Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Данте Алигьери «Божественная Комедия. Данте алигьери интересные факты из жизни

ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri ) (1265-1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе "дольче стиль нуово" (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть "Новая жизнь", 1292-93, издание 1576); философские и политические трактаты ("Пир", не закончен; "О народной речи", 1304-07, издание 1529), "Послания" (1304-16). Вершина творчества Данте - поэма "Божественная комедия" (1307-21, издание 1472) в 3 частях ("Ад", "Чистилище", "Рай") и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.

ДАНТЕ Алигьери (май или июнь 1265, Флоренция - 14 сентября 1321, Равенна), итальянский поэт, один из величайших гениев мировой литературы.

Биография

Семья Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции. Родовое имя Алигьери (в другой огласовке Алагьери) первым носил дед поэта. Данте получил образование в муниципальном училище, затем, предположительно, учился в Болонском университете (по еще менее достоверным сведениям, в период изгнания посещал также Парижский университет). Принимал активное участие в политической жизни Флоренции; с 15 июня по 15 августа 1300 входил в правительство (был выбран на должность приора), пытался, исполняя должность, воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых и Черных гвельфов (см. гвельфы и гибеллины). После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных гвельфов был 27 января 1302 приговорен к изгнанию и лишен гражданских прав; 10 марта его, как не уплатившего денежную пеню, приговорили к смертной казни. Первые годы изгнания Данте - среди вождей Белых гвельфов, принимает участие в вооруженной и дипломатической борьбе с победившей партией. Последний эпизод в его политической биографии связан с итальянским походом императора Генриха VII (1310-13), усилиям которого по установлению в Италии гражданского мира он дал идеологическую поддержку в ряде публичных посланий и в трактате "Монархия". Во Флоренцию Данте больше не вернулся, несколько лет провел в Вероне при дворе Кан Гранде делла Скала, последние годы жизни пользовался гостеприимством правителя Равенны Гвидо да Полента. Умер от малярии.

Лирика

Основная часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е гг. 13 в.; с началом нового столетия малые стихотворные формы из его творчества постепенно уходят. Начинал Данте с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д"Ареццо, но вскоре сменил поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти стал основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой "сладостного нового стиля" ("Дольче стиль нуово"). Ее главный отличительный признак - предельное одухотворение любовного чувства. Стихи, посвященные своей возлюбленной Беатриче Портинари, Данте, снабдив биографическим и стиховедческим комментарием, собрал в книгу под названием "Новая жизнь" (ок. 1293-95). Собственно биографическая канва предельно скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, искушение новой любовью и преодоление его. Жизнеописание предстает как ряд душевных состояний, ведущий ко все более полному овладению смыслом постигшего героя чувства: в итоге любовное чувство приобретает черты и признаки религиозного поклонения.

Кроме "Новой жизни" до нас дошло еще около полусотни стихотворений Данте: стихи в манере "сладостного нового стиля" (но не всегда адресованные Беатриче); любовный цикл, известный под названием "каменного" (по значению имени адресата, донны Пьетры) и отличающийся избытком чувственности; комическая поэзия (стихотворная перебранка с Форезе Донати и поэма "Цветок", атрибуция которой остается сомнительной); группа доктринальных стихотворений (посвященных темам благородства, щедрости, справедливости и др.).

Трактаты

Стихотворения философского содержания стали предметом комментария в неоконченном трактате "Пир" (ок. 1304-07), который представляет собой один из первых в Италии опытов по созданию научной прозы на народном языке и одновременно обоснование этой попытки - своего рода просветительскую программу вместе с защитой народного языка. В неоконченном латинском трактате "О народном красноречии", писавшемся в те же годы, апология итальянского языка сопровождается теорией и историей литературы на нем - и то, и другое относится к абсолютным новациям. В латинском трактате "Монархия" (ок. 1312-13) Данте (также впервые) провозглашает принцип разделения духовной и светской власти и настаивает на полном суверенитете последней.

"Божественная Комедия"

Над поэмой "Божественная Комедия" Данте начал работать в годы изгнания и закончил ее незадолго до смерти. Написанная терцинами, содержащая 14 233 стиха, она делится на три части (или кантики) и сто песней (в каждой кантике по тридцать три песни и еще одна является вступительной ко всей поэме). Комедией она названа автором, который исходил из выработанной средневековой поэтикой классификации жанров. Определение "божественная" присвоили ей потомки. В поэме рассказывается о путешествии Данте по царству мертвых: право увидеть при жизни загробный мир - это особая милость, избавляющая его от философских и нравственных заблуждений и возлагающая на него некую высокую миссию. Данте, заблудившемуся в "сумрачном лесу" (который символизирует конкретный, хотя и не названный прямо грех самого автора, и вместе с тем - грехи всего человечества, переживающего критический момент своей истории), приходит на помощь римский поэт Вергилий (который символизирует человеческий разум, незнакомый с божественным откровением) и ведет его по двум первым загробным царствам - царству возмездия и царству искупления. Ад представляет собой воронкообразный провал, заканчивающийся в центре земли, он разделен на девять кругов, в каждом из которых совершается казнь над особой категорией грешников (только обитатели первого круга - души некрещеных младенцев и праведных язычников - избавлены от мук). Среди душ, встреченных Данте и вступивших с ним в беседу, есть знакомые лично ему и есть известные всем - персонажи античной истории и мифов или герои современности. В "Божественной комедии" они не превращены в прямые и плоские иллюстрации своих грехов; зло, за которое они осуждены, сложно сочетается с их человеческой сущностью, порой не лишенной благородства и величия духа (среди наиболее прославленных эпизодов такого рода - встречи с Паоло и Франческой в круге сладострастников, с Фаринатой дельи Уберти в круге еретиков, с Брунетто Латини в круге насильников, с Улиссом в круге обманщиков, с Уголино в круге предателей). Чистилище - это огромная гора в центре необитаемого, занятого океаном южного полушария, уступами она разделена на семь кругов, где души умерших искупают грехи гордыни, зависти, гнева, уныния, скупости и расточительности, чревоугодия, сладострастия. По прошествии каждого из кругов со лба Данте (и любой из душ чистилища) стирается один из семи знаков греха, начертанных ангелом-привратником - в этой части "Комедии" острее, чем в других, чувствуется, что путь Данте для него самого не только ознакомительный, но и искупительный. На вершине горы, в земном раю, Данте встречается с Беатриче (символизирующей божественное откровение) и расстается с Вергилием; здесь же Данте полностью осознает свою личную вину и до конца от нее очищается. Вместе с Беатриче он возносится в рай, в каждом из восьми окружающих землю небес (в семи планетных и в восьмом звездном) он знакомится с определенной категорией блаженных душ и укрепляется в вере и знании. В девятом, небе Перводвигателя, и в Эмпирее, где Беатриче в качестве водителя по раю сменяет св. Бернард, он удостаивается посвящения в тайны триединства и боговоплощения. Окончательно смыкаются оба плана поэмы, в одном из которых представлен путь человека к истине и добру через бездны греха, отчаяния и сомнений, в другом - путь истории, подошедшей к последнему рубежу и открывающейся навстречу новой эре. И сама "Божественная комедия", будучи своего рода синтезом средневековой культуры, оказывается для нее произведением итоговым.

Его «Божественную комедию» изучают в школе и проходят, как обязательную программу в высших учебных заведениях: институтах, университетах. Он был одним из величайших итальянских поэтов и мыслителей. Кроме того, являясь основоположником литературного итальянского языка, занимался политикой. Данте Алигьери интересные факты сопровождали на протяжении всего его жизненного пути.

Факты из жизни Данте Алигьери

О жизни поэта известно крайне мало, и то со слов самого мыслителя. Родившись во Флоренции в 1265 году, писатель оставался верен своему городу, который любил и называл лучшим в мире. О семье Данте не упоминает вообще. Другие источники предполагают, что родителей маленький Алигьери потерял рано. Сначала умерла мать. У отца, после женитьбы на другой женщине, рождаются еще двое детей. Но счастье новой семьи длилось не долго, глава семейства умирает, и все бремя домашних забот ложится на плечи молодого Данте.

Лучшим другом будущего поэта был Брунетто Латини, который внес свой вклад в развитие таланта Алигьери. Он, будучи отличным энциклопедистом и умным человеком, всегда давал мудрые советы молодому писателю и воспитывал в нем чувство прекрасного. Не даром Брунетто называют учителем Данте Алигьери.

Не последнюю роль в становлении Данте, как известного поэта сыграл его друг Кавальканти. Отношения между ними были очень сложными, так как непроизвольно Алигьери участвовал в изгнании друга. Гвидо заболел малярией и скончался в 1300 году. После его смерти Данте посвятил множество стихотворений Кавальканти.

Любовь Данте

Каждый школьник знает великое произведение итальянского писателя Данте «Божественная комедия». Именно в этом произведении Алигьери воспевает свою первую настоящую любовь -красавицу Беатриче. В последствии эта пара стала символом нежной любви. Часто молодых людей ставят на уровне рядом с Ромео и Джульеттой, Тристаном и Изольдой.

Беатриче умерла в возрасте двадцати пяти лет. Любовь между девушкой и Данте заслуживает быть на страницах какой-то сказочной истории. Впервые Данте увидел маленькую Беатриче, когда ему было девять лет, но по-настоящему влюбился только через 9 лет, увидев молодую, красивую, но уже замужнюю девушку. С этого самого момента Беатриче становится центром Вселенной для поэта. На протяжении всей жизни, даже после смерти своей возлюбленной, поэт посвящает все свои стихи Беатриче.

Самым ярким образом в литературе Данте Беатриче выступила в его знаменитой «Божественной комедии».

Презентация к уроку по зарубежной литературе в 9 классе

Данте Алигьери.«Божественная Комедия»
«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.
Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа».1. Биография Данте Алигьери. Интересные факты из жизни
2. «Божественная комедия»
3. Структура «Ада»
4. Описание (1-9) кругов Ада
1 круг «Ада»
2 круг «Ада»
3 круг «Ада»
4 круг «Ада»
5 круг «Ада»
Страж; Томящиеся; Вид наказания
6 круг «Ада»
7 круг «Ада»
8 круг «Ада»
9 круг «Ада»
5. Божественная комедия как вдохновение для многих
художников
6. Ещё раз о поэме и поэте

Данте Алигьери. Интересные факты из жизни

Данте Алигьери (настоящее имя Дуранте
Алигьери) (1265-1321) - итальянский поэт и
политический деятель.
Родился во Флоренции, в аристократической
семье. Его предки принимали участие во
втором Крестовом походе. Об отце и матери
Данте почти ничего не известно, как и об
обстоятельствах его ранней юности. Данте
получил обычное для того времени
образование, но сам признавал его
недостаточным. В 1291 Данте женился на
Джемме Донати по политическому расчёту.
От этого брака было семь детей – шесть
сыновей и дочь. В 1302 Данте был заочно
обвинён в неправильном расходовании
общественных денег и приговорён к штрафу.
Он переехал в Рим, но его нашли и там. Поэта
приговорили к сожжению за политические

Жизненный путь Данте

Данте принадлежал к
флорентийской партии
Черки, которая враждовала
с партией Донати. В 1298
году состоялся деловой
брак между ним и Джеммой
Донати. В это время Данте
писал песни, восхваляющие
Беатриче, а о Джемме он не
писал ни слова. В 1296 году
Данте начал участвовать в
общественной жизни
Флоренции, и в 1300 году
стал одним из приоров
города.
Джемма и Данте
Беатриче и Данте
Данте Алигьери

Последние годы жизни

С 1316 года Данте
останавливается в Равенне, где
его принял синьор города
Гвидо да Полента. Здесь он
продолжает работать над
«Божественной комедией». В
1321 году Данте как посол
правителя Равенны
направляется в Венецию для
заключения мира с
республикой Святого Марка.
На обратной дороге он
заразился малярией и в ночь с
13 на 14 сентября 1321 года
скончался. Похоронен Данте
Алигьери в Равенне.
Равенна
Могила поэта
Гвидо да Полента
Данте Алигьери

«Божественная комедия»..

"Божественная Комедия" возникла в тревожные ранние годы XIV века из
бурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни
Италии.
Для будущих - близких и далеких - поколений она осталась величайшим
памятником поэтической культуры итальянского народа. "Суровый Дант" - так
назвал творца "Божественной Комедии" Пушкин - совершил свой великий
поэтический труд в горькие годы изгнания и странствий, на которые осудила его
восторжествовавшая в 1301 году в буржуазно-демократической Флоренции
партия "черных" - сторонников папы и представителей интересов дворянскобуржуазной верхушки богатой республики.
Данте стоит на пороге Возрождения, на пороге эпохи, "...которая
нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и
характеру, по многосторонности и учености». Творец "Божественной
Комедии" был одним из таких титанов, поэтическое наследие которого осталось
в веках величественным вкладом итальянского народа в сокровищницу мировой
культуры.

«Божественная комедия» делится на три части
1 часть – «Ад»
(«кантики»): «Ад», «Чистилище» и «Рай». Поэт с
добросовестностью геометра чертит
пространственные параметры: в Аду - девять
кругов, в Чистилище - два предчистилища и
семь уступов горы, которая возвышается к
небу, а в Раю - девять небесных сфер.
Композиция дантовской поэмы построена с
2 часть – «Чистилище»
учетом так называемой магии чисел, согласно
которой священными являются числа 3, 9 и 10.
Мир Данте исключительно целостный и
гармонический, удивительно именно это
объединение математической точности
мышления с неудержимой фантазией поэта. В
изображении странствия к потусторонним
миром поражает объединение достоверности
картин, перенесенных из земного бытия, и
аллегоричности, которая привносит в эти
картины определенную зашифрованность.
3 часть – «Рай»
Чтение поэмы всегда нуждалось в
комментариях, которые расшифровывают
обычные для средневековой культуры
аллегории.
Ад - воплощение страшного и безобразного.
Чистилище - поправимых недостатков и
утоленной печали.
Рай - аллегория Красоты, Радости.
Каждая форма наказания в Аду также имеет свой
аллегорический ракурс, как и каждое испытание
в Чистилище и каждая форма награды в Раю.

Ад, Чистилище, Рай

Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают
навеки осуждённые грешники, чистилища - местопребывания искупающих свои
грехи грешников, и рая - обители блаженных.
Данте детализирует эти представления и описывает устройство загробного мира с
графической определённостью, фиксируя все детали его архитектоники. В вводной
песне Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, заблудился
однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей,
загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному
миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он без
трепета отдается руководству поэта

Смысл комедии
Идя по средневековой традиции, Данте вложил в
свое произведение четыре смысла: буквальный,
аллегорический, моральный и мистический. Первый из
них предусматривал «натуральное» описание
потустороннего мира со всеми его атрибутами - и
поэт сделал это настолько убедительно, словно видел
собственными глазами то, что было лишь
произведением его чрезвычайного воображения.
Второй смысл предусматривал выражение идеи бытия
в ее абстрактной форме: в мире все движется от тьмы
к свету, от страданий до радости, от лжи к истине, от
плохого к доброму. Третий, главный смысл, восхождение души через познание мира. Моральный
смысл предусматривал идею отплаты за все земные
дела в потусторонней жизни. Данте искренне верил в
то, что любой человеческий поступок обязательно
будет иметь божественную благодарность и
божественное наказание, отсюда и идея жестокой
оплаты тиранам, и идея благодарности «вечного
света» святым. Поэт считал себя обязанным быть
максимально конкретным и в описании потусторонних
картин. И четвертый смысл предусматривает
интуитивное постижение божественной идеи через
восприятие красоты самой поэзии как языка также
божественного, хотя и созданного умом поэта,
земного человека.

10. Концепция Ада в «Божественной Комедии». Первый круг

1-й круг (Лимб). Некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане.
Страж: Харон
Томящиеся: Некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане
Вид наказания: Безбольная скорбь
Здесь находятся:
Величайшие поэты древности - Гомер, Гораций, Овидий, Вергилий, Лукан;
Римские и греческие герои - Электра, Гектор, Эней, Цезарь, Пентесилея,
царица амазонок,Камилла, Лавиния с отцом Латином, Брут, Юлия (жена
Помпея), Лукреция (обесчещенная царским сыном Секстом Тарквинием).
Ученые, поэты и врачи - Аристотель, Сократ, Платон, Демокрит, Диоген,
Фалес, Анаксагор, Зенон, Эмпедокл, Гераклит, Сенека, Орфей, Лин, Марк
Туллий Цицерон, Евклид, Птолемей, Гиппократ, Гален, Авиценна…

11. Второй круг «Ада»

2-ой круг «Похоть»
Страж: Минос
Томящиеся: Сладострастники
(блудники и прелюбодеи, просто
страстные любовники)
Вид наказания: Кручение и
истязание бурей
Здесь находятся: Семирамида,
Дидона, Клеопатра, Елена
Прекрасная, Ахилл, Парис,
Тристан; Франческа и Паоло,
Мессалина

12. Третий круг «Ада».

Страж: Цербер
Томящиеся: Чревоугодники, обжоры и
гурманы
Вид наказания: Гниение под солнцем и
дождём. Кручение и истязание
ураганом, удары душ о скалы
преисподней
Здесь находится Чакко, житель
Флоренции, прожорливее которого не
было никогда

13. Четвертый круг «Ада».

Страж: Плутос
Томящиеся: Скупцы и расточители
(неумение совершать разумные
траты)
Вид наказания: Стенка-на-стенку
(вечный спор) Перетаскивание с
места на место огромных
тяжестей; души, столкнувшись
друг с другом, вступают в
яростный бой

14. Пятый круг «Ада».

Вечная драка в грязном болоте Стикс,
где дном служат тела скучающих.
Довольно-таки мрачное и угрюмое
место, охраняемое самим сыном Ареса.
Зовут его Флегий. За то,что при жизни
Флегий сжег храм Аполлона, его мучает
вечный голод в аду. Чтобы попасть в 5
круг ада, нужно быть очень гневным,
ленивым или унылым. А лучше все сразу!
Пошел - убил кучу народу, поленился
убирать трупы и загрустил. Так вот, в
пятом кругу ада происходит вечная
драка. Место драки - болото Стикс.
Самое мрачное в той реке - дно. Оно
состоит из тех,кто унывал и скучал при
жизни. Так что - улыбайтесь постоянно,
мало ли…

15. Шестой круг «Ада».

Вид наказания:
Лежать в раскалённых могилах.
Надгробие отрыто, внутри могилы горит
огонь - он раскаляет до красноты
стенки гробницы.
Здесь находятся
Эпикурейцы – люди, отдающие
предпочтение материальным радостям
жизни: Фарината дельи Уберти,
Кавальканте Кавальканти, Фридрих II
,Кардинал Оттавиано дельи Убальдини,
Папа Анастасий II

16. Седьмой круг «Ада»

7 круг ада. Он разделен на три пояса. Основные обитатели – люди, которые
совершали насилие. Но в каждом поясе живут различные виды насильников:
1 пояс носит название Флагетон. Те,кто совершал насилие над ближним своим, над
его материальными ценностями и достоянием. Так что тираны, разбойники и
грабители проводят свое время именно в первом поясе. Они кипят во рву из
раскаленной крови, а если кто вынырнет - в него стреляют кентавры. Кстати, по
мнению Данте Алигьери, Александр Македонский и тиран Дионисий именно там и
плавают, плескаясь в теплых волнах крови своих жертв.
2 пояс - это Лес Самоубийц. Томятся там совершившие насилие над собою. Проще
говоря - самоубийцы. Также те,кто бессмысленно растратил свое состояние азартные игроки и им подобные. Транжир и азартных игроков истязают гончие псы.
Несчастные самоубийцы превращены в деревья и их рвут на клочки Гарпии
(доолимпийские существа), известные тем,что внезапно появляются и похищают
человеческих детей и души людей. Ассоциируются гарпии с бурей. Считается, что
количество гарпий колеблется от 2 до 5.

17.

3 пояс - Горючие пески. Там проводят свое время богохульники, совершившие
насилие над божествами. Также те, кто проявил насилие против своего естества садомиты. Наказанием служит пребывание в абсолютно бесплодной пустыне, небо
которой капает на головы несчастных огненным дождем. Ну, буддийский ад не
особо далеко ушел от всего этого.
Охраняет томящихся в 7 кругу ада и его поясах - Минотавр. Существо, которое
получилось после связи жены царя Миноса - Пасифаи и быка, подаренного
Посейдоном. Пасифая прельщала его тем, что ложилась в деревянный макет
коровы.

18. Восьмой круг «Ада»

8 круг ада. Сей круг состоит из 10
рвов. И это самый популярный из
всех кругов. Также он носит название
Злые Щели или Злопазухи.
Стражником 8 круга ада является
Герион - великан с шестью руками,
шестью ногами и крыльями. Этот
монстр состоял из трех человеческих
тел. В трех левых руках, как и в трех
правых, были копья. Убил его никто
иной,как Геракл! Хотя ему этого
было мало. Он не просто убил
несчастного Гериона одной стрелой,
он еще ему и святилище построил.

19.

1 ров. Сидят там обольстители и
сводники. Все эти грешники идут
двумя колоннами навстречу друг
другу. Их постоянно истязают
бесы-погонщики. Кстати, среди
них находится знаменитый вор и
хитрец Ясон. Он украл руно и
совершил немало других мелких
пакостей. Кстати, тут немного
плохо с логикой. Ибо все знают Ясон покончил жизнь
самоубийством. Ну, может,у
Данте Алигьери своя версия.

20.

2 ров. Наполнен льстецами. У них
наказанием служит кал. Погрязшие в
зловонные испражнения льстецы тихо
коротают свое время.
3 ров 8 круга Ада, как считает Данте
Алигьери, занят высокопоставленными
духовными лицами, которые торговали
должностями церкви. Они же - симонисты.
Симонисты получили свое имя благодаря
попытке иудея Симона купить дар творить
чудеса у Апостола Петра и апостола
Иоанна.

21.

22. Девятый круг «Ада»

В самом сердце преисподней - ледяное озеро
Коцит. Как в аду викингов, в этом месте
невероятно холодно. Здесь покоятся
вмороженные в лед отступники, и главный из
них- Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот
(предавший Иисуса Христа), Брут (обманувший
доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник
заговора против Цезаря) личных льдин не
удостоились – их сатана терзает в трех своих
пастях.
Страж: Гиганты (Бриарей, Эфиальт, Антей)
Вид наказания: вмерзли в лед по шею, и лица их
обращены книзу.

23.

Божественная комедия как вдохновение
для многих художников
«Божественная комедия» на протяжении семи столетий являлась источником
вдохновения для многих художников, поэтов и философов. Автор ряда переводов и
адаптаций Данте Джеффри Чосер в своих произведениях напрямую ссылается на
работы Данте.
Многократно цитировал и использовал отсылки на творчество Данте в своих
произведениях Джон Милтон, прекрасно знакомый с работами поэта. Милтон
интерпретирует точку зрения Данте как разделение мирской и духовной власти, но
применительно к периоду Реформации, похожей на политическую ситуацию,
анализируемую поэтом в XIX песне «Ада». Момент осуждающей речи Беатриче по
отношению к коррупции и продажности духовников («Рай», XXIX) адаптирован в
поэме «Люсидас», где автор осуждает коррумпированность духовенства.
Ларри Нивен и Джерри Пурнель создали современное продолжение «Комедии» Данте
роман «Инферно» (1976), в котором автор научно-фантастической книги умирает во
время встречи с фанатами и попадает в ад, где верховодит Бенито Муссолини. Позже
было издано продолжение - роман «Побег из ада» (2009).

24.

Глория Нейлор, автор романа «Линден Хиллз» (1985), использует «Ад» Данте в
качестве образца для путешествия двух молодых чернокожих поэтов,
зарабатывающих за несколько дней до Рождества в домах богатых
афроамериканцев. Молодые люди скоро обнаруживают, какова цена, которую
платят жители Линден Хиллз за превращение американской мечты в жизнь.
Ирландский поэт Шеймас Хини публикует на первой странице « The Irish Times «(18
января 2000 года) одно из своих стихотворений, которое начинается с перевода 5861 СТРОФ XXXIII песни «Рая»
Ник Тошес,автор романа «Рукою Данте» (2002), рассказывает историю нахождения
рукописи «Божественной комедии», параллельно повествуя о последних годах
работы Данте над своей поэмой.
История написания и сюжет «Божественной комедии» является одной из
центральных сюжетных линий романа Дэна Брауна «Инферно» (2013).

25. Ещё раз о поэме и поэте

Представляя собой грандиозный синтез
средневековой культуры
, «Комедия»
одновременно несет в себе могущественное дыхание
новой культуры, нового типа мышления, которое прорицает
гуманистическую эпоху Ренессанса. Человек общественно активный,
Данте не удовлетворяется абстрактным морализированием: он
переносит в потусторонний мир своих современников и
предшественников с их радостями и переживаниями, с их
политическими вкусами, с их действиями и поступками - и вершит над
ними суровый и неумолимый суд с позиции мудреца-гуманиста. Он
выступает как всесторонне просвещенный человек, который
позволяет ему быть политиком, богословом,
моралистом, философом, историком, физиологом, психологом и
астрономом. По словам наилучшего русского
переводчика поэмы Данте М. Л. Лозинского,
«Божественная комедия» - это книга о Вселенной и
книга о самом поэте, которая навсегда останется в веках как вечно
живой образец гениального творения.

26.

27.

Над проектом работали:
Учитель русского языка и литературы Кузнецова Марина
Борисовна
Ученики 9-го класса:
Рзаев Рамиль
Пузина Евгения
Алешина Айгуль
Гасымова Ханым
Автаев Максим
Мы надеемся, что представленный нами материал
понравился Вам!
Спасибо за внимание!

21 мая в 1265 году родился один из основоположников литературного итальянского языка, величайший поэт, богослов, политический деятель, вошедший в историю мировой литературы как автор «Божественной комедии» Данте Алигьери .

Род Алигьери принадлежал к городской знати среднего достатка, а его предком был знаменитый рыцарь Каччагвида, погибший во втором крестовом походе в 1147 году. Полное имя легендарного поэта — Дуранте дельи Алигьери, появился он на свет во Флоренции, крупнейшем итальянском экономическом и культурном центре Средневековья, и всю жизнь оставался предан своему родному городу. О семье и жизни писателя известно немного, даже точная дата его рождения многими исследователями ставится под сомнение.

Данте Алигьери был удивительно уверенным в себе человеком. В возрасте 18 лет юноша говорил, что умеет в совершенстве писать стихи и что этим «ремеслом» он овладел самостоятельно. Данте получил образование в рамках средневековых школьных программ, а так как университета во Флоренции в это время ещё не было, основные знания ему пришлось получать самому. Автор «Божественной комедии» овладел французским и провансальским языками, читал всё, что попадало под руку, и перед ним понемногу начинал рисоваться его собственный путь учёного, мыслителя и поэта.

Поэт-изгнанник

Юность гениального писателя пришлась на непростой период: в конце XIII века в Италии обострилась борьба между императором и папой. Флоренция, где жили Алигьери, разделилась на две противоборствующие группировки — «чёрных» во главе с Корсо Донати и «белых», к которым принадлежал Данте. Так началась политическая деятельность «последнего поэта Средневековья»: Алигьери участвовал в городских советах и антипапских коалициях, где во всём блеске проявлялся ораторский дар писателя.

Данте не искал политических лавров, но его очень скоро настигли политические тернии: «чёрные» активировали свою деятельность и устроили погром противникам. 10 марта 1302 года Алигьери и ещё 14 «белых» сторонников были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, философу и политику пришлось бежать из Флоренции. Больше никогда Данте не удалось вернуться в любимый город. Странствуя по свету, он искал место, где можно уединиться и спокойно работать. Алигьери продолжал учиться и, самое главное, творить.

Поэт-однолюб

Когда Данте исполнилось девять лет, в его жизни произошла встреча, изменившая историю всей итальянской литературы. На пороге церкви он столкнулся с маленькой соседской девочкой Беатриче Портинари и с первого взгляда влюбился в юную особу. Именно это нежное чувство, по признанию самого Алигьери, сделало из него поэта. До последних дней жизни Данте посвящал возлюбленной стихи, боготворя «прекраснейшего из всех ангелов». Их следующая встреча состоялась спустя девять лет, к этому времени Беатриче уже вышла замуж, её супругом был богатый синьор Симон де Барди . Но никакие узы брака не могли помешать поэту восхищаться своей музой, она всю жизнь оставалась «владычицей его помыслов». Поэтическим документом этой любви стала автобиографическая исповедь писателя «Новая Жизнь», написанная у свежей могилы возлюбленной в 1290 году.

Сам Данте вступил в один из тех деловых браков по политическому расчёту, какие в то время были приняты. Его супругой была Джемма Донати, дочь состоятельного господина Манетто Донати . Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния. Ни в одном из своих произведений Алигьери не упоминает о своей супруге, зато Данте и Беатриче стали таким же символом любовной пары, как Петрарка и Лаура , Тристан и Изольда , Ромео и Джульетта .

Данте и Беатриче на берегах Леты. Кристобаль Рохас (Венесуэла), 1889. Фото: Commons.wikimedia.org

Итальянская «Комедия»

Смерть Беатриче положила начало философским размышлениям Данте о жизни и смерти, он начал много читать Цицерона , посещать религиозную школу. Всё это послужило толчком к созданию «Божественной комедии». Гениальное произведение, созданное автором в изгнании, и сегодня традиционно входит в десятку самых известных книг. Поэма Данте оказала огромное влияние на возникновение собственно итальянской литературы. По мнению исследователей, именно это произведение подытоживает всё развитие средневековой философии. Оно также отражает мировоззрение величайшего поэта, поэтому «Божественную комедию» называют плодом всей жизни и творчества итальянского мастера.

«Божественной» комедия Алигьери стала не сразу, так её окрестил позже автор «Декамерона» Джованни Боккаччо , придя в восхищение от прочитанного. Данте же назвал свою рукопись очень просто — «Комедия». Он использовал средневековую терминологию, где комедия — это «всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке»; трагедия — «всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом». Несмотря на то, что в поэме затрагиваются «вечные» темы жизни и бессмертия души, воздаяния и ответственности, Данте не мог назвать своё произведение трагедией, ведь она, как и все жанры «высокой литературы», должна была быть создана на латинском языке. Алигьери же писал свою «Комедию» на родном итальянском, да ещё и с тосканским диалектом.

Данте работал над величайшей поэмой почти 15 лет, успев завершить её незадолго до смерти. Умер Алигьери от малярии 14 сентября 1321 года, оставив после себя значительный след в мировой литературе и положив начало новой эпохе — раннему Возрождению.

Годы жизни: с 01.01.1265 по 14.09.1321

Итальянский поэт и политический деятель, один из основателей литературного итальянского языка. Известен как создатель «Божественной комедии», в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.

Дуранте дельи Алигьери (таково полное имя поэта) родился во Флоренции. Точная дата рождения неизвестна, имеются разногласия даже в отношении месяца: май или июнь 1265 года. О ранних годах жизни и семье поэта также известно мало и в основном из сочинений самого Данте. Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. В возрасте 9-ти лет Данте впервые встречает 8-ми летнюю Беатриче Портинари, ставшую его возлюбленной и источником вдохновения на всю жизнь. Эта встреча – его первое автобиографическое воспоминание. Во второй раз Данте встретил свою Беатриче через 9 лет и она была уже замужем. В 1890 году Беатриче умерла, оставшись в памяти потомков только благодаря стихам Данте.

В 1292 году Данте вступает в брак с Джеммой Донати. Джованни Боккаччо (первый биограф Данте) считал этот брак исключительно политическим. Так или иначе, но Джемма ни разу не упомянута в произведениях поэта, и большую часть жизни супруги прожили раздельно (Данте в изгнании, а Джемма во Флоренции). Когда именно Данте начал писать стихи достоверно неизвестно, но к 1292 году относится создание поэмы «Новая жизнь», в которую вошла только часть его стихотворений, написанных к тому времени. В конце XIII века Флоренция была втянута в длительный конфликт между императором и Папой. Данте примкнул к партии противников папской власти, так называемых «белых гвельфов» и играл в ней не последнюю роль. Сначала удача была на стороне соратников поэта, им удалось победить противников, и в 1300 году Данте был избран членом правительствующего совета приоров. Однако такое положение продержалось недолго, уже в 1301 году власть в городе перешла к сторонникам Папы. Данте, который в то время был в отъезде, узнал, что его в числе прочих заочно приговорили к смерти и решил не возвращаться в родной город.

Всю оставшуюся жизнь Данте скитался по разным городам, он находил приют в Вероне, в Равенне, Болонье, был даже в Париже. Фактических сведений об этих годах мало (как, впрочем и обо всей жизни поэта). Сроки создания произведений Данте также могут быть определены лишь приблизительно. В 1304-1307 годах он начинает два больших сочинения: философские трактаты «Пир» и «О народном красноречии». Оба произведения остались незаконченными, возможно это связано с тем, что внимание Данте переключилось на создание своего главного труда, обессмертившего имя автора – «Божественной комедии». Книга писалась в течение 15-ти лет с 1306 по 1321 год, Данте закончил ее незадолго до смерти. В 1310 году Данте поддерживает германского императора Генриха VII, объявленного Папой Климентом также и королем Италии. Однако утвердить свою власть Генриху не удалось, в 1313 году он скоропостижно скончался. В 1321 году, возвращаясь из Венеции в Равенну, Данте заболел малярией и в ночь с 13 на 14 сентября поэт умер.

Изначально свое главное сочинение Данте назвал просто «Комедия». Такое название соответствовало средневековой традиции именовании поэтических сочинений. Эпитет «божественная» к названию прибавил Джованни Боккаччо.

«Божественная комедия» полна аллегорий и без их анализа значительная часть смысла теряется. Также поэма обладает продуманной структурой: количество песен в каждой части (и в целом в произведении), количество строк в каждой песне, выбор терцина в качестве размера – все это имеет значение.

Портрет Данте работы Рафаэля, вынесенный в заголовок биографии, считается «каноническим» - именно это изображение присутствует на монете номиналом в 2 евро. Этот портрет Рафаэль писал через 200 лет после смерти Данте, основываясь на описании Джованни Боккаччо. Самому же Боккаччо в год смерти Данте исполнилось 8 лет и скорее всего его словесный портрет был записан со слов других людей. В 1921 году могила Данте в Равенне была вскрыта, и ученые сделали замеры костей черепа поэта. На основании этих обмеров в 2007 году был реконструирован предполагаемый облик Данте (приведен выше).

В 2010 году компания Visceral Games выпустила компьютерную игру по мотивам «Божественной комедии» -

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции