Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

«Розовые пантеры» Александра Македонского. Экипировка античных воинов: македонский гетайр Тайна могилы Александра Македонского: Александрия Египетская

Гетайры (др. греч. ἑταῖροι - «друзья») входили в аристократическое окружение македонских царей. Они составляли совет и свиту правителей в мирное время и дружину - во время войны. Сохранение в Македонии этого института обеспечила архаичность социально-экономического и политического уклада жизни. Большинство македонских гетайров были аристократами и крупными землевладельцами, которых царь держал при своем дворе в целях обеспечения лояльности с их стороны. В начале правления Филиппа II (царствовал в 359-336 годах до н. э.) его гетерия состояла из 800 человек. Он увеличил численность гетайров до 3 500, принимая в их ряды не только македонских аристократов, но и знатных чужеземцев, поступавших к нему на службу. Из числа гетайров назначались офицеры македонской армии, военачальники и наместники провинций.

В армии Филиппа и Александра (царствовал в 336 до н. э. - 10 июня 323 до н. э.) гетайры составляли привилегированный отряд тяжеловооруженной кавалерии. Отправляясь на Восток, Александр оставил Антипатру 1 500 гетайров, а остальных 1 800 взял с собой. Его гетайры были разделены на 8 отрядов (ил) по 230 всадников в каждом. Первая, «царская ила», или по-македонски «агема», представляла собой отряд удвоенной численности, во главе которого сражался сам царь. Известны названия нескольких ил: Боттиэи, Амфиполя, Антемусии, Аполлонии. Названия отражают территориальный принцип комплектования отрядов.

Командовал гетайрами Филота, сын Пармениона, после его смерти этот пост занял ближайший друг царя Гефестион, позже его сменил Пердикка. Отборную царскую агему возглавлял Клит. Во время Персидского похода Александра его гетайры действовали как ударная сила против персидской конницы и против пехоты, атакуя с копьями наперевес и нанося удар, решающий судьбу сражения. В армиях преемников Александра существовали аналогичные отборные отряды кавалерии гетайров, в составе которых служили царские родственники, друзья и приближённые.

В новом интерактивном спецпроекте Warspot предлагает ознакомиться с реконструкцией внешнего облика, оружия и снаряжения македонского гетайра эпохи Филиппа и Александра.


Вооружение и части снаряжения гетайра обозначены значками-маркерами. Чтобы ознакомиться с историей и описанием интересующего элемента, щёлкните по соответствующему маркеру.

Шлем

Ксенофонт, признанный авторитет в военном деле IV века до н.э., рекомендует для вооружения всадников беотийский шлем, который, по его словам, защищает голову и не мешает зрению. Этому описанию соответствует ряд художественных изображений, которые можно связать с эпохой Александра Великого. В 1854 году на дне Тигра был найден подобный шлем - возможно, он был утерян при переправе через реку македонским воином самого Александра или одного из его ближайших преемников.


Беотийский шлем, найденный в реке Тигр и ныне хранящийся в музее Ашмолы в Оксфорде

Беотийский шлем имеет самый широкий ареал распространения: от Средней Азии до Ближнего Востока. Его носили как простые воины, так и правители, чьи изображения в таком шлеме нередко встречаются на монетах. Хронология использования беотийского шлема охватывает большую часть эпохи эллинизма. На поздних этапах, во II-I веках до н.э., появляются смешанные модели шлемов, в которых, тем не менее, отчётливо распознаются основные элементы беотийского прототипа.


Македонский воин (Гефестион?) в беотийском шлеме. Сидонский саркофаг

Форма шлема напоминает беотийский войлочный колпак с широкими полями. Вероятно, отсюда и происходит его название. В отличие от близкого по форме пилоса, беотийский шлем имеет больший размер полей и крутой угол их сгиба. В передней части шлема он составляет около 130 градусов и образует широкий козырёк, который дает лицу владельца шлема хорошую защиту от ударов сверху. По бокам и сзади этот угол наклона несколько меньше. Характерной узнаваемой чертой шлема являются боковые вогнутые складки, предназначенные, в том числе, для придания полям необходимой жёсткости. Следов крепления подкладки к основе шлема не обнаружено - возможно, она приклеивалась изнутри. Первоначально беотийский шлем носился без нащёчников. Позже, при появлении смешанных форм шлемов, для крепления шарниров, на которых подвешивались нащёчники, над боковыми полями делались две пары отверстий.


Воин в беотийском шлеме, поверх которого он носит венок из золотых листьев.Фрагмент мозаики с изображением битвы при Иссе

Изготавливали шлем из бронзового листа около 1,5 мм толщиной, отбивая его по каменной форме. Вес шлема составлял примерно 1 кг. Беотийский шлем из Тигра простой и лаконичной формы лишен украшений, хотя такие шлемы могли покрывать оловом или серебром либо расписывать яркими красками. Судя по изобразительным памятникам, на некоторых шлемах - возможно, в качестве знака отличия - носились венки, изготовленные из листьев или из тонкой металлической фольги.

Панцирь

На мозаике, изображающей битву при Иссе, на Сидонском саркофаге, надгробных стелах и других памятниках второй половины IV века до н.э. македонские всадники, как правило, носят доспехи. Среди них чаще всего представлены традиционные льняные доспехи, усиленные бронзовой чешуей и металлическими накладками. По археологическим находкам известны также цельнометаллические бронзовые, реже железные доспехи воинов Александра.


Александр в льняном доспехе. Мозаика, изображающая битву при Иссе

Подобные доспехи представляют собой двустворчатый панцирь, состоявший из нагрудной и наспинной частей. Они скреплялись друг другом на боках и плечах при помощи шарниров и ременных завязок. Большинство панцирей имеет укороченную форму, защищая корпус своего владельца лишь до пояса. Несколько панцирей из южной Италии, относящихся ко второй половине IV века до н.э., имеют полную длину, закрывая нижнюю часть живота и верхнюю часть бёдер. Об их принадлежности всадникам свидетельствует очень широкая нижняя часть панциря, позволяющая владельцу без особого труда сидеть на лошади.


Двустворчатый панцирь IV века до н.э. южноиталийского происхождения из коллекции А. Гуттмана

Форма панциря соответствует анатомии человеческого тела, точно воспроизводя рельеф грудных и брюшных мышц. Ксенофонт советовал всадникам подгонять доспех под свои размеры:

«Панцирь нужно сделать по своей мерке, потому что хорошо лежащий панцирь держится всем телом, слабый - только на плечах, а слишком узкий скорее узы, чем вооружение».

Чтобы предохранить поверхность металла от коррозии, его покрывали тонким слоем олова. Зеркальный блеск металла создавал иллюзию серебра. Однако из описаний известны доспехи, которые покрывались серебром и даже золотом.

Сарисса

Основным оружием македонской кавалерии Александра Великого была сарисса - копьё длиной от 4,5 до 6 м. Древко сариссы выстругивалось из плотной и вязкой древесины кизила. На одном конце крепился наконечник, на другом - бронзовый или железный подток, позволявший на привале втыкать сариссу в землю. Согласно расчётам, вес сариссы составлял 6,5 кг.


Македонский всадник, вооружившись сариссой, атакует персидского пехотинца. Фреска из могилы Кинча (конец IV - начало III века до н.э.)

На мозаике, изображающей битву при Иссе, Александр держит сариссу одной рукой за середину древка. Существовало лишь два способа хвата: поднятой вверх согнутой в локте рукой (в этом случае удар наносился сверху вниз) и рукой, опущенной параллельно бедру (удар наносился по прямой или снизу вверх). Чтобы изменить положение оружия, его необходимо было взять в обе руки, поэтому любая манипуляция с ним в ходе боя была крайне затруднительна.

Македонская кавалерия, вооруженная сариссами, могла эффективно действовать как против тяжеловооруженной конницы, так и против пехоты. Из-за тяжести древка удару сариссы не могли противостоять ни щит, ни доспех. Как показывают эксперименты, всадник практически не мог на скаку извлечь сариссу из тела убитого противника. Поэтому македонской кавалерии приходилось ломать оружие после первого удара и затем браться за меч.

Копис

Копис представляет собой однолезвийный меч с длиной клинка 80-90 см. Перекрестье имеет общий торец со спинкой, другим своим концом асимметрично нависая над лезвием. Рукоять, обычно оформленная в виде птичьей головы, образовывает полукольцо для защиты кисти руки. В наиболее роскошных экземплярах при изготовленни рукояти использовались костяные накладки и золотые аппликации. Массивная толщина обуха - до 8 мм - обеспечивала высокую прочность клинка при ударе.


Копис IV века до н.э., найденный на полуострове Халкидика в Греции

Изогнутая вперед форма клинка, расширяющаяся в последней трети, прекрасно приспособлена для нанесения рубящего удара. Неслучайно Ксенофонт в своем сочинении о коннице рекомендует вооружать всадников именно изогнутым кописом, которым можно рубить противника сверху наотмашь, а не прямым мечом, которым обычно кололи. По словам греческого историка Диодора, «нет щита, шлема или кости, которые могли бы противостоять удару такого меча» .


Копис в ножнах, рельеф второй половины III века до н.э. Археологический музей, Стамбул

Носили копис на левом боку в деревянных, обтянутых кожей ножнах, подвешенных к плечевой портупее.

Хитон

Македоняне носили хитон греческого покроя. Он представлял собой доходившую до колен широкую рубаху с короткими или длинными рукавами, и носили его, низко подпоясав с широким напуском. Хитон окрашивался в различные цвета и мог украшаться вышивкой.


Фреска с росписи фасада македонской гробницы в Айос Афанасиос

Захватив богатства Персии, Александр раздавал своим приближённым драгоценные ткани и одежды, окрашенные пурпуром и шафраном. Возможно, одежда определённого цвета соответствовала более высокому или низкому рангу её владельца, как это практиковалось при дворе Ахеменидов. Остатки пигмента, обнаруженные на фигурах македонских воинов Сидонского саркофага, позволяют восстановить фиолетово-пурпурный цвет их хитонов и пурпурный же с белой или жёлтой каймой цвет их плащей. На фресках пурпурные хитоны царских приближённых часто встречаются в сочетании с жёлтыми плащами и с пурпурной каймой. Там же встречаются и другие цветовые сочетания.

Сапоги

Всадник обут в высокие кожаные сапоги на шнуровке, известные по многочисленным изображениям. Как правило, греческие художники изображали такие сапоги в качестве атрибута путешественников, охотников и воинов.

Статуя Гефестиона, командира конницы гетайров Александра, одетого в хитон и кавалерийские сапоги. Статуя, датируемая I веком до н.э., была предназначена для его мемориала в Александрии. Национальный музей археологии, Афины

Для всадников их ношение имело дополнительный смысл, поскольку служило средством защиты голеней как от колючего кустарника, которым изобилует Греция, так и от оружия противника. Кроме того, высокие кожаные голенища должны были защищать кожу от едкого конского пота.

Лошадь

Македонская конница имела отличную военную репутацию еще задолго до эпохи Филиппа и Александра. Лошади, на которых ездили гетайры, в среднем были 1,34 м в холке, имели широкую грудь, точёные шеи, небольшие головы и стройные ноги. Их породу значительно улучшила привнесенная после 339 года до н.э. скифская кровь: Филипп II, одержав победу над скифами, захватил в качестве трофея 20 000 породистых кобылиц. После Персидских походов Александра македоняне завладели множеством породистых лошадей из конюшен Великого царя.


Бронзовая статуя лошади и мальчика-наездника, III-II века до н.э. Национальный музей археологии, Афины

Как и греки, македоняне предпочитали ездить на нехолощёных жеребцах. Этому есть убедительные свидетельства в сохранившихся до наших дней образцах изобразительного искусства. Для управления горячими, норовистыми животными использовали уздечку с трензелем и шпоры, которые подвязывались к сапогам или просто на ногу. Лошадей не подковывали.

На мозаиках и фресках лошади имеют серую, красно-гнедую и вороную масть. Знаменитый Буцефал Александра Македонского был вороной масти с белой звездой на лбу.

Ксенофонт упоминает, что продал своего боевого коня за 1 250 драхм. В среднем в Афинах IV века до н.э. цена боевого коня колебалась между 700 и 1 000 драхм. Дневной заработок рабочего в то время составлял одну драхму.

Чепрак

Македонские всадники не пользовались сёдлами. Как правило, на спину лошади клали чепрак, который удерживался на месте с помощью широкой подпруги.


Лошадь с накинутой на спину шкурой пантеры, выполняющей роль чепрака для всадника. Стела III-II веков до н.э. Национальный музей археологии, Афины

Чепрак представлял собой простой прямоугольник из войлока или стёганой ткани. В некоторых случаях эту роль исполняла наброшенная шкура, как можно видеть на скульптурах и мозаиках эллинской эпохи. Главной задачей чепрака было беречь кожу на бёдрах всадника от едкого конского пота. Ксенофонт советует всадникам использовать толстый стёганый чепрак, «который обеспечивает наезднику устойчивую посадку и не даёт натереть лошади спину» . Одновременно он упрекает персов в том, что те покрывают лошадей множеством попон, словно постель, из-за чего персидские всадники сидят мягко, но неустойчиво.

Квинт Курций Руф, Флавий Арриан и Плутарх, живописуя подвиги знаменитого царя Александра Македонского, стыдливо молчат о его походе в Самару. Гордится и впрямь было нечем – великий полководец понес большие потери и едва не потерпел самое позорное в своей жизни поражение из-за неграмотности подчиненных…

Преследуя по пятам убегавшего от него после поражения при Гавгамелах царя Дария Ахеменида, великий завоеватель получил сведения лазутчиков о том, что перс с небольшой группой приближенных добрался через Тегеран и Ереван до Сочи, где купил билеты в плацкартный вагон на поезд «Адлер – Самара». Совершив форсированный марш-бросок в Анталью, македонский царь посадил отряд своих отборных телохранителей-гетайров на самолет до Курумоча, который и доставил их всех в самарский аэропорт.
Несмотря на то, что летели Александр и его свита лоукостером, казны у них хватило после перелета на такси только до Красной Глинки. Тут они высадились и сразу были атакованы племенами диких туристов, отбиваясь от которых, отряд дошел до ТЦ «Поляна». Там местный сторож старик Фрунзе натравил на них своих барбосов, после жестокого и кровавого сражения с которыми место получило название Барбошиной поляны (или поляны Фрунзе).
Далее Александр маршировал по улице Ново-Садовой, подвергаясь постоянному обстрелу со стороны обитателей коттеджей и элитного жилья, которые палили из травматов, гладкоствола и охотничьих арбалетов, а при попытках догнать их и сурово им отомстить скрывались верхом на квадроциклах. А возле университета македонцам вообще пришлось свернуть в Загородный парк и прятаться за деревьями, чтобы избежать сражения с многочисленной толпой веселящихся студентов, отмечавших народный праздник «Уход с пары».
Короче говоря, до железнодорожного вокзала добрались лишь сам Александр и несколько его наиболее стойких друзей. При попытке лейтенанта полиции Гордеева спросить у них документы «как у лиц подозрительной южной национальности» они завязали слишком бдительного стража порядка в узел и прорвались на перрон как раз к моменту прибытия поезда «Адлер – Самара».
Каково же было возмущение царя, когда он узнал, что никакого Дария Ахеменида среди пассажиров не было – только Дарик Ахменидян с братьями, племянниками и троюродными кузенами, которые привезли свежий урожай урюка и кураги для продажи на Центральном рынке. Удрученный царь, чтобы не попасть в руки сослуживцев завязанного узлом лейтенанта Гордеева, тут же, на перроне, обменял свой золотой шлем на билеты на поезд «Москва – Андижан» и срочно отбыл в южном направлении, не теряя надежды перехватить Дария где-нибудь в Средней Азии…

Имя Александр по-персидски звучит как Искандер или Двурогий. И это вполне объяснимо. Ведь голову его, по преданию, должен был венчать шлем, украшенный по богам рогами барана, что, возможно, связано с древним геральдическим символом Македонии – изображением козла на знамени македонских царей.


Согласно легенде, золотой шлем Александру Македонскому подарил бог солнечного света, покровитель искусств Аполлон. Это было столь ценное сокровище, что Македонский берег его как зеницу ока: в военные походы с собой не брал и уж тем более не использовал по прямому назначению – оставлял дома. Возле хранилища оставалась сильная стража. Во время отсутствия Александра в стране шлем выполнял функцию оберега для государства и его жителей. Незадолго да смерти, во время индийского похода, полководец столкнулся с яростным сопротивлением индийских вельмож и их войска. Он послал в Македонию посыльных, чтобы те привезли шлем, в надежде на его чудодейственную силу. Однако шлем не смог защитить даже самого себя: по дороге в войско послы Александра Македонского были ограблены разбойниками. Случилось это в местности под названием Пятигорье, расположенной на Минераловодской наклонной равнине в северной части района Кавказских Минеральных вод.

Разбойников догнали и подвергли страшным пыткам. Даже на краю жизни те предпочли молчать и так и не выдали, куда спрятали шлем. Предполагают, что он был сокрыт в одной из подходящих расщелин. Шлем так и не нашли, и Александр был вынужден уйти из Индии. До сих пор неизвестно, где хранится шлем Александра Македонского, а историки продолжают его искать.

Тайна могилы Александра Македонского: Александрия Египетская

В 2017 году минуло 2340 лет со смерти знаменитого полководца древности. Но до сих пор неизвестно, где он похоронен. Главным претендентом считаться местом упокоения полководца считается Александрия.

После смерти тело 33-летнего Александра Македонского было забальзамировано египетскими жрецами, специально вызванными для обряда, и на два года оставлено в дворцовых покоях. Унаследовавший трон Птолемей не выполнил завещание Македонского похоронить его на зеленой земле оазиса Сива в египетской пустыне, ведь он находился за границами государства. А Александр Македонский для всех сограждан олицетворял крепкую и могущественную власть. Птолемей велел захоронить великого полководца и воина в усыпальнице в Александрии, тем самым сделав город местом паломничества огромного количества народа.

Существует версия, что первоначально траурная процессия была направлена Птолемеем в свои владения – в Мемфис, но жрец храма воспротивился погребению Александра в Мемфисе, предрекая несчастья и кровопролитные сражения в случае ослушания. Вот тогда и продолжился путь тела великого полководца древности в землю Александрийскую.

В правление римского императора Септимия Севера усыпальница была замурована. В результате Александрия перестала быть "городом городов". Гробница была так хорошо спрятана, что найти ее никто не смог. Однако существует версия, что она располагается под мечетью пророка Даниила на улице Александра Македонского.

Траурная колесница в описаниях прошлого

В Александрию Александра Македонского перевозили в мраморном саркофаге, на колеснице, созданной великим инженером Филиппом. Согласно Птолемею, траурная колесница, влекомая вперед 64 мулами, продвигалась по тут же прокладываемым дорогам, ведь перед ней шло целое "войско" строителей. За колесницей двигалось само войско полководца: пехотинцы, колесницы, конница, даже воины на боевых слонах.


А вот Флавий Арриан утверждал, что в колесницу были впряжены 8 мулов. И сделана колесница была из золота, с золотыми ободами и спицами. А мулы были украшены золотыми коронами, колокольчиками и ожерельями.

Саркофаг: история и вымысел

По описаниям Птолемея, саркофаг располагался под балдахином между колоннами из слоновой кости, украшавшими колесницу. Балдахин же был выполнен в виде звездного неба и украшен драгоценными камнями. На крышку саркофага, выполненную Филиппом из золота, положили оружие полководца и троянский щит. По воспоминаниям Флавия Арриана, балдахин изнутри был убран рубинами, карбункулами, изумрудами. Внутри его висели четыре картины, изображавшие разные воинские подразделения армии Македонского на марше: колесницы, боевых слонов, кавалерию и флот. Под балдахином стоял золотой трон, убранный цветами, которые менялись каждый день. А саркофаг, по мнению Арриана, был золотым.


На продольной стенке саркофага был высечен рельеф, повествующей о победоносном сражении Александра Македонского с персидским войском во главе с Дарием III. Битва была такой яростной, что вокруг колесницы Дария скопились груды тел погибших греков и персов. Самый разгар этой схватки и высечен на саркофаге с особой достоверностью в передаче облачения воинов, в динамике и экспрессии.

Могила в пустыне?

Присоединение Александром Македонским к своей империи Египта проходило без особых проблем, так как его войско воспринималось освободителем египетского народа от персов. За восемь лет до смерти полководец совершил путешествие вдоль Нила, вглубь египетской пустыни, где обнаружил оазис Сива. Трехсоткилометровое путешествие оставило войско без воды, войско чуть не погибло. С трудом добрались путешественники до зеленого островка жизни, где среди зелени возвышался храм бога Амона. В храме жрецы не только благословили Александра Македонского, но и назвали его сыном Амона. Это вдохновило Александра на новые походы и свершения, а также на решение быть захороненным на земле этого оазиса у храма.

В 1990 году греческие ученые отправились в Сиву и обнаружили там удивительный подземный погребальный комплекс, на рельефах которого увидели изображение личного символа Александра Македонского, а на стелах – письмена, нанесенные от лица Птолемея, или им самим, сообщающие о погребении Александра Македонского в Сиве, согласно завещанию. Храм и гробница были обнесены стеной. Здесь были обнаружены изображения львов, которые обычно использовались в погребальных обрядах Греции. Да и все остальное мало общего имело с египетской культурой и более походило на македонские сооружения и изделия.

Сохранившиеся старинные монеты изображают Александра Македонского с головным убором в виде головы льва и двумя бараньими рогами, что соотносится с описанием легендарного шлема. В Эрмитаже шлем Александра Македонского существует в основном в изображениях на старинных монетах.

Копия легендарного шлема

История золотого шлема Александра Македонского будоражит умы людей, будит воображение художников. Современными ювелирами была создана его точная копия. За основу было взято изображение с его саркофага. Изготавливали ее в течение 5 месяцев сразу три мастера из многокомпонентного сплава, в основе которого – медь и цинк. Толщина листа – 1,5 мм. Все завитки выколачивались деревянными молотками. Это очень тяжелый ручной труд.

Анфас шлема сделан в виде морды льва. Весь шлем первоначально покрывается слоем серебра, а затем золота. Серебряным остается только нос, который покрывают специальным лаком, чтобы серебро не стиралось. Шлем Александра Македонского инкрустирован камнями (тигровым глазом, сапфирами или муассанитами), горным хрусталем и слоновой костью.

Шлем предполагает размер для ношения 58, но неизвестно, соответствует ли этот размер точным размером головы Александра Великого.

Шлем достаточно износоустойчив. При постоянном ношении он будет сохранен в течение пяти лет.

Какая существует легенда о шлеме Александра Македонского? Как выглядит и чем так знаменит этот шлем? и получил лучший ответ

Ответ от Vjacheslav Goryainov[гуру]
Александр Македонский на античных монетах чаще всего изображался с головным убором Геракла (головой льва) или рогами бога Аммона.

Благодаря Катерине открыл для себя удивительную вещь: Легендарен не "львиноголовый" его шлем, а "рогатый"!!
Именно этот шлем прославлял веками всех, кто его носил!
Возможно именно этот шлем (находящийся в Эрмитаже) или такой же вдохновлял македонцев и славян на великие победы.
Именно этот шлем Александра настолько впечатлял всех, кто его видел, что сохранились многочисленные описания.
По двум закрученным рогам, искусно изображенным на шлеме, Александр даже получил прозвище « бараноголовый» . Этот шлем был необычайной прочности, и, осмелюсь предположить, что по- видимому, речь идет о стали, секретом изготовления которой тогда не владел ни один из известных нам народов. По изяществу отделки этот шлем превосходил все, что могли создать персидские или греческие мастера того времени, а ведь изделия греческих мастеров восхищают нас до сих пор. Если предположить, что за походом Александра стоят гиперборейцы, понятно происхождение такого удивительного шлема.
По одной из легенд, шлем после смерти Александра, который одержал в нем десятки побед, вернулся на свою родину и стал своеобразным символом борьбы гипербореев против римлян несколько сотен лет спустя.
По этой легенде шлем, увенчанный его славой, сделал своим талисманом и символом борьбы против римлян царь Велес. Может быть этим вызвана ненависть римлян к Александру Македонскому. Напомним, что по одной из версий, ими был разрушен грандиозный мемориал, построенный Александром в честь героев Троянской войны под стенами Эфеса.
Александр Македонский в шлеме Геракла (голова льва) на саркофаге из Сидона
Таким образом, в этом легендарном шлеме с закрученными рогами уже царь Велес одерживал одну победу за другой. Вероятно, уступая в численности и в целом в ресурсах, война со стороны гипербореев носила отчасти партизанский характер. Если верить грекам, они были непревзойденными мореходами. Пересекая на своих кораблях моря и спускаясь по рекам, они неожиданно атаковали римские города и гарнизоны. Заметим, что позже эту тактику у них позаимствовали варяги, как и рога на своих шлемах.
Шлем с головой льва
По одной из северных легенд, царь гипербореев, основатель Славенска Велес погиб в крупном сражении с римлянами где- то в районе современного Смоленска, предварительно потеряв сбитый мощным ударом свой талисман- шлем Александра. Который, вероятнее всего, стал трофеем какого-нибудь римского полководца. Конечно, поставленная в условия партизанской войны с превосходящим противником в условиях северного климата держава гипербореев, вероятнее всего, распалась.
Шлем Александра Великого и Велеса сына Иисуса находится в Эрмитаже.
«При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос…

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции