Федеральный портал «российское образование. Интернет-издание о высоких технологиях
Для получения бесплатного доступа к электронным ресурсам ГПНТБ СО РАН необходимо зарегистрироваться на сайте библиотеки. Регистрация на сайте ГПНТБ СО РАН осуществляется бесплатно.
2.3. Информационные ресурсы Интернет
Интернет несёт в себе громадный потенциал образовательных услуг. Развитие сети Интернет дает мощный импульс к использованию новых видов, методов форм обучения и средств обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся. Особое значение при этом приобретает качество электронных ресурсов применяемых в образовательном процессе. Следует отметить, что качество обучения зависит, прежде всего, от совершенства учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса.
Основные услуги Интернет можно разбить на три большие группы:
Вещательные
Корпоративные
Поисковые
Российский общеобразовательный портал – это единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Целями использования информационных ресурсов портала для педагогов являются:
Совершенствование традиционной методики обучения в общеобразовательной школе;
Использование инновационных форм и методов обучения;
Осуществление культурно-просветительской деятельности.
Целью использования информационных ресурсов портала для администраторов является поиск нормативной и методической документации.
Целями использования информационных ресурсов портала для учеников являются:
Подготовка к уроку;
Подготовка в ВУЗ;
Использование ресурса для выполнения учебных заданий на уроке;
Досуговая деятельность.
Целями использования информационных ресурсов портала для родителей являются:
Подготовка к внеклассным мероприятиям;
Поиск информации по подготовке в ВУЗ;
Досуговая деятельность.
Информационные ресурсы, размещенные на портале, собраны в следующие основные разделы: Актуально, Образование в регионах, О ресурсах каталога, Официально, Форумы, Поиск по энциклопедиям и словарям, Проекты и архивы, Коллекции. Поск информации можно производить по ключевому слову или в рубриках: Дошкольное образование, Начальная школа, Основная и полная средняя школа, Дополнительное образование и воспитание, Образовательный досуг, Дистанционное обучение, Коррекционная педагогика и специальная психология, Педагогика и педагогическое образование, Повышение квалификации, Технические средства обучения и учебное оборудование, Справочно-информационные источники, Национальные образовательные порталы, Интернет: в помощь пользователю, Печатные издания.
На портале содержатся научно-педагогическая, учебно-методическая, хрестоматийная, нормативно-инструктивная, техническая, организационная информация и программные средства и системы образовательного назначения, хранящиеся в различных файловых архивах портала.
Вышеназванные материалы представлены в следующем виде:
Гипертекстовый каталог с краткой аннотацией использования ресурса;
Конспекты лекций, уроков, лабораторных, практических работ и т.п., представленные в гипертекстовом виде со ссылками на другие ресурсы;
Гипертекстовый учебник, размещенный на сайтах портала со встроенными в него ссылками на соответствующие ресурсы Интернет;
Электронные копии печатных методических пособий, содержащих указания на ресурсы Интернет;
Web-сайты образовательного назначения, содержащие ссылки на ресурсы Интернет;
- "виртуальные" лабораторные работы, функционирующие на Web-сайтах портала.
Виды информационной деятельности, реализуемые на базе информационных ресурсов портала
Рассмотрим различные виды учебной деятельности, осуществляемой во время учебного информационного взаимодействия с помощью ресурсов портала.
Под учебной деятельностью, реализующейся в информационно-коммуникационной предметной среде, будем понимать динамическую систему, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимся (обучающимися), обучаемым и средствами информационных и коммуникационных технологий, направленную на достижение учебных целей. Встраиваемость возможностей информационных и коммуникационных технологий в обучающие средства и системы, доступные на портале, моделирующие и имитирующие на экране учебные сюжеты, объекты, процессы, явления, обеспечивает реализацию новых видов учебной деятельности как по форме, так и по методам представления и извлечения знания.
Виды учебной деятельности:
Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме.
Например, каждый учитель, имеющий доступ к порталу может, в свою очередь, формировать распределенный информационный образовательный ресурс, создавая каталоги сайтов по направлениям деятельности, которые его интересуют. С помощью такого ресурса он может создавать собственную электронную библиотеку в виде базы данных либо просто текстового файла. Например:
Исторические ресурсы можно найти в разделе "Коллекции/Коллекция: исторические документы" (http://historydoc.edu.ru/). Организовать поиск необходимых исторических документов можно: по ключевому слову, по создателю (алфавитный поиск), по временному периоду, по географическому региону. Материалы рассчитаны на современного читателя; они непосредственно, во всех подробностях, дают почувствовать события минувшего, представить склад мыслей и чувств людей, которые творили историю.
Преподаватель может создавать ресурс самостоятельно, вместе со своими учащимися, обмениваться информацией с коллегами. В процессе этой деятельности, которую можно считать информационной деятельностью учителя по поиску, сбору, структурированию и продуцированию информации происходит процесс непрерывной переподготовки учителя на основе распределенного информационного ресурса портала. Дать возможность учителям и учащимся совместно работать со своими коллегами как в стране, так и на международном уровне, разделяя новые идеи и инициативы он-лайнового сотрудничества для увеличения (углубления) их преподавательских и ученических возможностей с целью увеличить здоровье и благополучие планеты.
Интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с компонентами учебного взаимодействия, в том числе и со средством обучения, функционирующим на базе информационных и (или) коммуникационных технологий, характеризующееся реализацией развитых средств ведения диалога (возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием так называемого "ключевого" слова или с определенным набором таких "ключевых" слов или символов), при обеспечении возможности выбора вариантов содержания учебного материала или режима работы в соответствии с личными предпочтениями пользователя (педагогов, администраторов, учеников, родителей).
Образовательные порталы России
Образовательные порталы необходимый элемент единого образовательного пространства, создание которого широко декларируется различными федеральными программами. Однако, основная масса образовательных порталов Рунета создана в рамках государственных инициатив и целевых программ, частные порталы скорее, редкость. Причина проста отсутствие либо денег, либо понимания, зачем это нужно, либо того и другого одновременно.
Создание образовательных порталов в рамках ФЦП
Основной целью ФЦП «Электронная Россия» и ряда правительственных инициатив является создание единого информационного образовательного пространства на всей территории РФ. Создание единого образовательного пространства комплексный многоступенчатый процесс, включающий последовательную реализацию программ федерального и регионального уровня, направленных на повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала. ИТ в новой образовательной среде приобретают институциональный характер от средства, сопровождающего образовательный процесс, информационные технологии становятся централизующим механизмом системы образования, накопителем интеллектуального потенциала и основным носителем новых методик.
Важным элементом новой информационной среды являются образовательные порталы. Интегрированные в единую образовательную систему, порталы создают возможности для дополнительного образования, повышения квалификации, получения необходимой информации по интересующим вопросам в любой момент времени. Значение образовательных порталов заключается и в создании возможностей для экспорта российского интеллектуального потенциала, оказания услуг обучения русскоязычному населению, проживающему за рубежом.
В настоящий момент в русскоязычном Интернет насчитывается множество разнородных образовательных порталов. Часть из них представляют собой инициативы федеральных ведомств, как например, Министерства образования и социального развития. Другие деятельность общественных институтов, и лишь незначительная часть представляет собой частные порталы. Специфика Рунета заключается в том, что масштабные порталы с большим количеством материалов представлены в основном в рамках федеральных инициатив, практически отсутствуют публичные порталы, созданные по инициативе ВУЗов и исследовательских центров.
Безынициативность учебных заведений в отношении создания публичных образовательных порталов понятна на их создание и поддержку необходимы средства, а также, зачастую, и связная концепция финансирования. Кроме того, часто для создания портала определенной тематики необходимо если не официальное обоснование, то хотя бы понимание целей создания портала, и видение аудитории, на которую создаваемый портал будет ориентирован. В силу перечисленных факторов частные образовательные порталы в Рунете представляют собой достаточно редкое явление.
Типология образовательных порталов
Весь спектр образовательных порталов можно разделить на несколько категорий. Наиболее масштабную категорию представляют собой системы образовательных порталов и ресурсных сетей, созданных в рамках Федеральных целевых программ по инициативе Министерства образования и других федеральных структур.
Одной из наиболее масштабных является сеть государственных порталов с единым индексом edu.ru. В настоящее время в сети функционируют 15 порталов, среди которых специализированные порталы «Российское образование», «Экономика. Социология. Менеджмент.», «Юридическая Россия», образовательный портал, посвященный естественным наукам, портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование», специализированный портал, посвященный информационно-коммуникационным технологиям в образовании .
Основой телекоммуникационной инфраструктуры единой образовательной информационной среды является сеть RUNNet (Russian University Network), которая была создана в 1994 году в рамках государственной программы «Университеты России». В настоящее время RUNNet представляет собой объединение ресурсов региональных сетей, а также крупных научно-образовательных учреждений: ВУЗов, исследовательских центров. В число пользователей RUNNet входят такие крупные научно-образовательные сети как RBnet, FREEnet, RUHEP/Radio-MSU, RELARN-IP, сети Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов .
Среди российских образовательных сетей федерального масштаба интерес представляет сеть RBnet (Russian Backbone Network). Создание RBnet началось с принятием в 1994 году программы «Создание национальной сети компьютерных коммуникаций для науки и высшей школы». Развитие RBnet продолжалось 1996 2001 в рамках межведомственной программы Министерства науки, Министерства образования РФ, Российской академии наук и Российского фонда фундаментальных исследований. Головной организацией сети RBnet является НИИ развития общественных сетей. Целью создания RBnet является обеспечение единой инфраструктуры региональных и ведомственных сетей различной тематики, сегодня RBnet охватывает более 50 российских регионов .
Еще одной крупнейшей некоммерческой системой образовательных порталов является FREE.net, которая объединяет, в основном, академические компьютерные сети, сайты ВУЗов, организаций Академии наук, научно-исследовательские организации.
Помимо перечисленных федеральных систем существует ряд ресурсных некоммерческих сетей, объединяющих различные образовательные учреждения. Среди таких сетей следует назвать RELARN-IP, которая тесно интегрирована с RBnet и объединяет ряд образовательных учреждений, школ, ВУЗов. Сеть RUHEP-Radio-MSU объединяет ряд научно-исследовательских центров в области физики, RSSI (Russian Science Space Internet) создана на базе Института космических исследований РАН, MSUnet - создана на базе сети МГУ, однако, по количеству подключенных пользователей, в число которых входит ряд учебных заведений, является на текущий момент одной из крупнейших сетей. Сеть IIP (Integrated Internet Project) создана по инициативе института «Открытое общество» Фонда Сороса и объединяет организации в сфере науки, культуры и здравоохранения.
Во многих регионах действуют специализированные академические сети, объединяющие ВУЗЫ, научно-исследовательские центры. К таким сетям следует отнести РОКСОН (Региональная объединенная компьютерная сеть науки и культуры), созданная в Северо-Западном регионе, Южно-уральскую сеть EUNet, сеть Новосибирского Академгородка Akadem.org, научно-исследовательскую сеть юга России, созданную на базе Ростовского государственного университета.
Важной составляющей образовательных сетей являются порталы ВУЗов. Сегодня порталы высших учебных заведений являются носителями не только официальной информации университета, но и образовательных ресурсов, отчетов о научно-исследовательской деятельности, информации о внутренней жизни ВУЗов, студенческих мероприятиях. Сегодня сложно найти ВУЗ, в котором не было бы собственного Интернет-сайта. Однако, большинству из них далеко до полноценных публичных образовательных порталов таковыми можно считать лишь единицы. К примеру, 99% европейских ВУЗов используют порталы для размещения учебных и научно-исследовательских материалов, как закрытых, для собственной студенческой аудитории, так и публичных, доступных для всех желающих. Ресурсное обеспечение российских ВУЗов пока не позволяет использовать потенциал порталов в полном объеме, однако, шаги в данном направлении делаются. Например, многие российские ВУЗы сегодня размещают на порталах информацию и учебные материалы для абитуриентов, тесты, результаты экзаменов. Однако, этим нередко все и ограничивается, не говоря о том, что в Рунете практически нет публичных порталов, созданных по инициативе учебных заведений. В качестве исключения можно назвать несколько ВУЗов, выигравших тендеры по созданию государственных образовательных порталов.
В отдельную категорию следует выделить библиотечные порталы и созданные на их основе библиотечные сети. Региональные библиотечные сети, а также порталы отдельных библиотек интегрируются в системы порталов федерального масштаба. В качестве примера государственного библиотечного портала следует привести объединенный портал «Библиотеки России», созданный при содействии федерального агентства по культуре и кинематографии РФ. «Библиотеки России» представляет интерес и с точки зрения создания информационного партнерства между российскими библиотеками разного уровня, предоставляемой возможности обмена информационными ресурсами, документами, опытом и методиками управления библиотечным фондом, так и с точки зрения пользователей библиотек, - портал содержит описания более 2000 библиотек, ключевых направлений и специализации, контактной информации. Портал содержит также ссылки на сайты библиотек, профессиональных мероприятий библиотечной сферы, а также список образовательных порталов, как государственных, так и более узкой тематики. В список библиотечных порталов, содержащих информацию о российских библиотеках, следует отнести информационно-справочный портал «Library.ru», созданный специалистами Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и Централизованной библиотечной системы «Киевская» (Москва). Задачи определяют базовую аудиторию портала: это профессиональные библиотекари, читатели, а также потенциальные читатели, которые не посещают реальную библиотеку, но хотели бы. Таким образом, портал выполняет, наряду с информационными, еще и рекламные функции. Особенностью портала является библиотека редких текстов, которые читатели портала чаще других пытались и не смогли найти в Интернет.
Федеральные образовательные порталы
Информационный портал | Содержание | Ссылка | |
1 | Федеральный портал "Российское образование" | Каталог образовательных Интернет-ресурсов; Законодательство (образование, наука, культура, физическая культура); Нормативные документы системы образования; Государственные образовательные стандарты; Глоссарий (образование, педагогика); Учреждения; техникумы, вузы; Картографический сервис (образовательная статистика, учебные карты); Дистанционное обучение (курсы, организации, нормативная база); Мероприятия (конференции, семинары, выставки); Конкурсы. | http://www.edu.ru |
2 | Российский общеобразовательный портал | Дошкольное образование; Начальное и общее образование; Образование в регионах (региональные страницы, органы управления образованием, образовательные сайты, образовательные учреждения). | http://school.edu.ru/ |
3 | Дополнительное образование детей | Федеральные и межведомственные программы; Воспитание; Направления дополнительного образования детей; Детский отдых. | http://www.vidod.edu.ru/ |
4 | Портал информационной поддержки единого государственного экзамена | Нормативные документы; Демонстрационные версии тестов (ЕГЭ);; Архив заданий официальных вариантов ЕГЭ. | http://ege.edu.ru |
5 | Естественно-научный образовательный портал | Портал является составной частью федерального портала "Российское образование". Содержит ресурсы и ссылки на ресурсы по естественно-научным дисциплинам (физика, химия и биология). | http://www.en.edu.ru/ |
6 | Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент." | Тексты: аннотации, рецензии, полные тексты; гиперкниги, словари; глоссарий; учебные программы; диссертации. | http://www.ecsocman.edu.ru/ |
7 | Федеральный правовой портал "Юридическая Россия" | Юриспруденция; Периодические издания; Новинки юридической литературы; Центр трудового права (материалы). | http://www.law.edu.ru/ |
8 | Социально-гуманитарное и политологическое образование | История; Философия; Международные отношения; Государственное и муниципальное управление; Психология; Политические науки | http://www.humanities.edu.ru/ |
9 | Инженерное образование | Каталог интернет-ресурсов (общепрофесиональные и специальные); Методический кабинет; Электронный журнал “Инженерное образование”. | http://www.techno.edu.ru/ |
10 | Информационно-коммуникационные технологии в образовании | беспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования | http://www.ict.edu.ru/ |
11 | Российский портал открытого образования | Публикации; Интегральный каталог (карта виртуальных университетов); Электронные периодические издания; Виртуальная выставка; Библиотеки. | http://www.openet.edu.ru |
12 | Поддержка процессов обучения в странах СНГ | Нормативные документы; Каталог интернет-ресурсов; Дистанционное образование; Картографический сервис (поиск учебного заведения по географической карте; Учебные материалы | http://www.sng.edu.ru/ |
13 | Здоровье и образование | Каталог ресурсов, библиотека (поисковые состемы); Персоналии; Организации (справочная информация); Нормативно-правовое обеспечение (документация). | http://www.valeo.edu.ru |
14 | "Сравнительная образовательная политика" | Нормативно-правовая база Структура и управление системой образования Управление и структура в образовательных учреждениях Экономика и финансирование Содержание, качество и контроль Информатизация Воспитание Здоровьесберегающие технологии Сравнительные международные исследования по результатам обучения Болонский процесс Конкурсы, гранты, стипендии, стажировки | http://comparative.edu.ru |
15 | Федеральный образовательный портал "Непрерывная подготовка преподавателей" | Информационное обеспечение повышения квалификации и обучения преподавателей | http://www.neo.edu.ru |
Частные образовательные порталы, созданные по инициативе частных лиц или организаций, следует выделить в отдельную категорию. Несмотря на общий хаос, царящий среди частных образовательных порталов, в данной категории можно выделить несколько подвидов. Порталы различаются по возрастной направленности, - например, в Рунете достаточно много порталов, ориентированных на детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей. Порталы для школьников определенной тематики, как правило, создаются либо при участии региональных администраций, либо по инициативе Министерства образования РФ, часть порталов создается детскими фондами и благотворительными организациями, лишь небольшая часть порталов для школьников создаются частными лицами и организациями. К числу последних следует отнести портал «Школьный мир», портал «В мире науки» для школьников, созданный группой преподавателей Самарского университета, интерактивный портал «Большая перемена», созданный «Агентством гуманитарных технологий» в рамках контракта с Федеральным агентством по образованию, проект «Ум-nik».
Кроме того, следует различать публичные (общественные) порталы и частные, ориентированные на определенную аудиторию. Условием доступа к таким порталам является либо принадлежность к определенной группе, например, студентам университета, либо оплата. К категории таких порталов принадлежат, например, интерактивные порталы языковых школ, которые содержат материалы для обучения.
Юлия Граванова / CNews
2 В.В.Герасимов «Система образовательных порталов: анализ телекоммуникационной инфраструктуры».
Основными информационными разделами портала www.edu.ru являются:
каталог образовательных интернет-ресурсов с атрибутным и контекстным поиском и рубрикацией по типу, предметной области, уровню образования и целевой аудитории;
архив государственных образовательных стандартов для общего, начального, среднего и высшего профессионального образования;
архив распорядительных и нормативных документов системы российского образования (приказы, постановления, распоряжения, инструктивные письма, решения Коллегии Минобрнауки России);
базы данных российских образовательных учреждений (школы, учреждения начального, среднего специального и высшего профессионального образования);
раздел Абитуриент, содержащий информацию о порядке приема в учреждения высшего и среднего профессионального образования, сведения о вузах и ссузах, онлайн-тесты по ЕГЭ и ГИА;
раздел От аспиранта к профессору, в котором представлены основные аспекты системы подготовки научно-педагогических и научных кадров в России;
раздел Мероприятия с информацией о конференциях, семинарах, выставках и других событиях в жизни научно-образовательного сообщества;
раздел Конкурсы с информацией о российских и зарубежных конкурсах, грантах, олимпиадах в сфере образования;
законодательство об образовании, науке, культуре – подраздел правовой интернет-базы «Гарант»;
картографический сервис, включающий лабораторию учебных карт (формирование контурных карт и тематических картографических пособий), картографический справочник «Вузы Российской Федерации», интерактивный атлас российского образования.
На портале предусмотрены форумы, в которых можно обсудить ход реализации и проблемы ФЦПРО и национального проекта «Образование», актуальные проблемы общего и профессионального образования, вопросы развития системы образовательных порталов, а также система новостных лент с подпиской, в том числе и импортированных с других порталов и сайтов.
Вся информация, размещенная на портале, является свободно доступной как анонимным, так и зарегистрированным пользователям. Регистрация необходима для использования сервисов, требующих авторизации пользователя:
подписка на новости;
размещение своей информации в форумах;
использование персональной главной страницы, компоновку которой можно производить (с учетом технологических ограничений) в соответствии со своими предпочтениями.
Портал «единое окно доступа к образовательным ресурсам»
В 2005 году был запущен новый проект – портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/).
На первом этапе основной задачей проекта была интеграция ресурсов федеральных образовательных порталов путем создания каталога ресурсов и собственной электронной библиотеки, объединяющей полнотекстовые учебные и учебно-методические издания, доступные на порталах. На втором этапе пополнение каталога интернет-ресурсов и электронной библиотеки проводилось путем сбора информации и материалов с региональных образовательных порталов, порталов вузов, сайтов различных образовательных и научно-исследовательских учреждений, сайтов научно-образовательных проектов и т. д.
Таким образом, портал подтвердил свое название, став «окном доступа» к образовательным ресурсам всего Рунета, решающим задачи эффективной навигации и поиска учебно-методических и информационно-справочных ресурсов для всех уровней общего и профессионального образования, организации обмена мнениями о содержании ресурсов, оперативного освещения новостей и событий сферы образования.
Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» включает следующие компоненты:
каталог интернет-ресурсов;
электронную библиотеку;
подсистему новостей;
подсистему обратной связи (форум, вопросы-ответы);
методический раздел;
раздел с информацией о проекте, партнерах и поставщиках ресурсов;
подсистему сбора статистики;
подсистему регистрации пользователей;
подсистему поиска.
В настоящее время портал является одним из наиболее известных и востребованных проектов образовательного Рунета с весьма высокой посещаемостью (более 80 тысяч посетителей и более 200 тысяч просмотров в сутки в учебные дни). Информационное содержание портала детально проиндексировано ведущими поисковыми машинами Интернета (Google – более 700 тысяч, Яндекс – более 350 тысяч, Rambler – более 80 тысяч страниц).
РОССИЙСКИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) был создан в 2002 году и за время своего существования успешно развивался как в плане предоставляемых сервисов, так и с точки зрения информационного наполнения.
Основными компонентами портала являются:
Каталог интернет-ресурсов, содержащий аннотированные описания образовательных интернет-ресурсов для дошкольного и общего (среднего) образования, дополнительного образования детей, повышения квалификации педагогов и методистов.
Новостной раздел, включающий новости образовательной жизни России и мира, анонсы событий и мероприятий, публикации из СМИ. Имеется архив новостных публикаций с начала работы портала.
Раздел Документы Министерства образования и науки РФ, в котором публикуются официальные материалы, относящиеся к сфере общего образования.
Раздел Образование в регионах, который содержит информацию об органах управления образованием, образовательных учреждениях, географии, культуре и истории региона, ссылки на образовательные интернет-ресурсы региона.
Форумы и консультации – интерактивные сервисы, предназначенные для создания среды коммуникации для всех участников образовательного процесса. Форумы портала представляют собой виртуальные дискуссионные клубы, а также служат для размещения объявлений о предстоящих событиях. Консультации необходимы для получения дополнительной информации от экспертов в области образования.
Тематические коллекции являются собственными ресурсами портала, ориентированными на удовлетворение образовательных потребностей пользователей и предназначенными для использования в практической педагогической работе. Коллекции включают полные тексты литературных произведений и исторических документов, иллюстративный материал по истории, живописи, архитектуре, аудио- и видеоматериалы, а также сборники диктантов по русскому языку, опытов по физике и химии, комментариев по законодательству в образовании. Проводится полнотекстовый поиск с учетом морфологии (словоформ русского языка).
В настоящее время на портале представлены следующие коллекции:
Естественнонаучные эксперименты (http://experiment.edu.ru).
Исторические документы (http://historydoc.edu.ru).
Русская и зарубежная литература для школы (http://litera.edu.ru).
Мировая художественная культура (http://artclassic.edu.ru).
Музыкальная коллекция (http://music.edu.ru).
Право в сфере образования (http://zakon.edu.ru).
История образования (http://museum.edu.ru).
Диктанты – русский язык (http://language.edu.ru).
Российские общеобразовательные порталы и сайты.
Российские общеобразовательные порталы и сайты для школьников. Каталоги образовательных интернет-ресурсов - порталов, сайтов, электронных библиотек и т.д. Списки образовательных учреждений. Законодательство. Нормативные документы и стандарты.
● edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.
- edu.ru - ресурсы портала для общего образования
● school.edu - "Российский общеобразовательный портал" . Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.
● ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена" Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ .
● fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования" В целях оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки Национальное агентство в сфере образования проводит эксперимент по введению Ф едерального э кзамена в сфере высшего п рофессионального о бразования (ФЭПО). .
● allbest - "Союз образовательных сайтов" Выбираем кнопку вверху слева "Главная". Попадаем на главную страницу. Здесь подборки ресурсов: Библиотеки, Тесты, Рефераты; ниже - Иностранные языки и главное - так называемые "Электронные библиотеки" - это просто коллекции сайтов по различным темам. Есть рейтинг сайтов по разделам (при регистрации дают персональный номер.
● fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.
● ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ" . - Управление образованием. Обеспечение учебного процесса (нормативно-правовые документы; Информация; Новости; Статистика и др.).
● obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки" . - Официальные документы. Надзор. Контроль качества образования (ЕГЭ). Лицензирование. Аттестация.
● mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
● rost.ru/projects - Национальный проект "Образование" .
● edunews - "Все для поступающих" Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте.
● window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам . Тематический каталог образовательных ресурсов.
● Портал "ВСЕОБУЧ" - справочно-информационный образовательный сайт по всем видам образовательных учреждений Москвы и регионов России. Поиск, рейтинг, отзывы, комментарии.