Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Творческие игры для детей дошкольного возраста. Творческие игры для детей и подростков

Игры для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Рисование

Игра «Закончи рисунок».

Цель : развивать внимание, мелкую моторику.

цветные карандаши (фломастеры).

Описание : предложить ребенку порисовать вместе. Нарисовать цветок со стеблем, а рядом - без стебля, показать ему. Поинтересоваться: не забыли ли что-нибудь. Если ребенок затрудняется ответить, нарисовать еще один цветок со стеблем, обратить внимание на рисунок с недостающим стебельком. Предложить ребенку закончить ваш рисунок (дорисовать стебель). Рисовать как можно проще: стебелек - палочка, лепестки - овалы. Продолжая игру, можно «забыть» нарисовать лепесток, серединку цветка и т. д. В следующий раз предложить ребенку дорисовать нитку у воздушного шарика, хвостик у мышки и т. д.

Игра «Соедини точки».

Цели : развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета.

: краски, кисточка.

Описание: нарисовать красками две большие яркие точки. Рисуя, рассказать ребенку, краски какого цвета использованы, что нарисовано. Предложить ребенку соединить точки, поинтересоваться, каким цветом он хочет рисовать. Если ребенок покажет на краску и скажет: «Вот эту», - назвать цвет краски, похвалить выбор ребенка. Усложняя задание, увеличивать количество точек, расположить их достаточно далеко друг от друга. Придумать, на что похож получившийся рисунок.

Игра «Чудесное превращение».

Цель: помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько баночек с прозрачной водой, краски.

Описание: с помощью кисточки и красок окрасить воду в баночках - каждую в свой цвет. Во время игры назвать ребенку, какой цвет использован. Показать, как при добавлении в баночку с водой одного цвета другой краски вода меняет свой цвет (красная и желтая - оранжевый цвет, желтая и синяя - зеленый, красная и синяя - фиолетовый и т. д.). Разрешить ребенку самому поэкспериментировать с красками.

Игра «Рисуем пальцами».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия : краски акварельные, краски для рисования пальцами.

Описание: нарисовав дерево, предложить ребенку пальчиками «прикрепить» к нему зеленые листочки, нарисовать полоски у тигра, звездочки на темном небе и т. д.

Игра «Палец-кисточка».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета и формы.

Игровой материал и наглядные пособия: краски для рисования пальцами.

Описание : нарисовать большой круг (квадрат, треугольник) и предложить ребенку раскрасить его пальчиками. Обговорить, каким цветом он воспользуется, знает ли он, что за фигура изображена на рисунке. Усложняя задание, разделить фигуру на две половины и предложить закрасить их разными красками. При этом педагог называет цвет красок и наблюдает за ребенком, правильно ли он ориентируется.

Игра «Лепка».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь освоить понятия «целое», «разделенное».

Игровой материал и наглядные пособия : пластилин.

Описание: предложить ребенку разделить брусок пластилина на несколько мелких частей. Затем вновь соединить их друг с другом. Показать ребенку получившийся шар однородной структуры. Предложить ребенку сделать то же самое.

Игра «Улитка».

Цель : развивать мелкую моторику, творческие способности.

Описание : предложить ребенку раскатать разноцветные «колбаски» из пластилина. Показать, как закрученная «колбаска» превращается в «улитку». Из толстой «колбаски» получится большая «улитка», из тонкой - маленькая.

Конструирование

Игра «Постройка башенки из кубиков».

Цели: обучить накладыванию кубика на кубик; развивать пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: кубики одинаковой величины (размер сторон 8-10 см).

Описание : дать ребенку четыре кубика и предложить построить башенку. Если постройка неустойчива, то вначале педагог сам исправляет, а затем предлагает детям построить хорошо, ровно (чтобы башня не упала). Такую игру лучше проводить с небольшим количеством детей.

Игра «Забор».

Цель: развивать подражательные навыки, мелкую моторику, логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: конструктор «Лего», кубики, мелкие фигурки животных.

Описание : рассказать ребенку сказку о том, как все добрые животные решили поселиться в соседних домиках (кубиках) и стали жить-поживать. Но повадился к ним волк. Ходит, всех обижает, того и гляди, съест кого-нибудь! Предложить построить забор: «Давай поможем зверушкам построить забор, чтобы волк не смог к ним пробраться». Показать ребенку, как строить забор из конструктора, скрепляя детали. Побудить его повторить действия.

Игра «Самодельная мозаика».

Цель : развивать воображение, мелкую моторику, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Описание : вырезать из картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики для ребенка. Показать ребенку, как из фигурок можно делать картинки: если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зеленых треугольника образуют елку; крут и два овала наверху - голову зайца и т. д. Нарисовать на бумаге схемы предметов, показать, как, опираясь на них, можно выложить ту или иную картинку.

Игра «Грибная поляна».

Цель: способствовать сенсорному развитию.

Игровой материал и наглядные пособия: шляпки и ножки грибов, вырезанные из картона.

Описание : взять зеленый лист бархатной бумаги. Показать ребенку грибные шляпки и ножки. Рассказать, что грибы решили спрятаться от грибников, но все перепутались: «Давай поможем им опять стать целыми». Выложить на листе грибную поляну.

Игра «Спички детям - игрушка?».

Цель: развивать творческие способности, мелкую моторику, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : спички.

Описание: показать ребенку, как из спичек можно выкладывать различные изображения: геометрические фигуры, домик, буквы. На листе бумаги сделать образцы предметов. Предложить ребенку выложить их спичками поверх рисунка. После того, как ребенок освоит это упражнение, попробовать создать рисунки из спичек по памяти или придумать свой рисунок, проявить фантазию. Вместо спичек можно использовать счетные палочки.

Игра «Спички с пластилином».

Цель: развивать творческое мышление, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: спички, пластилин.

Описание: показать ребенку, как, скрепляя спички пластилином, можно создавать объемные и плоские конструкции. Сделать плоский домик, затем объемный.

Игра «Первые эксперименты».

Цель : познакомить со свойствами вещества.

Игровой материал и наглядные пособия : формочки для льда, фигурные формочки.

Описание : рассказать ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед. Продемонстрировать наглядно: залить воду в формочки для льда, для печенья, в стакан и поставить в морозильник. Показать ребенку ледяные фигуры. Обратить его внимание, что льдинки повторяют форму тех сосудов, которые заполнены водой. Доступным языком объяснить, что вода не имеет своей формы, заполняя любую емкость. Фиксировать внимание ребенка на том, что лед - это вода, но замерзшая. Понаблюдать за таянием льда. Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.

Творческие игры

Есть игры, которые определяют творческие возможности всех вместе или каждого в отдельности. В таких играх надо выйти и нарисовать картинку, показать пантомиму, придумать историю или показать шуточное представление. Бывает, что не сразу находятся желающие участвовать в таких играх. Ребята стесняются друг друга, боятся проявить себя, показаться смешными или нелепыми. Все зависит от тебя. Надо растормошить, убедить, заманить, вовлечь компанию в игру. Останови любителей насмехаться над приятелями, иначе ни одна игра не сложится.

Принцесса была… ужасная!

Кто? Кто затейник?

Художественное чтение

Продолжение веселых розыгрышей с набитым чупа-чупсами ртом. Доброволец получает столько леденцов, сколько в рот помещается. После этого ему дают книжку и просят почитать с выражением. Лучше всего подходят стихи. Придерживая леденцы за палочки, конкурсант пытается выполнить задание. Это очень смешно. Но продолжение еще более веселое. Услышанное и переведенное с «тарабарского» языка записывает другой конкурсант. Когда первый заканчивает, второй читает вслух то, что понял. После этого для сравнения читается оригинал. Все участники награждаются аплодисментами.

Я – звезда Голливуда!

Существует легенда, что великий оратор античности Цицерон в детстве обладал очень плохой дикцией. Для того чтобы ее улучшить, он клал в рот овальные ровные камушки и, превозмогая неудобство, старался чисто выговаривать слова. Вот и вы попробуйте провести такое занятие. Соревнуется несколько конкурсантов. Каждый произносит как можно чище и эмоциональней фразу: «Я – звезда Голливуда!» После этого упражнение усложняется: каждый получает и кладет в рот по одному, потом по два, потом по три леденца на палочке, каждый раз повторяя эту фразу.

Конкурс продолжается до тех пор, пока конкурсанты с набитым ртом в состоянии произнести что-то похожее на заданную фразу. Призом для конкурсантов служат полученные леденцы. Важное дополнение. Пусть маленькие конкурсанты, пока соревнуются, придерживают леденцы за палочки, чтобы, чего доброго, не подавиться.

«Загадочный» приз

Дай ребятам, сидящим за столом, объемистый сверток и скажи, что внутри находится приз. Но получить его сможет лишь тот, кто справится с заданием, спрятанным под оберткой. Желающий снимает обертку и обнаруживает загадку, написанную на листочке и приклеенную к краям следующей обертки. Если конкурсант знает отгадку, он произносит ее вслух. При верном ответе он может снять следующую обертку, но… под ней оказывается не приз, а следующая загадка. Отгадавший продвигается вперед до тех пор, пока его ответы верны. Но если он не знает правильного ответа, то читает загадку вслух. Игру продолжает тот, кто даст правильный ответ. Чем больше будет слоев обертки, тем интереснее. Их должно быть не меньше десяти.

Приз – в студию!

Этот конкурс требует подготовки. Надо подобрать предметы, которые станут призами для самых проницательных.

Для конкурса понадобятся четыре непрозрачных пакета. Поставь или повесь их рядом. На каждом из них по одной букве: «П», «Р», «И», «З». Вместе они образуют слово «ПРИЗ». Сообщи всем, что в каждом из этих пакетов есть выигрыш! И его название начинается с буквы, обозначенной на пакете. В первом туре разыгрывается буква «П». Значит, приз начинается с «П». В пакете может лежать пенал, пистолет, паровоз, пушка, паззл, пакет, помада, парик, постер и т.д.

Призы на «Р»: ручка, ремень, ракушка, резинка, роман (книга), рубашка, рюкзак, рулон туалетной бумаги. Придумай, что можно положить в два последних пакета. Разыгрывать призы можно в течение всего праздника. Принимаются устные ответы или записочки. В этом случае лучше подвести итоги в конце вечера.

Обезьяна

Игра, в которой без фантазии не обойтись. Все желающие развлечься делятся на две команды. Игроки первой команды совещаются и загадывают какое-нибудь слово одному из игроков второй команды. Узнав слово, игрок старается показать его значение жестами, чтобы члены его команды назвали загаданное. Ни слов, ни звуков издавать нельзя.

Как только слово будет отгадано, команды поменяются местами. Чем младше участники игры, тем проще и точнее надо загадывать слово. Взрослым игрокам можно загадать название фильма или книги.

Как тебя зовут, красавица?

Если в гости придут девочки, то они с удовольствием примут участие в розыгрыше такого приза. Тебе надо подготовить красивую куклу.

В начале праздника объяви, что тот, кто угадает имя куклы, которая находится на видном месте, получит приз. Имя куклы написано на бумажке и вложено в запечатанный конверт, который она держит в руках. Рядом стоит небольшой ящичек или коробка, и в него каждый желающий может положить бумажку со своим ответом и своей фамилией. Если одинаковых ответов будет несколько, то призы получают все ответившие правильно или же проводится дополнительный конкурс. Если же правильный ответ так и не получен, ведущий дает подсказку: «Это имя популярной телеведущей» или «Это имя встречается в фильме …».

Через пять точек

Через пять точек Сложи стопкой одинаковые листки бумаги и проколи их насквозь иголкой в пяти местах. Каждый участник игры получает листок и отмечает на нем проколы точками. Потом делает рисунок – любой, но так, чтобы линия рисунка прошла, не прерываясь, через пять точек. Это соревнование не только в умении рисовать, но и в сообразительности, богатстве фантазии.

Конкурс «Бальное платье»

Вызови две пары и предложи изготовить «бальное платье», используя только газеты, скотч, скрепки и ножницы. Победителей определяют другие гости. Здесь также надо провести «дефиле» и комментарий «модельера». На изготовление платья понадобится минут 10–15. Чтобы остальные не скучали, в это время проведи конкурс художников.

Вот так зоопарк!

Много веселых минут подарит соревнование художников… с завязанными глазами. Предложи ребятам нарисовать всяких животных фломастером на листах ватмана. Каждому конкурсанту завязывают глаза и по секрету сообщают название животного, которое он должен изобразить. Конкурс продолжается 1–3 минуты. Чтобы «зоопарк» получился представительным, участников конкурса должно быть не меньше 5 человек. Сколько радости будет у ребят, когда они увидят свои «художества»! «Зоопарк» можно оставить на память победителю конкурса.

Курочка Ряба

Этот творческий конкурс проходит обычно очень эмоционально и зрелищно. Для его проведения подготовь небольшой реквизит: платок для Бабы, шляпу или треух для Деда, смешной берет с гребешком и яркий платок на плечи для Курочки Рябы, «золотое» яичко, пластиковый контейнер для двух десятков яиц.

Предложи ребятам разыграть сказку «Курочка Ряба». Начни с распределения ролей. Если на каждую роль находится немало добровольцев, то проходит конкурсный отбор. Все взрослые – родители, старшие братья и сестры – члены отборочной комиссии. Назначается исполнитель только после трех туров.

Первый тур: претенденты под музыку показывают, как Дед ходит. Второй тур: что Дед делает, какую работу выполняет. Третий тур: как он разговаривает с Бабой – хвалит ее или ругает. После каждого тура претендентов становится все меньше и меньше. Кто достоин получить роль, решает «отборочная комиссия» (громко или не очень громко хлопая в ладоши). Так же выбирается и исполнительница (или исполнитель, что вполне возможно и даже забавно) роли Бабы. А вот для Курочки Рябы особые требования: в первом туре претенденты на роль должны показать, как курочка кудахчет, во втором – как ищет червяка или зернышко, в третьем – как позовет Деда и Бабу, когда снесет яичко.

После того как все роли будут распределены, предложи исполнителям переодеться. Можно ограничиться и небольшим набором реквизита, но лучше проявить фантазию и дать Деду русскую яркую рубаху, сапоги, бороду на веревочке и т. д. Для Бабы подойдут старые бабушкины кофты, боты типа «Прощай, молодость!», старый шерстяной платок. Попробуй справиться с ролью ведущего.

Ведущий начинает: «Жили-были Дед да Баба». Дед и Баба, по подсказке ведущего, имитируют далее «трудовой процесс». Дед, например, рубит дрова, а Баба стирает. «И была у них Курочка Ряба», – продолжает ведущий. Курочка Ряба, стоя в центре, кудахчет и машет «крыльями». Ведущий смотрит некоторое время, а потом говорит, совсем как режиссер: «Стоп! Не годится! В таком ритме работали сто лет назад. Сейчас жизнь изменилась, скорости увеличились, работать надо быстрее. А ну-ка, попробуем в новых ритмах!» Под веселую танцевальную мелодию «артисты» начинают работать в ускоренном темпе. Выглядит это чрезвычайно забавно, а ведущий нахваливает: «Так-так, молодцы!» Но потом прерывает: «Жили-то они жили, а что потом случилось?» Зрители подсказывают: «Снесла курочка яичко!» Ведущий подвигает стул с пластиковым контейнером для яиц в матерчатом мешочке, который выглядит со стороны как подушечка. Ведущий: «Снесла Курочка Ряба яичко, сказано в сказке. Надо снести». Курочка садится на стул, машет крыльями и кудахчет. Ведущий просит ее встать и незаметно извлекает из контейнера «золотое» яичко. Он поднимает его и сообщает под аплодисменты зрителей: «Снесла Курочка Ряба яичко. Не простое, а золотое! А что дальше? Дед бил-бил…» Дед делает вид, что бьет. Ведущий просит зрителей помочь – хором сказать: «Бум-бум!» Ведущий: «Дед не разбил. А что же Баба? Тоже била!» Баба забирает яйцо и колотит по нему кулаком. Зрители помогают: «Бум-бум!» Ведущий: «И Баба не разбила!» Дед пытается у Бабы забрать золотое яичко, а та неотдает. Ведущий: «Били они, били, мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. (Прячет «золотое» яичко.) Дед плачет, Баба плачет. Поможем нашим артистам!» Зрители громко «рыдают».

Ведущий: «Какая у нас печальная сказка получается. Кто помог Деду и Бабе, кто их выручил? Правильно, Курочка Ряба! Что она сказала?» Курочка Ряба: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба! Я снесу другое яичко, не золотое, а простое!» Ведущий: «Раз обещала – несись! Давайте все вместе дружно поможем Рябе!» Зрители: «Ко-ко-ко!» Ведущий: «Посмотрим, как выполнила курочка обещание! Ого! (Достает под хохот зала весь контейнер для яиц.) Дед и Баба, благодарите Курочку Рябу! И стали они жить-поживать да добра наживать! Вот и сказочке конец, а кто слушал (все вместе) – мо-ло-дец!» Дети кланяются и снимают костюмы.

Фотографируем друзей

Продолжение игры «Курочка ряба». Теперь будем запоминать многофигурные композиции. Конкурсант отворачивается, а ребята составляют композицию, как для дружеской фотографии. «Фотография» замирает, и конкурсант поворачивается. Он имеет право разглядывать эту картинку в течение пяти секунд.

Такая «выдержка» у нашего «фотоаппарата». После этого вновь отворачивается, а ребята меняют что-нибудь в «фотографии»: кто-то поворачивается другим боком, кто-то сжимает руку в кулак и т.д. Водящий может повернуться. Теперь его задача – восстановить прежнюю «фотографию».

Выигрывает тот, кто выявит наибольшее количество искажений. Для того чтобы все были в равном положении, договоритесь, что игроки могут вносить в «фотографию» только десять изменений. Для тренировки проведи такой конкурс. Все внимательно смотрят на одного человека. Тот выходит из комнаты и меняет что-либо в своей одежде: расстегивает одну пуговицу, закатывает рукав и т.д. Когда он возвращается, ребята рассказывают, что изменилось.

Спроси у соседа!

Игра-шутка, вызывающая смех, удачно заполнит паузу между активными, динамичными играми. Все игроки садятся в круг. Ведущий предлагает одному из ребят спросить соседа справа: «Где Марья Ивановна?» А сосед справа отвечает: «Не знаю, спрошу у соседа». После этого он задает тот же вопрос своему соседу справа.

Вся соль игры заключается в том, как задать вопрос. А говорить надо, втягивая и закусывая губы, не показывая зубы.

Еще одно важное условие игры: все спрашивающие и отвечающие должны быть очень серьезными и вежливыми. Тот, кто засмеется, выбывает из игры. Поэтому задача играющих – «расколоть» соседа.

Шарада-спектакль

Творческая командная игра, в которой ребята продемонстрируют свои актерские способности, показывая небольшие сценки.

Предложи ребятам разделиться на две команды. Каждая придумывает такое слово, которое состоит из нескольких значимых частей. Команды загадывают слова по очереди. Игроки придумывают слово и то, как его «сыграть». Соперники должны отгадать слово, зашифрованное в сценке или пантомиме. Сценок должно быть столько, сколько «маленьких слов» в загаданном слове плюс одна, в которой слово прозвучит целиком. Если в слове получается одна буква между слогами или в конце слова, то ее могут изобразить исполнители в одиночку или вдвоем, втроем.

Букву «Ф» изобразит один участник, «М» – двое, «Ы» – трое. Чем больше выдумки, неожиданности, тем веселее представление. Если приходится играть с ребятами помладше, не обойтись без подсказок. Раздай детям готовые задания. Напиши на листах подходящие слова. А потом пусть импровизируют сами.

Предположим, что команда задумала слово баритон. Надо показать: бар–и–тон. В первой сценке речь будет идти о баре, вторая сценка будет посвящена союзу и, а в третьей будет обыгрываться слово тон. В четвертой миниатюре слово баритон должно прозвучать целиком. Задача команды соперников – догадаться, какое слово показывали ребята, найти и выбрать из потока речи главное. Например: радио–передача; бар–о–метр; кара–мель; кол–бас–а; бот–инок; кол–лекция; бар–сук; пес–тик; приз–рак; док–лад; кон–тур; с–мех.

Обычно шараду загадывают в стихотворной форме.

Мой первый слог – животное морское, За ним охотятся порой. А междометие – второй. Все – государство. Но какое? (Кит–ай) Предлог стоит в моем начале, В конце же – загородный дом. А целое мы все решаем И у доски, и за столом. (За–дача) Слог первый – лес, Второй – стихотворенье. А целое растет, хотя и не растенье. (Бор–ода)

Попробуй взять предложенные слова и придумай рифмованную шараду: мышь–як, пар–ус, по–да–рок, кит–ель, кипа–рис, кар–тина, кон–ура, о–лень, га–мак, о–сечка, семь–я, па–у–тина, ком–пас, фа–сад, воз–дух–овод, голод–ранец, метр–дот–отель, штука–турка, одер–жим–ость, сквер–нос–лов, тара–барщина, кон–цент–рация.

Если рифмовать не по силам, попроси ребят заменить слова в скобках так, чтобы «равенство» было верным: (Группа певцов) + (насекомое) = русская народная игра с пением и пляской – (хор–овод). (Отпечаток) + (практически усвоенные знания, навыки) = охотник, выслеживающий зверя, – (след–опыт). (Мера веса, равная 16 кг) + (новогоднее дерево) = порода собаки (пуд–ель).(Любимое слово вороны) + (главная карта в колоде) = головной убор (кар–туз).(То, против чего нет приема) + (нервное подергивание) = кусочек (лом–тик). (Нота) + (конечность) = рыба (ми–нога). (Наказание) + (неглубокое место) = сорт конфет (кара–мель). (Алкогольный напиток) + (атмосферные осадки) = фрукт (вино–град). (Нота) + (костяные наросты на голове некоторых животных) = путь (до–рога). (Чем является кислород) + (хвойное дерево) = антилопа (газ–ель). (Главная песня страны) + (часть света) = учебное заведение (гимн–Азия).

Немного упрости игру в шарады. Заранее напиши на листках слова, составляющие части шарад: след, пар, опыт, ус, пас, порт, пол, куль, оса, тура, сено, газ, вал, ель, док, яр, лад, марка, мышь, вес, як, точка.

Положи листки с этими словами на стол в произвольном порядке. Пусть каждый берет те два слова, которые составят шараду. Победитель тот, кто наберет больше слов-шарад.

Крокодил

Замечательная творческая игра, в которую любят играть и взрослые, и дети. В начале игры ведущий должен очень активно помогать конкурсантам, пока они не освоятся. Смысл в том, что нельзя произнести слово или фразу, а можно только ее показать. Сначала оговаривается, что? игроки будут показывать: только одно слово или целую фразу. Играют в «Крокодила» и командами, и каждый за себя.

Игра проходит оживленно, если использовать цитаты из известных детских песенок. Можно играть на время: кто быстрее покажет свою строчку (4–6 слов). Зрители должны быть очень внимательными и, как только догадаются, сразу же произнести предполагаемое слово. Конкурсант внимательно слушает ответы зрителей и четко указывает угадавшего. Диалог начинается с того, что конкурсант на пальцах показывает, сколько в его фразе слов. Зрители должны ответить. Потом на пальцах игрок показывает, какое слово из цитаты он будет показывать. Это делается для того, чтобы начать игру с более легкого слова.

  • Если игрок показывает кулак, это значит, что корень слова угадан.
  • Если машет сзади рукой, изображая птичий хвостик, это значит, что окончание неверно.
  • Хлопок по пальцам вытянутой руки значит неверную приставку.
  • Вытянутая вперед рука – будущее время, рука, откинутая назад, – прошедшее время.

Если игра проходит с участием команд, зрители помогают конкурсанту. Тогда игрок и зрители являются членами одной команды и отгадывают задание другой команды.

Кто же я такой?

Для проведения этой игры тебе нужны будут прищепки и таблички, на которых написаны названия любых предметов или животных. Вместо надписей можно использовать рисунки. Предложи всем ребятам встать в одну линию, а сам пройди за их спинами и повесь каждому с помощью прищепки небольшую табличку. Никто из ребят не должен знать, какую роль он получил. После этого попроси всех только отвечать «Да» или «Нет». Каждый за один выход может задать три вопроса.

Например: «Я – предмет?», «Я – живое существо?», «Я – домашнее животное?» После этого можно предположить, кто он, но в случае неправильного ответа игрок выбывает. Поэтому лучше отвечать, только если уверен в своем решении. Игра проводится в четыре тура. Максимальное количество вопросов – двенадцать. Каждый правильно угадавший получает небольшой приз.

Угадай, сколько?

Рядом с куклой поставь прозрачную банку с орехами или карамельками (в обертках). На банке сделай надпись: «Угадай, сколько?» Свои ответы, написанные на бумажке, все должны опускать в ту же коробку, куда они складывали ответы с предполагаемым именем куклы. Банку заполни не менее чем на две трети. Чем больше предметов, тем меньше вероятность одинаковых ответов. Итоги обоих конкурсов подводятся одновременно, в конце праздника. За правильно угаданное количество орехов или конфет победитель может получить всю банку. Это условие конкурса можно огласить в начале праздника или написать на банке. А если никто не угадает точное количество? Тогда можно назвать победителем того, кто указал число, наиболее близкое к правильному.

Еще одна забава с пантомимой

Купание слона В ней участвуют четыре человека. Трое выходят за дверь. Оставшийся разыгрывает пантомиму о том, что сейчас он будет мыть слона. Возвращается один человек, он внимательно смотрит за всеми движениями «мойщика» и затем должен повторить их второму, а тот – третьему игроку. В конце представления все четверо по очереди объясняют свои версии того, что же они делали.

Оправдание позы

Конкурс развивает фантазию и мимические способности. Предложи всем участникам праздника встать в круг, а потом повернуться направо. После этого попроси ребят бежать по кругу.

По команде «Стоп!» они должны мгновенно остановиться и замереть в той позе, в которой их застанет команда. Хлопками и командами нужно ускорить движение игроков, а затем неожиданно крикнуть: «Стоп!» Участники останавливаются в самых разнообразных позах. Теперь попроси всех представить себе, что они до этого не бежали, а занимались совершенно другими делами. Какими? Вот это и нужно нафантазировать, исходя из той позы, в которой они находятся.

Предложи участникам: «Пусть ваше тело подскажет вам, что вы делали. И исходя из этого, продолжите ваше действие». Получаются интересные мимические сценки. Самые оригинальные поощряются призами.

Соловьи-разбойники

В этом конкурсе участникам нужно показать свою удаль молодецкую и свистнуть так, чтобы ни у кого не оставалось сомнений: «Вот он, соловей-разбойник!» Когда все претенденты на это звание себя показали и приз вручен, предложи конкурсантам забыть, что они «разбойники», пусть станут просто «соловьями».

Побеждает тот, кто:

  • сумеет красиво подражать птичьему свисту;
  • сможет насвистеть какую-нибудь известную мелодию;
  • насвистит лучше всех мелодию после прослушивания фонограммы.

«Прикольный» рассказ

Это забава, в которой могут участвовать сразу все желающие, и все становятся соавторами. Накануне составь небольшой рассказ о предстоящем празднике или о каком-нибудь событии. Замени все использованные в рассказе прилагательные на многоточия. Во время праздника попроси ребят назвать любые прилагательные и впиши их вместо многоточий в той очередности, как ребята их произносят. Получившийся забавный коллективный рассказ зачитай. Чаще всего рассказ ожидает шумный успех.

Принцесса была… ужасная!

В компании ребят любого возраста, среди девочек и мальчиков очень весело проходит этот конкурс. Для конкурса подготовь два рисунка силуэта принцессы на листах ватмана и фломастеры.

Сообщи участникам конкурса: «А сейчас вы, юные художники, поможете мне дорисовать прекрасную принцессу. Я не успел нарисовать ее лицо и раскрасить платье».

Ребята делятся на две команды. Капитанам завязываются глаза, вручаются фломастеры. Их подводят к листам ватмана, на которых нарисованы силуэты принцессы. Капитаны рисуют, а команды подсказывают им. Царит веселая неразбериха, слышны только: «Нос выше, ниже, губы левее!» и громкий смех. Через 2–3 минуты ведущий предлагает «художникам» взглянуть на картины. Принцессы действительно получаются ужасными, но очень смешными.

Кто? Кто затейник?

Эта игра вызывает массу восторгов, если ребята внимательны и им удается четко, точно повторять движения и ставить в тупик водящего. Только следи за тем, чтобы у ребят не закружилась голова – им не следует долго идти в одну сторону.

Для игры выбирают водящего, а в тайне от него – «затейника». Водящий встает в центр круга. Все остальные встают в хоровод, поворачиваются направо и идут по кругу. «Затейник» среди них, он поднимает и опускает руки, сгибает их в локтях, вытягивает в стороны незаметно для водящего, когда тот отворачивается. Водящему трудно определить, кто «затейник», если все дети внимательно и четко повторяют движения за «затейником». Чтобы не выдать того, кто задает движения, каждый должен смотреть только на идущего впереди товарища. У водящего есть три попытки найти «затейника». Если он угадывает, то «затейник» становится водящим.

Наталия Юдина
Творческие игры

Творческие игры для детей!

Дошкольникам легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности. Дети передают образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы всегда должны быть у ребенка под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша,показать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Успешное развитие творческих способностей детей проходит в игре.

Для знакомства детей с нетрадиционными техниками рисования я подобрала и разработала творческие игры, которые помогают детям развить мелкую моторику рук, воображение, творческое восприятие, фантазию, глазомер, внимание, память, умение размещать изображение на листе. Совершенствуют навыки пользования кистью, умение отражать в рисунке впечатление от окружающего мира. Разнообразные нетрадиционные техники рисования дают ребенку создавать каждый раз новые для него рисунки. Творческие игры дают полную свободу для самовыражения.

1.«Смешной рисунок».

Материалы:

Лист бумаги, карандаши, фломастеры, платок, чтоб завязывать глаза.

Методика проведения:

Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т. д. Все по очереди подходят с завязанными глазамии дорисовывают недостающие детали.

Ну и смешная же картина получается!

2.«Рисование в воздухе».

Методика проведения:

Взрослый рисует какую-либо фигуру, изображает простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге. После этого необходимо спросить что это. Затем можно поменяться с ребенком ролями. Подобное занятие хорошо развивает восприятие и воображение, развивает умение доводить начатое до конца и навыки произвольного внимания.

3.«Вкусная» палитра.

Материалы:

Палитра с красками, небольшие карточки с изображением овощей, фруктов.

Методика проведения:

Назови каждую картинку и найди ее цвет. Подбери все пары: лимонный-лимон (и. т. д.)А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый или иначе –сливовый.) Чем желтый отличается от лимонного? (Лимонный это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)

Эта игра помогает расширить ассоциативный цветовой ряд, обогащает лексику.

4.«Рисование веревочками».

Материалы:

Фланелеграф на каждого ребенка, три веревочки (средней толщины) – одна длинная,две других меньшей, но разной длины, фломастеры или ручки, несколько рисунков – образцов, на которых изображены разные животные.

Методика проведения:

Звучит спокойная музыка, дети садятся за столы, на которых имеются необходимые материалы.

Предложить детям сначала по рисункам-образцам «нарисовать» веревочками посуду, овощи, фрукты, цветы, животных, а затем это нарисовать налисточке. Можно устроить соревнование: кто больше всех выполнили изображений с помощью веревочки и зарисует их, придумать свои образы в конце все работы обсуждаются, отмечаются наиболее выразительные.

Эта игра вызывает у детей интерес к изображению, показывает возможность создания образа с помощью контурной линии (веревочки).Развивает наблюдательность, воображение и творчество.

5. «Таинственный рисунок».

Материалы:тушь и палочки, сангина, угольный карандаш, фломастеры. На каждого ребенка по 4-5 карточек с изображением предметов, выполненные точками.

Методика проведения:

Дети сидят за столом, на которых расставлены изобразительные материалы. Объяснить детям,что на столах лежат таинственные рисунки. Если вы вглядитесь в эти маленькие точки, то они помогут вам открыть рисунок. Попробуйте соединить контурной линей эти точки. Но некоторые точки можно соединить, обозначить ярко, тогда предметы будут выглядеть нарядно,декоративно, ажурно. Дети выполняют задание. (Включить спокойную мелодию.) В конце занятия работы обсуждаются, обращается внимание на выразительность использованных материалов и способы работы. Эта игра развивает у детей наблюдательность,целостное восприятие окружающего мира.

6. «Чудо рисунок».

Материалы:

Лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Методика проведения:

Предложите ребенку нарисовать что то (портрет мамы, город, животное, человечков)из разных цветов (ромашки, колокольчики, розы и т. д.) из овощей (огурцы, морковь, арбузы и т. д. ,из зайчиков, белочек, птичек. Вот это будет чудо картина!

7. «Самоцветы».

Материалы:

Мокрый лист бумаги, акварельные краски, стакан –непроливайка с водой.

Методика проведения:

Игра дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Мокрый лист бумаги – это «сундук с драгоценными камнями». Все они имеют свой неповторимый цвет. Ребенку предлагается пробовать все возможные сочетания трех красок,разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить «сундук» разными «самоцветами»,просто ставя разноцветные точки.

8. «Коллективный рисунок».

Материалы:

Лист бумаги (ватман, карандаши, маркеры, мелки акварельные, восковые.

Методика проведения:

На одном листе каждый участник рисует деталь заранее выбранного сюжета (чей-то портрет, морское дно, утро в лесу, незнакомую планету и т. д.)Затем все называют картину и придумывают общую историю или сказку. Игра развивает интерес к процессу рисования, творческое воображение.

9.«Волшебный салют».

Материалы:

Газета, большой лист бумаги, жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, старая зубная щетка.

Методика проведения:

На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой,стараться брызгать на лист бумаги устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище! Игра помогает развить творческое воображение, создает радостное настроение у детей.

10. «Волшебная палитра».

Материалы:

Гуашь, кисточка, емкость с водой, лист бумаги,палитра.

Методика проведения:

Смешивая краски во время рисования, можно получать различные оттенки цветов. Ребенок может изобразить,как светлеет небо на рассвете,с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Чем больше получится оттенков, тем лучше. Главное – добиться,чтоб оттенки изменялись как можно равномернее. Затем можно переходить к другим заданиям на получение оттенков, различающихся уже не по светлоте, а по цветовому тону. Предложите ребенку нарисовать как заходит солнце (переход от оранжевого к красному цвету,как желтеют листья.

11.«Рисуем музыку».

Материалы:

Влажная салфетка, емкость с водой, лист бумаги, кусочек поролона и клеенка.

Методика проведения.

Сядьте рядом с ребенком и наблюдайте за проявлением эмоций не его листе и на бумаге, включив спокойную лирическую музыку. Можно сначала договориться, какие цвета будут добрыми (Желтый, голубой, грустным (зеленый, светло-синий,злым (темно-красный,темно-синий). Затем эти правила лучше исключить и дать ребенку свободу в выборе цветов, окружающих его восприятия музыки.

12. «Кляксы».

Материалы:

Альбомный лист, тушь любого цвета (гуашь,вода.

Методика проведения:

Возьмите альбомный лист, сложите пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Посмотрите на рисунок, назовите и сочините историю. Эта игра развивает воображение, фантазию детей.

13. «Рисование в воздухе".

Методика проведения:

Взрослый рисует какую-либо фигуру,изображает простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе,а потом на бумаге. После этого необходимо спросить, что это? Затем можно поменяться с ребенком ролями. Подобное занятие хорошо развивает восприятие и воображение, развивает умение доводить начатое до конца и навыки произвольного внимания.

14. «Покажи по цвету».

Материалы:

Картинки с изображением птиц фруктов, цветов, краски акварельные, лист бумаги, кисточка, емкость с водой.

Методика проведения:

Рассмотри картинки и назови все,что ты видишь фиолетового цвета. (Фиалка,баклажан, слива.)Что здесь розовое? (Цветок, фламинго и райская птичка).Какого цвета апельсин? (Цветок календулы, плоды физалиса, золотая рыбка.) Как можно получить эти цвета, смешивая краски? Если смешать красный и белый, получится (розовый). Фиолетовый- при соединении (красного и синего). Если смешать красный и желтый, получится (оранжевый). Какой цвет нужен для получения этих цветов (Красный).Поиграй со своими красками,смешивая цвета. Нарисуй,что захочешь.

ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ "600 ТВОРЧЕСКИХ ИГР"

Забавные иллюстрации к играм для детей


КТО ТЫ ТАКОЙ

ДЕРЕВО ЖИЗНИ

Предложите детям нарисовать дерево своей жизни по следующей схеме:

Корень - цель и смысл вашей жизни;
Ствол - ваше представление о себе;
Ветви - качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания;
Плоды - качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания;

Обсудите с детьми «деревья жизни», выявляя общие тенденции и делая выводы. Постарайтесь подвести детей к мысли, что какова цель нашей жизни, таковы и ее плоды.



ЗНАЮ ЛИ Я СЕБЯ

Запишите имена и фамилии каждого ребенка на отдельных листочках и сверните их так, чтобы ничего нельзя было прочитать. Свернутые листочки сложите в коробку и предложите каждому вытянуть один из них. Дети не должны рассказывать друг другу, чье имя и фамилию они прочитали. Если кто-то вытянул свое собственное имя, он вытягивает другой листочек.

Затем каждый должен написать свое мнение о человеке, который ему достался, и обязательно подписать на листочке фамилию этого человека. Соберите эти листочки, а затем попросите детей написать, что они думают о самих себе. Когда дети выполнят это задание, им раздаются листочки, написанные другими. Таким образом у каждого на руках должно оказаться по два листочка. Попросите детей сравнить свое собственное представление о себе с представлением о себе другого человека. Можно предложить родителям написать свое представление о детях, а затем раздать эти листочки детям.


ОТГАДАЙ, КТО КАКОЙ

Раздайте детям листочки и попросите их написать имена тех из группы:

1. Кто никогда не опаздывает ____.

2. Кто никогда не кричит ____.

3. Кто всегда очень вежлив с другими ____.

5. У кого голубые глаза ____.

6. Кто самый веселый и шутливый ____.

7. Кто самый серьезный ____.

8. Кто самый честный ____.

9. Кто самый добрый ____.

10. Кто самый справедливый ____.

Вопросы можно написать на доске. Затем дети должны в течение 10 минут вписать имена в карточку.

Соберите карточки и на следующем занятии объявите детям о результатах.

Затем поделите детей на группы и предложите каждой группе нарисовать цветок с лепестками качествами для всех детей группы. Из рисунков детей делается выставка.

МИР ТВОЕЙ ДУШИ


КОГДА Я МОЛЧУ

Попросите детей закончить предложения словами или рисунками:
Я люблю помолчать, когда я нахожусь __.
Тишина для меня - это__.
Когда я молчу, я чувствую __.
Когда я говорю, а все молчат, я чувствую __.
Когда все говорят, а я молчу, я чувствую __.
Когда я гуляю по лесу, я чувствую __.
Я люблю помолчать, когда я слушаю __.

После того как дети ответят на эти вопросы, попросите их написать небольшое сочинение на тему: «Что такое для меня тишина?»

Это задание можно выполнять при обсуждении любого понятия, например: красоты, улыбки, праздника.


ДОТРОНЕМСЯ ДО СЧАСТЬЯ

Крупными буквами напишите на доске слово СЧАСТЬЕ и попросите детей перечислить, каким бывает счастье, например: радостным, веселым, сияющим.

Затем включите спокойную музыку, попросите детей закрыть глаза и представить, что они дотрагиваются до счастья. Предложите детям нарисовать портрет своего счастья или описать свои ощущения от этого чувства.

Из рисунков и описаний детей сделайте стенд: «Когда мы дотрагиваемся до счастья».

Подобным образом проведите с детьми беседы о радости, любви, доброте и других понятиях.

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК УНИКАЛЕН И ЦЕНЕН


ТАЙНЫЙ ДРУГ

Предложите детям записать имя и фамилию каждого человека на отдельных листочках и свернуть их так, чтобы написанное нельзя было прочитать. Сложите свернутые листочки в коробку и предложите каждому ребенку вытянуть один из них. Попросите детей не рассказывать, кто им достался на листочке. Если кто-то вытянул свое имя, он вытягивает листочек снова.

Объясните детям, что тот человек, чье имя они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания.

Предложите детям нарисовать портрет своего «тайного друга» или написать ему письмо. Через несколько дней попросите детей угадать, кто был их «тайным другом» и проведите с ними беседу о дружбе.


ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ

Попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул.

Дети идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!

По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

Перед началом игры расскажите детям о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.


ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ

Для более старших детей предыдущее задание можно изменить.
Попросите одного из детей выйти из комнаты. Затем предложите каждому сказать в адрес вышедшего человека какой-либо комплимент. Запишите все комплименты, а затем позовите того, кто выходил из комнаты, и зачитайте ему записанное.

Это задание целесообразно проводить как можно чаще, чтобы дети приучились говорить друг другу хорошее.


СВЕЧА ЛЮБВИ

Попросите детей встать в круг и раздайте каждому маленькую свечку. Затем зажгите свечу одного из детей. Ребенок, чью свечу зажгли, должен сказать о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажечь своей свечкой его свечу.

Игра заканчивается, когда в круге зажгутся все свечи. После этого дети задувают свечи и делятся на группы. Каждая группа придумывает сказку о волшебной свече любви. Из рисунков детей делается выставка.


РАССКАЗ О ДРУГЕ

Предложите детям выбрать кого-либо из своих друзей и рассказать о нем, не называя его имени. Если детям трудно самим составить рассказ, предложите им ответить на вопросы:

Кого больше всего любит ваш друг?
Что больше всего любит делать ваш друг?
Какое у него любимое время года?
Есть ли у него любимые животные?
Как он любит одеваться?
Какое хорошее качество есть у вашего друга?
Какие книги он любит больше всего?
Какую музыку он любит больше всего? и т.д.

Дети должны угадать имя того, о ком рассказали.

Предупредите детей, что их рассказ должен быть направлен на положительные черты характера того или иного человека.

УЧИМСЯ ДОБРОТЕ


ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад.

Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.


ВОЛШЕБНАЯ БОЛЬНИЦА

Поделите детей на несколько групп и попросите их представить, что они врачи волшебной больницы, которая лечит от лени, хитрости, скупости, злости и т.д.

Дети выбирают по одному плохому качеству и придумывают рецепт и рекомендации, как помочь людям избавиться от этого качества.

Например:

Рецепт от лени

Каждый день с самого утра пить натощак напиток из плодов шиповника и нескольких капель эликсира трудолюбия. В течение дня через час после еды несколько раз потянуться и громким голосом произнести вслух все, что нужно сделать. На ночь необходимо записать все, что сделано, и составить план на следующий день. Затем нужно выпить стакан молока с несколькими мятными конфетами для хорошего сна.

Предложите детям подумать и описать, какими должны быть врачи в «Волшебной больнице».


ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ

Поделите детей на группы и предложите им представить себя золотыми рыбками, исполняющими только те желания, которые помогут людям стать лучше и добрее. Дети должны перечислить желания людей , которые исполнит или не исполнит их рыбка.

Например:

Золотая рыбка даст здоровье, поможет выучить иностранный язык, поможет научиться играть на музыкальном инструменте, поможет найти друга, свое призвание в жизни.

Золотая рыбка не даст красивый голос, красивую внешность, много денег, не поможет стать начальником, не поможет построить дом, не поможет выучить иностранный язык. Дети должны объяснить, почему золотая рыбка исполнит или не исполнит те или иные желания людей.

Затем по группам дети придумывают сказку о человеке, желание которого исполнила или не исполнила золотая рыбка .


ЛЮБИМОЕ КАЧЕСТВО

Попросите детей сесть в круг и предложите им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.

Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в классе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.

В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.

Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своем классе.


КОЛЕЧКО КРАСОТЫ

Скажите детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.


НЕСКОЛЬКО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИГР:


ЖИВАЯ СВЯЗЬ

Дети делятся на группы, и каждая группа выстраивается в линию, в затылок друг другу. На спине последнего ребенка педагог пальцем рисует какую-либо букву (цифру, фигуру). Этот ребенок, в свою очередь, рисует то, что он почувствовал, на спине стоящего перед ним. Рисунок передается по цепочке, пока не дойдет до первого человека. Он воспроизводит рисунок на доске или на бумаге. Задача детей как можно точнее и четче передать по своему ряду рисунок.

НЕ УРОНИ ДРУГОГО

Педагог делит детей на группы и ставит для каждой группы скамейку.
Затем детям предлагается добежать до своих скамеек и выстроиться на них. Когда команды выполнят это, детям дается задание перестроиться на своих скамейках по разным признакам, например:
по росту;
по алфавиту имен;

При этом нельзя ступать на пол или падать. Поэтому дети должны перестраиваться осторожно и помогать друг другу. Побеждает команда, которая перестроится быстрее и без падений.


Другой вариант игры:

Заранее приготовьте написанные на больших карточках буквы. Раздайте каждой группе разные буквы какого-либо одного слова. Каждая группа должна построиться так, чтобы образовалось слово из тех букв, которые ей достались. Побеждает группа, которая составит свое слово быстрее.


НАЙДИ ВЫХОД

Один человек или одна команда ставят другую команду или другого человека в трудную ситуацию, из которой нужно найти выход.

Например:

Ситуация: вы пошли в лес и заблудились.

Ответ: мы вспомнили, что у нас есть компас, и решили выбираться из лесу по компасу.

Ситуация: вы не знали, что компас сломался, когда один из вас упал. Пользуясь сломанным компасом, вы зашли еще глубже в лес.


ЧТО ТЫ УВИДЕЛ

Во время прогулки дети должны в течение минуты внимательно смотреть вокруг, а затем рассказать, что они смогли увидеть.

Дети получают очки за каждое явление или предмет, о котором они рассказали.

Побеждает самый наблюдательный. Набравший наибольшее количество очков получает приз.


ЧТО ЭТО ТАКОЕ

Попросите детей вооружиться каким-либо воображаемыми предметами: лопатой, чемоданом, чайником, музыкальным инструментом. Дети по очереди изображают мимикой и жестами свой предмет, а затем передают его другому. Жесты и мимика при передаче разных предметов должны соответствовать тому, что они передают.

Тот, кому передали предмет, должен догадаться, что это за предмет.

Разные варианты игры:

Не называется сам предмет, но дается его описание.

Называются разные вещи, для изготовления которых используется загаданный предмет.

Называются действия и события, в которых может участвовать загаданный предмет.

Дети изображают без слов, что можно делать с помощью загаданного предмета.

ДА ИЛИ НЕТ. ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ

Дети делятся на две команды. Одна команда должна загадать какой-либо предмет или какого-либо человека. Другая команда должна задать десять разных вопросов первой команде об этом предмете или человеке, а затем попытаться отгадать загаданное. Ответами на вопросы могут быть только «да» или «нет».


ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ

Один из детей делает какое-либо движение. Следующий за ним повторяет это движение и добавляет свое; следующий повторяет оба предыдущих движения и добавляет свое и т.д. Тот, кто сбивается, выбывает из игры. Победитель тот, кто ни разу не сбился.

ТВОРЧЕСКИЕ или КРЕАТИВНЫЕ ИГРЫ способствуют развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности, творческих способностей в широком смысле.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что же такое творческие способности?

Очевидно, что это понятие связано с понятием "творчество". Творчество – деятельность по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных ее вида. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В учебнике "Педагогика" п/р Н.И. Сластенина под творческой понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л. С., Пономарев Я. А., Давыдов В. В., Шмелев А. Г.).

В философском словаре под воображением понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое . Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. В.Петровский, Д. В. Менджерицкая и др). Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на "комбинирующей способности мозга".Отсюда продукты творческой деятельности выступают как "кристаллизованное воображение".

Л. С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

  • Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. "Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображения".
  • Воображение выступает как средство расширения опыта. Это "высшая форма связи" воображения с реальностью, которая возможна "только благодаря чужому или социальному опыту".
  • Воображение руководствуется эмоциональным фактором - внутренней логикой чувств, "чувства влияют на воображение". Это "наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения". И при этом воображение влияет на чувства, проявляется "закон эмоциональной реальности воображения".
  • "Воображение становится действительностью", когда оно кристаллизируется", "воплощается", начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это "полный круг" творческой деятельности воображения, возможный также и для "субъективного воображения", опирающегося на эмоции.

Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Отсюда - вывод о необходимости" расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…". Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды ("стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды").

Детское воображение имеет образный характер, его функционирование - это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами.

Е.П. Торранс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.

Э. Фромм понятие креативности трактует, как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  • способность к обнаружению и постановки проблем;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость - способность к продуцированию различных идей;
  • оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Народная педагогика всегда придавала большое значение развитию воображения. Характерной её чертой является умение приспособить для игры любой предмет: катушку ниток, деревянные брусочки, палочки, ветки, пузырьки, цветные лоскутики и ленточки, набитый ватой и перевязанный рукав или носочек в виде головы с юбочкой и т.д. Занимаясь домашней работой, взрослый усаживает ребёнка рядом и даёт ему поиграть разными предметами. Когда ребёнок с ними познакомился, няня меняет способ использования предмета: он наделяется новыми свойствами. Деревянный брусок или ложку она кладет на полку, на головку ребёнка, скатывает по руке, с подушки, с колена, приглашая малыша полюбоваться, приговаривая при этом: "Ах, красиво! Вот куда забрался!.. Сверху на тебя посматривает, вон улыбается! Достань его... покатился!".

В народных творческих играх всякий предмет может мгновенно менять значение: горсть камешков из курочки с цыплятами превращается в поезд с вагончиками или солдатиков. Повязанная платочком деревянная ложка становится важной дамой, а если платочек развязать и покачать ложку на нём, как на качелях, то это уже баюкают малыша в люльке.

Широко используются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребёнок. С ним совершают мнимые действия: "Ой сейчас на облако заброшу такого непослушного ребёнка!" - и тут же: "Нет, не заброшу, моя Леночка, хорошая, послушная!" Всем известны игры, в которых взрослый изображает телодвижения какого-нибудь животного: лошадки, быка, на котором предлагают покататься ребёнку, причём он сам, всем своим телом, ощущает, как трудно удержаться на лошадке, когда она скачет галопом, или на быке, идущем вразвалку.

Все эти забавы не только способствуют развитию воображения малыша, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Большое значение в народной педагогике придаётся ритму: это прибаутки и присказки, похлопывание и притопывание, сопровождающие игровые действия, ритмичные совместные игры, когда малыш должен двигаться в такт со взрослым. Детям нравится всё ритмичное: под ритмичную простую мелодию легче запоминаются новые слова, целые стихотворные строчки. Скоро и сам малыш начинает рифмовать слоги, слова, называть совершаемые действия и подбирать к названиям рифмы, создавая свои, новые слова, занимаясь, по существу, словотворчеством. Родителям важно не пропустить момент, когда это происходит, поддержать малыша, отметив эту его новую способность, и стимулировать её дальнейшее развитие, предложив ребёнку короткое стихотворение, возможно даже на иностранном языке, песенку или танцевальные движения, сопровождаемые ритмичной мелодией и стихами.

Итак, ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА – деятельность в условной ситуации, результатом которой становятся личностно значимые для играющих продукты воображения, представляющие собой ситуативно значимые материальные и духовные ценности.

Творческие игры предполагают наличие заданий с "открытым ответом" (отсутствием единственно правильного решения), в процессе этого вида игр учащиеся самовыражаются средствами того или иного вида искусства или иной деятельности, а в результате таких игр должен рождаться некий уникальный, не запланированный изначально результат.

Большинство творческих игр, основаны на различных формах тренинга как психологического, так и художественного, музыкального, театрального и пр.

К творческим играм относятся:

  • словесные: загадки, логические задачи (и загадки-истории), НОМО, игры в слова, ребусы, кроссворды, «Ассоциации», «Рифмы», «Цепочки» и т.д. + по аналогии, - с музыкальными звуками
  • наглядно-предметные: сома, сого, табло, спички, «Морской бой» и т.д.
  • соревновательные и интерактивные (викторины, «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн-ринг», «О, счастливчик», «Поле чудес» и т.д.
  • Пластические и драматические: «Живые фигуры», «Ожившие картины», «Угадайте фразу (название фильма, балета и т.д.)», «Немое кино-звуковое кино», «Превращения», «В разных стилях и жанрах» и т.д.
  • Изобразительные: «Пятна Роршаха», «Цветные квадраты», «Автопортрет» и т.д.
  • мозговой штурм (А.Осборн) – организация групповой формы мышления, не только позволяющая объединить творческие усилия отдельных индивидов, но и способствовать проявлению и повышению творческого потенциала каждого члена группы. Его цель – формирование алогического стиля мышления, свободного от контроля и критики рассудочного сознания; создание творческой атмосферы, обеспечивающей радость интеллектуального общения. В ходе штурма каждый член группы высказывает на предложенную тему любые мысли, не контролируя их течение, не оценивая их как истинные и ложные и стремясь побуждать других к подобным свободным ассоциациям идей. Все высказанное фиксируется, выбираются наиболее удачные решения (хотя это и не самое главное, приоритет – за развивающим эффектом. Мозговой штурм может быть использован в начале большой работы (поиск режиссерского решения при постановке спектакля, выбор средств визуализации музыкального произведения и т.п.) и в процессе творческих занятий.
  • синектика (У.Гордон, С.Альтшуллер) – «соединение разнородного» в творчестве и игре. Ее цель – формирование у личности особого видения проблемы, опирающегося на образы, метафоры, сравнения, аналогии, способствующие превращению известного в неизвестное, обычного в необычное; формирование аналогического мышления, центральную роль в котором играет критика. Синектика – основа метода фантастов и футуристов. В плане конкретных техник используются прямая, символическая, фантастическая, личностная аналогии.

ПРИМЕРЫ КРЕАТИВНЫХ ИГР

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА и ВЕРТОЛЕТ»

Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка плюс шестое слово, постороннее, например, вертолет…

Получилась прекрасная многоголосная история, в которой волка в момент, когда он стучится к бабушке, приметил вертолет дорожной полиции. «Что оно там делает? Чего ему надо?» - недоумевали полицейские. Вертолет ринулся вниз, а волк – наутек, прямо навстречу охотнику» Условия игры ясны, пример Приведен. Осталось найти несколько подходящих слов и одно неподходящее. В небольшой компании игру можно несколько видоизменить: пусть количество слов соответствует количеству играющих, слова распределяются по жребию, каждый по очереди придумывает фразу.

В такой игре нет выигравших и проигравших, в ней привлекает сам процесс, возможность блеснуть остроумием.

КРОКОДИЛ

Ребята делятся на две команды. Представитель каждой команды должен мимикой показать слово, которое загадывает ему команда-соперница.

ПРИДУМАЙ ПАРУ

Каждому из участников назовите эпитет (солнечный, мокрый, пыльный), и пусть он подберет к нему существительное (день, пол, чердак).

ЛАМПОЧКА

Ведущий для участия в игре приглашает юношу и девушку. Юноше дается задание - вкрутить воображаемую лампочку и не дать <Жене> помешать это сделать. Девушке сообщается, что её <Муж> хочет покончить жизнь самоубийством и она должна его остановить. О заданиях друг друга юноша и девушка не знают.

АББРЕВИАТУРА

Аббревиатура – это сокращение длинного названия до первых букв. Всем знакомы такие аббревиатуры, как КВН, ВУЗ, ЖЭК, ФСБ, НЛО. Даже название страны – США – это тоже аббревиатура. У нас в лагере тоже существует немало таких сокращений: ____________Расшифровать всем известную аббревиатуру очень легко. Но когда встречается новая, незнакомая аббревиатура, приходится ломать голову: что же означает это сокращение. Попробуйте представить некоторые слова как аббревиатуры и расшифруйте их: КИНО, АКТЕР, КАДР.

РЕПКА

На сцену приглашаются семеро добровольцев из зала. Их задача - под руководством ведущего изобразить сказку про репку. Между семерыми распределяются роли, каждый персонаж получает характерные для него фразу и движение.

Репка: - А вот она я! - показывает руками над головой ботву.
Дедка: - Тэкс-тэкс-тэкс! - потирает руки.
Бабка: - Убыла бы! - грозит кулаком.
Внучка: - Я готова! - жеманно.
Жучка: - Лай-лай-лай! - лает в сторону кошки.
Кошка: - Ну полай на меня, полай… - мурлыкая.
Мышка: - Чё надо? - грубо.

II. Еще одна сказка и еще один набор слов и движений.

Старик: - Не вопрос! - уверенно.
Старуха: - Не судьба! - вздыхая и разводя руками.
Амбар: - Напрягись! - напрягаясь.
Сусеки: - Ага-ага! - извиваясь и хихикая.
Колобок: - Чай, кофе, потанцуем! - изображая официанта.
Заяц: - Который час? - растерянно.
Волк: - Еду я домой.. - изображая гитару.
Медведь: - А чего вы тут делаете? - с глупым лицом.
Лиса: - Я не такая! - опять же жеманно.

МУЗЫКА

Для проведения данной игры необходимо тщательно поработать над подборкой мелодии или песни, которая бы соответствовала настроению праздника.

Всем участникам выдаются ручки и бумага, после чего предлагается под определенную музыку (пока она будет исполняться) писать о своих ощущениях, мыслях, образах, т.е. обо всем том, что вызывает в человеке данная музыка. Обязательным условием является соблюдение тишины в процессе прослушивания музыки, чтобы не мешать другим участникам и не влиять на их ощущения. Затем листы с тем, что на них написано, собираются и организатор зачитывает все написанное.

ТОЛЬКО ОДНА МИНУТА

Каждый из участников должен за минуту произнести речь на заданную ведущим тему. Темы могут быть самыми разными: от серьезных, типа "Предстоящие президентские выборы", до веселых, например: "Почему девочки боятся мышек?" Игрокам разрешено нести полнейшую чушь, главное - чтобы они не отклонялись от темы, не раздумывали долго и не повторялись.

Участники могут сами придумывать темы, названия которых они пишут на карточках, которые затем перемешиваются и вытягиваются ими. Тема выступления может представлять собою всего одно слово: "Небо", "Бегемоты", "Яблоко" и др.

Победителем становится тот, кто произнесет, по мнению ведущего или жюри, лучшую речь.

ДРУЖЕСКИЙ ШАРЖ

Участники пишут на карточках свои имена, после чего карточки сворачиваются, складываются в пакет и перемешиваются. Каждый участник вытягивает по одной карточке и читает имя, написанное там - на этого человека он рисует дружеский шарж. Чаще всего участники рисуют так, как умеют, но в результате получается дружеский шарж. По мере того, как шаржи будут нарисованы, участники могут дарить свои "произведения" тем, кого они рисовали. На обратной стороне можно писать какие-либо пожелания.

Шаржи можно затем вывесить где-нибудь на видномместе, сделав своего рода "Праздничную галерею". Можно провести конкурс "Кто это?", показывая участникам не подписанные шаржи, чтобы они определяли, кто изображен на рисунках (победителями можно считать тех, чьи шаржи определяли в наибольшей степени). Особенно хорошо данное игровое упражнение проходит в конце праздника, когда нарисованные шаржи с написанными на них пожеланиями участники забирают себе на память. Игра способствует созданию дружеской и непринужденной обстановки, позволяет реализоваться через рисование всем, независимо от умений и навыков.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Участники игры пишут на карточках какую-либо из известных им социальных (желательно семейных) ролей: "жена", "бабушка", "сын", "отец" и др. Затем все карточки сворачиваются, складываются в коробку или пакет и тщательно перемешиваются, после чего каждый участник вытягивает по одной карточке. Организатор игры предлагает всем сыграть в игру "Атомы-молекулы", закончив ее разбивкой участников по парам (если количество участников нечетное, то оставшийся участник может присоединиться к любой паре). Теперь ведущий предлагает всем участникам прочитать социальные роли, написанные на вытянутых ими карточках. В результате получаются различные пары социальных ролей, например, "отец" и "сын", "бабушка " и "жена" и т.п. Участникам необходимо в течение 10-15 минут придумать какой-либо сценический сюжет с этими ролями, после чего все "миниатюры" показываются. После показа каждой "миниатюры" зрителями определяется то, какие социальные роли были им представлены и то, насколько показанное соответствует повседневной действительности.

НОЕВ КОВЧЕГ

Всем знаком библейский сюжет: непосредственно перед всемирным потопом Ной, взяв "всякой твари по паре", посадил всю эту "живность" на огромный корабль и, соответственно, спас. Именно на этом посыле и строится данная игра.

Организатор игры заранее пишет на карточках названия животных и птиц мужского и женского пола (например: "кобыла" - "жеребец", "голубь" - "голубка", "свинья" - "боров" и т.д.). Затем карточки (в полной тишине!) раздаются участникам.

Участникам необходимо найти свою пару, используя только невербальные формы общения (позы, жесты, мимика) и не показывая друг другу карточки с написанными на них названиями животных и птиц.

Варианты:

Ноев ковчег - 2.

Участникам, вытянувшим карточки с названиями животных или птиц, необходимо закрыть глаза и найти свою пару только с помощью звуков, издаваемых определенным животным или птицей.

Он и она. На карточках можно писать известные пары людей (например: Отелло и Дездемона, Ромео и Джульетта, Иван-царевич и Василиса Прекрасная, Джек и Роуз ("Титаник"), рабочий и колхозница и т.п.). Необходимо найти свою пару с помощью определенных, свойственных конкретному герою, поз, жестов и мимики.

ЛИСТ-КИСТЬ

Клен, дуб, каштан и некоторые другие деревья обладают фактурной листвой. Ее и будем использовать вместо трафарета или штампов. Для первой техники разложим листья на бумаге, разведем акварель, окунем в нее зубную щетку – и, проводя пальцем по щетине, покроем лист бумаги разноцветными каплями. Листья можно снимать только после того как краски полностью высохнут.

Для «штамповки» используем более густую краску – ту же гуашь. Ее наносим толстым слоем на бумагу. Затем прижимаем к ней лист нижней стороной, чтобы краска покрыла прожилки. Осторожно перекладываем лист на будущую картину, аккуратно прижимаем и разравниваем: прожилки должны отпечататься четче, чем остальные части листа. Если использовать водостойкие краски для ткани, то такие «скелетные» отпечатки листьев можно использовать и для более серьезного декора.

КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА

Коллаж – жанр, в котором ребенок может проявить всю свою фантазию. В ход идет все: вырезки из маминых глянцевых журналов, фантики от конфет, газетные заголовки, пуговицы, спички, монеты, мелкие фигурки из яиц с сюпризом, ракушки и прочие детские сокровища. Сначала придумайте с ребенком сюжет, а затем воплощайте его в жизнь, сажая на клей и включая всю свою фантазию.

ОТ А ДО Я

Выберите одну-единственную букву алфавита: именно на нее будут начинаться все слова в длинном и связном рассказе, который ребенок должен составить. «Таракан Тициан тупо таращился, тихонько теребя теплые тапки». Подобные игры прекрасно развивают речь и обогащают словарный запас будущего писателя или драматурга.

"ПЕСНЯ-ПЕРЕВЕРТЫШ".

Кто-то загадывает песню, составленную из антонимов к словам настоящей песни, а другие отгадывают.
Ну например,
Задание:
Береза в поле умерла
Старела во поле
Весной и осенью толста
И красная была.
Отгадка: В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зеленая была.
Особенно ценны задания будут, если их делать в рифму и с аналогичным оригиналу размером. Тогда и угадывать проще и ценнее само задание.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции