Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Актуальные проблемы организации работы с одаренными детьми. Работа с одарёнными детьми Актуальность темы. Выявление одарённых и талантливых детей

УДК 37.015.323

Ушатикова Ирина Игоревна

кандидат педагогических наук кафедра педагогики Филиал КФУ г. Елабуга Ushatikova Irina Igorevna Candidate of Pedagogics Chair of Pedagogics Branch of the Kazan Federal University Yelabuga irina. ushatikova@yandex. ru

Практика работы современной школы с одаренными детьми: опыт,

проблемы, перспективы Working with Gifted Children in Contemporary General Education School: Experience, Challengers, Perspectives

В статье рассматривается позиция учителей в деле решения проблем организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми, дается анализ испытываемых педагогами затруднений, а также причин их недостаточной

подготовленности к такого рода деятельности.

The article considers a teacher’s position in solving the problems while arranging the teaching and educational process with gifted children, analyzes the difficulties a teacher is likely to face, and also the causes of teachers’ ineptness in dealing with gifted children.

Ключевые слова: признаки одаренности; проблемы одаренных

школьников; трудности в работе одаренными детьми; причины неготовности учителя к взаимодействию с одаренными школьниками.

Key words: signs of giftedness; problems of gifted children; difficulties in working with gifted children; causes of teachers’ ineptness in dealing with gifted children.

Современное российское общество нуждается в новых поколениях

образованных людей, способных не только к интенсивному овладению

знаниями, но и активному продуцированию новых. В связи с этим

общеобразовательная школа призвана акцентировать своё внимание на

решении задач выявления и развития интеллектуально-творческого и

личностного потенциала способных и одаренных детей, создания условий для

их успешной самореализации в настоящем и будущем.

Сегодня школы, как правило, имеют планы работы с одаренными школьниками, а некоторые из них и собственные концепции развития таких детей. Изучение планов и отчетов школ производит впечатление благополучия в сфере организации специальной учебно-воспитательной работы по выявлению и развитию одаренных детей. Бесспорно, такая работа в системе общего среднего образования ведется и приносит результаты. Однако, проведенное нами исследование, наше непосредственное наблюдение в разных статусах - руководителя педагогической практикой студентов, консультанта учителей и просто родителя - за образовательным процессом в школе свидетельствуют о том, что проблема эта решается медленно и с большим трудом.

Современный школьник пока ещё недостаточно подготовлен к творческому интеллектуальному труду, редко обладает высоким уровнем познавательной мотивации, навыками волевой саморегуляции, часто ищет легкие пути достижения положительных результатов в учебной деятельности. Это подтверждают и данные проведенного нами в социальных сетях опроса, который показал, что меньше 8,5% подростков получают удовольствие от процесса познания, и всего 2,1% испытывают потребность в выполнении самостоятельных творческих заданий. 8,4% школьников хотят, чтобы «учителя понятнее объясняли», 14,7% - желают, чтобы «программа была легче» и 29,4% -чтобы «уроки проходили в виде игры, дискуссии, в общем, разнообразно».

Преодолеть эту ситуацию полностью можно лишь в том случае, если каждый учитель будет мотивирован и подготовлен к развитию интеллектуально-творческого и личностного потенциала одаренных школьников, а вместе с тем и остальных своих учеников. Ведь именно ему ежедневно приходится решать разной сложности педагогические задачи. Поэтому для выяснения вопроса о том, каково же современное состояние работы школы с одаренными детьми, мы обратились непосредственно к учителям. Наше исследование было направлено, в частности, на изучение следующих аспектов проблемы:

Какая работа по выявлению и развитию одаренных детей ведется в школах;

Насколько сами педагоги осведомлены об индивидуально-личностных особенностях, проблемах таких детей и психологически и методически готовы к осознанному развивающему взаимодействию с ними;

Какие трудности испытывают при этом и по каким причинам.

Для этого нами была разработана анкета, и проведен анонимный опрос 77 учителей - представителей городских и сельских школ Альметьевского, Ела-бужского, Менделеевского, Нижнекамского, Тукаевского, Чистопольского и других районов Республики Татарстан, принявших участие в работе республиканского научно-практического семинара «Учитель и одаренный ребенок», состоявшегося на базе филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в городе Елабуге.

Анализ ответов респондентов показал, что у подавляющего большинства из них - 83,1% - сформировано понимание крайней необходимости создания специальных условий для развития одаренного ребенка в учебновоспитательном процессе средней школы. Вместе с тем 13% учителей убеждены, что это «не обязательно», остальные - 3,9% - не выразили мнение по проблеме.

Далее заметим, что некоторые данные, представленные ниже, были получены нами на основе вопросов, предполагающих выбор респондентами нескольких вариантов ответов. Рассмотрим полученный рейтинг наиболее важных, по мнению педагогов причин, обусловливающих необходимость организации в школе целенаправленной работы со способными и одаренными учениками. 78% из опрошенных совершенно справедливо отдали предпочтение утверждению о том, что «одаренный ученик нуждается в квалифицированной педагогической и психологической поддержке». 62,4% считают наиболее весомым аргумент: «сохранение и умножение интеллектуального потенциала страны - одна из важнейших задач современной российской школы» и 57,2% - то,

что «одаренные дети являются золотым фондом общества, гарантом его культурно-экономического развития и процветания». Получивший наименьшее количество голосов - 31,2% - тезис «детство и юность наиболее богаты сенситивными периодами для развития различных сфер личности человека» оказался, на наш взгляд, недооценённым учителями.

Поведение одаренных детей, обладающих различным набором психологических качеств и способностей, отличается большим разнообразием. Умение учителя заметить нюансы, которые выгодно отличают одного ребёнка от другого, часто оказывается решающим для организации его продуктивной учебной деятельности и личностного развития. В связи с этим педагогам было предложено из ряда характеристик выбрать те, в соответствии с которыми они в первую очередь относят ученика к категории одаренных. По востребованности респондентами признаки одаренности распределились следующим образом:

1. владеет большим массивом информации и легко рассуждает по различные темы - выбрали 68,9 % участников опроса;

2. часто демонстрирует креативные ответы - 67,6%;

3. проявляет настойчивость в поисках решения заданий и в отстаивании своего мнения - 66,3%;

4. проявляет любознательность, задавая много вопросов - 65%;

5.увлечён интеллектуальными играми, часто фантазирует - 48,1%;

6. понимает сущность явлений и смысл поступков людей - 45,5%;

7. предпочитает работать самостоятельно - 24,7%;

8. легко отвлекается, если задание или дело кажется скучным - 14,3%;

9. амбициозен и критичен в отношении учителей и сверстников - 13%;

Лидерство в рейтинге первых четырёх характеристик свидетельствует о том, что наши респонденты, как правило, замечают ярко проявляющих свои способности, успешно развивающихся творческих и социально адаптированных школьников. В свою очередь, недооценка подавляющим большинством

педагогов признаков с 7-го по 10-й, замыкающих рейтинг, свидетельствует о недостаточности знания ими индивидуально-психологических особенностей одаренных детей и непонимании причин их творческого поведения. При этом следует отметить, что учителя уверенно выбирают из ряда предложенных им те признаки, которые действительно отличают одаренного школьника от способного и характеризуют проявление явной одаренности. Это: высокого уровня познавательная активность; способность обнаруживать проблемы там, где большинство их не видит; проявление инициативы, выход за рамки заданной деятельности на уроке и при выполнении домашнего задания; обладание высокой требовательностью к результатам своего труда .

Вместе с тем для учителя важно понимание того, что каким бы успешным в учёбе и общественной работе ни был одаренный ребёнок, в школе он может столкнуться с разного рода проблемами, могущими отрицательно сказаться на дальнейшем развитии его способностей и личностных качеств. А для школьника с дисгармоничным типом развития одаренности это просто неизбежно. Наше исследование показало, что педагоги осознают существование таких проблем. Так, 58,5% наших респондентов первоочередной проблемой одаренных ребят считают «перегрузки, возникающие вследствие принуждения одаренного ученика к участию в конкурсах и олимпиадах одновременно несколькими учителями». 50,7% - отмечают как серьёзную проблему «потерю интереса к учебе из-за преимущественно репродуктивного характера организуемой педагогами учебной деятельности школьников», 36,4% - «увлечение любимым предметом в ущерб другим». Далее 14,3% учителей называют «насмешки и неприятие сверстниками», 10,4% - «ориентацию процесса обучения на накопление знаний». Среди педагогов оказалось 7,8% убежденных в том, что одаренные дети «обычно не имеют проблем, связанных со школой», что, безусловно, является серьёзным заблуждением. Недооцениваются ими и такие проблемы как «неприятие учителями одаренных детей» - назвали 6,5%, и «переход в категорию «трудных» учеников» - указали 2,6% респондентов. Такое

видение педагогами проблем одаренных детей, на наш взгляд, лишний раз подтверждает ошибочную убежденность большинства из них в том, что одаренный ребёнок - это только тот, кто ярко проявляет свои способности и успешно учится.

Однако знания учителем только особенностей проявления явной одаренности и некоторых проблем таких детей недостаточно для успешного развития их интеллектуально-творческого и личностного потенциала, и это хорошо понимают наши респонденты. Доказательством тому явилась оценка ими своей готовности к работе с одаренными учениками: только 18,2% - посчитали себя «полностью готовыми», подавляющее большинство - 66,3% - ответили, что «готовы недостаточно», 5,2% - выбрали вариант «не готов». Также к категории «не готов» мы отнесли и 10,4% учителей, никак не оценивших степень своей готовности к такой работе.

Среди возможных причин, предложенных нами учителям для объяснения их недостаточной готовности или неготовности к работе с одаренными детьми, а указать можно было несколько из них, наиболее актуальными для них

Выбраны 33,8% респондентов - оказались следующие три:

Не получены необходимые знания, навыки и умения в педагогическом учебном заведении;

Не хватает времени заниматься самообразованием;

Недостаточность нужной информации.

Далее, 27,3% педагогов указали на «отсутствие компетентных консультантов» по данной проблеме, 19,5% - не хватает «инициативности и смелости для такой работы», а также «поощрения со стороны администрации». 9,1% респондентов сослались на «отсутствие запросов со стороны родителей», 6,5 % -на то, что «такая работа не ведется в нашей школе». У 3,9% учителей «нет желания и интереса работать с одаренными детьми», 2,6% - в качестве причины своей неготовности назвали «убежденность в том, что одаренный школьник не нуждается в специальной помощи учителя». И лишь один педагог (1,3%)

не принял предложенный нами перечень вероятных причин и добавил от себя, что «всё зависит от желания самого учителя», с чем, конечно же, трудно не согласиться.

Но всё же причины, названные большинством респондентов, имеют под собой достаточно объективных оснований. В педагогических колледжах и вузах действительно очень редко ведется целенаправленная подготовка будущих учителей к работе с одаренными детьми. Логично и то, что в современной школе крайне мало или совсем нет подготовленных к такой работе специалистов.

Однако, несмотря на барьеры как объективного, так и субъективного характера, учителя находят возможность совершенствовать свои знания в данной сфере и используют для этого различные источники информации, среди которых наиболее популярными и доступными - назвали 70,2% респондентов - оказались ресурсы Интернета. 48,1% опрошенных считают наиболее приемлемыми для пополнения своих знаний курсы повышения квалификации, 42,9% - черпают информацию из методических журналов по предмету. 37,7% педагогов изучают психолого-педагогическую литературу по проблеме, 28,6%

Полагают эффективным живой обмен опытом работы с коллегами во время посещения и обсуждения открытых уроков.

Проведенный опрос помог нам выявить и палитру используемых в представленных учителями школах форм и методов работы, направленных на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала одаренных учащихся. Лидирующее место - об этом свидетельствуют 57,2% респондентов - заняла работа школ по формированию опыта проектной и исследовательской деятельности подростков в образовательном процессе. На второй позиции - обозначена 49,4% педагогов - оказалась систематическая подготовка школьников к олимпиадам в течение года. Далее, 46,8% учителей назвали организацию научно-практических конференций школьников и 45,5% - указали на практику организации интеллектуальных игр, как на уровне отдельных классов, так и в

общешкольном масштабе. 22,1% участников опроса подтвердили функционирование в их школах научных обществ или исследовательских ученических лабораторий, 20,8% - констатировали привлечение к работе с учащимися специалистов из вузов и других учреждений. 16,9% учителей свидетельствуют о реализации системы дополнительного материального стимулирования одаренных школьников - победителей олимпиад и конкурсов, 14,3% - об организации просветительской деятельности среди родителей по проблеме развития одаренности школьников. И по 11,7% респондентов назвали практику разработки в их школе индивидуальных образовательных программ, а также организацию школьным психологом социально-психологических тренингов для одаренных и способных учащихся.

Конечно, такая констатация фактов учебно-воспитательной работы школ по развитию интеллектуально-творческого потенциала одаренных учащихся оставляет не совсем ясными её масштабы и качество организации, но всё-таки свидетельствует о достаточной широте мер, предпринимаемых педагогическими коллективами на пути решения этой важной задачи.

Вместе с тем учителя испытывают определённые трудности при организации работы с одаренными школьниками. Так 46,8% респондентов мешает высокая степень занятости одаренных детей в различных кружках и секциях, 36,4% - не владеют в достаточной степени методами диагностики детской одаренности, 33,8 % - недостаточно владеют исследовательскими умениями и навыками, 28,6% - не владеют достаточным знанием технологий обучения и раз-

вития одаренного ребенка. 18,2% педагогов не умеют разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию обучения, 9,1% - испытывают давление серьёзной конкуренции среди учителей, претендующих на работу с высоко одаренными учащимися. 5,2% опрошенных мешает резко отрицательное отношение одноклассников к проявлению особого внимания со стороны учителя к одаренному ученику, и, наконец, 1,3% - не могут найти подход к ученику из-за сложности его характера.

В ходе проведенного нами исследования были выявлены как положительные черты, так и проблемные аспекты в деятельности современной школы на пути решения проблемы обучения, воспитания и развития одаренных школьников.

В качестве позитивных факторов мы рассматриваем следующие:

У подавляющего большинства наших респондентов сформировано понимание крайней необходимости организации специальной работы по развитию одаренных ребят в учебно-воспитательном процессе средней школы;

Педагоги владеют знанием основных характеристик поведения и познавательной деятельности явно одаренных детей, осознают причины, порождающие проблемы таких детей;

Чуть больше половины учителей имеет опыт работы с одаренными школьниками;

Педагоги находят возможность совершенствовать свои знания в данном направлении, используя для этого различные источники информации.

Также позитивно и то, что в среднем почти половина школ, представленных нашими респондентами, предпринимает достаточно широкий спектр мер, направленных на формирование опыта исследовательской деятельности, развитие познавательной активности и творческих способностей своих учеников.

Но вместе с тем нам приходится констатировать и то, что:

Две трети опрошенных нами учителей чувствуют себя недостаточно готовыми, а седьмая часть совсем не готова к развивающему взаимодействию с одаренными учениками;

Третья часть учителей не владеют в достаточной степени методами диагностики детской одаренности, исследовательскими умениями и навыками, знанием технологий развития интеллектуально-творческого и личностного потенциала одаренного ребенка;

Подавляющее большинство педагогов оправдывает свою некомпетентность в работе с одаренными детьми внешними обстоятельствами;

Не решена проблема просвещения родителей по вопросу развития одаренности;

Материальное стимулирование дополнительных усилий учителей и поощрение их талантливых учеников более чем скромно.

В итоге современная школа всё ещё продолжает оставаться чувствительной лишь к явно одаренным детям, что часто приводит к эксплуатации их способностей в расчёте на получение быстрых результатов в работе без перспективы целенаправленного развития учащихся. Без внимания остаются потенциально одаренные и школьники с дисгармоничным типом развития одаренности, которые при организации с ними соответствующей работы могут ярко проявлять свои незаурядные способности.

Таким образом, дальнейшее решение проблемы выявления и поддержки одаренных детей в условиях современной школы требует комплекса мер, направленных на:

Изучение потребностей учителей и родителей в развитии одаренности детей и подростков;

Повышение профессиональной компетентности руководителей школ и учителей в сфере работы с одаренными школьниками;

Разработку научно-методических основ процесса развития одаренности школьников и оказание учителям научно-методической и информационной помощи в данном направлении их деятельности.

Библиографический список

1. Рабочая концепция одаренности. - М., 2003. - 41 с.

2. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004. -

1. Shumakova, N.B. Education and Development of Gifted Children - M., 2004. -336 p.

2. Working Conception of Giftedness. - M., 2003. - 41 p.

Исследователи детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др.) считают необходимым создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности.

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Исследователи развития современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится все очевиднее.

В целом, можно утверждать, что особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

По решению Всемирной организации здравоохранения, одаренные дети входят в «группу риска» наряду с малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимы специальные индивидуальные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы (школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одаренного ребенка, где он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям) .

Одаренность можно представить как особое сочетание трех характеристик:

  • Интегративных личностных : любопытство (познавательная потребность) — чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного и проявляется это в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных); сверхчувствительность к проблемам — способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, — это важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.
  • Характеристик сферы умственного развития: оригинальность мышления — способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельности рисунков, сочинений, историй, конструировании); гибкость мышления — способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
  • Характеристик сферы личностного развития : увлеченность содержанием задачи — ведущая характеристика одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а, в первую очередь — интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребенка; нонконформизм — стремление во что бы то ни стало противостоять мнению большинства, характеризуется его самостоятельностью и независимостью. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать, и поступать не традиционно, оригинально; лидерство — доминирование в межличностных отношениях. Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом.

Вслед за исследователями одаренности школьников, мы выделяем в школе три группы таких обучающихся .

  • Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей , явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
  • Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний , с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.
  • Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью , оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Одаренность на современном этапе развития психолого-педагогической мысли можно рассматривать как своего рода девиацию , то есть одаренные дети представляются во многих случаях носителями отклонений, что создает немало проблем при работе с ними.

Почему одаренные дети — дети «с отклонениями»?

Рассмотрим круг проблемных моментов, обусловленных общей одаренностью ребенка и являющихся обратной стороной несомненно присутствующих позитивных качеств оригинальной развивающейся личности.

Первая группа актуально существующих проблем связана с негативными личностно-поведенческими аспектами одаренного ребенка, среди которых можно отметить следующие:

  • эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее;
  • неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна;
  • отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия;
  • отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы;
  • стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах;
  • стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс;
  • стремление командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними.

Данные проблемы, или, говоря другими словами, малопривлекательные личностные черты одаренного ребенка влекут за собой комплекс сложностей социально-психологического характера, что затрудняет работу педагога с таким ребенком, приводя нередко к дезадаптивной симптоматике. Социально-психологические, коммуникативные трудности можно типизировать следующим образом.

Социально-психологические проблемы одаренных детей проявляются очень часто в хорошо известных педагогам и школьным психологам формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребенка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворенность отношениями, длительное подавление его важных потребностей — в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. — могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребенок ведет себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерется и т.д.

Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одаренного ребенка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грез, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

Одну из серьезных причин таких социально-психологических проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребенка, его важных психологических потребностей.

Другая причина социально-психологических проблем — это несформированность у ребенка средств общения. Одаренные дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки ее часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.

Одной из проблем является то, что все реальнее проявляется противоречие между необходимостью в развитии и обучении одаренных детей и недостаточной теоретической и практической подготовкой педагогических кадров к работе с одаренными детьми. Исходя из этого противоречия, возникает проблема, заключающаяся в определении психолого-педагогических условий развития и обучения одаренных детей в общеобразовательной школе.

Учитывая все перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одаренных детей. Это:

  • трудности в нахождении близких по духу друзей;
  • проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;
  • проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;
  • очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;
  • диссинхромия развития как причина потери мотивации к учебе.

Из всего сказанного может создаться впечатление, что детская одаренность — процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Это не так. Одаренный ребенок — ребенок, который развивается по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, что и составляет содержание основного проблемного поля при работе с данной категорией учащихся.

Особенно трудно своевременно «заметить» такого ребенка. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени — значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее, предопределяя его субъективные ожидания. Следует помнить, что одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог должен иметь в виду, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть. Так же важно учитывать, что признаки одаренности, проявляющиеся в детстве, даже при самых благоприятных условиях могут постепенно исчезнуть. В детской психологии существует термин «затухание одаренности» , затухание может быть обусловлено разными причинами. Одна из них — отсутствие в структуре одаренности творческого компонента. Еще одна возможная причина связана с изменениями внешних условий, к которым ребенок не был своевременно подготовлен. Чаще всего это происходит из-за несоответствия потребностей дальнейшего развития одаренного ребенка условиям обучения и воспитания в так называемом смешанном классе. Школа с ее нивелирующей системой обучения мешает развивать способности одаренных детей, если нет благожелательного развивающего подхода со стороны родителей и учителей. Если ребенку не помогли выработать умение учиться, «затухание» становится более вероятным, порождая многочисленные проблемы, среди которых можно назвать: неприязнь к школе, снижение академической успеваемости, нереалистические цели, нетерпимость и т.д. .

Однако если по отношению ко всем обычным детям при возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении, педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то принципиально иначе обстоит дело с одаренными детьми.

Чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одаренность — это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблема становления его личности.

За проблемами в поведении, общении и обучении, сопровождающими феномен детской одаренности, стоят различные факторы. Это может быть следствием: нарушений в онтогенетическом развитии — запаздывания или инверсии (нарушения последовательности) в прохождении определенных генетических программ, функциональной незрелости в развитии высших психических функций (ВПФ), а также неадекватного проживания возрастных этапов и несформированности познавательной мотивации .

В целом, основной круг проблем в работе с одаренными детьми в среднестатистической школе можно сформулировать следующим образом:

  • Неумение диагностировать одаренность.
  • Отсутствие методической литературы.
  • Нехватка времени для работы с такими детьми.
  • Большая загруженность учащихся.
  • Недопонимание учащимися значения расширения знаний по предмету.

Все обозначенные проблемы обуславливают необходимость разработки программ в работе с нестандартными, одаренными учащимися. В связи с этим можно обозначить следующие моменты. Современная система образования в России испытывает явный дефицит педагогов, подготовленных к работе с одаренными и талантливыми детьми. Предметная направленность профессиональной подготовки учителей, сокращение объема часов, отводимых на изучение психолого-педагогических дисциплин в вузах, безусловно, не способствуют формированию у будущих педагогов умений грамотно дифференцировать учебно-воспитательный процесс и выстраивать индивидуальные планы развития детей с различными способностями. В то же время решение проблемы сопровождения одаренности связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны.

С 60-х гг. ХХ в. в нашей стране существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. В нашей стране существует всего 4 специальных школы-интерната для одаренных детей: в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге . Все учреждения возникли по специальному постановлению правительства еще в 1963 г. Преподавательский состав школ образуют не только учителя, а профессора вузов, ученые.

Отечественными педагогами Н.С. Лейтесом , А.М. Матюшкиным , В.И. Пановым, В.П. Лебедевой, Ю.Д. Бабевой, С.Д. Дерябо, В.А. Орловым, В.С. Юркевичем, Е.Л. Яковлевой , В.А. Ясвиным, А.И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника.

  • Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.
  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  • Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
  • Ребенку предоставить: название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить; практические работы, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки.
  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:
    • предмет;
    • дата и время консультаций;
    • главные рассматриваемые вопросы;
    • время работы с темой по программе;
    • фактическое затраченное время;
    • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
    • невыясненные вопросы;
    • причины отклонений от сроков.
  • Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Учитывая все вышеназванные особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

  • с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;
  • предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
  • тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности .

В целом, практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские (здесь, может быть, основная роль принадлежит учреждениям культуры) дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

Список использованной литературы

  1. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, - М.,2002.
  2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей./Д.Б. Богоявленская. - М., 2002.
  3. Богоявленская, М.Е. Природа «проблем» одаренных: методическое пособие / Электронный ресурс. Режим доступа: /
  4. Леви В. Нестандартный ребенок - 2-е издание., дополнено и переработано - М.: Знание, 1988.
  5. Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных [Текст] / А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева. - М., 1991.
  6. Молоков Д.С. Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми за рубежом / Электронный ресурс. Режим доступа:
  7. Одаренные дети в школе (из опыта работы) // «Учитель в школе» №3, 2010 // Электронный ресурс. Режим доступа:
  8. Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности //Электронный ресурс. Режим доступа: .
  9. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса, - М., 1996.
  10. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. - М.: «Просвещение», учебная литература, 1996.

В статье представлены как давно известные, так и новые подходы в решении главных задач работы с одаренными детьми. В основе проводимого анализа – идея о том, что развитие способностей зависит, прежде всего, от системы доминирующих потребностей, которые с этих позиций являются движущей силой развития ребенка. Рассматривая разные типы одаренности, автор все же основное внимание уделяет интеллектуальной одаренности, так как именно этот ее тип является в некотором смысле исходным для развития всех других типов, составляя базу общей одаренности (так называемого «фактора G»). Особое внимание уделяется так называемому «доминантному жизненному проекту», на основании которого, по мнению автора, в дальнейшем появляется возможность успешной реализации повышенных возможностей одаренного человека.

Юркевич В.С. Современные проблемы работы с одаренными детьми [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 5..shtml (дата обращения: 05.01.2020) Скопировать

Фрагмент статьи

Прежде чем начать обсуждение выделенной проблемы, отметим, что под одаренностью здесь будет пониматься высокий уровень каких-либо способностей (интеллектуальных, социальных, художественных, практических и т. д.), который либо уже проявляется у ребенка, либо существует потенциально, т. е. может быть развит при наличии благоприятных условий.

Современная ситуация в теории и практике работы с одаренными детьми

В литературе по проблемам развития одаренных детей сложилась весьма противоречивая ситуация – одни считают, что одаренные дети неадаптивны, другие говорят об их сверхадаптивности, есть и те, кто считает, что они часто бывают нетворческими, но им возражают четвертые, убежденные в том, что без творческих способностей одаренности не бывает. Можно выделить еще группу специалистов, считающих, что такие дети одарены от природы, но есть и специалисты, которые подчеркивают, что от природы этот дар получает только небольшая часть детей . В вопросе определения одаренности есть немало специалистов, оценивающих ее по успешности обучения, и еще больше тех, кто не включает этот показатель в число признаков одаренности. Примеров несогласованности позиций – великое множество. Причина кроется в том очевидном факте, что в число одаренных включаются весьма разные группы детей, отличающихся не только по уровню способностей, но и по типу развития, по типу открытости (проявленности) способностей и по многим другим характеристикам.

Литература

  1. Линн Р. Интеллект и экономическое развитие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т 5. № 2.
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  3. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887‑1939. СПб., 2002.
  4. Ушаков Д. В. (ред.). Психология одаренности – от теории к практике. М., 2000.
  5. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. М., 2001.
  6. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.
  7. Berlyne D. E. Conflict, Arousal, and Curiosity. N.Y., 1960.
  8. Freeman J. Gifted Children Grown Up. London, 2001.
  9. Hollingworth L. S. Children above 180 IQ Stanford-Binet: Origin and development. Yonkers-on-Hudson. N.Y., 1942.
  10. Radford J. Child development and exceptional early achivers. N.Y., 1990.
  11. Seligman, M. E. P., & Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction Csikzentmihalyi M. The evolving self. N.Y.: HarperCollins, 1993.
  12. Terman L. M., & Oden M. H. Genetic studies of genius: Vol. 5. The gifted group at mid-life. Stanford, CA: Stanford University Press, 1959.
  13. Torrance E. P. Teaching creative and gifted learners II Handbook of research on teaching. Ed. by M. С Wittrock. 3 rd ed. N.Y., 1986.
Проблемы работы с одаренными учащимися

Проблемы работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Долг и дар учителя заключается в том. чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации. Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к изо и исполнительскому искусству, психомоторные способности). ОД не всегда проявляется внешне, т. е. нет интеллектуального блеска, может быть пассивным, застенчивым, может быть из неблагополучной семьи. Высокая мотивация к достижению, положительное отношение к школе служит признаком одаренности, но отсутствие ее еще не говорит об обратном. Есть те, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядной обучаемостью, а вот есть такие дети творческого склада ума, у которых своевольное поведение, независимый характер, они непослушны. Такие дети нередко учителей раздражают, в них одаренность они не видят. Виды одарённости: - интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-эстетическая; социальная или лидерская; психомоторная (т.е. спортивная). Проблемы работы с одарёнными детьми следующие:1. Неприязнь к школе . Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появиться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть успешно преодолена.Недостаточный психологический уровень подготовки учителя для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему (упрямство), истеричность, нежелание и неумение следовать положительным образцам итд. Непереносимость регламентации, монотонии расценивается как глупость, упрямство, лень. Психологи считают, что такие оценки часто являются следствием неадекватного понимания учителем личности и развития одаренного ребенка. В частности, исследования П. Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам репродуктивных работ, что оценивается учителями, как упрямство, лень или глупость. Сложность, по мнению Д. Вебба, Э. Мекстрота и С. Толана, состоит как раз в том, что сам одаренный ребенок без специальной помощи психолога или квалифицированного учителя не может понять, в чем причина его сопротивления тем видам работ, которые охотно выполняются другими детьми.Одаренный ребенок все делает быстрее других учеников и ему становится скучно на уроке. Тогда он начинает шалить, позже – хулиганить – возникает конфликт. Ведь учитель направлен на обучение группы детей и в такой ситуации одаренный ребенок остается в проигрыше. Если такой ребенок находится в группе продолжительное время и учителя ничего не делают, чтобы поддержать и дать возможность адекватно развиваться дальше, происходит стагнация, наступает остановка развития, снижается мотивация учения. В конечном варианте мы имеем отъявленного лентяя. Но может быть и более неблагополучная ситуация, когда ребенок попадает в преступный мир, где его талант будет востребован. 2.Потребность во внимании взрослых . В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 3.У многих одаренных детей выявляются также недостаточный уровень ответственности , протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха. 4. Игровые интересы . Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.6. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.7. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.8.Страх ошибки . Взрослым необходимо не только быть сдержанными в порицании неудач ребенка, но и контролировать проявления собственных негативных эмоций. 9. Проблемы саморегуляции – занимаются только той деятельностью, которая достаточно интересна для них. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация. Когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие.10.Проблема общения со взрослыми. Родители порой обнаружив талант ребенка с жаром начинают его развивать, ограничивая другую деятельность, игры, общение с детьми, считая, что это навредит ребенку. Иногда это приобретает почти маниакальную форму, родители буквально загоняют ребенка в прокрустово ложе собственных амбиций и нереализованных способностей, а в итоге невроз. Ребенок начинает болеть, убегает из дома и даже в худших случаях бывают попытки суицид.11. Нетерпимость . Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. В тоже время необходимо учесть, что возможно у ОД появление раздутого самомнения. Т. е. необходимо выбирать ситуации благоприятного воздействия на детей. 12. Неспособность к регулярной «рутинной» работе , недостаток настойчивости, готовности к преодолению трудностей. В школьные годы эти дети не приобретают подобного опыта, поскольку учеба обычно дается им очень легко. Нередко и окружающие невольно ориентируют их именно на избегание усилий, которые рассматриваются как удел «неспособных». Отсутствие же усилий часто становится объектом социального признания, как доказательство высоких способностей. Таким образом, ребенку бывает не только «лень» делать усилие, но он еще и считает это унизительным (доказывающим недостаток способностей). Наравне с этой проблемой существует и другая – рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.
Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных канонов. Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой – помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность – поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.
Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми. 13. Коммуникативные трудности , склонность к индивидуализму, эгоцентризм. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. Впоследствии, в профессиональной деятельности это приводит к неспособности эффективно работать в команде. Коммуникативные трудности являются также одним из основных источников нарушения социальной адаптации личности. Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором – конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию. Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования. Для совершенствования знаний по специальностям проводятся олимпиады различных территориальных уровней (городские, районные, областные и т.д.). Общие особенности одаренных детей. При достаточном внимании к проявлениям интеллекта и познавательным потребностям ребенка, а также использовании взаимодополняющих методов диагностики можно выявить детей с незаурядными умственными возможностями. Тогда сразу же встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Чем же должны отличаться программы для одаренных от обычных учебных программ. Кажется, все причастные к образованию люди понимают, что обучение таких детей должно быть иным, отвечать их существенным потребностям. Однако как это воплотить в жизнь? Ведь одаренные дети не похожи друг на друга - как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам. В гибкой программе признаются эти различия в развитии познавательных процессов и некоторых навыков в предпочитаемых стилях работы. Однако дети с высокими умственными возможностями обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие:

Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует широты тем, материала для обобщений. Прекрасные возможности в этом отношении представляет междисциплинарный подход.

Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, ей надо дать реализоваться в спец. учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя, других, научиться выражать себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других. Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются спец. учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение, они имеют ряд конкретных форм. Ускорение обучения. Проблема ускорения. Вопросы темпа обучения являются предметом давних(до сих пор не утихающих споров как среди ученых-психологов(так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение - односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие. Следует заметить, что ускорение возможно не только, как это представляют, в форме «перескакивания» через класс. Существуют другие его варианты. Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания, того, чему учат. Каковы психологические предпосылки обращения к ускорению? Потребность в ускорении. Одной из бросающихся в глаза особенностей интеллектуально одаренных детей является их раннее речевое развитие. В силу разных причин эти дети понимают большее количество слов и больше сообщений. Отсюда - быстрота в схватывании сущности, смысла, характерные для них. Как следствие, такие учащиеся способны усваивать учебную программу с высокой скоростью. Имеются основания считать, что когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию. Быстрое схватывание, великолепное запоминание информации, сила обобщения, любознательность и независимость суждений под влиянием уже освоенной скучной учебной программы тратятся в холостую. Следующая аналогия дает возможность почувствовать Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними мы применяем индивидуальные и коллективные формы работы (парные, групповые, командные). На собственном опыте обучения английскому языку детей во внеурочное время можно сказать, что наиболее эффективным в плане развития социальной, равно как и коммуникативной, компетенции является использование метода проектов, применение современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных обучающих программ. Познакомившись с мультимедийными обучающими программами по английскому языку, мы пришли к необходимости изменить своё отношение к преподаванию этого предмета в школе - огромный интерес у учащихся вызывают не только разнообразие тем, видов деятельности, но и красочность, увлекательность самих компьютерных программ. Сегодня существует множество компьютерных обучающих программ по английскому языку, большинство из которых предназначены для индивидуальных занятий. Развитию одаренности учащихся старших классов способствует то, что в последние годы в работе со старшеклассниками мы стали применять метод проектов. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). В основе проекта лежит какая-либо проблема, задача, требующая исследовательского поиска для её решения, самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Возможности использования Интернет - ресурсов при работе по методу проектов огромны

Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Традиционно целям общественного прогресса отводилось весьма значительное место. Например, в нашей стране противостояние капиталистической и социалистической систем требовало значительного напряжения сил и максимального использования интеллектуальных ресурсов, особенно в сфере физики и математики. В связи с этим функционировала достаточно эффективная система выявления и обучения высоко одаренных детей. Современная личностно-ориентированная тенденция связана с выходом на первый план ценности личностного развития и самореализации. Так, высокие индивидуальные достижения обычно способствуют самореализации личности и движут общество вперед.

В последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. А так как школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, так как сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей, то это право работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования. В условиях учреждения дополнительного образования этого добиться реально, так как, именно дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка. Следовательно, именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Состояние проблемы одаренности в современном мире.

В современной науке существуют десятки трактовок понятия детской одаренности, многие из них крайне противоречивы. Поэтому приходится довольствовать «усредненным» понятием, по которому одаренность – это индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности.

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении. Лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального само определения.

Правда, на современном этапе и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

У многих особо одаренных детей особенно заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Так, некоторые дети явно избегают всего, что требует физических усилий, тяготятся уроками физкультуры.

Особой, весьма трудной с точки зрения помощи этим детям, является проблема волевых навыков или шире – саморегуляции. Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация. Когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие. В гораздо меньшей степени это относится к детям с психомоторной (спортивной) одаренностью и в значительно большей степени – к детям с повышенными познавательными способностями.

Другой серьезной проблемой некоторой части интеллектуально одаренных детей является отсутствие творческих проявлений. Судя по имеющимся эмпирическим и литературным данным она возникает у детей скорее всего как личностная проблема, как следствие особой направленности лишь на освоение знаний. Особенно часто это происходит с детьми у которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающие всех объем и прочность знаний, что и становится впоследствии ведущей мотивации их умственной деятельности.

Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть успешно преодолена. При этом система развития одаренности должна быть тщательно выстроена. Строго индивидуализирована, и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Еще одной часто встречающейся проблемой многих одаренных детей является трудность профессиональной ориентации. Нередко бывает, что даже к окончанию подросткового периода одаренные юноши или девушки затрудняются с выбором своего призвания.

В целом возникает ситуация некой дезаптации особо одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение группы одаренных детей в группу повышенного риска.

Определение понятия одаренность и одаренный ребенок.

Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

На сегодняшний день большинство психологов признает. Что уровень. Качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одаренности. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует значительная часть детей

Тот или другой ребенок может проявлять свою успешность в достаточно широком спектре деятельности, Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок увлеченный техникой дома строит свои модели, но к школьной, либо социально-организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д. могут привести к снижению показателей успешности ребенка.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции