Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Повышаем мастерство • Подводная фотосъемка

Подводный мир не может не привлекать людей. Но вот погрузиться с аквалангом под воду могут не все: у кого-то нет времени или возможностей, а кому-то это кажется слишком опасным. Так или иначе, но потому-то так и востребованы подводные фотографы, способные показать реалии этого загадочного мира даже тем, кто никогда и близко не подойдет к берегу океана. В этой статье мы подобрали для вас 15 лучших подводных фотографов России, у каждого из которых за спиной немалый опыт и коллекция выдающихся снимков, неизменно радующих зрителя.

Андрей Нарчук, один из самых известных российских фотографов, твердо убежден в том, что и для общества в целом, и для каждого человека в отдельности очень важно любить природу и наблюдать за ней. Андрей знает об этом не понаслышке, поскольку, еще будучи студентом, со своей первой камерой оказался на Красном море, где впервые увидел подводный мир. «Это было потрясение. И первое, что я сделал по возвращении, - купил подводный бокс к своей камере. Через пару месяцев я снова плавал в Красном море, но теперь уже мог снимать всю эту красоту, чтобы привезти домой в заснеженную Москву. В ту поездку мне повезло поплавать наедине с огромным скатом мантой. Можно сказать, что эти полчаса, проведенные под водой, окончательно изменили мою жизнь».

С тех пор море стало неотъемлемой частью жизни и творчества Андрея Нарчука. Он много путешествует, много снимает - не только подводные пейзажи или макро, но и просто огромный и многообразный мир вокруг себя: «Жизнь не дает зациклиться на ежедневной рутине, а в природе не бывает наигранности и фальши. Видя разнообразие видов, начинаешь верить, что границ для творчества не существует. И у нас всегда есть возможность двигаться дальше...»

Виктор Лягушкин

Путь Виктора Лягушкина к подводной фотосъемке был отнюдь не прямолинеен: выпускник Санкт-Петербургской театральной академии, художник-декоратор по образованию, с 1993 года он работал графическим дизайнером. И лишь в 1998 году Виктор начал по-настоящему увлекаться фотографией. На его хобби огромное влияние оказала поездка в Мексику, где он впервые познакомился с подводными пещерами.

Через несколько лет съемка в них стала его главным увлечением и любимой работой. Сегодня он автор книг, победитель многих международных конкурсов и лауреат национальной премии «Подводный мир», но все так же увлечен подводными пещерами: «В своих фотографиях я стараюсь отразить сказочность и архетипичность этих мест, волшебный мир, который, несомненно, существует. Люди потеряли ключ к восприятию природы как чего-то удивительного. Осталось лишь восхищение технической стороной работы фотографа».

Дмитрий Мирошников - один из известных российских подводных фотографов, сайт которого наполнен множеством чудесных снимков. И трудно поверить, что работать в жанре подводной фотосъемки он начал всего порядка пяти лет тому назад! «Мир фотографии я открыл для себя в одной из поездок, так называемых дайв-сафари, когда живешь на корабле одну-две недели и каждый день погружаешься; я познакомился с известным подводным фотографом Александром Сафоновым, призером конкурса BBC Wildlife Photographer of the Year. Его увлечение этим жанром буквально заразило меня».

Сегодня Дмитрий не просто профессионально занимается подводной съемкой: для него это и отдых, и творческий вызов, и просто любимое дело. «Я стараюсь показать то, что для себя называю „нереальной реальностью“ - отображение другого, сюрреалистического, мира, который находится совсем рядом с нами, но очень не похож на наш. Я весьма ценю художественность снимка, цвет и композицию; ценю больше, чем документальность кадра и биологическую редкость увиденного».

Александр Сафонов

Александр Сафонов родился в Воронеже, но в силу профессии и увлечений предпочитает большую часть времени проводить в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Японии и Гонконге. Большую часть времени Александр работает программистом, хотя вот уже более десяти лет он профессионально занимается дайвингом и подводной съемкой.

Начав с компактных мыльниц, он быстро перешел к профессиональной фототехнике и сегодня является одним из признанных мастеров своего жанра и победителем различных конкурсов, включая авторитетный Wildlife Photographer of the Year.

Виталий Сокол

Виталий Сокол - не совсем типичный для данного обзора фотограф. Подводная фотография не является его основным направлением, более того, подводный мир для него - в большей степени способ показать на его фоне нечто совсем другое, скажем, фэшн-съемку.

Снимать Виталий начал еще в школе, пленочным фотоаппаратом, и испробовал, по его словам, весь жанровый арсенал, доступный мальчишке с развитым воображением - «от фотомонтажа и мультиэкспозиционных фотоиллюзий на черном фоне до макро и репортажей с соревнований по боксу». Возможно, именно благодаря этому у Виталия сложилось не совсем привычное представление о фотоискусстве - он не считает его чем-то уникальным и обособленным, а рассматривает лишь как один из приемов изобразительного искусства в целом.

Дмитрий Виноградов

Как и многие, Дмитрий Виноградов увлекся фотосъемкой еще в детстве, будучи школьником. Сегодня он профессиональный фотограф, заслуженно считающийся одним из лучших мастеров в стране, путешественник, председатель Московского открытого фотоклуба, член Союза журналистов России, член Российского географического общества. Кроме того, с 2003 года он профессионально занимается дайвингом и после первой же поездки на Красное море, по его словам, понял, что «дайвинг - это болезнь, и теперь придется снимать еще и под водой».

Всю подводную фотографию Дмитрий условно разделяет на широкоугольную и макро. При этом, как он считает, характер съемки в большей степени зависит не от творческих идей фотографа, а от места погружения: «Есть так называемые макросайты, где в изобилии представлена подводная макрожизнь. Туда берем камеру с макрообъективом. А есть подводные сайты с великолепными морскими пейзажами, и значит, надо ставить на камеру фишай». Ну а больше всего Дмитрий любит снимать затонувшие корабли.

Андрей Некрасов

Сегодня Андрей Некрасов - один из самых увлеченных и награждаемых авторов на постсоветском пространстве, несмотря на молодость и не самый большой стаж подводной фотосъемки, всего чуть больше десяти лет. А начинал он подростком, будучи с детства увлечен морем. К слову, Андрей окончил морскую школу ДОСААФ по специальности «легкий водолаз», имеет звание инструктора подводного спорта.

В подводной съемке Андрей Некрасов придерживается своего, вполне обособленного, стиля: «Большинство подводных фотографов избегают снимать с задержкой дыхания, и напрасно - в этом я убедился за пять дней подводной съемки у берегов Египта. Чуть задержав дыхание, можно приблизиться к самым недоверчивым морским обитателям, которые, пугаясь шума и пузырьков, остаются невидимыми для большинства. К таким осторожным и пугливым относится и морская щука - сарган. На этот редкий экземпляр я потратил почти целую пленку», - рассказывает Андрей.

Алексей Зайцев

Алексей Зайцев, возможно, наиболее профессиональный российский подводный фотограф. Он не только снимает, но и является автором известной книги «Школа подводной фотографии. Практическое руководство для начинающих», был редактором журналов «Подводный клуб», «Дайв тек» и «Предельная глубина», наставник многих фотографов из этого списка. Кроме того, он высококлассный дайвер, имеющий степень инструктора PADI MSDT и CMAS One Star.

Дыхало-отверстие в мантии моллюска, тридакны. Красное море, сафари на дальний юг.

А началось все очень давно, еще в 1986 году, когда Алексей сделал свои первые подводные снимки. С тех пор он стал лауреатом многих конкурсов, но по-прежнему восторгается подводным миром - и совершенно необязательно это должна быть красочная глубина южных морей: «Меня вдохновляет подводный мир как таковой, и мне одинаково интересно нырять и снимать как в подмосковном озере, так и в тропиках. Ведь практически в любом водоеме можно, неожиданно для себя, найти нечто удивительное, а лучшей наградой для фотографа являются интересные снимки», - утверждает Алексей.

Ольга Каменская

Ольга Каменская по образованию учитель химии. Но так случилось, что она всерьез увлеклась дайвингом и даже дошла до уровня инструктора CMAS. Профессией это, впрочем, не стало, хотя по-прежнему остается заметной частью ее жизни.

А с 2003 года Ольга Каменская является еще и подводным фотографом. И не просто фотографом, а профессионалом и инструктором по подводной съемке. За прошедшие годы она побывала практически во всех основных дайверских регионах - в странах Америки, Европы, Азии и Океании. Не забывает Ольга и о подводном мире российских водоемов. К слову, она является автором прекрасного альбома «Байкал. Царство воды и льда», который был презентован в Марселе во время Всемирного фестиваля подводных изображений.

Оксана Истратова

Оксана Истратова - один из крупнейших в России специалистов по затонувшим кораблям. Она автор книги «Загадки затонувших кораблей. Черное море. Крым». С 2004 года занимается техническим дайвингом, который предполагает глубоководные и затяжные погружения в ограниченном пространстве.

И практически всегда Оксана Истратова берет с собой камеру. За годы работы она создала огромную коллекцию фотографий затонувших кораблей и подводных лодок, но по-прежнему каждое погружение для нее - событие и всплеск эмоций. «Опуститься на корабль, где, ты точно знаешь, погибли люди, - как прийти на мемориал. Я ощущаю некое почтение к умершим. Естественно, ни о каких поисках наживы и речи не идет. Ты словно приходишь отдать дань памяти этих людей», - рассказывает Оксана.

Сергей Шанин

Сергей Шанин - один из самых нестандартных и талантливых современных российских фотографов. Он сумел совместить этот вид творчества с техническим и даже в чем-то научным процессом.

Подводной фотографией Сергей занимается вот уже 20 лет и, как он сам уверяет, в своих снимках пытается показать красоту и многообразие подводного мира. Сергей Шанин - признанный автор, победитель и лауреат многих конкурсов, в том числе он дважды побеждал в «Золотой черепахе».

Надежда Кулагина

Надежда Кулагина подводной фотографией занимается очень недолго, всего с 2010 года, но уже добилась признания и известности. По собственным словам, ее всегда интересовало, каково это - нырять на немалую глубину с аквалангом за плечами и пытаться снять нечто такое, что было бы достойно внимания и восхищения. Впрочем, для нее фотография - скорее, хобби, приложение к основной работе переводчика и многочисленным путешествиям по всему миру.

Работы Надежды Кулагиной всегда проникнуты каким-то оптимизмом и вызывают доверие к обитателям морских глубин. Возможно, все дело в ее отношении к жителям моря: «Находиться среди морских обитателей вовсе не страшно. В эти моменты меня больше заботит выбор правильного ракурса, настройки камеры и положение вспышек. А еще я боюсь, что в самый ответственный момент, когда я нажму кнопку спуска, моя модель уплывет».

Константин Новиков

Константин Новиков в подводную фотосъемку пришел благодаря своей любви к природе. Кстати сказать, она привела его не только в фотографию, но и на биологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Более всего Константина интересовали биомедицина и иммунология, так что он даже стал лейтенантом медицинской службы и кандидатом биологических наук. После защиты диссертации Константин продолжил работу в качестве старшего научного сотрудника на том же биофаке, на кафедре физиологии микроорганизмов.

Подводной съемкой Константин Новиков увлекся в 1997 году, впервые оказавшись под водой с аквалангом. Сегодня же он - инструктор по дайвингу PADI, а также имеет звание ER Instructor TDI. Также он занимается фридайвингом, то есть погружается под воду без запаса воздуха, исключительно за счет возможностей организма, являясь инструктором AIDA.

Такой немалый запас профессионализма позволяет Константину Новикову делать впечатляющие снимки из морских глубин. И хотя фотосъемка является лишь увлечением, результаты, регулярно демонстрируемые Константином, не позволяют усомниться в том, что и к этому занятию он подходит предельно серьезно.

Тарас Скидоненко

Тарас Скидоненко относится к тому типу подводных фотографов, которые до первых погружений и камеру-то в руках не держали. И лишь оказавшись на глубине, впечатлившись ее пейзажами и обитателями, ощущали в себе потребность как-то зафиксировать свои эмоции и передать их другим людям.

По словам самого Тараса, нырять он начал случайно - в 1995 году в Турции, будучи в отпуске, решил попробовать любительское погружение с аквалангом. Что интересно, первые погружения в мутную воду у берегов Антальи не оставили особенных впечатлений, но зародили интерес. И вот уже почти 20 лет Тарас Скидоненко погружается в самые разные водоемы самых разных регионов мира, отовсюду привозя чудесные фотоснимки.

Вадим Зверев

Вадим Зверев - состоявшийся бизнесмен, немалого добившийся на почве коммерции и предпочитающий осваивать новые направления бизнеса, которые соответствовали бы его увлечениям. Как говорит он сам: «Мне нравится фотографировать - я открываю профессиональную фотостудию; мне нравится нырять - я открываю дайв-центр „Барракуда“; мне нравится путешествовать - я открываю туристическое агентство и ныряю по всему миру».

И пусть фотография и дайвинг - лишь увлечения для Вадима, он все равно многого достиг и в том и в другом. Его снимки, быть может, не несут в себе какой-либо философии или глобальной идеи, но зато они честно и восторженно показывают мир, скрытый от нас толщей воды.

«В первую очередь мне хочется показать и раскрыть образы „коренных обитателей“ моря, потому что они - его естественная и гармоничная составляющая, и все мы ныряем прежде всего, чтобы познакомиться с ними и узнать их поближе. Да и, честно говоря, мне легче входить в контакт с морскими обитателями. Я просто разговариваю с ними на их языке» - рассказывает Вадим Зверев.

Более 2500 фотографий из 40-ка стран мира были представлены на конкурсе «Underwater Photographer of the Year 2015». Звание «Подводный фотограф 2015 года» получил португальский фотограф Нуно Са за снимок морского конька. Смотрите лучшие подводные фотографии, которые были отмечены жюри конкурса.

15 ФОТО

1. Фотография «50 Tons of Me» или «50 тонн меня» португальского фотографа Нуно Са стала победителем конкурса «Подводный фотограф 2015 года» и заняла 1-е место в категории International Macro.

Нуно Са — автор снимка, который произвел самое большое впечатление на жюри конкурса, является специалистом по подводным фото- и киносъемкам с многолетним опытом работы. Интересно, что Нуно по профессии юрист, он окончил один из португальских университетов, но никогда не работал по специальности. После окончания университета он, не раздумывая ни минуты, уехал на Азорские острова — он решил посвятить себя двум самым большим увлечениям своей жизни — фотографии и дайвингу. Затем он создал собственную компанию, которая предоставляет услуги фото- и киносъемки под водой. Нуно Са — это единственный португальский фотограф природы, который выиграл множество призов на международных фотоконкурсах. Его работы постоянно публикуются в National Geographic и десятках других изданий.

«Для меня важным является распространение информации о океанской жизни и угрозах, с которыми сталкиваются многие виды», — говорит победитель конкурса. «85% видов морских коньков уже вымерли, а мы до сих пор каждый год вылавливаем 50 тонн этих животных, чтобы держать их в аквариумах». (Фото: Nuno Sá).


2. Победитель в категории «International Wide Angle» — «Из низин». (Фото: Raffaele Livornese).
3. Второе место в категории «International Wide Angle» — «Сокотранский баклан». (Фото: Hani Bader).
4. Третье место в категории «International Wide Angle» — «Вверх дном». (Фото: Morten Bjorn Larsen).
5. Второе место в категории «International Macro» — «Танец креветки в формации». (Фото: Theresa A. Guise).
6. Третье место в категории «International Macro» — «Пассажир». (Фото: Filippo Borghi).
7. Победитель в категории «British Waters Macro» — «Амфипод приземлился». (Фото: Trevor Rees).
8. Победитель в международной категории «Затонувшие корабли» — «Eelastic». (Фото: Tobias Friedrich).
9. Победитель в международной категории «Поведение» — «Выживание». (Фото: Montse Grillo).
10. Третье место в международной категории «Поведение» — «Специалист по услугам». (Фото: Cathy Lewis).
11. Победитель в категории «Up and Coming Worldwide» — «Angelita». (Фото: Fabrice Guerin).
12. Звание «Британского подводного фотографа 2015 года» получил Мэтт Доггет за снимок «Празднество бакланов». (Фото: Matt Dogget).

11195 Повышаем мастерство 0

Сколько всего замечательного и красивого на Земле можно сфотографировать, а сколько под толщей воды?! Сколько животных, рыб, красочных рифов находятся в царстве Нептуна! Или, быть может, Вам интересно снимать обнаженную натуру под водой? Или хочется запечатлеть подружку в виде русалки? Но как всё это запечатлеть? Что для этого надо? Именно об этом мы и поговорим в этом уроке.

Подводный мир — это другая среда обитания, с иными законами, ведь под водой вы можете «парить» и «летать», в окружении других обитателей, для которых вы чужак и совсем не Царь природы. Кроме этого, вы получите новые, невероятно яркие ощущения. Подводная фотосъёмка имеет две главные особенности, а именно: водная среда наделена физическими и оптическими качествами, отличными от воздушной среды. Во-вторых, вы должны уметь хорошо плавать. Также есть и ряд других нюансов, которые следует учитывать начинающему подводному фотографу, о них речь пойдёт далее.

В подводной фотографии работают все те же принципы и правила, которые применимы к фотографии «на воздухе». Но одних базовых знаний мало. Если уж вы решили снимать под водой, то придется обзавестись специальной фототехникой или купить для своей зеркалки водонепроницаемую «упаковку» - аквабокс, разобраться в особенностях фотосъемки под водой и только потом отправляться на съемку подводных пейзажей.

Конечно подводный фотограф должен уметь хорошо плавать, так как плохо получится, если это будут вашими последними снимками. С Вами будут (если вы решили глубоко погрузиться в пучину вод) акваланг, фотоаппарат, ласты, может быть фонарь. И за всем этим надо следить, а также передвигаться с этим в воде. Легче, если вы находитесь в бассейне, желательно всё таки с аквалангом, чтобы постоянно не подниматься на поверхность за свежим глотком воздуха.

Сложность фотографирования под водой во многом обусловлена непривычным поведением света. Сама вода представляет собой гигантскую преломляющую линзу, поэтому объекты кажется больше и ближе. При этом снижается угол обзора объектива.

Фототехника для подводной съемки

Камера, объективы, вспышки профессионального уровня — это удовольствие не из дешевых, и может обойтись в несколько тысяч долларов. Тем, кто не готов выложить такую сумму, можно пробовать свои силы, вооружившись подводной цифровой «мыльницей». У этих фотоаппаратов минимум кнопок управления и фиксированное фокусное расстояние объектива. Но на хорошие снимки с такой фототехникой не рассчитывайте, они сгодятся разве что для семейного альбома. Поэтому оптимальный вариант для любительской подводной съемки — зеркальная или системная камера, упакованные в водонепроницаемый бокс (стоит очень недешево) или подводный пакет (он же - чехол, стоит дешевле, чем бокс).

Поскольку водная толща изобилует миллиардами различных микроорганизмов и органической взвесью, которая поднимается в том числе и по вине передвижения самого дайвера, видимость под водой сокращается значительно, вплоть до одного-двух метров, а бывает достигает и нуля. В этих условиях, предпочтительными объективами для съёмки подводных пейзажей являются широкоугольные объективы, или насадки с применением мощных подводных вспышек. Но здесь нужно помнить одно правило — какой бы мощностью не обладала ваша вспышка, максимальное расстояние между вами и снимаемым объектом не должно превышать полтора-два метра, на большее её мощности всё рано не хватит. Оптика светосильная, предпочтительнее макро-объектив и широкоугольный. Макро даст возможность снимать крупный план, широкий угол идеален при съемке людей и подводных пейзажей.

Каждые 10 метров погружения в водную глубину уменьшают видимый спектр света на один цвет. Спектр состоит из таких цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. То есть через десять метров пропадает красный цвет, через двадцать — оранжевый, через тридцать — жёлтый и т. д.

Поскольку большая часть подводной фотосъёмки практикуется на глубине до 30 метров, можно смело представить воду как один сплошной сине-зелёный фильтр. Именно тут, начинающего фотографа и подстерегает первая серьёзная проблема. На такой глубине из цветового спектра уже «выбиты» самые тёплые цвета, но человеческий мозг, по прежнему продолжает выравнивать цветовой баланс, компенсируя их потерю, в результате чего фотограф видит полноцветную картинку. Похожую аналогию можно провести с флюорисцентным светом — все предметы будут окрашены в зелёный цвет, но человеческий глаз всё равно будет считать их разноцветными.

Поскольку, даже самые современные камеры не наделены таким мощным компенсатором цвета, в подводной фотосъёмке задействуется такой компенсирующий инструмент, как фотовспышка. Она решает такие задачи: выравнивает баланс цветов и конечно же исправляет проблему недостатка освещения.

Хорошо если над водой царит яркая солнечная погода, но если небо затянуто тучами? Время экспозиции под водой становится больше в разы, по сравнению с аналогичным процессом на суше. Эту проблему также способны решить импульсные осветители.

Условия для съемки

Под водой света гораздо меньше, поэтому выбирайте время, когда вода прозрачная, спокойная. Даже при небольшой волне колебания песка сократят видимость, цвета потеряют яркость. Вообще же, чем глубже, тем меньше теплых оттенков, и если вы хотите получить действительно цветную фотографию, то снимайте на небольшой глубине, около поверхности воды или подсвечивайте вспышкой. Лучшим временем для подводной съемки на небольшой глубине считается полдень, погода - ясная, солнечная.

Как снимать под водой

Старайтесь подобраться к тому, что снимаете, как можно ближе. Чем меньше воды будет между вами и объектом съемки, тем больше света попадет на матрицу, тем качественнее будет снимок. Если делать снимки с большого расстояния, то вы получите зеленовато-голубой фон с темным пятном, которое и будет тем самым, заинтересовавшим вас объектом. При обычной подводной съемке расстояние не должно быть больше 1-2 метров, при подводной макросъемке - буквально сантиметры.

Ловите игру света и тени. При недостатке освещения снимайте против света, снизу вверх, выставляя экспозицию по солнцу или по светлому слою воды. Тогда снимок получится очень контрастным - темный объект и яркий фон (силуэтная съемка). Коллег-дайверов стоит снимать в портретном жанре, т.е. так, чтобы человека можно было узнать. Расстояние - не более метра. Или же придумать сюжет для жанровой съемки и выбрать подходящий фон и антураж.

Также, под водой очень эффектно смотрится обнажённая натура. Но не стоит обольщаться отличными результатами, поскольку подводное «Ню» — довольно сложный жанр. Хотя бы для модели, ведь фотограф имеет с собой достаточный запас воздуха, тогда как девушке приходится позировать с задержкой дыхания, а это чревато недвусмысленным выражением лица и маленьким временным интервалом нахождения под водой. Да и недостаточно тёплая температура воды сыграет злую шутку с моделью, незащищённую гидрокостюмом — «гусиная» кожа смотрится конечно не ахти, вкупе с разъеденными морской солью глазами.

Композиция подводной съемки

Чтобы снимки были динамичными, «живыми», в силуэтной съемке объект съемки должен быть расположен немного под углом (учитывайте правило третей). Иначе кадр получится статичным, застывшим. В портретной съемке стандартная компоновка кадра выглядит так: на переднем плане кораллы, рыбки, растения, камни и тому подобное. Средний план - аквалангист, пловец, ныряльщик (в объектив не смотрим!). Задний план - вода, водоросли и прочее. Следите за тем, чтобы руки не оказались на переднем плане - снимок сразу потеряет эффектность. Если снимаете широким углом, отслеживайте что у вас в кадре - поскольку объектив берет широко, вероятность попадания в кадр посторонних предметов довольно велика. Фотографировать рыбок нужно «с головы», с максимально близкого расстояния — снимок получится с искажением, но очень эффектным и выразительным.

Не снимайте дайверов "вдогонку" и не гоняйтесь за уплывающей от вас рыбкой - хороших кадров все равно не получить. Лучше продумайте сюжет заранее, и договоритесь с коллегами кто и как будет вам позировать. Ну а с морскими обитателями - это как повезет.

В подводной фотосъемке творческий подход только приветствуется. Пробуйте совмещать и комбинировать разные жанры - пейзажную съемку с силуэтной, портретную с пейзажной. И не забывайте, что камеру нужно настраивать перед тем, как войти в воду, в подводной съемке все приготовления заканчиваются на берегу.

Ответы на самые популярные вопросы по подводной фотосъемке

Вопрос 1 - Почему стоит рассматривать водонепроницаемую камеру или дорогостоящий аквабокс? Существуют ведь пластиковые водонепроницаемые чехлы для цифровых камер.
Есть водонепроницаемые чехлы для цифровых фотоаппаратов. Они представляют собой плотный пластиковый пакет, который не позволяет воде попадать на камеру. В процессе использования качество чехлов значительно ухудшается. Качество изображения страдает, и стоимость у них не слишком высока. Да и согласитель - из-за дешевого пакета дать погибнуть вашей любимой и недешевой камере? - нет уж, увольте.

Существуют крепкие, прочные чехлы для определенных видов камер для подводной съемки - аквабоксы. Их стоимость выше самих камер, но обеспечивают очень высокий уровень защиты и удовлетворяют требованиям серьезных подводных фотографов.

Подводные камеры же оснащены толстым, прочным корпусом, который не только защищает внутренности камеры, но и делает съемку намного проще, так как камера полностью погружается под воду, и не всплывает на поверхность воды.

Вопрос 2 - Сейчас представлен большой выбор камер, какую лучше выбрать?
Выбор камеры будет зависеть от того, где вы будете ее использовать. Также немаловажный критерий при выборе камеры - это бюджет, которым вы располагаете. Если вы не ограничиваетесь конкретной суммой средств, то вам следует определиться, для каких целей вы приобретаете камеру. Если вы собираетесь фотографировать своих детей в бассейне или на пляже, то вам не понадобиться камера с опциями для ныряльщиков.
Вы собираетесь делать снимки при низких температурах, на большой глубине, то для вас будет лучше купить камеру, которая будет подходить именно для таких условий.

Вопрос 3 - Хорошо, я сузил свой выбор, какие характеристики имеют решающее значение?
Необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

Максимальная глубина , на которой камера остается водонепроницаемой. Естественно вам необходимо знать, насколько глубоко можно погрузиться с вашей камерой. В среднем это глубина составляет 2,5 - 3 метра без специального подводного бокса. Некоторые более дорогие модели могут погружаться на глубину порядка 10 метров. Такие камеры более надежные и прочные. Однако не стоит забывать, если вы собираетесь использовать камеру для похода, катания на лыжах, в бассейне, то камеры с глубиной погружения 3 метра будет более чем достаточно.

Стабилизация изображения . Если камера оснащена объективом, стабилизирующим изображение, то это поможет вам при съемке под водой или в движении.

Емкость аккумулятора . Вполне вероятно, что камера будет вашим постоянным спутником на свежем воздухе. Следовательно, у вас не будет электрической розетки под рукой, чтобы зарядить вашу камеру. При подводной съемке необходимо использовать вспышку, а это грозит тем, что ваша камера разрядится еще быстрей. Поэтому, выбирая камеру, убедитесь, что емкости аккумулятора будет хватать на 150-200 снимков, без подзарядки. Чем выше, тем лучше.
Фокусное расстояние и макросъемка . При выборе камеры нужно проверять насколько широкий у нее угол обзора, и может ли она фокусироваться на отдельных элементах. Лучше всего приобрести камеру с широкоугольным объективом, с фокусным расстоянием 24мм или 28мм, но не более 35мм. Что касается макросъемки, то чем более детально камера может сфокусировать, тем лучше. Минимального расстояния фокусировки от 3см до 10см будет вполне достаточно.

Предел температуры . Выбирайте камеру, которая будет выдерживать температуру замерзания воды (0 градусов по Цельсию). Идеальной камерой будет та, которая выдерживает температуру до -8 градусов по Цельсию и даже ниже.

Ударостойкость . Не составит трудности подобрать камеру, удовлетворяющую этой характеристике. Камеры выполняют из прочных материалов. Внутренние детали камеры изготавливают из металла с резиновыми прокладками. Главное убедитесь, что камера не будет слишком тяжелой для вас.

Вопрос 4 - Я купил свою первую водонепроницаемую камеру. Что мне делать дальше?
Настало время съемки! Вам нужно подробно изучить руководство пользователя, и определить, какие функции наиболее значимы для вас. Нет ничего хуже, чем бегать и настраивать камеру, в то время когда прямо перед вами происходит что-то необычайное, что вам непременно хотелось бы снять на свою камеру.

Вопрос 5 - Качество снимков, сделанных на мою водонепроницаемую камеру намного хуже, тех, что сделаны на цифровую камеру. Означает ли это, что моя камера неисправна?
Во многих случаях качество съемки действительно уступает цифровым аналогам. Для чувствительной электроники и оптики необходима определенная защита. Поэтому подводные камеры оснащены толстым слоем защитного стекла. Изображения получаются не такими четкими и контрастными, как на цифровых камерах. Но они вполне приемлемы.

Вопрос 6 - Есть ли в моей подводной камере дефекты и неполадки?
Просто используйте ее, так как бы вам хотелось. Опустите камеру под воду, например. Главное не забывать о том, что проверять дефекты вашей камеры можно до тех пор, пока не истек гарантийный срок. Пока камера на гарантии, вы можете обменять ее на другую. Поэтому необходимо обнаружить дефекты (если они имеются) до окончания гарантийного срока.

Вопрос 7 - Почему у подводных камер есть ограничения по глубине погружения?
Подводная камера снабжена резиновыми уплотнителями и металлическими замками, которые не пропускают воду. Чем глубже вы погружаетесь под воду, тем большее давление оказывается на вашу камеру. Чрезмерное давление может привести к поломке. Поэтому важно не превышать предел допустимой глубины.

Вопрос 8 - Что нужно делать, чтобы подводная камера прослужила как можно больше времени?
Но не стоит думать, что если камера из прочного материала и водонепроницаемая, то ее можно забросить до следующей съемки. Помните, что морская вода, лед, хлорированная вода в плавательных бассейнах, грязь агрессивно влияют на вашу камеру. После съемки необходимо промыть камеру чистой водой, и тщательно просушить перед хранением.

Тем не менее, несмотря на все сложности, попробовать себя в подводном фотоискусстве непременно стоит каждому фотографу хотя бы раз, и достигнутые успехи будут зависеть от степени подготовленности к этому новому для себя делу.

Успехов Вам и всего фотографического!

Морской биолог, выпускник МГУ. Занимается подводной фотографией. Снимает и пишет для National Geographic, BBC, Discovery и других крупных изданий. В рамках проекта «Акватилис» создаёт фильм о подводном мире холодных морей. Спикер TED, читает лекции для детей и взрослых, пишет книгу. Цель - популяризация науки.

Чем вы занимаетесь в своей работе?

Меня зовут Александр Семёнов. Я морской биолог и подводный фотограф . Занимаюсь изучением и съёмками всякой необычной и крутой живности в самых интересных морях Мирового океана.

Весь материал, который мне удаётся получить (фотографии, истории и видео), я стараюсь доносить до максимально большого числа людей. Для этого выкладываю посты у себя на сайте и в соцсетях, читаю лекции детям и взрослым, пишу книгу.


Александр Семёнов: «Мы рассчитываем стать русской командой Кусто»

Сейчас со своей командой снимаю первый фильм про подводный мир холодных морей. Мы рассчитываем стать «русской командой Кусто» и вдохновлять детей и подростков своим примером, а заодно образовывать и расширять кругозор каждого, кому любопытно, как устроен мир и кто в нём живёт. Придумали себе название и даже целый огромный проект - «Акватилис ». В рамках него сейчас и работаем.

Кто вы по профессии?

В 2007 году я окончил биологический факультет МГУ, где на кафедре зоологии беспозвоночных кромсал мозги кальмаров и изучал строение их вестибулярного аппарата. Не самое ценное знание, конечно, но было весело и интересно. Сразу после университета я устроился работать на Беломорскую биологическую станцию МГУ на самой границе полярного круга, где с удовольствием сижу до сих пор.


Северное сияние на станции
Пирс биостанции
Лодки для погружений водолазов

Официально моя ставка называется «ведущий инженер». Но на деле я являюсь начальником водолазной службы биостанции, руковожу группой водолазов, организую и планирую все погружения, достаю живой материал для студентов и научных сотрудников, работаю со специалистами, приезжающими со всего света, и, конечно, постоянно погружаюсь с камерой для съёмок очередных медуз или гребневиков.


Почти каждый день Александр погружается в морские глубины

На самом деле у меня не было никаких планов заниматься подводной фотографией или популяризацией науки. Я с девяти лет увлекался трёхмерной графикой и в 14 уже заработал первую приличную сумму. К окончанию университета меня пригласили на работу аж три крутейшие студии, занимавшиеся спецэффектами для кино и рекламы. Ну не вышло, и ладно! Вместо ночных рендеров у меня теперь поездки по миру и погружения в местах, где не нырял ни один человек. Вроде тоже неплохое занятие. :)

Я нигде не учился фотографировать, работать в Photoshop, нырять в суровых условиях. Всё как-то само собой получилось, со временем и опытом. Когда я оказался на станции сотрудником (до этого приезжал, будучи студентом), притащил туда старую камеру, одну из первых цифровых зеркалок на 6 Мп, и стал снимать в лаборатории разных червячков и моллюсков, которых вытаскивал из-под воды. За три месяца нащёлкал несколько кадров, которыми гордился. Сейчас, правда, без улыбки на них не взглянешь. Пока тыкался в камеру и пробовал всё подряд, понял, что означают буковки и крутилки на ней, как зависит картинка от настроек и что нужно от фотографа, чтобы получалось нормально. Потом приехал в Москву весь такой гордый, в снимках и новых знаниях, открыл в интернете (на станции связи тогда не было) статью по макросъёмке для начинающих и прочитал обо всех своих знаниях в первых двух абзацах. Зато всё сам!


Работа Александра: крылоногий моллюск клион, или морской ангел
Работа Александра: полосатая зубатка
Работа Александра: усоногий рачок балянус
Работа Александра: асцидия мольгула, или морской виноград

С подводной съёмкой было вообще непросто. Снимать учился года три, прежде чем стало получаться что-то нормальное.

Каковы ваши сильные и слабые стороны?

Из сильных - упрямство, гибкость и полное отсутствие страха начинать что-то новое, большое или невозможное. Я постоянно стараюсь повышать себе планку качества. Это не даёт топтаться на месте. Ещё я очень люблю учить людей чему-нибудь и буду страшно рад, если меня кто-нибудь из ребят обгонит в скором времени. Тогда придётся с ним бороться и делать ещё лучше. :)

Я мечтаю стать примером.

Со слабыми сторонами сложнее. Я самоуверенный и наглый, но это мне, скорее, помогает, хотя раздражает некоторых людей вокруг. Местами ленивый - не умею работать «от» и «до». Почти любая моя активность - приходящая, но довольно эффективная. Но, пока ждёшь этого прихода, можно протупить пару дней в интернете и пускать бессмысленно слюни.

Как выглядит ваше рабочее место?

Рабочих мест у меня несколько. Когда я в Москве, сижу за компом почти безвылазно: организую следующую поездку, обрабатываю фотографии, разгребаю почту с перерывом на киношки и выходы погулять.


Рабочее место в Москве

На биостанции я построил себе рабочее место сам. Когда я попал на станцию впервые, увидел двух водолазов около маленького сарая, вросшего в землю на четверть, - это был их рабочий «домик». Его построили 40 лет назад как времянку со словами: «На следующий год что-нибудь нормальное сделаем!». Нет ничего более постоянного, чем временное. :)

Став начальником водолазов, первое, чем я начал заниматься, - искал возможность снести этот сарай и построить нормальный водолазный домик. Три года разговаривал со всеми начальниками в университете, пытался как-то вклиниться в планы ремонта или строительства на станции, но ничего не вышло.

Пока сам не начнёшь шевелиться, ничего не будет. Поэтому я спросил разрешения всё сделать своими силами. Получил добро, и за год мы общими усилиями сваяли очень добротное здание «водолазки» с обогреваемыми комнатами, собственным интернетом, пятью рабочими местами на втором этаже, проветриваемой сушилкой под крышей и так далее.


Было и стало

Сейчас, чтобы пойти нырять, мне нужно спуститься вниз, собрать снаряжение, сесть в лодку в 50 метрах от «водолазки», и всё! Хорошо организованное рабочее пространство очень помогает работать. На фоточках можно посмотреть, как всё это выглядит.


Беломорская биологическая станция МГУ
Здесь теперь обитают водолазы
Шкиперская и «водолазка»
В здании пять рабочих мест

Что касается техники, тут всё серьёзно. Я профессионально занимаюсь фотографией и работаю с медийными монстрами, такими как National Geographic, BBC, Discovery и многими другими.

Сейчас всё снимаю на Nikon D810 и D750, обрабатываю в CaptureOne Pro и Photoshop на Mac Pro (чёрное ведро), который собираюсь прокачать ещё немного, а именно подзабить памятью с 16 ГБ до 64 или 128 ГБ. Для видео нужно будет брать машину помощнее.

Очень важная и любимая штука в работе - это монитор. Я разорился на Eizo ColorEdge CG276 27”, и сейчас это мой любимый кусок оборудования. Пожалуй, Eizo - это вообще лучшее, что можно купить. На станции у меня монитор другой - новый Dell P2715Q на 4K. Так себе экранчик, не посоветую никому.

Для обработки фотографий обязателен планшет. У меня Wacom Intuos4 M, но думаю приобрести Intuos Pro L в ближайшем будущем, он поудобнее будет, а старый оставлю на станции.

Поскольку я довольно много пишу текстов, в том числе для книги, клавиатуру я тоже использую специальную - Das Keyboard Model S Professional. Очень её люблю. Фоном всегда идёт какая-нибудь приятная музыка из Harman Kardon SoundSticks II, которые осенью сменятся на Audioengine 5+ или KEF X300A: лень тащить SoundSticks обратно со станции, а приятную систему хочется.


Процесс подводной съёмки

С гаджетами всё просто: в одном кармане iPhone 5s (это мой основной телефон), в другом Lumia какая-то с 41-мегапиксельной камерой зачем-то (это местный рабочий, не пользуюсь им как смартфоном, просто оказался случайно в руках). iPad ещё был, но я его продал за ненадобностью.

Единственное приложение, которым я пользуюсь с толком и на Mac, и на iPhone, - это Clear, очень приятный список to-do. Ну и ещё, пожалуй, Simplenote, тоже штука полезная и с синхронизацией. На самом iPhone из нужного есть Documents и «Сбербанк.Онлайн», всё остальное для баловства. «Змейку» вот поставил недавно, радуюсь. :)

Всякое водолазное и подводное не буду перечислять, наверное. Мало кому интересно, какие у нас лодки и моторы и какие подводные фонари с боксами мы юзаем в холодных водах. Если кратко, то всё самое лучшее, без компромиссов.


Здесь готовятся к погружениям
Оборудование для погружения
Снаряжение
Ещё снаряжение

Но если кому-то всё же станет интересно, то задавайте вопросы в комментариях - отвечу.

Есть ли место бумаге в вашей работе?

На бумаге мне приносят заявки на добычу материала. У меня сейчас вот целая стопка выполненных под боком лежит, а с другой стороны - новые, на ближайшие дни. Любой учёный, аспирант или студент на станции может притащить мне заявку и попросить достать из-под воды 20 голожаберных моллюсков определённого вида. Я загружу этим кого-то из своих водолазов или достану сам.


Добыча материала для научных исследований

Пока не пользовался планировщиком Clear, писал себе списки дел на бумаге - это очень помогало в работе, да и чисто механическая память срабатывает лучше. Сейчас рисую раскадровку для видео - наши задания для подводных съёмок.

Какой у вас режим дня?

Режим дня и организация времени - это всегда проблема. Я не считаю себя творческим человеком, для которого режима вообще не существует. Но и графика у меня как такового нет, нет дедлайнов. Даже серьёзных клиентов всегда можно попросить подождать, пока допишу историю или дообработаю серию кадров. Пусть лучше будет хорошая история в следующем номере, чем нечто второпях сляпанное в последний день перед вёрсткой. У крупных журналов всегда есть материал для экстренной подстановки, это нормальный рабочий момент. В экспедициях и поездках режим устанавливается с привязкой к условиям: приливы-отливы, течения, погода, первоочередные задачи. Нужно каждый раз подстраивать происходящее под себя максимально удобным образом и подстраиваться самому под то, что от тебя не зависит.

Как правило, я встаю в 9–10 утра, спать ложусь поздно, после 2–3 часов. Идеально работается утром, с 9 до 12 часов. Если только не лёг пьяным, конечно, - тут случается. На станции белые ночи, костры, ночная жизнь и постоянная движуха. Тут спокойно можно просидеть до 5 часов утра у костра, а в 10 часов уже идти на погружение.

Я счастлив, когда вижу людей с горящими глазами и северное сияние.


Северное сияние

Обычно в день одно погружение, привязанное к стоячей воде (это время между приливом и отливом, когда нет течений), и один выход в море для страховки (когда кто-то ныряет, его должен отвезти на точку, снарядить и страховать человек в лодке на поверхности). Мы меняемся, все страхуют всех. Между выходами в море - обед, полдник, почта, обработка фоток, сборка или ремонт лодок, моторов, водолазного оборудования, забивка баллонов и прочая суета.


Александр и Ко
Каждый день одно погружение и один выход в море для страховки

После восьми вечера активная часть рабочего дня заканчивается, начинается активно-отдыхательная. Практически каждый день ужин я готовлю в казане перед домом, потом волейбол со студентами и научными сотрудниками, если погода позволяет. Затем, часов в 11 вечера, гиревая тренировка у всей моей команды. После этого душ, кино, фотки, костры - что угодно.

Какое место в вашей жизни занимает спорт?

Спорт - это хобби, но обязательное. Я всё детство чем-то занимался, у меня довольно спортивная семья. Поэтому было всё: лыжи, коньки, велосипеды, гантели, турники, плавание, бег.

В сознательном возрасте стал заниматься боевыми искусствами: капоэйрой, тайским боксом, просто боксом, арнисом, немного бразильским джиу-джитсу. В общей сложности лет семь, наверное.

Сейчас у меня есть любимый снаряд - гиря, которая заменяет мне тренажёрный зал. Особенно весело тренироваться в компании. Для моих активностей спорт нужен очень - не просто поддерживать себя в тонусе, но быть сильным, чтобы, например, не сорвать себе спину в холоде. Моё водолазное оборудование в полном сборе весит порядка 50–60 кг, ныряем мы в воду от −1,5 °C. Риск что-то потянуть и сорвать есть постоянно, но чем ты крепче физически, тем он меньше. Да и просто хорошо выглядеть приятно.

Какое у вас хобби?

Путешествия, наверное. Я много катаюсь и летаю. Когда-то придумал себе классное правило: не больше двух недель в Москве. Мне этого времени хватало, чтобы немного заработать, получить нужные визы, сделать все важные дела и укатить куда-нибудь, хоть в деревню, хоть в другую страну. Не всегда есть деньги на большие путешествия, но маленькие могут быть и интереснее, и душевнее.


Александр - спикер TED

Вообще, мне повезло с основным хобби - это моя работа. Я начинал снимать чисто для себя, на энтузиазме, а выросло всё это в мировую известность и серьёзные проекты экспедиций и кругосветных путешествий.

Сейчас можно сказать, что моё хобби - это популяризация науки.


Александр Семёнов: «Моё хобби - это популяризация науки»

Стараюсь делать максимально интересные лекции и впечатлять детей. Никто не захочет заниматься наукой и открывать новые миры, полистав научные статьи с последовательностями ДНК и статистическими исследованиями.

Меня вдохновляют люди, которые меняют привычный нам мир.

Но на фантастических и приключенческих книгах, фильмах Кусто, рассказах Дэвида Аттенборо выросло не одно поколение астрофизиков, морских биологов и путешественников. Я хочу делать то же самое.

Лайфхакерство от Александра Семёнова

  1. Книги : «Последняя лекция », Рэнди Пауш. Мою жизнь эта книга поменяла. Это единственная книга, которую я насильно подсунул всем своим друзьям и родным. Благодаря ей перестаёшь заморачиваться лишний раз и можешь по-другому посмотреть на свою жизнь, а если захочешь - поменяешь её, пока есть такая возможность.Каково ваше жизненное кредо?

    Всегда доводить задуманное до конца. Ни один серьёзный проект не получается с первого раза, а любой путь к большой цели - это целая череда проблем и демотивирующих неудач. Я это всё люблю страшно, ведь без проблем нет развития, без «нерешаемых» задач не будет гибкости, а без невозможно сложных целей не получится мечтать по-настоящему.

    Мне кажется, если каждый придумает для себя что-то действительно крутое, пусть очень маленькое, но крутое, и добьётся этого, несмотря ни на что, мир сделает огромный шаг вперёд.

    И да, самое важное: занимайтесь любимым делом и любите то, что делаете.

Если ваш следующий отпуск вас занесет в тропики, с теплыми, чистыми водами, щедрыми на живность, у вас может возникнуть желание привезти обратно фотографии из глубин. Если это так, то это руководство укажет вам верное направление, чтобы получить максимум от проведенного под водой времени!

Мы начнем с предположения, что вы еще не выбрали камеру для своего путешествия, а затем перейдем к рассмотрению техник, которые вы можете практиковать дома и на локации, чтобы гарантировать возвращение домой с незабываемыми и качественными подводными фотографиями.

Параметры камеры

В прошлом подводная фотография была прерогативой людей с очень глубокими карманами. Футляры для дайвинга стоили десятки тысяч долларов. Специально сконструированные камеры, такие как линейка Nikonos от Nikon, были ненамного дешевле. Вдобавок к стоимости, пленочные камеры были ограничены по числу кадров на катушке, доступных до подъема на поверхность для перезаправки камеры.

Но сейчас рынок переполняется множеством цифровых камер для подводной съемки, предназначенных для рядовых пользователей. Эти специальные камеры класса «мыльниц» достаточно маленькие, чтобы поместиться в карман, но все же полезные для съемки под водой.

Существует также ряд спортивных боксов для DSLR камер, но их стоимость все еще слишком высока для обычного отдыхающего. В этой статье мы сосредоточимся на рынке «мыльниц», также упомянув варианты DSLR для тех, кто в этом заинтересован.

Выбирая камеру для съемки под водой, убедитесь, что она может выдерживать погружение как минимум до 10м. Любые камеры с параметрами меньше этого могут начать протекать во время погружения с трубкой. Нередко хорошему пловцу требуется иметь возможность погрузиться дополнительно на 3-6 м в попытке подобраться поближе к коралловым рифам. Хорошие кадры, наиболее вероятно, получатся при погружении на несколько метров под поверхностью воды.

Также убедитесь, что камера располагает большим LCD дисплеем для удобства просмотра и настройки под водой. Большой экран также поможет вам в построении кадра. Вода искажает расстояние, так что чем больше экран, тем лучше. Также камера с возможностью съемки видео под водой подарит вам море удовольствия, и вы будете удивлены тем, как аудио будет работать для фиксации звуков в данных условиях.

Управляйте своими ожиданиями

Делая свои первые попытки снять кадры под водой, вы можете найти определенные расхождения между теми кадрами, которые вы видели, и теми, которые вы можете снять.

Если вы загорелись идеей заняться подводной фотографией, просматривая страницы National Geographic или посетив профессиональную выставку в соседней галерее, поймите, что это люди, которые потратили десятки тысяч долларов на свое ремесло. Они также провели часы и дни в ожидании идеального кадра, порой возвращаясь на одну и ту же локацию десятки раз, пока не нашли идеальные условия для создания фото.

В противоположность этому, вы, вероятно, гораздо сильнее ограничены по времени и ресурсам, в сравнении с профессионалами на задании. Но это не значит, что вы не можете принести из глубин потрясающие фотографии. На самом деле, советы в этой статье направлены на то, чтобы помочь вам в достижении этой цели!

Тем не менее, важно иметь реалистичные ожидания. Вода может оказаться мутнее, чем вы предполагали (даже если она и выглядит кристально чистой и синей с берега), и эти рыбки могут быть гораздо более скоростными пловцами, чем вы! Как и в случае с любым аспектом фотографии, для оттачивания искусства необходима практика, так что совершая свои первые пробы, разрешите себе допустить несколько ошибок в процессе обучения.

Практикуйтесь дома

В этот волнующий день, когда прибывает ваша новая камера для подводной съемки, зарядки аккумулятора, кажется, приходится ждать целую вечность. Используйте это время для чтения инструкции, чтобы понять ограничения по использованию вашей камеры. Что более важно, изучите, как правильно ухаживать за уплотнительными кольцами круглого сечения (O-rings) вашей камеры, если они у нее имеются (они служат для того, чтобы не пропускать внутрь воду).

Если вы работаете с DSLR камерой и используете бокс или чехол для подводной съемки, применяйте то же правило. Вам также придется потратить определенное время, чтобы привыкнуть к большим рычагам управления и возможным ограничениям бокса (не все они позволяют использовать полный набор функций камеры под водой).

Я обнаружил, что размещение камеры в боксе требует определенной практики, чтобы гарантировать правильную установку. Если камера и элементы управления не соединены правильно, вы можете обнаружить себя дрейфующим на волнах и извергающим проклятия через трубку.

Также если по соседству имеется бассейн, возьмите туда свою камеру и добровольца в ассистенты, чтобы помочь вам привыкнуть к работе оборудования под водой. Это отличный способ поиграться с техникой, без необходимости разбираться во всем этом на вашей любимой тропической локации.

Одна вещь, которую вы можете обнаружить, это то что держать камеру в положении для съемки не так просто, как на земле, поскольку вы часто используете свои руки для придания телу устойчивости в воде. И не забудьте ополоснуть камеру по окончании!

Используйте подводные настройки

Теперь, когда вы изучили все стандартные настройки своей камеры, пришло время поиграться с установками для подводной съемки. На ряде мыльниц присутствует режим «сюжет» («scene») для фотосъемки под водой. Он приспособлен под оттенок, свойственный пространству под поверхностью воды.

Вы должны быть знакомы с этими великолепными глубокими синими и светлыми зелеными оттенками воды на тропических картинках, снятых с пляжа. Многие из нас представляют именно этот идеальный вид, думая о тропиках. Цвет на поверхности обычно совпадает с тем, что мы обнаруживаем в воде (за исключением самого темного синего цвета, который идет из самой глубины).

То, что выглядит хорошо снаружи, может выглядеть сомнительно в воде. По своей природе, вода рассеивает свет. В зависимости от состава минералов и солей, растворенных в воде, вода также поглощает определенные цвета больше, чем другие. В довершение всего, жизнь в океане - ее малые представители вроде планктона - влияют на окрас воды.

Говоря проще, обычно вода не такая прозрачная, как воздух над ней!

В этой связи производители камер добавили предустановленные настройки в режиме «сюжет», которые помогают скомпенсировать цвета, обычно видимые под водой. Если вы используете эти настройки над водой, вы увидите, что цвета стремятся к желтому и оранжевому оттенкам. Это сделано для компенсации изменения цвета под водой.

Изучите, как настройки изменяются на вашей камере, чтобы не слишком удивиться тому, что видимое вами под водой и на экране компьютера не совпадает.

Если вы снимаете на DSLR или другую камеру, в которой нет подводного режима, я настоятельно рекомендую снимать в RAW с одной настройкой баланса белого («sunlight» - хороший вариант для начала). Это обеспечит вам большую гибкость настройки по возвращению домой.

Подберитесь ближе

Вода усиливает определенные вещи. Например, ее вес увеличивает давление на ваше тело. Дайверы это знают, и вы тоже это испытывали, если когда-либо погружались на дно бассейна. Погружение на 5 футов под воду ведет к гораздо большей разнице в давлении, чем подъем на 5 футов над поверхностью. Там просто больше вещества на заданный квадратный фут. Все эти свойства воды, включая изменения света, влияют и на вашу фотографию тоже.

Именно поэтому так важно подобраться как можно ближе к вашему объекту съемки (при этом сохраняя безопасную дистанцию до выбранного вами коралла, рыбы или представителя растительной жизни). Чем меньше толща воды между вами и вашим объектом, тем ярче будут цвета. И если вы будете в тропиках, там будет множество цветов. Хотя многие из оттенков, создаваемых водой, могут быть впоследствии удалены на компьютере после съемки, лучше попытаться для начала зафиксировать все возможные цвета и снимать вблизи.

Используйте вспышку

Одна вещь, которая способна выровнять оттенки в воде, это старый добрый строб, или встроенная вспышка. Если вы погрузитесь в этот процесс с головой, на рынке присутствуют высококачественные и дорогие вспышки. Но даже маленькая вспышка на мыльнице будет полезна.

И опять же, чрезвычайно важно подобраться поближе. Если на вашей вспышке есть рассеиватель (как на многих кейсах для камер от Canon), используйте его. Рассеивание света от маленькой вспышки на мыльнице поможет сделать фотографии мягче, не такими жесткими. Просто помните, что под водой дальность рассеивания света вспышки меньше, чем на земле.

Просушите и почистите

Последний шаг наиболее важен для поддержания вашей камеры в хорошем состоянии и съемки потрясающих подводных фотографий на протяжении долгих лет (или пока не выпустят новую модель камеры с функциями, которые всенепременно нужно заполучить!). Если это возможно, ополосните камеру или бокс свежей водой до того, как их открывать: вынимая ли камеру из бокса, или карту памяти из камеры.

На лодках для погружений часто есть бак со свежей водой для камер, но на меньших суднах для погружения с трубкой их не будет. Затем обязательно просушите камеру или бокс перед тем, как открывать их и доставать карту памяти.

В мыльницах для подводной съемки карта памяти обычно расположена рядом с батарейным отсеком - не лучшее место для попадания туда воды. При доставании DLSR из бокса это не так критично, но все же важно максимально тщательно смыть соленую воду перед тем, как открывать кейс.

До того как убирать камеру до следующего приключения, не забудьте хорошенько протереть ее влажной салфеткой, а затем окончательно ее просушить. Нет, я сам не всегда следую этому совету, я признаю это. Но это полезно в долгосрочной перспективе, не позволять соленой воде находиться на вашем оборудовании дольше положенного.

Наконец, проверьте все уплотнители на камере или боксе перед тем, как убрать их на хранение. Большинство боксов не должны храниться с установленными уплотнительными кольцами и закрытыми, поскольку так кольца будут находиться в сжатом положении продолжительное время, и это их ослабит.

Исследуйте все на предмет трещин и отслоений, и обязательно смажьте кольца силиконовой смазкой перед хранением. Это также стоит сделать перед тем, как отправляться с камерой в следующее приключение под водой!

Поделитесь своими кадрами

Есть ли у вас особенные подводные кадры, снятые во время отпуска? Не стесняйтесь делиться ими в комментариях!

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции