Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Склад ума: виды и способ определения. Все о складе ума человека

Оказывается, тех, у кого больше развито левое полушарие, можно назвать технарем. А тех, у кого более развито правое полушарие – гуманитарием.

Какие бывают виды склада ума

Современные ученые утверждают, что существуют разные виды склада ума. Причем одни считают, что всех людей можно разделить на два типа:

Другие исследователи находят правильным деление на 4 вида:

В отдельных случаях рассматриваются аналитический и синтетический склады ума.

Совсем уж глубоко изучающие эту тему различают:

Психологи в результате многочисленных опытов пришли к выводу, что на тип мышления серьезно влияет опыт общения с родителями.

Аналитический (математический, технический)

Ученики с аналитическим видом мышления запросто разбираются в арифметике, алгебре. Геометрия им дается чуть сложнее. Аналитики терпят поражение в ситуациях, где необходимо включить воображение. Взрослые аналитики кажутся холодными, не романтичными и не чуткими натурами.

Человек с аналитическим складом ума сначала подумает, потом сделает. Какой бывает аналитик в обычной жизни? Он надежный и собранный, на него всегда можно положиться, из него получится отличный экономист. Окружающим они могут показаться не деликатными, по причине своей безапелляционности.

На самом деле людям с математическим стилем мышления ничто земное не чуждо. Просто они любят действовать согласно логике и разума, опираясь на факты. Аналитику легче запомнить что-то, поняв закономерность события, включив его в понятную схему мира.

Серьезные компании охотятся за аналитиками и готовы платить им большие гонорары.

Гуманитарный (эмоциональный)

Человек с эмоциональным способом мышления обладает лучшим восприятием. Ему в отличие от аналитика не нужно копаться в явлении, разбирая его по частям и потом складывая в очевидное целое. Гуманитарий способен сразу прочувствовать и понять ситуацию, проникнуть в самую суть события.

Люди с эмоциональным стилем ума действительно переживают все, что происходит вокруг них в мире. Они могут по-разному переживать мир и выражать эмоции, по-разному вести себя.

Ученики с гуманитарным складом ума способны запоминать много информации, ярких образов, фактов, ничем не связанных между собой. Поэтому им легче даются «гуманитарные» предметы, история, литература и другие, где не надо понимать закономерности, а надо помнить множество фактов и информации.

Синтетический

Специалисты, отличающиеся синтетическим способом мышления, умеют не только анализировать происходящее, но и синтезировать новые знания, принципы, правила.

К выработке таких результатов они приходят, основываясь на свои индивидуальные сведения, знания и природные способности. Вырабатываемые новые правила поведения претворяются в жизнь на основе новых законов, теорий, моральных устоев, идей.

Такой человек отличается прекрасными организаторскими способностями, умением прогнозировать грядущие события. Он умеет правильно построить свое поведение в личной жизни, принимает верные долгосрочные решения.

В политике люди синтетического ума воспринимают явления в целом, чаще они становятся художниками, писателями, творческими личностями.

Аутический

Аутический склад мышления проявляется тремя характерными манерами поведения:

  • не развитые коммуникации с внешним миром, в том числе и с родителями;
  • недостаточное общение с обществом, доходит до полного нежелания общаться с кем-нибудь;
  • ограниченный круг интересов, повторяющиеся движения.

Человек с аутическим расстройством отстранен от внешней жизни, углублен в свой внутренний мир, у него слабо выражаются эмоции и чувства. В обычной жизни это выражается в отсутствии контакта с окружающими людьми. В следствие чего, человек плохо говорит или совсем не разговаривает, часто полностью игнорирует людей. Такой человек может не откликаться на собственное имя, не смотреть в глаза окружающим.

Аутический склад ума отличается погружением в мир своих мыслей и переживаний, ослабленным контактом с реальным миром. При этом отдельные личности обладают уникальными и замечательными способностями. Если грамотно использовать эти возможности, можно стать успешным профессионалом в определенной специальности.

В жизни редко встречаются люди, у которых лишь один склад мышления. Есть уникумы, которые отлично успевают в математике, литературе, истории, пишут стихи, любят музыку. Обычно такие люди талантливы во всех делах, за которые берутся.

В отдельных случаях человек может любить философию и быть преступником. Математик может быть радикальным фанатиком или националистом. Ужасно, когда гениальный ученый направляет свои знания не для того, чтобы накормить голодных, провести воду в пустыню, а на изобретение смертоносного оружия.

Человек с преступным стилем мыслей целыми днями обдумывает план обмана своих друзей и знакомых, хотя незнакомых он тоже мечтает обокрасть и обидеть, убить или выгнать на улицу из собственного дома. Девяностые годы прошлого столетия стали ярким примером расцвета личностей с преступными наклонностями.

Вместо того, чтобы воспользоваться возможностью для занятия бизнесом, многие взялись за оружие и грабеж. Гитлер, увлекшись идеей избранности своей нации, занялся убийством, геноцидом и мародерством.

У людей с философским образом мышления великолепно развита интуиция, способность к глубоким размышлениям. Эти люди замечают то, чего не видят другие. Они хотят узнать ответы на вопросы, от которых у других идет кругом голова.

Человек с музыкальным стилем мышления неразрывно связан с музыкой. Она постоянно звучит у него в голове. У таких людей подвижный ум, они легко понимают мысли и чувства других.

Люди с логическим складом ума терпеливы, рациональны. Их интересуют логические задачки, игры-стратегии, ребусы и головоломки.

Личность с эмоциональным образом мыслей легко веселится и расстраивается. Эмоции управляют его жизнью. У такого человека прекрасно развито воображение, он быстро погружается в сюжет кинофильма и книги.

Индивидуальность с мозгом творца постоянно решает по-новому свои проблемы, мечтая, создавая шедевры, картины, стихи, увлекательные истории.

Чтобы стать успешным и достойным человеком, важно правильно понять свои наклонности и склад ума. Развивать положительные качества характера и направлять их на добро.

Статьи по теме:

Любое использование материалов сайта допускается только с согласия редакции портала и установкой активной ссылки на первоисточник. Информация, опубликованная на сайте, предназначена исключительно для ознакомления и ни в коем случае не призывает к самостоятельной постановке диагноза и лечению. Для принятия обоснованных решений по лечению и принятию препаратов обязательна необходима консультация квалифицированного врача. Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников. За ее достоверность редакция портала ответственности не несет.

Аналитический склад ума - что это значит? Особенности и развитие

Аналитический склад ума – что это значит? В этом и будем разбираться в нашей статье: поговорим об особенностях его развития поэтапно.

Что такое склад разума и его виды

Если выбранная профессия соответствует складу ума, человек достигает небывалых высот в карьере, ему легче дается достижение целей, заслуги становятся более значительными.

  1. Гуманитарный. Перед принятием решения человек сначала все представляет и пытается прочувствовать. Здесь в познании окружающего мира преобладает эмоциональный способ. Изучая любое явление, индивид все пропускает через себя. Обладатели гуманитарного склада ума - больше теоретики, чем практики.
  2. Синтетический – универсальный склад ума. Люди, как правило, обладают хорошими способностями к постижению и математических, и гуманитарных наук. Перевес может идти в одну из сторон, в этом случае необходимо пройти специальный тест на профпригодность.
  3. Аналитический склад ума. Он характеризуется непрерывной мыслительной работой мозга. Дает умение соединять звенья в логические цепочки мыслительного процесса и правильно рассуждать.

Остановимся более подробно на последнем.

Аналитический склад ума – что это значит?

Аналитические способности – это искусство логически мыслить и грамотно излагать свои идеи. Человек с этим типом мышления способен собрать все факты, произвести их анализ и выложить из них цепочку, ведущую к правильному умозаключению, приводящую к наиболее точному выводу.

Аналитический склад ума – что это? Это не просто умение рассуждать и высказывать свое мнение - нужно выстроить логическое умозаключение. Обычно размышляющий человек на любые повороты судьбы реагирует эмоционально, подключая интуицию, что не подчиняется логике. Эмоции отличны от логических научных знаний. Индивид, мысли которого имеют яркую эмоциональную окраску, поддающийся инстинктам, не может выстроить факты в нужном направлении безошибочно. Это и есть нелогичное мышление, отсюда разрозненность мнений об одном и том же событии.

Нет, это не говорит о том, что люди с аналитическим мышлением не подвержены эмоциям и инстинктивному поведению. Их мозг так устроен, что в принятии решения, обработке и анализе фактов, они не подключают эмоции и интуицию. И все же аналитический склад ума – что это значит?

Раскроем суть термина

Простыми словами, это природный дар, но его можно развивать. Только сначала стоит определиться, нужно ли это вам. Как правило, аналитический склад ума необходим людям, которые занимаются наукой, писательской деятельностью, медициной, различными расследованиями, адвокатам, бухгалтерам, политологам и так далее. Продукт их труда будет исследоваться другими людьми, поэтому результат должен быть безупречным и безошибочным.

Таким образом, мы приоткрыли занавес в вопросе, что означает аналитический склад ума. Допустим, вы решили развить эти способности, разберемся, как это сделать. А, может, они уже есть? Как их распознать?

Аналитический склад ума – что значит и как определить?

Существует множество тестов. Но уповать на то, что будет стопроцентный результат, не стоит, потому что, имея математический склад ума, вы успешно пройдете задания с задачками, а вот прорехи в знаниях русского языка дадут неутешительную оценку уровню ваших аналитических способностей. Универсальных тестов нет. Лучше обратиться за помощью к специалисту, который пошагово поможет разобраться в этом вопросе.

Попробуйте определить их наличие на примере простого практического занятия. Необходимо взять любой текст и попробовать разбить его на фрагменты, уловить идею, распознать замысел каждой части, почерпнуть для себя что-то новое. Если во время проведения тренинга возникли какие-либо затруднения, аналитические способностями нуждаются в развитии.

Как это сделать?

Простыми словами, нужно тренировать мозг. Левое полушарие – это наша логика, аналитические способности. Поэтому, чтобы его усилить, нужно трудиться над увеличением нагрузок на правую часть тела. Это физические упражнения, и, конечно же, решение различных задач.

Правое полушарие – наши эмоции, интуиция. Отвечает за фантазию. А чтобы развить эту часть, нужно включать все мыслительные процессы при выполнении заданий.

Необходимо ежедневно трудиться. Есть упражнения, которые помогут выстроить, проследить и сравнить свой мыслительный процесс с путем мышления другого человека.

  1. Выслушав мнение оппонента, не совпадающее с вашим, постарайтесь мысленно разделить его точку зрения и выстроить события таким образом, чтобы логическая цепочка привела к выводам, схожим с его умозаключениями. Так вы сможете определить шероховатости в его изложении позиции, а возможно, найдёте ошибки у себя.
  2. Проводите анализ любой ситуации. Придумайте много вариантов выхода из нее, несколько возможных благоприятных решений.
  3. Читайте романы и детективы, где на полпути постарайтесь вычислить преступника.
  4. Решайте логические и математические задачи, головоломки, ребусы, разгадывайте кроссворды. Это занимательно, увлекательно и полезно.
  5. Просматривайте познавательные телепрограммы, ролики в интернете по географии, истории, какие-то научные каналы. Вслушивайтесь в политические дебаты. Следите за диалогом, как выстраивается речь, какие приводятся аргументы.
  6. Играйте в шахматы, шашки, бильярд.

Натренированный аналитический склад ума – это как естественный мыслительный процесс, при котором вам не приходится напрягать мозг. Не прослеживается никакой интеллектуальной нагрузки. Тогда можно считать, что вы приобрели этот уникальный дар.

Что еще поможет в развитии аналитических способностей?

Существует масса специальных тренингов, которые помогают в этом. Там предлагаются модели ситуаций, из которых нужно найти выход, предложить ее решение. И уже на основе ответа идет коррекция его поведения, специалист производит работу по развитию мышления. Занятия протекают интересно и непринужденно.

Успешно практикуются ролевые игры-импровизации. Времени на обдумывание решения не дается. Нужно описать свои мысли сиюминутно. После чего производится коллективный анализ.

Если не получается посещать тренинги, можно позвать в гости друга с аналитическим мышлением, вместе с ним проделав то же самое упражнение.

Можно заниматься и самостоятельно в полной тишине. Необходимо в мыслях спроецировать какую-то ситуацию, придумать из нее выходы. После чего нужно проводить анализ своего мыслительно процесса и совершенных в воображении действий. Можно практиковаться с друзьями.

Итак, мы разобрались с понятием «аналитический склад ума», и что это значит. Забывчивым личностям, которым тяжело сосредоточиться и довести дело до конца, необходимо развивать память, совершенствовать умственную деятельность.

Как же ее улучшить? Советы специалистов:

  • Необходим здоровый, полноценный сон, не менее семи часов, а при сильных нагрузках нужно выделять время для отдыха и днем.
  • Не стоит приступать к трудовому процессу сразу после еды, необходим небольшой перерыв.
  • Вместо чашки кофе лучше сделать утреннюю зарядку. Это заряд бодрости и энергии.
  • «Напоминание». Это упражнение позволит задействовать все виды памяти, если постоянно вспоминать и прокручивать в голове, а также проговаривать вслух, допустим, план дел на день.

Склад ума. А у вас какой?

От склада ума в жизни человека зависит очень многое. Прежде все успешность в сфере его профессиональной деятельности. Род деятельности должен соответствовать складу ума. И тогда работать станет легче, и профессиональные достижения будут значительнее.

Склад ума бывает гуманитарный и аналитический (в частности - математический).

Аналитический склад ума – позволяет человеку подробно анализировать ситуации и выстраивать их четкий целостный образ. Как правило, у таких людей мыслительные процессы происходящего анализа непрерывны. Такие люди окружающую действительность воспринимают только с аналитической точки зрения и успешно выявляют существенные связи и отношения между различными элементами информации. Аналитические способности близки к так называемому математическому или техническому складу ума.

В противоположность ему существует художественно-образный склад ума. Человека с образным восприятием пытается вначале всё прочувствовать, представить. Лирическое, или художественно-образное восприятие использует эмпирически-эмоциональную форму познания. И хотя среди гуманитариев встречаются представители с неплохими аналитическими способностями – это все-таки редкость.

Иногда встречаются люди, которые не могут четко определить кто они, гуманитарии или техники. В учёбе у таких людей успехи одинаковы на обоих фронтах – и на литературе и в математике. Такие люди обладают универсальным складом ума. Тем не менее, способности у них распределены не 50 на 50, а с небольшим перевесом в какую-то одну сторону. Таким людям для определения склада ума очень хорошо помогает профессиональное тестирование.

Ученые считают, что склад ума определяется тем, какое полушарие головного мозга у человека более развито. Если правое - то у человека преобладает эмоциональная сфера. Если ведущим оказывается левое полушарие - то у человека аналитический склад ума преобладает над эмоциональностью. Попробуйте сделать следующее:

  1. Переплетите несколько раз пальцы рук, и Вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. У эмоционального человека сверху будет левый палец, при преобладании аналитического склада ума - правый.
  2. Попробуйте, взяв карандаш или ручку, на вытянутой руке совместить его (ее) с какой-либо вертикальной линией (дверь, окно). Теперь поочередно закрывайте левый и правый глаз. При закрывании «ведущего» глаза предмет, который вы держите в руке, сместится относительно линии прицеливания. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, более агрессивном характере, левый - о мягком и уступчивом.
  3. Если при переплетении рук на груди наверху оказывается левая рука, то вы способны к кокетству, правая - склонны к простоте и простодушию.
  4. Если Вам удобно хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой - вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.

Однако каким бы не был ваш склад ума вы должны заниматься любимым делом. Не важно соответствует оно вашему типу мышления или нет. Ведь человек - сам «кузнечик» своей жизни. И если сильно захотеть, то.

Внимание, земля! Говорит борт 13! У нас отказал бортовой компьютер. Что делать?

Если у тебя есть какие-либо материалы, книги, которые могут быть полезны студентам нашего факультета, то ты можешь прислать их на почту: ; Тогда они обязательно появятся на сайте!

Неофициальный сайт ФЭВТ ВолгГТУ © 2018, Волгоград

При копировании информации с сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Строка навигации

  1. Главная /
  2. Здоровье и долголетие /
  3. Практическая психология /
  4. Интерпретация результатов теста на интеллект, тип мышления и склад ума

Склад ума или тип мышления человека определяет во многом его профессиональную деятельность и успешность в выбранной профессии. Ведь если индивидуальные особенности мышления «соответствуют» работе человека, то ему значительно проще выполнять свои обязанности, его достижения более значительны, а карьерное продвижение более успешное и легкое. Поскольку на реальные достижения способен только человек, который занимается «своим делом». А какие у вас индивидуальные особенности мышления?

Психологи считают, что особенности мышления человека определяются полушарием головного мозга, которое является у него ведущим. Если более развито правое полушарие, то преобладает эмоциональная сфера, образное, абстрактное мышление. В данном случае место имеет гуманитарный склад ума. Если более развитым является левое полушарие мозга, тогда это аналитический склад ума, так называемое математическое мышление.

Предлагаем разобраться в этом немного подробнее, прежде чем перейти к интерпретации результатов теста на интеллект.

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ И СКЛАД УМА ЧЕЛОВЕКА

В основном тип мышления разделяют на четыре категории: практический или технический склад ума, художественно-образный, гуманитарный склад ума, и математический склад ума. Впрочем, названия могут быть и несколько иными. Каждому из них соответствуют свои индивидуальные особенности мышления.

  • Практическое мышление.

Человек с практическим складом ума предпочитает и использует в повседневной жизни предметное мышление. Для такого типа мышления характерна неразрывная связь между предметом и пространством и временем, последовательное выполнение операций. Они осуществляют преобразования информации при помощи предметных, конкретных действий. Результатом данного типа мышления является мысль, воплощенная в какой-то новой конструкции. В жизни людей с таким мировосприятием зачастую называют реалистами, они редко фантазируют или вообще малоспособны на абстрактное мышление.

  • Художественно-образный склад ума.

У таких людей сугубо образное мышление. Они, напротив, отделяют предмет от пространства и времени, осуществляют мысленные преобразования информации, оперируя образами. На практике таким людям легче представить, вообразить, что нужно делать, им проще рассказать, чем показать действиями. Результатом образного мышления становится мысль, которая воплощена в каком-то новом образе.

Человек, у которого такое образное, абстрактное мышление все «пропускает через себя», т.е. пытается прочувствовать, представить. Их очень хорошо видно, поскольку они тяжело воспринимают критику, разлуку, реагируют эмоционально практически на все. Они бурно реагируют на любовные записки и стихи, лирические моменты в фильме или книге. Они редко обладают аналитическими способностями. Это, как правило, хорошие гуманитарии: врачи, психологи, социальные работники, и т.д.

  • Гуманитарный склад ума.

Индивидуумы, у которых такие индивидуальные особенности предпочитают знаковое мышление. Они преобразовывают информацию с помощью умозаключений.

Это стратегическое, творческое мышление человека, когда логическая цепочка выстраивается не по каким-то мелким деталям, а прочно привязывается к некой воображаемой цели. Поскольку цель - это еще не существующая в реальности «вещь», а только планируемая, то люди, у которых гуманитарный склад ума обладают развитой интуицией и творческими способностями, основанными на воображении, чувствах. То есть, человеку сначала необходимо все представить и прочувствовать. Данный тип мышления опирается на эмоциональный метод познания окружающего мира.

  • Математический склад ума.

Такие люди предпочтение отдают символическому мышлению, то есть преобразованию информации при помощи неких законов и правил вывода (к примеру, алгебраических). Результатом становится мысль, которая выражается в виде формул и структур, фиксирующих отношения между символами (в прямом или переносном смыслах).

Математический склад ума или аналитический, технический склад ума – практически синонимы. Математическое мышление позволяет человеку анализировать в действиях отдельные явления. То есть аналитик, в отличие от гуманитариев, видит ситуацию по отдельным деталям, способен лучше, адекватнее что ли, оценивать ситуацию. Логическое мышление у людей с математическим складом ума, как правило, развито гораздо хуже, зато расчеты в уме они выполняют просто великолепно. Они легко пользуются существующими формулами, законами и правилами, и речь здесь не только о математике, а о жизни в принципе.

Аналитический склад ума в обиходе подразумевает «проницательный ум», способность человека «толково анализировать, делать правильные выводы». В психологии – это мышление, в основе которого логика рассуждений, а не восприятия. Проще говоря, аналитический склад ума - это противоположность интуитивного мышления. Человек, у которого этот тип мышления предпочитает руководствоваться в жизни «сухими» фактами, какими-то объективными сведениями, а совсем не чувствами. Аналитические способности очень близки к техническим или математическим.

  • Универсальный склад ума.

Помимо всего этого, очень часто у людей встречается, так называемый синтетический склад ума, то есть универсальный, включающий способности по разным направлениям. Таким людям достаточно трудно четко определить, кем они являются в большей степени, гуманитариями или техниками. У них, как правило, успехи одинаковые в учебе на совершенно полярных фронтах, им одинаково хорошо даются все предметы, и математические дисциплины, и, скажем, литература. Такие люди достаточно четко представляют общую картину мира, понимают графики и чертежи. При этом они легко могут расчувствоваться и заплакать.

Обладателей универсального склада ума можно считать счастливчиками, поскольку их индивидуальные особенности мышления охватывают все, они наделены всеми способностями. Однако их способности распределены не поровну, не равномерно, а с некоторым перевесом. Чтобы определить свои преобладающие особенности мышления, им рекомендуется пройти профессиональное тестирование.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА НА СТРУКТУРУ ИНТЕЛЛЕКТА: ИНСТРУКЦИИ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ И ТИПА МЫШЛЕНИЯ

Сравните данные вами ответы на вопросы теста с правильными, и поставьте себе по 1 баллу за каждое из совпадений вашего варианта с верным ответом. Так оцениваются результаты по всем разделам теста на интеллект за исключением ЧЕТВЕРТОГО РАЗДЕЛА.

В ЧЕТВЕРТОМ РАЗДЕЛЕ баллы подсчитываются несколько иначе, а именно:

За прямое совпадение с ключом (правильным ответом) - 2 балла;

За аналогичное по значению слово, но несовпадающее с ключом - 1 балл;

Если ваш ответ не совпадает с ключом вообще, а понятие слова далеко от смысла верного ответа - 0 баллов.

Подсчитайте количество баллов в каждом разделе теста на интеллект по отдельности и оцените свои результаты, индивидуальные особенности мышления и склад ума.

  • Правильные ответы теста на структуру интеллекта

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА НА ИНТЕЛЛЕКТ

Подсчитав результаты теста на структуру интеллекта, можно самостоятельно их интерпретировать (трактовать, расшифровывать). Чем больше баллов в конечном итоге вами набрано, при ответах на вопросы конкретного раздела, тем сильнее выражены в вашем мышлении характеристики, которые тестировались в этом разделе. Говорить о высоких результатах можно, если преодолен уровень в 3/4 количества верных ответов по определенному разделу.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ проверял вашу способность рассуждать, ваше чувство реальности, здравый смысл, самостоятельность и независимость вашего мышления.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ отвечает за выявление уровня развитости у вас чувства языка, способности к обобщению и четкому, точному выражению значений и смысла слов и понятий.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ сообщает, насколько ярко у вас выражена способность комбинировать, насколько гибко и подвижно ваше мышление. Здесь выясняется, в какой степени вашему разуму доступно понимание тех или иных отношений, а также насколько вы склонны находить точное определение понятиям, насколько это важно для вашего типа мышления.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ указывает на ваши способности к абстрактному мышлению, вашу образованность, умение определять понятия и грамотно выражать собственные мысли.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ оценивал ваше практическое мышление, насколько в вас развиты способности оперативно, быстро ориентироваться в предложенной ситуации, информации, а также умение использовать готовые алгоритмы при решении проблем (как в профессиональной деятельности, так и в жизни).

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ дает оценку вашим математическим способностям, умению мыслить логически, выявляет стремление к упорядоченности во всем, к определенному ритму и темпу в жизни.

Абсолютный максимум баллов, который возможен при тестировании – это 132 балла и чем ближе ваше количество баллов к этой цифре, тем выше уровень вашего интеллекта. В общем же, вы вправе считать себя интеллектуально развитым и образованным человеком, если количество набранных вами баллов превышает хотя бы 95 единиц. Если вы в процессе тестирования набрали 125 и выше баллов, то можете, не стесняясь, сообщить близким и коллегам, что у вас поистине универсальное мышление и вы практически Гений!

ОЦЕНИВАЕМ ТИП МЫШЛЕНИЯ

Для более целостной и полной интерпретации полученных результатов, разделы объединяют в следующие комплексы, разделяя характерный человеку склад ума на: вербальное мышление; математическое мышление; теоретическое и практическое мышление.

Здесь не интерпретируются средние показатели, поскольку их смысл очевиден – нечто среднее, между высоким и низким интеллектуальным уровнем в контексте оценки конкретного типа мышления. Не дается также и интерпретация результатов явно ниже низких, поскольку характеризовать попросту нечего – возможно, тест еще не подходит по возрастным параметрам (его прошел ребенок), либо уровень интеллектуальных способностей человека, как говорится, желает лучшего. Так или иначе, данный тест нацелен на структуру интеллекта – это оценка типа мышления, то есть предполагается наличие определенного уровня его развития. Для определения же уровня IQ и умственной отсталости существуют другие, более подходящие для этого методики тестирования.

  • 1. ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ (разделы с первого по четвертый)

Высокие результаты:баллов. У вас весьма хорошо развита речь, богатый словарный запас. Вы легко выражаете собственные мысли при помощи слов и понимаете окружающих. Практически наверняка у вас, чисто гуманитарный склад ума. Возможно, вам и без особых трудностей даются математические задачи, но мыслите вы скорее образами, чем предметами.

Высокие результаты:баллов. У вас, что называет, математический склад ума. У вас не вызывают каких-либо особых затруднений ни математические действия, ни выявление математических закономерностей, ни запоминание формул и правил. Ваша жизнь наверняка также подчинена каким-то строгим правилам и мыслите вы четко, структурировано, учитывая множество деталей.

Низкие результаты: до 25 баллов. У вас весьма умеренные способности к любым точным наукам. Возможно, мир чисел вам кажется просто скучным и безжизненным, а возможно вы всего лишь недостаточно внимательны. Но, скорее всего отсутствие математических способностей у вас с лихвой компенсируется творческим началом, бурной фантазией и эмоциональностью восприятия.

  • 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Если вы получили высокие результаты в разделах 2, 4, и 6, то это говорит о вашем теоретическом складе ума. Вы наверняка любите энциклопедии и любую научную литературу. Вы из тех людей, которые тщательно и взвешенно обдумывают какое-то действие, но в конечном итоге, на практике, так и не могут его осуществить. Вам скорее подойдет роль «командира», чем «исполнителя», поскольку вы прекрасно все понимаете, представляете, как это сделать наилучшим образом, так сказать в идеале, и даже наверняка можете курировать и рассказывать подчиненным, что и как нужно делать. Но вот сделать это самостоятельно вам проблематично по многим причинам.

Если большинство верных ответов, получено вами в разделах 1, 3, 5, тогда вы наделены практическим складом ума. Вам свойственно запоминать исключительно те научные знания, которые могут пригодиться на практике, которые можно использовать в реальной жизни. Вы считаете, что самый лучший учитель – это опыт. Практический склад ума помогает вам прекрасно ориентироваться в окружающей вас реальности. Однако у вас редко появляется желание или время обдумывать собственные поступки и решения, поэтому вам свойственно часто совершать ошибки, причем одни и те же, наступать, как говорится «на одни и те же грабли».

И еще немного об индивидуальных особенностях мышления.

Склад ума человека определяет многое в его жизни. Прежде всего выбор профессии и его успешность. Еще в XIX веке ученые осознали, что разные полушария мозга отвечают за разные способности человека. Оказывается, тех, у кого больше развито левое полушарие, можно назвать технарем. А тех, у кого более развито правое полушарие – гуманитарием.

Какие бывают виды склада ума

Современные ученые утверждают, что существуют разные виды склада ума. Причем одни считают, что всех людей можно разделить на два типа:

  • с гуманитарным складом ума;
  • с аналитическим, или техническим, математическим.

Другие исследователи находят правильным деление на 4 вида:

  • практический;
  • гуманитарный;
  • художественный;
  • математический.

В отдельных случаях рассматриваются аналитический и синтетический склады ума.

Совсем уж глубоко изучающие эту тему различают:

  • преступный склад ума;
  • мирный;
  • толерантный;
  • национальный;
  • творческий;
  • абстрактный;
  • технический;
  • математический;
  • аутический.

Психологи в результате многочисленных опытов пришли к выводу, что на тип мышления серьезно влияет опыт общения с родителями.

Аналитический (математический, технический)

Ученики с запросто разбираются в арифметике, алгебре. Геометрия им дается чуть сложнее. Аналитики терпят поражение в ситуациях, где необходимо включить воображение. Взрослые аналитики кажутся холодными, не романтичными и не чуткими натурами.

Человек с сначала подумает, потом сделает. Какой бывает аналитик в обычной жизни? Он надежный и собранный, на него всегда можно положиться, из него получится отличный экономист. Окружающим они могут показаться не деликатными, по причине своей безапелляционности.

На самом деле людям с математическим стилем мышления ничто земное не чуждо. Просто они любят действовать согласно логике и разума, опираясь на факты. Аналитику легче запомнить что-то, поняв закономерность события, включив его в понятную схему мира.

Серьезные компании охотятся за аналитиками и готовы платить им большие гонорары.

Гуманитарный (эмоциональный)

Человек с эмоциональным способом мышления обладает лучшим восприятием. Ему в отличие от аналитика не нужно копаться в явлении, разбирая его по частям и потом складывая в очевидное целое. Гуманитарий способен сразу прочувствовать и понять ситуацию, проникнуть в самую суть события.

Люди с эмоциональным стилем ума действительно переживают все, что происходит вокруг них в мире. Они могут по-разному переживать мир и выражать эмоции, по-разному вести себя.

Ученики с гуманитарным складом ума способны запоминать много информации, ярких образов, фактов, ничем не связанных между собой. Поэтому им легче даются «гуманитарные» предметы, история, литература и другие, где не надо понимать закономерности, а надо помнить множество фактов и информации.

Синтетический

Специалисты, отличающиеся синтетическим способом мышления, умеют не только анализировать происходящее, но и синтезировать новые знания, принципы, правила.

К выработке таких результатов они приходят, основываясь на свои индивидуальные сведения, знания и природные способности. Вырабатываемые новые правила поведения претворяются в жизнь на основе новых законов, теорий, моральных устоев, идей.

Такой человек отличается прекрасными организаторскими способностями, умением прогнозировать грядущие события. Он умеет правильно построить свое поведение в личной жизни, принимает верные долгосрочные решения.

В политике люди синтетического ума воспринимают явления в целом, чаще они становятся художниками, писателями, творческими личностями.

Аутический

Аутический склад мышления проявляется тремя характерными манерами поведения:

  • не развитые коммуникации с внешним миром, в том числе и с родителями;
  • недостаточное общение с обществом, доходит до полного нежелания общаться с кем-нибудь;
  • ограниченный круг интересов, повторяющиеся движения.

Человек с аутическим расстройством отстранен от внешней жизни, углублен в свой внутренний мир, у него слабо выражаются эмоции и чувства. В обычной жизни это выражается в отсутствии контакта с окружающими людьми. В следствие чего, человек плохо говорит или совсем не разговаривает, часто полностью игнорирует людей. Такой человек может не откликаться на собственное имя, не смотреть в глаза окружающим.

Аутический склад ума отличается погружением в мир своих мыслей и переживаний, ослабленным контактом с реальным миром. При этом отдельные личности обладают уникальными и замечательными способностями. Если грамотно использовать эти возможности, можно стать успешным профессионалом в определенной специальности.

В жизни редко встречаются люди, у которых лишь один склад мышления. Есть уникумы, которые отлично успевают в математике, литературе, истории, пишут стихи, любят музыку. Обычно такие люди талантливы во всех делах, за которые берутся.

В отдельных случаях человек может любить философию и быть преступником. Математик может быть радикальным фанатиком или националистом. Ужасно, когда гениальный ученый направляет свои знания не для того, чтобы накормить голодных, провести воду в пустыню, а на изобретение смертоносного оружия.

Человек с преступным стилем мыслей целыми днями обдумывает план обмана своих друзей и знакомых, хотя незнакомых он тоже мечтает обокрасть и обидеть, убить или выгнать на улицу из собственного дома. Девяностые годы прошлого столетия стали ярким примером расцвета личностей с преступными наклонностями.

Вместо того, чтобы воспользоваться возможностью для занятия бизнесом, многие взялись за оружие и грабеж. Гитлер, увлекшись идеей избранности своей нации, занялся убийством, геноцидом и мародерством.

У людей с философским образом мышления великолепно развита интуиция, способность к глубоким размышлениям. Эти люди замечают то, чего не видят другие. Они хотят узнать ответы на вопросы, от которых у других идет кругом голова.

Человек с музыкальным стилем мышления неразрывно связан с музыкой. Она постоянно звучит у него в голове. У таких людей подвижный ум, они легко понимают мысли и чувства других.

Люди с терпеливы, рациональны. Их интересуют логические задачки, игры-стратегии, ребусы и головоломки.

Личность с эмоциональным образом мыслей легко веселится и расстраивается. Эмоции управляют его жизнью. У такого человека прекрасно развито воображение, он быстро погружается в сюжет кинофильма и книги.

Индивидуальность с мозгом творца постоянно решает по-новому свои проблемы, мечтая, создавая шедевры, картины, стихи, увлекательные истории.

Чтобы стать успешным и достойным человеком, важно правильно понять свои наклонности и склад ума. Развивать положительные качества характера и направлять их на добро.

admin

Фразы «математический склад ума» и «гуманитарный склад ума» — не глупый набор слов. Эти понятия имеют под собой определенные основания. Ученые заметили, что полушария человеческого мозга развиваются по-разному. Левое несет ответственность за анализирование, техническое мышление, логику. А правое – за эмоциональность, образность мышления, творчество.

Действительно несчастными являются те личности, у которых одно полушарие целиком превалирует над вторым. Если аналитический склад ума доведен до максимума, то такой человек оказывается асоциальным, нечувствительным, полностью погруженным в науку. Но и личности с доминированием образного мышления нелегко: человек постоянно строит воздушные замки, фантазирует, он легко поддается влиянию. Но у большей части людей оба полушария развиты почти одинаково, с маленьким «перевесом» в одну из сторон.

Что значит аналитический склад ума?

Чтобы объяснить, что значит понятие «аналитический склад ума», требуется вспомнить о разных назначениях полушарий мозга. Если у индивида преобладает работа левой половины мозга, то у него аналитический ум, здесь разум превалирует над эмоциями.

Трудом, который требует анализа, способен заниматься каждый, кто умеет сопоставить данные, сделать вывод. Подобный склад мышления – это работа с программами на ПК, документами, а не с людьми. Сегодня немало тренинговых центров создают программы, помогающие развивать мышление аналитика.

К другим особенностям аналитиков стоит отнести то, что они сначала размышляют, а потом приступают к действию. Но им трудно разобраться в ситуации, если требуется воображение. К тому же, люди с умением анализировать только с виду кажутся бесчеловечными и холодными. Это только внешняя оболочка, для них главную роль играют факты. Нередко логика и аналитика переплетается с творческим восприятием мира, креативностью. В этом случае у человека возникает талант к чему-либо. Это редкое сочетание.

Аналитический склад ума. Плюсы и минусы

Аналитический склад ума имеет собственные плюсы и минусы. Нельзя говорить, что какой-то определенный вид мышления лучше. Во всем есть преимущества и недостатки. Необходимо правильно их оценивать, чтобы превращать минус в положительное качество. Люди не могут сами выбирать тип мысли, но способны скорректировать его.

Тем, кто обладает доминирующим аналитическим мышлением, требуется новая информация, анализирование данных постоянно. Человек разбирается в проблеме долго, а на итоговое решение времени почти нет. В ситуации, когда нужно быстрое реагирование, аналитики впадают в ступор. Подобные люди не любят перемены, живут по установленным распорядкам.

Как развивать аналитический склад ума

Если у вас преобладает образное мышление, то вам интересно узнать, как развивать аналитический склад ума. Существуют разнообразные упражнения. Начинать их стоит с мелких нагрузок: сканвордов, ребусов, задач на логику. Действенные тренинги – игры в слова. Неплохо способствует развитию аналитического мышления . Ведь по мере прочтения человек размышляет над основным вопросом книги, ищет злодеев.

Отличное развитие умения анализировать – шашки и шахматы. Кроме того, созданы специфические программы, помогающие развивать навык анализа фактов. Всевозможные программы по географии, истории дарят много новой информации. Думая над различными ситуациями и событиями, человек проводит анализ информации, предполагает варианты развития, схемы.

Кроме того, в ходе работы над собой стоит помнить, что аналитика и логика неразделимы. Потому, если вы часто решаете логические задачки, то учитесь перестраивать мышление. Мы получаем базовые аналитические навыки в школе на уроках математики. Но с течением времени часто люди уделяют меньше внимания развитию, считая, что в работе это не требуется.

У людей аналитическое мышление формируется по-своему, с различным результатом и скоростью. В особенности стремительно умение анализировать совершенствуется при изучении программирования, работе с техническими приборами и механизмами, огромным количеством данных.

Итак, некоторые шаги для развития умения мыслить логично. Придумывайте ситуации. Эта техника отличается доступностью и простотой, потому что вам нужно немного времени и ваш мозг. Суть лежит в придумывании ситуаций, установке целей и формировке действенных выходов и решений. К примеру, вы решили полететь в космос. Для этого вам необходимо стать участником космической программы, или купить билет в качестве космического туриста. Если у вас имеются неполадки со здоровьем, вам много лет, а физическая форма хромает – то выход заключается только в приобретении места в шатле.

Развивая подобную мысль, трудясь над созданием решений, проводя анализ данных, вы занимаетесь развитием аналитического образа мысли. Если вам не охота тратить время зря, то , приобретение машины или дома. Проводите анализ ситуации, думайте, что вам потребуется для реализации.

Создано немало игр и специальных тренажеров для развития логики и умения анализировать. Встречаются задачи, которые направлены на поиски оптимальных решений, восстановления цельной картины на основе нескольких деталей.

Пища для мозга

В ходе развития аналитического мышления важно обратить внимание и на питание. Существует пища для мозга, которая помогает работе главного органа организма, стимулирует его работу. Тем более, что умственный труд всегда требует немало затрат энергии, а эти затраты важно восполнять правильно. Мозгу требуется много глюкозы. К другим продуктам, которые улучшают работу мозга, относятся:

разные виды орехов;
шоколад, но только горький;
сухофрукты;
ягоды (черника, клюква);
лимон;
свекла;
шпинат;
рыбы из семейства лососевых;
белокочанная капуста.

Кроме того, для нормальной работы организма, и мозга в том числе, требуются минералы и витамины. В первую очередь, нам нужны: бор, кальций, магний, цинк, железо. Важно следить за питанием, соблюдать баланс. Это поможет мозгу правильно работать и воспринимать информацию. Замените сахар полноценными углеводами, употребляйте больше белка, как можно меньше жиров.

Кому важны аналитические способности

Чтобы понять, кому важны аналитические способности, достаточно просмотреть объявления на сайтах по поиску работы от работодателей. В них указаны основные требования к кандидатам. Почти все компании желают видеть работника, который обладает умением организовывать свое время, гибкостью мышления, аналитическим складом ума.

Аналитики ценятся в следующих профессиях:

экономисты;
аудиторы;
менеджеры;
логисты;
программисты.

Эксперты по отбору кандидатов отмечают, что аналитическое мышление непременный атрибут людей, которые каждый день обрабатывают огромные объемы данных. Их роль – делать прогнозы, проводить анализ, рассматривать разные ситуации и варианты.

Подобный склад ума подразумевает под собой работу с немалым объемом бумаг (накладные, договора, отчеты) или программами на ПК. Редко аналитики работают с людьми.

Если вы не уверены в том, какой у вас склад ума, то в Сети есть немало специальных тестов. После их прохождения вы увидите собственный результат и поймете, в какую сторону требуется развиваться.

18 марта 2014, 17:06

Часто можно столкнуться с делением людей на гуманитариев и технарей. Интернет заполнен бесконечными спорами между этими двумя группами. Но кто же такие гуманитарии и технари в действительности? И как определить, к какой из групп относится ребенок? Ответы на эти вопросы нужно искать в склонностях, задатках, интересах и особенностях склада ума каждого человека. Сегодня мы посмотрим, какими особенностями обладают люди с гуманитарным и техническим (аналитическим) складом ума.

Предпосылки склонности к гуманитарным или техническим наукам


Склонность можно заметить уже в раннем детстве.

Практически каждый человек обладает склонностью к определенным типам наук, т.е. одни дисциплины вызывают больший интерес, чем другие. Например, одни предпочитают проводить расчеты (склонность к математике), а другие читать книги и анализировать тексты (склонность к литературе и языку). Наиболее ярко эта склонность проявляется в школьные годы, а в некоторых случаях заметна и в более раннем возрасте. Существует несколько предпосылок для этого:

  1. Задатки. Это природные качества человека, которые определяют его успешность в каком-то определенном виде деятельности. Это врожденные физиологические, психологические особенности, особенности нервной системы и строения мозга. Например, абсолютный слух, сильный тип нервной системы, отличная память и др. При благоприятных условиях развития задатки переходят в способности: музыкальные, математические и др.
  2. Воспитание. Даже при отсутствии определенных задатков и способностей можно привить ребенку любовь к какой-то науке. Например, достаточно распространены семьи потомственных математиков, врачей, педагогов и т.д. Воспитываясь в той или иной семье, ребенок перенимает представления, нормы и ценности своих родителей. А особенно ярко интерес к гуманитарным или техническим наукам будет проявляться в том случае, если взрослые будут заниматься с ребенком и поддерживать его увлеченность.
  3. Интерес. Может сформироваться под влиянием родителей, педагогов, друзей и т.д. Иногда интерес к той или иной науке вспыхивает у ребенка как бы спонтанно, т.е. целенаправленно его никто не прививает. В этом случае он будет в большей степени обусловлен задатками и складом ума.
  4. Склад ума. Под этим понятием подразумевается то, каким именно способом человек мыслит, как выражает и реализует свои мысли и идеи. В большей степени он обусловлен природной составляющей (т.е. присущ человеку с рождения), однако и воспитание играет значительную роль в его формировании.

Каждая из этих четырех предпосылок существенно влияет на склонность ребенка к гуманитарным или техническим наукам. Однако разделение людей на две категории (гуманитариев и техников) происходит именно по складу ума, который в каждом случае обладает своими особенностями.

Особенности людей с гуманитарным складом ума

Считается, что такой склад ума присущ людям, у которых более развитым является правое полушарие. Т.е. людям с, так называемым, художественным типом личности. Их особенностями являются:

  • Эмоциональный способ познания мира. Такие люди больше ориентированы на чувства и эмоции, познавая что-то, они пропускают это через себя. Например, слушая сказку, такой ребенок будет обращать больше внимания на чувства героев, переживать за них.
  • Способ действия. Гуманитарии в большей степени теоретики, нежели практики. Они с жадностью интересуются открытиями других людей, изучают историю различных явлений и при этом не особо стремятся создавать что-то самостоятельно. Собственные открытия они совершают в том случае, если имеющихся знаний недостаточно для объяснения того или иного явления. Ребенок с гуманитарным складом ума в играх будет действовать по имеющимся правилам (если они понятны и устраивают его), не стремясь отходить от них и выдумывать что-то новое.
  • Принятие множественности точек зрения. Люди с такой склонностью способны принять существование других точек зрения, понять, что другие люди могут думать не так как они. Дети-гуманитарии будут стремиться найти различные объяснения заинтересовавшего их явления, например, они не удовольствуются одной теорией происхождения человека, а постараются ознакомиться со всеми.
  • Преобладание наглядно-образного типа мышления. У таких детей очень развито воображение, они легко могут представить себе какой-то объект или явление (но только если уже однажды видели его), им необязательно иметь перед собой предмет, чтобы мысленно произвести с ним какие-то действия. Однако стоит отметить, что преобладание у человека данного типа мышления не обязательно обуславливает гуманитарный склад ума.
  • Любовь к гуманитарным наукам. Ребенок-гуманитарий скорее предпочтет литературу, язык, историю и т.д., чем математику, физику и другие естественные и технические науки. Однако бывают случаи, когда люди с таким складом ума любят не только гуманитарные науки, но даются они им сложнее.

Итак, гуманитарный склад ума у ребенка можно определить по его повышенной эмоциональности и чувствительности, по умению понимать людей и налаживать с ними контакты, по любви к рассуждениям и мыслям. Прочитав какую-то интересную книгу или просмотрев фильм, такие дети будут обдумывать ее/его, постараются прочувствовать и представить. Гуманитарии отнюдь не пассивны, но они менее активны и бойки, чем дети с аналитическим складом ума. Они постепенно накапливают знания, собирают их по крупицам, а потом могут удивить взрослых обширностью своих познаний. При этом они отлично умеют применять эти знания в жизни, в общении с людьми и т.д.

Наиболее предпочтительные профессии для людей с таким складом ума: психолог, педагог, филолог, историк, археолог, юрист, политолог, экономист, социолог и др.


Особенности людей с техническим (аналитическим) складом ума

Как правило, у таких людей более развитым и ведущим является левое полушарие. Дети с техническим складом ума относятся к мыслительному типу личности и характеризуются:

  • Познанием мира через логические схемы. Сталкиваясь с какой-то новой ситуацией или явлением, техник постарается проанализировать ее со всех возможных сторон и аспектов, рассмотреть каждую мелочь. Например, в сказках такие дети будут больше внимание обращать на поступки героев, расспрашивать, как им удалось сделать то или иное действие. Техники не лишены чувств и эмоций, но у них они уходят на второй план.
  • Активным способом действия. Техники предпочитаю действовать, а не рассуждать. При этом они стремятся все детально обдумать, сделать деятельность четкой и целенаправленной. Таким детям не столько интересно выслушивать об открытиях других, сколько самим делать эти открытия. Даже в играх они стремятся изобрести что-то новое, придумать и ввести собственные правила.
  • Приверженностью к одной определенной точке зрения. Как правило, техники склонны к одной точке зрения, к одному способу действия и т.д. Им сложно принять существование других мнений. По этой причине изучение наук, где существует множество теорий и парадигм, объясняющих одно явление, для них затруднительно.
  • Преобладанием абстрактно-логического типа мышления. Как правило, такие люди мыслят категориями, которых в природе не существует. Они все стремятся объяснить с точки зрения логики: связать понятия между собой, сделать умозаключение и т.д. Но стоит помнить, что преобладание данного типа мышления не обязательно будет обуславливать технический склад ума.
  • Любовью к естественным и техническим наукам. Математика, геометрия, физика, химия, области, в которых преобладают чертежи и схемы, - вот стихия людей-техников. Это не означает, что они не любят читать книги и смотреть фильмы, не интересуются искусством. Просто анализ, рассуждения и обсуждения для детей с аналитическим складом ума не свойственны.

Кратко охарактеризовать детей с техническим складом ума можно как очень подвижных, но в то же время рациональных и редко проявляющих свои эмоции. Они стремятся все познать на собственном опыте, сделать великие открытия, войти в историю. Их цель – получение новых знаний, новых способов действия. При этом совершенно не важно, что эти знания и способы действия могли существовать и ранее. Технари энергичны и самоуверенны, но при этом находить общий язык с окружающими им бывает сложно, да они и не всегда стремятся к этому. Они любят технику и хорошо владеют ею.

Наиболее предпочтительные профессии для людей с техническим складом ума: математик, физик, химик, инженер, архитектор, механик, программист, биотехник, повар (кулинар) и т.д.


Способности к математике – один из главных показателей.

Можно ли изменить склонность

Склонность и склад ума в большинстве случаев определяют будущую профессию и род деятельности. Однако не редко возникают ситуации, когда вопреки этим критериям приходится выбирать иную область деятельности. Так можно ли изменить склонность ребенка к техническим или гуманитарным наукам? Да, в некоторых ситуациях это допустимо:

  1. Ребенок обладает синтетическим складом ума. Это значит, что и гуманитарные и технические науки даются ему в равной степени. В этом случае стоит заинтересовать его другими дисциплинами, привить любовь к ним.
  2. Ребенок проявляет интерес к противоположной области знаний. Большое желание – прекрасная движущая сила для освоения любой области знаний. Имея интерес, желание и поддержку близких, ребенок сможет успешно освоить любую профессию, даже противоречащую его складу ума.

Стоит помнить, что ни один человек не лишен полностью способности осваивать те или иные науки. Просто к одним он испытывает большую любовь, и они даются ему на порядок легче. Чаще всего, именно исходя из этой склонности, и выбирается будущая профессия. Однако мозг человека настолько сложен, что при большом желании и стремлении позволяет добиться успеха даже в тех областях, которые кажутся бесконечно далекими от его склада ума.

Математика - наука обширная, она не только о сложных, малопонятных формулах, длинных расчетах или уравнениях с тремя неизвестными. В первую очередь, математика - наука «о структурах, порядке и отношениях» (Энциклопедия Britannica). Даже самые сложные математические конструкции строятся на универсальных логических законах.

Принципиальное отличие математического мышления от повседневного, «обывательского» - это навык «копать глубже», критичность восприятия информации - не принимать слепо на веру любые утверждения, устоявшиеся шаблоны. Критическое мышление совсем не означает что, человек будет недоволен всем на свете. Он лишь будет стремиться искать смыслы, причины, выяснять суть явлений и понятий. Покажем на примере.

Обывательское мышление Математическое мышление
«Он придумал операционную систему для компьютера, и теперь каждую секунду зарабатывает тысячи долларов. Вот везунчик!» «Он занимался программированием с детства, даже проводил в компьютерном классе ночи, выходные. Затем нашел талантливого и трудолюбивого единомышленника, предпринял сотни попыток и написал сотни программ, прежде чем придумал продукт, который отлично продается».
«Она учится на одни пятерки, как и ее родители. Что тут скажешь? Наследственность!» «Родители когда-то успевали в школе хорошо, теперь научили ее дисциплине и трудолюбию. Возможно, она от природы любознательная. Кроме того, она всегда готова к урокам, поэтому получает отличные оценки. Если я приложу усилия, то тоже стану отличником».

Если разложить по полочкам…

  • логическое мышление — мыслительный процесс с использованием четких и конкретных понятий, при котором рассуждения не противоречат законам логики, а решения принимаются на основе полученных ранее знаний:
    - развитые навыки анализа и синтеза, т.е. умение делать выводы от общего к частному и от частного к общему;
    - умение думать и рассуждать, т.е. высказывать гипотезы и развивать свои предположения;
  • способность удерживать в уме большое количество понятий , в том числе математических, и оперировать ими (что подразумевает также хорошую память);
  • абстрактное мышление — процесс создания образных конструкций и оперирования абстрактными понятиями (свойствами, признаками, отношениями), в противовес мышлению лишь предметами, объектами, которые видел или о которых слышал.

В чем сила, брат?… Польза от владения навыками ММ

Очевидно, что развитое математическое мышление помогает ребенку, школьнику, да и любому человеку легко справляться с математическими задачами. Впрочем, польза от владения навыками мышления гораздо шире.

«Я с успехом определил 5000 способов, которые никуда не годятся. В результате я на 5000 способов ближе к тому способу, который сработает».
Томас Эдисон

Человек с развитым математическим мышлением:

  • уверен, что любая проблема имеет решение;
  • способен разложить поиск решения на последовательные этапы - задачи и подзадачи;
  • готов воспринимать ошибки не как препятствия и поражение, а как ступеньки на пути к правильному решению.

1. ММ способствует успешной учебе

Привычка раскладывать сложные задачи на простые подзадачи, удерживать в голове и оперировать большим количеством понятий, не бояться трудностей, искать взаимосвязи и вникать в суть вещей помогает в освоении любой науки и предмета, не только математики. Более того, люди, считающие себя гуманитариями, - кому успешно дается и родной, и иностранные языки, обществознание, история, - уже владеют основами математического мышления, просто не подозревают об этом.

2. Вырабатывает навык критического анализа информации

Джордан Элленберг, профессор математики и автор статей в New York Times, The Washington Post и Wired, в книге «Как не ошибаться» пишет:

«...математика - это не абстрактные идеи, далекие от реальной жизни. Математика пронизывает все, что нас окружает, и позволяет взглянуть за беспорядочную и хаотичную поверхность нашего мира, увидеть скрытые за ней структуры».

Человек, мыслящий «математически», воспринимает окружающий мир с долей здорового скептицизма, способен отличить правду от вымысла, не верит в «магическую» природу вещей. Иначе говоря, его не устроят формулировки «так получилось», «повезло», «перст судьбы» и т.д. Человека, мыслящего математически (читайте: критически и логично), очень трудно обмануть и тем самым втянуть в неприятности.

3. Помогает принимать жизненно важные решения

Математическое мышление привычно раскладывает решение проблем по «полочкам», на составляющие, этапы, возможные препятствия и последствия. Уверенность, что проблемы решаемы, и ошибки как минимум поправимы, позволяет смело брать на себя ответственность, избегать сомнений и страхов, и как минимум, сформулировать для себя четкий план действий в любой ситуации.

Джордан Эленберг в книге «Как не ошибаться» , утверждает, что математика - это «наука о том, как не совершать ошибок, а математические формы и методы создавались на протяжении многих столетий упорного труда и дискуссий».

4. «Мышление математика» помогает побороть прокрастинацию

Прокрастинация - это печальная привычка откладывать на завтра то, что нужно было вчера. Но не потому, что лень, а потому что страшно: проблема/задача пугает своими размерами. Нередко люди, причисляя себя к «гуманитариям», оправдывают свой страх и бездействие перед новым, неизвестным, непонятным. То есть они могут даже просто в силу привычки пасовать перед решением определенных типов жизненных задач.

Рассуждая «математически», человек:

  • проанализирует предстоящие трудности и в целом не станет даже рассматривать задачу как «нерешаемую»;
  • «прикинет», что можно сделать в сложившейся ситуации исходя из собственного опыта;
  • определит, какие вопросы ещё нужно для себя прояснить, что изучить, чтобы лучше ориентироваться в теме;
  • разобьет решение на этапы и установит сроки.

С описанным способом мышления ни «технарь/математик», ни «гуманитарий» не станут искать причины отложить решение проблемы «до лучших времён».
У них просто не будет для этого «повода»!

5. ММ становится основой для успешной карьеры

Барбара Оакли, доктор наук, инженер-консультант, член совета Американского института медицинского и биологического машиностроения, в книге «Думай как математик» пишет:

«Мир меняется, и способность справляться с техническими и математическими вызовами становится все более важной».

Именно развитое аналитическое (математическое) мышление становится «пропуском» во многие профессии и на руководящие должности.

А научиться возможно?

Да, возможно! Человеческий мозг постоянно выполняет сложные математические расчеты, например, когда просчитывает траекторию объезда на машине дорожной ямы или помогает руками отбить мяч во время игры в волейбол. Просто человек этот мыслительный процесс не осознает. Наша родительская задача - научить своего ребенка осознанно думать, как математик.

Учимся думать как математики

Можно, конечно, проштудировать тома умных книг в попытке достичь просветления и приобрести «математический» взгляд на мир. Менее пугающий вариант - записаться на подходящий образовательный онлайн-курс и добросовестно изучить все предложенные лекции. Затем выполнить тесты, домашние задания и не забывать пользоваться полученными знаниями.

ЛогикЛайк предлагает 9 простых советов , которые помогут и тренировать математическое мышление в целом, и без страха браться за решение математических, логических и развивающих задач.

1. Принимайте себя и свои особенности

Речь не о том, чтобы смириться с ярлыком «гуманитарий» или даже «не дано», а о том, чтобы учитывать индивидуальные черты характера, темперамент и способы преодоления проблем. Если обычно вам требуется время на «поразмыслить», не ставьте перед собой задачу «разобраться как можно быстрее».

2. «Включайте воображение»

Сталкиваясь с незнакомой задачей или решая сложную проблему, старайтесь смотреть на нее слегка отстраненно и под новым углом.

3. Подбирайте аналогии, которые вам более понятны

Барбара Оакли приводит такой пример: если не понимаете суть уравнений, ищите в них поэзию, ведь уравнение - это математическая фраза с закодированным смыслом, как стихотворение - это поэтическая фраза с философским, глубинным смыслом. Так, Эйнштейн в попытке понять суть фотона представлял себя летящим фотоном и пытался предположить, как к нему относятся другие фотоны.

4. Выработайте привычку действовать

Усваивайте знания порциями и разбивайте сложные задачи на несколько мелких. Приступайте к решению задач (даже сложных и пугающих) сразу, с места в карьер. Пользуйтесь для этого любыми техниками тайм-менеджмента, которые для вас «работают». Так, при прокрастинации хорошо помогает «метод помидора».

5. Приступайте к решению задачи с внутренней «легкостью»

Не пытайтесь сразу вгрызаться в гранит науки: лучше «пробегитесь» мысленно и глазами по материалу, ознакомьтесь с ним поверхностно.

6. Избегайте «эффекта установки»

Не позволяйте уже имеющимся мыслям и идеям, а также существующим готовым и/или стандартным решениям вмешиваться в процесс решения новой задачи, препятствовать ему.

7. Настройтесь на диалог и дискуссию

Будьте готовы спорить: страх конфликта, постоянное «соглашательство» сводит на нет творческий процесс решения задачи или проблемы.

8. Убеждайте себя, что любая проблема решаема

Успешный выход из любой ситуации, способность решить любую задачу в большинстве случаев зависит не от внешних обстоятельств или врожденных гениальности и способностей, а от собственного упорства и трудолюбия.

9. Практикуйтесь!

Хотите помочь детям развить математическое мышление? Решайте математические и логические задачи. Не ограничивайтесь задачами из школьной, университетской программы. Отрабатывайте навыки на головоломках, логических играх, занимательных задачах.

Как помочь своим детям или внукам развить силу математического мышления?

Советы, описанные выше, универсальны, но предназначены, в первую очередь, взрослым. Если вы хотите научить ребенка думать, как математик, развить его математическое и логическое мышление, предложите ему порешать занимательные задачи.

Ваш помощник - ЛогикЛайк.

В самом начале «пути» обязательно позанимайтесь вместе с ребенком, посмотрите, как он справляется с неудачами, посоветуйте способы избежать ошибок (перечитать-прослушать задачу еще раз, взять паузу на обдумывание, обратиться за подсказкой).

В дальнейшем выделите время в семейном расписании для регулярных занятий, хвалите и поощряйте ребенка, всячески поддерживайте его энтузиазм и тем самым помогите ему сделать из этого занятия хобби.

Дети лучше усваивают знания на практике, без долгих и малопонятных теоретических объяснений, но на ярких, игровых, интерактивных примерах.
Решая развивающие задачи на платформе LogicLike, дети приобретают навыки математического и логического мышления, учатся не бояться ошибок, строить и проверять гипотезы, искать последовательности и думать без шаблонов.
Как математики! :)

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции