Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Попс-формула: что собой представляет и как используется на уроках. Как попс формула помогает человеку высказать своё мнение

Подготовила: Кобозева А.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 10

«ПОПС-формула как один из приёмов развития письменной и устной речи на уроках русского языка и литературы».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Кобозева Алина Васильевна. Я работаю в школе № 10 г. Дубны учителем русского языка и литературы третий год.

В начале своего выступления мне бы хотелось обозначить такую проблему современного общества, как недостаточность живого общения, уход от реальности в компьютерный мир, мир иллюзий, игр. И эта проблема далеко не детская.

Даже друзей, спутников жизни многие ищут и находят через интернет, но, встретившись лично, пасуют, не умеют высказать своих чувств, сформулировать мысли и мнение… Общение не складывается, негатив, обиды и закомплексованность растут.

Корень всей проблемы в дефиците живого общения, обмена мнениями, умения дискутировать, формулировать и высказывать свои мысли, описывать чувства, эмоции. Я стараюсь ПОМОЧЬ ребятам, воспитывая и прививая им любовь к чтению, к книге, говорю им, что мозг – это та же мышца, и надо тренировать её постоянным чтением, размышлением над прочитанным, нагружать мышцу мыслью.

Расскажу вам сегодня об одном приёме, который использую на уроках и считаю его эффективным, но хочу, чтобы вы сами угадали, о каком приёме пойдёт речь. Все смотрели мультфильм «Гадкий я»? Значит, представляете, кто такие миньоны (смотрят видео (8 секунд), называют приём).

Да, совершенно верно! Этот приём называется ПОПС!

Итак, тема моего выступления «ПОПС-формула как один из приёмов развития письменной и устной речи на уроках русского языка и литературы» (слайд № 1 титульный).

Я считаю, что с введением устной части ОГЭ и ЕГЭ формула, которую я применяю, становится ещё более актуальной.

(Слайд № 2) Работая над развитием речи, мы, учителя русского языка и литературы, знаем, что, во-первых, нужна образцовая речевая среда. Сюда относится не только устная речь взрослых, но и в том числе тексты учебников, радио- телепередач и т.д.), а во-вторых, нужна речевая активность самого обучающегося.

Использование на уроках русского языка ПОПС-формулы как одного из многочисленных приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет и дать образец языка, и активизировать деятельность школьника (слайд № 3).

Попс-формула - это потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлЕксию учащихся.

СоздАл этот приём профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР. По - английски он пишется следующим образом : PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary) ( слайд № 4). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права (слайд № 5).

ПОПС - формулу я применяю при обучении написанию сочинения. Ведь сочинение, как и другой вид творческой работы, требует понимания темы, проблемы текста, требует умения анализировать и обобщать приобретённую информацию.

Итак, что же означает эта аббревиатура (слайд № 6):

П – позиция (Я считаю, что…);

О – обоснование (Потому что…);

П – пример (Я могу доказать это на примере…);

С – следствие/суждение (Таким образом, я делаю вывод…).

Освоение этого приёма готовит учащихся основного и среднего уровней образования к работе по написанию сочинения в выпускных классах, а также служит эффективным инструментом контроля качества усвоения учебного материала учащимися.

Эта формула является интерактивным приёмом обратной связи.

Сейчас я бы хотела продемонстрировать небольшой фрагмент использования мной этой формулы на уроке развития речи. Вначале, я даю пример, а затем уже сами ребята работают по формуле. Сейчас сами всё увидите.

(Смотрим видеофрагмент, Слайд 7)

(Слайд 8) Итак, вы увидели, что данный приём позволяет построить своё выступление кратко, лаконично, аргументировано с соответствующими выводами (Слайд 9). Спасибо за внимание!

Технология ПОПС-формулы в подготовке старшеклассников
к написанию эссе.

Опыт работы на уроках обществознания и права показал, что применение в обучении технологии ПОПС-формулы, представляющей собой российский вариант технологии профессора права Макккойда-Мэйсона. Критерии оценивания эссе по обществознанию во многом совпадают с алгоритмом работы по данной технологии. Также ПОПС-формула используется при организации дебатов, дискуссий.

Оценивание (критерии ЕГЭ)

ПОПС-формула

1. Раскрытие смысла высказывания

2. Представление и аргументация своей позиции (с опорой на теоретические положения и понятия курса, факты истории и современной жизни общества, собственный опыт).

3. Уровень приводимых суждений и аргументов (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при конкретном использовании обществоведческих понятий и терминов) или уровень обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни).

П – ПОЗИЦИЯ (в чем заключается ваша точка зрения).
О – ОБОСНОВАНИЕ
(на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции)
П – ПРИМЕР (факты,
иллюстрирующие ваш довод)
С – СЛЕДСТВИЕ (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции).

Я считаю, что…

…потому, что…

…например, …

… поэтому…

Таким образом, мы видим, что использование данного метода ПОПС-формулы при написании эссе вполне уместно, так как соответствует уровню оценивания данной работы по кодификатору ЕГЭ.

Темы эссе

«Меньшинство нередко становится большинством, потому что встаёт с постели и голосует» (Л. Питер)

«Свобода есть право делать все, что дозволено законами», - сказал французский просветитель Ш Монтескье. К правам человека относится право на участие в политической жизни (избирать и быть избранным) – оно закреплено в международных пактах и Конституции. Поэтому, анализируя высказывание Л. Питера, можно сказать, что граждане имеют свободу – использовать или не использовать своё активное избирательное право. Но тогда право выбора остаётся за теми, кто это право использовал.
Аргумент 1. Абсентеизм . В настоящее время в нашем обществе распространено данное явление. Люди считают, что если избиратель не пошёл на выборы, то он не участник политических событий. Однако это не так. Как говорится в одном высказывании: если мы не займемся политикой, то политика занимается нами. Значит, за нас другие выберут нам политиков, которые будут нами управлять, которые будут принимать законы, которые мы будем должны соблюдать.
Аргумент 2. Выбор . К примеру, сейчас по закону о выборах 2007г. отменён нижний порог явки избирателей. Если вы хотите, чтобы меньшинство принимало решения за вас, не ходите на выборы, отдайте им это право распоряжаться за вас.
Аргумент 3 + вывод. Активная жизненная позиция. Осуществление власти народом через выборные органы называется «представительная демократия». Реальное народовластие невозможно без такого принципа как всеобщность – все могут и, по моему мнению, должны избирать. И если каждый будет помнить, что, кроме прав, у него есть обязанности, нравственный и моральный долг перед обществом, то только тогда мы сможем построить действительно демократическое правовое государство, где каждый в ответе не только перед собой, но и перед будущими поколениями.

«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют»
(Д. Нейтан).

Кто-то из великих сказал, что каждый народ достоин своего правителя. Мне кажется, что эти два высказывания перекликаются между собой. В конституции РФ сказано, что единственным источником власти в РФ является народ. Народ, которому дано активное и пассивное избирательное право.
Аргумент. Право высказать своё мнение. Неучастие в выборах граждан приводит к диспропорции истинного мнения населения, потому что решение за них принимает меньшинство, те, кто пришёл на выборы. Из этих голосов и формируется картина предпочтения (выбора) тех или иных кандидатов, политических партий, общественных объединений . Но если? населения не приняли участия в голосовании, то соответственно погрешность такого волеизъявления народа очень и очень велика, о чём и говорит в своём высказывании Д. Нейтан.
Под лежачий камень, как известно, вода не течёт. Для того, чтобы жить в хорошей стране со справедливой властью, надо сделать хоть что-то. Хотя бы пойти на избирательный участок и выбрать.
Вывод: «хороший» человек, не прийдя на выборы, тем самым выбирает «плохую» власть.

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер)

Рассматривая цитату Ж. Даламбера, можно вспомнить массу аналогичных высказываний. К примеру, «все должны быть равны перед законом». Такие понятия, как равенство, обязательность, исполнительность, есть основа для существования права как инструмента регулирования общественно-гражданских отношений.
1-й аргумент. Закон един для всех . Существуют общеправовые принципы: законность, гуманизм, демократизм, социальная справедливость. Отсюда мы можем сделать первый вывод – равенство всех перед законом.! Если каждый гражданин будет соблюдать закон, только тогда мы можем говорить о торжестве закона. Любой член общества, вне зависимости от его социального положения, политического пристрастия, вероисповедания и национальной принадлежности должен обладать правом на то, что ничто не ущемит его естественных и неотчуждаемых прав человека. А это центральная идея теории правового государства.
2-й аргумент. Иметь права – значит иметь и обязанности . Широко известно высказывание: незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому, чтобы быть равным надо не только знать, но и соблюдать. Во - первых, знание закона даёт возможность цивилизованной защиты своих прав, а соблюдение закона есть обязанность любого человека перед обществом.
3-й аргумент. Демократия – это не вседозволенность. Широкий спектр прав и свобод граждан только тогда возможен и даёт нам гарантии и защиту, когда в обществе сложилась правовая культура. Правовая культура есть залог демократии. Можно сформулировать это таким «законом», что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого.
Вывод: Ж. Даламбер в своём тезисе абсолютно прав, так как говорит о равенстве и справедливости закона для каждого члена общества. Данное утверждение применимо к понятию правового государства, в основу которого заложено равенство (власти, гражданина, общества) перед законом.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Пути приобретения знаний… «Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn» Benjamin Franklin «Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и явыучу» БенджаминФранклин

3 слайд

Описание слайда:

Интерактивные методы Термины «интерактивные методы», «интерактивное обучение» пришли к нам из английского языка(«interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» - от «асt» - действовать, действие).

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры.

6 слайд

Описание слайда:

Попс-формула - это потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, созданный профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.

7 слайд

Описание слайда:

ПОПС-формула П – ПОЗИЦИЯ(в чем заключается ваша точка зрения). О – ОБОСНОВАНИЕ (объяснение) (на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции) П – ПРИМЕР(факты, иллюстрирующие ваш довод) С – СЛЕДСТВИЕ(вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции). Я считаю, что… Потому что … Ямогу доказать это на примере того, что… Исходя из этого, я делаювывод, что …

8 слайд

Описание слайда:

Использование приема «ПОПС-формула» на уроках иностранного языка П – позиция / I think..., I don"t think..., I imagine..., I believe ... , I strongly believe, I consider О – обоснование...because..., ...as... П – пример / for example..., for instance..., such as... С – следствие / So...

9 слайд

Описание слайда:

Lesson «The USA: Political outlook» - I believe that the United States of America is a democratic country because without the support of people there can be no government. For instance, the congressmen and the President are elected by the US citizens according to the Constitution; that is why the power of people is to have such politicians that can represent the interests of the nation.

10 слайд

Описание слайда:

Lesson «American food and drink» - I don"t think that fast food restaurants are worth visiting as they don"t serve healthy food. For example, most restaurants put a lot of fat and spicy food such as bacon, fried potatoes, eggs, grilled chicken, hamburgers on your plate, which is a bad habit. So, if you often go to fast food restaurants and eat a lot, you don"t expect to be healthy afterwards.

11 слайд

Описание слайда:

При оценивании использования метода ПОПС можно вести наблюдение по данным моментам, отмечая, каким показателям (критериям) соответствует или не соответствует выступление того или иного учащегося. Можно каждый из предложенных показателей оценить по пятибалльной системе. Этот же лист оценки возможно использовать и для самооценки учащихся. Возможный вариант проверочного задания: сделать плакат или написать эссе по определенной проблеме с использованием вышеперечисленных критериев. П - Позиция Позиция ясно сформулирована. Позиция кратко сформулирована. Позиция сформулирована доступным для понимания аудитории образом. О - Объяснение В объяснении имеются ссылки на общественные ценности, законодательство, конституцию, международные документы по правам человека. Объяснение поддерживает заявленную позицию. Объяснение является убедительным. П - Пример Пример вызывает всеобщий интерес. Пример является общественно значимым. В примере есть ссылки на источники - газеты, мнения экспертов, личный опыт. Пример дает достаточное, но не избыточное количество деталей. С - Следствие Кратко повторена суть позиции. Подведен итог выступлению. Предложены конкретные действия для решения проблемы. Лист оценки использования метода ПОПС

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Формула устного ответа ПОПС Цель: ознакомить учащихся с формулой ПОПС, и научить ее применять. ПОПС-формула Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.

2 слайд

Описание слайда:

П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений. Четыре момента ПОПС – формулы:

3 слайд

Описание слайда:

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». П Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». О Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».П И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». С Примерные вопросы для каждого пункта

4 слайд

Описание слайда:

Щенникова Наталья. 10 класс. Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной. П Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества. О Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну. П Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов. С Пример. (по теме «Россия во второй половине XIX в»)

Что за время такое настало? Одни с трудом находят себе применение и теряются в реалиях современной жизни. Другие, наоборот, полны энтузиазма от новых возможностей, которые открывает перед нами мир. Чем объясняется такая полярность? Все просто! Настало время перемен! Где-то, может, еще и встречают по одежке, но все чаще на первый план выходят наши мысли: как мы их выражаем? есть ли в них смысл, или это всего лишь набор слов? как проявляется в наших мыслях характер, мировоззрение, жизненная позиция? Новые потребности рождают новые идеи. Так появилось загадочное понятие «ПОПС формула», и сегодня мы попробуем в нем разобраться и применить на практике.

Откуда и для чего пришла к нам ПОПС формула

ПОПС формула была придумана и разработана профессором права из ЮАР Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном. Идея состояла в том, чтобы создать альтернативу школьным тестам и внедрить в качестве способа проверки знаний учащихся нечто новое – прием, который позволил бы определять уровень знаний более качественно и одновременно мотивировал бы школьников на лучшее обучение.

Положительный момент состоит еще и в том, что ПОПС формула помогает построить краткий, но аргументированный ответ, в котором содержится и мнение учащегося, и объективные факты.

К тому же, ПОПС формула побуждает одноклассников/слушателей/собеседников принять участие в дискуссии и выразить свою позицию.

Однако довольно ходить вокруг да около. Пора ответить на вопрос:

Из чего состоит ПОПС формула и как ее применять?

Слово ПОПС представляет собой аббревиатуру, состоящую из первых букв четырех слов. Расшифровываются эти слова так:

П - позиция,

О - объяснение,

П - примеры,

С - следствие.

Теперь слово ПОПС формула уже не кажется таким сложным, не правда ли?

В качестве вспомогательных опорных слов, на которых говорящий может строить свой ответ, ПОПС формула предлагает следующие фразы:

  • Позиция: «Я полагаю, что...», «Я считаю, что…», «На мой взгляд...», «По моему мнению…», «Я согласен с...», «Я не согласен с…»

Так ПОПС формула помогает выразить позицию говорящего, его отношение к обсуждаемой теме.

  • Объяснение: «Потому что…», «Так как…», «Поскольку…»

С помощью этих слов говорящий преподносит слушателям свое мнение, приводя веские аргументы, обоснованные доводы.

  • Примеры: «Я могу доказать сказанное несколькими примерами», «В качестве доказательства сказанного приведу несколько примеров»

В этой части ответа ПОПС формула предлагает назвать несколько проверенных фактов, говорящих об истинности высказывания.

  • Следствие: «Таким образом…», «Следовательно…», «Поэтому», «Из всего вышесказанного я делаю вывод…»

Завершающая часть ответа содержит вывод, который подчеркивает и подтверждает позицию говорящего по данной теме.

Вы, наверное, уже заметили, что ПОПС формула позволяет выразить как согласие, так и несогласие с темой. Поэтому ее можно использовать в спорах обеим сторонам, выражая поочередно как утверждающие, так и опровергающие мнения.

В рамках школьной программы ПОПС формула чаще всего использовалась на уроках литературы, истории, обществознания – словом, на всех гуманитарных дисциплинах. Такой необычный прием позволял проверить уровень знаний учащихся на разных этапах изучения темы:

  • в качестве повторения изученной темы;
  • во время устной проверки домашнего задания;
  • в процессе подготовки к проверочной работе или сочинению, эссе;
  • при создании коллективного проекта, охватывающего одну или несколько тем.

ПОПС формула: завоевание авторитета и новая роль

Стоит только одному удачному изобретению увидеть свет, как оно тут же выходит далеко за рамки своей первоначальной сферы действия. Так вышло и с предметом нашего обсуждения. ПОПС формула, задуманная как средство для «активации» ученических и студенческих умов и проверки знаний, теперь широко применяется и в деловом мире, и в повседневном общении. Друзья, коллеги, начальники и подчиненные, случайные знакомые – все стремятся к качественному общению, к грамотному оформлению своих мыслей.

Слово «престиж» сегодня измеряется не столько материальной, сколько интеллектуальной меркой. Не зря первоначальное значение слова – prestige – в переводе с французского звучит как «обаяние, очарование». ПОПС формула дает возможность очаровать собеседника содержательной речью, четкой позицией, яркими примерами.

Давайте вместе подумаем: в каких ситуациях ПОПС формула может оказать существенную помощь?

  • Самопрезентация

В наш век общения и встреч многие становятся публичными людьми, для которых важно владеть навыком самопрезентации. Если Вы принадлежите к их числу, Вам хорошо известно, что внешность, манеры, осанка – это не все составляющие успеха. Ваша речь – вот что по-настоящему может расположить к себе аудиторию. Выступая перед людьми, Вы должны быть подготовлены. Если Вы продумали заранее, о чем будете говорить, то ПОПС формула подскажет Вам, как преподнести свои мысли, чтобы быть услышанным.

  • Презентация продукта (товара или услуги)

Если Вы что-то производите – товары повседневного пользования, книги, курсы – или оказываете какие-либо услуги, о Вашей деятельности должно быть известно. Один из способов распространения информации, где может быть использована ПОПС формула, – презентация.

В назначенное время Вы приглашаете на встречу людей, которые уже знают, о чем будет идти речь. Следовательно, Ваша задача – убедить слушателей приобрести Ваш продукт. В этом Вам поможет ПОПС формула – Вы легко сделаете свою речь убедительной, приведете аргументы в пользу продукта и примеры, которые вызовут доверие потенциальных покупателей и к Вам, и к предмету презентации.

  • Собеседование

Вы – соискатель, Вам нужна постоянная работа и . Вы просматриваете объявления с вакансиями и записываетесь на собеседование. Собственно говоря, собеседование – это и есть один из вариантов самопрезентации. Здесь Вам важно выгодно подать себя, заинтересовать потенциального работодателя. Поэтому Вы должны предложить веские аргументы, убеждающие в том, что именно Вас должны принять на работу. Наша спасительная ПОПС формула вновь к Вашим услугам:

  • П – Я считаю себя очень ценным сотрудником,
  • О – потому что обладаю всеми необходимыми для этой должности навыками.
  • П – В качестве примеров я предоставляю свое портфолио и отзывы предыдущих работодателей, а также рекомендации с прежних мест работы.
  • С – Поэтому я уверен, что моя кандидатура – самая лучшая.

Заключение

Теперь Вы понимаете, как важно уметь красиво выражать свои мысли, выстраивая их в четкую, структурированную речь с примерами, аргументами и выводами. Пусть Ваши мысли будут «одеты» в красивую одежду, а ПОПС формула станет верным помощником на пути к успеху!

Хотите узнать еще больше о том, как стать уверенным в себе человеком и свободно излагать свои мысли? Читайте наши статьи.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции