Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Исследования в лингвистике. Методы исследования языка. Основные методы лингвистических исследований

Формируются методы научного исследования. Метод путь исследования по определению Ю. Степанова в лингвистике общие 1 обобщенные совокупности теоретических установок методик исследования языка связанные с определенной лингвистической теорией и методологией частные 2 отдельные приемы методики операции технические средства исследования определенного аспекта языка.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Методы лингвистического исследования

Высшая форма человеческой познавательной деятельности - научное изучение объективной действительности. Научное познание отличается целенаправленностью, систематичностью, преднамеренным использованием средств и приемов познания.

Научное познание выявляет сущностные свойства объектов, а эти свойства, как правило, не даны в непосредственном наблюдении. Поэтому человечество накапливает исследовательские приемы, которые способствуют выявлению скрытой специфики объекта. Формируются методы научного исследования.

Метод - путь исследования, по определению Ю.С. Степанова, в лингвистике -

общие 1) обобщенные совокупности теоретических установок, методик исследования языка, связанные с определенной лингвистической теорией и методологией,

частные 2) отдельные приемы, методики, операции - технические средства исследования определенного аспекта языка.

Общая философская теория метода изучается в методологии, которая представляет собой систему принципов и способов организации теоретической и практической деятельности.

В этих принципах деятельности выделяются: 1) условия приобретения, 2) структура, 3) содержание знания, 4) пути достижения истины.

Каждый метод основывается на познании предметов и явлений объективной действительности, основывается на свойствах реалий, но тем не менее это ментальное образование, одно из важнейших категорий субъективной диалектики.

Учитывая сказанное, можно предложить такое определение (лингвистического) метода: путь и способ познания объекта, зависящий от свойств объекта, аспекта и цели исследования.

К общенаучным методам относят наблюдение, эксперимент, индукцию, дедукцию, анализ, синтез, моделирование, интерпретация.

Наблюдение осуществляется в естественных условиях на основе чувственного восприятия объектов изучения. Наблюдение касается лишь внешней стороны явлений, его результаты могут быть случайными и недостаточно надежными.

Эксперимент дает возможность неоднократно воспроизводить наблюдения в процессе преднамеренных и строго контролируемых воздействий исследователя на изучаемый объект.

Индукция и дедукция относятся к интеллектуальным способам познания. Индукция - это обобщение результатов отдельных частных наблюдений. Данные, полученные в результате опыта, систематизируются, и выводится определенный эмпирический закон. Дедукция опирается на положение либо постулируемое, либо полученное путем обобщения предварительных результатов частных наблюдений. Дедукция позволяет преодолеть ограниченные возможности чувственного опыта, непосредственного наблюдения. Например, Ф.де Соссюр предположил наличие в некоторых древних индоевропейских языках т.н. ларингальных звуков, что было подтверждено Б. Грозным при дешифровке хеттских письмен. Индукция и дедукция взаимосвязаны и взаимообусловлены. Преимущественное их употребление в том или ином случае связано с разграничением двух уровней научного исследования - эмпирическим и теоретическим.

Под анализом понимается мысленное или осуществляемое в эксперименте расчленение предмета на составные части или выделение свойств предмета для изучения их в отдельности. Это база для познания общего через единичное. Синтез - мысленное или экспериментальное соединение составных частей предмета и его свойств и изучение его как единого целого. Анализ и синтез связаны, обусловлены взаимно.

Моделирование - такой способ познания явлений действительности, при котором объекты или процессы изучаются путем построения и исследования их моделей, которая является функциональным аналогом оригинала.

Интерпретация (от лат. т!егрге1а1;ю - объяснение, истолкование) - раскрытие смысла полученных результатов и включение их в систему существующих знаний. В 60-70-е годы XX века возникло научное направление - интерпретирующая лингвистика, которая рассматривает значение и смысл языковых единиц зависимыми от деятельности человека.

Прием составляет сущность метода, поскольку это определенное действие с языковым материалом. Например, в рамках сравнительно-исторического метода большую роль играют приемы внутренней (комплекс приемов и процедур, с помощью которых воссоздаются не засвидетельствованные памятниками языковые формы: динамическая праязыковая модель «родословного древа» А. Шлейхера) и внешней реконструкции (сравнение родственных языков). Операции (приемы): 1) Отбор и синхронное сопоставление материально тождественных и семантически близких единиц (принцип материального сходства). 2) Выявление системы закономерных соответствий. 3) Определение временной соотнесенности сравниваемых явлений. 4) Определение хронологической глубины реконструкции. 5) Восстановление праформы. 6) Моделирование праязыкового состояния.

Метод компонентного анализа исследует содержательную сторону значимых единиц языка; цель - разложение значения на минимальные семантические составляющие (семы). Приемы: 1) Выделение архисемы (отражает общие категориальные признаки единиц определенного класса (отец, мать, дочь, сестра - родственник). 2) Выделение дифференциальных признаков - видовых (отец - мужской пол, родитель, прямое родство, кровное родство, первое поколение). 3) Контекстуальные семы, отражающие различные ассоциации слова в разных ситуациях употребления. (Слуга царю, отец солдатам /отечески заботящийся о других). 4) Семная структура.

Методика - последовательность применения приемов, научно-исследовательских и технических, которая зависит от аспекта исследования. Методика охватывает все этапы исследования.

PAGE \* MERGEFORMAT 61

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18181. Англоязычная компьютерная терминосистема как объект лингвистического исследования 570.19 KB
Лексико-семантический способ образования единиц компьютерной лексики. Синтаксический способ образования единиц компьютерного подъязыка. удачные термины способствуют развитию науки а неудачные тормозят ее. Это выражается в способности обслуживать другие компьютерные сферы поскольку техническое снабжение неминуемо задействовано при выходе на более высокий уровень компьютерной деятельности; как следствие АКТ обязательны в профессиональном употреблении.
19321. Материал и методы исследования 2.07 MB
Определение загрязнения окружающей среды пылью по её накоплению на поверхности листовой пластины древесных растений. Чем интенсивней процесс техногенного воздействия на окружающую среду тем выше интерес к её состоянию и качеству к развитию перспективных методов оценки экологического состояния среды.
2743. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23.52 KB
Какие инструментальные методы применяют в акушерстве Из наиболее применяемых методов следует указать: наружную кардиотокографию КТГ кардиография механогис терография актография; ультразвуковое сканирование; допплерографию определение скорости кровотока в магистраль ных сосудах матки пуповины и плода; определение биофизического профиля плода; амниоскопию; рентгеноцефалопельвиометрию см. Инвазивные: амниоцентез; хорионбиопсия; кордоцентез; определение в родах pH крови плода полученной из кожи го ловки....
4734. Физические методы исследования в химии 15.98 KB
Развитие всех разделов химии – неорганической, аналитической, физической, органической, биологической, химической технологии и т.д. – на современном этапе развития химической науки невозможно без использования физических методов исследования, поскольку чисто химические методы анализа и исследования себя практически исчерпали.
3789. Физико-химические методы исследования природных вод 208.08 KB
Для нормального функционирования и жизнедеятельности, человеку, да и вообще живому организму, требуется незагрязненная – чистая вода. Но это высказывание слишком тривиально для данной работы, поэтому следует углубиться. Накопленные человеком знания дают конкретизацию или критерии в плане того, какой должна быть вода.
3736. Подходы к изучению и методы исследования национальной экономики 5.94 KB
Методология исследования национальной экономики базируется на системном и структурно-функциональном подходах.
5793. Методы выделения и исследования коллекторов в магматических породах 56.32 KB
Оценка емкостных свойств коллекторов в магматических породах методами ГИС. Коллекторы нефти и газа горные породы которые обладают емкостью достаточной для того чтобы вмещать УВ разного фазового состояния нефть газ газоконденсат и проницаемостью позволяющей отдавать их в процессе разработки. Среди коллекторов нефти и газа преобладают осадочные породы.
8055. Основные методы поиска информации для исследования экономической деятельности 18.24 KB
Основные методы поиска информации для исследования экономической деятельности Интеллектуальный умственный труд в любой форме его проявления неразрывно связан с поиском информации. Процессы поиска информации с развитием общества становятся все сложнее и сложнее поскольку стремительно растет выпуск печатной продукции в мире развивается информационная сеть Интернет. В этих условиях существенно усложняется сама система поиска информации и постепенно она превращается в специальную отрасль знаний. Понятие подготовленности специалиста в этом...
1839. Феноменологический, экспериментальный, аналитический методы исследования процессов и аппаратов 516.61 KB
Сложность процессов пищевых производств и многообразие действующих факторов являются объективной основой широкого применения так называемых феноменологических зависимостей. Исторически сложилось так, что большое количество явлений переноса энергии и материи аппроксимировано зависимостями вида
6405. Методы социологического исследования в связях с общественностью на примере компании ООО Альянс 53.82 KB
Для начала автор курсовой работы предлагает рассмотреть понятия программы исследования. Исследование в связях с общественностью направлено на распознавание существующих проблем, содержания и выявление причины этих проблем, а также определение путей их решения.

Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος - путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Любой крупный этап в развитии языкознания – изменение взглядов на язык и изменение метода исследования, стремление создать свой метод.

Методы подразделяются на общие и частные, общенаучные и методы конкретной науки.

Общие методы : обобщенные совокупности теоретических установок, приемов, методик исследования языка. Представляют собой единство «метод - теория». Каждый общий метод подчеркивает ту сторону языка, которая кажется более важной, например, сравнительно-исторический метод.

Частные методы : набор методик, операций, которые опираются на определенные теоретические установки, технические средства, инструменты исследования.

Общенаучные методы: например, анализ, синтез, наблюдение, эксперимент.

Общие лингвистические методы:

1. Сравнительно-историческое языкознание: общий метод - сравнительно-исторический ; частные методы – метод языковой реконструкции.

2. Структурализм: общий методы – структурные ; частные методы - дистрибутивный анализ, метод непосредственно составляющих, метод оппозиций (Пражский лингвистический кружок).

3. Генеративная лингвистика, когнитивная лингвистика, компьютерная лингвистика и др.: общие методы – конструктивные (метод моделирования ), направлены на создание концептуальных моделей функционирования языка, которые не только описывают, но и объясняют наблюдаемые факты, предсказывают условия их появления. Частные методы: трансформационный метод, компонентный анализ.

4. Основные типы моделей (по А.Н. Баранову):

5. 1. Компонентные модели или модели структуры (из чего сделан Х).

6. 2. Предсказывающие модели (предсказать поведение Х в определенных обстоятельствах).

7. 3. Имитирующие модели (внешне вести себя как Х).

8. 4. Диахронические модели (как и почему меняется Х с течением времени).

Основные частные методы в современной лингвистике:

1. Метод компонентного анализа : метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие. К. а. м. впервые был использован при исследовании лексического материала как техника описания узкого круга лексических единиц (терминов родства) в разных языках (50‑е гг. 20 в.).

2. Трансформационный метод : метод представления синтаксической структуры предложения, основанный на выведении сложных синтаксических структур из более простых с помощью небольшого набора правил преобразования (трансформаций).

3. Метод непосредственно составляющих : метод представления словообразовательной структуры слова и синтаксической структуры словосочетания или предложения в виде иерархии вложенных друг в друга элементов.

4. Дистрибутивный анализ : метод исследования языка, основанный на изучении окружения (дистрибуции, распределения) отдельных единиц в тексте. В современной лингвистике используется в семантических исследованиях для выявления сочетаемостностных характеристик языковых единиц.

5. Метод контекстного анализа – значение языковой единицы определяется с помощью необходимого и достаточного фрагмента текста.

6. Количественные методы : использование подсчётов и измерений при изучении языка и речи. Например, определение частотности языковых единиц, выявление корреляций частотности семантических свойств и т.д.

7. Экспериментальные методы : лингвистический и психолингвистический эксперименты. Лингвистический эксперимент (понятие введено Л.В. Щербой, далее разрабатывался О.Н. Селиверстовой) – проверка правильности/приемлемости языкового выражения, построенного исследователем на основании теоретической модели. Психолингвистический эксперимент – обращение к языковой интуиции носителей языка, при этом субъективность результатов компенсируется большим количеством испытуемых.

Современные тенденции в развитии методов характеризуются отказом от исключительности того или иного общего метода, стремлением сочетать и комбинировать различные общенаучные, общие и частные лингвистические методы.

1. Метод лингвистического наблюдения и описания, или описательный метод основной метод исследования языка, который заключается в выделении конкретных языковых явлений и их последовательном описании с точки зрения их структуры и/или функционирования. Например, описание всех форм множественного числа имён существительных в данном языке в определённый период его исторического развития.

2. Метод компонентного анализа предполагает анализ значений языковых единиц через выделение основных компонентов значения, или сем . В глаголе «приезжать», например, в общем значении можно выделить такие компоненты, или семы, как «действие» (или «акциональность»), «движение», «самостоятельность» (или «активность» со стороны исполнителя), «направленность», «повторяемость» и т.д. При изучении лексических значений часто используется анализ словарных дефиниций , то есть толкований значений слов, которые приводятся в различных типах словарей. Эти толкования содержат в себе всю необходимую информацию о компонентном составе значения данного слова и о возможностях его использования.

3. Важное значение для лингвистических исследований имеет также концептуальный анализ , или анализ языковых понятий и их толкование в словаре.

4.Контекстуальный анализ используется для изучения функциональной специфики слов и их значений, он представляет собой анализ текста (фрагмента текста, предложения), в котором использовано данное слово, а также анализ зависимости значения слова от этого контекста. Выделяют – соответственно – контекстуально обусловленные и контекстуально независимые значения слов и определяют условия их реализации в зависимости от того или иного контекста.

5. Ещё одним важным методом является валентностный анализ и анализ сочетаемости слов, применяемых при исследовании синтаксических свойств языковых единиц. При валентностном анализе исследуется валентность слова, то есть его потенциальная способность (заложенная в самом его значении) к использованию с определёнными классами слов в конкретной синтаксической функции, например: способность глагола сочетаться с определёнными типами субъектов, объектов (предикативная синтагма) и обстоятельств. Анализ сочетаемости предполагает изучение синтаксических связей данного слова в предложении, например, сочетаемость глагола и существительного (согласование по нескольким грамматическим категориям в зависимости от типологического статуса данного языка). Иногда потенциальную сочетаемость слова, основанную на его значении, называют семантической валентностью слова, а его реальные синтаксические связи – синтаксической валентностью. Первая и вторая могут часто не совпадать.

6. Для определения функциональных возможностей языковых единиц, выявления скрытых синтаксических связей и значений используется метод трансформации (преобразований; превращений). Он заключается в изменении структуры языковой единицы (чаще словосочетания или предложения), её синтаксической модели. Например, трансформация конструкции в активном залоге в конструкцию в пассиве.

7.Диагностические модели используются с целью определения значения языковой единицы, которое не имеет явного формального выражения (так называемые скрытые значения). Это делается для представления данного значения в более очевидной, эксплицитной форме. Например, для определения значения активности действия со стороны исполнителя, или агентивности, в современной лингвистике используются модели с глаголом do (He broke the door – What he did was break door ; но: The door broke – What the door did break ), в то время как для выявления значения процесса или изменения состояния используются модели с глаголом happen (What happened to the door was that it broke ).

8. С целью выявления значений языковых единиц и их функциональных возможностей широко используется метод эксперимента , который заключается в искусственном создании определённой языковой ситуации, например, с помощью одного или нескольких специально придуманных предложений с целью проверки их возможности и невозможности и, соответственно, правильности или неправильности использования определённых языковых единиц. Эти предложения (или толкования значения слов) предлагаются для оценки информантам, то есть тем, для кого данный язык является родным. Оценка обычно производится по шкале: 1) верно, 2) скорее верно, чем нет, 3) скорее неверно или возможно только в очень редких случаях и 4) неверно. При описании результатов эксперимента предложения, вызывающие сомнения, помечаются знаком «?» (?The house is building ), неправильные предложения – знаком «*» (*The house builds ). Необходимо помнить, что отрицательный результат также важен и требует самого тщательного анализа и описания, поскольку он тоже свидетельствует о характере значения изучаемых слов или конструкций.

9. К числу основных теоретических и экспериментальных методов исследования языковых единиц в системе языка и в речи относится также метод лингвистического моделирования , предполагающий составление моделей, то есть схем или образцов, языковых единиц (словообразовательная модель, модель предложения и т.д.) или языка в целом (структурные и функциональные модели языка).

Соответственно различают:

1) модели-теории (или модели-идеи), в которых излагаются теоретические представления о языке (в лингвистике широко известны, например, учение о языке как деятельности и как системе В. Фон Гумбольдта, структурная модель языка Ф. де Соссюра, функциональная модель М. А. К. Хеллидея, фонологическая теория Н.С. Трубецкого и многие другие) и 2) исследовательские модели – методы и приёмы анализа.

10. В лингвистике широко используются статистические методы – методы подсчёта, с помощью которых устанавливается частотность тех или иных фонем в слове, частота использования той или иной языковой единицы в определённом тексте или в языке в целом, типичность конкретных языковых явлений для определённого периода развития языка или для определённого языкового стиля. С этой целью часто используются различные способы индексации, определяющие количество употреблений анализируемой формы (или слова) на каждые 100 слов текста. Например, индекс аналитизма для современного английского языка означает, что на каждые 100 слов английского текста приходится такое-то количество аналитических форм (например, 62 формы: соответственно, индекс аналитизма равен 62%, или 0,62).

10а. Среди статистических методов исследования особое место занимает корреляционный анализ , устанавливающий определённые соотношения или зависимости между изучаемыми явлениями и, например, конкретной структурой предложения, или между реализацией определённого признака и какого-либо значения.

11.Методом сплошной выборки осуществляется подбор примеров для анализа и иллюстрации теоретических положений: выписывание из оригинального (неадаптированного) текста подряд всех встречающихся в нём примеров анализируемого типа.

Основные методы и модели лингвистического анализа

1. Метод лингвистического наблюдения и описания

2. Компонентный метод

3. Концептуальный метод

4. Валентностный метод

5. Анализ сочетаемости слов

6. Метод трансформаций

7. Диагностические модели

8. Метод эксперимента

9. Статистические методы

10. Метод лингвистического моделирования Модели-теории

(Модели-идеи)

11. Корреляционный анализ ▼

Исследовательские модели (Модели-

образцы) ▼ ▼ ▼

ЧертежиФормулировки Формулы


ТаблицыДиаграммы



Векторные диаграммы

[Воспроизведено из: Л.И. Комарова, И.И. Невежина. Там же, с. 33]


Требования к написанию Основной части работы

Основной текст работы делится на Главы (2-3), разделы, параграфы и/или пункты, в которых описываются отдельные подтемы и частные аспекты выбранного вопроса исследования. Каждый из этих разделов должен иметь относительно законченный характер, то есть строиться по «блочному» принципу и заканчиваться обобщающей фразой (абзацем).

В теоретической части ВКР по лингвистике , как и в других научных профилях, исследование проблемы начинается с изучения имеющейся по данной теме научной литературы. Это позволяет приобрести необходимые базовые научные знания в данной области, освоить принятую терминологию, определиться в круге вопросов, которые требуют дальнейшей разработки.

Задача научного исследования в форме ВКР состоит в том, чтобы на основе полученных знаний сделать собственный шаг вперёд в научно-исследовательском плане. Рекомендуется системное, всестороннее описание объекта исследования. Для этого следует прочитать как можно больше научной литературы не только по узкой проблематике ВКР, но по вопросам, непосредственно связанным с Вашей темой. Например, при изучении абстрактных существительных необходимо прочитать всё, что связано не только с этой категорией существительных, но и именами существительными в целом, об их базовой категоризации, всё, что касается их связей с другими частями речи, о принципах и методах исследования их значений.

Обобщение и суммирование знаний по истории вопроса Вашего исследования и основных базовых положений составят первую, теоретическую часть (главу, раздел) ВКР.

Изложение истории вопроса должно носить критический характер. Необходимо показать:

· наличие разных точек зрения на проблему;

· указать, какая точка зрения принимается автором дипломной работы и

· почему (или какая) та или иная точка зрения в большей степени удовлетворяет автора дипломной работы (Соответствует современному этапу развития науки? Почему?).

Следует также показать:

Частью какого научного направления являются данные теоретические положения;

Исследование каких аспектов затрагиваемой проблемы эти положения предполагают;

Что по-прежнему остаётся неизученным или малоизученным в вопросе.

Таким образом, эта часть ВКР представляет собой краткую сводку накопленных знаний по данному вопросу. При изложении этой части надо избегать простой компиляции чужих мыслей. Пересказывайте суть и делайте соответствующие ссылки на авторов. Желательно давать свои формулировки с собственным анализом и суждениями. Смонтированный из разных источников текст надо ещё удачно и стилистически грамотно скомпоновать!

В теоретической части ВКР по методике (Глава 1) студент должен показать:

Понимание сущности предмета исследования в системе методических понятий;

Представление специфики предмета исследования в контексте актуальных проблем современной методической теории и практики;

Чёткость владения понятийным аппаратом методической науки в контексте близко родственных с предметом исследования понятий;

Знание путей и средств эффективного разрешения проблемы исследования в рамках заявленной темы;

Изложение материала в логике движения от общего к частному.

Для этого студент должен знать определённые правила работы над текстом.

Для начала нужно определить место предмета исследования в системе методических понятий. Следует установить, к какой категории методических понятий относится предмет исследования (цели, содержание, метод, принцип, формы, средства обучения ).

Например, в теме «Условия и средства развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка» предметом исследования будут выступать условия и средства обучения, что относится к категориям «принципы обучения» и «средства обучения» .

Затем по базовым учебникам курса «Методика» надо изучить, как характеризуются данные категории, в чём их сущность, каковы основные разновидности. Дополнительные сведения можно получить в «Российской педагогической энциклопедии», где кроме теоретического материала имеются ссылки на имена и труды основных разработчиков данного понятия.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из наиболее характерных черт современной науки можно считать повышенное внимание к разработке проблем изучения методов исследования в языкознании. Неправильный выбор методов лингвистического исследования может существенно исказить результаты работы. Формированию навыка правильного подбора и использования метода исследования в процессе подготовки специалистов-филологов в ВУЗе уделяется недостаточно внимание, что и побуждает нас к правильному исследованию по теме лингвистические исследования.

Объект исследования: лингвистические методы исследования в языкознании.

Предмет исследования: правильный выбор методов лингвистического исследования.

Цель исследования: Изучение критериев и недостатков процесса отбора методов лингвистического исследования.

Цель исследования обуславливает постановку следующих задач:

Изучить литературу по теме исследования.

Изучить теоретические основы использования методов лингвистического исследования.

Выявить типичные недостатки в применении лингвистических методов.

Выявить критерии правильного подбора методологических исследований и проследить их на примере и использования сравнительно-исторического метода в грамматике.

Теоретическое значение исследования заключается в формулировании роли и значения категории времени как одной из важнейших категорий метаязыка лингвистики в различные эпохи ее развития и выявлении специфики подхода к данной категории в рамках соответствующих научных парадигм.

Практическая значимость работы состоит в возможности использовать ее результаты, а также содержащейся в ней фактический материал при изучении таких лингвистических дисциплин, как общее языкознание, история лингвистических учений, социолингвистика.

Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретические положения разрабатывались на базе достижений в области лингвистических исследований. Практическая часть состоит в семантической классификации реалий.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Понятие лингвистические исследования

Что означает слово лингвистика? Лингвистика (языкознание, языковедение) -- наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. Является разделом семиотики -- науки о знаках. Языкознание делится на общее и частное. Общее языкознание занимается свойствами, присущими любому языку. Частное языкознание изучает как отдельные языки, так и группы языков. Раздел лингвистики, изучающий русский язык, называется русистика. Изучением лингвистики профессионально занимаются лингвисты.

Как в общем, так и в частном языкознании выделяется рассмотрение отдельных уровней языка:

2. морфология -- морфема, слово

3. синтаксис -- словосочетание, предложение, ССЦ (сложное синтаксическое целое)

4. семантика -- значение, смысл, общение, сообщение, стиль

5. прагматика -- взаимодействие с реальностью, достижение целей

6. графика -- графема (буква)

7. когнитивная лингвистика - направление в языкознании, исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.

8. Генетическая классификация языков

Сравнительно-историческое языкознание занимается изучением истории языков и выявлением их генеалогических связей.

Типология занимается классификацией языков по их структуре или по их социальным функциям, вне зависимости от исторического родства, а также классификацией отношений между языками (включая отношения сходства и различия, родства, контакта и т.п.), безотносительно к задаче изучения исторического родства конкретных (исторически засвидетельствованных) языков.

Лингвистика изучает, прежде всего естественный язык -- язык, используемый для общения людей, созданный неискусственно и поэтому не имеющий автора.

Словарь и грамматические правила естественного языка определяются практикой применения и не всегда бывают формально зафиксированы.

Свойства естественного языка: универсальность, многозначность, семантическая замкнутость, скрытие возможностей. Лингвистические исследования направлены на изучение этих аспектов. Также для раскрытия их взаимосвязи с культурой народа.

Вопрос связи языка с культурой - это один из тех вопросов языкознания, изучение которого, имеет действительно практическую пользу. Прежде всего при изучении иностранного языка огромную важность имеет представление учащегося о степени глубины или достоверности связи тех или иных переводных эквивалентов. Без знания соответствующих коннотаций, присутствующих в иностранном языке, невозможно полностью понять весь смысл, заложенный в том или ином высказывании. Кроме изучения иностранных языков существует другой аспект не меньшей важности - изучение своего родного языка и его истории.

Н. Г. Комлев был первым русским лингвистом, который ввел в лингвистику понятие культурно-исторического компонента значения. Он высказал мысль о том, что слово, отражающее предмет или явление действительности определенного социума, не только означает его, но и создает при этом некоторый фон, ассоциирующийся с этим словом. Поэтому в семантике слова должен содержаться некоторый компонент, фиксирующий именно данный социальный фон, в котором слово существует.

Признавая наличие “внутреннего содержания слова”, то есть факта, что слово-знак выражает нечто кроме самого себя, мы обязаны признать и наличие культурного компонента - зависимость семантики языка от культурной среды индивидуума.

Метод - это совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности. Иными словами, метод - это подход к изучаемому материалу, его систематизация, теоретическое осмысление и практическое исследование на основе теоретических изысканий.

Принято различать общенаучные методы и методы лингвистических исследований .

К общенаучным методам относятся обобщение, абстрагирование, формализация, анализ, синтез . В лингвистике обобщение, анализ, синтез используются для регистрации и описания языковых фактов, их теоретического обобщения на основе методологических положений.

Каждый из методов лингвистических исследований характеризуется целями, системой понятий и исследовательскими процедурами. При этом методы изменяются в ходе развития общих взглядов на язык и в связи с динамикой научных направлений.

Так, к началу XX в. господствующим был сравнительно-исторический метод , который способствовал выявлению общего и особенного в развитии языков мира. Сравнительно-исторический метод (сравнительный) применяется для сравнения и изучения родственных языков, их общности и различий, а также их исторического развития. Цель применения метода - воссоздание основных этапов истории родственных языков. Эта цель достигается использованием процедур внешней и внутренней реконструкции.

Внешняя реконструкция опирается на выделение в сравниваемых (родственных) языках лексических единиц, тождественных в материальном отношении и близких семантически (ср., например, болгарское клас «колос» , македонское класс «колос, кукурузный початок» , сербохорватское клас «колос, кукурузный початок» , чешское klas «колос» , древнерусское колосъ «колос» , русское колос «колос» , украинское колос «колос» , белорусское колас «колос» ) . На сравниваемом языковом материале устанавливаются закономерные звуковые и грамматические соответствия, определяется хронологическая последовательность развития связанных между собой вариантов, реконструируются наиболее вероятные древние формы.

Для внутренней реконструкции используются сохраняющиеся в языке следы его прежних состояний в виде синхронно существующих вариантов (ср., например, следы древнерусских гласных ъ (ер) и ь (ерь) в современном русском языке в виде беглых гласных в составе одних и тех же значимых частей слова: сон - сна , городок - городка , листочек - листочка и др.). Метод позволяет со значительной степенью достоверности восстанавливать древнее состояние родственных языков и этапы их истории.

Углубление знаний об объекте науки ведет к уточнению ее предмета и, соответственно, к изменению научного метода. Так, современное языкознание пришло к рассмотрению речи как процесса, который подчиняется не абсолютным законам, не имеющим исключений, а закономерностям вероятностного характера. Новое понимание языка и его функционирования в процессе речевого общения привело к появлению нового описательного метода . Содержащиеся в составе описательного метода процедуры исследования помогают выявить единицы языка и системные отношения, в которые они вступают, а также исследовать не только качественные, но и количественные их свойства, а именно относительную частоту появления слов в речи вообще и в определенных условиях в частности. Вероятностные характеристики стали важной частью лексикологических описаний, исследований в области стилистики и грамматики. Они также учитываются в диахронических исследованиях.

Сопоставительный метод исследования базируется на синхронии (т.е. языковые явления исследуются на данном этапе развития исследуемых языков). С его помощью можно установить как различительные особенности языков, так и характеристики, присущие каждому языку в отдельности. Целью сопоставительного исследования языков является последовательное определение контрастов и различий разных языков. Данный метод представляет собой набор процедур сопоставления любых (не обязательно родственных) языков в целях выявления сходства и различий между ними. В результате его применения создаются сопоставительные описания языков, например сопоставительная фонетика русского и узбекского языков, сопоставительная лексикология русского и французского языков и т.п. Сопоставительные описания имеют не только научное, но и прикладное значение, в том числе для совершенствования обучения неродным языкам.

Впоследствии в лингвистических исследованиях особую значимость приобрели структурные методы исследования , используемые для исследования языковых единиц в рамках конкретного языка: метод оппозиций, метод дистрибутивного анализа, метод компонентного анализа, контекстуальный метод . На современном этапе развития лингвистики появились различного рода конструктивные и экспериментальные методы лингвистических исследований , среди которых семантико-когнитивные методы исследования (например, гипотетико-дедуктивный метод , разработанный применительно к лингвистическим исследованиям) и психолингвистические методы исследования, использующие ассоциативный и другие эксперименты. Рассмотрим эти методы подробнее.

Метод оппозиций (противопоставленности) используется при систематизации исследуемых единиц языка / речи и позволяет выделить три вида оппозиций:

    привативные оппозиции, когда один из их членов характеризуется наличием признака, а другой - его отсутствием (например, изменяемые / неизменяемые слова);

    градуальные оппозиции, члены которых отличаются друг от друга степенью наличия одного и того же признака (например, гипероним - мебель ; концепт базового уровня - стол ; гипоним - письменный стол ; в данной оппозиции у каждого члена разная степень обобщенности значения);

    эквиполентные оппозиции, в которых каждый из членов имеет свой признак, и признаки эти равноправны (например, склоняемые слова - спрягаемые слова).

Дистрибутивный анализ - метод исследования языка, основанный на изучении окружения отдельных единиц в тексте. В сочетании со сведениями о лексическом и грамматическом значении этих единиц, статистическими и экспериментальными методами он позволяет успешно анализировать синтаксическую сочетаемость и семантику языковых явлений. В настоящее время о дистрибутивном анализе говорят как о синтагматическом анализе , или методе сочетаемости .

Метод компонентного анализа позволяет выявить семантические компоненты, меньшие, чем слово (семы). (Например, большой - прилагательное, обозначающее «размер чего-то» + «больше среднего»; маленький - «размер» + «меньше среднего». В структуре обоих слов содержится по два семантических компонента; эти компоненты могут быть общими для разных слов или различать их.)

Конструктивные методы , или различного рода моделирования , представляют собой построение когнитивных , концептуальных моделей исхем .

Пример простого моделирования: предложения Он пишет / Дом строится / Цветок пахнет имеют модель подлежащее + сказуемое, при наличии второстепенных членов и учете семантики подлежащего и сказуемого модели усложняются. Так, Он пишет - это сочетание названий активного действия и его исполнителя-агенса, Дом строится - названы действие и его объект; Цветок пахнет - представлены свойство и объект, который это свойство проявляет.

Гипотетико-дедуктивный метод , разработанный применительно к лингвистическим исследованиям, позволяет выявить семантику исследуемых единиц на основе последовательного применения семантического эксперимента. С его помощью можно уточнить значение слов (как русского, так и других языков), предлагаемое в толковых словарях, исследовать их семантико-когнитивные характеристики, построить модель концепта, представленного исследуемой группой слов и многое другое.

Психолингвистические методы используются для исследования принципов организации единиц лексикона с точки зрения психических и ментальных процессов. Примером экспериментального психолингвистического исследования может служить, например, шкала интенсивности отдельных эмоций, основанная на их лексическом представлении в русском и английском языках. С помощью психолингвистических методов можно выяснить, как устроены фрагменты языкового сознания у носителей языка, вскрыть объективно существующие в психике носителя языка семантические связи слов и выявить наличие в значении слова психологического компонента .

Таким образом, методики сбора и первичной обработки материала и методы научного осмысления полученных фактов - важная составляющая языкознания. Как и языкознание в целом, они не остаются неизменными, а совершенствуются в соответствии с развитием научных представлений о языке и речи.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции