Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Азиатские история. Средняя Азия (история). Хронологические рамки истории древней Средней Азии

Разработчик программы: Алаев Л.Б. , доктор исторических наук, профессор МГИМО (У) МИД России.

Настоящий курс представляет собой составную часть общепрофессиональной дисциплины «История изучаемого региона (страны)», раскрывая историю стран Южной Азии (территория современных государств Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Непал). Курс имеет целью дать студентам целостное представление об истории региона как составной части единого всемирно-исторического процесса с древнейших времен и до конца ХХ столетия, об основных чертах жизни и быта народов стран Южной Азии, их менталитета, проанализировать политическое, экономическое и духовное развитие стран этого региона.

Курс «История стран Южной Азии» предусматривает изложение концепций и набора фактов, усвоение которых необходимо будущим регионоведам, дает теоретическое понимание сложных исторических процессов, не нашедших пока окончательного разрешения в современной историографии (проблемы уникальности Индийской цивилизации, особенности традиционного социально-экономического и политического строя народов Южной Азии, содержание перехода от традиционного к современному обществу, опыт независимого развития соответствующих стран).

Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Семинары
1 Период становления общества и государства у народов Южной Азии. Южная Азия в древности. Период перехода от древности к средневековью. 8 2 2 4
2 Южная Азия в период раннего средневековья. Делийский султанат. Могольская империя. Ислам в Южной Азии и религиозно-реформаторские движения в XV-XVII вв. 8 2 2 4
3 Индийская кастовая система. Экономический строй Могольской империи. Ланка в древности и в средние века. 8 2 2 4
4 Британское завоевание Южной Азии. Индия в конце XVIII – первой половине XIX вв. Сипайское восстание 1857-1859 гг. 8 2 2 4
5 Индия во второй половине XIX в. Религиозное реформаторство. « Пробуждение Азии » и консолидация колониального режима. 8 2 2 4
6 Индия в период первой мировой войны. Цейлон в XIX – начале XX вв. Подъем национально-освободительной борьбы в Индии в 1919-22 гг. Индия в 1923-36 гг. Индия накануне II мировой войны. 16 4 4 8
7 Индия в годы II мировой войны. Цейлон в 1918-1948 гг. История Непала в новое время (до 1954 г.). 16 4 4 8
8 Индия в 1947-64 гг. Индия в 1964-77 гг. Индия в 1977-84 гг. Индия в 1984-97 гг. 16 4 4 8
9 Пакистан в 1947-58 гг. Военные режимы 1958-71 гг. Пакистан при правительстве З.А.Бхутто (1971-1977). 16 4 4 8
10 Военный режим Зия-уль-Хака (1977-1988). 8 2 2 4
11 Пакистан в 1988-2000 гг. 8 2 2 4
12 История Бангладеш. 8 2 2 4
13 Шри-Ланка в 1948-2000 гг. Непал в 1951-2000 гг. 8 2 2 4

ИТОГО:

Средняя Азия (история). История Средней Азии охватывает период времени более, чем в 2000 лет, но о первой трети этого периода имеются пока лишь самые суммарные сведения. Все, что было известно об этих местах до завоевания их арабами (VIII в. н. э.), сводилось еще недавно к довольно отрывочным указаниям китайских летописцев и путешественников, еще более отрывочным и обыкновенно неточным замечаниям античных авторов, наконец — для западной половины Средней Азии — к довольно богатому нумизматическому материалу, позволявшему с некоторой точностью установить имена правивших здесь государей и хронологию их царствований. Лишь раскопки, произведенные в Восточном Туркестане в первые годы текущего столетия (Свен Гедином и в особенности М. А. Стейном) открыли перед нами картину чрезвычайно высокой культуры, процветавшей на местах, ныне совершенно пустынных и необитаемых. В культуре этой эллинистические влияния скрещивались с индийскими и китайскими. Добыча раскопок была очень богатая (одним Стейном найдено только рукописей и документов до 8 000 на 12 различных языках), но именно вследствие этого на разработку их результатов должен пойти целый ряд лет; пока мы знаем лишь, как голый факт, что «помпейские фрески» можно найти не только в Помпее, но и в песках Средней Азии. Но раскопки уже поставили вновь один историко-культурный вопрос, именно по отношению к Средней Азии, представлявший всегда особенный интерес: о влиянии климата на развитие цивилизации. Нахождение остатков богатой культуры и богатой растительности там, где теперь на 150 километров в окружности нельзя найти ни капли воды, ясно указывало, что прежде климатические условия были иные. Еще ранее новейших раскопок некоторыми учеными (в особенности П. Кропоткиным) была выставлена теория, согласно которой вся история Средней Азии стоит под знаком высыхания. Новейшие исследования (в особенности Л. Берга) не позволяют поддерживать эту теорию в ее первоначальном, прямолинейном виде. Но эти же исследования показали, что вопреки очень распространенному среди современных географов предрассудку, климат способен изменяться довольно быстро. По наблюдениям Л. Берга, уровень воды в Аральском море с 1874 по 1900 г. поднялся с лишком на метр — что может быть объяснено только увеличением количества атмосферных осадков и, следовательно, количества воды, которое Аму- и Сырдарья несут в Аральское море. Если бы уровень воды поднялся еще на 4 метра, установилось бы сообщение между Аральским морем и Каспийским. С другой стороны, более тщательный анализ показаний средневековых мусульманских писателей установил вне спора, что неоднократно опровергавшееся географами соединение Амударьи некогда с Каспийским м (через Узбой, см. ІІІ, 372), есть несомненный исторический факт, по крайней мере для промежутка с ХІII по XVI в., т. е., что в этот промежуток времени уровень воды был гораздо выше современного. Попытка распространить это наблюдение на всю Среднюю Азию (Хентингтона) была встречена представителями географической науки с крайним недоверием, но если бы допустить, что в первые века нашей эры, к которым относятся найденные Свен Гедином и Стейном остатки цивилизации, уровень среднеазиатских вод был так же высок, как в эпоху Тимура (XIV в.), то нашли бы себе объяснение два расцвета среднеазиатской культуры, отмеченные руинами Хотана и доныне стоящими памятниками тимуровского Самарканда. Это не значит, само собой разумеется, что в Средней Азии когда-либо климат был сырым и прохладным: китайские путешественники, видевшие древний Хотан цветущим и населенным, постоянно жалуются на недостаток воды в этих местах; земледелие и тогда не было здесь возможно без искусственного орошения; но тогда было откуда провести воду, теперь же это было бы невозможно даже для современной техники.

Другим фактором, обусловившим направление среднеазиатской истории, была торговля. Представляя собой своего рода перекресток между Индией, Ближним Востоком и Китаем, Средняя Азия давно должна была сделаться точкой скрещения крупных исторических культур, складывавшихся в этих трех районах. Дальнейшие исследования, вероятно, осветят первые шаги обмена, относящиеся, надобно думать, к чрезвычайно седой древности. Пока нам известны лишь заключительные стадии, выразившиеся в военных походах, театром которых западная часть Средней Азии делается с VI ст. до н. э. (походы Кира, поведшие к включению нынешнего Туркестана, «Согдианы», и нынешнего Закаспийского края, тогда «Бактрии» в состав персидского царства). Население этих мест в то время было арийское, иранской ветви (см. таджики) и подчинилось Персии почти без сопротивления. Два века спустя, во время похода Александра Македонского (см. II, 190) Бактриана стала даже на минуту театром персидской «национальной обороны», и Александр счел нужным закрепить эти области за греко-персидской монархией созданием здесь греческих военных колоний: так возникли Александрия Маргиана, нынешний Мерв, и Александрия Дальняя (Eschata), нынешний Ходжент. Самарканд (Maracanda, см. XXXVII, 142) становится крупным центром около этого времени и, может быть, также под греческим влиянием. Некоторые ученые хотят видеть в ближайших окрестностях Самарканда («Согде» — откуда Согдиана) даже антропологические следы греков в типе современных таджиков. Для последнего, быть может, греческих поселенцев было слишком мало (некоторые источники называют 14 000). Несомненно огромное культурное влияние эллинизма не только в местах непосредственной оккупации, но и гораздо дальше на восток, в областях нынешнего Китайского Туркестана. Последний «китайским» в полном смысле сделался, как известно, только в ХVІII в. нашей эры: но ареной китайской колонизации и культурного воздействия Китая он становится уже во II в. до н. э. Эллинизация восточных областей персидской монархии сильно способствовала развитию торговых сношений с Китаем, достигшим тогда (при династии Нап, см. XXIV, 204/05) высокой степени культурного процветания. Главным предметом китайского экспорта в то время, как и долго после, был шелк и шелковые ткани. Через Среднюю Азию прошли две главных «шелковых дороги» древнего Китая (третья шла морем, вдоль берегов Индокитая и Индостана). Через Хотан проходило ежегодно 12 китайских караванов, что указывает на большую интенсивность торговли для своего времени (караваны везли, впрочем, не только шелк). Вслед за купцами сюда явились и китайские войска, а следом за ними китайские военные колонии. Первые, по преданию, доходили до Каспийского моря, фактически, вероятно, до Чарджуя (на Амударье). Последние, во всяком случае, не вышли за пределы теперешнего китайского Туркестана, но культурное влияние и Китая было очень велико. Помимо материальной культуры, которая, главным образом, сохранила нам следы обоих влияний, и эллинистического, и китайского, проводником их являлась религия. Эллинистические формы христианства (см. монофизитская ересь) и родственных христианству учений (см. манихейство) продержались здесь до монгольской эпохи (ХIIІ в.): еще в Х в. один арабский географ отмечает в Самарканде, как одну из достопримечательностей, манихейский монастырь. Но в этой области успешным конкурентом эллинистическому явилось индийское влияние, в форме буддизма (см. VII, 60/73), уже в ІII в. нашей эры являвшегося здесь, по-видимому, наиболее распространенной религией.

