Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Hugo Boss — создатель формы для нацистов и личный стилист Гитлера. Хьюго Босс – личный стилист Гитлера и создатель униформы нацистов: правда и мифы о знаменитом дизайнере

До сих пор подростки в кинотеатрах (или во время более тщательного изучения темы по фотографиям в сети) ловят эстетический кайф от вида обмундирования военных преступников, от формы СС. Да и взрослые не отстают: в альбомах многих пожилых людей знаменитые артисты Тихонов и Броневой красуются именно в соответствующем облачении.

Такое сильное эстетическое воздействие обусловлено тем, что для войск СС (die Waffen-SS) форму и эмблему разрабатывал талантливый художник, выпускник Ганноверской художественной школы и Берлинской Академии, автор культовой картины «Мать» Карл Дибич (Karl Diebitsch). При создании окончательного варианта с ним сотрудничал дизайнер и модельер формы СС Вальтер Хек (Walter Heck). А шили обмундирование на заводах малоизвестного тогда модельера Хьюго Босса (Hugo Ferdinand Boss), а ныне его бренд знаменит на весь мир.

История формы СС

Изначально эсэсовцы-охранники партийных лидеров НСДАП (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), как и штурмовики Рема (руководителя СА – штурмовых отрядов – Sturmabteilung), ходили в светло-коричневой рубашке плюс бриджи и сапоги.

Еще до окончательного решения о целесообразности существования одновременно двух параллельных «передовых охранных отрядов партии» и до зачистки СА, «имперский вождь СС» Гиммлер продолжил членам своего отряда носить черный кант на плече коричневого кителя.

Черная форма была введена лично Гиммлером в 1930 году. Черный китель образца военной вермахтовской куртки носили поверх светло-коричневой рубашки.

Первое время этот китель имел то три, то четыре пуговицы, общий вид парадной и полевой формы постоянно дорабатывался.

Когда в 1934 году было введено обмундирование черного цвета, разработанное Дибичем-Хеком, от времен первых эсэсовских отрядов осталась только красная с черным кантом нарукавная повязка со свастикой.

Первое время существовало два комплекта формы солдат СС:

  • парадный;
  • повседневный.

Позднее, уже без участия знаменитых дизайнеров, были разработаны полевая и камуфлированная (порядка восьми вариантов летнего, зимнего, пустынного и лесного камуфляжей) униформа.


Отличительными признаками военнослужащих частей СС по внешнему виду надолго стали:

  • красные повязки с черным кантом и свастикой, вписанной в белый круг ─ на рукаве кителя мундира, куртки или шинели;
  • эмблемы на кепи или фуражках ─ сначала в виде черепа, затем в виде орла;
  • исключительно для арийцев ─ знаки принадлежности к организации в виде двух рун на правой петлице, знаками воинского старшинства на правой.

В тех дивизиях (например «Викинг») и отдельных частях, где служили иностранцы, руны заменялись эмблемой дивизии или легиона.

Изменения коснулись внешнего вида эсэсовцев в связи с их участием в военных действиях, и переименованием «Аllgemeine (общие) СС» в «Waffen (вооруженные) СС».

Изменения к 1939 году

Именно в 1939 году знаменитая «мертвая голова» (череп, делавшийся сначала из бронзы, затем из алюминия или латуни) трансформировалась в знаменитого по сериалам орла на кокарде фуражки или пилотки.


Сам череп, вместе с другими новыми отличительными чертами, остался принадлежностью танкового корпуса СС. В том же году эсэсовцы получили и белую парадную форму (белый китель, черные бриджи).

При реконструкции «Альгемейн СС» в «Ваффен СС» (чисто «партийная армия» была реорганизована в боевые войска под номинальным главнокомандованием генштаба Вермахта) с формой эсэсовцев произошли следующие изменения, при которых были введены:

  • полевая форма серого (знаменитый «фельдграу») цвета;
  • парадная белая форма для офицеров;
  • шинели черного или серого цветов, также с нарукавными повязками.

При этом шинели уставом дозволялось носить расстегнутыми на верхние пуговицы, чтоб было проще ориентироваться в знаках различия.

После указов и нововведений Гитлера, Гиммлера и (под их руководством) Теодора Эйке и Пауля Хауссера, окончательно оформилось разделение СС на полицейские (прежде всего, подразделения типа «Мертвая голова») и боевые части.

Интересно, что «полицейским» частям мог приказывать исключительно лично рейхсфюрер, а вот боевые части, считавшиеся резервом военного командования, могли быть использованы генералами Вермахта. Служба в «ваффен СС» приравнивалась к выполнению воинской повинности, а полицейские и охранные силы не считались воинскими подразделениями.


Впрочем, части СС оставались под пристальным вниманием верховного партийного руководства, как «образец политической силы». Отсюда постоянные изменения, даже в ходе войны, в их униформе.

Форма СС в военное время

Участие в военных компаниях, расширение отрядов СС до полнокровных дивизий и корпусов породило систему званий (не слишком отличающуюся от общеармейской) и знаков различий:

  • рядовой (шюцман, в просторечии просто «ман», «человек СС») носил простые черные погоны и петлицы с двумя рунами на правой (левая ─ пустая, черного цвета);
  • рядовой «проверенный», после полугода службы (обершутце) получал «шишечку» («звездочку») серебряного цвета на погон полевой («маскировочной») формы. Остальные знаки различия были тождественны шюцману;
  • ефрейтор (штурмман) получал тонкую двойную серебристую полоску на левую петлицу;
  • младший сержант (роттенфюрер) имел уже четыре полосы того же цвета на левой петлице, а на полевой форме «шишечка» заменялась на треугольную нашивку.

Унтер-офицерский состав войск СС (принадлежность к нему проще всего определять по частице «шар») получал уже не пустые черные погоны, а с серебристым кантом и включал в себя звания от сержанта до старшего фельдфебеля (штаб-фельдфебель).

Треугольники на полевой форме заменялись на прямоугольники, различной толщины (самая тонкая у унтершарфюрера, самая толстая, почти квадратная, ─ у штурмшарфюрера).

Эти эсэсовцы имели следующие знаки различия:

  • сержант (унтершарфюрер) ─ черные погоны с серебристым кантом и маленькая «звездочка» («квадрат». «шишечка») на правой петлице. Те же знаки отличия были и у «юнкера СС»;
  • старший сержант (шарфюрер) ─ такие же погоны и серебристые полоски сбоку от «квадрата» на петлице;
  • старшина (обершарфюрер) ─ погоны те же, на петлицу две звездочки без полосок;
  • прапорщик (гауптшарфюрер) ─ петлица, как у старшины, но с полосками, на погонах уже две шишечки;
  • старший прапорщик или фельдфебель (штурмшарфюрер) ─ погоны с тремя квадратиками, на петлице те же два «квадрата», что у прапорщика, но уже с четырьмя тонкими полосками.

Последнее звание осталось достаточно редким: его присваивали только после 15 лет беспорочной службы. На полевой форме серебряный кант погон заменялся зеленым с соответствующим числом черных полосок.

Форма офицерского состава СС

Форма младшего офицерского состава различалась уже по погонам маскировочной (полевой) формы: черной с зелеными полосами (толщина и количество в зависимости от звания) ближе к плечу и переплетёнными дубовыми листьями над ними.

  • лейтенант (унтерштурмфюрер) ─ серебристые «пустые» погоны, три квадратика на петлице;
  • старший лейтенант (оберштурфюрер) ─ квадрат на погонах, к знакам на петлице добавлялась серебристая полоса, две линии на нарукавной нашивке под «листьями»;
  • капитан (гауптштурмфюрер) ─ добавочные линии на нашивке и на петлице, погон с двумя «шишечками»;
  • майор (штурмбаннфюрер) ─ серебристые «плетёные» погоны, три квадрата на петлице;
  • подполковник (обербаннштурмфюрер) ─ один квадрат на витом погоне. Две тонкие полоски под четырьмя квадратиками на петлице.

Начиная с майорского звания, знаки отличия претерпели несущественные различия в 1942 году. Цвет подложки у витых погон соответствовал роду войск, на самом погоне иногда наличествовал символ воинской специальности (знак танковой части или, например, ветеринарной службы). «Шишечки» на погонах после 1942 года из серебристых превратились в знаки золотистого цвета.


По достижении звания выше полковничьего менялась и правая петлица: вместо рун СС на неё помещались стилизованные серебристые дубовые листья (одинарный у полковника, тройной у генерал-полковника).

Остальные знаки различия старших офицеров выглядели следующим образом:

  • полковник (штандартенфюрер) ─ три полосы под сдвоенными листьями на нашивке, две звезды на погонах, дубовый лист на обеих петлицах;
  • не имеющее аналогов звание оберфюрер (нечто вроде «старшего полковника) ─ четыре толстые полосы на нашивке, сдвоенный дубовый лист на петлицах.

Характерно, что у этих офицеров оставались и черно-зеленые «маскировочные» погоны для «полевого», боевого обмундирования. У командиров более высоких рангов цвета становились уже не такими «защитными».

Форма у генералитета СС

На мундирах СС у высшего командного состава (генералитета) появляются уже золотистого цвета погоны на кроваво-красной подложке, с символами серебряного цвета.


Изменяются и погоны «полевой» формы, так как в особой маскировке нет нужды: вместо зеленого цвета на черном поле у офицеров, генералы носят тонкие золотые знаки. Погоны становятся золотыми на светлом фоне, с серебряными знаками различия (за исключением мундира рейхсфюрера со скромным тонким черным погоном).

Знаки различия высшего командования на погонах и петлицах соответственно:

  • генерал-майор войск СС (в ваффен СС ─ бригаденфюрер) ─ золотое шитье без символов, сдвоенный дубовый лист (до 1942 года) с квадратиком, тройной лист после 1942 года без дополнительного символа;
  • генерал-лейтенант (группенфюрер) ─ один квадрат, тройной дубовый лист;
  • полный генерал (обергруппенфюрер) ─ две «шишки» и дубовый лист трилистник (до 1942 года на петлице нижний лист был тоньше, зато присутствовали два квадратика);
  • генерал-полковник (оберстгруппенфюрер) ─ три квадратика и тройной дубовый лист с символом ниже (до 1942 года у генерал-полковника также был тонкий лист в нижней части петлицы, но при трех квадратиках).
  • рейхсфюрер (ближайший, но не точный аналог ─ «нарком НКВД» или «генерал-фельдмаршал») носил на мундире тонкий серебряный погон с серебряным же трилистником, и окруженные лавровым листом на черном фоне дубовые листья в петлице.

Как видно, генералитет СС пренебрегал (за исключением рейхсминистра) защитным цветом, впрочем и в боях им, за исключением Зеппа Дитриха, приходилось участвовать реже.

Знаки отличия в Гестапо

В службе безопасности СД Гестапо тоже носили эсэсовскую форму, звания и знаки различия практически совпадали со званиями в «Ваффен» или в «Альгемейне СС».


Сотрудников Гестапо (позднее и РСХА) отличали отсутствие рун на петлицах, а так же обязательный нагрудный жетон службы безопасности.

Любопытный факт: Штирлица в великом телефильме Лиозновой зритель видит почти всегда именно в , хотя на момент весны 1945 года, чёрная форма почти повсеместно в СС была заменена более удобной для фронтовых условий «парадкой» темно-зеленого цвета.

В исключительно черном кителе мог ходить Мюллер ─ и как генерал, и как редко выбирающийся в районы передовой руководитель высокого ранга.

Камуфляж

После преобразований охранных отрядов в боевые части указами 1937 года, в элитные боевые подразделения СС начали уже к 1938 году поступать образцы камуфлированной формы. Она включала в себя:

  • чехол на шлем;
  • куртку;
  • маску для лица.

Позднее появились камуфлированные накидки (Zelltbahn). Брюки (бриджи) до появления в районе 1942-43 годов двусторонних комбинезонов были от обычной полевой формы.


Сам рисунок на камуфлированных комбинезонах мог использовать множество «мелкопятнистых» форм:

  • в горошек;
  • под дубовые (eichenlaub);
  • пальмовые (palmenmuster);
  • платановые листья (platanen).

При этом маскировочные куртки (а затем и двусторонние комбинезоны) имели почти весь необходимый спектр расцветок:

  • осенний;
  • летний (весенний);
  • дымный (чёрно-серый горошек);
  • зимний;
  • «пустынный» и другие.

Первоначально обмундирование из камуфлированных водонепроницаемых тканей поставлялось в Verfugungstruppe (диспозиционные войска). Позднее камуфляж стал неотъемлемой частью формы «целевых» групп СС (Einsatzgruppen) разведывательных и диверсионных отрядов и подразделений.


Немецкое руководство в годы войны творчески подходило к созданию камуфлированного обмундирования: удачно заимствовались находки итальянцев (первых создателей камуфляжа) и разработки американцев и англичан, достававшиеся в числе трофеев.

Тем не менее, нельзя недооценивать вклад собственно германских и сотрудничавших с режимом Гитлера ученых, в разработку таких знаменитых марок камуфляжей, как

  • ss beringt eichenlaubmuster;
  • sseichplatanenmuster;
  • ssleibermuster;
  • sseichenlaubmuster.

Над созданием этих типов расцветок работали профессора физики (оптики) изучавшие эффекты от прохождения лучей света сквозь дождь или листву.
О камуфляжном комбинезоне SS-Leibermuster советской разведке было известно меньше, чем союзнической: он применялся на Западном фронте.


При этом (по данным американской разведки) желто-зеленые и чёрные линии наносились на китель и нашлемник особой «светопоглощающей» краской, которая еще и уменьшала уровень излучения в инфракрасном спектре.

О существовании подобной краски в 1944-1945 годах до сих пор сравнительно мало известно, высказываются предположения, что речь шла о «светопоглощающей» (конечно, частично) черной ткани, на которую позже наносились рисунки.

В советском фильме 1956 года «В квадрате 45» можно увидеть диверсантов в костюмах, наиболее напоминающих SS-Leibermuster.

В единственном экземпляре образец этой военного обмундирования находится в военном музее в Праге. Так что ни о каком массовом пошиве формы этого образца речи быть не может, подобных камуфляжей было выпущено настолько мало, что сейчас они являются одним из самых интересных и дорогостоящих раритетов второй Мировой.

Считается, что именно эти камуфляжи дали толчок американской военной мысли для разработки маскировочных одежд для современных коммандос и прочих спецподразделений.


Камуфляж «SS-Eich-Platanenmuster» куда более часто встречался на всех фронтах. Собственно « Platanenmuster» («древесный) встречается ещё на довоенных фото. К 1942 году в войска СС стали массово поставляться «оборотные» или «реверсивные» куртки расцветки «Eich-Platanenmuster» ─ осенний камуфляж на лицевой, весенняя расцветка на оборотной стороне ткани.

Собственно, эта трехцветная, с ломаными линиями «дождя» или «веток» боевая форменная одежда и встречается чаще всего в кинофильмах о второй Мировой и Великой Отечественной.

Камуфляжные расцветки «eichenlaubmuster» и «beringteichenlaubmuster» (соответственно «дубовые листья тип «А», дубовые листья тип «Б») были широко популярны в «Ваффен СС» в 1942-44 годах.

Однако, большей частью, из них, в основном, изготовлялись накидки, плащ-палатки. А солдаты спецподразделений уже самостоятельно (во многих случаях) шили из накидок куртки и нашлемники.

СС форма сегодня

Выгодно эстетически решенная черная форма СС и сегодня пользуется популярностью. К сожалению, чаще всего не там, где реально нужно воссоздавать аутентичное обмундирование: не в российском кинематографе.


Выше упоминался мелкий «ляп» кинематографа советского, но у Лиозновой почти постоянное ношение Штирлицем и другими персонажами именно черной формы могло быть оправдано общей концепцией «черно-белого» сериала. Кстати, в раскрашенном варианте, Штирлиц пару раз появляется в «зеленой» «парадке».

Но в современных российских фильмах на тематику Великой Отечественной ужас ужасом погоняет в плане достоверности:

  • печально известный фильм 2012 года, «Служу Советскому Союзу» (про то, как армия разбежалась, но политзаключенные на западной границе разбили диверсионные отряды СС) ─ наблюдаем эсэсовцев в 1941 году, одетых во что-то среднее между «Beringtes Eichenlaubmuster» и еще более современными цифровыми камуфляжами;
  • грустная картина «В июне 41-ого» (2008) позволяет видеть на поле боя эсэсовцев в полной парадной черной униформе.

Подобных примеров много, не избавлен от ляпов даже «антисоветский» совместный российско-германский фильм 2011-ого года с Гуськовым «4 дня в мае», где гитлеровцы, в 45-ом, по большей части одеты в камуфляжи первых лет войны.


Зато эсэсовская парадная униформа пользуется заслуженным уважением у реконструкторов. Конечно, отдать дань эстетике нацизма стремятся и различные экстремистские группировки, и даже не признанные такими, вроде относительно мирные «готы».

Вероятно, дело в том, что благодаря истории, а также классическим фильмам «Ночной портье» Кавани или «Гибели Богов» Висконти, у публики выработалось «протестное» восприятие эстетики сил зла. Недаром лидер «Секс-Пистолз» Сид Вишерс частенько появлялся в майке со свастикой, в коллекции модельера Жан-Луи Ширера в 1995 году почти все туалеты были орнаментированы или имперскими орлами или дубовыми листьями.


Ужасы войны забываются, но чувство протеста против буржуазного социума остается почти прежним ─ такой грустный вывод можно сделать из этих фактов. Другое дело, созданные в нацисткой Германии «камуфлированные» окрасы тканей. Они эстетичны и удобны. И потому широко используются не только для игр реконструкторов или работ на приусадебных участках, но и современными модными кутюрье в мире большой моды.

Видео

Знаменитый германский модный дом принес извинения перед мировым сообществом за то, что в годы Второй мировой войны на его фабриках использовался подневольный труд.

Хьюго Фердинанд БОСС.

Зачем Хьюго вступил в партию нацистов?

Ещё в 1997-м году компания Hugo Boss публично признала факт своего сотрудничества с нацистами. Толчком к заявлению представителей фирмы послужило обнародование скрытых счетов в банках Швейцарии, в которых фигурировало имя Хьюго Босса, что доказывало его связь с нацистами. Но тогда в заявлениях присутствовало утверждение о полной неосведомленности руководства фирмы об этом факте, - аргументом служило отсутствие в архивах компании какого-либо упоминания о событиях, связанных с обслуживанием нацистского режима.
В 2006 году австрийский журнал Profil написал о том, что фирма Hugo Boss снабжала во время Второй мировой войны мундирами гитлеровскую армию. И, что еще хуже, использовала для этого труд заключенных из концлагерей и военнопленных. Фирма не стала отрицать обвинений. Пресс-секретарь Моника Стайлен сказала тогда: «Фабрика Hugo Boss изготавливала рабочую одежду и, по всей видимости, мундиры для SS». Но так как у предприятия не было более точных данных о своей истории, снабжение формой нацистов и использование принудительного труда оставили без комментариев. И только год спустя 83-летний сын Хьюго Босса Зигфрид признался, что его отец был членом нацистской партии. «А кто не был ее членом в то время? Вся промышленность работала на нацистов», - сказал Зигфрид Босс.
Для очищения имиджа фирмы было решено нанять историка, который расследовал бы события 60-летней давности, как поступали и многие другие немецкие компании, обвиненные в сотрудничестве с нацистами.
Автор вышедшей недавно книги «Hugo Boss, 1924-1945», специалист по экономической истории Университета Бундесвера Роман Кёстер, которому компания и заказала исследование, должен был проверить слухи об использовании подневольного труда на фабриках предприятия, а также узнать, действительно ли Хьюго Фердинанд Босс был «личным портным» Гитлера.
Изучив исторические документы, автор книги пришел к выводу, что основатель текстильного предприятия в городе Метцинген (земля Баден-Вюртемберг) был искренним сторонником нацистской партии. «Ясно, что Хьюго Фердинанд Босс вступил в ряды партии не только из-за возможности получить заказы на пошив военной формы», - пишет автор издания.
После войны Босс до самой своей кончины в 1948 году утверждал, что он вступил в ее ряды, чтобы спасти свою компанию, получив заказ на пошив формы сначала для членов партии, а затем для подразделений SS. «Возможно, это является правдой, однако, судя по заявлениям Хьюго Фердинанда Босса, нельзя сказать, что его личные взгляды расходились со взглядами национал-социалистов, - считает Кёстер. - Такого, скорее всего, не было».
С апреля 1940 года Хьюго Босс стал использовать на своём предприятии подневольный труд, в основном женщин. На фабрике, послужившей основой для нынешнего Дома моды, в качестве подневольной рабочей силы использовались в те годы 140 выходцев из Польши и 40 из Франции. Специально для таких работниц недалеко от фабрики был построен лагерь. Гигиена и снабжение продуктами временами были весьма далекими от принятых норм.
Как отмечает Роман Кёстер, в 1944-м, за год до окончания войны, Босс попытался облегчить положение работниц. Он распорядился разместить у себя в доме некоторых из них, а также улучшил их питание. «Мы можем только повторить уже известное: отношение к подневольным работникам фабрики временами было очень жестоким и доходило до принуждения. Вместе с тем о них проявлялась забота, так что очень трудно прийти к однозначным выводам», - пишет автор книги.
Руководство модного дома Hugo Boss от своего прошлого не открещивается. Получив результаты исследования Романа Кёстера, боссы не только не помешали публикации книги, но и сопроводили ее официальными извинениями за использование подневольного труда в прошлом. «Мы признаём все нелицеприятные факты и глубоко сожалеем, что многим людям пришлось перенести страдания, работая на наших фабриках в годы войны. Мы даже не пытались утаить это или переписать историю. Финансируя исследование Романа Кёстера, мы надеялись увидеть правдивую историю нашей компании. Наши ожидания сбылись», - говорится в официальном заявлении руководства Hugo Boss.
Представители Hugo Boss утверждают, что не подвергали работу Романа Кёстера какой-либо цензуре и что книга вышла в том виде, в котором ее написал автор.

Всё началось с униформы для почтальонов

Hugo Boss - один из самых знаменитых домов моды. Под этим брендом производятся классические линии одежды, аксессуаров и парфюмерии. Линии одежды для мужчин и женщин (есть также и детская линия) от Hugo Boss выпускаются под двумя брендами: отдельно представлены коллекции Boss, основная из них носит имя Boss Black, и отдельно - линейки одежды Hugo. В отличие от классического Boss, бренд Hugo является более нетрадиционным и прогрессивным. Еще одним брендом для «искушенных» мужчин и женщин, как утверждает реклама, Hugo Boss позиционирует бренд Baldessarini. Также под маркой Hugo Boss производятся аксессуары: часы, солнечные очки и даже мобильные телефоны (совместно с Samsung), а также парфюмерия.
Хьюго Фердинанд Босс основал свою компанию в Метцингене в 1923 году, всего через несколько лет после окончания Первой мировой войны, в то время, когда почти вся Германия была в состоянии экономического коллапса.
Сначала это был семейный бизнес, компания представляла собой маленький магазинчик, который вырос в небольшую фабрику, которая занималась пошивом униформы для социальных служб - полицейских, почтальонов и спецодежды для рабочих. Послевоенный кризис в Германии отразился на фирме, и вскоре, в 1930-м году, Hugo Boss объявляет о банкротстве.
Но изменения в общественно-политической жизни Германии дали компании возможность реванша. В 1931 году (за два года до того, как Адольф Гитлер пришел к власти) Хьюго Босс, как и многие немцы, вступает в Национал-социалистическую партию Германии. И вскоре новая партийная принадлежность начинает приносить плоды. Одним из первых крупных контрактов, доставшихся Хьюго Боссу, был заказ на пошив коричневых рубашек для членов партии нацистов. Затем он получал заказы на изготовление мундиров для вооруженных сил Германии, штурмовиков, эсэсовцев и молодежной организации Hitler Jugend. Он также с гордостью носил на своём пиджаке партийный значок, вспоминает сын Хьюго Босса Зигфрид.
В 1946-м за членство в партии, поддержку SS и снабжение нацистских войск формой - даже до 1933-го - Босс был признан активистом и сторонником НСДАП; за это его лишили права на голосование, возможности управлять собственной компанией и оштрафовали на 100 000 марок.
В послевоенное время фирма возвращается к изготовлению одежды для почтальонов и полицейских. В 1948-м году умирает основатель фирмы Хьюго Босс, но фирма продолжает развиваться, и в начале 50-х в ее ассортименте появляется первый мужской костюм. Но только в 70-е компания полностью фокусируется на мужской моде. Превращению Hugo Boss в тот модный бренд, которым мы его знаем сейчас, во многом способствовало новое руководство фирмы. В 1967-м к управлению приступают братья Холи, Уве и Йохен - внуки Хьюго Босса. На волне послевоенного подъема экономики Германии Hugo Boss стремительно развивается и становится крупнейшим в Германии и одним из самых крупных в мире производителей одежды, а также влиятельным домом моды.

Генрих ГИММЛЕР в костюме от Hugo Boss.

Предприниматели Третьего рейха

Модный дом Hugo Boss пополнил длинный список крупнейших немецких концернов, признавших использование рабского труда в годы Второй мировой войны.
Производители техники Krupp, Siemens, медицинская фирма Bayer, автомобильные фирмы Mercedes-Benz, Volkswagen, BMW, Porsche, да и американская компания Ford эксплуатировали труд сотен тысяч военнопленных. Например, на заводах BMW 30 000 заключенных ремонтировали моторы военных самолетов, а вот на заводах Круппа 70 000 заключенных наряду с изготовлением кофеварок и стиральных машин строили... газовые камеры. У этого предприятия был даже свой завод на территории концлагеря Освенцим. На заводе Байера заключенные изготавливали ядовитые газы, и жили они всего три с половиной месяца. Из 35 000 рабочих
25 000 умерли.
Предприятия объясняли использование труда заключенных просто - все обычные рабочие находились в армии, работать было некому. Деньги, заработанные заключенными, шли партии Гитлера и на финансирование военных действий. Уже в 1950-х годах некоторые бывшие заключенные стали требовать от этих немецких фирм выплаты компенсации, и многие требования были удовлетворены.
Не так давно обвинения в симпатиях к национал-социалистам были предъявлены основателю мебельной фирмы IKEA Ингвару Кампраду. Один из самых богатых людей в мире, Ингвар Кампрад тоже сотрудничал с нацистами во время Второй мировой войны. Более того, как утверждает в своей новой книге шведский историк Элизабет Осбринк, основатель IKEA до сих пор не скрывает своих симпатий к нацистам.

Для того времени форма германских войск, пошитая Hugo Boss, была очень модной и функциональной.

Мода по-эсэсовски

Униформа для SS разрабатывалась тщательно, а выглядела устрашающе. (SS - сокращенное название немецкого Schutzstaffel - «защитный дивизион», элита фашистских войск.) Черную эсэсовскую униформу (хорошо знакомую нашему зрителю по сериалу «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой) придумал 34-летний специалист по геральдике, член «Имперской ассоциации немецких художников» профессор Карл Дибич со своим помощником Вальтером Хеком. Последний разработал также эмблему в виде сдвоенной руны «зиг» (руна «зиг» - молния - в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора) и дизайн холодного оружия для SS.
На создание эсэсовской униформы Дибича вдохновила форма прусских «Гусар смерти» (в разговорном немецком языке с XVIII века так принято называть 1-й лейб-гусарский полк и 2-й лейб-гусарский полк Королевы Виктории Прусской), которую украшала эмблема Totenkopf - «мертвая голова».
По иронии истории, в Российской империи существовали свои черные гусары, одетые в схожую униформу: Пятый полк Александрийских гусар.
Черные мундиры и фуражки для членов SS были введены 7 июля 1932 года, а после 1939 года начался массовый переход членов SS на серую униформу. Фактически с этого момента черную форму перестали носить, отдавая предпочтение серой. Также для операций в Италии и на Балканах отряды SS были одеты в желтую форму. В 1944 году в Германии ношение черной униформы было отменено. Советские деятели культуры превратили ее в запоминающийся символ эсэсовца.


- Да, я знаю, что нацистскую форму придумал Хьюго Босс, но объективно - форма-то ведь очень красивая. Сразу Штирлиц вспоминается… А наши солдатики теперь, говорят, в форме от Юдашкина ходят. Вот и почувствуйте разницу, что называется. А вообще, я считаю, что судить об искусстве надо отдельно от временных обстоятельств, в которых оно творилось.

Алексей ГОЛОВИН,
психолог (Красноярск):


- Я слышал, что Хьюго Босс даже пользовался услугами небольшого концлагеря для военнопленных. Они шили рубашки для немецких солдат. Есть легенда, что особенно способных рабочих он переселял к себе в дом, улучшал им условия жизни… Не знаю, как к этому относиться. Историю ведь не перепишешь. Тем не менее сейчас фирма извиняется перед жертвами нацизма за что-то, значит, чувствуют себя причастными к нехорошим делам.

Эдуард ПИНЮГЖАНИН,
тележурналист (Киров):


- То, что Хьюго Босс шил форму для нацистов, меня не шокировало и не стало каким-то откровением. В то время многим людям, для того чтобы выжить, приходилось принимать для себя «правила игры», которые диктовало правительство Гитлера. Стоит отметить, что Хьюго Босс таким образом зарабатывал сам и, создавая рабочие места, давал возможность зарабатывать другим на кусок хлеба. Его продукция не была смертоносной. Форма может лишь устрашать. Так что ничего особенного в том, чем занимался Хьюго Босс во время Второй мировой войны, я не вижу.

Игорь НЕЛЮБИН,
пресс-секретарь ЗАО «ВяткаТорф» (Киров):


- Мы знаем художника по его произведениям, а не по тому, каким он был в жизни. Негодяи тоже бывают талантливы - этот факт не требует доказательств. Мы не можем сказать, что Хьюго Босс был негодяем просто потому, что он делал талантливо и качественно свою работу. Если бы он работал иначе, никто бы его не поблагодарил за это и вообще не вспомнил. Другое дело, что Босс сам был нацистом и использовал рабский труд. Это его совершенно не красит и, наверное, было бы достойно осуждения на Нюрнбергском процессе как пособничество врагу. Без всякой скидки на его талант. Но люди, какими бы они ни были, из жизни уходят. Остаётся то, что ценно для нашего общества, для следующих поколений.

Любовь МОЖАЕВА,
художественный руководитель творческого объединения «Союз криэйторов России» (Иркутск):


- Вторая мировая закончилась давно, но до сих пор всплывают факты из «чёрного» прошлого. С одной стороны, как любому здравомыслящему человеку, мне глубоко претит подневольный труд. Я прекрасно понимаю, что работники, а точнее, работницы (насколько я знаю, трудились в то время на фабрике в основном женщины из Польши, Франции и Украины) жили в ужасных условиях. Это же был концлагерь, а не курорт. Но я вполне допускаю мысль о том, что Хьюго Фердинанд Босс действительно был вынужден работать на режим Гитлера для того, чтобы сохранить свой бизнес. По аналогии с нашей страной - у нас же тоже перепрофилировали фабрики и заводы под нужды войны. Сомневаюсь, что руководство СССР предлагало какой-то выбор, - скорее, просто ставило перед фактом.

Сергей ПЛАТОНОВ,
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента в строительстве (Иркутск):


- Немецкие историки вступили в полемику по поводу этого скандала. Кто-то говорит о том, что Хьюго Босс был вынужден сотрудничать с Гитлером, другие (в частности, Роман Кёстер) утверждают, что бизнесмен искренне симпатизировал национал-социализму. Узнать достоверную информацию уже невозможно. Зато доподлинно известно, что Хьюго Босс выплатил штраф за пособничество нацистам. Сейчас руководство принесло свои извинения за использование рабского труда. К тому же в 2000 году компания вступила в фонд «Память, ответственность, будущее», созданный крупными немецкими фирмами для выплаты компенсаций бывшим подневольным рабочим. Резюмируя, могу сказать, что вот эти официальные извинения и вся всплывшая в связи с этим информация, пусть и не очень лестная, - всё это неплохой пиар-ход в поддержку книги об истории компании и интереса к бренду.

Споры вокруг формы российской армии, разработанной модным домом Валентина Юдашкина, не прекращаются с самого момента её появления, а Сергей Шойгу, став министром обороны, только усилил критику. В этом материале FURFUR вспоминает семерых дизайнеров и художников, разрабатывавших военную униформу, и рассказывает о том, что у них вышло.

Юдашкин для российской армии

Униформа, утверждённая президентом Медведевым в 2010 году, в народном сознании ассоциируется с именем модного дома Валентина Юдашкина, однако он сам имеет к ней только косвенное отношение: созданные там (по утверждению обеих сторон, абсолютно бесплатно) образцы были сильно изменены чиновниками Министерства обороны. Именно на стадии доработки форма была упрощена, погоны перенесены с плеч на грудь (особенно ненавистное у офицерского состава нововведение) и было решено использовать для ее производства дешевые китайские ткани, что вызвало рост болезней из-за переохлаждения среди солдат-срочников.

Этот факт не афишировался до тех пор, пока вину за все недостатки не попытались повесить на Юдашкина (Жириновский даже обвинял его в том, что тот не служил в армии - на самом деле, конечно, служил). Но по результатам расследования Главной военной прокуратуры вся ответственность за них лежит на департаменте ресурсного обеспечения Минобороны. А дизайнер даже опубликовал в своем твиттере фотографии модели в изначальном варианте формы. Судя по ним, единственное существенное сходство его эскизов с тем, что получилось, - пиксельный камуфляж, сменивший традиционную «Флору».

Хьюго Босс для СС


Униформа вермахта, вопреки популярному мифу, была создана не Хьюго Фердинандом Боссом. Однако основатель модного дома все же имеет отношение к мундиру Третьего рейха. В ту пору он был владельцем швейной фабрики, пошедшей в гору благодаря государственному заказу на пошив формы для штурмовиков, СС, гитлерюгенда и других военизированных формирований нацистской партии.

Заслужив в довоенные годы доверие, в начале 1940-х фабрика Босса уже в статусе важного военного предприятия, получила большой государственный заказ на производство обмундирования. Когда своих рабочих рук стало не хватать, вакантные рабочие места получили угнанные в рейх для принудительного труда жители Восточной Европы и французские военнопленные. И все же из Босса трудно сделать злого нациста - сохранились документы, свидетельствовавшие о его попытках улучшить условия труда и получше расселить подневольных рабочих. Тем не менее в 1946 году он был признан активным пособником нацистов, лишен избирательных прав и права вести бизнес, а также выплатил огромный по тем временам штраф в 80 тысяч марок.

Васнецов для Красной армии


Один из первых экспериментов по привлечению художников и модельеров к разработке военной формы относится к 1918 году, когда приказом наркома по военным делам Троцкого была создана временная комиссия по созданию новой формы для РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии), бойцы которой до этого донашивали форму императорской армии.

Комиссия объявила конкурс на разработку новой формы, в котором участвовали Васнецов, Кустодиев, Езучевский, Аркадьевский и другие художники. Большинство из них уже имели опыт создания костюмов по работе в театре. У конкурса не было одного победителя - комиссия разработала новую форму на основе нескольких предложенных работ. Те мундиры запомнились в основном отсутствием погон - визуальное выражение отмены воинских званий и офицерства. В эту же форму вошла и буденовка - новый шлем, напоминующий обмундирование древнерусского воина. Правда, изготовлена она была еще для армии Российской Империи, но так и не успела поступить на воружение до революции.

Микеланджело для Швейцарской гвардии


Одним из самых распространённых мифов в области дизайна униформы связан с Швейцарской гвардией Ватикана (полное название - Пехотная когорта швейцарцев священной охраны Римского Папы). Википедия, экскурсоводы и даже некоторые искусствоведы упорно приписывают эскизы этой формы кисти Микеланджело. Для этого есть косвенные основания, ведь Швейцарская гвардия была основана в 1506 году, во время наивысшего подъёма культуры Возрождения и её красно-сине-жёлтые камзолы имеют типично ренессансный фасон.

Но никаких доказательств авторства Микеланджело не существует. Интересно, что официальный сайт Ватикана, опровергая версию о Микеланджело, тем не менее замечает, что другой титан Возрождения, Рафаэль, оказал влияние на форму швейцарцев, впрочем, как и на моду той эпохи вообще.

Armani и Valentino для итальянской полиции


Очень похожая история связывает двух великих мастеров XX века. Дело в том, что в интернете очень популярно убеждение, согласно которому современную форму итальянской полиции разрабатывал то ли дом Armani, то ли Valentino. Как и всякая другая, эта легенда имеет несколько редакций и версий - например, что оба модных дома шили для полиции, но для разных её подразделений (форма итальянских стражей закона значительно различается).

Authentic Apparel x U.S. Army


В ноябре 2013 года стало известно, что компания Authentic Apparel Group выпускает коллекцию мужской одежды, вдохновлённой армейской униформой и официально лицензированной министерством обороны США. Пентагон впервые в своей истории дает разрешение на использование брендинга и названия U.S. Army.

Это не франшиза, а настоящая коллаборация: представители министерства проверили каждый элемент коллекции на соответствие его армейским стандартам. А часть суммы, собранной от продаж первой коллекции, будет пожертвована в пользу программы помощи военнослужащим, ветеранам и их семьям.

Текст: Григор Атанесян

СС – сокращенное название немецкого Schutzstaffel – «защитный дивидзион». Элита фашистких войск. Изначально эскадрилья была сформирована для личной защиты Гитлера, но разраслась до руководящей военной организации. И униформа для СС разрабатывалась тщательно, а выглядела устрашающе. Эсэсовцы носили черную форму с бриджами и высокими до колена сапогами, коричневые рубашки с черным галстуком, черные фуражки с кокардой в виде мертвой головы, и знаки различия в виде двух рун Зиг. Но при боевой подготовке выяснилось, что черная форма не пригодна для войны и была введена серая форма СС для боевых действий. Также для операций в Италии и на Балканах отряды СС были одеты в желтую форму. Вся форма постоянно претерпевала изменения и дорабатывалась на протяжении лет войны. Это многообразие нарядов требовало больших мощностей для производства униформы, а многие предприятия были заняты производством вооружения и не могли производить ничего другого. Так что обеспечение военных нужд было прибыльным делом.
В 1930 г. компания Hugo Boss (Хуго Босс) оказалась на грани банкротства. Хуго, владелец фабрики, решился и вступил в НСДАП (нацистскую партию) и сразу получил заказ на производство униформы СА, СС и Гитлерюгенда. В принципе, выбор вполне предсказуемый. Существовать вне партии было сложно, а члены получали помощь и льготы. Хотя кому-то принципы не позволили сделать такое… В 1937 г. на Hugo Boss уже работали почти сто человек. С началом Второй мировой войны, его компания была зарегистрирована, как важное военное предприятие и получила заказ на изготовление униформы вермахта. Действительно, некоторые дизайны формы SS были разработаны в компании Hugo Boss, но не самим Хуго, а профессором Karl Oberführer и дизайнером Diebitschen Walter Kech. После войны Hugo Boss быстро переключился на изготовление формы для железнодорожников и почтальонов. А в высокую моду марка вышла только в 90х годах. А в это время зародилось новое движение – Nazi chic – нацистский шик. Костюмы претерпели существенный редизайн и изготавливаются из совсем других тканей. Особенно популярны нацистские формы в Японии, где ведут активную деятельность нео-нацистские организации, а молодежь одевается в костюмы нацистов «по приколу». Жаль, что не все думают об этичности своих действий. Хотя нельзя упрекнуть людей в желании выделиться, тем более детей. Еще нацистская форма очень популярна у фетишистов, но фото не стала выкладывать по этическим соображениям. А вообще есть и довольно сексуальные образы:) Вам как, фетиш нравится? Обновлено 04/10/10 19:15 : Я веду свой блог о дизайне одежды, если кому-то интересно - смотрите в профиле. Обновлено 04/10/10 23:04 : Я НЕ одобряю ношения фашистской символики.

5 (100%) 1 vote

Hugo Boss — создатель формы для нацистов и личный стилист Гитлера

Что уж там говорить, визуальный фон нацисты создали себе великолепный: мероприятия, символика, одежда. Вспоминаю как пацаном смотрел на Штирлица в немецкой униформе — эффектно!

Несколько лет назад разгорелся скандал вокруг обнародованных фактов о причастности всемирно известного бренда «Hugo Boss» к созданию военной формы для солдат и офицеров вермахта. Знаменитого дизайнера Хьюго Босса обвиняли в пособничестве нацистам и личных связях с Гитлером. Компания даже обратилась за помощью к историкам, чтобы разобраться в этом вопросе. И хотя результаты научного исследования опровергли многие растиражированные мифы о дизайнере, компании пришлось признать факт создания униформы нацистов и принести извинения за эксплуатацию на фабриках труда военнопленных и заключенных из концлагерей.

Но вернемся к Хьюго…

В те времена имя Хьюго Босса еще не было известным брендом. Он начал свой профессиональный путь в качестве работника швейной фабрики в 1902 г. Спустя 6 лет ему в наследство от родителей перешла текстильная лавка, а в 1923 г. Хьюго Босс открыл собственное швейное предприятие – мастерскую по пошиву спецодежды, ветровок, комбинезонов и плащей для рабочих. В 1930 г. его фирма оказалась на грани банкротства. Чтобы спасти ее от разорения, он занялся пошивом униформы вермахта

Слухи о том, что всемирно известная компания «Hugo Boss» получала прибыль от сотрудничества с нацистами, появились еще в конце 1990-х гг., взбудоражили общество и стали причиной громкого скандала. В 1997 г. компания публично признала факт сотрудничества с нацистами. Поскольку это отрицательно сказалось на имидже бренда, компания спонсировала научное исследование этих фактов, которое провел мюнхенский историк Роман Кестер. В 2012 г. он опубликовал книгу под названием «Hugo Boss, 1924–1945. Швейная фабрика между Веймарской республикой и Третьим рейхом», в которой подробно изложил результаты своего исследования.

Как оказалось, Хьюго Босс действительно занимался пошивом военной формы для вермахта и получал от этих заказов большую прибыль. И на фабрике использовался подневольный труд 140 выходцев из Польши и 40 пленных французов. Однако никаких письменных свидетельств о том, что Хьюго Босс был личным портным Адольфа Гитлера, не сохранилось. Кроме того, дизайнер не участвовал в разработке эскизов и создании выкроек, а его фабрика была одной из многих, далеко не самой крупной, из всех компаний, которые занимались пошивом униформы.

Карл Дибич – дизайнер черной униформы СС

На самом деле дизайнером черной униформы СС был не Хьюго Босс, а Карл Дибич – немецкий художник, дизайнер и офицер СС, а эмблему СС в виде двух рун «Зиг» разработал художник-график Вальтер Хек. Черный цвет формы офицеров СС был призван вызывать уважение и страх, однако вскоре оказалось, что у этого цвета есть существенный недостаток: в летнее время он поглощает солнечное излучение и провоцирует обильное потоотделение. Поэтому черный цвет вскоре заменили серым, хотя черный продолжали использовать в парадном обмундировании офицеров высшего эшелона СС. Фабрика Хьюго Босса занималась только пошивом униформы, разработанной Карлом Дибичем.

На создание эсэсовской униформы Дибича вдохновила форма прусских *Гусар смерти*

А вот то, что Хьюго Босс сотрудничал с нацистами не по принуждению, а в силу личных убеждений, подтвердил даже его сын. В 2007 г. Зигфрид Босс публично признал то, что его отец был членом нацистской партии и так прокомментировал этот факт: «А кто не был ее членом в то время? Вся промышленность работала на нацистов». Еще в 1931 г. дизайнер добровольно вступил в Национал-социалистическую рабочую партию НСДАП и сам был убежденным нацистом. Это стало главной причиной, по которой его фабрика была зарегистрирована как важное военное предприятие и получила крупный заказ на пошив униформы вермахта. Немецкий историк Хеннинг Кобер утверждает, что все представители руководства компании «Hugo Boss» были нацистами и сторонниками Гитлера.

По окончании войны фабрика вновь занялась изготовлением спецодежды для почтальонов, полицейских и железнодорожников. А ее владельца судили, он избежал тюрьмы, но был приговорен к выплате штрафа в размере 100 тысяч марок. Правда, позже Хьюго Босс был частично реабилитирован, а его статус изменили: из «обвиняемого» он превратился в «сочувствующего». В 1948 г. дизайнер ушел из жизни в возрасте 63 лет. Его компания стала всемирно известным брендом уже после его смерти.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции