Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Способы улучшения окружающей среды. Улучшение экологической обстановки окружающей среды

Ситуационный анализ

Важнейшим критерием конкурентоспособности города является чистота воды, воздуха и почвы, эффективное управление отходами, снижение уровня шума, наличие достаточных озелененных пространств, эстетические качества городского ландшафта.

Ежегодно в Управлении Росприроднадзора по Вологодской области по городу Череповцу в качестве объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду регистрируется до 140 природопользователей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории города.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленные производства, энергетические установки и транспорт. Состояние воздушного бассейна города также зависит от климатических условий, определяющих перенос, рассеивание и превращение выбрасываемых веществ. На качество атмосферного воздуха оказывают влияние применение современных технологий в промышленности, состояние и эффективность использования природоохранного оборудования, а также выполнение мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на атмосферный воздух.

Объем валовых выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, за пятилетний период снизился на 20,7 тыс. тонн (6%). В общей массе выбросов по Вологодской области за пятилетний период объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов Череповца снизились с 75,3% до 69,8 %.

Объем выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта за пятилетний период увеличился на 2,82 тыс. тонн (7,5%) в связи с ежегодным ростом автомобильного транспорта в городе.

Анализ качества атмосферного воздуха в селитебной части города показал, что с 2005 года среднегодовые концентрации сероуглерода (за исключением 2009 года), диоксида азота, оксида азота, аммиака, оксида углерода, сероводорода, фенола и диоксида серы не превышали значений установленных гигиенических нормативов. Среднегодовые концентрации бенз(а)пирена и формальдегида остаются выше установленных гигиенических нормативов.



Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) с 2009 года характеризует уровень загрязнения атмосферного воздуха как «высокий».

С 2007 года отмечается ежегодное уменьшение объемов водопотребления, водоотведения и массы загрязняющих веществ, поступающих в водоемы со сточными водами. За пятилетний период объемы водопотребления, водоотведения и массы загрязняющих веществ уменьшились соответственно на 22%, 24% и 19,5%.

Очистка хозяйственно – бытовых сточных вод осуществляется на комплексе очистных сооружений канализации города, на которых все сточные воды проходят полную механическую, биологическую очистки и обеззараживаются ультрафиолетом. В городе выполнены работы по переключению в сети хозяйственно – бытовой канализации 18 ливневых выпусков из 35 существующих. Ливневые воды проходят полную биологическую очистку и обеззараживание на очистных сооружениях канализации. Планируется дальнейшее переключение ливневых выпусков для последующей очистки ливневых вод, поступающих с территории города.

На промышленных предприятиях города для обеспечения очистки промышленных и ливневых сточных вод действуют соответствующие очистные сооружения сточных вод, для снижения объемов водопотребления и водоотведения организованы водооборотные циклы.

Качество поверхностных вод природных водных объектов - рек Шексна, Кошта и Ягорба – на границах города Череповца по большинству показателей в последние годы существенно не изменялось. Оценка их качества входит в диапазон от 3 класса разряда «Б» до 4 класса разряда «Б».

За последние годы отмечается стабильность состава водопроводной воды по бактериологическим и санитарно-химическим показателям. С 2008 года в водопроводной питьевой воде отсутствуют антигены ротавирусов.

На территории города ежегодно образуется около 8,5 млн. тонн отходов производства и потребления, что составляет 53,4% от объемов отходов производства и потребления, образующихся на территории Вологодской области. Отмечается постепенное снижение объемов образования и размещения отходов в природной среде вследствие увеличения количества используемых и обезвреженных отходов ОАО «Северсталь», группой предприятий ОАО «ФосАгро-Череповец», МУП «Водоканал».

На территории города образуется ежегодно в среднем до 190 тыс. тонн твердых бытовых отходов (ТБО). На территории Вологодской области только в Череповце с 1999 года осуществлялась утилизация твердых бытовых отходов методом термической переработки. С сентября 2011 года эксплуатация мусоросжигательных установок была прекращена и практически весь объем ТБО размещается на городском полигоне. В последние годы отмечается незначительное уменьшение отходов, размещаемых на полигоне ТБО. Этому способствовала продолжающаяся активная работа предприятий среднего и малого бизнеса по сбору отходов (вторсырья) с последующей передачей их для переработки.

Вместе с тем проектные мощности городского полигона ТБО в ближайшие сроки будут исчерпаны.

Целью экологического образования является становление экологической культуры общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его проживание и развитие. Воспитание экологической культуры является актуальной задачей экологического образования детей и подростков. Общее количество организованных и проведенных мероприятий по экологическому образованию и воспитанию населения в среднем составляет 1880 в год с охватом до 90 тыс. человек, в том числе активных участников – 24 тыс. человек. Мониторинг уровня экологической культуры детей и подростков, проведенный в 2011-2012 учебном году, показывает, что высокий уровень составляет 32% - активно восстановительный (в 2004 году - 24%), средний уровень составляет 54% - активно сберегающий (в 2004 году - 53%), низкий уровень составляет 14% - пассивно потребительский (в 2004 году – 23%).

Приоритетные задачи:

1. Снижение загрязнения атмосферного воздуха

2. Снижение загрязнения территории города промышленными и бытовыми отходами.

3. Предотвращение возможного негативного ущерба природным водным объектам

4. Повышение уровня экологической образованности населения, формирование основ экологической культуры населения.

Для реализации приоритетного направления планируются следующие мероприятия:

1. Благоустройство и озеленение городской территории, в том числе территорий санитарно-защитных зон предприятий.

2. Развитие атмосферного мониторинга на территории города с учетом возрастающего влияния автотранспорта на среду обитания.

3. Реализация мероприятий по снижению негативного воздействия автотранспорта на качество воздуха в селитебной части города за счет комплексного строительства улиц и дорог, автомобильных развязок, реконструкции и строительства мостовых переходов, установки современных светофорных объектов, создание условий для увеличения доли экологически безопасного транспорта в структуре городского автотранспорта.

4. Выполнение муниципальными и промышленными предприятиями воздухоохранных мероприятий, в том числе по достижению нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) в соответствии с утвержденными проектами.

5. Строительство мусоросортировочного комплекса и нового полигона твердых бытовых отходов, отвечающих современным требованиям объектов размещения отходов, увеличение объемов переработки вторичного сырья.

6. Выполнение муниципальными и промышленными предприятиями мероприятий по соблюдению нормативов размещения отходов в окружающей среде в соответствии с утвержденными проектами.

7. Реализация комплекса мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве по снижению загрязнения природных водных объектов, в том числе за счет применения современных технологий очистки сточных вод, уменьшению сброса неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, включая ливневые воды, мероприятий по обустройству водоохранных зон и прибрежных полос рек в городской черте.

8. Выполнение муниципальными и промышленными предприятиями водоохранных мероприятий, в том числе по достижению нормативов предельно-допустимых сбросов в соответствии с утвержденными проектами.

9. Реализация комплекса мероприятий по 6 приоритетным направлениям экологического воспитания:

Развитие секции «Экология и биология» городского научного общества учащихся;

Создание эколого-краеведческой карты города Череповца и его окрестностей;

Формирование банка данных деятельности городских образовательных учреждений в области экологического воспитания, обобщение и распространение опыта работы;

Повышение уровня экологического просвещения детей и школьников за счет внедрения новых технологий познания окружающего мира;

Проведение организационно-массовых образовательных мероприятий, акций, конференций, развитие сети детских экологических театров;

Реализация экологически значимых проектов «Наш общий дом», «Школа – центр воспитания экологической культуры», «Школьные экоотряды – городу».

Финансирование указанных мероприятий планируется осуществить за счет бюджетных средств (городской, областной и федеральный бюджет), а также собственных средств предприятий и на принципах государственно-частного партнёрства.

Реализация указанных мероприятий позволит:

Уменьшить объемы валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

Улучшить качество атмосферного воздуха в селитебной части города;

Уменьшить объемы водопотребления, водоотведения и массы загрязняющих веществ, поступающей в природные водоемы со сточными водами;

Улучшить качество поверхностных вод городских рек;

Создать условия для формирования будущего поколения с высоким уровнем экологической культуры, ориентированного на здоровый образ жизни;

Увеличить количество объектов и площадок, использующих экологическую модель познания окружающего мира, обеспечить развитие научно-практической деятельности учащихся;

Обеспечить развитие организационно-массовой деятельности детей и их родителей в реализации экологически значимых проектов;

Обеспечить распространение информации о практике внедрения и результатах экологического образования и воспитания населения.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России»

«Всегда существует противоречие

Между развитием и сохранением природы.

Оно всегда было, есть и будет, но нам нужно найти этот баланс».

В.В.Путин

На совещании «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России»

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы с вами собрались сегодня для того, чтобы поговорить по проблемам экологического характера, по проблемам охраны окружающей среды, по таким вопросам, которые волнуют практически каждого, но точно совершенно каждого касаются. Предлагаю сосредоточиться сегодня на конкретных, практических мерах, реализация которых позволит улучшить экологическую обстановку и, конечно, обозначить ключевые акценты дальнейшей работы. Это особенно важно, учитывая, что сейчас идёт подготовка базового документа, который называется «Основы экологической политики России на период до 2030 года».

Интенсивное развитие хозяйственной деятельности, транспортной, промышленной инфраструктуры неизбежно оказывает воздействие на окружающую среду. Своё негативное влияние вносят и архаичные производства, которые не отвечают современным экологическим требованиям, загрязняют природу. Данные ежегодных государственных докладов показывают, что антропогенное воздействие на естественные экосистемы не снижается, а только увеличивается. Практически во всех регионах страны загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов сохраняется на высоком уровне.

Серьёзной проблемой является и так называемое захламление почв. Речь идёт не только об экологическом ущербе, связанном с прошлой хозяйственной деятельностью, но и о неуклонном увеличении количества отходов, которые идут не на вторичный хозяйственный оборот, а на полигоны, а проще сказать - на свалки, которые, к сожалению, очень часто находятся в ненадлежащем состоянии и наносят вред природе и людям.

В целом, согласно оценкам экспертов, около 15% территории Российской Федерации по экологическим показателям находится в критическом состоянии. И бездействие может привести к необратимым последствиям для окружающей среды. Главными причинами таких проблем называют несовершенство системы природоохранного регулирования, неэффективность управленческих и контрольных функций государства, слабые стимулы для использования современных чистых и так называемых зелёных технологий.

Для изменения ситуации предлагается внести в законодательство ряд изменений. Прежде всего они касаются нормирования воздействия на окружающую среду за счёт внедрения так называемых наилучших существующих технологий, то есть технологий, основанных на последних достижениях науки и техники, которые направлены на снижение негативного воздействия на природу.

Важное условие, разумеется, что такие технологии должны быть финансово доступными для предприятий и экономически эффективными. Кстати, в странах Евросоюза, у наших соседей, уже начиная с 1996 года внедрение подобных технологий является обязательным требованием. Проблема обсуждается, и, собственно говоря, её внедрение на экспертном уровне началось ещё в 1984-1988 годах, когда эти идеи были разработаны и предлагались.

Ещё одной мерой, направленной на уменьшение антропогенной нагрузки, могут стать экономические стимулы. Так, если предприятие активно вкладывает инвестиции в модернизацию, в энергосбережение, экологически чистые технологии, то оно вправе рассчитывать на преференции. Например, затраты на проведение природоохранных мероприятий могут учитываться при определении размера платы за воздействие на окружающую среду.

Одновременно с этим предлагается ввести увеличение штрафов для предприятий, не соблюдающих законодательство и нарушающих установленные правила. Подчеркну, что все предлагаемые новации полностью соответствуют международной практике в этой сфере и в целом направлены на обеспечение экологической безопасности страны, повышение качества жизни людей, укрепление здоровья нации. И конечно, они дают дополнительный импульс процессам технологического развития нашей промышленности и экономики.

В этой связи хотел бы особо отметить следующее. Безусловно, нужно избавляться от грязных производств, обеспечивать высокие экологические стандарты, предъявлять жёсткие требования к нарушителям. Мы такую работу должны вести последовательно, но при этом нельзя создавать новые административные барьеры в экономике. Нам нужен реальный, позитивный результат, эффективно работающая система, не создающая дополнительные проблемы для бизнеса, но при этом эффективно обеспечивающая экологическое благополучие.

Всегда существует противоречие между развитием и сохранением природы. Оно всегда было, есть и будет, но нам нужно найти этот баланс. Я прекрасно понимаю озабоченность тех специалистов, которые думают о необходимости повышения производительности труда, состоянии нашей конкурентоспособности. Но все мы понимаем, что если стимулов нет, то тогда это консервирует старые производства и старые технологии и ведёт к экстенсивному пути развития, которое всегда будет опаздывать за передовыми технологиями, за нашими конкурентами не угонится никогда, - мы будем всегда плестись в хвосте. И не только в хвосте решения проблем, связанных с сохранением природы, но и в хвосте экономического развития. Будем всегда догонять, а это ошибочный путь. Это путь, который не приведёт нас к лидерству ни в деле защиты природы, ни с точки зрения экономического развития, а значит, и решения социальных проблем.

Давайте начнём работать. Юрий Петрович - вам слово.

Ю.П.Трутнев: Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Прежде всего несколько слов - о сегодняшней экологической ситуации в России. Как видно из представленных графиков, ситуация по выбросам в воздух, сбросам в водные источники практически стабильна, а по отходам идёт некоторое превышение уровня. В то же самое время мы не можем назвать эту стабильность благоприятной. Сегодня около 10 млн граждан Российской Федерации проживает на территориях с высоким уровнем загрязнения окружающей среды. Здесь показаны эти зоны и горячие экологические точки, накопленные по результатам прошлой экономической деятельности.

Основным инструментом воздействия на ситуацию является государственное регулирование. Необходимо сказать, что система нормирования, система государственного регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации разрабатывалась в 1980-х годах на основе эколого-экономических моделей того времени. Она очевидно устарела.

Какие накопились проблемы? Прежде всего система нормирования негативного воздействия субъективно позволяет предприятиям восстанавливать любой уровень воздействия на окружающую среду. Плата за негативное воздействие минимальна и не индексировалась с 1991 года. Отсутствует экономический стимул для перехода предприятий на наилучшие, доступные технологии. Отсутствует механизм ликвидации накопленного экологического ущерба. Не обеспечены условия для создания бизнес-среды в сфере переработки и утилизации отходов. Практически ликвидирован институт государственной экологической экспертизы.

Владимир Владимирович, Вы говорили о балансе. Необходимо сказать, что при отсутствии эффективной системы государственного регулирования экологии экономический рост приводит к ухудшению состояния жизни людей, состояния среды.

В целях реформирования законодательства Министерством совместно с заинтересованными органами исполнительной власти подготовлен пакет из восьми экологических законопроектов, охватывающих различные стороны отношений человека и природы. В каком они сегодня состоянии? Четыре законопроекта, перечисленные на слайде №5, согласованы со всеми федеральными органами исполнительной власти, внесены в Правительство.

Хочу доложить, что при подготовке к данному совещанию, практически вчера, согласован пятый. То есть сегодня пять из восьми согласованы и готовы к рассмотрению на Правительстве Российской Федерации. Тем не менее в несогласованном состоянии остаются три законопроекта, в том числе важнейший - о совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования в области охраны окружающей среды.

С Вашего разрешения хотелось бы остановиться на каждом из несогласованных проектов и сказать, в каком состоянии они находятся. Прежде всего самый важный законопроект - о нормировании и экономическом стимулировании. Очевидно, разные предприятия совершенно по-разному влияют на состояние окружающей среды. Из миллиона предприятий Российской Федерации, оказывающих то или иное воздействие на природу, только 11,5 тыс. предприятий отвечает за 99% выбросов и сбросов. Таким образом, по отношению к подавляющему массиву предприятий мы видим задачи не столько ужесточения экологического законодательства, сколько снятия административных барьеров. По 700 тыс. предприятий с незначительным уровнем воздействия мы предполагаем переход на декларирование, по 290 тыс. нормативы будут устанавливаться по факту сбросов и выбросов.

Что же касается оставшихся 11,5 тыс. опасных экологических объектов, то по отношению к ним законопроект планирует переход на принципы наилучших существующих доступных технологий. При выборе этого принципа мы опирались на мировой опыт. Хочу сразу сказать, что, кроме принципа наилучших существующих доступных технологий, в мире иногда используются нормативы качества окружающей среды, но они используются не для нормирования, а для контроля нагрузки на соответствующую территорию, то есть скорее как инструмент территориального развития. Кроме того, для предприятий они абсолютно невыполнимы, потому что требуют снижения выбросов в 10 раз.

Что же такое «наилучшие существующие доступные технологии»? Это технологии, которые экономически доступны и которые практически внедрены на нескольких предприятиях. При этом очевидно, что законодательством задаются не сами технологии, а задаются нормативы выбросов и сбросов на единицу продукции, соответствующие наилучшим технологиям, то есть мы создаем для предприятий цель, к которой они реально могут стремиться. При этом для внедрения наилучших существующих доступных технологий нам необходимо 6 тыс. описаний технологических процессов. В Евросоюзе они разбиты на 27 отраслевых справочников, обновляемых один раз в три года. Это достаточно большая работа, для нее предусмотрен переходный период. Но сразу хочу сказать, что мы, конечно, не собираемся изобретать что-то новое. Наилучшие существующие доступные технологии существуют не в национальном, а в межнациональном масштабе, поэтому прежде всего мы будем переводить и адаптировать уже имеющиеся справочники BREF.

Теперь по поводу того, что предполагается в рамках мер экономического воздействия в период внедрения наилучших существующих доступных технологий. Мы предполагаем два этапа увеличения платы за негативное воздействие: в 2-3 раза, по отношению к существующему уровню сегодня, в 2012 году, и в 3-4 раза в 2016 году. С учётом этих повышений объём платы в 2020 году будет составлять 1,1% от прибыли предприятий. При этом это будет касаться предприятий, которые не переходят на существующие наилучшие доступные технологии (НДТ). Что касается предприятий, переходящих на принципы НДТ, то плата для них будет снижаться. Хочу сразу сказать, мы, очевидно, понимаем, что 1,1% - это в среднем по всей экономике Российской Федерации. Очевидно, будут отраслевые искажения, будут искажения, связанные с конкретными предприятиями. На эту тему нам с коллегами из Министерства экономического развития и Минфина ещё надо вместе работать, но времени на это у нас существует вполне достаточно - до 2020 года.

Теперь по поводу административных мер и как они будут действовать в период перехода на принципы НДТ. С 2012 до 2014 года мы предлагаем разработку всей необходимой документации - деление предприятий на категории (категории будут утверждаться постановлением Правительства), подготовку нормативных актов, утверждение планов мероприятий по снижению воздействия. С 2014 года мы предлагаем запретить проектирование новых предприятий, не соответствующих принципам существующих наилучших доступных технологий. Это тоже примерно тот путь, которым шёл весь мир. С 2016 года предлагается запрет на ввод в эксплуатацию новых объектов, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех предприятий, которые проектировались до изменения законодательства. И наконец, только с 2020 года вводимые административные ограничения будут касаться существующих предприятий. При этом, если существующие предприятия до 2020 года начали программу модернизации, то им предоставляется ещё пятилетний период для её завершения.

Что хотелось бы сказать в целом по предлагаемым мерам? Все решения носят отсроченный характер. Меры экономического характера в целом составляют 1,1% от прибыли предприятий. Для предприятий, переходящих на НДТ, объём платы снижается (а не увеличивается!) на 70%. И наконец, до внедрения принципов НДТ на существующих предприятиях в 2020 году у Правительства есть возможность проанализировать экономическую ситуацию и сделать выводы по судьбе каждого конкретного предприятия.

Несколько слов о стоимости модернизации. Очевидно, самых больших вложений потребуют такие отрасли, как электроэнергетика: переход с мазута, угля на газ, на другие источники. Потребует довольно много денег и жилищно-коммунальное хозяйство. При этом жилищно-коммунальное хозяйство, поскольку сегодня это государственная ответственность, потребует ещё больше внимания.

В то же время хочу сказать о том, что модернизация и там, и там необходима в любом случае. Кроме того, значительная часть требуемых денег уже сегодня предусматривается теми или иными отраслевыми документами, такими комбинированными схемами размещения объектов электроэнергетики, как федеральная целевая программа, комплексная программа «Модернизация и реформирование ЖКХ», и так далее. В целом стоимость модернизации российской экономики оценивается в 2% ВВП - это примерно то, во что она во всём мире обходилась.

Прогнозируя дальнейшее развитие экономики, также можно сказать, что сохранение темпов экономического развития ещё некоторое количество времени возможно на старых мощностях. Но в стратегической перспективе мы в любом случае при этом сценарии проиграем, поскольку модернизация постепенно позволит достичь совершенно других показателей развития экономики.

Теперь по оставшимся замечаниям. Замечания у нас осуществляются двумя федеральными органами исполнительной власти - Минфином и МЭРом, и они во многом противоположны, потому что механизмы экономического стимулирования, очевидно, поддерживаются Российским союзом предпринимателей и МЭРом. В то же время у Минфина это вызывает некоторые, скажем, возражения, поэтому здесь мы предлагаем, как вариант выхода из ситуации, заложить механизмы экономического стимулирования как правовую оболочку, принимая конкретные решения постановлениями Правительства по результатам анализа и консультаций с нашими коллегами.

Теперь о законопроекте об отходах. Сегодняшнее законодательство не предусматривает полномочия и ответственность органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации за размещение отходов, территориальное планирование, уменьшение объёма, утилизацию. Такие полномочия данным законопроектом вводятся.

Кроме того, вновь возрождается вид деятельности, связанный с переработкой вторичных отходов. Мы закладываем возможности устанавливать, определять отрасли промышленности и виды продукции, по которым будет работать залоговый механизм, то есть стоимость продукции будет закладываться в стоимость утилизации. В принципе этот механизм прекрасно работал в Советском Союзе - мы все его прекрасно знаем. Замечания здесь только у Минфина - они говорят о том, что передача полномочий субъектам Российской Федерации повлечёт необходимость выделения дополнительного финансирования. Но мы считаем, что финансовых полномочий мы всё-таки здесь на них не возлагаем, административно могут выполняться тем же персоналом. И позиция Минфина состоит в том, что обнуление ставок платы за экологическое безопасное размещение отходов повлечёт за собой выпадающие доходы из консолидированного бюджета.

Я здесь не сказал о том, что в законопроект заложена норма, что если отходы производства размещены безопасно, нет дренажа в почву, нет развеивания и так далее, то есть, если это не угрожает окружающей среде, то мы обнуляем плату за хранение отходов. Для чего мы это делаем? Мы это делаем потому, что сегодня большинство полигонов не оборудовано соответствующим образом и причиняет вред окружающей среде. Нам надо добиться, чтобы предприятия были заинтересованы безопасно хранить отходы.

Возражение Минфина, что это приведёт к выпадающим доходам… Можно сказать только о том, что этот объём оценивается в 600 млн рублей в год по Российской Федерации. Мы думаем, что это всё-таки по сравнению с ущербом для природы не такая большая величина.

Законопроект о ликвидации экологического ущерба, Владимир Владимирович, разработан в соответствии с необходимостью выполнения поручений, данных Вами по ликвидации экологического ущерба в разных точках нашей страны.

Хочу доложить, что в этом году мы приступаем к реализации четырёх таких проектов: это Земля Франца-Иосифа, остров Врангеля, Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат на Байкале и в устье реки Селенги скопление нефтепродуктов. В то же самое время какой бы то ни было правовой оболочки для проведения такого вида деятельности не существует. Поэтому мы параллельно и начинаем реализацию проектов, и создаём правовое пространство. Законопроект согласован полностью вчера, последнее замечание снято, поэтому пока будет просто как раздел.

Достаточно важный для нас законопроект - проект об особо охраняемых природных территориях. Здесь есть некоторое количество технических разногласий, которые вряд ли достойны обсуждения в таком кругу. Но принципиальные разногласия, концептуальные, в том, что существует позиция, что изменения режима работы особо охраняемых природных территорий несёт угрозу биоразнообразию, их существованию. Мы уверены в том, что это не так, потому что то, что мы предлагаем, полностью соответствует мировой практике, сбалансировано и защищено инструментами государственного регулирования.

В то же самое время мы уверены в том, что мы должны иметь возможность создавать туристическую инфраструктуру в рекреационных, специальных, предназначенных для этого законодательством зонах национальных парков, должны совершенствовать инфраструктуру заповедников.

И в этом году эта работа началась. Наконец, у нас существуют ситуации, когда люди живут в пределах особо охраняемых природных территорий и не имеют права выйти в лес, собрать грибы, заготовить дрова, то есть законодательством такой возможности не предусмотрено. Очевидно, этот пробел законодательства необходимо ликвидировать, потому что люди там все равно живут и мы никуда их оттуда не выселим.

Ну и, наконец, последнее. Мы периодически сталкиваемся с ситуацией, когда существует крупный, национального масштаба инфраструктурный проект, который упирается в то, что мы ничего не можем сделать с границами особо охраняемых природных территорий. Мы хотим сохранить норму невозможности уменьшения площадей, но при этом в какой-то части при компенсировании другими землями мы должны иметь возможность реализовывать инфраструктурные проекты. Очень остро это сказалось, например, в ситуациях с лесными пожарами, когда мы столкнулись с тем, что у нас просто нет никаких дорог в заповедниках, национальных парках и там тушить просто нет возможности.

И наконец, общие выводы. Мы уверены в том, что предлагаемый пакет законопроектов создаёт новую оболочку для правового регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации - современную, основанную на мировом опыте, что мы создаём систему инструментов, вводящих долгосрочные стимулы для перехода на принципы минимального воздействия на окружающую среду, повышения эффективности использования природных ресурсов, роста конкурентоспособности. Уменьшаются административные барьеры и коррупционные факторы в сфере охраны окружающей среды, создаются системы управления отходами, создаются механизмы защиты морской среды от нефтяного загрязнения, внедряются механизмы экологического аудита и экологической экспертизы, повышается эффективность государственно-экологического мониторинга и контроля и, наконец, создаются условия для развития систем особо охраняемых природных территорий.

Спасибо за внимание.

Http://premier.gov.ru/events/news/14655/


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра городского строительства и хозяйства

Пояснительная записка

к курсовому проекту на тему:

Разработка мероприятий по улучшению экологической ситуации на территории города

Выполнили:

студенты группы 1052

Старунова Е.Ю.

Мишин М.С.

Дорофеев М.А.

Карташов Е.В.

Ходунов А.М.

Воронеж, 2009 г.

Введение

Состояние окружающей природной среды является одной из наиболее острых социально-экономических проблем, прямо или косвенно затрагивающих интересы каждого человека. Характерный для второй половины ХХ века процесс экономического роста и технического прогресса неразрывно связан с автомобилизацией. Во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства автомобильный транспорт – важнейшее звено производственного процесса. В то же время, автомобильный транспорт является одним из массовых загрязнителей атмосферы.

Проблема оздоровления окружающей среды в городах с каждым годом приобретает всё большее значение. Прогнозы развития автотранспорта в городах показывают, что за ближайшие 15…20 лет транспортный парк городов увеличится в 5 раз, пробег возрастёт на 20…30%, скорость движения увеличится на 15…25%. Всё вместе это приедёт к тому, что на магистралях города концентрация оксида углерода может составить 30…50 мг/м3, а уровень шума – 75…85 дБ. В то же время в зоне влияния магистралей могут находиться детские учреждения, школы, поликлиники, больницы, в которых уровень влияния дороги должен иметь санитарный предел меньше, чем в жилой застройке. В условиях открытого пространства для снижения уровня шума необходимо предусматривать удаление жилой застройки от магистралей на 50…300 м. В то время как санитарный разрыв по фактору загазованности составляет 50…100 м.

В данном курсовом проекте мы анализируем существующую ситуации на территории жилого района г.Воронежа, рассчитываем выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта и концентрации загрязняющих веществ в приземном слое, оцениваем уровень шумового воздействия автотранспорта и выбираем природоохранные мероприятия.

    Анализ ситуации

      Местоположение территории в системе жилого района

Данный участок исследуемой территории расположен в Ленинском жилом районе города Воронежа, в границах улиц Пушкинская, Куцыгина, Свободы и Ф.Энгельса. Площадь территории составляет около 4,21 га. Улицы Пушкинская и Куцыгина по своему значению являются улицами общегородского значения.

1.2 Характеристика застройки территории

Территория застроена пятиэтажными жилыми домами.

Таблица 1.1Характеристика застройки территории.

Адрес строения

Возраст постройки, лет

Кол-во этажей

Материал стен

Физический износ, %

Кол-во жителей

ул. Ф.Энгельса, д.32

ул. Свободы, д.47

ул. Куцыгина, д.28

ул. Куцыгина, д.26

ул. Пушкинская, д.38

ул. Пушкинская, д.36

ул. Свободы, д.45

1.3 Характеристика рельефа

Рельеф местности спокойный, без резких изменений, средний уклон около 1%, наблюдается незначительное понижение рельефа от улицы Пушкинская в направлении улиц Свободы, Энгельса, Куцыгина. Нарушения рельефа не выявлены. Оврагов и карстов нет.

1.4 Интенсивность движения транспортных средств

Интенсивность движения - количество транспортных средств, которые прошли в обоих направлениях через сечение дороги за единицу времени (час или сутки).

Интенсивность движения транспортных средств определяется двумя способами: по среднесуточной интенсивности движения и по интенсивности движения в час пик.

В нашем расчете мы использовали второй метод.

Весь транспортный поток распределяется по типам автомобиля:

    грузовой от 3,0 т.

    грузовой (дизель)

    автобус (дизель)

    легковой автотранспорт.

Сбор материала по загруженности улиц автотранспортом производился в час пик движения: 18.00-19.00.

Интенсивность движения автотранспорта производится методом подсчета автомобилей разных типов в каждом из сроков замеров. Транспортный поток осуществляется и фиксируется по группам и сводится в таблицу.

Таблица 1.2 Расчет интенсивности движения транспортных средств.

Группы автотранспорта

Прямое направление

Обратное направление

Часовая интенсивность Nm , авто/час

Улица Ф.Энгельса

Легковые автомобили

Улица Пушкинская.

Легковые автомобили

Грузовые автомобили от 3,0 т.

Улица Куцыгина.

Легковые автомобили

Грузовые автомобили от 3,0 т.

Улица Свободы.

Легковые автомобили

Среднюю скорость движения потока можно определить экспериментальным путем. Измеряется скорость одиночного легкового автомобиля при свободном движении. Количество замеров на участке (100 м) должно быть не меньше 30. После рассчитывают скорость по формуле:

V = 3600*S /t (1.1)

где S – протяженность участка (100 м)

t – время прохождения данного участка

    Расчет выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта

2.1 Загрязнение атмосферы токсичными веществами выхлопных газов автотранспорта

Загрязняющее вещество - один из видов загрязнителей, любое химическое вещество или соединение, которое находится в объекте окружающей природной среды в количествах, превышающих фоновые значения и вызывающие тем самым химическое загрязнение .

Источник выбросов − объект, с которого осуществляется выброс в атмосферу загрязняющих веществ, ухудшающих качество атмосферного воздуха и ограничивающих его использование .

В последние десятилетие при относительном снижении загрязнения на один автомобиль, в развитых странах общее глобальное автотранспортное загрязнение атмосферы растёт из-за увеличения сжигания топлива двигателей устаревающих моделей. Резкий рост числа автомобилей в России произошёл, не с только из-за роста новых, сколько за счёт увеличения машин возрастом 5…10 лет и старше иностранного производства, а так же огромного количества автомобилей российского производства, возвращающихся из разных стран Европы. Все перечисленные автомобили находятся на грани выработки ресурса двигателя, всех систем и агрегатов автомобиля, влияющих на токсичные выбросы. Автотранспорт, как источник загрязнения отличается следующими особенностями:

во-первых, численность автомобилей в крупных городах быстро увеличивается, а месте с тем непрерывно растёт валовый выброс вредных веществ;

во-вторых, в отличие от промышленных источников загрязнения, привязанных к определённым площадкам и отделённых от жилой застройки санитарно-защитной зоной, автомобиль является передвижным источником загрязнения, широко распространенных в жилых зонах и местах отдыха;

в-третьих, автомобильные газы представляют собой смесь токсичных компонентов, поступающих в приземный слой атмосферы городской застройки, где их рассеивание затруднено;

в-четвёртых, современные методы снижения токсичности выхлопных газов ещё не в состоянии обеспечить желаемую степень чистоты воздуха.

Эти особенности ставят проблему защиты атмосферы от загрязнения автотранспорта в ряд наиболее сложных и актуальных проблем современного города.

Выбрасываемые автомобильные газы представляют смесь более 200 видов токсичных веществ, в том числе оксид углерода, окислы азота, углеводорода и наиболее опасные соединения: бензопирен, дымовой аэрозоль, фотооксидант, соединения свинца, кадмия и других тяжёлых металлов.

При движении транспортных средств выхлопные газы образуют вытянутое вдоль дороги приземное облако активных и пассивных примесей. Активные примеси при распространении в атмосфере образуют новые соединения, вступают в химические реакции с водяным паром. Пассивные примеси не меняют своего качественного состава, но от этого они не становятся менее опасными.

Загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом происходит за счет выхлопных газов и в результате испарения топлива из бака, карбюратора и трубопроводов. Качественный и количественный состав выхлопных газов зависит в основном от мощности источника загрязнения.

Выбросы автомобилей, попадая в атмосферу, создают приземные концентрации загрязнителей, концентрация которых часто превышают предельно допустимые. Основным источником загрязнения при эксплуатации транспортных средств, является процесс сгорания топлива в автомобильном двигателе. Ежедневно городской житель вдыхает около 16м3 загрязненного воздуха, из которого часть оседает в лёгких, поглощается организмом, вызывая в нем биологические изменения. Доля основных загрязняющих веществ составляет: оксида углерода – не менее 80%, углеводородов – 8% ,окислов азота – 5%.

Наше здоровье зависит от влияния множества самых разных факторов. Это и питание, и образ жизни, и наличие стрессов. Но все эти влияния мы можем самостоятельно откорректировать в той или иной степени. Однако деятельность нашего организма во многом зависит и от того, как на него влияет окружающая среда. Один человек никак не может справиться с таким глобальным противником, как промышленность, которая ежедневно становится причиной огромного количества выбросов в атмосферу. Но на государственном уровне во многих странах уже очень серьезно относятся к вопросам улучшения экологической обстановки. И такой подход подразумевает в том числе и участие каждого индивидуума в отдельности.

Существуют простые и довольно не затратные по времени и усилиям вещи, которые каждый из нас может делать на благо окружающему миру и себе. Поговорим о некоторых из них более подробно, про меры дающие улучшение экологической обстановки окружающей среды.

Мусор

Наверное, каждому школьнику известно, что проблема отходов на нашей небольшой планете стоит очень остро. Однако в последние несколько десятилетий человечество спохватилось и начало активно разрабатывать методики переработки мусора. И при этом особенно важную роль играет его сортировка еще в квартирах и домах. Экологи стараются научить жителей всей Земли научить разделять домашний мусор на составляющие, а затем выбрасывать его по отдельности. Во многих городах на улицах уже давно установили урны разной окраски, в которые нужно скидывать бумагу, стекло и прочие отходы. Вы можете сделать у себя дома то же самое. Однако стоит учитывать российские реалии. У нас обычно мусоропроводы и мусорные контейнеры являются общими, в них есть только одно отделение для мусора. Однако вы можете сдавать банки и бутылки в стеклотару, а бумагу и пр. – в макулатуру. Также стоит сортировать аккумуляторы, батарейки, градусники и прочие опасные элементы, сдавая их в отельные пункты приема, чтобы не вредить ними окружающей среде.

Общественные мероприятия

Принимайте участие в облагораживании своего города либо хотя бы двора. Участвуйте в субботниках и общественных акциях, высаживая деревья, собирая мусор в парках. Такие мероприятия пройдут с пользой для здоровья и никак не отразятся на вашем бюджете. Кстати, такую субботнюю вылазку можно провести всей семьей, а совместный труд окажет сближающее воздействие.

Машины

Старайтесь экономить топливо. Если у вас есть такая возможность, периодически отказывайтесь от использования автомобиля, переходя на велосипед и общественный транспорт. Также вы можете немного сократить расход топлива при езде, придерживаясь скорости от сорока до девяноста километров в час. Также не забывайте поддерживать машину в порядке, своевременно убирайте в ней (снижая тем самым вес) и проверяйте техническое состояние.

Электрика

Старайтесь немного понизить расход электричества. Откажитесь от привычки оставлять компьютер в ждущем режиме, и держать открытой микроволновку. Кажется, такие меры – лишь капля в море, но даже за один год эти несложные советы помогут избежать ненужных растрат электричества, и сэкономить ваши финансы. Старайтесь отключать все неиспользуемые приборы из сети.

Правильные материалы

Постарайтесь отказаться от применения пластиковых пакетов и разных товаров одноразового использования. Сами подумайте, полиэтилен и пластик очень долго разлагаются, поэтому их можно легко заменить подходящими альтернативными продуктами. Так в супермаркет можно ходить с холщовой сумкой, а для похода на пикник воспользоваться специальным многоразовым набором.

Вода

Не забывайте экономить воду. С каждым годом запасы чистой пресной воды постепенно истощаются. Думайте о будущем, используя природные дары рационально. Вместо ванны примите душ, а пока чистите зубы – выключите кран с водой. Это не только поможет всей планете, но и несколько сэкономит ваш бюджет при оплате коммунальных услуг.

Отдавайте ненужное

Дома мы частенько храним самые разные вещи, которые не используются, но и выкинуть их пока рука не поднимается. Но как показывает практика, все это рано или поздно оказывается на свалке. Однако вы вполне можете передать такие вещи тем, кому они понадобятся. В мире есть огромное количество людей, которые будут рады куртке и брюкам старого фасона, ношеной обуви и разным потрепанным игрушкам. Можно разместить объявления с фотографиями ненужностей в сети, можно обратиться с таким вопросом в церковь, либо просто выставить пакет с вещами около мусорки – их быстро разберут.

Пользуйтесь урнами

Пожалуй, все знают, что разбрасывать мусор не хорошо. Однако на улицах мы можем увидеть множество окурков и фантиков, а красивые места за городом частенько оказываются загаженными предыдущей группой отдыхающих. Конечно же, культуре поведения нужно учить с детства, однако даже во взрослом возрасте можно научиться следить за собой – хотя бы доносить окурки и пачки от мороженного и чипсов до ближайшей урны. А после пикника можно захватить не только свой мусор, но и чужие, раскиданные по ближайшим кустам, бутылки и тарелки. Это не сложно и не энергозатратно, но принесет пользу и вам самим, и окружающему миру.

Итак, для того чтобы немного улучшить состояние экологии, достаточно просто начать с себя. Соблюдение каждым человеком несложных рекомендаций поможет сделать нашу планету более здоровой и пригодной для жизни.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции