Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что такое фрустрация, методы диагностики и лечения. Что такое фрустрация? Психическое состояние человека

Наверное, немногие знают, что такое фрустрация, а между тем бывать в этой ситуации, к сожалению, приходилось большому числу людей. Frustratio c латинского переводится как «обман», «напрасные ожидания», и в общем состояние фрустрации характеризуют именно эти неприятные переживания - крушение надежд, невозможность достижения цели.

Определение понятия

Такие явления, как стресс, кризис, тревожность и фрустрация, в психологии изучаются обычно в комплексе, как негативные психические состояния, имеющие схожие проявления. Понятия «фрустрация» и «стресс» особенно сближаются, есть даже мнение, что фрустрацию можно считать формой стресса. Фрустрация и тревожность также могут вызывать примерно одинаковые ощущения.

Что же вкладывается в понятие фрустрации, что выделяет ее в этом ряду? Определение явления в психологических словарях звучит так: фрустрация - это такое эмоциональное состояние, которое возникает, если человеку не удается добиться цели или удовлетворить потребность.

Состояние фрустрации сопровождают такие негативные эмоции, как тревога, чувство вины, разочарование, гнев и другие. Можно также встретить толкования, рассматривающие фрустрацию как пример той самой ситуации, когда желания не совпадают с возможностями. Уже заметна терминологическая путаница.

Что именно подразумевает термин: саму ситуацию или реакцию, которой организм на нее отвечает? В литературе используется и то, и другое понимание, однако в некоторых источниках специально оговаривается, что следует разделять фрустратор (причины фрустрации), фрустрационную ситуацию и реакцию на нее.

Всякая ли ситуация способна фрустрировать? При ответе на этот вопрос, во-первых, нужно учитывать особенности характера человека (насколько он устойчив к невзгодам, может ли успешно бороться с трудностями) и его общее физическое состояние. А во-вторых, есть обязательные компоненты самой ситуации. Таких составляющих две: сильная мотивация к достижению цели (удовлетворению потребности) и барьер, мешающий этому.

Следовательно, группировать фрустрации можно по мотивам (потребностям) и по барьерам. Например, серьезные последствия может нести неудовлетворение первичных потребностей (в безопасности, уверенности в завтрашнем дне), а неудовлетворение вторичных (самореализация, уважение других), как правило, переносится менее болезненно.

Фрустрация порождается самыми разными барьерами, виды которых можно представить следующими группами. Физические (стены здания, из которого невозможно выйти), психологические (страх, сомнения), биологические (болезнь, возрастная изношенность организма), социокультурные (общественные нормы, правила).

Интересны также идеологические барьеры. Термин этот предложил американский психолог немецкого происхождения Курт Левин при исследовании барьеров, посредством которых взрослые управляют поведением ребенка. Это подвид социокультурных барьеров, куда включены ценности, которые разделяет сам ребенок («Ты же девочка!»).

Если понимать фрустрацию как особое состояние, то требуется обратиться к : психология обогатилась этим термином именно благодаря теории . Как известно, Фрейд считал, что психика человека состоит из трех компонентов: Ид (бессознательные влечения), Эго (посредник между внутренним миром личности и окружающими) и Супер-Эго (моральные нормы, сдерживающие Ид).

Состояние фрустрации, согласно психоаналитической теории, возникает, если человек отказывается от своих влечений, порожденных Ид, которые подавляет «цензор» Супер-Эго. Постоянная борьба Ид и Супер-Эго и ведет к многочисленным фрустрациям.

Поведение при фрустрации

В концепции фрейдистов и неофрейдистов была намечена идея связи между фрустрацией и агрессивным поведением, которая позже получила значительное распространение в других психологических подходах. Так, типология американского психолога Сеула Розенцвейга включает три формы фрустрации, отличающиеся направленностью .

  • Экстрапунитивная форма характеризуется выплеском гнева и агрессии на внешние объекты, то есть стремлением обвинить в неудаче обстоятельства или других людей.
  • Противоположный тип - интропунитивный, когда в случившемся человек винит самого себя.
  • Импунитивное реагирование свойственно тем, кто к неудачам относится философски, считая их событием либо не слишком значимым, либо неизбежным.

Однако на современном этапе в признаки фрустрации включается не только агрессивное поведение. Обобщая существующие подходы, можно выделить несколько основных реакций на состояние фрустрации.

  • Уже рассмотренное агрессивное поведение (различной направленности).
  • Регрессия - «спуск» на более примитивный уровень поведения или реагирования. Плач, например, будет формой эмоциональной регрессии.
  • Уход от ситуации. Может выражаться в виде рационализации (попытке логически обосновать ненужность цели) и замещении (попытке выбрать новую цель).

Тип личности

Существует еще такая формулировка, как «фрустрирующий тип личности». Этот тип выделяется в новой, экспериментальной S-теории личности, в рамках которой и существуют как фрустрирующий, так и фрустрационный тип.

Что же отличает фрустрирующий тип от остальных? Это активные люди, инициаторы всевозможных начинаний, которые, кажется, никогда не сидят на месте. Любят пробовать новое, легко дают обещания и так же легко о них забывают. Они не доверяют другим, предпочитая лично убедиться в правильности или неправильности вывода или способа действия. Им очень тяжело принять собственные неудачи, в которых они предпочитают винить обстоятельства или других людей, они с трудом берут на себя ответственность.

Фрустрационный тип, наоборот, не любит суеты и спешки. Такие люди часто оттягивают момент принятия решений, не могут завершить начатые дела. С фрустрирующим типом их роднит боязнь ответственности и желание познать все на личном опыте, а не на чужом. Зато человек этого типа обычно миролюбив, спокоен, легко сглаживает острые углы в общении и так же непринужденно и мягко обходит мешающие ему запреты и правила. Автор: Евгения Бессонова

Состояние фрустрации время от времени испытывает каждый человек. Однако лечения оно требует лишь в том случае, когда личность не в состоянии сама справиться с возникшей ситуацией.

Что такое фрустрация? Терминология

Фрустрация - это в психологии такое состояние психики человека, при котором его желания не соответствуют действительности - на пути к ним стоят непреодолимые преграды, либо возможности не покрывают всех стремлений. Термин, близкий к английскому слову «разочарование» и происходящий от латинского «неудача», «обман».

Каждый из этих переводов присутствует в изначальном определении термина "фрустрация". Это эмоциональное состояние, наступающее после разрушения всяческих надежд. Можно подобрать несколько различных определений, чтобы описать, что такое фрустрация, и всегда будет оставаться несколько нюансов. Предлагается рассмотреть важнейшие из них.

В чем различие фрустрации и разочарования?

Фрустрация - это в психологии термин, связанный с препятствиями, неудачами и ограничениями на пути к целям. Для того чтобы развенчать миф о схожести фрустрации с чувством, знакомым каждому и гораздо более простым по терминологии, - разочарованием, следует указать, что, в отличие от разочарованного, фрустрированный (кем-либо или чем-либо) человек не отказывается от своих стремлений, а продолжает в них верить и идти к ним.

Между прочим, препятствия, из-за которых человек может оказаться в данном психическом состоянии, не всегда даже реальны, вымышленные способны оказывать на него столь же сильное влияние, а в некоторых случаях - даже сильнее.

Связь фрустрации с ирреальным миром, в принципе, велика - уход от проблем в свои собственные фантазии всегда легче, чем их решение, хотя и является худшим из лекарств от разочарования. Это же формирует вторую часть определения фрустрации: человек, предпочитающий вымыслы фактам, продолжает идти к свои целям, руководствуясь, однако, фантазийными представлениями о действительности. В то же время его сознание уже знает истину, и потому фрустрация становится неизбежной.

Фрустрация и депривация

Разочарование, в свою очередь, не единственное, с чем связывают фрустрацию. Столь же часто в разговорах о том, что такое фрустрация, вспоминается депривация и агрессия - самостоятельные термины, образующие все вместе причинно-следственную связь.

Депривация - психическое состояние, основанное на факте отсутствия чего-либо, обычно обстоятельств, к которым человек был привычен длительный период времени. Она может проявляться как отдельным состоянием, так и предпосылкой к фрустрации при наличии определенного развития событий.

Фрустрация и агрессия

Агрессия также является или симптомом, или последствием многих психических состояний, но ее взаимосвязь конкретно с фрустрацией имеет свойство видоизменяться и являться неизменной даже при отсутствии внешних проявлений. Достоверно известно, что агрессия - объективный результат фрустрации. Л. Берковиц, исследуя эту проблему, пришел к выводу, что, несмотря на факт возможности изменения вероятности проявления агрессии, одно то, что именно агрессивные действия становятся объектом внимания психолога, означает, что агрессия - основное последствие ограничения человека.

Симптоматика фрустрации. Последствия

В то же время существует другая классификация, по которой агрессивное поведение - лишь один из пунктов. Вид этой классификации следующий:

    Эмоциональная агрессия. Даже при распределении моделей поведения такое последствие самое распространенное.


Состояние фрустрации время от времени испытывает каждый человек. Однако лечения оно требует лишь в том случае, когда личность не в состоянии сама справиться с возникшей ситуацией.

Что такое фрустрация? Терминология

Фрустрация - это в психологии такое состояние психики человека, при котором его желания не соответствуют действительности - на пути к ним стоят непреодолимые преграды, либо возможности не покрывают всех стремлений. Термин, близкий к английскому слову «разочарование» и происходящий от латинского «неудача», «обман».

Каждый из этих переводов присутствует в изначальном определении термина "фрустрация". Это эмоциональное состояние, наступающее после разрушения всяческих надежд. Можно подобрать несколько различных определений, чтобы описать, что такое фрустрация, и всегда будет оставаться несколько нюансов. Предлагается рассмотреть важнейшие из них.

В чем различие фрустрации и разочарования?

Фрустрация - это в психологии термин, связанный с препятствиями, неудачами и ограничениями на пути к целям. Для того чтобы развенчать миф о схожести фрустрации с чувством, знакомым каждому и гораздо более простым по терминологии, - разочарованием, следует указать, что, в отличие от разочарованного, фрустрированный (кем-либо или чем-либо) человек не отказывается от своих стремлений, а продолжает в них верить и идти к ним.

Между прочим, препятствия, из-за которых человек может оказаться в данном психическом состоянии, не всегда даже реальны, вымышленные способны оказывать на него столь же сильное влияние, а в некоторых случаях - даже сильнее.

Связь фрустрации с ирреальным миром, в принципе, велика - уход от проблем в свои собственные фантазии всегда легче, чем их решение, хотя и является худшим из лекарств от разочарования. Это же формирует вторую часть определения фрустрации: человек, предпочитающий вымыслы фактам, продолжает идти к свои целям, руководствуясь, однако, фантазийными представлениями о действительности. В то же время его сознание уже знает истину, и потому фрустрация становится неизбежной.

Фрустрация и депривация

Разочарование, в свою очередь, не единственное, с чем связывают фрустрацию. Столь же часто в разговорах о том, что такое фрустрация, вспоминается депривация и агрессия - самостоятельные термины, образующие все вместе причинно-следственную связь.

Депривация - психическое состояние, основанное на факте отсутствия чего-либо, обычно обстоятельств, к которым человек был привычен длительный период времени. Она может проявляться как отдельным состоянием, так и предпосылкой к фрустрации при наличии определенного развития событий.

Фрустрация и агрессия

Агрессия также является или симптомом, или последствием многих психических состояний, но ее взаимосвязь конкретно с фрустрацией имеет свойство видоизменяться и являться неизменной даже при отсутствии внешних проявлений. Достоверно известно, что агрессия - объективный результат фрустрации. Л. Берковиц, исследуя эту проблему, пришел к выводу, что, несмотря на факт возможности изменения вероятности проявления агрессии, одно то, что именно агрессивные действия становятся объектом внимания психолога, означает, что агрессия - основное последствие ограничения человека.

Симптоматика фрустрации. Последствия

В то же время существует другая классификация, по которой агрессивное поведение - лишь один из пунктов. Вид этой классификации следующий:

    Эмоциональная агрессия. Даже при распределении моделей поведения такое последствие самое распространенное.


Обращаясь к имеющимся в литературе определениям фрустрации, можно исходить из определения ее, данного видным исследователем этой проблемы в США С. Розенцвейгом, согласно которому фрустрация „имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненной потребности». [ 2 ] Видимо, здесь фрустрация рассматривается как явление, происходящее в организме, в его приспособлении к среде. Но человек - общественное существо, личность, и поэтому рассматриваемое определение, ограничивающее фрустрацию биологическим толкованием, совершенно недостаточно.

Согласно определению, которое дали Браун и Фарбер, фрустрация - результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается. [ 3 ]

Браун и Фарбер делают акцент на противоречиях, которые возникают при действии фрустраторов, и именно этой противоречивостью объясняют эмоциональность, которой обычно отличаются реакции в этих ситуациях. Горячо поддерживая этих авторов в стремлении различать внешнюю причину и вызываемое ею состояние, Чайльд и Уотерхауз [ 9 ], в противоположность Брауну и Фарберу, рекомендуют называть фрустрацией лишь факт помехи, изучая его влияние на деятельность организма, но не приводят в пользу такого словоупотребления сколько-либо развитых обоснований. [ 5 ]

Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, можно дать ей следующее определение: фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. [ 6 ]

Фрустрация (Frustration).

Психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. В ситуации фрустрации, как это показали эксперименты Левина и его коллег, человек склонен регрессировать к поведению, свойственному более ранним стадиям развития. Само же жизненное пространство становится менее дифференцированным. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния. Возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности. Сила фрустрации зависит как от степени значимости блокируемого действия, так и от близости его к намеченной цели. [ 7 ]

Фрустрация – это эмоция и ситуативная реакция на проблемную ситуацию, на некоторый барьер, препятствие. Барьеры могут быть внутренними и внешними. [ 8 c. 350 ]

Внутренний барьер – относящийся к ситуации, находящийся внутри нее, между субъектом и объектом, а также сложность задачи или неумение испытуемого.

Внешний барьер – согласие испытуемого решать эту задачу, социальные нормы, хорошие отношения с экспериментатором, они мешают испытуемому выйти из поля, отказаться от решения задачи. [ 9 ]

В качестве последствия фрустрации нередко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение (прежде всего, с точки зрения прикладных задач) приобретает в современной психологии проблема «выносливости» (стойкости) человека в отношении фрустрации.

Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Важным понятием при изучении фрустрации является фрустрационная толерантность, в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее.

Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Степень фрустрации зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером. [ 10 ] Стимулирующая ситуация методики экспериментально-психологическая изучения фрустрационых реакций С. Розенцвейга заключается в схематическом контурном рисунке,на котором изображены два или более человека, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.

Оценка роли фрустрации отдельных потребностей в нарушении процесса психической адаптации затрудняется и тем обстоятельством, что в реальной ситуации практически невозможна блокада одной отдельно взятой потребности, поскольку любые фрустрирующие воздействия неизбежно сказываются на совокупности потребностей, образующих взаимосвязанный комплекс. Подобные затруднения вызывает и попытка разделения фрустраций по тинам фрустрирующих ситуаций, обусловленных характером препятствия, блокирующего мотивированное поведение. Принятое разделение на пассивные и активные препятствия, на носящие внутренний или внешний по отношению к субъекту характер, по-видимому, относительно, поскольку субъект имеет дело не с самим препятствием, а с целостной оценкой ситуации. При экспериментальном исследовании ситуации, которая служит классическим примером пассивного внешнего препятствия (запертая дверь, преграждающая путь к удовлетворяющему потребность объекту), испытуемые ассоциировали состояние фрустрации не с ним (не с запертой дверью), а с действиями лиц, которые создали это само по себе пассивное препятствие, т. е. с активным противодействием мотивированному поведению. Аналогичным образом рассмотрение состояния фрустрации, обусловленной активным внешним противодействием мотивированному поведению субъекта, позволяет считать характерным для такой ситуации интрапсихический конфликт (который рассматривается как активное внутреннее препятствие) между стремлением удовлетворить существующую потребность и вновь возникшей потребностью избежать опасного столкновения с активным противодействием.

Значительную часть затруднений, связанных со сложностью классификации фрустрирующих ситуаций, типов потребностей, при исследованиях психической адаптации удается избежать, если оценивается не влияние фрустрации определенных потребностей или типов фрустрирующей ситуации, а суммационный эффект последовательных фрустраций, который можно назвать фрустрационной напряженностью. Фрустрационная напряженность в каждый конкретный момент определяется взаимодействием между комплексом потребностей и совокупностью фрустрирующих ситуаций. Изменения в системе человек-среда будут способствовать росту фрустрационной напряженности и соответственно повышать риск адаптационных нарушений в той мере, в какой в результате этих изменений затрудняется реализация не какой-либо одной потребности, а всего комплекса значимых потребностей индивидуума. Особенности трансакции, характеризующиеся такими затруднениями, при изменении жизненного стереотипа могут зависеть от недостаточности в новых условиях психических или физических ресурсов индивидуума, от неадекватности в этих условиях ранее сформировавшихся и основанных на прежнем опыте представлений и навыков, несоответствия их экспектациям окружения. Вместе с тем изменения сбалансированности системы человек-среда могут определяться реорганизацией самого комплекса потребностей, их характера, интенсивности, иерархии, которая влечет за собой адаптационные перестройки и возрастание требований к адаптационным механизмам. Наконец, само повышение этих требований независимо от характера первичных перестроек требует дополнительных адаптационных ресурсов и повышает вероятность блокады удовлетворения актуальных потребностей.

При любом из рассмотренных вариантов изменения взаимодействия между организмом и средой наблюдается возрастание суммарной напряженности неудовлетворенных потребностей. Названные варианты не исключают друг друга. Напротив, они взаимозависимы, поскольку изменения в одном из элементов сбалансированной системы трансакций неизбежно сказываются на других ее элементах. Реорганизация комплекса потребностей тесно взаимосвязана с изменением адекватности этому комплексу совокупных ресурсов индивидуума, с динамикой позиции субъекта в группе и экспектаций его окружения, со степенью напряженности адаптационных механизмов. Возрастание суммарной напряженности неудовлетворенных потребностей, которую можно обозначить как фрустрационную напряженность, отмечается независимо от того, с каким из перечисленных факторов, представляющих собой элементы единой системы трансакций, связано первичное изменение, повлекшее за собой адаптационную перестройку. Роль фрустрационной напряженности в организации психофизиологических соотношений определяется ее влиянием и на эффективность психической адаптации, и на выраженность при этой адаптации изменений актуального психического состояния, и одновременно на выраженность и характер отмечающейся в процессе адаптации динамики физиологического регулирования. Одним из путей оценки этой роли может быть сопоставление показателей, отражающих перечисленные особенности психического состояния и физиологических параметров в группах, которые в условиях, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам индивидуума, различаются но степени фрустрационной напряженности.

Такое сопоставление было проведено с использованием миграционной модели, что обеспечивало однотипный характер изменения условий и распространение их воздействия на достаточно многочисленный контингент испытуемых. При этом в качестве показателя фрустрационной напряженности использовали фактор Q4 теста Кеттелла, высокие значения которого характерны для субъектов фрустрированных и напряженных, а низкие - нефрустрированных и спокойных, что обозначается авторами теста соответственно как высокое и низкое эргическое напряжение. В группах, разделенных по эффективности психической адаптации, значения фактора Q4 теста Кеттелла достоверно различались (Р<0. 01), возрастая по мере нарушения качества адаптации. Вместе с тем при разделении контингента по выраженности фрустрационной напряженности выделенные группы различались и по особенностям психического состояния, и по ряду физиологических характеристик.

Уровень профиля методики многостороннего исследования личности, который представляет собой достаточно чувствительный индикатор динамики психического состояния, был значимо выше в группе с большей фрустрационной напряженностью; причем это различие достоверно практически по всем шкалам профиля, хотя и менее выражено, чем при разделении групп но уровню тревоги, с которой уровень фрустрационной напряженности коррелирует. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению.

В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру «барьеров». К классификациям первого рода относится, например, проводимое А. Маслоу различение базовых, «врожденных» психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей», фрустрация которых не вызывает психических нарушений.

Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (например, стены тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурные (нормы, правила, запреты). Упомянем также деление барьеров на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо для описания своих экспериментов: внутренними барьерами она называла те, которые препятствуют достижению цели, а внешними – те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, применяемые взрослыми для управления поведением ребенка, различает «физически-вещественные», «социологические» («орудия власти, которыми обладает взрослый в силу своей социальной позиции») и «идеологические» барьеры (вид социальных, отличающийся включением «целей и ценностей, признаваемых самим ребенком». Иллюстрация: «Помни, ты же девочка!»).

Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, является необходимым условием фрустрации, однако порой мы преодолеваем значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации. Значит, должен быть поставлен вопрос о достаточных условиях фрустрации, или, что то же, вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации. Ответ на него естественно искать в характеристиках состояния фрустрированности, ведь именно его наличие отличает ситуацию фрустрации от ситуации затрудненности. Однако в литературе по проблеме фрустрации мы не находим анализа психологического смысла этого состояния, большинство авторов ограничиваются описательными констатациями, что человек, будучи фрустрирован, испытывает беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т.д. Сами по себе эти эмоции не проясняют нашего вопроса, а кроме них у нас остается единственный источник информации – поведенческие "следствия" фрустрации, или фрустрационное поведение. Может быть, особенности этого поведения могут пролить свет на то, что происходит при переходе от ситуации затрудненности к ситуации фрустрации?

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия (в исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок); в) агрессия и деструкция, г) стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением «конструктивности» поведения) или падение «качества исполнения».

Таковы виды фрустрационного поведения. Каковы же его наиболее существенные, центральные характеристики? Монография Н. Майера отвечает на этот вопрос уже своим названием – «Фрустрация: поведение без цели». В другой работе Н. Майер разъяснял, что базовое утверждение его теории состоит не в том, что «фрустрированный человек не имеет цели», а «что поведение фрустрированного человека не имеет цели, т.е. что оно утрачивает целевую ориентацию». Майер иллюстрирует свой тезис примером, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем драку и оба в итоге опаздывают. Это поведение не содержит в себе цели добывания билета, поэтому, по определению Майера, оно является не адаптивным (=удовлетворяющим потребность), а «фрустрационно спровоцированным поведением». Новая цель не замещает здесь старой.

Такое псевдофрустрационное поведение может перейти в форму поведения второго типа: умышленно «закатив истерику» в надежде добиться своего, человек теряет контроль над своим поведением, он уже не волен остановиться, вообще регулировать свои действия. Произвольность, т.е. контроль со стороны воли, утрачен, однако это не значит, что полностью утрачен контроль со стороны сознания. Поскольку это поведение более не организуется целью, оно теряет психологический статус целенаправленного действия, но, тем не менее, сохраняет еще статус средства реализации исходного мотива ситуации, иначе говоря, в сознании сохраняется смысловая связь между поведением и мотивом, надежда на разрешение ситуации. Хорошей иллюстрацией этого типа поведения могут служить рентные истерические реакции, которые образовались в результате «добровольного усиления рефлексов», но впоследствии стали непроизвольными. При этом, как показывают, например, наблюдения военных врачей, солдаты, страдавшие истерическими гиперкинезами, хорошо осознавали связь усиленного дрожания с возможностью избежать возвращения на поле боя.

Для поведения третьего типа характерна как раз утрата связи, через которую от мотива передается действию смысл. Человек лишается сознательного контроля над связью своего поведения с исходным мотивом: хотя отдельные действия его остаются еще целенаправленными, он действует уже не «ради чего-то», а «вследствие чего-то». Таково упоминавшееся поведение человека, целенаправленно дерущегося у кассы со своим конкурентом, в то время как поезд отходит от станции. «Мотивация здесь, – говорит Н. Майер, – отделяется от причинения как объясняющее понятие».

Поведение четвертого типа, пользуясь термином К. Гольдштейна, можно назвать «катастрофическим». Это поведение не контролируется ни волей, ни сознанием субъекта, оно и дезорганизовано, и не стоит в содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации. Последнее, важно заметить, не означает, что прерваны и другие возможные виды связей между мотивом и поведением (в первую очередь «энергетические»), поскольку, будь это так, не было бы никаких оснований рассматривать это поведение в отношении фрустрированного мотива «квалифицировать как «мотивонесообразное»». Предположение, что психологическая ситуация продолжает определяться фрустрированным мотивом, является необходимым условием рассмотрения поведения как следствия фрустрации.

Возвращаясь теперь к поставленному выше вопросу о различении ситуации затрудненности и ситуации фрустрации, можно сказать, что первой из них соответствует поведение первого типа нашей типологии, а второй – остальных трех типов. С этой точки зрения видна неадекватность линейных представлений о фрустрационной толерантности, с помощью которых обычно описывается переход ситуации затрудненности в ситуацию фрустрации. На деле он осуществляется в двух измерениях – по линии утраты контроля со стороны воли, т.е. дезорганизации поведения и/или по линии утраты контроля со стороны сознания, т.е. утраты «мотивосообразности» поведения, что на уровне внутренних состояний выражается соответственно в потере терпения и надежды. Мы ограничимся пока этой формулой, ниже нам еще представится случай остановиться на отношениях между этими двумя феноменами.

Определение категориального поля понятия фрустрации не составляет труда. Вполне очевидно, что оно задается категорией деятельности. Это поле может быть изображено как жизненный мир, главной характеристикой условий существования в котором является трудность, а внутренней необходимостью этого существования – реализация мотива. Деятельное преодоление трудностей на пути к «мотивосообразным» целям – «норма» такой жизни, а специфическая для него критическая ситуация возникает, когда трудность становится непреодолимой, т.е. переходит в невозможность….

Итак, каждому из понятий, фиксирующих идею критической ситуации, соответствует особое категориальное поле, задающее нормы функционирования этого понятия, которые необходимо учитывать для его критического употребления.

Всем знакомо ощущение, возникающее, когда желание, которое казалось достижимым, вдруг становится недоступным. В психологии это переживание обозначается словом «фрустрация».

В психологии кратко фрустрация – это психическое состояние, возникающее при блокаде целенаправленной деятельности. «Frustratio», в переводе с латыни, - «неудача», «тщетное ожидание», «обман», «расстройство замысла».

Примеры фрустрирующих ситуаций:

  • диагноз «бесплодие» для пары, мечтающей о детях;
  • желание вновь увидеться с умершим человеком;
  • нереализованная любовь к женщине, сохраняющей верность супругу.

Индивид для удовлетворения некой потребности выбирает цель и организует свои действия, стремясь ее достичь. Когда возможность осуществления задуманного наталкивается на непреодолимые препятствия, цепь событий «желание, цель - результат» разрывается, возникает психическое напряжение. Состояние фрустрации может находить выражение начиная от легкого чувства досады и заканчивая ощущением безысходности и переживанием острой душевной боли.

Сила фрустрации зависит от влияния следующих факторов.

  1. Степень близости к намеченной цели. Если активность блокируется на конечном этапе достижения задуманного, сила фрустрации увеличивается. Например, миска ароматного супа уже стоит на столе, «под носом», но ее внезапно уносят.
  2. Уровень энергозатрат. Чем больше усилий, времени и других ресурсов было потрачено на достижение цели, тем сильнее фрустрация. Проиграть в спортивном соревновании, к которым совсем не готовился, не так обидно, чем потерпеть поражение после года изнуряющих тренировок.
  3. Интенсивность фрустрированного желания. Внезапно сорвавшийся обед вызовет меньше негативных чувств у позавтракавшего человека, чем у того, кто не ел со вчерашнего дня и сильно проголодался.
  4. Привлекательность цели. Ситуация, вызвавшая фрустрационную реакцию, должна быть для человека очень личностно-значимой. Наиболее сильная фрустрация наблюдается в случае, когда блокируется ведущая деятельность человека. Поскольку обычно именно с ее помощью удовлетворяется потребность в смысле жизни. Например, человек, который позиционирует себя в первую очередь как пианист, травмирует руку и лишается возможности заниматься музыкой профессионально. Он переживает гораздо более сильный стресс, чем человек, для которого игра на пианино - не более, чем хобби.
  5. Интенсивность фрустратора - степень сложности возникшего на пути к цели препятствия. Здесь возникает вопрос об адекватности оценки фрустрационной ситуации. Порой непреодолимость возникающих преград бывает сильно преувеличена или, наоборот, занижена на этапе планирования деятельности, что и приводит к фрустрационной реакции.
  6. Функциональное состояние человека, попавшего в фрустрационную ситуацию. Накопленный стресс в результате ранее произошедших неудач может спровоцировать сильный всплеск негативных эмоций в ответ даже на самую слабую провокацию.
  7. Индивидуальный уровень фрустрационной толерантности - порог терпимости к фрустрации, способность переносить возникающие трудности в жизни без психических сдвигов и дезорганизации поведения.

Причины развития фрустрации

Обстоятельства, провоцирующие состояние фрустрации, можно разделить на три категории:

  1. Привация - изначальное отсутствие необходимых инструментов и ресурсов для Например, отсутствие вокальных данных для построения карьеры в оперном театре.
  2. Депривация - потеря объектов, ранее используемых для удовлетворения потребности и к которым была образована сильная привязанность. Например, смерть ребенка, пожар в доме, в котором прожил всю жизнь.
  3. Конфликт (conflict) - невозможность удовлетворения потребности из-за наличия двух несовместимых друг с другом мотивов, амбивалентных чувств, столкновения интересов. Например, желание профессора университета завести роман со студенткой наталкивается на убеждение, что это непрофессионально, неэтично.

Факторы, вызывающие возникновение фрустрации, называют фрустраторами. Это могут быть различные обстоятельства, ситуации, люди и их поступки, которые возникают на пути реализации желания в виде непреодолимого барьера. В психологии рассматриваются следующие типы фрустраторов:

  • физические (тюремное заключение, нехватка денег, времени);
  • биологические (болезни, физические недостатки, возрастные ограничения);
  • социальные (другие индивиды и конфликты с ними, общественные нормы, законы, санкции);
  • психологические (ограниченность знаний, недостаточный уровень развития способностей, страхи, сомнения, внутренние конфликты).

Препятствия в виде неблагоприятных внешних обстоятельств психологически переносятся легче, потому что позволяют перенести вину с себя на другие объекты. Если же человек видит причину неудач в самом себе, это нередко приводит к самобичеванию.

Также на развитие фрустрации оказывает влияние законность фрустраторов и притязаний личности. В большинстве случаев, если человек убежден, что его законные права были как-то нарушены, то испытывает более выраженную фрустрацию.

Реакция на фрустрацию

Первичная реакция на фрустрирующую ситуацию обычно агрессия, которая либо сдерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто выражается в виде гнева. Вторичная реакция зависит от темперамента, от сложившихся в процессе жизни форм реагирования на жизненные трудности.

Человек с высоким уровнем фрустрационной толерантности быстро справляется с негативными чувствами и может демонстрировать удивление, познавательный интерес в отношении объекта, ситуации, препятствующих достижению цели, спортивный азарт. Личность с низкими адаптационными навыками скатывается вниз по эмоциональной шкале и впадает в более тяжелые эмоциональные состояния, чем раздражение и гнев. Наблюдаются депрессивные реакции, рост тревожности, страхи.

Депрессию можно рассматривать как нечто противоположное агрессии. Характеризуется ощущением бессилия, безнадежности, чувством, что «жизнь кончена», апатией, угасанием мотивации.

Нередко встречается навязчивая фиксация на деятельности, которая стала в новых условиях бесполезной или даже опасной. Фиксация связана с ригидностью психики, стереотипностью восприятия и мышления, неспособностью «отпустить ситуацию», переключиться на новую цель, отказаться от прежних способов взаимодействия с внешним миром. Частная форма фиксации - капризное поведение. Для фиксации также характерна своеобразная маниакальность, когда произошедшая неудача поглощает все мысли человека, заставляет бесконечно анализировать свое поведение и подробно изучать фрустратор.

По направлению агрессии различают реакции:

  • экстрапунитивное реагирование (гнев, злость, возмущение) - стремление обвинять в случившемся окружающих, ;
  • интропунитивное реагирование (чувство стыда, муки совести) - самообвинение;
  • импутивное реагирование - философское отношение к произошедшим событиям как к чему-то неизбежному, отсутствие стремления искать виноватых.

В зависимости от того, на чем фиксируется человек, выделяют три типа реакции на фрустрационную ситуацию:

  • фиксация на препятствии: «так несправедливо, с этим нужно бороться», «ух ты, так даже интереснее играть»;
  • фиксация на самозащите: «если бы ты мне сразу все объяснил, я бы справилась»;
  • фиксация на удовлетворении потребности: активный поиск решения и помощи других или позиция «как-нибудь все само собой разрешится».

Поведенческие модели при фрустрации

Длительная неспособность разрешить фрустрирующую ситуацию приводит к развитию тревожности, что, в свою очередь, заставляет искать способ избежать отрицательных переживаний или хотя бы минимизировать их силу. В работу вступают эгозащитные механизмы психики. Действие защитных механизмов приводит к искажению восприятия тех аспектов реальности, с которыми человек не в состоянии смириться. Процесс не осознается человеком, поскольку иначе эгозащитные механизмы потеряли бы свою силу.

Для каждого конкретного человека характерен свой, индивидуальный «репертуар» защитного поведения (зависит от типа личности, гендера, возраста). Рассмотрим проявления наиболее распространенных

Вытеснение

Вытеснение - устранение из области сознания фрустрирующих воспоминаний и переживаний. В психоанализе механизм вытеснения рассматривают как способ приспособления к опасным внутренним влечениям. На внешнем уровне проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования объектов, которые доставляют психологический дискомфорт. Однако подавляемые чувства и воспоминания никуда не деваются. Например, с легкостью восстанавливаются в состоянии гипнотического транса.

Замещение

Замещение - замена объекта, потребности другими, более доступными и безопасными для разрядки. Действие данного механизма объясняет, как неприятности на работе провоцируют ссоры дома. Невозможность вступить в открытый конфликт с начальством приводит к разрядке агрессии на более зависимом супруге или ребенке.

Если замещаемое действие, желание с точки зрения морали недопустимо, а замещающее - приемлемо, то такой процесс называют сублимацией. Например, ту же агрессию можно разрядить, занимаясь интенсивными физическими упражнениями.

К замещению можно отнести и уход в фантазирование, зависимость от психоактивных веществ. А также обесценивание фрустрирующего объекта или потребности. Например, после , человек бросает попытки построить личную жизнь, объясняя свое поведение незначительностью этой сферы жизни по сравнению с важностью построения карьеры или, к примеру, «духовного саморазвития».

Замена одного чувства другим, как правило, противоположным, называют реактивным преобразованием. Неприемлемые эмоции при этом перестают осознаваться, а приемлемые - гипертрофируются. Например, параноидальные личности могут подавить влечение, интерес к другому человеку, посчитав эти чувства опасными для себя, и перенести акцент на подозрительность и ненависть.

Интеллектуализация

Данный механизм психологической защиты состоит в логическом осмыслении событий с позиции хорошо-плохо, полезно-бесполезно и отодвигании на второй план значимости сведений, которые предоставляют реально переживаемые эмоции. Примером интеллектуализации являются рассуждения человека о том, что смерть принесла его умершему родственнику избавление от физических страданий и других неприятностей жизни.

Интеллектуализация дает возможность снизить интенсивность болезненных переживаний, не прибегая к полной потере информации об их наличии. Интеллектуализация при попадании в фрустрирующую ситуацию воспринимается как зрелый подход к проблеме, поэтому обычно находит в обществе одобрение и поддержку и становится привлекательной стратегией для многих людей.

Однако у интеллектуализации есть и свои недостатки. Она приводит к потере возможности полноценного переживания своих чувств - как отрицательных, так и положительных. В результате у человека возникают проблемы в близких отношениях, так как самовыражение под влиянием интеллектуализации производит впечатление неискренности, равнодушия.

Регрессия

Переживание состояния фрустрации по теории К. Альдерфера приводит к смещению вниз по ступеням потребностей. То есть при невозможности удовлетворения потребностей какого-то иерархического уровня, нереализованная энергия направляется на доступные для удовлетворения потребности того же или нижележащего уровня.

Так, невозможность по каким-то причинам реализовать свой талант, призвание, может повести по пути поиска самоутверждения в социуме (головокружительная карьера, высокий социальный статус как самоцель).

Неспособность реализоваться в социуме выливается в создание компенсирующих чувство потери самоценности любовных или дружеских отношений. Ощущая слабость своего «Я», человек может «присоединиться» к другой, реализовавшей себя личности и почувствовать свою значимость. «Я - жена уважаемого профессора», « Я - лучший друг успешного актера».

Невозможность реализовать потребности двух высших уровней неизбежно приводит к злоупотреблениям на низшем. Человек слишком много спит, ест. Скупает ненужные ему вещи, только бы заполнить внутреннюю пустоту.

Фрустрация в личной жизни

Интересна тем, что трудности на пути реализации романтических чувств только усиливают влечение людей друг к другу. Другие потребности, желания и интересы отходят на второй план.

Внешне любовная фрустрация может находить выражение в поведении, которое никак не назовешь поступками любящего человека. Пословица «бьет - значит, любит» в рамках изучения фрустрации в психологии приобретает новый смысл. Всплеск агрессии, вызванный фрустрацией, нередко направляется на объект симпатии. Отсюда криминальные истории с преследованием объекта страсти, вспышками ревности, обливанием кислотой, сексуальным и физическим насилием.

Фрустрация также возникает, когда партнер объективно не способен удовлетворить наши эмоциональные потребности. Например, женщина надеется, что встретив мужчину, который ее полюбит, наконец-то почувствует себя любимой, обожаемой, прекрасной. Однако, сталкивается с тем, что в отношениях еще более остро начинает ощущать неуверенность в себе, свое «несовершенство».

А все потому, что ни один даже самый идеальный партнер не способен компенсировать недостаток любви к себе. Сколько бы внимания ни уделял партнер женщине в данном примере, ей всегда будет мало. И она будет испытывать фрустрацию каждый раз, когда мужчина будет переключать внимание на другие сферы жизни - работу, друзей, хобби, даже общих детей.

Можно ли избежать фрустрации в любви? Конечно, но только если человек обладает психической зрелостью и стремится создать равноправные отношения, опираясь на психологический ресурс партнера, а на свои собственные силы.

Бедность как фрустратор

В условиях хронического меняются понятия людей о природе счастья. Здесь полезно вспомнить притчу. Бедняк жалуется на тесноту своего своей однокомнатной квартирки, в которой ему приходится ютиться со всей своей многочисленной родней. Мудрей советует бедняку на время поселить в той же комнате собаку, домашнюю птицу и другую живность, чтобы прочувствовать, что действительно является катастрофичной ситуацией. Счастье относительно.

Бедность приводит к фрустрации не только когда не получается удовлетворить элементарные личные и семейные потребности. Материальное положение становится мощнейшим фрустратором, когда общество состоит из людей с разным уровнем дохода. Несмотря на объективно высокий уровень жизни, человек сам себя вгоняет в состояние фрустрации с помощью восходящего социального сравнения.

Особенно сильная фрустрация наблюдается, если человек верит, что все богачи создают себе состояние исключительно незаконными и аморальными путями. Также восприятие себя человеком как бедного, обездоленного, зависит от соотношения его притязаний и реальных достижений.

Как справляться с фрустрацией?

Психологи предлагают несколько способов выхода из фрустрации.

Замена средств достижения цели

Усилившееся психическое и эмоциональное напряжение можно использовать для анализа предпринятых действий и поиска альтернативных способов достижения цели. Например, девушка отказалась с вами встречаться. Вы испытываете фрустрацию. Чувствуете Прежде чем окончательно впадать в пессимизм, стоит подумать, по какой причине понравившаяся девушка в действительности вам отказала.

Не все в любви легки на подъем. Некоторым требуется время, чтобы осознать, что перед ними именно тот человек, о котором они мечтали. Не исключено, что отказавшая вам девушка не уверена в своих чувствах. И ей проще сразу вам отказать, чем давать вам, возможно, напрасную надежду. Попробуйте изменить свой подход. Альтернативное решение - предложить ничем не обязывающую дружбу, чтобы предоставить человеку возможность узнать вас лучше.

Еще один пример. Не удалось поступить в желанный вуз. Но разве это единственный способ получить знания в выбранной области? История знает много самоучек, которые достигли исключительных результатов в своем деле. Например, англичанка Мэри Эннинг, превратившаяся из бедной, необразованной собирательницы окаменелостей в одного из величайших палеонтологов 19 века.

Замена цели

Точно так же как можно найти множество путей для достижения одной и той же цели, можно обнаружить альтернативную цель, с помощью которой можно удовлетворить потребность или желание. В и гипнотерапии, например, есть техники, позволяющие перенести чувство влюбленности с одного объекта на другой, и таким образом избавиться от неразделенной любви.

Конечно, человек, инстинкт которого уже прочно зафиксирован на определенном человеке, отказывается поверить, что сможет когда-нибудь в жизни испытывать столь сильные чувства к кому-то еще.

Требуется терпение, чтобы найти цель, способную компенсировать свойства заменяемой. Но если бы это было невозможно, то люди не женились бы счастливо несколько раз в течение жизни и не находили бы смысл жизни в новой деятельности после потери возможности заниматься любимым делом. Например, актер А. Бандерас хотел стать футболистом, но после травмы ноги от мечты о спортивной карьере пришлось отказаться. Вряд ли всемирно известный актер до сих пор переживает фрустрацию из-за несбывшихся подростковых надежд.

Переоценка ситуации

Очевидным решением для выхода из состояния фрустрации, причиной которого является внутренний конфликт, является выбор между альтернативами. Обращайтесь как к своему разуму, так и к эмоциям.

Взвесьте все за и против каждого из своих желаний. Перенесите процесс анализа на бумагу. Записав все возможные аргументы, выделите те, что несут ключевое значение для вашей жизни. Остальное отбросьте. Определение ключевых ценностей поможет справиться с тревогой и страхом. Если самостоятельно вы не сможете справиться с проблемой — обращайтесь к специалисту. Психолог-гипнолог

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции