Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Государственная дума российской империи. Государственная Дума РФ: цифры и факты. Справка

Первая Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. Она формировалась в соответствии с Манифестом от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положением о выборах в Государственную думу.

Согласно этим документам Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы про­ходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Из политических партий большинство мест получили кадеты. Также широко были представлены кресть­янские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков.

Политическое противостояние Государственной думы и Государственного совета было предопределено самой россий­ской Конституцией, предоставившей этим органам одинако­вые законодательные права. Государственный совет, наполо­вину состоявший из высших чиновников, сдерживал либе­ральные настроения Государственной думы.

Не менее острыми были конфликты между Думой и пра­вительством. Так, при обсуждении аграрного вопроса прави­тельство возражало против экспроприации поместий и ут­верждало, что проекты кадетов и трудовиков дадут крестьянам небольшое увеличение земельных наделов, а разрушение по­мещичьих хозяйств причинит стране большие убытки. Прави­тельство также было против перехода от дуалистической мо­нархии к парламентарному строю.

В свою очередь, Дума отказывалась сотрудничать с прави­тельством и требовала его отставки.

Для преодоления возникших разногласий предлагалось сфор­мировать коалиционное правительство , в которое должны были войти лидеры думских фракций. Однако царское правительство пошло на роспуск Думы. Первая Государственная дума, прорабо­тав всего 72 дня, прекратила свое существование 8 июля 1906 г

Вторая Государственная дума начала работу 20 февраля 1907 г. Она избиралась на основании августовских Манифеста и Положения. Левые партии были представлены еще большим количеством депутатов, чем в первой Думе.

Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, при­нятых в период между первой и второй думами. Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой. Были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равно­правие, крестьянское землеустройство, реформа местного уп­равления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансо­вая реформы и др.

Думская оппозиция была критически настроена к предла­гаемым реформам. Проведение правительством законов на­талкивалось на жесткое сопротивление.

Правительство 2 июня 1907 г. разогнало Вторую Государ­ственную думу, которая просуществовала 102 дня. Поводом для ее роспуска стало дело о сближении думской фракции социал-демократов с военной организацией РСДРП, готовив­шей восстание в войсках.

Третья Государственная дума начала работу 1 ноября 1907 г. Выборы были проведены на основе нового избирательного закона - Положения о выборах, принятого 3 июня 1907 г.

Издание избирательного закона было проведено с нару­шением Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных государст­венных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права вносить изменения в законы без одобрения Государственной думы и Государственного совета.

Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристы - представители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преоб­разований.

Были приняты: указ «О дополнении... закона, касающего­ся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г., предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность, закон

«Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911 г., регулировавшее работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страхо­вании рабочих и другие нормативные акты.

    сентябре 1911 г. глава правительства П. А. Столыпин был убит анархистом. июня 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государст­ венной думы.

Выборы в Четвертую Государственную думу прошли 15 ноября 1912 г. в обстановке нового социально-политиче­ского кризиса. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.

Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством. Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, про­вести ряд реформ и политическую амнистию. Оппозиция тре­бовала ухода в отставку правительства. В ответ на эти требо­вания производилась неоднократная смена кабинета минист­ров.

27 февраля 1917 г. императорским указом Государственная дума была распущена на перерыв, окончательно она была рас­пущена решением Временного правительства 6 октября 1917 г.

27 февраля депутаты Думы создали Временный комитет Государственной думы , на основе которого впоследствии было образовано Временное правительство .

Статья посвящена рассмотрению ключевых аспектов процесса становления и формирования в 1994 г. нижней палаты Федерального Собрания РФ – Государственной Думы I созыва. Период работы Государственной Думы РФ первого созыва совпал со сложным периодом становления новой российской государственности после событий политического кризиса октября 1993 г. В статье приведён перечень политических сил и партий – участников избирательной кампании по выборам депутатов в Государственную Думу РФ I созыва, представлена характеристика итогов данных выборов и деятельности Думы в период 1994-1995 гг.

Ни одна из партийных фракций и депутатских групп не получила такого большинства мандатов, которое позволило бы ей претендовать на лидерство в Думе. Примерно равным оказалось и соотношение политических сил, поддерживающих политику реформ и, наоборот, находящихся в оппозиции к власти.

В сравнении с распущенным в октябре 1993 г. Верховным Советом Государственная Дума РФ I созыва не стала менее оппозиционной к «правящему режиму». Настрой большей части депутатов по отношению к нему был весьма критичным.

При этом верхняя палата Федерального Собрания РФ – Совет Федерации (председатель В.Ф. Шумейко) с немалым представительством правящей региональной элиты, более заинтересованной в конструктивном взаимодействии с «центром» выступила более деполитизированной и «сдержанной» по отношению к федеральной власти.

16 февраля 1994 г. в первом своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ («Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)» президент России Б.Н. Ельцин объявил важнейшими задачами создание в РФ «правового» и «социального государства», конкурентной среды и полноценно-структурного фондового рынка, а также повышение инвестиционной активности.

Однако президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину так и не удалось получить в Государственной Думе первого созыва поддержку радикального экономического курса, что и обусловило некоторую его корректировку (удаление из правительства России сторонников радикальных преобразований Е.Т. Гайдара и Б.Г. Федорова).

Общественно-политическое развитие России в период 1990-х гг. характеризуется многопартийностью, организационной неустойчивостью политических партий, их разнообразием и «разноцветием», а также характером и методами политической борьбы в свете избирательных кампаний по выборам депутатов в Государственную Думу и местные представительно – законодательные органы власти.

1 октября 1993 г. указом Б.Н. Ельцина «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» количественный состав Государственной Думы РФ увеличивался с 400 до 450 депутатов; устанавливалось равное распределение мест между избранными по мажоритарной и пропорциональной (через партийные списки) системам (225 на 225).

11 октября 1993 г. – указ Б.Н. Ельцина «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания РФ». По нему вводился выборный принцип формирования верхней палаты российского парламента: от каждого субъекта федерации избирались по два депутата на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ – два депутата) избирательным округам. Депутатами становились два кандидата, которые набрали наибольшее число голосов.

Таким образом, данный указ изменил положения указа № 1400, по которому первоначально на 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы только в Государственную Думу РФ – нижнюю палату парламента, а роль верхней отводилась Совету Федерации, органу, в котором каждый субъект федерации должен был быть представлен руководителями региональной исполнительной и законодательной властей.

Аннотация, ключевые слова и фразы: парламент, Государственная Дума, Федеральное Собрание РФ, политическая партия, выборы, фракция, история России.

Annotation

The article considers the key aspects of the process of formation and the formation in 1994 of the lower house of the Federal Assembly of the Russian Federation State Duma of the first convocation. The period of work of the State Duma of the first convocation coincided with a difficult period of formation of the new Russian state after the events of the political crisis of October 1993 article lists political forces and parties — participants of the election campaign on elections of deputies to the State Duma of the first convocation, presents a description of the results of these elections and the activities of the Council in the period 1994 – 1995.

None of the party factions and Deputy groups have not received such a majority of seats, which would allow it to compete for leadership in the Duma. Approximately equal was the correlation of political forces supporting policy reforms and, on the contrary, in opposition to power.

In comparison with dismissed in October 1993 by the Supreme Council of the State Duma of the first convocation was not less opposition to the «ruling regime». Mood most of the MPs in relation to him was very critical. While the upper chamber of the Federal Assembly of the Russian Federation – the Federation Council (Chairman C.F. Shumeyko) with a considerable representation of the ruling elites, more interested in constructive cooperation with the «centre» was more depoliticized and «restrained» in relation to the Federal government.

February 16, 1994, in his first annual address to the Federal Assembly of the Russian Federation («On the strengthening of the Russian state (the main directions of domestic and foreign policy)» the President of Russia B. N. Yeltsin announced the most important tasks of the establishment in the Russian Federation «legal» and «social state», the competitive environment and a full-structural stock market, as well as increased investment activity.

Note that because of the excessive politicization of the results of the Duma, especially at the first stage, was less than expected, although the Parliament and managed to take a number of important laws, including the Civil code (General part).

In February 1994, the Council announced an Amnesty for participants in August (1991) and October (1993) events.

April 28, 1994, adopted a Memorandum on civil peace and civil accord, signed by a majority of political parties and movements in Russia (except for the Communist party and Yabloko). However, the President of the Russian Federation B.N. Yeltsin failed to get the State Duma of the first convocation support for radical economic policy, which led to some of its adjustment (removing from the Russian government supporters of the radical transformation of E.T. Gaidar and B.G. Fedorov).

Socio-political development of Russia in the period of the 1990s characterized by a multiparty system, organizational instability of political parties, their diversity and «colors», as well as the nature and methods of political struggle in the light of the electoral campaign for the election of deputies to the State Duma and local representative legislative bodies.

The worsening economic situation in the country led to changes in the balance of political forces in society. This is amply demonstrated by the results of the elections to the State Duma of the second convocation, held on 17 December 1995, She was more politicized and opposition to the government and to the President than the previous one. The confrontation between the legislative and Executive authorities of the Russian Federation in the period 1994-1995 continued, but without acute forms of 1993, the activities of the State Duma of the first convocation (11 January 1994 – December 22, 1995) can be considered as the very fact of its appearance and start working.

On 1 October 1993 by the decree B. N. Yeltsin «On approval of the revised edition of the Regulations on the election of deputies of the State Duma in 1993 and the introduction of amendments and addenda to the Regulations on the Federal government for a transitional period of» quantitative composition of the State Duma of the Russian Federation increased from 400 to 450 deputies; was set equal to the distribution of seats between elected majoritarian and proportional (through party lists) systems.

October 11, 1993 – decree B. N. Yeltsin «On elections in the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation». It was introduced the elective principle of formation of the upper chamber of the Russian Parliament from each subject of the Federation was elected two MPs on the basis of the majority system in two (one district — two parliamentary) constituencies. Deputies became two candidates who obtained the largest number of votes.

Thus, this decree changed the provisions of decree No. 1400 which originally on 11-12 December 1993, he was appointed elections only in the State Duma, the lower house of Parliament, and the role was given to the Federation Council, the body in which every subject of the Federation was to be submitted by the heads of regional Executive and legislative authorities. In mid-October 1993 Russian election campaign on elections of deputies of the State Duma of the Russian Federation. It was in the terms of certain decrees B.N. Yeltsin (referred to above) and contributed to the emergence of new political parties and movements. However, the Central election Commission of the Russian Federation registered the lists only 13 parties and movements, gathering required participating in these elections, the number of voter signatures.

Annotation, key words and phrases: parliament, State Duma, Federal Assembly of the Russian Federation, political parties, elections, fraction, history of Russia.

О публикации

Государственная дума РФ I созыва (1994 – 1995 гг.): Основные аспекты истории становления и формирования

Период становления и формирования России как самостоятельного и независимого государства после распада СССР одновременно проходил с активным развитием политических и парламентских процессов в стране.

Выборы в I Государственную Думу современной России и сама её деятельность стали одной из «центральных тем» общественно-политического развития нашей страны в период 1990 гг. Основной причиной данного выступает сам факт её появления в 1993 г. вследствие:

  • политического и конституционного кризиса в РФ в 1993 г.;
  • указа № 1400 от 21 сентября 1993 г. президента РФ Б.Н. Ельцина;
  • всенародного голосования 12 декабря 1993 г. по проекту новой Конституции РФ и его принятие;
  • выборов 12 декабря 1993 г. депутатов в новый законодательный орган страны (по Конституции РФ 1993 г.) – Федеральное Собрание, состоящий их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Процесс и условия проведения выборов в «новый парламент» — Федеральное Собрание РФ – были скорректированы в октябре 1993 г.

1 октября 1993 г. указом Б.Н. Ельцина «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» количественный состав Государственной Думы РФ увеличивался с 400 до 450 депутатов; устанавливалось равное распределение мест между избранными по мажоритарной и пропорциональной (через партийные списки) системам (225 на 225) .

11 октября 1993 г. – указ Б.Н. Ельцина «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания РФ». По нему вводился выборный принцип формирования верхней палаты российского парламента: от каждого субъекта федерации избирались по два депутата на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ – два депутата) избирательным округам. Депутатами становились два кандидата, которые набрали наибольшее число голосов .

Таким образом, данный указ изменил положения указа № 1400, по которому первоначально на 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы только в Государственную Думу РФ – нижнюю палату парламента, а роль верхней отводилась Совету Федерации, органу в котором каждый субъект федерации должен был быть представлен руководителями региональной исполнительной и законодательной властей.

В середине октября 1993 г. в России стартовала предвыборная кампания по выборам депутатов Государственной Думы РФ. Она проходила в условиях, определённых указами Б.Н. Ельцина (речь о которых шла выше), и способствовала появлению новых политических партий и движений. Вместе с тем Центральная избирательная комиссия РФ зарегистрировала списки только 13 партий и движений, собравших необходимое для участия в данных выборах количество подписей избирателей.

Одними из основных участников предвыборной кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ I созыва стали:

1. Избирательный блок «Выбор России» (ВР) – созданный с целью поддержки президента РФ Б.Н. Ельцина и объединивший сторонников продолжения радикальных экономических реформ в стране. Блок возглавлял вице-премьер РФ Е.Т. Гайдар.

2. «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР). Партия была основана 31 марта 1990 г. в г. Москве (изначально называлась Либерально-демократическая партия Советского Союза – ЛДПСС) и была зарегистрирована 12 апреля 1991 г. Ко времени первого съезда (31 марта 1990 г.) партия объединяла около четырех тысяч человек из 31 региона страны.

Программные и организационные установки партии были определены в утвержденных на первом съезде программе и уставе партии. В дальнейшем в них были внесены значительные изменения и дополнения. Съезд избрал председателем партии В.В. Жириновского. Кроме того, был избран Центральный Комитет партии в составе 14 человек. Первым печатным органом партии стала газета «Либерал», изменившая потом название на «Правду Жириновского», а затем на «ЛДПР». 14 декабря 1992 г. ЛДПР была зарегистрирована во второй раз, так как прежняя регистрация была аннулирована из-за грубого нарушения закона в связи с предоставлением фальшивых документов.

ЛДПР выступала за возрождение Российского государства в границах СССР, сильную президентскую республику с регулируемой и социально ориентированной рыночной экономикой. В избирательной кампании остро ставила проблемы армии, защиты прав русскоязычного населения в республиках бывшего Союза ССР, положения беженцев из зон межэтнических конфликтов .

Известность ЛДПР приобрела и во многом была связана с «харизмой» личности её лидера В.В. Жириновского, который проявил себя как яркий оратор популистского плана, способный своими адресными обращениями и действиями привлекать симпатии достаточно широкого числа избирателей.

3. Партия российского единства и согласия (ПРЕС) – партия регионов России, в основу политической платформы которой легла идея развития федерализма и местного самоуправления. Партию возглавлял вице-премьер РФ С.М. Шахрай.

4. Избирательное объединение «ЯБЛОКО» , получившее своё название по первым буквам фамилий своих учредителей: Г.А. Явлинский, Ю.Ю. Болдырев и В.П. Лукин. 11 ноября 1993 г. оно было официально зарегистрировано, а её лидером стал Г.А. Явлинский.

«Яблоко» выступало под девизом «Достоинство, порядок, справедливость», ставило целью построение в России гражданского общества и правового государства с учетом историко-культурных особенностей страны; обеспечение экономических и политических свобод граждан; создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики. Объединение заявило о себе как о демократической оппозиции президенту РФ Б.Н. Ельцину.

5. Коммунистическая партия РФ (КПРФ) – основная оппозиционная политическая сила 1990-х гг. к правящему режиму в стране, воссозданная в феврале 1993 г. В рассматриваемый период стала наиболее массовым общественным объединением в России, насчитывая в своих рядах более 500 тыс. членов. Лидер партии Г.А. Зюганов .

В избирательной кампании она выступала за ненасильственное возвращение страны на социалистический путь развития. В экономическом плане настаивала на формировании многоукладного рыночного хозяйства с эффективным государственным регулированием и активной социальной политикой. В политической сфере ставила задачей «избавление России законными методами от правящего режима».

6. Аграрная партия России – создана в феврале 1993 г., основной союзник КПРФ по оппозиции к власти. Лидер партии М.И. Лапшин.

Партия считала своим долгом отстаивать интересы как агропромышленного комплекса в целом, так и преимущественно тех его работников, которые связаны с предприятиями коллективных форм собственности – бывшими колхозами и совхозами, ставшими в годы реформ акционерными обществами (интересы фермеров бралась защищать Крестьянская партия России во главе с Ю. Д. Черниченко, входившая в «Выбор России»). Кроме того, партия выступала против частной собственности на землю, за постепенный переход к рыночным отношениям и за государственную поддержку АПК.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый представительный и законодательный орган России – двухпалатное Федеральное Собрание РФ (верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума). Выборы проходили по избирательным округам и по партийным спискам .

Вслед за выборами в Федеральное Собрание были проведены выборы в местные законодательные собрания и Думы, созданные вместо распущенных Советов.

Результаты выборов оказались неожиданными для президента Б.Н. Ельцина и его окружения. По партийным спискам первенствовала Либерально-демократическая партия (ЛДПР) – (лидер В.В. Жириновский), получившая 25% голосов. Обогнав проправительственный блок «Выбор России» во главе с Е.Т. Гайдаром, она уступила ему только в выборах по одномандатным округам. Третье и четвертое места заняли Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) – (лидер Г.А. Зюганов) и союзная с ней Аграрная партия России – (лидер М.И. Лапшин).

При этом 7% бюллетеней признаны недействительными, а 17% избирателей проголосовали против всех кандидатов, что свидетельствовало о недовольстве достаточно большой их части властью и всеми политическими силами .

Итоги данных выборов продемонстрировали власти прямое недовольство граждан России социально-экономическим положением в стране и падением уровня жизни. Разочаровавшись в «шокотерапии», большую часть своих голосов избиратели отдали ЛДПР, политическая альтернатива которой на практике еще не была испытана и обладала способностью внушать серьезные надежды. Представители объединения «Яблоко» во главе с Г.А. Явлинским, считавшие себя демократической альтернативой правящему режиму Б.Н. Ельцина, получили только 7,8% голосов. 11 января 1994 г. Государственная Дума РФ первого созыва во главе с избранным председателем И.П. Рыбкиным начала свою работу. В рамках работы в Государственной Думе РФ I созыва официально были зарегистрированы восемь депутатских фракций и чуть позже две депутатские группы (не менее 35 человек) (табл. 1) .

Таблица 1. Фракции и депутатские группы, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы РФ I созыва (11 января 1994 г. – 22 декабря 1995 г.)

Таким образом, ни одна из партийных фракций и депутатских групп не получила такого большинства мандатов, которое позволило бы ей претендовать на лидерство в Думе. Примерно равным оказалось и соотношение политических сил, поддерживающих политику реформ и, наоборот, находящихся в оппозиции к власти. В сравнении с распущенным в октябре 1993 г. Верховным Советом Государственная Дума РФ I созыва не стала менее оппозиционной к «правящему режиму». Настрой большей части депутатов по отношению к нему был весьма критичным. При этом верхняя палата Федерального Собрания РФ – Совет Федерации (председатель В.Ф. Шумейко) – с немалым представительством правящей региональной элиты, более заинтересованной в конструктивном взаимодействии с «центром», выступила более деполитизированной и «сдержанной» по отношению к федеральной власти. 16 февраля 1994 г. в первом своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ («Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)» президент России Б.Н. Ельцин объявил важнейшими задачами создание в РФ «правового» и «социального государства», конкурентной среды и полноценно-структурного фондового рынка, а также повышение инвестиционной активности .

Отметим, что из-за излишней политизированности результаты деятельности Думы, особенно на первом этапе, оказались меньше, чем ожидалось, хотя парламент и сумел принять ряд важных законов, в том числе Гражданский кодекс РФ (общая часть).

В феврале 1994 г. Дума объявила амнистию участникам августовских (1991 г.) и октябрьских (1993 г.) событий.

28 апреля 1994 г. был принят меморандум о гражданском мире и общественном согласии, подписанный большинством политических партий и движений России (кроме КПРФ и «Яблоко»).

Однако президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину так и не удалось получить в Государственной Думе первого созыва поддержку радикального экономического курса, что и обусловило некоторую его корректировку (удаление из правительства России сторонников радикальных преобразований Е.Т. Гайдара и Б.Г. Федорова) .

Общественно-политическое развитие России в период 1990-х гг. характеризуется многопартийностью, организационной неустойчивостью политических партий, их разнообразием и «разноцветием», а также характером и методами политической борьбы в свете избирательных кампаний по выборам депутатов в Государственную Думу и местные представительно-законодательные органы власти.

Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения политических сил в обществе. Это наглядно продемонстрировали итоги выборов уже в Государственную Думу РФ II созыва, проходивших 17 декабря 1995 г. Она оказалась еще более политизированной и оппозиционной правительству и президенту, чем предыдущая.

Противостояние законодательной и исполнительной властей в РФ в период 1994-1995 гг. продолжилось, но без острых форм 1993 г. Итогом деятельности Государственной Думы РФ I созыва (11 января 1994 г. – 22 декабря 1995 г.) можно считать сам факт ее появления и начала работы.

Список литературы / Spisok literatury

На русском

  1. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004 гг.: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 816 с.
  2. Информационные материалы официального сайта Государственной Думы Федерального Собрания РФ/ http://www.duma.gov.ru.
  3. Короткевич В.И. История современной России. 1991-2003 гг.: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 296 с.
  4. Отечественная история России новейшего времени: 1985-2005 гг.: Учебник / Отв. ред. А.Б. Безбородое. – М: РГГУ, 2007. – 804 с.

English

  1. Barsenkov A.S., Vdovin A.I. Istorija Rossii. 1917-2004 gg.: Ucheb. posobie dlja studentov vuzov. – M.: Aspekt Press, 2005. – 816 s.
  2. Informacionnye materialy oficial’nogo sajta Gosudarstvennoj Dumy Federal’nogo Sobranija RF/ http://www.duma.gov.ru.
  3. Korotkevich V.I. Istorija sovremennoj Rossii. 1991-2003 gg.: Ucheb. posobie. – SPb.: Izd-vo S. – Peterb. un-ta, 2004. – 296 s.
  4. Otechestvennaja istorija Rossii novejshego vremeni: 1985-2005 gg.: Uchebnik / Оtv. red. A.B. Bezborodoe. – M: RGGU, 2007. – 804 s.

Конспект по истории России

В апреле 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.

В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство.

Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.

Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики.

Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок.

Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.

Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы :

1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос : о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой.

Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы : многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

Действовавший с 27 апреля по 8 июля 1906 года в течение одной сессии. Принципы деятельности Государственной думы были определены Манифестом 17 октября 1905 года, который декларировал основы гражданских свобод и созыв законодательного органа, к выборам которого будут допущены все слои населения. Император Николай II Александрович обещал, что никакой закон не мог быть утвержден царем без одобрения Государственной думой; органами исполнительной власти должна была быть обеспечена возможность участия депутатов Государственной думы в надзоре за исполнением законодательства.

Депутаты В. Набоков и А. Аладьин

11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу . Сохранив куриальную систему, установленную ранее для выборов в Булыгинскую думу, закон прибавил к землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и расширил состав избирателей по городской курии. 49% всех выборщиков принадлежали к крестьянской курии. По рабочей курии к выборам допускались мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения лишали избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик на две тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи - в городской, на 30 тысяч - в крестьянской, на 90 тысяч - в рабочей), не прямыми (двух-, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными).
Признав за Государственной думой законодательные права, царь стремился всячески ограничить их. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи - Государственный совет, существовавший с 1810 года, был преобразован в верхнюю законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы. Манифест 20 февраля 1906 года разъяснял, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы. Из ведения Государственной думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Согласно новой редакции основных государственных законов от 23 апреля 1906 года, император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом. Царь мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной думой.
Большевики призвали к бойкоту выборов в Государственную думу, надеясь свергнуть самодержавие революционным путем. Однако в условиях спада революционного движения бойкот не удался. Выборы в Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 года. Из 478 избранных депутатов кадетов было 161, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских этнических групп) - 70, октябристов - 13, беспартийных - 100, трудовиков - 107. В состав фракции трудовиков входили десять социал-демократов, в основном, меньшевиков. Они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков. В июне 1906 года, по решению Четвертого съезда РСДРП, социал-демократические депутаты выделились в самостоятельную фракцию.
Торжественное открытие Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Тронном зале Зимнего дворца в Петербурге. Председателем Государственной думы был избран один из лидеров кадетов, профессор Московского университета, правовед С.А. Муромцев. Центральным на заседаниях Первой Государственной думы стал аграрный вопрос. Кадеты выступали за частичное принудительное отчуждение помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший земельное наделение крестьян за счет казенных, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке». Однако, правительство еще накануне созыва Государственной думы приняло решение распустить ее, если будет поставлен вопрос о принудительном отчуждении земли. Трудовики выступили 23 мая со своим аграрным законопроектом («проект 104»), в котором потребовали отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», создания «общенародного земельного фонда» и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Это был революционный законопроект, означавший ликвидацию помещичьего землевладения. 8 июня 1906 года группа из 33 депутатов внесла проект земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров. Этот проект требовал немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли и уравнительного землепользования. Государственная дума отказалась обсуждать радикальный «проект 33-х». Социал-демократическая фракция голосовала за аграрный проект трудовиков. Реагируя на проекты земельной реформы в Государственной думе, правительство 20 июня выступило с заявлением, в котором категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю.
С самого начала своей деятельности Первая Государственная дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с авторитаризмом царской власти. В ответ на тронную речь царя 5 мая 1906 года дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель. Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отверг все требования Государственной думы. Та, в свою очередь, провела резолюцию о недоверии правительству, потребовав его отставки. За 72 дня своей работы Первая Государственная дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В условиях фактической конфронтации Государственной думы и правительства, Николай II решил воспользоваться своим правом в любой момент распустить Государственную думу, что и сделал, обосновав свое решение с помощью формулировки «за уклонение в вопросы, не входящие в компетенцию думы». Царский манифест о роспуске Первой Государственной думы был опубликован 9 июля 1906 года.

Введение конституционного строя и, соответственно, создание представительных учреждений было боевым лозунгом политической оппозиции в России на протяжении всего ХIХ в. Неоднократно учреждение выборных законодательных или, по крайней мере, законосовещательных учреждений входило и в намерения правительства. О введении конституции всерьез думал Александр I, но в 1819 г. окончательно отказался от этого намерения. Реформы 1860-70-х гг., создавшие выборные органы земского и городского самоуправления, оживили надежды на «увенчание здания» реформ в виде конституции. Указ, практически означавший создание выборных законосовещательных учреждений, подписал накануне своей гибели Александр II, но после террористического акта 1 марта 1881 г. этот указ был отменен. Некоторое время (в 1883 г.) подумывал о созыве законосовещательного земского собора и Александр III, но вскоре перешел к политике контрреформ и консервации самодержавия. Его наследник Николай II в одной из первых своих публичных речей назвал конституционные надежды земской оппозиции «бессмысленными мечтаниями». В сознании членов императорской фамилии, высшей бюрократии, большей части офицерского корпуса и чиновничества, а также в консервативно настроенной части общества утвердилось убеждение в необходимости для России самодержавия. Вступая на престол, российские монархи давали присягу в сохранении незыблемости самодержавной власти, которую они должны были передать своим наследникам.
Только революционные события 1905 г. и тяжелые поражения в ходе Русско-японской войны заставили Николая II и наиболее прагматичных государственных деятелей вступить на путь коренных преобразований государственного строя. 6 августа 1905 г. был обнародован Манифест об учреждении нового выборного высшего законосовещательного учреждения - Государственной Думы. Но эта Дума (вошедшая в историю под названием «булыгинской» по имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г.Булыгина) так никогда и не была созвана. Под напором революционных событий, приведших в октябре 1905 г. к всеобщей политической забастовке, правительству пришлось пойти на дальнейшие уступки. 17 октября 1905 г. был подписан Манифест, в котором провозглашалось предоставление населению России основных политических свобод и превращение Думы в законодательное учреждение. 3-й пункт Манифеста устанавливал «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы». 11 декабря того же года был принят закон, расширявший избирательные права горожан и предусматривавший представительство в Думе от рабочих.
20 февраля 1906 г. была утверждена новая редакция Основных законов Российской империи. Отныне Государственный совет становился из законосовещательного законодательным учреждением - «верхней палатой российского парламента». Половина членов Государственного совета по-прежнему назначалась императором, а половина избиралась губернскими земствами, губернскими дворянскими обществами, торгово-промышленными организациями, а также университетами и Академией наук. Три члена Государственного совета от Православной церкви назначались Синодом.

По Основным законам 20 февраля 1906 г. и Дума, и Государственный совет обладали лишь законодательными полномочиями. Исполнительная власть им не подчинялась. Назначать и увольнять министров мог только император. Такой государственный строй некоторые историки называют «дуалистической монархией», а Готский альманах определял как «самодержавие с Государственной Думой». Но хотя министр финансов (В.Н.Коковцов, в 1907 г.) и заявлял с думской трибуны, что «у нас, слава Богу, нет еще парламента», государственный строй Российской империи отныне включал такой неотъемлемый признак конституционализма, как невозможность помимо народного представительства принять новый закон и, главное, расходовать бюджетные средства. Другое дело, что Николай II и близкие к нему придворные круги так до конца и не смогли примириться с необходимостью как-то ограничивать свою власть и относились к Думе крайне подозрительно, а значительная часть Думы находилась в непримиримой оппозиции к верховной власти и правительству.
Ст. 87 Основных законов позволяла Совету министров в перерывах между сессиями Думы в неотложных случаях представлять непосредственно императору на утверждение указы. Но эти указы не могли вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в учреждения Государственного совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Государственный совет или в Думу. Действие этих указов прекращалось, если в течение двух месяцев после возобновления работы Думы соответствующий законопроект не вносился в Думу или если он был отвергнут Думой или Государственным советом.
Состав Думы определялся в 524 члена. Выборы не были ни всеобщими, ни равными. Избирательными правами обладали российские подданные мужского пола, достигшие 25 лет и соответствующие ряду сословно-имущественных требований. К выборам не допускались студенты, военнослужащие и лица, находившиеся под судом или осужденные.
Выборы производились в несколько этапов, по куриям, образованным по сословно-имущественному принципу: землевладельцев, крестьян и городской курии. Выборщики от курий образовывали губернские собрания, которые и избирали депутатов. Наиболее крупные города имели отдельное представительство. Выборы на окраинах империи производились по куриям, образованным главным образом по вероисповедно-национальному принципу с предоставлением преимуществ русскому населению. Так называемые «бродячие инородцы» были вообще лишены избирательного права. К тому же представительство окраин было понижено. Была образована также отдельная рабочая курия, которая избирала 14 депутатов Думы. В 1906 г. один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев (в основном помещиков), 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и 90 тыс. рабочих.
Государственная Дума избиралась на пятилетний срок, но и до истечения этого срока могла в любой момент быть распущена указом императора. При этом император по закону был обязан одновременно назначить новые выборы в Думу и срок ее созыва. Заседания Думы могли быть также в любой момент прерваны императорским указом. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки перерыва ее занятий в течение года определялись указами императора.

I и II Думы были распущены до срока, занятия IV Думы были прерваны указом 25 февраля 1917 г. Полный срок проработала лишь III Дума.
Основой законодательной компетенции Государственной Думы служил п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г., установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г. На практике законодательная компетенция Думы неоднократно подвергалась существенным ограничениям.
К кругу ведения Государственной Думы относилось рассмотрение «предположений», требовавших издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены. Но ст. 96 Основных законов изымала из ведения Думы постановления по строевой, технической и хозяйственной частям, а также положения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и морского ведомств, если они не касались предметов общих законов, не требовали нового расхода из казны или этот расход покрывался за счет финансовой сметы военного или морского ведомств. Все эти вопросы находились в личном ведении императора как «державного вождя российской армии и флота». А 24 сентября 1909 г. к ведению императора были отнесены «все вообще законодательные дела» по военному и морскому ведомствам, в том числе штаты, а также законодательные дела, касающиеся казначейства.
Главной компетенцией Государственной Думы была бюджетная. Рассмотрению и утверждению Думы подлежала государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, за исключением: кредитов на расходы Министерства императорского двора и состоявших в его ведении учреждений в суммах, не превышавших росписи 1905 года, и изменении этих кредитов, обусловленных «Учреждением об императорской фамилии»; кредитов на не предусмотренные сметами расходы на «экстренные в течение года надобности» (в сумме, не превышавшей росписи 1905 года); платежей по государственным долгам и другим государственным обязательствам; доходов и расходов, внесенных в проект росписи на основании действующих законов, положений, штатов, расписаний и императорских повелений, данных в порядке верховного управления.
Утверждению Думы подлежали также не предусмотренные государственной росписью неотложные расходы. Дума рассматривала отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи.

Другим важным направлением деятельности Государственной Думы было законодательство по частным экономическим вопросам. Рассмотрению Думы подлежали дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требовавшие утверждения императором. Дума рассматривала законопроекты о постройке железных дорог за счет казны, об учреждении уставов акционерных компаний, требовавших изъятия из действующих законов, сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не были введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения сравнительно с определенными земскими собраниями и городскими думами размерами.
Государственная Дума должна была также рассматривать дела, вносившиеся на ее обсуждение по особым повелениям императора.
Государственная Дума обладала правом возбуждения предположений об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных законов, «почин пересмотра которых» принадлежал «единственно государю императору». Но реализация этого права была обусловлена соблюдением ряда сложных процедур. Предложения об издании нового закона или отмене или изменении действующего должны были подавать председателю Государственной Думы не менее 30 депутатов. Эти предложения следовало подавать в письменном виде. К ним обязательно должен был быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона, с объяснительной запиской к проекту. При соблюдении этих условий законопроект ставился на обсуждение Думы, причем о дне этого обсуждения в обязательном порядке извещались соответствующие министры. В случае согласия Государственной Думы с необходимостью издания нового закона или внесения изменений в действующий разработка законопроекта предлагалась министрам и главноуправляющим, возглавлявшим соответствующие ведомства. И лишь в случае отказа ведомства от составления законопроекта Дума образовывала из своих членов комиссию по выработке законопроекта и рассматривала его в своих заседаниях. На практике чаще всего Государственная Дума рассматривала законопроекты, представленные правительством.
Принятые Думой законопроекты направлялись в Государственный совет. В случае его отклонения Государственным советом этот же проект мог быть внесен на рассмотрение той же думской сессии, но лишь с разрешения императора. Законопроекты, одобренные Думой и Государственным советом, представлялись императору и в случае его утверждения получали силу закона. Отвергнутые императором законопроекты не могли быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии.

Реформированный Государственный совет формально обладал равными с Думой правами законодательной инициативы. Законопроекты, разработанные по инициативе Государственного совета, поступали на рассмотрение Государственной Думы и лишь после одобрения последней представлялись на высочайшее утверждение.
Другой прерогативой «российского парламента» была «возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий... властей». По фактам выявленных злоупотреблений и нарушений закона Дума имела право направлять запросы министрам и главноуправляющим. В соответствии со ст. 59 Учреждения Государственной Думы, в месячный срок со дня запроса она должна была получить разъяснения либо извещение о причинах отказа от разъяснений. Если большинством в 2/3 голосов Дума признавала полученные разъяснения неудовлетворительными, дело представлялось императору. Но думские запросы также были обставлены рядом формальностей. Запрос должен был быть подписан не менее чем 30 депутатами. Если большинство членов Думы отказывалось признать запрос спешным, он передавался для предварительного рассмотрения в специальную комиссию. Если оппозиционно настроенные I и II Думы постоянно досаждали министрам своими запросами, то в III и IV Думах возможность оппозиции направить запрос часто встречала существенные затруднения, обусловленные сложностью процедуры.
Государственная Дума имела также право обращаться к главам ведомств за разъяснениями по рассматриваемым ею делам. Все разъяснения министры могли давать как лично, так и через своих товарищей или руководителей центральных подразделений (департаментов, главных управлений и т.п.) данного ведомства. Разъяснения представлялись в устной форме во время заседаний Думы.
Министры имели право выступать в заседаниях Думы каждый раз, когда они изъявляли такое желание, и присутствовать на всех думских заседаниях.
Первые выборы в Государственную Думу прошли в обстановке продолжающегося революционного подъема и высокой гражданской активности населения. Впервые в истории России появились легальные политические партии, стала проводиться открытая политическая агитация. Эти выборы принесли убедительную победу кадетам - Партии народной свободы, наиболее организованной и включившей в свой состав цвет российской интеллигенции. Крайне левые партии (большевики и эсеры) выборы бойкотировали. Часть крестьянских депутатов и радикально настроенных интеллигентов образовали в Думе «трудовую группу». Умеренные депутаты образовали фракцию «мирного обновления», но их было ненамного более 5% от общего состава Думы. Правые оказались в I Думе в меньшинстве.
Государственная Дума открылась 27 апреля 1906 г. Председателем Думы был практически единогласно избран С.А.Муромцев, профессор, видный юрист, представитель кадетской партии.

С первых же шагов Дума встала в позицию резкой конфронтации с правительством, а правительство не считало возможным работать с Думой, где оппозиция располагала внушительным большинством. В свой адрес императору Дума включила требование всеобщей политической амнистии, но император отказался принять делегацию Думы. Дума стремилась к расширению своих полномочий («Исполнительная власть да покорится власти законодательной», - сказал депутат Думы кадет В.Д.Набоков). Правительство внесло в Думу несколько законопроектов по явно второстепенным вопросам, что вызвало отрицательную реакцию депутатов. В то же время законопроект Министерства финансов о сверхсметном ассигновании 50 млн. рублей на помощь голодающим был Думой изменен: выделили лишь 15 млн. с тем, чтобы правительство в случае необходимости вновь обратилось к Думе, а перед этим за месяц пересмотрело всю расходную часть бюджета 1906 г. Это был единственный законопроект, прошедший через Думу и получивший в установленном порядке силу закона. А принятый по инициативе Думы законопроект об отмене смертной казни пролежал более 7 месяцев в Государственном совете, который в итоге отказался его рассматривать под предлогом, что принявшая его Дума уже распущена.
9 июля 1906 г. Государственная Дума 1-го созыва была распущена Манифестом императора. В ответ на это 180 депутатов Думы обратились к народу с призывом к гражданскому неповиновению. В условиях спада революции этот призыв не возымел значительных последствий, но подписавшие Выборгское воззвание были преданы суду. Хотя приговоры были сравнительно мягкими, но они лишили права участия в выборах многих выдающихся представителей либеральной общественности.
Выборы в Думу 2-го созыва дали еще более радикальный результат. Во II Думе большинство имели левые группы - в общей сложности 222 мандата, а кадеты всего 98. 43 депутата было избрано от Союза 17 октября, умеренно либеральной партии. Правые партии не смогли получить более 30 мест в Думе. Председателем II Думы был избран кадет Ф.А.Головин.
Новая Дума открылась 20 февраля 1907 г. Она была еще более резко оппозиционной. Особенную опасность для власти представляли думские законопроекты об отчуждении помещичьих земель. Но на сей раз оппозиционной Думе противостоял энергичный председатель Совета министров П.А.Столыпин. С думской трибуны он заявил, что все антиправительственные выступления Думы «сводятся к двум словам, обращенным к власти: “руки вверх”. На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты, может ответить только двумя словами: “не запугаете”». После отказа Думы исключить из своего состава 55 депутатов от социал-демократической фракции, обвиненных (при помощи полицейской провокации) в подготовке государственного переворота, 3 июня 1906 года II Дума была распущена. Одновременно, вопреки основным законам, было опубликовано новое положение о выборах в Государственную Думу. Таким образом, правительство и император совершили государственный переворот.

По новому положению о выборах число депутатов Государственной Думы было сокращено до 442. Число выборщиков от курии землевладельцев было увеличено в полтора раза, а от крестьян уменьшено более чем в два раза. Городская курия была разделена на 2 разряда, причем в 1-й вошли крупные собственники, владельцы недвижимости, а во 2-й все остальные. Число выборщиков от 1-го разряда превосходило число выборщиков от 2-го почти в 1,3 раза. Количество городов с отдельным представительством было уменьшено с 26 до 7. Более чем в 3 раза было уменьшено представительство национальных окраин. Таким образом правительство обеспечило более консервативный состав Думы.
В открывшейся 1 ноября 1907 г. III Думе преобладали правые и умеренные либералы. 136 мандатов принадлежали октябристам. 91 депутат вошел в «национальную» фракцию, объединившую умеренно-правых и националистов. 51 депутат принадлежал к крайне правым. Левый фланг Думы составили 39 депутатов от умеренной партии «мирного обновления», 53 кадета, 13 трудовиков и 19 социал-демократов. 26 депутатов принадлежали к национальным группам («польское коло», мусульманская группа и др.). Правительственное большинство составили «национальная» фракция и октябристы.
Председателем III Думы был избран октябрист Н.А.Хомяков, а после его добровольной отставки 4 марта 1910 г. лидер октябристов А.И.Гучков.
Именно начиная с III Думы можно говорить о Государственной Думе как о действенном органе законодательной власти. За 5 лет своей работы III Дума одобрила более 2 тыс. законопроектов, в том числе такие важные, как закон 14 июня 1910 г. о крестьянском землевладении, ставший законодательной базой для столыпинской реформы, закон 15 июня 1912 г. о местном суде, закон 23 июня 1912 г. о страховании рабочих и т.д. Вошел в нормальные рамки бюджетный процесс. Министры научились, отстаивая свои бюджетные притязания, находить общий язык с Думой. Государственная Дума, как правило, шла навстречу правительству в ассигнованиях на нужды обороны. Постепенно сложились определенные традиции как работы «первого российского парламента», так и взаимодействия с ним правительства.
По ст. 62 Учреждения Государственной Думы подробности внутреннего распорядка Думы и обязанности ее аппарата должны были определяться выработанным самой Думой «Наказом». Временный Наказ был принят 5 ноября 1907 г, а окончательно утвержден лишь 2 июня 1909 г.

Для выступления в общем собрании Думы депутаты должны были подавать заявку председателю. Слово давалось в порядке очереди. Все выступления должны были произноситься только с думской трибуны. Среди членов Государственной Думы было немало блестящих ораторов как среди левых, так и среди правых. Постепенно навыки публичного красноречия стали приобретать и министры. В целом уровень речей на думской трибуне был весьма высоким как для тогдашней, так и тем более для нынешней России.
Все выступления в Думе стенографировались. Стенографические отчеты публиковались.
В соответствии с регламентом ораторам было запрещено прибегать к личным выпадам и резким выражениям, оскорблять религиозные чувства народа, восхвалять или оправдывать преступные деяния, призывать к насильственному изменению государственного строя. В случае нарушения этих правил председательствующий делал оратору предупреждение, а после третьего предупреждения лишал слова. За неподобающее поведение или нарушение правил депутата могли лишить права присутствовать на определенном количестве (10, 15 и т.д.) заседаний.
Порядок на заседаниях обеспечивал председательствующий, а также подчиненные ему думские приставы, в обязанности которых входило удаление из зала заседаний лиц, отказывающихся покинуть зал добровольно.
Заседания Думы не всегда отличались чинностью и порядком. Некоторые депутаты, преимущественно из крайне правого лагеря (Н.Е.Марков, В.М.Пуришкевич), нередко прерывали ораторов оскорбительными выкриками с места, устраивали скандалы. До рукоприкладства дело в Думе все же не доходило.
Присутствие посторонних лиц (например, журналистов) допускалось по специальным билетам. Некоторые заседания Думы могли объявляться закрытыми.
Работой Думы руководил избиравшийся из числа депутатов президиум (формально не предусмотренный законодательством). В состав президиума входили председатель Государственной Думы, его 2 товарища (выражаясь современным языком, заместителя), секретарь и товарищи секретаря. Председатель Государственной Думы имел право личного доклада императору о занятиях Думы.
Для рассмотрения общих вопросов деятельности Государственной Думы было учреждено Совещание Государственной Думы в составе председателя, товарищей председателя, секретаря и товарища (с 8 ноября 1907 г. - старшего товарища) секретаря. Председатель Думы также периодически созывал совещания представителей партий и групп.

Для рассмотрения хозяйственных вопросов деятельности Думы была создана Распорядительная комиссия.
Думское делопроизводство вела Канцелярия Государственной Думы, окончательно конституированная 1 июля 1908 г. Работой Канцелярии руководил секретарь Государственной Думы, а ее штат составляли правительственные чиновники.
При Государственной Думе состояли также Приставская часть, Библиотека, Хозяйственная часть и Врачебная часть.
На срок полномочий каждого созыва Думы все ее члены распределялись (по жребию) по 11 отделам. На эти отделы возлагалась проверка полномочий членов Думы (законности избрания), а также (в случае необходимости) другие дела.
В общем собрании Думы закрытым голосованием избирались ее комиссии. Постоянными комиссиями Думы были: Бюджетная комиссия (1906 - 1917 гг.), Финансовая комиссия (1906 - 1917 гг.), Комиссия по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов (1906 - 1917 гг.), Комиссия по запросам (1909 - 1917 гг.; до этого, в 1907 - 1909 гг., имела статус временной комиссии), Редакционная комиссия (1906 - 1917 гг.), Библиотечная комиссия (1906 - 1917 гг.), Комиссия личного состава (1909 - 1917 гг.), а также уже упомянутая Распорядительная комиссия (1906 - 1917 гг.). Фактически была постоянной и Комиссия по военным и морским делам (до 1912 г. - Комиссия по государственной обороне). Временные комиссии создавались для рассмотрения определенных законопроектов или вопросов и завершали свою деятельность после передачи вопроса на рассмотрение общего собрания Думы.
Значительную роль в работе Думы играли фракции. От их организованности и сплоченности зависела степень влияния той или иной партии.
В III и IV Думах правительственное большинство не было возможно без октябристов. Но эта умеренно либеральная и в целом лояльная правительству партия регулярно должна была демонстрировать свою независимость. Так, например, в знак протеста против грубого давления П.А.Столыпина (добившегося от императора после отклонения его законопроекта о введении земства в западных губерниях Государственным советом роспуска на 3 дня обеих палат и проведения этого закона в порядке 87 статьи Основных законов Российской империи) на представительные учреждения А.И. Гучков подал в отставку с поста председателя Государственной Думы. Его преемником был избран М.В.Родзянко, также октябрист, гораздо более бесцветный, но умевший находить общий язык и с правительством, и с большинством думских депутатов. Родзянко сохранил свой пост и в IV Думе, вплоть до ее роспуска в 1917 г.
Выборы в IV Думу дали усиление правого и левого флангов. В Государственной Думе 4-го созыва было 64 правых депутата, 88 умеренно правых и националистов, 33 депутата «группы центра», 98 октябристов, 59 кадетов и 48 прогрессистов (либеральная партия, опиравшаяся на предпринимательские круги, занимавшие промежуточную позицию между кадетами и октябристами, но по ряду вопросов даже обходившая кадетов слева) и примыкавших к ним, 10 трудовиков, 14 социал-демократов (в том числе 6 большевиков). 21 депутат принадлежал к национальным группам.
Партия октябристов раскололась на фракции левых октябристов и земцев-октябристов (более правую). Не было единства и у умеренно правых. Все это делало правительственное большинство в Думе не очень устойчивым.
Вступление России в Первую Мировую войну ознаменовалось демонстрацией патриотизма и единства Думы. Против военных кредитов проголосовали только депутаты-большевики, вскоре арестованные и приговоренные к пожизненной ссылке за пораженческую агитацию.
Но военные неудачи, явная неспособность министров и нежелание правительства сотрудничать с обществом усилили оппозиционные настроения большинства депутатов. В августе 1915 г. был создан так называемый Прогрессивный блок, объединивший левую часть националистов («прогрессивные националисты»), группу центра, октябристов-земцев и левых октябристов, прогрессистов и кадетов. В Думе к блоку принадлежало почти 2/3 депутатов, а в Государственном совете около 45%. Прогрессивный блок требовал создания «правительства доверия» (т.е. пользующегося поддержкой Думы), резко критиковал придворную камарилью. Отныне правительство уже не могло рассчитывать на поддержку думского большинства.
В дни Февральской революции император издал указ о прекращении сессии Государственной Думы. Но под напором революционных событий Прогрессивный блок и левые депутаты (трудовики и социал-демократы) образовали Временный комитет Государственной Думы, которому поневоле пришлось стать центром власти. Отречение сначала Николая II, а затем и великого князя Михаила и образование (по соглашению Временного комитета Государственной Думы с Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов) Временного правительства привело к фактическому прекращению деятельности Думы. Новая революционная власть считала излишним опираться на авторитет дореволюционного представительного учреждения. Официально Государственная Дума была распущена 6 октября 1917 г. в связи с провозглашением России республикой и началом выборов в Учредительное собрание. Эпоха парламентаризма уходила в прошлое, начиналась эпоха революции и гражданской войны.

___________________________________________________________

Председателем Думы 1-го созыва был С.А.Муромцев (кадет)
Товарищами председателя - кн. П.Д.Долгоруков и Н.А.Гредескул (оба кадеты)
Секретарем - кн. Д.И.Шаховской (кадет).

Председателем Думы 2-го созыва был Ф.А.Головин (кадет)
Товарищами председателя - Н.Н.Познанский (беспартийный левый) и М.Е.Березин (трудовик)
Секретарем - М.В.Челноков (кадет).

1-я сессия с 1 ноября 1907 г. по 28 июня 1908 г.,
2-я - с 15 октября 1908 г. по 2 июня 1909 г.,
3-я - с 10 октября 1909 г. по 17 июня 1910 г.,
4-я с 15 октября 1910 г. по 13 мая 1911 г.,
5-я - с 15 октября 1911 г. по 9 июня 1912 г.
Председателями Думы 3-го созыва были
Н.А.Хомяков (октябрист) - с 1 ноября 1907 г. по 4 марта 1910 г.,
А.И.Гучков (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 14 марта 1911 г.,
М.В.Родзянко (октябрист) с 22 марта 1911 г. по 9 июня 1912 г.
Товарищами председателя - кн. В.М.Волконский (умеренно правый), бар. А.Ф.Мейендорф (октябрист) с 5 ноября 1907 г. по 30 октября 1909 г., С.И.Шидловский (октябрист) с 30 октября 1909 г. по 29 октября 1910 г., М.Я.Капустин (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 9 июня 1912 г.
Секретарем - И.П.Созонович (правый).

1-я сессия с 15 ноября 1912 г. по 25 июня 1913 г.,
2-я - с 15 октября 1913 г. по 14 июня 1914 г., чрезвычайная сессия - 26 июля 1914 г.,
3-я - с 27 по 29 января 1915 г.,
4-я с 19 июля 1915 г. по 20 июня 1916 г.,
5-я - с 1 ноября 1916 г. по 25 февраля 1917 г.
Председателем Думы 4-го созыва был М.В.Родзянко (октябрист)
Товарищами председателя - кн. Д.Д.Урусов (прогрессист) с 20 ноября 1912 г. по 31 мая 1913 г., кн. В.М.Волконский (беспартийный, умеренно правый) с 1 декабря 1912 г. по 15 ноября 1913 г., Н.Н.Львов (прогрессист) с 1 июня по 15 ноября 1913 г., А.И.Коновалов (прогрессист) с 15 ноября 1913 г. по 13 мая 1914 г., С.Т.Варун-Секрет (октябрист) с 26 ноября 1913 г. по 3 ноября 1916 г., А.Д.Протопопов (левый октябрист) с 20 мая 1914 г. по 16 сентября 1916 г., Н.В.Некрасов (кадет) с 5 ноября 1916 г. по 2 марта 1917 г., гр. В.А.Бобринский (националист) с 5 ноября 1916 г. по 25 февраля 1917 г.
Секретарем - И.И.Дмитрюков (октябрист).

Материалы: Д.И.Раскин,
доктор исторических наук,
начальник отдела научных публикаций
Российского государственного исторического архива.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис";

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции