Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

«Спутник и погром» в Украине это «Петр и Мазепа» - nuker82

Как бесплатно обойти блокировку «Спутника и Погрома»? (и вообще любую блокировку) July 11th, 2017

Как бесплатно обойти блокировку «Спутника и Погрома»? (и вообще любую блокировку)

sputnikipogrom

6 июля 2017 года власти самопровозглашенной Российской Федерации заблокировали наш сайт на всей территории РФ.

Сайт был заблокирован по требованию Генпрокуратуры из-за «наличия материалов националистического толка» без каких-либо претензий к конкретным текстам. Обращаем ваше внимание, что никакого суда, экспертизы или еще чего-то не было — по закону о досудебных блокировках любой сайт можно заблокировать просто так, и уже затем редакция сайта должна идти в суд и что-то доказывать самопровозглашенным властям. Причем пока суд да дело, сайт все равно будет в блоке.

В этой связи предлагаем вам воспользоваться стандартными средствами обхода блокировок. Установив один из этих инструментов, вы получите доступ не только к «Спутнику и Погрому», но и вообще всем сайтам, заблокированным властями самопровозглашенной Российской Федерации. Ниже — инструкции для настольных компьютеров, смартфонов и планшетов.

ДЛЯ СПРАВКИ: с технической точки зрения, любой из инструментов ниже позволит вам открывать сайт sputnikipogrom.com через VPN — «виртуальную частную сеть», расположенную вне юрисдикции РФ.

Ваш компьютер подключается к VPN и отправляет запросы через нее.

Российские провайдеры видят только, что вы подключились к какому-то серверу в США или, например, Нидерландах, а какие сайты вы смотрите через этот сервер — никто не знает (об этом могут знать владельцы иностранного сервера — но так как они находятся в США или Нидерландах, где S&P не заблокирован и никогда заблокирован не будет, их, в отличие от дорогих россиян, ваше желание читать «Спутник и Погром» совершенно не смущает).

1. Браузер Opera

В этом браузере настройки VPN предустановлены. Активировать соединение очень просто.

. Скачайте браузер Opera c сайта opera.com . Запустите файл и разрешите установку.

. После установки: если вы используете Windows — в левом верхнем углу кликните по красному значку O, выберите «Настройки». Если вы используете Mac — в верхнем меню выберите Opera — «Настройки».

. Перейдите во вкладку «Безопасность». Поставьте галочку напротив «Включить VPN».

. В браузере Chrome в правом верхнем углу страницы появится плашка friGate, сообщающая, что сайт теперь доступен без блокировок.

. В Firefox: если сайт по-прежнему недоступен, кликните по значку friGate в панели браузера, выберите «Сайт не из списка» — «Добавить в список».

. Всё!

3. Браузер Tor

Помимо доступа к «Спутнику» и всем заблокированным сайтам этот браузер дает вам доступ в тот самый легендарный «темный интернет», где и происходит все самое интересное.

Мы советуем использовать Tor, только если варианты выше вам по какой-то причине не подходят (Tor прост в обращении и внешне выглядит как браузер Firefox, но работает сильно медленнее, чем другие средства по обходу блокировок).

. Убедиться в том, что ваше подключение защищено, можно кликнув на значок луковицы перед панелью адреса.

Для смартфонов и планшетов: приложение Opera Free VPN

Для устройств на базе iOS и Android есть абсолютно бесплатное приложение Opera Free VPN.

Это приложение устанавливается на ваш смартфон или планшет и работает в фоновом режиме. Вы можете продолжать пользоваться своими любимыми браузерами — доступ к сайтам будет осуществляться через один из серверов канадской компании SurfEasy, Inc. (дочерняя компания норвежской Opera Software — ни канадцам, ни норвежцам власти РФ не указ).

Для установки:

. В AppStore (iOS) или Play Market (Android) введите в поиске Opera Free VPN.

. Установите приложение и дайте ему все запрашиваемые разрешения по установке «профиля VPN».

. Запустите приложение и убедитесь, что VPN включен. Открывайте sputnikipogrom.com в вашем любимом браузере. Всё!

. Вы можете изменить регион по клику на значок молнии ⚡️

Платные VPN: для любых устройств

Кроме бесплатных сервисов есть еще и платные, предоставляющие намного большую скорость — при включении платного VPN вы потеряете не больше 10% от вашей обычной скорости интернета.

Собственно, вся наша редакция в интернет без платного VPN уже много лет как не выходит.

Из платных сервисов, которыми пользуемся сами, мы рекомендуем PrivateInternetAccess (PIA) — всего за 3 доллара в месяц вы получаете великолепную скорость и с хохотом плюете на все блокировки-запреты.

Платный VPN работает через небольшую программу, которая ставится на ваш компьютер — или через приложение на вашем смартфоне или планшете (один платный аккаунт позволяет поставить PIA на 5 разных устройств).

При работе платного VPN ваш интернет-траффик будет проходит через иностранный сервер. Ни российские провайдеры, ни сам PrivateInternetAccess не будут знать, какие сайты вы посещаете (PIA не ведет логов посещений).

Все инструкции по установке есть на сайте PrivateInternetAccess .

Если вам что-то непонятно — напишите им в поддержку или нам на [email protected] . Мы подскажем, что и как установить конкретно на вашей системе.


Если у вас остались какие-то вопросы, напишите, пожалуйста, письмо по адресу [email protected] — наши специалисты с удовольствием помогут вам настроить инструменты обхода блокировок и ответят на все ваши вопросы.

Ну и, само собой, вы можете подарить подписку на «Спутник и Погром» своему другу, коллеге или члену семьи, оформив подарок

Из его же собственного Живого Журнала. В этой статье описана встреча с легендарным Игорем Стрелковым (Гиркиным). Статью я прочитал с большим интересом, но одно меня несколько смутило.

В числе прочего Егор Холмогоров пишет о Стрелкове:

«Сердито, но не зло предъявил Егору Просвирнину за то, что ради красного словца про "Стрелков против Путина" Игорь Иванович оказался в сложный момент практически беззащитен от клеветы и интриг кургинят, кургиняшек и кургинянищ, а главное - их заказчиков. Хотя, по моему, в консерватории где таким доносам дают ход, надо что-то менять. В итоге сегодня Игорю Ивановичу приходится тратить уйму времени на самооправдания, чем ему заниматься явно тяжело, поскольку всем адекватным людям понятно, что подозревать его не в чем».

Если кто-то не в курсе, то поясню, что Егор Просвирин - руководитель ресурса «Спутник и Погром». Ресурс этот придерживается идей русского национализма. Но национализма весьма своеобразного, более смахивающего на нацизм. Героями этого националистического ресурса являются не только белогвардейцы (что, в принципе, похвально), но и гитлеровские пособники - власовцы. Было бы вполне логично, если бы «СиП» принял сторону киевской хунты - а многие русские националисты подобного толка действительно так и сделали, чем возмущался как-то Егор Холмогоров. Но нет, «Спутник и Погром» вроде бы оправдал звание «правильных» русских националистов и принял сторону Русского Мира. Некоторое число «погромщиков» реально сражается за Новороссию с оружием в руках, а не только в интернете. И это меня на самом деле вовсе не обрадовало, поскольку мне абсолютно ясно, что «погромщики» преследуют свои цели, а своей помощью Новороссии лишь дискредитируют ополченцев.

Я категорически не согласен, что Егор Просвирин противопоставил Стрелкова Путину ради красного словца. По моему убеждению, он сделал это совершенно сознательно, желая стравить нашего национального лидера с нашим национальным героем. А это - заветная мечта врагов России. Впервые её озвучил один из лидеров либеральной оппозиции Борис Немцов.

Просмотрев страницу паблика «Спутник и Погром», а также личную страницу Егора Просвинина в «ВКонтакте», я убедился в своих подозрениях. Вот что читаю на странице паблика «Спутник и Погром» 24 октября сего года : «Путин: "Для меня Россия - вся моя жизнь.. Я чувствую связь с российской землей" - это правильно, Владимир Владимирович. Как учит нас ваш "уважаемый украинский партнер" В. Кличко, к земле нужно готовиться заранее. Впрочем, обратите внимание, что устоявшаяся "русская земля" у него превратилась в толерантно-многонациональную "российскую". Ждем глубоких мыслей о "российской литературе" и "российском языке"«. Это всего лишь одно из немногих высказываний в том же духе.

Но еще более откровенно заявил сам Просвирнин 5 июля на своей странице в «ВКонтакте»:

«Укропы хотели уничтожить Стрелкова, уничтожить его в легендарном Славянске. И как когда убили Каддафи издевательски снимать его мертвое тело на видео. Хотели стереть Славянск с лица земли оставив его одной большой братской могилой для храбрых русских солдат. Но не вышло. Легендарный русский офицер стрелков провел блестящую операцию, отступил в Донецк где украинскую армию ждут в десять раз больше сил чем в Славянске. И даже если украинская армия завтра возьмет Донецк стрелков говорит не будет подставлять жизни своих братьев и сестер и отступит НА МОСКВУ! Да, именно там где кодло национал-предателей которые сливают Новороссию, которые после этих слов Стрелкова уже пакуют чемоданы и получают визы в Лондон. Сегодня-завтра легедарные 300 стрелковцев возьмут штурмом кремль, и тогда... будет русский 1937 и русский 1945!»

Меня особенно заинтересовали «русский 1937 и русский 1945». Про «русский 1937» понятно, даже несмотря на антисоветизм Просвирнина. Очевидно, Просвирин мечтает учинить террор, подобный сталинскому. Только в роли палачей будут на этот раз выступать «правильные пацаны» из числа его единомышленников. Не совсем понял про «русский 1945». Но смею предположить по аналогии с 37-м, что, по мысли Просвирнина, в 1945-м победили не те, не русские. Русские, очевидно, - это те, кто в армии Власова воевал (это ясно из того, что на ресурсе регулярно выходили статьи с апологией власовщины). А вот сейчас будет русский 1945-й год.

«Трудность с пониманием украинцев состоит в том, что мы не осознаем факта их принадлежности не к Европе, а к Азии, а потому они мыслят иными путями. Мы не способны понимать украинцев, как не можем понять китайцев или японцев, и, имея богатый опыт общения с ними, должен сказать, что у меня нет особого желания понимать их, если не считать понимания того, какое количество свинца и железа требуется для их истребления. В дополнение к другим азиатским свойствам их характера, украинцы не уважают человеческую жизнь - они сукины дети, варвары и хронические алкоголики. (Письмо Верховного правителя адмирала А. В. Колчака Донскому атаману генералу А. П. Богаевскому. 28 июня 1919 г)»

Почему я говорю «якобы»? Потому что хоть я и не являюсь большим поклонником адмирала Колчака (мне более близок Деникин), я все же усомнился в том, что белый адмирал мог сие изречь. Письмо адмирала Колчака генералу Богаевскому действительно существует, однако с содержанием его мне не удалось ознакомиться, поэтому я решил обратиться в соцсети «Живой Журнал» к специалисту, а именно - Хандорину Владимиру Геннадьевичу, доктору исторических наук, профессору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Московской государственной юридической академии им. Кутафина, автору монографии «Адмирал Колчак: правда и мифы». И вот что он мне ответил:

«Это "фейк" - как по стилю, так и по содержанию. Такой же, как легенды о пении адмиралом романса по дороге на расстрел, командовании собственным расстрелом и подаренном красноармейцу портсигаре, как приписываемое ему антисемитское стихотворение, якобы написанное в тюрьме и т.д.».

А вот что Егор Просвирин написал 12 июня 2014 :

«Трудящиеся не понимают, что Донецкая Народная Республика это та самая Белая Россия которую мы потеряли в 1917 году, и которую восстанавливает белый генерал Стрелков. У русских ВПЕРВЫЕ за сто лет появился РЕАЛЬНЫЙ ШАНС построить русское национальное государство, где будет развитая экономика, велодорожки, смузи и макбуки. Белый медведь ПРОСНУЛСЯ от 80-ти летней спячки, и вот вершина айсберга вылазит наружу. Что скажет путин когда под боком будет русское национальное государство в котором будут править не старые советские чиновники, бандиты, уголовники и воры, лучшие умы России будут утекать не заграницу, они будут убегать в ДНР, потому что там не будет налогов будут велодорожки и смузи».

Про отсутствие налогов Просвирин явно хватил лишка. Ни одно государство без этого не существует. Но что же за русское национальное государство желает построить Просвирнин? Не то ли, которое пытался построить в Локотьском районе гитлеровский пособник и палач русского и польского народов Бронислав Каминский?

Сделаю важную оговорку. «Спутник и Погром» в Новороссии представляет Александр Жучковский, а Просвирнин, как положено настоящему командиру, находится «сзади, на боевом коне». Жучковский занимается (или занимался) и сборами средств для ополчения, и добровольцами, и сам принимал участие в боях. К нему вроде бы нет претензий, хотя антипутинские настроения у него явно также прослеживаются. Как бы то ни было, его нельзя обвинить в апологии власовства. Напротив, апологию коллаборационизма он жестко обличил в свое время в статье «Ложь уранополитизма». Возможно, именно в силу своих убеждений, Жучковский и вышел на первый план в «СиПе» в нынешней войне. Но боюсь, что его и других сотрудников «СиП», сражающихся за новороссов, просто бессовестно используют, как и всю идею Новороссии в целом. Впрочем, отношение к власовству, может быть, - единственное, что разделяет Жучковского и других сотрудников «СиП». У самого Жучковского есть пост за 12 ноября 2014 года на странице, который мне также не понравился: «Прямо скажу - я не признаю ДНР и ЛНР, это организации несостоятельные и временные, именно так их рассматриваю. Точно также отношусь и к РФ. То, что происходит и в РФ, и на Донбассе, к исторической России имеет очень мало отношения. А для меня имеет ценность только историческая Россия. Пространство господства русской народности и русской культуры на исторических русских землях».

То, что ЛНР и ДНР - временные образования - понятно, мы все надеемся, что они войдут в РФ. Но ведь Жучковский и РФ не признает! Так что при всем моем уважении к Александру Жучковскому, его позиция также весьма сомнительна.

Зато этот пост понравился Кириллу Каминцу, одному из постоянных авторов «Спутника и Погрома» (возможно, я ошибаюсь, но смею полагать, что «Каминец» - это псевдоним, в честь известного коллаборациониста Бронислава Каминского), поэтому он перепостил его у себя на странице. Самому Каминцу принадлежит весьма красноречивая мысль , которой он также поделился на своей странице в «ВКонтакте»:

«Я уже давно говорил, что если по обе стороны фронта есть фашисты и антифашисты, если по обе стороны фронта люди обосновывают свою борьбу национальностью, советским патриотизмом и религией, то это конфликт не идеологический, а национальный. Между двумя национальностями. Поэтому любые политические и социальные разногласия отходят на второй план. Точно так же в "Гражданской" войне эсеровские боевики, кидавшие бомбы в великих князей, и монархисты-черносотенцы стояли в одном строю.

Я совершенно не огорчусь, если на стороне Новороссии появятся сатанисты в черных рясах, евреи в лапсердаках или монахи Шаолинь. Я огорчусь только, если Новороссия падёт. «Хоть с дьяволом, но за Россию»«.

Очень характерный лозунг. Читатель, наверное, помнит, что был такой лозунг «Хоть с чертом, но против большевиков». Автор по одним сведениям - барон Врангель, по другим - атаман Краснов. Не берусь утверждать, какая из двух версия верна, но гитлеровскому пособнику Петру Краснову этот лозунг больше подходит.

Я понимаю, что в нынешней ситуации новороссийскому сопротивлению не мешает ни лишний штык, ни лишний рубль, поэтому новороссы не отказываются ни от какой помощи, и не воротят нос ни от кого. И все же хотелось бы предостеречь их от этого. Потому что такие, как Просвирнин, помогают не безвозмездно. Они преследуют свои политические цели, и, кроме того, они компрометируют ополчение. Новороссия выступает под лозунгом противостояния киевскому неофашизму, поэтому союз с политиками вроде Просвирнина, хотя и имеет некую тактическую пользу, наносит делу Новороссии страшнейший стратегический ущерб. Нельзя выступать против дьявола в союзе с дьяволом.

Лев Пирогов о Захаре Прилепине

Его принято не любить. Дружба с ним кажется заискиванием, а высокомерие оставляет чувство неловкости, как обычно бывает, когда смотришь сверху вниз на то, что выше тебя. Я бы не решился писать о таком неудобном писателе, если бы не счастливый случай. Захар Прилепин с романом «Обитель» стал лауреатом литературной премии «Большая книга», и это вызвало возмущение некоторой части общественности.

Некоторая часть общественности готова прощать ему архаично-левые взгляды (а не прогрессивно-левые - экология и педерастия), в этой старомодности был даже известный комизм («Как кончилась? А я сорок лет поезда под откос пускаю…»), но не в то время, когда нефть падает, а кредит к отдаче растёт. С одной стороны, хорошо, конечно, - сдохнет проклятый Путин («А теперь, ехидна, когда я вырвал твоё жало, жаль, если сможешь»), с другой - на какие шиши теперь чувствовать себя европейцем, непонятно. Колонки в глянце, выставки, конференции, литературные фуршеты - их же тоже из нефти делают. Вот и обуревают противоречивые чувства - то ли летать хочется, то ли в волосы вцепиться кому-нибудь.

Впрочем, важен не скандал (как обычно копеечный) и не награждение, а тот факт, что Прилепин неуклонно продолжает становится главным русским писателем. Я специально не написал «большим», чтобы не задеть ничьих чувств.

Давайте посмотрим.

Есть такая литературная премия - «Национальный бестселлер». Она существует уже больше десяти лет - более или менее одинаково, но каждый год находятся умные люди, которые говорят: «Ха!.. Да что вы там голову ломаете-то? Посмотрите статистику, кто из писателей продал больше книжек, того и награждайте! Чтобы по справедливости!..» А премиальный комитет всё к ним не прислушивается. Почему? Да очень просто. Посмотрим статистику. В прежние годы я для смеху следил за ежегодными отчётами Книжной палаты. Самые продаваемые (а значит, и читаемые) авторы в секторе «художественная литература» были такие:

2006 год: 1. Донцова; 2. Устинова; 3. Полякова.

2007 год: 1. Донцова; 2. Устинова; 3. Шилова.

2008 год: 1. Донцова; 2. Устинова; 3. Шилова.

Потом мне это надоело, и я перестал следить. А сейчас - дай, думаю, опять загляну. Столько воды утекло: мировой финансовый кризис, крушение издательского мегамонстра АСТ, Болотная, Олимпиада, Крым наш, Новороссия, санкции, псаки - в другой стране живём! Заглянул…

2013 год: 1. Донцова. 2. Устинова. 3. Шилова.

А вы говорите «откуда может быть у Путина такой рейтинг». Вообще, мне тут, прямо как тому Гегелю, пришла на ум парадоксальная мысль: а что, если на самом деле всё так, как в действительности? И тогда все наши беды - мыслящего, образованного, болеющего душой за страну сословия - не оттого, что действительность не дотягивает до уровня нашего её понимания (не хочет становиться такой, какой должна быть), а оттого, что наше понимание до того, какая она есть, не дотягивает.

Ну вот взять литературу. Она «отражает действительность», то есть моделирует её. Для того и нужна, на модели проще понять явление. Ну, жизнь. Но почему же мы тщимся понять её не по книжкам самых читаемых, а значит, влиятельных и «релевантных действительности» писательниц, а по книжкам тех, кто даже в первую десятку не входит?

Не напоминает ли это сказку про медведя и бурундучка, которые встречали рассвет, соревнуясь, кто первым увидит солнышко? Только бурундучок сидел мордочкой на восток, а медведь на запад… Очень гневался, когда проиграл. Мы массовую литературу тоже не любим - презираем её. А теория Успеха учит, что презрение есть признак рессентимента.

Нам хочется, чтобы литература отражала что-нибудь достойное. Отражала наши представления о действительности, а не её саму. Должное, а не насущное. Поэтому, говоря об актуальной литературе, мы обычно рассматриваем лишь какой-нибудь её определённый сегмент. То, что нас, пекущихся о действительности, устраивает. И даже из этого сегмента всё то, что не устраивает, норовим удалить.

Отсюда все эти литературные войны в стакане воды: «Пятнадцать человек вышли из зала после объявления победителя литературной премии „Вижу большую фигу“». Ужас, скандал. Литературная общественность спохватилась: не хочет признавать Захара Прилепина главным писателем десятилетия. Хотя именно она его таковым и сделала.

В последней фразе можно усмотреть злорадство: дескать, не талант помог, а промоушинг, - ничего подобного. Просто талантливых писателей много, да кто ж их знает? Пребывая в творческой изоляции, вне поля активного обсуждения и критики, они теряют ориентацию, как космонавт в невесомости, движутся не туда, зарывают свои таланты и впадают в гомеостаз, как чукчи или аборигены. Попав под софиты, тоже можно потерять ориентацию, но Прилепин, несмотря на все претензии к нему со стороны ревнителей Хорошего Вкуса, всё делает правильно. Он ярок - но осторожен. Дерзок - но приятен во всех отношениях. Он эстетически умерен, а сдержанность, умеренность - признак классики. В эстетике, как в картах: недобрав, ещё можно выиграть, перебрав - нет.

…Именно она его таковым и сделала - вручив ему все сколько-нибудь значимые литпремии - от «Ясной Поляны» до «Бронзовой Улитки» и от «Нацбеста» до «Большой книги» (только «Русский Букер» пока держится, но это мужество обречённых). А именно премии определяют, кто главный, когда статистика не рассматривается. Поэтому, когда я говорю «Прилепин главный современный русский писатель», я не излагаю своё мнение, а констатирую объективный факт.

Разлюбили литобщественники Прилепина за Новороссию. Поддерживать русских, что бы они ни делали (что бы с ними ни делали) - это хуже, чем запихивать в себя курицу, «перебор». А за что ж полюбили? Тут тоже секрета нет, можно ответить одним словом - за мужественность. Даже Авдотья Смирнова-Чубайс (вот раньше была Александра Осиповна Смирнова-Россет, а теперь Смирнова-Чубайс, красиво) и та другая, глазастенькая, во славу демократии мочившие в своей передаче всех идеологических недругов, перед Прилепиным млели, как барыньки, заглядывающиеся на кучера.

Дело тут не во внешности, хотя, конечно, для шоу-бизнеса, задрипанным филиалом которого является успешная литература, это немаловажно. Просто если окинуть орлиным взором все литературные дискуссии за последние пятнадцать лет (до этого не интересовался, не знаю), выяснится, что самой популярной темой в них была «проблема героя». При этом стыдливо опускалось, но подразумевалось определение - «положительного». Не интеллигентски-положительного, задавленного обстоятельствами, терпящего поражение и вызывающего жалость, а побеждающего. (Можно ведь погибнуть, но победить). Даже сильно умным потихоньку от себя всё равно хочется того же, чего хотят все.

В крошечном сегменте «народной литературы» (в смысле не про средний класс), допущенной к пиршественному столу (Борис Екимов, Роман Сенчин, ещё три-четыре имени под сомнением - Лихоносов, Личутин, Павлов? Кто?), преобладали жалобные интонации - «всё плохо», а тут пришёл такой - спокойный, уверенный - и говорит, типа: «Вокруг шум? Пусть так. Не кипишуй, всё ништяк». И литературный народ сомлел. Ну, подсознательно.

Кроме того, Прилепин обладает несомненным изобразительным лирическим даром, не заметить этого нельзя, и это сбивает настройки. Обычно антидемократические писатели берут сентиментальностью, чувствительностью, многословием. А тут - коротко, но точно. Ватники так не пишут. Кроме того, он не выглядел, как ватник (скорее уж как сутенёр - это у него поди от Фифти Цента, от рэпа), не проповедовал, не велел покаяться, держался скромно, почтительно, этаким Молчалиным, - всё это тоже сбивало настройки. Хоть он и говорил при этом открытым текстом: «Я ватник». Но кто ж поверит прямо сказанному в наше хитрое время? «Нет, - успокаивали друг друга, - не ватник. Просто деверь Суркова. Или нет… шурин?»

А теперь поздно.

То, что изряднопорядочных ввело в соблазн, других раздражает. Раздражает гибкость в суждениях (пуссирайток не осудил), пижонский внешний вид, хождения в собрания нечестивых и, конечно же, подозрительная успешность. Один товарищ так прямо мне и сказал: «Не может быть, чтобы он „Обитель“ сам написал». (Прямо уже как Шолохов). Ну, на это можно сказать так: дух дышит, где хочет. Кабы талант давался исключительно за хорошую учёбу и примерное поведение, мы бы жили в Солнечном городе.

(Кстати, перечитывая «Приключения Незнайки в Солнечном городе», обнаружил, что там изображено не коммунистическое общество, а современная толерантная и социально ориентированная Европа. Все такие правильные, постные, нудные - жуть. И с мигрантами, случившимися из осликов, не знают, что делать. А рыночные механизмы, несмотря на высокий уровень социальной защиты, у них хорошо развиты - вспомним главу, где на швейной фабрике Незнайке объясняют механизм моды: не то модно, на что спрос, а то модно, что мы втюхиваем. Главный закон рынка - расширенное воспроизводство, и пусть мир провалится. Гениальное чутьё было у Николая Николаевича.)

В первый раз я увидел Евгения Николаевича Прилепина на церемонии вручения (не ему) премии «Национальный бестселлер». Поэтому, наверное, она вначале и вспомнилась. Я там болел за книгу «Сергеев и городок» Олега Зайончковского, потому что она хорошая, и на всех прочих претендентов смотрел зверем. Претенденты сидели за отдельными столиками в компании своих номинаторов (тех, кто их на премию выдвинул) - две человекоединицы и книжка. А Прилепин с «Патологиями», которые мне не нравились (и не нравятся до сих пор) сидел один, потому что его номинатор, Василина Орлова (вот кто добытчица, кто волчица - первой разглядела нового Гоголя), заболела.

Более того, всем финалистам досталось хоть по одному баллу от жюри в ходе голосования, а за него, одинокого, не проголосовал никто. Я бы, наверное, после такого дебюта заслуженно возненавидел мир, а он ничего. Написал ещё одну книгу (там в ней всем понравилось, как гроб по снегу тащили), потом ещё несколько, и вот, наконец, «Обитель». Некоторое время Прилепин дружил с Быковым, и, думаю, Дмитрий Львович поделился с ним секретом мастерства: названия книжек должны начинаться на «о». «Оправдание», «Орфография», «Окуджава», «Остромов, или Ученик чародея».

Попробовал на «о» и сразу перешёл на качественно новый уровень. Даже Артём Владиславович Рондарев, интеллигентно морщась, как Гарри Галер на лекции о, кажется, как раз Моцарте, признал, что Прилепин написал то, что воспринимается неразумной публикой в качестве «большого романа». Выдержал жанр. Ну а что, жизнь крупнеет - война скоро, надо и романам крупнеть.

Помню, как читал эту книгу, сидя на скамейке в Милютинском саду, возле дома, где живёт Митя Ольшанский. Там, где на стене какого-то сарая написано: «Читай „Спутник и Погром“, становись умнее». А рядом теми же красивыми печатными буквами: «Мама, я хочу разучиться читать». Мне было холодно, и людям в книжке тоже было холодно, так что между нами, книжкой и мной, можно сказать, установилась связь на физиологическом уровне.

Хотя связь установилась ещё раньше, едва я прочёл вступление. Там было два момента, и оба они взяли меня, как говорят в приличном обществе, «за живое». Первый момент - автор рассказывает, что у них была большая, дружная, шумная семья, и все они любили собраться вместе, и маленьком автору приятно было «скакать младенцем меж людей», да только вдруг как-то постепенно и незаметно все умерли, остался один автор. Теперь на нём вся ответственность: будет дальше семья, не будет… А он и думает: как же я смогу, они же были - ого, кряжистые деды и прадеды, былинные герои, а он чувствует себя по-прежнему четырнадцатилетним мальчишкой. Вся разница только в том, что теперь у него самого почему-то сын четырнадцати лет.

Это довольно тонкое лирическое наблюдение, если оно понятно, то понятно сразу, до слёз, и чем-то очень важным и значительным кажется; Андрей Горохов даже специальный философский термин придумал для этого - «категория Великого Своего». Ну, а если непонятно, то и говорить не о чем; как сказал нобелевский лауреат Октавио Пас, «поэзию можно понять, но нельзя объяснить». Лирические состояния беззащитны перед объяснением. Всё равно что медузу, царственно переливающуюся всеми цветами радуги, вынуть из воды и на берег выбросить. Ничего царственного - сопли одни.

Второй момент - связан в овчинным тулупом, который лежал, как положено, на печи, и автор вспоминает его запах, мне этот запах чудесный тоже памятен, и не потому, что у нас в армии зимой в них часовых заворачивали (хотя часовой в тулупе - это просто подставка для бесплатного автомата: подходи - бери, он даже не почувствует ничего), не поэтому, а потому, что один из моих прадедов был скорняком.

Всё-таки в тулупе тепло. Если бы он не пропускал радиацию и давал возможность пошевелить рукой, в нём можно было бы космонавтов выпускать из орбитальной станции на верёвочке. А в Милютинском саду было холодно, хотя и не так, как этим людям, конечно. Но я почему-то чувствовал, что нельзя встать и уйти. Как и им нельзя было встать и уйти из барака. Какая-то тяжесть бытия навалилась.

Неважно, что там говорят герои и в каком количестве говорят. Важна «химия», как мы, филологи, выражаемся. Это давящее тягучее чувство, что жизнь тяжёлая, страшная. Не «общественный строй», не «время», не «обстоятельства» - просто жизнь. Когда они там пьют ночью на заимке с Эйхманисом, и главный герой (Антон, кажется), пользуясь моментом, без приглашения берёт со стола кусочек съестного, а кто-то из мелкого начальства тяжело смотрит на него, но не говорит ничего, не трогает - при Эйхманисе. Вот это страшно. Вам это знакомо? Так рядовой Усубалиев или младший сержант Журба смотрели в присутствии замполита на никуда не денущегося от них русского паренька Лёвочку.

Надо объяснить, что произошло. Эйхманис, начальник Соловецких лагерей, занимается культурным строительством: пытается организовать переработку водорослей, разводит каких-то выдр (или песцов, не помню), организовывает спортивные праздники, проводит метеорологические замеры - и среди прочего занимается поиском кладов, которые монахи тут закопали. Антон, рядовой заключённый, попадает в поисковую команду. Это по сравнению с бараком и работами по нарядам почти что рай. Тем более, Антон начитанный человек, Эйхманису забавно поболтать с ним, он его, можно сказать, приблизил. Сидит, выпивает с ним, изливает душу. Главный начальник! Антон будто бога ухватил за бороду. А взгляд тот тяжёлый напоминает: куда ты денешься…

Жизнь всё равно получит с тебя своё, как бы ты ни вознёсся, как бы тебе ни повезло. Её тёмные, ворочающиеся в подполье законы неотвратимы, они сильнее всего того, что на свету. Сильнее лагерного устава, газетных заметок и официальной идеологии. Сильнее справедливости. Ты привык жить с мыслью, что тебя не убьют, не покалечат, не дадут сильно оголодать или замёрзнуть, дадут выспаться и скажут «пожалуйста» в ответ на твоё «спасибо», а тут… Никто из окружающих тебя людей не является гарантией твоего существования и комфорта. Даже благоволящий к тебе начальник. Жизнь относится к обстоятельствам, не зависящим от твоей воли.

Эрих Фромм писал, что неподвластность бытия нашему хотению (и нашему разумению, добавлю) является причиной аффекта. Я это понимаю просто, на пальцах: не понравилось тебе, что сепару Прилепину вручили премию, - встал и вышел. Мать-перемать! Хлопнул дверью ещё. И все о тебе говорят, весь фейсбук. Слава тем, кто вышел на площадь! Даёшь массовые протесты! «Товарищи! Так жить нельзя, товарищи!» Это броско. Это попадёт в летописи, в историю, это будут изучать потом. Это запомнится. А о тех, кто остался (о том, что осталось), не напишут, и ни фига оно не запомнится, хоть чисто статистически, количественно только это в жизни и есть. И сколько революции не устраивай, останется всё равно то, что останется (когда замполит уходит). Не напишут (вон, журнал «Форбс» составляет собственный рейтинг самой продаваемой литературы, вовсе исключив из неё Шилову, Донцову и им подобных - любо-дорого почитать), не вспомнят. Да только есть оно. И крепко нас за живые места держит.

Можно, если ты дурак, обвинить Прилепина в том, что он в романе оправдывает репрессии. Дескать не кровавый сталинский режим у него виноват - а жизнь виновата, сами люди такие. Но именно из этой нехитрой мысли и начинается большая литература - не обращали внимания? Как бы ни возмущали писателя кровавые режимы, предметом его внимания в конечном счёте оказывается не «время», не «общественный строй», а жизнь. То, что не меняется. То, что неинтересно. И, может быть, талант писателя как раз в том, чтобы обращать на это наше внимание. Не призывать к чему-то, не учить, не провозглашать, а просто обращать наше внимание на то, что есть.

Потому что сами мы внимания на это почему-то не обращаем.

Друзья, материал, который вы только что прочли, публикуется в рамках больших культурно-исторических чтений «Спутника и Погрома» о русских композиторах (автор - музыкальный критик Артем Рондарев) и русских писателях (автор - литературный критик Лев Пирогов). Подготовка материалов этой серии (заказанных у лучших авторов и специально оформленных нашими дизайнерами) возможна только благодаря вашимподпискам и щедрым финансовым благодарностям. Поэтому, если вам нравится читать о самых заметных представителях русской культуры именно в таком формате - пожалуйста, поддержите наш проект финансово, чтобы публикации могли продолжиться. Спасибо!

Не теряющие популярность социальные сети открыли большой простор для интеллектуальной деятельности граждан, увлекающихся политикой. Появились самодеятельные интернет-СМИ, действующие только “вконтакте”, не имеющие при этом самостоятельных сайтов, что не мешает таким быть достаточно популярными.


Один из заметных ресурсов такого рода - так называемый “Спутник и погром ”. Основал его Егор Просвирнин (в ЖЖ - nomina_obscura ). Самомнение и понты у Егор колоссальные: "Я формирую сознание людей. А их сознание формирует их действия. А их действия — окружающую реальность. Реальный результат — это то, что в мире появились первые русские люди. С русским сознанием, русским мировосприятием" .


Название сразу кажется странным. Какой “спутник”? К аэрокосмической отрасли Егорка никакого отношения не имеет. Какой “погром”? Егор Просвирнин - типичный интернет-житель, страдающий избыточным весом, поклонник компьютерных игр (раньше писал для геймерского журнала “Игромания”), идти на погром он может только с мышкой в руках в каком-нибудь Warhammer.


Вообще, начал “первый русский человек” Егорка Просвирнин бодро - во время зимних выступлений оппозиции отстаивал гневные национал-демократические тенденции, яростно обличал путинский режим, энергично критиковал при этом вождей белоленточников за слив народного протеста. Но вот выборы закончились, и Егорка ринулся из политики в историю - стал много писать про царскую Россию и лаять на советское прошлое. “Спутник и погром” (назовем его точнее - “Смех и позор”) устроился в ряды изобличителей сифилитика Ульянова-Бланка и кровавого грузина Джугашвили.


Однако, темы для статей быстро закончились, поэтому удерживать внимание читателей теперь приходится историческими фантазиями (“Чем больше ложь, тем охотней в нее верят”), поэтому чем больше гнобит Просвирнин коммунистическое прошлое, тем более отдаляется от здравого смысла. И вот доболтался.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции