Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Барельеф в квартире своими руками. Барельеф на стене своими руками - виды, преимущества, способы создания, инструменты и материалы, пошаговая инструкция и декорирование. Что можно украсить барельефом

empstenup / Февраль 14, 2016 / /

Работы по отделке всегда можно выполнить самому. Это касается не только ситуаций, когда просто хочется сэкономить на услугах специалистов. Наш мастер-класс поможет выполнить барельеф на стене своими руками качественно.

На видео, кроме мастер-класса вы увидите много советов и важных моментов от профессионала. Обязательно посмотрите, чтобы не наделать ошибок.

Нанесение рисунка

Для выполнения работ потребуются такие инструменты: клей для обоев, грунтовка высокого качества. Сначала нужно удалить все старые покрытия со стены, на которую планируется нанести изображение. Далее выполняем просушку и грунтовку. Сначала делаем на стене карандашный набросок. Новичкам не рекомендуется сразу приступать к нанесению сложных картинок.


Для отработки навыков подходят тропическая растительность и райские птицы. Можно использовать технику увеличения с помощью клеток, если навыки практически отсутствуют. Расчерчиваем на квадраты как сам участок стены, так и рисунок. Все линии переносим постепенно, по очереди. Главное – помнить, какой масштаб изображения выбран, даже если речь идёт о мелких деталях.


Создание рельефа

Шпатели из резины и металла помогут полностью зачистить будущую рабочую поверхность. А сам рисунок надо покрыть так называемой полимерной шпатлёвкой. Надо заполнить определённые участки пластичной массой. Это сделать не так уж трудно. Главное здесь – способность придать материалу нужный рельеф, выпуклость по всем правилам. Начинать необходимо с чернового нанесения шпатлёвки. Затем придётся немного подождать, пока будущий рисунок не высохнет. На следующем этапе корректируем формы и детали. Тот же материал используется для сглаживания.


Барельеф на стене своими руками тщательно обрабатывается наждачной бумагой после того, как окончательно затвердеет. Отличное решение – применение мелкой и средней фракции. Крупная тоже понадобится, но её используют, когда надо довести готовую форму до совершенства.

Виды барельефа

Самый популярные материалы — глина и гипс, дерево и мрамор . Отлитие из бронзы или алебастра – более сложный вариант. Он требует профессионализма и определённой сноровки. Только мастер справится с работой.


Сами изображения тоже становятся важными факторами для разделения на категории. Орнаментальный тип предполагает вычерчивание узоров. Сделать их не так трудно. Сюжетные картинки – более высокий класс изображений. Есть и другие разновидности. Например, выделяются многоплановые композиции, сплющенный класс, а также изображения с животными. Лучший рисунок для конкретного помещения создаст мастер.


У каждой из групп есть особенности. Дополнительно создаются различные эффекты. Часто можно увидеть гипсовые изображения с птицами и растениями, фруктами и цветами. Картинки с людьми и другими условными обозначениями тоже встречаются, но их чаще приобретают в готовом виде, а не делают самостоятельно. Их либо крепят на стенах, либо вставляют в специальные ниши.

Особенности нанесения рисунка

Существуют определенные правила создания композиции. Выполнить эти условия может не только мастер, но и новичок.

  • Собирают каркас из материалов.
  • Пищевой плёнкой или полиэтиленом застилают всю форму. Главное – чтобы настил оставался ровным. Устранить складки надо везде, где это только возможно.
  • Раствор заливают внутрь формы и жду пока она высохнет.
  • Контуры рисунка наносятся с помощью резцов. Инструмент должен быть подходящей формы.

Подготовить поверхность необходимо в том случае, если рисунок наносится на неё сразу. Старые покрытия, загрязнения должны отсутствовать полностью. Грунтовка наносится, когда стена станет идеально ровной. Сделать это тоже нужно аккуратно.

Можно сделать наброски будущих изображений, пока материал сохнет. Распечатывание рисунков на принтере по частям – отличный вариант для переноса мелких деталей. Каждая из частей переводится на специальную плёнку. Линии по контуру прочерчиваются, как только поверхность готова. Это помогает собрать всю композицию в единое целое.

Создание рельефа

После полного высыхания формы и нанесения контура к этому этапу приступают, если панно создаётся отдельно от стены. Объём наращивают из вновь приготовленной смеси. Наносим несколько слоёв, ждём, пока они высохнут. Фон выравнивают и шлифуют, когда достигается необходимая глубина.



В два этапа создают рельеф при рисовании на стене. Сначала делают черновик. Затем заполняют смесью нужные элементы. Лишние обрезки удаляют. После этого черновой слой должен немного просохнуть. Затем дорабатываются мелкие элементы.

Монтаж барельефа (поэтапно)

На стене заранее подготовленная картина крепится при помощи обойного или плиточного клея. Наносят его на плитку и стену одновременно. Саморезы или гвозди помогают справиться с особенно тяжёлыми конструкциями. Важно, чтобы они выступали всего на 2\3 ширины.
Метод углубления в стену – оптимальное решение, если конструкция весит слишком много. Панно можно поместить в специальную нишу. Швы необходимо заштукатурить и замазать грунтовкой.

Следующим образом поступают с барельефами, изготовленными прямо на стене:

  • Тщательно оштукатуриваем барельеф, когда он готов. Класс материала значения не имеет.

  • Аккуратно очищаем от пыли все швы, впадины. Процесс требует ответственного подхода и внимательности.

  • Грунтуем барельеф с помощью специальной кисти.

  • Рельеф покрывают краской, представляющей высокий класс.

Лучшее решение – водоэмульсионные разновидности. Белая краска подходит, если не предполагается применение сразу нескольких цветов. Его же обрабатываются выступающие элементы.

2Видео о создании барельефа


Барельеф работы (28 фото)









Разобраться в тонкостях процесса, как сделать барельеф на стене своими руками на свободном пространстве, можно, соединив знание основных приемов его изготовления с практической отработкой по нанесению жидкого материала и монтажа готовых панелей на стену. Размеры рабочей поверхности не имеют большого значения - художественные изображения можно размещать мелкими деталями на свободных для обзора участках стены, потолка, в нишах и углах. Преимущества самостоятельного исполнения этой части интерьера в том, что после детальной прорисовки стандартного трафарета получается уникальный рисунок.

Подробности и отличия

Декоративная отделка в виде барельефа на стене, сделанная своими руками, придаст комнате художественный объем, оригинальный утонченный вид интерьера. Место расположения, освещенность, выбранная цветовая гамма наполнят самый простой рисунок индивидуальностью и очаруют зрителя. Именно поэтому такой вид оформления частных владений все больше набирает популярность в сравнении с финишными покрытиями массового производства.

Простота и стиль

Создание больших и сложных по наполнению деталями картин внушает новичкам неуверенность в способности выполнить столь кропотливую работу. Начинать осваивать технологию нужно с простых элементов, а при получении уверенного результата, увеличивать масштаб и тонкость линий. При творческом подходе несколькими простыми штрихами и игрой оттенков можно создать целую картину.

Поражающие воображение монументальные картины кропотливо создаются и доводятся до законченного вида мастерами вручную даже, если основные составляющие заранее отлиты в формах. Начинающему оформителю можно приобретать навыки работы с пластичным материалом, используя приемы комбинации перепадов уровня плоскостей и грубую текстуру обработки, применять разделение одинаковых по технике исполнения деталей их контрастным окрашиванием. Своеобразным методом контррельефа вписывают в современные урбанистические стили дизайна изображения на пустых стенах.

Часто импровизированные барельефы применяют для украшения отдельных домашних предметов обстановки: камина, колонны, балки, ниши или проема. Размещение выпуклого рисунка в неожиданном месте оживляет давно привычные стены.

Функции такого рисунка могут быть не только декоративными. Пространственное решение позволяет скрывать неровность одной или смежных поверхностей, придавать привлекательный вид строгим инженерным коммуникациям, получать заданные зрительные эффекты, создавать тематический переход между различными по стилю и назначению зонами и помещениями.

Если проявить немного фантазии, используя подручный материал, то даже для начинающих импровизированный по теме окружающей обстановки сюжет может послужить интересным решением восстановления участков, нуждающихся в ремонте.


Комбинирование с различными материалами

Во многих случаях изготовления барельефа на стене окрашивание получившейся поверхности не становится основным элементом декорирования. Рельефообразующий материал больше нуждается в защите от перепадов влажности воздуха, впитывания жирных паров и пыли.

Текстурный рисунок четко просматривается под различными углами, меняет свой вид с изменением естественной освещенности и умелым размещением искусственной подсветки. Включением или выключением точечных источников света достигается акцентирование или сглаживание восприятия барельефа в интерьере в нужный момент времени.


Выбор объемного изображения на стену начинается с оценки его места расположения по площади, освещенности и функционального назначения помещения.

Барельефу не должно быть «тесно» между соседними углами, расстояние до противоположной стены должно позволять зрителю видеть рисунок целиком. В узких пространствах допустимо использовать мелкие детали, своим размещением на ограничивающих конструкциях не создающие условий для их механических повреждений или травм проходящих людей.

Детали изготовления своими руками

Оформившееся желание — украсить свой интерьер неповторимой композицией на свободных участках комнаты, начинают реализовывать с выбора рисунка. Он определит дальнейшие шаги воплощения идеи в жизнь. Необходимые для барельефа операции:

  1. Составление эскизов художественных элементов. Узор может состоять из повторяющихся одинаковых фигур (1 или нескольких видов). Можно комбинировать на отведенной площади много различных по размеру готовых панелей из гипса, располагая их в заданном порядке. Макет общего плана разбивается на отдельные эскизы каждой детали, нарисованные в масштабе 1:1 для переноса на оформляемую поверхность.
  2. Определить технологические особенности исполнения (панели, трафарет, ручная лепка). Для завершенности картины в любом случае будет нужно выполнять ручную отделку швов наклеенных деталей, прорисовку черт лепнины, зачистку неровностей, придание всей поверхности заданной шероховатости.
  3. Выбрать основной материал, которым будут проводиться работы (гипс, декоративная штукатурка, алебастр, шпаклевка). Компоненты для работы по устройству барельефов не относятся к дешевым разновидностям такого сырья - шпатлевки, грунтовки, клеящие составы для установки отлитых в форме частей должны иметь высокое качество. Прочность изделия не должна подвергаться риску применением сырья с сомнительными характеристиками. Исполнение в цвете требует подбора марок красок, добавочных колеров, лаков для блеска и защиты.
  4. Исходя из расположения панно, целей его установки и нужного эффекта, определить необходимость установки дополнительных источников освещения, количество точек, необходимые для этого работы и материалы.
  5. Заготовить инструменты и приспособления. Они включают в себя как стандартный набор для нанесения и выравнивания шпатлевки, приготовления раствора, измерения и разметки, так и специальные инструменты, которыми создают объемные элементы из густых строительных масс.

Множество доступных шаблонов в сети

Самым трудным, иногда, бывает выбрать что-то одно из всего многообразия возможных вариантов будущего декоративной составляющей интерьера. Все последующие этапы уже зависят от этого решения. Рассмотреть образцы и скачать трафарет для воплощения понравившегося барельефа можно на специализирующихся по этому направлению сайтах:

Выбирать в качестве своей первой попытки художественного оформления квартиры жанровые картины, батальные сцены, сложные изображения людей, диких животных и панорамных видов не рекомендуется.

Повторяющийся орнамент

Подходящим изображением для приобретения навыков получения заданного результата начинающему мастеру станут объемные композиции из плодов, листьев, цветов. Они могут располагаться как отдельными элементами, так и переплетающимися узорами, составлять причудливое дерево или укрывать весь массив.

Для начала следует посмотреть обучающий мастер класс опытного специалиста, который посвятит в тонкости профессионального изготовления, нанесения и обработки лепных деталей рельефа непосредственно на стене.

Пример обучающего видео по изготовлению несложного декора:

Простоту изображения понравившегося элемента не желательно сводить к примитивной выпуклости на стене - обозначение фона или подобия багетной рамки придаст ему завершенный и уместный вид.

Перед началом работ поверхность стены тщательно очищают от старых покрытий, просушивают, обрабатывают грунтовкой и выравнивают шпаклевкой.

Отливки

Отдельный гипсовый элемент изготавливают в приготовленной форме, а затем уже приклеивают в выбранном месте. Для этого нужно следующее:

  • изготовить жесткий ящик (коробку) с низким бортом по габаритам будущей детали;
  • на дно укладывается объемная форма, которую укрывают пленкой (без складок и морщин);
  • изделия, имеющие значительную толщину, армируют, укладывая в форму проволочный каркас;
  • по инструкции изготовителя вымешивают раствор, заливаю его в форму;
  • выдерживают смесь по времени, установленным производителем, до полного засыхания;
  • извлекают отливку, шлифуют, при необходимости, тыльную сторону и торцы для плотного прилегания к основанию;
  • если барельеф состоит из плотно прилегающих отлитых панелей, то обработку лицевой поверхности проводят после заделывания с помощью шпаклёвки всех стыков, чтобы загипсованные части представляли собой на вид единое целое.

Готовые детали, располагающиеся друг от друга на определенном расстоянии, можно соединять методом лепки произвольными линиями, изображающими ветви или лозу.

Контррельеф

Технология углубленного барельефа из декоративной штукатурки состоит в применении 1 из 2 методов исполнения:

  • прорезки нанесенного на стену массива густой смеси по рисунку, перенесенному с полиэтиленовой пленки М 1:1;
  • последовательному наращиванию слоев вокруг заданных участков.

Выравнивание граней делают при помощи стамески, после проводят общее ошкуривание.

Трафарет

Такой способ представляет собой вариант формы, которая устанавливается непосредственно на основе. Берут плотный материал и вырезают в нем участки рисунка, которые будут заполняться штукатуркой или другим составом.


Трафаретным способом можно создавать как основу для выпуклых изображений, так и наращивать борта тонких участков углубленных (контррельеф) композиций.

Лепка

Самый распространенный способ сделать мелкие детали в любом другом виде изображений, а также при изготовлении барельефа из шпаклевки и алебастра.

Рисунок наносят карандашом прямо на стену, большую площадь можно разбить на квадраты для облегчения компоновки и соблюдения масштаба.

Не обязательно тщательно прорисовывать нюансы всей картинки, достаточно обозначить контур предмета и основные линии фрагментов, изображаемых на данном участке.

По завершению барельефа его линии доводят до совершенства остро отточенным инструментом и покрывают цветными либо белыми (отточенто) составами.

Свой дом хочется сделать красивым и оригинальным. Самый надежный способ — уникальные самодельные украшения. Один из очень интересных способов — барельеф на стене. Это объемное изображение, вылепленное из гипса или любого другого подобного материала. Гипс в чистом виде используют очень редко — он слишком быстро застывает, не давая времени на обработку. Чаще всего используют гипсовые штукатурные смеси. Они идут с добавками, которые облегчают работу. С ними сделать объемное настенное панно можно своими руками даже без наличия опыта.

Общая технология создания барельефа

Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.

Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот — сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе

Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий . Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.


Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.

Материалы для создания барельефа

Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:

  • Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
  • Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
  • PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
  • «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
  • «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).

Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.

Кроме того, используют такие составы:

  • перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
  • для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
  • для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.

Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.

Инструменты

Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:


Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.

Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями. Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.

Подготовительные работы

Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.

Сразу замешивайте небольшое количество раствора: гипсовая штукатурка быстро теряет эластичность (минут 15-17) и вам надо успеть весь объем не только выложить на стену, но и выровнять и придать нужные очертания. Для первого раза замесите граммов 300-400, выложите, придайте какую-то форму. Если в процессе вы почувствуете, что можете справиться с большим объемом, замесите большее количество.

Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно заглаживаем

При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.

В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.

Формирование мелких деталей

Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.

Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее…

Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой . Малейшие частицы будут оставлять царапины.

Формируем основные рельефы

При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.

Рыба и раковина имеют больший объем — в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы

В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.

Самое толстое место — голова

В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.

При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.

После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.

Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.

Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.


Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».

Барельеф на стене: фото-идеи

Без опыта очень сложно понять, что и как можно сделать при помощи обычной гипсовой штукатурки. На самом деле, объемные картины из гипса могут быть самой разной тематики, но наиболее распространенные — цветы, деревья и пейзажи (городские, загородные). В этом разделе мы собрали некоторое количество самых разноплановых барельефов на стене. С их помощью вы можете себе придумать тему для художественной лепки на стенах. По сути процесс похож на работу с пластилином.



















Барельеф на стене своими руками придаст вашему жилищу оригинальный и неповторимый вид. Обычные и однотонные стены быстро надоедают, а оригинальные и красиво выполненные барельефы при правильном расположении будут долгое время радовать хозяев и приводить в изумление гостей.

Люди всегда стремились сделать свой дом красивым, украшая свои жилища резными элементами из дерева или камня, оригинальными штукатурками и другими материалами. Но барельефы всегда считались самыми дорогими, изысканными и статусными элементами декора. Они изысканно и креативно смотрятся и гармонируют практически с любым дизайном.

Барельеф представляет собой объёмный декоративный элемент, выступающий над стеной, с изображениями людей, животных, мифических существ, птиц, растений, цветов, фруктов или цветов.

Барельеф уместен в разных помещениях. В гостиной при помощи этого объемного элемента можно сделать уникальным современный интерьер или придать жилищу вид старинного дворца или замка. В спальне отлично смотрится большое объёмное панно над кроватью или на всей стене. В кухне панно уместно в зоне отдыха или в кухонном фартуке. Если площадь позволяет, то барельефы можно расположить в прихожей и в ванной комнате.

Барельеф отлично сочетается со многими отделочными материалами: деревом, штукатуркой, кожей, мрамором и зеркалами.

Барельеф можно сделать главным композиционным центром комнаты. Но жилище преобразится даже при дополнении нескольких лепных элементов на стенах.

Какие бывают барельефы на стене?

Все зависит от дизайнерского решения. Приведем некоторые варианты:

Простые барельефы на стене в виде багетов для картин разного размера смотрятся богато и респектабельно.

Барельефы в виде окантовки в верхней части стены смотрятся роскошно, но не вызывающе. Такие барельефы дополнят однотонную стену, на которой размещены фотографии или картины, полочки с коллекциями или сувенирами.

Настенные цветочные панно или картины с растительными рисунками особенно хорошо смотрятся с подсветкой. Максимального эффекта декоративности можно добиться при правильной подсветке объемного изображения. Такие барельефы отлично вписываются в пространство.

Отличаются оригинальностью барельефы, на которых изображены деревья, горы, озера и любые другие уголки природы.

Сюжетные объемные барельефы - самые сложные в исполнении. Они могут занимать всю стену или быть расположены в одном уголочке.

Преимущества барельефа

Настенное объемное панно всегда с первого взгляда приковывает внимание. По эстетичности ни один вид отделки не может сравниться с барельефом.

Преимущества барельефа:

  • оригинальность;
  • эффектность;
  • объемность, что позволяет скрыть неровности стены;
  • создание плавных переходов между различными функциональными зонами;
  • отличное решение для оформления каминов, арок и проемов.

Объемное изображение можно выполнять сразу на стене, или собирать из плит с заранее подготовленным рельефом.

Если фигурный элемент выступает над поверхностью меньше, чем наполовину объёма, его называют барельефом. Если выше - то это горельеф.

Барельеф, как элемент интерьера

Настенное панно - универсальное решение для всех стилей. К примеру, объемное дерево с ветвями, вьющаяся виноградная лоза или абстрактный узор используют тогда, когда нужно заполнить пустую стену и при этом не перегрузить пространство. Применение барельефов в квартирах помогает визуально изменить помещение и скрыть недостатки поверхности.

Барельеф можно делать в виде орнамента, украшать стены небольшими разбросанными фрагментами или сделать его центральной композицией. Объемными композициями можно оформить нишу или любое углубление в стене. Дополнительная подсветка расставит акценты и придаст интерьеру ощущение законченности.

В кухне уместны барельефы с натюрмортами, с изображениями домашних животных, кухонной утвари, фруктов и овощей.

В детской комнате настенное панно должно быть лёгким и воздушным, чтобы ребенок с детства познавал мир в ярких красках. Барельефы должны украшать ангелочки, феи, волшебные птицы, сказочные замки, бабочки, цветы и мультяшные герои. Такие композиции наполняют детскую комнату очарованием и сказкой.

Барельефы в гостиной отлично сочетается с кованым железом и камнем. Поэтому, если в гостиной установлен камин, то барельеф над ним станет настоящим украшением комнаты.

Барельеф в гостиной над камином

Цветы, ангелы, нежные, амурные сцены с картин средневековья органично смотрятся на барельефах в спальне. Комната наполняется умиротворением и покоем.

Барельеф можно создать несколькими способами:

  • вылепливая барельеф непосредственно на поверхности стены;
  • изготовив отдельные элементы с последующим креплением на поверхность;
  • создавая объемную картину на твердой основе.

Новинка в области создания барельефа - ново-барельефы. Представляют собой гибкие плиты с уже нанесенным рисунком.

Отличительные черты ново-барельефов:

  • монтаж возможен на любой поверхности;
  • высокие показатели шумо и теплоизоляции;
  • плиты гибкие, не ломаются;
  • повышенная термо и влагостойкость;
  • безопасны для человека и окружающего пространства.
  • легкий монтаж, при помощи специально клеящего состава, согласно нумерации.

Барельеф-картина

Даже самая простая объемная картина облагородит помещение, сделает его торжественным и элегантным.

Попробовать свои силы можно начав с создания барельеф-картины.

Почему именно с картины? Плюсы такого объемного панно:

  • для барельефа картины, не требуется подготовка стены;
  • отделка в комнате не будет испорчена даже если картина не удалась: можно отложить и переделать работу позже;
  • барельеф - картину всегда можно перевесить в другое место, подарить или забрать на новую квартиру.

Необходимые инструменты и материалы

Для создания барельефа своими руками необходимо приобрести в строительных и художественных магазинах материалы и инструменты для работы.

Перечень приспособлений и материалов для работы:

  • карандаш;
  • эскиз рисунка;
  • ручка или маркер;
  • трафареты;
  • мастихины;
  • кисти;
  • полиэтиленовая пленка;
  • кельма;
  • емкость для замешивания смеси;
  • шпатель;
  • скребки;
  • наждачка;
  • абразивные губки с разной жесткостью;
  • цветные колеры или краска;
  • гипс, гипсовая шпатлевка, глина или алебастр;
  • грунтовка;
  • малярный скотч;
  • перчатки.

Мастихины - это специальные лопаточки разных размеров, при помощи которых создаются объемные изображения.

Материалы для создания барельефов

Для создания объемного панно на стене используют материалы по своему вкусу. Это может быть:

  • гипс;
  • алебастр;
  • шпатлевка;
  • глина;
  • гипсовая или декоративная штукатурка.

Гипс уже много лет остаётся самым востребованным строительным материалом. Этот природный и экологически чистый материал - лучший вариант для создания барельефов. С ним можно создавать декоры простой сложной конфигурации. Акриловые краски защитят барельефы от ультрафиолетовых лучей и от осадков, если они расположены на улице. А использование современных лаков, грунтовок и клея сделают ваши шедевры долговечными и прочными.

Несколько лет назад начали изготавливать барельефы из полиуретана. Пластик, вспененный по специальной технологии, стал очень популярен и востребован, благодаря своим преимуществам:

  • он практически вечен;
  • не выцветает;
  • не боится влаги;
  • не впитывает запахи;
  • устойчив к перепадам температур;
  • не требует особого ухода;
  • экологически чистый.

Барельефы из полиуретана являются отличным решением для установки в кухнях, ванных комнатах, саунах и бассейнах.

С чего начинать работу по созданию барельефа?

  • Первый шаг - определиться с интерьером помещения.
  • Второй шаг - выбор комнаты и поверхности, на которой планируется размещать объемную композицию.
  • Третий шаг - подготовка эскиза.

При выборе эскиза необходимо учитывать его размеры и площадь стены: картина должна гармонично и естественно вписываться в пространство. Также принимают во внимание освещение: от этого зависит восприятие картины. При недостаточном освещении барельеф необходимо будет дополнительно подсвечивать.

При выборе эскиза, если вы новичок, не следует выбирать слишком сложные и объемные фигуры, сюжетные картины с множеством действующих лиц. Для первых барельефов лучше остановить свой выбор на простых формах в виде цветов, плодов или листьев. Хотя, несмотря на отсутствие опыта, не советуем выбирать слишком примитивные эскизы: они потеряются на поверхности и будут неинтересно смотреться.

Максимально четкая прорисовка эскиза поможет вам в дальнейшей работе.

  • Четвертый шаг - перевод эскиза на пленку.

Контур изображения нужно перенести на бумагу. Сверху положить прозрачную пленку и обвести гелиевой ручкой или карандашом. Главное, чтобы контур не стерся раньше времени.

  • Пятый шаг - подготовка основы.

Поверхность перед нанесением барельефа необходимо тщательно подготовить. Для этого стена обрабатывается шпатлевкой.

Раствор нужно хорошо перемешать. Гипсовая штукатурка быстро застывает, поэтому готовить сразу много смеси не рекомендуем.

Облегчить работу можно, если использовать для приготовления раствора шуруповерт или насадку-миксер на дрель. Чтобы не забрызгать стены, советуем перед замешиванием в сухую смесь добавить немного воды и перемешать шпателем. После этого перемешать смесь электроинструментом, дать постоять пять минут и снова перемешать.

  • Шестой шаг - нанести на стену рисунок.

После полного высыхания на подготовленную поверхность положить трафарет из пленки и обвести контур рисунка твердым карандашом. На поверхности должно остаться рельефное изображение.

Рисунок можно наносить сразу на стену. Если вы не очень опытный художник, то перенести изображение на стену можно при помощи старого и проверенного метода: по клеточкам.

  • Седьмой шаг - формирование рисунка.

Это самый продолжительный и ответственный этап, особенно для человека, который не имеет опыта лепки из пластилина или глины. Но ничего невозможного нет. Следуя нашим советам, любой человек, даже без опыта, сможет создать настоящий шедевр.

Прежде чем начать делать рельеф, необходимо обозначить объемные места барельефа и в самых толстых местах закрепить саморезы.

Постепенно начинайте придавать объем нарисованным на рисунке предметам. Эта работа проводится в несколько приемов: шпатлевка наносится на отдельные участки слой за слоем.

При нанесении первого слоя, особое внимание уделите рельефным участкам. Не нужно стараться сделать ровным рельеф, ребристость поможет крепче связать второй слой штукатурки с первым.

Затем при помощи мастихина необходимо прорезать изображение, чтобы начали вырисовываться детали.

Материал для лепки готовим заранее. Начинающим советуем работать с гипсовой штукатуркой или с гипсом. Кроме того, что эти материалы пластичные, они еще достаточно быстро схватываются и хорошо держат форму.

  • Восьмой шаг - окраска барельефа.

Перед тем, как приступить к окраске, необходимо выполнить еще несколько действий:

  1. полностью просушить вылепленный барельеф;
  2. зачистить меленькой наждачной бумагой вогнутые и выгнутые элементы, острые, торчащие края и углы;
  3. очистить и прогрунтовать настенное панно.

Работа на этих этапах требует осторожности и аккуратности. Постарайтесь не переусердствовать и не снять лишнее, чтобы объем не потерялся и не пришлось снова возвращаться к лепке.

После высыхания грунтовки можно начинать наносить краску.

Если вы используете краску одного цвета, то рекомендуем взять белую водоэмульсионную краску разных оттенков. Более светлая краска наносится на все выступающие элементы, которые несут главную стилистическую нагрузку. Для окрашивания используйте не кисть, а обычную губку. Это позволит избежать нежелательных полос.

.

Стена вокруг настенного панно не будет смотреться слишком ровной, если на нее нанести слой штукатурки и сделать его фактурным. Для этого можно использовать смятую бумагу или сложенный в розочку полиэтиленовый пакет.

Барельеф с помощью трафарета

Если вы не имеете большого художественного таланта или не уверены в нем, советует украсить свое жилище барельефом при помощи трафарета.

Изучите все тонкости и нюансы работы, потренируйтесь на небольшом кусочке гипсокартона и смело приступайте к декору.

Шаблоны для барельефов можно изготовить самостоятельно из прозрачного пластика или приобрести в строительном магазине. Если не найдете нужный рисунок, смело приступайте к самостоятельному изготовлению трафарета:

  1. найдите в интернете или нарисуйте сами узор;
  2. перенесите его на пластик, воспользовавшись для этого копировальной бумагой;
  3. вырежьте узор на трафарете не оставляя заусенец и срезов.

Этапы работы:

  • Подготовительные работы.

Сделайте разметку на стене, чтобы узор располагался на стене равномерно. Приготовьте несколько трафаретов, так как они используются единожды.

К тыльной части трафарета приклейте малярную ленту или нанесите клей. Приложите к стене и держите, пока не убедитесь, что трафарет прочно приклеился к стене.

  • Грунтовка стены.

Пройтись грунтовкой по тем участкам, где будет наноситься шпатлевка. После грунтовки стена должна хорошо просохнуть.

  • Нанесение шпатлевки.

Лучше всего для этих работ подойдет мелкозернистая шпатлевка. Ее можно купить в готовом виде или в виде сухой смеси. При втором варианте смесь разбавляется водой до нужного состояния.

Шпатлевку нанести на трафарет, полностью заполняя все отверстия. Каждый следующий слой наносится после высыхания предыдущего.

  • Снятие шаблона.

Когда все слои просохнут можно приступить к снятию шаблона. Для этого плавно потянуть трафарет на себя и отделить его от стены.

Неровные края зачистить наждачкой или исправить дефекты при помощи мастихина.

  • Декорирование барельефа.

К отделке барельефа можно приступать после снятия трафарета. В зависимости от задумки можно использовать для покраски один цвет, или несколько разных цветов.

Для покраски лучше пользоваться валиком с поролоновой насадкой и специальным лотком для краски.

Узор будет еще красивее, если вначале пройтись по трафарету более темными тонами, а затем светлыми, оставляя темный контур. На таких барельефах хорошо смотрится перламутровая или золотая краска.

Гипсовые барельефы из готовых форм

Сомневаетесь в своих художественных способностях? Тогда можно сделать настенное панно из гипса. С этим материалом справится даже начинающий художник. Достаточно приобрести в магазине готовую форму, смешать гипс и клей ПВА, залить смесь в форму и дождаться полного высыхания.

После этих действий необходимо осторожно извлечь заготовку из формы и закрепить композицию на стене. Слишком мелкие и маленькие детали, которые сложно отлить, вылепливаются вручную.

Когда барельеф готов, необходимо все щели заделать белым герметиком. Затем покрыть всю композицию грунтовкой и окрасить. Можно нанести воск и позолоту.

Самое сложное в этом процессе - найти подходящую форму. Главное, чтобы форма выдерживала нагревание и расширение гипса во время застывания. Формы с тонким пластиком для этих целей непригодны. А вот силиконовые формы - то, что нужно. И вынимать изделие из таких форм - одно удовольствие.

Использование искусственных цветов

Для создания барельефов можно использовать любые искусственные цветы: из ткани, бумаги или пластика.

Процесс создания такой композиции начинается с приготовления раствора из смеси штукатурки и клея ПВА. По консистенции раствор должен быть похож на сметану. Искусственный цветок несколько раз, окунуть в раствор. После каждого погружения выдерживать паузы для того, чтобы раствор немного затвердел.

Так поступить с нужным количеством цветов или других искусственных растений. Дождаться полного затвердения и прикрепить при помощи густого алебастра на настенное панно.

Таким образом, можно сделать несколько фрагментов и из них уже составить композицию на всю стену.

Заключение

Несмотря на огромное количество преимуществ, барельеф и сегодня не самый популярный вариант декорирования квартир. Проблема чаще всего кроется в высокой стоимости обустройства объемных настенных панно.

Но если делать барельеф своими руками, то этой проблемы не будет и можно порадовать себя и своих близких красивым элементом декора.

Представляем Вашему вниманию мастер – класс по созданию барельефа на стене. Собственно, по задумке дизайнера на стене разместится гигантское панно в пиратской тематике, выполненное в технике настенной аэрографии (мастер – класс по подобной росписи см. ). В виде барельефа, то есть объемной, будет только декоративная рама.

Создание барельефа на стене. Пошаговая инструкция

Начинать любую работу следует с поверхности. Для этого панно стену я загрунтовал грунтовкой глубокого проникновения «Текс» на акрилатной основе, затем выровнял латексной шпаклевкой и нанес еще один слой грунтовки.

Далее разметил ширину рамы соразмерно согласованному Заказчиком эскизу. Предварительно обернутыми малярным скотчем (чтобы не испортить) деревянными реками, ограничил будущие «доски». Прибил их к стене гвоздями.

Затем вбил гвозди в пространство между рейками и натянул леску – сделал армирование. На тот момент у меня не было проволоки, но при наличии можно использовать ее.

Для создания барельефа я использовал сухие штукатурные смеси: «Волма-слой», «Волма-шов», «Фугенфюллер», «Ротбанд». Лучше всех показал себя «Ротбанд». Смесь из него одновременно и достаточно вязкая, чтобы не «сползать» и держать форму, и достаточно поддатливая и пластичная для придания окончательного объема и формы, прекрасно «режется». «Волма» — более пластичная, поэтому стекает, а «Фугенфюллер» быстро твердеет и очень плохо обрабатывается. Приготавливая смесь, нужно учитывать время жизни полученного раствора. Для каждого состава оно разное (см. упаковку), и нужно успеть не только нанести смесь на поверхность, но и придать объем и рельеф.Для создания рельефа «старого дерева» я использовал старую щетку – швабру, действуя интуитивно, где – то изгибал прожилки, где – то вставлял «сучок» или оставлял поверхность без рельефа (там, где по эскизу будет лента). Усложнял текстуру ножами (кухонным и канцелярским) и разными подручными инструментами.
Образцы лент нашел в Интернете и распечатал в натуральную величину. Затем перенес на гофрокартон и аккуратно вырезал. Получил образец и трафарет. Образец по месту наживил на гвозди. Затем приставил трафарет и закрепил гвоздями, а образец снял. Аналогично сделал армирование лент. Нанес раствор и постепенно стал выбирать в местах перегибов, придавая нужный объем и плавность. Край лент очертил ножом.


Здесь важно успеть до затвердевания раствора, так как после – все равно что камень резать.

Барельеф покрыл грунтом, проявившиеся дефекты зашпатлевал, зашкурил и загрунтовал снова. И так до тех пор, пока результат меня не устроил. Затем покрыл грунтом Тикурилла «Отекс», предварительно заколерованным в самый темный цвет. Затем покрыл «доски» темно – коричневой алкидной эмалью (Тикурилла, Гарден 10), старательно заполняя все поры и трещины «древесины» и сразу же снял верхний слой резиновым шпателем, высветлив выступы и рельефы текстуры.

При желании можно было пройти полусухой кистью более светлым тоном, но я не стал, удовлетворившись результатом.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции