Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

История формирования экономических знаний. Возникновение и развитие экономической науки. Возникновение экономической теории

Лекция:

Переходим к изучению экономической сферы жизнедеятельности общества. Слово экономика греческого происхождения, в буквальном переводе означает «правила ведения домашнего хозяйства». Ограничиваться только данным пониманием экономики нельзя. В обществознании этот термин используется в двух значениях, как хозяйство и наука. Рассмотрим оба значения.

Экономика как хозяйство

Экономика как хозяйство – это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению экономических благ (товаров и услуг), а также общественные отношения, возникающие в перечисленных процессах.


Для удовлетворения человеческих потребностей нужны блага . Они бывают:
  • общественными (блага, создающиеся государством: дороги, связь, здравоохранение, образование);
  • природными или неэкономическими (блага, находящиеся в свободном доступе: солнечный свет, тепло, воздух);
  • экономическими (блага, создающиеся в результате хозяйственной экономической деятельности).
Экономические блага подразделяются на:
  • долговременные (дом, машина, мебель, бытовая техника, то есть те блага, которыми мы можем пользоваться на протяжении нескольких лет) и кратковременные (продукты питания, которые потребляются полностью);
  • взаимозаменяемые – субституты (уголь - газ, чай - кофе, сметана - майонез) и взаимодополняемые – компле менты (компьютер - программное обеспечение, зубная щётка и паста, автомобиль и бензин);
  • товары (любые вещи, которые продаются и покупаются) и услуги (действие, результат которого является объектом купли–продажи).
В свою очередь товары и услуги бывают материальными и нематериальными. К материальным товарам относятся продукты питания, одежда, бытовая техника, и прочие вещи. А материальными услугами являются прокат, ремонт бытовой техники, перевозка груза, строительство, химчистка, пошив одежды и др. Особенность материальных услуг состоит в том, что их результаты удовлетворяют материальные потребности человека. К нематериальным товарам относятся произведения литературы, скульптуры, научные открытия и другие духовно-нравственные ценности, которые облекаются в материальную форму. К нематериальным услугам относятся услуги репетитора, юриста, страхование, деятельность учреждений образования (школы, техникумы), здравоохранения (поликлиники, центры здоровья), культурного досуга (театры, музеи), социальной защиты (центры социального обслуживания, центры психолого-педагогической помощи, реабилитационные центры). Нематериальные услуги удовлетворяют потребности в познании, информации, консультировании, то есть духовные потребности.

Экономическая деятельность включает четыре взаимосвязанные и взаимозависимые фазы:

    производство

    распределение

    потребление

Производство – это процесс создания какого-либо продукта: товара или услуги, необходимого для удовлетворения потребности человека.

Пример производства : текстильное предприятие «Ассоль» выпустило женскую одежду стоимостью 1 млн. рублей.


Распределение – это процесс деления произведённого экономического продукта либо дохода между членами общества.

Примеры распределения : из 100% испечённого в пекарне хлеба 60% поставляется в магазины, 35% в школьную столовую, 5% расходуется на собственные нужды. Из средств госбюджета часть выделяется на развитие образования, часть на строительство дорог, часть на социальные выплаты, часть на поддержание отечественного производства и т.д.

Обмен – это процесс продвижения продукции от производителя до потребителя.

Существуют две формы обмена: бартер и торговля. Бартер – это натуральный обмен, при котором произведённый продукт обменивается на другой продукт. Торговля – э то обмен произведённого продукта на деньги, т.е. купля – продажа.


Потребление – это процесс использования предметов длительного потребления (посуда, пылесос, телевизор) или уничтожения (продовольствие) товаров и услуг.

Экономическая сфера определяет ход развития других сфер. Библиотеки, музеи и театры, являющиеся институтами духовной сферы, создаются в результате экономического производства. Крупные бизнесмены стремятся воздействовать на власть, участвуют в деятельности политических партий. Важными условиями демократии являются рыночная экономика и частная собственность. От экономического роста государства зависит благосостояние человека, семьи, общества. А высокие материальные доходы семьи, обеспеченность жильём влияют на уровень рождаемости и состояние здоровья населения.


Экономика как наука

Экономика как наука изучает развитие и функционирование хозяйства, анализирует проблемы эффективного и рационального ведения хозяйства, разрабатывает оптимальные способы решения проблем.


Впервые определённые экономические знания о ведении хозяйства появились ещё до нашей эры. Но становление экономики как самостоятельной науки произошло только в XVI-XVII веках. Значение деятельности учёных - экономистов велико. Их научные труды нацелены на экономический рост государства. Основной проблемой экономической науки является ограниченность природных ресурсов, необходимых для производства экономических благ и безграничность человеческих потребностей. Решением данной проблемы является рациональный выбор, предполагающий достижение максимального результата при минимальных затратах. Подробнее можно об этом вы узнаете .


Экономическая наука делится на два раздела – микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика изучает проблемы малых субъектов экономики – потребителей, домашних хозяйств и фирм. Она исследует такие вопросы как: влияние соотношения цены/качества на выбор потребителя купить или не купить товар; выбор эффективного способа управления производством и повышение продаж фирмы и др. Макроэкономика исследует экономические процессы в масштабе стране, к примеру, инфляция, безработица, экономический цикл, формирование государственного бюджета. Также данный раздел изучает международные экономические отношения.


Основной функцией экономики, как и любой другой науки, является познавательная . Она заключается в сборе, изучении, анализе и систематизации сведений об экономических процессах в обществе и государстве. Экономическая наука разрабатывает эффективные методы и средства хозяйственной деятельности (методологическая функция ) и применяет их на практике (прагматическая или практическая функция ). Важное значение имеет и прогностическая функция , позволяющая предвидеть кризис или рост в экономике. Безусловно, экономика как наука выполняет и образовательную функцию , которая заключается в передаче знаний об экономической теории и практике. Благодаря этой функции у нас появляются экономисты, от уровня и квалификации которых зависит богатство нашей страны. Среди функций есть и идеологическая . Она состоит в том, что экономика обосновывает смысл экономических процессов, целей общественного развития и формирует научное мировоззрение.

Замечание 1

Экономическая наука развивалась в течение длительного периода времени, начиная с древнегреческой и древнеримской исторической эпохи и заканчивая современным этапом развития экономической мысли. При этом разрозненные экономические представления о хозяйственной деятельности постепенно сменились современными строгими концепциями, систематическими знаниями, объясняющими особенности развития субъектов микро- и макро-экономики.

Зарождение экономической науки

Экономическая наука изначально возникла в Древней Греции как наука о домашнем хозяйстве («экономика» от греч. «oikos» – дом, хозяйство, «nomos» – учение, закон), поскольку хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, и экономика того периода воспринималась в большей степени как домоводство. Впервые упоминания экономики как науки были отмечены в трудах древнегреческих философов Аристотеля и Ксенофонта в 5 веке до н.э.

В средневековье интерес экономистов был направлен на хозяйство в уже больших масштабах. Помимо экономики отдельного домашнего хозяйства, экономическая наука охватывала уже и национальное хозяйство, став более систематизированной. Ученые-экономисты представляли экономику как науку о богатстве стран, объясняющую причины появления этого богатства.

Замечание 2

В XVII веке во Франции появился термин «политическая экономия» (от греч. «politicos» – государственный , общественный и уже известного «oikonomia»), изначавший «искусство государственного управления хозяйством».

Развитие экономической науки

За весь период развития экономической мысли можно выделить ряд направлений экономической мысли таких как меркантилизм, физиократизм, классицизм и неоклассицизм, кейнсианство.

Экономические взгляды каждого из направлений существенно различались. Представители разных теорий по-разному объясняли причины богатства стран и называли разные источники этого богатства, оправдывали вмешательство государства в экономику, либо поддерживали невмешательство и т.д.

Меркантилисты, в том числе Т. Ман, А. Монкретьен и другие (XVI-XVIII века) считали, что богатство страны обусловлено объемами объемов золотых запасов и степени развития торговли, поэтому они поддерживали экспорт товаров как источник богатства.

Физиократы (вторая половина XVIII века), ярким представителем которых является Ф. Кенэ, основным источником богатства страны считали сельское хозяйство («физиократизм» в переводе с древнегреческого – «власть природы»). Они считали, что именно в сельском хозяйстве создается дополнительный продукт, образующий богатство страны, а прочие отрасли лишь пользуются плодами сельского хозяйства.

Классицизм (конец XVII века – XIX век), основоположником которого является А. Смит, объяснял внутренние зависимости товарно- капиталистического общества и существо прибавочной стоимости. Классики придерживались трудовой теории стоимости и в основе анализа рассматривали наиболее общие, сущностные формы общественного производства. Кроме того, они поддерживали невмешательство государства в экономику.

Неоклассицизм (конец XIX-XX века) в лице А. Маршалла, А. Пигу, Л. Вальраса и других являлись сторонниками свободной конкуренции как естественной силы регулирования экономики.

Кейнсианство (XX век) поддерживало активное участие государства в экономике страны, что стало следствием Великой депрессии, показавшей несостоятельность экономической мысли того времени. Экономическое учение было названо так в честь его основоположника – Дж. М. Кейнса.

В 1970-80-х годах XX века взгляды неоклассиков вновь стали популярны в связи с чрезмерным участием государства в экономическом развитии страны, замедлившим темпы общественного производства. В настоящее время это учение остается актуальным.

Жизнь общества весьма разнообразна. Для изучения различных сфер его существования человечеством создано множество научных дисциплин. Одной из них является экономическая теория. Изучение этой науки непременно нужно начинать с истории ее возникновения и развития. Это позволит лучше понять непростую дисциплину.

Определение экономики

Существуют разнообразные трактовки этой многоплановой и емкой дисциплины, каждая из которых является верной. С одной стороны, экономика - это хозяйственная деятельность человека. С другой - национальное или домашнее хозяйство. Разговор может идти об экономике предприятия, отрасли или всей страны. Но как бы там ни было, данная теория является фундаментом любого общества.

Она представляет собой систему жизнеобеспечения государства, решая задачи не только производства, но и дальнейшего распределения и потребления разнообразных благ. Можно смело утверждать, что экономика возникла вместе с человеком. И сегодня она продолжает свое существование на благо всех людей.

Экономическая наука

Возникновению любой из дисциплин предшествует попытка людей решить определенные вопросы, связанные с обеспечением своей жизнедеятельности. Экономика и экономическая наука также появились по этой причине. Стоит сказать, что зачатками знаний по данной дисциплине люди обладали еще в первобытном обществе, когда определенную часть любого добытого продукта получал каждый его член.

Экономическая наука изучает правила, которые помогают государству, фирме или человеку решить свои экономические проблемы. Именно поэтому знание данной дисциплины важно для развития любого общества.

Этапы становления

Экономика и экономическая наука продолжали развиваться вместе с человеком. Нормы и правила данной дисциплины впервые были зафиксированы в документах, изданных в государствах Древнего Востока. Это был кодекс законов Вавилонии, который приняли еще в 8 в до н. э. Экономические заповеди человечеству записаны и в Библии. Относятся они ко 2 и 1 тысячелетиям до нашей эры.

Считается, что основные этапы развития экономической науки все же берут свое начало в античном обществе. Появление этой научной дисциплины связывают с трудами философов Древнего Рима и Греции. Первоначально их сочинения рассматривали лишь управление домашним хозяйством и домоводство.

Считается также, что основные этапы становления экономической науки как самостоятельной дисциплины имели место лишь в 16-17 веках. Произошло это в период появления капиталистического строя. Именно в это время стали развиваться связи внутри предприятий и между семьями, начали формироваться международные и национальные рынки. Государство все больше и больше стало обращать внимание на экономическую жизнь общества. Все это и послужило причиной более широкого распространения дисциплины по производству и потреблению различных благ.

Основные этапы развития экономической науки включают и возникновение политической экономии. Этот новый термин впервые появился в 17 в. после выхода книги Антуана де Монкретьена - экономиста из Франции. Труд, который назывался «Трактат по политической экономии», развивал теорию о необходимости жесткого правительственного контроля над существующим рынком. Здесь уже не рассматривалось управление домашним хозяйством. Политэкономия стала представлять собой науку о закономерности формирования национального рынка. Иначе говоря, дисциплина значительно расширила сферу своего изучения. Таковы основные этапы развития экономической науки (кратко).

На сегодняшний день теорию о производстве и распределении различных благ в каждой стране называют по-разному. Так, в Турции и Швеции это «национальная экономика», а в Финляндии данный термин звучит как «учение о хозяйстве». В современной России названием дисциплины является «общая экономическая теория».

Предмет изучения

Во все времена экономисты интересовались широким кругом проблем, стоящих перед человеческим обществом. Именно поэтому не было единой трактовки предмета изучения данной дисциплины. Если одни специалисты полагали, что наукой рассматриваются вопросы материального благополучия людей, то другие утверждали, что теория решает вопросы организации потребления и обмена. Существовало и множество других мнений.

Современная экономическая наука исходит из того, что предметом ее изучения является проблема ограниченных ресурсов общества и безграничности материальных потребностей человека. В нынешнем обществе дисциплина решает задачу получения максимальной выгоды при минимально произведенных затратах.

Система экономических наук представляет собой общую теорию. При этом в дисциплине выделяют три основных раздела:

Введение в экономическую теорию;
- микроэкономика;
- макроэкономика.

Все разделы экономической науки имеют большую значимость. Однако первый из них особенно важен. Он выполняет фундаментальную и методологическую функции. Именно поэтому без его изучения невозможно освоение как микро-, так и макроэкономики.

Второй раздел науки рассматривает малые хозяйственные единицы, давая объяснение выбору, который делают фирмы и частные лица. Что касается макроэкономики, то здесь изучаются крупномасштабные явления рынка, возникающие на уровне государства и всего общества. Второй и третий разделы экономической науки четких разграничений не имеют. Микро- и макроэкономика тесно связаны между собой. И это не удивительно, ведь все решения, принимаемые на уровне хозяйственных единиц, оказывают непосредственное влияние на формирование национального рынка.

Функции экономической дисциплины

Какова роль науки о производстве и распределении создаваемых обществом благ? Основная функция экономики - познавательная. Дисциплина описывает, обобщает и объясняет все процессы сфер производства и потребления.

Система экономических наук опирается на экономику, которая является основной методологической базой всех ее направлений. Это вторая основная функция данной дисциплины. Теория разрабатывает средства и инструменты для изучения экономики торговли и промышленности, транспорта и общественного питания и т. д.

Экономическая наука выполняет и практическую функцию. Она указывает на все желательные и нежелательные шаги и меры, которые важны для процветания общества на данном этапе его развития.

Существуют определенные социально-экономические науки. Их основная функция заключается в изучении различных аспектов поведения индивида в обществе. К таким наукам относится социология и политология, а также психология. Предмет изучения данных дисциплин частично совпадает с предметом изучения экономической теории.

Методология

Предмет, рассматриваемый любой наукой, изучается с помощью определенных способов. Методы экономической науки различны. В их перечне находятся:

1. С ее помощью экономические явления изучаются со стороны их формы и структуры.
2. Анализ. Этот метод подразумевает изучение каждой части рассматриваемого предмета по-отдельности.
3. Индукция. Это метод следования от частного к общему и построения на основе собранных фактов определенной теории.
4. Дедукция. Основной принцип данного метода заключается в построении гипотез, которые впоследствии сравниваются с фактами.
5. Сравнение. Это способ, выявляющий сходство и различие процессов, а также явлений и позволяющий выявить новое через уже изученное.
6. Аналогия. Данный метод подразумевает перенос некоторых свойств с уже изученного явления на неизвестное.
7. Диалектика. Это метод, использующий обширный набор разнообразных приемов познания.
8. Научная абстракция. Она предполагает неизменность всех явлений экономической сферы, помимо изучаемого.
9. Исторический метод. Данный способ позволяет оценить особенности, которые имеют различные экономические системы.
10. Его применение предусматривает переход от простого к более сложному.

Существующие методы экономической науки включают в себя и экономико-математическое моделирование. Оно представляет собой упрощенное описание действительности. Такая модель должна оказать помощь в определении причин различных экономических явлений, их изменений, закономерности, а также тех последствий, которые они могут нести.

Зарождение экономической науки

Систематизация столь важной для человеческого общества дисциплины шла параллельно со становлением государств. Первые этапы экономической науки проходили в периоды расцвета стран Древнего мира. Истоки этой дисциплины нашли свое отражение в трудах философов и некоторых государственных правителей. Эти мыслители стремились идеализировать рабовладельческое общество и опираясь при этом на нормы этики, нравственности и морали.

Начальные основные этапы развития экономической науки были пройдены благодаря философам Древней Греции. В своих трудах они систематизировали наивные отрывочные представления о производстве и распределении материальных благ. При этом произошло зарождение новой дисциплины, имеющей научный облик.

В списке этих выдающихся мыслителей находятся Ксенофонт, Платон и Аристотель. Причем основные этапы развития экономической науки от возникновения до наших дней невозможно описывать без упоминания этих ученых. Ведь именно Платоном было введено понятие «экономика». Этот философ первым сделал попытку обоснования правильности разделения труда и выделил такие отрасли, как торговля, ремесло и сельское хозяйство. Ксенофонт отдавал предпочтение натуральному хозяйству и полагал естественным существование свободных людей и рабов.

Огромный вклад в развитие экономической науки внес Платон. Он создал теорию идеального государства, основой существования которого является справедливость. По его мнению, при таком общественном строе каждый должен заниматься только тем, что он способен делать в наибольшей степени.

Свой вклад в развитие экономической науки внес и Аристотель. В его трудах нашли отражения все области знания, которые существовали в то время. По мнению Аристотеля, рабство - это основа любого производства, а рабы - живые орудия труда. При этом он утверждал, что человек не способен существовать вне государства и общества.

Развитие экономической науки получило свое продолжение в эпоху ведения феодального хозяйства. При этом теория производства и распределения благ имела богословский характер. В трудах философов эпохи Средневековья оправдывалось экономическое господство церковных и светских феодалов. Одним из таких ученых был арабский государственный деятель, философ и историк Ибн Хальдун.

Основные этапы развития экономической науки и экономических систем невозможно описывать без упоминания его трудов. Ибн Хальдун настаивал на искоренении жадности и расточительства, отрицательно высказывался о крупных ростовщических операциях и утверждал о богоугодности торговли. В противовес теориям философов Древнего мира, арабский мыслитель возвел деньги, сделанные в виде монет из золота и серебра, в категорию важнейших элементов хозяйственной жизни.

В Западной Европе наиболее значимыми авторами экономической мысли в эпоху Средневековья явились Августин Блаженный и Фома Аквинский. Первый из этих двух философов настаивал на всеобщей необходимости труда, высказывая мысль о равноценности умственной и физической формы. При этом мыслитель считал большим грехом получение торговой прибыли и ростовщическую деятельность.

По теории Фомы Аквинского, все вещи на Земле принадлежат не людям, а богу. Именно поэтому по своей природе они должны быть общими. Философ осуждал ростовщичество, но настаивал на необходимости существования сословий и частной собственности.

Создание школ экономической теории

Закончились мрачные времена Средневековья. Но основные проблемы экономической науки так и не были решены. Они состояли в том, что философы стран Древнего мира, а также Средневековья не смогли составить единого учения. Их взгляды обладали отрывочным характером.

Эпоха Возрождения стала периодом создания первой школы экономической теории. Она носила название меркантилизма, что в переводе с латыни означало «торговать». Приверженцы данной теории отождествляли богатство нации с серебром и золотом, источником которых являлась сфера обращения. Представители этой школы не были теоретиками. Большую их часть составляли купцы-мореплаватели.

В те времена, когда еще не были сделаны великие географические открытия, сформировался ранний меркантилизм. Актуально данное направление было до середины 16 в. Представители этой школы видели только законодательные пути для увеличения богатства. Они запрещали вывоз серебра и золота, а также ограничивали импортные операции.

С 16 до середины 17 века получил свой рассвет поздний меркантилизм. Основой учения данной школы являлось увеличение потока экспорта, по сравнению с импортом товаров. Приверженцы школы позднего меркантилизма полагали, что при сохранении активного баланса торговли страна будет становиться богаче. Представители этого течения разрешали заниматься вывозом за пределы страны золота и серебра. Это позволяло осуществлять выгодные торговые сделки. В то же время импорт облагался большими пошлинами, а экспорт всячески приветствовался.

Проблемы экономической науки после второй половины 18 в. решало учение физиократов. На его основе была создана школа французских экономистов.

Физиократы утверждали, что источником богатства любой нации является сфера материального производства, а не обращения. При этом они говорят о значимости только земледельческого труда. Приверженцы данной теории делят все общество на три класса:

Земледельцев;
- собственников земли;
- всех прочих граждан.

Последний из этих трех классов физиократы называли бесплодным.

Классическая школа политэкономии

Свое название это направление получило за истинно научный характер своих методологий и теорий. Школа политэкономии возникла в конце 17 в., достигнув своего расцвета в 18-19 вв. В развитии этого течения может быть выделено четыре этапа. Первый из них длился с конца 17 до второй половины 18 в. Это был период, когда бурно развивались рыночные отношения, а экономическая мысль сосредотачивалась на сфере производства. Представители данной школы, в числе которых были англичанин и француз Пьер Буагильберг, утверждали, что нация становится богатой не только благодаря драгоценным металлам. Значимую роль в этом играют также дома и земли, товары и корабли.

В последней трети 18 в. начался второй этап развития классической политэкономии. В этот период были написаны труды Адама Смита - шотландского философа и экономиста. Он внес неоценимый вклад в развитие экономики, изложив эту дисциплину как целостную теорию, найдя взаимосвязь между всеми ее элементами. А. Смит утверждал, что только личный интерес мотивирует человека к хозяйственной деятельности. По мнению философа, все люди стремятся к накоплению богатства и улучшению своего материального положения. При этом осуществляемая индивидом деятельность способствует расцвету общества. Философ полагал, что законы экономики будут действовать только в условиях свободной конкуренции и беспрепятственном передвижении капитала, денег и товаров.

В первой половине 19 в. начался третий этап развития школы политэкономии. Это был период, когда в большинстве развитых государств завершился промышленный переворот.

Ярким представителем данной школы явился Д. Риккардо. Им было завершено создание классической политэкономии. Несомненной заслугой Риккардо является его изложение дисциплины в логической последовательности и систематизации имеющихся на то время экономических познаний. Ученым была сформулирована которая послужила доказательством взаимовыгодности международной торговли.

Важное место экономической науки в развитии общества было доказано на четвертом, последнем этапе школы классической политэкономии, который начал свое существование во второй половине 19 в. Наиболее яркими представителями этого течения стали Джон Стюарт Милль и Карл Маркс.

В своих работах ученые опирались на положения классической школы, но в то же время выдвигали новаторские идеи. Они утверждали о необходимости участия государства в экономическом и социальном развитии общества, рассуждали о социалистическом строе, защищали и отстаивали интересы рабочего класса. Так, Карл Маркс создал теорию о неизбежной гибели капитализма и возможности устройства общества без частной собственности, которая в дальнейшем не подтвердилась на практике.

Современные школы

Множество новых экономических течений было сформировано на рубеже 19 и 20 веков. Эти школы принято считать современными. В период, когда экономическая наука получила прикладной характер, сформировалось такое направление, как институционализм. Название этого термина обозначает «образ действия», а также «обычаи» и «наставление».

Основные этапы развития экономической науки до институционализма представляли собой рассмотрение различных сфер жизни общества. Но эта школа, в отличие от всех остальных, строится на идее осуществления «социального контроля» над экономической сферой.

Институционализм прошел в своем развитии три этапа. Окончание первого из них приходится на 20-30-е годы 20 в. Второй этап длился до 60-70-х годов. Это был период рассмотрения демографических проблем, изучения профсоюзного движения и противоречий, имеющихся в социально-экономическом развитии капитализма. На третьем этапе представители школы изучали влияние процессов, протекающих в экономической сфере на социальную жизнь общества.

Институционализм имеет несколько направлений:

Социально-правовое;
- психологическое;
- конъюнктурно-статистическое.

Среди новых экономических течений выделяется маржинализм. Его представители первыми в истории этой науки предприняли попытку исследовать явления рынка при помощи математических методов, положили начало теории о размещении производительных сил, объяснили поведение людей их желанием получить максимальную полезность и т. д.

Существуют и такие новые теории экономики, как кейнсианство и неокейнсианство, дирижизм и посткейнсианство, неолиберализм и монетаризм.

История экономики - это раздел, изучающий процессы, взаимосвязанные с развитием хозяйственной деятельности человека, изучением основ развития отношений, явлений и процессов в мировом хозяйстве, финансов, кредитов, денежных обращений, внешнеэкономических связей, форм хозяйствования, и в отдельно взятых государствах и странах, начиная с первобытного общества и древних времен по настоящее время.

Сама терминология в научных кругах применяется в двух ракурсах:

  • Наука изучающая основные закономерности и причинно-следственные факторы, влияющие на события;
  • Череду сменяющихся событий, которые происходят в течении определенного отрезка времени.

Экономика решает такие вопросы, как распределение, производство, торговля. А также главный вопрос - это достижение эффективной экономической игры в странах. Это, возможно, только при взаимодействии истории, правовой, социальной и политической системы. Благодаря истории современное человечество может определить оптимальный путь своего развития, сопоставив ведение экономики в древней истории, что в несколько раз увеличивает перспективы экономической отрасли сегодня.

Экономической истории присущи два основных принципа:

  • описательный;
  • уравнительный.

Применение учеными этих принципов и определяют подход к исследованиям.

До 60-х годов прошлого столетия именно первый принцип преобладал и лежал в основе подходов к этой науке.

Экономика и история – смежные науки

История экономики изучает происхождение и развитие разнообразных типов и видов хозяйства.

Именно тип, а не общие законы развития экономики. Ведь сколько народностей существует на наше планете, столько и типов развития экономических отношений можно выделить.

С древних времен люди пытаются решить экономические вопросы. И хоть как-то улучшить свое . Помним, что первые страницы учебника по экономической истории в буквальном смысле подтверждают эти слова. Человечество стремилось к цивилизации.

Большинство считает, экономике примерно столько лет, сколько и первому человеку. И вполне возможно, что некоторые из вышеприведенных представителей существовали в одно время, пусть совсем не продолжительный отрезок времени.

Поэтому можно смело утверждать, что возраст экономики – это возраст первого человека, о котором нам известно и только благодаря истории и изысканиям представителей исторических научных кругов мы можем доподлинно определить это значение.

Разные народы хотели приобрести благодаря тому, что захватывали земли соседних государств, забирали у них имущество, присваивая его себе.

Безусловно, этот способ можно отнести к варварскому и что самое главное с экономической точки зрения малопродуктивным. Почему? Во-первых, в борьбе с противником нападая на него из-за получения благ можно было потерпеть поражение и благодаря таким военным действиям не только заполучить, но и потерять свое. Во-вторых, даже большая толпа народа не может делать и производить все.

Богатство не то что блестит, а богатство - это знания . На тот момент это ощущалось явно, по той причине, что одни народы могли только ловить рыбу и добывать еду охотясь. А другие могли производить орудия труда благодаря своим знаниям. Поэтому спустя время люди поняли, простой захват был невыгоден. Поэтому умные завоеватели решили сменить тактику и стали побежденных брать в плен. Тогда и родилось рабство. Стало ясно, что с помощью рабов также не добиться благосостояния.

Нужно было искать материальные блага другим путем. Именно тогда зародился факт экономической науки.

Экономические исторические школы

История экономики начинается с времен, когда человечество впервые озадачилось вопросом – какова же цель их действий, и каковы способы и средства их достижения.

С XVI века стали рождаться первые экономические школы. Вот они и повысили уровень развития экономики или хозяйственных отношений, что в принципе одно и то же.

Первая школа называлась - меркантилизм. Значение этого слово переводится как торговец. Согласно учению меркантилизма, благосостояние людей достигалось благодаря государственной помощи торговцу, а богатство выражалось в золотых и серебряных монетах.

Это учение привело людей к тому, что нужно пускать в оборот, чтобы они приносили . Соблюдая, таким образом, активный торговый баланс. Люди также поняли, если они будут больше продавать на экспорт, а не на в соседние страны, то в государство денег будет приходить больше. А, значит, это, что государство будет экономически развиваться.

Зародившись в принципах натурального ведения хозяйственной деятельности, меркантилизм являет собой этап апробации мер протекционизма в сферах экономики и внешнеэкономической деятельности. А поскольку свои истоки меркантилизм берет в XVI веке, то и началом обособления экономической теории принято относить к этому периоду.

На заре развития экономической науки, базируясь на меркантилистских доктринах, активно пропагандировалась общая целесообразность регулирования государством новых отношений, которые в последствии было принято называть “рыночные".

Второй школой экономической стадии развития стали - физиократы. Представители этой школы французы, основали учение в XVIII веке. Разница данной экономической школы с меркантилизмом является производство и перераспределение благ. Основатели опровергали учение меркантилистов о том, что сфера обращения денежных оборотов даст богатство государству. Так, люди пришли к тому, что получить материальные блага можно через сельское хозяйство, благодаря природе и своему труду. Это был явный прорыв в понимании как создать своим усилиями и трудом прибавочный продукт.

Временные диапазоны эпохи не регулируемых рыночных отношений охватывает периоды с конца 17-го в. до 30-х гг. 20-го столетия, в это время ведущие и наиболее продвинутые школы теоретиков руководствовались фразой - “laissezfaire” - это означает невмешательство государственных структур в производственную и деловую сферу, т.е это экономический либерализм своего рода.

Опять же уже к концу XVIII века сформировалось еще одно экономическое направление благодаря Смиту под названием классическая - . Это направление стало основоположником нынешней экономической науки.

Эти знания помогли понять, что богатство государства создаются благодаря нескольким источникам:

  • это равноправным разделением труда;
  • организации рыночных отношений;
  • отстраненность государства от хозяйственной деятельности народа.

В Европе Карл Генрих Маркс в XIX веке представил несколько направлений социальных и коммунистических доктрин.

Суть данных идей заключалась в том, что экономические отношения не должны достигаться несправедливым распределением благ, которая свойственна рыночной экономики. Что собственность, имущество, деятельность своего производства, нажитое богатство нужно оформлять документально. Что полностью в корне в дальнейшем изменило структуру построения экономики.

И вот благодаря всем начиная развивать экономику как науку, берущие истоки из древней истории в начале XX века возникли такие значимые направления, как: маржинализм, кейнсианство, институционализм и монетаризм.

В эти эпохи экономика стран Европы благодаря можно сказать довольно быстрому промышленному развитию или как принято считать "перевороту" - стремительному скачку от мануфактурного производства к индустриальному. Сделав шаг на новую ступень в эволюционном развитии. И достигнув своего апогея в конце 19-го, начале 20-го столетий,но индустриализация стран и этот вид хозяйствования так же претерпели существенную модернизацию обретя признаки монополий, монопольного хозяйствования.

Именно эти типы, руководствуясь идеей саморегулирования взаимоотношений в экономической сфере и конкуренции в производственной сфере, предопределили основные принципы и последовательности, которые сложились во времени, преобладания в экономической науке, в начале - экономики политической - классической модели, а в следующие периоды времени- теории неоклассической.

Классическая или политическая экономика долгое время превалировала. Ей руководствовались фактически на протяжении двух столетий с 17-го до конца 19-го столетий. В этот период и был заложен основной или основные фундаментные понятия современной науки, как понятия. Ее отцы основатели и лидеры, по сути разумно и правомерно не соглашались, и осуждали меркантилистов и их протекционизмом, уверенно противостояли и осуждали как пережитки прошлого антирыночные отношения и реформы поддерживающие такие отношения в начале 19-го столетия, как утопические, не направленные на развитие как государства в целом, так и экономики.

Многое теоретики как утопических идей развитого социально-справедливого общества, общества социальной справедливости в котором все люди будут равны отдавая приоритетную роль мелко хозяйственным производственным отношениям, так и сторонники идей развитого социализма-коммунизма отстаивающих идею приоритета общества, в котором вообще не будет денежных отношений, эксплуатации наемных трудящихся и собственности находящейся в частных руках. Именно в этом социалисты-утописты видели весь корень зла.

Хотя не стоит утверждать, что учение братства, и равенства или социалистическая доктрина развития общества впервые возникла на свет в 19-м веке. Это далеко не так. Первые работы или даже можно сказать впервые зерна социального равенства в общественной жизни можно найти в работах экономистов 15-го века. Правда скорее это можно назвать социальной утопией. В своей работе «Утопия» Томас Мор, которого и принято считать основоположником или отцом основателем этого течения, подвергает основательной критики социальные уклады, порядки и методы накопления материальных средств, капитала, которые господствовали в тот период в Англии.

Мор резко выступал против частной собственности, ведь именно в этом «столпе» экономики он видел корень всех бед и нищеты в обществе.

Фактически через столетие итальянский ученый-мыслитель, вышедший из беднейших слоев крестьянства Томмазо Компанелла, продолжил развитие утопических идей Мора.

Правда в своих трудах он большее внимание уделяет крестьянской среде и труду. Идеальное общество он видел, как общины к сельскохозяйственному труду в котором должны привлекаться все и каждый.

Правда в отличии от Мора он был уверен, что после отмены собственности на жилье свободные граждане общины перестанут работать. Материальные блага же которые есть в общине, согласно учению Кампанеллы, между всеми членами должны распределяться поровну.

Но эти теоретики- “классики” забывали и упускали важность таких факторов как незыблемость и важнейшую роль взаимосвязей и взаимообусловленности экономических отношений в разных средах и слоях, национальные, исторические факторы, свойства, ошибочно отстаивая постулаты “чисты” теоретических знаний в научной среде, не воспринимая серьезно грамотные и успешные научные изыскания немецких экономистов и ученых 19-го столетия. Не состоятельность всех этих доктрин и учений доказали на своем примере страны социализма в 20-м веке. Да в этих теориях достаточно много привлекательных идей и мыслей, но большинство из них подлежат тщательному критическому осмыслению.

Пришедшая на смену в XIX в. классической- политической экономике неоклассическая, эта теория по праву считается ее правопреемницей, благодаря не отступной и сохранению принципов и идеалов “чистоты” экономики как науки. Но в отличии от своей прародительницы она явственно превзошла прародительницу в большинстве методологических и теоретических вопросах.

И вот благодаря всем начиная развития экономики как науки, берущие начало из древней истории в начале XX века возникли такие значимые направления, как: маржинализм, кейнсианство, институционализм и монетаризм.

Не состоятельность неоклассического течения, которое ставит в свою основу как раз конкуренцию, и это направление господствовало вплоть до 30-х годов прошлого века. Однако великая депрессия и экономический кризис, показали всю несостоятельность данного течения.

Кейнсианство так же не оправдало себя. В основу этого направления были положены принципы государственного регулирования экономики и жесткого вмешательства. Но в 70-х годах прошлого столетия, вмешательство государства в экономику, стало просто тормозить её развитие.

Функции экономической науки

  1. Теоретическая
  2. Практическая
  3. Прогностическая
  4. Мировоззренческая
  5. Методологическая

Объекты экономической теории

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику , изучающую деятельность фирм и домохозяйств и макроэкономику , изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика » (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

Методология экономической теории

В экономической теории используются стандартные методы диалектики и логики, в частности:

  1. метод научной абстракции .

Экономика с точки зрения философии

Экономика прямо или косвенно подчиняет себе всю человеческую деятельность (см. напр, «Человеческая деятельность» Людвига фон Мизеса или «Время философии хозяйства» Ю. М. Осипова).

Экономика как наука

Политическая экономия

Такое название экономической теории было введено французом Антуаном Монкретьеном , до использования термина в советской экономической науке он широко применялся в XVIII-XIX веках.

Марксизм

C точки зрения политэкономии экономика является:

  • базисом - производственными отношениями
  • народным хозяйством, включая отрасли
  • наукой, изучающей оба предыдущих пункта

Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики .

Марксизм-ленинизм

Марксизм-ленинизм - персонифицированно стилизованный конгломерат идей (учение «Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина» и т. п.), явившийся самообозначением правящих идеологий в странах социализма в XX веке. Помимо ортодоксального марксизма включали в себя учения региональных идеологических апостолов, постоянно изменявшихся в зависимости от желаний элит.

Экономикс

Economics (экономика, экономическая теория): Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для физических лиц, организаций, например фирм, и общества в целом.

Какие товары производить

Первый важнейший выбор - какие товары производить. В современной экономической системе количество создаваемых товаров и услуг огромно, Однако сущностные черты выбора того, что следует выпускать, могут быть проиллюстрированы на примере экономической системы, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины - это жертва, совершаемая ради получения высшего образования. Такая же ситуация существует в экономической системе в целом не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать - принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.

Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы есть следствие редкости производительных ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы произвести простейшие изделия, нам придется скомбинировать множество редких ресурсов. Природные ресурсы - это все, что можно использовать в производстве в натуральном состоянии, без обработки, например, плодородные земли, площадки для строительства, леса, материалы. Например, для изготовления стола требуется древесина, гвозди, клей, молоток, пила, труд плотника, маляра и так далее. Для удобства производительные ресурсы обычно делят на три основные категории, которые называются факторами производства. Труд включает в себя все производительные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности. Капитал включает в себя все те производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например, компьютерные программы. В новой информационной экономике , основанной на знаниях , интеллектуальный капитал становится главным источником формирования конкурентных преимуществ на микро-, мезо- и макроуровнях. Производительность и конкурентоспособность материального производства в информационной экономике зависят, в первую очередь, от способности генерировать новую стоимость , обрабатывать и эффективно использовать информацию , основанную на знаниях.

Производительные ресурсы, используемые в одном месте, не могут в то же самое время использоваться и в другом месте. Сталь, бетон и строительные площадки, используемые для строительства автомобильного завода, уже не могут быть использованы в строительстве школы. Люди, работающие учителями, не могут работать на сборочных линиях автомобильных заводов. Даже то время, которое студенты проводят в аудитории, готовясь к экзаменам, могло бы представлять собой производительный ресурс, если бы студенты вместо подготовки к экзаменам занимались работой на заводе. Поскольку производство использует ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар. В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов. В системе с многими товарами альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения - деньги .

Как производить

Второй основной экономический выбор - как производить. Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобиль «Форд-Мустанг» изготавливается первым способом, а «Лотус» - вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать и в большом лекционном зале, где преподаватель использует мониторы, проекторы, компьютеры, чтобы обучались одновременно целые сотни студентов.

Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда

Вопрос о том, что и как нужно производить, встает даже перед человеком, живущим в изоляции. Робинзону Крузо приходилось решать, ловить рыбу или охотиться на птиц, а если он занимался рыболовством, то он должен был решить, чем ему пользоваться - сетью или удочкой. В отличие от проблем Робинзона, экономические вопросы о том, кто и что должен производить, существуют только в человеческом обществе, и это - одна из причин того, что экономика считается общественной наукой.

Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть независимым - фермером утром, портным - днем и поэтом - вечером? Или люди должны кооперироваться - работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Сначала рассмотрим совместную работу. В классическом труде на эту тему используют пример рабочих, разгружающих объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они без труда поднимут все тюки и уложат их в штабеля на складе. Этот пример показывает, что даже когда все делают одинаковую работу, не требующую специальных умений, совместная работа дает хороший результат.

Вторая причина полезности кооперации проявляется тогда, когда нужно выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает свое умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создается высокопроизводительная бригада.

Третья причина необходимости кооперации вступает в силу, когда процесс обучения выработает различные умения. Она применима к ситуации, когда рабочие начинают производство, имея разные уровни талантов и способностей. Существует разделение труда в соответствии со сравнительными преимуществами. Сравнительное преимущество - это способность выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Для кого производить товары

Преимущества совместного труда и обучения в процессе производства, а также принцип сравнительного преимущества означают, что люди могут производить более эффективно, осуществляя кооперацию, чем если бы каждый из них работал в изоляции. Но кооперация означает появление другого вопроса: а для кого все это производится? Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого? » имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества благо может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остается неизменным.

Стимулы и эффективность. Эффективность в распределении и эффективность в производстве - это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчет оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряженно работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

Справедливость в распределении. Эффективность - это не единственная проблема, возникающая при решении вопроса о том, для кого производить товары. Мы можем также поинтересоваться, является ли данное распределение справедливым и честным. На практике вопрос справедливости часто доминирует в дискуссиях о распределении. Согласно одной очень распространенной точке зрения, равенство есть основа справедливости. Эта концепция справедливости основана на той идее, что все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определенные блага, - услуги, пища и образование - должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определенные принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Многие экономисты проводят четкую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости - это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещен? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует свое внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определенных институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

Координирование экономических выборов

Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ - иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.

Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства . Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растет. Рост цен дает потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несет «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.

В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчетливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.

Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остается основной чертой экономического мышления.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Гневашева В. А. Прогнозирование экономики: понятия и история // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 141-144.
  • J. M. Keynes. The General Theory of Employment Interest and Money, 1936

Литература

  • Абалкин Л. И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. - 2000. - № 5. - С. 52-53.
  • Ананьин О. Экономическая наука: как это делается и что получается? // Вопросы экономики. - 2004. № 3. - С. 149-153.
  • Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. - 2001. - № 2. - с. 73-107.
© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции