Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Кто такой академик павлов. Академик Павлов: биография, научные труды. До новых встреч, с уважением Александр Фадеев

Павлов И.П. (1849-1936), физиолог, академик.
Род (14 (26) сентября 1849, Рязань - 27 февраля 1936, Ленинград) - учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
Павлов за исключительные заслуги как учёный получил чин действительного статского советника, что давало право получения потомственного дворянства.
В мае 1897 года И. П. Павлов и его семья «по высочайшему распоряжению» были занесены в дворянскую родословную книгу.

После Ломоносова, академик Иван Петрович Павлов был, наверное, самым знаменитым ученым в Петербурге. Он окончил Петербургский университет, а в 1904 году за работы по физиологии кровообращения и пищеварения был удостоен Нобелевской премии. Он стал первым лауреатом этой престижной награды в России.

Всемирную известность получили его труды по физиологии высшей нервной деятельности и теория так называемых «условных рефлексов». Сам его внеш-ний облик: суровое лицо, окладистая белая борода, смелые и парадоксальные высказывания – на долгие годы стали символом старого русского ученого. Павлова усиленно приглашали на работу в самые престижные университеты мира, обещая создать наилучшие условия, но академик неизменно отвечал отказом.

Ужасы революции

Отказался он переехать на работу за границу даже после революции, хотя после нее Павлову, да и всем жителям Петербурга из числа «бывших» пришлось очень несладко. У ученого отобрали шесть золотых медалей, национализировали Нобелевскую премию, хранившуюся в одном из российских банков, несколько раз подвергали унизительным обыскам. Особенно возмущало академика отношение новых хозяев жизни к ученым. Бухарин, например, в своей «Азбуке коммунизма» назвал всех профессоров «разбойниками». «Это я – разбойник! ?» – возмутился лауреат Нобелевской премии.

Павлов буквально умирал от голода и стал проситься за границу, куда его упорно не пускали. Большевики знали о его бескомпромиссной позиции и боялись, что он расскажет на Западе правду о том, что творилось в Петрограде.

Когда в гости к академику пришел приехавший в Петроград английский писатель-фантаст Герберт Уэллс, то пришел в ужас. В углу кабинета лауреата Нобелевской премии лежала грязная куча картошки и репы, запасенных на зиму. Павлов сам выращивал ее с учениками, чтобы прокормиться. Однако большевики не спешили помочь ученому и тем более отпускать его на волю.

Только когда в Москву пришел запрос от Международного Красного креста, который просил отпустить Павлова, чтобы спасти великого ученого, коммунисты забеспокоились. Ленин лично отдал распоряжение выдавать Павлову усиленный академический спецпаек, создать нормальные жилищные условия. Власти понимали, что в глазах мировой общественности судьба ученого в СССР была олицетворением отношения советской власти к науке.

Когда академика подкормили и он немного успокоился, его даже выпустили за границу. Он побывал в Финляндии, США, Франции и Англии. Однако за рубежом все-таки не остался. Не хотел бросать свою лабораторию в Колтушах под Петроградом.

Строптивый ученый

Павлов постоянно ходил в церковь и на улице демонстративно крестился, что в те времена было небезопасным делом. Он был постоянным прихожанином Знаменской церкви, которая стояла на месте нынешней станции метро «Площадь Восстания». Об этом в советские времена даже рассказывали анекдоты. Будто идет однажды академик Павлов по Невскому, подходит к Знаменской церкви, останавливается и крестится. «Эх, темнота! » – сочувственно вздыхает ему вслед прохожий-атеист. – «Да это у него условной рефлекс! » – иронически подхватывает другой.

Между тем, по другим источникам, Павлов сам был атеистом и в Бога не верил, а в церковь ходил только потому, что не хотел огорчать свою глубоко верующую жену. В анкете епископа Кентерберийского в ответ на вопрос: «Верите ли Вы в Бога?» – академик собственноручно записал: «Нет, не верю! »

Жить надо 150 лет

Павлов отличался крепким здоровьем и никогда не болел. Мало того, он был убежден, что человеческий организм рассчитан на очень долгую жизнь. «Не расстраивайте сердце огорчением, не отравляйте себя табачным зельем, и вы проживете столько, сколько Тициан (99 лет)», – говорил академик. Он вообще предлагал считать смерть человека до 150 лет «насильственной».

Однако сам он умер в возрасте 87 лет, и весьма загадочной смертью. Однажды он почувствовал недомогание, которое посчитал «гриппозным», и значения болезни не придал. Однако, поддавшись уговорам родственников, врача все-таки пригласил, и тот сделал ему какой-то укол. Через некоторое время Павлов понял, что умирает. Кстати, лечил его доктор Д. Плетнев, расстрелянный в 1941 году за «неправильное» лечение Горького.

Академик Павлов занят…

История смерти Павлова уже стала легендой. Она напоминает смерть Сократа. Как известно, великого античного философа в Афинах приговорили к смерти, и он сам добровольно принял яд цикуты. После этого, дожидаясь смерти, спокойно беседовал с друзьями.

Так и Павлов. Он созвал учеников и стал диктовать им свои ощущения. Вслушиваясь в его негромкую, монотонную речь, ученики и не заметили, как ученый умер.

«Ну, вот, коллеги, я и умер, – будто бы сказал Павлов. – Но заметьте, щетина и ногти у меня продолжают расти…»

В этот момент пришел некий посетитель, которого не приняли. «Академик Павлов занят, – последовал ответ. – Он умирает».

Его отравил НКВД?

Неожиданная смерть, хотя и старого, но еще вполне крепкого академика, вызвала волну слухов о том, что его кончину могли «ускорить». Заметим, что это произошло в 1936 году, накануне начала «Большой чистки». Уже тогда бывшим фармацевтом Ягодой была создана знаменитая «лаборатория ядов» для ликвидации политических противников.

Кроме того, всем были хорошо известны публичные высказывания Павлова против советской власти. Говорили, что он был тогда чуть ли не единственным в СССР человеком, который не боялся делать это открыто, активно выступал в защиту невинно репрессированных. В Петрограде сторонники правившего там Зиновьева открыто угрожали смелому ученому: «Ведь можем и зашибить, г-н профессор! » – обещали они. Однако арестовать всемирно знаменитого лауреата Нобелевской премии коммунисты не решались.

Внешне смерть Павлова сильно напоминает такую же странную кончину другого великого петербуржца, академика Бехтерева, который обнаружил у Сталина паранойю. Тот тоже был вполне крепок и здоров, хотя и стар, но так же быстро умер после посещения его «кремлевскими» докторами. Историк физиологии Ярошевский писал: «Вполне возможно, что органы НКВД “облегчили” страдания Павлова».

Призрак академика
Старожилы рассказывали, что после смерти академика прохожие еще долго встречали «призрак академика», который бродил возле Знаменской церкви, пока ее не разрушили. Об этом рассказывала, как свидетель-ствует в своей интересной книге «Призраки Северной столицы» писатель Н. Синдаловский, жена сына академика Всеволода. Однажды, уже после его смерти, она зашла в Знаменскую церковь и, к своему удивлению, увидела двойника Павлова, спускавшегося с клироса с большой церковной книгой в руках. Сходство было поразительное, даже борода была подстрижена так же, как и у академика. От Павлова двойник отличался лишь тем, что имел ровную походку, в то время как академик, как известно, после перелома ноги сильно хромал.

После этого, вероятно, и появилась легенда о бродящем по Ленинграду «призраке академика Павлова». Тем не менее, и сегодня некоторые старожилы, проходя мимо места, где стояла Знаменская церковь, на всякий случай осеняют себя крестным знамением.

Мраморные плиты.

Павлова Серафима Васильевна 1859-1947. Вдова академика Павлова. Педагог.

Павлов Владимир Иванович 1884-1954. Сын академика Павлова. Физик, профессор Военно-механического института.

Павлов Виктор Иванович 1892-1919. Сын академика Павлова. Гистолог. Скончался и похоронен на станции Барвенково Харьковской области. Кенотаф.

Павлова Татьяна Николаевна 1903-1962. Вдова Всеволода Ивановича Павлова.

Павлов Всеволод Иванович 1894-1935. Сын академика Павлова. Был его секретарем. Филолог, лермонтовед.

Павлова Вера Ивановна 1890-1964. Дочь академика Павлова. Физиолог. Работала вместе с отцом. В 1949-1964 гг была директором хранителем мемориального музея-квартиры академика Павлова.

Приветствую всех неравнодушных к психологии читателей! Сегодня мы поговорим о выдающемся ученом, медике, который посвятил свою жизнь изучению рефлексов, внес огромный вклад в познание человеческой нервной системы, хоть и работал с собаками. Павлов Иван Петрович не зря считается представителем крупнейшей современной школы физиологии.

Жизнь и научная деятельность

Иван Павлов является уроженцем города Рязани. До 21 года занимался богословием, планировал продолжить карьеру отца (приходского священника), но резко поменял направление деятельности, пошел учиться в Санкт-Петербургский университет, где начал изучать физиологию, химию. Если бы не этот поворот в судьбе замечательного ученого, мы бы не смогли познакомиться с его теорией безусловных и условных рефлексов, а темпераменты продолжали бы различать по преобладающей в организме жидкости, как завещал Гиппократ.

Интересы молодого ученого сложились под влиянием выдающихся специалистов: Карла Людвига и Рудольфа Гейденгайна. Он серьезно интересовался проблемами артериального давления, а когда ему исполнился 41 год стал настоящим профессором Императорской медицинской академии. Эти стены дали ему возможность заниматься связью пищеварения и слюноотделения, а также проводить эксперименты на собаках. К слову, Павлов был замечательным хирургом, что помогало ему в постановке опытов.

Именно в ходе исследований, где подопытными были собаки, Иван Петрович пришел к теории условного рефлекса, а к 1930 году смог перенести свои знания на людей, страдающих от психоза. Важно понимать, что он подразумевал под условным рефлексом. Это реакция организма, которая возникает на раздражитель в результате их многократного совпадения. Почему это открытие стало таким знаменательным, а само понятие «условный рефлекс» — венцом научной деятельности Павлова? Да потому, что процесс научения стал управляем и научно обоснован. А впоследствии его идеи стали основой для развития поведенческой психологии (или бихевиоризма).

Ученый жил в непростое время, его отношения с советской властью складывались весьма неровно. После посещения Америки (1923 год) он усилил критику коммунистического режима, начал открыто выступать против насилия, произвола власти. Когда в 1924 году из его академии исключили всех студентов, которые имели отцов-священников, он и сам демонстративно покинул свой пост профессора. Умер Павлов в Ленинграде в 1936 году.

Теория условного рефлекса

Основным трудом Павлова стало формирование условных рефлексов с помощью ассоциаций. На самом деле все гениально просто. Сами можете в этом убедиться. Когда раздается неожиданный резкий звук, человек непроизвольно вздрагивает. Это его безусловный рефлекс (автоматический, врожденный) на безусловный раздражитель. Если же мы многократно столкнемся с ситуацией, когда подобный резкий звук возникает после сильного удара кулаком по столу, то вполне логично, что мы свяжем звук (безусловный раздражитель) с движением кулака (уже условный раздражитель), начнем вздрагивать еще до того, как кулак опустился на стол. Эта новая реакция организма и будет называться условным рефлексом.

Опыт с собаками

Первоначально ученый занимался исследованием пищеварительной функции собак. Но наблюдая за тем, как работают слюнные железы животных, обнаружил интересный факт. Слюна у собак выделяется при виде съедобного продукта. И это безусловный рефлекс. Но слюнообразование собак Павлова начиналось уже тогда, когда входил ассистент в белом халате, несущей еду для опытов. Исследователь справедливо отметил, что причиной рефлекса стал не запах еды, а появление белого халата (условный раздражитель). Он также успешно доказал это проведенными экспериментами.

Роль для науки

Конечно, Павлов прославился своими опытами с собаками, которые оценили и признали еще при его жизни. Замечательно, что он был удостоен почетным званием «старейшины физиологов мира», а это огромная честь для ученого. Специалисты также ценят его огромный вклад в понимание работы нервной системы человека (ведь понятия «сильная нервная система» и «слабая нервная система» тоже его достижение). Именно открытия исследователя позволили найти новые способы лечения тревожных расстройств (фобий, панических атак).

Мы познакомились с краткой биографией ученого и основными понятиями его теории. Интересно, что знания, которые подарил нам Павлов, не устаревают с годами. От этого они становятся еще более ценными и значимыми. Надеюсь, что информация, которую я постарался вам передать, была достаточно понятна даже неспециалистам в области психологии. Буду рад репостам и комментариям.

До новых встреч, с уважением Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Рефлекс свободы

В книгу вошли лекции, статьи и выступления лауреата Нобелевской премии, великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова (1849-1936). Созданное им учение об условных рефлексах и их сигнальной функции оказало глубокое и разностороннее влияние на мировую науку, в том числе на психологию, лингвистику, кибернетику.

Значительное место в книге отведено малоизвестным работам ученого, которые, несмотря на важность затронутых в них вопросов и тем, не могли быть опубликованы при жизни ученого и впервые увидели свет много десятилетий спустя.

Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных

Первое издание капитального труда академика И.П.Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» было осуществлено пятьдесят лет тому назад.

В основу настоящей книги положено шестое издание, подготовленное к печати самим автором. Книга рассчитана на физиологов, психологов, медиков, философов и широкий круг биологов.

И.П. Павлов: pro et contra

Юбилейный том, посвященный 150-летию академика И.П. Павлова, первого отечественного лауреата Нобелевской премии (1904) по физиологии и медицине, содержит целый ряд не издававшихся ранее и малоизвестных работ ученого, воспоминания коллег, учеников и современников о Павлове, выдающегося ученого и организатора науки, написанный составителями, двумя очерками, подготовленными на основе архивных материалов России и США, к которым ранее был закрыт доступ, о гражданской позиции И.П. Павлова после 1917 года.

Книга дает представление о личности истинного гражданина России и его творчестве. Может служить учебным пособием для изучения научной биографии, научных открытий и методологических концепций И.П. Павлова для биологов, медиков, философов и историков отечественной науки.

Избранные произведения

C именем гениального физиолога Ивана Петровича Павлова связана новая эпоха в такой важнейшей области человеческого знания, каковой является физиология.

Дошедшее до нас мудрое изречение древних — «Познай самого себя» — приобрело в физиологии нашего времени форму строго научных обобщений о физиологических закономерностях деятельности отдельных органов и систем и организма в целом в его единстве с условиями существования.

В этом движении физиологии вперед, в огромной ее пользе, оказываемой важнейшим отраслям практической деятельности человека, русской физиологической школе принадлежит совершенно исключительная роль.

«Лекции о работе больших полушарий головного мозга» — классическая работа выдающегося отечественного ученого-физиолога И.П.Павлова, содержащая лекции, прочитанные им студентам Военно-медицинской академии.

В книге дается полное систематическое изложение результатов почти двадцатипятилетней работы в области физиологии больших полушарий мозга собаки. Именно при написании этих лекций была заложена основа такой научной дисциплины, как физиология высшей нервной деятельности.

О типах нервной деятельности и экспериментальных неврозах

К учению о типах нервной деятельности привели многочисленные факты существования индивидуальных различий в поведении и проявлениях условнорефлекторной деятельности животных. Эти различия для отдельных животных оставались устойчивыми и их естественно было связывать с присущими каждому животному свойствами его нервной системы.

Обобщая исследования по изучению высшей нервной деятельности в ряде докладов и статей за период1910-1919 гг.,И. П. Павлов высказал ряд мыслей о типах нервной системы собак. Так как в данный сборник эти доклады и статьи не включены, мы, имея в виду осветить период формирования представлений И. П. Павлова о типах нервной системы, цитируем в предисловии имеющиеся в них высказывания И. П. Павлова по этой проблеме.

Об уме вообще, о русском уме в частности

В апреле-мае 1918 г. И.П. Павлов прочел три лекции, которые обычно объединяют общим условным названием «Об уме вообще, о русском уме в частности».

В личном фонде Павлова, хранимом Петербургским филиалом Архива РАН (СПФ АРАН. Ф.259), есть записи всех трех лекций 1918 г., сделанные неустановленным слушателем и переписанные рукой Серафимы Васильевны Павловой. Публикуются две лекции.

Павловские среды: протоколы и стенограммы физиологических бесед. В трех томах. Том 3. Стенограммы 1935-1936 гг.

Редакторы: Орбели Л.А., Строганов В.В.

Третий том трехтомного издания стенограмм заседаний в нервной и психиатрической клиниках И.П. Павлова.

Стенограммы эти имеют весьма важное научное значение как в теоретическом, так и в практическом отношении. В них содержится исключительной ценности материал проводившегося И.П. Павловым физиологического разбора нервных и психических заболеваний. Третий том включает стенограммы заседаний 1935-1936 гг.

Полное собрание сочинений. Том 1

Второе издание полного собрания сочинений И.П. Павлова, печатающееся по постановлению Совета Министров СССР от 8 июня 1949 г., в основном содержит труды, опубликованные при жизни автора. Дополнительно в настоящее издание включен ряд работ по кровообращению и условным рефлексам, а также «Лекции по физиологии».

Кроме того, внесены некоторые изменения в расположение материала в целях сгруппирования его по определенным проблемам с сохранением в них хронологической последовательности.

Второе издание полного собрания сочинений И. П. Павлова выходит в 6 томах (9 книгах). Библиографический, именной и предметно-тематический указатели ко всему изданию, а также очерк жизни и деятельности И.П. Павлова составляют отдельный (дополнительный) том.

Полное собрание сочинений. Том 2. Книга 1

Во II томе «Полного собрания сочинений» И.П. Павлова публикуются все труды И. П. Павлова по физиологии пищеварения, «Лекции о работе главных пищеварительных желез», работы по физиологии печени, желез внутренней секреции, а также статьи с изложением методов вивисекции и методов изучения пищеварительных желез.

Первая книга содержит работы периода 1877-1896 гг.

Полное собрание сочинений. Том 3. Книга 1

Настоящий том, как и II том, ввиду обширности материала, для удобства читателя разделен на две книги.

Первая книга III томя ограничена теми главами, которые составили содержание первого издания «Двадцатилетнего опыта» (1923 г.). Главы VIII, XXV и XXXII, отсутствовавшие в первом издании «Двадцатилетнего опыта», были включены И. П. Павловым в пятое издание в хронологическом порядке. В таком виде (с той же нумерацией) эти главы сохра-нены в первой книге III тома «Полного собрания сочинений» И. П. Павлова.

Предисловия И. П. Павлова ко второму — шестому изданиям «Двадцатилетнего опыта» даются в первой книге настоящего тома, с целью подчеркнуть единство всего тома. Список работ, выполненных в лаборатории И.П. Павлова (взятый с последнего, шестого издания), и редакционные приложения будут даны во второй книге III тома,

В подстрочных примечаниях ко всем главам в обеих книгах III тома уточнены и в большинстве случаев дополнены библиографические данные.

Полное собрание сочинений. Том 3. Книга 2

В III томе «Полного собрания сочинений» И.П. Павлова по сравнению с III томом «Полного собрания трудов» произведена перегруппировка глав в точном соответствии с их хронологией и теми дополнениями, которые вносились И.П. Павловым в каждое последующее издание «Двадцатилетнего опыта».

Вторая книга III тома «Полного собрания сочинений» И.П. Павлова содержит статьи, речи и доклады, включенные И.П. Павловым во второе — шестое издания «Двадцатилетнего опыта».

Кроме того, во вторую книгу III тома настоящего издания включены три статьи по условным рефлексам, не входившие в отдельные издания «Двадцатилетнего опыта» и в III том «Полного собрания трудов»: I) «Физиология и патология высшей нервной деятельности», вышедшая отдельной брошюрой в 1930 г.: 2) «Проблема сна» — доклад, читанный в декабре 1935 г. и впервые опубликованный в I томе «Полного собрания трудов»; 3) «Новые исследования по условным рефлексам», впервые опубликованная в журнале «Science» в 1923 г. и помещенная в V томе «Полного собрания трудов».

Полное собрание сочинений. Том 4

«Лекции о работе больших полушарий головного мозга», читанные И.П. Павловым в 1924 г. на кафедре физиологии Военно-медицинской академии, впервые были опубликованы в 1927 г. В том же году вышло второе издание «Лекций».

В ноябре 1935 г. И. П. Павлов подготовил к печати третье издание «Лекций», вышедшее в свет в 1937 г. Все три издания содержат идентичный текст.

«Лекции» стереотипно были воспроизведены в «Полном собрании трудов» и так же воспроизводятся в настоящем издании «Полною собрания сочинений» И.П. Павлова.

Полное собрание сочинений. Том 5

Публикуемые в настоящем томе лекции И.П. Павлова по физиологии, читанные студентам второго курса Военно-медицинской академии (ныне имени С.М. Кирова), где И.П. Павлов с 1895 по 1925 г. наведывал Кафедрой физиологии, впервые включаются в «Полное собрание сочинений».

Лекции были конспективно застенографированы в 1911/12 и в 1912/13 учебных годах П.С. Купаловым, и большая части текста, расшифрованная и обработанная им. была издано в 1949 г.

Ввиду многочисленных ошибок и искажений предыдущего издания лекций, текст их для настоящего тома «Полного собрания сочинений» заново просмотрен П.С. Купаловым и тщательно сверен им со стенограммами.

Кроме того, в настоящее издание включены дополнительна впервые расшифрованные разделы: «Физиология желез внутренней секреции» и «Физиология теплорегуляции». По остальным разделам физиологии записи оказались утраченными.

Публикуемые лекции не были просмотрены и завизированы И.П. Павловым. Содержание разделов «Физиология центральной нервной системы» и «Физиология больших полушарии головного мозга» отражает начальный период гениального творчества И.П. Павлова по высшей нервной деятельности. Исчерпывающее изложение его учения об условных рефлексах — высшей нервной деятельности — представлено, в III и IV томах настоящего издания «Полного собрания сочинений».

Полное собрание сочинений. Том 6

В VI томе «Полного собрания сочинений» И.П. Павлова публикуются выступления И.П. Павлова на диспутах в Военно-медицинской академии и в прениях по докладам в Обществе русских врачей в С.-Петербурге по физиологии кровообращения, пищеварения и нервной системы, а также речи и резюмирующие выступления И.П. Павлова в качестве товарища председателя, а затем председателя Общества русских врачей в С.-Петербурге. Кроме того, в томе публикуются предисловия и редакторские примечания И. П. Павлова к ряду изданных на русском языке книг, а также большие статьи о живосечении и технике физиологических опытов и вивисекций.

Том содержит доклады И.П. Павлова, посвященные научной деятельности И. М. Сеченова и ряда других выдающихся ученых, отзывы о научных трудах некоторых русских ученых, а также составленные И, П. Павловым автобиографию и «Мои воспоминания».

Из публикуемых в этом томе произведений И.П. Павлова шесть статей впервые включены в полное собрание его сочинений.

Указатели к полному собранию сочинений И.П. Павлова

Настоящим изданием, в соответствии с ранее намеченной программой, осуществлена работа по составлению предметно-тематического и именного указателя ко второму изданию Полного собрания сочинений И.П. Павлова с использованием, таким образом, всех без исключения трудов, речей, выступлений и других публикаций Ивана Петровича Павлова.

Отбор наиболее важных и существенных терминов, понятий, которыми оперировал И. П. Павлов, еще и еще раз с наглядностью показывает, что перед его умственным взором находилась вся физиология, все ее разделы, часть из которых была им заново создана, а другая — творчески переработана. Павловские определения физиологических терминов, понятий — новых, им же предложенных или старых, но по-новому истолкованных,— представляют первостепенный интерес для понимания сути павловского учения. Помимо этого, такого рода указатель облегчит задачу научному работнику или учащемуся в нахождении интересующего его вопроса в трудах И.П. Павлова.

Иван Павлов – знаменитый российский ученый, труды которого высоко оценены и признаны научным мировым сообществом. Ученому принадлежат важные открытия в области физиологии и психологии. Павлов является создателем науки о высшей нервной деятельности человека.

Иван Петрович родился в 1849 году, 26 сентября, в Рязани. Это был первый ребенок из десяти, родившихся в семье Павловых. Мать Варвара Ивановна (девичья фамилия Успенская) воспитывалась в семье священнослужителей. До замужества была крепкой, жизнерадостной девушкой. Роды, следовавшие одни за другими, отрицательно сказались на здоровье женщины. Она не была образована, но природа наделила ее умом, практичностью и трудолюбием.

Детей молодая мама воспитывала правильно, прививала качества, благодаря которым в будущем они успешно себя реализовали. Петр Дмитриевич, отец Ивана, был правдивым и самостоятельным священником крестьянского происхождения, правил службы в бедном приходе. Частенько вступал в конфликты с руководством, любил жизнь, ничем не болел, охотно ухаживал за садом и огородом.


Благородство и пасторское рвение Петра Дмитриевича со временем сделали из него настоятеля храма в Рязани. Отец был для Ивана примером упорства в достижении целей и стремления к совершенству. Он уважал своего отца и прислушивался к его мнению. По наставлению родителей в 1860 г парень поступает в духовное училище и проходит начальный курс семинарии.

В раннем детстве Иван редко болел, рос веселым и крепким мальчишкой, играл с детьми и помогал родителям по хозяйству. Отец и мать привили детям привычку трудиться, поддерживать порядок в доме, соблюдать аккуратность. Сами много трудились, этого же требовали и от детей. Иван с младшими братьями и сестрами носили воду, кололи дрова, топили печь и выполняли другие домашние дела.


Грамоте мальчика обучали с восьмилетнего возраста, но в школу он пошел в 11. Причиной тому стал сильный ушиб, полученный при падении с лестницы. У мальчика пропал аппетит, сон, он стал худеть и бледнеть. Домашнее лечение не помогало. На поправку дело пошло тогда, когда измученного болезнью ребенка увезли в Троицкий монастырь. Его опекуном стал гостивший в доме у Павловых игумен божьей обители.

Здоровье и жизненные силы удалось вернуть, благодаря гимнастическим упражнениям, хорошей еде и чистому воздуху. Игумен был образованным, начитанным и вел аскетическую жизнь. Книгу, подаренную опекуном, Иван выучил и знал наизусть. Это был томик басен , который впоследствии стал его настольной книгой.

Семинария

Решение о поступлении в духовную семинарию в 1864 г. принято Иваном под влиянием духовного наставника и родителей. Здесь он изучает естественные науки и другие интересные предметы. Активно участвует в дискуссиях. На протяжении всей жизни он остается заядлым спорщиком, неистово сражается с противником, опровергая любые аргументы оппонента. В семинарии Иван становится лучшим учеником и дополнительно занимается репетиторством.


Молодой Иван Павлов в семинарии

Знакомится с трудами великих русских мыслителей, проникается их стремлением к борьбе за свободу и лучшую жизнь. Со временем его предпочтения концентрируются на естествознании. В этом большую роль сыграло знакомство с монографией И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Приходит осознание того, что карьера священнослужителя ему не интересна. Начинает штудировать предметы, необходимые для поступления в университет.

Физиология

В 1870 г Павлов переезжает в Петербург. Поступает в университет, хорошо учится, сначала без стипендии, так как ему пришлось переводиться с одного факультета на другой. Позже успешный студент удостаивается императорской стипендии. Физиология - его основное увлечение, а с третьего курса – главный приоритет. Под влиянием ученого и экспериментатора И. Ф. Циона юноша окончательно определяется с выбором и посвящает себя науке.

В 1873 г. Павлов приступает к исследовательским работам над легкими лягушки. В соавторстве с одним из студентов, под руководством И. Ф. Циона пишет научную работу о том, как нервы гортани влияют на кровообращение. Вскоре вместе со студентом М. М. Афанасьевым изучает поджелудочную железу. Исследовательской работе присуждается золотая медаль.


Учебное заведение студент Павлов заканчивает на год позже, в 1875-м, так как остается на повторный курс. На исследовательскую работу уходит много времени и сил, поэтому выпускные экзамены он заваливает. По окончании учебного заведения Ивану всего 26 лет, он полон амбиций, его ждут прекрасные перспективы.

С 1876 г Павлов ассистирует профессору К. Н. Устимовичу в Медико-хирургической академии и параллельно изучает физиологию кровообращения. Труды этого периода высоко оценены С. П. Боткиным. Профессор приглашает молодого исследователя поработать в своей лаборатории. Здесь Павлов изучает физиологические особенности крови и пищеварения


В лаборатории С. П. Боткина Иван Петрович проработал 12 лет. Биография ученого этого периода пополнилась событиями и открытиями, которые принесли мировую славу. Настала пора для перемен.

Добиться этого простому, человеку в дореволюционной России было не легко. После неудачных попыток судьба дает шанс. Весной 1890 года Варшавский и Томский университеты избирают его профессором. А в 1891-м ученого приглашают в Университет экспериментальной медицины для организации и создания отдела физиологии.

До конца жизни Павлов бессменно руководил этой структурой. В университете проводит исследования физиологии пищеварительных желез, за что в 1904-м получает премию, которая стала первой российской премией в области медицины.


Приход к власти большевиков оказался для ученого благом. Его труды оценил . Для академика и всех сотрудников создавались благоприятные, способствующие плодотворной работе, условия. Лабораторию при советской власти модернизировали в Физиологический институт. К 80-летнему юбилею ученого был открыт институт-городок под Ленинградом, его труды печатались в лучших издательствах.

При институтах открывались клиники, приобреталось современное оборудование, увеличивался штат сотрудников. Павлов получал средства из бюджета и дополнительные суммы для расходов, испытывал благодарность за такое отношение к науке и собственной персоне.

Особенностью методики Павлова было то, что он видел связь между физиологией и психическими процессами. Работы о механизмах пищеварения стали отправной точкой для развития нового направления в науке. Исследованиями в области физиологии Павлов занимается более 35 лет. Ему принадлежит создание методики условных рефлексов.


Иван Павлов - автор проекта "Собака Павлова"

Эксперимент, названный «собака Павлова», состоял в изучении рефлексов животного на воздействия извне. В ходе него после сигнала метрономом собаке выдавалась еда. После сеансов у собаки начиналась выделяться слюна без еды. Так ученый выводит понятия рефлекса, формирующегося на основе опыта.


В 1923-м вышло первое описание двадцатилетнего опыта над животными. В науке Павловым сделан самый серьезный вклад в познание функций мозга. Результаты исследований, поддержанных советским правительством, оказались ошеломляющими.

Личная жизнь

Первую любовь, будущего педагога Серафиму Карчевскую, талантливый юноша встречает в конце семидесятых. Молодых людей объединяют общие интересы и идеалы. В 1881 году они поженились. В семье Ивана и Серафимы родилось две дочери и четверо сыновей.


Первые годы семейной жизни оказались тяжелыми: не было собственного жилья, не хватало средств на необходимое. Трагические события, связанные с гибелью первенца и еще одного малолетнего ребенка, подорвали здоровье жены. Это выбивало из колеи и приводило в отчаяние. Подбадривая и утешая, Серафима вывела мужа из тяжелейшей меланхолии.

В дальнейшем личная жизнь пары наладилась и не мешала молодому ученому строить карьеру. Этому содействовала и постоянная поддержка жены. В научных кругах Иван Петрович пользовался уважением, а его сердечность и энтузиазм притягивали к нему друзей.

Смерть

С фото, снятых в периоды жизни ученого, на нас смотрит жизнерадостный, привлекательный пышнобородый мужчина. У Ивана Петровича было завидное здоровье. Исключение составляли простудные заболевания, иногда с осложнениями в виде воспаления легких.


Пневмония и стала причиной смерти 87-летнего ученого. Умер Павлов 27 февраля 1936 г, его могила находится на Волковском кладбище.

Библиография

  • Центробежные нервы сердца. Диссертация на степень доктора медицины.
  • Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных.
  • Лекции о работе больших полушарий головного мозга.
  • Физиология и патология высшей нервной деятельности.
  • Последние сообщения по физиологии и патологии высшей нервной деятельности.
  • Полное собрание трудов.
  • Статьи по физиологии кровообращения.
  • Статьи по физиологии нервной системы.

Иван Петрович Павлов, вклад в медицину которого трудно переоценить, сделал множество открытии, которые повлияли на многие науки.

Иван Павлов: вклад в науку

Открытия Ивана Павлова по физиологии пищеварения заслужили высшее международное признание. Его работа послужила толчком для развития в физиологии нового направления. Речь идет о физиологии высшей нервной деятельности.

Павлов Иван Петрович посвятил своей работе около 35 лет жизни. Он является создателем метода условных рефлексов. Исследование психических процессов, протекающих в организме животных, с помощью этого метода привело к созданию учения о механизмах мозга и высшей нервной деятельности.

Гениальный русский академик И. П. Павлов, проведя серию экспериментальных работ, явил миру понятие условного рефлекса . Суть его состоит в том, что, сочетая условный стимул с безусловной реакцией, появляется устойчивое временное новообразование. В своих опытах Павлов перед тем как покормить собаку использовал звуковой сигнал (условный стимул). Со временем он заметил, что слюновыделение (безусловный рефлекс ) у животного появляется только лишь при уже знакомом звуке, без демонстрации еды. Однако, связь эта оказалась временной, то есть без периодического повторения схемы «стимул – реакция», условный рефлекс тормозится. На практике мы можем выработать условную реакцию у человека на любой раздражитель: запах, определенный звук, внешний вид и т. д. Примером условного рефлекса у человека может служить вид или просто представление лимона. Во рту начинает активно вырабатываться слюна.

Еще одной важной его заслугой является разработка учения о том, какие существуют типы высшей нервной деятельности . Ему же принадлежит учение о «динамическом стереотипе» (комплексе реакций на те или иные раздражители) и другие достижения.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции