Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Советский философ Ильенков Эвальд Васильевич: биография, творчество и интересные факты. «Ведущая ось» и «Солнечный город»

Критико-библиографическая справка о романах В. Ильенкова

«Ведущая ось» и «Солнечный город»

«Ведущая ось» - первый роман В. Ильенкова. В основу романа положены события 1927 - 29 г.г. на крупном паровозостроительном заводе в Бежице, Брянской области, где автор в то время был на партийной работе.

На завод возвращается бывший его рабочий, получивший высшее образование, молодой коммунист Семен Платов. Его неодобрительно встречает группа старых инженеров, объединенных враждебным отношением к социалистическому строю; они ведут подрывную работу, стараясь всячески расстроить производство, используя в своих целях отсталые элементы в рабочем классе - погоню за рублем, бездумное отношение к труду и социалистической собственности. Вследствие поломки ведущей оси паровоза, выпущенного заводом, происходит крушение поезда. Виновники катастрофы пытаются прикрыться теорией усталости металла. Инженер Платов, опираясь на помощь передовых рабочих, разоблачает истинных виновников преступления.

Роман, опубликованный в 1935 году в журнале «Октябрь», вызвал острую дискуссию. А. Серафимович дал роману высокую оценку, подчеркивая его достоинства и значение, как одного из первых произведений советской литературы о рабочем классе («Правда», 21 февраля 1932 г., «Живой завод»).

М. Горький писал, что «роман Ильенкова чрезмерно расхвален группой литераторов во главе с А.С. Серафимовичем». Указывая на существенные недостатки романа, в частности, на неудачное словотворчество, критикуя другие промахи автора, «которые не украшают его серьезный роман», М. Горький в то же время отмечал, что роман написан талантливым литератором: «Ильенков, бесспорно, талантлив»; «о положительном значении романа Ильенкова я не буду говорить, повторю только, что автор - человек несомненно талантливый, способный на большую работу» (М. Горький, «По поводу одной полемики», «Известия», 26 апреля 1932 г.).

Подготавливая роман к печати отдельным изданием, автор учитывал критические замечания, сделанные в ходе дискуссии, и книга вышла уже в новой редакции в конце 1932 года (ГИХЛ).

В 1935 году вышел из печати (ГИХЛ) роман «Солнечный город», являющийся продолжением романа «Ведущая ось». В основу этого романа положена проблема курской магнитной аномалии.

Еще до революции ученый Шубин вел безуспешные поиски магнитной железной руды. В 20-е годы, при горячей поддержке В.И. Ленина, он продолжил поиски, но обнаружил лишь залежи бедной железом руды, и дело заглохло после смерти Ленина. Заинтересовавшись этой проблемой, инженер Платов вместе с Шубиным возобновляет поиски железного клада в недрах земли, поднимет на это дело комсомольцев. Преодолевая большие трудности и лишения, они обнаруживают богатые залежи руды и на базе ее начинается строительство шахт и города, который они называют солнечным. Сюда устремляются тысячи людей из деревень и здесь, на социалистической стройке, в острой борьбе с отсталыми элементами в своей среде, становятся на путь новой жизни.

То, что в 1935 году, когда был опубликован роман «Солнечный город», было только мечтой, в наши дни стало реальной действительностью: Курская магнитная аномалия превратилась в мощную металлургическую базу страны и уже выстроены города, о которых мечтали комсомольцы.

Роман «Ведущая ось» переиздавался в 1933 году (второе и третье издания, в издательстве «Советский писатель»); в 1934 году (четвертое издание, ГИХЛ); на немецком и английском языках - в 1935 году; на еврейском - в 1934 году; на белорусском - в 1936 году. Роман печатался из номера в номер в газете «Юманите» для Эдьзас-Лотарингии в 1935 году, в органе Швейцарской компартии «Базельс-Форвертс» - в 1935 году.

Роман «Солнечный город»: первое издание (ГИХЛ) - 1935 г.; второе - («Роман-газета») - 1935 г.; третье - (ГИХЛ), 1936 г.; четвертое - («Советский писатель», 1937 г.)

Критика: О. Войтинская, «Литературная газета», 1935 г.; В. Щербина, журнал «Октябрь», 1936 г.

Романы «Ведущая ось» и «Солнечный город» являются книгами, составляющими одно произведение о коммунистах. В настоящее время автор, существенно перерабатывая текст прежних изданий, готовит оба романа к изданию в одной книге под названием «Идущие впереди».

В этот осенний, серенький и самый светлый в своей жизни день Николай Андреевич проснулся, как всегда, на рассвете и прежде всего глянул в окно, чтобы узнать, какая погода.

Кружились редкие снежинки и, прикоснувшись к черной, угрюмой земле, мгновенно таяли. Неприветливо блестела лужа под электрическим фонарем возле гаража. Яблони за ночь потеряли последние листья, и по голым ветвям их шныряли синицы.

«Не подморозило. Придется коня гнать по грязи!» - с досадой подумал Николай Андреевич. Сегодня на заседании райкома партии стоял его доклад о жизни колхоза за двадцать лет.

«Двадцать лет! - думал Николай Андреевич, все еще глядя в окно, удивляясь, как быстро промчались годы. Кажется, совсем недавно, вот в такой же осенний день, шагал он, босой, по холодной размокшей глине на первое собрание членов сельскохозяйственной артели «Искра»… - Двадцать лет!» - повторил про себя Николай Андреевич, в радостном изумлении разглядывая яблони, выстроившиеся ровными бесконечными рядами, электрическую лампочку, горевшую над воротами гаража, силосную башню, темневшую вдали, - как будто впервые увидел созданный им мир, и его поразила могучая сила человеческих рук.

Он оделся и, стараясь тихо ступать тяжелыми сапогами, шагнул к двери в соседнюю комнату, но половицы запели под ногами, доски нового пола еще не были пригнаны плотно друг к другу. Нужно было надеть меховую куртку, но тут Николай Андреевич вспомнил, что этой курткой он накрыл сына, и в нерешительности остановился перед дверью, за которой было самое дорогое.

Владимир не был дома около трех лет и вчера приехал неожиданно. Дегтяревы обрадовались, что сын будет на юбилее колхоза, но он сказал, что через два дня улетает за границу со студенческой делегацией. Владимир продрог в дороге, и, хотя в комнате было тепло, мать укрыла его двумя одеялами, а Николай Андреевич, которому тоже хотелось чем-нибудь проявить свою заботу о сыне, накрыл его своей меховой курткой.

«Пусть спит, - подумал Николай Андреевич, отходя на цыпочках от двери, но ему так захотелось хоть одним глазом взглянуть на сына, что он вернулся и, приоткрыв осторожно дверь, заглянул в щель.

Владимир крепко спал, а возле, у изголовья, сидела Анна Кузьминична.

«Видно, всю ночь так просидела», - растроганно подумал Николай Андреевич, закрывая дверь.

Анна Кузьминична пристально вглядывалась в возмужавшее лицо сына, вспоминая тревожные дни его детства. Вот она бежит домой из школы, едва закончив уроки, охваченная смутным беспокойством, свойственным только матери, и сердце не обмануло: Володя полез на крышу, свалился и сломал руку. Он лежит с гипсовой повязкой и шепчет: «Мама, подержи руку». И она сидит всю ночь возле и держит его за ручонку…

В то лето Володя убежал с товарищами на Днепр. Анна Кузьминична не догнала их, она увидела ребят уже с берега: они стояли на самодельном плоту и плыли посередине реки. Володя греб доской, его двоюродный брат Борис Протасов раскачивал плот, а самый маленький из компании, Егорушка, кричал от страха. Борису нравилось, как Егорушка кричит, и он продолжал раскачивать плот. Потом доски, из которых был связан плот, разошлись, и ребята посыпались в воду.

Володя схватился за доску, и она удержала его. Вдруг над водой показалась голова Егорушки, испуганные глазенки его были широко раскрыты.

Хватайся за доску! - крикнул Володя.

И Егорушка ухватился одной рукой за волосы Володи, а другой за доску, которая тотчас же погрузилась в воду, и они стали тонуть.

Володя, поняв, что доска не выдержит двоих, отпустил ее, и Егорушка поплыл. Но в доску вцепился Борис и оттолкнул Егорушку…

На другой день Егорушку хоронили, и когда гроб его опускали в могилу, Володя закричал и упал с посиневшим лицом. С тех пор в минуты волнения он стал слегка заикаться…

Однажды Володя бесследно исчез. Анна Кузьминична чуть не сошла с ума: она перебирала вещи сына, книги, целовала его ботинки, вскакивала по ночам при малейшем шорохе. Володю искали два месяца, и, наконец, его привел милиционер, - грязного, оборванного, босого; его задержали в Одессе, когда он без билета хотел пробраться на пароход, уходивший в заграничное плавание.

Куда же ты надумал уехать? - спросила Анна Кузьминична, со слезами обнимая сына.

В Испанию. Сражаться с фашистами, - ответил Владимир.

И она поняла, что сын все равно уйдет в далекий для нее мир.

Вот и теперь заглянул всего на два дня и сегодня хочет ехать с отцом в район на доклад, и Анна Кузьминична с обидой подумала, что сын не интересуется ее жизнью, не чувствует ее волнения, не замечает ее любви, живет не для нее, а для других. В эту минуту она завидовала брату, Тарасу Кузьмичу, который сумел привить своему Борису привязанность к маленьким радостям домашнего мира. Боренька любит своих родителей, часто навещает и о всех своих жизненных планах подробно рассказывает отцу и матери.

«Разве, - думала Анна Кузьминична, - радость жизни не состоит именно в этих встречах с близкими, в разговоре о мелких, но значительных для семьи событиях, в семейных праздниках, во взаимной ласке и памяти друг о друге?»

Вот она сохраняет портрет матери и отца, как самую дорогую святыню, хотя все уже давно забыли, что существовали на земле какие-то Кузьма Антонович и Марфа Максимовна Протасовы, прожили до восьмидесяти лет и были известны в уезде как лучшие учителя. Неужели и она вот так же исчезнет из памяти людей, растворится без остатка в страшной пустоте небытия? Нет, она будет жить вот в этих яблонях, которые она насадила вместе со всеми. Каждую весну будут расцветать они, и в чистом запахе их будет витать над землей ее бессмертная душа.

В восемнадцать лет окончив гимназию, Анна Кузьминична приехала великим постом в Спас-Подмошье с желтой фанерной коробкой, в которой помещалось все ее имущество. Она поселилась в крестьянской избе за тесовой перегородкой, повесила на стену портрет Льва Толстого и пошла в деревню купить молока. На нее смотрели с враждебным удивлением: кто же пьет молоко в великий пост? Прислали безбожницу! Так началась борьба.

Родители не пустили детей в школу, потому что учительница ест в пост скоромное и за перегородкой у нее висит не икона, а портрет безбожника, которого даже от церкви отлучили, хотя он и граф. Потом по деревне прошел слух, что Анна Кузьминична ласкова с детишками, и в школе стало полно. Школа стояла на отшибе, за околицей, - старая изба с малюсенькими окнами, которую деревня снимала у местного богача Несмашного. Анна Кузьминична подолгу просиживала за ученическими тетрадями при свете крохотной керосиновой лампочки и часто вздрагивала от испуга: в окна стучали деревенские парни, пугали ее, не находя другого занятия в зимние долгие ночи, и ей казалось, что все люди злы и жестоки и что нет на земле такой силы, которая могла бы победить в них зверя. А утром, когда всходило солнце и все вокруг начинало жить: трещали воробьи, мычали коровы, кудахтали куры, - Анна Кузьминична снова верила, что всех людей можно сделать прекрасными.

Через год Анна Кузьминична приобрела в рассрочку у заезжего агента фирмы Зингер и компания швейную машину, и к ней повалили женщины с просьбами сшить то рубашонку для мальчика, то сарафанчик для девочки, то платье для невесты. Анна Кузьминична получала в месяц жалованья 28 рублей 20 копеек; из этих денег нужно было выкроить два-три рубля на погашение долга за машину; рублей пять послать брату Тарасу, потом выписать «Журнал для всех», отложить сколько-нибудь на шубу, на туфли. Она пряталась от агента Зингера, а если не успевала скрыться, отдавала рубль, отложенный на туфли.

Когда пришла весть о революции, Анна Кузьминична сшила из своей красной кофточки флаг и повесила его над крылечком школы, а ночью сняла большую икону, висевшую в углу школы, расколола ее топором на мелкие лучинки и лучинками разожгла самовар. Все это она проделала с таким великим душевным трепетом, словно ей угрожала смерть. Анна Кузьминична убеждала людей, что книга сильней бога. Она обучала грамоте взрослых подмошенских парней и удивлялась, с какой жадностью поглощает книги батрак Николай Дегтярев. Вместе с ним отправилась она на поиски счастья, в неведомый мир.

Ильенков Василий Павлович (1897-1967) - советский писатель, автор романов, пьес, статей и очерков. Лауреат Сталинской премии по литературе за 1949 год за роман "Большая дорога".

Василий Павлович родился 12 марта 1897 года в селе Шилово-Успенское, Смоленской губ., в семье священника отца Павла (ум.1903) и Евгении Ивановны Руженцевой. Окончил Успенское земское училище, Вяземское духовное училище. В 1911-1915 годах учился в Смоленской духовной семинарии (4 года). Не окончив семинарию, в 1915г. поступил на историко-филологический факультет Юрьевского Университета. Через 2 года, в мае 1917 г. был призван на военную службу - зачислен в студенческий Царицынский корпус, а потом - в Одесскую школу прапорщиков. Находясь в армии, он тяжело заболел и был освобожден от несения службы из-за болезни сердца. Василий возвращается домой на Смоленщину. Ветер революционных перемен захватил молодого Ильенкова: в сентябре 1918 г. он вступает в РКПб.; сначала работает в Дорогобуже секретарем УКОМА, затем - в Смоленске заведует Губернским Отделом Народного Образования. Начинает публиковать рассказы. Печатается в журналах Смоленска, затем работает главным редактором газеты "Брянский рабочий". С 1931 года возглавляет отдел прозы в журнале "Октябрь". Публикует романы "Ведущая ось" (1931), Солнечный город" (1935), рассказы.

Совсем перед войной становится корреспондентом газеты "Красная звезда". В статье "Эти годы были лучшими в моей жизни"у, которая опубликована 25 марта 1997 года и была посвящена 100-летию со дня рождения В.П.Ильенкова, главный редактор "Красной звезды" военных лет, генерал-майор в отставке Давид Ортенберг рассказал следующее:

"С писателем Василием Павловичем Ильенковым мы впервые познакомились в конце сорокового года на финской войне. Его мобилизовало для нас Главное политическое управление Красной Армии. Должность любого писателя во фронтовой печати в годы войны была известна: корреспондент! Раньше или позже новоиспеченного "краснозвездовца" отправляли за материалом в боевую часть… Ильенков нам сразу понравился: тихий, раздумчивый. Высокий, сутулый, волосы с проседью. Был он старше всех нас, и при нем даже неугомонные газетчики старались держать себя тише.

В первый же день приезда, отвергая все предложения отдохнуть, он сделал для газеты репортаж о товарищеском суде над солдатом, уснувшим на боевом посту, сочинил очень интересную, эмоциональную статью на такую, казалось бы, прозаическую, но очень важную тему, как "Береги винтовку!" А главным в его творчестве были очерки о сражениях с белофиннами: о ездовом Василии Стаханове, лейтенанте Александре Крихе и др. воинах, с которыми он встречался на артиллерийских позициях, в блиндажах, окопах. Удивительно хорошо получались у него очерки. Сочными мазками рисовал журналист характер людей. Мастер тонких деталей, он глубоко проникал во фронтовой быт…Василий Павлович вернулся с передовой, сдал очерк "Подвиг Евсея Аникеева" и свалился как подкошенный от воспаления легких…". Он сильно переживал, что своей болезнью подвел редакцию. Его писательский и корреспондентский труд, несмотря на короткое время работы в газете, были отмечены орденом Красной Звезды.

Василий Павлович Ильенков на фронте (крайний справа).

Василий Павлович Ильенков прошел всю Отечественную войну, работая военным корреспондентом "Красной звезды" и "Правды". Главный редактор Д.Ортенберг отметил: "За годы войны, пожалуй, никто не напечатал столько рассказов, сколько Ильенков. Несмотря на то, что на полосах газеты было тесно, его рассказы не залеживались. И не только потому, что отличались интересным сюжетом, красочным языком, но и потому, что в них находили отражение самые злободневные, остро волнующие всех события войны."

"Первая статья Ильенкова В.П. в "Красной Звезде" была опубликована уже 26 июня 1941 года. Ее важность и значимость не подлежит сомнению. Дело в том, что в первые несколько дней у нас еще не было сведений и материалов о бесчинствах, зверствах немецких захватчиков в отношении мирного населения. Еще не успели наши спецкоры прислать свои сообщения о произволе, бандитизме, терроре фашистов в советских селах и городах.

И вот заходит ко мне Ильенков и рассказывает, что в 1939 году он участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Белоруссию. Когда подошли к Белостоку, оказалось, что его заняли немцы. Воровским порядком они пересекли демаркационную линию. Писатель видел этих надменных и нахальных завоевателей, следы их бесчинств и кровавых злодеяний. До ниточки они ограбили население, сожгли много деревень. В незарытых ямах, заполненных водой, лежали трупы истерзанных и убитых гитлеровцами местных жителей - стариков, женщин, детей. Фашисты не разрешали их хоронить.

-Я еще в ту пору написал об этом, - сказал Василий Павлович.- Но тогда не печатали…

Я перебил писателя: "Давайте весь материал сюда". Он принес две статьи. Мы сразу их напечатали. Так появилась в "Красной Звезде" статья Ильенкова "Зверства фашистских разбойников". Она предупреждала советских людей о том, что несут с собой поработители. И только несколько позже стали появляться материалы о злодействах гитлеровцев, увиденных другими нашими спецкорами на родной земле.

Василий Павлович Ильенков (слева) в Белостоке. Ноябрь 1939 года.

На начальном этапе войны Ильенков больше писал очерки, которые шли под рубрикой "Герои Отечественной войны". Собственно, на Василии Павловиче этот раздел первое время и держался. Тогда, в июне и июле 41-го, немало надо было потратить сил, чтобы раздобыть материал о первых героях, рассказать о них. И журналист денно и нощно не вылезал из воюющих рот, полков и дивизий." (Ортенберг 25.3.1997 Красная Звезда)

В начале июля был напечатан очерк о летчике, сбившем за день 3 немецких самолета под названием "Летчик-истребитель Кузнецов". Хотя главному редактору заголовок не понравился, Ильенков настоял на своем. "Поймите. Надо обязательно вынести в заголовок имя героя. Подвиги могут быть одни и те же. Главное - человек. Пусть весь фронт запомнит его имя…"

"Ильенков умел находить темы, которые волновали всех читателей газеты, умел многое увидеть и услышать, чтобы привезти в редакцию воистину гвоздевой материал"

Первым о Маресьеве написал В.П.Ильенков. Он встречался с летчиком в госпитале, в Сокольниках, 28 ноября 1943 года и опубликовал в "Красной звезде" рассказ "Воля", в основу которого положил подвиг Маресьева. Фамилия, однако, была заменена на Алексея Петрусьева. А уже книгу "Повесть о настоящем человеке" о летчике, сбившем два вражеских самолета, написал Борис Полевой, но уже после войны.

В.П.Ильенков прошел всю войну - до Берлина с нашими войсками, беседовал с солдатами и командирами и писал о них статьи в газеты, подробно излагал ход боев - захват Можайска, бои в г.Белом, под Ольховаткой и др.

Мысли шло довольно сложным путем. Ученые должны были работать только над той проблематикой, которая не выходила бы за коммунистические рамки. Любое инакомыслие подвергалось гонениям и преследованиям, а потому редкие смельчаки решались посвятить свою жизнь тем идеалам, которые не совпадали с мнением советской верхушки. Личность философа Эвальда Ильенкова в середине прошлого века вызывала у научного сообщества подозрение и недоумение. Его идеи, которые с восторгом принимали на Западе, в родном институте старались всеми возможными способами не выпустить за его пределы. Книги Эвальда Ильенкова сегодня можно приобрести в любом реальном или интернет-магазине, но в свое время работы философа печатались неохотно, а многие из них так и не увидели свет при жизни автора. Все это вызывает огромный интерес у наших современников к ученому и его научным идеям. Из нашей статьи вы узнаете биографию Эвальда Васильевича Ильенкова, а также мы кратко опишем его основные научные теории.

Биографическая справка: детство и юность

Биография Эвальда Ильенкова до определенного момента вполне типична для советского человека. Родился будущий ученый в интеллигентной семье. Его мать трудилась учительницей, а отец был писателем. Его книги даже снискали признание в высших кругах, за что Василий Ильенков был выдвинут на Сталинскую премию.

В двадцать четвертом году, когда на свет появился Эвальд, семья проживала в Смоленске. Однако в четыре года в жизни будущего ученого произошли большие изменения - он вместе с родителями переехал в советскую столицу. Еще через несколько лет семья переселилась в новый район Москвы в дом, где проживала только писательская элита.

Год окончания Эвальдом Ильенковым школы совпал с началом Отечественной войны. Но юношу сразу после учебного заведения на фронт не взяли, поэтому он поступил на философский факультет московского университета. Однако буквально через несколько месяцев всех студентов и преподавательский состав эвакуировали в Ашхабад, еще через год институт был переведен в Свердловск. С ним переезжал с места на место и юный Э. В. Ильенков.

Военные годы

По достижении восемнадцатилетия Эвальда Ильенкова призвали в армию. Он был направлен на обучение в Сухой Лог. Там в военные годы базировалось Одесское артиллерийское училище. В его стенах юноша провел практически целый год.

Сдав итоговые экзамены в училище, будущий ученый получил звание младшего лейтенанта и был переброшен в зону военных действий. Стоит отметить, что Ильенков прошел всю войну до самого конца. Он воевал на Западном фронте, затем командовал взводом на Белорусском фронте, в составе которого и дошел до Берлина. Там он находился еще три с половиной месяца после окончания войны.

Однако и после этого служба Ильенкова в рядах армии не закончилась. Практически целый год молодой человек работал в столице в качества литературного сотрудника. Высшее командование направило его в редакцию газеты «Красная звезда». Именно здесь в полной мере раскрылся его литературный талант. Чуть позже этот опыт помог ученому написать свои произведения. Книги автора Эвальда Ильенкова, по мнению наших современников, и сегодня не потеряли свою актуальность. Его тексты изложены простым языком, что высоко оценили специалисты из Германии, Англии, Норвегии и других стран, где они опубликованы.

Учеба в университете и начало преподавательской деятельности

За годы войны университет, в котором учился Эвальд Васильевич, стал частью МГУ. Поэтому после службы молодой человек продолжил обучение уже в его стенах. За четыре годы учебы юноша не только штудировал книги и учебники, но и приобрел свой собственный взгляд на философскую науку. Многие даже в те годы считали, что в изложении Эвальда Васильевича Ильенкова философия предстает в виде особого творчества, которое должно быть далеко от других научных дисциплин. Его основной задачей является, по мнению ученого, изучение сути и механизма человеческого мышления. Он считал, что главное для человека - это думать.

Философские идеи Ильенкова рождались под влиянием таких советских ученых, как Б. С. Ченышев, П. В. Копнин, Б. М. Кедров и А. Н. Леонтьев. В середине прошлого века талантливый философ закончил обучение и получил диплом с отличием. По результатам дипломной работы он был рекомендован в аспирантуру. Его основным направлением стала история зарубежной философии.

Через три года учебы в аспирантуре Ильенков защитил диссертацию и был принят на должность младшего научного сотрудника. Его местом работы стал институт философии, где он и проработал всю свою жизнь. Примечательно, что несмотря на обилие у Эвальда Ильенкова научных работ, его должность оставалась неизменной. Это свидетельствует о том, что к идеям философа власти относились с большим предубеждением и подозрением.

Особо в годы учебы ученый относился к «Капиталу» Карла Маркса. Он изучал данный труд и положил его в основу некоторых философских теорий ученого. Поэтому он стал преподавать спецсеминар в своем родном учебном заведении.

Идеи и теории ученого в контексте его профессиональной деятельности

В МГУ Эвальд Ильенков проработал недолго. Через год в стенах университета разразился настоящий скандал, приведший к увольнению ученого. Темой преткновения стал один из его трудов, написанный в соавторстве с В.И. Коровиковым (фото данной книги мы привели выше). Но именно эта спорная работа получила отклик в среде итальянских коммунистов. Она была практически сразу переведена на итальянский и через год опубликована в этой стране.

Шестидесятые годы прошлого века можно назвать самым продуктивным периодом в жизни философа. Он активно писал статьи, был соавтором «Философской энциклопедии» и выпустил несколько книг. Однако большая часть из них подвергалась существенным правкам. Некоторые труды даже сокращались в процессе редактирования практически на тридцать процентов.

К семидесятым годам советский философ Ильенков Эвальд Васильевич стал широко известен зарубежным ученым. Он принимал участие в конгрессах и конференциях в Праге и Берлине, а за цикл работ по диалектике даже получил Государственную премию.

Однако несмотря на известность и популярность за границей, в Советском Союзе ученый нередко подвергался травле. При этом его работами по разным направлениям активно пользовались в научных трудах. Интересно, что особое внимание в своей деятельности Ильенков уделял педагогике. В ряде его трудов данная дисциплина выставлялась в далеком от привычного свете. Его теории были новы и свежи, а потому являлись отличной альтернативой бытующим представлениям о философии и педагогике. Многие книги Эвальда Васильевича можно было использовать в качестве учебного материала в высших учебных заведениях.

Последние годы жизни ученого

До конца семидесятых годов философ работал над темой познания в искусстве. Его живо интересовали вопросы преображения творческой фантазии в нечто осязаемое. Ученого интересовал сам процесс трансформации воображения в конечный продукт.

Однако научное сообщество отвергало данные идеи, считая их недостойными советского ученого в целом. В итоге Ильенков подвергся травле. Его работы не печатали, многие из коллег отвернулись, а в институте его занятость постепенно сводилась к минимальной. Все это привело к тому, что философ впал в депрессию. Она имела затяжной характер, и выйти из нее самостоятельно без помощи препаратов он уже не мог. В один из мартовских дней семьдесят девятого года прошлого столетия Эвальд Ильенков покончил жизнь самоубийством. Довольно странно, но в те годы о подобном исходе говорили немногие. Не все коллеги и друзья ученого знали о том, что он перерезал себе сонную артерию. Это породило ряд слухов о насильственной смерти философа.

Сегодня многие считают, что философия Эвальда Васильевича Ильенкова опередила свое время. И в наши дни этот талантливый человек мог бы сделать себе головокружительную карьеру.

Идеи и теории философа: разговоры о космологии

Многие современники Ильенкова утверждали, что он был очень разносторонним человеком. Его интересовала не только философия, но и искусство, музыка и литература. Его вдохновителями были Гегель, Вагнер и Спиноза. Под влиянием трудов этих известных деятелей у юного на тот момент ученого рождались новые теории, базирующиеся на уже известных догмах, идеях и цитатах. Эвальд Ильенков особо был увлечен Спинозой. Его раскрытие сути, механизма и смысла мышления как такового были для советского ученого настоящим открытием. В дальнейшем он использовал эти теории в своих научных трудах.

Первую серьезную работу философ опубликовал приблизительно в середине прошлого века. Она называлась «Космология духа» и самим автором воспринималась в качестве творческого эксперимента. В своей работе ученый попытался определить смысл наличия и существования разума во Вселенной. Он рассуждал о таких понятиях, как «мыслящий дух», «зарождение новых миров» и «возрождение Вселенной». По мнению Эвальда Васильевича, только мыслящее и разумное существо способно жертвовать собой ради того, чтобы на пепелище старого мира возник новый. Причем тот же самый мыслящий дух останется его частью и самой главной составляющей.

В дальнейшем он еще раз обратится к данной теме, но возьмет за основу учение Спинозы. В нем мыслительные процессы рассматриваются как одно из свойств природы. При этом оно является незаменимой ее частью.

Диалектическая логика в работах философа

Вся биография и книги Эвальда Ильенкова так или иначе обращаются к теме диалектической логики. Она представлялась ученому своеобразным ключом к пониманию сути научного познания. Данная тема волновала многих философов, но никому из них не удалось создать теорию и доказать ее жизнеспособность. Единственным, кто использовал схожую методологию, был Карл Маркс. В процессе написания своего главного труда - «Капитал» - он работает над переходом от абстрактного к конкретному. Однако Маркс дает некие обобщенные понятия, в его книге теория не доведена до совершенства. Она является всего лишь одним из методов для познания. Однако Ильенков довел ее практически до идеала, тем самым перевернув все традиционные представления по данному вопросу.

В своем труде советский философ использовал не только теории Карла Маркса, но и некоторые идеи столь уважаемого им Гегеля. В итоге ему удалось обобщить и систематизировать их, что позволило сформировать абсолютно новый и не применяемый ранее метод познания. Да и само отношение к мышлению в целом в нем представлялось чуть ли не ведущей деятельностью.

Теория диалектики абстрактного к конкретному оказалась революционной для умов советских ученых. До Ильенкова этой проблематикой никто не занимался. Даже западный научный мир счел ее настолько новой, что только спустя несколько десятилетий, ею стали заниматься ведущие иностранные ученые.

Именно работа философа на тему диалектики и лишила его работы в МГУ. Несмотря на то что в печать она попала в сокращенном варианте, этот труд был не принят научным советским сообществом. Однако в семидесятые годы прошлого века он был переведен на несколько языков мира и переиздан.

Проблема идеального глазами ученого

Во все времена философия обращалась к данной теме. Причем многие считали ее даже ключевой проблемой науки. Свои размышления на эту тему философ изложил в нескольких трудах:

  • «Проблема идеала в философии».
  • «Проблема идеального».
  • «Диалектика идеального».

Последняя книга Эвальда Васильевича Ильенкова так и не увидела свет при жизни автора. За некоторое время до самоубийства ученого его заключительный труд на тему идеального был переведен на английский язык. При этом текст значительно сократили и только в таком виде выпустили в печать.

Работа над данной проблематикой очень увлекла Ильенкова. Он вел ее на протяжении многих лет, с каждым разом все более углубляясь в понятия идеального. Ему удалось доказать, что Гегель и Платон, придававшие большое значение идеализму, не ошибались в своих теориях.

Педагогические идеи

В своих педагогических теориях автор обращался в первую очередь к личности. Философ считал, что школа должна заботиться о всестороннем развитии индивида. Однако он поддерживает идею о некой универсальности воспитательного процесса. Согласно работам Ильенкова, личность проявляет себя на все сто процентов только в тех ситуациях, когда она поставлена в условия принятия решений в коллективе. С одной стороны, личность даже может высказывать мысли и идеи отличные от большинства. При этом для коллектива открывается новый путь, отметающий уже устаревшие догмы. Всего этого возможно добиться только при гармоничном воспитании. Причем философ не представлял личность без таких понятий как «свобода» «творчество» и «талант».

Талантливый ученый считал, что при разных начальных составляющих при должном воспитании и умственном развитии индивиды могут достичь одинакового уровня развития. Ильенков много лет работал со слепыми и глухими детьми. При этом его подопечные показывали очень высокие результаты, а один из них даже закончил

М. Лифшиц, «Диалог с Эвальдом Ильенковым»

Данная книга стоит особняком, так как была написана соратником и другом Михаилом Лифшицем. К сожалению, свой труд он не успел закончить до смерти и в печать он вышел в недоработанном варианте. Однако и в таком виде книга произвела фурор в определенных кругах.

Специалисты связывают это с актуальной проблематикой и необычной подачей своих идей. Лифшиц, как и Ильенков, много внимания уделял идеальному и имел массу наработок по этому вопросу. Поэтому в своей книге он рассматривал реальность идеального. Для полной проработке вопроса он прибегал к теории тождеств и другим методикам.

Для того чтобы материал был изложен свежо и интересно, Лившиц построил его в виде диалога. В книге он вступает в разговор с Ильенковым и многими другими представителями современной философской мысли.

Основной мыслью в данной работе является возвращение к переосмыслению традиционных основ философии. Обработка их на новом уровне, но не отвергая, а встраивая в современную реальность, вот то, что, по мнению Лившица, доступно свободной личности. Только она может взойти на новую ступень развития благодаря своим мыслительным способностям.

Несколько слов в заключение

В советские времена большая часть работ Эвальда Ильенкова была недоступна общей массе заинтересованных. Сегодня их может прочитать абсолютно любой человек. Студенты философских факультетов считают труды этого ученого максимально простыми для понимания. Поэтому постигают науку посредством его книг.

Более того, многие ученые считают, что только сейчас общество подошло к пониманию тех проблем, которые в свое время поднял Ильенков. Возможно, наши современники посмотрят на него немного иным взглядом, и он займет достойное место в плеяде талантливых и признанных ученых советского периода.

Василий Ильенков
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Василий Павлович Ильенков

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:

Российская империя, СССР

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:
Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

рассказ «Аноха» (1927)

Премии:
Награды:
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Василий Павлович Илье́нков (1897-1967) - русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии третьей степени (). Член РКП(б) с 1918 года . Отец философа Э. В. Ильенкова .

Биография

В. П. Ильенков умер 23 января 1967 года . Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Двенадцать лет спустя рядом с ним был похоронен и его сын.

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1950) - за роман «Большая дорога» (1949)
  • Орден Красной Звезды (1940)

Книги

  • «Конский цех» (1931)
  • роман «Ведущая ось» (1931)
  • роман «Солнечный город» (1935) - о строительстве Курского металлургического комбината
  • сборник рассказов «Личность» (1938)
  • сборник рассказов «Родной дом» (1942)
  • пьеса «Площадь цветов» (1944)
  • сборник рассказов «На тот берег» (1945)
  • сборник рассказов «Богатство» (1947)
  • роман «Большая дорога» (1949)
  • рассказы (1955)

Напишите отзыв о статье "Ильенков, Василий Павлович"

Примечания

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8.
© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции