Отечественная социология массовой коммуникации развивалась в основном в рамках журналистики, психологии, лингвистики, изучающей языковую коммуникацию, в русле исследования общественногомнения и социальных общностей как сфер, на которые непосредственно оказывает влияние деятельность средств массовой коммуникации.

Из дореволюционных исследований в России следует отметить отдельные исследования уровня грамотности потенциальной аудитории. Так, в 1895 г. вышла в свет интересная книга известного русского просветителя и книговеда Н.А. Рубакина «Этюды о читающей публике». В 1906 г. появилась интересная работа отечественного социолога В.М. Хвостова под названием «Общественное мнение и политические партии». Хвостов связывал зарождение общественного мнения с интересами определенных социальных групп. Очевидно, что опыт осмысления такого явления, как общественное мнение, накапливался, но исследования не были комплексными и рассматривали метод изучения, а не его предмет.

Что касается советского периода истории, то на исследователей занимавшихся изучением различных аспектов Функционировании~ средств массовой информации и пропаганды, оказывал ось значительное идеологическое давление. Достаточно сказать, что статьи по этой теме обычно публиковались в сборниках под названием «Вопросы теории и методов идеологической работы». Поэтому изучение специфики деятельности средств массовой информации и эффективности их воздействия на аудиторию в лучшем случае осуществлялось под грифом «Для служебного пользования», а в худшем - не осуществлялось вообще (за исключением периода «оттепели» 1960-х гг., когда был проведен ряд любопытных исследований, особенно в Прибалтике). И даже если такого рода исследования удавалось провести, на господствующую медиа реальность они не оказывали ни малейшего воздействия.

В результате у западных исследователей даже складывалось впечатление, что советские средства массовой информации вообще не озабочены проблемой обратной связи с аудиторией. Так, М. Хопкинс, автор до сих пор не утратившего актуальности труда «Средства массовой информации в Советском Союзе» (1970), с недоумением писал: «Возникает вопрос, известны ли им [советским СМИ]самые элементарные технологии. Американский президент выступает с Посланием положении в стране не более получаса, так как понимает, что массовая телевизионная аудитория скоро начинает скучать и теряет интерес. Телевизионная речь Брежнева по случаю 50-й годовщины образования СССР длилась четыре часа. Интересно было бы узнать рейтинг этой передачи»1.

Интерес к массовым коммуникациям носил скорее отвлеченно теоретический характер, никак не связанный с практическими политико-идеологическими задачами управления большими массами людей с целью достижения заранее определенных результатов.

Впервые в отечественной научной литературе «официальное» определение массовой коммуникации появилось в 1983 г. в «Философском энциклопедическом словаре» в статье Ю.А. Шерковина. Массовая коммуникация определялась там как «систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия, мнения и поведение людей». (Цит. по: Дьякова Е.Г, Трахтенберг А.д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов.)

Сейчас ситуация изменилась. Исследование проблем конструирования реальности в процессах массовой коммуникации становится крайне актуальным. Социология массовой коммуникации рассматривается как специальная отрасль социологии (от лаm. societas - общество и греч. logos - учение, слово) как науки, которая изучает структуры общества, их элементы, условия существования и социальные процессы, протекающие в этих структурах. социология массовый коммуникация манипулятивный

В целом социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. От других наук ее отличает то, что она изучает структурные единицы общества (личности, группы, слои, ассоциации), социальные связи между ними (действия, взаимодействия, социальные институты), а также динамику социальных структур (социальные изменения).

Социологическая наука представляет собой сложно структурированную область научного знания и включает:

  • 1) фундаментальные, обще социологические теории;
  • 2) специальные (частные) социологические теории (или «теории среднего уровня»);
  • 3) конкретные (эмпирические) социологические исследования.

Первыми в структуре социологии названы теории наиболее высокого уровня общности. В социологии, как и в других науках, существует множество конкурирующих между собой общих теорий, таких, как теория социального действия М. Вебера, теория общественных формаций К. Маркса, структурно-функциональная теория Т. Парсонса, теория обмена П. Блау и др. Предметом исследования здесь выступает общество в целом со всеми его законами развития и функционирования. Эмпирической основой общесоциологических теорий являются данные прикладных исследований. Общесоциологические теории и эмпирические исследования связаны между собой. Если эмпирические исследования отражают изучаемые объекты с учетом конкретных Условий и фактов, то общесоциологические теории представляют их в качестве абстрактных объектов, вскрывают существенные связи, отношения и закономерности.

Конкретные (эмпирические) социологические исследования устанавливают и обобщают социальные факты с помощью прямой или Косвенной регистрации каких-то совершившихся событий. Полученной в ходе эмпирических (от греч. empeiria - опыт) исследований системы фактов и зависимостей составляют эмпирический базис социологического знания. Такие исследования опираются на разные методы конкретных социологических исследований (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.).

Специальные социологические теории (теории среднего уровня) занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретно-социологическими исследованиями. Термин «Теории среднего уровня» введен в науку американским социологомр. Мертоном. Такие теории обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания. Социология массовой коммуникации относится именно к специальным социологическим теориям.

Выделение теорий среднего уровня дает возможность:

создания теоретической основы для исследования без использования громоздкого понятийного аппарата общесоциологических теорий;

осуществления тесного взаимодействия с реальной жизнью общества;

демонстрирования преимуществ и убедительности социологических исследований в глазах специалистов несоциологических областей знания.

Социология массовой коммуникации - это социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовой коммуникации, социальную обусловленность и последствия их деятельности.

Объектом социологии массовой коммуникации является массово коммуникативная деятельность как социальный институт. Предмет социологии массовой коммуникации определяется как совокупность закономерностей вышеуказанной деятельности, исследование которых определяет структуру социологии массовой коммуникации какнауки и включает в себя все уровни - от теоретического до уровня эмпирических исследований, распространяющихся на изучение какобъекта массово-коммуникативной деятельности - массовой аудитории, так и структур непосредственно самих массовых коммуникации средств их функционирования.

Существующие исследования массовой коммуникации традиционно разделяются на исследования проблем коммуникатора, аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, функционирования отдельных средств массовой коммуникации.

Традиционными для исследователей массовых коммуникационных процессов являются следующие вопросы:

Кто и кому передает информацию? (Источники и потребители);

Почему осуществляется коммуникация? (Функции и цели);

Как происходит коммуникация? (Каналы, язык, коды);

В чем состоит содержание коммуникации? (Объекты сообщения);

Каковы последствия коммуникации? (Эффекты планируемые и планируемые).

Если обратиться к отечественной социологии, то впервые всестороннее изучение деятельности средств массовой информации было реализовано в рамках проекта «Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов, под руководством Б.А. Грушина в Таганроге, Москве и Ростове-на-Дону (1967-1974). В частности, был осуществлен анализ аудитории, где теоретические выкладки сопровождались и обосновывались большой эмпирической базой. Был подробно проанализирован процесс потребления информации, выделены его характеристики и основные этапы, зафиксирована его картина на уровне приема сообщений, понимания информации, отношения к ней.

Говоря об исследованиях отдельных средств массовой информации, следует выделить масштабные проекты изучения телевидения (Б.М. Фирсов, конец 1960-х гг.) и печати (под руководством В.С. Коробейникова, 1977). Были получены данные, касающиеся информационных потребностей населения БО взаимосвязи с социально-демографическими характеристиками. В частности, для того периода были отмечены следующие закономерности: до получения среднего образования наблюдался процесс увеличения информационных потребностей, причем особенно быстро при этом возрастала роль телевидения. Последующее повышение уровня образования резкого влияния на информационные потребности не оказывало.

В 1963 г. талантливый театральный критик и журналист В. Саппак написал книгу «Телевидение и мы», которая актуальна до сих пор. Телевидение тогда еще только искало свои пути, до вступления в строй крупнейшего в Европе Останкинского телецентра оставалось четыре года. Но Саппак одним из первых попытался определить те качества, которыми привлекает людей телеэкран.

Телевидение создает эффект присутствия, поскольку с его помощью мы становимся свидетелями события в момент его совершения. ОнО достоверно, поскольку, видя воочию событие на экране, мы можем самостоятельно судить о нем и делать выводы. Телевидение интимно, ведь любой из нас, усаживаясь перед телевизором, испытывает ощущение, будто именно к нему в дом пришло изображение, именно к нему обращаются с экрана. Саппак разглядел большое будущее телевидения и как уникального средства информации, и как удивительного, синтетического искусства.

В отечественной социологии массовой коммуникации одним Из центральных было положение о включенности личности в сферу деятельности газет, радио и телевидения через ряд объективных и субъективных факторов. Результаты исследования белорусских ученых показали, что процесс включения личности в сферу влияния средств массовой коммуникации характеризуется несколькими этапами. «На первом этапе человек стремится воспринять как можно больще сообщений, доверяет им, многое из воспринятого надолго запечатлевается в его памяти и активно используется во всех видах деятельности... Однако положение меняется, когда поток сообщений наталкивается на возросшую информированность людей, на более осознанные информационные потребности. На этом этапе влияние СМИ растет значительно медленнее и становится более опосредованным и фиксируется на одном уровне. Когда же объем информационных потребностей и уровень их осознания достигают определенного предела, влияние СМИ начинает снижаться или даже оборачиваться дисфункциональными эффектами, например эффектом бумеранга.

После 1991 г. на первый план выдвинулась сугубо политическая потребность: обеспечить наиболее эффективное манипулирование общественным мнением при смене общественного строя. Для решения этой задачи необходимо было исследовать средства массовой коммуникации прежде всего с точки зрения их манипулятивной применимости. При этом большинство теоретиков и практиков, занимавшихся данными вопросами у нас в стране, почти без изменения восприняли методологические подходы, обоснованные и неоднократно апробированные американскими специалистами. Однако применение коммуникационных технологий без учета национальной специфики не всегда приводило к тем результатам, которые ожидались и прогнозировались. Это обусловило более пристальный разносторонний интерес к исследованию феномена массовых коммуникаций в социологии и политологии.

Ученые говорят, что сегодня сложилось несколько направлений анализа данного феномена. Во-первых, анализ политико-идеологический, традиционно связанный с манипулятивными практиками. Акцент здесь делается на достижение оптимальных результатов при формировании. У масс при помощи коммуникационных технологий нужных мотивационных и поведенческих установок. Это направление представлено в научной литературе лучше всего. (Монаев О. Т. Включенность личности в сферу влияния средств массовой информации // Социологические исследования. 1984. М 4.)

Во-вторых, массовые коммуникации исследуются в социологическом аспекте, с соблюдением «научности» и объективности. В рамках этого направления стали появляться работы, связанные с различными сферами коммуникационных связей, с анализом их специфики при учете статусно-ролевых и ценностных иерархий в обществе.

В-третьих, массовые коммуникации исследуются в контексте социально-психологических наук. В этом плане особый интерес в последнее время стали вызывать работы психологов «русской школы», активно разрабатывающих вопросы коммуникаций в дореволюционный период (В. Бехтерев, Н. Укач-Огорович, Н. Кареев и др.).

Таким образом, можно сказать, что сегодня формируется межпредметное поле изучения массовых коммуникаций. Стали складываться национальные научные школы, хорошо заявившие о себе и в прикладном, и в теоретическом плане. Можно ожидать, что постепенно будет возрастать эффективность использования средств массовой коммуникации при решении конкретных задач развития российского общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие общения, его уровни и виды. Специфика формирования коммуникативных навыков у младших школьников. Методики диагностики коммуникативных умений у детей, особенности применения метода наблюдения, психологического эксперимента (тест, анализ рисунков).

    курсовая работа , добавлен 10.12.2010

    Целостное представление о системах коммуникативных свойств в структуре личности. Особенности коммуникации в дошкольном возрасте. Характеристика коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи, основные диагностические методы изучения.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2011

    Теории и физиологические основы внимания. Основные психологические теории внимания. Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания. Разновидности непроизвольного внимания. Основные свойства внимания. Устойчивость и концентрация внимания.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2012

    Сущность и способы коммуникации, ее виды и формы. Существующие проблемы структурных коммуникаций, направления и перспективы их разрешения, проявление в межличностном общении. Разработка практических рекомендаций по улучшению коммуникационных навыков.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2013

    Анализ терминов "общение" и "коммуникация" в психологической и социологической литературе, их соотношение, общие и отличительные признаки. Основные виды коммуникативных сфер. Задачи коммуникативного процесса, виды барьеров в общении. Внутригрупповой язык.

    лекция , добавлен 15.12.2013

    Средства массовой коммуникации как фактор социализации и результат воздействия на сознание аудитории. Результаты воздействия массовых коммуникаций. Средства массовой информации и информационные потребности. Манипуляция в средствах массовой коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2009

    Теоретическое обоснование проблемы возникновения коммуникативных барьеров в общении. Основные подходы психологии в изучении общения. Анализ феноменов коммуникаций в деловых формах общения. Психологическое исследование коммуникативных навыков.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2005

    Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Уровни коммуникативной культуры. Факторы, влияющие на формирование барьеров. Мотивы взаимодействия с другими людьми. Методы воздействия руководителя на подчиненных. Принципы делового общения.

    презентация , добавлен 25.12.2015

Возможность контактов без непосредственного присутствия в ситуации усиливает проблему успешности взаимодействия и коммуникации. В теоретической социологии нет ее общего решения, сформулированы ответы с противоположных мировоззренческих позиций. Рассмотрим их на примерах создателя теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса и автора оригинальной теории социальной коммуникации Н. Лумана. У обоих теоретиков это понятие является центральным, начиная с описаний вербальной коммуникации на заре социальной эволюции.

Юрген Хабермас: коммуникация обречена на успех. В теории коммуникативного действия понятие коммуникации восходит к марксистскому различению «труда и общения» и основано на веберовской теории рациональности, зафиксированной в понятии рационального действия . Обобщая практически все содержание теоретической социологии по тематике социального действия, Хабермас предлагает иную типологию действий, охватывающую веберовскую:

  • стратегическое (целерациональное) действие, направленное на внешний мир (труд по созданию продукта, при котором учитываются действия и планы других);
  • норморегулируемое действие, ориентированное на социальные отношения и учитывающее общие нормы и ожидания других;
  • драматургическое действие, имеющее функцию «представления себя другим» (И. Гофман), т.е. поддержку своей идентичности, самопрезентацию.

Коммуникативное действие, по Хабермасу, является универсальным, охватывающим все аспекты реальности и соответствующие тины действия, но не напрямую, а «рефлексивным образом, через посредство процесса достижения согласия». В коммуникативном действии участники стремятся достичь взаимопонимания друг с другом для координации действий в ходе интерпретации ситуации.

Определение коммуникативного действия Хабермасом основано на представлении об идеальной речевой ситуации, предполагающей правдивость и доверие ее участников, что означает «коммуникативную рациональность », обеспечивающую поддержку социальных отношений, так как в коммуникативном действии участники ориентируются не на внешний успех, а на понимание и согласие. Ю. Хабермас пишет: «Понятие коммуникативного действия в конечном итоге основано на сочетании двух способностей субъектов к созданию межличностных отношений - способности к общению (как вербальному, так и невербальному) и способности к действию. Субъекты ориентированы на понимание ситуации, чтобы скоординировать свои действия. При этом центральное место занимает интерпретация, направленная на выработку согласия в определении ситуации. В этой модели социального действия язык... играет центральную роль» . Тем самым происходит внутренняя, смысловая координация действий людей. На общественной сцене коммуникативное действие реализуется как дискурс, т.е. аргументированный диалог, поддерживающий демократию.

В социологическом понятии коммуникативного действия, обеспечивающего социальное согласие на микро- и макроуровне, используются результаты исследования коммуникации в лингвистике, в частности, теория речи британского философа и лингвиста Д. Остина (John Langshaw Austin, 1911-1960) и тезис о наличии в языке иллокутивных (г.е. связующих) сил. Вербальная коммуникация между ее непосредственными участниками и в обществе через СМИ приводит к согласию (консенсусу) на рациональной основе, заложенной в языке. Тем самым изначально задан принципиально положительный ответ на вопрос об успехе коммуникации: он гарантирован дискурсом.

Никлас Луман: невероятность коммуникации. Тезис о гарантированном успехе коммуникации отклоняется в силу сложности и избирательности (селективности) этого процесса. Ее успех поначалу ничем не гарантирован, невероятен, и в то же время наличие множества социальных систем, основанных на коммуникации - бесспорный факт, подтверждающий ее успешность. Следовательно, вопрос сводится к обнаружению этих условий.

Луман предлагает понятие коммуникации как сложного процесса, состоящего не из двух участников, как принято обычно считать (отправитель и получатель), а еще из трех селекций (выбора, отборов):

  • 1) делом отправителя является отбор информации, которую нужно сообщить;
  • 2) он же выбирает средство сообщения в форме послания;
  • 3) получатель также относиться к сообщению избирательно: он либо поймет и примет его, либо нет.

В случае понимания и принятия сообщения коммуникация подтверждается действиями и дальнейшей коммуникацией. Тем самым поддерживается и элементарная или сложная социальная система. В случае его отклонения процесс коммуникации прекращается. Социальная система не возникает или больше не поддерживается. Поясним сочетание двух участников коммуникации с тремя актами отбора в лумановском понятии коммуникации на схеме (рис. 5.3).

Рис. 53. Лумановская формула коммуникации: два участника, три селекции (выбора)

В чем же состоят условия успеха взаимодействия и существования социальной жизни в таком ракурсе рассмотрения? Сравнивая социальную и биологическую форму жизни, Луман пришел к выводу, что процесс жизнедеятельности изучен в биологии лучше, чем способы поддержания социальной жизни в общественных науках. На этот вывод его натолкнули новые идеи в биологии, в которой было дано теоретическое понятие в отношении живой клетки, объясняющее, каким образом в ней идет постоянное (хотя и не вечное) воспроизводство жизни, включая уровень операций биологической системы.

Подобно удвоению генетической информации при делении клетки, при достижении адресата содержание социальной коммуникации не передается получателю как материальные вещь, а происходит редупликация (удвоение) содержания сообщения, которое теперь известно как получателю, так и отправителю. Воспринятая сознанием участников коммуникации, информация вновь входит в социальную систему как ответная реакция в виде новой коммуникации. Тем самым она охватывает общим смыслом всех участников, по сути дела речь идет об информационном процессе, общим для систем разного типа и уровня.

В социальных системах коммуникация осуществляет при помощи особых (общих) генерализованных средств коммуникации , к которым помимо языка относятся такие эволюционные находки как деньги, право, мораль, любовь - вот лишь немногие из них. Каждое из этих средств обеспечивает коммуникации бинарное кодирование, то есть выбор «да» или «нет». Например, деньги как средство коммуникации связаны с платежом или неплатежом. В случае оплаты экономическая коммуникация будет успешной: плательщик получит товар или услугу. В противном случае она не состоится. Генерализованным средством личных отношений, по Лу- ману, является любовь, а ее бинарным кодом - «любит/не любит». Бинарное кодирование коммуникации поясняет, почему она не всегда успешна.

В больших социальных системах вероятность коммуникации повышается, так как растет роль генерализованных средств и структурной организации системы, основанной на коммуникативных операциях. Устойчивость социальных систем, их продолжительное существование означает, что имеет место самовосироизводство, то есть успех коммуникации на эмер- джентном (возникающем внезапно) уровне. Коммуникации охватывают этот уровень социальной жизни в чистом виде, оставляя в окружающем мире «биологический организм» участников социальной жизни и другие компоненты, выделенные Парсонсом в действии. Луман поясняет: «Это круговой процесс: структуры могут быть созданы только посредством собственных операций, потому что собственные структуры, в свою очередь, детерминируют операции». В социальной системе язык возможен лишь на основе операции говорения; если бы люди вообще не могли бы говорить и коммуницировать, то они забыли язык или даже его не выучили бы . Таким образом, социальная система является продуктом коммуникации. В коммуникации следует различать сообщение и информацию , а также акт понимания. Понимание завершает образование социальных систем. Без него речь пойдет не о коммуникации, а лишь о наблюдении поведения другого и нс будет раскрыт вероятностно-избирательный характер процесса коммуникации. Понимание является третьим выбором, завершающим акт коммуникации. «Например, информация о том, что табак, алкоголь, масло и мороженое мясо вредят здоровью, действует в зависимости от того, доверяют ей либо нет», - поясняет Луман

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции