Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе. Нод в подготовительной к школе группе по речевому развитию

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Цели : формировать умение детей работать в минигруппах и находить решения на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные задачи:

    формировать образную речь.

    умения подбирать образные выражения.

    учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.

    актуализация словаря по теме;

    совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарный запас);

Развивающие задачи:

    развивать речь, память.

    образное мышление, фантазию и творчество.

Воспитательные задачи:

    воспитывать эстетические качества.

    учить выслушивать высказывания товарищей .

    Формировать умение работать в команде.

Ход НОД

Воспитатель. Ребята раскажите какая погода бывает осенью чаще всего?

Дети. Холодная, дождливая , пасмурная.

Воспитатель. Какое настроение бывает у человека человека пасмурную погоду?

Дети. Грустное, печальное, тоскливое…

Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки, улыбнуться друг другу и сказать ласковые и добрые слова.(выполнили). Ребята а теперь что вы чувствуете?

Дети. Нежность, радость….

Воспитатель. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении?

Дети. Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…

Раздается стук в дверь. (воспитатель открывает дверь, а под дверью лежит конверт).

Воспитатель. Посмотрите, вот что сейчас я нашла на пороге нашей группы. Это конверт. Посмотрим, что в нем лежит? Письмо и карта. Я сейчас вам его прочитаю.Ребята садитесь на стульчики.

Все садятся в круг, воспитатель читает.

Воспитатель читает : «Здравствуйте, ребята! Я принес это письмо, но не знаю: туда я попал или нет? Нес я его в подготовительную группу №5. Если вы веселые, умные, находчивые, тогда прочитайте письмо.А для начала отгадайте загадку и узнаете как меня зовут.

Дети отгадывают загадку. Этот сказочнй герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко красных сапогах.

Ребята, маркиз Карабас, мой добры знакомый, рассказал мне, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «самое ценное на свете сокровище», и чтобы оно не досталось Великану Людоеду, я спрятал его у вас в группе. Я посылаю вам карту поиска сокровища. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, которые я спрятал в группе, то найдете сокровище. Желаю удачи ».

Воспитатель. Ребята, что вы решили, мы будем искать сокровище?

Дети. Да!

Воспитатель. И так, вперед. Посмотрите по карте, где находится первое задание. Там должна находиться цифра 1 и записка.

Дети идут на поиски задания. Находят записку и мяч.

Воспитатель. Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Отвечай быстро» Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы.

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы(по цвету, форме,качеству),развивать умение детей быстро отвечать на вопросы.

Ход игры. Воспитатель держа в руках мяч, обьясняет правила игры.Если я назваю цвет, тот кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета(на пример зеленый-зеленая трава). и предложить свой цвет следующему игроку. Аналогично с качеством премета и формой (каменный- дом, круглое – солнце).

Воспитатель. Молодцы! Ребята а вместе с первым заданием карточка с буквой К. Идем дальше, узнаем. Второе задание, где у нас находится? Давайте смотреть по карте. Вот, нашли. Слушайте следующее задания – игра «Скажи по другому» Цель. Закреплять умение детей подбирать слова синонимы (Большой-огромный,крупный… )

Воспитатель. И с эти заданием мы справились. Можно идти дальше, но и здесь есть буква -это «Н», с № 2, берем ее с собой. Смотрим карту дальше. Нашли место с третьим заданием? Нашли.

Ребята, я думаю, что нам нужно немного отдохнуть и сделать небольшую разминку.

Эй! Попрыгали на месте.(прыжки)

Эх! Руками машем вместе.(«ножницы»)

Эхе-хе! Прогнули спинки (наклон в перед,рукина поясе, спину прогнуть)

Посмотрелина картинки.

(нагнувшись, поднять голову как можно выше)

Эге-ге нагнулись ниже. (глубокий наклон вперед, руки на поясе)

Э-э-э! Какой лентяй (выпрямиться и погрозить друг ругу пальцем)

Потянись и не зевай (руками тянутся в верх,поднявшись на носки)

Повернись на месте ловко (поворот кругом)

В этом нам нужна сноровка.

Воспитатель. Смотрим что в нашем задании. «Жили – были, а кто отгадайте:

У меня одна привычка –

Я с утра несу яичко.

Это, думаешь легко?

Ко –ко- ко. (Курица)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухой выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Воспитатель. Это, какие птицы?

Дети. Домашние.

Воспитатель. Еще загадки послушайте:

Она маленькая птичка,

А зовут ее…..(синичка)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Воспитатель. А, это какие птицы? Вот вы выполнили третье задание. И нашли букву «И» под № 3. Не забудьте ее.

Воспитатель. Ищем четвертое задание? Смотрим карту. Вот место с четвертым заданием. В этой записке написаны вопросы, нужно на них ответить.

Кто знает, где живет белка? (в дупле.) А дупло где находится? (на дереве.) А орешки где белка собирает? (под деревом.) Прячется она где? (за деревом.) Прыгает белка как? (с ветки, на ветку.)

Воспитатель. Молодцы, ответили на все вопросы. И получаем карточку с буквой «Г» под № 4. Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано? Посмотрим нашу карту. Пойдемте, проверим. Вот, записка, а в ней игра «Наоборот». Мы же знаем эту игру?

Дети. Да!

Воспитатель. Давайте играть, встаем в круг.

Воспитатель кидает мяч детям и говорит слова: высокий – низкий, широкий – узкий, влево – вправо, впереди – сзади, большой – маленький, внизу – вверх и т.д.

Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания кота в сапогах. И получили с последним заданием букву «А» с № 5. Но для чего нам нужны эти буквы с номерами? Ребята, посмотрите, в конверте есть еще одно письмо. Давайте его почитаем.

«Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания, можете забрать «сокровище». Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с номерами от 1 до 5 выложить слово. А еще я приготовил вам медали «За выполнение особо важного задания». До встречи. Ваш кот в сапогах».

Рефлексия: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?

Развитие речи в подготовительной группе детского сада - это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Именно этому процессу коллектив педагогов уделяет много внимания, как во время проведения занятий, так и в повседневной деятельности на протяжении всего периода пребывания ребенка в заведении. Развитие умения общаться, высказывать свои мысли - это фундамент для дальнейшего успешного овладения детьми знаниями и умениями. В данной статье говорится об организации речевой среды для будущих первоклассников в стенах детского сада. Здесь описаны различные методы развития навыков говорения и общения. Информация, представленная в статье, станет хорошей подсказкой не только для воспитателей дошкольного заведения, но и для родителей.

Основные задачи направления речевого развития в детском саду

Раздел программы воспитания и обучения в подготовительной группе включает в себя следующие цели:

  • формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса;
  • развитие окружающей дошкольника речевой среды;
  • выработка культуры общения;
  • формирование связной речи;
  • усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.

О том, как добиться развития всех вышеперечисленных умений и навыков у шестилетнего ребенка, узнаем из дальнейшей информации.

Способы формирования речевого развития будущих первоклассников

Задача педагогов и родителей шестилетнего ребенка заключается не только в том, чтобы научить его говорить, но и дать ему всестороннее развитие. Средства развития речи дошкольников, представленные ниже, помогут выполнить эти пункты. Они включают в себя такие моменты:

  1. Общение с ровесниками и взрослыми людьми.
  2. Нахождение ребенка в культурной языковой среде.
  3. Обучение родному языку на занятиях.
  4. Знакомство с произведениями художественной литературы и искусства на родном языке.

Методы, применяемые для формирования у детей речевых навыков

Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому, чтобы процесс получения знаний у него проходил успешно, они должны подаваться в интересной форме. Что же сможет увлечь малыша? Методика развития речи дошкольников включает в себя такие интересные приемы подачи информации и достижения успешной результативности обучения:

1. Наглядные методы :

  • наблюдение во время экскурсий и прогулок;
  • рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии;
  • словесное описание игрушек и изображений;
  • пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов.

2. Словесные методы :

  • чтение и пересказ художественных произведений;
  • рассказывание с опорой на наглядный материал и без него;
  • заучивание стихов и маленьких отрывков прозы наизусть;
  • обобщающая беседа по смыслу сказки, рассказа;
  • составление рассказа по группе картинок.

3. Практические методы :

  • дидактические игры на развитие речи дошкольников;
  • инсценировки;
  • игры-драматизации;
  • пластические этюды с комментированием;
  • хороводные игры.

О том, как на практике добиться желаемого эффекта в развитии речи дошкольников-шестилеток, пойдет речь в следующей части статьи. Описания упражнений и игр, представленных далее, помогут родителям и воспитателям добиться отличных результатов в этом направлении.

Работа над звукопроизношением

Занятия по развитию речи с детишками старшего дошкольного возраста включают в себя упражнения на дифференциацию определенных звуковых групп: звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких. Представляем вам несколько примеров таких игр.

  1. "Повтори". Малышу предлагают повторить слова, похожие по произношению, за взрослым: мак-бак-так, дам-дом-дым и т. п. Цель этого задания - заставить ребенка четко произносить звуки, тем самым добиваться того, чтобы он их различал и слышал, в чем разница.
  2. "Похоже или не похоже". Из группы слов дошкольник должен выделить одно, которое по звучанию резко отличается от всех остальных. Примеры: "мак-бак-так-баран", "лимон-бутон-сом-вагон" и т. п.
  3. "Поймай звук". Цель упражнения - научить ребенка слышать заданный гласный или согласный и выделять его из потока. Правило игры: хлопнуть в ладоши, когда услышишь "А". Примерный звуковой поток: У-А-М-Р-А-Л-О-Т-А-Б-Ж-С-А-А-О-К и т. д.
  4. "Найди картинку по первому звуку". Ребенку дают несколько карточек с изображением предметов. Взрослый называет звук, а малыш выбирает тот предмет, в названии которого он является первым. Аналогичным образом выполняется задание на определение последнего звука в слове.

Выполнение таких упражнений учит ребенка не только слышать звуки, но и вычленять их из общего потока, выполнять слова. А успешное овладение фонематической структурой слов - залог грамотного письма в дальнейшем.

Развитие речи в подготовительной группе детского сада: интонационная сторона

Ритм, мелодика, сила голоса, тембр, темп речи - это те элементы, которые делают общение живым и ярким. Важно с раннего возраста научить малыша правильно пользоваться звуковой стороной речи. Для этого можно использовать упражнения, представленные ниже.

  1. "Закончи фразу". Ребенку предлагается подобрать рифму к выражению. Примеры: "Где ты, Танечка, была?" (ответ: "С бабушкой домой ушла"), "Наш зубастый крокодил..." (ответ: "Шляпу взял и проглотил"). Подбор созвучных слов в данном упражнении не только развивают интонационную выразительность, но и учит воспринимать поэтическую речь.
  2. "Расскажи сказку". Ребенку нужно не просто передать словами сюжет произведения, но и воспроизвести интонацию голоса того или иного героя.
  3. "Скажи слово медленно/быстро". Это задание помогает развивать темп речи. Когда ребенок научится выговаривать слова, задание усложняется. Его просят произнести целое предложение в определенном темпе.
  4. "Большое и маленькое животное". С помощью этой игры малыш научится управлять силой голоса. Ему предлагается показать, как рычит маленькая собака (или любое другое животное), а затем большая.

Обогащение активного словарного запаса

Занятия по развитию речи в подготовительной группе в этом направлении имеют цель научить ребенка подбирать антонимы, синонимы, различать многозначные слова и уметь правильно их использовать в речи. Добиться успешного результата в этом помогут упражнения и дидактические игры. Примеры некоторых из них представлены в перечне ниже.

  1. "Найди слово противоположное по смыслу" (антонимы). Например: "Снег белый, а земля...".
  2. "Придумай предложение к картинке" (многозначные слова). У ребенка лежат предметные карточки с изображением лука (овоща) и лука (оружия). Ему нужно составить предложение с данными понятиями.
  3. "Скажи по-другому" (подбор синонимов). Взрослый говорит: "Большой". Дети должны подобрать к нему слова, близкие по значению: огромный, громадный, великан и т. п.

Эти и другие подобные дидактические упражнения воспитатели детского сада могут включать в конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе как метод обучения детей.

Формирование грамматического строя речи

Развитие речи шестилеток в этом направлении включает в себя работу по обучению дошкольников применять слово в речи в правильном числе, роде и падеже. Также уже в этом возрасте дети должны знать несклоняемые слова (пальто, пианино). Занятия по развитию речи в подготовительной группе обязательно включают в себя упражнения на обучение грамотного употребления "трудных" глаголов: "раздеть-снять", "одеть-надеть". Добиться правильного применения в общении этих понятий можно только путем постоянного закрепления полученных знаний в игровой деятельности и повседневной жизни. Например, во время сборов на прогулку предложите ребенку рассказать, что он делает (надевает шапку, одевает куклу и т. п.).

Развитие речи в подготовительной группе включает в себя также обучение словообразованию. Малыши очень любят игры такого плана: "Назови детеныша от названия его мамы" (у ежика - ежонок, но у лошади - жеребенок), "Придумай (весна - весенний, веснушки).

Формирование умения строить связные высказывания

Описания, рассуждения, повествования - это основа речи. После того как ребенок начал говорить, задача родителей и педагогов - научить его правильно строить из слов предложения, а из предложений - связный текст. С самого раннего детства малыш должен слышать вокруг себя Для этого с ним нужно много разговаривать, читать книжки, смотреть и комментировать развивающие мультфильмы. На и дома для развития связной речи в этом направлении рекомендуется использование дидактических упражнений. Педагог-воспитатель может смело ввести их в план-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассмотрим несколько примеров таких игр.

  1. "Придумай продолжение истории". Ребенку показывается одна сюжетная картина. Он описывает то, что видит, а затем разворачивает сюжет далее.
  2. "Разложи картинки в правильной последовательности и составь рассказ".
  3. "Что было до этого?" Дошкольник видит картинку, на которой изображен финал истории. Ему нужно придумать ее начало.
  4. "Нарисуй сказку". Ребенку читают небольшое произведение, а затем просят проиллюстрировать услышанное. По окончании творческого процесса малыш пересказывает сказку по своей картинке.

Показатели успешного развития речи дошкольника

На конец учебного года в подготовительной группе ребенок должен знать и уметь:

  • строить связный рассказ по предложенной картине;
  • пересказывать небольшие художественные произведения;
  • поддерживать беседу со взрослыми и сверстниками;
  • использовать в своей речи слова вежливости;
  • отвечать на вопросы полным предложением.

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе «Найди для каждого слова свой домик".

Коржова Анна Сергеевна, воспитатель МБДОУ МО №116 г. Краснодар

Цель: Повторение и закрепление навыка детей в делении слова на слоги, расширять словарный запас.

Задачи:
Образовательные задачи:
1.Формировать у детей богатый и активный словарный запас;
2. Учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения;
3. Побуждать детей к активному участию.

Развивающие задачи:
1.Развивать речь, внимание, воображение;
2.Развивать зрительное восприятие;
3.Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:
1. Воспитывать эстетические качества.

Атрибуты: На интерактивной доске картинка с лесом и заблудившимися буквами на ней и картинка с пустым лесом, картинки с изображением 3-хмдомиков - с открытым окошком, двумя ставнями и тремя ставнями, карточки со словами- с одним слогом, двумя, тремя слогами и одно слово с четырьмя слогами (для создания трудности)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ой ребята, что это? Откуда доносится этот звук? (Воспитатель обращает свое внимание на коробку стоящую на столе. Подносит коробку к уху, слушает. Открывает коробку.) Да это же слова, они потерялись в лесу и хотят попасть в свои домики. Кто же им сможет помочь?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Конечно же мы им поможем. Для того, чтобы попасть словам в свои домики, нужно выполнить задания:
1.В домике с открытым окошком живут слова содержащие один слог;
2.В домике с двумя ставнями живут слова содержащие 2 слога;
3.А в домике с тремя ставнями живут слова содержащие 3 слога.
Ребята какие слова мы поселим в первый домик?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно, а какие слова во второй домик?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Молодцы! А какие в третий домик?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А вот и наши домики (воспитатель раздает детям домики, затем слова). А теперь приступаем к заданию! (дети выполняют задание, воспитатель при затруднении оказывает помощь). Все всё закончили?





Дети: ответы детей

Воспитатель: Ну-ка, давайте все вместе проверим в свои ли домики попали слова? Ребята, а куда вы поселили слово черепаха?

Дети: Никуда

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в слове черепаха 4 слога, а у нас нет такого домика с 4-мя ставнями.

Воспитатель: Здорово, давайте подумаем, как мы сможем помочь этому слову?

Дети: Можно смастерить домик с 4-мя ставнями (и разнообразные ответы детей)

Воспитатель: Какие Вы молодцы не оставили в беде слово с 4-мя слогами. (Воспитатель вызывает одного из детей у которого в ходе выполнения задания были затруднения)

Воспитатель: Так в первый домик Таня поселила слово дом.Танюша расскажи почему слово дом у тебя «живет» в первом домике?

Дети: ответы Тани

Воспитатель: Правильно! Ребята, а у вас слово дом поселилось в первом домике?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Почему слово дом в первом домике Саша?

Дети: потому что оно состоит из одного слога.

Воспитатель: Ребята у кого в ходе выполнения задания возникли трудности? Почему?

Дети: ответы детей

Воспитатель помогает разобраться деткам у кого возникли трудности.

Воспитатель: Какие вы молодцы, что справились с этим заданием. Посмотрите все слова попали в свои домики (показ картинки пустого леса)

Как вариант:

Математическая игра.
Вместо карточек со словами используются карточки с примерами. В окошки вставляется задание, например, какое-то число. И тогда требуется разложить примеры, ответами на которые является число в окошке.
И многие другие игры с домиками –это воображение каждого.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ « СКОРО В ШКОЛУ.ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Цель: Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.

Задачи:

1. развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

2. формировать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.

3. формировать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных).

4. формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагательных.

5. обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

6. обогащать словарный запас, учить подбирать однокоренные слова к заданному.

7. развивать слуховое внимание, мышление, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Новая лексика

Существительные:

школа, урок, перемена, класс, парта, одноклассники, ученики, учитель, портфель, учебник, тетрадь, пенал, ручка,

карандаш, кисточка, ластик, линейка, дневник, отличник, двоечник.

Глаголы:

учиться, слушать, наблюдать, писать, читать, считать, решать, задавать, рисовать, заниматься, готовить (уроки).

Прилагательные:

прилежный, внимательный, старательный, способный, ленивый, аккуратный, неряшливый, ответственный,

строгий, требовательный, добрый, заботливый.

Наречия:

внимательно, старательно, прилежно, хорошо, отлично, плохо, грязно, умело, красиво.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

ЖАДИНА

Гриша, Гриша, дай мне нож.

Ты обратно не вернёшь.

Дай-ка, Гриша, карандаш.

Ты обратно не отдашь.

Гриша, Гриша, дай резинку.

Ты откусишь половинку.

Гриша, Гриша, дай чернил.

Ты бы сбегал и купил.

С. Маршак

Игра «Великаны - гномики»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры . Воспитатель сообщает детям, что все ходят в школу. Гномики и великаны тоже пошли в школу.

Например:

У великанов большие портфели, а у гномиков - маленькие портфельчики.

У великанов большие книги, а у гномиков - маленькие книжечки.

У великанов большие карандаши, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие тетради, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие линейки, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие ручки, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие кисти, а у гномиков - маленькие...

Игра «Растеряшка»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных).

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с девочкой (куклой по имени Растеряшка.

Растеряшка всегда всё теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу. Все ребята

достали учебники, а у неё нет (чего?).... Дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего?) .... У всех в пенале

ручка, а у неё нет (чего?) .... Дети достают карандаши, а у неё нет (чего?).... Как вы думаете, чего ещё нет у

Растеряшки?

Игра «Как?»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагательных

Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, ответив на вопрос «как?»

Мальчик -хороший ученик, он учится (как?)... (хорошо).

Внимательная девочка всегда слушает (как?) ... (внимательно).

Старательные ученики всегда делают уроки (как?) ... (старательно).

Прилежные ребята учатся (как?) ... (прилежно).

Тот, кто получает отличные отметки, учится (как?) ... (отлично).

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям продолжить предложения словами-наоборот.

Маша опрятная девочка, а Саша - ... (неряшливый).

Лида старательная ученица, а Катя - ... [ленивая).

Женя толстый, а Лена - ... (худая).

Витя сильный, а Рома - ... (слабый).

Коля храбрый, а Костя - ... (трусливый).

Даша учится хорошо, а Олег - ... (плохо).

У Олеси портфель новый, а у Иры - ... (старый).

Игра «Семейка»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать однокоренные слова к заданному.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти заданным словам родственников.

Слова: школа, книга, учить.

Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов.

Ход игры. Задание выполняется в тетрадях. Воспитатель предлагает детям проследить, куда ведёт стрелочка, и

расставить буквы по местам. Дети читают, какое слово получилось, и выполняют его звуковой анализ.

Игра «Поймай звук»

Цели : развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и

определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук [с]: карандаш, ластик, ранец, класс, кисточка, школа, карандаш, одноклассник.

Звук [ч]: учебник, школа, ученик, ручка, тетрадь, кисточка, чтение, пенал, учитель.

Игра «Кто больше?»

Цели: развивать зрительное внимание, мышление, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,

активизировать словарный запас.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми слово и предлагает составить из букв этого слова как можно больше

новых слов.

К А Р А Н Д А Ш И К

Стихи для чтения и заучивания наизусть

ЧИТАЛОЧКА

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

В. Берестов

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Нежарким солнышком согреты,

Леса еще листвой одеты.

У первоклассников букеты.

День хоть и грустный, но веселый.

Грустишь ты: - До свиданья, лето!

И радуешься;

Здравствуй, школа!

В. Берестов

Пошёл Серёжа в первый класс.

С Серёжей не шути!

Почти до десяти!

Не грех такому мудрецу

Задрать курносый нос!

Вот как-то за столом отцу

И задал он вопрос:

Два пирожка тут, папа, да?

А хочешь - на пари!

Я доказать могу всегда,

Что их не два, а три!

Считаем вместе: Вот ОДИН

А вот и ДВА, смотри!

ОДИН и ДВА, - закончил сын, -

Как раз и будет ТРИ!

Вот молодец! - сказал отец, -

И в самом деле три!

И потому я два возьму, А

третий ты бери!

Б. Заходер

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Вчера лишь тебе говорили - малыш,

Порой называли - проказник.

Сегодня уже ты за партой сидишь,

Зовут тебя все - первоклассник!

Серьезен. Старателен. Впрямь - ученик!

Букварь. За страницей - страница.

А сколько вокруг замечательных книг...

Великое дело - учиться!..

Р. Фархади

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Чёрный Ивашка -

Деревянная рубашка,

Где носом ведёт,

Там заметку кладёт.

(Карандаш)

А. Рождественская

Это что тут за зверёк

Ходит вдоль и поперёк?

В краске выпачканный нос,

Деревянный длинный хвост.

(Кисточка)

В. Данько

Крошки-птички

Сели в ряд

И словечки говорят. (Буквы)

В. Фетисов

На чёрном поле

Скок- поскок -

Гуляет зайчик- белячок. (Доска имел)

В. Кремнев

Открыть свою тайну любому готова,

Но ты от неё не услышишь ни слова.

(Книга)

А. Костаков

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Я б такой исполнил танец!..

Но нельзя, я школьный... (ранец).

Текст для пересказа

СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.

Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш!

А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает

Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что, позволил брат? - на другой день спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко...

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

Ну что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

По В. Осеевой

Вопросы:

Почему Лена попросила у Кати карандаш?

Что ответила Катя?

Что случилось на другой день? На третий?

Почему Лена не взяла карандаш?

Что произошло на уроке?

Почему Катя покраснела?

Что сказал учитель девочкам?


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию с учетом ФГОС в подготовительной группе «Путешествие по сказкам»

Провела воспитатель

Заварзина О.А.

Цель: уточнить, расширить и закрепить знания воспитанников о сказках разных жанров.

Задачи:

Речевое развитие:

Обогащать и активизировать словарь по теме "Сказки";

- учить правильно и полностью отвечать на вопросы, выразительно рассказывать отрывки из сказок;

Закрепить умение узнавать сказки по героям, по отрывкам из произведений, называть героев определенных сказок;

Развивать внимание, память, логическое мышление;

Познавательное развитие:

Повышать интерес детей к сказкам, используя занимательные вопросы и игры;

Социально-коммуникативное развитие:

Способствовать развитию умения слушать товарищей и помогать им

Формировать дружеские взаимоотношения между воспитанниками;

Создать эмоционально-позитивный настрой.

Художественно-эстэтическое развитие:

- развивать творческую активность воспитанников в театрализованной деятельности ;

Физическое развитие:

Способствовать развитию координации речи с движениями.

Оборудование:

Мешочек с жетонами двух видов – «колобок» и «теремок» (по количеству детей, для деления на команды);

Аудиодиск с детскими пенями;

Иллюстрации к сказкам, которые упоминаются в досуговой деятельности;

Оборудование театрального уголка.

Пазлы «Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и Журавль», «Гуси-Лебеди».

Ребята, скажите пожалуйста, а вы любите сказки?

А каких сказочных героев вы знаете?

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду кидать каждому из вас мяч, а вы будете называть мне по одной сказке.

Ребята, как вы думаете, а кто сочиняет сказки? (ответы….)

Правильно, писатели. А каких писателей – сказочников вы знаете? (ответы…)

А еще есть сказки, у которых нет конкретного автора. Они называются народными сказками. Бабушки сочиняли и рассказывали сказки своим внукам. Внуки вырастали и рассказывали эти же сказки уже своим детям. Сказки передавали из уст в уста из поколения в поколение. В каждой стране есть свои народные сказки (русские народные сказки, украинские, немецкие, итальянские и т.д.)

А давайте мы с вами отправимся в путешествие по сказкам! Для этого вам надо быть внимательными и вовремя вспоминать названия сказок и их героев. Чтобы было интереснее, мы разделимся на две команды. Первая команда будет называться «Теремок», а вторая команда – «Колобок». За каждый правильный ответ команда будет получать 1 жетон. В конце нашего путешествия я посчитаю жетончики и мы определим команду-победителя.

1задание.

У сказок, как правило, есть свое особое начало и конец. Команда «Теремок» называет, какими словами могут начинаться сказки, а команда «Колобок» – какими словами могут заканчиваться.

Воспитанники выполняют задание:

1. Жили-были… ; В некотором царстве, в некотором государстве;… Давным –давно… ;

2. Стали они жить поживать и добра наживать; Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок; Жили они долго и счастливо;

2задание.

Участникам каждой команды надо правильно ответить на следующие вопросы:

«Теремок» 1) На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе)

«Колобок» 1) На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде).

«Теремок» 2) Какой предмет дома может лежать на полу или висеть на стене, а в сказках- летать? (Ковер-самолет)

«Колобок» 2) назовите предмет одежды, который делает человека в сказке невидимым (Шапка-невидимка)
«Теремок» 3) Чем взмахивает волшебник, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)

«Колобок» 3) Какую обувь одевали царские гонцы, чтобы быстрее обежать все царство? (Сапоги-скороходы)

«Теремок» 4) Если ее положить на стол, еда появится сама. (Скатерть-самобранка)

«Колобок» 4) Что нужно сломать, чтобы победить Кощея Бессмертного? (Иголку)

«Теремок» 5) Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»?(Вода)

«Колобок» 5) Что размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской народной сказке «Лиса и журавль»? (Кашу.)

«Теремок» 6) Что сломала Маша в гостях у трех медведей? (стул)

«Колобок» 6) Из чего фея сделала Золушке карету? (из тыквы)

«Теремок» 7) В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)

«Колобок» 7) В какой сказке принцесса спала 100 лет? («Спящая красавица»)

3 задание. «Узнай сказку» и назови автора.

«Теремок» 1) Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Колобок» 1) Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

«Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки – царя

Родила богатыря» (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане….») .

«Теремок» 2) «Приходи к нему лечиться и корова и волчица…»(К.И.Чуковский «Айболит»)

«Колобок» 2) «Ах ты гадкий,ах ты грязный, неумытый поросенок…» (К.И.Чуковский «Мойдодыр»)

«Теремок» 3) «Бабочка - красавица, Кушайте варенье!

Или вам не нравится Наше угощенье?" (К.И.Чуковский «Муха – Цокотуха»)

«Колобок» 3) « А потом позвонил Крокодил

И со слезами просил:

Мой милый, хороший,

Пришли мне галоши, И мне, и жене, и Тотоше".(К.И.Чуковский «Телефон»)

«Теремок» 4) "Вот царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей, Королевич Елисей". (А.С.Пушкин"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")

«Колобок» 4) «Жил-был поп, толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда,

Идёт сам не зная куда». (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)

Ребята, мне кажется.что мы с вами уже устали. Давайте немного отдохнем и повеселимся.

Воспитанники танцуют под музыку из кинофильма «Красная шапочка».

4 задание. «Сказочный сундук»

В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь в названии сказки.

«Теремок» 1) « Царевна - индюшка» («Царевна-лягушка»)

«Колобок» 1 ) «По-собачьему велению» («По-щучьему веленью»)

«Теремок» 2) «Сивка- будка» («Сивка-бурка»)

«Колобок» 2) «Иван-царевич и зелёный змей» («Иван-царевич и серый волк»)

«Теремок» 3) «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Колобок» 3) «Петушок- золотой пастушок» («Петушок –золотой гребешок»)

«Теремок» 4) «У смеха глаза велики» («У страха глаза велики»)

«Колобок» 4) «Лапша из топора» («Каша из топора»)

«Теремок» 5) «Петушок и гороховое зёрнышко» («Петушок и бобовое зёрнышко»)

«Колобок» 5) «Петушок и гороховое зёрнышко» («Петушок и бобовое зёрнышко»)

«Теремок» 6) «Утки-лебеди» («Гуси-лебеди»)

«Колобок» 6) «Лисичка с кастрюлькой» («Лисичка со скалочкой»)

5 задание. «Назови героя сказки»

Думай, смекай, на вопрос быстро отвечай!

«Теремок» 1) Какой герой сказки лечит детей, зверей,насекомых..? (Доктор Айболит)

«Колобок» 1) От кого в сказке убежала вся посуда? (от Федоры)

«Теремок» 2) Назовите героиню сказки, которая выросла на огороде? (Репка)

«Колобок» 2) Какое насекомое нашло денежку, купило на базаре самовар и устроило пир? (Муха-Цокотуха)

«Теремок» 3) Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)

«Колобок» 3) Кого Иван-Царевич нашел на болоте? (Царевну-лягушку)

«Теремок» 4) Кто родился в Италии? Он не просто мальчик-лук, а надёжный, верный друг (Чиполлино).

«Колобок» 4) Кто смастерил из деревянного полена мальчишку с длинным носом?

(папа Карло).

«Теремок» 5) Как зовут друга Малыша, который живёт на крыше? (Карлсон)

«Колобок» 5) Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её из леса домой? (Маша).

6 задание. Давайте вспомним слова герев русских народных сказок и их песенки.

«Теремок» 1) Что напевал Колобок? («Я от бабушки ушел…»)

«Колобок» 1) Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост? («Ловись рыбка большая и маленькая»)

«Теремок» 2) Что говорила Лиса, когда не хотела уходить из избушки Зайца? («Как выскочу, как выпрыгну - полетят клочки по закоулочкам»)

«Колобок» 2) Что говорила Маша Медведю сидя в у него в коробе? («Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке»)

«Теремок» 3) Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе? (« Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое»)

«Колобок» 3) Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда? («Кто в теремочке живет…»)

«Теремок» 4) Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось без его участия? («По- щучьему веленью, по-моему хотенью..»)

«Колобок» 4) Какими словами звал Иванушка –дурачок коня Сивку-бурку? (« Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой»)

7 задание «Собери картинку»

Воспитанникам необходимо собрать пазлы (по 2 картинки на команду) по сюжетам русских народных сказок и назвать эти сказки. («Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и Журавль», «Гуси-Лебеди»).

8 задание.

Сейчас ребята я предлагаю вам стать артистами и показать отрывки из сказок. Одна команда готовит для нас сказку «Теремок», а другая команда - сказку «Колобок».

Воспитанники самостоятельно берут соответствующие пальчиковые игрушки, шапочки-маски и необходимые им атрибуты. Разыгрываются сказки.

Воспитатель подводит итоги, считает жетоны, награждает всех ребят.


© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции