Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Основные правила нравственного поведения. Мораль и моральные нормы

Литература: Paulsen, System der Ethik, 6 изд. 1905, русск. пер., т. I, 1906; Heffding, Еthik, русск. пер. 1898; Wundt, Ethik, 3 изд. 1903, 2 тома; Gizycki, Moralphiosophie, 1888; Leslie Stephen, The Science of Ethics, 1882; S i d g w i c k, The Methods of Ethics, 5 изд. 1893; M u i r h e a d, The Elements of Ethics, русск. пep. 1905; Fouillee, Critique des systemes de morale contemporaines, 1893, русск. пер. 1900.

Нормы нравственности составляют вид социальных норм; определяя отношение человека к человеку, нравственность представляет всецело явление социальное. Поскольку действия человека не касаются других людей, его поведение нравственно безразлично.

Такому социальному представлению о нравственности противоречит стремление некоторых придать этике чисто индивидуалистический характер. Существует убеждение, будто сфера нравственности - это внутренний мир человека, будто нравственным или безнравственным поступок может быть назван лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Из себя извлекает человек нормы своего поведения, в себе, в глубине своего сердца дает он сам оценку своим действиям*(182) . С этой чисто субъективной точки зрения, человек, взятый отдельно, изолированно, вне его отношений к другим людям, может руководиться нравственными правилами*(183) . Иные несколько изменяют постановку вопроса, признавая за нормами нравственности двоякий характер: одни нормы имеют ввиду самого индивида, другие - отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Нельзя признать индивидуального характера ни за всеми нормами нравственности, ни даже за частью их. Нормы нравственности имеют всегда социальный характер. Нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Это не человек определяет, как он должен относиться к другим, а общество определяет, как один человек должен относиться к другому человеку. Это не человек оценивает поведение, как хорошее или дурное, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок дурным с нравственной стороны, хотя он хорош с индивидуальной точки зрения. Человек считается нехорошим торговцем, потому что он сбывает плохие товары, хотя он хорошо торгует, потому что получает значительные барыши.

Анализ любого правила нравственности укажет на социальный ее характер*(184) . Едва ли стоит останавливаться на таких явно социальных правилах, как не лги, не кради, не убивай. Издавна в основу индивидуальной этики кладется требование самоусовершенствования. Самый идеал совершенства дан идеальными представлениями окружающего общества. При одних условиях совершенство человека будет заключаться в развитии воинственного духа и физической силы, при других - в развитии смирения и умерщвлении плоти, при третьих - в развитии трудовой деятельности. Стремясь к личному совершенствованию, человек бессознательно выполняет требования общества, заинтересованного в качествах своего личного состава. Когда по временам раздается призыв обращения надежд от государственных учреждений к личному совершенствованию, что иное содержится в нем, как не мысль, что общественное благополучие, не достигнутое усилиями изменить внешние условия существования, может быть обеспечено усилиями каждого индивида улучшить условия своего поведения?

Вместе с тем не всякое поведение человека подвергается нравственной оценке. Человек гуляет и наслаждается видом природы, человек питается, отдыхает, читает газету, - все это действия нравственно безразличные, пока они с той или другой стороны не затрагивают других людей. Следовательно о нравственной оценке действий человека можно говорить только тогда, когда последствия его поведения способны отразиться на интересах других людей.

Подчеркивая социальный характер всех норм нравственности, мы имеем ввиду не то, что нравственное сознание индивида образовалось под влиянием общественной среды, может быть, путем восприятия чужих нравственных переживаний, a то, что нравственное поведение обуславливается социальным авторитетом. Нормы нравственности - это требования, обращенные к человеку извне. Нравственный закон не в нас, а вне нас, как и звездное небо. Тем самым центр тяжести в вопросе о том, какие действия нравственны, перемещается с субъективного момента на объективный. Это не значит опять таки, что в нравственности весь вопрос сводится к тому, что должен делать человек, и что совершенно вычеркивается вопрос о нравственном сознании в действиях человека. Дело заключается лишь в установлении первичности объективного момента, т.е. общественных требований к индивиду, и производности субъективного момента, т.е. мотивов исполнения этих требований. Индивидуалистическая этика есть отражение старого атомистического представления об обществе, недопустимого с современной точки зрения.

Если общество требует от человека соблюдения известного поведения, именуемого нравственным, и требует воздержания от поведения, называемого безнравственным, то где критерий такой оценки со стороны общества? Что же придает нормам, определяющим поведение человека, нравственный характер?

Может быть, такой критерий следует искать в самом содержании нравственных норм? Однако, существует ли такое поведение, которое бы всегда и везде признавалось, как нравственное, и, напротив, можно ли найти такое поведение, которое во все времена и у всех народов осуждалось бы как безнравственное? История и этнография разрушают иллюзию абсолютной нравственности и устанавливают изменчивость нравственных норм, относительность нравственных понятий. Уже Локк по вопросу о существовании общепризнанных нравственных принципов, взывал "ко всем людям, которые хоть сколько-нибудь занимались историей человечества и видели дальше дыма своей трубы"*(185) . Что общего между идеалом северо-американского дикаря, который ставит высшей целью своей жизни добыть возможно больше скальпов, и идеалом квакера, отказывающегося поднимать руку на человека даже тогда, когда этого требует защита отечества; между обязанностью умерщвлять престарелых родителей, которая в точности выполняется ново-каледонцами с полным сознанием долга, и обязанностью содержать немощных родителей до конца их жизни, возлагаемой на члена современного цивилизованного общества не только нравственностью, но и правом; между почетом, какой оказывается в настоящее время некоторыми полинезийскими племенами девушке, имевшей наибольшее число любовников, и противоположным культом девственности; между ветхозаветным принципом возмездия и новозаветным началом прощения врагам? Факт изменчивости нравственных норм во времени и пространстве заставляет прийти к заключению, что в содержании их требований нельзя найти критерия для определения того, что такое нравственное поведение. He в самом поведении, а в его отношении к чему-то иному следует искать основания оценки. Иначе, от материального момента необходимо перейти к формальному.

Здесь мы сталкиваемся с формальной точкой зрения Канта. Этика Канта построена на отвлечении от содержания нравственного поведения*(186) . Она сводится к одной лишь форме поведения, имеющей за то свойство безусловного требования. "Поступай только по такому правилу, в котором ты мог бы желать видеть всеобщий закон". Каково это правило, Кант не указывает, но он предлагает каждому индивиду, прежде чем действовать, взвесить, желает ли он, чтобы все действовали по тому же правилу. В такую формулу может быть вставлено различное поведение, и против этого нельзя было бы ничего возразить, если бы формула только допускала различное содержание во времени и пространстве. Но дело в том, что она допускает какое угодно содержание в одно и то же время и на том же пространстве. Представим себе принцип: "бери от жизни все, что можешь взять". Если спросить слабого, желал ли бы он, чтобы все действовали по этому принципу, то он, вероятно, ответит отрицательно. Но сильный физически и экономически мог бы дать утвердительный ответ в уверенности, что при всеобщем соблюдении этого принципа он не проиграет. Следовательно, мы должны признать этот принцип моральным законом? Такой вывод, сделанный вполне правильно, обуславливается тем, что нормы нравственности по Канту строятся по индивидуалистическому началу. Неверность формальной точки зрения Канта обнаруживается и при столкновении принципов. Предположим, гражданин участвовал в вооруженном восстании, за которое ему грозит смертная казнь. Человек не может желать, чтобы все лгали, и потому категорический императив велит ему признаться суду в том, что он принимал участие в освобождении своего народа от деспотизма. Но, с другой стороны, Кант обязывает его к самосохранению, потому что он не может желать, чтобы все пренебрегали своим существованием. Как быть? Канта еще могут спросить, а почему индивид, признающий жизнь несчастьем, не может пожелать, чтобы все последовали его примеру и покончили жизнь самоубийством? Почему человек не должен лгать? На это отвечает сам Кант: потому что тогда никто не стал бы верить другому, а с прекращением доверия исчезло бы и общество. Но этим доказательством Кант внес в формальный принцип телеологический момент, и притом социальный.

Развиваемое нами формальное представление о нравственном поведении отличается резко от Кантовского. Оно также отвлекается от конкретного содержания норм нравственности, данных в исторической действительности. Оно также допускает внесение различного содержания в нормы, признаваемые нравственными. Но оно утверждает, что нравственное свойство определяется не индивидом, а обществом, не с индивидуальной, а с социальной точки зрения. Самое различное поведение может быть признано со стороны общества нравственным, в зависимости от тех исторических условий, в которых оценка производится. Поведение нравственно хорошо или нравственно дурно не само по себе, a пo отношению к обществу, по отношению к тому, как оно отражается на общественном благополучии. Другими словами, поведение оценивается по своим последствиям, но не для индивида, а для самого общества.

Сами по себе действия не поддаются разделению на хорошие и дурные, как не различаются сами по себе злаки и плевелы, скотина и звери. С индивидуальной точки зрения человека все его действия различаются как хорошие иди дурные, т.е. целесообразные и нецелесообразные, смотря по тому способствуют ли они самосохранению индивида или подтачивают его. С социальной точки зрения те же действия хороши или дурны, т.е. нравственны или безнравственны, смотря по тому, способствуют ли они самосохранению общества или подтачивают его.

Таким образом, обстоятельством, которое придает нравственный характер поведению и определяющим его нормам, является общественная полезность действий. Они должны, по мнению общества, способствовать его самосохранению, или увеличивать его благополучие, или предотвращать его разрушение. Нормы нравственности требуют такого поведения, как нравственного, которое, по данным общественного опыта, обладает свойством общественной полезности, и запрещает действия, которые, по данным опыта, угрожают обществу вредом. В этом одном только отношении совпадают нравственные представления разных народов и в разное время, только этот признак общественной полезности необходимо присущ самым разнообразным действиям, какие признавались и признаются в различные эпохи и в различных местах нравственными*(187) .

Что же составляет общественную полезность, какие действия благоприятны общежитию и какие обнаруживают разрушительную тенденцию, - это вопрос всей совокупности условий, в которых находится данная общественная группа. Богатство или бедность материальных средств существования, тот или иной источник этих средств, опасность или безопасность от внешних врагов, высота культуры, характер религиозных верований, политическая сплоченность или разъединенность, густота населения и силы общения, а также многие другие обстоятельства определяют представление о том, какое поведение индивидов наиболее соответствует целям всего общества. Отсюда следует, что при различии условий, в какие поставлены два общества, мораль их неизбежно должна быть разной. Отсюда же вытекает, что чем более сближаются два общества в культурном отношении, тем сходнее становятся их нравственные представления. Изменчивость взглядов самого общества на то, что оно признает полезным для себя и какие действия считает согласными с общественным благом, и составляет основную причину изменчивости нравственных понятий. С точки зрения изменившихся условий жизни, поведение, которое признавалось до сих пор нравственным, напр., месть, осуждается, как безнравственное, сначала одной частью общества, лучше понимающей потребности целого или на себе чувствующей невыгоды морального переживания, а потом, после более или менее упорной борьбы, и всем обществом. В начале такого изменения в понятиях, у членов общества держится ясное представление о связи между данными действиями и общественным результатом, так как на выяснение влияния поведения на интересы общества и сосредотачивается главным образом борьба нравственных воззрений. Впоследствии поведение, одержавшее верх, соблюдается отдельными членами и поддерживается обществом уже без сознания, полезно ли оно для общества и в чем его полезность.

Кому же, однако, должно быть полезно поведение для того, чтобы оно подверглось оценке, как нравственное? Обществу, как целому и единому? Но общество не представляет собой чего-то обособленного от составляющих его индивидов. Интересы обществ - это интересы самих индивидов. Тогда, может быть, следует признать нравственным то поведение, которое полезно всем индивидам? Но это также невозможно. Вынуждая известное поведение у отдельного члена своего или ограничивая его в каком-либо поведении, общество воздействует, как S-1 на единицу, т.е. как большинство. В одном положении с единицей могут оказаться и другие индивиды, - и соответственно будет изменяться отношение между большинством (S-n) и меньшинством (n). Ho большинство, устанавливающее оценку поведения, должно быть достаточно внушительное и влиятельное, иначе ему не удастся сделать свою оценку общей оценкой.

Таким образом объективным основанием нравственной оценки действий является соответствие их с условиями общежития, с благополучием значительного большинства членов общества.

He следует, однако, полагать, будто общество оценивает каждое действие в отдельности с точки зрения произведенных им последствий. Общество признает полезность или вредность для себя известного рода действий и соответственно тому создает нравственные нормы типического поведения. Но под влиянием внешних обстоятельств поведение, признанное вообще желательным для общества, может в отдельном случае произвести неблагоприятные для общества последствия, может стать в противоречие с целями общества. Это объясняется тем, что всякие нормы основываются на опыте, что опыт указывает последствия данного образа действий в большинстве случаев и не исключает противоположных результатов в отдельных случаях. Чем реже исключения, тем сильнее укрепляются нормы, и наоборот. Несколько неблагоприятных случаев не могут перевесить тех выгод, которые соединяются с соблюдением известного поведения вообще. Ложь признается вредной для общества, потому что разрушает взаимное доверие между его членами и делает невозможным какое-либо общение, а вследствие того оценивается, как безнравственное деяние, хотя мыслимы случаи, когда она окажется благодетельной, напр., если офицер ложным сообщением о приближающемся подкреплении поддерживает ослабевший дух солдат, и тем способствует победе, если ложью удается увезти душевнобольного в лечебницу, если ложью можно заставить ребенка принять противное лекарство. Материальная помощь ближнему относится обществом к полезным для него, а потому и нравственным деянием, однако милостыня, поданная хотя и с добрым намерением, но без разбора, тунеядцу, способна убить в нем последнее стремление к труду и может создать бесполезного и даже вредного члена общества.

Нормы нравственности выражаются или в отрицательной форме запретов или в положительной форме повелений. Исторически отрицательная форма предшествует положительной и это имеет свое объяснение. Сначала общество стремится ограничить борьбу индивидов за самосохранение, вредную или опасную для других, а уже затем общество побуждает индивида к содействию другим.

Общение цивилизованных людей невозможно без этических принципов, норм и правил. Не имея или не соблюдая их, люди заботились бы исключительно о собственных интересах, не замечали никого и ничего вокруг, тем самым лишаясь взаимосвязи с окружающими. Этические нормы и поведенческие правила способствуют сплочению и объединению общества.


Что это такое?

Этика является сводом правил, которые определяют степень адекватности поведения во время какого-либо взаимодействия с другим человеком. Этические нормы, в свою очередь, как раз и представляют нормы, благодаря которым человеческие контакты становятся приятными для каждого. Конечно, если этикет не соблюдать, в тюрьму не попадешь, да и штраф платить не придется, так система правосудия не работает. Но порицание окружающих тоже способно стать своего рода наказанием, действующим с моральной стороны.


Работа, школа, университет, магазин, общественный транспорт, родной дом - во всех этих местах случается взаимодействие хотя бы с одним человеком или более. При этом обычно используются следующие способы общения:

  • мимика;
  • движения;
  • разговорная речь.

Каждое из действий оценивают посторонние люди, даже если они не имеют отношения к происходящему. Главное - понимать, что нельзя целенаправленно оскорблять, унижать и грубить окружающим, а также причинять им боль, в особенности - физическую.


Виды

Этические нормы общения разделяются в условном порядке на два типа: обязательные и рекомендуемые. Первый нравственный принцип запрещает наносить людям вред. Противопоказанные действия во время общения - создание негативной энергии и подобных чувств у собеседника.

Чтобы не создавать предпосылок для конфликта, следует сдерживать отрицательные эмоции и понимать, что у каждого человека имеется личное мнение, а правовые нормы не запрещают его высказывать. Такое отношение должно касаться всех людей, а особенно - подростков, которые склонны к возникновению чрезмерных эмоциональных всплесков в споре или ссоре.



Мотивы общения при этом являются определяющим фактором, их тоже можно разделить на несколько типов.

  • Положительные: в этом случае человек старается сделать собеседника счастливее, уважить его, проявить любовь, понимание, создать интерес.
  • Нейтральные: здесь присутствует лишь информационная передача одного лица другому, например, во время работы или другой деятельности.
  • Отрицательные: возмущение, гнев и прочие подобные чувства - все это допустимо, если приходится сталкиваться с несправедливостью. Однако важно держать себя в руках, чтобы такие мотивы не превратились в противозаконные действия.

Даже последний пункт относится к этичности, как и остальные, ведь все перечисленное основано на побуждениях высокой морали. Совсем другое дело, когда человек руководствуется низменными побуждениями, желая совершить обман, месть или специально лишить кого-то хорошего настроения. Подобное поведение противоположно этике, хотя и может иметь некоторые исключения.



Разумеется, общие этические принципы касаются каждого человека, кем бы он ни был, однако так называемый деловой мир успел создать и собственные правила общения, которые также необходимо соблюдать, находясь в соответствующей среде. На самом деле отличаются они только наличием постоянной формальности. Звучат эти нормы весьма доступно.

  • Абсолютной истины нет даже в морали, и она - высший людской судья.
  • Хочешь изменить мир - начни с себя. Хваля окружающих, в свою сторону находи претензии. Прощая проступки других, себя всегда наказывай.
  • Только от самого человека зависит то, как к нему будут относиться.


  • разработать специальные этические нормативы;
  • создать личные комиссии по этике;
  • правильно обучить работников и привить им уважение к этическим нормам и друг к другу.

Благодаря подобным решениям создается некий терапевтический эффект для всего коллектива, помогающий создать или улучшить нравственную атмосферу, повысить лояльность и не забывать о морали. Репутация фирмы также будет повышаться.


Основные правила

Понятие «этика» и ее правила должны знать все уважающие себя люди. Тем более, основы хорошего тона достаточно просты – запоминание и соблюдение их не составит труда.

Общение в собственном доме с родными людьми может быть любого приемлемого для конкретной семьи характера, однако при выходе в общество поведение с другими людьми должно отвечать общепринятым нормам. Многие придерживаются утверждения, что есть всего одна возможность произвести должное впечатление на незнакомого человека, и об этом вспоминают при каждом новом знакомстве. Чтобы все прошло хорошо, важно не забывать про выполнение нескольких несложных правил.

  • Неважно, происходит ли дело в веселой компании или на официальном мероприятии, незнакомые люди должны быть для начала представлены друг другу.
  • Имена - очень важная деталь, поэтому каждое необходимо постараться запомнить.
  • Когда знакомятся мужчина и женщина, представитель сильного пола, как правило, начинает говорить первым, однако может быть и исключение, если он является известной личностью или же происходит встреча делового характера.


  • Видя значительное возрастное отличие, младший должен представиться старшему в первую очередь.
  • По возможности следует подняться, когда происходит знакомство.
  • Когда знакомство уже произошло, продолжает взаимодействие тот, кто выше по званию или положению в обществе или старший по возрасту человек. Иной расклад возможен при возникновении неловкого молчания.
  • Если пришлось сесть с незнакомыми людьми за один стол, необходимо перед началом трапезы совершить знакомство с сидящими рядом.
  • При пожимании руки взгляд должен быть направлен в глаза человека напротив.
  • Ладонь для рукопожатия вытягивается в вертикальном положении ребром вниз. Данный жест показывает, что собеседники равны.
  • Жесты - такая же важная составляющая общения, как и слова, поэтому необходимо следить за ними.
  • Пожимать руку в перчатке не стоит, ее лучше снять даже на улице. Однако женщинам делать это необязательно.
  • После встречи и приветствия обычно узнают о том, как дела у собеседника, или как он поживает.
  • Содержание разговора не должно затрагивать темы, обсуждение которых доставят одной из сторон дискомфорт.



  • Мнения, ценности и вкусы - вещи личного характера, их следует либо не обсуждать вообще, либо делать это с осторожностью, чтобы не ранить ничьи чувства.
  • При желании показать свою личность с лучшей стороны, нельзя хвалить себя, иначе получится добиться противоположного результата, так как хвастовство не поощряется.
  • Тон разговора всегда должен оставаться максимально вежливым. Собеседник, скорее всего, не виноват, в проблемах личных взаимоотношений другого человека, и угрюмый вид его только оттолкнет и расстроит.
  • Если место действий - это компания из трех и более человек, то не следует шептаться с кем-то.
  • После окончания разговора важно грамотно и культурно попрощаться, чтобы не допустить непростительного нарушения.


Не только взрослые, но и дети должны с сознательного возраста знать перечисленные правила, регулирующие их поведение в будущем. Регламентировать этику и хорошие манеры для своего чада - это значит вырастить его достойным человеком, которого примут в общество. Однако следует не только рассказывать малышам, как следует вести себя с другими людьми. Гораздо важнее показывать это на собственном примере, служащим доказательством правильного поведения.



Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Если мы неправильно используем вилку и нож для еды - это небольшая оплошность, несущественная деталь которая вызывает лишь кратковременное замешательство.

Но если в условиях нашего общества женщина уходит из семьи, от мужа и ребенка, то это означает нарушение благополучия и семейных взаимосвязей. Такой поступок отражается на воспитании ребенка, на его здоровье и психологическом состоянии. Вполне понятно, что общество стремите; избегать подобных нарушений.

Таким образом, можно различать два типа обычаев:

· те образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости;

· те образцы поведения, которым мы должны, следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, мы будем называть нравственными нормами, или нравами.

Под нравственными нормами, следовательно, мы понимаем идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Например, может быть непонятно, почему в отдельных социальных группах существуют запреты на употребление в пищу мяса коров или свиней или не разрешается женщинам открывать на людях лицо, лодыжки и запястья.

Для многих обществ непонятны языковые запреты, когда не разрешается использование некоторых слов (так называемых нецензурных слов).

Такие нравственные нормы могут считаться очень важными для представителей данной группы или общества и быть не известными другим культурам, в которых они не кажутся необходимыми для обеспечения группового благополучия. При этом не обязательно, чтобы действия, запрещенные нравственными нормами, были действительно вредными для общества. Если общество или группа верит, что какое-то действие наносит вред, это немедленно находит отражение в появлении соответствующих нравственных норм. Нравственные нормы - это вера в правильность или неправильность действий.

Социальный опыт человеческого общества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-то признает что-то хорошей идеей или порядком. Они возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Нравственные нормы возникают из группового решения о том, что отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное действие представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным). По представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения группового благополучия.

Двум боливийским этнографам посчастливилось наблюдать весь процесс формирования нравственных норм в одном из индейских племен Южной Америки в течение буквально нескольких месяцев. Все началось с того, что по случайному совпадению несколько индейцев племени утонули во время плавания в речном омуте. Общественное мнение племени пришло к заключению, что в омуте таится какая-то опасность. Индейцы начали избегать этот омут и близкие к нему места. После вмешательства старейшин и шамана омут стали считать дурным местом, а тех, кто посещает это место, объявили испорченными злыми духами. Люди постепенно забыли истинную причину запрета, и нравственные нормы абсолютизировались вокруг местности, в которой расположен омут. Таким образом, можно сделать вывод, что нравственные нормы являются самообосновывающимися и саморазвивающимися. Они приобретают оттенок святости, и общество наказывает тех, кто нарушает их.

Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, вступает в силу нравственный контроль поведения, что делает для этого индивида психологически трудным совершение запрещенных действий. Например, каннибализм, т.е. поедание человеческого мяса, вызывает у нас немедленную отрицательную психологическую реакцию. Нравственная норма делает это действие эмоционально невозможным.

В обществе с твердо установившимися нравственными нормами, четкой системой передачи этих норм новым поколениям нравственные запреты нарушаются редко.

Наверное, вам доводилось слышать, как говорят о ком-то: «Он нарушил нравственные нормы». Что же такое нравственные нормы и почему их нарушение вызывает осуждение?

Возникновение нравственных норм. Нравственные нормы определяют, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Они возникли не сразу, а формировались на протяжении всей истории развития человеческого общества.

Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Необходимость коллективного существования в тот период времени требовала выполнения определенных правил совместной жизни. Именно тогда оформились предписания: «Помогай сородичам», «Не убивай», «Не кради», «Не лги» и т.д. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись в сознании и поведении людей требования трудолюбия, уважения к старшим, помощи и защиты слабых и др. В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила совместной жизни людей, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение.

Возникновение нравственных норм сопровождало становление самого общества и означало переход человека от инстинктивных форм поведения к сознательной коллективной деятельности. Многие элементарные нравственные нормы, которые возникли в эпоху первобытно-общинного строя, сохраняют свое значение в наши дни.

Значение нравственных норм для общества и человека. Сегодня мы не можем представить себе жизнь в обществе без общепринятых нравственных норм. Мораль изначально была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила совместной жизнедеятельности, которые превращались в нормы и передавались из поколения в поколение. Одновременно происходил процесс отрицания тех ее норм и установок, которые перестали соответствовать новым условиям общественной жизни.

Нравственные нормы присущи только человеку и формируются только в человеческом обществе. А ведь именно нравственные нормы и установки регулируют человеческое поведение и развитие общества, являются важнейшими составляющими культуры. И здесь надо помнить, что для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственные нормы и нравственное поведение становятся органичными для него, помогают ему правильно вести себя в самых различных ситуациях. А общество может успешно развиваться, когда его члены обладают нравственными нормами, соответствующими нравственным идеалам данной эпохи.



Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов. Нравственные нормы являются простейшей формой нравственных требований. Они требуют или запрещают поведение определенного типа. Нравственные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку; быть скромными, правдивыми, искренними; формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Следование нравственным нормам характеризует такие качества человека, как вежливость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить человека, не мешать окружающим в общественных местах – все это простые нормы человеческого поведения, которые формируются у человека с первых лет жизни. Норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями. Обычно мы руководствуемся нормами по привычке, не задумываясь; только нарушение нормы привлекает внимание людей как вопиющее безобразие.

Действенность нравственных норм, заставляющих человека поступать определенным образом, достигается с помощью общественного мнения: ведь каждому неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным человеком, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого человека, защитой от морального произвола со стороны других людей.

Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определенные нравственные качества. Эти качества отражают полярность морального мира и делятся на хорошие (добродетели ) и плохие (пороки ). Еще древнегреческие мудрецы выделяли четыре основных добродетели человека: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Оценивая человека, мы чаще всего и перечисляем эти качества. Однако, в отличие от норм, нравственные качества не сводятся к предписаниям или запретам на определенные действия, поскольку обладающий нравственными качествами человек способен сам выбирать нужные правила поведения, нравственные нормы. Это означает, что каждый человек отвечает за то, чтобы культивировать в себе и в окружающих людях добродетели и отвергать пороки.



Но человек обычно не является идеалом нравственности или живым воплощением всех совершенств. В нем есть и недостатки, и какое-то одно, хотя и важное, достоинство не может искупить нравственных недостатков. Мало иметь отдельные положительные черты – они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек сам определяет ее для себя, вырабатывая некоторые собственные нравственные принципы : коллективизм или индивидуализм, трудолюбие или леность, альтруизм или эгоизм.

Нравственный принцип обозначает стратегическую установку человека в его отношениях с людьми. Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом и способны разумно обосновать ее.

Верность избранной позитивной моральной ориентации издавна считалась достоинством человека. Она означала, что человек в любой жизненной ситуации не сойдет с нравственного пути. Однако жизнь многообразна, и не всегда избранные принципы помогают принять верное решение в конкретной ситуации. Так, в прошлом случалось, что любовь к людям приносилась в жертву революционным принципам, да и в наши дни ложно понятое товарищество порой толкает на безнравственные и бездуховные поступки. Именно поэтому свои принципы надо постоянно проверять на человечность, гуманность, сверять их с нравственными идеалами.

Нравственный идеал – это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Это все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. В детстве идеалом для нас может быть конкретный человек. В дальнейшем идеал как единство положительных качеств приобретает обычно более обобщенный характер. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение других людей и является ориентиром для самосовершенствования; позволяет каждому ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения.

Таким образом, нравственные нормы, качества, принципы, идеалы действуют не самостоятельно, независимо друг от друга, а представляют собой основные элементы системы морали. Все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Некоторые выводы:

1.Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Они формировались и изменялись на протяжении всей истории развития человеческого общества. Одна из таких норм известна под названием «Золотого правила нравственности».

2. Поступать согласно нравственным нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и внутренний голос совести.

3. Нравственные нормы, качества, принципы, идеалы, действуя совместно, составляют систему морали данного общества.

4. Руководствуясь нравственными нормами, принципами, идеалами, человек регулирует свое поведение и самосовершенствуется, а общество в целом может успешно продвигаться по пути нравственного прогресса.

Вопросы и задания:

1. Что понимают под нравственными нормами? В чем состоит значение нравственных норм для человека и для общества?

2. Есть ли такие нормы морали, которые лично вам не нравятся? Что было бы, если бы их удалось отменить?

3. Всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека? Почему мы следуем ему?

4. Часто на все поучения хочется ответить: «Я никому ничего не должен». Так ли это?

5. Зачем нам нужно соблюдать моральные правила? Почему иногда нам хочется от этого уклониться?

6. Есть ли у вас нравственный идеал? Что вы понимаете под нравственным идеалом?

7. Человек с твердыми нравственными принципами, принципиальный человек – это хорошо или плохо? Почему?

Нравственные нормы похожи на правовые. Все дело в том, что они осуществляют роль главного механизма, с помощью которого формируется человеческое поведение. Таким образом, нормы морали сегодня представляют собой неписаные правила и законы, которые сложились в ходе нескольких тысячелетий человеческого существования. В правовом же поле законы закреплены юридически.

Нравственность в культуре

Нравственность, нормы поведения человека и другие ценности являют собой воплощение морали, так как они определили особенности поведения человека и его сознание в различных сферах жизни. Например, в семье, на работе, в межличностных отношениях и так далее.

Что же касается морально-нравственных норм, это свод правил, которые определяют поведение человека по принципам. Их несоблюдение причиняет ущерб не только человеческому обществу.

Данные нормы сформулировали в виде определенного набора:

  • уступать место беременным и пожилым людям;
  • не опаздывать;
  • здороваться и прощаться;
  • носить определенную одежду;
  • защищать беспомощных;
  • помогать слабым и так далее.

На чем формируется здоровая личность?

Нравственно-этические нормы и другие ценности составляют образ не только древнего, но и современного человека, успешно сложившегося в смысле эталонного благочестия. Ребенок, и даже взрослые, должны стремиться именно к этому портрету. Так мы можем видеть преследование данной цели, исходя из анализа поступков личности.

В христианстве в виде эталона используется образ Спасителя - Иисуса Христа. Именно он стал закладывать в человеческие души и сердца справедливость, а также нравственные нормы поведения в обществе. Он - Бог.

Нормы этики и другие правила играют роль личностных и жизненных ориентиров для разных людей. Здоровая личность ставит перед собой собственные цели. Таким образом, проявляется позитивная нравственность, которая помогает управлять аморальным поведением, а также мыслями и чувствами человека.

Как известно, мораль выполняет свои функции в обществе в виде 3, связанных между собой элементов. Каждый из них являет собой одно из воплощений нравственности. Представим их:

  • моральная деятельность;
  • моральное сознание;
  • нравственные отношения.

Мораль вчера и сегодня

Нравственные нормы общества зародились достаточно давно. Каждое поколение человечества по-своему трактовала понимание добра и зла. А также по-своему интерпретировало нормы поведения. В традиционном обществе мы видим нравственный облик в неизменном виде. То есть. Человек прошлого времени не имел выбора принимать или не принимать данные нравственные нормы человечества. Ему приходилось безоговорочно их соблюдать.

Сегодня человек соблюдает или рассматривает нормы этики, как рекомендации для достижения блага для себя и окружающих. В большинстве своем современное общество больше соблюдает не моральные законы, а правовые.

Ранее мораль определяли, как свод правил, прописанных Богом. Однако сегодня они представлены, как общественный договор, соблюдать условия которого желательно. Если современный человек нарушает его не призовут к ответственности, а лишь осудят за семейным ужином.

Принять моральные законы для себя - выбор каждого. Но помните, что они будут прекрасным удобрением для ростка гармоничной души. Вы можете их отвергнуть, тогда не ждите человеческого отношения к своей персоне. Тем не менее, так сложилось, что человечество и все общество вращается вокруг морали и этики. И без них современное поколение людей не достигло бы гуманности и добродетельности.

Какими бывают нравственные нормы?

Итак. Обилие нравственных принципов и норм предварительно нужно разделить на две области:

  • позволения;
  • требования.

Философы выделяют в требованиях обязательства и естественные обязанности, а позволения они разделили на сверхдолжные и безразличные. Мораль бывает общественной, то есть, она подразумевает собой общее правило для всех, независимо от национальности и вероисповедания. Иными словами, это негласный свод правил, который действует в той или иной семье или в каких-либо государствах. Также существуют установки, которые рекомендуют, как выстраивать линию поведения с отдельными личностями. Чтобы познать нравственную культуру, нужно не только читать полезную литературу, но и совершать хорошие поступки, которые будут приняты и оценены окружающими по достоинству.

Значение морали

Существует мнение о том, что значение морали обществом преувеличено. Дескать, нравственные нормы человека загоняют в рамки. Однако ни один грамотный, образованный и воспитанный человек не считает себя пленником или бытовой техникой, используя жизнь по инструкции. Нравственные нормы - это те же ориентиры, схемы, которые помогают человеку выстроить жизненный путь. Не вступая в многочисленные конфликты с совестью.

Как бы там ни было, но нравственные нормы во многом совпали с правовыми. Но жизнь невозможно вложить в рамки закона. Бывают ситуации, когда право и мораль становятся противниками. Например, одна из божьих заповедей гласит «Не укради». Так почему человек не идет на кражу? Если он не совершает этот поступок из страха перед судом, то этот поступок уже нельзя называть моральным. Но, если личность не ворует, исходя из убеждения о том, что кража - это плохо, поступок его основан на соблюдении моральных ценностей. К сожалению, в жизни случается так, что человек идет на кражу лекарства, нарушая правовой закон, чтобы спасти жизнь другому человеку.

Особенность морального воспитания

Стоит понимать, что нравственная моральная среда сама никогда не сформируется. Человек должен выстраивать правильные отношения по закону и этике. Он должен непрестанно работать над собой. Школьники изучают негласные правила морали на уроках истории, литературы, обществознания и других факультативах. Однако, вырастая, они попадают в общество, где чувствуют себя беззащитными и даже беспомощными. Вспоминая себя, когда в первом классе с ужасом вышли к доске, чтобы решить пример.

Таким образом, мы видим, что благочестие сковывает и делает раба из человека в том случае, если моральные ценности извращены. И подстраиваются под материальные интересы определенной группы людей.

В заключение

В современной жизни выбор правильной дороги на жизненном пути беспокоит личность меньше, чем социальное неблагополучие и дискомфорт. Мамы и папы хотят больше, чтобы их ребенок выучился и стал отменным специалистом, чем здоровой личностью. Сегодня важнее вступить в брак на материальной основе, чем познать истинную любовь. Получается так, что родить ребенка гораздо важнее, чем ощутить истинную потребность женщины в материнстве.

Таким образом, поведение человека и нравственные нормы между собой тесно связаны. Помните, что, задумываясь о моральных ценностях, вы не должны отождествлять их с регламентом. Выполнение этих правил должно исходить из вашего собственного желания.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции