Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Дом водопад райта. Дом над водопадом — проект Фрэнка Райта. Личная жизнь архитектора

«Дом над водопадом» – великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…`
(Ф. Л. Райт)

В 2001 г. Международная академия архитектуры обратилась к своим членам с просьбой назвать десять архитектурных шедевров XX-го столетия. Мнения авторитетных специалистов практически совпали. В этом «золотом списке» в ряду других известных личностей было названо имя крупнейшего американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта , разделившего второе место с другим знаменитым зодчим -- Ле Корбюзье. Архитектурный шедевр, удостоенный столь высокой оценки, широко известен как «Дом над водопадом» - частное строение, возведенное по заказу американского миллионера Эдгара Кауфмана.



Своим появлением здание обязано Эдгару Кауфману младшему – будущему хранителю отдела дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке и основателю движения Good Design. Он был учеником Райта. Шесть месяцев прожил в Тейлизинском товариществе – школе-мастерской, основанной архитектором в Висконсине. Когда в 1933 году его отец, Эдгар Кауфманн старший, владелец большого процветающего магазина в Питсбурге, меценат, любитель антикварной экзотики, решил построить себе дом для уик-эндов на только что приобретенном лесном участке в несколько сот гектаров, его сын посоветовал ему обратиться к Райту. Архитектор приехал осмотреть место - живописный уголок под названием Медвежий ручей, представлявший собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся в виде консоли рядом с водопадом, в Пенсильвании, в 45 милях от Питтсбурга.

Райта потрясла витальность этого юного леса и скульптурная чехарда горных пород, выходящих на поверхность.

Они вдохновили Райта на создание сложной системы террас, нависающих друг над другом. Проектировал он «изнутри наружу» . Считал, что «внутреннее пространство здания есть его подлинная сущность». Первый этаж отвел под гостиную. Низкий потолок и рваный камень в отделке создают ощущение пещеры. В этом камерном интерьере особенно хороши реликты – индейские терракотовые предметы, французский фаянс начала XIX века, древние китайские скульптуры. На втором и третьем этажах – спальни. В северо-западном углу здания – башенка из местного камня. Ее нижний этаж занят кухней, в верхних – гостевые комнаты.

Дом словно вырос в лесу вместе с деревьями и скалами. Он как бы парил над склоном. Трехуровневые террасы, сбегающие с обрыва, казались вылепленными самой природой, а самая нижняя живописно нависала над стремительно падающим потоком воды.
Строительство дома обошлось в 155 000 долларо в, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов . Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и2002 годах с добавлением дополнительных стальных опор.

Внутри – эстетская пещера. Снаружи – нагроможденье скал. Так Фрэнк Ллойд Райт воплотил свою мечту о доме-рельефе. А миллионер Эдгар Кауфманн обрел идеальный грот для размещения своей экзотичной коллекции антиквариата.

Сам же архитектор назвал свое творение «органичной архитектурой» . «Если усилия архитектора в этом направлении оказываются успешными, - говорил он, - вы не сумеете себе представить этот дом где-либо в другом месте, а не как раз там, где он находится. Он становится неотъемлемой частью своего окружения. Он украшает свое окружение, а не обезображивает его».



Самым известным жилым домом в Америке вилла Кауфманов стала после того, как крупнейший американский издатель Генри Льюис поведал о ней в ведущих американских журналах, после чего «Дом над водопадом» превратился в культовое место. Желающих взглянуть на чудо архитектуры было не счесть. Теперь каждые выходные к Кауфманам приезжали самые знаменитые гости, среди которых были Альберт Эйнштейн, Ингрид Бергман, Уильям Рэндолф Херст, Марлен Дитрих.

Слава об удивительной вилле, которую еще называли «Падающими водами», дошла до президента США. И однажды к Кауфманам пожаловал сам Франклин Рузвельт, в честь которого хозяева устроили над водопадом грандиозный фейерверк.
После визита президента посещать виллу Кауфманов стало хорошим тоном и признаком принадлежности к высшему обществу.

«Дом над водопадом», каскадами сбегающий по косогору, кажется, вырос в этом лесу вместе с деревьями, листвой и травой и стал, возможно, самым удивительным открытием прошедшего века: оказывается, мир, выстроенный людьми, хрупок и конечен. И восстановить то, что создавалось веками, невозможно. Полагаю, в новом, XXI веке, понимание этой простой истины получит широкое распространение».

В 1963 года Эдгар Кауфман младший подарил этот дом Заповеднику Западной Пенсильвании. Теперь дом используется в качестве музея. В наши дни в нём бывает 120 тыс. посетителей ежегодно.

Обсудить у себя 2

Рассказ об этом сооружении начнем c 3D видео, которое создано уже в наше время. Смотрите.

" был возведен в 1935-1938 годах. В то время Фрэнку Райту было уже 70 лет. Несмотря на то, что он был очень популярен в Америке в начале 20-го века, когда идеи органической архитектуры были востребованы, к 30-м годам популярность оставила мастера. И он для того, чтобы заработать деньги, открыл художественную школу на дому, которая называлась «Талезин». Родители одного из учеников дали Райту заказ на строительство их загородного дома.

Долго и тщательно выбиралось место под дом, и наконец, живописный уголок под названием Медвежий ручей в Пинсельвании, стал местом строительства будущего произведения архитектуры. Само место было очень живописным - сплошной скалистый выступ, который нависал над водопадом, как консоль. Ф. Л. Райт одобрил выбор Кауфманов (так звали заказчика). Основная архитектурная идея Райта - дом должен быть един с природой, составлять с окружением единое целое.

Можно сказать, что сама идея создания дома не возле водопада, а прямо над водопадом - это своего рода Гимн Органической Архитектуре. Райт в этом проекте превзошел себя в попытках гармонизировать природу и человека. Этот проект прошел по грани конфликта между архитектурой - идей - произведением искусства и архитектурой, которая должна выполнять свою основную роль - создавать комфортное жилье . И этот конфликт, в принципе в последствии проявился, но об этом позже...

Основные особенности Дома над водопадом.

    Бетонные плиты перекрытия придавали уникальность дому

    В этом проекте Ф. Л. Райт впервые применил в качестве основного материала железобетон.

  • Конструктивно- пространственный принцип, положенный в основу дома состоял в том, что массивные железобетонные плиты, служили перекрытиями и выступали из центрального массива в разные стороны на различных уровнях. Такое решение придало особую уникальность зданию и объединило его со скалами вокруг. Консоли террас нависают прямо над водопадом
  • Камень вписанный в архитектуру

    Стены, были поставлены на бетонную площадку - платформу, вырастали от земли и заканчивались на уровне окон второго этажа.

  • Окна непрерывными рядами шли под свесами крыши, которая имела небольшой уклон. Через это ленточное остекление внутреннее пространство открывалось внешнему миру. Нижние поверхности свесов крыши были сделаны плоскими и выкрашены в светлые тона. Этот прием давал возможность крыше не только быть кровом и защитой для стен, но также быть дополнительным освещением помещений второго этажа за счет отраженного и рассеянного света от белых поверхностей свесов.

    Объединенное пространство - единение с природой

  • Благодаря сплошному остеклению, которое Райт называл "прозрачными ширмами" жильцы дома могли фактически с любой точки дома созерцать окружающую дом природу.
  • Огромный зал, с примыкающей к нему кухней, прихожей и столовой - первый этаж дома. Общая комната переходит в террасы. сливаясь с природой, благодаря все тому же сплошному остеклению.
  • На втором этаже традиционно располагались три спальни, которые выходили каждая на свой балкон.
  • Даже мебель создана по эскизам мастера.

    На третьем этаже еще одна спальня с большим балконом и террасой, которая вела через переходный мостик в крыло для прислуги и к гаражу.

  • В интерьере, следуя своим принципам "ненагромождения" и "неукрашательства", описанным нами в предыдущей статье , Райт внутреннюю фактуру стен сделал подобную наружной, не применяя штукатурку вовсе.

    Принцип Органической архитектуры - Изнутри наружу в действии.

    Изредка в интерьере суровость камня смягчается деревянной обшивкой.

  • В этом доме даже мебель была изготовлена по эскизам автора и стулья, и столы и даже ковры. Центром композиции и гордостью Райта был камин. Он был сложен из камня и очаг окружала глыба скалы, выступающая прямо из-под пола, на которой стоял сам дом. Яркий пример единения внутреннего и внешнего.

И конечно, придется упомянуть, что дом который планировали выстроить за 45 000 $, обошелся хозяевам вдвое дороже. Ну чего не сделаешь, ради искусства и эксклюзивности.

Триумф "Дома над водопадом"

Вилла Кауфманов (так называли ) стала одной из самых известных в Америке Вилл, после того как один известный издатель рассказал о ней в популярных журналах. И с тех пор "" стал культовым. На чудо архитектуры приходили взглянуть и Альберт Энштейн, и Марлен Дитрих и даже президент Америки Рузвельт, после визита которого посетить дом над водопадом стало признаком хорошего тона. И в Медвежьем ручье были нескончаемые приемы, высшие сливки общества устраивали там балы, ездили верхом, и т.д.

Но скоро в силу вступил тот конфликт о котором мы упоминали в начале статьи между архитектурой-идеей и архитектурой утилитарной. А именно, дом под воздействием повышенной влажности постепенно стал разрушаться, а консоли, которые держали фундамент начали сползать. Дом требовал ремонта. Кауфман начал ремонт, и уже не приглашал гостей. К 1950 году состояние дома было критическим, также, в прочем, как и состояние самих хозяев. Жена Кауфмана тяжело болела и умерла в 1852 году, а сам Кауфман умер в 1955 году, так и не закончив ремонт.

Наследник "дома над водопадом" передал его в ведомство штата. И с тех пор шедевр органической архитектуры - произведение искусства- стал музеем.

С тех под в этом музеем побывало больше 4 миллионов человек. Сегодня дом полностью отремонтирован, но посетить его можно только в группе.

Самое интересное, что сам Фрэнк Ллойд Райт после создания своего шедевра, вступил в новый виток творчества, который длился еще 20 лет и закончился с его смертью в 95 лет. А сам так и останется шедевром архитектуры, примером смелого проекта, который будет учить еще ни одно поколение архитекторов и вдохновлять.

Юго-запад штата Пенсильвания, в 80 километрах к юго-востоку от города Питсбурга. 1936-1939.

Общий вид от ручья.

Общий вид от ручья.

Фрагмент фронтального вида.

Вид при подъезде к мостику.

Фотография с мостика над ручьём.

Фотография с мостика над ручьём.

Начало окружного проезда.

Начало окружного проезда.

Со стороны проезда.

Бассейн и флигель.

Терасса над водопадом.

Вид с верхней терассы.

Вид на вертикальные витражи и стены.

Вид на верхнюю терассу.

Переход к верхнему домику для гостей.

Конструктивные элементы над проездом, связывающие дом со склоном

Фрагмент наружного спуска к ручью.

Фрагмент с задней стороны дома.

Фрагмент.

Фрагмент над ручьём.

Интерьер. Спальня на верхнем уровне.

Интерьер. Вид на фрагмент лестницы второго этажа.

Гостевая спальня. Рабочий стол из ореха.

Гостиная.

Фрагмент гостиной.

Фрагмент гостиной.

Фрагмент выхода скального грунта у камина гостиной.

Обеденный стол в гостиной.

Фрагмент гостиной.

Фрагмент потолка гостиной.

Фрагмент интерьера.

Фрагмент интерьера.

Лестница-библиотека.

План на уровне гостиной (первый этаж).

План второго этажа.

План третьего этажа.

Дом Кауфманов больше известный как дом над водопадом, был завершён строительством в 1939 году. Это вершина в творчестве Райта и все жилые дома созданные до этого на протяжении полу века были творческими экспериментами ведущими к шедевру.

Среди многочисленных построек Райта (только жилых домов — более 4 00) следует отметить несколько, в которых он существенно приблизился к итоговой вершине. Прежде всего это дом Уинслоу в Ривер-Форесте, штат Иллинойс, (1894). Парадный фасад по простоте своего воплощения напоминает детский рисунок — домик со скатной крышей, входной дверью и квадратными окошками. Первый этаж облицован кирпичом ярко-жёлтого цвета, а входная дверь и примыкающие к ней два окна артикулированы штукатуркой белого цвета и наличниками. Второй этаж облицован тёмно-коричневой плиткой , которая почти сливается с оконными проёмами. Поэтому создаётся эффект «парящей кровли» визуально оторванной от первого этажа. Этот эффект отрыва усиливается за счёт тени от большого свеса кровли. По силе обобщения парадный фасад выступает как знак.

Полной противоположностью ему является дворовый фасад, где объёмы здания скульптурны и асимметричны. Боковые фасады в общем решении объёма здания не имеют решающего значения. Один из них артикулирован эркером, а другой — въездной аркой-навесом. В дальнейшем Райт много экспериментировал с формой здания, когда все фасады были равнозначны, но опыт разной реакции на окружение (уличный — «парадный» и дворовый — обращённый к природе, фасады) был для него крайне важен.

Дом Уиллитс (Ward Willits House), Хайланд-парк, Чикаго (Иллинойс), 1902, является примером центрированной всефасадной композиции. Крестообразный план во первых позволяет чётко обозначить центр внутреннего пространства, который Райт закрепляет камином и его трубами. А во вторых, значительно увеличивает наружный периметр взаимодействия здания с наружным природным пространством. Фасадных плоскостей обращённых на разные стороны света в три раза больше чем у традиционного объёма с четырьмя фасадами (12 фасадных плоскостей).

Следует также обратить внимание на относительную степень свободы внутреннего пространства. Отдельные комнаты как бы «плавают» внутри внешних границ здания.

Дом Роби, Чикаго, США, 1909. Работа в жёстких условиях города, с участком, который был вытянут вдоль уличного фронта, Райт трансформирует крестообразный план, разбирая его крестовину на два линейных объёма. Линейное развитие пространства подчёркивается двумя треугольными эркерами по торцам объёма выходящего на улицу. Для дома Роби характерны горизонтальные членения всячески подчёркиваемые композиционно. Райт стремиться приземлить и без того невысокий объём, приблизить его к земле. Основание здания трактуется как платформа.

Успешная реализация дома Роби говорит о том, что Райт вполне овладел основными принципами проектного мышления, позволившими ему через тридцать лет воплотить их в чистом виде в «Доме над водопадом». Это прежде всего:

— принцип структурности — разъятие объёма на составные части с последующей сборкой из них нового объёма на основе принципа относительной автономности каждой из частей;

сведение этажа (горизонтального уровня) к платформе;

— горизонтального развития условно ограниченного пространства;

— интеграция в единое целое двух противоположностей — основного объёма раскрытого на природу и «внутренней пещеры» прижатой к склону холма;

— вывод за приделы здания вертикалей каминных и печных каналов и их контрастное противопоставление «парящим» горизонтальным платформам этажей;

— отсутствие жёстко закреплённого центра («плавающий», условный центр на каждом уровне.

Все остальные характеристики здания, по которым оно традиционно относится к так называемой «органической архитектуре» носят подчинённый характер и не являются сущностно важными (использование для горизонтальной, слоистой кладки местного известняка, характерные детали интерьера, такие как сохранение скалы в виде фрагмента пола у камина, имитация дна реки в отделке пола). Загадка «Дома над водопадом» состоит в том, что правильные геометрические формы использованные в нём не выделяют его из природного окружения, а делают его особой частью природы. В дальнейшем Райт безуспешно пытался войти в природный ареал различными зданиями, используя для этого окружности и естественные материалы, но ничего у него не получилось. Чем ближе он пытался приблизиться к природе, тем быстрее природа бежала от него. Так что жупел «органической архитектуры» созданный архитектурной критикой на основе построек позднего Райта это казус, который должен оставаться на её совести.


Дом над водопадом — проект Фрэнка Райта, который был воплощен в жизнь в период с 1936-39 года. Он находится на юго-западе американского штата Пенсильвания, в лесистой местности, которую называют «Медвежий ручей». Ближайший город — Питсбург, он находится в 80 километрах к северо-востоку. В 1966 году этот получил статус Национального исторического памятника США. Сегодня «Дом над водопадом » входит в обязательную программу многих туристических маршрутов.

История создания «Дома над водопадом»

Фрэнк Ллойд Райт , архитектор, который разработал проект «Дома над водопадом», был очень известным и востребованным в США специалистом в начале 20-го века. Однако, во время Великой депрессии 1929-1933 годов он оказался практически без работы. В эти годы он открыл у себя на дому художественную студию «Taliesin» в которую ходил Эдгар Кауфман, сын влиятельного бизнесмена из Питсбурга. Эдгар очень проникся архитектурными идеями Райта и уговорил отца доверить ему постройку их нового загородного дома. Сложность заключалась в том, что участок под строительство находился в скалистой местности. Когда Райт увидел и живописные окрестности «Медвежиего ручья», ему в голову пришла идея создать такой дом, который бы стал частью этой картины. При постройке «Дома над водопадом» он стремился оставить в целости все деревья и не сдвинуть ни одного валуна. Для этого пенсильванская инжиниринговая компания «Fayette Engineering Company of Uniontown» сделала подробную топографическую съёмку участка с указанием всех растущих деревьев и расположением всех камней, скал и ручьев.

Над разработкой проекта «Дома над водопадом» Фрэнк Райт работал вместе с двумя коллегами, инженерами Менделем Гликманом и Уильямом Уэсли Питерсом. В марте 1936 года они закончили разработку проекта и приступили к строительству дома. Оно длилось 6 лет и потребовало затрат в 155 тыс. долларов США. В эту сумму входила стоимость постройки основного дома (75 тысяч долларов), его отделка и внутренняя обстановка (22 тысяч долларов), гостевого дома, гаража и домика для прислуги (50 тыс. долларов). Гонорар архитектора Фрэнка Райта составил 8 тысяч долларов.
Экстерьер дома выдержан преимущественно в светлых тонах, под цвет окружающего пейзажа. Интерьер всего дома подобен в оформлении экстерьеру. Внутри дома практически полностью отсутствует штукатурка. Дабы смягчить чрезмерно суровый вид каменных стен и железобетона, в интерьере активно применена обшивка из дерева. Райт не остановился на проектировании одного лишь дома. По его эскизам были созданы многие предметы интерьера. Например, ковры и мебель для гостиной .
В 1963 году Эдгар Кауфман-младший передал (в виде пожертвования) Дом над водопадом организации Western Pennsylvania Conservancy. В 1964 году дом стал музеем и был открыт для публичных посещений. По состоянию на январь 2008 года «Дом над водопадом» посетило около шести миллионов человек. Несмотря на своё расположение в отдалённом уголке штата Пенсильвания, «Дом над водопадом» в настоящее время принимает более чем 150 тыс. посетителей ежегодно.

«Эскиз готов», - сказал Райт собеседнику и согласился показать работу. Присутствовавшие при телефонном разговоре семеро джентльменов решили, что это провал - архитектор еще и не приступал к работе.
В последующие два часа они стали свидетелями чуда творения: на трех кальках появился эскизный проект дома, получивший название «Водопады».
В нем было всё, вплоть до скамеек, с которых можно любоваться потоком падающей воды. Через несколько часов друзья архитектора были поражены реакцией заказчика. Просмотрев кальки, Кауфман просто сказал архитектору: «Ничего не надо менять».
Заказчик прекрасно знал, с кем имеет дело. Их знакомство началось с размещения в универмаге семьи Кауфманов макета города, созданного Фрэнком Ллойдом Райтом, архитектором без ученой степени, автором концепции дома, встроенного в природное окружение.
Первоначальное предложение Райта привело заказчика в растерянность. Участок архитектор предложил сам, одновременно убедив заказчика, что строить ниже или выше водопада не так интересно. Концепция того времени предполагала господство дома над центральным объектом композиции - водопадом. Поверивший Кауфман проникся идеей создать дом, который станет частью пейзажа, окажется едва ли не внутри водопада, при этом не будут срублены деревья, не переместятся валуны, словом, естественное окружение не изменится.




Над ручьем возникли стальные опоры, на которых разместились бетонные террасы - несущие элементы конструкции, вес которой удалось снизить за счет использования известняка в вертикальной плоскости. Райт создал эффектную композицию: дом словно вырастал из утеса (часть скалы вошла в пространство дома и стала элементом интерьера). Дом вписался в мир валунов и деревьев так, будто когда-то сам вырос на этой скале - странноватый, но вполне естественный гриб, полип, окруженный нетронутыми деревьями и огромными камнями.
Затраты на строительство составили 155 тысяч долларов - сейчас примерный эквивалент этой суммы 2,5 миллиона. При этом вознаграждение Райта не превысило восьми тысяч.
Но не все так чудесно, как хотелось бы… В конструкции, безупречной художественно, не были учтены некоторые инженерные детали, и позднейшие усовершенствования, произведенные в 2002 году, обошлись почти в 112 миллионов долларов. Потребовалось повысить прочность опор строения, нависшего над ручьем.

Кауфманы использовали дом в период 1937–1963 годов. Впоследствии он был пожертвован природоохранному фонду, реконструировался, приобрел статус музея и принял не менее шести миллионов посетителей с 1964 года. Он вызывает интерес почти 150 тысяч человек в год. А автор проекта остался в истории архитектуры как один из создателей популярной идеи «зеленого строительства» - вписывания архитектурных объектов в естественную среду для полного взаимодействия с ней.
В работах Райта для заказчиков среднего класса эта концепция продолжила развитие за счет использования типовых конструкций, однообразие которых мастер компенсировал пространственными эффектами - располагал ленточные окна под крышей, «поднимая» строение над стенами и наполняя светом.
Среди известных проектов архитектора - серия «Дом прерий», построенный в Японии «Дом Ямамура», здание синагоги в Элкинс Парке (Пенсильвания), отель «Империал» в Токио и знаменитый Музей современного искусства в Нью-Йорке. Творчество Фрэнка Ллойда Райта можно описать его же словами: «Города широких горизонтов». Так он назвал свою градостроительную концепцию. Жизнь Фрэнка Ллойда Райта соответствует его сказанным под присягой словам: «Я - гений!»

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции