Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Герои недели: пскр «дон» и пскр «изумруд. «Аметист» на посту. Россия выслала боевой корабль для защиты от ВМС Украины Сторожевой корабль изумруд

Птицы Новороссийска © Торгачкин Игорь Петрович

Средиземноморская чайка /

Larus michahellis /

Yellow-legged Gull

Город-герой Новороссийск

Новороссийская (Цемесская) бухта,

Черноморское побережье Кавказа.

Краснодарский край,

Южный ФО, Россия.

Средиземноморская чайка / Larus michahellis (Naumann, JF, 1840) / Yellow-legged Gull - крупная белоголовая чайка, по размерам и окраске похожа на серебристую чайку и хохотунью. Ноги и крылья относительно длинные, мощный клюв относительно короткий и тупой, шея мощная, темя плоское. Во время долгого крика сначала опускает голову, потом поднимает ее вертикально вверх, как клуша. Длина тела 58–68 см, размах крыльев 140–158 см, масса 800–1500 г. У взрослых птиц летом голова белая. Мантия темно-серая, примерно как у северных серебристых чаек, крылья темно-серые с обширным черным полем на конце крыла, которое захватывает 6, иногда 7 маховых перьев (от десятого до пятого или четвертого). Пятое маховое перо с довольно широкой черной полосой, крайнее маховое перо (десятое) — с небольшим белым предвершинным пятном, соседнее, девятое перо обычно тоже. У некоторых птиц десятое перо имеет полностью белый конец, как у типичной хохотуньи. Клюв ярко-желтый, с ярко-красным пятном на изгибе подклювья, которое часто переходит на надклювье. Радужина желтая, веки красные. Ноги исключительно ярко-желтые. Зимой взрослые птицы сохраняют в основном белую голову (в отличие от серебристой чайки), обычно с немногими мелкими светло-серыми пестринами вокруг глаз. У молодых птиц в гнездовом наряде оперение темное, но голова и низ тела быстро начинают светлеть и контрастировать с темной мантией и полностью черным клювом. Часто за глазом заметно темное пятно. Коричневые перья приобретают характерный теплый оттенок. У летящих птиц на внутренних первостепенных маховых перьях видно небольшое светлое поле. В редких случаях все внутренние первостепенные маховые перья темные. Темные внешние большие верхние кроющие перья крыла образуют неполную темную полосу. Третьестепенные маховые перья темно-бурые, с узкой светлой каемкой. Надхвостье и хвост белые, с контрастной черной предвершинной полосой и с белыми кончиками рулевых перьев. Испод крыла достаточно темный, с множеством темных пестрин на кроющих перьях, но светлее, чем у серебристой чайки. Средиземноморские чайки рано начинают линьку в первый зимний наряд и могут приобрести его уже в начале сентября. В течение первой зимы средиземноморская чайка, в отличие от серебристой чайки, сменяет некоторые кроющие перья крыла. Через год, во втором зимнем наряде, она, как и хохотунья, обычно выглядит уже старше серебристой чайки того же возраста, имея многочисленные сизые перья на мантии (сизое «седло») и среди кроющих перьев крыла. Голова и низ белые, темных пестрин мало или они вообще отсутствуют. Нижние кроющие перья крыла с многочисленными бурыми пестринами, менее чистые, чем у хохотуньи. В отличие от типичной хохотуньи, радужина начинает светлеть. В третьем зимнем наряде средиземноморская чайка обретает более взрослую внешность. Окраска изменчива. Мантия и верх крыльев темно-серые, с некоторыми черными кроющими перьями первостепенных маховых. Внешние первостепенные маховые перья черные, с небольшим белым предвершинным пятном на крайнем, десятом, маховом пере, иногда и на соседнем девятом, но белые пятна могут и вовсе отсутствовать. На пятом маховом пере есть черная полоска. Голова и низ белые. Хвост белый или еще с остатком черных пятен. Цвет клюва изменчив: желтый с черным и красным пятном в конце или еще в основном темный. Ноги желтоватые или еще розоватые. Взрослые птицы очень похожи на взрослых желтоногих серебристых чаек и в меньшей степени на хохотуний. Важно обращать внимание на цвет клюва (он ярко-желтый с крупным ярко-красным пятном на подклювье, переходящим на надклювье, что редко бывает у серебристой чайки и хохотуньи), черное поле на конце крыла (оно явно меньше и часто не заходит на пятое маховое перо у балтийских и северных серебристых чаек) и на пропорции (в сравнении с серебристой чайкой относительно длинные ноги и крылья; мощный, туповатый клюв, который иногда напоминает таковой у морской чайки). Во время долгого крика держит голову вертикально вверх, в отличие от серебристой чайки, которая держит голову под углом в 45 градусов. При определении молодых птиц в гнездовом и первом зимнем нарядах желательно хорошо рассмотреть птицу на земле и в полете. В сравнении с обычно более темными серебристыми чайками бросаются в глаза светлые голова и низ, контрастирующие с темными мантией, пятном за глазом и черным клювом. Заметно отсутствие явного светлого поля на внутренних первостепенных маховых перьях, которое характерно для молодых серебристых чаек. Другой важный признак - окраска третьестепенных маховых перьев. У средиземноморской чайки они темно-бурые, с узкой, равномерной светлой каемкой, в отличие от большинства серебристых чаек, у которых третьестепенные маховые перья более пестрые, с зазубренной каемкой. Хвост молодой средиземноморской чайки более контрастный, чем у серебристой, темных пестрин на нем меньше и предвершинная полоса темнее. Молодые средиземноморские чайки в гнездовом и первом зимнем нарядах отличаются от хохотуний пропорциями (особенно клювом), темным исподом крыла (он светлее или беловатый у хохотуньи), темным пятном за глазом (у хохотуньи обычно отсутствует). У хохотуньи светлое поле на внутренних первостепенных маховых перьях обычно чуть ярче. Неполная темная полоса, проходящая сверху по большим кроющим перьям, отличается от более развитой полосы по всем большим кроющим перьям у хохотуньи. Появление новых кроющих перьев в течение первой зимы фактически исключает серебристую чайку и говорит в пользу средиземноморской чайки или хохотуньи. От молодых клуш и халеев средиземноморская чайка отличается размером и пропорциями, более светлыми головой и низом, более белым хвостом с черной предвершинной полосой и наличием слабого светлого поля на внутренних первостепенных маховых перьях (у клуш и халеев оно отсутствует). Размер, окраска крыльев и хвоста также отличают средиземноморскую чайку от молодой морской чайки. В других нарядах отличается от хохотуньи пропорциями. У особей во втором зимнем наряде испод крыла темнее, чем у хохотуньи. Глаза начинают светлеть раньше, чем у хохотуньи. В сравнении с серебристой чайкой, во всех невзрослых нарядах выглядит чище и «взрослее». Населяет скалистые берега Средиземного и Черного морей, атлантическое побережье Марокко, Испании, Португалии и Франции, Канарские и Азорские острова. В результате расширения ареала в северном направлении стала гнездиться в небольшом числе в Швейцарии, Германии, Венгрии, Польше и других странах Западной и Центральной Европы. Ближайшие от России места гнездования находятся в Крыму. В конце лета и осенью эта чайка многочисленна по всему российскому побережью Черного моря. Возможно, там она и гнездится, но достоверных данных о гнездовании нет. Регулярно встречается на юге Балтийского моря, особенно осенью. Известны залеты в Финляндию, Эстонию и Московскую область. Несомненно, появление средиземноморских чаек можно ожидать и в Калининградской области. Некоторые птицы круглый год держатся рядом с колониями. Основная масса прилетает в феврале. Для гнездования предпочитает использовать скалистые берега, песчаные острова, долины рек, иногда крыши домов. Гнездо представляет собой ямку с разным количеством подстилки. Откладка яиц происходит в марте или апреле. В кладке 1–3 яйца оливково-коричневого цвета, с бурыми пятнами. Насиживают кладку оба родителя, но в основном самки в течение 27–31 дня. Птенцы начинают летать на 35–40 день. Питается рыбой, моллюсками, мелкими млекопитающими и птицами, яйцами и птенцами, падалью. Охотно посещает свалки. Источники информации:

BORDER PATROL SHIP PROJECT 22460 «RUBIN»


ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22460 «РУБИН»

Нарушителям государственной границы, браконьерам, наркоторговцам противопоставит скорость, эффективное вооружение, профессионализм экипажа пограничный сторожевой корабль (ПСКР) проекта 22460 нового поколения, созданный петербургскими корабелами.

26 июня 2009 года в 1500 на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» состоялись торжественные мероприятия, посвященные церемонии спуска на воду пограничного сторожевого корабля (ПСКр) «Рубин» (бортовой номер 501) нового поколения проекта 22460 для ПС ФСБ РФ и закладке двух пограничных сторожевых кораблей проекта 10412 «Светляк» для Вьетнама.
В 2006 году Северное ПКБ с проектом 22460 (главный конструктор Алексей Наумов) выиграло тендер у своих конкурентов, включая ЦМКБ «Алмаз», Федеральной пограничной службы РФ на пограничный сторожевой корабль нового поколения. Одним из условий конкурса была небольшая стоимость постройки корабля, кроме того победу обеспечил административный ресурс Северного ПКБ. Основным конкурентом этого проекта был ПСКР проекта 22100 с двумя газовыми турбинами, спроектированный в ЦМКБ «Алмаз». Предполагалось строительство этих патрульных кораблей для ФПС вести крупной серией и на нескольких судостроительных заводах.


Конкурент ПСКР проекта 22100 ЦМКБ «Алмаз»

На тендере для ФПС было и другое предложение ПСКР от Северного ПКБ с вертолетом Ка-226 и 57-мм артиллерийской установкой (АУ) А-220М, это развитие патрульного корабля проекта 22300. Так же подготовлен этим же бюро патрульно-сторожевой корабль ПК-500 базе варианта ракетного корабля ПС-500, с таким же составом вооружения. Модель одного из вариантов этого корабля несколько раз демонстрировалась на выставке Интерполитех в Москве и Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. На основном варианте ПС-500 предусмотрена установка 100-мм корабельной артустановки А-190Э, восьми ТПК с ракетами Х-35 (комплекс «Уран») и 30-мм автомата типа АК-630М.


Модель патрульно-сторожевого корабля ПК-500 на МВМС-2009

ЦМКБ «Алмаз» для пограничников подготовило проект 12300П патрульного корабля с вертолетом и одной 76-мм пушкой АК-176М, пулеметами. Базовый вариант корабля проекта 12300П – ракетно-артиллерийский корабль проекта 12300 «Скорпион» оснащен боевой информационно-управляющей системой «Сигма-12301», инерциальной системой навигации и стабилизации «Ладога-МЭ-12300», автоматизированным комплексом связи типа «Буран», изделием 6730-7 системы госопознавания, интегрированной навигационной системой «Горизонт-25». Набор этих средств типичный для российских кораблей малого водоизмещения. Основное вооружение корабля ракетный комплекс «Яхонт», 100-мм артустановка А-190 и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан».


Модель пограничного сторожевого корабля проекта 12303 на МВМС-2007

В августе 2007 года Судостроительная фирма «Алмаз» победил в тендере среди восьми заводов — строителей, объявленном ПС ФСБ РФ на строительство нового корабля проекта 22460. Это позволило 3 сентября 2007 года произвести церемонии закладки ПСКР нового поколения проекта 22460 (зав. № 501) на «Алмазе» в торжественной обстановке с участием руководства города и пограничной службы России. Как отметил тогда руководитель Пограничной службы Владимир Проничев, в настоящее время море активно используется трансграничными преступными группировками, в частности для пиратства и нелегальной миграции. «Угрозы приобрели широкомасштабный характер, и для того, чтобы противостоять им, необходимо создать эффективную систему береговой охраны», — сказал он.

Корабль проекта 22460 строится в кооперации с большим числом западных партнеров. В проекте, в частности, принимают участие Германия, Италия, Франция, Норвегия, Австрия, Финляндия. Некоторые западные «ноу-хау» будут внедрены впервые. Сегодня пограничники мира работают очень взаимосвязано по охране границ, обороне, спасению, кроме того, у западных стран появляется возможность апробировать свои технологии по более низкой стоимости.
Корабль проекта 22460 водоизмещением 630 тонн предназначен для охраны государственной границы, природных ресурсов внутренних морских вод и территориальных морей, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, борьбы с террористами, браконьерами и пиратами, проведения аварийно-спасательных работ, осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий.
Корабль спроектирован по требованиям пограничных сил РФ с расчётом его нахождения в море до 270 суток в год. Он имеет стальной корпус с двойным днищем и двойным бортом для сохранения плавучести и возможности выполнения боевых задач даже после столкновения с судами, кораблями катерами нарушителями. Главная энергетическая установка (ГЭУ) дизельная, в ней установлены дизеля немецкой фирмы MTU. Совсем недавно морские пограничные части пополнились патрульным кораблем проекта 6457С «Спрут» на котором так же установленная ГЭУ фирмы MTU — дизель-электрическая (дизель мощность 5200 кВт + электромотор мощностью 600 кВт).
На корабле будет базироваться один легкий вертолет типа Ка-226 фирмы «Камов». Однако размещение вертолета в ангаре не предусмотрено, для есть только взлетно-посадочная площадка. Базовая модель Ка-226 создана в 1997 г., получила российский сертификат типа в 2005 г. и серийно производится. Ка-226 является дальнейшим развитием и модернизацией вертолета Ка-26. Ка-226 сохранил преимущества модульной компоновки своего предшественника. Она оснащена надежными и проверенными многими годами эксплуатации американскими двигателями «Аллисон» 250-C2R/2, созданными компанией «Роллс-Ройс». Применение иностранной силовой установки позволило «камовцам» обойти временно возникшую проблему отсутствия аналогичного отечественного двигателя и значительно расширило экспортные возможности вертолета. Применение двух газотурбинных двигателей обеспечивает повышенную безопасность полетов и расширенную область применения вертолета (полеты над водной поверхностью, над городом, спасательные работы).


Легкий вертолет Ка-226 на МАКС-2005

Вертолет этой модели уже находится в серийном производстве с 2003 года, сейчас создается его новая модификация Ка-226Т с французским двигателями. Серийное производство Ка-226 развернуто на Оренбургском ПО «Стрела» и Кумертауском авиационном производственном предприятии.
Использование на Ка-226 альтернативной силовой установки с более мощными французскими двигателями «Арриус» 2G1 фирмы «Турбомека» помогло конструкторам значительно улучшить летно-технические характеристики машины, особенно при эксплуатации в высокогорных районах и в местностях с жарким и влажным климатом. Благодаря новым «высотным» двигателям модифицированный Ка-226Т идеально подходит к условиям индийского конкурса на легкий и многоцелевой вертолет. Легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т, оснащенный двумя двигателями Turbomeca Arrius первый полет выполнит, вероятно, выполнит в 2009 году.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА КА-226 (КА-226Т)

Макс. взлетная масса, кг 3400
Двигатель (кол-во, тип, марка) 2 х ГТД Allison 250-C20R/2 или «Арриус» 2G1
Взлетная мощность, л.с. 2х460 или 2х670 л.с.
Экипаж 1300-1500
Макс. скорость, км/ч 220
Крейсерская скорость, км/ч 197
Статический потолок, м 2000
Практический потолок, м 5000
Дальность, км 600
Продолжительность, ч 4,5
Размеры вертолета
Длина, м 8,1
Высота, м 4,19
Ширина, м 3,25
Диаметр несущего винта, м 13,0

Корабль оборудован самыми современными средствами навигации и связи, имеет систему автоматизации управления кораблем. Вооружение корабля — одна пушка калибра 30-мм и два пулемета, что считается достаточным для выполнения патрульных задач, на корабль возлагаются так же спасательные задачи.
На корабле установлена скорострельная шестиствольные 30-мм автоматическая пушка АК-630М. Она разработана в тульском КБ приборостроения и серийно выпускается предприятием «Туламашзавод». АК-630М предназначена для вооружения кораблей с основной задачей: уничтожение противокорабельных ракет, самолетов, вертолетов и других средств воздушного нападении противника; поражение малоразмерных морских надводных целей и расстрел плавающих мин, поражение видимой открытой живой силы и огневых точек противника на берегу. На установке применен шестиствольный автомат с вращающимся блоком стволов АО-18 (начальная скорость снаряда 875 м/с). Охлаждение блока стволов автономное жидкостное.
Был проработан вариант проекта 22460 с размещением одной пушки А-220М (разработчик ЦНИИ «Буревестник», изготовитель – завод «Арсенал») калибра 57 мм и двумя пулеметами, что считалось достаточным для выполнения патрульных и спасательных задач.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ УСТАНОВОК

Характеристики

Тип артиллерийской установки

Калибр, мм
Дальность стрельбы, км

5 (4- эффективная)

Досягаемость по высоте, км
Скорострельность, выстр./мин
Углы возвышения, град.

От –10 до +85

От -12 до +88

Угол горизонтального наведения, град.
Количество патронов в установке

2000 в магазине (дополнительно 1000 в круглом барабане)

Масса артустановки, т

Кроме этого на корабле будут размещены два крупнокалиберных 12,7-мм пулемёта «Корд» 6П59 на установке 6У16 (габариты: 1980 х 810 х 1625 – регулируется, масса: 80 кг). Он предназначен для борьбы с легкобронированными целями и огневыми средствами, уничтожения живой силы противника на дальностях до 1500-2000 м и поражения воздушных целей на наклонных дальностях до 1500 м. П1улемет и установка производятся на ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева» (г. Ковров Владимирской области).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУЛЕМЁТА «КОРД»

Калибр, мм 12,7
Темп стрельбы, выстрелов в миниту не менее 600
Начальная скорость пули м/с 820..860
Прицельная дальность стрельбы, м до 2000
Масса ствола, кг 9,25
Масса снаряженного магазина, кг 11,1
Масса ленты, снаряженной 50 патронами, кг 7,7
Угол горизонтальной наводки пулемета
относительно неподвижных сошек ± 15°
Кучность боя (R50) на дистанции 100 м, мм не более 300
Технический ресурс, выстрелов 10000
Бронепробиваемость на 100 м, мм до 20

На корабле проекта 22460 установлена оптико-электронная устройство, которое может использоваться для управления оружием. Оно так же может использоваться автономно в качестве общекорабельного визира наблюдения поиска (автономно или по целеуказанию) и целеуказания. Сегодня в распоряжении российского ВМФ уже имеется вариант подобной системы – это оптико-электронная система управления (ОЭСУ) стрельбой корабельной артиллерии СП-520М, представленная КБ «Аметист» в двух вариантах на Международных военно-морских салонах 2005 — 2009 годов в Санкт-Петербурге. Этот прибор является модернизацией уже известной системы СП-520Э «Конденсор-М».


СП-520М предназначена для автономно или по целеуказанию от других средств поиска, сопровождения целей, управления стрельбой артиллерией и РСЗО. Обычно эта система входит в общую структуру многофункционального, многоканального комплекса артиллерийского вооружения. ОЭСУ имеет четыре внешних канала получения информации: визуальный канал, телевизионные дневной и ночной каналы, лазерный дальномер (1,06 мкм). В кооперации изготовителей СП-520М задействованы КБ «Аметист» (ОЭСУ), ОАО «ЛОМО» и НПК «Пуск» (оптико-электронный модуль).


Оптико-электронная система управления СП-520М

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ТИПА СП-520М

Характеристики

СП-520-М-1

СП-520-М-2

Визуальный канал

Широкое поле зрения, град.
Узкое поле зрения, град.
Увеличение, крат.

Телевизионный дневной канал

Поле зрения, град.

Телевизионный ночной канал

Поле зрения, град.

Лазерный дальномер

Энергия в импульсе, мДж
Пределы измерения, м
Частота измерения, Гц

Пределы наведения

По курсовому углу, град.
По углу места, град.

— 250 до +600

Точность измерения координат (СКО)

По углам, угл. мин
По дальности, м

Скорость наведения, град. /c

При перебросе
При слежении

Масса, кг

оптико-электронный модуль (ОЭМ)
полная

Другие данные

Стабилизация линии визирования
Электропотребление, кВа
Боевой расчет, чел.

1 оператор

1 оператор


На корабле размещается навигационно-тактический комплекс «ТРИМС-22460», созданный в санкт-петербургской фирме «Трансзас». На VII Конкурсе АСов КОМПьютерного 3D-моделирования. 2009 года эта работа заняла II место по Машиностроению. Авторы Ю.Д.Винокуров, В.В.Купфер, Н.В.Цветков и Д.В.Макаров.


Навигационно-тактический комплекс «ТРИМС-22460»

Есть большая доля вероятности, что корабль этого проекта будут предлагать за рубеж. Для этого в Северном ПКБ подготовлен специальный проект 22460Э. Известно, что еще в октябре 2006 года компания «Рособоронэкспорт» предполагал такой корабль на тендер для Греции. Кроме этого Северное ПКБ базе корабля проекта 22460 предлагает патрульно-спасательное судно ПС-600 без вооружения, но с легким вертолетом типа Ка-226. Модель такого варианта корабля недавно демонстрировалась на МВМС-2009 в Санкт-Петербурге.


Патрульно-спасательное судно ПС-600


Модель патрульно-спасательного судна ПС-600 на МВМС-2009

Сторожевик проекта 22460 отличается от своих предшественников не столько вооружением, сколько кораблестроительными качествами, говорил в 2008 году Генеральный директор Северного ПКБ Владимир Спиридопуло, в то время главный инженер бюро. Так, корабль сможет нести службу при волнении моря в 6 баллов, при этом свободно маневрировать. У сторожевика новая форма корпуса, повышенная мореходность. Скорость на спокойной воде — 30 узлов.


Первый корабль «Рубин» (зав. № 501) проекта 22460

Как отмечают специалисты корабль проекта 22460 является «кораблем 21-го века». При его создании используются не только нано- но и пикотехнологии. Все процессы на корабле автоматизированы, и решение всех задач выполняется полностью в автоматическом режиме. В 2009 г. ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» (Санкт-Петербург) приступил к его ходовым испытаниям.
25 ноября 2011г. ПСКр «Бриллиант» проекта 22460 (зав. № 502), второй в серии или первый серийный корабль, был спущен на воду. К настоящему времени уже построен второй серийный корабль «Жемчуг» проекта 22460 (зав. № 503).
На СФ «Алмаз» ведется строительство однотипных ПСКр «Изумруд» (зав. №504), «Аметист» (зав. №505). В ноябре 2013 года Судостроительная фирма «Алмаз» подписала контракт на строительство ещё трёх пограничных сторожевых кораблей проекта 22460 «Охотник» (зав. №№ 506-508) для Береговой охраны ФСБ России.
К строительству кораблей серии была подключена «Восточная верфь» во Владивостоке, на ней сегодня ведется строительство ПСКр «Сапфир» (зав. №300) и «Коралл» (зав. №301), еще один корабль (зав. №302) там начал строиться.
Первый корабль «Рубин» (зав. № 501) проекта 22460 базируется на Черном море. Он принял участие в обеспечении безопасности Олимпиады 2014 года в Сочи.


Первый корабль «Рубин» (зав. № 501) проекта 22460 на СФ «Алмаз» 26.06.2009 г.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ПАТРУЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ

Характеристики

Проект 22460

типа ПК-500

проект 12300П (12303) «Скорпион»

проект 22100

Проектант

Северное ПКБ

Северное ПКБ

ЦМКБ «Алмаз»

ЦМКБ «Алмаз»

Завод-строитель

СФ «Алмаз»

Состояние

ведется строительство

проект в 2000-х годов

проект в 2000-х годов

проект в 2006 году представлен на тендер

Водоизмещение, т
Длина, м
Ширина, м
Осадка, м
Главная энергетическая установка

дизельная

дизель-газотурбинная

дизель-газотурбинная типа CODAG

дизель-газотурбинная

Скорость полного хода, уз
Дальность плаванья, миль
Автономность, сут
Экипаж, чел

Вооружение

Артиллерийское

1х30 – АК-630М (1х57-А-220М – вариант)

1х57-А-220М (1х100-А-190 – вариант)

1х30 – АК-630М

Пулеметы

2 х 12,7 мм «Корд»

2 крупнокалиберных

Авиационное

вертолет Ка-226 (ВПП)

вертолет Ка-226 (ВПП)

вертолет Ка-226 (ВПП)

26 июня 2009 года российские пограничники праздновали знаменательное событие - спуск на воду нового пограничного патрульного корабля проекта 22460 (шифр «Охотник»), получившего название «Рубин». Часто данное судно называют просто «Проект 22460». Спуск произошел на мощностях судостроительной фирмы «Алмаз» в городе Санкт-Петербурге. Данное судно было заказано Пограничной службой ФСБ РФ. 13 ноября 2009 года оно прошло государственные испытания и было принято в ряды Черноморско-Азовского ПУ. Сегодня мы познакомимся с этим кораблем подробнее и узнаем, чем он отличается от предшественников.

Предназначение

В задачи корабля «Проект 22460» входит:

  1. Охрана границы и территориальных вод.
  2. Охрана континентального шельфа.
  3. Аварийно-спасательные работы.
  4. Экологический контроль.
  5. Ликвидация последствий природных катастроф.

Кроме того, судно такого класса может вести борьбу с морским пиратством и терроризмом. Официально его относят к пограничным сторожевым кораблям второго ранга.

Строительство

Благодаря высокому качеству подготовки и технической документации, разработкой которой занималось «Северное ПКБ», были обеспечены высокие темпы строительства судна. На его возведение ушло немногим более двух лет. Данное конструкторское бюро активно использует в своих разработках систему FORAN, которая позволяет осуществлять трехмерное проектирование. Система активно применяется для надводных боевых суден с 1998 года. Ранее в России аналогов корабля «Проект 22460» не было.

Особенности

Основная отличительная черта судна «Рубин» - наличие взлетно-посадочной площадки для нетяжелого вертолета. Для него же на судне может быть оборудован ангар. Удивительно, что все это помещается на корабле водоизмещением до 700 тонн. К примеру, аналогичное по водоизмещению шведское судно Visby, долгое время считавшееся самым малым боевым судном, может похвастаться только наличием на борту вертолета, без ангара.

Важнейшей особенностью корабля является то, что в его находится наклонный слип, на который можно установить быстроходный надутый катер. Такие катера применяются, например, для доставки досмотрщиков на судно, нарушившее те или иные правила. 2 катера и вертолет на борту в значительной мере расширяют возможности судна.

Сторожевой корабль проекта 22460 отличается также высоким уровнем модернизационного ресурса. Благодаря применению технологий трехмерного моделирования на всех стадиях проектирования, разработчикам удалось максимально рационально разместить механизмы и системы в корпусе. Это обеспечивает высокую ремонтопригодность и возможность быстрой модернизации. Судно «Проект 22460» выглядит очень современно. В его внешнем виде воплощены технологии stealth. Заметность во всех диапазонах излучения минимальна, как и уровень физических полей.

Конструкторы учли, что судно будет эксплуатироваться в разных климатических условиях. Максимум, на что оно способно, - работа в битом льду толщиной не более 200 мм.

Вооружение

Корабль вооружен одной шестиствольной артиллерийской установкой АК-630 калибром 30 мм и двумя пулеметами «Корд» калибром 12,7 мм. При необходимости (к примеру, в случае военной мобилизации) на нем предусмотрен монтаж пусковых установок ПКР «Уран», дальность стрельбы которых достигает 130 км.

Мореходные качества

Уже на первых испытаниях стало ясно, что судно имеет весьма неплохие мореходные качества. Германский мотор фирмы MTU, которым оснащается пограничный корабль проекта 22460, считается лучшим в своем классе. Вместе с удачной конструкцией обводов корпуса он позволяет судну на протяжении продолжительного периода времени поддерживать приличную скорость. При волнении в 4-5 баллов она составляет порядка 25 узлов. При отсутствии волн корабль может достичь скорости в 30 узлов. При этом выбег судна с полного хода до «стопа» составляет порядка двух с половиной сотен метров. А чтобы корабль перешел с полного переднего на полный задний ход, нужно всего 90 секунд.

Управление

Управляемость судна находится на весьма высоком уровне. Диаметр циркуляции на полном ходу составляет 4,5 длины корабля. На разворот в 360 градусов ему достаточно минуты. При развороте используется подруливающее устройство. При скорости до 5 узлов (на малых ходах) судно управляется с помощью специального джойстика. Важным параметром является возможность удерживания корабля в одной точке. Это очень удобно при спасательных и досмотровых операциях.

Еще одним весомым достоинством кораблей «Рубин» стал их класс автоматизации. Благодаря современной мостиковой системе ТРИМС разработчикам удалось довести уровень автоматизации до класса А1. Это позволило сократить численность экипажа, несущего вахту в сторожевой рубке, до трех человек. При этом они смогут управлять всеми системами и механизмами судна. Конечно же, каждый из членов экипажа должен быть профессионалом.

Бытовые условия

На сторожевом корабле проекта 22460 очень комфортные условия жизни. Здесь даже есть сауна и бассейн. Экипаж размещается в удобных блок-каютах с эргономичной мебелью. В каждой из кают есть индивидуальный санузел с душевой кабиной и система кондиционирования. Для обеспечения судна пресной водой работает опреснительная установка. Горячая вода подается круглосуточно.

Система видеонаблюдения позволяет регистрировать все действия внутри корабля и осуществлять к примеру за подлетом и посадкой вертолетов.

Старшие братья

Суда, созданные «Северным ПКБ», уже давно зарекомендовали себя с положительной стороны среди российских пограничников. Еще в 1983 году в состав ПВ КГБ СССР вошел первый ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»). Эта серия суден предназначалась для охраны экономической зоны протяжностью в 200 миль, на базе головного корабля проекта 1135. Благодаря отказу от противолодочного РК конструкторы смогли разместить на палубе ангар, в котором постоянно базировался поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС. Вообще, суда проекта 11351 вышли весьма удачными: высокая мореходность, сильное вооружение, работоспособность едва ли не в любых условиях. Корабли проекта 22460 «Охотник» будут охранять прежде всего территориальные воды РФ.

Происхождение названия

Традиция давать пограничным драгоценных камней зародилась еще в начале двадцатого века и была продолжена после Второй мировой войны. В середине 70-х специально для пограничных войск была построена серия суден проекта 1124П. В нее вошли такие корабли, как «Изумруд», «Жемчуг», «Аметист» и другие. Когда встал вопрос о названии нового корабля возрождающегося пограничного флота, было принято решение продолжить старую традицию.

Служба и перспективы

Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 (шифр «Охотник») с 2010 года несет службу на просторах Черного моря. В 2014 году он принимал участие в вод во время Олимпийских игр в Сочи. По последним данным пограничной службы ФСБ России, проект 22460 будет реализован минимум 25 сторожевыми судами. Вслед за головным «Рубином» были построены еще несколько судов проекта. Первым из них стал «Бриллиант». Он был спущен на воду 25 ноября 2011 года. После ряда испытаний и достройки корабль отправился нести службу в составе Каспийского пограничного управления.

В мае 2012 года было заложено два судна по данному проекту - «Сапфир» и «Коралл». На этот раз строительство было организовано на предприятии «Восточная верфь». Тем временем завод «Алмаз» к июлю 2014 года построил еще два корабля - «Жемчуг» и «Изумруд». На данный момент идет строительство еще нескольких суден в рамках государственного заказа «Проект 22460 "Охотник"». Разработчики и строители судна «Рубин» и последующих кораблей проекта уверены, что судна будут с честью носить свои имена.

Заключение

Сегодня мы с вами узнали, что собой представляет сторожевой корабль проекта 22460. Резюмируя выше сказанное, стоит отметить, что «Рубин» и последующие корабли проекта представляют собой пограничные патрульные суда второго ранга, которые можно отнести к малым корветам. Они предназначены для охраны государственных границ, проведения спасательных и аварийных работ, экологического контроля и ликвидации последствий природных катастроф.

Корабль проекта 22460 отличается от своих предшественников не только обновленным вооружением, но и повышенной функциональностью. Он свободно маневрирует при волнении в 6 баллов и может достигать скорости в 30 узлов. Благодаря слипу в кормовой части с корабля можно спускать быстроходный катер. Ну а благодаря ангару, расположенному прямо на палубе, можно хранить и обслуживать небольшой, но очень полезный вертолет. При всем этом, на относительно небольшом судне очень комфортные условия для жизни и работы моряков. Вот такие они, сторожевые корабли нового поколения.

Пограничный сторожевой корабль 2 ранга «Аметист» Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым .

Приказ о выходе на службу в данный район Черного моря «Аметист» получил после инцидента, произошедшего накануне.

По данным Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым, 15 декабря в 10:15 мск к самоподъемной плавучей буровой установке (СПБУ) «Таврида», принадлежащей «Черноморнефтегазу», подошел корабль Госпогранслужбы Украины.

Командир корабля связался по радиостанции с СПБУ «Таврида» с требованием предоставить информацию о составе экипажа и целях нахождения российской буровой установки в данном районе. Капитан СПБУ понимая, что украинская сторона не имеет полномочий на запрос подобного рода, информацию не предоставил.

Затем украинский корабль направился на объекты «Черноморнефтегаза», находящиеся на Голицынском газоконденсатном месторождении, где осуществил их фото- и видеосъемку.

После получения информации о действиях украинского боевого корабля руководство Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым приняло решение о принятии мер по защите интересов России.

Прибыв к месту несения службы, сторожевой корабль «Аметист» обнаружил в непосредственной близости от российской буровой платформы два корабля ВМС Украины.

«Аметист» приступил к боевому патрулированию района с целью предотвращения возможных провокаций в зоне работы «Черноморскнефтегаза».

Новейший корабль проекта «Рубин»

Патрульный сторожевой корабль территориального моря второго ранга «Аметист» был построен на верфях ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» в Петербурге. Погранслужбе ФСБ РФ «Аметист» был передан в октябре 2014 года, на год ранее установленного контрактом срока. После завершения испытаний корабль приступил несению боевой службы на Черном море. Базируется сторожевик в Балаклаве.

«Аметист» относится кораблям проекта 22460 «Рубин». Он предназначен для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной границы в задачу кораблей этого класса могут входить операции по борьбе с терроризмом и морским пиратством.

Головной корабль проекта «Рубин» заступил на боевую службу в 2010 году. Он принимал участие в обеспечении безопасности зимней Олимпиады-2014 в Сочи.

Всего планируется построить 30 кораблей данного типа. В настоящее время несут боевую службу 6 кораблей проекта 22460, новейшим из которых является «Аметист». Еще пять кораблей данного типа находятся на стадии строительства.

Для пиратов вертолет и артустановка, для экипажа — сауна с бассейном

«Аметист» и его «собратья» могут нести боевую службу при волнении моря в 6 баллов, при этом свободно маневрируя. Корабли проекта 22460 обладают повышенными мореходными качествами и могут развивать скорость до 30 узлов.

Внешние обводы корабля разработаны с применением элементов стелс-технологии.

Уникальность кораблей данного проекта заключается в том, что при небольшом водоизмещении они способны принимать на борт вертолет, значительно расширяющий функциональные возможности судна.

«Аметист» может вести наблюдение и контролировать значительные площади, удаленные от береговой зоны. Данные передаются на борт судна при помощи специальной информационной системы, созданной с помощью современных электронных технологий. Немало процессов в управлении корабля автоматизировано, потому и численность экипажа сведена к минимальному числу.

Экипаж корабля составляет 24 человека. Боевое вооружение «Аметиста» состоит из одной 30-мм автоматической шестиствольной артустановки АК-630, и двух 12,7-мм пулеметов «Корд». Боевая мощь сторожевика может быть усилена за счет размещения на его борту артустановок А-220М и пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса «Уран».

Для нужд экипажа «Аметист» оснащен опреснительной установкой и сауной с минибассейном.

Вполне вероятно, что во время патрулирования в районе буровых установок «Черноморскнефтегаза» российских морякам понадобится только сауна с минибассейном, а не боевое вооружение. Само присутствие российского боевого корабля способно отбить охоту к осуществлению разного рода сомнительных авантюр.

26 июня 2009 года у морских пограничников произошло знаменательное событие – в Санкт-Петербурге на судостроительной фирме «Алмаз» был спущен на воду пограничный сторожевой корабль нового поколения «Рубин» (проект 22460), построенный специально по заказу Пограничной службы ФСБ России. 13 ноября того же года были успешно завершены его госиспытания и после подписания приемного акта корабль 12 мая 2010 г. был принят в состав Черноморско-Азовского погрануправления ПС ФСБ РФ.

ПСКР «Рубин» предназначен для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, проведения аварийно-спасательных работ, а также экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Корабль такого класса способен вести борьбу с терроризмом и морским пиратством. Официально он относится к пограничным (патрульным) сторожевым кораблям территориального моря второго ранга.

Высокие темпы строительства корабля (с сентября 2007 по ноябрь 2009 г.) были обеспечены во многом благодаря высокому качеству технической документации, разработанной проектной организацией «Северное ПКБ», где широко применяется система трехмерного проектирования FORAN (активно используется в проектах боевых надводных кораблей с 1998 года). Аналогов этому кораблю нового поколения до этого времени в России не было. Одна из основных особенностей ПСКР «Рубин» – наличие на борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета, для базирования которого может быть оборудован ангар. И все это удалось разместить на корабле водоизмещением менее 700 тонн. На шведском корвете «Visby» аналогичного водоизмещения, который до недавнего времени считался самым малым боевым кораблем с вертолетом на борту, ангара нет – только вертолетная площадка.

Еще одна важная особенность – наличие в кормовой части наклонного слипа, на котором может быть установлен быстроходный жестко надутый катер, предназначенный, например, для быстрой доставки досмотровой партии на судно-нарушитель. И поисковый вертолет, и 2 катера на борту значительно расширяют возможности этого относительно небольшого корабля.

Корабли этого проекта имеют высокий уровень модернизационного ресурса, а применение технологий электронного 3D моделирования, начиная с самых ранних стадий проектирования, обеспечило рациональное размещение механизмов и систем в корпусе и высокую ремонтопригодность. Если говорить о внешнем облике корабля, то бросается в глаза его современная архитектура, соответствующая технологии «stealth» с максимальным снижением заметности во всех диапазонах излучения и снижением уровней физических полей.

Учитывая непростые климатические условия России в различных регионах, от Камчатки до Каспия и Балтики, корабль спроектирован так, что может эксплуатироваться даже в битом льду толщиной до 20 сантиметров.

Вооружение состоит из одной шестиствольной 30-мм автоматической артиллерийской установки АК-630 и двух 12,7-мм пулеметов . В случае необходимости (например мобилизация в военное время) на корабле предусмотрено размещение пусковых установок ПКР «Уран» с дальностью стрельбы до 130 км.

Ходовые испытания показали хорошие мореходные качества корабля. На нем установлены одни из лучших в своем классе главные двигатели фирмы MTU (Германия). Это наряду с оптимальными обводами корпуса позволяет ПСКР «Рубин» длительное время поддерживать достаточно высокую скорость хода – около 25 узлов при волнении до 4-5 баллов. На спокойной воде корабль развивает скорость до 30 узлов. Выбег корабля с полного хода до «стопа» составил около 250 метров, а время перехода с полного переднего хода на «полный задний» – всего 90 секунд.

Управляемость также полностью соответствует требованиям заказчика. Диаметр циркуляции составил 4,5 длины корпуса на полном ходу, а время полного разворота (на 360 градусов) с использованием подруливающего устройства – не более минуты. На малых ходах (до 5 узлов) корабль управляется с помощью «джойстика» и позволяет удерживаться в заданной точке, что очень важно при досмотровых и спасательных операциях.

Весьма важное достоинство – высокий класс автоматизации. Современная мостиковая система ТРИМС позволила довести уровень автоматизации до класса А1, что дало возможность сократить число членов экипажа, несущих постоянную вахту в ходовой рубке, до трех. При этом осуществляется управление всеми системами и механизмами корабля, что требует высокого уровня профессионализма каждого члена экипажа.

На ПСКР «Рубин» комфортные бытовые условия – есть даже сауна с бассейном. Весь экипаж размещается в комфортабельных блок-каютах. Все каюты с современной эргономичной мебелью, индивидуальными санузлами с душевыми кабинами, круглосуточным обеспечением горячей водой и системой кондиционирования воздуха. Есть система видеонаблюдения, которая позволяет фиксировать любые перемещения как внутри корабля, так и вести наружное наблюдение, в том числе за подлетом и посадкой вертолета.

Корабли, разработанные в «Северном ПКБ» давно знакомы нашим морским пограничникам. Еще в 1983–1990 годах в состав морских частей пограничных войск КГБ СССР вошли ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»), созданные для охраны 200-мильной экономической зоны на базе сторожевого корабля проекта 1135. За счет отказа от противолодочного ракетного комплекса удалось разместить ангар с постоянным базированием поисково-спасательного вертолета Ка-27ПС. Корабли получились очень удачными: с высокой мореходностью, с сильным вооружением, способные нести службу практически в любых погодных условиях. ПСКР нового поколения проекта 22460 прежде всего будут охранять территориальные воды России.

Традиция называть пограничные корабли «именами» драгоценных камней, возникшая у нас в начале XX века, была продолжена и после Великой Отечественной войны. Так, в середине 1970-х годов специально для Морчастей Погранвойск КГБ СССР строилась серия кораблей проекта 1124П – «Изумруд», «Бриллиант», «Жемчуг», «Рубин», «Аметист», «Сапфир». Когда встал вопрос о том, как назвать новый корабль возрождающегося пограничного флота, было решено продолжить славную традицию.

С 2010 года ПСКР «Рубин» несет службу на Черном море, принимал участие в обеспечении безопасности Олимпиады 2014 года в Сочи. По имеющимся данным ПС ФСБ РФ планирует построить до 30 кораблей этого проекта. За головным «Рубином» в строй уже вошли ПСКР «Бриллиант» (летом 2012 г.) и «Жемчуг» (осенью 2012 г.), за ними последовали «Изумруд» и «Аметист», осенью 2014 г. спущен на воду «Сапфир», строятся еще четыре корабля, а на три новых ПСКР размещены заказы.

И разработчики, и строители корабля уверены, что «Рубин» и последующие корабли проекта 22460 будут с честью носить свои славные имена.

Цикл постройки кораблей пр.22460

Название

Место постройки

Заводской номер

Заложен

Спуск на воду

Введен в строй

Место службы

Состояние

«Рубин»

ССЗ «Алмаз»

Черное море

В строю

«Бриллиант»

ССЗ «Алмаз»

Черное море

В строю

«Жемчуг»

ССЗ «Алмаз»

Черное море

В строю

«Изумруд»

ССЗ «Алмаз»

Черное море

В строю

«Сапфир»

Восточная верфь

11.2015 (план)

Приморье

Спущен на воду

«Аметист»

ССЗ «Алмаз»

Черное море

В строю

ССЗ «Алмаз»

Ведется постройка

ССЗ «Алмаз»

Ведется постройка

ССЗ «Алмаз»

Ведется постройка

ССЗ «Алмаз»

12.2017 (план)

Размещен заказ

ССЗ «Алмаз»

12.2018 (план)

Размещен заказ

ССЗ «Алмаз»

12.2018 (план)

Размещен заказ

«Коралл»

Восточная верфь

Приморье

Ведется постройка, официальной закладки не было

Основные характеристики

Стандартное водоизмещение, т

Основные размерения, м:

Длина наибольшая, м

Ширина наибольшая, м

Двухвальная, дизельная

Скорость хода, уз:

Максимальная

Крейсерская

Экономическая

Дальность плавания, миль/при скорости, уз

Автономность плавания, сут.

Экипаж, чел.

Вооружение

Артиллерия

1×6 30-мм АУ АК-630,

2×1 12,7-мм пулемет «Корд»

Ракетное вооружение

Предусмотрены места для установки ПКР «Уран»

1 легкий вертолет (Ка-226 или «Ансат») или БПЛА, складной палубный ангар-убежище

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции