Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Задания: B5. Каталог заданий ЕГЭ. Результаты поиска - История. Задания: B5 Общественно политический процесс характеризуемый понятиями заповедные

Напишите пропущенное слово.

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется _____ крестьян.

Установите соответствие между названиями политических партий начала XX в. и их лидерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Установите соответствие между именами деятелей культуры второй половины XIX в. и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Установите соответствие между событиями, связанными с общественным движением в России XIX в., и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Установите соответствие между именами императоров России XIX в. и реформами, проведенными в их царствование: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Установите соответствие между реформами XIX в. и именами исторических деятелей, сыгравших в их проведении ключевую или значимую роль: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Установите соответствие между именами деятелей культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Установите соответствие между именами монархов и понятиями, связанными с их правлением: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Установите соответствие между событиями и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и проведенными ими преобразованиями, подготовленными проектами реформ: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Установите соответствие между именами ученых XIX в. и областью знаний, в которой они работали: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответами к заданиям 1–19 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1. заключение Брестского мира

2. провозглашение А.В. Колчака верховным правителем России

3. поражение двух русских армий в Восточной Пруссии

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с социально-экономической историей России второй половины XVII в.

1) кустарные промыслы; 2) всероссийский рынок; 3) обязанные крестьяне; 4) мануфактура; 5) протекционизм; 6) ярмарка.

4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Общественно-политический процесс, характеризуемый понятиями «заповедные лета» , «урочные лета» , «бессрочный сыск беглых крестьян» , называется ________ крестьян.

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах - святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным».

Б) «...Мы будем подвигаться вперед смело и безошибочно, занимая случайные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий или открывая в них те человеческие начала, которые для Запада остались тайными, спрашивая у истории Церкви и законов ее - светил путеводительных для будущего нашего развития и воскрешая древние формы жизни русской, потому что они были основаны на святости уз семейных и на неиспорченной индивидуальности нашего племени. Тогда, в просвещенных и стройных размерах, в оригинальной красоте общества, соединяющего патриархальность быта областного с глубоким смыслом государства, представляющего нравственное и христианское лицо, воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная сил живых и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью».

2. Данный текст написан о сыне Владимира Святославича

5. Данный текст повествует об эпохе дворцовых переворотов.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А Фрагмент Б

7

Какие три из перечисленных событий относятся к периоду правления Николая I? Запишите в таблицу соответствующие цифры, под которыми они указаны.

1. разгром кружка петрашевцев

2. дарование конституции царству Польскому

3. проведение реформы государственной деревни

4. освобождение крепостных крестьян в Прибалтике

5. создание первых военных поселений

6. кодификация законодательства под руководством М.М. Сперанского

8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

Б) После неудач в советско-финляндской войне _______ в мае 1940 г. был отстранён от руководства Наркоматом обороны СССР.

В) С захватом немецкими войсками _______ открывалась дорога на Москву через Брянск и Орел.

1. Сталинград

3. Куйбышев

4. С.К. Тимошенко

6. К.Е. Ворошилов

9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

10

Прочтите отрывок из документа и укажите фамилию государственного деятеля, которому принадлежат эти слова:

«...Цель у правительства вполне определённа: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину... освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь... деньгами».

11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

1. Чехословакия

2. Афганистан

3. Н.С. Хрущев

6. Ю.В. Андропов

9. Л.И. Брежнев

12

Прочитайте отрывок из исторического исследования.

«Во исполнение «московской директивы» в последних числах июля между Таловой и Новохопёрском была собрана конная группа под командованием генерала Мамонтова из 7-8 тыс. сабель. Ей [командующим] была дана задача прорвать фронт красных и овладеть железнодорожным узлом - Козловым. Задача была выполнена, и Мамонтов двинулся назад, переправился через Дон и соединился с корпусом генерала Шкуро. Этот рейд нанёс значительный урон красным. Мамонтовские войска уничтожали склады и запасы, взрывали мосты, распускали мобилизованных. Но Мамонтов запомнился в этом рейде не хорошо проведённой тактической операцией, а крайней степенью грабежа. Его войско тащило всё, что можно. Вот запись в белой газете «Приазовский край» от 27 августа [год]: «Разгромлены все тылы и советы. Посылаем привет, везём родным и близким богатые подарки, войсковой казне 60 млн. рублей». [Командующий] в ответ на это донесение ликовал: «Громадную ценную добычу привёз он. Чего в ней только не было - тысячи золотых и серебряных вещей, иконы в золотых окладах, церковные сосуды, жемчуга и бриллианты. Для учёта награбленного генералом Мамонтовым церковного имущества [командующим] была составлена специальная комиссия, которая без излишних прикрас называлась «Комиссия по реализации военной добычи». К примеру, это одна из её описей: «Акт № 142. Ст. [станция] Мариуполь, 22 октября [год]. Я, доверенный агент Комиссии штабс-капитан Глебович, отправил в вагоне за № 456.790 по накладной за № 084952 на имя протопресвитера военного и морского духовенства Шавельского следующее: Икон - 250 штук. Ящиков с церковным имуществом - 6 штук. Колоколов разной величины - 4. Некоторые части подсвечников».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Описанные события произошли на Южном фронте красных в 1919 г.

2. Командующим силами белых, о котором идёт речь, был генерал П.Н. Врангель.

3. С военной точки зрения операция была проведена хорошо, но одновременно стала синонимом безудержного грабежа, поощряемого высшим командованием.

4. Операция, проведённая силами корпуса К.К. Мамонтова, стала последним серьёзным успехом белых, вскоре в наступление перешли уже красные.

6. Операция, которую проводил генерал К.К. Мамонтов, начавшись успешно, завершилась разгромом конницы белых под г. Козлов.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

13

Назовите фамилию военачальника, продвижение войск которого на запад обозначено на схеме пунктирной линией и цифрой «1».

14

На карте показаны боевые действия Гражданской войны в России в 1919 г. Наступлением белых войск на восточный фронт РККА (которое показано на карте цифрой 1), руководил Верховный правитель России, адмирал А.В. Колчак.

Напишите фамилию военачальника, войска которого наступали с территории, обозначенной на схеме цифрой «3».

15

Заполните пропуск в предложении: «Отражённые на схеме события произошли в тысяча девятьсот ____________ году». Ответ запишите словом.

16

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.

1. В рядах белой армии были английские и французские части.

2. На схеме цифрой «2» обозначена территория республики, возникшей в ходе войны, события которой представлены на схеме.

3. В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили политику «военного коммунизма».

4. Войсками Красной армии на Восточном фронте командовал М.В. Фрунзе.

5. В результате событий, обозначенных на схеме, было положено начало установлению советской власти в Сибири и в Средней Азии.

6. Одним из последствий событий, отражённых на схеме, был перенос столицы Советской России из Петрограда в Москву.

17

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19

18

Какие суждения о данном изображении являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Почтовый блок, представленный на изображении, был выпущен в начале XX в.

2. В сражении, в честь юбилея которого издан этот почтовый блок, русским полкам противостояли монголы во главе с ханом Батыем.

3. На почтовом блоке изображён основатель Троицкого монастыря (Троице-Сергиевой лавры).

4. О событии, в честь юбилея которого издан этот почтовый блок, повествует «Задонщина».

5. Событие, в честь юбилея которого издан почтовый блок, привело к окончательной ликвидации ордынского владычества на Руси.

19

Укажите изображение, которое непосредственно связано с событием, представленным на почтовом блоке. В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

1.

2.

3.

4.

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Из международного документа

«Государства-участники [Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе] будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила.

В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации…

Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых наций и с настоящей Декларацией.

Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа…

Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы…

Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для её свободного и полного развития.

В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению своей совести…»

Назовите город, где был подписан данный документ. Укажите год, когда он был подписан. Укажите министра иностранных дел СССР, участвовавшего в подготовке и церемонии подписания данного документа

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) город – Хельсинки;

2) год – 1975г.;

3) министр иностранных дел – Громыко

Какой способ решения всех международных вопросов признаётся недопустимым в данном документе? Какой принцип, касающийся территории государств, отражён в данном документе? Какой принцип, касающийся религиозной принадлежности граждан, отражён в данном документе?

Начало формироваться новое сознание дворянства: монархия - гарантия их прав (крестьянства: дворянство - извечный враг, без сопротивления крепостное право не будет отменено).

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже представлена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Во время Великой Отечественной войны экономическая помощь стран-союзников в рамках ленд-лиза была существенной и необходимой для победы СССР над гитлеровской Германией».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать аргументы :

1) в подтверждение , например:

Поставки по ленд-лизу осуществлялись уже в самый тяжелый период на фронте для Советского Союза, когда еще не было максимально налажено собственное производство вооружения и техники, а потери были очень велики;

Ленд-лиз помогал «прикрыть» слабые места в промышленности, например, во второй половине войны основным шасси для «Катюш» стали ленд-лизовские «Студебеккеры»;

По некоторым параметрам поставки по ленд-лизу достигали значительного процента: СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей: в автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 г. было 5,4 %, в 1944 г. в РККА - 19 %, на 1 мая 1945 г. - 32,8 %;

Кроме военных поставок страны-союзники поставляли в СССР большое количество пороха, снаряжения, горючего, цветных металлов, стали и станков, необходимых для промышленного производства и снабжения армии;

Военные поставки имели и идеологическое значение, поднимали дух солдат, которые должны были ощущать поддержку мирового сообщества;

Никакой оплаты ленд-лиза во время войны це происходило; оплата некоторых видов поставок должна была быть осуществлена лишь после войны;

2) в опровержение , например:

Размер помощи по ленд-лизу СССР был довольно мал - всего около 4 % средств, затраченных страной на войну;

Танки и авиация, поставлявшиеся в СССР, были в основном устаревших моделей;

Более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна;

После войны СССР должен был вернуть большой долг за неуничтоженные, неутраченные и неиспользованные во время войны машины и материалы.

Могут быть приведены другие аргументы

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1. 1113-1125 гг.;

2. 1796-1801гг.;

3. 1966-1982 гг.

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята.










































Вече Напишите пропущенное слово. «На __________________ сходились все свободные люди. Этот орган власти ведал вопросами войны и мира, финансовыми и земельными ресурсами, обсуждал законодательство. Он активно вторгался в вопросы княжения. Невзирая на установившийся порядок, он мог пригласить на княжение какого угодно князя или указать неугодно- му князю «от ворот поворот». Князь и местная знать были вынуждены считаться с волей этого органа власти, так как в его распоряжении находилось народное ополчение основа военной организации Древнерусского государства». О т в е т: ____________________________


Аввакум Напишите пропущенное слово. «Протопопу предлагали место царева духовника, справщика книг, любую другую должность при условии его примирения с Церковью. Но как раз на последнее рассчитывать и не приходилось. Об этом свидетельствовала поданная протопопом царю обширная челобитная (так называемая первая, так как за ней последовали еще четыре). В этом послании ___________________ обвинял патриарха и в тяготах войны с Польшей, и в «моровом поветрии» 1654–1655 гг., и во многих других напастях. Выход, по мнению протопопа, один «отложить служебники новые и все его затейки дурные». О т в е т:.


Перов Напишите пропущенное в тексте имя автора картины. «В том же году, в котором царской цензурой была снята с выставки картина «Сельский крестный ход на Пасхе»,________________ написал небольшое полотно «Чаепитие в Мытищах» (1862). Две фигуры, два мира противостоят друг другу в этой картине: монах и инвалид-солдат. Один разжиревший от праздной жизни, другой нищий. Без ноги, слепой, с мальчиком-поводырем, инвалид просит милостыню. Перед нами, быть может, один из героев Сева- стопольской обороны. Ему выдали медаль за храбрость и пустили на произвол судьбы, бродить по белу-свету». О т в е т: ___________________________


Керенский Прочтите отрывок из труда историка и напишите имя исторического деятеля, пропущенное в тексте. «Среди меньшевиков, эсеров и части большевиков преобладало мнение, что нужно поддерживать Временное правительство по- стольку, поскольку оно будет защищать и развивать завоевания реголюции, тем более что в составе кабинета князя Г. Е. Львова был и бывший лидер Трудовой группы IV Государственной Думы, а ныне эсер, адвокат _____________________________, блестящий демагогический талант которого покорял в то время сотни тысяч людей». О т в е т: _____________________________


Черномырдин Напишите имя государственного деятеля, пропущенное в тексте. «Он был прочно связан с прежней экономической элитой, но в то же время сумел перевести газовую отрасль страны на рыночные рельсы и вполне оценил полученные от этого выгоды. Он успел поработать в правительстве Гайдара и, как писал Ельцин, «понял логику действий не со стороны, а изнутри». Назначение его премьером позволяло президенту снять еще один упрек оппозиции: она обвиняла «молодых ре- форматоров» в том, что они не знают реальной экономики, промышленности. ____________________ как представитель слоя «директоров- предпринимателей» был более способен выступить в качестве центра консолидации центристских сил, заинтересованных в стабилизации». О т в е т: ___________________________________


Василий Темный Прочтите отрывок из летописи и напишите имя великого князя, о котором говорится в летописи. «Ратники Дмитрия Шемяки и Ивана Можайского скоро пошли к монастырю (Троице-Сергиегому) … И взял великий князь икону со гроба святого Сергия и пошел к дверям южным (Троицкой церкви), отпер их и встретил князя Ивана в дверях тех, говоря: «Брате, цело- вали мы животворящий крест и сию икону в церкви сей живоначальной Троицы у сего гроба чудотворца Сергия, чтобы не замыш- лять никому из братьев никакого лиха. А ныне не ведаю, что будет со мною» … Иван вывел его из церкви и из монастыря, и посадил его в голые сани, и отъехал с ним к Москве… В среду на той же неделе ночью ослепили князя великого…» О т в е т: ____________________________________


Елизавета Прочтите фрагмент записок современника и напишите пропущенное в нём имя императрицы. «Императрица _________________ объявила манифестом, что она взошла на отцовский престол, принадлежавший ей, как законной наследнице, и что она приказала арестовать похитителей ее власти. Три дня спустя был обнародован другой манифест. В нем было сказано, что так как принцесса Анна и ее супруг не имели никакого права на русский престол, то они будут отправлены со всем семейством в Германию». О т в е т: _________________________


Антанта Напишите название международного союза, пропущенное в тексте. «В конце августа 1907 г. в Петербурге министром иностранных дел России А. П. Извольским и британским послом А. Никольсоном были подписаны три соглашения об Иране, о Тибете и об Афганистане. Если тибетский вопрос оказался сравнительно легким, то проблемы Ирана и Афганистана в англо- российских отношениях оказались запутанными и спорными. Англичане долгое время оставались неуступчивыми, и дело продвигалось медленно. В Иране позиции русских значительно укреплялись. Весь Иран был поделен на три зоны русскую, нейтральную (между русской и английской) и английскую. Британская зона прикрывала подходы от Ирана к афганской границе. Стороны обязывались не вмешиваться в чужие сферы влияния, а в пределах своей зоны получали возможность финансового контроля за деятельностью иранского правительства. Нейтральная зона становилась полем конкурентной борьбы России и Англии. Англо-российские соглашения стали одним из этапов, в ходе которых сложилась ___________________________». О т в е т: _________________________


Источники: Демоверсия 2014 г. по истории ЕГЭ Пономарев М. В. ЕГЭ История России: тематические тренировочные за- дания / М. В. Пономарев, В. А. Клоков. М. : Эксмо, с. (ЕГЭ. Тематические тренировочные задания).

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции