В результате неолитической революции произошел переход. Неолитическая революция»: причины, сущность и последствия
§ 2. Неолитическая революция и ее последствияЧто такое неолитическая революция
В течение миллионов лет люди жили за счет охоты, рыболовства и собирательства. Человек «присваивал» себе дары природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим. Люди целиком зависели от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи.
Около 11 - 10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и животноводство. Люди стали самостоятельно производить необходимые для жизни продукты. Зависимость от окружающей среды намного уменьшилась. Такой тип хозяйства называется производящим.
Производящее хозяйство до сих пор остается основой существования человечества. Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите.
Появление производящего хозяйства коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них. Эти перемены историки назвали неолитической революцией.
Причины неолитической революции
Около 12 тыс. лет назад закончилось последнее крупное оледенение Земли. За сравнительно небольшой отрезок времени тундра и часть территории, где лежал вечный лед, покрылись лесами. Казалось, подобные перемены облегчат жизнь людей, однако во время таяния льда вымерли мамонты и многие другие крупные животные, на которых первобытные люди привыкли и умели охотиться и которые давали им пищу, шкуры, кость для изготовления различных предметов. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы. Теперь родовые общины в поисках добычи вынуждены были часто переходить на новые территории.
В этот период были изобретены лук со стрелами, различные ловушки, капканы. Другим изобретением стал бумеранг, имевший свойство при неудачном (не поражающем добычу) броске возвращаться назад. Люди строили лодки и плоты, на которых плавали не только по рекам и озерам, но и выходили в море.
Таяние ледника имело тяжелейшие последствия для общин Передней Азии (территория современных Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и некоторых других стран). В период палеолита здесь охотились на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали злаки - пшеницу, ячмень, просо. В диком виде эти растения растут только в горных районах Передней Азии.
Для срезания колосьев злаковых культур люди изобрели особое орудие - серп. Вдоль внутренней поверхности изогнутой деревянной палки или кости выдалбливали паз, в него вставляли вплотную друг к другу остро наточенные камушки размером в 1 - 2 см (микролиты) и закрепляли все смолой или бетоном. Если один из микролитов ломался или выпадал, его легко могли заменить другим, поскольку их делали одинаковыми, в виде трапеций или треугольников. Позже микролиты стали использовать для изготовления составных ножей, мечей, топоров, копий.
После окончания оледенения в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и приручении (одомашнивании) животных.
Зарождение производящего хозяйства
Собиратели злаков заметили: если зерно зарыть в рыхлую землю и поливать водой, то из него вырастает колос со многими зернами. Так родилось земледелие. Для посева каждый год отбирали только лучшие зерна. Со временем изменились внешний вид и многие полезные свойства пшеницы, проса, ячменя и других злаков.
Из-за засухи дикие овцы, козы, коровы, свиньи стали заходить в поселения людей в поисках воды. Члены общины часто ловили их живьем, держали в загонах и съедали по мере необходимости. Некоторые животные рождались уже в неволе. Со временем таких животных стали кормить, пасти, а самых спокойных и крупных отбирали для размножения. Постепенно домашние животные стали отличаться от диких по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание животных. Появилось животноводство (скотоводство).
Первыми были одомашнены в X - IX тысячелетиях до н.э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошло также одомашнивание кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов. (Собака была одомашнена еще охотниками палеолита.)
Из растений первыми стали выращивать пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Позже научились разводить плодоносящие деревья - сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.
Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства, обнаруженная на севере Ирака, датируется X - IX тысячелетиями до н.э.
Когда климат стал более влажным, сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, юг Европы, Средняя Азия и др.). На новых землях выводили новые виды культурных растений и животных. Так, в Средней Азии одомашнили верблюда.
В ряде мест сельское хозяйство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, безусловно, принадлежит Америка, где стали выращивать кукурузу, томаты. Рис «одомашнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоятельно одомашнен крупный рогатый скот. Однако «предками» большинства домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пшеница, ячмень, просо) считаются дикие животные и растения, которые имелись только в Передней Азии.
Злаковые культуры и домашние животные, полученные древними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.
Последствия неолитической революции
Вслед за появлением сельского хозяйства было сделано еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (первые изделия из обожженной глины датируются VIII тысячелетием до н.э.). Появился гончарный круг. Из глины же изготавливали и кирпичи, используемые в строительстве.
Для полива полей стали строить каналы и бассейны, постепенно ирригационные (оросительные) сооружения становились все сложнее. Поля стали обрабатывать не только мотыгой, но и сохой и плугом. Со временем для пахоты начали использовать быков.
На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII - VII тысячелетий до н.э. Чайёню-Тепеси в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V - IV тысячелетий до н.э. на Ближнем Востоке наступает период энеолита - медно-каменного века (переходного от каменного эпохи неолита к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Бронзовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV - III тысячелетий до н.э., а в Европе во II тысячелетии до н.э. Изделия из железа (железный век) начали изготавливать с конца II тысячелетия до н. э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н.э. в Европе. После освоения массового производства изделий из железной руды каменные орудия окончательно исчезли.
Неолитическая революция на территории современной России. В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых начали разводить 8 - 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.
Люди, некогда обитавшие на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь найдены самые древние в мире кости одомашненных лошадей.
Появление одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности приручить лошадь, развитие шло медленно (Америка, Австралия).
Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торговли. Хозяйство в первых общинах земледельцев и скотоводов носило комплексный характер. Выращивание злаковых культур, фруктов и разведение скота дополняли друг друга. Однако различия в природных условиях очень скоро привели к появлению специализации.
На плодородных землях основным занятием становится земледелие и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство, которое после одомашнивания лошади и освоения колеса приобрело кочевой характер.
Произошло так называемое первое крупное общественное разделение труда - выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.
В поселениях земледельцев стали появляться люди, которые специализировались на производстве различных изделий из камня, металлов или глины, на изготовлении тканей и т.д. (ремесленники). Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла.
Произошло второе крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от земледелия и скотоводства.
Общественное разделение труда способствовало развитию обмена. Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев и скотоводов, получая от них продукты питания. Земледельцы и скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Так зародилась торговля.
Начало формирования народов
С освоением производящего хозяйства усилились различия в темпах развития разных регионов мира. Там, где существовали благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, становления ремесел, развитие шло быстрее.
Природно-климатические условия оказывали влияние на формирование народов, говоривших на разных языках.
Ученые предполагают, что некогда предки носителей родственных языков представляли единые общности и жили в одном месте. Затем отдельные группы отделялись, смешивались с другими племенами, и в языках появлялись и усиливались различия.
В научном мире до их пор не утихает спор, какие народы жили на территории Передней Азии в период складывания производящего хозяйства. Несомненно, и там, и в Северной Африке в древности обитали племена, давшие начало семито- хамитским языкам. На этих языках говорили многие древние народы: египтяне, вавилоняне, ассирийцы.
Существует точка зрения, что в некоторых районах Передней Азии жили племена, положившие начало народам, говорящим на индоевропейских языках. В наше время индоевропейскими языками пользуется значительная часть населения Земли. В частности, русский относится к восточнославянской группе индоевропейских языков.
Вопрос о времени и месте появления индоевропейцев также является предметом споров уже на протяжении более двухсот лет, с тех пор как было установлено родство языков, распространенных на огромных пространствах от Индии до Западной Европы (отсюда и их название). Большинство ученых считают, что индоевропейская общность начала складываться в IV - III тысячелетиях до н.э., но есть мнения и о более раннем периоде (VI - V тысячелетия до н.э.).
Ранее полагали, что прародина индоевропейских народов - Южная Скандинавия и Северная Германия. В настоящее время эта точка зрения не имеет сторонников среди ученых.
Наиболее распространенной считается теория балкано-дунайской прародины индоевропейцев. Популярна также версия о южнорусской прародине (Восточная Украина, Северный Кавказ, Поволжье, Южное Предуралье). Наконец, высказывается мнение о восточно-анатолийской прародине (север Передней Азии).
Основным занятием племен индоевропейцев долгое время являлось скотоводство. Однако овладение секретом изготовления бронзового оружия сделало индоевропейцев очень воинственными. Отдельные группы двинулись в разные стороны, стремясь захватить лучшие земли. Смешиваясь с другими племенами и передав им свои языки, индоевропейцы заселили почти всю Европу, Среднюю Азию, Иран, Индию и другие земли.
Эволюция общественных отношений. Соседская община
Период мезолита и неолита стал временем перемен в общинах. У земледельцев по мере совершенствования орудий труда и использования рабочего скота отдельная семья становилась все более самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение бронзовых и особенно железных орудий труда. Родовая община уступила место соседской общине.
Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине стали собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На пашне, как правило, трудились члены одной семьи, но расчистку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.
У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев i Стада еще длительное время оставались общей собственностью рода.
Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. Некоторые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства.
У истоков государственности
Высшим органом управления в общинах и племенах оставалось собрание, в котором принимали участие все взрослые члены. Избиравшийся собранием на период военных действий вождь зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет общины, племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями (обычное право). Организацию власти в первобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.
По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общины начинали оказывать все большее влияние на управление. В народном собрании слово таких людей становится решающим. Власть вождя теперь сохранялась и в мирные периоды и постепенно начала переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления у отдельных семей собственности, возникло воровство, которого до того не знали, поскольку все было общим.
Развитию неравенства способствовало увеличение числа столкновений между племенами. В период палеолита межплеменные войны были довольно редки, но с начала неолитической революции они велись почти постоянно. У отдельных общин и племен в условиях производящего хозяйства могли накапливаться значительные запасы продовольствия, которые стремились присвоить другие племена.
Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы племен во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачивались лучшие воины.
Во многих древних обществах вожди также приобретали и жреческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обрядами.
Со временем члены общины (племени) начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были добровольные дары, знаки уважения. Затем пожертвования перешли в разряд обязательных податей, похожих на налоги. Материальной основой такого явления можно считать успехи в хозяйственном развитии. Подсчитано, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на целый год, произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам.
После успешного набега на соседей вождь и особо отличившиеся воины получали лучшую часть добычи. Среди добычи были и пленные. Раньше их либо отпускали, либо приносили в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать на победителей (опять же потому, что человек уже мог произвести больше, чем было необходимо ему самому). Так появились рабы.
Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.
Объединенные в союзы племена обычно не были равны между собой. В союзе доминировало одно племя, иногда силой заставляя других вступать в него. Нередким становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевателям приходилось разрабатывать новые механизмы управления. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменники - помощниками по управлению покоренными.
Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления обществом, отделенных от самого общества.
Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало нового вождя после смерти старого, даже если тот был его сыном.
Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни.
Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и поддерживать в исправном состоянии сложные оросительные сооружения.
Зарождение городов
Некоторые поселки земледельцев превращались в крупные поселения. Вокруг них возводили стены из камня. Такие поселения напоминали города. Города становились местом пребывания вождей племен, откуда они управляли подвластной им округой. В центре такого города обычно возвышался один или несколько храмов, которые считались жилищами богов. В особом почете были боги солнца, ветра и дождя, управлявшие, как считалось, явлениями природы, от которых во многом зависела жизнь земледельцев и скотоводов.
Одно из древнейших поселений (VIII тысячелетие до н.э.) обнаружено в городе Иерихон в Палестине. Вокруг древнего Иерихона, в котором жило около 3 тыс. человек, построили стены из камня толщиной до 3 м. Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) существовало в VII - VI тысячелетиях до н.э. в Малой Азии. Дома из высушенных на солнце глиняных кирпичей здесь строили вплотную друг к другу, улиц не было, а двери находились на крыше.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Что такое производящее хозяйство? Чем оно отличается и в чем его преимущества перед присваивающим хозяйством? Составьте сравнительную таблицу.
Что такое неолитическая революция? Где и почему она началась?
Что нового появилось в жизни людей в период неолитической революции?
Как происходило распространение неолитической революции на Земле? Каков был вклад в неолитическую революцию древних жителей территории современной России?
Что такое первое и второе общественные разделения труда? В чем состояли их последствия?
Назовите основные точки зрения по проблеме происхождения индоевропейских народов.
Сравните соседскую общину с родовой. Какие перемены в жизни людей связаны с переходом от родовой общины к соседской?
В чем заключаются причины перехода племен от системы самоуправления к системе единоличной власти?
Как происходило зарождение государственности? Какую роль в этом процессе сыграли войны?
Неолитическая революция - переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. Этот переход начался в мезолите и завершился в неолите. За счет земледелия и скотоводства живем и мы с вами, живет и сейчас все человечество.
Ведь все те злаки (пшеница, ячмень, просо, чечевица), которые впервые стали культивировать в X-VIII тыс. до н. э. в горах Загроса, Анатолии, Иране и Иерихоне, мы выращиваем и ныне. До сих пор мы едим хлеб, «изобретенный» в мезолите - неолите. Все те животные, которые были одомашнены неолитическими людьми на Ближнем и Среднем Востоке, - коза, овца, корова, свинья - причем в основном только эти животные - разводятся и сегодня. И сейчас только они снабжают человечество мясом, молоком (и соответственно, молочными продуктами). Неолитической революцией называл этот грандиознейший переворот в истории человечества английский ученый Г. Чайлд.
История сельского хозяйства начинается где-то около X тыс. до н. э. На стоянках Нахал Орен в Палестине, Карим Шахир, Зави Че-ми Шанидар в Ираке около 12 тыс. лет назад уже делали микролиты для жатвенных ножей, приручали диких животных и возделывали злаковые.
Почему произошла неолитическая революция и каковы были ее последствия?
Толчком к неолитической революции, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тыс. до н. э. Именно в это время на севере Европы стал быстро таять ледник, а в горах между Южным Прикаспием и Закавказьем стали выгорать травы. Каспийское море тогда стало катастрофически уменьшаться в размерах, высыхать. Пищи для животных стало мало. Часть их Уходила на север вдоль Каспия, другая часть сосредотачивалась вокруг источников, в «оазисах» (например, в Иерихоне), третья бродила в истощении вокруг стоянок человека, питаясь объедками. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе. Это привело к рождению цивилизации.
Цивилизация могла возникнуть только тогда, когда появился какой-то устойчивый излишек продуктов сверх необходимого прожиточного минимума. Только земледелие и скотоводство давали возможность создания такого излишка. О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке, говорят многие довольно ранние археологические данные.
Прежде всего, это монументальные сооружения. В Южном Двуречье они появляются уже с начала V тыс. до н. э. Подсчеты показывают, что на строительстве одной только платформы одного из храмов Урука 1500 человек должны были трудиться 5 лет - для этой стройки было затрачено 1700 000 человеко-дней! Для того чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы этих продуктов. Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины. Население Джейтуна (одного из первых поселений земледельцев в Средней Азии) составляло 150-180 человек. Норма расходования зерна в год в Восточной Европе - 16 кг в месяц. В Шумере в III тыс. до н. э. мужчине в месяц выдавали в среднем 36 кг зерна, а женщине - 18 кг. Исходя из этих норм, можно легко подсчитать, что для того, чтобы прокормить весь поселок Джейтун, требовалось 44 т зерна. Вырастить такое количество зерна, имея самые примитивные орудия каменного века, можно было, если двое взрослых от каждой семьи будут трудиться всего один месяц в году. По экспериментальным данным, неопытный человек собирает каменным серпом за час 1,5 кг зерна. 44 т можно было бы собрать за 10 рабочих дней, затратив всего 1760 человеко-дней, т. е. собрать необходимое на год всему поселку зерно можно было за 10 дней, если в работе примет участие все население поселка. А если на уборке будет занята половина жителей, то за 20 дней. При всех обстоятельствах земледельцы в Джейтуне могли обеспечить себя на год зерном, затратив максимум 60 трудодней. Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в III тыс. до н. э. была вдвое выше, следовательно, если земледелец в Месопотамии работал так же, как и в Джейтуне, 60 дней в году, то половина его труда уходила на создание прибавочного продукта. Но весь год состоит не из 60, а из 365 дней. А так как земледельцу было достаточно 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, остальные 335 дней его можно было заставить работать на строительстве храмов, дворцов, пирамид и т. п. Развивающееся скотоводство давало возможность еще проще накапливать богатства в виде огромных стад скота. Владелец стад мог легко заставить работать на себя неимущих.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Неолитическая революция один из самых важных период истории человечества.
Именно он обусловил появление человеческой цивилизации, благодаря нему появились первые государства, рынок и многое другое, без чего невозможно представить жизнь человека.
Суть неолитической революции
Сформулировать ее можно следующим образом: неолитическая революция – переход от присваивающего типа экономики к воспроизводящему. То есть происходит замена собирательства на земледелие и охоты на скотоводство.
При этом произошел коренной поворот в образе жизни людей. Теперь она приобрела либо оседлый характер (земледельцы), либо полностью кочевой (скотоводы). В местах, где революция произошла, охота отошла на второй план, и больше не играет большого значения.
Регионы, в которых зародилась неолитическая революция (в хронологическом порядке зарождения):
- Ближний Восток, долина Нила, Месопотамия (он же плодородный полумесяц);
- Восточный Китай (в долинах Янцзы и Хуанхэ);
- Новая Гвинея (горные регионы);
- Центральная часть Мексики;
- Экваториальная Африка.
Возможные причины возникновения феномена
По этому поводу есть множество теорий. На мой взгляд, наиболее правдоподобной является теория целенаправленной эволюции. Эта теория гласит, что поначалу люди стремились защитить растения, которые приносили им еду. Потом произошел отбор растений по степени их плодородности и устойчивости к природным явлениям (засуха, изобилие дождей, морозы, зной и т.д.)
Последствия
Последствия неолитической революции невозможно переоценить. Самым первым следствием революции стал демографический взрыв. Создание пищи дало возможность кормить большее количество людей. Теперь легче накапливать запасы на случай неблагоприятных погодных условий. Далее это привело к зарождению права собственности и имущественного неравенства.
Раньше все имущество принадлежало племени. Затем это право перешло к семьям, которые приобрели устойчивый характер (что обусловило переход к патриархату), а после к каждому человеку в отдельности. Более талантливые, умные, трудолюбивые и усердные люди стали обладать большим количеством ресурсов. Это в свою очередь приводит к появлению товарообмена в примитивном виде.
Человеку для жизни нужны разнообразные ресурсы от пищи до строительных материалов. Распределены они неравномерно, а потому становится целесообразно обмениваться избыточными ресурсами. Отсюда следует разделение труда. Ремесла приобретают более совершенный характер, а потому не каждый может ими заниматься. Кто-то возделывает землю, кто-то продолжает охотиться, а кто-то делает глиняную утварь. Дальше цепочка продолжается.
Имущественное неравенство и демографический взрыв приводят к зарождению государства. В раннем племенном строе власть держалась на личном авторитете вождя. Однако при увеличении населения вождь больше не имеет возможности узнать каждого члена племени. Его власть начинается держаться на примитивном аппарате насилия, группе вооруженных и преданных ему людей. Содержит он ее за счет избыточных ресурсов, и/или товаров, обменянных на них.
Таким образом власть вождя закрепляется и становится наследственной (Марксистская теория возникновения государства). Появление государства обуславливает появление письменности, так как для функционирования такой сложной системы, как государства, нужна прослойка образованных чиновников, которые будут управлять населением на местах.
Термин «неолитическая революция» появился в середине XX в. для обозначения важнейшего этапа становления человеческого общества - перехода от присваивающего к производящему хозяйству в позднем первобытном обществе. Место этого этапа в хронологической истории человечества показано в табл. 3.
Табл. 3 Неолитическая революция
В начале каменного века кроманьонцы и сменившие их другие древние люди в основном забирали у природы ее дары - дикорастущие съедобные растения, зверей, рыбу. Однако к началу неолита все больше людей переходило к оседлому образу жизни и занятиям земледелием, то есть к производящему хозяйству. Именно это в конце концов и привело к социальной дифференциации общества, появлению классов. Какие же общие черты производящего хозяйства можно выделить? Прежде всего, это оседлость, создание и хранение запасов пищи и других материальных ценностей, цикличность труда, расширение сферы деятельности и др. Наиболее важным в этом перечне является создание и хранение материальных благ, пищи, что, в конце концов привело к делению людей на богатых и бедных, к переходу от производства прожиточного минимума к стабильному производству прибавочного продукта.
В связи с неолитической революцией часто приводят парадоксальный факт: ранние земледельцы трудились больше, но их уровень жизни был ниже, чем у первобытных охотников и собирателей. Можно ли тогда считать неолитическую революцию прогрессивным явлением? Оказывается, можно, если судить по другим критериям. Дело в том, что присваивающее хозяйство (охота, собирательство) может обеспечить более высокую производительность труда, но только до определенного порога демографической нагрузки на природу, то есть при небольшой плотности населения.
В отличие от охоты, земледелие - принципиально оседлый вид деятельности, связанный с многолетним упорным уходом и обработкой одного и того же участка земли. Плодородная, ухоженная земля становится ресурсом, требующим защиты права собственности. Для защиты этого права формируется государство, закрепляющее имущественное неравенство в обществе.
Таким образом, в ходе неолитической революции прогресс проявляется не столько в росте среднедушевого уровня жизни, сколько в повышении (в сотни раз) плотности и численности населения.
Что такое неолитическая революция. Втечение нескольких миллионов лет человек существовал за счет охоты, рыболовства и собирательства. Люди «присваивали» себе продукты природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим. Человек полностью зависел от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи.
Около 11 - 10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и животноводство. Люди начали самостоятельно и целенаправленно производить необходимые для их жизни продукты. Отныне они намного меньше зависели от окружающей среды. Такой тип хозяйства называется производящим. Производящее хозяйство до сих пор является основой жизни человечества.
Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите. Появление производящего хозяйства за сравнительно короткое время коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них. Эти перемены историки назвали неолитической революцией.
Причины неолитической революции. Около 12 тыс. лет назад быстро начал таять ледник. За сравнительно небольшой период тундра и территория ледника покрылись густыми лесами. Казалось, такие перемены будут на пользу человеку. Однако вымерли мамонты и многие другие крупные животные, в течение тысячелетий дававшие человеку основную пищу. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы.
Охотники мезолита изобрели лук со стрелами. Теперь добычу могли поражать издали. На основе принципа действия лука создали различные ловушки и капканы. Другим изобретением стал бумеранг, имевший свойство при неудачном броске возвращаться назад. Стали строить лодки и плоты. На них плавали не только по рекам и озерам, но и выходили в море.
Наиболее тяжелые последствия таяние ледника имело для населения Передней Азии(территорияТурции,Сирии,Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и др.). В период палеолита здесь охотились на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали семена дикорастущих злаков - пшеницы, ячменя, проса. Эти растения в диком виде растут только в горных районах Передней Азии. Для срезания колосьев злаковых культур изобрели специальное орудие - серп.
Внутри изогнутой деревянной рукоятки вытачивали паз, в который вставляли вплотную друг к другу остро заточенные камни размером в 1 - 2 см. Их закрепляли смолой или бетоном. Если один из камушков ломался или выпадал, его заменяли другим, поскольку они все были стандартной формы. Ученые называют такие изделия микролитами. В период мезолита микролиты различной формы распространились на огромных территориях Евразии, Африки. Их вставляли не только в серпы, но и в ножи, мечи, топоры, копья, стрелы.
Во время таяния ледника в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и выращивании животных.
Зарождение производящего хозяйства.
Собиратели съедобных
растений заметили: если зерна зарыть в рыхлую землю и поливать
водой, то из одного зерна вырастет колос со многими зернами.
Так родилось земледелие.
Для посева каждый год отбирали только
лучшие зерна. Со временем изменились внешний вид и многие
полезные свойства этих растений. ^
В условиях засухи звери стали меньше бояться людей и даже заходили в их поселения в поисках воды. Охотники ловили их живьем, держали в загонах и съедали по мере необходимости. Некоторые животные рождались уже в неволе. Со временем рожденные в неволе животные стали главным источником мяса. За этими животными ухаживали, их пасли, отбирали лучших для размножения. Домашние животные стали отличаться от своих диких предков по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание {доместикация) животных. Появилось животноводство {скотоводство).
Злаковые культуры и домашние животные, полученные древними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.
Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства Зави Чеми Шанидар раскопана на севере Ирака и датируется X-IX тысячелетиями до н.э.
Первыми были одомашнены в X-IX тысячелетиях до н. э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошла и доместикациякошкикотораяспасалазапасызернаотгрызунов Из растений первыми одомашнили несколько видов пшеницы, ячмень, просо, чечевицу. Позже научились выращивать слипы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.
Земледелие и скотоводство начало зарождаться в оазисах Передней Азии около 11 тыс. лет назад. Позже климат стал более влажным, и сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, Балканский полуостров, Средняя Азия и др.). Большую роль в распространении неолитической революции сыграли переселения племен. На новых землях выводили новые виды культурных растений и животных. Например, в Средней Азии одомашнили верблюда.
Некоторые ученые считают, что в ряде мест сельское хозяйство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, несомненно, принадлежит Америка. Рис «одомашнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоятельно доместирован крупный рогатый скот. Однако большинство домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пшеница, ячмень, просо) имели своими «предками» диких животных и растения, которые имелись только в Передней Азии. Кроме того, в течение нескольких тысячелетий сельское хозяйство существовало лишь в данном регионе. Эти факты свидетельствуют в пользу теории моноцентризма происхождения сельского хозяйства.
Последствия неолитической революции. Вслед за появлением сельского хозяйства последовало еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (самые первые образцы датируются VIII тысячелетием до н.э.). У ряда племен использовали гончарный круг. Из глины изготавливали и кирпичи.
Для полива полей строили примитивные каналы и бассейны, постепенно ирригационные сооружения становились все сложнее. Для обработки полей придумали сохи и плуги. Долгое время их тянули несколько человек. Позже в них стали впрягать быков.
На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII -VII тысячелетий до н.э. Чайёню в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V- IV тысячелетий до н.э. на Ближнем Востоке наступает период энеолита - медно-каменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Бронзовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV-IIIтысячелетий до н.э. и Европе во II тысячелетии до н.э. Железо начали изготавливать с конца II тысячелетия до н.э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н. э. в Европе и ряде других мест. После освоения массового производства изделий из железной рудыкаменныеорудияокончательноисчезли Неолитическая революция на территории современной России.
Встепях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых там начали разводить 8 - 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.
Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на стоянках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.
Одомашнивание лошади резко ускорило ход истории. Так, после появления домашних лошадей на Ближнем Востоке, там возникли первые крупные государства. Лошади облегчали связи между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности одомашнить лошадь, развитие шло замедленными темпами (например, Америка, Австралия).
У истоков цивилизации
Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торговли. Хозяйство в первых общинах земледельцев и скотоводов носило комплексный характер. Выращивание злаковых культур и разведение скота дополняли друг друга. Однако различия в природных условиях очень скоро привели к появлению специализации. Она усилилась по мере распространения производящего хозяйства на новые территории.
На плодородных землях основным занятием становится земледелие и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство, которое после доместикации лошади и освоения колеса приобрело кочевой характер. Произошло так называемое первое крупное общественное разделение труда - выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.
В поселениях земледельцев появлялись люди, которые специализировались на производстве различных изделий из камня, металлов, глины, на изготовлении тканей и т.д. Их называют ремесленниками. Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла. Произошло второе крупное общественное разделение труда - выделение ремесла из земледелия и скотоводства.
Общественное разделение труда способствовали развитию обмена. Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев и скотоводов, получая от них продукты питания.Земледельцыи скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Так урождалась торговля.
Протогорода. Некоторые поселки земледельцев превращались в более крупные поселения. Вокруг них стали возводить для защиты ОТ врагов стены из камня или глины. Дома тоже стали нередко делать из глиняных кирпичей. Такие поселения напоминали города. В центре поселения обычно возвышался один или несколько храмов - жилищ богов. Боги теперь считались покровителями урожая и домашних животных. Особо почитали бога солнца, бога ветра, бога дождя, которые управляли явлениями природы, влияющими на жизнь земледельцев и скотоводов.
Одно из древнейших поселений обнаружено в городе Иерихоне is Палестине. Люди здесь начали селиться в VIII тысячелетии до н.э. Вокруг древнего Иерихона, в котором жило до 3 тыс. человек, найдены остатки стен толщиной до 3 м из камня. В окрестностях протогорода выращивали пшеницу, чечевицу, ячмень, инжир, добывали асфальт и серу, которые продавали соседям.
Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) существовало в VII - VI тысячелетиях до н.э. в Малой Азии. Жилища в Чатал-Гуюке строили из высушенных на солнце кирпичей. Стандартные дома стояли вплотную друг к другу, улиц в городе не было, а вся жизнь вне дома проходила на крышах, где находились двери в жилища. Жители занимались выращиванием хлеба на окрестных полях. Для их орошения строили простейшие каналы.
Начало формирования народов. С освоением производящего хозяйства усиливаются различия в темпах развития разных регионов мира. Там, где существовали благоприятные условия для сельского хозяйства, ремесла, развитие шло быстрее. Природно-климатические условия сказались и в ходе формирования разных народов.
Лингвисты размещают мертвые и современные языки по языковым семьям, группам. Предполагается, что некогда предки носителей родственных языков составляли единые общности, жили в одном месте. Затем отдельные группы этих общностей расходились на разные территории, смешивались с другими племенами, в их языках появлялись различия.
Ученые спорят, какие народы жили на территории Передней Азии в период складывания там производящего хозяйства. В этом регионе формировались многие языковые семьи. В частности, там, а также в Северной Африке обитали племена, давшие начало семито-хамитским языкам. На этих языках говорили многие древние народы: египтяне, вавилоняне, ассирийцы.
Существует точка зрения, что в некоторых районах Передней Азии в период неолита жили племена, давшие начало индоевропейским языкам. В наше время на индоевропейских языках разговаривает значительная часть населения земного шара. К индоевропейским языкам относятся и славянские языки.
Вопрос о времени и месте появления индоевропейцев является предметом споров ученых уже на протяжении более двухсот лет, с тех пор как было установлено родство языков, распространенных на огромных землях от Индии до Западной Европы (отсюда и их название). В настоящее время большинство ученых считают, что индоевропейская общность начала складываться в IV-IIIтысячелетиях до н.э. Но есть мнения и о более раннем периоде (VI - V тысячелетия до н.э.).
Раньше полагали, что прародина индоевропейских народов - Южная Скандинавия и Северная Германия. В настоящее время эта точка зрения почти не имеет сторонников. Имела распространение теория балкано-дунайской прародины. Ныне все более популярной становится версия о южнорусской прародине (Восточная Украина, Северный Кавказ, Поволжье, Южное Предуралье). Наконец, высказывается версия о восточно-анатолийской прародине (север Передней Азии).
Основным занятием индоевропейских племен долгое время являлось скотоводство. Именно древние индоевропейцы одомашнили лошадь. Овладение секретом изготовления бронзового оружия сделало индоевропейцев очень воинственными. Отдельные их группы двинулись в разные стороны, стремясь захватить лучшие земли. Смешавшись с другими племенами и передав им свои языки, они заселили Европу, Среднюю Азию, Иран, Индию и т.д.
Эволюция общественных отношений. Соседская община. Период мезолита и неолита стал временем перемен в основной ячейке тогдашнего общества - общине.
У земледельцев по мере совершенствования орудий труда, использования рабочего скота отдельная семья становилась все более самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение бронзовых, и особенно железных, орудий труда. Родовая община уступала место соседской. В ней родовые связи сменялись территориальными.
Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине становятся собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На пашне, как правило, трудились члены одной семьи, однако расчистку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.
У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей собственностью рода.
Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. В самих семьях возрастала власть главы над другими домочадцами. 11 с которые семьи становились более состоятельными, чем дру-РИв, накапливали богатства. В наиболее выгодном положении окапывались вожди, старейшины.
У истоков государственности. Высшим органом управления в общинах и племенах являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники и члены племени. Избиравшийся собранием на период военных действий вождь всецело зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет общины, племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями. Таким образом, организацию власти в первобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.
По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общины, племени начинали оказывать все большее влияние на управление. В народном собрании их слово становится решающим. Власть вождя распространялась на мирные периоды, и постепенно начата переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления собственности у отдельных семей, появилось воровство, которого раньше не существовало, поскольку все было общим.
Развитию неравенства способствовало усиление столкновений между племенами. В период палеолита войны были редки, часто прекращались при первых ранениях. Войны в условиях становления производящего хозяйства велись постоянно. У отдельных общин и племен накапливались большие запасы продовольствия.)тому завидовали другие племена, более бедные. Да и богатые племена не прочь были поживиться на стороне.
Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачивались лучшие воины (дружинники).
Во многих древних обществах вожди также приобретали жреческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обрядами при храмах.
Со временем соплеменники начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были добровольные дары, знаки уважения. Затем добровольные пожертвования стали обязательными податями - налогами. Материальной основой данного явления стали успехи в хозяйственном развитии. Подсчитано, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на целый год. Произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам. После успешного набега на соседей вождь и его дружинники получали большую и лучшую часть добычи. Много добычи доставалось также старейшинам и жрецам. Среди добычи были и пленные. Раньше их отпускали, либо приносили в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать. Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.
Объединенные в союзы племена обычно не были равны между собой. Часто одно племя доминировало в союзе, иногда силой заставляя других вступать в союз. Нередким явлением становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевателям приходилось разрабатывать новые механизмы управления. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменники - помощниками по управлению покоренными. Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления обществом, отделенных от самого общества.
Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Так, даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало преемника умершему вождю, даже если он был его сыном. Роль самоуправления возрастала в экстремальных условиях: при нападении более сильного врага, стихийном бедствии и т.д.
Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни. Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и поддерживать в исправном состоянии сложные ирригационные сооружения.
Начало цивилизации. Период первобытности в отдельных районах земли закончился на рубеже IV-IIIтысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизацией. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Строительство городов является одним из первых признаков рождения цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилизации.
К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распространения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлантического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации расширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов. Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее Влияли природно-климатические условия, обстоятельства исторического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю отдельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая ци-килизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели - древневосточную цивилизацию и античную циви-i/нацию.
Древневосточная - первая цивилизация. Древнейшей ее формой стали государства в долинах великих рек - Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монархов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди-неиное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль.
Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она охватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преобладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль играл труд рабов.