Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Доклад из опыта работы на тему "реализация познавательного развития воспитанников доо в условиях фгос до". Опыт работы по внедрению фгос дошкольного образования

МДОУ «Детский сад села Мошок» ПРОЕКТ «Внедрение ФГОС в ДОУ» «Мы берем лучшее из прошлого и работаем на будущее!»


Проблемы: Отсутствие нормативно-правовой базы в ДОУ (положений, приказов, локальных актов) для реализации ФГОС; Недостаточное методическое и информационное обеспечение в ДОУ для внедрения ФГОС: Недостаточное ресурсное обеспечение (кадры, финансирование, материально- техническая база); Разноуровневое понимание педагогами внедрения ФГОС в ДОУ.


Назначение проекта Изменение системы управленческой работы в ДОУ; Обеспечение качества дошкольного образования в соответствии федеральными государственными стандартами; Изменение структуры и содержания образовательного процесса в соответствии со спецификой ДОУ




Задачи проекта Обеспечить соответствие нормативно-правовой базы, необходимой для реализации ФГОС. Разработать ООП дошкольной организации в соответствии с ФГОС Обновить содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях введения ФГОС к структуре ООП. Обеспечить подготовку педагогических работников к реализации ФГОС в образовательном процессе и сформировать положительную мотивацию у сотрудников к инновационным внедрениям в ДОУ. Привлечь внебюджетные средства для реализации задач ФГОС. Обеспечить эффективное управление процессом подготовки ДОУ к реализации ФГОС.


Обновление содержания нормативно-правовой базы для работы по ФГОС. Создание пакета материалов по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС (планирование НОД, циклограммы, режимы и др.). Разработка и внедрение ООП дошкольного образования. Создание модели и механизма управления по внедрению ФГОС в образовательный процесс. Обновление ресурсов: повышение уровня компетентности кадрового потенциала, улучшение материально- технической базы, пополнение информационно- методического обеспечения, привлечение дополнительных источников финансирования. Разработка системы морального и материального стимулирования. Ожидаемые результаты:


Модель управления введением ФГОС в ДОУ 1 ЭТАП Подготовительный Цель: изучение нормативно- правовых документов по внедрению ФГОС, анализ и оценка готовности ДОУ к внедрению ФГОС. 2 ЭТАП Проектировочный Цель: проектирование основных направлений процесса перехода ДОУ на внедрение ФГОС. 3 ЭТАП Заключительный Цель: создание основной общеобразовательной программы и управление процессом её реализации.




Управленческий комплекс мероприятий Срок ОтветственныйРезультат управленческих решений Изучение нормативно- правовых документов по внедрению ФГОС, анализ, оценка готовности ДОУ к реализации ФГОС Январь 2014 г. заведующий Приказы по ДОУ Разработка плана действий по переходу ДОУ к введению ФГОС. Февраль 2014 г. Заведующий, старший воспитатель План работы Методический комплекс мероприятий Проведение семинара «ФГОС в ДОУ» Март 2014 г. Старший воспитатель Положение о творческой группе Проведение анкетирования готовности педагогов к внедрению ФГОС Апрель 2014 г. Старший воспитатель Банк данных о готовности педагогов к введению ФГОС Создание творческой группы Май 2014 г. Заведующий Приказ об утверждении положения о творческой группе.


Второй этап – проектировочный, год. Цель: проектирование основных направлений процесса перехода ДОУ на внедрение ФГОС.


Управленческий комплекс мероприятий Срок ОтветственныйРезультат управленческих решений Семинар-практикум Сентябрь 2014 г. Заведующий, старший воспитатель Внедрение новых технологий Разработка плана работы творческой группы Октябрь 2014 г.Члены творческой группы План Разработка проекта модели содержания ОПП дошкольного учреждения Ноябрь 2014 г.Заведующий Модель программы Выработка показателей, критериев психолого- педагогической работы с детьми(периодичность, формы, показатель для каждой возрастной группы, вариативные контрольно- измерительные материалы) Декабрь 2014 г. Старший воспитатель Наличие соответствующих показателей Разработка системы контроля, направленной на выполнение ФГОС Январь 2015 г.Заведующий, старший воспитатель График внутреннего контроля Анализ готовности к внедрению ФГОС Февраль 2015 г. Старший воспитатель Аналитическая справка Круглый стол « ФГОС в практике – опыт, проблемы, пути решения» Март 2015 г.Старший воспитатель, творческая группа Обобщение «положительного опыта»




Управленческий комплекс мероприятий Срок Ответствен- ный Результат управленческих решений Педсовет «Итоги работы ДОУ по переходу на ФГОС» Апрель 2015 г.Старший воспитатель Приказ «Об итогах работы ДОУ по переходу на ФГОС» Обсуждение проекта годового плана на следующий учебный год по реализации ООП в соответствии с ФГОС Май 2015 г.Старший воспитатель Проект годового плана на следующий учебный год по реализации ООП в соответствии с ФГОС.(принятие решения) Методический комплекс мероприятий Срок ОтветственныйРезультат управленческих решений Результаты реализации проекта, диссеминация опыта, итоговый отчёт Ноябрь-декабрь 2015 г. Заведующий, старший воспитатель. Пресс-конференция, презентация ООП дошкольного учреждения, размещение методических материалов на сайте ДОУ, представление опыта работы инновационных объектов по реализации ФГТОС


Риски проекта Риски 1. Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в области внедрения ФГОС. 1. Отсутствие утверждённых Министерством образования и науки РФ примерных общеобразовательных программ дошкольного образования. 1. Недостаток средств для реализации программы по внедрению ФГОС на обновление предметно-развивающей среды и информационно-методического обеспечения.

Опыт работы по теме:

«Место и роль игровой деятельности в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО»

Большакова Жанна Альбертовна

1. Тема опыта

3-4

2. Условия возникновения, становление опыта

5-10

3. Актуальность и перспективность опыта

11-12
4. Ведущая педагогическая идея. 13-14
5. Теоретическая база опыта 15
6. Новизна опыта 16
7. Технология опыта 17-20
8. Результативность опыта 21-24
9.Адресная направленность 25
Список литературы 26-27

Приложения

28-49

1. Обобщенный опыт работы по теме «Место и роль игровой деятельности в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО» воспитателя МБДОУ Собинского района детский сад №1 «Колобок», в котором сама работает воспитателем с 2013 года.

Общие сведения об учреждении .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Собинского района детский сад № 1»Колобок» функционирует с 1955 года.

Вид учреждения - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности).

В МБДОУ 4 возрастные группы:

  • 1 младшая группа
  • 2 младшая группа;
  • средняя группа;
  • старшая группа

В МБДОУ работают 7 педагогов из них имеющих высшее образование – 3 чел., среднее - профессиональное – 4 чел., имеющих 1 квалификационную категорию – 3 чел; высшую категорию – 3чел;

МБДОУ расположено в двухэтажном здании. Имеется: кабинет заведующей; музыкальный зал; музыкальный кабинет; методический кабинет; медицинский кабинет; физкультурно-оздоровительная комната «Здоровейка»; комната русского быта; мини-музей театральной куклы; краеведческо - патриотический уголок.

МБДОУ расположено в жилом микрорайоне. Рядом с МБДОУ: детский дом творчества; кинотеатр «Восход»; стадион; детская библиотека; центр детско-юношеского туризма и экскурсий; детская художественная школа; детская музыкальная школа.

Недалеко от МБДОУ находится лес, рядом частные дома с огородами, садами, цветниками. Постройкам присущи элементы декоративно-прикладного зодчества. Данная окружающая среда позволяет определить работу по социально-личностному развитию детей и взаимодействию с социумом.

2. Условия возникновения, становления опыта

В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенцию и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую я как педагог решаю все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Я использую определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Двигательная

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Соревнования

Сюжетные игры

Игры с правилами

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Коммуникативная

Беседа, ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление, отгадывание загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами

Трудовая

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

Экскурсии

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

Музыкально-художественная

Слушание

Исполнение

Импровизация

Экспериментирование

Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

Обсуждение

Разучивание

Я формирую социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе, стремлюсь к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Выбор форм работы я осуществляю самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, провожу наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю в сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередование различных видов деятельности детей в течение дня, помогает мне обеспечить их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры. С целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяется двигательной активности. В работе с детьми младшего возраста использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер. Учу детей творческому партнёрству, умению обсуждать совместный проект, оценивать свои силы и возможности.

Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому я как современный воспитатель органично «встраиваю» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения со мной ребёнка. Я наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включаю каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, я развиваю у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, стремление к тому:

1. Чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Для этого я создаю проблемные ситуации к деятельности, которые становятся частью Непосредственной Образовательной Деятельности, проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляю детям выбор нескольких видов заданий. Я, воспитатель, привыкла к демократическому стилю общения с детьми, советуюсь с ними, беседую по душам на разные темы. Мои воспитанники доверяют мне и с удовольствием вместе со мной играют и общаются.

2. Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса, строю Организованную Образовательную Деятельность таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.

3. Чтобы активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулировалось, поощрялось, отмечаю с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечаю в портфолио, благодарностью родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами.

4. Чтобы стать образцом современного воспитателя, я тщательно продумываю содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляю игровую и наглядную среду в зависимости от темы Организованной Образовательной Деятельности. При планировании использую виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

Я как педагог детского сада понимаю, что, в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех: правила развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда.

Мой педагогический опыт показал, что в дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Уговоры и наказания оказались бесперспективными и не должны иметь место для воспитания. Необходимо заинтересовать, завлечь ребенка, научить самостоятельно добывать знания и чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, возможность высказать и применить своё собственное мнение.

Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой я применяю различные методы, формирую личность ребенка. Игра является формой обучения детей. Я одновременно являюсь и учителем, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся. И, конечно, методы руководства игрой в разных возрастных группах различны. Все режимные процессы проходят в форме игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Соединяя игру с каким-либо другим видам деятельности: например, с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями, я, организую жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развиваю активность и инициативу, формирую навыки самоорганизации в игре, учу, воспитываю детей. При помощи игры я развиваю все интегративные качества ребенка.

Таким образом, игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.

3. Актуальность и перспективность опыта

В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является - исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать, познавать, творить, гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы. В работе с дошкольниками мной используются различные виды дидактических игр, но в наше современное время предпочтение отдаётся электронным дидактическим играм. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественном дошкольном образовании. Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь, в изменившихся условиях, перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от нас, педагогов, требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Проблема игры, как средство всестороннего развития детей является одной из актуальных проблем, как в теоретическом, так и в практическом отношении.

4. Ведущая педагогическая идея

Современные условия характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей.

Именно дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения детей, в частности в формировании у них познавательных интересов.

Концептуальной основой работы по использованию игры, как средства обучения детей в дошкольный период, определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться");

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Самостоятельная творческая игра детей используется как метод обучения: играя, дети упражняются в счете, знакомятся с окружающим миром (растениями и животными), с принципами работы несложных машин, узнают причины плавания тел и т. д. Большое значение придается играм-драматизациям. Они помогают детям «войти в атмосферу» того или иного произведения, понять его. Игра, таким образом, выступает как образовательный метод.

Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.

Игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

5. Теоретическая база опыта

Анализ литературы в ходе изучения игры позволил выделить несколько направлений, которые явились ведущими на определенных этапах развития теории дошкольной педагогики. К таким направлениям относятся следующие: изучение игры как средства образовательной работы, как особой формы обучения, как средства, стимулирующего творческую деятельность детей, обеспечивающего развитие личности, как метода всестороннего воспитания детей, как средства формирования потребности в самоутверждении. А.В. Запорожец, оценивая роль игры, подчеркивал: "Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка".

Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.

Данный анализ позволил мне констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности. Очень серьезное требование ФГОС дошкольного образования - вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока.

6. Новизна опыта

Ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов, один из разработчиков ФГОС дошкольного образования отмечает, что в нем впервые по существу даны ориентиры того, что такое работа с ребенком дошкольного возраста, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество, какие требования предъявляются к системе подготовки кадров для дошкольного образования. В стандарте намечены требования к воспитателю детского сада, задающие его гуманистическую позицию, обозначена целевая установка для деятельности педагога: поощрение инициативы, уверенности, самостоятельности ребенка. Инновационность стандарта определяется тем, что он сочетает в себе требования к обеспечению условий для социализации и индивидуализации дошкольника через воспроизведение детских видов деятельности, прежде всего, игровой. В условиях введения ФГОС необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребенком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую психологический комфорт каждому ребенку в течение всего дня. Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения, где поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе ИКТ.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства. Но к сожалению не все детские сады имеют полное оснащение оборудованием, тем самым затрудняет использование более современных методов в организации и воспроизведении некоторых моментов игрового и демонстрационного материала.

7. Технология опыта

Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Я заранее продумываю и планирую обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии в любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные); ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем. При проведении организованной образовательной деятельности игра используется мной как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. В младшем возрасте я эффективно использую игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня непосредственно образовательной деятельности (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).

При проведении организованной образовательной деятельности я занимаю позицию организатора, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.

Ежедневно планирую и организую совместные игры: подвижные; дидактические; настольно-печатные; театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры); сюжетно-ролевые; игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения; коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей; профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний.

При организации и проведении совместных игр - занимаю позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.

Для развития свободной, самостоятельной игры создаю полноценную предметно-игровую среду, инициирую возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры занимаю позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому без необходимости не вмешиваюсь в игры детей, не отвлекаю их от игрового сюжета.

В перспективном плане прописываю разнообразные виды игр (они представлены выше), с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью. Внимательно изучаю особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.

При проведении организованной образовательной деятельности использую игру как основу для решения задач развития детей в различных направлениях.

Эти рекомендации помогут педагогам реализовать важное требование ФГОС дошкольного образования – организовывать психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса. А это очень важно, так как разработанный стандарт не допускает переноса трансляционной, учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры

Очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Условия для всестороннего развития нужно создавать уже в младшем возрасте.

Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. Мною были предложены несколько рекомендаций по использованию дидактических игр.

В своей работе я использую такие формы работы с родителями:

1.Родительские собрания;

2.Викторины «Учимся играя», «Поиграй-ка»

3.Анкетирование и тестирование родителей « Игры и игрушки в жизни ребёнка, их значение и умственное развитие»

5.Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, демонстрация картотеки игр, показ и пояснение соответствующей литературы).

6.Визиты домой « Покажи, где и во что ты играешь»

7.Индивидуальная работа с детьми дома;

8.Помощь родителей детскому саду в оформлении игровых уголков.

1.Основная функция игры представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

2.Игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Детям предлагаются задания в виде загадок, предложений и вопросов.

3.Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если её правила ими усвоены.

4.Необходимо заботится об усложнении игр, расширении их вариативности.

5.Если у детей угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно – печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Углубленно работая над темой «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста», я периодически применяю в работе с детьми электронные дидактические игры, взятые мной из интернета. Я обратила внимание на то, что подача информации на мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации НОД или индивидуально с одним ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов.

Первоначально я использовала готовые игры с различных сайтов интернета: анимационные и игры – презентации, но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила сделать игру сама. Игра получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении.

8. Результативность опыта

Значение игр я считаю чрезвычайно велико потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать свое поведение и поведение всех дошкольников. Эта задача решается в играх, выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на познание детьми друг друга (описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях), знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения.

Сравнивая результаты практической деятельности, на основе диагностики детей, можно сказать, что проводимая мною в этом направлении работа свидетельствует о том, что происходят качественные изменения в уровне всестороннего развития детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая систематическая работа развивает всестороннее развитие детей, повышается уровень воображения и креативный подход к решению проблемных ситуаций и воплощение в своей творческой деятельности путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем.

В данном МБДОУ игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

В физическом направлении развития детей нами создана зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами или индивидуально.

Для социально-личностного направления развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого.

В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.

В эти игры дети играют совместно с нами – взрослыми. В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям.

Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств. В центре искусства дети лепят, рисую.

В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок.)

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия

В познавательном, речевом развитии ребенка мы создали центр речевого развития «Я шагаю по планете», «Книга - лучший друг», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды мозаик.

Работу организую по двум направлениям:

Провожу игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

Побуждаю детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание рассматривать их.

Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. Выращивание растений в нашей группе позволяет нам организовать длительные наблюдения за ними, что помогает детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида.

Здесь дети играют в экологические игры с бросовым материалом, как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.

Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

Игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Таким образом, игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

9. Адресная направленность

Полученные результаты будут иметь практическую ценность:

– для педагогов дошкольных образовательных учреждений

– для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;

Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:

– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;

– мастер-классы, мероприятия и М/О для педагогов района

– консультации;

– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;

– сайт ДОУ.

Список литературы:

  • Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.
  • Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
  • Максаков, А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.
  • От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с
  • Слепцова, И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
  • Тверитина, Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
  • Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

Нормативные документы

  • Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;
  • Федерального государственного образовательного стандарт ДО.
  • Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года).
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ).
  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

«Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.»

Подготовила: Бронникова М.Е.,

воспитатель МБДОУ ДС № 2 «Белочка».

г.Николаевск – на – Амуре,2014 г.

«Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране.»

А. Г. Асмолов

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.

Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача нашего ДОУ – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования – начальная школа. Такие дети действительно хотят учиться. Придется многое менять, а для этого нужно серьезно работать над созданием условий реализации ФГОС в каждой дошкольной организации повышением компетентности педагогов, которые позволят педагогам работать по стандарту. Дошкольный стандарт – это стандарт условий.

Началом большой и плодотворной работы нашего коллектива послужило создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС ДО. Став членом рабочей группы я принимала участие в разработке «Дорожной карты», так как с 1 сентября 2014 года группа, в которой я работаю начинает вводить ФГОС ДО. «Дорожная карта» явилась первым разработанным продуктом, состоит из четырех разделов:

    Создание организационно-управленческих условий введения ФГОС.

    Кадровое обеспечение введения ФГОС.

    Создание материально-технического обеспечения введенияФГОС.

    Создание организационно-информационного обеспечения введенияФГОС.

Для изучения нормативно-правового обеспечения введения ФГОС дошкольного образования на трёх методических объединениях нашего ДОУ были рассмотрены разделы ФГОС(требования к программе,требования к условиям её реализации и требования к результатам). Материал рассматривался с применением мультимедийных презентаций, закреплялся с помощью анкетирования педагогов. Одним из решений МО стало наличие ФГОС лично у каждого воспитателя для детального и конкретного изучения.

После проведенной работы я сформировала папку с нормативно-правовой базой, в которую вошли

    Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
    образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013г. № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ)

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования;

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
    31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению
    дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

    Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249

Дошкольный возраст очень пластичен, существует большое количество вариантов индивидуального развития детей. Необходимо обеспечить условия развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое. С таким разнообразием, следуя за ребенком, педагогам надо уметь работать.

Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В стандарте педагога указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы воспитатели могли работать по этому стандарту. Все педагоги младших и средних групп, включая меня, прошли курсовую подготовку по введению ФГОС ДО.

В связи с выходом новых ФГОС и СанПин требует изменений и доработки учебный план. В соответствии с деятельностью в пилотном режиме наше ДОУ с сентября 2014 года будет осуществлять образовательную деятельность, основываясь на ФГОС – младшие и средние группы, а старшие и подготовительные будут руководствоваться ФГТ. Изменения вносятся в младших и средних группах согласно СанПин п.11.11: «Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первую половину дня в младшей и средней не превышает 30 и 40 минут соответственно»

Соответственноп.11.12. СанПин в подготовительной группе 1,5 часа,а в старшей 45 минут – впервую половину дня и не более 25-30 минут в день во вторую половину дня.

Дляразработки проекта ООП в ДОУ была создана творческая группа. На сайте ФИРО представлены проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования. Их количество и качество разнообразно,изучение требует определенного временного интервала. Исходя из этой ситуации, творческая группа долгое время занималась изучением предлагаемых проектов, посчитав целесообразным продолжать работу нашего ДОУ по программе «Радуга». Необходимо всем коллективам начинать работу по определению курса своей образовательной деятельности и началу разработки проекта ООП. Так как после утверждения реестра программ допущенных к реализации у коллектива будет всего 10 дней на окончание разработки своей ООП.Хочется сказать, что не все разделы предлагаемого проекта «Радуга» устраивают нас,мы дополняем недостающие этапы парциальными программами допустимыми к реализации в ДОУ.

Парциальные программы являются дополнением к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки.

Л.А.Глазырина «Физкультура дошкольника»;

В.Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления;

С.Я.Лайзане «Физкультура для малышей»

Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

С.А.Козлова «Мой мир»,

Рылеева «Открой себя»

О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Т.Н.Доронова « Аспекты гендерного воспитания»

Л.В.Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника»

С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»

Н.А.Рыжова «Наш дом природа»

О.С.Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»,

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Н.Т.Сорокина «Театр-творчество-дети»

Т.Н. Доронова «Театр и дети»

Л.В.Куцакова « Росинка»

И.М.Каплунова «Ладушки»,

О.П.Радынова «Музыкальные шедевры»

Вариативная часть учебного плана часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности ДОУ и пожелания родителей.

Для этого в ДОУ функционируют кружки : художественно-эстетического, познавательного и физического развития.

На основании выбранной программы было составлено комплексно – тематическое планирование для второй младшей и средней группы. (Приложение).

На заседании педагогического совета утвердили структуру написания календарного планирования, включающего разделы: режимные момент, индивидуальная работа, НОД, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей и работа с родителями.

Дата ______

Утро

Прогулка

2-ая половина дня

Работа с родителями

Совместную деятельность педагога с детьми прописываем в соответствии с видами деятельности по ФГОС. Впереди написание планов по всем видам деятельности на все возрастные группы.

Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе- на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Семья тоже имеет право выбирать направление развития ребенка, ориентируясь на его особенности. Поэтому для дошкольников должен быть предусмотрен широкий спектр возможностей, в том числе, разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.

Для ознакомления родителей наших воспитанников с ФГОС на родительских собраниях и конференциях были проведены ознакомительные презентации, в родительских уголках размещена информация о ФГОС, на сайте ДОУ размещена доступная информация об изменениях в области дошкольного образования, о ведении ФГОС и проект примерной общеобразовательной программы реализуемой в нашем ДОУ. Для привлечения и заинтересованности родительской общественности работой ДОУ используем разнообразные формы работы с родителями: совместные праздники, посиделки, тренинги, проекты и др.

Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.

Соответственно п.4.3. стандарта целевые ориентиры – это возрастной портрет, который не может быть применен к отдельному ребенку.

В процессе реализации программы воспитателями проводится педагогическая диагностика соответственно п.3.2.3. Предметом педагогической диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Результаты этой работы используются для индивидуального образования детей и оптимизации работы с группой дошкольников. Психологическая диагностика возможна только при наличии квалифицированных специалистов (психологов). Для осуществления педагогической диагностики основываясь на методиках Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной, О.С.Ушаковой, С.Н.Николаевой, Т.М.Бондаренко и др.авторов в ДОУ были созданы диагностические карты для определения уровня освоения ребёнком разделов образовательной программы. (Приложение)

Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия и самоценности детства. Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т.е. та, классно - урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, давно не используется в нашем педагогическом коллективе. Процесс обучения организовываем, применяя специфические для дошкольников виды деятельности. Ребенок и взрослый являются при этом субъектами взаимодействия. Основные формы работы с детьми – это рассматривание, наблюдение, беседа, экспериментирование, исследование, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерские. Мы считаем что, принятие стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей.

Чтобы быть в курсе изменений, происходящих в системе образования, и для ознакомления с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении ФГОС ДО» и Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) вы можете перейти по ссылкам:

Доклад из опыта работы по теме:

«Реализация познавательного развития воспитанников в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила:

Воспитатель 1 квалиф. категории

МБДОУ Плотниковский детский сад «Теремок»

Чукова Анастасия Александровна

Плотниково 2017

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность?

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

    Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

    Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

    Развитие творческих задатков и воображения.

    Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.

    Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.

    Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.

    Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.

    Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

ОО Познавательное развитие включает в себя:

    Формирование элементарных математических представлений

    Развитие познавательно – исследовательской деятельности

    Ознакомление с предметным окружением

    Ознакомление с социальным миром

    Ознакомление с миром природы

Понятно, что конкретное содержание указанных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой возрастной группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

Формы работы по развитию познавательной деятельности.

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Воспитателю следует так строить занятия, чтобы ребенок был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам , направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

    личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

    применение различных дидактических заданий и игр;

    использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.

Чтобы дети получили качественное познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, педагоги должны применять различные методы и приемы в повседневной жизни группы и на занятиях.

Широко применяются методы и приемы:
 настольные и дидактические игры;
 чтение сказок и рассказов;
 наблюдения;
 развлечения;
 трудовые поручения;
 сюжетно-ролевые игры;
строительные игры;
 индивидуальная работа;
 подвижные игры;
 моделирование;
 проектирование;
 синтез и анализ.

В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Сомнение - главный аргумент.

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь ребенку можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у детей меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

От группы к группе усложняются задачи и расширяются используемые приемы. В любом возрасте нужно поддерживать исследовательский интерес и активность ребенка.

В младших группах дети привыкают к жизни в детском саду. Их приучают принимать активное участие на занятиях и в играх. Познавательное развитие происходит в наблюдениях и организованных играх.

К началу средней группы малыши становятся более самостоятельными. У детей проходит кризис трех лет. Они начинают играть не рядом, а вместе. Период упрямства сменяется желанием быть хорошим. Дети очень любопытны. В этом возрасте их не зря называют «почемучками». Познавательное развитие в средней группе проходит более насыщенно, чем в младшей. С четырехлетками можно проводить разнообразные опыты и эксперименты.

В соответствии с ФГОС ДО, детей нужно продолжать знакомить с окружающим миром:

Закрепляются знания об овощах и фруктах. Детей учат выделять признаки,

форму, цвет, вкус, поверхность овощей и фруктов.

Знакомить с трудом сельских жителей на полях и фермах.

Закреплять знания о диких и домашних животных и птицах, их жилищах и

зимовье.

В процессе экспериментирования знакомить со свойствами воды, глины,

песка, воздуха, ветра, растений.

Начинать знакомить с некоторыми профессиями.

Учить выделять признаки времен года.

Знакомить с жизнью растений.

Учить правилам дорожного движения.

Знакомить с видами транспорта.

Со старшими дошкольниками закреплять знания:

    о разных существах;

    о временах года, их красоте и неповторимости;

    о явлениях природы, катаклизмах, стихийных бедствиях;

    о профилактике болезней, травмах, об оказании первой помощи;

    о безопасном обращении с бытовой техникой;

    о поведении на улице, с незнакомцами, в транспорте.

Воспитатели заинтересовывают детей разными видами занятий. Это и этюды, и игры, и беседы. В мини-этюде ребенок может стать зернышком, которое посадили, поливали, берегли. А потом зернышко превратилось в колосок. Фантазии нет предела! Цель - вызвать желание придумывать у ребенка.! Но для этого у него должен быть определенный багаж знаний. Поэтому познавательное развитие в старшей группе переплетается с развитием речи, художественной литературой и ознакомлением с природой.

Дети подготовительной группы, выпускники - гордость любого детского сада. Сколько труда, любви, терпения и знаний вложили воспитатели в каждого ребенка! На протяжении всего учебного года познавательное развитие в подготовительной группе усложняется и углубляется. К окончанию детского сада ребёнок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребёнок в этом случае не боится ошибиться, задаёт вопросы, чтобы правильно решить задачу, стремиться к самостоятельности.

К концу года дети получают следующие знания:

привита культура поведения между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми;

дети должны познакомиться с родословной и историей своей семьи; знать народные традиции, игры, обряды, кухню; гордиться своей Родиной.

Если маленький человек получит всестороннее дошкольное образование, то в первом классе он легко справится и с новой обстановкой, и с требованиями, и с нагрузкой. Он будет уверенным в себе, самостоятельным и инициативным. А это много значит для успешной школьной жизни.

Развивающая предметно-пространственная среда при организации познавательного развития должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно - пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту - одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития.

О чень ва жным моментом является позиция взрослого при организации познавательного развития. Он должен быть партнёром, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.

Таким образом, решающую роль в построении РППС, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, в организации познавательно-исследовательской деятельности детей принадлежит педагогу. От него главным образом и используемых им в педагогической практике методов организации процесса познания во многом зависит уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей его воспитанников.

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В качестве приоритетного направления деятельности дошкольных образовательных организаций с января 2014 года стала реализация требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В процессе реализации требований ФГОС ДО дошкольные образовательные учреждения сталкиваются с объективными сложностями, которые вызваны рядом противоречий: с одной стороны, опубликованы и широко представлены в открытых информационных ресурсах разнообразные вариативные примерные образовательные программы дошкольного образования, но до сих пор отсутствует их объективная экспертная оценка; с другой стороны, ДОУ уже проводят системные мероприятия по преобразованию комплекса условий реализации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО, но при этом, практически отсутствуют развёрнутые методические рекомендации, раскрывающие логику методических преобразований на уровне ДОУ. Необходимость разрешения возникших противоречий способствует повышению активности педагогических коллективов к реализации самостоятельного методического поиска в отношении проектирования содержания дошкольного образования и определения эффективных технологий его реализации.

На уровне ДОУ разработан план действий по обеспечению введения ФГОС ДО, что представляет собой пошаговые действия.

В качестве 1 шага педагогическим коллективом была изучена и проработана нормативно-правовая основа введения ФГОС ДО. В результате данной деятельности были внедрены новые варианты локальных документов ДОУ, в частности, разработаны и внедрены новые правила приема воспитанников, переработан договор «Об образовании между ДОУ и родителями (законными представителями)», разработаны и внедрение нормы профессиональной этики, программа выявления и устранения профессиональных дефицитов, утверждено и реализуется новое положение об органах самоуправления в ДОУ.

В качестве 2 шага педагогическим коллективом был разработан новый вариант основной образовательной программы ДОУ, который по структурным характеристикам и объемному наполнению стал соответствовать требованиям ФГОС ДО. В новом варианте образовательной программы ДОУ существенные изменения внесены в части программы, формируемой участниками образовательных отношений. На основе изучения образовательных потребностей участников образовательных отношений в содержание дошкольного образования введены авторские парциальные образовательные программы, в том числе, программа поликультурного образования дошкольников «Давай дружить: два народа – две культуры» и программа музыкально-творческого развития «Музыкальная импровизация», обе программа разработаны педагогами нашего ДОУ. Существенные изменения внесены в организационный раздел программы – в работе с детьми определены инновационные вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, разработаны индивидуально-ориентированныеспособы и направления поддержки детской инициативы. В содержании образовательной программы для детей с нарушениями речевого развития уделяется огромное внимание вопросам образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Определены механизмы адаптации программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработаны общие подходы к организации коррекционной работы с данной категорией детей, выстроена система организации групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также предусмотрены вариативные формы осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

В качестве преемственности с предыдущим вариантом основной образовательной программы дошкольного образования, в новый вариант программы был включен комплексно-тематический план комплексных недельных образовательных мероприятий, который нашел отражение в организационной разделе программы в части, формируемой участниками образовательных отношений. В комплексно-тематическом плане недельных разработаны содержательные блоки программы, иллюстрирующие специфику национальных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также традиционные события, праздники и мероприятия, реализуемые в условиях нашего образовательного учреждения.

Выделение проблемных зон и определение перспектив совершенствования содержания основной образовательной программы позволило нам определить следующие линии развития:

1) расширения объема вариативного содержания дошкольного образования для различных возрастных групп (в пределах 40% от общей части программы);

2) возможности выделения содержания дошкольного образования для детей с проблемами развития (дети с тяжелыми нарушениями речи) в отдельную адаптированную образовательную программу, которая позволит максимально интегрировать профессиональное коррекционное воздействие во все плановые образовательные мероприятия.

В качестве 3 шага к началу нового учебного года проведена системная работа по совершенствованию механизмов планирования образовательной деятельности с детьми: разработано положение об организации планирования образовательной деятельности в ДОУ, определены общие требования к перспективному и календарному планированию, разработана и внедрена модель индивидуального плана педагогических работников, раскрывающих все направления образовательной деятельности в зависимости от контингента воспитанников. В рамках планирования образовательной деятельности сделан акцент на реализацию технологии психолого-педагогический поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей.

Реализация пошаговых действий на данном этапе вызвала необходимость определения статуса педагогической диагностики в работе с детьми дошкольного возраста. Педагогическая диагностика введена нами в качестве обязательной формы работы с детьми (содержание педагогической диагностики введено нами в организационный раздел образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений). Вместе с тем, требования к организации педагогической диагностики подверглись существенным преобразованиям. В качестве основного назначения педагогической диагностики нами определяется оценка индивидуального развития детей, которая используется исключительно для решения образовательных задач, направленных на индивидуализацию образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития), а также для оптимизации работы с группой детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе коммуникации со сверстниками и взрослыми, игровой, познавательной, речевой, проектной и других видах детской деятельности. Содержание и формы организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста определяются на основе анализа диагностических карт индивидуальных достижений ребёнка. Данная инновация введена на основе переработки принципов и технологий организации педагогической диагностики с детьми раннего и дошкольного возраста.

Выделение проблемных зон и определение перспектив технологии планирования образовательной деятельности в ДОО позволило нам определить следующие линии развития:

1) привлечение других организаций к реализации задач дошкольного образования (в том чисел организация сетевых форм реализации образовательной программы);

2) поиск эффективных технологий организации образовательной деятельности с детьми в контексте реализации концепции психолого-педагогический поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей.

В качестве 4 шага проведена работа по обновлению предметно-пространственной развивающей среды. Разработан и внедряется внутренний стандарт качества организации предметно-пространственной среды на основе принципов, заложенных в ФГОС ДО. Особого внимания при этом заслуживает проблема проектирования предметно-пространственной развивающей среды как условия реализации основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений.

В качестве последующих шагов мы планируем провести серию мероприятий по совершенствованию материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. На протяжении всего периода перехода на ФГОС ДО реализуются организационно-управленческие действия по развитию кадрового обеспечения на уровне ДОУ: созданы условий для прохождения педагогическими работниками курсов повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС ДО; организована работа систематически действующих творческих групп воспитателей и узких специалистов по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС ДО.

Таким образом, проблема реализации ФГОС ДО в условиях ДОУ многоаспектна и трудоемка, требует глубокого методического осмысления и систематического профессионального обсуждения.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции