Научная парадигма. Понятие «парадигма
Парадигма – это фундаментальная концепция, принятая в конкретном научном сообществе, в определенной области знания.
Что такое научная парадигма
Впервые, определение парадигмы в науку философию было введено Т.Куном – американским научным историком. Именно он обратил внимание на смену научных парадигм в истории науки. Научная парадигма – это сочетание достижений науки признаваемых научным сообществом, в определенный временной период, что в дальнейшем послужит образцом для новых исследований. Примерами научной парадигмы являются: Электродинамика Максвелла, астрономия Птолемея, механика Ньютона и многое другое.
В исследуемой области парадигма всегда обеспечивает себе общественное признание. Её создатели со своими уникальными опытами, в будущем всегда появляются на страницах учебников и пособий, по которым усваивается данная наука. Новая парадигма всегда задает определенную картинку мира, показывая всем проблемы со смыслом и решением.
Все что не попадает в очерченный ею круг, с точки зрения её приверженцев, не заслуживает рассмотрения. Парадигма всегда привязана к своим научным исследователям, а также к сообществу в целом, так как является научным субъектом деятельности.
Т.С.Кун в своих работах отмечает и другие понятия того, что такое парадигма, отображающие её суть, а также уточняющие и дополняющие основное понятие. В частности « дисциплинарная матрица» о которой Кун часто говорит в своих работах, а именно объединенные филосовско-методологические предпосылки в конкретной научной дисциплине. Эти предпосылки обеспечивают способ, который постепенно формулируется только с помощью совместной деятельности ученых конкретного объединения.
Объясняя понятие «дисциплинарная матрица» - Кун имеет в виду совокупность предписаний и элементов норм, которые предъявляются в целом ко всей научной деятельности ученого, что можно считать образцом или штампом. Он выделяет в ней следующие компоненты:
- Метафизические части в парадигме – это модели начиная от онтологических и заканчивая эвристическими, которые обеспечивают аналогами и метафорами всех ученых данной группы, помогая выявить проблемные вопросы и способы их решения.
- Формализованные предписания, а именно тематические и логические формулы которые выступают в виде определений или законов в данной области знаний.
- Ценности – это основы, благодаря которым происходит единство в конкретном научном сообществе.
Научное сообщество – это группа ученых, принимающих общую парадигму, которая раскрывает механизм преобразования науки.
Что такое парадигма образования
На данном этапе времени происходит смена парадигм: человек вооруженный знаниями сменяется человеком способным саморазвиваться, мыслить творчески и активно, а также постоянно физически и интеллектуально самосовершенствоваться.
Большинство педагогов твердо убеждены что объем учебного материала который передается учащимся должен соответствовать их предшествующей подготовки, а также умственным и возрастным способностям. Чтобы достигнуть более высокого уровня развития, ученику необходимо мобилизовать свои силы. Ведь обеспечить себе максимальный уровень подготовки, можно только скооперировав свои способности и силы для овладения знаниями.
Дидактика традиционно считает, что путь от частного к общему, способен формировать у учащихся определенные взгляды и убеждения. Хотя педагогическая практика показывает более вероятную и эффективную возможность в формировании понятий у учеников – от абстрактного к конкретному, что обеспечивает более эффективное формирование мышления.
Тема 2. Научные парадигмы
1.Понятие парадигмы.
2.Три научные парадигмы.
Понятие парадигмы.
В последнее время в лингвистической литературе признаком научности и эрудиции стало употребление терминологического сочетания ‘научная парадигма’, которое фактически превратилось в своеобразную «проформу», заменяющую собой различные понятия.
Как правило, в лингвистике научной парадигмой называют какой-либо метод, теорию или подход к изучению языка, что не совсем точно отражает смысл, вкладываемый в понятие парадигмы его автором Т. Куном1. По данным С. Маасен и П. Вейнгарта2, только около 10 % авторов научных статей в области гуманитарного знания, в заглавии которых есть слово ‘парадигма’, ссылаются на Т. Куна.
В связи с этим представляется актуальным рассмотреть историю возникновения и развития понятия ‘научная парадигма’, его семантический диапазон, применимость к лингвистическим исследованиям, существующие парадигмы лингвистического знания, а также современную парадигму описания языка.
История вопроса: парадигма – дисциплинарная матрица – эпистема – стиль мышления – научно-исследовательская программа
Понятие научной парадигмы было введено в научный обиход американским историком Томасом Куном. В своем труде «Структура научных революций» Т. Кун раскрывает глубокие связи науки и общества в их историческом развитии3. Т. Кун разработал понятие научного сообщества как логического субъекта научной деятельности. Научное сообщество у Т. Куна имеет единую систему стандартов – парадигму , которую исследователь может принять без доказательств. Парадигма – это научные достижения, признанные всеми членами научного сообщества и являющиеся моделью постановки проблем и их решения 4. Парадигмы включают законы, теории, способы применения, необходимое оборудование. Формальными признаками научного сообщества выступают концептуальные модели, общие утверждения, ценностные установки, образцы решения конкретных задач и проблем5. Такой подход означает подход к науке как традиции.
Основной формой существования науки, по Куну, является нормальная наука, в которой ученые работают в русле одной парадигмы. Они не создают новых теорий, а углубляют и расширяют имеющиеся знания. Однако в процессе развития научного знания возникают кризисные ситуации, требующие пересмотра парадигмы. В таких условиях нормальная наука порождает экстраординарную науку, в рамках которой происходит переосмысление существующей парадигмы и переход к новой в результате научной революции. По мнению Т. Куна, выбор новой парадигмы не является однозначно детерминированным, а осуществляется в значительной степени случайно под воздействием посторонних факторов. Т. Кун сравнивает это явление с возникновением новой религии, как иррациональный акт веры.
Во втором издании своей книги Т. Кун сужает понятие парадигмы до образцовых (достойных подражания) достижений прошлого и вводит новое понятие дисциплинарной матрицы , под которым он понимает всю совокупность убеждений, ценностей и приемов, разделяемых членами данного сообщества 6, то есть фактически заменяет им первоначальное понятие парадигмы. Следует отметить, что терминологическое сочетание ‘дисциплинарная матрица’ не получило признания в научном сообществе и практически
не используется, в то время как термин ‘парадигма’ перешел в разряд эпонимов7.
Хотя Т. Куну не удалось раскрыть механизм формирования новых теорий и взаимодействия нормальной и экстраординарной науки, его концепция смены научных парадигм внесла существенный вклад в историю и философию науки.
Одновременно с парадигматическим направлением Т. Куна во Франции развивается эпистемологическое направление в историографии науки, основоположником которого стал философ, теоретик культуры и историк М.Фуко. По мнению М.Фуко возникновение и развитие различных теорий и гипотез определяется исторически изменяющимися призмами видения природных и социальных процессов. Эти призмы видения М. Фуко называет эпистемами 8. Нетрудно заметить определенное сходство между парадигмами знаний Т. Куна и эпистемами М. Фуко.
Во второй половине XX века в связи с развитием истории науки было сформулировано еще одно общее для науки, искусства и языка понятие ‘стиль мышления, миропонимания’ , которое использовалось наряду с парадигмой Т. Куна и эпистемой М. Фуко. Под стилем мышления М.Борн понимает «общие тенденции мысли, изменяющиеся очень медленно и образующие определенные философские периоды с характерными для них идеями во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в науке»9. Таким образом, будучи заимствованным физикой и историей науки, и без того многозначное слово «стиль» получило еще одно значение ‘определенного периода в развитии науки с характерными для него идеями’.
Дальнейшее развитие процессы изменения научного знания и формирования новых теорий получили в концепции научно-исследовательских программ английского философа венгерского происхождения И. Лакатоса. И. Лакатос предложил в качестве основной единицы развития научного знания научно-исследовательскую программу .
Научно-исследовательская программа содержит «жесткое ядро», которое признается неопровержимым. В состав ядра входят философские принципы, которые рассматриваются в качестве эвристического основания. Программа имеет «защитный пояс», так называемую область «негативной эвристики», которая состоит из вспомогательных гипотез и соответствующих действий ученых, снимающих противоречия. В программу включается также область «позитивной эвристики», или свод методологических исследовательских правил, которые указывают на перспективность или бесперспективность дальнейшего исследования. Научно-исследовательская программа представляет собой не изолированную теорию, а ряд модифицированных теорий, в основе которых лежат общие исходные принципы.
Вытеснение одной программы другой происходит в результате научной революции. Выбор между программами осуществляется рационально , на основе того, что одна из программ признается прогрессирующей, а другая – регрессирующей. Прогрессирующая программа должна успешно предсказывать новые факты, а ее теоретический рост должен превышать эмпирический. Источником развития науки, по Лакатосу, выступает конкуренция научно-исследовательских программ . И. Лакатосу удалось объяснить непрерывность в развитии теоретического знания, его относительную независимость от эмпирического процесса развития науки в виде прогрессивного сдвига проблем, сопровождающегося ростом их эмпирического базиса.
Однако, несмотря на явные преимущества теории научно-исследовательских программ И. Лакатоса над парадигмой Т. Куна, эпистемой М. Фуко, стилем мышления М. Борна, научное лингвистическое сообщество предпочитает использовать привычное понятие научной парадигмы в ее первоначальной трактовке как признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений 11. Это можно объяснить как удобством использования известного понятия ‘парадигма’ в применении к лингвистике, его краткостью, так и определенной инертностью мышления, а, возможно, и недостаточной информированностью ученых. Фактически же под парадигмой в лингвистике понимают определенный подход, теорию или метод лингвистического исследования, получившие широкое признание в лингвистическом сообществе.
Научная парадигма по Т.Куну и гуманитарное знание
Весьма важным для определения парадигмы знания является его отнесенность к естественному или гуманитарному типу. У Т. Куна научное знание развивается по-разному в «научных» и «ненаучных» дисциплинах. Научные (естественные) дисциплины развиваются в рамках единой парадигмы, общей для всех членов научного сообщества, в то время как для «ненаучных» (гуманитарных) дисциплин характерно множество одновременно развивающихся методологических и концептуальных направлений и, как следствие этого, постоянная критика фундаментальных теоретических положений.
Т. Кун относил гуманитарные дисциплины к «ненаучным». Такого же мнения придерживаются и ряд других ученых12.
Подобное отношение к гуманитарному знанию объясняется тем, что слово science (как в английской, так и во французской культурно-лингвистических средах) применяется, главным образом, для описания исследовательских практик естественных и точных наук, т. е. того, что И. Кант называл «чистым разумом». Иначе говоря, западные эквиваленты слова ‘наука’ уже содержат в себе невысказанное, но подразумеваемое дополнение – [о природе].
В данном случае, на наш взгляд, имеет место подмена общего понятия ‘наука’ понятием ‘естественные науки’, что вряд ли правомерно. «Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания»14. Это определение распространяется как на естественные, так и на гуманитарные науки. Безусловно, методы и аппарат естественных наук отличаются от методов и аппарата наук гуманитарных, что, тем не менее, не мешает относить последние к наукам.
Т. Кун признавал, что позаимствовал само понятие парадигмы из гуманитарных наук. Что касается его применения по отношению к гуманитарным наукам, то, по мнению Т. Куна, это возможно только в аспекте их общего развития как последовательности периодов развития в рамках определенной традиции , прерываемых новыми нетрадиционными включениями. В аспекте же единства взглядов, так называемого научного консенсуса, ни одна из гуманитарных наук, по мнению Т. Куна, не имеет ничего подобного по сравнению с «настоящими» науками.
Это дает повод как для резкой критики самой идеи применения понятия парадигмы к истории лингвистики15, так и для определенных сомнений в применимости этого понятия к лингвистике современной16.
Следует отметить, что замечание Т. Куна об отсутствии единой парадигмы и множестве методологических и концептуальных направлений в гуманитарных науках не лишено оснований. Подобная множественность вызвана объективными причинами, прежде всего, сложным объектом исследования (человек, язык, общество, культура и т. д.), не предполагающим однозначного толкования. Мы считаем, что в силу этого понятие парадигмы гуманитарного знания не может быть столь закрытым, как понятие парадигмы естественного знания, и должно учитывать объективную множественность. На наш взгляд, перефразируя Т. Куна, парадигма гуманитарного знания – это признанные частью научного сообщества научные достижения, которые в течение определенного времени дают этой части научного сообщества модель постановки проблем и их решений. Исходя из этого, представляется вполне правомерным говорить о полипарадигмальности гуманитарного, в том числе лингвистического, знания.
Термин «парадигма» происходит от древнегреческого слова «paradeigma», которое переводится как «пример, модель, образец». Существуют парадигмы абсолютные, научные, государственные, личные и общепринятые. В данной статье анализируется понятие «научная парадигма». Это понятие было введено в литературу в 1960-е годы американским философом и историком науки Т. Куном.
Научная парадигма это система нескольких фундаментальных теорий, которые в течение некоторого времени направляют развитие человеческой науки. Примерами таких теорий являются астрономия Птолемея, механика Ньютона, геометрия Евклида, теория эволюции Дарвина, теория атома Бора, теория относительности Эйнштейна и др. Подобные универсальные теории создаются талантливыми учёными, которые с их помощью доступно для всех образованных людей объясняют ранее непонятные явления окружающего мира. Проверенные практикой теории закрепляются в научных статьях, рефератах, диссертациях, научно-популярных изданиях, а затем вносятся в учебники всех уровней. Таким способом новая научная идеология – парадигма - распространяется и закрепляется в сознании людей. На протяжении какого-то времени она определяет круг наиболее важных для современной науки проблем и способы их решения. Все вопросы, не попадающие в сферу господствующей парадигмы, объявляются несущественными и рассмотрению не подлежат.
Любая научная парадигма зависит от уровня развития общества: низкий уровень общественного сознания не примет научную парадигму, разработанную мыслителем, опередившим своё время. Примером тому являются судьбы сербского электро- и радиотехника Н.Теслы (1856-1943) и русского учёного-космиста К.Э. Циолковского (1957-1935). Если же научная парадигма соответствует уровню развития общественного сознания, её признаёт большинство учёных, и тогда она становится официальной научной идеологией, объединяющей вокруг себя основную массу исследователей.
В каждом конкретном обществе существует только одна научная парадигма, которую принимают, развивают и защищают практически все входящие в научное сообщество учёные. Люди, которые по каким-либо причинам начинают исследовать несущественные, на взгляд научного сообщества, вопросы, как правило, теряют материальную поддержку государства и становятся в науке изгоями.
Современная научная парадигма
Существующая в настоящее время научная парадигма основывается на глобальных теоретических исследованиях выдающихся для своего времени философов и учёных – Юрия Лотмана (1922-1993), Барри Смита (р.1950), Чарльза Дарвина (1809-1882), Ивана Павлова (1849-1936) Нильса Бора (1985-1962), Альберта Эйнштейна (1879-1955) и многих других. В её основе лежат следующие основные идеологические принципы:
· Материя первична, сознание вторично.
· Мир познаваем.
· Вселенная и жизнь никем не созданы. Они возникли в результате случайного стечения обстоятельств.
· Физическая материя – единственная форма существования живой и неживой природы.
· Жизнь – уникальное явление, которое существует только на Земле.
· Человек произошёл от обезьяны.
Развитие человеческого знания
Человеческое общество развивается этапами. На каждом из этих этапов человек сталкивается с непонятными явлениями окружающего мира, изучает их и пытается объяснить. Попытки такого изучения и объяснения природы и общества могут основываться на донаучном, научном и вненаучном мировоззрениях.
Донаучный этап общественного развития включает в себя периоды донаучный и преднаучный, которые существовали на этапе первобытного общества. Донаучные знания о мире обычно отражаются в мифологии, которая объединяет в себе реальные знания и сказочные, нереальные попытки их интерпретации. На этапе донауки мир расчленён на физический и потусторонний. Между этими мирами существует тесная связь: человек может путешествовать как по земле, так и по уровням и пространствам потустороннего мира, где встречается с умершими предками, получает недоступные на земле знания и применяет их в земной практике. На этом этапе идёт сбор информации, её накопление и сохранение. Наука как таковая не существует.
Преднаучный этап – эпоха древних цивилизаций (Месопотамия; Древние Египет, Китай, Индия; античный мир). Накопленные и сохранённые к этому времени знания достигают значительного объёма, жизненный опыт человечества также достаточно велик; наступает момент, когда информация должна быть «разложена по полочкам» и обдуманна. Зарождаются и начинают развиваться научные дисциплины, и первой из них становится философия.
Вскоре от философии отпочковываются – медицина, математика, астрология и некоторые другие дисциплины. Преднаука ещё связана с религиозно-мифологическим мировоззрением, она не является самостоятельной и имеет прикладной характер, то есть развивается только в интересах практической деятельности человека. В этот период знания превращаются в предмет поклонения и становятся монополией жрецов. Реальные знания о мире смешиваются с магией и приобретают сакральный (тайный) характер.
Колыбелью современной науки считаются Древняя Греция, особенно этап её наивысшего развития (6-4 века до нашей эры), а также Древний Рим (Ш век до н. э. – 1 век н.э.). Греки заимствовали знания у египтян, вавилонян, учёных Древней Индии. Это позволило им обобщить огромный объём информации, систематизировать его и приступить к поискам научных доказательств. Не случайно именно в Древней Греции появились термины – лемма, теорема, аксиома.
Однако перейти к научному интерпретированию знаний античные учёные не смогли. Вплоть до ХУП века в преднаучном знании эксперимент и практический опыт не признавались и, за редким исключением, не использовались. Человеческие чувства и основанные на них представления считались грубой формой познания. Учёные опирались прежде всего на интуицию и божественное откровение, под которым мы понимаем сегодня связь с Информационным Полем Земли.
Кроме того, не было ещё чёткого разделения знаний по конкретным наукам, одно и то же явление изучалось и объяснялось с позиции нескольких дисциплин. В отличие от донаучного периода античная преднаука не связывала свои исследования с практической деятельностью человека, поэтому получаемые ею знания не проверялись на практике. В науке всё ещё преобладал интерес к государству, политике и праву.
Наука как одна из форм общественного сознания начала формироваться в эпоху Возрождения (ХУ1 век) и окончательно сложилась на протяжении ХУП века. У её истоков лежат труды английского философа-материалиста Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и английского математика, физика и астронома Исаака Ньютона (1643-1727).
К этому времени научная работа постепенно превращается в профессиональную деятельность, в обществе возникает и начинает быстро расти слой научной интеллигенции. Латынь перестаёт считаться научным языком, её место занимают национальные языки. Основой любой исследовательской деятельности становится эксперимент, подтверждающий или опровергающий теоретические положения. И только эксперимент теперь считается мерилом правильности сделанных выводов.
В отличие от сакрального знания преднауки, все полученные знания достаточно широко распространяются среди образованной части общества. Кульминацией этого стремления к популяризации научного знания становится знаменитая «Энциклопедия», составленная и опубликованная французскими просветителями во второй половине ХУШ века (1751-1780). Этот труд собрал воедино всё знание, накопленное человечеством к тому времени.
Начиная с середины ХХ столетия, скорость научно-технического развития человеческой цивилизации по сравнению с предшествующими периодами резко возросла, а за последние 60 лет наука совершила настоящий прорыв в ряде областей научного знания. Возникли и начали быстро развиваться новые научные отрасли. В одной только физической науке их множество: астрофизика, математическая физика, медицинская физика, квантовая физика, физика плазмы…
В короткие сроки учёным удалось значительно расширить диапазон знаний о Космосе (открытие пульсаров и нейтронных звёзд, подтверждение существования антивещества, тёмной материи и тёмной энергии). Быстро совершенствуются методы изучения Вселенной (полёт человека на Луну, создание космических орбитальных и межпланетных станций).
Благодаря научным открытиям, совершён рывок в развитии и совершенствовании системы получения и обработки информации (Интернет, флешь-память). Впечатляют успехи науки в области связи (сотовый и видеотелефоны), в медицине (пересадка сердца и создание его искусственного заменителя, открытие эмбриональных стволовых клеток), в быту и сфере отдыха.
Однако в настоящее время земная наука столкнулась с целым рядом проблем, исследовать и объяснить которые на базе существующей сегодня научной парадигмы она не может. Как образовалась ячеистая структура Вселенной? Что такое «тёмная материя» и «тёмная энергия»? Существуют ли в действительности торсионные поля? Какова природа эфира? Научно обоснованных ответов на эти вопросы нет.
Вненаучное знание – это такой вид научной деятельности, в процессе которого учёные для получения новой информации используют не только методы и средства, допускаемые существующей в данный момент научной парадигмой, но и запрещённые ею возможности.
Вненаучное знание стремится изучать мир всеми доступными для человека способами. Так, в настоящее время основой любого академического исследования считается научный эксперимент с последующим наблюдением за полученными результатами. Учёный должен увидеть и потрогать руками результаты своего исследования. Но явления Тонкого Мира (ауру человека, биополя животных и растений) рядовой исследователь ни увидеть, ни потрогать не может, поэтому ясновидение, яснослышание и другие формы более развитого сознания в качестве методов исследования современной научной парадигмой запрещены.
Однако эти методы на практике всё активнее доказывают свою научную состоятельность, поскольку их исследования и выводы, при наличии специальной аппаратуры, подтверждаются самой же академической наукой. И нужно сказать, что техническое оснащение современного знания достигло такого высокого уровня, что позволяет приступить к исследованию ранее недоступных для человека уровней материального и нематериального мира.
Наиболее передовые представители академического сообщества начинают понимать необходимость объединения методов академического знания (научный эксперимент, наблюдение) с возможностями вненаучных способов исследования при условии чёткого контроля за полученными результатами с помощью новейшей аппаратуры.
Одновременно, учёные - энтузиасты убеждаются, что современная наука должна изучить весь предшествующий опыт человечества, объединяемый сегодня термином «Древние Знания », и активно использовать его в научном изучении мира, так как многие сведения этого ранее утерянного пласта информации начинают подтверждаться на практике.
Всё это вызывает резкий протест со стороны защитников существующей ныне научной парадигмы, и протест этот часто принимает формы открытой борьбы. Однако эволюционное развитие природы и человеческого общества остановить невозможно, поэтому в недрах старой академической науки сегодня формируется новая научная парадигма, базовым принципом которой должно стать единство эксперимента и вненаучных способов получения информации.
Продолжение следует.
от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое распространение после выхода в свет кн. амер. историка науки Т. Куна “Структура научных революций” (1962).
К настоящему времени понятие “П.” еще не получило точного значения, однако в самом общем смысле П. можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, пользующихся всеобщим признанием и в течение какого-то времени направляющих научное исследование. Примерами подобных теорий являются аристотелевская динамика, птолемеевская астроно-„ия, механика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория атома Бора и т.п. П. воплощает в себе бесспорное, общепризнанное знание об исследуемой области явлений. Однако, говоря о П., имеют в виду не только некоторое знание, выраженное в принципах и законах. Ученые - создатели П. - не просто сформулировали некоторую теорию или закон, при этом они решили еще одну или несколько важных научных проблем и тем самым дали образцы того, как нужно решать проблемы. Оригинальные опыты создателей П. в очищенном от случайностей и усовершенствованном виде затем входят в учебники, по которым будущие ученые усваивают свою науку. Овладевая в процессе обучения этими классическими образцами решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основоположения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой исследования тех явлений, которые входят в предмет данной научной дисциплины. Кроме того, задавая определенное видение мира, П. очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение; все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с т.зр. сторонников данной П. Одновременно П. устанавливает допустимые методы решения этих проблем. Благодаря этому она детерминирует тип получаемых в
процессе эмпирического исследования фактов. Т.о., П. служит основой определенной научной традиции.
Уточняя смысл П., Кун ввел понятие дисциплинарной матрицы. Последняя включает в себя элементы трех основных видов: символические обобщения, или законы; модели и онтологические интерпретации; образцы решений проблем. Онтологическая интерпретация указывает те сущности, к которым относятся законы теории. Символические обобщения и их принятая онтологическая интерпретация задают тот мир (аспект, срез реальности), который исследует сторонник П. Приняв этот мир, ученый преобразует поступающие из внешнего мира стимулы в специфические “данные”, имеющие смысл в рамках П. Поток стимулов, воздействующих на человека, можно сравнить с хаотичным переплетением линий на бумаге. В этом клубке линий могут быть “скрыты” некоторые фигуры, скажем, утки, кролика, охотника или собаки. Содержание П., усвоенное ученым, позволяет ему формировать определенные образы из потока внешних воздействий, “видеть” в переплетении линий именно утку, а не кролика или собаку. То, что переплетение линий изображает именно утку, а не что-то иное, будет казаться несомненным “фактом” всем приверженцам П. Требуется усвоение др. П. для того, чтобы в том же самом переплетении линий увидеть новый образ и, т.о., получить новый “факт” из того же самого материала. Именно в этом смысле каждая П. формирует свой собственный мир, в котором живут и работают ее сторонники.
Эволюционной деятельности.
Парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой.
К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей. Примеры: благотворная парадигма конституционного курса России образца 1993 года, общая парадигма программирования .
Личная парадигма - это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека. Неверно бытующее утверждение, что "естественным образом она обязательно будет отличаться от общепринятой, поскольку учитывает личный опыт субъекта, а также не является полной - никто не может знать все обо всем". Дело в том, что общепринятая парадигма определяет не "знание всего", а только сущностное знание, необходимое для обеспечения эволюционной деятельности личности в социальной действительности и обретения разума.
История возникновения
С конца 60-х годов 20-го века этот термин в философии науки и социологии науки используется для обозначения исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения, методов исследования , господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе.
Первоначально слово использовалось в грамматике. Так, например, ЭСБЕ определяет этот термин следующим образом: «в грамматике слово, служащее образцом склонения или спряжения; в риторике - пример, взятый из истории и приведенный с целью сравнения».
Словарь Merriam-Webster 1900 года дает аналогичное определение его использования только в контексте грамматики или как терминам для иллюстрирующей притчи или басни.
Частные случаи
См. также
[[Медиа: == Example.ogg == ]]
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Научная парадигма" в других словарях:
НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА - универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых (Кун, 1962). Последние годы характеризуются более широким применением термина ко многим социальным проблемам,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Научная парадигма - (scientific paradigm) – универсальное, общепризнанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы представления проблем и их решений сообществу учёных (Кун, 1962) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА - (scientific paradigm) универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых (Кун, 1962). Кун критиковался за разнообразие смысла термина (например, по отношению к… …
Парадигма - (Paradigm) Определение парадигмы, история возникновения парадигмы Информация об определении парадигмы, история возникновения парадигмы Содержание Содержание История возникновения Частные случаи (лингвистика) Управленческая парадигма Парадигма… … Энциклопедия инвестора
У этого термина существуют и другие значения, см. Парадигма (значения). Парадигма (от др. греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец» < παραδείκνυμι «сравниваю») в философии науки означает совокупность явных и неявных (и часто не… … Википедия
ПАРАДИГМА - (paradigm) 1. Тот или иной пример либо показательный случай концепции или теоретического подхода, например, резюме Мертона (1949), иллюстрирующее дискуссию о силе и западнях функционального анализа в социологии. В некоторых разделах философии… … Большой толковый социологический словарь
Образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. “Структура научных революций” (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб ва проблем и решений. П.… … Энциклопедия культурологии
Научная (от греч. paradeigma пример, образец) совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое… … Философская энциклопедия
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а… … Философская энциклопедия
Парадигма - Парадигма ♦ Paradigme Особенно яркий пример или модель, служащая эталоном мышления. Так понимали слово «парадигма» (paradeigma) Платон и Аристотель; сегодня это его значение используется в эпистемологии или истории науки. Парадигма – одно из … Философский словарь Спонвиля
Книги
- Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ , Калиничева М.М.. Монография посвящена исследованию становления и развития отечественного дизайна, его истории и современности, рассматриваются этапы создания предметно-функциональной, морфоаксиологической…