Политически к этому времени в Средней Азии не оставалось уже никаких следов эллинистических государств, явившихся результатом распада монархии Александра Великого. Уже во II в. до н. э. начались завоевания «скифов», т. е. кочевых народов, отчасти, по крайней мере, арийского же происхождения, приходивших с севера, со стороны р. Сырдарьи. Ко II в. н. э. они захватили и Северную Индию, став одним из главных проводников буддийского влияния (индо-скифы, кушены). Нашествие «скифов» для земледельческих областей Средней Азии имело приблизительно те же последствия, что нашествие варваров для провинций римской империи. Арабы застали в Западном Туркестане феодальные отношения: в VI—VІII вв. власть здесь принадлежала землевладельцам («дихканам»), из которых мелкие зависели от более крупных, и по отношению к которым обрабатывавшее землю население было обязано различными податями и повинностями. Арабы явились проводниками не только ислама, но и торгового капитала и политической централизации. Слишком малочисленные, чтобы повлиять на этнографический состав населения Средней Азии, они были организующим элементом местных, туземных государств. Под арабским влиянием выдвигается крупная местная династия Саманидов, царство которых (со столицей в Бухаре, см. VII, 261) охватывало не только будущий русский Туркестан и Закаспийскую область, но и большую часть Персии. Восточный Туркестан в это время был ареной борьбы между китайцами и тибетцами, причем победили последние; от древнехотанской цивилизации уже в это время оставались одни развалины. С конца Х в. начинаются нашествия тюрков (см.). Последние отнюдь не были дикарями: захватившие Восточный Туркестан уйгуры имели письменность, в религиозном отношении стояли под влиянием отчасти несторианства, отчасти буддизма и впоследствии явились организующим элементом монархии Чингисхана. Но их иммиграция носила массовый характер и совершенно изменила этнографическую физиономию Средней Азии. Арийский элемент был закрыт тюркским: не только тюркский язык стал господствующим, но и антропологически население «отуречилось» (продуктом смешения тюрков и арийцев явились сарты, см.). За первой тюркской волной последовали новые; апогея своего тюркское нашествие достигло в XIII в. (см. монголы, Чингисхан), а последним его эпизодом было появление узбеков (см.) с Шейбаниханом уже в XVI в. С распространением тюркского владычества на всю переднюю Азию и с распространением ислама среди самих тюрков они заняли приблизительно то же место, какое раньше занимали арабы: новые попытки централизации и мусульманского прозелитизма идут уже из тюркской среды. Так возникла империя Тимура (см.). В это время Самарканд был экономическим и духовным центром не одной Средней Азии Население его достигало 150 000, т. е. было втрое более теперешнего, и росло так быстро, что новые поселенцы иногда не находили себе места в домах, а ютились в шалашах и пещерах в окрестностях города. Позднейший упадок империи Тимуридов приходится поставить в связь не только с продолжением набегов все новых и новых тюркских племен, но и с двумя фактами более общего характера: во-первых, упоминавшимся выше высыханием (с конца XVI в. Амударья уже не имеет стока в Каспийское море), во-вторых, перемещением мировых торговых путей: с открытием европейцами морского пути в Индию, а затем на Дальний Восток трудная, благодаря недостатку воды, и опасная, благодаря кочевникам, «шелковая дорога» через восточный Туркестан и долину Амударьи окончательно теряет свое мировое значение, сохраняя только местный интерес. Вместе с тем Мавер-ан-нехр («Заречье» — так назвали арабы область за р. Аму) перестает быть центром крупных монархий, и остатки великого царства Тимура распадаются на знакомые нашему времени мелкие «ханства»: Хивинское, Бухарское, Кокандское и т. п. В таком виде восточная часть Средней Азии достается в середине XVIII в. Китаю, а западная, столетием позже, — России.

Первые сношения Средней Азии с Россией, не считая времен более отдаленных, о которых данных не сохранилось, относятся к 1550 г. и связаны, скорее всего, с тем перерывом торговых путей, о котором сейчас говорилось: ханы хивинский и бухарский «присылали с великим челобитием», прося о пропуске их купцов через Астрахань. Запустение местных торговых дорог чувствовалось, его не понимали и надеялись наладить дело вновь кустарными мерами. Бухарские купцы появились в Астрахани, но торг их там был, по отзывам англичан, незначителен. Со своей стороны, те же надежды и по тем же основаниям (морская дорога была в чужих руках) питали и в Москве. Как показывает Книга Большого Чертежа (см. VI, 258), географию будущего русского Туркестана знали тогда в Москве довольно хорошо. Имелись сведения об изменениях течения Амударьи и о минеральных богатствах края — в последнем случае преувеличенные. Слухи об изобилии золотого песка в Аму и ее притоках (золотой песок там, действительно, имеется, но в самом незначительном количестве) были ближайшим поводом к снаряжению в 1714 г. экспедиции в Хиву кн. Бековича-Черкасского (см. V, 215/16). Но в инструкции Бековичу, кроме золота, говорится и о разведках относительно торгового пути в Индию и торговли пряностями вообще. Неудача Бековича не остановила Петра, и он, не предпринимая более крупных экспедиций, посылал и позже своих агентов для таких же разведок. Упадок русского торгового капитализма в послепетровскую эпоху надолго прервал подобные попытки — возобновление их относится уже к XIX в. С 20-х годов идут экспедиции в Хиву и Бухару, сначала «научные», но с участием офицеров генерального штаба, потом «научно-политические», наконец, уже явно политические, с батальонами пехоты, сотнями казаков и пушками. Цели были теперь совсем иные, чем при Петре: тогда искали транзитного пути в Индию, теперь, если и шла речь о дороге в Индию, то военной, а не торговой, притом на втором плане; на первом было открытие новых рынков, другими словами, туркестанские экспедиции были первыми колониальными войнами России. В области колониальных захватов Россия должна была неизбежно столкнуться с Англией, и все дальнейшее развитие русской среднеазиатской политики проходит под знаком русско-английского конфликта. Движению англичан в Афганистан (см. IV, 299 сл.), в значительной степени вызванному появлением и там русских агентов, точно соответствовал поход Перовского на Хиву (сл.) в 1839 г. Для похода выбрано было, по неопытности, самое трудное направление и самое неудобное время года (избегая жары, пошли зимой, не приняв в расчет морозов и снежных ураганов среднеазиатских степей). Пришлось вернуться, далеко не дойдя до цели и потеряв более половины отряда умершими и больными. Но уже несколько лет спустя тому же Перовскому удалось найти направление, более удобное, не на хивинское, а на кокандское ханство, через низовья Сырдарьи (см.). В 1853 г. русские войска взяли кокандскую крепость АкМечеть на нижнем Сыре (пот. Перовск, см.). Крымская война на время прервала движение. Оно возобновилось в 1864 г. Чтобы успокоить англичан, как предлог были выставлены нападения кочевников на русские пределы; целью экспедиции было объявлено образование новой «оборонительной линии», с центром в Чимкенте, к северу от Сырдарьи. Само собой подразумевалось, таким образом, что русские не собираются проникать в старинные земледельческие районы Мавер-ан-нехра. На самом деле, генерал Черняев, взяв 22 сентября 1864 г. Чимкент, немедленно двинулся дальше, к Ташкенту, центру густозаселенной земледельческой области по р. Чирчику, и принадлежавшему вдобавок (номинально) бухарскому эмиру, которого никто ни в каких набегах не обвинял — учинявшие их киргизы были кокандскими подданными. Настоящей целью с самого начала было завоевание Туркестана, что и было достигнуто довольно быстро и без особых пожертвований с русской стороны. Первое нападение Черняева на Ташкент кончилось неудачей, и русские поневоле остались в пределах первоначально очерченной «оборонительной линии», но уже летом следующего 1865 г. Ташкент пал. Формальное присоединение его к России было задержано дипломатическими соображениями до осени 1866 г., но война, теперь уже с Бухарой, шла своим чередом при преемниках Черняева, Романовском и Крыжановском; Сырдарью перешел уже сам Черняев, а в конце того же 1866 г. русское правительство официально отбросило в сторону всякие предлоги, образовав туркестанское генерал-губернаторство, с К. П. фон-Кауфманом во главе Последний в 1868 г. взял Самарканд и, завладев долиною Заравшана, который снабжает водою всю Бухару, принудил эмира к сдаче. Договор 18 июня того же г. был, фактически, экономической аннексией Бухары, на территории которой русский капитал был поставлен в исключительно привилегированные условия, номинальная политическая независимость эмира была сохранена, главным образом, опять-таки, для того, чтобы не раздражать Англии, где общественное мнение было сильно возбуждено движением русских войск на юг, к границам Афганистана и Индии. Хотя от этих границ русские были еще очень далеки и отделены от них притом труднопроходимыми горными цепями, некоторые английские публицисты (Раулинсон) усматривали в экспедициях Черняева и Кауфмана подготовку к походу на английскую Индию. Но условия завоевания скоро заставили русское правительство и в этом случае отступить от первоначальной осторожной политики. Первое время туземное население относилось довольно равнодушно к русскому завоеванию. Но такие факты, как разгром Самарканда, векового священного центра Средней Азии, необычайно строгие меры, которыми охранялась безопасность победителей (целые деревни сжигались за одно мертвое тело русского, найденное в окрестностях), — все это мало-помалу должно было вызвать народное брожение. Мусульманское духовенство начало проповедь священной войны. Центрами агитации, естественно, стали области, еще не подпавшие русскому господству, прежде всего Хива. Несмотря на формальное обещание русского правительства не завоевывать Хивы, лежащей на южном, с английской точки зрения «афганском», берегу Амударьи, Хива была в мае 1873 г. взята войсками генерала Кауфмана. Хану и здесь была оставлена тень политической самостоятельности, но экономическая аннексия была проведена еще полнее, чем по отношению к Бухаре, часть хивинской территории была прямо присоединена к России; одним из условий договора хан был обязан выдавать укрывающихся у него агитаторов. Брожение, однако, достигло таких размеров, что власть ханов была перед ним бессильна; кокандский хан за свою лояльность по отношению к России был низвергнут местным населением и должен был бежать в русские пределы. Восстание пришлось усмирять русским войскам (ген. Скобелева, см.), успех которых сам собой повел к аннексии всего ханства, переименованного в Ферганскую область. Все это в сильнейшей степени способствовало обострению русско-английских отношений, выразившемуся в кризисе 1877-78 гг. (см. Россия — внешняя политика). Результатом этого кризиса было появление русского посольства в Афганистане и русской военной экспедиции в Закаспийском крае (см. текинцы), на дороге к Мерву и Герату, «воротам Индии». В 1884 г. Мерв стал русским, что снова едва не вызвало русско-английской войны (см. там же). В эти годы поход на Индию, несомненно, был в сфере военных возможностей, но осложнения на западной русской границе остановили движение в Средней Азии на границах Афганистана (окончательно русско-английские отношения в Средней Азии были урегулированы конвенцией 31 августа 1907 г.). В восточном Туркестане Россия даже несколько отступила: северо-западный его угол, Кульджа, занятая русскими войсками в 1871 г., была ими очищена 10 лет спустя.

Литература: Woeikof, «Le Turkestan russe», Paris. 1914. Huntignton, «The Pulse of Asia», Lond. 1907. Herrmann, «Die alten Seidenstrassen», Berl. 1910. М. А. Stein, «Ancient Khotan», Oxford, 1907, 2 vols (краткое изложение в «La Geоgraphie», vol. XX, 1909). Бартольд, «Туркестан в эпоху монгольского нашествия», ПБ. 1900. Eгo же, «Nachrichten über d. Aralsee», Leipzig. 1910. Куропаткин «Завоевание Туркестана», ПБ. 1899.

- ↓ орда. османы. сипаи. Индия: варны: брахманы. кшатрии. вайшии. шудры … Идеографический словарь русского языка

Традиционно подразделяется на пять периодов: античность, исламский период, османское правление, итальянское правление, современный период. Содержание 1 Доисторический период 2 Ранний исторический период … Википедия

История (греч. Ιστορία, «исследование») сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом, знание о котором прежде всего черпается из… … Википедия

История Вьетнама … Википедия

Содержание 1 Эпоха Палеолита 2 Эпоха Мезолита 3 Эпоха Неолита … Википедия

Палеолит Дзёмон … Википедия

Это статья о научной дисциплине. О процессе развития человеческого общества см. Всемирная история. У этого термина существуют и другие значения, см. История (значения). Портал « … Википедия

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Содержание 1 Доисторическая Анатолия 1.1 Палеолит и мезолит 1.2 Неолит … Википедия

Хронологическая Европа в каменном веке Европа в бронзовом веке Античность Средние века Эпоха Возрождения Новое время Европейский союз Эта статья посвящена истории Европейского континента. Содержание … Википедия

Книги

  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение , . Издание 1982 года. Сохранность хорошая. Учебник охватывает историю изобразительного искусства и архитектуры зарубежных стран от периода средних веков до эпохи Возрождения. В нем…
  • История письма , Иоганнес Фридрих. Издание 1979 года. Сохранность хорошая. в книге излагается теория и история письма, анализируется проблема его происхождения и развития. Рассматриваются практическипочти все письменности…

Так уж получается чисто исторически, что континент расположен на одном общем материке с такой частью Земного шара, как Европа. Исходя из этого, некоторая часть территории стран расположенных на Евразийском континенте, частично географически принадлежат Азии, а частично той же Европе. В частности такого рода двойственностью «страдают» такие государства, как Казахстан, Турция и Россия. Так, что если вы планируете совершить путешествие по этим странам, то вы можете получить уникальную возможность побывать сразу в двух частях света, Европе и Азии.

При этом стоит отметить, что в Азии расположены государства, имеющие наибольшую численность населения на Планете на сегодняшний день. А именно это Индия и Китай, на территории, которых проживает более одного миллиарда населения. А помимо этого эти же страны имеют наиболее древнюю тысячелетнюю культуру. Так, что любое путешествие по этим странам Азии предоставит вам возможность воочию увидеть не только их современные достижения, но и их древнюю культуру.

Страны Азии

Планируя свое путешествие в страны Азии , в обязательном порядке стоит помнить, что многие из них довольно существенно отличаются по своим национальным традициям и религиозным предпочтениям от того, что мы привыкли в Европейской части этого континента. В частности практически все страны Азии в основном являются мусульманскими странами, что предполагает довольно строгие правила поведения в обществе и особенно это касается женской половины путешествующих в эти страны Азии.

Части света Азии

На сегодняшний день после целого ряда парада суверенитетов, произошедших в основном в первой половине минувшего столетия, страны Азии насчитывают сорок десять независимых государств, которые расположены на данной территории. При этом данная цифра не включает пяти государств в основном расположенных в Западной Азии , которые на сегодняшний день являются юридически не признанными государствами со стороны мирового сообщества. Так, что все эти страны расположенные на той или иной части света Азии имеют свою довольно сложную историю.

В частности это касается таких государств, как Республика Абхазия, Республика Нагорный – Карабах и Южная Осетия, которые были образованы в результате аннексии отдельных территорий иных независимых стран, таких как Грузия и Азербайджан. Помимо этого еще два непризнанных государства расположены в Центральной Азии . В частности это Республика Кипр, который в результате гражданской войны был поделен на два территориальных образования имеющих относительно независимую юрисдикцию и территорию являющуюся частью суверенной территории Турции.

И практически аналогичная ситуация в Восточной Азии, где уже на протяжении более семидесяти лет существует такое государство, как Китайская Республика, которую чаще называют Тайванем. И хотя, на протяжении последних семидесяти лет спор о принадлежности этого островного государства Китаю так и не нашел юридического решения, Китайская Республика, как независимое государство.

При этом стоит отметить, что, не смотря на то, что Средняя Азия в этом плане выглядит более или менее благополучно, но и в этой части Евразийского континента имеют место скрытые территориальные споры и притязания, которые не имеют такого ярко выраженного противостояния тех или иных государств.

Карта Азии

По существующей, у туристических агентств и операторов этого рынка, статистике, практически две трети путешественников по Азии предпочитают совершать свои вояжи в те страны, которые имеют развитую туристическую инфраструктуру. Что как минимум, предполагает помимо комфортабельных отелей и развитого транспортного сервиса, наличие довольно широкого спектра развлечений и достопримечательностей. Однако небольшая путешественников имеет несколько иные предпочтения, а именно путешествия по экстремальным маршрутам, пролегающим не только в горах этой части Евразийского континента, но и в таких его частях, как пустыня Гоби. И здесь без подробной карты Азии просто не обойтись, даже если у вас и есть самый современный навигатор.

Тур по Азии

Существенным отличием современных путешественников по Азии является то обстоятельство, что в середине, того же минувшего столетия, добраться до практически любой точки этой части Евразийского континента было довольно проблематично, ведь в те годы, не так сильно была развита та же гражданская авиация и железнодорожный транспорт. А вот на сегодняшний день любой тур по Азии является общедоступным и зависящим исключительно от вашего желания и финансовых возможностей.

История Азии

Исходя из существующих исторических документов, подтвержденных археологическими находками история Азии , имеет для всего современного человечества, довольно исключительное значение, ведь по одной из научных версий распространение первобытного человека по всей планете началось именно с Азиатской части нашей Планеты. И хотя это несколько спорная теория, но в любом случае предпринять путешествие по таким вот историческим местам Китая или Индии, даст любому почитателю истории самые незабываемые впечатления.

Новости Азии

И если вы действительно планируете в ближайший свой тарифный отпуск, предпринять путешествие по станам Азии, то довольно не лишне будет поинтересоваться последними событиями в этой части Евразийского континента и в этом плане, последние новости Азии . Которые на сегодняшний день, можно почерпнуть не только из печатных изданий, но и из интернета. Что в свою очередь, как минимум даст вам возможность, не попасть в неблагоприятную ситуацию для беззаботного времяпровождения, хотя бы в части погоды.

ДРЕВНЯЯ АЗИЯ

Пергам – великий город древности

Немецкий инженер Карл Хуман приехал в Турцию по приглашению султана строить мосты и дороги. Хуман нанял сорок землекопов, вместе с ними поднялся на гору и первым ударил заступом в сухую, потрескавшуюся землю... Вот так, во время строительных работ, был открыт древний Пергам и величайший памятник эллинистического искусства Алтарь Зевса.

Пергам считался третьим по величине городом античного мира (после Рима и Александрии). Он прославился своей великолепной архитектурой, библиотекой, которая соперничала с александрийской, музеем скульптуры, научными школами и крупнейшим центром театрального искусства.

Этот великолепный город появился на свет в результате банального предательства. После смерти Александра Македонского один из его сподвижников, Лисимах, захватил почти всю казну бывшего завоевателя мира, состоявшую из бесчисленных сокровищ, награбленных когда-то в Персеполе, Индии и Вавилоне. Для хранения казны коварный Лисимах избрал подземелья небольшой, неприступной крепости Пергам на вершине скалы. По сей день там сохранились вырубленные в твердом камне коридоры, где были сложены драгоценности македонского царя. Лисимах доверил охрану сокровищ своему слуге – евнуху Филетеру. Но слуга, в свою очередь, присвоил казну и, чтобы ее удержать, перешел на сторону Селевка I, врага Лисимаха. Все эти события происходили в 287 г. до н.э.

При царе Аттале I, потомке Селевка, в 240 г., Пергам осмелился провозгласить независимость, однако для верности заключил союз с Римом и в дальнейшем показал себя его верным союзником.

Алтарь Зевса из Пергама

Пергамское царство стало самым сильным в Малой Азии, но величие государства и его царей Атталидов было недолговечным. В 133 г. до н.э. Аттал умер бездетным, завещав царство римлянам. Странное решение царя вызвало бурю эмоций, но что можно было ожидать от мизантропа и жестокого тирана, который в свободное время занимался выращиванием ядовитых растений.

Столица Атталидов находилась в 30 км от Средиземноморского побережья и располагалась на трехсотметровой скале, разделявшей два притока реки Каик – Селинунт и Кетий. Со временем выступы скалы были превращены в просторные террасы. Фактически греческие архитекторы построили три города один над другим, соединив их лестницами с бельведерами и террасами, несущими двухэтажные портики, удачно вписавшиеся в пейзаж.

В верхнем городе, административном квартале, находилась двойная агора – площадь с храмом Диониса. На его верхней площадке стоял большой алтарь Зевса и Афины – здание замечательное как своими размерами, так и красотой скульптурного убранства, а также святилище Афины Паллады, ограниченное с двух сторон портиками. На той же площадке еще располагалась библиотека, а на самом верху – дворец и обширный арсенал. Немного ниже под террасой размещался театр.

В среднем городе находился великолепный гимнасий, учебно-просветительское учреждение для знатных юношей, построенный на разных уровнях, соединенных широкими лестницами и подземными переходами, а также храмы Деметры и Геры. Нижний город с обширной площадью, окруженной двухэтажной колоннадой, был торговым центром и обителью большей части 120тысячного населения.

Своим богатством, успехами и славой Пергам обязан был не только торговле, но главным образом наличием богатейших угодий, где выращивали хлеб, оливы, виноград, а также занимались селекционным животноводством. В самом Пергаме производили благовонные масла, тонкое льняное полотно и золотую парчу, а также «бумагу» собственного изобретения – пергамент. Народ жил богато, и свободные граждане ежедневно благодарили за это богов.

Жители Пергама не поскупились и возвели самый богатый в греческом мире алтарь, посвященный Зевсу. Он представлял собой помост из белоснежного мрамора, квадратный в плане. Вдоль трех стен шла мраморная лента рельефа, а с четвертой лестница вела на окруженную колоннадой площадку. На площадке находился мраморный жертвенник. Рельефный фриз Пергамского алтаря изображает битву богов с гигантами. Ваятели Пергама создали великолепный фриз, который украшал алтарь и воспроизводил схватку богов и восставших против них гигантов. Фигура Зевса превосходит остальные величиной и силой. Вооруженный молнией, верховный бог ведет бой сразу с тремя гигантами. Громовержец сокрушает своих врагов, и они гибнут в страшных мучениях. Алтарь уже в свое время был признан выдающимся произведением искусства.

Славу городу принесла также знаменитая библиотека. В прохладных залах в мраморе стен были устроены выложенные кедром ниши. В них хранили 200 тысяч свитков с творениями греческих философов и поэтов, трудами географов, священными книгами персидских, египетских и иудейских жрецов.

Глава Пергамской библиотеки ученый Кратес Малосский первым в мире выдвинул гипотезу о расположении на поверхности шарообразной Земли четырех массивов суши, разделенных полосами океанов. Около 168-165 гг. до н.э. он изготовил большой глобус, на котором изобразил четыре массива суши, симметрично расположенные по отношению друг к другу: в Северном полушарии он поместил известную грекам Ойкумену (обитаемую землю) в виде развернутого плаща и землю пэриеков («рядом живущих») – прообраз Северной Америки; по другую сторону экваториального океана, занимавшего широкую полосу между тропиками, были помещены земля антеков – прообраз Австралии и рядом с ней земля антиподов – прообраз Южной Америки.

До начала XX в. жители турецкого города Бергама и не подозревали, что живут на руинах великого города Древнего мира, они ими просто не интересовались. Более того, куски мрамора со следами скульптурных изображений, которые выкапывали турецкие крестьяне, пережигались ими на известь.

Пергамский алтарь – одно из сокровищ великого города Древнего мира. В библиотеке во множестве хранились рукописи по медицине, ведь Пергам считался центром медицинской науки и врачевания. Горожане возвели за стенами города лечебницу и украсили ее многозначительной надписью: «Во имя богов, смерти вход запрещен». Больные принимали ванны в отделанных бронзой бассейнах, пили целебные воды, а руки искусных массажистов и благовонные притирания возвращали силу ослабевшим мускулам. В здравнице можно было отдохнуть в тени галерей, сидя на каменных скамьях или прислонившись к колонне. Под сводами здесь были скрыты особые рупоры и через них доносились голоса невидимых врачей-психотерапевтов. Они убеждали больных забыть свои недуги, не думать о горестях и физических страданиях, подавлять болезнь силой собственного духа.

В 133 г. Пергам сделался столицей римской провинции Азия, и римские правители также не жалели денег на украшение города. На Акрополе вырос гигантский храм императора Траяна. Каждая его колонна была вдвое выше храма Афины, стоявшего рядом.

В III в. на террасе театра возник храм в честь императора Каракаллы, который приезжал лечиться у знаменитых пергамских врачей. Этот храм был невелик, но зато отделан драгоценным цветным мрамором.

Римляне построили в Пергаме еще два театра на 25 и 35 тысяч зрителей, так что в городе стало больше театральных мест, чем зрителей.

Но в 713 г. замечательный малоазийский город был разрушен арабами. Пергам, который, по словам историка Плиния Старшего, являлся «учителем Рима», ушел в небытие навсегда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции