Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Краткий пересказ сказки бежин луг. "Бежин луг": характеристика мальчиков. Произведение И.С. Тургенева "Бежин луг"

Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костер, а вокруг него крестьянских детей, которые пришли в ночное. «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». Автор объясняет детям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях отчетливо просматривается разница их характеров. Мальчики варят в котелке картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике (остальные мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью. Его невеселый нрав объясняется случаем, про-изошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал поддеревом. Услышав сквозь сон, что его кто-то зовет, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в «весельи», теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль – о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить «Бяша, бяша». А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша». В этот момент собаки вскакивают и бегут куда-то. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чего-то испугались – то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв-траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна еще жива, Илыоша отвечает, что год еще не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении), бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что «Тришка придет». На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать – ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали на улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними – надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти. Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как ее утащил на дно водяной н там «испортил». Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем – картина наступления утра. Автор встает и уходит от костра. В том же году (автор об этом узнает позднее) одного из мальчиков (Павла) не стало, по он не утонул, а ушибся, упав с лошади.

Записки охотника: Бежин луг

Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костёр, а вокруг него крестьянских детей, которые пришли в ночное. "Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков". Автор объясняет детям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях отчетливо просматривается разница их характеров. Мальчики варят в котелке картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике (остальные мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью. Его невесёлый нрав объясняется случаем, произошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал под деревом. Услышав сквозь сон, что его кто-то зовёт, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в "весельи", теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль - о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить "Бяша, бяша". А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: "Бяша, бяша".

В этот момент собаки вскакивают и бегут куда-то. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чего-то испугались - то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна ещё жива, Илюша отвечает, что год ещё не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении), бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что "Тришка придет". На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать - ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали па улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними - надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти. Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как её утащил на дно водяной и там "испортил". Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем - картина наступления утра. Автор встает и уходит от костра. В том же году (автор об этом узнает позднее) одного из мальчиков (Павла) не стало, но он не утонул, а ушибся, упав с лошади.

И.С. Тургенев - великий русский писатель XIX века, произведения которого вошли в золотой фонд мировой литературы. В своих книгах он описывает красоту русской природы, духовное богатство и нравственные устои родного народа. Примером такого повествования может служить рассказ «Бежин луг», краткое содержание которого приведено в этой статье.

Произведение «Бежин луг», краткое содержание которого дано в статье, - это яркий пример восхищения автора великолепием родного края. В нем он рассказывает о том, как однажды охотился в лесах целый день, а когда пришло время возвращаться домой - заблудился. В темноте он увидел огонь костра и, идя на его свет, вышел к Бежину лугу. У костра сидели крестьянские дети - пятеро мальчиков: Федя, Илюша, Ваня, Костя и Павлуша. Охотник присел к костру и прислушался к тому, о чем они говорят. Разговор шел о Мальчики с увлечением рассказывали о таинственных случаях, произошедших с ними или их знакомыми.

Так, Костя рассказал о слободском плотнике Гавриле, который, заблудившись в лесу, увидел на дереве русалку с серебристым хвостом, которая звала его к себе. Гаврила выбрался из леса, но с тех пор стал невеселым. В народе говорят, что это русалка его так заворожила.

В книге «Бежин луг», краткое содержание которой не может передать всю красоту произведения, Илюша поведал историю о человеке, утонувшем в местном пруду несколько лет назад, и о псаре Ермиле, который нашел барашка, способного говорить человеческим голосом. В темноте, при свете костра, эти истории вызвали у слушателей трепет и страх. Ребята вздрагивали от посторонних шорохов и криков но, успокоившись, продолжали разговаривать о покойниках, оборотнях, леших, о грядущем страшном пришествии Тришки.

Мальчики рассказывали о том, что люди видели, как покойный барин из окрестного села бродил по земле и искал разрыв-траву, чтобы избавиться от могильной тяжести. Илюша поведал об одном народном поверье, когда на у церкви на паперти можно увидеть тех, кому суждено в этом году умереть. Так, бабка Ульяна однажды увидела на паперти мальчика, умершего в прошлом году, а потом и себя саму. С тех пор, говорят, она стала болеть и хиреть. В рассказе «Бежин луг», краткое содержание которого отражает его основную идею, подробно описаны древние народные предания о нечистой силе.

Вскоре разговор зашел об утопленниках. Павлуша поведал о том, как в позапрошлом году от рук воров погиб Аким-лесник - они его утопили. С тех пор стали слышны стоны в том месте, где это произошло. А Илюша предостерег товарищей о том, что нужно быть очень осторожным, когда смотришь в воду - может утащить водяной. Тут же вспомнили историю мальчика Васи, который утонул в реке. Его мать, предчувствовавшая гибель сына,

В это время Павлуша собрался за водой на реку. Когда он вернулся, поведал ребятам о том, что слышал на реке голос Васи, но не испугался, а набрал и принес воды. Илюша замечает, что это плохая примета, что так Павлушу звал водяной.

В этой статье дано лишь краткое содержание. «Бежин луг» - рассказ о богатом внутреннем мире простых крестьянских детей. В нем также говорится о красоте природы, которая их окружает. Написал Тургенев «Бежин луг», краткое содержание которого здесь приводится, во времена существования крепостного права в России. Именно ненавистью и непримиримостью к крепостной зависимости, угнетающей развивающуюся человеческую личность, пронизано это произведение.

Бывают такие литературные произведения, относительно которых неуместно звучат слова «краткое содержание». «Бежин луг» Тургенева - одно из них. Если сравнивать этот рассказ с живописным полотном мастера, то вы не увидите там плотных мазков насыщенной масляной краски, тщательно «выписанных» деталей. Все прозрачно, мимолетно, как сама жизнь.

Не случайно таких изменяющихся, взрослеющих персонажей подобрал в свой рассказ Иван Тургенев. «Бежин луг» - это и вольница, и огромный мир детства для мальчишек: Вани (7 лет), Ильюши (12 лет), Кости (10 лет), Павлуши (12 лет) и Феди (14 лет). Отдельными штрихами мастера индивидуализирует Иван Сергеевич ребят: Федя - стройный, красивый мальчик из зажиточной семьи; Павлуша - с обычной внешностью, но с ощутимой внутренней силой; подслеповатый и горбоносый Ильюша закомплексован и ведомый по своей сути; Костя - задумчивый и печальный; Ваня же, самый маленький, устав, засыпает, не участвуя в разговоре.

Писатель - безусловно, фаталист, поэтому он создает романтическое ощущение неповторимости и необратимости этого летнего вечера. Ведь мальчишки вырастут, станут другими. Не в этой ли грации «рисунка на песке» таит рассказ свое краткое содержание?! «Бежин луг» Тургенева запечатлел словами охотника, волей случая подслушавшего детский разговор у костра, эту ночь, отблески пламени, одухотворенные лица маленьких рассказчиков, развевающиеся на ветру гривы коней, звезды, догорающие у них в зрачках. Позже впечатление мимолетности, «акварельности», усилится от того, что, читая мини-эпилог рассказа, мы узнаем - Павел вскоре убьется, упав с лошади.

Проследуем же за замыслом рассказа, представив его краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева начинается с того, что рассказчик «от автора», охотясь под Тулой в Чернском уезде, заблудился и к вечеру вышел на степной простор. Он увидел вышеперечисленных ребят, выведших ночью коней пастись в степь (в ночное). Мальчишки рассказывали разные наивно-таинственные истории. Ильюша - о домовом, которого слышал, ночуя на бумажной фабрике. Костя - о встрече плотника Гаврилы с русалкой. Ильюша - инфернальные «страшилки» про псаря Ермила и про бабу Ульяну. Ильюша - о Тришке, являющемся при солнечном затмении. Все это мальчишкам кажется загадочным и значительным. Уже под самое утро, проговорив ночь, они пытаются определить разницу между лешим и водяным. Костя повествует о мальчике, которого утащил водяной. Только под утро ребята засыпают. Формально вышеперечисленной последовательностью историй автор определяет краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева, таким образом, предстает своеобразной поэмой в прозе - о природе, о детстве, а в широком смысле - о красоте Родины.

Возвратимся же к аналогии рассказа Тургенева с акварелью, - легкой, мимолетной и потому - прекрасной. Произведение не несет в себе документальности. В нем нет аналитических рассуждений. Но оно, безусловно, несет в себе настроение. Взрослый читатель наверняка ощутит тоску о том, что детство прошло, и он находится уже далеко от бесхитростных и чистых мальчишечьих грез и фантазий, о том, что не укрыться ему ночью степной ковыльной травой, не вскочить посреди ночи на коня и не помчаться по степи навстречу ветру вслед за мальчишками. Ему станет грустно от того, что детство ушло, словно растаявший под утренними лучами солнца ночной туман.

Про рассказ Тургенева «Бежин луг», наверное, можно сказать словами великого Пушкина, что в нем пронзительно чувствуется «русский дух». И в описании ночной степи, и в приглушенном разговоре мальчишек неуловимо и по-тургеневски гармонично «Русью пахнет». Примерно так же о Тургеневе писал Салтыков-Щедрин, заметивший, что после знакомства с произведениями Ивана Сергеевича «легко верится», «легко дышится», жизнь кажется гармоничней и совершеннее.

Очень кратко Заблудившийся охотник в ночи набредает на крестьянских ребятишек, которые сидят у костра, стерегут лошадей и рассказывают друг другу страшные истории о леших, русалках, домовых и прочей нечисти.

Действие происходит в Российской империи, в Чернском уезде Тульской губернии. Повествование ведётся от первого лица. Деление пересказа на главы - условное.

«Прекрасный июльский день»

Летние дни, когда погода установится, - прекрасны. Утро - ясное, лучезарное. К полудню небо покрывается лёгкими золотисто-серыми облачками, из которых изредка сеется мелкий тёплый дождик. Перед вечерней зарёй облачка исчезают, а солнце закатывается так же спокойно, как и взошло на небо.

Охотник заблудился

Именно в такой день рассказчик охотился на тетеревов.

Рассказчик - мужчина с ружьём, сумкой для дичи и собакой; имя его в рассказе не упоминается

Под вечер он возвращался домой и неожиданно заблудился.

Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он увидел под собой огромную равнину, которую огибала широкая река. Рассказчик наконец узнал местность - в округе её называли Бежиным лугом.

У костра в ночном

Прямо под обрывом в темноте горели два костра, у которых пятеро крестьянских ребятишек с двумя собаками стерегли лошадей. Днём жара и мухи с оводами не давали лошадям покоя, поэтому летом их пасли по ночам.

Усталый охотник спустился к кострам, сказал, что заблудился и попросился переночевать. Он лёг под кустик неподалёку, притворился спящим и прислушался, о чём говорят ребятишки.

Мальчики варили картошку и рассказывали истории о нечистой силе.

Ильюша

Больше всего историй рассказал двенадца­тилетний Ильюша с горбоносым, вытянутым и подслеповатым лицом, на котором застыло туповато-озабоченное выражение.

Ильюша - 12 лет, горбоносый, вытянутое лицо, жёлтые волосы, одет опрятно, работает на бумажной фабрике; суеверен и боязлив, верит в сверхъесте­ственное

Одет мальчик был чисто и опрятно, но бедно. Многодетная семья Ильюши , видимо, была небогата, поэтому мальчик вместе с двумя своими братьями с раннего детства работал на бумажной фабрике. Ильюша «лучше других знал все сельские поверья» и искренне в них верил.

Домовой на бумажной фабрике

Первая история была о том, как приказчик велел Ильюше с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

Говорящий барашек на могиле утопленника

Потом Ильюша рассказал о прорванной плотине, нечистом месте, где когда-то похоронили утопленника. Однажды послал приказчик псаря на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит - на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил псарь забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало псарю, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»

Покойный барин, ищущий разрыв-травы

Затем Ильюша рассказал о встреченном на той же плотине покойном барине. Покойник искал на «нечистом месте» разрыв-травы и жаловался, что могила на него давит.

Родительская суббота

Ильюша был уверен, что «покойников во всяк час видеть можно», а в родительскую субботу можно узнать, кто умрёт в этом году, надо только сесть на паперть, да на церковную дорогу смотреть - кто мимо пройдёт, того и ждёт смерть. Он рассказал о бабе, которая решила узнать, кто помрёт в этом году, пошла в родительскую субботу на паперть и узнала в проходящей мимо женщине себя.

Солнечное затмение и Тришка

Когда разговор зашёл о произошедшем недавно «небесном предвиденьи» - солнечном затмении, Ильюша рассказал поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения. Удивителен этот Тришка умением освобождаться от любых оков и выходить из любой тюрьмы.

Павлуша

Затем Павлуша тоже вспомнил о солнечном затмении.

Павлуша - 12 лет; сероглазый, большеголовый и приземистый, одет бедно; смел, пытается объяснить непонятное, решительный и любозна­тельный

Когда солнце исчезло, крестьяне перепугались, а барская стряпуха все горшки в печи перебила, считая, что пришёл конец света, и щи есть некому будет. Все верили, что «белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят».

Пошли крестьяне в поле Тришку встречать. Вдруг видят - идёт человек «мудрёный» со странной головой. Все бросились прятаться, а это оказался не Тришка, а деревенский бочар, который купил новый жбан и надел его на голову, чтобы легче было нести. Развеселил мальчиков Павлушин рассказ.

Вдруг в самый разгар беседы залаяли и кинулись прочь собаки. Павлуша бросился за ними. Вернувшись, он сказал, что собаки почуяли волка.

Костя

Костя , маленький, тщедушный, очень бедно одетый и пугливый мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взглядом, рассказал две истории.

Костя - 10 лет, худой и малорослый, плохо одет; трусишка, боится непонятного, способен на сочувствие, верит рассказам Ильюши

Встреча плотника с русалкой

Первая - о плотнике, который заблудился в лесу и наткнулся на русалку. Она сидела на ветке дерева, звала его к себе и смеялась. Плотник взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно, а потом прокляла его - будет плотник горевать до конца своих дней. С тех пор он невесёлый и ходит.

Водяной, утащивший мальчика на дно

Вторая Костина история была о мальчике, которого водяной утащил под воду, а его мать сошла от горя с ума.

Федя

Старший из мальчиков, Федя , стройный, красивый подросток лет четырнадцати, принадлежал, судя по одежде, к богатой семье и был в этой компании «запевалой» - к друзьям относился покрови­тель­ственно, но по-доброму, изредка перебивал их с добродушной насмешкой.

Федя - 14 лет, красив, хорошо одет; как старший, к друзьям относится покрови­тель­ственно, но по-доброму, немногословен

Федя вспомнил о живущей в его деревне женщине, которую бросил любовник. Пошла она топиться, а водяной утащил её на дно, и там «испортил». Женщину вытащили, но в себя она не пришла, так дурочкой и осталась.

Ваня

Самый младший, семилетний мальчонка Ваня , всю ночь продремал под рогожкой «и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую головку».

Ваня - 7 лет, русый, кудрявый и большеглазый; искрений, мечтательный и добрый, любит природу; дремлет в течение всего разговора

Утро

Остальных ребятишек сон сморил, когда погасли костры. Охотник тоже задремал. От костров он ушёл, когда «утро зачиналось». Попрощаться охотнику удалось только с Павлушей - тот проснулся, когда он уходил.

Эпилог

Рассказчик с сожалением сообщает, что в том же году «славный парень» Павел погиб - разбился, упав с лошади.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции