Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Профессия православный священник. Требования к священнослужителям. их права и обязанности Церковные саны православной церкви

Все лица, принявшие на себя священнослужительский чин, помимо стяжания ими благодатных даров для служения в Церкви, наделяются и определенными правами и обязанностями в церковно-правовом отношении. Человек, состоящий в священном чине, окружен особым почтением со стороны верующих людей. Но при этом не стоит забывать, что центральной Личностью в Церкви является Господь Иисус Христос (и Пресвятая Троица в целом). Именно Пресвятой Троице достойно воздавать наивысшую степень поклонения.

Права священнослужителей

Вся система прав священнослужителей складывалась на протяжении многих лет после рождения христианской Церкви. Естественно, что на развитие правовых отношений священнослужителей повлияли различные исторические эпохи и те государства, в которых существовала Православная Церковь.

1. Каноны ограждают неприкосновенность личности епископа особыми прещениями для лиц, покушающихся на нее. 3-е правило Собора в Святой Софии запрещает мирянину поднимать руку на епископа под угрозой анафемы (церковного отлучения). По законам Византийской империи, а в последствии и Российского государства оскорбление духовного лица при несении им служения расценивалось как квалифицированное преступление. Современное гражданское законодательство не предусматривает данной привилегии духовенства, уравнивая в правах священнослужителей и мирян.

2. Как в Византии, так и на Руси священнослужители часто были подсудными только церковным властям (даже по уголовным делам). В Российском государстве данная привилегия была почти полностью упразднена в эпоху Святейшего Синода, а по отделении Церкви от государства она упразднена окончательно. При этом стоит отметить, что по канонам Церкви любая привилегия может быть использована в любой момент, если тому будут соответствовать законы государства. Важно понимать, что Церковь стоит выше государства и поэтому ее каноны не подвластны веяниям той или иной исторической эпохи, или того или иного политического режима.

Духовным лицам подобает особое почитание внутри Церкви. По установившейся в Церкви традиции миряне, церковнослужители и диаконы испрашивают благословение у пресвитеров и епископов, а пресвитеры – у епископов. Во взаимных отношениях между священнослужителями привилегию чести имеет тот, кто находится в более высоком чине служения. Для духовных лиц, находящихся в одном священном чине, согласно 97-му правилу Карфагенского Собора, первенство чести определяется старейшинством хиротонии. Данная традиция широко распространилась в России. При всем этом стоит особо отметить, что по канонам Церкви низшим клирикам запрещается оказывать почтение высшим духовным чинам посредством неумеренных знаков почтения, противных самому духу христианства. В первую очередь, должно быть просто почтительное и уважительное отношение к лицу духовного звания (высшему чину).

Обязанности священнослужителей

Помимо определенных прав священнослужители должны также выполнять и определенные обязанности. Данные обязанности связаны с образом их жизни и с нравственными нормами поведения, которые они должны соблюдать. Основным правилом поведения для священнослужителей является следующее: все то, что возбраняется совершать кандидату в священнослужители, запрещено совершать и уже действующему священнослужителю.

Все права священнослужителей строго регламентированы различными Церковными Соборами и правилами.

Так, 42-м и 43-м правилами Святых Апостолов всем церковнои священнослужителям строжайше запрещено предаваться винопитию (пьянству) и азартным играм. За нарушение данных правил духовное лицо может быть извергнуто из сана.

62-е правило Трулльского Собора запрещает священнослужителям (а также мирянам) участвовать в языческих празднествах, переодеваниях в одежды противоположного пола и в надеваниях масок.

27-е правило Святых Апостолов запрещает священнослужителям поднимать руку на человека, даже на провинившегося.

Целый ряд церковных канонов запрещает духовным лицам участвовать в тех или иных предосудительных мероприятиях, например, таких как: конские бега и различные «позорищные игрища» (24-е правило Трулльского Собора), посещение питейных заведений (54-е правило Святых Апостолов), устраивание у себя дома разгульных пиршеств (55-е правило Лаодикийского Собора), вдовым или неженатым клирикам – содержание у себя дома посторонних женщин (3-е правило Первого Вселенского Собора) и т. д.

Ряд канонов посвящены внешнему виду священнослужителя и обязательны к исполнению. Так, по 27-му правилу Трулльского Собора священнослужителю запрещено одеваться в неприличную одежду. Данное правило гласит: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути; но всякий из них да употребляет одежды, уже определенныя для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие, на едину седмицу да будет отлучен от священнослужения». Далее, по 16-му правилу Седьмого Вселенского Собора священнослужителям запрещено ходить в роскошных костюмах: «Всякая роскошь и украшение тела чужды священническаго чина и состояния. Сего ради, епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епитимии, такожде и употребляющих благовонныя масти».

Серьезным образом Церковь относится и к семейной жизни священнослужителя. Неженатым священнослужителям вступление в брак запрещено. Как гласит 26-е Апостольское правило, «повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы». 10-е правило Анкирского Собора дозволило диаконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением. Однако 6-е правило Трулльского Собора строго запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления. Брак клириков должен быть строго моногамным. Второй брак вдовым священнослужителям и церковнослужителям безусловно запрещается. Для клирика недопустима и так называемая пассивная бигамия. 8-е правило Неокесарийского Собора гласит: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею. Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго». Если нарушение брачной верности женой клирика несовместимо со священнослужением, то нарушение ее самим духовным лицом, равно как и блуд безбрачного священнослужителя, тем более недопустимы.

В целом, необходимо отметить, что данных правил и канонов достаточно много, но все они направлены на достижение одного результата – сохранение чистоты священнического служения и предостережение мирян от впадения в различные мирские искушения.

Отдельно стоит сказать о правах и обязанностях священнослужителей в деле участия их в богослужениях Церкви.

Диаконское служение является начальной ступенью священнослужения в Церкви. В связи с этим, диакон, во многом является помощником более высоких священнических чинов при совершении богослужений. По своему изначальному значению диаконы служат при Трапезе Господней, т. е. при совершении Божественной Литургии. По церковным канонам диакон во время совершения богослужения полностью подчиняется пресвитеру или архиерею. Основными функциями диакона являются: подготовлять священные сосуды, возносить молитвы как про себя, так и всенародно, с разрешения пресвитера учить и наставлять в вере мирян, толковать им различные места из Священного Писания. Диакон не имеет права совершать какое-либо богослужение без участия пресвитера или епископа, т. к. он является, в первую очередь, помощником. Также необходимо отметить, что диакон без благословения священника не может надеть свои облачения перед началом службы. Без пресвитерского или епископского благословения диакон не имеет права совершать каждения и произносить ектении. Что касается семейного положения, то диакон может быть женат, но только один раз и до Таинства Хиротонии. Данное правило связано с тем, что в Таинстве Хиротонии человек (кандидат в священнослужители) вступает в духовный брак с христианской паствой.

Второе, по степени важности, место в церковной иерархии занимают пресвитеры. Пресвитеры также обладают своими определенными правами и обязанностями при совершении богослужений. Основные права пресвитера заключаются в возможности совершать следующие действия: право совершать Церковные богослужения и Таинства (кроме Таинства Хиротонии), преподавать верующим пастырское благословение и научать мирян истинам христианской веры. Все данные права священник получает от епископа в Таинстве Хиротонии во пресвитера. Пресвитер, находящийся под запрещением, лишается права совершать богослужения. Пресвитер, переведенный в причетники, временно лишенный сана или находящийся под запрещением, не имеет права носить рясу, другие знаки священнического отличия, иерейский крест, а также не может благословлять верующих.

Высшей степенью священнической иерархии является епископское служение. По благодатным дарованиям все епископы равны между собою, т. е. все имеют епископскую степень и являются архиереями, – полновластными раздаятелями благодатных даров, первыми и главными совершителями богослужения. Только епископу как преемнику апостольской власти принадлежит право совершать Таинство Священства, освящать миро для Таинства Миропомазания и престолы или антиминсы для совершения Таинства Евхаристии. В своей епархии ему принадлежит право назначать на приходы священно- и церковнослужителей и перемещать их, а также награждать или взыскивать.

Епископ с первых веков христианства был предстоятелем христианской общины, о чем свидетельствуют книги Нового Завета (см. Деян. 20: 28; 1 Тим. 3: 2; Тит. 1: 6 – 7). Позднее, в процессе становления церковного юридического статута, они получили еще наименования: патриарх, митрополит, архиепископ и викарий. В Русской Православной Церкви патриарху принадлежит право ношения белого куколя с сионами, митрополиты носят белый клобук с крестом, архиепископы – черный клобук с крестом и епископы – черный клобук без креста.

От редакции:

Со-бытия XVII в., связанные с по-пыткой закабаления Русской Церкви государством, привели к многочисленным отступле-ниям от веры представителей иерархии. Это стало причиной недоверия церков-ного народа к иерархии. А с другой стороны, после раско-ла полтора века старообряд-цы только и думали о том, как восстановить иерархическое устройство Церкви. Сегодня иерей Иоанн Севастьянов , настоятель , размышляет об особенностях священнического служения в современном мире, о проблемах, с которыми сталкиваются священники в своей пастырской деятельности, о взаимоотношениях общин с настоятелями, искушениях и духовных испытаниях, а также уровне образования современных пастырей.

Священники временно без епископов

Одной из важных сто-рон устройства хри-стианской Церкви является иерархический принцип церковного служе-ния. Апостолы, а затем их приемники, являются опорой Господа в созидании церков-ного Тела. Отсюда вытекает основополагающий принцип апостольской преемственно-сти. Отсюда право иерархии представлять голос Церкви. Отсюда следует то присталь-ное внимание, которое Цер-ковь всегда уделяла этому служению. И поэтому во все периоды церковной истории состояние иерархии является показателем уровня жизни всей Церкви.

Старообрядческий период особенно проявил значение иерархического служения в Церкви. С одной стороны, со-бытия XVII в., связанные с по-пыткой закабаления Русской Церкви государством, привели к многочисленным отступле-ниям от веры представителей иерархии. Это стало причиной повального недоверия церков-ного народа к иерархии. А с другой стороны, после раско-ла полтора века старообряд-цы только и думали о том, как восстановить иерархическое устройство Церкви.

Следует заметить, что пери-од существования Церкви без епископов не прошел бесслед-но для церковного сознания. На протяжении этого времени вместе с жаждой восстановле-ния нормального церковного устройства происходит есте-ственное привыкание к жизни без иерархии. Церковными лидерами постепенно стано-вятся не епископы и священ-ники, а иноки и авторитетные миряне. Трансформировалась очень важная связь между священнослужителями и возглав-ляемыми ими общинами. В гонительных условиях ни один священник, ни один епископ не мог быть уверен, что он долго будет служить в одной общине. Все служили, как в последний раз . Кроме этого, особенные отношения между беглыми новообрядческими священниками и общинами, а вернее, попечителями общин, которые принимали их «по ве-ликой нужде », способствовали развитию наемничества, осо-бой связи между общиной и ее священником только на основе материального договора. И, на-конец, влияние окружающего новообрядческого духовенства с его казенным представле-нием о назначении священ-нослужителей, о сословности священнического служения, о разделении Церкви на учащую и учимую части.

Этот процесс привел к тому, что положение и значе-ние священнослужителей в Церкви постепенно измени-лось и продолжает меняться. Изменяется само представле-ние о месте священнического служения. И в первую очередь изменяются, размываются представления об ответствен-ности священнослужителей.

Ответственность иерархии перед церковным народом

Вопрос ответственности священнослужителей пред-ставляется одним из самых важных в иерархическом служении. Как и перед кем долж-ны быть ответственны еписко-пы, священники и диаконы? К сожалению, старинные прин-ципы внутренних церковных связей размываются. Священ-нослужители постепенно пере-стают чувствовать свою ответ-ственность за избравшую их конкретную общину. Служе-ние одного священника сразу в нескольких общинах приво-дит к обезличиванию отдель-ных общин в расплывчатую «паству ». Древний принцип постоянного места служения — «у попа одна жена и церква одна » — становится неактуаль-ным, уже и в «мирное» время допускаются переводы служи-телей с места на место. Иерар-хическое служение в Церкви постепенно превращается в привилегию. Все это приводит к ослаблению и даже потере ответственности служителей за конкретный результат, за конкретную общину. Да и сам результат служения измеряется только годами, прошедшими с момента хиротонии.

Подобная тенденция при-вела к встречному снижению запроса церковного народа на качество священнослужения. Общепринято и приемлемо стало сводить роль священнос-лужителей только к соверше-нию церковных таинств. А так как это не требует особых ин-теллектуальных и профессио-нальных навыков, то критерий к выбору служителей также чрезвычайно понижался.

В разные периоды, в раз-ных ситуациях эти проблемы проявляются по-разному. Но в общем тенденция к пониже-нию качества священнослуже-ния в Церкви прослеживается давно. И одной из важных про-блем в этой ситуации является отсутствие четкого представ-ления об обязанностях священнослужителей. Христос оставил своим ученикам запо-веди, напрямую касающиеся организации священнического служения. Когда Господь посылал апостолов, приемника-ми которых являются церков-ные священнослужители, Он дал им очень подробные ин-струкции. И эти инструкции были не общего плана — «слу-жить Богу», а конкретные ре-комендации: куда идти, что с собой брать, что говорить, что делать, как поступать в той или иной ситуации. И эти кон-кретные, ясные рекомендации раньше были критерием для оценки деятельности священ-нослужителей. Но с момента дарования Исусом Христом этих рекомендаций в Церкви постоянно присутствует же-лание эти требования упро-стить и округлить. Некоторые святые отцы, особо радеющие об иерархическом служении в Церкви, как например, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Григорий Богослов, пытались заострить эту проблему церковной жизни, но подавляю-щая тенденция была направ-лена на упрощение служения епископов, пресвитеров и диа-конов. И эта тенденция во все времена мешала жизни и раз-витию Церкви.



Права и обязанности священника

Проблема оценки высоты и истовости священнического служения стала значимой в последнее вре-мя. У нас есть большой спи-сок канонических правил, защищающих права и досто-инство священнослужителей, особенно епископов. Но вот правил, определяющих их обязанности, не очень много. Причем почти все эти пра-вила регулируют особенные, чрезвычайные ситуации. Да и существующие правила подвержены негласной града-ции — важных и неважных. Например, в жизни Церкви случались трагедии, когда священнослужителя на осно-вании правил лишали сана за непристойное поведение. А много ли было случаев, когда священника или епископа, на основании правил, отстраня-ли от служения за то, что он не проповедует? Хотя и то, и другое требуется канониче-скими правилами. Как след-ствие, вполне допустимым и никак не влияющим на оценку деятельности священнослу-жителей, стало умаление вве-ренных общин, уменьшение христиан в храмах.

Как можно сформули-ровать обязанности современного священ-нослужителя? Что конкрет-но должен делать в своем служении каждый епископ, священник или диакон? В чем заключается ежеднев-ное, регулярное, рутинное служение священнослу-жителя? Это же касается и контроля за деятельностью священнослужителей. По каким критериям можно оценивать служение? Что можно признать удовлетво-рительным, а когда следует поднимать тревогу? Это все вопросы, которые требуют своего ответа.

Вот пример, который мож-но взять из светской жизни го-сударства. Екатерина II в свое время ввела очень простой принцип оценки деятельности губернских руководителей. Если население губернии при-растает, значит деятельность местных властей вполне удо-влетворительна. Если количе-ство людей уменьшается, зна-чит, время принимать кадровое решение. Это один из аспектов, который можно было бы, с со-ответствующими оговорками, применять и для оценки свя-щеннического служения.

Дает ли хиротония право на преклонение и почет?

Отсутствие таких четких представлений и требова-ний не только приводят к не-преднамеренной бездеятель-ности и халатности, но и к неоправданному завышению роли служения. Превращение священнослужения в церковную привилегию приводит к неоправданному перекосу внутрицерковных взаимо-отношений. Теперь вместе с хиротонией священнослужи-телям автоматически переда-ется обязательные почет, пре-клонение и церемониальность со стороны мирян. Еще во времена протопопа Аввакума отношение к священнослужи-телям было менее трепетным, более равным.

Последующий «дефицит» служителей зна-чительно трансформировал взаимоотношения священнос-лужителей и мирян. Мнение священнослужителя стало преимущественным только потому, что это мнение свя-щеннослужителя. Эти пере-косы могут привести к таким ситуациям, когда священник может совершать явные нару-шения (например, крестить не трехпогружательно), но при этом община будет соглашать-ся с этим, потому что «настоя-тель так изволит ».

Еще одна проблема в организации иерар-хического служения в Церкви заключается в от-сутствии образовательного ценза для священнослужи-телей. Следует заметить, что этот вопрос был актуален во все времена существования Церкви. На протяжении двух тысячелетий так и не был дан однозначный ответ: нуж-но ли священнослужителям образование, и если нужно, то какое? Многие святые отцы по-разному отвечали на этот вопрос. И несмотря ни на чьи рекомендации, эта сторона священнического служения оставлялась сугу-бо на личное произволение служителей. Практически никто и никогда не требовал от священнослужителей по-лучения систематического образования. Это считалось весьма побочным фактором.

Хотя следует вспомнить интересный исторический факт. И в XIX, и в ХХ веках гонители Церкви, в числе действенных мер по борьбе с религией, препят-ствовали служению образо-ванных иерархов, но способ-ствовали рукоположению в священническое служение необразованных кандидатов. Такое положение дел, оправ-данное во время гонений, никак не может быть терпи-мо во время общественного спокойствия. Допускать, что человек, не имеющий обра-зования, может стать адек-ватным проповедником, уже является проявлением халат-ности и пренебрежения.

Сложившееся отношение к священнослужению, пред-намеренно заниженная план-ка требований к кандидатам привела даже к тому, что священнослужители выведены за рамки современного правово-го положения старообрядческих общин. По современному гражданскому уставу настоя-тель общины уже даже и не совсем обязательная штатная единица. Юридически общи-на запросто может существо-вать без настоятеля, главное, чтоб был председатель.

Как повысить качество священнического служения

Оценивая происходящие в Церкви события, анализи-руя возникающие проблемы церковной жизни, можно за-метить признаки тлеющего кризиса священнического слу-жения. Вполне возможно, что причиной многих церковных нестроений является не до конца осознаваемое значение священнического служения. Внутренние личностные про-блемы пастырского служения не стоит придавать обще-ственному обсуждению. Этот вопрос очень субъективен и не подлежит никаким обобще-ниям. А вот внешнюю, орга-низационную сторону иерар-хического служения в Церкви следует соборно обсуждать и искать пути решения суще-ствующих проблем.

Но делать это нужно не для того, чтобы найти повод для какого-то укорения или осуждения. Все это нужно формулировать для того, что-бы новые поколения священ-нослужителей имели четкие указания и рекомендации для своего служения. При-шло время всей Церкви по-думать над формулированием «штатного расписания» для священнослужителей. Чтобы каждый епископ, свя-щенник и диакон мог знать, в чем конкретно заключается его повседневное слу-жение. Сколько времени он должен проводить в своем храме, сколько служб и как должен совершать каждый священнослужитель, какое образование должно быть минимальным для служи-теля, какое мерило является определяющим для оценки качества священнослужения, кто и как может контролиро-вать его деятельность.

Все эти кажущиеся бю-рократическими вопросы на самом дел очень важны для плодотворного церковного слу-жения. Безответственность, не-определенность обязанностей, непреднамеренная халатность всегда губительно отражаются на жизни и деятельности лю-бого человеческого общества, начиная от семьи и кончая государством. А тем более, это касается Церкви — богоустановленного общества, которое состоит из человеков. И то, что Господь, когда посылал своих учеников на проповедь, давал им конкретные рекомендации по служению, а потом спра-шивал у них отчет за их дела, свидетельствует о том, что и в наше время этот принцип организации священнического служения крайне необходим и важен.

... часто были не кровными, а… Божьими. Люди, не связанные кровным родством, становились друг другу отцами, матерями, братьями, сестрами и детьми. Это было чудо. Сосредоточием этих семей был батюшка, его отец, Божественным прохладным облачком ходивший от семьи к семье и покрывавший все скорби и беды. Когда настало время выбрать профессию, Сережа не сомневался - конечно, врач. Он вылечит всех больных! Он создаст новое лекарство! А батюшка, словно ему было открыто будущее сына, давал ему то одно поручение, то другое. Так еще задолго до решения принять священство отец Сергий хорошо узнал все обязанности священника и образ служения, который перенял от отца. А батюшка на церковной да и на домашней молитве себя не жалел: плакал, клал поклоны. И этот его радостный, любовный плач был заразителен. Он уничтожал молитвенную холодность в молящихся. Вместе с отцом Алексием плакали и молились все. В 1913 году Сергей вернулся из поездки в Европу переполненный глубокими яркими впечатлениями. Еще бы, он видел Рим и его храмы. Он видел катакомбы, места захоронений, ставшие местом молитвы для последователей Христа первых веков. Однако дома словно бы поселилась тучка. Отец Алексий что-то...

По Церковному праву

Права и обязанности клириков


1. Природа и тройственность священнического служения


Права и обязанности клириков вытекают из природы священства. «…Священство есть продолжение и участие в одном и единственном священстве Христа, которое даровано Церкви». В служении Христа «…различают три служения: 1) пророческое, 2) первосвященническое и 3) царское». «По выражению апостола Павла, пастыри - соработники… слуги Христовы… посредники и продолжатели дела Христова (см.: 1 Кор. 3, 9-10; 4, 1-2, 9; 2 Кор. 5, 20)». Они проводники Его тройственного действия, Его духа. «В Таинстве Священства пастырь получает дар ношения образа Христова, он должен быть живой иконой Христа». Как живой образ Христа, священник осуществляет в общине три служения Христова, священник на уровне прихода, а епископ - епархии. Тройственного служение священника состоит: 1) в проповеди слова Божия, 2) в совершении Таинств и 3) в управлении (приходом или епархией). Сущностью, т. е. внутренним содержанием, священнического служения является благодатное посредничество пастыря за паству пред Богом в деле возрождения людей, а его основная задача и конечная цель - в восстановлении связи человека с Богом и другими людьми. Служение священника состоит в созидании в себе и в своей общине Царства Небесного. Главной его задачей является то, чтобы его тройственное служение соответствовало своей сущности и конечной цели, т. е. совершать его «…в духе Христова священства и Христова Царства». в духе и истине. Если священническое служение не соответствует своей сущности и своему назначению, то из великой силы освящения мира оно превращается в великую силу соблазна. Ибо «всякое священнодействие есть великая духовная реальность, воплощение Духа Истины». «Внешнее, формальное, бездушное пользование священными предметами, действиями и словами (то есть исполнение священнических обязанностей - прим. автора) накапливает в мире смертельную отрицательную энергию». Священство - это сила крестной любви, излитая в мир нашим Спасителем и изливаемая на верующих через священников, на которых она сходит в хиротонии. Если священническое служение совершается не в духе Христовой любви к людям и не в истине, то оно превращается в безблагодатное жречество. Священник, не имеющий духа Христова, не приводит людей ко Христу, а отгоняет их от Него. Поставленный быть посредник между Господом и верующими, такой священник становится стеной подбеленной (т.е. благообразной по внешнему виду) между Господом и народом. Чтобы тройственное служение священника - проповедь, тайнодействие и управление - не свелось к простому учительству, требоисполнительству и управленчеству, его содержанием и целью должен быть Христос и Его невидимое Царство. Поэтому первая обязанность священника - заботиться о своем внутреннем состоянии, стремиться ко Христу и быть во Нем. К этому призваны все христиане, но священник в виду своего положения в Церкви несет за это особую ответственность.


2. Основные пастырские добродетели, делающие священническое служение соответствующим его природе


Основные пастырские добродетели, которыми стяжается дух жизни во Христе, являются молитвенность, любовь, смирение и терпение. Жизнь пастыря должна быть молитвой. «…Молитва домашняя для пастыря должна быть дыханием его души, без чего бы он не мог бы и жить». Священник «…должен преимущественно пред пасомыми жить беседой с Богом и общением с Ним». Он должен выработать в себе «сыновнее отношение к молитве, не вынужденное, а свободное предстояние Богу…», «нудить не на правило, а к молитвенному предстоянию, к вымаливанию дара самой молитвы». Без личного молитвенного подвига «…нельзя ни одному пастырю ни возгреть в себе благодати хиротонии, ни пастырски воодушевиться». «Пастырь-молитвенник приносит великую общественную пользу, поднимая общее молитвенное настроение в пасомых». «Во всех видах деятельности пастыря-молитвенника мотивом трудов делаются Господь Спаситель и приведение людей к спасению Божию». Если же священник не несет подвига личной молитвы, то он не приобретает опыта живого общения с Богом, а «от пастырского неумения руководить молитвенным подвигом верующих от неумения воодушевлять их к богообщению гаснет в них огонь благодати…»

«…Высочайшее из всех земных призваний, ответственнейшее из всех родов служений - священство - есть по преимуществу служение любви… Священнику, первому из всех учеников Христовых, надлежит облечься в любовь, которая есть, по слову Апостола, совокупность совершенства (см. Кол. 3, 14)». В хиротонии священнику дается дар пастырской любви, т.е. способность преодолевать свой индивидуализм, переносить свою жизнь в других и ради Господа жить в них и для них. Этот дар проявляется в том, что у священника обостряется сознание «…долга заботиться больше о других, чем о себе». Он теперь обязан заботиться не только о своем спасении, но о спасении всех, вверенных ему Господом. Возгревается этот дар главным образом самопринуждением к любви. Священник обязан духовную пользу прихожан ставить выше своей личной пользы, пусть даже и духовной. Он должен научиться охотно жертвовать ради них своим покоем, временем и силами, вопреки себялюбивым чувствам недовольства понуждать себя к умеренной внешней любезности и ласковости. Через это делание в нем постепенно усиливается подлинная отзывчивость и переходит в искреннее настроение. «Источник пастырской любви к людям заключается в любви к Богу, ради чего всякий истинный пастырь подвизается в очищении себя от страстей». Важным средством, возгревающим благодатно-пастырскую любовь, является молитва о благодатном укреплении любви. «Особенно на первых порах служения всякий пастырь-предстоятель, по словам Лествичника, «должен молиться и о том, чтобы ко всем иметь сострадание и расположение соразмерно их достоинству»». Ярким свидетельством о необходимости для пастыря любви являются фарисеи. Они исполняли «… формальные требования закона, при этом упуская из вида его сущность, которая состоит в любви к Богу и ближнему. Выставляя себя судьями и защитниками закона…», они во имя ложно истолкованного ими закона, вознесли Подателя этого закона на Крест. То есть, если пастырь пренебрегает любовью, он становится ее гонителем и распинателем.

Смирение - это основа, фундамент и глубина любви. «По времени духовного обнаружения оно предшествует любви». «Сущность смирения состоит в самоотвержении и отречении от своеволия, что для пастырского служения совершенно необходимо». Если священник не имеет чувства собственного недостоинства, то постепенно он начинает вместо Христа в центр жизни общины ставить себя, «распространять кругом себя свое человеческое влияние» и «властно господствовать над окружающими». Возвышаясь в своем мнении над прихожанами и все более отчуждаясь и отдаляясь от них, священник разрывает духовное единение с ними и превращается в начальника.

Терпение скорбей для священника является не просто общехристианской заповедью, а пастырским долгом. «…Принимая на себя грехи своего прихода и сторонних лиц, отдающих себя его руководству…», священник становится причастником скорби Христовой за весь мир. Задача пастырского служения освободить и защитить себя и людей от диавола. Он вступает в более острую борьбу со злом. Поэтому «скорби - прямое отличие пастырского служения». «…Быть истинно добрым пастырем есть крест из крестов». Но в этих скорбях он внутренне обновляется. «…Пастырь не только не должен бежать скорбей или роптать на них, но радостно терпеть их с верой в помощь Божию и с уверенностью в их спасительную необходимость».


3. Тройственное служение клириков


1. Пастырское учение. Учение словом. Господь возвестил людям истину и дал апостолам заповедь: «…идите, научите все народы…» (Мф. 28, 19). Поэтому «истина и проповедание её людям - фундаментальная задача пастырского служения». Проповедь является «…неотъемлемой частью священнического служения». По учению слова Божия, церковным канонам и указаниям церковного устава, проповедь слова Божия является главнейшей обязанностью пастырского служения. Истина существует как слово о Боге, т.е. как теоретическое учение, и как жизнь в Боге. Слово о Боге является важнейшей, но начальной степенью познания истины. Ее цель - прийти к опытному богопознанию, которое только одно является истинным богопознанием, ибо Христос есть истина и Он познается только через общение с Ним и исполнение Его воли. Задача священника - передавать верующим истины о Боге, призывать их к опытному богопознанию и помогать им в приобретении этого опыта жизни в Боге.

Для того чтобы слово священника назидало слушающих, необходимо следующее:

то, о чем он говорит, он должен понять и усвоить на своем личном опыте. Ибо «Предание Церкви нельзя понять рассудочно, путём внешнего знания, но только на основе личного опыта. Только в общении веры возможно внутреннее, личное усвоение её основ и соединение с Учителем веры». Как Спаситель сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6, 63), так и слова пастыря должны быть выражением его опыта жизни в Боге;

«…его слово, только что вдохновенно возникшее и услышанное или же заранее приготовленное» должно идти «… от сердца, от полноты веры, от сладкого желания утешить, укрепить, просветить и согреть человека»;

пастырь должен сам переживать то, о чем говорит, ибо «просвещает и укрепляет лишь то пастырское слово, которое просвещает и укрепляет самого пастыря, для него самого является поучением». То есть он действительно должен говорить от сердца. Тогда его слово будет воспринято сердцем;

пастырь должен смиренно сознавать, единственным истинным Учителем является Господь, и если Он не воздействует через его слово, то сам священник он не может принести пользу слушающим.

«Каждый преемник апостольской благодати получает в таинстве священства особый дар проповедания - от сердца к сердцу, от уст к устам». Священник обязан возгревать в себе этот дар благодати через изучения истины и преподания ее верующим. Ап. Павел заповедает ап. Тимофею всегда поучаться в слове Божием (1 Тим. 4, 13-16) и быть учительным (2 Тим. 2, 24). 2-е правило VII Вселенского Собора предписывает, чтобы «…имеющий быть возведенным на епископство знал псалтирь, дабы таким образом и народ свой наставлял… Чтобы он был испытываем… хочет ли он читать священныя правила, Евангелие, книгу Апостола и все божественное Писание. Читать же с истолкованием, так чтобы знать смысл каждаго слова и быть способным к научению порученнаго ему народа…» Согласно 19 правилу VI Вселенского Собора, «предстоятель церкви, по преимуществу в воскресные дни, должен учить догматам, и истолковывать их не от себя, но как понимали Божественные отцы». Согласно 58-му Апостольскому правилу, епископ или священник, если не заботится об учении народа, отлучается, а если и по отлучении не исполняет сего, то подлежит и извержению». Диаконы имеют право участвовать в служении слова.

Епископ, или священник, должен быть проповедником истины всегда. «Священнодействовать Истину: являть ее применительно ко всем случаям и обстоятельствам жизни. Свидетельствовать правду Христову на всех путях человеческих». А для того чтобы быть свидетелем истины, он должен жить соответственно этой истине. «Проповедь без подкрепления ее в своей жизни - все равно, что картина хлеба вместо хлеба». Как Христос есть воплощенная истина, так и священник, будучи живым образом Христа, должен воплощать истину в своих делах и в своей жизни. «Священник должен быть учителем святости и учителем покаяния, носителем благодати и живым доказательством неотступного пребывания Бога в мире».

Есть три основные формы проповеди слова Божия: богослужебная (при общественном или частном богослужении), лекционная (вне храма) и частная беседа. Частную беседу архиеп. Иоанн (Шаховской) называет свидетельской формой проповеди - «…в домах (а в годы гонений в судах)». Лекционная форма проповеди (или законоучительство) состоит в систематическом преподавании детям или взрослым Закона Божия, т. е. основ веры и нравственности. Наиболее удобной и распространенной формой для этого является воскресная школа. «…Воскресная школа - основа основ прихода, от деятельности воскресных школ во многом зависит наше будущее, будущее всей Церкви». Поэтому законоучительство является «одной из важных и наиболее ответственных обязанностей священника…» «Духовничество же как благодатная способность руководства людей в духовной жизни есть не институциональный, а редкий, личностный дар от Бога».

Согласно «Книге о должностях пресвитеров приходских», есть пять видов учения, осуществлять которые пастырь должен в своей деятельности: 1) учить вере, и совершенствовать в ней прихожан, 2) обличать и искоренять безбожные, еретические и суеверные, 3) исправлять развращенных в беззаконии, 4) наставлять и утверждать правоверных и честных в добродетельном житии, 5) утешать и восставлять печальных и отчаивающихся.

«Главным из бедствий сегодняшнего дня является массовое нравственное растление молодежи и детей». Поэтому «каждый священник должен считать своим первым долгом проповедь бескомпромиссного противостояния нравственному растлению». Одной из главных задач пастырей является работа с молодежью. «Пастырям нужно учиться говорить с молодежью и не уклоняться от этого диалога».

Самообразование. Самообразование является одним из обязанностей священника, ибо незнание - причина многих ошибок, заблуждений и грехов. Господь сказал через пророка Осию: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною…» (Ос. 4, 6). «…Всякий священник, более чем какой-либо другой христианин, должен постоянно трудиться над своим образованием и пополнять свой духовный багаж, повышать свои знания сообразно запросам времени. Нужно быть начитанным в духовной литературе, знать древних святых отцов и близких к нам по времени замечательных русских духовных писателей, святителей, старцев, оставивших нам великие духовные сокровища. Нужно знать об основных достижениях современной церковно-исторической, догматической науки, библеистики, литургического богословия». В наше время «священнослужитель должен обладать широким кругозором, глубокими познаниями в разных областях, способностью вникнуть даже в те вопросы, которые выходят за рамки его «профессиональных» интересов и обязанностей».

Совершение Таинств. В хиротонии епископ получает от Бога власть совершать все семь Таинств Церкви, священник - шесть (кроме таинства Священства), а диакон - прислуживать при совершении Таинств. Епископ и священник также получают право предстоятельствовать при богослужении. В полном смысле слова, «…священник не совершитель, а чиносовершитель Таинств».священнический служение клирик

Священник и диакон обязаны знать учение Церкви о Таинствах, порядок и особенности их совершения, изложенные в Настольной книге священно-церковно-служителя, составленной С.В.Булгаковым, находя-щееся в конце Служебника «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству…» Таинства необходимо совершать благоговейно внимательно и вдумчиво, с глубокой верой и живой молитвой к Богу, действующему в Таинствах. При совершении Таинств и обрядов, «…прежде всего Крещения, Покаяния и Брака, а также чина погребения… сердце человека особенным образом открыто спасительному действию благодати Божией». Если священник совершает священнодействие без благоговения, без внимания к Богу и человеку, то таким отношением он может оттолкнуть человека от Церкви. Перед Литургией, т.е. перед богослужением, за которым совершается самое высокое из всех Таинств - Евхаристией - священник обязан готовиться постом и молитвой, установленными Церковью. «Велико значение тайносовершительного служения священника. Это поистине Божественное служение, совершаемое Самим Христом. Но, чтобы зерна благодати Божией давали обильные и соответствующие плоды, необходимо подготовить почву для посева, необходимо научить паству достойно принимать благодатные дары Таинств, необходимо научить паству путям достижения единения с Богом». То есть священник несет ответственность за то, чтобы верующие, ради которых Таинства он совершает, сознательно и достойно участвовали в них. Задача пастыря - помочь своей пастве стяжать опыт жизни в Церкви, «…который приобретается, главным образом, путем участия в литургической, евхаристической жизни Церкви».

Служение церковного управления. Епископ и священник (настоятель прихода) несет обязанность церковного управления. Конечной целью этого служения является созидание Царства Небесного в вверенной пастырю общине. «…Епископ в первую очередь - …пастырь и нежно любящий отец, а не администратор и начальник, осуществляющий безличное и холодное руководство, не основанное на любви и не развивающее общение личностей». «Епископ должен проявлять любовь к клирикам, находящимся в его подчинении, а те, в свою очередь, обязаны ему подчиняться как «отцу», «ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

«…Приход - это не храмовое здание, а церковная община, объединенная христианской любовью и устрояемая силой благодати Святого Духа». «Приходская жизнь есть лестница в Царство Божие. Воспитание этого Царства и обучение этому Царству - в мыслях, чувствах и воле человека». Задача священника - объединить вокруг себя прихожан в одну дружную семью. Для этого «священник, по дару благодати священства являющий собой образ Христа, должен помнить, что каждого пришедшего в храм человека позвал Сам Христос, и с каждым он обязан найти личный контакт». Священник имеет право (а по словам патриарха Алексия II и патриарха Кирилла это является его обязанностью) организовать при своем приходе катехизаторскую, миссионерскую и социальную деятельность. «Через дела благотворительности члены Церкви ощущают себя одной семьёй во Христе».

Внешний вид пастыря

Священник - это не профессия, это призвание служить Богу и в Боге каждому ближнему, это соответствующий этому призванию образ жизни и устроение души. Этому должен соответствовать и его внешний вид. Пастырь носит священническую одежду, которая для него является постоянным напоминанием о благодати, о святости и чистоте его служения, удерживающим от греха и мирских поступков, а для людей это напоминание «…о том, что священство не кончается в храме». «Согласно 16-му правилу VII Вселенского Собора, клирикам возбраняется щегольство и пышность в одежде…» «Постановлением Присутствия по делам православного духовенства от 16 апреля 1869 года церковнослужителям было дозволено по желанию носить светское платье и стричь волосы… В послевоенные годы носить светское платье было дозволено у нас и клирикам…»

Пастырская чистота

Пастырская чистота - это «…правильное поведение пастыря в мире, соответствующее его служению». Согласно канонам, клирикам запрещены пьянство и азартные игры (42-е Апост. правило), посещение корчемниц (54-е Апост. правило), ростовщичество(4-е прав. Лаод. Собора) и мирская торговля, особенно винная (18-е прав. Карф. Соб.; 9-е прав. Трулл. Соб.). Клирикам возбраняется поднимать руку на человека, даже на провинившегося, устраивать у себя дома пиршества (канон 55-й Лаодикийского Собора), занимать общественные и государственные должности (6-е, 81-е Апост. прав.; 11-е прав. Двукр. Соб.), заниматься предпринимательством (3-е правило IV Вселенского Собора). Из жизни духовных лиц должно быть устранено все, что несовместимо с их призванием быть прямым проводником действий Божиих и живым свидетелем Божия присутствия в мире. Клирики не имеют права вступать в брак после хиротонии. Таинство хиротонии совершается так же, как и Брака: при пении тех же тропарей. Только ставленик обходит не вокруг аналоя, а вокруг престола. Это знак того, что он получает благодать, которая обручает его церковной общине. Теперь он служит Господу и в Нем людям. Центром его жизни становится престол. После этого он уже не может заключать таинство Брака, которое бы его обязывало угождать жене. Согласно канонам, если клирик совершит тяжкий грех: убийство, хотя бы и невольное, блуд, прелюбодеяние, воровство, он извергается из сана. Для клирика также недопустима пассивная бигамия, т.е. сожительство с женой, впавшей в прелюбодейство (8-е прав. Неокесар. Собора). Священникам запрещено вкушать пищу наедине с женщинами (22-й канон VII Всел. Собора).

Почитание пастырей

Апостол Павел учит в Послании к Тимофею: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь…» (1 Тим. 5, 17). У епископов и священников берут благословение. Священники имеют право благословлять диаконов и мирян, а епископы - священников. Священников называют «отцами» потому, что они являют миру Божие Отцовство, являются проводниками любви к миру Отца Небесного, Который послал на землю Сына Своего и Духа Святого для спасения людей. Уважая священников «…люди уважают прежде всего благодать Божию и - самих себя, прибегающих к этому источнику благодати. Непростительная ошибка пастыря - отнести это уважение людей к себе и напитать этим уважением свое самолюбие». Как Господь через священника совершает Таинства, так Он же через Него принимает честь, воздаваемую священному сану. Задача священника - передавать ее Господу, а не присваивать ее себе и не навлекать тем самым на себя осуждение. Всякое неуважение нужно относить к себе, как напоминание о своем недостоинстве, а всякое уважение - к Господу, как напоминание о том, что Он действует и через недостойных священников.

Клирики должны оказывать честь и друг другу. Первенство чести для епископов определяется старейшинством хиротонии и значением занимаемых кафедр, а для пресвитеров, диаконов и низших клириков - саном, наградой, должностью, старшинством хиротонии (или хиротесии) и образованием. «Преимущества некоторых епископских кафедр, признан-ные священными канонами, не преимущества господства и власти, но - служения, которые свободно определились самой необходимостью». Таким образом, честь, воздаваемая клирикам, указывает на их служение.


Список использованных источников и литературы


I. Источники


Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / В русском переводе с параллельными местами. М., Российское Библейское Общество, 1995.

Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. Ч. 1. Правила соборов 1-7. - Тутаев: Православное Братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. - Репринт издания московского Общества любителей духовного просвещения. - 1438 с.


II. Литература


Аксенов Роман, свящ. «Паси овцы Моя»: учение о пастырстве святого Иоанна Кронштадского. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 142 с.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения (2000-2004). Т. 3. Ч. 1. - М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. - 544 с.

Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. - М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. - 350 с.

Владимиров Артемий, прот. Евангельское милосердие в жизни пастыря. - М.: Изд-во Православного Братства Свт. Филарета Московского, 2001. - 31 с.

Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам.- М.: Издательский Дом «Святая Гора», 2006. - 301 с.

Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Философия православного пастырства. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. - 159 с.

Константин (Зайцев), архим. Пастырское Богословие: Курс лекций, прочитанный в Свято-Троицкой Духовной Семинарии. - с. Решма, Редакция «Свет Православия», 2002. - 364 с.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Как стать священником, где на него учиться, обязанности священнослужителя

В преддверии православного Рождества расскажем о такой необычной профессии, а вернее сказать, призвании, как священник. Священником (иереем, пресвитером) называют священнослужителя второй степени священства (выше дьякона и ниже епископа), который рукоположен епископом на совершение таинств и проведение богослужения. Священник работает в храме – служит общие и частные богослужения (требы), помогает людям вести праведный образ жизни, приобщает к вере в Бога, а также заботится о вверенном ему храме. Прихожане обращаются к священнику "батюшка" или "отец".

Говорить о священнике как о профессии не принято, ее не встретишь на сайте вакансий, тем не менее отнести ее к профессиям терминологически верно. Трудовая деятельность священника оплачивается, как и другие специальности, и для того, чтобы стать священником, необходимо духовное образование . Поэтому сегодня мы разберемся, как в России можно стать священником , какие качества нужны ему для служения людям и Богу и как устроены его профессиональные будни.

Обязанности священника
Работа священника заключается в проведении церковных обрядов, к ним относятся:
Общие богослужения. Суточный круг богослужений может состоять из 9 служб, хотя в современном ритме жизни обычно служат только 2-3 в течение дня - литургия, вечерня, утреня. В отдельные дни батюшка служит панихиды и молебны.
Частные богослужения - "требы", так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан. Если человек хочет крестить ребенка, освятить квартиру или машину, причаститься на дому, то он обращается к батюшке. К требам относятся обряды венчания, погребения, молитвы, которые священник совершает по просьбе частных лиц.


Кроме богослужений, у батюшки могут быть следующие обязанности в храме или монастыре :
✔ Исповедь прихожан
✔ Причащение
✔ Проведение огласительных бесед - разъяснения учения церкви для желающих креститься
✔ Ведение просветительской деятельности и, в том числе, организация работы воскресной школы и церковного хора
✔ Организация и поддержка крестных ходов и паломничеств
✔ Организация помощи нуждающимся
✔ Организация выставок, походов на природу, спортивных состязаний для молодежи
✔ Публикация газет и ведение сайтов в интернете для распространения христианского вероучения

Жизнь священника не назовешь спокойной, он выполняет множество задач, свойственных другим специальностям, и рабочий график у него не нормирован . Сегодня, кроме забот о пастве, батюшки часто занимаются строительством приходского храма, церкви, ремонтом в монастыре. То есть, выполняют роль прораба. Поэтому, если у него есть своя семья (то есть, он относится к белому духовенству), то уделить ей внимание получается не всегда.

Какие качества нужны священнику?
В первую очередь для священника важна вера в Бога и желание помочь людям. И чтобы успешно служить людям и быть представителем Бога на земле, ему необходимы:
✎ Доброжелательность
✎ Терпимость
Эмоциональный интеллект
✎ Умение слушать
✎ Владение вербальной и невербальной коммуникацией (жесты, мимика)
✎ Умение выступать на публике
✎ Наставничество

Где учиться
Получить специальное образование будущий священник может в семинарии, духовной академии или университете. Обучение в этих заведениях, в отличие от светских вузов , требует полной самоотдачи, веры и желания служить Богу. Однако диплома для того, чтобы стать священником, недостаточно. Им становятся только после совершения особого обряда – таинства рукоположения в священный сан, которое осуществляет епископ.
Случаи получения сана без обучения в семинарии редки. Получить сан можно человеку, если глава его прихода произведет рукоположение.

Высшее духовное образование в Москве и Московской области можно получить в духовных вузах и богословских факультетах светских вузов:
1. Московская духовная академия (МДА)
2. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ)
3. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ)
4. Российский православный университет святого Иоанна Богослова
5. Московская духовная семинария (выпускает бакалавров)

Чтобы стать священником, необходимо выбирать специальность "Теология" . Однако православные вузы готовят самых разных специалистов : богословов, религиоведов, преподавателей , экономистов , системных администраторов и специалистов PR-служб .

Где работать
✔ В храмах
✔ В церквях
✔ В монастырях
✔ В семинариях
✔ В духовных университетах и академиях
✔ В больницах, тюрьмах, домах престарелых

Востребованность и преимущества
Профессию священника не отнесешь к востребованной. Человек, который выбирает путь служения Богу, должен быть готов к лишениям и самоограничениям. Священнику не положены отгулы, соцпакет, а по праздникам и выходным он обычно работает. Священник не принадлежит себе и не оставляет работу, уходя домой. Построение карьеры доступно только монашествующему (черному) духовенству. К тому же моральные требования к священнику со стороны паствы выше, чем к другим людям.
Чтобы выбрать этот профессиональный путь, желание стать священнослужителем должно преобладать над всеми внешними обстоятельствами. Тем не менее, если вера велика, то профессия сама выберет человека.

С Рождеством Христовым! Желаем найти свое призвание .

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции