Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Из биографии державина выписать 3 сложных предложения. Последние годы жизни

С дополнительными объяснениями.

Что Вы сможете после этого урока:
Рассказать, как Вас зовут, чем Вы занимаетесь (учитесь, работаете, на пенсии), где Вы живете, сколько Вам лет
Использовать те фразы, которые часто используют в своей повседневной жизни немцы

В немецком языке есть следующие местоимения:

Железное правило немецкого языка: Все глаголы в немецком языке всегда имеют основу плюс окончание -en или просто -n

Wohnen (жить)
denken (думать)
heißen (называть, называться)
lernen (учить)
studieren (учиться)
verdienen (зарабатывать)
arbeiten (работать)
kommen (приезжать, приходить)
sprechen (говорить)
speichern (сохранять, сберегать)

Для того, чтобы правильно поставить глагол в нужную форму, например, глагол «жить» – wohnen, и сказать «он живет», а не «он жить», нужно убрать это окончание -en и в зависимости от местоимения прибавить следующие окончания к основе глагола:

Ich wohn+e – я живу
Du wohn+st – ты живешь
Er, sie, es wohn+t – он,она,оно живет
Wir wohn+en – мы живем
Ihr wohn+t – вы живете
Sie, sie wohn+en – Вы живете, они живут

Часто используемый в жизни глагол «думать» – denken:

Ich denk+e – я думаю
Du denk+st – ты думаешь
Er, sie, es denk+t – он,она,оно думает
Wir denk+en – мы думаем
Ihr denk+t – вы думаете
Sie, sie denk+en – Вы думаете, они думают

Глагол heißen – называть, называться (буква ß читается как «сс»). Без него нельзя представиться или спросить, как называется тот или иной предмет. Изменяется немного не по правилам, но на данном этапе Вам достаточно его просто запомнить.

Ich heiße – меня зовут
Du heißt – тебя зовут
Er,sie,es heißt – его, ее зовут; это называется
Wir heißen – нас зовут
Ihr heißt – вас зовут
Sie,sie heißen – Вас зовут; их зовут

Железное правило немецкого языка: ГЛАГОЛ всегда стоит на 2-м месте!

Упражнение 1.
Ich heiß _______ Peter. (heißen – называть, называться)
Ich lern _______ Deutsch. (lernen – учить)
Ich wohn ________ in Moskau. (wohnen – жить; in Moskau – в Москве)
Ich studier _________ nicht. (studieren – учить, учиться, nicht – не)
Ich verdien ________ gut. (verdienen – зарабатывать, gut – хорошо)
Aber ich arbeit ________ viel. (aber – но; arbeiten – работать; viel – много)
Mein Freund komm ________ aus Deutschland. (mein Freund – мой друг; kommen – приходить, приезжать; aus Deutschland – из Германии)
Er heiß ________ Richard.
Er arbeit _________ hier auch. (auch – тоже)
Er wohn _________ in Moskau.

Упражнение 2.
Ihr lern _______ Deutsch.
Wir studier ________ viel.
Du wohn __________ in Moskau.
Ihr studier _________ zusammen. (zusammen – вместе)
Sie (она) lern ________ hier.
Er arbeit ________ dort. (dort – там)
Die Gruppe arbeit ________ zusammen. (die Gruppe – группа)

Вы, наверное, заметили, что некоторые слова в упражнениях написаны с большой буквы.

Железное правило немецкого языка: Все существительные пишутся с большой буквы.

Сейчас добавим к этому Ваш возраст. Ограничимся теми числительными, которые чаще всего используются в жизни.

К числительным добавим еще один очень важный в немецком языке глагол sein – «быть». Аналог английскому «to be». В русском языке часто заменяется тире или просто опускается.

Иностранцы говорят:
Я есть мужчина. Он есть в парке. Она есть дома. Мы есть в Киеве. Они есть довольны. Я есть болен. Она есть здорова.
Мы говорим:
Я – мужчина. Он (есть) в парке. Она (есть) дома. Мы (есть) в Киеве. Они (есть) довольны. Я (есть) болен. Она (есть) здорова.

Глагол изменяется не по правилам, нужно просто запомнить:

С помощью глагола sein Вы можете говорить о возрасте:

Ich bin sechsundzwanzig(26) Jahre alt (дословно «Я есть 26 лет старый») – мне 26 лет.
Er ist vierzig(40) Jahre alt – ему 40 лет.
Du bist zwanzig(20) Jahre alt – тебе 20 лет.

Упражнение 3. Глагол sein (быть).
Ich _____ Student. (студент)
Ich _____ faul. (ленивый)
Ich ______ nicht verheiratet. (verheiratet sein – быть замужем, быть женатым; nicht – не)
Sie _____ ledig. (ledig – незамужняя, неженатый)
Der Text ______ schwer. (der Text – текст, schwer – сложный)
Der Platz hier _______ frei. (der Platz – место; hier – здесь; frei – свободный)
Wir _______ aus Moskau. (aus Moskau – из Москвы)
Das ______ ein Zimmer. (das Zimmer – комната)
Das _______ die Leute. (die Leute – люди)
Mein Name _______ Alexander. (mein Name – мое имя)
Du _______ mein Freund. (mein Freund – мой друг)
Du ______ toll. (toll – супер, класс)
Ich ______ der Rentner. (der Rentner – пенсионер)

Языковая поддержка: http://speakasap.com/pomosh_v_nemeckom_yazyke.html ([email protected])

Подведем приятные итоги:

Вы уже можете сказать, как Вас зовут, где Вы живете, где Вы работаете, откуда Вы приехали, хорошо ли Вы зарабатываете, учитесь Вы или работаете, сколько Вам лет.

Фразы, которые используют немцы с глаголом sein:
Das ist toll! – это здорово, класс!
Das ist wunderbar! – это потрясающе!
Das ist köstlich – это вкусно
Ich bin müde – я устал
Ich bin zufrieden – я доволен
Ich bin unzufrieden – я недоволен
Ich bin satt – я сыт, я наелся
Ich bin fertig – я готов

Знакомую всем фразу Das ist phantastisch! за 3 года жизни в Австрии и Германии из уст немца я не услышала ни разу:)
Да, и немцы не говорят arbEIten, они говорят Arbeiten с ударением на первую букву. Вот так немного искаженно доходят до нас знания немецкого языка.
Если не хотите быть депортированными или полностью проигнорированными в Германии, фразы типа Hände hoch, nicht schießen, Hitler kaput лучше не выкрикивать на каждом углу, демонстрируя свою эрудированность:)

К самым распространенным глаголам немецкого языка относятся глаголы «haben — располагать, иметь в распоряжении» и «sein – существовать, быть, находиться». Особенностью этих глаголов является то, что при употреблении в немецкой речи они вовсе не обязательно несут на себе смысловую нагрузку. Кроме употребления в своем обычном лексическом значении они используются в роли вспомогательных глаголов, которые служат в немецком языке для образования временных форм глагола и прочих конструкций. В этом случае своего обычного словарного значения они не имеют, а лексическое значение передается смысловым глаголом, с которым они образуют соответствующую грамматическую конструкцию.

Похожие темы:

Глаголы H ABEN и SEIN относятся к неправильным, иначе говоря – нерегулярным глаголам немецкого языка, поэтому их формообразование необходимо запомнить: никаким шаблонным правилам образования глагольных форм оно не подчинено. Три основные формы, присущие немецкому глаголу, они также образуют весьма своеобразно:

1 форма: инфинитив (неопределенная форма) = Infinitiv

2 форма: имперфект / претерит (прошедшее простое) = Imperfekt / Präteritum

3 форма: партицип II (причастие II) = Partizip II

1 – haben / 2 – hatte / 3 – gehabt

1 – sein / 2 – war / 3 – gewesen

Спряжение немецких глаголов HABEN , SEIN в Präsens (настоящее время), Indikativ (изъявительное наклонение)

Singular, 1-3 лицо

Plural, 1-3 лицо

Спряжение немецких глаголов HABEN , SEIN в Präteritum (простое прошедшее время), Indikativ (изъявительное наклонение)

Singular, 1-3 лицо

Plural, 1-3 лицо

Глагол SEIN иначе еще называют глаголом-связкой. Это название он получил потому, что, поскольку глагол в немецком предложении играет первостепенную роль в построении синтаксической конструкции и наличие его в предложении обязательно, то в случаях, когда глагола в предложении по смыслу не имеется, он встает на его место и связывает предложение в единое целое. Это не является естественным для русского языка, поэтому данное правило надо твердо усвоить. Например:

  • Er ist bescheuert, findest du nicht? – Он (есть) сумасшедший, ты не находишь?
  • Dein Protege ist Elektronikbastler, und wir brauchen einen qualifizierten Funkingenieur. – Твой протеже (есть) – радиолюбитель, а нам нужен квалифицированный радиоинженер.

Таким образом, в немецком языке в предложениях такого рода обязательно должен присутствовать глагол-связка SEIN. На русский язык он при этом не переводится.

Теперь рассмотрим употребление двух главных глаголов немецкого языка в качестве вспомогательных при образовании временных глагольных форм – прошедших сложных времен Perfekt и Plusquamperfekt, причем принцип выбора вспомогательного глагола в одинаковой степени касается как изъявительного (Indikativ), так и сослагательного наклонения (Konjunktiv). При употреблении в этой функции существенным является выбор глагола H ABEN или SEIN для построения определенной грамматической конструкции, который продиктован семантическими особенностями смыслового глагола и некоторыми другими его характеристиками.

  • Perfekt Indikativ = личная форма sein / haben (Präsens) + смысловой глагол (Partizip II)
  • Plusquamperfekt Indikativ = личная форма haben / sein (Imperfekt) + смысловой глагол (Partizip II)

Выбор глагола в качестве вспомогательного: H ABEN или SEIN

Выбор H ABEN

Выбор SEIN

1. Для непереходных глаголов, которые не обозначают какое-либо перемещение в пространстве или во времени, движение или переход из одного состояния в иное 1. Для непереходных глаголов, которые обозначают какое-либо перемещение в пространстве, движение
2. Для глаголов, которые обозначают длительное, растянутое во времени состояние 2. Для непереходных глаголов, которые обозначают переход из одного состояния в другое
3. Для переходных глаголов, которые, соответственно, требуют после себя прямого дополнения в винительном падеже* 3. Сам глагол SEIN в своем обычном лексическом значении «находиться, быть, существовать»
4. Для возвратных глаголов, которые употребляются с частицей sich и обозначают направленность (возврат) на действующее лицо (субъект) 4. Для ряда глаголов, которые всегда образуют временные формы с SEIN и которые нужно запомнить: «становиться — werden», «удаваться — gelingen», «встречать — begegnen», «оставаться — bleiben», «случаться, происходить — passieren, geschehen»
5. Для модальных глаголов: «долженствовать = быть обязанным что-л. делать – sollen», «долженствовать = быть вынужденным что.-л. делать — müssen», «хотеть, нравиться, любить – möchten», «желать, хотеть – wollen», «иметь право, разрешение на что-л., мочь – dürfen», «уметь, быть в состоянии, мочь – können»
6. Для безличных глаголов, употребляющихся в безличных предложениях и обозначающих различные явления природы (осадки и пр.).
7. Сам глагол HABEN в своем обычном лексическом значении «иметь, обладать, владеть»

* Здесь очень важно всегда учитывать тот факт, что свойство переходности / непереходности у русских и немецких глаголов при переводе в рамках данной языковой пары совпадает далеко не во всех случаях, поэтому нужно всегда проверять (если нет твердой уверенности) управление глагола по словарю.

Рассмотрим выбор и употребление глаголовH ABEN или SEIN в качестве вспомогательных на примерах. Все примеры приведены в рамках изъявительного наклонения.

HABEN

(1) Nach der Gesellschafterversammlung hat er sich ganz schnell von seinen Kollegen verabschiedet . — После собрания учредителей он очень быстро распрощался со своими коллегами. (Здесь у нас непереходный глагол по своей семантике не имеет никакого отношения к движению или перемещению, поэтому форма Perfekt образуется при помощи «haben»).

(2) Gestern hatte er über drei Stunden am Nachmittag geschlafen , was ihn wieder gesund und munter machte. – Вчера он проспал больше трех часов после полудня, что вновь сделало его здоровым и бодрым. (Глагол длительного состояния употребляется в Plusquamperfekt с «haben»).

(3) Anlässlich unseres letzten Aufenthaltes in Holland haben wir endlich unsere Freunde in Amsterdam besucht und ihre Kinder kennengelernt . – Во время нашего последнего пребывания в Голландии мы, наконец, посетили наших друзей в Амстердаме и познакомились с их детьми. (Оба глагола являются переходными и образуют форму Perfekt с помощью «haben»).

(4) Dein Sohn hat sich immer sämtlichen Forderungen der Erwachsenen und allen möglichen festgelegten Regeln widersetzt . — Твой сын всегда противился и не выполнял все требования взрослых и всевозможные жестко установленные правила. (Выбор глагола «haben» для образования формы Perfekt обусловлен возвратностью смыслового глагола).

(5) Ehrlich gesagt ist es immer mein Wunschbuch gewesen. Ich habe aber immer gewollt es zu lesen und nie gelesen. – Честно говоря, всегда мечтала об этой книге. Однако я всегда хотела ее прочитать и так и не прочитала. (Модальный глагол образует Perfekt при помощи «haben»).

(6) Erinnerst du dich an den Tag im Juni 1978, an welchem es richtig geschneit hat ? — Ты помнишь тот день в июне 1978 года, когда пошел настоящий снег? («Haben» выбирается в качестве вспомогательного глагола для образования формы Perfekt, поскольку здесь мы имеем дело с безличным глаголом).

(7) Ich habe nie ein eigenes Zimmer gehabt . – У меня никогда не было своей собственной комнаты. (Смысловой глагол «haben» образует Perfekt со вспомогательным глаголом «haben»).

SEIN

(1) In diese gemütliche Dreizimmerwohnung sind wir vor drei Jahren eingezogen . – В эту уютную трехкомнатную квартиру мы въехали три года назад. (Глагол движения образует форму Perfekt с помощью «sein»).

(2) Am Ende dieses sehr schönen und eblebnisvollen Tages ist das Kind sofort eingeschlafen . – В конце этого чудесного и очень богатого событиями дня ребенок сразу заснул. (Выбор глагола «sein» для образования формы Perfekt обусловлен семантикой смыслового глагола, передающей переход из одного состояния в другое).

(3) Sie haben mich mit jemandem verwechselt. Vorgestern war ich hier nicht gewesen . (Plusquamperfekt глагола «sein» требует его же в роли вспомогательного глагола).

(4) а) Das ist unbegreiflich, dass uns so was passiert ist . – Уму непостижимо, что подобное могло с нами случиться. (Один из тех глаголов, которые всегда образуют Perfekt и Plusquamperfekt c глаголом «sein»).

б) Gestern ist es dir richtig gut gelungen , alle unangenehmen Fragen ausweichend zu beantworten. – Вчера тебе действительно удачно удалось избежать прямых ответов на все неприятные вопросы. (Этот глагол всегда требует «sein» в качестве вспомогательного).

в) Seine Schwester hatte das unangenehme Gefühl, dass ihr jemand ständig gefolgt war . – У его сестры было неприятное чувство, что за ней постоянно кто-то следил = ее постоянно кто-то преследовал. (С этим глаголом всегда используется «sein» в качестве вспомогательного).

г) Dieser Junge ist mutterseelenallein geblieben , als er noch ganz klein war. – Этот мальчик остался один-одинешенек на белом свете, когда еще был совсем маленьким. (С этим глаголом всегда используется «sein» в качестве вспомогательного).

д) In der Schwimmhalle war sie zufällig ihrer alten Schulfreundin begegnet . — В бассейне она случайно встретилась со своей старой школьной подругой. (С этим глаголом всегда используется «sein» в качестве вспомогательного).

е) Was nicht geschehen ist , ist nicht geschehen . –Чего не случилось – того не случилось.(С этим глаголом всегда используется «sein» в качестве вспомогательного).

В немецком языке есть целый ряд глаголов, которые имеют несколько различных значений в зависимости от употребления в определенном контексте. От того значения, которое передает глагол в конкретной ситуации, может зависеть и наличие у него определенных качеств (например, переходности / непереходности), и, соответственно будут выбираться различные вспомогательные глаголы для образования временных форм. Например:

  • So ein schönes und modernes Auto bin ich noch nie gefahren. – На такой великолепной современной машине я еще никогда не ездил. (В данном случае мы имеем непереходный глагол движения, так как он употреблен в значении «ехать», соответственно для формы Perfekt выбирается «sein»).

Урок посвящен жизни и творчеству Г.Р.Державина и приурочен 270-летию поэта. На данном уроке рассматривались этапы жизни и творчества поэта, была показана связь с Оренбургским краем. Обучающиеся анализировали стихотворения, оды Державина. С этой целью была проведена работа в группах. Также учащиеся индивидуально подготовили сообщения о жизни и творчестве Гавриила Романовича. На уроке прослеживается связь литературы с историей, краеведением. Использованы такие формы работы: работа в группах, индивидуальная работа, дифференцированная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Г. Р. Державин. Жизнь и творчество;

Тип урока: урок изучения нового материала;

Цели: предметные: 1. вослед знакомству с творчеством М.В. Ломоносова продолжить развивать понятие классицизма на примере литературного наследия Г. Р. Державина;

2. познакомиться с Г.Р. Державиным как государственным деятелем;

3. определить тему и основную идею поэзии Державина;

4. заострить внимание на проблеме жизни и творчества;

метапредметные: показать связь русской литературы и истории (на примере истории первой половины XVIII века, эпохи правления Екатерины II)

воспитательные: проникнуть учащихся мыслью о величии и толерантности русской литературы;

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал)

Формы и приемы работы: индивидуальное сообщение, коллективная работа, работа в группах, дифференцированная работа.

Ход урока: 1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. В гостях учителя, поприветствуем их, выразим к ним свое уважение.

2. Определение темы урока, постановка целей.

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Я царь - я раб, я червь - я бог.

Человек, написавший эти мощные строки,- Гавриил Романович Державин. Несколько дней назад 15 сентября в Оренбургской области в его родовом поместье в Бузулукском районе в селе Державино широко отметили 270-летие со дня рождения поэта. Интересно, что он - ровесник Оренбурга, год рождения обоих-1743-й.

Вернемся к эпиграфу. Как вы понимаете данные строки: « Я царь - я раб, я червь - я бог»?

Что значат слова царь, бог? Где Державин ощущает себя царем, богом? (создавая произведения, в своем творчестве) Что значит слово раб? Можем ли мы сказать, что поэт повинуется слову? (выполняет свой долг поэта)

Исходя из этого, сформулируйте тему урока. Запишите тему и число в тетрадях.

2. Индивидуальное сообщение (предварительное домашнее задание) по биографии Г.Р. Державина.

1-ый ученик. Родился поэт в небогатой дворянской семье. Рано потерял отца, и матери приходилось очень трудно, чтобы вырастить и воспитать двух сыновей. В Оренбург он попал в 8 лет, когда отца перевели по службе. Где жили Державины неизвестно, но ясно что в центре нынешнего Оренбурга, городок тогда состоял из считанного количества домиков.

В 1759-1762 гг. поэт учился в Казанской гимназии. Он прекрасно знал немецкий язык, много читал, занимался рисованием. Писать стихи он начал еще в гимназии. Затем Гавриил отправляется покорять столицу, служил в Преображенском полку вместе с солдатами из крепостных. Участвовал в дворцовом перевороте Екатерины II, в подавлении Крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева на территории Оренбургской губернии.

Мы можем представить Державина возвышенным автором од или учителем А. С. Пушкина, который на картине И. Репина, приставив ухо, слушает молодого поэта на экзамене в Царскосельском лицее.

Учитель: Державин тогда сказал: «Я могу спокойно умереть, мое перо поднимет Пушкин».

2-й ученик. К 1770 годам впервые проявился державинский дар. Поэт переводит оды с немецкого языка, начинает писать оды собственного сочинения. С этого момента и до 1791 года основным жанром стала ода. Произведения, сделавшие Державина известным: «На смерть князя Мещерского», «К Фелице», «Бог», «Водопад» и многие другие.

Свое творчество Державин совмещает со службой.

После сочинения оды «К Фелице», обращенной к императрице, был награжден Екатериной II. Служил Олонецким и Тамбовским губернатором, кабинет- секретарем Екатерины II, министром юстиции. Нам он памятен и дорог как предшественник Пушкина, и, конечно, как человек, жизнь и судьба которого связана с Оренбуржьем. В селе Державино сохранился семейный памятник Державиных, храм, построенный его родителями, куда он возвращался не раз.

Физ. минутка для глаз.

3. Актуализация знаний.

Изучая биографию поэта, мы неразрывно связываем его с творчеством.

Изучать его мы будем, работая в группах.

Работа в группах .

1-я группа изучит стихотворение «Властителям и судиям».

2-я- «На смерть князя Мещерского».

3-я группа- «Признание».

Подготовка групп.

Вопросы.

1-я группа. «Властителям и судиям».

Кого имеет ввиду Державин, говоря «земные боги»?

Каков должен быть долг земных богов, властителей и судей?

Каков итог жизни каждого человека, в том числе и властей?

К кому обращается Державин в последней строфе?

Учитель. Итак, человек смертелен. Мысль об этом не давала покоя поэту с начала его творчества и до последних лет его жизни. Эта тема перекликается и с одой «На смерть князя Мещерского».

2-я группа. «На смерть князя Мещерского».

О чем нас заставляют задуматься первые две строфы стихотворения?

О чем сожалеет лирический герой?

Актуальна ли эта тема в наше время?

Учитель. Теперь перейдем к выступлению 3-й группы. В оде «Признание» ярко проявилась сатира. Какая? Посмотрим.

3-я группа. «Признание».

Как проявляется сатира в этом стихотворении? Кто становится объектом?

Какие черты характера Державина проявились перед нами в стихотворении? В чем признается поэт?

Какие слова могли бы стать девизом творчества Державина?

Коллективная работа.

Каждый человек должен после себя оставить потомкам память, сделать что-то, чтобы о нем все вспомнили.

Какую память оставляет после себя Державин?

Свой «Памятник» Державин написал еще при жизни. Прочитаем его.

Определите тему стихотворения. Каким видится памятник поэту? Какую заслугу поэта будет помнить будущее поколение?

Итог урока. Рефлексия.

Каким вы увидели Державина для себя? Запишите начало фразы и закончите ее.

Творчество Державина мы должны знать, потому что…

Перед вами ступеньки лестницы (на доске)

На какую ступень вы бы себя поставили?

Домашнее задание (дифференцированное)

Кто поставил себя на высшую ступень, напишет сочинение «Мое отношение к творчеству Державина».

Кто на вторую, провеет лексический анализ од Державина(слова высокого стиля, тропы и фигуры речи).

Список литературы

  1. Белинский В.Г. Сочинения Державина // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9 томах. Том 6. М., 1981. С.7-74.
  2. Булкин В.А., Овсянников О.В. По Неве и Волхову. Л., 1981. С. 91

3. Газета «Оренбуржье» // № 9.-2013.


1)Гавриил Романович Державин родился 3 (14) июля 1743 года в деревне Кармачи Казанской губернии.

2)Отец, Роман Николаевич, был армейским офицером, в связи с чем семья постоянно переезжала из города в город.

3)Мать, Фекла Андреевна, происходила из семьи небогатых дворян.

4)В 1750 году, когда Державины жили в Оренбурге, Гаврила был отдан в немецкий пансион. Науки там преподавали не лучшим образом, зато за четыре года Державин выучился немецкому языку.
5)1754 год – умирает отец Державина. Семья оказывается на грани нищеты, все заботы о детях целиком ложатся на плечи Феклы Андреевны. Она принимает решение переехать в Казань.

6)1759 год – Гаврила Державин и его брат отданы в только что открывшуюся Казанскую гимназию. Будущий поэт в числе первых учеников, но особенно хорошо ему даются предметы, предполагающие творческую работу.

7)1762 год – Державин заканчивает гимназию и записывается в солдаты. Служит в Петербурге, прикреплен к гвардейскому Преображенскому полку. Полк участвует в дворцовом перевороте.

8)Период службы был не лучшим в жизни Державина. Из-за своего происхождения Гавриле Романовичу было сложно надеяться на стремительную карьеру. Он пристрастился к картам, начал проигрывать присылаемые матерью деньги. Когда играть было не на что, поэт, по его собственному выражению, «марал стихи».

9)1772 год – Державин произведен в прапорщики.

10)Державин просится с генералом в Казань. Его просьба удовлетворена. В Казани Гаврила Романович пишет речь – ответ казанского дворянства на рескрипт императрицы. Державин с секретными поручениями посещает Самару, Симбирск, Саратов… Заслуги поэта пропадают даром из-за его вспыльчивости; он предан суду. Кроме того, с него требуют чужой карточный долг – Державин имел неосторожность выступить поручителем у приятеля. Суд был, в конце концов, прекращен, но в отставку уйти пришлось.

11)в 1775 году Гавриле Романовичу удалось выиграть в карты 40000 рублей. Что касается наград, то только в начале 1777 года Державину было пожаловано 300 душ в Белоруссии и награда «по неспособности к военной службе». Поэт обижен.
Тот же 1773 год – в журнале «Старина и Новизна» появляется первое произведение Державина (опубликовано без подписи) «Ироида, или Письма Вивлиды к Кавну». Это был переведенный с немецкого отрывок из «Метаморфоз» Овидия.

12)После отставки Державин получил должность в Сенате. Но служба продлилась недолго: Гаврила Романович снова борется с чиновниками за правду и проигрывает. («Нельзя там ему ужиться, где не любят правды».)
1776 год – Державин издает «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое».

13) 1778 год – Державин женится на дочери камердинера Петра III Екатерине Яковлевне Бастидон, которой в ту пору было всего 16 лет. Брак с Екатериной – самое счастливое время в жизни Державина, молодая красавица стала музой поэта.

14) 1779 год – Державин отходит в своем творчестве от традиций Ломоносова и создает собственный стиль, признанный впоследствии эталоном философской лирики. Лучшим образцом подобной лирики считается ода «Бог» (1784).
1782 год – Державин пишет «Оду к Фелице», обращенную к императрице. Екатерина II растрогана до слез и награждает автора золотой табакеркой, усыпанной брильянтами и с пятьюстами червонцами внутри.
1784 год – После Сената Державин назначен Олонецким губернатором, но, едва приехав на место новой службы, ссорится с наместником края Тутолминым.
1785 – 1788 годы – Державина переводят в Тамбов, снова на губернаторскую должность. Здесь в точности повторилась олонецкая история. В столицу полетели жалобы на нового губернатора, и под влиянием Сената, вставшего на сторону наместника, императрица повелела удалить Державина из Тамбова. За неполных три года губернаторства Державину, несмотря ни на что, удавалось вести работу по улучшению положения в Тамбовском крае, в частности, бороться с бюрократией. За период своего губернаторства (1784 – 1788 гг.) Державин почти не писал.

15) 1790 год – написана ода «На взятие Измаила».
1790-е годы – Державин, помимо прочих, пишет лирические произведения «К лире» и «Похвала сельской жизни».
1791 – 1793 годы – Державин служит кабинет-секретарем у Екатерины II. Его задача – выявлять нарушения закона в сенатских документах, но Державин снова отстаивает справедливость и борется с «канцелярской крючкотворной дружиной». Императрица жаловалась, что неугомонный кабинет-секретарь «лезет со всяким вздором». В итоге Екатерина удаляет Державина со службы, наградив орденом Владимира II степени и присвоив чин тайного советника. Гаврила Романович снова назначен сенатором, но Сенат при императрице играл малую роль и отправка туда была равносильна императорской немилости. В 1792 году Державин пишет оду «На умеренность», в которой намеками описывает свою службу.
1793 год – умирает Екатерина Яковлевна, жена Державина.
1794 год – закончена ода «Водопад», начатая в год смерти Потемкина. В этом произведении Державин описывает дела князя, достойные жить в памяти потомков. Это происходит в то время, когда имя Потемкина втаптывается светом в грязь.
1795 год – Державин женится на Дарье Алексеевне Дьяковой. По его собственному признанию, второй брак был заключен не по любви, а «чтобы, оставшись вдовцом, не сделаться распутным».
1796 – 1801 годы – эпоха царствования Павла I. Сначала Гавриил Романович заслужил немилость, учинив новому императору на какой-то вопрос «непристойный ответ». Но поэту удалось быстро реабилитироваться, написав великолепную оду на восшествие Павла на престол. При Павле Державин стал кавалером Мальтийского ордена, занимал должности правителя канцелярии Сената и государственного казначея.
1802 – 1803 годы - император Александр I назначает поэта министром юстиции. Державин, как всегда, служит честно. Показателен случай в Калуге: Державин был отправлен туда проверять деятельность губернатора Лопухина, подозреваемого в многочисленных нарушениях и злоупотреблениях. «Дело», составленное Гавриилом Романовичем, занимало 200 страниц...
1803 год – шестидесятилетний Державин уходит в отставку. Начиная с этого года и до самой смерти он живет в основном в деревне Званке Новгородской губернии. В творчестве обращается к драме. Также работает над собранием собственных сочинений, приводя их в порядок и готовя к публикации.
1808 год – изданы четыре тома сочинений Г.Р. Державина.
1809 – 1810 годы – Державин пишет «Объяснения к стихотворениям».
1811 – 1813 годы – Державин составляет «Записки», посвященные его многолетней службе государству. В это же время пишет трактат «Рассуждение о лирической поэзии или об оде».
1811 год – Державин создает литературное общество «Беседа любителей русского слова», объединившее петербургских литераторов.
1815 год – на экзамене в Царскосельском лицее Державин «замечает» юного Александра Пушкина («Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил»).
8 (20) июля 1816 года – Гавриил Романович Державин умирает в Званках. Похоронен в Петербурге.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции