Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Храм бога Амона в Карнаке: описание, история и интересные факты

Ипет-Исут, Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Расположен в современном Карнаке, небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. С 1979 года этот храм, вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ипет-Реc, Луксорский храм - развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

Карнакский храм

Карнакский храм - это храмовый комплекс размером 1,5 км. на 700 метров, состоящего из 33 храмов и залов, который дополнялся и изменялся в течении двух тысячелетий. Каждый фараон старался внести в храм свою лепту и увековечить свое имя, и свои заслуги.

Храм в Карнаке - храмовый комплекс, состоит из трех частей:

Центральная часть посвящена богу Амону, ее занимает храм Амона Ра. Это самый большой и интересный храм, который начали строить в период правления Аменхотепа III. 134 шестнадцатиметровые колонны (фото реконструкции справа) с многочисленными барельефами, подпиравшими некогда свод, расположились в 16 рядов и образовали священный коридор. На вершине каждой колонны могли разместиться около 50-ти человек, а каждый барельеф содержит цветные, позолоченные изображения, описывающие восхождение фараона к Богам.

  • Южнее расположился храм Мут, царице Мут и жене Амону-Ра.
  • Севернее находятся руины храма Монту.

Значимые изменения в строительстве, Карнакский храм получил во времена царствования Аменхотепа III, Рамсеса I, Рамсеса II, Рамсеса III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I, Тутмоса III, ливийских царей ХХII династии и Птолемея.

При правлении царицы Хатшепсут были установлены два гигантских, тридцатиметровых обелиска в ее честь и восемь пилонов в храме Амона.

храмовый комплекс в Карнаке При Тутмосе III, Карнакский храм был застроен стенами, а на барельефах были сделаны изображения с победами египетского народа.

Южнее Карнакского храма находится Священное озеро - пруд омовения, возле которого установлена колонна, ее венчает масштабный жук-скоробей . Для древних египтян, жук-скоробей был священным символом благоденствия.

Луксорский храм - Храм Амон-Ра

Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить еще при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонам. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длинну и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра - божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память.

Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Возле входа главного пилона остались всего три из шести огромных, 20-ти метровых статуи Рамзесу II и его супруге Нефертари. А из двух украшавших вход обелисков, остался лишь один. Второй обелиск, в 1830 году был подарен Франции за разгадку и расшифровку египетских иероглифов.

Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войску Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись, но Египет уже не мог им противостоять.

Со временем, Луксорский храм пришел в упадок и был занесен слоем песка, мусора и грунта , из под земли торчать лишь верхушки колонн. Многие ученые утверждают, что благодаря именно этому храм в Луксоре не был полностью разрушен.

На территории храма размещался военный лагерь римского войска, были построены христианская церковь и мечеть Абу-эль-Хаггаг, которая так и осталась стоять на своем месте после раскопок.

Сюрпризы раскопок не прекращаются и в наше время, тайны Луксора и его сокровища открываются людям. Так, в 1989 году, во время реконструкции храма, был найден тайник, в котором находились уникальные статуи ранее украшавшие храм. Жрецы укрыли древнейшие ценности от разграбления и уничтожения, и сейчас благодаря их заботе, мы можем увидеть эти статуи во многих музеях Египта и в музее Луксора.

Карнакский храм и Луксорский храм - это два величественных храмовых комплекса, которые напоминают нам о расцвете древнего Египта и временах царствования фараонов.

Музейный комплекс и туристический центр Луксора, это достопримечательности "Города живых" и "Города мертвых" . Город мертвых разместился на противоположном, левом берегу реки Нила, это знаменитый некрополь - Долины Фараонов и Долины Цариц, о котором будет рассказано в статье "Луксор Город мертвых - Долина Царей и храм царицы Хатшепсут".

Факты о Луксорском храме Амон-Ра

  1. Декоративное убранство . Колонные и стены гипостиля были украшены многоцветными рельефами со сценами подвигов царей, битв и религиозных обрядов. Портреты фараонов дошли до нас искаженными или стесанными, а иероглифы, обозначавшие их имена, были переписаны фараонами последующих династий. Таким способом каждый новый правитель стремился увековечить память о своем роде и возвеличить себя самого.
  2. Пилоны . Для возведения массивных башен (пилонов) каменные блоки втаскивали наверх по насыпи из земли и кирпича, покрытой илом. Такая насыпь сохранилась у центральной части наружного пилона, оставшегося незаконченным.
  3. Аллея сфинксов . Вдоль дороги, ведущей от причала к пилонам входа, сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов с телом льва и головой барана (священного животного Амона). В дни праздников по аллее проносили статую Амона, царя всех богов. Торжественная процессия сопровождала божество до пристани – там начиналось ритуальное плавание по Нилу до храма в Луксоре и обратно.
  4. Центральная ось . Главные залы и дворцы располагались симметрично вдоль дороги, ведущей к святилищу. После завершения работ вокруг храма возводили ограду. К ней пристраивали ворота, устанавливали памятные знаки.
  5. Строительство . Каждую новую часть сооружения засыпали землей, создавая площадку, куда поднимали каменные плиты и балки. После завершения работ постройку откапывали, и ее архитектурные формы представали взору зрителей.
  6. Волшебный зал . Огромный колонный зал перекрывала каменная крыша. Синие потолки были расписаны желтыми звездами и парящими коршунами. Свет проникал через решетки центрального нефа. Диаметр каждой из 12 колонн, поддерживавших свод – 3,6 метров. За ними располагались еще 7 рядов по 9 колонн. Уходя в полумрак, этот каменный лес создавал впечатление бесконечного пространства.
  7. Наружный пилон . К наружному пилону (высота 42,6 м) прикреплялись мачты из корабельного леса. На них развевались огромные флаги, и вход в храм был виден издалека.
  8. Наружный двор . Возле павильона фараона Тахарки (не сохранился) останавливалась основная часть торжественной процессии: пройти внутрь могли только посвященные.
  9. Внутренний двор . Входом во внутренние дворы служили пилоны, перед ними устанавливали обелиски.
  10. Священное озеро . Искусственное озеро на территории храмового комплекса играло важную роль в ежедневных обрядах купаний и омовений. В нем также разводили водоплавающих птиц для церемонии жертвоприношения.
  11. Святилище . В глубине храма находилось маленькое темное святилище со статуей бога. Амона, стоявшей на ладье.
  12. Садовый павильон . В старейшей части комплекса находился Садовый павильон фараона Тутмоса III. Его стены были расписаны изображениями животных, птиц и растений.
  13. Обелиск царицы Хатшепсут . Обелиск из асуанского гранита с верхушкой, облицованной электром (сплав золота с серебром), доставили в Карнак на барже. С помощью насыпей и рычагов его опустили в вырытую в песке яму. Высота мемориального сооружения – около 30 метров.

Раньше только верблюды могли пересечь египетскую пустыню и добраться от берега Красного моря в Фивы. Теперь же от в Луксор можно доехать часов за пять, а верблюды - всего лишь животные помогающие заработать пару фунтов местным бедуинам.

Дети и ослик - тоже средство заработка. Нет-нет, их не продают, просто за фотографирование их или с ними просят отдать звонкую монету.

Этих верблюдов и детей мы встретили на стоянке и какого-то придорожного кафе, по дороге в Люксор.

И продолжили путь по пустыни, наблюдая унылый египетский пейзаж, изредка встречающиеся машины дальнобойщиков...

Да ленту железной дороги, тянущейся вдоль шоссе.

Лишь по подъезду к городу Кена, находящемуся уже недалеко от Реки Нил. Дальше дорога ведёт вдоль ирригационного канала (а может это рукав Нила?) и местность становится гораздо зеленее.

В Египте лишь 4% земли пригодно для земледелия - это земля вокруг реки Нил.

И потому практически вся земля, пригодная для ведения хозяйственной деятельности либо застроена либо распахана.

Лишь на самом берегу канала растут деревья

Встречаются строения - довольно жутковатого вида.

Но есть и весьма симпатичные мечети

А вообще - там где вода там кипит жизнь.

Вот так мы смотрели смотрели в окно...

И вдруг оказались у территории Карнакского храма.

Огромная площадь, на которой растут пальмы

И возвышающееся вдали строение возрастом в несколько тысяч лет.

Строиться этот храмовый комплекс начал примерно в XX веке до нашей эры. И каждый фараон после этого так или иначе достраивал часть храма.

Так Карнакский храмовый комплекс стал самым большим по площади храмовым комплексом древности.

И как видно по этим фотографиям сейчас Карнакский храм является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей Египта.

У входа в храм - аллея сфинксов-баранов. Баран - одно из воплощений бога Амона, которому и посвящён Карнакский храмовый комплекс.

Пройдя по аллее сфинксов и минуя мощый пилон - попадаем на территорию храма.

Ширина этого входного недостроенного пилона - 130 метров.

У Пилона видна также вспомогательная конструкция из илового кирпича, по которой большие известняковые блоки поднимались наверх.

По правую руку от входа - ещё один ряд сфинксов - баранов

И под каждым - маленькая статуя фараона, мол фараон - под охраной бога Амона.

Ряд баранов продолжается до храма Рамсеса III.

У входа в храм статуя самого Рамсеса

А на стене остатки барельефа - как с благословения бога фараон наказывает врагов Египта.

По левую сторону от входа - часовня Сети II. В ней три входа в три святилища - богам Амону, его жене Мут и сыну Хонсу.

Вот так выглядит то что осталось от одного из святилищ.

В центре - остатки от некогда существовавшей колоннады.

За колоннадой, у второго пилона - огромная статуя фараона.

У фараона сбита часть лица, но ему ещё повезло.

От некоторых статуй остались только ноги...

А некоторым повезло чуть больше - они сохранились почти целиком.

Следом идёт мощный колонный зал.

Ранее над колоннами была крыша, но после упадка храма и землятрясения 27 года до нашей эры - крыша обвалилась и теперь колонны подпирают лишь небо.

Центральные 12 колонн имеют высоту 23 метра. Остальные чуть пониже.

Колонны покрыты барельефами с историческими и мифическими историями о жизни и подвигах фараонов.

Не является ли эта традиция предтечей росписей православных храмов сюжетами из Писания?

Выйдя из колонного зала и выйдя в один из проходов - минуем следующие залы и попадаем к пилону у которого находится целая группа статуй фараонов.

А на заднем плане - главный Египетский секрет строительства храмов;0)

Вообще полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт.

То вдруг в проходе откроется вид на обелиск

То вновь возникнут уже знакомые головы фараонов.

Вертикалями Карнакского храма являются два обелиска. Один из них установила царица Хатшепсут - женщина-фараон.

Глядишь на обелиски - и сооружение выглядит вполне сохранившимся

А переводишь взгляд чуть левее - и создаётся ощущение будто перед тобой сплошные развалины.

От ещё одного обелиска, установленного Хатшепсут осталось лишь навершие, лежащее на земле.

А рядом - большой жук-скарабей на постаменте.

Жук был воплощением возрождения. Считалось что именно он катит Солнце на восход. Да и сам постоянно перерождается, появляясь из шара, который сам же катит.

Жук стоит почти на самом берегу священного озера

А на берегу озера "Храм кока-колы" и его часовня - туалет...

А вокруг - живописные Карнакские развалины

Экскурсовод даёт минут сорок на самостоятельный осмотр Карнакского храма и возвращение в автобус. Этого времени хватает лишь на то чтобы побродить по лабиринту храмовых построек и постараться повнимательнее их рассмотреть.

У многих статуй сбиты лица. Частично это сделано ещё во времена фараонов. Частично уже после прихода мусульман в Египет.

А это - уцелевшая часть верхнего перекрытия, расписанная звёздами.

На выходе из Карнакского храма видны более поздние святилища - исламские.

За сорок минут, оставленные экскурсоводом осмотреть всё не получилось, и уже чуть ли не бегом пришлось добираться в автобус. Тут невольно позавидуешь мирно отдыхающим под деревом местным жителям.

Фото: Мочалов Артём И Наталья Нагорская. 2010 г.

Ансамбль Карнака, который греки называли Гермонфис .
Храм Амона в Карнаке
строился на протяжении многих веков — от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Большая часть построек возведена в эпоху Нового царства.

В наше время вход на территорию храма начинается на древней пристани, от которой к первому пилону ведет аллея сфинксов (с телом льва и головой барана), созданная при Рамсесе II (XIX династия, Новое царство). Баран — священное животное бога Амона.


" Затаив дыханье, входим...

Однако и народищу тут! Стараясь не потеряться в толпах туристов, следуем за нашим гидом Мишелем, попутно одолевая его вопросами, на которые он, впрочем, охотно и интересно отвечаетКарнакский комплекс состоит из трех отдельных центров, каждый и которых окружен стеной из кирпича-сырца.


Самый большой из входящих в Карнак комплекс находится посредине, и занимает ок. 30 гектаров! - это самый древний храм Фив (древнее название Луксора) - святилище бога Амона. Слева от него - святилище Монту - бога войны. С другой стороны - святилище богини Мут, супруги Амона.


Гипостильный зал храма в Карнаке
принадлежит к вершинам мирового зодчества. Зал размером 103 м х 52 м насчитывает сто сорок четыре колонны.


Колонны, обрамляющие центральный проход, высотой свыше 20 м и диаметром около 3,5 м, имеют капители в виде раскрытых цветов папируса.

Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 кв. метра и отделаны листами золота.

Не существующие ныне потолки густо-синего цвета были украшены желтыми звездами и парящими священными коршунами. В древности между колоннами гипостильного зала стояли статуи царей и богов. Теперь между этими колоннами бродят туристы))

Карнакский комплекс включал еще священное озеро длиной 120 м,где жрецы совершали священные ночные обряды. Возле озера находится солнечное святилище Тахарки, в подземельях которого обнаружены рельефы, повествующие о ночном путешествии бога Солнца через иные миры и о его ежедневном возрождении в образе жука-скарабея Хефри.

Неподалеку от этого сооружения установлено колоссальное изображение жука-скарабея.

Вокруг этого скарабея туристы дружно ходят по часовой стрелке, загадав желание. Говорят, должно сбыться. Мы тоже включились в этот хоровод. Сбылось ли желание? Не скажу:-)

Обходим закоулки огромного храмового комплекса,

фотографируемся с декоративными аборигенами:


Рассматриваем сохранившиеся в веках изображения на стенах...
А вот интересная статуя, по поводу которой ведут спор египтологи:
Некоторые считают, что на ней изображен легендарный фараон-завоеватель Рамзес второй со своей дочерью, ставшей впоследствии его женой. Другие, говорят, что это верховный жрец Фив, в ногах которого женское изображение местного божества, покровителя этого деятеля.

По дороге была краткая стоянка возле колоссов Мнемнона


Справа - знаменитый колосс. Знаменит он тем, что ПОЕТ! Нет, не народные песни, конечно. Он издает жуткие завывающие звуки в ветренную погоду из-за трещин, которые за века образовались в этой огромной статуе. Впрочем, говорят, что после очередной реставрации трещины замазали цементом и колосс замолчал(((


….В Долине царей пекло - навскидку градусов 45 (после уточнения по термометру - оказывается всего-навсего около 40 - J . …

Вверх нас везут на смешных паровозиках, такие когда-то возили людей по ВВЦ…


Долина Царей или «долина царских гробниц Бибан эль-Мюлюка». Когда-то это было ущелье, затерянное среди нагромождения скал.

В знаменитой Долине царей в Лукосре 64 гробницы, почти все - царские. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфисе, фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид.


История долины начинается с неожиданного решения фараона Тутмоса 1 отделить свою гробницу от заупокойного храма и похоронить свое тело в потайном месте. Это решение нарушило 1700-летнюю традицию. Зодчий фараона выдолбил для него могилу в виде колодца в этой уединенной долине. В погребальную камеру на дне колодца вела крутая лестница, высеченная в скале по плану, который впоследствии был принят всеми другими фараонами, погребенными в долине.

Гробницы вырублены в скалах, их старались как можно тщательнее скрыть от постороннего взгляда. Входы в гробницы засыпали крупными камнями, замуровывали. Но и это не уберегло гробницы от разорения. Все гробницы построены по схожему плану: наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного.

А на фото ниже - знаменитая "Книга мертвых" - этот своеобразные "путеводитель" для фараона для его странствий по загробной жизни, высечен на его саркофаге


Охранник


К сожалению, все гробницы оказались разграбленными еще в древности, и лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 г. в полной сохранности.
Эту гробницу не разграбили, потому что очень уж она хитро была расположена - сбоку от большой гробницы Рамсеса.

Гробница Тутанхамона. Была обнаружена 4 ноября 1922 года Говардом Картером - гробница вошла в историю благодаря огромному количеству сокровищ, найденных в погребальной камере. Однако первооткрывателей гробницы больше всего среди всего этого великолепия поразил маленький веночек из сухих цветов -последнее трогательное прощание супруги юного фараона.
Гробница была настолько переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами, что исторически незначительный фараон, умерший в девятнадцатилетнем возрасте, стал сегодня чуть ли не самой значительной фигурой Древнего Египта. Как лаконично высказался Картер: "Единственным событием его жизни были смерть и погребение".
К сожалению, сейчас там уже ничего нет - все сокровища, включая знаменитую золотую маску хранятся в Каирском музее.

Быстро заезжаем к Храму Хатшепсут - идти внутрь уже не позволяет время.


Хатшепсут.
1200 лет спустя после Имхотепа в истории Египта появляется другой зодчий - Сенмут, создавший шедевр - храм Хатшепсут. Храм расположен в скальном амфитеатре в глубине долины, некогда посвященной богине Хатхор.

Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Храм расположен на трёх террасах, соединённых пандусами (наклонными площадками) и обрамлённых столбами и колоннами.


Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колонны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голова богини Хатхор

росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далёкую страну Пунт). На просторных террасах располагались водоёмы, росли деревья, экзотические цветы, пели птицы.
Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя, их и обнаружили археологи.

Возвращаемся в Луксор


Любуемся Луксорским храмом в вечернем эффектном освещении

Что касается архитектурной системы, мы видим, что применялись вертикальные и горизонтальные перемычки, то есть, в качестве подпорок использовались вертикальные, поверх которых располагались горизонтальные или высокий потолок, который закрывал внутренние и внешние террасы. И снова мы видим, какое влияние на архитектуру оказывал окружающий мир; это проявилось не только в использовании камня, что было обусловлено географией местности, но также в установлении соотношения между окружающим ландшафтом и архитектурными постройками. Египет – страна с горизонтальным ландшафтом, такой же является и его архитектура – плоской, как террасы по обоим берегам Нила.

Таким образом, Нил не только создал географические рамки, которые определяли жизнь народа, но определил также экзистенциальное пространство. Существует концепция священной улицы или пути, говорящая, что именно поэтому храм также расположен вдоль продольной оси; его осевая симметрия и зеркальное отображение объектов по обеим сторонам бросается в глаза, а литургические процессии повторяли путь Солнца с востока на запад. Солнце ассоциировалось с правителем всех светил, который движется по небосводу, освещая двери храма, пробираясь через пилоны, которые символизировали священные горы.

Кроме того, хотя египтяне никогда не проявляли большого интереса к украшению внутреннего интерьера (помните, что многие из зданий погребального комплекса Джосера были фиктивными), абсолютно не интересуясь расположением предметов в пространстве. Несмотря на это, мы сами помогаем создать внутренне пространство, основанное на внешнем облике, которое все яснее проявляется по мере того, как мы приближаемся к святилищу или камере бога. Таким образом, мы переходим от пространства под открытым небом – аллеи сфинксов, доступной для людей, не принадлежащих к культу. Войдя в храм, мы видим, что оказались в окруженном портиками дворе. В этом открытом зале, куда также имел доступ весь народ, ясно прослеживается взаимодействие пространств. Уже в гипостильном зале, куда допускались только высокопоставленные фигуры, мы видим преобладание внутреннего пространства над внешним, что дополнительно подчеркивается недостатком освещения, поскольку свет проникал только сквозь решетку в самом высоком центральном нефе. В святилище, куда могли входить только служители культа, уже полностью отсутствовала взаимосвязь между пространствами, а само помещение освещалось только светом пламени. Внутренне пространство завоевывает превосходство над внешним постепенно: по мере продвижения вглубь храма пространство сужается по вертикали из-за наклонного поднятия пола и по горизонтали из-за сужения дальних помещений.

Местонахождение древнего храма бога Амона, а также чтившихся вместе с ним богини Мут и богов Монту и Хонсу в Фивах (египетское название храма - Ипет-сут, «(Самое) избранное из (всех) мест»). Храм Ипет-сут, известный в наши дни под названием Карнакского комплекса, был главной святыней египетского государства на протяжении 2 тыс. лет. Сооружавшийся и украшавшийся несчетными поколениями царей, Карнак был административным центром и главной достопримечательностью восточной части Фив. Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей, посвященных «владыке Фив» - солнечному богу Амону-Ра, его супруге, покровительнице цариц богине Мут и их сыну - лунному богу Хонсу. Святилище на территории Карнака могло возникнуть еще около 28 в. до н. э., самые ранние из сохранившихся сооружений относятся к эпохе Среднего царства (например, так называемый Белый храм Сенусерта I; 20 в. до н. э.).

Карнак. Статуя в храмовом комплексе.

В начале Нового царства (c 16 в. до н. э.) Карнак из небольшого храма превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый из фараонов, едва взойдя на престол, начинал сооружение своего собственного вклада в расширение обители своего божественного отца Амона и стремился придать храмовым постройкам в Карнаке большее величие и блеск, чем его предшественник. Властители не всегда относились с достаточным почтением к постройкам своих предшественников: храмы перестраивались, надписи переписывались заново. В 16 в. до н. э. по приказу царя Тутмоса I выдающийся зодчий Инени украшает новое святилище гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса. Барельефы на внутренних и наружных стенах изображают фараона при совершении ритуальных действий.

Карнак. Обелиск Хатшепсут. Карнакский комплекс.

Эту грандиозную строительную программу продолжила дочь Тутмоса I - знаменитая фараон-женщина Хатшепсут. Перестройкой и расширением Карнака лично руководили зодчие Хапусенеб и Сененмут - «начальники всех работ» царицы, создавая новый храм, называвшийся «Хатшепсут божественна в памятниках». Из восхитительного красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами, неподалеку от которого были воздвигнуты 2 обелиска из красного асуанского гранита, высотой 30 м каждый. Гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом.

Преемник царицы фараон Тутмос III Ахменну построенный в Карнаке большой юбилейный храм - «Блистательный памятниками». Судя по одной из надписей, посвященных сооружению храма, фараон лично участвовал в создании плана сооружения. Колонны храма, уникальные по своей форме, имитируют собой тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которого совершался ритуал обновления жизненных сил царя. У входа в зал Тутмоса III, в небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, была найдена знаменитая стела Карнака, представляющая Тутмоса III в момент принесения жертв в честь 62 своих предшественников. Это так называемый «Царский список Карнака» - перечень всех царей-предков Тутмоса III. Оригинал находится в парижском Лувре. На барельефах фараон изображен во время охоты и атлетических соревнований.

Неподалеку находится и знаменитый «Ботанический сад» - одно из боковых помещений, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли. Хотя сохранилась только небольшая нижняя часть этого строения, но и на ней видны любопытные изображения растений и животных, которых Тутмос привез в Египет из Сирии в дар Амону.

Карнак. Колонны храма Амона (середина 16 в. до н.э).

В центральной части храма Амона при Тутмосе III был также возведен знаменитый «Зал анналов», на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшего своего повелителя во всех его походах. В центре «Зала анналов» установлены два высоких геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта.

В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской триаде - львиноголовой богине войны Сехмет (Сохмет), ее супругу «прекрасноликому» Птаху (Пта) и их «лотосоподобному» сыну Нефертуму. В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчана массивным солнечным диском. В руках богини - скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости и анх, символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая в святилище через специальное отверстие на потолке, касается невероятно живого, и в то же время гранитного львиного лика богини. Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой. От когда-то величественного храма супруги Амона-Ра, сооружениями в котором гордились многие великие властители эпохи Нового царства, остались лишь заросшие тростником и пальмами развалины, груды камней с рельефами. На юге Карнака на берегах почти пересохшего подковообразного озера Ишеру, обрамлявшего в древности территорию комплекса Мут, и сегодня высятся десятки разбитых гранитных статуй Сехмет. Более 700 статуй этой грозной богини были воздвигнуты вокруг нового храма Мут Аменхотепом III, чтобы дочь Солнца отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы и в стране воцарилась гармония. Аменхотеп III пожертвовал новый храм и сыну Амона и Мут - лунному Хонсу, а также укрепил берега огромного Священного озера, расположенного на территории комплекса Амона, и водрузил рядом с ним гигантского каменного скарабея, воплощение бога Хепри - созидательного утреннего солнца. В Священном озере жрецы четыре раза в день совершали ритуальные омовения. С площадки над озером открывается великолепный вид на Карнак.

В 1 тыс. до н. э. в Карнаке возводятся небольшие святилища Осириса. В 13 в. до н.э. началась новая эпоха необычайного расцвета Карнака. При Сети I, втором царе 19 династии и его сыне - Рамсесе II Великом, в храме Амона был воздвигнут грандиозный гипостильный (колонный) зал (конец 14 - начало 13 вв. до н. э.), 103 м в ширину и 52 м в глубину, который насчитывает 144 колонны. 12 колонн среднего прохода высотой в 19,5 м, с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 кв. м и отделаны листами золота. От золота не осталось и следа, а потускневшие краски сохранились лишь на некоторых капителях колонн. Сотни тысяч иероглифов, прославляющие царские деяния, покрывают эти колонны.

Строительство в Карнаке продолжалось и в последовавшие за падением Нового царства века смут, гражданских войн и иноземных нашествий. Цари-чужеземцы считали украшение главного святилища страны своей первостепенной обязанностью, данью уважения к величию Египта, на престоле которого они оказались. В 4 в. до н. э., во времена правления XXX династии, Карнак переживал последний период своего расцвета. Была расширена древняя пристань на берегу искусственного озера, соединенного с Нилом. От нее аллея овноголовых сфинксов ведет к массиву гигантского первого пилона, воздвигнутого по приказу Нектанеба I, но незавершенного ввиду нехватки средств и сил. В открывающемся за пилоном Нектанеба первом дворе храма встречаются эпохи, события и цари: гигантский колосс Рамсеса II Великого, изображенного вместе со своей дочерью-супругой Бент-Анат стоит здесь рядом с колоннадой нубийского царя Тахарки, а небольшие святилища Сети II и Рамсеса III соседствуют с рельефами, изображающими в одеяниях египетских фараонов царей династии Птолемеев. Последний правитель, строивший на его территории - римский император Домициан (81-96 гг. н. э.). С Луксором Карнак соединяет аллея сфинксов (время Аменхотепа III; начало 14 в. до н. э.).


Египет. Карнак. Аллея сфинксов. Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. 15-13 вв. до н.э.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции