Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Других критериев. Другие критерии качества измерения. Общий план упражнения

24.24 Кроме состоятельности и несмещенности, что еще, в общем случае, можно сказать о свойствах критериев ОП? Прежде всего, мы знаем, что МП-оценки являются функциями от достаточных статистик (см. 18.4) и, следовательно, статистика ОП (24.4) может быть переписана в виде

где минимальный достаточный вектор для когда выполняется гипотеза достаточная статистика для всех параметров, когда не выполняется. Как мы видели в 17.38, вообще говоря, неверно утверждать, что компоненты вектора включают в себя компоненты достаточная статистика для при гипотезе может уже не составлять часть достаточной системы статистик, построенной, когда не выполняется, и даже если эта статистика входит в указанную систему, то она в отдельности может не быть достаточной для будучи лишь частью вектора достаточного для Таким образом, о статистике I можно лишь сказать, что она есть некоторая функция от двух систем достаточных статистик. В общем случае нет оснований предполагать, что она будет наиболее подходящей функцией.

Легко видеть, что метод ОП не обязательно порождает РНМ критерий, когда последний существует, так как даже в случае проверки простой гипотезы против простой альтернативы он не дает

Для отыскания РНМН критерия метод ОП непосредственно непригоден, поскольку он, вообще говоря, является смещенным.

но, как мы уже видели, с помощью простой поправки эта трудность может быть преодолена. Указанная поправка выражается, в «перераспределении весов» в статистике критерия, что достигается заменой обычных МП-оценок несмещенными оценками (примеры 24.4-24.6). Иногда это эквивалентно исправлению критической области статистики, к которой приводит метод ОП (упражнение 24.14). Упражнение 24.16 показывает, что два РНМ критерия, выведенные в упражнениях 23.25, 23.26 для экспоненциального и прямоугольного распределений, получаются с помощью метода ОП, тогда как РНМН критерий для экспоненциального распределения, приведенный в упражнении 23.24, не эквивалентен критерию ОП, который является смещенным.

Вальд (1943а) доказал, что при условиях регулярности мощность критерия ОП имеет асимптотически некоторые оптимальные свойства (см., однако, 25.4 и пример 25.1). Гёфдинг (1965) получил оптимальное свойство критериев ОП для мультиномиальных распределений, когда размер при возрастании объема выборки.

Принцип ОП является интуитивно привлекательным, когда нет «оптимального» критерия. Он имеет особенную ценность при проверке линейных гипотез (их мы будем рассматривать во второй части данной главы), где в общем случае не существует РНМН критерия. Но необходимо также напомнить, что в исключительных ситуациях метод ОП подвержен ошибкам. Следующий пример, принадлежащий Стейну и приведенный Леманом (1950), служит целебным предостережением против использования этого метода без исследования его свойств в каждом конкретном случае.

Пример 24.7

Дискретная случайная величина х принимает значения 0, ±1, ±2 со следующими вероятностями при гипотезе

Параметры удовлетворяют неравенствам

где известная константа. Мы хотим на основе единственного наблюдения проверить простую гипотезу

против общей альтернативы при гипотезе вероятности имеют вид

Если , то ФП не зависит от и ее безусловный максимум достигается, когда принимает минимально возможное значение, т. е. при Следовательно, статистика ОП равна

Если или -2, то ФП достигает безусловного максимума при выборе соответственно максимально или минимально возможным, т. е. или соответственно, и при выборе максимально возможным, т.е. Максимальное значение ФП равно, следовательно, а, и статистика ОП имеет вид

Так как то из соотношений (24.82) и (24.83) следует, что критерий ОП заключается в отклонении гипотезы На, когда Из (24.81) видно, что размер данного критерия равен а. Но из (24.80) получаем, что его мощность равна в точности Таким образом, для любого значения удовлетворяющего неравенству

Наряду с тремя важнейшими критериями качества измерения в литературе называются и другие критерии. Линерт различает, например, следующие:

а) нормирование теста, позволяющее включать результаты индивидуального тестирования в систему соотносительных понятий.

б) сопоставимость теста, возможная благодаря параллельным формам или благодаря тестам с одинаковой валидностью. В таком случае тест можно сравнить с его "близнецом" или "двойняшкой". К тому же при групповых исследованиях в школьных классах параллельные формы затрудняют списывание;

в) экономичность теста, имеющая место в том случае, если, для проведения тестирования и обработки данных не требуется больших затрат времени и средств, если тест несложен и может использоваться в группах;

г) полезность теста, являющаяся максимальной, если существует большая практическая потребность в исследовании данного поведения и если для этой цели еще не разработано или разработано слишком мало методов. В педагогике в данном случае следовало бы проверить педагогическую значимость целей исследования. Чем значительнее исследуемое поведение, тем более, высокие требования следовало бы предъявлять к методу".

Кроме того, в педагогике необходимо учитывать в качестве важного дополнительного критерия качества измерения соответствие инструментария педагогическим задачам. Если мы хотим научиться понимать взаимосвязи, то мы не имеем права довольствоваться проверкой изолированных фактов. К этим соображениям относится и вопрос о том, какое воздействие на учащегося оказывают определенные формы проверки. Об этом мы знаем еще очень мало.

РЕЗЮМЕ

Важнейшими методическими критериями, необходимыми для проведения измерений в сфере общественных наук, являются объективность, надежность и валидность.

Объективность применительно к методике измерения означает устранение воздействия субъективных факторов со стороны лиц, проводящих исследование. Результаты учебного процесса должны изучаться различными исследователями, проводящими измерения в максимально унифицированных условиях (объективность проведения измерений). Разные лица, обрабатывающие полученные данные, при установленном тождестве фактического материала должны прийти к одинаковым результатам (объективность обработки данных), а интерпретация результатов должна быть свободна от посторонних субъективных воздействий (объективность интерпретации).

Метод исследования считается надежным или релиабильным в том случае, если с его помощью точно измеряется тот признак, который подлежит измерению, т. е, если повторное измерение того же самого признака дает те же результаты. Только объективные методы могут быть надежными и приводить к аналогичным результатам (при известном допуске) при повторном измерении (если удается исключить эффект тренировки).

Для практика важнейшим следствием определения надежности является возможность вычислить ошибку в измерении. Измерительная ошибка содержит информацию о том, в каких пределах с определенной вероятностью находится "истинное" значение успеваемости учащегося. Знание измерительной ошибки не позволит нам интерпретировать случайные различия между несколькими измерениями в качестве подлинных изменений в поведении и не приведет к ложным выводам.

Важнейшим методическим критерием является достоверность, или валидность, метода. Инструментарий считается валидным в том случае, если с его помощью измеряется то, что должно измеряться, а не что-то иное.

Применительно к школьным условиям особое значение приобретают валидность содержания (куррикулярная валидность), валидность соответствия и валидность прогноза, в то время как валидность конструкта важна прежде всего для психологических методов.

Ни одному методу не свойственна валидность вообще, но всегда только специфическая и эмпирически доказанная валидность.

НОРМЫ

В педагогической диагностике мы занимаемся сбором информации, которая представляется нам важной для оценки того или иного учащегося. Предположим, что собранная нами информация содержит следующие данные: количество ошибок, допущенных в диктанте, количество правильных решений из работы по математике, количество спонтанных ответов, полученных в течение трех занятии, количество верно выполненных заданий из теста, измеряющего интеллект. Эти сведения, однако, не слишком информативны. Нам не хватает соотносительных моментов, критериев, норм. Даже если нам известно, что кто-то допустил в диктанте 12 ошибок, то эта информация может интерпретироваться лишь в том случае, если мы знаем уровень сложности диктанта. Кроме того, мы должны были бы знать, как справились с диктантом другие учащиеся, находившиеся в аналогичных условиях, или какое количество ошибок считается допустимым для того, чтобы признать учебную цель достигнутой. Иными словами, требуется провести сопоставительный анализ.

Результат индивидуальной успеваемости учащегося мы можем сравнить:

С результатами других учащихся = социальная соотносительная норма

С прежними результатами того же учащегося = индивидуальная соотносительная норма

С поставленными учебными целями (критериями) = предметная соотносительная норма

Несмотря на то, что в данном случае имеется в виду не критерий, а направление, в котором проводится сопоставление, его цель, в литературе укоренилось выражение "соотносительная норма".

Ни в одном из названных случаев количество ошибок в диктанте не будет достаточным для проведения интерпретации. Даже при сопоставлении индивидуальных результатов нам не поможет знание того, что в предшествующем диктанте учащийся допустил 16 ошибок, а в последнем -- 12. До тех пор пока мы ничего не знаем о степени трудности диктанта, мы не можем сделать выводов о возможном улучшении ила ухудшении результатов. Для проведения социального и индивидуального сравнения лучшей опорой при интерпретации являются сопоставительные нормы.

Для проведения предметного сравнения желательно также с помощью сопоставления данных получить информацию о степени трудности отдельных слов и лишь затем определить минимум, необходимый для достижения учебной цели, предположим, 10 ошибок в диктанте. Обычно нормы разрабатывались для, проведения главным образом социальных и индивидуальных сравнений. Они должны выполнять следующие задачи:

1. Корректно и по возможности наглядно отмечать с помощью цифр индивидуальные результаты.

2. Обеспечить сопоставимость полученных данных с результатами других индивидуумов, если подобное сопоставление представляется необходимым и корректным.

3. Облегчить сравнение с результатами того же самого индивидуума, достигнутыми им в другое время.

Сведения о количестве ошибок, отметки на шкалах, данные о частотности того или иного показателя и пр. сами по себе не в состоянии выполнить эти задачи. Они должны быть соотнесены с другими данными. Можно нормировать классные работы, наблюдения, анкеты и т. д. В этой книге понятие нормы будет объясняться на примере норм для тестов, т. е. иллюстративный материал заимствуется из той области, где понятие нормы используется особенно часто.

Основные критерии

Этиология неизвестна

Этиология известна

Эозинофильная пневмония

Для эозинофильной пневмонии типичны эозинофильные инфильтраты в лег­ких и эозинофилия периферической крови. С тех пор как Леффлер описал пре­ходящий доброкачественный синдром, заключающийся в появлении мигрирующих инфильтратов в легких и эозинофилии периферической крови неизвестной этиоло­гии, в эту группу заболеваний вошли болезни как известной, так и неясной этиологии (табл. 203-2). Их можно рассматривать как аллергические болезни легких, но не следует путать с аллергическим альвеолитом, при котором не определяется эозинофилия.

Таблица 203-2. Эозинофильные пневмонии

Аллергический бронхолегочный аспергиллез

Лекарственные реакции

Синдром Леффлера

Хроническая эозинофильная пневмония

Аллергический гранулёматоз Черджа - Строс

Гиперэозинофильный синдром

Если эозинофильная пневмония связана с бронхиальной астмой, необходимо распознать неспецифическую (аллергическая, атоническая) астму и поставить кож­ные пробы на гиперчувствительность к грибам рода Aspergillus. При положитель­ной пробе для подтверждения аллергического бронхолегочного аспергиллеза требуется использовать другие критерии (табл. 203-3). Из грибов рода Aspergillus аллергеном чаще всего служат Aspergillus fumigatus. На рентгенограмме органов грудной клетки выявляют преходящие рецидивирующие инфильтраты или центральный бронхоэктаз. Бронхиальная астма при этом, вероятно, обусловлена IgE-медиированной гиперчувствительностью, тогда как бронхоэктазы связаны с образованием и накоплением иммунных комплексов в про­ксимальных дыхательных путях. Адекватное лечение заключается в длительном приеме кортикостероидов.

Таблица 203-3. Диагностические признаки аллергического бронхолегочного аспергиллеза

Бронхиальная астма

Легочные инфильтраты

Периферическая эозинофилия (более 10 10 9 /л)

Аллергическая кожная реакция немедленного типа на Aspergillus fumigatus

Сывороточные преципитины к A. fumigatus

Повышение в сыворотке уровня IgE

Центральный бронхоэктаз

Бляшки коричневого цвета в мокроте

Рост культуры A. fumigatus при посеве мокроты

Повышение уровня IgE (и IgG)-антител, специфичных для A. fumigatus

Тропическая эозинофилия бывает обусловлена, как правило, филяриями, однако эозинофильная пневмония может быть вызвана и другими парази­тами, например аскаридами, анкилостомами, токсокарами и кишечными нематодами. Тропическая эозинофилия, вызванная Wuchereria bancrofti или W. malay, чаще выявляется у лиц, проживающих в Южной Азии, Африке и Южной Америке, и поддается лечению диэтилкарбамазином.



Лекарственная эозинофильная пневмония проявляется острой реакцией на нитрофурантоин через 2 ч и более (до 10 дней) после начала лечения им и сопровождается сухим кашлем, ознобом, лихорадкой и одышкой; может появиться эозинофильный плевральный выпот с пятнистыми или диффуз­ными инфильтратами. К другим препаратам, вызывающим эозинофильную пнев­монию, относятся сульфаниламиды, пенициллин, хлорпропамид, тиазиды, трициклические антидепрессанты, гидралазин, мефенезин, мекамиламин, пары углероди­стого никеля, соли золота, изониазид, парааминосалициловая кислота и др. Ле­чение заключается в отмене препарата и при необходимости назначении кортико­стероидов.

К идиопатической эозинофильной пневмонии относят заболевания разной тя­жести. Синдром Леффлера представляет собой доброкачественную форму острой эозинофильной пневмонии с типичными мигрирующими легочными ин­фильтратами и минимальными клиническими проявлениями. Хроническая эозинофильная пневмония представлена выраженной системной симп­томатикой (тремор, озноб, потливость по ночам, кашель, отсутствие аппетита и уменьшение массы тела в течение нескольких недель или месяцев). На рентгено­грамме грудной клетки часто обнаруживают периферические инфильтраты, кото­рые описывают как очаги затемнения, как при отеке легких. Некоторые больные страдают бронхиальной астмой неаллергического типа. Резкое купирование симп­томатики и исчезновение изменений на рентгенограмме часто происходят через 48 ч после начала лечения кортикостероидами.

Аллергический васкулит и гранулёматоз Черджа-Строс представляет собой системное сосудистое заболевание, когда в про­цесс вовлекаются легкие, кожа, почки и нервная система (см. гл. 269). Заболева­ют лица любого возраста, особенно если в анамнезе была бронхиальная астма. Астма часто прогрессирует до появления лихорадки и выраженной эозинофилии, а затем ее симптомы ослабевают. Болезнь обостряется и прогноз усугубляется, если не проводится лечение кортикостероидами и иммунодепрессантами.

ГЛАВА 204. БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ФАКТОРАМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Франк И. Спайзер (Frank E. Speizer)

Данная глава посвящена перспективам подходов к оценке легочных бо­лезней, вызываемых факторами окружающей среды. Эта оценка очень важна, поскольку устранение вредных факторов из окружающей среды часто может стать единственным средством предупреждения дальнейшего ухудшения состо­яния больного. Кроме того, идентификация этих болезней у одного больного может обусловить первичную профилактику заболевания у других, которые еще не заболели. Если врач не принимает во внимание специфическое воздей­ствие факторов окружающей среды, эти болезни и их причины могут остаться незамеченными.

Точное значение проблемы неизвестно, но несомненно, что большое число лиц относятся к группе риска развития серьезных легочных болезней, обуслов­ленных воздействием окружающей среды. Например, даже если, согласно скромным подсчетам, только 5% рабочих, контактирующих на производстве в США с асбестом, хлопковой пылью, кремнием, заболеют, это составит при­мерно 100000 человек. Несмотря на требования властей к промышленным пред­приятиям значительную часть капиталовложений тратить на профилактику заболеваний рабочих, профессиональные болезни продолжают встречаться. Их причину часто видят в далеком прошлом, когда не придавали значения защите рабочего в той степени, как это происходит в настоящее время. Общество должно платить компенсацию заболевшему его члену, а врач должен обращать внимание не только на физическое состояние больного, но и на степень, в которой болезнь обусловлена определенными профессиональными факторами или усугуб­ляется под их влиянием.

Анамнез и физикальное обследование больного. Данные анамнеза имеют очень большое значение для оценки воздействия любого профессионального или фактора окружающей среды. Нередко человек подвергается сильному воздей­ствию комплекса промышленных или факторов окружающей среды, с которыми врач ранее почти не сталкивался. В связи с этим он должен попросить больного детально рассказать об условиях его работы и жизни. При выяснении специ­фики труда следует расспросить больного о загрязнителях, с которыми ему приходится иметь дело, о доступности и использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания, размере и вентиляции рабочего помещения, числе других рабочих, подвергающихся воздействию вредных факторов, и не страдают ли другие сотрудники теми же симптомами. Кроме того, больного следует рас­спросить об альтернативных источниках сильного токсического воздействия, в том числе о его увлечениях (хобби) и других факторах, связанных с воздей­ствием окружающей среды в быту. Следует учитывать и кратковременное пре­бывание под воздействием токсических веществ в отдаленном прошлом. Эту информацию легче всего получить при детальном анализе производственного анамнеза (начиная с непостоянной работы во время учебы в школе), существа производственной деятельности, материалов, с которыми имеет дело рабочий, хронологии производственной работы.

Многих беспокоят потенциальные вредности своих рабочих мест, поэтому недавнее законодательство многих штатов предусматривает обязательную инфор мацию о них принимаемых на работу. Рабочего требуется обеспечить специаль­ным материалом для обучения, персональными защитными приспособлениями, научить правилам контроля за окружающей средой. При появлении опасности остающийся на своем рабочем месте может предупредить о ней других сотруд­ников. Защитная одежда, запирающиеся шкафчики и душевые должны быть составной частью оборудования рабочего места. Однако даже в этих идеальных условиях введение новых процессов, особенно если они связаны с использова­нием новых химических соединений, может значительно изменить ситуацию, о чем нередко знает только рабочий конвейера или участка выработки продукции. Для врача, регулярно наблюдающего больных на конкретном предприятии, очень важно непосредственное посещение и изучение рабочего места.

Физикальное обследование больного с легочным заболеванием, обусловлен­ным воздействием факторов окружающей среды, помогает определить природу и выраженность изменений в легких. К сожалению, легочная реакция на боль­шинство повреждающих веществ заключается в развитии ограниченного числа неспецифических физикальных признаков. Они не указывают на специфический повреждающий агент, поэтому для того, чтобы установить этиологический диагноз, следует использовать другие виды информации.

Легочные функциональные пробы и рентгенография грудной клетки. Легочные функциональные пробы и рентгенографическое исследование органов грудной клетки помогают определить причинный фактор болезни и выраженность изменений. Многие виды минеральной пыли вызывают типичные изменения механики дыхания и легочных объемов, которые четко указывают на рестриктивный процесс (см. гл. 200 и 209). С другой стороны, воздействие большого числа видов органической пыли или химических веществ, обусловливающих бронхиаль­ную астму как профессиональное заболевание, приводит к ярко выраженной картине обструктивного процесса в легких, который можно купировать. Стан­дартные подходы к измерению механики дыхания и диффузии газов через аль­веолярные мембраны (см. гл. 200) были предложены для скрининга при обсле­довании больших групп рабочих. Определение изменений объема форсированно­го выдоха (ОФВ) до нагрузки и после нее помогает определить острую бронхосуживающую реакцию.

В течение многих лет рентгенография грудной клетки служила методом определения легочной реакции на минеральные пыли и наблюдения за динами­кой изменений. Для обеспечения стандартного пути записи данных о виде и выраженности аномалий Международная организация труда (МОТ) разработала Международную классификацию рентгенографии при пневмокониозе. Схема, рекомендованная МОТ, включает в себя классификацию рентгенограмм грудной клетки в соответствии с природой болезни, размером затемнений легочных полей и степенью вовлечения в процесс паренхимы легкого. Подробное описание системы МОТ не входит в задачи настоящей главы, однако некоторые суждения, основанные только на данных рентгенографии грудной клетки, могут привести либо к недооценке, либо к переоценке функциональных аномалий при пневмо­кониозе. Если пыль обусловливает появление в легких таких же округлых пра­вильных очагов затемнения, как, например, при пневмокониозе у шахтеров, изменения на рентгенограмме представляются довольно обширными, в то время как легочная функция снижена незначительно. В противоположность этому, при пневмокониозе с линейными, неправильной формы очагами затемнения, например при асбестозе, на основании данных рентгенографии можно недооценить со­стояние больного. При асбестозе можно получить данные о воздействии по­вреждающего фактора, об умеренно сниженной функциональной емкости лег­ких (ФЕЛ), сниженной диффузии газов на фоне относительно благополучных данных рентгенографии. Неправильной формы или линейные очаги затемнения труднее отличить от обычных изменений до тех пор, пока заболевание не вступит в относительно позднюю стадию. Когда очаги затемнения становятся большими (более 1 см в диаметре), состояние называют осложненным пневмокониозом, или прогрессирующим обширным фиброзом.

К другим диагностическим методам относятся оценка действия тяжелых металлов (мышьяк, кадмий у рабочих, занятых в производстве аккумуляторных батарей), бактериологические методы исследования (на туберкулез у медицин­ского персонала, сибирскую язву у сортировщиков шерсти), выявление грибковых инвазий (кокцидиоидомикоз у рабочих-фермеров юго-западных регионов США, гистоплазмоз у лиц, занятых разведением голубей и других птиц) или серологические методы (пситтакоз у рабочих зоологических магазинов или влaдельцев больных птиц, лихорадка Ку у дубильщиков кож или рабочих боен). И, наконец, может потребоваться биопсия ткани легких для того, чтобы поста­вить морфологический диагноз и идентифицировать специфический этиологиче­ский агент.

Измерение воздействующего агента. Если возможно получить данные анали­за проб окружающей среды, эти источники информации должны использоваться, чтобы оценить ее воздействие на больного. Поскольку многие хронические болезни обусловлены ее влиянием в течение нескольких лет, то производимые в текущий момент измерения должны сочетаться с анализом данных анамнеза, чтобы оце­нить прошлые воздействия. Однако количество любого вещества, присутству­ющего в окружающей среде, зависит от комплекса взаимодействий химических реакций как в источнике эмиссии, так и в окружающей атмосфере и от физиоло­гических критериев, в том числе от скорости и глубины легочной вентиляции, влияющих на транспорт и скопление аэрозолей и газов в легком. Даже при острых состояниях, когда возможно наблюдение за больным, очень мало известно о количестве повреждающего вещества, попадающего в легкие. Большинство исследователей воздействия частиц, находящихся в воздушной среде, на здо­ровье (см. далее) полагаются на результаты анализа воздуха вне предприятий, со стационарных установок, часто в областях, удаленных от мест проживания обследуемых. Кроме того, многие лица проводят на открытом воздухе менее 20% свободного времени. Попытки определить скорость проникновения загряз­ненного окружающего воздуха в домашнюю среду позволили предположить, что она высокоспецифична. В связи с этим результаты измерения повреж­дающего агента во внешнем воздухе могут учитываться с ограничениями, на них нельзя полагаться в оценке реального количества загрязнителя.

В случаях, когда определено воздействие на человека специфических аген­тов или известны загрязнители рабочих мест или окружающего воздуха, по­ражающая доза зависит от транспорта этих агентов по дыхательных путям. Верхние дыхательные пути служат эффективным фильтром для частиц и газов. Например, около 100% двуокиси серы (высокорастворимый газ) поглощается в верхних дыхательных путях в концентрациях до 35% на 1 млн (ррm) при спокойном дыхании, и даже при физической нагрузке она вряд ли проникнет за пределы крупных бронхов. С другой стороны, двуокись азота (менее раство­римый газ) может достигать бронхиол и альвеол в количествах, достаточных, чтобы вызывать острое, угрожающее жизни заболевание у фермеров, которые подвергаются воздействию этого газа (силосная болезнь).

Размер частиц и химический состав загрязнителей воздуха также следует учитывать. Частицы размером более 10-15 мкм вследствие скорости их дви­жения в воздухе не попадают далее верхних дыхательных путей. Их часто называют «фугитивной (непрочная, нестойкая) пылью», к ним относятся цветоч­ная пыльца, другая пыль, разносимая ветром, а также образующаяся в про­цессе промышленного производства. Все эти виды пыли играют незначительную роль (или не играют ее) в хронических болезнях дыхательных путей, кроме тех, которые, возможно, связаны с новообразованиями (см. далее).

Частицы размером менее 10 мкм образуются при горении твердого топлива или на производстве с высокотемпературным режимом и образованием продук­тов конденсации газов, дымов, паров. На основании химических характеристик различают две фракции этих частиц. Частицы размером примерно 2,5- 10 мкм (грубая фракция) содержат такие элементы, как кварц, алюминий и железо. Они оседают в основном высоко в трахеобронхиальных путях. Частицы разме­ром менее 2,5 мкм (тонкая, или накопительная, фракция) содержат сульфаты, нитраты и органические соединения. Эти частицы чаще оседают в терминальных бронхиолах и альвеолах. Самые мелкие частицы (менее 0,1 мкм) .остаются в воздушном потоке и оседают в легком только на свободной основе, когда они контактируют с альвеолярными стенками за счет терминальных сил и/или броуновского движения.

Кроме размера частиц и растворимости газов, истинный химический состав, механические свойства и иммуногенность ингалируемых веществ определяют при­роду заболевания.

Другие критерии

Существуют еще несколько критериев каноничности книги, играющие большую роль в том случае, если пророческий характер и/или божественный авторитет книги трудно поддается выявлению, как это было с книгой Есфирь. Третий критерий - это духовная сила книги. «Слово Божие живо и действенно» (Евр. 4,12), поэтому чтение богодухновенных книг может привести человека к вере в Иисуса Христа, так как «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 13,16). Петр говорит о «слове Божием, живом и пребывающем вовек», и сравнивает его с «чистым словесным молоком» (1 Пет. 1,23; 2,2). Таким образом, истинно канонические книги отличаются тем, что они изменяют, воспитывают людей, обновляя их жизнь. Этот признак не всегда лежит на поверхности: лишь после того, как было установлено, что книга Песни Песней не созерцательна, но, напротив, возвышенна и глубоко духовна, она смогла занять свое место в каноне.

Четвертым критерием каноничности священной книги является историческая и догматическая достоверность ее содержания. Этот критерий использовался в основном в негативном смысле: каждая книга, содержание которой очевидно не согласовывалось с более ранними Божьими откровениями, объявлялась неканонической на основе простого рассуждения, что Слово Божье должно быть истинным и последовательным. Книга Иудифь, например, содержит много исторических неточностей, в то время как некоторые другие книги содержат совершенно небиблейское повеление молиться умершим. Если книга не содержала исторических искажений, то из этого вовсе еще не следовало, что она является канонической, но если такие искажения исторической действительности обнаруживались, она тотчас отвергалась. Поэтому учение апостола Павла прошло все мыслимые виды испытаний - на основе рукописей иудеи пытались выяснить, соответствует ли его новое учение древним откровениям (Деян. 11,17), чтобы принять «слышанное слово Божие» не как «слово человеческое, но как слово Божие» (1 Фес. 2,13). Многие апокрифические книги были отвергнуты из-за их лжехристианской догматики и исторических ошибок - несмотря на то, что зачастую они говорили очень авторитетно. Наконец, существует еще критерий первоначального принятия книги. Как была воспринята книга людьми, к которым она в первую очередь обращалась? Ведь именно они лучше всех могли определить, является ли она Словом Божьим или нет. Поэтому поздние поколения попытались выяснить, как каждая книга была воспринята своими первыми читателями. Так как средства сообщения и связи в те времена были развиты очень слабо, добыть информацию на эту тему было очень сложно. Это было одной из важных причин тому, что некоторые новозаветные книги были признаны каноническими лишь по истечении довольно большого срока. Кроме того, этот критерий использовался преимущественно в негативном смысле: если какая-либо книга не принималась первыми верующими без проволочек и во всех церквях, ее тотчас объявляли неканонической.

Но, с другой стороны, безоговорочное принятие книги верующими какой-либо из первых поместных церквей еще не являлось гарантией тому, что книга могла быть признана богодухновенной. В последующих поколениях некоторые христиане признавали авторитет книг, вопрос о принятии или отвержении которых апостольской церковью оставался открытым; со временем, однако, выяснилось, что некоторые из них были неканоническими.

Из книги Как возникла Библия [с иллюстрациями] автора Автор неизвестен

Другие критерии Существуют еще несколько критериев каноничности книги, играющие большую роль в том случае, если пророческий характер и/или божественный авторитет книги трудно поддается выявлению, как это было с книгой Есфирь. Третий критерий - это духовная сила книги.

Из книги Сотворение мира: научный подход автора Моррис Генри

Из книги Билейские основы современной науки автора Моррис Генри

Критерии предполагаемых чудес Основным признаком отличия божественных чудес от демонических всегда оставалась верность взглядов сотворившего чудо Слову Бога. Во времена исхода, когда израильтяне столкнулись с демоническим идолопоклонством хананеев, Моисей дал им

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

3. Критерии принадлежности к традиционному индуизму Что же связывает воедино индуистов разных течений, что делает их собственно индуистами? Во-первых, все они родились индуистами в своих кастах, все признают необходимость исполнения кастовой дхармы для мирян и не

Из книги Христианская традиция: История развития вероучения. Том 1 автора Пеликан Ярослав

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

3. Писание, Экзегеза, Критерии Христианскому Востоку понадобилось больше времени, чем Западу, чтобы разработать согласованный канон Писания. В основном сомнения вызывали книги Ветхого Завета, не вошедшие в еврейский («краткий») канон, а также книга Откровения Нового

Из книги Избранное: Теология культуры автора Тиллих Пауль

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

Критерии выделения живых метафор Как правило, носитель современного языка может различить, где живые, а где застывшие метафоры. Однако, когда аналогичные решения необходимо принять в отношении разнообразных метафор и сравнений, встречающихся в документе почти

Из книги Иисус. Человек, ставший богом автора Пагола Хосе Антонио

2. Основные критерии интерпретации У католической экзегезы нет собственного и эксклюзивного метода интерпретации, но она, исходя из историко-критической базы источников, использует все современные методы. Основные критерии интерпретации были представлены Папской

Из книги Исламское мировоззрение автора Мутаххари Муртаза

4. Критерии историчности Я коротко обозначу основные критерии, которые учитываются в современных исследованиях для оценки степени историчности содержания литературных источников.Критерий сложностиВысокая степень достоверности присуща действиям, поступкам и

Из книги Сфабрикованный Иисус автора Эванс Крейг

Критерии хорошего мировоззрения Хорошим можно считать такое мировоззрение, которое: 1) может быть доказано и аргументировано, то есть имеет поддержку со стороны разума и логики;2) дает смысл жизни, то есть устраняет из человеческого сознания мысль о бесцельности

Из книги Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала автора Эрман Барт Д.

Критерии подлинности Некоторые ученые не только отталкиваются от неверных аксиом, но и пользуются чрезмерно жесткими методами. Иные из них, кажется, полагают, что, чем больше скепсиса в их позиции, тем она критичнее. Однако занимать чрезмерно и необоснованно скептическую

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

I. Основные критерии в оценке разночтений Вероятно, наиболее простым критерием в оценке вариантных чтений, является правило «выбирай то чтение, которое лучше всего объясняет происхождение других». Мы следуем этому очевидному критерию, когда встречаемся с ошибками или

Из книги Православие и ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

Из книги автора

Критерии Корана Для начала проанализируем критерии Корана. Первый из них - непротиворечивость.В Коране сказано: “Разве же они не размыслят о Коране? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий” (4.82).Эту цитату нередко случается слышать от

Из книги автора

Критерии Библии Но кто-нибудь из читателей может заметить: вот, вы нападаете на Коран, а что можете сказать о Библии? Вы доказали несостоятельность мусульманского критерия божественного происхождения Корана, а есть ли у вас самих критерии понадёжнее для Библии?Конечно

Для некоторых людей личные удовольствия или развлечения важны настолько, что им так никогда и не удается многого достичь. Для других настолько важен успех, что они никогда не находят времени расслабиться и получить удовольствие от жизни. Слова типа «удовольствие» и «успех» указывают на критерии - стандарты для оценки, которые могут быть применены в самых разных ситуациях. Многие различные занятия могут доставить «удовольствие», и ещё многие могут принести вам «успех». Некоторые занятия даже могут дать вам и то и другое. Критерии - это то, для чего вы что-то делаете. Это номинализации - такие, как «учёба», «полезность», «красота» и т. п. - которые могут быть использованы для оценки результатов в самых разных контекстах. Критерии дают нам полезный способ организовывать нашу жизнь с помощью генерализаций.

Бывает так, что критерий чересчур или недостаточно важен. Часто критерии вроде «быть правым», «нравиться другим» или «власть» приобретают в жизни человека такую значимость, что он становится неуравновешенным и испытывает личные затруднения или постоянное недовольстве окружающих.

Сдвиг Критериев является мощной техникой, позволяющей изменить значимость критерия. Когда вы работаете с верованиями, весьма часто вы изменяете ограничивающее верование на его противоположность. Человек говорит: «Я полагаю, что не смогу научиться», а вы переключаете это на «я полагаю, что смогу научиться» - дискретный сдвиг. Однако, имея дело с критериями человека, вы очень редко захотите полностью изменить их на противоположные. Полная противоположность обычно не нужна и не желательна. Вместо этого вы регулируете относительную важность критериев, делая их более или менее важными. Вы делаете «быть правым» менее важным критерием или «получать удовольствие» более важным - аналоговый сдвиг. Это позволяет вам тонко настроить основу поведения, поскольку все мы ведем себя так, чтобы реализовать критерии, которые считаем важными.

Вчера кто-то сказал, что люди работают либо для того, чтобы соответствовать своим критериям, либо не работают вовсе. Это сильное утверждение, но оно верно. Если какая-либо деятельность не удовлетворяет ни одному из ваших критериев, она не будет для вас интересной. Подумайте обо всём том, что другие делают охотно, а вы находите тривиальным или неясным. Должно быть, эти занятия каким-то образом удовлетворяют некоторым их критериям, но не удовлетворяют вашим.

Часто проблемы возникают в ситуациях, где два критерия вступают в конфликт. Например, вы оказываетесь перед выбором - угодить окружающим или сделать то, что кажется наилучшим вам. Именно в таких случаях способность уточнять критерии может оказаться очень важной.

Прежде чем вы сможете регулировать критерии, вам надо получить представление о том, как человеческий мозг знает, что является важным. Как мозг человека кодирует критерии, так что когда человек думает об «учебе» или «развлечении», он автоматически знает, насколько это важно, и его поведение выстраивается в последовательность без осознанных размышлений об этом? Чтобы выяснить это, в качестве первого шага надо выявить иерархию критериев: несколько критериев, перечисленных в порядке значимости. Вторым шагом будет изучение субмодальных различий между этими критериями, а третьим - использование этих кодировок для регулирования проблемного критерия. Поскольку выявление критериев может быть для кого-то из вас в новинку, мы это продемонстрируем. Даже если вы уже делали это раньше, я предлагаю вам уделить этому пристальное внимание; некоторые люди делают это иначе, не тем способом, который мы предлагаем вам усвоить.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции