Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

В какой стране проживают зулусы. Дикие племена африки. Племя химба – самое красивое в Африке

Южно-африканские племена зулусов – это дети неба. Талантливые и необычные. Они знают, как защитить себя и свою семью от болезней, используя при этом не хитрые медикаменты цивилизованного общества, а обычный коровий навоз. Соответственно и к корове у них отношение особенное. Для зулуса нет лучше занятия, чем наблюдать, как корова поедает траву.
Около двух тысяч лет назад где-то на востоке Центральной Африки жили прародители большинства современных чернокожих южноафриканцев - нгуни. Никто точно не знает, что заставило их покинуть насиженные места. Но они оставили мистическое государство Эмбо и двинулись на юг. Новой родиной для некоторых нгуни стала плодородная долина в районе реки Тугела на побережье Индийского океана. Они вытеснили оттуда коренных бушменов и занялись обустройством собственной жизни. В семье одного из кочевников родился мальчик, которому дали имя Зулу, что значит небо. Когда мальчик вырос, родители подобрали ему подходящую невесту. Со временем Зулу стал главой нового семейного клана, в котором по традиции все потомки носили имя или, вернее, теперь уже фамилию своего прародителя.
В наши дни осталось не так много настоящих зулусских поселений - "умузи". Находятся они, естественно, на исторической родине зулусов в южно-африканской провинции Квазулу Наталь. Квазулу - значит место, где живут зулусы, а Наталь по-голландски означает Рождество. Дело в том, что Васко де Гама высадился на этом побережье Южной Африки как раз под Рождество. Недолго думая, он присвоил вновь открытой земле такое же название. Так вот и образовалось современное двойное имя. Впрочем, в память о былом королевстве Чаки эту землю еще называют Зулулендом. Деревня Экабазини - классический образец зулусского поселения, лежит километрах в сорока от Дурбана в глубь страны. Сейчас здесь не так много жителей, как раньше, но в целом это самый натуральный образец зулусского быта.
Традиционно зулусские поселения "умузи", или, как их еще называют, европейцы, краали, состоят из нескольких полукруглых тростниковых иглуобразных хижин "икукване". Правда, хижиной такое сооружение можно назвать весьма условно, поскольку размеры некоторых позволяют без проблем разместить в них двадцать-тридцать человек. Строят их обычно из длинных тонких прутьев, высокой травы, тростника и некоторых других природных материалов. Все это свивается, скрепляется, переплетается и укрепляется веревками. В результате получается уникальное сооружение неповторимой формы, которое идеально вписывается в окружающий пейзаж. На ночь вход в хижину закрывается специальным щитом.

Зулусская деревня - это идеальный маленький укрепрайон, способный отразить внезапное нападение врага. Всю деревню окружает деревянный вал круглой формы с одной или несколькими сторожевыми башнями, на которых раньше обязательно находились часовые, причем круглосуточно.







ЗУЛУСЫ
Зулусы - африканский народ численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции КваЗулу-Наталь в Южно-Африканской Республике. Небольшие группы зулусов проживают также в Зимбабве, Замбии и Мозамбике. Язык зулу принадлежит к группе нгуни семьи банту. Зулусское королевство сыграло важную роль в истории нынешней ЮАР в XIX и XX веках. В эпоху апартеида зулусы в ЮАР, будучи крупнейшей этнической группой, рассматривались как граждане второго сорта.

Собственный язык зулусов - зулу - язык семьи банту, принадлежащий к группе нгуни и близкий языкам коса и свати. Зулу - самый распространённый язык в ЮАР. При этом многие зулусы также говорят на английском, португальском, сесото и других языках ЮАР.

Среди зулусов есть христиане, многие сохраняют приверженность традиционным верованиям. Зулусская религия включает веру в бога-творца (iNkulunkulu), который выше повседневных людских дел. К миру духов можно обратиться только через предков (amadlozi), с которыми общаются предсказатели (почти всегда предсказательницы). Всё плохое, включая смерть, рассматривается как результат злого колдовства или действий обиженных духов. Ещё один важный аспект зулусской религии - ритуальная чистота. Для разной пищи часто используются разные приборы и посуда, а омовение нужно совершать до трёх раз в день.

История Зулусов

В конце XVII века народы группы нгуни, обитавшие первоначально на землях нынешней Конго, переселились в Южную Африку, в нынешний Наталь, вытеснив местное бушменское население. Зулусы жили небольшими группами, номинально признавая власть верховного вождя. В началу XVIII века рост населения, совершенствование сельскохозяйственной технологии и торговая конкуренция с европейцами привели к необходимости централизации и расширения власти вождей. Особенного успеха добились два клана: ндвандве к северу от реки Умфолози и мтетва к югу от неё.

Первоначально собственно зулусы были одной из подгрупп (isizwe «народ», или isibongo «клан») мтетва. Своё название (amaZulu, «дети неба») они получили в начале XVIII века, когда около 1709 своё королевство основал Зулу каНтомбела. К 1781 году в клане зулусов было около полутора тысяч членов.

Быстрое расширение владения зулусов началось в 1816 году, когда к власти пришёл король Шака, незаконный сын вождя Сензангаконы. В 1817 году ндвандве убили короля мтетва Дингисвайо (зулусы в этой войне не участвовали), и Шака стал верховным правителем мтетва. Шака провёл военные и социальные реформы, способствовавшие военным успехам зулусов и интеграции завоёванных кланов в его племя. Уже к 1819 году зулусы полностью подчинили ндвандве, а в 1824 году дошли до границ Капская колония. В 1824 году площадь Зулуленда составляла 20 000 км?, а население - 250 000 человек. Зулусская армия выросла с 3 000 до 20 000 воинов.

Шака провёл полную реорганизацию военной системы зулусов: от призыва до тактики и вооружения.

Шака установил, что по достижении 18-19 лет все зулусские юноши призывались на королевскую военную службу. Новобранцы образовывали полк (или вливались в уже существующий), которому давалось имя и назначалась униформа (в основном состоявшая из особого цвета щитов и различных комбинаций церемониальных перьев и мехов). Затем рекруты строили полковые бараки и проходили военное обучение. Воины оставались в распоряжении короля до своей женитьбы, после чего переходили в разряд резервистов призывавшихся во время войны. Разрешение о женитьбе выдавалось лично королём сразу целым полкам, так что полк уходил со службы в полном составе. Естественно, король стремился как можно дольше удерживать воинов на службе, и мужчины в среднем женились ближе к сорока годам. У Зулусов, как и в любом обществе, встречались люди уклонявшиеся от службы, так как жизнь в армии была часто связана с полуголодным существованием и постоянными драками на палках с сослуживцами и полками-соперниками, причём подобные драки иногда перерастали в настоящую поножовщину (например, однажды два придворных полка во время схватки между собой пустили в ход ассегаи и около 70 человек было убито). Такие "отказники" либо уходили в Наталь, находившийся под властью белых, либо становились шаманами не подлежавшими призыву. Зулусский полк (ок. 1000 чел) подразделялся на батальоны (старший и младший), батальоны на дивизионы, дивизионы на роты, а роты на отделения. К примеру, в необычайно многочисленном полку уХандемпемву ("Чёрно-белая Голова") накануне англо-зулусской войны насчитывалось 49 рот в 12 дивизионах. Старшими офицерами полка являлись полковник, подполковник и майоры.

Щит зулусов, введённый при Шаке, делался из воловьей кожи и был высотой примерно до 1,3 м, а шириной около 60 см. Позднее при распространении огнестрельного оружия щиты стали легче и меньше, однако и щиты старого образца продолжали оставаться в ходу. Военные щиты всех полков принадлежали лично королю и хранились на специальных складах.

Основным наступательным оружием зулусов было копьё. Шаке приписывается радикальная реформа в этой области – как передавали зулусы "Шака говорил, что старый обычай метания ассегаев был плох и вызывал трусость…" Теперь зулусы вооружались ассегаем с длинным широким наконечником около 45 см длиной и коротким древком длиной около 75 см. Дошедшие до нас находки ассегаев обладают наконечниками меньшего размера, однако, фотографии и рассказы очевидцев подтверждают, что ассегаи Шаки были похожи на описанные выше.

В связи с появлением вооружённых ружьями белых, наследники Шаки вернули воинам метательные копья, которые позволяли вести бой на расстоянии, однако главным оружием оставалось колющее копьё. Для метания зулусы использовали в основном дротик с наконечником длиной около 25 см и древком длиной до 90 см, который можно было бросить на расстояние до 45 м., но дальность эффективного броска не превышала 25-30 м.

Кроме копий зулусы вооружались деревянными палицами до 60 см. длиной. Также высокопоставленные зулусы носили боевые топоры, которые являлись как церемониальным оружием, так и боевым.

Излюбленным построением зулусов были "рога быка", состоявшие из 4 отрядов. "Грудь" двигалась прямо на врага, два "рога" старались окружить противника и атаковать с флангов, отряд "львов" стоял в резерве. Также в резерве часто оставались самые молодые, недавно сформированные полки, которых использовали только для преследования и сбора добычи.

После сражения зулусская армия немедленно расходилась по домам, чтобы совершить очищающие обряды, и даже королевская воля не могла этому воспрепятствовать.

Шака был в 1828 г. убит своим братом, Динганом, распространившим владения Зулусов от Умзивюбю до бухты Делогоа. При нем Зулусы впервые пришли в столкновение с белыми, именно с боерами, которые в 1837 г. появились в долинах вост. склона Драконовых гор, первоначально терпели от З. поражения, но в 1840 г. низложили Дингана, которого заместили братом его Пандою, ставшим в вассальную зависимость к основанной ими республике.

В 1856 г. среди Зулусов свирепствовали междоусобия вследствие спора сыновей Панды за престолонаследие, закончившегося торжеством Кечевайо, или Сетевайо, который по смерти Панды (1872) и сделался царем З. Организованная им армия в 40000 чел. возбудила опасения англичан, которые потребовали распущения ее и, получив отказ, двинулись в 1879 г. против Кечевайо, под начальством лорда Чельмсфорда. Английский отряд в 1400 человек с 60 офицерами был уничтожен З. при Изандхлуане 22 января; 1 июня был убит сын Наполеона III принц Наполеон при рекогносцировке. 4 июля англичане разбили Кечевайо при его столице Улунди, а 28 авг. взяли его в плен. Вслед за тем начальство над англ. войсками перешло к Вольслею, который довершил поражение Зулусов. Страна Зулусов была разделена между 8 начальниками племен, в числе кот. был англичанин Джон Дунн; над ними поставлен был англ. резидент, и З. запрещено было сохранить свою военную организацию, привозить оружие и вести войны.

Африканские племена. Зулусы.

Африка - это колыбель человечества, ритм, сверкающий экзотическими красками.
Магическое искусство и богатое наследие Африки во все времена привлекали к себе взгляды и сердца всевозможных искателей приключений, авантюристов и ученых.

Африка занимает пятую часть всей суши планеты, его берега омывают два океана - Атлантический и Индийский, и два моря.

Самый таинственный, загадочный и многоликий континент неспроста вызывает негаснущий интерес и восхищение у любого пытливого человека, ведь, по предположениям ученых, все люди на Земле - белые, черные, желтые - произошли от крохотного африканского племени.

Зулусы
Зулусы — африканский народ численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции КваЗулу-Наталь в Южно-Африканской Республике. Небольшие группы зулусов проживают также в Зимбабве, Замбии и Мозамбике. Язык зулу принадлежит к группе нгуни семьи банту. Зулусское королевство сыграло важную роль в истории нынешней ЮАР в XIX и XX веках. В эпоху апартеида зулусы в ЮАР, будучи крупнейшей этнической группой, рассматривались как граждане второго сорта. Собственный язык зулусов — зулу — язык семьи банту, принадлежащий к группе нгуни и близкий языкам коса и свати. Зулу — самый распространённый язык в ЮАР. При этом многие зулусы также говорят на английском, португальском, сесото и других языках ЮАР.

Среди зулусов есть христиане, многие сохраняют приверженность традиционным верованиям. Зулусская религия включает веру в бога-творца (iNkulunkulu), который выше повседневных людских дел. К миру духов можно обратиться только через предков (amadlozi), с которыми общаются предсказатели (почти всегда предсказательницы). Всё плохое, включая смерть, рассматривается как результат злого колдовства или действий обиженных духов. Ещё один важный аспект зулусской религии — ритуальная чистота. Для разной пищи часто используются разные приборы и посуда, а омовение нужно совершать до трёх раз в день.
более 11 миллионов зулусов составляют крупнейшую этническую группу юга Африки.
Знаменитым на весь мир южноафриканский город Дурбан сделали зулусы.

Зулу насчитывают более 300 племен, которые проживают в основном в провинции Квазулу-Наталь
Зулусы принадлежат к группе народов нгуни, лингвистической подгруппе языковой семьи банту. Тысячелетняя миграция на юг привела нгуни к бассейну реки Белая Умфолози в 1700 г. н.э. Здесь зулусы решили обосноваться надолго - так гласит предание, датированное 1709 г. Свое название зулусы получили в честь Зулу Кантомбела, основателя и вождя племени.

Племена зулу - одна из самых сильных и закаленных черных культур. Все люди этого племени подчинены королю зулусов (в данный момент это Гудвил Звелатини). Они разделены на кланы, в каждом со своим вождем. Кланы поделены на еще меньшие подразделения, живущие в отдельных деревнях-краалях. Там тоже есть свой вождь. И самая малая часть - семья, где за вождя выступает муж.

В переводе с зулусского языка, «зулу» - это небо, а зулусы - «небесные люди». Несмотря на романтическое название, представители этой африканской народности - люди вполне приземленные. В облаках им витать не свойственно. Им свойственно стремиться к безоблачной жизни. Потому-то заманивают они жадных до зрелищ туристов и устраивают для них представления.

Личная жизнь зулусов - целая экономическая наука. Достигнув совершеннолетия, каждый зулу может жениться. Каждый может, но не каждый хочет, так как женитьба для местных женихов - дело крайне затратное. По традиции каждый зулус, решивший вступить в законный брак, должен заплатить родителям невесты выкуп. Сто кило сахара, сто кило кукурузы и еще одиннадцать коров! Если продать все это богатство, можно снять апартаменты в пригороде Дурбана с видом на океан или приобрести престижный внедорожник.

Многоликая Африка, на огромной территории которой в 61 стране, в укромных уголках этого континента до сих пор проживают более 5 миллионов человек почти ещё совсем диких африканских племен.

Члены этих племен не признают достижений цивилизованного мира и довольствуются теми благами, которые им достались от их предков.

Убогие хижины, скромная пища и минимум одежды их устраивают, и они не собираются менять этот уклад.

Их обычаи

Различных диких племен в Африке около 3-х тысяч, но точное их количество назвать сложно, поскольку чаще всего они или плотно перемешаны между собой, либо наоборот, разделены. Население некоторых племен составляет всего по несколько тысяч или даже сотен человек, и часто населяют всего 1-2 деревни. Из-за этого на территории Африканского континента существуют наречия и диалекты, понять которые порой под силу только представителям только конкретного племени. А разнообразие ритуалов, танцев, обычаев и жертвоприношений огромно. К тому же внешний вид людей некоторых племен просто поражает взгляд.

Однако, поскольку все они проживают на одном континенте, у всех африканских племен все же есть что-то общее. Некоторые элементы культуры характерны для всех народностей, проживающих на этой территории. Одной из главных определяющих черт племен Африки является ориентация на прошлое, то есть возведение в культ культуры и жизни предков.


Большинство африканских народов отрицает все новое и современное, замыкается в себе. Сильнее всего они привязаны к постоянству и неизменности, в том числе и во всем, что касается повседневной жизни, традиций и обычаев, ведущих свое существование от прадедов.


Сложно представить, но среди них практически нет тех, кто не занимался бы натуральным хозяйством или скотоводством. Охота, рыбалка или собирательство — совершенно обычные для них занятия. Так же, как и много веков назад, африканские племена воюют между собой, браки чаще всего заключаются внутри одного племени, межплеменные браки среди них большая редкость. Разумеется, такую жизнь ведет не одно поколение, каждому новому ребенку с рождения предстоит жить такой же судьбой.


Племена отличаются друг от друга своей собственной, присущей только им системой жизни, обычаями и ритуалами, верованиями и запретами. Большинство племен изобретают свою моду, зачастую ошеломляюще яркую, самобытность которой зачастую просто изумляет.

Из наиболее известных и многочисленных на сегодняшний день можно считать племена: масаи, банту, зулусы, самбуру и бушмены.

Масаи

Одно из самых известных африканских племен. Проживают они в Кении и Танзании. Количество представителей достигает 100 тысяч человек. Чаще всего их можно встретить на склоне горы , которая занимает видное место в мифологии масаев. Может быть, величина этой горы повлияла на мировосприятие членов племени — они считают себя любимцами богов, высшим народом и искренне уверены, что красивее их не найдется людей в Африке.

Такое мнение о себе породило презрительное, зачастую даже уничижительное отношение к другим племенам, что стало причиной частых войн между племенами. К тому же в обычае у масаев воровать животных из других племен, что тоже не улучшает их репутацию.

Жилище масаев строится из веток, обмазанных навозом. Занимаются этим в основном женщины, которые также по необходимости принимают на себя обязанности вьючных животных. Основную долю питания составляет молоко или кровь животных, реже — мясо. Отличительным признаком красоты у этого племени считаются вытянутые мочки ушей. В настоящее время племя почти полностью истреблено или разогнано, только в отдаленных уголках страны, в Танзании, еще сохранились отдельные кочевья масаев.

Банту

Племя банту обитает в Центральной, Южной и Восточной Африке. По правде говоря, банту даже не племя, а целая народность, в которую включаются множество народов, например, руанда, шоно, конга и другие. У всех них схожие языки и обычаи, почему их и объединили в одно большое племя. Большинство представителей банту говорят на двух и более языках, самым часто употребляемым из которых является суахили. Количество членов народа банту достигает 200 миллионов. По мнению ученых-исследователей, именно банту вместе с бушменами и готтентотами стали прародителями Южноафриканской цветной расы.


Банту обладают своеобразной внешностью. У них очень темная кожа и удивительная структура волос — каждый волос спиралевидно завит. Широкие и крылья носа, низкая переносица и высокий рост — часто выше 180 см — также являются отличительными чертами людей из племени банту. В отличие от масаев, банту не дичатся цивилизации и охотно приглашают туристов на ознакомительные прогулки по своим деревням.

Как у любого африканского племени, основательную часть жизни банту занимает религия, а именно традиционные для Африки анимистические верования, а также ислам и христианство. Жилище банту напоминает дом масаи — такой же круглой формы, с каркасом из веток, обмазанных глиной. Правда, в некоторых районах дома банту бывают прямоугольными, расписными, с двускатными, односкатными или плоскими крышами. Занимаются члены племени в основном земледелием. Отличительной чертой банту можно назвать увеличенную нижнюю губу, в которую вставляются небольшие диски.


Зулусы

Народ зулусы, бывший некогда крупнейшей этнической группой, сейчас насчитывает всего 10 миллионов человек. Зулусы пользуются собственным языком — зулу, происходящим из семьи банту и являющимся самым распространенным в ЮАР. Кроме того, среди членов народа имеют хождение английский, португальский, сесото и другие африканские языки.

Племя зулусов перенесло тяжелый период в эпоху апартеида в ЮАР, когда, будучи самым многочисленным народом, определялось как население второго сорта.


Что касается верований племени, большая часть зулусов осталась верна национальным верованиям, однако среди них встречаются и христиане. Зулусская религия основана на вере в бога-творца, высшего и отделенного от повседневной рутины. Представители племени верят, что можно обратиться к духам через предсказательниц. Все негативные проявления в мире, включая болезни или смерть, рассматриваются как козни злых духов или результат недоброго колдовства. В зулусской религии главное место занимает чистота, частые омовения в обычае у представителей народа.


Самбуру

Племя самбуру обитает в северных районах Кении, на границе предгорья и северной пустыни. Около пятисот лет назад народ самбуру обосновался на этой территории и быстро заселил равнину. Это племя отличается независимостью и уверено в своей элитарности гораздо больше, чем масаи. Жизнь племени зависит от скота, но, в отличие от масаи, самбуру сами выращивают скот и вместе с ним кочуют с места на место. Обычаи и церемонии занимают значительное место в жизни племени и отличаются великолепием красок и форм.

Хижины самбуру состоят из глины и шкур, снаружи жилище обносят колючей изгородью для зашиты от диких животных. Свои дома представители племени возят с собой, собирая заново на каждой стоянке.


У самбуру принято разделять труд между мужчинами и женщинами, это касается и детей. В обязанности женщин входит собирательство, дойка коров и доставка воды, а также заготовка дров, приготовление пищи и присмотр за детьми. Разумеется, в ведении женской половины племени находится общий порядок и стабильность. Мужчины самбуру отвечают за выпас скота, который и является их главным средством существования.

Самой важной деталью жизни народа является деторождение, стерильные женщины подвергаются жестоким гонениям и издевательствам. В норме у племени поклонение духам предков, а также колдовство. Самбуру верят в чары, заклинания и ритуалы, применяя их для повышения рождаемости и защиты.


Бушмены

Самое известное, с давних времен, у европейцев африканское племя — это бушмены. Название племени состоит из английских «bush» — «куст» и «man» — «человек», однако так называть представителей племени опасно — это считается оскорбительным. Правильнее именовать их «сан», что на языке готтентотов означает «чужой». Внешне бушмены несколько отличаются от других племен Африки, у них более светлая кожа, а губы более тонкие. К тому же они единственные, кто употребляет в пищу личинки муравьев. Блюда их них считаются особенностью национальной кухни этого народа. Уклад общества бушменов также отличается от общепринятого у диких племен. Вместо вождей и колдунов саны выбирают старейшин из числа наиболее опытных и уважаемых членов племени. Старейшины руководят жизнью народа, не пользуясь при этом никакими преимуществами за чужой счет. Надо отметить, что бушмены также верят в загробную жизнь, как и остальные африканские племена, однако у них отсутствует культ предков, принятый у остальных племен.


Помимо прочего, у санов редкостный талант к рассказам, песням и танцам. Музыкальный инструмент они могут сделать практически их всего. Например, встречаются луки, натянутые с помощью волос животных или браслеты, сделанные из высохших коконов насекомых с камешками внутри, которые используются для отбивания ритма во время танца. Практически все, кто имеет возможность наблюдать музыкальные эксперименты бушменов, стараются записать их с целью передать будущим поколениям. Это тем более актуально, что нынешний век диктует свои правила и многим бушменам приходится отступать от вековых традиций и идти рабочими на фермерские хозяйства ради обеспечения семьи и племени.


Это очень небольшое количество племен, проживающих на территории Африки. Их так много что описать их все понадобится несколько томов, но каждое из них может похвастаться уникальной системой ценностей и образом жизни, не говоря уже о ритуалах, обычаях и костюмах.

ЗУЛУ (устаревшее - зулусы; самоназвание amazulu - люди неба), народ группы нгони в составе народов банту, крупнейший народ ЮАР. Численность 10,4 миллионов человек (2001, оценка), из них 7,6 миллионов человек в провинции Квазулу-Натал. Живут также на севере Лесото (270 тысяч человек), в Зимбабве (140 тысяч человек), Малави (116 тысяч человек), Свазиленде и др. Говорят на языке зулу. В основном придерживаются традиционных культов, есть христиане (католики и протестанты), приверженцы христианско-африканской Назаретской баптистской церкви. Распространены синкретические культы (в том числе вера в мессию Исайю Шамбе).

Сложились в 1-й половине 19 века в междуречье Пхонголо и Умзимкулу, составив основу племенного союза во главе с Чакой. Им была создана регулярная военная организация, основанная на традиционной системе возрастных классов: боеспособные мужчины (18-40 лет) были поделены на полки (ибуто) численностью 600-1000 человек во главе с военачальниками (инкоси) и поселены в особые краали (эканда); воины не имели права жениться до 30 лет. Организации армии соответствовал новый боевой порядок: воины, вооружённые ударным копьём ассегаем (которое они были обязаны предъявить после боя) и щитом, сражались в сомкнутом строю типа фаланги - полки молодых неопытных воинов (исимпондо; буквально - рога) с флангов и главная ударная сила (исифуба; буквально - грудь) в центре; сзади строились резервы в основном из старых воинов. Часть зулу, не подчинившихся Чаке, ушли на север и поселились среди суто в Трансваале, а затем на землях шона в Зимбабве (ндебеле), на землях тсонга в Мозамбике (шангаан), за рекой Замбези (ангони); часть поселились на юге за рекой Умзимкулу (финго, амафенги). При преемнике Чаки - Дингаане в результате англо-буро-зулусской войны 1838-40 зулу потеряли часть земель, сохранив территорию на севере Натала между реками Чёрная Умфолози и Пхонголо - Зулуленд. После поражения зулу в англо-зулусской войне 1879 Зулуленд в 1887 стал британской колонией, в 1897 году включён в состав колонии Натал. Последнее антиколониальное выступление зулу - зулусов восстание 1906. С конца 1940-х годов до 1994 существовал бантустан Квазулу.

Традиционная культура типична для народов Южной Африки. Мужчины занимаются полукочевым скотоводством (мальчики пасут коз, подростки - овец, взрослые - крупный рогатый скот), кожевенным и кузнечным ремеслом, резьбой по дереву и кости, женщины - переложным земледелием, плетением, гончарством.

Зулу в традиционном костюме.

Одежда - кожаные набедренные повязки, фартуки, юбки, меховые накидки, браслеты на предплечьях и икрах; заслуженные воины носили головные обручи из воска и травы. Характерны соломенные, украшенные бисером женские головные уборы (исичоло). Жилище - полусферическая каркасная хижина (икхугване), крытая циновками или шкурами; позднее распространились четырёхугольные саманные дома с плоской крышей, традиционные хижины сохранялись как ритуальные постройки (для проведения инициаций). Поселение - крааль (умузи), насчитывало от 10 до 1000 хижин, составляло большесемейную общину, глава которой (инкоси) выполнял также функции жреца; советником, военачальником и судьёй был назначаемый «королём» помощник (индуна). Сохраняются патрилинейные тотемные (королевский тотем - змея мамба; также слон, леопард, лев, зебра, буйвол и др.) линиджи, главы наиболее авторитетных линиджей образуют совет (Палата традиционных вождей) при верховном правителе («короле») в столице зулу - Улунди, избираются в Государственный совет вождей в Претории. Брак патрилокальный, распространена полигиния, чаще сороральная. Хижины жён в зависимости от ранга располагаются вокруг хижины мужа. Терминология родства бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Практикуются обряды избегания, в том числе вербального (хлонипха): как мужчина, так и женщина не употребляют прилюдно слова, входящие в состав имён их свойственников. Брак сопровождался обязательным выкупом скотом (лоболо). Традиционная религия - культы сил природы (токолош, хили, гиликанго), предков (амадлози), верховного бога-творца Нкулункулу и матери-земли Номкхубулване, ежегодный праздник урожая, сопровождающийся ритуалом возобновления силы вождя и войска (инквала); сохраняются предсказательницы, знахари (женщины - сангома, мужчины - иньянга, санузи).

Для устной культуры характерно преобладание вокальной музыки - хоровой многоголосной (с элементами полифонии) и сольной. Танцы сопровождались хоровым пением, шумом погремушек, хлопками в ладоши. Флейты, музыкальные луки нередко использовались в индивидуальном музицировании. Во время инициации юношей исполнялись танцы и респонсорные песни в честь знаменитых вождей и предков (изибонго) - перечень имён с развёрнутыми эпитетами. Барабаны применяются в современных жанрах, например сопровождают танцы ингома (праздничный танец быка), а также свадебные песнопения и мужские военные танцы с оружием. В резиденции «короля» Нонгома (близ Улунди) ежегодно проходят заимствованные у свази пляски девушек Умхланга (Пляска тростника), в ходе которых «король» выбирает себе жену. У городского населения распространены европейский и американский вокально-танцевальные жанры и музыкальные инструменты (гитара и др.); популярны масканда (сольная песня под гитару) и мбаканда (разновидность джаза с элементами фолк-музыки). Сложилась профессиональная литература (Дж. Дубе, Р. Дхломо, Б. Вилакази, поэт М. Кунене), развивается прикладное искусство (особенно плетение и работа с бисером). Многие современный зулу живут в городах, работают в горнодобывающей промышленности, активно участвуют в политической жизни ЮАР, занимая ряд ключевых постов в правительстве (зулу составляют этническую основу Партии свободы Инката).

Лит.: Брайант А. Т. Зулусский народ до прихода европейцев. М., 1953; Gluckman М. The analysis of а social situation in modern Zululand. Manchester, 1958; Reader D.Н. Zulu tribe in transition: the Makhanya of southern Natal. Manchester, 1966; Bleeker S. The Zulu of South Africa: cattlemen, farmers and warriors. N. Y., 1970; Gibson Y. Y. The story of the Zulus. N. Y., 1970; Maylam Р. А history of the African people of South Africa. N. Y., 1986; Laband J. Kingdom in crisis: the Zulu response to the British invasion of 1879. Manchester, 1992.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции